РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ
г. Саранск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1»
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ:
Танец «ПОЛЬКА» для детей 7 лет
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Сяфукова И. В.
г.о. Саранск
Тема: Танец «Полька»
Цель занятия: Научить учащихся исполнять «польку» и отличать музыку танца от других музыкальных направлений, а также расширить знания о жанре «танец».
Задачи занятия: Разучить основные движения «польки», познакомиться с музыкальным размером танца, воспитывая вежливое отношение между партнёрами.
Для занятия понадобится:
Для педагога - мелок белый, резинки двух цветов, аппаратура, фонограмма, слайды для показа наглядного материала.
Для девочек – чёрный гимнастический купальник с юбочкой, балетки, коврик
Для мальчиков – чёрные эластичные брюки, белая футболка, балетки, коврик.
План занятия:
Вводная часть занятия. Приглашение детей в зал под музыку «Полька» И. Штрауса. Просмотр видео ряда разнообразия танцевальных направлений в музыкальном сопровождении; классического, народного, бального, современного танцев. Подробнее останавливаясь на танце «Полька», обращая внимания на музыкальный размер 2/4, 4/4.
Основная часть занятия. Расстановка учащихся по линиям в шахматном порядке. Разминка на середине зала под музыку:
Маршировка на месте;
Упражнения для улучшения гибкости шеи;
Для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, подвижности плечевых и локтевых суставов, а также кистей рук;
Упражнение для улучшения подвижности и гибкости позвоночника;
Для улучшения подвижности коленных и голеностопных суставов, укрепления мышц голени и стопы.
3. Игра «Жуки и бабочки».
Педагог раздаёт резинки двух цветов, которые одеваются на правые руки (у кого белые, нужно встать во внешний круг, а у кого красные – во внутренний круг).
4.Изучение основных движений танца «Полька».
Прыжок «соте»;
Приставные шаги;
Ритмичные похлопывания в ладоши;
Подскоки;
Постановка детей в общей круг держась за руки;
Постановка в пары;
Движение по кругу с остановкой в нужном месте конкретной паре.
5. Разучивание танца «Полька» по частям:
1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «Соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки.
6. Заключительная часть занятия.
Исполнение танцевальной композиции «Полька», подведение итогов, поклон, аплодисменты.
Ход занятия:
Заходят учащиеся под музыку и встают в три линии в шахматном порядке. Происходит приветствие детей и руководителя поклоном.
Педагог: «Танцы в XXI век,
Любит каждый человек.
Танцевальная наука!
Это что ещё за штука?
Где её преподают?
Ребята, давайте вспомним, на каких трёх китах основана музыка? Песня - самый важный «кит». Песня всегда мелодия, напев. В мелодии – «душа музыки», в том числе и танцевальной, и даже музыку марша можно напеть. Марши встречаются при разных жизненных обстоятельствах; на праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях и т. д.
А танец – это способ выразить своё настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Танцы бывают разные по характеру. Это может быть и плавный «Вальс», и весёлая задорная «полька».
Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.
Дети, какие виды танца вы знаете?
Учащиеся: Отвечают на вопрос.
Педагог: Сейчас я вас познакомлю, посмотрите.
Включается видеоряд:
-«Классический», самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец, который сочиняет хореограф.
- «Народный танец» выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец, который сочиняет сам народ.
- «Бальный танец» - танцевали на балах.
- «Современный танец» - родился в XX веке, изменилась музыка, изменился и танец.
Педагог: А вы мне сможете изобразить, как нужно двигаться в перечисленных танцах?
Учащиеся: Да, сможем!
Педагог: Хорошо. Сейчас я включу музыку, а вы будете импровизировать.
Включается музыка; «классическая», «русская народная», «мордовская», «вальс», «современная попса». Учащиеся импровизируют.
Педагог: Все молодцы. Сегодня на занятии мы научимся танцевать весёлый и распространённый танец «Полька».
А вы знаете где «зародился» этот танец?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Родиной этого танца является Чехия. Существует «полька»; венгерская, немецкая, шведская, финская, «полька-галоп», «мазурка». Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. Мы будем танцевать парами!
Прослушайте музыкальный размер танца «полька» 4/4, 2/4 (прохлопывает педагог в ладоши ритм). Давайте прохлопаем вместе. (Прохлопывают учащиеся с педагогом музыкальный размер). А теперь прослушаем музыку для нашего танца «полька», композитора И. Штрауса.
Включается музыка.
Педагог: Прежде чем мы перейдём к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наши мышцы, т.е. сделать разминку. Развернитесь лицом к зеркалу, чтобы смогли себя увидеть. И так друзья начнём.
« Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!»
Разминка:
1. Марш на месте;
2. Повороты, наклоны головы;
3. Поднимание плеч;
4. Работа локтями и кистями;
5. Наклоны и повороты в сторону, вперёд и назад;
6. Перекаты с носка на пятку;
7. Подъём на полу пальцы две ноги, попеременно.
Партерная гимнастика на ковриках:
1.Сидя на полу поднимаем ноги по очереди;
2. Наклоны вперёд сидя в позе «лотоса»;
3. «Бабочка»;
4. «Ножницы» лежа на спине;
5. «Лодочка с веслом»;
6. «Корзиночка».
Педагог: Молодцы! Пока вы складываете за собой коврики, я расскажу что мы будем делать дальше.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Жуки и бабочки». Нужно запомнить кто стоит рядом с вами и не забыть своего места от куда вы «прилетите». Потому что вы бабочки и жуки летающие над своими цветами. Тут неожиданно появляется тучка. И вы летите на свой цветочек прятаться.
Ну, начали! (включается музыка).
Педагог: Молодцы! «Теперь наберёмся терпения,
Перейдём к изучению движений,
Движения танца просты, посмотри и повтори!»
(Педагог раздаёт учащимся резинки двух цветов, которые одеваются на правые руки.)
Педагог: Внимание! У кого резинки белого цвета – внешний круг (девочки), а у кого красного цвета – внутренний круг (мальчики).
А пока дети, встаньте на свои места в две линии, в шахматном порядке.
Начнём! Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку (Музыкальная фраза №1).
Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте». Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом друг к другу. Отработка движения под музыку (Музыкальная фраза №2).
Далее: приставные шаги. Добавляем хлопки и исполняем комбинацию: приставные шаги + хлопки. Соединяем все движения вместе: прыжки, приставные шаги, хлопки. Отработка движения под музыку (Музыкальная фраза №3).
Педагог: Ну что, запомнили?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг, возьмёмся за руки и «растянемся», встав друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Теперь повернёмся по кругу и исполним под музыку подскоки.
Включается музыка.
Педагог: Молодцы!
Педагог ставит детей в пары. Отмечает место остановки пары цветным мелом.
Педагог: Ребята, сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:
1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки;
4 часть – подскоки;
5 часть – прыжок «соте».
Включается музыка.
Педагог: «Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы станцуем всё сначала,
А потом – наоборот!»
Теперь дети, соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.
Включается музыка.
Педагог: Молодцы!
Ребята, какие вопросы будут ко мне?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: У меня к вам есть ещё вопросы. « Польку» танцуют только в быстром темпе?
Педагог: Отвечают.
Очень быстро,
Умеренно,
Спокойно,
Медленно.
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие.
Скажите пожалуйста, какой сегодня танец мы научились танцевать?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Какая страна является родиной «Польки» ?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Какие стили танца вы узнали?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Какие предметы помогают нам?
Учащиеся: Отвечают.
Педагог: Вы молодцы! Были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами. Встали все на поклон.
Педагог: Спасибо за занятие.
Список источников:
1.Большая биографическая энциклопедия/ СПб.: 2009. - 607с.
2. Германов В. Г. Танцевальный словарь. Танцы балов и дискотек // В. Г. Германов – М.: 2009.- 356с.: ил.
3. Худеков С. Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал/ С. Н. Худеков – М.: Эксмо, 2010. – 544с.: ил.
4. Dancedancer.ru/index/polka/0-28
5. Studopedia.ru/3 180457 opisanie tantsa.html
Приставной шаг
Подводящее упражнение к шагу галопа. Может выполняться вперед, назад, в сторону, сноска и на носок.
И.П. – правая нога впереди, руки на поясе.
1 – скользя правым носком вперед по полу, шаг на всю стопу, левая - сзади на носке.
2 – скользящим движением по полу приставить левую в И.П.
Методические указания:
Движение всегда начинают с одной ноги, а заканчивают другой. Шаг левой ногой – приставить правую.
Шаг галопа
Выполняется вперед, назад и в сторону. Начинается он скользящим движением ноги вперед или в сторону с легким сгибанием ног в коленях, затем следует толчок и отрыв от пола. Приземление бесшумное, перекатом с носка, мягко сгибая колени.
1. Повторить приставной шаг.
2. Выполнить приставные шаги в ускоряющем темпе, затем добавить подскок в момент приставления ноги.
Методические указания:
Шаг начинается с одной ноги, а приземление происходит на другую ногу. Туловище вперед не наклоняется, сохранять хорошую осанку, голову чуть приподнять.
Переменный шаг
Подводящее упражнение к шагу польки. Он состоит из двух шагов: приставного шага и шага с впереди стоящей ноги. Следующий переменный шаг выполняется с другой ноги.
И.П. – правая нога впереди.
1 – 2 приставной шаг с правой ноги вперед
3 – шаг правой вперед, левая - сзади на носке
4 – левую скользящим движением по полу (слегка разгибая) разогнуть вперед – книзу. Тоже с другой ноги.
Последовательность обучения:
1. Повторить приставной шаг.
2. Выполнить переменный шаг вперед в медленном темпе, без музыки.
3. В нужном темпе и под музыку.
Методические указания:
Шаги выполняются с носка. Ногу приставляют в 3 позицию движения ног, сопровождают движением туловища и головы (с какой ноги выполняют шаг, в ту же сторону поворачивают голову и плечи).
Шаг польки
Это переменный шаг выполняется легкими прыжками.
И.П. – 3 позиция ног. Правая - впереди, руки на поясе.
«и» - небольшой поскок на левой, правая вперед – книзу
1 «и» - приставной шаг вперед с правой, выполненный чуть заметным прыжком.
2 – небольшой шаг вперед правой.
«и» – небольшой прыжок на правой, левую вперед – к низу.
То же с другой ноги.
Последовательность обучения:
1. Повторить переменный шаг.
2. Выучить поскок.
3. Соединить поскок с переменным шагом.
4. Выполнять шаг польки в медленном темпе, а затем в нужном темпе и под музыку.
Методические указания:
Полька выполняется легко, изящно, обязательно выполнять повороты головы в сторону шага. Музыка: «Полька Янка»
Шаг вальса
Вперед, назад, в сторону и с поворотом кругом. Вальсовый шаг вперед и назад исполняют тремя небольшими шагами.
1 шаг – перекат с носка на всю стопу, слегка сгибая колено, делают на сильную долю такта.
2 и 3 шаг - на носках.
Притопы – одно из основных движений, соответствует веселой, плясовой музыке – энергичные сильные притопы, следует поднимать ногу выше и быстрее, а опускать чуть тише. Колено опорной, ноги должно слегка пружинить.
Притопы одной ногой – активизируют детей при повторении пляски менять ногу. Чтобы не выносили ногу далеко вперед, руки ставить на пояс кулачками.
Притопы двумя ногами попеременно – это быстрые топчущие шаги на месте. Колени должны сгибаться, корпус держать прямо – музыка задорная, шутливая.
Переменные притопы – делаются то одной, то другой ногой с приставлением топнувшей ноги, обратно к опорной: на «раз» топнуть ногой впереди себя, на «два» приставить ногу к ноге, потом то же с другой ноги. Корпус во время движения необходимо держать прямо.
Выставление ноги на пятку или на носок – нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх задорно и весело. На носок нога мягко выставляется вперед, подъем выпрямляется. Ногу выставлять недалеко от опорной, чтобы не переносить тяжесть тела на выставленную ногу.
Прыжки с выбрасыванием ног вперед – делать очень сильными, при движении корпус должен быть спокойным, чуть откинутым назад. Руки на поясе или скрещены на груди, носок слегка повернуть наружу.
Боковой галоп – характер движений полетный, легкий правая нога поднимается выше и опускается на пол с легким ударом, прыжок делается сильнее и выше.
Шаг с притопом на месте. На «раз» делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой. На «два» притоп правой ногой впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела. Затем на «раз» шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой, на «два» - притоп левой впереди правой, и все повторяется с начала. Акцент движения при этом падает на притоп (на «два»).
Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Носит задорный характер и очень нравится мальчикам. Представляет собой пружинящее полуприседание и выпрямление ног на счет «раз-и», на «два» правая нога выставляется вперед на пятку, носок весело «смотрит» вверх, левая остается прямой, корпус слегка откинут назад. Снова на счет «раз» правая нога одновременно с полуприседанием приставляется к левой, на «два» выставляется вперед левая нога.
Звонкие ладошки. Хлопки в ладошах используются во многих играх и плясках, часто являясь основным движением танца. По своему выразительному значению они близки к притопам. Следует с самого начала обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов игры или пляски. Дети должны уметь хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой. Складывают на груди или ставят на пояс кулачками. Их можно отвести слегка в стороны, ладонью вперед. Встречаются хлопки, передающие ритмический рисунок музыки. В таких случаях не следует показывать ребенку ритм хлопков, а надо предоставить ему возможность самому найти его. Вариантов хлопков может быть множество. Желательно каждому дать название, чтобы наполнить движение эмоциональным смыслом.
«Колокола» - активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.
«Колокольчики» - мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.
«Тарелочки» - скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх.
«Ловлю комариков» - легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.
«Бубен» - хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.
«Подушечка». Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками впереди и сзади корпуса.
«Вертушки». Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.
Маховые движения
«Ветерок» - перекрестные движения рук над головой. В работе участвует плечо, предплечье, кисть.
«Ленточки» - попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.
«Волна» - плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичного движения плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую, плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
«Поющие руки». Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются навстречу друг другу, словно «собирая» перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад. Исходное положение ног естественное. На «раз» носки соединяются, пятки разводятся в стороны, на «и» пятки соединяются, а носки разводятся в стороны и т.д. Соединяются по очереди то носки, то пятки. При движении вправо, соединяя носки, надо опираться на пятку левой ноги и на носок правой. При движении влево – наоборот.
Попробуем вместе разучить некоторые основные движения польки, которые используются во многих бальных и народных танцах. Этот танец часто включается в репертуары детских бальных и хореографических коллективов.
Шаг с подскоком
Самым характерным для польки движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Кроме па польки, в танце также используется па галопа, оно чаще исполняется в стремительном продвижении по линии танца. Для того чтобы исполнять подскоки легко и воздушно, попробуйте потренироваться в исполнении составных движений подскока:Подъем на полупальцы исполняется на две четверти такта. На «и» затакта сделайте небольшое приседание; на раз резко выпрямите колени и поднимитесь на полупальцы; на «два» мягко опуститесь и расслабьте колени.
Сгибание ноги исполняется на одну четверть такта. На «и» затакта расслабьте колени; на «раз» выпрямите колено левой ноги, а правая нога сгибается в положении у щиколотки; на «и» – правую ногу поставьте в позицию с подушечки на всю ступню. После этого колени расслабьте.
При исполнении этого движения следите, чтобы колени были расслаблены только после последнего опускания каблука на пол. В положении на полупальцах ступня должна касаться пола всей плоскостью подушечки; а корпуса должен сохранять прямое положение.
Переступания
Исполняются на один такт. На «и» затакта согните правую ногу и подъем на полупальцы левой ноги; на счет «раз» нужно сделать шаг правой ногой на месте; потом на счет «и» – шаг левой ногой на месте; на счет «два» – шаг правой ногой на месте; на «и» левую ногу опустите в позицию. Переступания исполняются попеременно с правой ноги и с левой ноги, а также с продвижением. При этом первый шаг исполняется вперед, вправо, влево или назад. Второй шаг исполняется как шаг-приставка.Исполняя те же самые три шага и встав в ту же самую позицию со своим партнером, попробуйте исполнить танец польку, шагая вправо или влево. Такая техника сделает вашу польку более задорной и ритмичной. Пробуйте танцевать по направлению вперед и назад, по квадрату, а затем вновь вперед и назад.
- Не теряйте осанки. Сохраняйте ноги в положении по направлению к вашему партнеру, просто передвигая их вправо или влево. Ваша спина должна оставаться прямой, руки поднятыми. Оставьте работу для ног.
Начните кружиться в танце. Зачем? Чтобы сделать его более завораживающим. Вы уже попробовали танцевать польку справа налево и вперед назад. Самое время для вращений. Ведущий в танце решит, в какую сторону паре следует вращаться, направо или налево:
- Начните танцевать простую польку. Через один или два такта ведущему следует начать вращение по направлению влево. Для поворота влево следует начинать вращение в противоположную сторону. Полный оборот в 360 градусов должен быть выполнен в 4 счета. Попробуйте сделайте несколько оборотов подряд!
- Если вы танцуете по направлению в сторону, сделайте оборот на 180 градусов в два счета, затем смените направление и повторите поворот. Если в танце ведете вы, вы можете вращать своего партнера снова и снова. Главное, смотрите, чтобы голова не закружилась!
Делайте повороты, не меняя положения туловища. При повороте каждый из партнеров должен повернуть ступню ноги ближайшей к скрепленным с партнером рукам на 90 градусов. При этом положение вашего туловища должно оставаться недвижимым.
- Если вас данный жест приводит в смятение, подумайте о танго. В этом танце партнеры стоят напротив друг друга, туловище выпрямлено и недвижимо, в то время, как ноги начинают двигаться в сторону. В польке та же суть, но с чуть меньшим количеством выпадов.
Добавьте легкие прыжки. При исполнении танца в выше описанной позиции вашим ногам ничего не мешает, и вы свободно можете добавить к танцу несколько легких прыжков. Если же ваши ступни не развернуты для движения в сторону, а направлены к вашему партнеру, вы можете столкнуться коленями при попытке прыжков.
- Помните о высоких подскоках на уроках физкультуры в школе? Так вот, в польке нужно выполнять именно такие прыжки, только с чуть большим воодушевлением. На счет 1 и 3 добавьте легкий подскок к вашим шагам. Вам точно понравится, как только вы немного попрактикуетесь!
Переключайте ноги. Двигаясь в сторону, вы можете менять очередность ног. Так как им ничего не мешает впереди, как вы, так и ваш партнер, можете начать шагать с внешней или внутренней ноги. Это поможет создать интересный узор танца.
- Хотелось бы уточнить лишний раз, что вариация ног допускается только при движении в сторону. Если ваши ноги смотрят друг на друга, и вы двигаетесь вперед назад, смена ног не самая лучшая идея, иначе вы рискуете остаться без колен.
Разучивание шага польки
Белово
Наш адрес:
Г.Белово
Кемеровская область,
ул Советская 44,
тел . +7 38452 229-96, +7 38452 240-83.
e-mail: dtdm_ belovo @ mail .ru
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П.
города Белово»
Разучивание шага польки
Белово 2017
Составитель:
Т.Ю. Ахметова , педагог дополнительного образования МБУДО ДТДиМ города Белово
Рецензент:
Е.А. Путина, методист МБУДО ДТДиМ города Белово
Р17 Разучивание шага польки [Текст] : методическая разработка/ составитель Т.Ю. Ахметова.– Белово: МБУДО «ДТДиМ г.Белово», 2017. - 17 с.
Методическая разработка занятия содержит сценарий занятия по хореографии, который будет полезен педагогам дополнительного образования, хореографам для разучивания основ танца «Польки».
Танец – древнейший вид народного творчества. Танцем народ передавал свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизни.
Систематические занятия танцами в игровой форме развивают творческие и физические способности, вырабатывают красивую осанку. Хореография и ритмика хороши тем, что в отличие от спорта, не оставляет мысли о физической тяжести упражнений, а дают эмоциональную нагрузку, которая влияет на формирование хорошего настроения, положительных эмоций, ощущения радости, и самое главное – дает возможность ребенку раскрепоститься в танце и игровых зарисовках.
Используя элементы танца в игре, с легкостью можно разучить движения и на их основе в дальнейшем подготовить детей к хореографии.
По́лька это быстрый , живой среднеевропейский танец . Музыкальныйразмер польки . Полька появилась в середине в (современная Чехия ), и с техпор стала известным народным танцем .
Название танца произошло от чешского слова půlka , означающего « по-ловинный шаг », поскольку ритмпольки требует быстро переступать с ноги на ногу . Используя для детей дошкольного возраста быстрые движения, позволит заинтересовать и вовлечь их на занятиях.
Тема: Разучивание шага польки.
Тип занятия
Вид занятия : практическое.
Цель: разучивание танца «Польки».
Задачи:
познакомить учащихся с историей
Методы обучения по характеру познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом : объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации учебного процесса :
коллективное взаимодействие.
Оборудование :
Технические средства обучения: магнитофон с записями музыкальных произведений, ноутбук.
Межпредметные связи : музыка, физкультура, литература.
Краткая характеристика группы: количество детей в группе 14 человек в возрасте 5-6 лет.
План занятия:
1.Организационный момент, разминка. (7 минут).
2.Ознакомление с новыми знаниями и способами деятельности. (15 минут)
3. Закрепление полученных знаний и умений. (6 минут)
4.Подведение итогов занятия. (2 минуты).
Ход занятия
Организационный момент - 7 минут
Приглашение детей в зал, расстановка по местам – поклон (вначале девочки, затем мальчики) . Разминка на середине зала.
Комплекс упражнений для разминки
Общеразвивающие упражнения в движении:
а) ходьба на носках, руки на поясе;
0,5 круга
Спина прямая, смотреть в затылок друг друга, плечи развернуты назад. Поточный метод.
б) ходьба на пятках, руки за спиной;
0,5 круга
Соблюдение правильной осанки.
Соблюдение дистанции (вытянутой руки)
в) ходьба на внешнем своде стопы;
0,5 круга
Спина прямая
г) ходьба на внутреннем своде стопы;
0,5 круга
Руки на поясе, спина прямая
д) ходьба с перекатом с пятки на носок;
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами одновременно
е) руки вперед, в полуприседе;
0,5 круга
Восстанавливаем дыхание
ж) ходьба в полном приседе;
0,5 круга
Руки на колени, спина прямая
з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед.
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами, руки на колени
Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег.
5 кругов
Соблюдать дистанцию вытянутой руки
Общеразвивающие упражнения на осанку:
1. И. п. - лечь на спину, опереться локтями о пол. Опираясь на затылок, локти и ягодицы, возможно больше прогнуться и возвратиться в исходное положение.
5-6 раз
Прогнуться в спине
2. И. п. – упор, сидя на пятках, «Волна» туловищем: согнув руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника, затем, разгибая ноги и касаясь грудью пола, перейти в упор лежа. Возвратиться в исходное положение.
5-6 раз
Больше прогнуться в грудном отделе позвоночника
3. И.п. - встать на четвереньки. Выгнуть спину возможно выше кверху, втянув в себя живот, не отрывая ладони и колени от опоры. Медленно вернуться в исходное положение.
5-6 раз
Выгнуть спину
4. И. п. - то же, что и в упражнении 3. Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу, руки при этом не сгибать, на пятки не садиться.
5-6 раз
Прогнуть спину, опустив живот возможно больше книзу
5. И. п. - ноги врозь. Прогибаясь назад, опуститься в мост.
2-3 раза раз
Прогнуться назад
Комплекс подводящих упражнений:
1. Приставные шаги вперед, в сторону и назад
2-3 раза
Носок оттянуть
2. Переменные шаги вперед, в сторону и назад
2-3 раза
Носок оттянуть
3. И. п.- правая вперед на носок, руки на пояс. Небольшой прыжок на левой ноге, слегка приподнимая правую над полом.
2-3 раза
Следить за вытянутым положением ноги
4. И. п. - то же. «И». Небольшой прыжок на левой ноге, правая вперед-вниз. 1 - 2. Шаг на правую ногу, левая сзади на носке. 3-4. Шаг назад на левую ногу, правая вперед на носок.
2-3раза
Смотреть вперёд, не наклоняться
5. И. п. - о. с, руки на пояс. Повторить упражнение «4», возвращаясь в и. п. на счете 3-4
2-3 раза
Носок оттягивать
6. И. п. - III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И». Небольшой прыжок на левой, правая вперед-вниз. 1 - «и». Приставной шаг с правой ноги. 2. Шаг правой, левая нога сзади на носке. «И». Небольшой прыжок на правой ноге, левая нога вперед - вниз. 3- «и» - 4.
2-3 раза
Перестроения на месте:1.Перестроения из одной шеренги в две. После предварительного расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1).
2 раза
По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу.
2. Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся! Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).
2 раза
По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров.
3..Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) Стройся!"(рис. 3).
2 раза
Действия обучающихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три
Ознакомление с новыми знаниями и способами деятельности
15 минут
Использование на занятиях ритмики элементов народных танцев развивает координацию движений, воспитывает умение сохранять в движении красивую осанку и содействует поднятию эмоционального состояния занимающихся.Pulka – половинка).
Обучающиеся стоят в шеренгах в шахматном порядке. Исходное положение: ноги в первой позиции, руки кладут на пояс.
Такт 1. Выдвинуть правую ногу на носок вперёд и вернуться в исходное положение.
Такт 2. Выдвинуть вперёд на носок левую ногу.
Такт 3 - 4. Сделать на глубоких полуприседаниях, разведя колени в стороны.
Такт 5 - 8 . Повторить движение тактов 1 - 4.
Такт 9 - 10 . Выдвинуть правую ногу на носок в сторону (движения повторить дважды).
Такт 11. Описать носком правой ноги полукруг вперёд в сторону - назад.
Такт 12. Описать носком правой ноги полукруг в обратном направлении (назад в сторону – вперёд).
Такт 13 - 16 . Повторить движение тактов 9 - 12 левой ногой.
Такт 17 - 18. Подняться на высокие полупальцы, переводя руки в третью позицию, приподняв голову. Движение выполняется дважды.
Такт 19 - 20 . Опускать руки в стороны в низ, одновременно встряхивая кистями рук, выполняя мелкие движения (одно встряхивание на восьмую долю).
Такт 21 - 28. Повторить движение тактов 1 - 8
(выдвижение ног на носок попеременно вперёд и два полуприседания).
Шаг польки - это переменный шаг, выполненный легкими прыжками. Различают шаги польки вперед, назад и с поворотом кругом.
Шаг польки вперед
ТактСчет
Описание
«и»
небольшой подскок на левой ноге, правая нога вперед вниз
Шаг правой ногой, левая нога сзади на носок
«и»
приставить левую в Ш позицию сзади
Шаг правой ногой, левая нога сзади на носке
«и»
Небольшой подскок на правой ноге, левую вперед-вниз
1 – «и» -2- «и»
То же с другой ноги
Шаг польки назад
И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс
ТактСчет
Описание движения
«и»
Небольшой подскок на правой ноге, левая нога назад - вниз
«и»
Приставной шаг с левой ноги назад
Шаг левой ногой назад, правая нога вперед на носок
«и» -2 - «и»
Повторить движения счета с правой ноги
Шаг польки с поворотом кругом
И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс.
ТактСчет
Описание движения
“и”
Небольшой подскок на левой ноге, правая нога вправо книзу
«и»
Приставной шаг вправо
Шаг правой ногой вправо, левая нога в сторону на носок
«и»
Поворот направо кругом с небольшим подскоком, согнутую левую ногу скользящим движением разогнуть в сторону
1- «и» -2- «и»
Повторить с левой
Во время исполнения упражнения следует следить за осанкой; спина должна быть абсолютно прямая. Выполняя полуприседания, стараться разводить колени в стороны как можно шире. В такте 19, начиная встряхивать кистями, повернуть их тыльной стороной друг к другу, затем они поворачиваются вниз (встряхивать почти одним пальцем), движение непрерывное, руки одновременно опускаются через стороны вниз, затем кладутся на пояс в такте 21.
В польке назад приставные шаги выполняются шагом галопа (также, как и в польке вперед). Тело поворачивают в сторону одноименной ноги, делающей шаг назад, голова поворачивается в обратном направлении.
3. Закрепление полученных знаний и умений 6 минут
Игра
Правила игры: 1) нельзя отталкивать играющих во время захвата мячей; 2) нельзя хватать мяч до сигнала педагога. Игроки, нарушившие правила, получают штрафное очко.
Для игры требуются мячи и обручи. Посередине зала чертится коридор шириной 0,5 м. По обе стороны от него на расстоянии 30см лицом друг к другу строятся играющие. Одна шеренга -команда 1, другая -2. Перед каждой командой проводится черта. Посередине коридора в одну линию ставятся мячи (7 штук при 14 играющих).
Описание игры: по команде педагога играющие, взявшись за руки, выполняют следующие движения: четыре шага польки вперед и восемь подскоков назад. Движения повторяются до тех пор, пока не раздастся сигнал руководителя (свисток). Услышав сигнал, каждый должен взять мяч и убежать за черту своей команды. Команда, набравшая большее количество мячей, получает балл, после чего мячи ставятся на прежнее место. Игра повторяется 3 раза. Победитель определяется по наибольшему количеству баллов. При наличии музыки сигналом для захвата мячей служит ее прекращение.
Набор движений:
Шаг польки назад;
Шаг польки вперед;
Шаг польки с поворотом кругом.
Педагог: Вопросы для закрепления знаний:
Почему танец назвали Полькой?
Сколько тактов существует в Польке?
Ответы на вопросы:
Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги (чешск. Pulka – половинка).
В танце Полька существует 28 тактов.
Подведение итогов занятия, 2 минуты
Ребята, сегодня на занятие мы с вами изучили элементы чешского танца «Полька».
Перед вами корзинка со звездочками синего и красного цвета, пожалуйста, если вам понравилось сегодняшнее разучивание танца «Польки», то возьмите красную звездочку, а если нет, то синюю.
Педагог: вот пришло время прощаться, давайте встанем на свои места и попрощаемся, с помощью поклона.
Поклон.
Список используемой литературы
:
1. Бухвостова, Л.В. Композиция и постановка танца [Текст]: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина.- Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2002.-160 с.
2. Бухвостова, Л.В. Мастерство хореографа [Текст]: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина.- Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2004.-144 с
3. Бурцева, Г.В., Байкова, А.П. Стили и техника джаз-танца [Текст]: учебное пособие / Г.В.Бурцева, А.П.Байкова.-Алтайский государственный институт искусств и культуры.-Барнаул, 1998.-115 с.
4. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика танца [Текст]: учебное пособие / А.И. Буренина, 2014. -132с
Самоанализ занятия
На занятии присутствовало 14 человек, возраст обучающихся: 5-6 лет.
Тип занятия : Учебное занятие, изучения и первичного закрепление новых знаний и способов деятельности.
Вид занятия : практическое – занятие.
Цель: разучивание с учащимися базовых элементов классического танца «Польки».
Задачи:
познакомить учащихся с историей классического танца «Польки» и его музыкальным размером;
способствовать развитию у учащихся музыкального слуха, памяти и внимания;
создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к традициям народов мира.
Материал занятия был актуален для формирования в детском объединении атмосферы сотворчества и привлечения детей к занятиям ритмики.
От занятия я ожидала следующие результаты :
учащиеся познакомились с элементами танца «Полька»;
у них были сформированы первичные умения исполнения элементарных танцевальных движений;
была создана комфортная обстановка на занятии, атмосфера доброжелательности и сотрудничества;
занятие с элементами игры обеспечило положительную устойчивую мотивацию.
Учебный материал занятия способствовал созданию условий для развития устойчивого инте реса к обучению танцами и развитию творческих способностей учащихся .
Структура занятия была оптимальной, соответствовала возрастным особенностям и развитию учащихся, а также их интересам. Временной интервал был достаточным для реализации каждого этапа занятия.
Организация деятельности учащихся на занятии помогла достичь развивающие и воспитывающие цели занятия. Учащиеся активно сотрудничали с педагогом, были заинтересованы, дисциплинированы, доброжелательны, тянулись к педагогу. Выбранная форма организации занятия обеспечила поддержание познавательного интереса и активности детей на протяжении всего занятия.
Все учащиеся были вовлечены в совместную деятельность и сотрудничество с педагогом.
В ходе занятия применялись следующий метод и прием: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный метод. Использовались приемы показа и стимулирования словесным поощрением . Сочетание данных методов и приемов было оптимальным и обоснованным, соответствовало содержанию занятия, что способствовало закреплению знаний и выработки у детей танцевальных умений.
Подобранная музыка соответствовала предлагаемым заданиям, а технические средства были эффективны и оказали всестороннее содействие усвоению темы занятия и созданию его положительного эмоционального фона.
Учащиес я на занятие проявили способность сосредоточиться на кон кретном задании и смогли твор чески применить полученные знания при выполнении практической работы, в игре. Задание выполнили правильно, в результате чего получили навык исполнения выученных движений, проявляя положительные эмоции и заинтересованность .
Учебно - методическое
Разучивание шага польки
Методическая разработка
Редактор Т.Ю. Ахметова
Дизайн обложки Т.Ю. Ахметова
Отпечатано в МБУДО ДТДиМ г. Белово