Система Кадочникова: взгляд со стороны. Идеология системы рукопашного боя

Если вы хотите с полного нуля быстро овладеть боевыми алгоритмами эффективной самообороны, то Система Кадочникова - лучший выбор для Вас. Однако, прежде чем начать на практике овладевать боевыми навыками эффективной самообороны, в основе которой - методики «умного и хитрого» воздействия на противника, а не грубая физическая сила, вам необходимо хорошо усвоить некоторые вещи. В первую очередь понять, что реальная эффективная самооборона в корне отличается от спортивных единоборств и боевых искусств.

Вы знаете, что Система Кадочникова в корне отличается от всех существующих боевых искусств и единоборств, проста и доступна в освоении. В этой статье мы покажем вам семь основных принципиальных отличий Системы Кадочникова от любых видов спортивных единоборств.

Зная эти семь главных отличий вы без труда сможете определить, какая программа обучения подходит именно для вас и будете знать, какой результат вы получите после обучения.

ПЕРВОЕ и очень важное отличие касается психической подготовки. Система Кадочникова готовит вашу психику к эффективной работе в экстремальных ситуациях, когда жизни и здоровью угрожает опасность.

Любое спортивное единоборство готовит человека к участию в соревнованиях, где жизни и здоровью не угрожает опасность. За это отвечают судьи, врачи, тренер спортсмена, в зале, где проводятся соревнования присутствуют зрители и болельщики.

Естественно, уровень нервно-психического напряжения в таких условиях совсем не тот, когда, например, вам нужно бороться за свою жизнь и здоровье на плохо освещенной безлюдной улице, да еще и против нескольких, а не одного, нападающих, каждый из которых может быть вооружен палкой, ножом или кастетом.

Самым наглядным индикатором этих отличий является пульс. У подготовленного спортсмена в условиях соревнований пульс редко выходит за границы 140-145 ударов в минуту.

В условиях экстремальной ситуации у любого человека, не прошедшего специальную подготовку, пульс моментально подскакивает до 180, а то и до 200 ударов в минуту. И спортмен, который уверенно действует в условиях соревнований, также беспомощен и подвержен страху в условиях, когда жизни и здоровью угрожает реальная опасность.

Когда рядом нет судей, тренера и ему нужно бороться не за победу с соперником, приблизительно одного с ним веса и уровня обученности, а за свою жизнь или здоровье с теми, кто скорее всего будет превосходить его по весу и численности, не по правилам, которые он хорошо знает, а по закону джунглей, где лучшими приемами считаются самые коварные и жестокие.

Как же реагирует наш мозг и тело, когда человек оказывается лицом к лицу с реальной опасностью?

Наш мозг, встретившись с угрозой для жизни, резко сокращает масштаб и объем информации, которую нам надо обработать. Вот почему большинство из нас, оказавшись в стрессовой ситуации слишком возбуждаются.

Перейдя определенную черту, наш организм перекрывает слишком много каналов поступления информации, и мы становимся беспомощными. Когда пульс переходит границу в 145 ударов в минуту - начинаются реальные проблемы управления своим телом.

Сложные двигательные способности нарушаются. Надо сказать, что диапазон, в котором мы можем эффективно работать, колеблется в пределах 115-145 ударов в минуту. Причем его верхняя граница - 140-145 ударов в минуту, оптимальна для очень тренированных людей. Для обычных людей оптимальный рабочий диапазон 120-130 ударов в минуту.

Но мы помним, что в стрессовой экстремальной ситуации наш пульс мгновенно подскакивает до 180 ударов в минуту и даже выше. Что происходит с нашим телом при этих показателях?

При 175 ударах в минуту полностью прекращается обработка информации… Передняя часть мозга блокируется, а средний мозг - та его часть, которая идентична мозгу животного (а он есть у всех млекопитающих) - активизируется и берет на себя функции переднего мозга. Визуальное восприятие сужается до минимума. В этом состоянии у людей часто опорожняется кишечник, потому что при таком экстремальном уровне опасности наш организм считает такого рода физиологический контроль не существенным для целей выживания.

В этом состоянии он сосредоточен на другом: кровь отливает от наружной мускулатуры и приливает к внутренней. Наш организм эволюционно предрасположен к этому на генетическом уровне, с целью превратить мышцы в подобие брони и сократить кровотечение в случае ранения. Но это делает нас практически неподвижными и беспомощными.

В США, например, людям советуют тренироваться в наборе 911, потому что известно очень много случаев, когда люди в экстремальных ситуациях хватались за телефон, но не могли выполнить это простейшее действие - набрать 3 цифры.

Полагаю, вы уже поняли, к каким ситуациям нужно себя готовить. Думать, что навыки, приобретенные в спортивном клубе можно с легкостью перенести на реальную экстремальную ситуацию по меньшей мере глупо, а по большому счету преступно, и в первую очередь по отношению к себе.

Объем данной статьи не предусматривает описание реальных жизненных историй, в которых люди даже с феноменальной спортивной подготовкой оказывались абсолютно беспомощными в реальной ситуации, когда их жизни или здоровью угрожала опасность.

Таких историй сотни, и при желании вы сами сможете их найти. Это и история знаменитого борца Ивана Поддубного, ставшего жертвой уличного ограбления, и история одного из основателей современного карате Масутацы Оямы, которого избили чернокожие бандиты в США (он сам ее и описал в своей автобиографии) и масса других аналогичных случаев. Возможно, у вас или ваших знакомых даже есть своя история на эу тему.

ВТОРОЕ важное отличие - это правила.

Какими бы жесткими не быди правила соревнований, они есть даже в таких видах, которые называются «бои без правил». Даже там нельзя выдавливать глаза, ломать суставы или бить в пах. Но ведь именно такие действия старается провести в первую очередь каждый человек, оказавшись в реальной рукопашной схватке.

В спорте нужна зрелищность и эффектность, в реальном бою - эффективность. Значит, цели разные. А раз разные цели, то и обучение совсем другое. Ведь на улице или поле боя исход схватки будет определять не судья в щегольской бабочке и белой рубашке, а сама жизнь рассудит, кто лучше подготовлен и обучен.

И здесь мы сталкиваемся с ТРЕТЬИМ важным отличием - содержанием и методикой обучения.

Мы помним, что в ЛЮБОМ спортивном единоборстве есть правила. Следовательно, именно эти правила и определяют, чему и как нужно обучать спортмена. В боксе - ударам, защитам от ударов, маневру, тактике боя. В борьбе - броскам и сваливаниям стоя, борьбе в партере, тактике и т. д.

Плюс ко всему нужен хороший уровень функциональной и специальной физической подготовки, без которых невозможно выполнить многие сложнокоординационные действия или выстоять пять раундов на ринге, например.

Поэтому в каждом виде спорта ОБЯЗАТЕЛЬНО есть программа многолетней подготовки, в которой все обучение и ТРЕНИРОВКА разделены на основные этапы. Начинают обучение с группы начальной подготовки, затем тех, кто справляется, переводят в учебно-тренировочные группы; затем наиболее способных переводят в группы спортивного совершенствования и лишь после этого самые одаренные переходят в группы высшего спортивного мастерства.

Овладеть техникой и тактикой любого спортивного единоборства невозможно за три или даже за шесть месяцев. Рассчитывать нужно на годы занятий. Причем обучение строится по принципу пирамиды. В основании - максимальное количество приемов и их комбинаций, которое должен изучить спортсмен. Вверху - оптимальный набор технико-тактических комбинаций, подходящий кждому конкретному спортсмену. То есть учим как можно больше на начальных этапах, но используем только 20% из этого на этапе высшего спортивного мастерства.

В Системе Кадочникова, даже если бы мы захотели пойти таким путем, мы бы все равно не смогли этого сделать. В спорте, благодаря ограничениям в виде правил, мы можем составить модель всех возможных технических действий и на основании этой модели готовить спортсмена.

В реальной жизни это невозможно, так как противник может быть один, их может быть несколько, они могут быть вооружены и т. д. - вот почему мы не можем позволить себе формирование стереотипов в виде приемов и их комбинаций. У нас есть только один выход - научить свое тело двигаться таким образом, чтобы мгновенно реагировать и работать в любой ситуации с одним или несколькими противниками, против любых видов холодного оружия. И сделать это не за годы обучения и тренировки, а в максимально сжатые сроки.

ЧЕТВЕРТОЕ отличие - объем и интенсивность физической нагрузки.

В спорте задача - вывести спортсмена на пик физической формы к главному соревнованию года. Поэтому весь цикл тренировок в течение года разбит на определенные этапы - макро- и микроциклы, сочетающие периоды больших нагрузок, восстановление после них и следующие периоды нагрузок.

Для достижения этой цели используются как педагогические, так и фармакологические средства и методы. Все это делается для достижения главной цели - победы на основном турнире года. Но к экстремальной ситуации нужно быть готовым всегда, в любое время дня и ночи.

Такие экстренные ситуации невозможно расписать в календаре соревнований или попросить гопника: «Подожди 5-7 минут, мне нужно разогреть мышцы и сделать разминку». Поэтому обучение в Системе Кадочникова организовано так, чтобы любой человек: мужчина или женщина, слабый или больной, в отличной физической форме или с одышкой после подъема на пятый этаж мог работать в экстремальной ситуации, если придется бороться с жизнь и здоровье себя самого или своих родных и близких. А это достигается тем, что мы в работе используем только 25% своей силы. Вот мы и подошли к ПЯТОМУ отличию Системы Кадочникова от спортивных единоборств.

Использовать не 100%, а 25% своей силы, чтобы эффективно работать в любом состоянии столько времени, сколько необходимо. Как работает это отличие очень хорошо показывает схема, приведенная ниже:

ШЕСТОЕ отличие больше связано с процессами мышления, чем с двигательной деятельностью.

Несмотря на то, что в спортивных единоборствах тактика имеет очень важное значение, и ее применение даже шире, чем просто тактика спортивного поединка (рассматривают и тактику соревновательной подготовки в целом), а в фехтовании, например, даже есть такое понятие как стратегическая доктрина фехтовальщика Ч она ограничена.

Наверное, вы уже догадались, чем она ограничена? Правильно. Она ограничена правилами соревнований. В нашей Системе мы не можем позволить себе даже малейших ограничений ни в тактике, ни в стратегии. Потому что вся подготовка подчинена одной цели - выжить и выполнить задачу. Для вас, например, задачей может стать дать отпор хулигану, максимально снизить фактор травматизма при этом, избежав травм и повреждений.

Для этого мы используем все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы в данный момент, принцип триединства сил (физических, духовных, интеллектуальных), межпредметную связь. У нас нет стереотипов (любых ограничений) и не должно их быть.

Ну и наконец нельзя не сказать о СЕДЬМОМ важном отличии - работе в разных средах.

Подготовка человека к работе в одной среде, в одинаковых условиях, не позволит ему работать в ситуации, где условия окажутся менее комфортными. Падение тела на мягкий ковер совсем не то же самое, что падение на асфальтм или на лестницу в обычном подъезде. Умея работать с лестницей, подготовив свое тело сглаживать ее жесткие грани, с мягким полом вы как-нибудь совладаете, а вот наоборот - вряд ли.

Мы рассмотрели семь основных отличий Системы Кадочникова от спортивных единоборств в рамках этой статьи. Отличий конечно больше.

В этом видео представлена методика рукопашного боя стиля Кадочникова. Это вид боя основал Алексей Кадочников, который окончил военное училище и является академиком Российской Академии естественных наук. Его сокурсники по военному училищу - действующие генералы армии. В данное время Алексей Кадочников со своим сыном Аркадием Кадочниковым создали международный центр рукопашного боя "Русский стиль". Подготовку по системе Кадочникова проходят военнослужащие, которые отправляются в "горячие точки" и сотрудники спецслужб России.

1. Разминка.
В разминку входят различные виды кувырков, с помощью которых отрабатывается уход с линии огня противника, а так же улучшается координация движений.

2. Приёмы.
В "Русском стиле" не принято говорить "приём". Употребляется выражение "базовый элемент". Это связано с тем, что приём представляет собой заученое однотипное действие, а в стиле Кадочникова упор делается на понимании принципов воздействия на противника. Базовые элементы только показывают правильное направление процесса тренировок и каждый боец вырабатывает свой стиль ведения боя. В этом разделе видео представлены: освобождения от различных захватов, защита от ножа, защита и нападение с применением - палки, дубинки, сапёрской лопатки, сабли, пистолета и автомата.

3. Оружие.
Детально показано устройство пистолета и автомата. Подробно изложена методика быстрого приведения оружия к боевой готовности и замены магазинов с патронами. Мне было интересно узнать из этого видео, что для стрельбы без промаха нужно вращать оружие во время его поднятия в положение выстрела.

4. Десантирование из автомобиля.
В этом разделе показаны способы десантирования из движущегося на скорости 60 км/ч автомобиля. Это же обучающее упражнение повторяется в разделе разминки.

5. Защита в автомобиле.
Этот раздел предназначен для владельцев автотранспорта. Продемонстрированы способы защиты водителя от нападения. Эта тема нужна таксистам и водителям, которые занимаются частным извозом.

Есть ещё два раздела, но они имеют ознакомительный характер.

Высшей стадией мастерства считается бесконтактный бой. Он заключается в воздействии на противника с определённого расстояния. Существует несколько способов такого воздействия: гипнотабельный, за счёт особенностей психики и с помощью воздействия на биополе человека.

Пример воздействия, основанного на особенности психики. Представим, что на вас нападает другой человек. Он заносит руку, чтобы ударить вас кулаком в лицо. Если в этот момент вы вытяните свою руку открытой ладонью вперёд и тут же начнёте отводить её обратно к себе с такой же скоростью, с которой наносит удар нападающий, то он не сможет оторваться от вашей руки и в итоге упадёт. Если всё сделать правильно, нападающий полностью теряет контроль над своим телом и будет следовать за вами как приклееный. И это только одна особенность человеческой психики.

Обращаю ваше внимание, что заниматься бесконтактным боем можно только под руководством опытного инструктора. Это связано с тем, что в случае изучения бесконтактного боя по неправильной методике, нарушается биополе человека, что приводит к возникновению онкологических заболеваний.

Изложенная в видео методика рукопашного боя стиля Кадочникова имеет исключительно практическое применение, быстро осваивается и превосходит другие единоборства.

Слово «патриотизм» имеет греческое происхождение, его корень несёт значение "Отечество".Это один из самых главных нравственных принципов, суть которого заключается в чувстве любви к родной земле, а также в готовности принести в жертву свои собственные интересы ради процветания и благополучия Родины. Более того, патриотом является тот, кто не просто гордится достижениями родного государства, но и готов защищать его от всевозможных проблем. На сегодняшний день проблема патриотизма стоит очень остро, поскольку воспитать настоящих патриотов весьма сложно.


Свой взгляд на проблему предложили братья Сергей и Виталий Тыщенко, которые разработали специальную систему под названием «ВОИН» - Воинское Отечественное Искусство.

Изначально программа была создана для воинов спецподразделений, охранников, солдат в армии, а также телохранителей. Но в дальнейшем она была немного реорганизована, и таким образом, на сегодняшний день может быть использована для работы с гражданским населением.

Суть программы состоит в том, что в первую очередь она учит технике самообороны. Чтобы освоить программу, нет необходимости обладать большим весом или силой, нужно просто иметь определенные навыки и знания и грамотно их использовать. Все занятия проводятся с учетом физиологических особенностей каждого отдельно взятого человека. Программа универсальна, если человек хорошо освоил все ее элементы.

Братья Тыщенко говорят о том, что программа имеет, в первую очередь, прикладной характер. Имея хорошую физическую выносливость и воспитав в себе силу духа, можно достойно выйти из любой сложной ситуации. Для защиты можно использовать любые предметы, которые попадутся под руку, в этом направлении не существует определенных правил. Самое главное – выжить в любой, даже в самой непредвиденной и опасной ситуации, но при этом не преступить закон.

Русский стиль включает в себя три направления – спортивное, этнографическое и военно-патриотическое. Поэтому, кроме уроков самообороны, преподаются также основы медицины, историю, юриспруденцию, касающуюся военного дела.

Самая младшая возрастная группа воспитанников системы «ВОИН» - дети 9-12 лет. Их обучают поэтапно наиболее простым приемам ведения боя. Средняя группа – подростковая – больше работает над реакцией, скоростью, выносливостью и координацией. И, наконец, те, кто постарше, изучают техники и приемы ведения боя в различных жизненных ситуациях – на улицах,в переулках, в лифте и т.д.

Филиалы школы братьев Тыщенко открыты во многих городах Российской Федерации. А самое главное, что ее взяли на вооружение боевые офицеры – спецназовцы ГРУ.

Так, например, в Самарском подразделении спецназа ГРУ подготовка по ведению рукопашного боя проводится именно по программе «ВОИН». Применение данной системы обусловлено некоторыми существенными причинами. Дело в том, что в городе, да и в стране в целом, мода на восточные единоборства привела к чрезмерному увлечению философией, искусством и культурой Азии.

В 60-70-г годах прошлого века Ощепковым, Спиридоновым и Харлампиевым были разработаны приемы самбо. Однако позже этот вид единоборства приобрел статус чисто спортивного, поэтому основные силовые и наиболее эффективные болевые приемы были исключены. Единоборство перестало развиваться. Сложилось ошибочное впечатление о том, что в России никогда не существовало ничего подобного. На самом деле, еще в древних рукописях сохранилось немало описаний различных приемов и методик. Вспомните только описания поединков российских богатырей – захваты, броски. Именно они были взяты за основу при разработке новой программы.

Система «ВОИН» имеет многоступенчатую структуру, она предназначена для решения большого количества самых разнообразных задач. Тренировки для спецназовцев представляют собой занятия по умению концентрировать волю, навязывания своей тактики боя, а также психологическую подготовку готовности дать отпор врагу. Одним из основных элементов обучения спецназа является мобильность и экономность движений.

Военная культура славян всегда была и будет загадкой для мировой общественности. Поскольку славянские народы не имели хорошего вооружения, им приходилось использовать другие методы и приемы ведения боя: организацию разведки и засад, использование условий местности, а также внезапные нападения. Они превосходили не количеством, но силой духа, умением терпеть лишения, выносливостью, использованием минимума средств для достижения поставленных целей. Все они не были утрачены, а взяты на вооружение при подготовке специальных подразделений ФСБ, ГРУ, МВД Российской Федерации. Довольно долгий период времени все боевые и специальные методы психологической подготовки держались в строжайшем секрете. Их знали только те, кого обучали. В ходу было обучение боям в реальных условиях, в процессе которых проводился анализ боевых рефлексов, а также устойчивости психики воинов в ситуациях стресса. Такой анализ был необходим для проверки действенности того или иного нового элемента боевой системы. Все это, а также богатый опыт славян и послужило основой для создания системы «ВОИН».

В структуре программы выделяются такие разделы как практические и теоретические навыки, которые подразделяются на подразделы: самостраховка и акробатика с и без него, техника защиты от обычных, борцовских и специальных захватов, техники нанесения ударов, приемы защиты от комплексного нападения, техника защиты от ударов холодного оружия, школы палочного и ножевого боя, спецподготовка военных, самозащита женщин, техника самозащиты в городских и природных условиях, психологическая подготовка.

Особенности методики заключаются в том, что человеку, которого обучают, дается большой пласт информации, необходимый для усвоения. Все элементы требуют тщательной шлифовки, доведения до автоматизма. После первого года обучения человек обладает тем необходимым минимумом знаний и навыков, которые позволят защитить себя в опасной ситуации. Важно также и то, чтобы обучаемый не заучивал прием, а мог самостоятельно составить композицию из боевых элементов, исходя из конкретной ситуации.

В системе можно выделить три направления – состязательный раздел, ножевой и рукопашный бои. Все эти направления обладают своими особенностями не только преподавания, но и методики. Таким образом, любой человек сможет найти что-то полезное для себя. Человек, который интересуется холодным оружием, сможет узнать его преимущества в ножевом бою. Для тех, кто хочет проверить, не расходится ли теория с практикой, разработан состязательный раздел, по которому проводятся спарринги. Но наиболее эффективным будет изучения всего разнообразия методов и приемов системы тем, кто выберет рукопашный бой.

По мнению авторов системы, важным элементом обучения являются спарринги. Однако участвовать в них смогут только те люди, которые имеют базовые навыки защиты, атаки и перемещения. Именно спарринг дает возможность совершенствовать технику ведения боя, поскольку только в условиях быстрого боя можно вычислить элементы, которые бы наиболее точно отвечали физиологическим особенностям противников, а также подходили к той или иной ситуации.

Весьма продолжительное время в программе системы не было соревновательного раздела, поскольку авторы не хотели превратить «ВОИН» в простой бойцовский клуб, ведь в структуре системы существует еще огромное количество приемов, которые не используются во время спарринговых боев, а направлены исключительно на уничтожение врага. Попытка объединить рукопашный бой и спарринг оказалась неудачной, поскольку в процессе таких боев здоровью причиняется немалый вред. И хотя во время спарринга люди могут отшлифовать только некоторые приемы, довести их до совершенства, они имеют довольно большую популярность. Именно поэтому наряду с группами рукопашного, ножевого и палочного боев была сформирована и группа ударников.

Боевое искусство имеет тысячелетнюю историю. А, как известно, то, что со временем не рассеялось, не утратилось, - это не просто наше наследие, но и необходимая основа существования в мире. Главный принцип современного подхода к изучению боевых искусств – овладеть с целью выжить. А выжить должны честные, морально чистые, светлые и сильные люди, которые смогут не только восстановить утерянное, но и приумножить то, что было достигнуто поколениями предков.

кл слова: Кадочников, рукопашный бой, русский стиль, книга8, САРБСК

Алексей Алексеевич Кадочников, Михаил Борисович Ингерлейб

Специальный армейский рукопашный бой (Система А. Кадочникова)
Часть I

Введение

1 Основные понятия
1.1. Сущность и классификация
1.1.1. Определения
1.1.2. Классификации признаки

________________________________________ _____________

Введение

Мир состоит из времени и пространства. В пространстве возникают все физические явления и жизнь проявляется комплексным. функционированием всех своих организмов в определенных условиях, обусловленных силами духовными, физическими, интеллектуальными.
А раз человек есть психо-био-механическая система, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры в соответствующей фазе развития биологической, генетической и социальной, то он в жизни проявляется как феномен, миф, теоретик, философ, практик, творец, профессионал со своими искусством, религией, психологией, педагогикой.
В данной книге рассматриваются научные основы и технические примеры системы выживания человека, которая стала известна широкому читателю под названием «система Кадочникова». В среде профессионалов за рукопашным боем описываемого стиля прочно закрепилось название «русский стиль рукопашного боя», и это уже само по себе является высочайшей объективной оценкой.
Данная система — не просто система рукопашного боя. В составе системы выживания человека рукопашный бой составляет всего лишь один из ее функциональных элементов, выступает как раздел личной техники безопасности. С другой стороны, в рамках данной системы рукопашный бой представляет собой наиболее яркую и образную модель всех экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть в жизни человека и угрожать целям его выживания.
Современная цивилизация наряду с целым рядом экономических, технических и иных достижений для блага человека и общества породила также и неблагоприятные явления, оказывающие вредные воздействия на жизнь человека. К этим явлениям относятся различные травмы, в результате которых резко снизился процентный состав здоровых людей, изменение экологической и социальной обстановки в нашей стране. Система выживания человека рассматривает возможность сохранения жизнедеятельности с учетом всех неблагоприятных факторов.
Обратите внимание на следующие цифры, показывающие, сколько человек погибает в год в России вследствие чрезвычайных ситуаций:
- в походах и экспедициях — 250-300;
- при землетрясениях, наводнениях — 500-800;
- в техногенных катастрофах — 1000-1500;
- на воде — 9 000-12 000;
- в авариях на транспорте — 40 000-45 000;
- в криминальных происшествиях — 30 000-32 000;
- в результате самоубийств — 55 000-65 000 (!);
- при прочих обстоятельствах — 3 000-6 000.
Итого, ежегодно в России в результате несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций погибают около 140-150 тысяч.
Число раненых можно оценивать как 1:10, то есть на порядок выше. Прибавим к этому инфаркты и инсульты (статистические данные по ним не поддаются реальной оценке), которые можно считать прямым следствием социальных экстремальных ситуаций. Цифра поражает воображение!
Не вдаваясь в статистику других стран, можно смело констатировать: в этой области мы тоже прочно «впереди планеты всей» и около 1 % населения уходит из жизни в результате гибели в чрезвычайных ситуациях. Если же сравнить эту цифру с «результатом» афганской войны — примерно 2 % погибших от всего контингента, прошедшего через боевые действия, — то итог получится совершенно потрясающий: наша повседневная жизнь по сравнению с боевыми действиями менее опасна «всего» в 2 раза! И на этом фоне наше общество, наверное, наиболее пренебрежительно относится к проблеме обучения действиям в чрезвычайных ситуациях!
Следует учесть, что реальные экстремальные условия зачастую представляют собой синтез нескольких сред. Какая из них будет определяющей — вопрос непредсказуемый! Подготовить же человека ко всем прогнозируемым условиям сразу абсолютно нереально. Поэтому, начиная подготовку человека к активному действию, невозможно и даже преступно определять сферу занятий человека, соответственно среду и разрабатывать специальное, узкоспецифическое снаряжение. Готовить надо к существованию во всех средах, изучать и выделять принципы выживания, единые для всех сред.
Главным постулатом выживания, то есть живучести, есть обязанность, возможность и необходимость сохранения здоровья, сил, жизни для решения более значимых задач.
Сегодня никто из нас не застрахован от катастроф, происшествий, физического или психологического нападения в общественном месте, транспорте и даже дома, когда здоровье и жизнь могут оказаться под угрозой.

Ежедневно из средств массовой информации мы узнаем об убийствах, грабежах, кражах, насилии, различных происшествиях. Жертвами преступлений становятся не только «сильные мира сего», но все чаще и чаще рядовые граждане. В подобных ситуациях каждый должен использовать любой шанс, чтобы выжить.
Чтобы предупредить опасность или хотя бы свести к минимуму ее возможные последствия, в настоящее время, пожалуй, как никогда раньше, важно знать и уметь применять эффективные средства самозащиты. Стержнем этих средств становится система самозащиты от экологических и техногенных катастроф, экономического хаоса в стране, психологических расстройств, болезней и травм и т. д.
Система помогает развивать и совершенствовать резервы тела и сознания, работать в соответствии со своими функциональными возможностями в данное время и в данном месте.
Система учит жизни через знание и предвидение, учит, как не попадать в критические ситуации, а при возникновении таковых — учит умению управлять внешними силами и использовать их в собственных целях.
По своей сути она является логическим продолжением системы подготовки российских воинов, позволявшей успешно преодолевать экстремальные ситуации военного времени.
16 февраля 2001 г. Правительством Российской Федерации утверждена «Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2005 г.». Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Описываемая в книге система направлена на реализацию данных государственных актов и действует в соответствии с «Концепцией государственной безопасности РФ», постановлением Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Распространение и дальнейшее развитие системы опирается на поддержку Правительства РФ.
Основываясь на целостном восприятии мира и человека как частицы этого мира, знаниях законов биомеханики, анатомии, физиологии, психологии, «Система выживания человека» позволяет добиваться в каждой двигательной задаче максимального результата при минимальных затратах энергии, что отвечает чаяниям среднестатистического россиянина.
Часть I. Наука рукопашного боя

1 Основные понятия

Мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов или подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему, русское по-русски.
Иван Ильин

1.1. Сущность и классификация

Задумаемся над тем, что же в современном мире представляет собой, что значит «... русский бой удалый, наш рукопашный бой». Кое-кто считает рукопашный бой видом спорта; немало тех, кто полагает, что это не что иное как увлечение, забава, просто хобби. Лишь немногие приверженцы рукопашного боя уверены в том, что он является одной из ветвей боевого искусства. Именно искусства! Ведь как бы то ни было, основой рукопашного боя является искусство владения собственным телом, искусство не менее благородное, чем искусство балета, художественной и спортивной гимнастики и акробатики...
В повседневной жизни каждому из нас, к счастью, не так часто приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья, будь то на улице или дома. А если такое случается, обычно думают, что главную роль в обеспечении личной безопасности играют так называемые технические средства, например, газовый пистолет или газовый баллончик, различные электрошоковые устройства. При этом мало кто задумывается об умении защитить себя, будучи безоружным, только за счет умения владеть собственным телом. В формирование этого ошибочного мнения вносит свою лепту и кинематограф и средства массовой информации, нещадно эксплуатирующие малопривлекательный образ носителей этого искусства.
Причины этого лежат достаточно глубоко, но складывается впечатление, что комплекс перечисленных факторов является одной из основных причин упрощенного взгляда нашего современника на рукопашный бой. Он делает это, скорее всего, неосознанно, в соответствии с субъективными представлениями о месте рукопашного боя в своей обыденной жизни. В конечном счете, сказанное, хотим мы этого или не хотим, порождает искаженное представление о рукопашном бое.
В действительности рукопашный бой объективно является элементом вооруженной борьбы, еще точнее — разновидностью ближнего боя. Необходимость в рукопашной схватке возникает в реальной обстановке боя, например, в случае отказа (неисправности) оружия или при «работе» на дистанциях, неприемлемых для огневого контакта.
Должно быть достаточно очевидно, что коль скоро в ходе ближнего боя может возникнуть необходимость в рукопашной схватке, это, естественно, обусловливает необходимость специальной профессионально-психологической подготовки воина. Однако было бы неверным думать, что комплекс проблем, связанных с изучением и постижением рукопашного боя, является непосредственной принадлежностью только воинского труда.
Поэтому, когда заходит разговор о рукопашном бое, сразу возникает целый ряд вопросов, требующих профессиональных и совершенно однозначных ответов: «Что такое рукопашный бой? В каких условиях обстановки он необходим, а при каких обстоятельствах — неизбежен? На каких дистанциях ведется? Каково психическое состояние человека в таком бою? Какие требования следует предъявлять к психологической подготовке воина?».
Ответы на поставленные вопросы читатель найдет в этой книге.
1.1.1. Определения

С древних времен до появления огнестрельного оружия бой как вооруженное столкновение воюющих сторон представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием (мечом, кинжалом, копьем и пр.).
Словарь В. Даля так трактует понятие рукопашного боя: «Рукопашь, рукопашка, рукопашье, рукопашный бой — драка, схватка, ручной бой холодным оружием или дубинками и кулаками».
В Толковом словаре С. И. Ожегова издания 1955 года читаем: «Рукопашный бой — бой (схватка), производимый холодным оружием, штыками и прикладами».
Рукопашную схватку с применением штыка как холодного оружия и ружейного приклада называют штыковым боем. Штыковой бой начал развиваться во Франции в качестве одного из видов фехтования после изобретения штыка в 1676 году, а в войнах XVII-XIX веков считался главным видом ближнего боя.
Особенно большое значение штыковому бою придавал генералиссимус А. В. Суворов (1730-1800), при котором штыковая атака достигла верха совершенства. Штыковой бой развивался, как правило, на ограниченных участках местности, был непродолжительным, жестоким и кровопролитным.
С изобретением огнестрельного оружия появилась возможность нанесения урона противнику еще до начала рукопашной схватки, притом со значительного расстояния. Бой начинался с поражения противника огнем, затем следовали сближение и завершающая стадия боя — рукопашная схватка.
Сравнивая два вида оружия пехотного солдата, Суворов подчеркивал все преимущества штыка: «Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко... Пуля — дура, а штык молодец!»
Такой взгляд основывался на реальной оценке оружия того времени, поскольку дальность, скорострельность и меткость стрельбы из гладкоствольного ружья были незначительны. Однако Суворов уже тогда не исключал применения в рукопашном бою «огневого контакта» при непосредственном соприкосновении с противником: «Береги пулю в дуле! Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему — штыком карачун».
С появлением автоматического оружия штыковой бой утратил свое прежнее значение. В современных условиях рукопашный бой может возникнуть при ведении боевых действий в стесненных условиях (в населенных пунктах, ночью, в лесу, в траншеях) и других экстремальных ситуациях.
Советская военная энциклопедия (том 1) дает такое определение: «Рукопашный бой — ближний бой, в котором противоборствующие стороны поражают друг друга, как правило, холодным оружием; применяется также огонь из ручного стрелкового оружия».
Но наиболее полное и точное определение, по нашему мнению, дано в Боевом уставе Сухопутных войск: «Рукопашный бой есть разновидность ближнего боя с применением противоборствующими сторонами приемов единоборств различными видами оружия, предметами снаряжения, подручными средствами, а также без них на дистанциях непосредственного соприкосновения с задачей поражения друг друга».

1.1.2. Классификации признаки

Рукопашный бой различают по составу участников, технической оснащенности, дистанции, разновидности действий и т. д. Одним из основных параметров рукопашного боя является дистанция. Рукопашная схватка начинается с дистанций, на которых гарантировано поражение противника оружием и любым из подручных средств. Дистанция выбирается в зависимости от тактики боя и технической оснащенности.
Известный специалист в области боевых единоборств 1920-30 годов Н. Н. Ознобишин выделял шесть дистанций рукопашного боя:
- на 4-6 шагов, в сфере действия пистолета, а также метания ножа, камня и др.;
- на 3-4 шага, в сфере действия большой саперной лопаты, трости или цепи;
- на 2-3 шага, в сфере действия ударов ступнями ног;
- на 1-2 шага, в сфере действия ударов кулаками и пальцами;
- на 1 шаг или вплотную без обхвата, в сфере ударов локтями, коленями, головой;
- вплотную с обхватом (это уже борьба, имеющая в основном силовой характер).
Сейчас эти дистанции рассматриваются в очень похожей формулировке, но формулируют их различие на основе эргономических знаний, которые дальше будут подробно объяснены.
В рукопашном бою принято различать ударные, контрударные и защитные и комбинированные действия. Это помогает разъяснить часто возникающую путаницу между понятиями «самооборона» и «рукопашный бой». Зачастую даже профессионалы не находят между ними принципиальной разницы. Однако рукопашный бой включает в себя не только способы защиты, но и приемы нападения. При этом защита может быть средством поражения, а нападение — средством защиты или ее логическим продолжением.
Как правило, рукопашный бой длится не более 1-1,5 минуты и начинается в стойке (когда противники сближаются), а заканчивается обычно на земле, если один из противников не был до этого действительно и гарантированно поражен.

-------
| сайт collection
|-------
| Алексей Алексеевич Кадочников
| Русский рукопашный бой по системе выживания
-------

Кадочников Алексей Алексеевич родился в Одессе в 1935 году в семье военнослужащего – офицера ВВС.
С 1982 по 2003 год занимается научно-исследовательской деятельностью, которая проводится на базе Краснодарского военного училища ВВКИУ РВ МО. Научно-исследовательская деятельность А.А. Кадочникова была высоко оценена не только Министерством обороны, но и научным сообществом. С 1998 года А.А. Кадочников – действительный член Академии наук о Земле, с 1999 года – академик Академии естественных наук Российской Федерации по проблемам антропофеноменологии. Отмечен рядом правительственных наград, в том числе – Орденом Почета за заслуги перед Отечеством. По прикладным аспектам своих научных исследований в области рукопашного боя и специально-прикладных навыков проводил семинары для высшего руководства Министерства безопасности РФ и различных силовых структур. Внес большой вклад в разработку теории безопасности и жизнедеятельности человека. С 1962 года обучил и воспитал тысячи воинов-патриотов России. Сын Аркадий, молодой офицер, с честью продолжает дело отца. Многочисленные ученики А.А.Кадочникова внедряют в жизнь по всей России основополагающий принцип, которым он руководствуется всю свою жизнь, – «Служение и защита Родине – России».

Рукопашный бой в России в настоящее время превратился в реальность не только для спорстменов, военных и бойцов спецподразделений, но и, к сожалению, для гражданских лиц, не взирая на их физическую и психологическую подготовку, пол и возраст.
Сегодня никто из нас не застрахован от катастроф, происшествий, от физического или психологического нападения в общественном месте, в транспорте и даже дома, и тогда наше здоровье и жизнь могут оказаться под угрозой. Ежедневно из средств массовой информации нам приходится узнавать об убийствах, грабежах, кражах, насилии, различных происшествиях, когда жертвами преступлений становятся не только «сильные мира сего», но все чаще и чаще рядовые граждане. В этой ситуации каждый должен использовать любой шанс, чтобы выжить.
Чтобы предупредить опасность или хотя бы свести до минимума ее возможные последствия, в настоящее время, пожалуй, как никогда раньше, важно знать и уметь применять эффективные средства самозащиты. Стержнем этих средств, на мой взгляд, должна стать предлагаемая система – это и самозащита от экологических и техногенных катастроф, экономического хаоса в стране, психологических расстройств, болезней и травм и т.д.
Она помогает развивать и совершенствовать резервы тела и сознания, работать в соответствии со своими функциональными возможностями в данное время и в данном месте.
Система учит жизни через знание и предвидение, учит, как не попадать в критические ситуации, учит умению управлять внешними силами при попадании в критические ситуации, а не сопротивляться им.
По своей сути она является логическим продолжением системы подготовки древних воинов, позволявшей успешно преодолевать экстремальные ситуации военного времени.
Основываясь на целостном восприятии мира и человека, как частицы этого мира, знания законов психологии, а также на трудах Н.А.

Бернштейна по экономизации движений, система позволяет добиваться максимального результата в каждой двигательной задаче при минимальных затратах энергии – что отвечает чаяниям среднестатистического россиянина.
Формы проявления героизма многообразны. Философия простая – защита Земли Русской. С Киевской Руси начинается история нашей страны. Защита ее от нападения врагов была защитой интересов русского народа. Сохранилась памятка славянскому воину, которая гласила, что слон у арабов, яд у аваров, конь у хазаров, терновник у булгар, корабль у варягов, панцирь у фрягов, сам у славян.
В период с 1055-1462 годы Русь претерпела 245 нашествий и внешних столкновений. Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до окончания Первой Мировой войны славяне, т.е. русские провели в боях 334 года. По утверждению историков, для России с XIII по XVIII век состояние мира было скорее исключением, а война – жестоким правилом. Не лучшим образом складывалась обстановка и последние два века: нашествие Наполеона и Крымская война, внутренние междоусобицы и Великая Отечественная война, развал СССР,межнациональные конфликты, политическая и идеологическая борьба за превосходство чужих культур над русской, велась и ведется постоянно и по сей день. И то, что Россия сохранилась как государство, сохранила свою самобытную культуру, язык и территорию, вышла из жестоких конфликтных ситуаций – это большая победа народа России. Все эти явления обуславливаются живучестью нации, способной противостоять различным воздействиям, сохранить, т.е. восстановить полностью или частично боевые качества.
Главным постулатом выживания, то есть живучести есть обязанность, возможность и необходимость сохранения своего здоровья, своих сил, своей жизни для решения более значимых задач.
В данной книге я рассматриваю один только вопрос – единоборства: в частности «Рукопашный бой» – как оружие надежности, мощности, мобильности, независимости, как личную технику безопасности.
Отечественный рукопашный бой долгое время преподавался лишь в узком кругу специалистов или засекреченных специальных подразделениях. Доступность изучения рукопашного боя появилась в результате реорганизации Вооруженных Сил СССР, связанная с появлением новых высокотехнологических видов вооружений и новых взглядов на организацию боевой подготовки.
Я не рассматриваю рукопашный бой как панацею от всех бед. Вопросы, связанные с ним, сместились в сторону, имеющую воспитательный эффект, развитие психологических, а также специальных физических качеств, необходимых для современного боя. В современном бою характерными являются действия в условиях больших физических, эмоциональных нагрузок и нервно-психологических напряжений при непосредственном контакте с противником, что приводит к возрастанию масштабности – пространственного размаха, скорости и динамичности изменения обстановки в острейшей борьбе за выигрыш времени в условиях возникновения различных внезапных сложных ситуаций. С этой точки зрения рукопашный бой становится незаменимой основой в нашей жизни.
Рукопашный бой подразделяют на: армейский, милицейский и спортивный. Корни его лежат далеко в историческом прошлом – славных победах наших соотечественников. Рукопашный бой является разделом системы выживания, ориентированный на сохранение боеспособности военнослужащего для выполнения поставленной задачи в боевой обстановке. Рукопашный бой – это не сама цель, – это способ для достижения основной цели.
Современный Рукопашный бой требует, чтобы были развиты максимальная экономичность, быстрота, ловкость, глубина и своевременность движений. Исходя из этого, выделяю специальную направленность подготовки к рукопашному бою, формирование оптимальных двигательных навыков, системы построения движений, а также специальных психологических качеств, основанных на использовании ресурсов подсознания.
В повседневной жизни каждому из нас, к счастью, не так часто приходится сталкиваться с опасностью для жизни и здоровья, будь то на улице или дома. А если такое случается, обычно думают, что главную роль в обеспечении личной безопасности играют так называемые технические средства, например, газовый пистолет или баллон. При этом мало кто задумывается об умении защитить себя, будучи безоружным, только за счет умения владеть собственным телом.
Как бы то ни было, складывается впечатление, что именно это обстоятельство послужило одной из основных причин упрощенного взгляда нашего современника на рукопашный бой. Он делает это, скорей всего, неосознанно, в соответствии с субъективными представлениями о месте рукопашного боя в обыденной жизни. В конечном счете, сказанное, хотим мы этого или не хотим, порождает искаженное представление о рукопашном бое.
В действительности, рукопашный бой объективно является элементом вооруженной борьбы, еще точнее – разновидностью ближнего боя. Необходимость в рукопашной схватке возникает в реальной обстановке боя, например, в случае отказа (неисправности) оружия или при «работе» на дистанциях, неприемлемых для огневого контакта.
Должно быть достаточно очевидно, что коль скоро в ходе ближнего боя может возникнуть необходимость в рукопашной схватке, это естественно, обуславливает необходимость специальной профессионально-психологической подготовки воина.
Поэтому, когда начинается разговор о рукопашном бое, сразу возникает целый ряд вопросов, требующих профессиональных однозначных ответов.
Что такое рукопашный бой? В каких условиях обстановки он необходим, а при каких обстоятельствах он неизбежен? На каких дистанциях ведется? Каково психическое состояние человека в таком бою? Какие требования следует предъявлять к психологической подготовке воина? Наконец, кто же он – настоящий рукопашник?
Ответы на поставленные вопросы читатель найдет в этой книге.

В 30-х годах ХХ века Нил Ознобишин дал следующее определение рукопашному бою: «Искусство рукопашного боя заключает в себе все способы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки». Современный рукопашный бой как личная техника безопасности человека базируется на прочном научном фундаменте, включающем в себя целый ряд научных дисциплин – от физики и математики до психологии и биоритмологии. Общая структура рукопашного боя может быть представлена схемой показанной на рис.1.
Для того чтобы осознанно подходить к изучению рукопашного боя, необходимо определить его общую классификацию. Классификация не только отражает и суммирует достижения в данном виде деятельности, но и определяет его уровень развития на данном этапе.
Рис. 1. Структура рукопашного боя

Классификация рукопашного боя
Таблица 1


С древних времен до появления огнестрельного оружия бой, как вооруженное столкновение воюющих сторон, представлял собой рукопашную схватку воинов, вооруженных холодным оружием (мечом, кинжалом, копьем и пр.).
Словарь Даля так трактует понятие рукопашного боя: «Рукопашь, рукопашка, рукопашье, рукопашный бой – драка, схватка, ручной бой холодным оружием или дубинками и кулаками».
В толковом словаре С.И. Ожегова, издания 1955 года читаем: Рукопашный бой – «бой (схватка), производимый холодным оружием, штыками и прикладами».
Рукопашную схватку с применением штыка, как холодного оружия, и ружейного приклада называют штыковым боем. Штыковой бой начал развиваться в качестве одного из видов фехтования после изобретения штыка в 1676 году во Франции, а в войнах XVIII – XIX веков считался главным видом ближнего боя.
Особенно большое значение штыковому бою придавалгенералиссимус А.В. Суворов (1730-1800), при котором штыковая атака достигла верха совершенства. Штыковой бой развивался, как правило, на ограниченных участках местности, был непродолжительным, жестоким и кровопролитным.
С изобретением огнестрельного оружия появилась возможность нанесения урона противнику еще до начала рукопашной схватки, притом со значительного расстояния. Бой начинался с поражения противника огнем, затем следовало сближение и завершающая стадия боя – рукопашная схватка.
Сравнивая два вида оружия пехотного солдата, Суворов подчеркивал все преимущества штыка: «Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко... Пуля – дура, а штык молодец!».
Такой взгляд основывался на реальной оценке оружия того времени, поскольку дальность, скорострельность и меткость стрельбы из гладкоствольного ружья были незначительны. Однако Суворов уже тогда не исключал применения в рукопашном бою «огневого контакта» при непосредственном соприкосновении с противником: «Береги пулю в дуле! Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему – штыком карачун».
С появлением автоматического оружия штыковой бой утратил свое прежнее значение, но не потерял его...
В современных условиях рукопашный бой может возникнуть при ведении боевых действий в стесненных условиях (в населенных пунктах, ночью, в лесу, в траншеях) и в других экстремальных ситуациях.
Советская военная энциклопедия (том 1) дает такое определение: «Рукопашный бой – ближний бой, в котором противоборствующие стороны поражают друг друга, как правило, холодным оружием; применяется также огонь из ручного стрелкового оружия».
Но наиболее полное и точное определение, по мнению автора, дано в Боевом уставе Сухопутных войск:
«Рукопашный бой есть разновидность ближнего боя с применением противоборствующими сторонами приемов единоборств различными видами оружия, предметами снаряжения, подручными средствами, а также без них на дистанциях непосредственного соприкосновения с задачей поражения друг друга».
Рукопашный бой различают по составу участников, технической оснащенности, дистанции, разновидности действий и т.д.
Одним из основных параметров рукопашного боя является дистанция. Рукопашная схватка начинается с дистанций, на которых гарантировано поражение противника оружием и любым из подручных средств. Дистанция выбирается в зависимости от тактики боя и технической оснащенности.
РБ базируется на знании целого ряда научных дисциплин: математики, физики, механики, биомеханики, физиологии, психологии и других. Является их производной, позволяющей унифицировать и оптимизировать процесс рукопашного боя на современном уровне и этапе, – раздел системы выживания, ориентированный на постоянную боеготовность.
В рукопашном бою принято различать ударные, контрударные и защитные действия. Не следует, однако, путать рукопашный бой с самозащитой, так как он включает в себя, как способы защиты, так и приемы нападения. При этом защита может быть средством поражения, а нападение – средством защиты или ее логическим продолжением.
Как правило, рукопашный бой длится не более 1-1,5 минуты и начинается в стойке (когда противники сближаются), а заканчивается обычно на земле, если один из них не был до этого действительно и гарантированно поражен.

Для формирования современного мышления человека необходимо особое представление физической сущности основных понятий, принципов и законов механики, ясного и четкого раскрытия процесса рукопашного боя, отражающего состояние науки, техники, психологии и педагогики. Человек (боец) рассматривается в РБ как психо-биомеханическая система, т.е. как человек во всей совокупности своего физического, психологического и социального естества самой жизни.
В процессе изучения РБ как дисциплины, прививаются навыки умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях.
Главным постулатом в РБ является живучесть человека. Он обязан и должен сохранять свою жизнь и здоровье для выполнения поставленных перед ним задач. Своими знаниями, своим умением, состоянием крепкого Духа, своей преданностью преодолеть воздействие любого противника.
Живучесть – способность противостоять различным воздействям негативных сил, а при повреждении организма – сохранять, т.е. восстанавливать (полностью или частично) свои боевые качества.
Рукопашный бой (РБ) – это бой, в котором противоборствующие стороны для выведения из строя или пленения друг друга применяют холодное оружие, ручное стрелковое оружие, гранаты, подручные средства, борьбу без оружия и другие средства, обеспечивающие поражение противника и выполнения задачи.
РБ – бой на ближней дистанции, бой невидимым оружием, которое нельзя обнаружить пока его не применили и нельзя отобрать до тех пор, пока жив человек.

Фазы, через которые проходит процесс действий в рукопашном бою:
I – встреча с противником (моментальный анализ условий схватки);
II – сближение (принятие решения по способам воздействия):
III – завершающая – финиш (уничтожение или обезвреживание противника).

Формы рукопашного боя:
– бой без оружия – собственно «рукопашная схватка»;
– бой с оружием, подручными средствами.
Вид рукопашного боя:
– боевой;
– спортивный;
– демонстрационный;
– показательный.
Классификация действий в рукопашном бою:
Атакующие действия
Защитные действия
Контратакующие действия
Комбинированные действия
Рукопашный бой:
– индивидуальный;
– групповой, массовый.

В качестве подручных предметов в рукопашном бое могут использоваться не только камень, палка, металлический прут и др., но и оставшееся в руках оружие без патронов. Однако боевой опыт свидетельствует о том, что в непредвиденной ситуации зачастую (в 90 случаях из 100!) оружие для ведения рукопашного боя не используется.
Вот что о подвигах своих боевых товарищей рассказывает дважды Герой Советского Союза, бывший командир роты разведчиков Северного флота В.Н. Леонов.
«...Михаил Колосов – один из наших разведчиков, простой парень. О нем не скажешь, что богатырь, и спортсменом не назовешь, но смышленный, шустрый и старательный. Однажды на одной из сопок наш отряд был окружен врагом. Чтобы сбросить их, пришлось стянуть на этом участке почти все наши силы, оставив на других направлениях только наблюдателей. Однако почти одновременно началась атака на противоположном склоне, самом дальнем от места схватки. Там было всего два разведчика, а помощь мы им оказать не могли. Отбив атаку, они израсходовали весь боезапас. Один тут же побежал доложить обстановку, второй – Колосов, остался наблюдать.
У Михаила нечем стрелять, а задержать врагов нужно. Тогда он поднялся во весь рост, на глазах у егерей забросил свой автомат в кусты, поднял руки и пошел навстречу врагу. Егеря бросились к безоружному разведчику, пытаясь захватить его в плен. Но первый из подбежавших получил такой удар, от которого не поднимаются.
Винтовка фашиста оказалась у Колосова в руках, теперь он вновь вооружен, и, главное, прошел самый опасный момент рукопашного боя – сближение, когда противник может открыть огонь, да и ударом своим он сумел нагнать на них страху. Но врагов много, они не отступают.
Когда, отбив атаку, мы прибежали к месту схватки, Колосов уже получил три удара штыком: в руку, в бедро и в глаз, но за это время он убил восемь егерей, а остальные только и успевали защищаться от одного израненного разведчика. Я не скажу, что Михаил Колосов был одним из лучших мастеров рукопашного боя, нет, но этот его бой был настоящим подвигом.
...Сергей Бывалов – мощный, угловатый, с виду неповоротливый ему личное оружие определили – пулемет. На дальнем Востоке, в корейском городе Сейсин, мы попали в тяжелое положение. Нам предстояло занять один из трех портов для обеспечения высадки бригады морской пехоты. Мы действовали решительно. Сергей стрелял расчетливо, экономя каждый патрон, но все равно боезапас кончился. Оцепеневшие японцы смотрели на Бывалова, ждали и, поняв, наконец, что он не может больше стрелять, с дикими криками бросились на него. Тогда Сергей, схватив пулемет за ствол, стал им крушить, как дубиной, ревущую толпу врагов. Японцы вначале попятились, а затем бросились наутек. Атака врагов была отбита.
(В.И. Леонов. Готовься к подвигу. М.,1985)

Рассказывает участник штурма Берлина Герой Советского Союза старшина С. Панов.
«...Наша Часть сжимала кольцо вокруг остатков немецкий войск, не пожелавших сложить оружие. Наш взвод, вклинившись в расположение противника, вел ночью бой у его траншеи, проходившей по одной из дамб.
Как только я спрыгнул в траншею, один из гитлеровцев вцепился мне в горло. Я схватил его за запястье и вывернул ему руку, которой он меня душил. В правой руке у меня была граната. Я ударил его этой гранатой по виску. В этой схватке мне потом не раз пришлось действовать гранатой, как молотком...».
(Из сборника «Штурм Берлина», М.,1948)

Состояние человека в рукопашном бою определяется многими причинами, целой гаммой чувств. Это чувство воодушевления и чувство страха, чувство физической и душевной усталости и т.д. Голод, недостаток сна, непогода и многое другое – все это также сказывается на состоянии человека.
О некоторых важнейших факторах, определяющих состояние человека в бою, и пойдет речь ниже.

Хороший клинок куется, закаливается и оттачивается годами. Руки мастера доводят до совершенства каждую деталь. Нет существенных мелочей.
Так и в подготовке бойца мелочей быть не может. Но как отковать его характер, закалить дух и отточить знания и умения?
Среди многочисленных факторов, от которых зависит состояние человека в рукопашном бою, определяющим без сомнения, является дух человека.
Дух поднимает на ноги безнадежно больных, разжигает из тлеющего угля костер надежды. С Богом и Верой в душе закаляется и растет Дух.
Именно дух позволяет расширить границы знаний и увеличивает потенциал человека. Сила Воли, Желание, Вера, могут все! В экстремальных ситуациях они делают человека всемогущим!
...Люди, заблудившись в тайге или потерпев кораблекрушение, вскоре умирали от голода, а ведь без еды можно жить многие недели. Они умирали только потому, что были уверены в том, что без еды скоро умрут.
А блокадные ленинградцы выживали на таком пайке, которого по немецким расчетам не могло хватить для выживания. Они должны были умереть, но они жили, работали и сражались – это горело в их душах. Вот что такое Дух!
...В концлагерях умирали те, которые сдавались, опускались, переставали следить за собой, рылись в помойках. Они расходовали энергии меньше, а умирали первыми.
А те, которые вопреки всему старались сохранить человеческий облик, держались и верили в жизнь, верили, что доживут, вынесут все страдания – эти жили! Жили вопреки тому, что казалось бы, должны были умереть. Жили и спасали других! Вот что такое Дух!
...Акробат (Валентин Дикуль) срывается из-под купола цирка, ломает позвоночник, обречен на полный паралич. Положение безнадежно, но он хочет жить человеком! Он стискивает зубы и борется вопреки всему. И встает на ноги! И становится одним из сильнейших людей в мире! Он держит на плечах невероятный груз, жонглирует многопудовыми гирями. Вот что такое Дух!
...Во время войны смертельно раненые летчики сажали на аэродром свои самолеты, а когда их вынимали из кабин, они были мертвы – они были убиты наповал.
...4 апреля 1942 года самолет А.П. Маресьева был сбит в районе Старой Руссы. Он полз 18 дней по лесу. Без пищи, с перебитыми ногами. Многие на его месте пустили бы себе пулю в лоб – самый простой выход. Но он полз и полз, измеряя расстояние метрами.