а. Способ целесообразного решения двигательной задачи.
б. Способ организации движений при выполнении упражнений.
в. Состав и последовательность движений при выполнении упражнений.
г. Рациональную организацию двигательных действий.
208. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Под ведущим звеном техники понимается ...
а.Набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного действия.
б. Состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.
в. Совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.
г. Наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.
209.В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от ...
а.Возможности расчленения двигательного действия.
б. Сложности основы техники.
в. Количества элементов, составляющих двигательное действие.
г. Предпочтения преподавателя.
210. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения ...
а.Основы техники.
б. Ведущего звена техники.
в. Подводящих упражнений.
г. Исходного положения.
211.Какая страна является родиной Олимпийских игр?
213. Кто явился инициатором возрождения Олимпийских игр?
214.В каком году создан Международный Олимпийский комитет?
216. Как выглядит Олимпийский флаг?
217. Расположите по порядку цвета Олимпийских колец начиная слева направо, верхний, а затем нижний ряд:
218. Какие три стороны характеризуют физическую культуру, как общественное социальное явление?
219. Какие функции относят к общим функциям физической культуры?
220. Какие факторы обеспечивают здоровье человека?
221. Физкультурно-спортивная деятельность является эффективным средством воспитания волевых качеств человека. Важнейшими из них являются:
222. Что означает в спорте выражение «Фэйр Плэй»?
223. Ценности физической культуры можно условно разграничить на:
225. Какие элементы включает в себя здоровый образ жизни?
226. В настоящее время принято выделять несколько видов здоровья:
227. Для индивидуального развития человека характерны следующие общие закономерности:
228. Темпы роста и развития организма и его окончательные размеры тела преимущественно определяются генетической программой развития. К числу таких генетических факторов относятся:
229. При занятиях физическими упражнениями для максимальной реализации своих возможностей необходимо знать:
230. Выполнение физических упражнений оказывает существенное влияние на:
231. Личная гигиена – это:
232. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо определенное соотношение:
233. Пищевой рацион спортсмена составляется с учетом:
234. В какой группе продуктов больше всего содержится витамина С?
235. Что относится к средствам физического воспитания?
237. Что относится к урочным формам физического воспитания?
238. Из каких частей состоит структура урока физической культуры?
239. Какая из функций спорта направлена на формирование нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания?
240. Какая из функций спорта направлена на развитие международных связей взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле?
241. В какой стране, и в каком городе будут проходили зимние Олимпийские игры 2006 года?
242. В какой стране, и в каком городе будут проходить летние Олимпийские игры 2008 года?
243. Ставропольская метательница диска Нина Пономарева-Ромашкова стала первой в истории СССР Олимпийской чемпионкой:
244. В каком городе Ставропольского края находится национальная Олимпийская база?
245. Кто возглавляет в настоящее время Комитет по физической культуре и спорту в Ставропольском крае?
246. Сколько золотых Олимпийских медалей завоевали Ставропольские спортсмены на летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году?
248. Чье имя носит известная во всем мире акробатическая школа в г. Ставрополе?
249. В каком из Ставропольских вузов находится старейший в России факультет физической культуры?
250. Какие из перечисленных видов спорта наиболее успешно культивируются в Ставропольском крае?
251. К какому ведомству относится спортивное общество «Динамо»?
253. Какие из перечисленных физических качеств человека относятся к основным?
254. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания различают:
255. К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом относятся:
256. Основным средством развития быстроты являются:
257. Основным средством развития силы являются:
258. Эффективным средством развития общей выносливости является:
260. Ведущей организацией всего олимпийского движения является:
261.Международный Олимпийский комитет был создан в …
а. Греции. б. Париже. в. Риме. г. Франции.
262. Право проведения Игр предоставляется …
а. Городу. б . Стране. в. Деревне. г. Республике.
263. 100-летний юбилей Олимпийского движения современности мировое сообщество отмечало в …
Некоторые термины, определения и формулы
Гимнастика. Это слово появилось почти три тысячи лет назад в Древней Греции. Происходит оно от греческого слова «гимнос», что значит «обнаженный». Это потому, что атлеты в те времена выступали в состязаниях обнаженными.
Двигательный опыт. Под двигательным опытом понимают объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования. Чем большим количеством этих действий и способов владеет человек, тем разностороннее его двигательный опыт.
Динамика физических упражнений. Один из основных разделов биомеханики физических упражнений, в котором изучаются закономерности движений отдельных частей тела и всего тела человека в пространстве и во времени.
Индивидуальный контроль за состоянием организма. Такой контроль можно проводить с помощью пробы Руфье Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток. Данная проба проводится следующим образом. Необходимо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин., после чего надо измерить ЧСС за 15 сек. (P1). Затем в течение 45 сек. надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и замерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 сек. первой минуты восстановления. Работоспособность рассчитывается по формуле:
При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0 - средней; от 6,0 до 8,0 - удовлетворительной; свыше 8,0 - плохой.
Пробы Руфье Диксона помогают объективно судить о функциональном состоянии организма.
Индивидуальный режим дня. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком относительно постоянно в течение каждого дня. Основное назначение режима - обеспечивать оптимальную активность деятельности организма человека, основных его функций и систем. Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.
Координация движений - умение согласовывать движения различными частями тела при выполнении элементов и соединений.
Локомоции (с латинского - место + движение) - совокупность движений, обеспечивающих животным и человеку возможность активно перемещаться в пространстве.
Общая и специальная выносливость. Выносливость подразделяется на общую и специальную. Общая выносливость характеризует возможность человека осуществлять работу безотносительно к ее специфике и условиям выполнения. Специальная выносливость, наоборот, характеризует возможности длительно выполнять конкретную специфическую работу, причем в относительно определенных условиях.
Общая физическая подготовка. Под общей физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека.
Разминка - выполнение комплекса физических упражнений незадолго перед тренировкой или соревнованиями с целью заблаговременной мобилизации функций организма спортсмена, подготовки к выполнению предстоящих упражнений на высоком уровне.
Спортивная форма - это состояние оптимальной готовности спортсмена к соревнованиям. (3, стр. 474.)
Техника физических упражнений. Под техникой понимают такой способ выполнения движения, который позволяет наиболее эффективно решить поставленную задачу. В технике любого двигательного действия выделяют основу, ведущее звено и детали техники. Под основой техники подразумевают состав и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие. Под ведущим звеном техники понимают такой элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Детали техники - это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые зависят от индивидуальных особенностей.
Урок физической культуры подразделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную. Назначение подготовительной части - подготовить организм к физической работе. В основной части урока решают основные его задачи, которые могут быть связаны либо с обучением двигательным действиям и совершенствованием в них, либо с развитием физических качеств. Заключительная часть урока имеет задачей обеспечить восстановление организма после физических нагрузок основной части.
Утренняя гимнастика способствует переходу организма от пассивного состояния после сна к активному, необходимому для предстоящей деятельности.
Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека. Это обучение различным двигательным умениям и навыкам, передача знаний о физической культуре (образовательная сторона); направленное улучшение физического здоровья учащихся.
Физическое качество быстрота. Под быстротой понимают свойства человека, позволяющие ему возможность совершать движения за минимально короткое время. Быстрота проявляется в скорости реакции и скорости перемещения тела или его звеньев в пространстве.
Физическое качество выносливость . Под выносливостью понимают свойства человека, обеспечивающие ему возможность противостоять утомлению и длительно выполнять физическую работу без снижения ее мощности. Выносливость человека зависит от возможностей систем дыхания и кровообращения, энергообеспечения работающих мышц. Главным критерием при подборе упражнений является не величина нагрузки, а время выполнения.
Физическое качество гибкость. Под гибкостью понимают анатомо-морфологические свойства двигательного аппарата человека, позволяющие ему совершать движения с большей амплитудой. Основное требование при развитии гибкости - предварительное «разогревание» мышц, достигаемое интенсивной разминкой.
Физическое качество сила. Под силой понимают свойства человека, позволяющие ему воздействовать на внешние силы или активно им противодействовать за счет мышечных напряжений. Основное правило применения силовых упражнений - обязательное выполнение их до первых признаков утомления.
Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень в физическом совершенстве человека и степень использования приобретенных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.
Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.
Под физической нагрузкой понимают меру воздействия физических упражнений на организм человека, которая складывается из чередования физической работы и отдыха. Во время занятий физической культурой величина нагрузки на организм обеспечивается скоростью выполнения упражнения; величиной отягощения на работающие мышцы: продолжительностью выполнения упражнения, количеством его повторений, интервалом отдыха между повторениями упражнения.Физическая подготовленность - результат физической подготовки, т. е. целенаправленно организованного педагогического процесса. Физическая подготовленность оценивается с помощью специальных нормативов (стандартов, требований, тестового контроля).
Физическая работоспособность человека. Это способность человека выполнять большой объем физической работы за отведенный промежуток времени. Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.
Физическое развитие - процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств, обусловленных внутренними факторами и условиями жизни.
Физическое совершенство характеризуется полноценным здоровьем, высокоразвитыми качествами, владением многими прикладными и спортивными навыками, гармоничным развитием форм тела и другими показателями.
Физические способности - свойственные человеку возможности, реализуемые в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества.
Физические упражнения используются в целях совершенствования форм и функций организма, укрепления здоровья, развития физических способностей, формирования и совершенствования необходимых в жизни двигательных умений и навыков.
Функции дыхательной системы при занятиях физическими упражнениями . У спортсменов увеличивается объем грудной клетки, становятся более глубокими вдох и выдох, возрастает содержание гемоглобина в крови. Все это способствует лучшему снабжению нервной системы, и особенно головного мозга, кислородом. При систематических занятиях физическими упражнениями возрастает сила межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивается подвижность грудной клетки и повышается двигательный объем легких. Важным показателем эффективности дыхания считается жизненная емкость легких (ЖЕЛ), которая измеряется максимальным количеством выдыхаемого воздуха после полного вдоха.
По материалам статьи Бяшаровой Татьяны, Карпашевич Ларисы
Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.
Техника физического упражнения – это способ решения двигательной задачи.
В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.
Стандартная техника – это научно обоснованный, наиболее рациональный способ решения двигательной задачи .
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.
Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.
Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется, что обусловлено:
Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
Поиском более совершенных способов выполнения движений;
Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
Совершенствованием методики обучения;
Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например,
синтетические покрытия беговых дорожек, фиберглассовый шест - в прыжках с шестом) и другими факторами.
Педагогические критерии эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются; признаки, на основании которых учитель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев (Ашмарин Б.А. 1990). Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками.
1-й критерий - результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зависит от многих причин, и установить среди них значимость технической подготовленности бывает очень трудно.
2-й критерий - параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого предварительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.
3-й критерий - разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо:
1) определить наилучший результат, который показывает ученик в изучаемом двигательном действии;
2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит прежде всего результативность в данном действии;
3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей;
5) определить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4).
Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует потенциал физических способностей ученика, если ниже - не реализует. В первом случае необходимо подтягивать двигательные способности, во втором - улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возможного результата при данных физических способностях. Осуществляется это с помощью уравнений регрессии (Методика соответствующих расчетов раскрывается в курсе «Спортивная метрология»).
Фазы физического упражнения . В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия. Например, в прыжках с разбега подготовительной фазой является разбег, в прыжках с места - сгибание ног и замах рук перед отталкиванием.
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия. Например, в прыжках с места - отталкивание и полет.
Заключительная фаза завершает действие, образно говоря, позволяет выйти из рабочего состояния. Например, в прыжках этой фазой будет приземление, в беге - пробежка по инерции после финиша. Эффективность заключительной фазы иногда зависит от правильности исполнения движений в основной фазе (например, приземление при прыжке в длину - от полета), а результативность физического упражнения в целом - от правильности исполнения заключительной фазы (например, приземления после соскока с гимнастического снаряда).
Основная фаза осуществляется с помощью движений, составляющих основу техники, а две остальные фазы - с помощью движений, составляющих детали техники.
Биомеханические характеристики движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.
Пространственные характеристики. К ним относятся положение тела и его частей (исходное, промежуточное и конечное положение в процессе выполнения движения), траектория движения (форма, направление, амплитуда).
От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.
Промежуточные положения (поза в процессе выполнения упражнения). Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредственно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горнолыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передвижения.
Конечные положения в отдельных физических упражнениях также играют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение тела в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после передачи мяча в футболе.
Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением и амплитудой.
Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.
Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) имеют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения.
Направление движения - это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).
Данными направлениями пользуются для характеристики как поступательных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или неблагоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.
Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях.
Амплитуда движения - это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или оси спортивного снаряда. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относительно каких-либо внешних ориентиров.
Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в толкании ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возрастанию скорости движения снаряда. Поэтому метателю рекомендуется выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой.
Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп.
Длительность движения - это время, затраченное на его выполнение. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей, фаз, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительности зависят практические достижения во многих двигательных действиях. Длительность упражнения в целом определяет величину его воздействия (нагрузку).
Темп движения - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п.
Темп определяется количеством повторных движений в единицу времени, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в минуту. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.
Нахождение оптимального темпа - одна из главных задач при овладении техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определяется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной частотой движения.
Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение . Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).
Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени
Если скорость движения постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется - неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением . Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью - скорость возрастает, и отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости - скорость убывает.
Понятие скорости движений не следует отождествлять с понятием скорости передвижения.
Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов. Например, в беге - от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых двигательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особенно к моменту вылета снаряда, зависит дальность броска.
Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются:
Активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;
Пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц и пр.;
Реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.
Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивает сохранение и направление изменения взаимного расположения звеньев человеческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и внутренние силы. Внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.
Внешние силы складываются из:
Силы тяжести собственного тела;
Силы реакции опоры;
Силы трения и сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.
Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.
Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного физического упражнения.
Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.
Техника физических упражнений
Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами - речь идет о технике движения.
Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощь которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
Понятие стандартная техника связано с наиболее современными двигательными действиями, имеющими рациональную основу. Стандартная техника характеризуется определенными параметрами, присущими для большинства исполнителей.
В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой(целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в них являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное(ведущее) звено и детали техники.
Основа техники - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. К примеру, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переходом через планку, приземление.
Основное (ведущее) звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники представляют собой особенности представления основных элементов техники упражнения. Это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма(основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Индивидуализация:
· Типовая индивидуализация . Сохраняются общие черты техники, но имеются особенности, связанные с ростом, весом и т.д.
· Персональная индивидуализация . Связана с авторской техникой
Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:
ь Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
ь Поиском более совершенных способов выполнения движений;
ь Совершенствование методики обучения;
ь Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования и другими факторами.
В процессе обучения технике физических упражнений, помимо выше обозначенных, также выделяют ее процессуальные составляющие: подготовительные, основные, заключительные фазы целостного движения. Каждая из этих фаз имеет свое назначение:
1. Функция подготовительной фазы состоит в том, чтобы создать наиболее выгодное условие для проявления необходимых усилий в основной фазе движения;
2. Функция основной фазы состоит в том, чтобы качественно решить двигательную задачу. Для этого важно оптимально использовать движущие силы в соответствующем месте, в нужный момент;
3. Функция заключительной фазы состоит в том, чтобы завершить действие, сохраняя устойчивость тела или занимания выгодное положение для приземления.
Таким образом, техника движения складывается из целого ряда составляющих, образуя тем самым достаточно сложную структуру движения, которую можно определить как органическую взаимосвязь основных характеристик движения в рамках единой целостности.
Критерии эффективности техники физических упражнений
Под критерием эффективности техники понимаются признаки, на основании которых тренер (учитель) может определить меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия с объективно необходимым.
Эффективность того или иного критерия обусловлена мерой его соответствия характеру двигательного действия, этапу обучения и уровню подготовленности учеников.
1. Результативность физических упражнений(в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результата физического упражнения в целом. Однако в действительности результат упражнения зависит от многих причин, и установить среди них значимость технической подготовленности бывает очень трудно.
2. Соответствие параметрам стандартной техники. Сущность их состоит в том, чтобы сопоставить параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Для этого предварительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. Прежде всего необходимо обращать внимание на те параметры, которые являются определяющими в данном двигательном действии.
3. Разница между реальным результатом и возможным. Для вычисления разницы необходимо:
Ш определить наилучший результат, который показывает ученик в этом двигательном действии;
Ш знать, от уровня развития каких физических способностей зависит результат, в данном действии;
Ш путем тестирования выявить у занимающегося эти способности;
Ш вычислить возможный результат при данном развитии способностей;
Ш определить разницу между реальным результатом и возможным.
Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует потенциал физических способностей ученика: если ниже, то нет. В первом случае необходимо подтягивать физические способности, во втором технику.
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод : анализ литературных данных по данной проблеме показал, что при начальном обучении прыгунов в высоту наиболее эффективно использование целостного метода. Таким образом, спортсмен, выполняя целостное соревновательное упражнение, сразу овладевает ритмо-темповой структурой разбега в сочетании с отталкиванием, достижением максимума угловой скорости маха к моменту подхода ноги к вертикальной оси туловища.
Техника физических упражнений - различные способы решения двигательной задачи.
Техника – это способ решения двигательной задачи.
Двигательная задача – это та задача, которая ставиться перед любым двигательным действием.
Спортивная техника , это способы выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача будет решаться более эффективно.
В спортивной гимнастике, спортивной аэробике, акробатике и др. – это строго регламентированный способ решения двигательной задачи. Т.е. в способе точно определены пространственные (видимые, форма) характеристики движения. Отклонения от программы движения, влечет за собой не выполнение его. В данных видах спорта техника выполнения упражнения является предметом оценки на соревнованиях. Качество исполнения техники движения – спортивный результат. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущие) звено и детали техники.
Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.
Основное (ведущее) звено – это наиболее важная часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма. Это дополнительные элементы техники, обеспечивающие эффективность и рациональность решения двигательной задачи.
Детали бывают:
1.общие, те детали, включение которых всегда рационально. 2. Индивидуальные, те детали (элементы техники), которые повышают эффективность решения двигательной задачи с учетом индивидуальных особенностей исполнителя
Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям.
Фаза – наименьший временной элемент, при котором решается определенная двигательная задача.
Период –это совокупность фаз, которые решают общую задачу.
Цикл – законченный круг действия.
Характеристики техники физических упражнений .
1.количественные, которые можно измерить единицами (пространственные, временные, пространственно-временные, силовые (динамические), ритмические).
2.качественные (качественно – обобщенные характеристики: плавность, энергичность, экономичность, мягкость, легкость, напряженность).
Пространственные характеристики:
1. параметры положения тела (и.п. – оперативный покой, промежуточное положение - оперативная поза, конечное положение);
2. траектория движения – это путь, совершаемый телом или частью тела в пространстве, характеризуется – формой (прямолинейная, криволинейная), направлением, амплитудой;
Направление – изменение положения тела и его частей относительно какой-то плоскости (основные, промежуточные)
Амплитуда – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда.
Временные характеристики:
1. длительность движения – это время затраченное на выполнение движения (большое значение в технике имеет длительность отдельных частей, фаз, периодов, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела).
2. темп – частота, кол-во движений в единицу времени. При однократных движениях (одиночные прыжки) темп не наблюдается.
Пространственно - временные: скорость движения и ее изменения (ускорение – изменение скорости в единицу времени, замедление). Виды движений: постоянная скорость – движения равномерные, нет – неравномерные; плавные, резкие движения; быстрые, медленные; оптимальная скорость – наиболее удобная и максимальная; свободная и вынужденная.
Силовые характеристики:
Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела или всего тела на какие-то материальные объекты, например на почву при беге, какие-то предметы. Сила отталкивания, например в прыжках. Сила движения представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Силы:
1. Внутренние (активные силы опорно-двигательного аппарата – сила тяги мышц; пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц; реактивные силы – отражение силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения).
2. Внешние (сила тяжести собственного тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды, сила трения, сила инерции).
Ритмические характеристики:
Ритм – соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.
Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:
Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
Поиском более совершенных способов выполнения движений;
Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
Совершенствованием методики обучения;
Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например, синтетических покрытий беговых дорожек) и другими факторами.
В каждый период развития техники существует образец техники – эталон – идеальный показатель (независимо от индивидуальных особенностей, унификация упражнений).
Стандарт – типовая норма с допустимыми отклонениями (основы техники неизменные для всех).