Что представляет собой детский фитнес? В первую очередь, это комплекс игровых занятий, гармонично соединяющих в себе элементы хореографии и аэробики, а также гимнастики и др. Основная цель фитнеса для малышей — развитие артистичности и силовых качеств, чувства ритма, гибкости и выносливости, координации. Когда можно отдать своего кроху на фитнес, и как выбрать программу?
Особенности детского фитнеса
Лет 20-ть назад вопросов о малоподвижности детей ни у кого не возникало — во дворах с раннего утра и дотемна звенели детские голоса. Подвижные игры были неотъемлемой частью детства — футбол и хоккей, прятки и катание на велосипедах. Приятная усталость к вечеру и спокойный здоровый сон ночью. Современные дети большую часть времени, как известно, проводят с планшетами и ноутбуками. О физическом развитии при таком образе жизни и речи не идет.
Детский фитнес, как увлекательное и подвижное мероприятие, решает эту проблему.
В чем его отличие от обычных занятий физкультурой и спортивных школ?
- Формат занятий — игровой и увлекательный.
- Программы — индивидуальные, исходя из психофизического состояния малыша.
- Развитие всех групп мышц происходит равномерно.
- Отсутствует система личностных соревнований и оценок. Дети посещают занятия с удовольствием — расстраиваться от проигрыша не придется.
- Обязательная физкультура и спортивные занятия в секциях прельщают ребенка меньше, чем игровые мероприятия под музыку в комфортных психологических условиях и с учетом адаптированных нагрузок.
- Часть детского фитнеса — игровые занятия с логопедом.
- Малая травматичность. То есть, безопасность занятий.
- Разнообразие занятий.
Возраст для занятий детей в фитнес клубе
На занятия фитнесом крох обычно приводят с полутора лет. Конечно же, не без учета особенностей организма. Максимальное количество детишек в группе — 10-15 человек.
Возрастные группы:
- Самые маленькие — 2-4 годика
Занятия на укрепление мышц и позвоночника, на координацию движений и на развитие моторики. Присутствие родителей обязательно.
- Малышня — 4-6 лет
Аэробные, силовые и развивающие упражнения. Занятия на развитие речи.
- Детишки постарше — 7-11 лет
Акцент на осанку, волевые качества, развитие мышц. Занятия на тренажерах.
- Подростки — до 16 лет
Комплекс упражнений, направленный на общее физическое развитие и выносливость.
Время занятий для каждого возраста:
- Для крох 2-4-х лет — максимум 30 минут и не более 2-х раз/неделю.
- Для детей до 10 лет — по полчаса 2-3 раза/неделю.
- Для подростков — 40 минут трижды в неделю.
Где и как проводятся занятия?
— это специально оборудованные помещения с качелями и канатами, с сухими бассейнами, со шведской стенкой и станками, с мягкими модулями и др. Занятия для крох обычно бессюжетные и сюжетно-ролевые — исключительно в игровой форме.
С учетом особенностей организма/возраста могут быть использованы такие виды аэробики, как фитбол и степ, танцевальная аэробика и даже йога.
Детский фитнес — результат занятий:
- Развитие всех групп мышц.
- Исправление осанки.
- Развитие координации движений.
- Развитие ориентирования в пространстве.
- Развитие социальных навыков, лидерских качеств и коммуникабельности.
- Улучшение сна.
- Помощь при проблемах с опорно-двигательным аппаратом.
- Формирование мышечного корсета.
- Улучшение подвижности суставов.
- Развитие самоконтроля и дисциплины.
- Развитие логического мышления.
- И др.
Схема занятий состоит из…
- Разминки. Здесь основной акцент — на упражнениях общеукрепляющих, для всех групп мышц.
- Основной части. В ней проводят активные игры с использованием инвентаря.
- Заключительной части. Игровая часть для закрепления результата.
Противопоказания для занятий детским фитнесом
Один из самых весомых плюсов занятий — отсутствие противопоказаний. Их практически нет. И даже при наличии таковых всегда можно подобрать индивидуальную программу для укрепления здоровья малыша.
- При хронических заболеваниях обязательно подбирается индивидуальный комплекс занятий.
- При наличии проблем с позвоночником под запретом силовые упражнений. А вот аэробика (и плавание), напротив, очень полезна.
- При астме исключают уже аэробику, а занятия по йоге, наоборот, расширяют.
Помимо консультации у непосредственно инструктора, рекомендуется обязательно получить консультацию и у педиатра. Согласовывайте свои планы с врачом. Особенно это касается мам совсем маленьких деток.
Лучшие программы детского фитнеса
Четкой программы занятий в детском фитнесе нет. В этом, пожалуй, состоит его основное преимущество.
Что сегодня предлагают детские фитнес-клубы для малышей?
- Лого-аэробика
Данный вид фитнеса предполагает выполнение упражнений совместно с произношением определенных звуков, четверостиший.
- Капоэйра
Вид занятий, обожаемый многими современными малышами. Сочетает в себе особенную технику движения ног, танец и боевое искусство.
- Зверо-аэробика
Эти упражнения выглядят как имитирование движений зверей. Крохи этот вид фитнеса очень любят.
- Скалолазание и канаты.
- Езда на роликовых коньках/велосипедах.
- Танцы и плавание.
- Йога.
- Фитбол.
- Занятия на массажных ковриках.
- Силовые тренировки.
- Программы для развития моторики, для улучшения осанки или для профилактики плоскостопия.
- Лечебная физкультура.
- Ритмика и аэробика.
- У-шу.
- Кинезиологические упражнения.
Занятия для активизации умственных способностей, больших полушарий мозга.
- Учебная гимнастика Баллингера
Цель — развитие психических функций.
- Закаливающая гимнастика.
- Танцевальная гимнастика.
- Аквааэробика.
- «Качалка» для малышей (тренажеры).
Возможен ли детский фитнес в условиях своей квартиры?
Заниматься дома, конечно же, можно — никто вам этого не запретит. Но тренировки рекомендуется проводить при участии тренера и следуя его рекомендациям.
А учитывая, что одна из целей детского фитнеса — развитие социальных навыков и максимальное переключение ребенка с компьютера на реальную жизнь, все-таки лучше приучать кроху к занятиям вне дома — в группах со сверстниками.
Аэробика способствует развитию силы, ловкости, быстроты, приучает детей ориентироваться в пространстве, улучшает функции вестибулярного аппарата.
Занятия аэробикой органично соединяют в себе танцевальные и игровые упражнения, которые дети могут выполнить без видимых затруднений. Это позволяет не только подготовить Ваших детей к здоровому образу жизни, но и разовьет их творческое воображение. В целях пропаганды здорового образа жизни, мною в МБДОУ «Детский сад № 9 «Зимушка» города Норильска организованна секция детской аэробики «Разноцветные фантазии». Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. При составлении комплексов и занятий аэробикой для дошкольников я учитывала не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Детская аэробика поможет вашим детям развить двигательные навыки, улучшит их самочувствие и благоприятно скажется на общем морально-психологическом состоянии. Приобщение детей к занятиям аэробикой позволит им в дальнейшем без боязни принимать участие в спортивных играх и соревнованиях. Разученные комплексы мы включаем в праздники и развлечения как показательные выступления.
Занятия аэробикой в секции «Разноцветные фантазии» вызывает у детей радость и восторг, дарит им свободу и радость движения, значительно улучшает самочувствие и надолго сохраняет хорошее настроение.
Для разнообразия двигательной активности
детей в своей работе я применяю элементы и целые
занятия с использованием больших мячей (фитбол) и
степов.
Степ – это ступенька высотой не более 8 см,
шириной 25 см, длиной 40 см, легкая, обтянутая
мягким дерматином. Упражнения для степ-аэробики
подбирались преимущественно циклического
характера (в основном, это ходьба), вызывающие
активную деятельность органов кровообращения и
дыхания, усиливающие обменные процессы, простые
по своей двигательной структуре и доступные
детям.
Фитбол-аэробика – новое современное направление оздоровительной аэробики, фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры». Оздоровительные занятия с такими мячами приобретают все большую популярность; они доступны и способствуют повышению интереса детей к физическим упражнениям.
За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах; эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.
Большое разнообразие упражнений фитбол-аэробики дает возможность классифицировать их по назначению (использованию) мяча .
При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т.д.
Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т.д.).
Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как: наклон, назад прогнувшись из положения, стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь и т.д.
Как амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.
Мяч как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т. д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры.
Мяч можно использовать как препятствие
для
перешагивания, перепрыгивания и различных видов
прокатываний на нем (на животе – вперед и назад, в
седе – вправо и влево).
Фитболы применяются и в качестве массажера
при
выполнении упражнений в парах. Один занимающийся
лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет
массажные движения по спине партнера
(прокатывания, постукивания, вибрационные и
круговые движения и т. д.).
Представленный материал дает информацию о
многообразии средств нового современного
оздоровительного вида аэробики для детей,
овладение упражнениями которого позволит
укрепить их здоровье, повысить интерес к
занятиям, уровень физического развития и
двигательной подготовленности.
Двигаемся вместе
Разминка
- И. п. – стоя руки перед собой. Ходьба на месте. 20-30 секунд.
- И. п. – выпад в правую сторону, левая ступня полностью на полу, руки согнуты у пояса. Поднять руки вверх, потянуться, поставив левую ногу на носок. Повторить 4 раза.
- И. п. – выпад в левую сторону, правая ступня полностью на полу, руки согнуты у пояса. Поднять руки вверх, потянуться, поставив правую ногу на носок. Повторить 4 раза.
- И. п. – стоя руки перед собой. Ходьба с продвижением вперед, затем назад.. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя руки перед собой. Правую ногу поставить на пятку и потянуть носок на себя, руки положить на колено. То же самое с левой ногой. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, руки вверх, потянуться, как можно выше.
- И. п. – стоя, руки свободно, ходьба на пятках 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки внизу. Слегка согнуть колени, сделать вдох и потянуться вверх. Вернуться в и. п. сделать выдох. Выполнить 4-6 раз.
Сильные ноги
Аэробная часть
- И. п. – стоя выполняем прыжки на месте. Выполнить 10-12 раз.
- И. п. – стоя, поочередно поднимаем колени вверх, руки притягиваем к поднятому колену. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Топаем ногами и хлопаем руками, выполняя приставной шаг вправо-влево. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Поочередный вынос ноги вперед, как бы делая удар ногой вперед. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Бег на месте с выносом прямых ног вперед. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, поочередно поднимаем колени вверх, руки притягиваем к поднятому колену. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Поочередный вынос ноги вперед, как бы делая удар ногой вперед. С выносом прямых рук вперед. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя руки перед собой. Бег на месте. 20-30 секунд.
Маленький дельфин
(растяжка и отдых)
Партерная часть
- И. п. – лежа на животе, подбородок на полу, руки и ноги вытянуты. Тянемся всем телом от кончиков пальцев рук до носков ног. 20-30 секунд.
- И. п. – то же, слегка приподнять ноги и поводить ими в воздухе, как рыбка хвостиком. Выполнить 4 раза.
- И. п. – опереться на ладони рук и носки ног, таз слегка приподнят. Выполнить 4-6 раз отжимание на руках.
- И. п. – то же, Поочередно тянем ноги, опускаем правую ногу на пятку и задерживаемся на 5 секунд. Затем то же выполняем левой ногой. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, наклонившись к ногам, поочередно тянем носки ног на себя, помогая руками. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, руки внизу. Слегка согнуть колени, сделать вдох и потянуться вверх. Вернуться в и. п. сделать выдох. Выполнить 4-6 раз
- И. п. – сидя, парами друг напротив друга взявшись за руки. Поочередно тянем друг друга на себя, стараясь не сгибать колени. Выполнить 6-8 раз.
Радуга-дуга
(отдых и растяжка)
(с цветными лоскутками)
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Перенос тела с правой ноги на левую ногу. Выполнить 8 раз.
- И. п. – выпад в правую сторону, одновременно двумя руками взмах вверх, вниз. Повторить 4 раза.
- И. п. – то же. Потянуть левую ногу, опустив ее на пятку и задержаться на 5-10 секунд. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Перенос тела с правой ноги на левую ногу. Выполнить 8 раз.
- И. п. – выпад в левую сторону, одновременно двумя руками взмах вверх, вниз. Повторить 4 раза.
- И. п. – то же. Потянуть правую ногу, опустив ее на пятку и задержаться на 5-10 секунд. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки свободно, импровизируем. Перенос тела с правой ноги на левую ногу. Выполнить 8 раз.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон вниз, коснуться руками пола, затем вернуться в и. п. руки можно поднять вверх. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, руки вверху. Ходьба на носочках 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки вверху. Ходьба на пяточках 20-30 секунд.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Перенос тела с правой ноги на левую ногу. Выполнить 8 раз.
Быстрые ноги
(игра и занятие)
Аэробная часть
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Бег на месте. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Поочередный вынос прямых ног вперед. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Поочередный выполнять захлест голени назад. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Прыжки на месте. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Прыжки скрещивая ноги, на месте. Темп быстро – медленно – быстро. 4 – 4 – 4 раза.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Прыжки с поворотами обоих ступней вправо-влево, на месте. Темп быстро – медленно – быстро. (Твист). 4 – 4 – 4 раза.
Веселые мячики
(игра, воображение, работа сердца)
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять круговые движения руками перед собой. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять круговые движения руками, поворачиваясь вправо-влево. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки вверху, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание кистями рук головы. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание кистями рук у носа. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание кистями рук у пола. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание правой рукой, затем левой рукой. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять потряхивание правой ногой, затем левой ногой. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, в руках маленькие цветные мячики. Выполнять круговые движения руками, наклоняясь вниз. 20-30 секунд.
- И. п. – стоя руки согнуты в локтях. Бег на месте.
Пусть сад цветет!
(с гимнастическими палками)
Аэробная часть
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, живот убрать, спина прямая. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 6-8 раз.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Наклониться вперед, положить палку на пол и выполнить рывки руками, наклонившись вперед 4 раза; выпрямиться выполнить рывки руками перед грудью, слегка сгибая колени 4 раза; поднять руки вверх, затем наклониться вперед и вернуться и. п.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Перенос тела с правой ноги на левую ногу, отрывая, ее от пола. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 4 раза.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Наклониться вперед, положить палку на пол и выполнить рывки руками, наклонившись вперед 4 раза; выпрямиться выполнить рывки руками перед грудью, слегка сгибая колени 4 раза; поднять руки вверх, затем наклониться вперед и вернуться и.п.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Перенос тела с правой ноги на левую ногу, ставя ее на носок. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, Палку держим в руках перед грудью. Выполнять 2 приставных шага вправо, затем влево. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Палку держим в руках перед грудью. Выполнять полуприседания, руки опуская вниз. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, ноги вместе, руки с палкой поднять вверх, ходьба на носках. 20-30 секунд.
Клад в земле
Аэробная часть
- И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Выполняем полуприседания, руки, опуская вниз. 6-8 раз.
- И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях. Ходьба на месте, колени разводим слегка в стороны во время ходьбы. 20-30 секунд.
- И. п. – выпад в правую сторону, левая ступня полностью на полу, руки согнуты у пояса. Махи руками, имитируя копание лопатой. Повторить 6-8 раз.
- И. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Перенос тела с правой ноги на левую ногу, ставя ее на носок, поднимая руки вверх. Выполнить 4 раза.
- И. п. – стоя, руки согнуты в локтях. Прыжки на двух ногах на месте или вокруг себя.
- И. п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях. Ходьба на месте, колени разводим слегка в стороны во время ходьбы. 20-30 секунд.
- Выполнить приседание.
Пузырьки
Партерная часть
- И. п. – сидя, обхватив колени руками. Лечь на спину, руки положив за голову, отрывать плечи от пола, ноги согнуты в коленях. Выполнить 4 раза.
- И. п. – лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях. Тянем правое плечо к левому колену, затем наоборот левое плечо к правому колену. Выполнить 8 раз.
- И. п. – стоя, ловить воображаемые пузырьки. 20-30 секунд.
- И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Подтянуть их к груди. 8 раз.
- И. п. – лежа на спине, ноги слегка согнуты в коленях и приподняты вверх. Отрываем таз от пола. Выполнить 8 раз.
- И. п. – лежа на спине, руки и ноги вытянуты. Тянемся всем телом от кончиков пальцев рук до носков ног. 20-30 секунд.
Упражнения для утренней гимнастики на степах (для старших дошкольников)
Разминка
Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.
Аэробная часть
- И.п.: стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперед – назад с хлопками спереди и сзади (10 раз).
- И.п.: основная стойка. Шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в исходное положение; тоже – влево (по 5 раз).
- И.п.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук (10–12 раз).
- И.п.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками (10–12 раз).
- Сидя на степе скрестив ноги, наклоняться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками).
- И.п.: основная стойка на степе. Взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок (10–12 раз).
- Обычные прыжки на степе чередуются ходьбой (2 раза).
Упражнения на степ-досках (для детей младшей группы)
Разминка
Ходьба и бег по кругу вокруг степ-досок, сначала
в одну сторону, потом в другую. По команде или
определенному сигналу (остановка музыки и т. п.)
дети становятся на степ-доску.
Ходьба на носках вокруг степ-доски чередуется с
бегом по кругу; то же с ходьбой на пятках. После
обычной ходьбы по кругу дети вновь становятся на
степ-доски.
Аэробная часть
- И.п.: ноги на ширине ступни, руки внизу. Шаг вперед со степ-доски, руки вверх, шаг назад; вернуться в и. п. (6 раз).
- И. п.: стоя за степ-доской, руки на поясе.
Наклониться, коснуться
ладонями степа, выпрямиться; вернуться в и. п. (6 раз). - И.п.: стоя на степе, ноги на ширине ступни, руки вверху. Присесть, постучать ладонями о пол перед степом; выпрямиться, вернуться в и. п. (5–6 раз).
- И.п.: сидя на степе, ноги вытяну ты прямо вперед, руки сзади по краям степа. Согнуть ноги в коленях, обхватить (обнять) их руками, голову опустить; вернуться в и. п. (5–6 раз).
- И.п.: стоя на степе, руки на поясе, ноги не напряжены. Прыжки (8 раз) чередуются с ходьбой со степа на степ (2 раза).
Заканчивается комплекс обычной ходьбой на месте на степ-доске, или с поворотом вокруг себя, или с остановкой по сигналу.
Аэробика для детей – один из путей приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни. Занятия ею построены по типу интересной игры, которая увлекает ребят, делая забавным занятие спортом.
Польза детской аэробики
Одно из главных достоинств детской аэробики в том, что она является эффективным путем отвлечь детей от «улицы». Сделать ей это легче, чем обычными классическими упражнениями, так как занятия всегда веселее, интереснее, к тому же и эффективнее большинства других методик.
В пользу детской аэробики говорит и тот факт, что с ее помощью можно сделать жизнь детей более активной. Она отвлечет их от компьютеров и телевизоров, которые просто «захватили» малышей своей виртуальностью. Позволит им быть больше времени среди сверстников, общаться с ними. При этом дети укрепляют здоровье, становятся выносливее, меньше болеют. И, основное, аэробика не даст им ожиреть, что становится сегодня проблематичным уже в раннем возрасте.
Преимущества занятий детьми аэробикой:
- в более быстром развитии речи;
- в более раннем созревании мыслительных операций;
- в исключении развития патологий, что характерно для детей, ведущих малоактивный образ жизни;
- в оздоровлении всех важных функций детского организма, опорно-двигательного аппарата;
- в значительном улучшении работы и состояния суставов, всех мышц;
- в укреплении дыхательной системы;
- в повышении иммунитета;
- в правильном формировании, развитии, совершенствовании всех без исключения частей тела;
- в укреплении костной структуры тела;
- в уменьшении вероятность образования раковых клеток;
- в исключении многих проблем, связанных с сердцем;
- в формировании правильной осанки ;
- в предупреждении плоскостопия за счет укрепления мышц голени и стопы;
- в оптимизации теплорегуляции, пищеварения;
- в улучшении обменных процессов;
- в предупреждении застойных явлений в организме;
- в улучшении координации движений;
- в увеличении выносливости, скорости, силы;
- в развитии у детей активности и жизнерадостности.
Виды детской аэробики
Сегодня предлагается несколько видов аэробики , адаптированной специально для детей:
- зверо-аэробика: в ней все перемещения подобны движениям животных;
- лого-аэробика: ее особенность в одновременном выполнении упражнений и чтения четверостиший, произношения звуков;
- степ-аэробика: этот вид аналогичен взрослому, но используются индивидуальные снаряды; например, у спета высота ступеньки не больше 8 см, их ширина и длина, соответственно, 25 и 40 см; кроме того, снаряд обтянут дерматином, а сами занятия проводятся под бодрую музыку;
- футбол-аэробика: занятия ведутся с использованием специальных мячей;
- йога: упражнения только те, которые рассчитаны на детский организм;
- танцевальная аэробика : все движения выполняются в танцах;
- силовая аэробика.
Особенности и основные правила аэробики для детей
Для занятий аэробикой детьми оборудуются специальные залы, устраиваются детские комнаты. В них обязательно присутствие:
- шведской стенки или детского спорткомплекса;
- сухого бассейна, заполненного шариками;
- каната, качелей, мягких модулей и пр.
Основа детской аэробики – аэробные шаги, которые специально адаптированы для детей. Комплексы упражнений составлены так, что учитывают возраст занимающихся, их развитие, особенности, интересы.
Специалисты утверждают, что упражнения под музыку дети способны выполнять же с 1…1,5 г. Продолжительность занятий различна для разных возрастных групп. До двухлетнего возраста она составляет максимум 8…10 мин., дальше может быть увеличена до 20 мин. (до 3 лет). Существуют специальные м6етодики, которые дают возможность заниматься вместе ребенку до 3 лет и его матери.
Танцевальная аэробика для детей
В основе этого вида аэробики лежат танцевальные движения, присущие разным стилям танцев. При этом они сочетаются с аэробными упражнениями, которые способны выполнять дети в определенной возрастной группе. Эти занятия, пожалуй, самые увлекательные для детей из всех методик оздоровительной гимнастики.
Занимаясь танцевальной аэробикой, дети развиваются гармонично физически и умственно. У них быстрее улучшается координация движений, повышается выносливость. Они становятся в большинстве последователями здорового, активного, сбалансированного образа жизни в дальнейшем.
Занятия танцевальной аэробикой длятся примерно час. В это время входит:
- 10-минутная разминка;
- 40-минутные аэробные танцы: в них совмещены аэробные упражнения и танцевальные шаги, игры, хореографические элементы; все это делается под детские песни;
- 10 мин. растяжек и релаксации: за это время детский организм восстанавливается от нагрузок, которым он до этого подвергался.
Степ-аэробика для детей
Это вид аэробики различен для разных возрастных групп детей. Это понятно, ведь они очень быстро развиваются, происходят различные значимые изменения в их организме, в скелете и пр.
В этом виде аэробики используется специальная платформа, называемая степом. Для детей ее размеры несколько уменьшены: высота понижена до 8 см, ширина до 25 см, длина до 40 см. Смысл занятий вертится вокруг шагов, которые дети совершают с пола на платформу и обратно.
Обычно дети занимаются степ-аэробикой с огромным интересом. Занятия позволяют им быстро научиться держать равновесие. Они становятся уверенными в себе, более выносливыми, начинают лучше ориентироваться в пространстве, совершать более точные движения. У них, естественно, развивается сила, ловкость, быстрота.
При разработке комплекса степ-аэробики обычно учитывают особ5енности детей в группе, их физическую подготовку. При этом:
- подбирают подходящие им упражнения;
- распределяют выполнение упражнений так, чтобы равномерно нагружать организм во время всей тренировки;
- планируют постепенное увеличение объема упражнений, их интенсивность и нагрузку, которую получают дети, выполняя их;
- подбирают музыку, которая будет сопровождать занятия, сделает их эмоциональнее, интереснее.
По существующей практике занятия степ-аэробикой проводятся в разных формах. К примеру, в детсадах это:
- занятия по 25…35 мин., отличающиеся оздоровительно-тренирующим характером;
- часть каких-то занятий; в этом случае для степ-аэробики отводится время в 10…14 мин.;
- утренняя гимнастика;
- показательные выступления, которые дети проводят на праздниках;
- развлечение.
Обычно один комплекс упражнений в степ-аэробике выполняется не более трех месяцев. Но и он постоянно обновляется новыми упражнениями, усложняется. Позже дети переходят к выполнению следующего комплекса. Контроль нагрузки при этом ведется по частоте пульса, который не должен превышать 150…160 уд./мин.
- при шаге на платформу нагружать ноги, а не спину;
- располагать ступню на платформе полностью, всей подошвой;
- не совершать резких движений;
- не работать больше минуты одной ногой, рукой.
Спортивная аэробика для детей
Этот вид аэробики кардинально отличается от всех других их видов. Это уже часть гимнастики, он, хоть и молодой, но уже считается популярным видом спорта. В перспективе он может войти в программу Олимпийских игр.
Спортивная аэробика включает упражнения, которые характерны для гимнастов. Отличие только в том, что они не содержат сложные гимнастические или акробатические элементы. Их выполняют быстро, в определенном темпе, с обязательным музыкальным сопровождением.
Дети начинают заниматься спортивной аэробикой не раньше 5 лет. Перед приемом в секции определяют их гибкость, силу, пластику. Если их зачисляют в группу, посещать занятия нужно трижды в неделю. Со временем, конечно, и частота занятий и их интенсивность увеличиваются.
Заниматься аэробикой нужно в определенной обуви и одежде. Из обуви лучше чешки; из одежды: для девочек – купальник; для мальчиков – футболка, шорты.
Спортивная аэробика позволяет детям становиться сильнее, гибче, пластичней. Девочки, занимающиеся ею, приобретают грацию движений, красивую осанку. Мальчики смогут в совершенстве владеть своим телом, они становятся сильными и сохраняют хорошую физподготовку на долгие годы.
Комплекс упражнений аэробики для детей
Комплексом упражнений, которые используются в детской аэробике множество. Один из них может быть составлен так:
- стать прямо, расставить ноги на ширину плеч; поднимают правую ногу, согнув ее в колене; последним дотрагиваются до локтя левой руки; затем поднимают левую ногу и поднимают ее колено до касания с локтем правой руки; количество повторений не меньше 6 раз;
- становятся прямо и широко расставляют ноги в стороны; кисти рук размещают на талии (по бокам); переносят вес тела на левую ногу, сгибают ее немного в колене; правая нога при этом касается пола носочком; возвращаются назад и повторяют все в другую сторону – переносят вес на правую ногу и далее; количество повторений – пять в одну сторону;
- ложатся животом на пол, вытягивают ноги назад, руки вперед; поднимают одновременно вверх и ноги, и руки, задерживаются на 2…5 сек.в достигнутом положении и опускаются на пол; повторяют все примерно шесть раз;
- стать прямо, руки на пояс, ноги в стороны, но не широко; приседают на носки, держа при этом прямо спину; колени разводят в стороны, руки вытягивают вперед; затем встают и снова приседают; и так 6…8 р;
- становятся прямо, руки опущены вниз, ноги несколько разведены в стороны; прыгают вверх, разводят ноги еще шире и опускаются на ступни; в это же время хлопают руками над головой; вторым прыжком возвращаются назад; далее еще минимум пять раз совершают описанные движения;
- берут в руки гимнастическую палку за ее концы; встают прямо, руки с палкой внизу; стараются перешагнуть палку одной ногой, затем назад и повторяют все второй ногой;
- ложатся спиной на пол, ноги сгибают в коленях, ступни – на полу; руки вытягивают вдоль тела; обхватывают руками колени, приподнимают голову и совершают перекаты на спине назад-вперед.
Какая нужна музыка для детской аэробики
Музыка, которая сопровождает занятия аэробикой, может быть разной для различных групп детей. Обычно ее выбирают среди любимым песен малышей. Основное к ней требование, чтобы она была ритмичной, веселой, по возможности отвечала смыслу занятий.
Современные родители беспокоятся о здоровье и всестороннем полноценном развитии своего малыша.
Не секрет, что правильно подобранные физические нагрузки уже с ранних лет положительно сказываются на формировании не только опорно-двигательного аппарата ребёнка, но также являются неотъемлемой частью формирования его характера.
Приняв решение о том, что их малыш должен заниматься спортом, родители сталкиваются перед непростым выбором: какой вид тренировок предпочесть?
В последнее время всё большей популярностью пользуется детский фитнес – это относительно новое спортивное направление, разработанное специально для малышей.
О том, в чем же польза таких занятий, и какова специфика тренировочных программ в рамках этой инновационной отрасли – далее.
Преимущества занятий
К основным положительным чертам фитнеса для детей следует причислить:
- Тренировки длятся недолго, не перегружают ребенка;
- Аэробика для детей предполагает групповые (и, в том числе, игровые) формы работы – соответственно, помимо физического развития, это дает возможность сформировать у малышей ряд необходимых коммуникативных навыков;
- Инструктор всегда практикует индивидуальный подход к каждому подопечному;
- Гимнастика для детей – оптимальный выбор в случае, если ребёнок не посещает дошкольное учреждение и на этом фоне испытывает дефицит общения и физической активности;
- Во время тренировок у детей формируется множество полезных навыков – в частности, гибкость, подвижность, координация, умение вести себя в команде, ловкость, сила и т.д.
Любые фитнес-занятия непременно будут способствовать нормализации массы тела ребёнка, кроме этого, физические упражнения являются отличной профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы, сколиоза, поражения коленных суставов.
Основным преимуществом детского фитнеса является широкий спектр занятий а, соответственно, наличие основного мотива заниматься: заинтересованности ребёнка в такой форме времяпрепровождения.
Как проходят тренировки
Детский фитнес для малышей предполагает активные занятия в игровой форме. Так, дети танцуют, выполняют несложные физические упражнения под специально подобранные песни из мультфильмов либо под классическую музыку.
Современные фитнес-центры предлагают множество вариантов детских тренировок. Вот наиболее популярные из них:
- Лого-аэробика . Суть данного направления – совмещение выполнения физических упражнений с декламацией стихотворений, нерифмованных фраз. Основная цель занятий – развитие координации.
- Step by step . На таких тренировках инструкторы учат детей правильно ходить, формируют умение держать баланс тела, развивают мелкую моторику.
- Fit Ball . Активные физические упражнения с использованием больших надувных мячей. Занятия помогают развивать опорно-двигательный аппарат ребёнка.
- Йога для детей . Тренировки оказывают положительное воздействие не только на физическое развитие, но и на эмоциональную сферу малышей.
- Детские тренировки в бассейне . Плавание с элементами аква-аэробики. Отличный выбор для гиперактивных ребят.
Занятия, предназначенные для детей в возрасте от 3 до 7 лет, не должны длиться дольше получаса. Тренировки проводятся в специально оборудованных помещениях с хорошей вентиляцией и отсутствием травмоопасных объектов.
Частота посещений спортивного зала зависит от возраста малыша:
- Дети до трёх лет обычно тренируются не чаще 1-2 раз в неделю (30 минут);
- 3-6-летки могут заниматься уже три раза в течение такого же временного промежутка;
- Столько же рекомендуется тренироваться и подросткам, но при этом длительность их пребывания в спортивном зале увеличивается с получаса до 40-45 минут.
Какую форму фитнеса лучше предпочесть? Здесь все индивидуально и обусловлено возрастом. Так, дошкольникам больше подходят танцевальные и игровые занятия, а вот для учащихся младших и средних классов следует подбирать более сложные тренировочные программы, продумывать физические упражнения, целенаправленно развивающие их опорно-двигательный аппарат.
Мнения специалистов относительно силовых тренировок (то есть, работы с отягощением) для подростков расходятся. Но большинство из них солидарны в одном: неправильное выполнение базовых упражнений ( , ) может сказаться на здоровье ребят и существенно повлиять на последующее формирование их ОДА.
Лучше девушкам и юношам в возрасте до 16 лет заменить силовые занятия тренировками с собственным весом (турник, отжимания, фитнес-аэробика) и кардионагрузками – бегом, прыжками и т.д.
Комплекс упражнений для детей в домашних условиях
Рассмотрим вариант несложной домашней тренировки для ребёнка:
- Начальное положение – ноги стоят на ширине плеч. Левую (после – правую) согнутую в колене ногу следует приподнять и коснуться ею локтя правой (после – левой) руки. Упражнение повторяют шесть раз для каждой стороны.
- Руки на поясе, постановка ног – шире уровня плеч. Правая нога медленно сгибается в колене, на неё переносится вес тела, при этом левая нога стоит на носке. После возврата корпуса в исходное положение упражнение повторяют на другую сторону. Количество повторений – по пять раз на правую и левую ногу.
- Исходное положение – лёжа на животе, руки вытянуты вперед. Необходимо одновременно оторвать от пола верхние и нижние конечности, зафиксировать положение тела в максимальной точке подъёма на несколько секунд. Оптимальное количество повторений для данного упражнения – шесть раз.
- Ноги стоят на ширине плеч, руки на поясе. Развернув стопы наружу и держа спину прямо, следует присесть на носки, а руки при этом вытянуть вперед. Далее необходимо вернуться в исходное положение. Упражнение повторяют шесть-восемь раз.
- Ноги на ширине плеч, спина прямая, в руках – гимнастическая палка. Следует поочерёдно перешагивать через спортивный инвентарь каждой ногой, при этом стараясь держать палку максимально близко к концам. Оптимальное число повторений для этого упражнения – по 10 раз для каждой ноги.
Итак, детский фитнес – относительно новый, но при этом очень эффективный подход к организации тренировочного процесса для малышей-дошкольников и учащихся младших и средних классов. Такая форма занятий не имеет отношения к профессиональному спорту, её цель – укрепить здоровье детей и способствовать их всестороннему развитию (в том числе, психо-эмоциональному).
Каждый ребёнок может подобрать себе вид тренировок, который придётся по душе именно ему – танцы, гимнастика, аэробика, йога и т.д. К счастью, современные фитнес-центры предлагают широкий спектр услуг подобного рода по приемлемой стоимости. Фитнес – это отличный способ занять ребёнка, направить его энергию «в правильное русло» и обеспечить ему здоровое полноценное всестороннее развитие.
Видео «Детский фитнес от 14 месяцев до 3-х лет с Разувановой Анной»:
Занятия спортом весьма положительно влияют на умственное и физическое развитие детей-дошкольников. Существует огромное количество разнообразных видов занятий, которыми должны заниматься дети дошкольного возраста. О них мы и поговорим далее.
Детская аэробика - когда и как правильно заниматься
Детская аэробика
Аэробика для детей дошкольного возраста обязательно проводится в детском саду, в специальных кружках или дома. Обычно программа по аэробике для дошкольников включает в себя комплекс упражнений, которые выполняются в игровой форме. Аэробика с ребёнком может иметь разную нагрузку и занимать разное количество времени: всё зависит от физического развития и возраста малыша.
Прежде чем записывать ребёнка на аэробику, посетите педиатра. Важно, чтобы у малыша не было противопоказаний для физических нагрузок. Время и упражнения по аэробике должны подбираться индивидуально в каждом случае.
Обычно спортивные занятия аэробикой для детей включают в себя обучение различным движениям под музыку, подвижные игры. Часто на таких занятиях проводятся соревнования, для развития внимания и быстроты у ребёнка.
Аэробика для малышей может проводиться с использованием различных снарядов: скакалок, мячей, обручей, ковриков. Такое разнообразие неизменно увлекает детей и развивает у них интерес к спорту.
Аэробика должна обязательно проводиться под контролем взрослых. За счёт регулярных занятий состояние здоровья детей заметно улучшается. Аэробика помогает предотвратить ряд различных патологий: сколиоз, плоскостопие, ожирение. К тому же, она развивает гибкость и координацию движений, коммуникативные навыки.
Детский фитнес: программа для дошкольников
Также для физического развития детей может использоваться фитнес-аэробика. Фитнес упражнения для детей представляют собой систему мероприятий, которые укрепляют физическое и психологическое здоровье малышей. Использование элементов фитнеса может осуществляться в рамках дополнительного образования в детском саду, во время занятий по физкультуре. С помощью упражнений воспитатель знакомит ребёнка с возможностями его тела, повышает двигательную активность, увеличивает интерес к спорту и укрепляет здоровье малышей.
Виды детского фитнеса для дошкольников разнообразны, именно поэтому детям никогда не бывает скучно на занятий. Существует огромное количество вариаций упражнений с игровым оборудованием или спортивными снарядами, вызывающих непосредственный интерес у детей. Все упражнения малыши обычно выполняют с огромным удовольствием. Посмотреть примерный комплекс фитнес-упражнений для дошкольников можно в видео инструкции:
https://youtu.be/21gm3sM3pWs
Гимнастика для детей
Ритмическая гимнастика для детей дошкольного возраста - это своеобразная танцевальная зарядка, которая очень нравится малышам. Они находятся в том возрасте, в котором совсем не хочется сидеть на месте, именно поэтому гимнастика их всегда увлекает.
Обычно занятия гимнастикой проводятся спустя 40 минут после завтрака (первый раз) и после дневного сна (второй раз).
Время проведения танцевальной гимнастики для детей и уровень её нагрузки зависят от возраста и физического развития малыша. Приучать ребёнка к гимнастике нужно с детства. Полезно проводить её два раза - утром и после дневного сна. Выполняются упражнения как в секциях, так и дома. Перед зарядкой необходимо проветрить комнату. Также заниматься можно на улице, например, во время прогулки. Задача родителей - проводить зарядку эмоционально и живо, чтобы пробудить у ребёнка интерес к ней. Только в этом случае он охотно приобщиться к спорту и будет делать зарядку на протяжении всей жизни. Помните: закладывая основы физического воспитания ребёнка сейчас, вы гарантируете ему счастливое будущее и отсутствие проблем со здоровьем.