Хатха йога для детей дошкольного возраста упражнения. Каши без тепловой обработки

Каждый из нас хочет быть здоровым. И даже когда мы полны сил, ощущение мира и гармонии в душе – это то, чего нам всегда не достаёт.

Йога – не спорт, в ней нет места соревнованию. Практика – личный опыт. Чем меньше мы смотрим на соседей по коврику, обращая внимание на дыхание, прислушиваясь к ощущениям в своем теле, наблюдая, как меняется состояние ума во время практики, тем больше открытий преподнесет нам йога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья С.И.Саксина

Р.п.Выездное ул.Сельхозтехника

Тема: Йога в детском саду.

Каждый из нас хочет быть здоровым. И даже когда мы полны сил, ощущение мира и гармонии в душе – это то, чего нам всегда не достаёт.

Йога – не спорт, в ней нет места соревнованию. Практика – личный опыт. Чем меньше мы смотрим на соседей по коврику, обращая внимание на дыхание, прислушиваясь к ощущениям в своем теле, наблюдая, как меняется состояние ума во время практики, тем больше открытий преподнесет нам йога.

Йога – не лечение, хотя, безусловно, занимаясь йогой, мы становимся здоровыми, энергичными, обретаем красоту и гибкость тела.

Йога уникальна тем, что может предложить что-то каждому. Кому-то она поможет укрепить и оздоровить тело, для кого-то послужит в качестве профилактики болезни, кто-то с помощью йоги решит вполне конкретную задачу - избавиться от болей в животе. Кто-то научится контролировать эмоции и сохранять спокойствие ума.

На наших занятиях мы развиваем не только наше тело, делая его более сильным, гибким и здоровым, но и наши интеллектуальные и творческие способности: фантазируем, рассказываем истории.

Начинать изучать азы йоги дети могут в возрасте от четырех лет и, для начала достаточно всего 15 - 20 минут занятий в день. В нашем детском саду мы проводили занятия с 10 минут в день. Со временем занятия могут увеличиваться до получаса, а для детей старшего возраста, то и до часа. Сейчас наши занятия доходят до 25 минут. Но надо помнить что «йога», это не только проведение физических разминочных и растягивающих упражнений, но мы еще знаем, что это и замечательный инструмент для успокоения разума и контроля над своими чувствами при помощи небольших сеансов медитации. Согласитесь, что это очень актуально для психологического развития детей, которые почти все без исключения гиперактивны по своей природе, возбудимы и проводят длительное время возле телевизоров и компьютеров. После занятий с детьми, многие родители увидели изменение в своих детях, дети стали больше играть в дидактические, подвижные игры, а также показывать некоторые движения с занятий по йоге дома.

Йога полезна как любой вид физической активности детей. Но она отличается от других способов физического развития, прежде всего тем, что исключает соревнования, а вследствие этого - вероятность стресса и травм. Особенность также в том, что движения йоги в сочетании с особым ритмом дыхания задействуют организм в целом, прорабатывают все направления подвижности суставов, глубокие и поверхностные мышцы, а также воздействуют на внутренние органы.

Для занятий йогой нужно иметь свободную одежду, подобрать расслабляющую музыку, и так заинтересовать ребенка, чтобы он получал удовольствие от занятий йогой. Йогой лучше заниматься через два-три часа после еды, в комнате или зале, где ребенок сможет расслабиться и отвлечься, так как в группе сосредоточиться он не сможет. Для занятий, лучше попросить родителей сшить одинаковые, однотонные коврики, чтобы детей ни чего не могло отвлекать.

Существует множество мнений по поводу того, когда детям можно начинать практиковать йогу.

Объединяя мнения и опыт известных гуру, а также учитывая процессы роста и развития детей, выделяют возраст 8 лет, когда ребенок уже может сознательно выполнять упражнения и дыхательные практики под руководством воспитателя. В детском саду наблюдая, за детьми разного возраста, можно увидеть, что дети очень подвижны и за время зарядки могут принимать различные позы, которые есть даже в йоге, хотя они их не знают. Из этого можно сделать вывод, что дети намного раньше могут заниматься йогой, а не с 8 лет.

С 4 до 8 лет дети также могут заниматься, но к ним особое, менее требовательное отношение в плане четкости выполнения указаний. С малышами до четырех лет в основном делают гимнастические и массажные движения, напоминающие некоторые позы йоги.

Как это происходит Урок детской йоги (прежде всего для детей 4-7 лет) – это практика асан (поз) в игровой форме.

Перед началом занятия рекомендуется провести разминку для разогрева мышц. Следить, чтобы ребенок дышал носом. Каждая поза должна приносить ребенку удовольствие. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, мы сначала ставили сказки с позами животных, где каждого животного изображал ребенок, детям это очень нравится и они занимаются с удовольствием.

Также дети знакомятся с органами чувств, учатся концентрировать внимание на слухе, обонянии. Учатся отслеживать свои эмоции (радость, гнев, спокойствие). После занятий йогой, наши дети становятся более расслабленными и спокойными.

За 25-40 минут ребенок проделывает немалую работу (адекватную его возможностям), и это его не утомляет, т.к. воспитатель соблюдает главные принципы занятия с детьми – разнообразность, динамику, заинтересованность. На таких занятиях также происходит знакомство с окружающим миром - миром животных и растений. Например, в садике показывая позы животных мы издаем звуки животных, т.е. змея – шипит, лев – рычит и т.д.

В итоге происходит не только развитие тела (например, улучшение осанки), но и развитие мышления, чувств, памяти, воображения. Со временем вы заметите и другие изменения, происходящие с вашим ребенком - будет меньше капризов и обид, больше спокойствия, уверенности и творчества.

Чему учат на занятиях детской йоги:

1. Воспитывают осмысленное отношения к собственному здоровью.

2. Формируют правильную осанку.

3. Делают упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы, ловкости, быстроты, выносливости.

4. Развивают координацию и пластику движения тела.

5. Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

6. Проводят игры на приобретение навыков общения, наблюдательности, самостоятельности, фантазии, активности.

7. Развивают внимание, память, воображение, мышление, ощущение, восприятие, представление.

Лучше всего, чтобы с ребенком еще занималась мама, это приносит огромную пользу и маме и малышу. На таких занятиях происходит всестороннее общение (взглядом, прикосновениями, посредством слуха, речи, эмоций). Ну и, несомненно, мама лучше всех преподавателей знает своего малыша. Нужно подобрать удобное время и место для занятий. От этого зависит дальнейшая судьба ваших занятий - будет ли ребенок с удовольствием заниматься на занятиях.

Программы детской йоги существенно отличаются от взрослых, уже потому, что проводятся в игровой форме. Это позволяет ребенку чувствовать себя в своей стихии, полной движения, ярких эмоций и постоянной новизны. Маленькие йоги выполняют позы все больше не в статической форме, а в динамической последовательности. Несмотря на то, что позы достаточно быстро сменяют одна другую, обязательно акцентируется внимание на важных деталях, ключевых элементах каждого упражнения.

В определенных позах эти элементы тщательно прорабатываются - чтобы уходили искривления костей, правильно развивались мышцы, раскрывалась грудная клетка, и так далее. Упражнения даются совершенно разные - как простые, так и самые сложные.

Дети не воспринимают занятия йогой настолько серьезно, как взрослые, поэтому для занятий йогой в детском саду достаточно выбрать наименее сложные и наиболее интересные асаны. Главное, чтобы занятия приносили удовольствие.

Литература:

  1. Веселая йога. Специально для детей: О. А. Волков, Е. А. Волкова - Санкт-Петербург, Феникс, 2008 г.
  2. Детская йога: А. Бокатов, С. Сергеев - Москва, Ника-Центр, 2009 г.
  3. Йога для ваших детей: Мишель Чизбру, Сара Вудхаус, Розмари Гриффитс - Москва, Попурри, 2009 г
  4. Лесли Каминофф. Анатомия йоги. М., 2009
  5. Федотов А. Простая йога для начинающих. Ростов – н – Д.: ВЛАДИС: М: Рипол классик, 2009г.

Лариса Суслова
Хатха-йога для детей

Йога – древнее индийское учение, одной из составных частей которого является хатха-йога . Элементы этой полезной, проверенной многолетним опытом системы физической культуры индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, и используются как нетрадиционные приёмы оздоровления.

Хатха -йога – это специальная йога для детей , основанная на позах животных и окружающих предметах, доступных дошкольникам.

«Ха» - обозначает солнце, символ тепла, активности и энергии.

«Тха» - луна, холод, пассивность и торможение.

Занятия хатха -йогой физически совершенствуют и укрепляют детский организм, помогая сбалансировать процессы возбуждения и торможения в нём

Цель :

Профилактика простудных заболеваний, закаливание и общее оздоровление детей .

Задачи :

Учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения осознано, легко и красиво;

Развивать гибкость и эластичность позвоночника, формируя правильную осанку;

Закрепить навыки правильного дыхания;

Воспитывать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость.

Для занятий не требуется особых приспособлений и сложный инвентарь. Достаточно иметь индивидуальный коврик, массажные дорожки и музыкальное сопровождение.

У малышей очень нежный скелет, слабые связки и мышцы. С ними можно лишь использовать игровую гимнастику для укрепления стоп, спины, развития координации, ритмичности, равновесия, а также дыхательные упражнения для развития диафрагмального (брюшного) дыхания, расслабляющие упражнения. И большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.

Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза - «кузнечик» , «журавль» , «лук» , «кошка» . Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.

Индийское приветствие и прощание, произошло от слов «намах» - поклон, «те» - тебе. Как жест представляет собой соединение двух ладоней перед собой.

Поза Лотоса. Это одна из основных асан в йоге. Оказывает самое разностороннее воздействие. Успокаиваются нервная система, внутренние органы, восстанавливается динамическое равновесие всех сил организма. Если не хватает гибкости для того, чтобы сидеть в лотосе, можно сидеть по-турецки (в лёгкой позе… Остальные позы…

Каждый комплекс заканчивается мертвой позой - поза полного расслабления под музыкальное сопровождение. Йоги считают, что кратковременный отдых после каждого упражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных для восстановления и укрепления, как физической формы, так и психического состояния.

Коврик для занятий должен быть удобным и иметь приятный цвет.

Тренировочный костюм не должен стеснять движений.

Первый прием пищи - не ранее чем через полчаса после занятий.

Соблюдать принцип постепенности, регулярности, длительность занятий не более 30 мин, два раза в неделю.

Занятие полезно начинать с разминки.

Затем целесообразно перейти к асанам.

Асаны и пранаямы адаптируются и предлагаются детям в виде образных упражнений.

Весь комплекс целесообразно сопровождать специально подобранной музыкой.

Таким образом, йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать.

Публикации по теме:

Детская йога. Консультация для родителей Детская йога Консультация для родителей Человек, находящийся в абсолютном равновесии, не подвержен вредным влияниям извне, и следовательно,.

Детская йога: польза для здоровья и развития детей Детская йога – уникальные упражнения, регулярное выполнение которых помогает развивать координацию, выносливость и гибкость. Также развиваются.

Йога как система оздоровления дошкольников ЙОГА – КАК СИСТЕМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 1 слайд В последнее время было проведено немало научных исследований влияния йоги на здоровье детей.

Цели: 1. Познакомить педагогов с методикой преподавания практики йоги в детских группах. Асаны и корригирующая гимнастика. 2. Создать у.

Детская йога полезна для растущего организма. К тому же несложные занятия можно превратить в веселую игру.

Йога – это не курс обычных физических упражнений, как можно подумать сразу. Это древнее учение, которое создавалось с целью оздоровления тела и очищения духа.

Практикующие йогу люди отличаются бодростью, энергичностью, целеустремленностью, обладают прекрасным здоровьем и ясным умом.

Позволяет ребенку расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Занятия с детьми больше напоминают увлекательную игру, в которой сложные названия поз «взрослой» йоги заменены упрощенными названиями.

Детская йога – польза для здоровья и развития детей

– уникальные упражнения, регулярное выполнение которых помогает развивать координацию и укреплять органы. Кроме того у детей, практикующих йогу, улучшается общее состояние здоровья, выносливость и гибкость. Также развиваются память, воображение и наблюдательность.

Неуравновешенным подросткам занятия йогой помогают обрести спокойствие, достичь эмоционального равновесия, быстро побеждать стрессы, научиться концентрировать внимание и, в то же время, поддерживать свое тело в хорошей форме.



ВАЖНО: Оптимальным для начала обучения йоге считается возраст 7-8 лет при условии, что занятия будут проходить под руководством опытного учителя. В 4 – 6 лет проводят такие же занятия, но не требуют от детей точного повторения асан. С малышами проводят игровые занятия, упражнения которых похожи на позы йоги.

Видео: Детская йога: здоровье и гармония с малых лет

Детская йога для начинающих: позы в картинках, фото

Занятия йогой с детьми младшего возраста лишь отдаленно напоминают настоящие «взрослые» упражнения. Все действия максимально облегчены, от ребенка не требуют точного повторения сложных для него элементов.

В первую очередь занятия йогой должны приносить малышу удовольствие.
Когда малыш немного привыкнет к нагрузкам, можно постепенно усложнять программу. Однако любые изменения должны проходить под руководством опытного инструктора, в противном случае существует вероятность навредить хрупкому детскому организму.



Заниматься йогой с ребенком можно самостоятельно в домашних условиях. Но стандартные «взрослые» занятия йогой будут неинтересны малышу, поэтому лучше всего строить их в игровой форме.

Предложите ребенку представить, что он – малыш-пандочка, а его мама – большая панда. Показывайте ребенку следующие упражнения, проделывая их с ним вместе.

Упражнение №1. Пандочки малыш и мама проснулись. Они сели (в упрощенную позу лотоса) и потянулись.

Упражнение №2. Малыш-панда собрался прогуляться. Но для этого ему придется размять лапки. Ребенок вытягивает вперед руки и ноги (передние и задние лапки), шевелит пальчиками.

Упражнение №3 . Пандочки гуляют по лесу. Сначала предложите малышу походить на внешней стороне стопы, затем на внутренней.

Упражнение №4. Панда нашла яблочко и играет с ним. Пусть ребенок представит, что его голова – это яблоко. Пусть покрутит ею из стороны в сторону, повращает.

Упражнение №5. Панда хочет превратиться в дерево. Ребенок становится на одну ногу, при этом вторая нога упирается ступней в колено о первую. Руки подняты вверх «свечкой». Скорее всего, дерево будет сильно качаться от ветра, так как детям сложно удержать равновесие в этой позе.



Упражнение «Дерево»

Упражнение №6. Малыш-панда заметил, как растет травка – она тянется кверху, к солнышку. Маленький панда показывает маме, как это происходит: сидя на корточках, постепенно поднимается, вытягивает ручки вверх.

Упражнение №7 . Панда вместе со своей мамой становятся в позу «треугольник»: расставляют ноги, правую руку ставят к правой ступне, левую – поднимают как можно выше. Это они построили забор на лесной поляне. То же упражнение повторяют и в другую сторону.

Упражнение №8 . Панда увидел, как с цветка на цветок порхает красивая бабочка. Вместе с мамой он повторяет ее действия: садятся на пол, соединенные вместе стопы слегка согнутых ног захватывают руками и начинают разводить и соединять колени. Затем пальцами рук нужно ухватиться за большие пальцы ног и резко развести их в стороны – так раскрылся цветочек, приглашая бабочку.

Упражнение №9. Малышу-панде понадобится корзинка, чтобы собрать фрукты. Ребенок ложится на животик, руками захватывая ступни. Мама помогает ему сделать такую корзинку.



Упражнение «Корзинка»

Упражнение №10. Маленький панда решил покачаться по земле. Он ложится на спину, обхватывая руками колени. В такой позе он раскачивается взад и вперед.

После того, как все упражнения будут выполнены, предложите малышу просто полежать «на травке» и отдохнуть.

Для занятий можно придумывать разные забавные истории с участием зверушек и сказочных персонажей.



Детская Хатха-йога: упражнения

Суть Хатха-йоги , как детской, так и взрослой, заключается в том, чтобы научиться владеть и управлять своим телом в совершенстве. Эта практика может совмещать в себе упражнения нескольких направлений, методов какой-то конкретной школы не придерживаются.



ВАЖНО: Главное условие хатха-йоги – во время выполнения любого упражнения нужно направлять телу энергию.

Хатха-йога… Почему именно она? Очень просто, ведь как раз этот вид йоги уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей. «Ха» обозначает солнце, «тха» — луна. Солнце символизирует тепло, активность и энергию, а луна — холод, пассивность и торможение.

Проведение с элементами хатха-йоги поможет вам и детям сбалансировать противоположные физиологические процессы возбуждения и торможения. Основными элементами хатха-йоги являются так называемые асаны (позы), а также пранаяма (дыхательные упражнения).

Проведение занятий в детском саду: осваиваем азы хатха-йоги

Итак, вот некоторые особенности выполнения йоговских упражнений.

  1. Упражнения включают в себя очень плавные, спокойные действия, сопровождающиеся расслаблением мышц и нервной системы. Помните: проведение занятий в детском саду с элементами хатха-йоги возможно лишь в том случае, если дети себя комфортно чувствуют. Боль и неприятные ощущения недопустимы на занятиях.
  2. Преобладающая часть поз статична (то есть выдерживается в течение определенного времени). Поэтому резкие, многократно повторяющиеся движения, используемые в традиционной гимнастике, отсутствуют.
  3. Выполнение упражнений не требует какого-то специального дорогостоящего оборудования и места занятий. Специалисты современной йоги считают, что хатха-йога доступна, как правило, людям любого возраста и вероисповедания.
  4. Приступая к занятиям, непременно убедитесь, что дети в хорошем расположении духа и самочувствии. После болезни или при повышенной температуре проведение занятий в детском саду с элементами хатха-йоги для ребенка следует отложить. Если ребенок имеет хроническое заболевание, проконсультируйтесь с врачом.
  5. Проведение занятий в детском саду лучше планировать за 30-40 минут до еды или через 2-3 часа после.
  6. Одежда для занятий не должна сковывать движении, выбирайте такую, в которой ребенок будет чувствовать себя удобно и комфортно. А обувь вам вообще не понадобится: занимаясь босиком, малыш укрепит мышцы стопы.
  7. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Упражнения лучше выполнять на полу. Древние йоги использовали травяную подстилку. За неимением в современных квартирах подобного инвентаря вполне можно заниматься на коврике или сложенном в несколько раз куске плотной ткани. Самое главное — выполнять упражнения регулярно.
  8. Учитывайте, пожалуйста, что в силу возрастных физиологических особенностей дыхания, дошкольник еще не умеет точно согласовывать его с характером движения, поэтому упражнения могут выполняться с произвольным дыханием.

Итак, начнем заниматься?

«Поза мостика»

Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуть в коленях. Руки положите вдоль туловища, ладонями к полу. Медленно поднимайте таз вверх. Удерживайте позу в точке подъема до 10 секунд. Затем плавно опуститесь на спину. Расслабьтесь и немного отдохните.

Это упражнение способствует исправлению осанки, укрепляет мышцы живота.

«Поза кобры»

Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, носки вытянуты. Руки согнуты в локтях. Ладони упираются в пол. Плавно выпрямляем руки. Постепенно поднимаем голову, подбородок, плечи, грудь. Постарайтесь выдержать позу 7-10 секунд. Затем медленно опускаемся в исходное положение и расслабляемся.

Улучшается работа внутренних органов, и увеличивается гибкость.

«Поза стрекозы»

Исходное положение: лежа на животе, руки вытянуть вдоль тела, ладонями вниз. Неторопливо отведите руки назад — вверх. Ноги оторвите от пола, поднимая вверх. Задержите позу на 5-10 секунд. Дыхание произвольное, спокойное. Потом медленно опуститесь в исходное положение.

Укрепляются мышцы брюшного пресса.

«Поза лягушки»

Медленно приседайте. Колени разведите в стороны, не отрывая пятки от пола. Оставайтесь в такой позе 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Упражнение укрепляет коленные суставы, а также улучшает работу пищеварительной системы.

«Поза цапли»

Встаньте прямо, ноги вместе, руки опустите вдоль туловища. Медленно наклоняйтесь вниз, не сгибая ноги в коленях. Постарайтесь голову прижать к коленям, обхватив ноги руками. Если наклон сразу не получается, то можно просто коснуться руками пола. Задержитесь в позе 5-7 секунд, а затем вернитесь в исходное положение. Дыхание произвольное.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы бедра, позвоночник и улучшает пищеварение.

«Поза калачика»

Исходное положение: лежа на боку, руки вытянуты вдоль туловища. Медленно сгибайте колени, прижимая их руками к груди. Дыхание произвольное. Задержитесь в позе 5-10 секунд. Затем вернитесь в исходное положение.

Это упражнение укрепляет пресс и позвоночник.

«Поза доброй кошки»

Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), одновременно поднимая голову и копчик, прогните спину. Останьтесь в таком положении 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы живота и позвоночник.

«Поза сердитой кошки»

Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), опустите голову, выгнув спину дугой вверх, как бы втягивая живот. Постарайтесь удержать позу 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Это упражнение развивает гибкость.

Литература:

  • Липень А.А. «Детская оздоровительная йога». – СПб.6 Питер, 2009.
  • Волков О.А. «Веселая йога»: специально для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.


Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение - это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.

Что такое детская йога ?

Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.

Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги , которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.

Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Гимнастика с элементами хатха -йоги доступна детям дошкольного возраста . В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги , основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха -йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости.

Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию.

Занятие хатха -йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны , физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение) .

Большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

Пранаямы - дыхательные упражнения.

Как строить занятия с детьми?

Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

Краткая характеристика структуры программы.

Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц) .

Курс хатха -йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей, один раз в две недели по 25 – 30 минут.

Участники занятий :

Дошкольники 5-7 лет , без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер

Цель программы : Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога .

Задачи программы :

1. Совершенствование психических процессов.

2. Познание своего характера, укрепление воли.

3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

5. Духовное обогащение : учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

6. Формирование осанки.

7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

8. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий : приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

Ожидаемые результаты реализации программы :

Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.

Стабилизация эмоционального фона у детей.

Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

Требования к условиям проведения занятий.

1. Место

Для занятий нужно выбрать ровную , твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

2. Одежда

Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

3. Время

Гимнастикой хатха -йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.

4. Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.

Структура занятия (см. приложение 1)

I. Вводная часть (5-7 минут) .

1. Встреча : “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”

2. Разминка :

Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.

Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

II. Основная часть (15-20 минут) .

1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан, обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.

2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе :

Для мышц живота;

Для мышц спины путем наклона вперед;

Для укрепления мышц ног;

Для развития стоп;

Для развития плечевого пояса;

На равновесие.

3. Дыхательные упражнения.

4. Гимнастика для глаз.

5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы) .

6. Беседы из цикла : «Тренируем тело, укрепляем дух»

III. Заключительная часть (3-5 минут) .

1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей) .

1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха -йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.

2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.

4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз :

1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.

2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.

3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.

4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.

5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.

6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.