Ушу таолу - китайская спортивная гимнастика. Этапы изучения тао

Дословно ушу , в переводе с китайского языка, означает боевое (У) искусство (ШУ). Однако ушу - это не только восточное единоборство, но и древнейшая философия, отражающая всю многогранность, продуманность и неоднозначность китайской культуры и истории.

Зародившись несколько тысячелетий назад, ушу, и по сей день, является эффективной системой единоборств, великолепной оздоровительной и профилактической гимнастикой, а также способом физического и нравственного формирования личности.

Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств, единоборств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао.

Пермская региональная федерация ушу занимается развитием современных, спортивных форм ушу, прежде всего таких его направлений как ушу-таолу и ушу-саньда. Основной целью нашего направления являются интеграция древнего искусства в систему массового спорта - так называемое зрелищное ушу, которое возможно демонстрировать на спортивных состязаниях.

Подобные формы китайского ушу получили развитие главным образом в континентальном Китае и особенно после образования в 1956 г. Китайской ассоциации ушу (чжунго ушу лянь хэ хуэй), хотя стоит отметить, что регулярные чемпионаты Китая по ушу проводились с 1923 г., а на Олимпийских играх 1936 г. проходивших в Берлине, китайские спортсмены провели показательные выступления по ушу, но неподготовленные зрители восприняли это как вид национального танца. После официального учреждения Международной федерации ушу (гоцзи ушу лянь хэ хуэй) в 1988 г. началось регулярное проведение международных соревнований и чемпионатов мира. Бывшие чемпионы ушу 80-х годов постепенно стали известными актерами кино в жанре action 90-х, среди них Ли Ляньцзе (Jet Lee), Чжао Чанцзюнь, Ван Чунь, Шэнь Суцзюань, и многие другие спортсмены посредством кино прославили ушу во всем мире.

(спортивное ушу) - это, прежде всего путь к самосовершенствованию личности через освоение гимнастических комплексов, дыхательной гимнастики, психофизического тренинга, поединков с противником и т.д. Занятия ушу доступны людям любого возраста и различного уровня физической подготовки, развивают силу, гибкость, координацию движений, выносливость, концентрацию внимания, имеют большее оздоровительное значение и положительное психофизическое воздействие.
Спортивное ушу развивает человека, прежде всего физически, а участие в соревнованиях позволяет провести внутреннюю переоценку своих способностей, перешагнуть через "не могу" и выработать тем самым целый ряд полезных в жизни качеств, таких как целеустремленность, выносливость, решительность, способность мгновенно оценивать ситуацию и т.п.
Сегодня спортивное ушу в целом в нашей стране - это полноценный вид спорта с присущими, как и любому другому виду, разрядными требованиями, региональными и национальными турнирами, сборной командой регионов и страны и т.д. В 2008 году в рамках Олимпиады в Пекине даже проводился Олимпийский турнир по спортивному ушу и вот уже который год Международной федерацией прикладываются все усилия по включению ушу в Олимпийскую программу.
Спортивная программа ушу таолу включает в себя:
Комплексы без оружия:

  • Чанцюань (длинный кулак), наньцюань (южный кулак),тайцзицюань (кулак великого предела)
  • комплексы с коротким оружием:
  • Дао шу (широкий меч), Цзянь шу (прямой меч), наньдао (южный меч), тайцзицзянь (меч великого предела).

Комплексы с длинным оружием:
Гунь шу (искусство владения палкой), цян шу (копье), наньгунь (южная палка).

Спортсмены соревнуются на площадке (специальный ковер или помост) размером 14х8 метров, выход за границы которой во время выступления карается сбавкой оценки. За выступлением спортсмена наблюдает судейская бригада в составе 10 человек, разделенная на группы.

Судьи группы А оценивают правильность выполнения технических элементов. За каждую допущенную спортсменом ошибку при выполнении какого-либо движения судьи делают сбавки в соответствии с правилами и в конце выступления выставляют оценку. Максимальной оценкой за технику является 5 баллов.

Судьи группы В оценивают комплекс целиком. Самой главной их задачей является определение по выступлению спортсмена его уровня подготовки: высокий, средний или низкий и выставление соответствующей оценки ему. Максимальная оценка за общее впечатление у Взрослых 3 балла, во всех остальных возрастных категориях - 5 баллов.
Выступления взрослых оценивают еще и Судьи категории С. Они следят за правильностью выполнения так называемых Элементов Повышенной Сложности (ЭПС) и связок движений с ними. ЭПС включают в себя акробатические и специальные прыжки ушу с приземлением в стойки или шпагат, балансировки, подсечки и пр. Спортсмен сам выбирает какие ЭПС и связки с ними ему выполнять в комплексе и в какой последовательности. Каждый элемент в зависимости от сложности оценивается от 0,2 до 0,4 балла, связка элементов от 0,1 до 0,25. Суммарное количество баллов за заявленные спортсменом ЭПС в комплексе не должно превышать 2. Соответственно максимальная оценка судей этой группы может быть так же 2 балла.

Из суммы средних оценок каждой группы складывается средняя оценка спортсмена из которой старший судья на площадке делает свои сбавки согласно правилам и выводит окончательную оценку.

Итоги многоборья подводятся по сумме результатов выступлений спортсменов в разделах длинное оружие, короткое оружие и комплексы без оружия.

При желании один и тот же человек может выступать во всех разделах таолу, но обычно спортсмены выступают в каком-то 1 виде каждого раздела.
Хороший спортсмен таолу - тот, кто умеет выразительно, ритмично с ускорениями и паузами (контрастно), правильным приложением силы в ударах и движениях, в духе боевого искусства выполнить оригинальный, разнообразный комплекс с Элементами Повышенной сложности и притом без ошибок.

Китайское ушу - это одна из самых многогранных и эффективных боевых систем в мире. В наше время уже не для кого не секрет то, что ушу активно развивается в пользу спортивно-соревновательного прикладного аспекта.

Спортивное ушу - это, прежде всего, путь к самосовершенствованию личности через освоение боевых комплексов, дыхательной гимнастики , психофизического тренинга, поединков с противником и т.д. Занятия ушу доступны людям любого возраста и различного уровня физической подготовки, развивают силу, гибкость, координацию движений, выносливость, концентрацию внимания, имеют большее оздоровительное значение и положительное психофизическое воздействие.

Спортивное ушу развивает человека, прежде всего физически, а участие в соревнованиях позволяет провести внутреннюю переоценку своих способностей, перешагнуть через "немогу" и выработать тем самым целый ряд полезных в жизни качеств, таких как целеустремленность, выносливость, решительность, способность мгновенно оценивать ситуацию и т.п.

Спортивное ушу делится на два основных раздела - ушу-таолу и ушу-саньда (или более традиционное название - саньшоу) кроме этого существует еще два, менее известных вида, которые будут описаны ниже.


Ушу-таолу
включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке, все эти технические действия сведены в комплекс движений (таолу) эмитирующий бой человека с одним или несколькими противниками, с оружием и без. Характер соревнований определяется регламентом соревнований. Соревнования подразделяются на: личные, командные и лично-командные.

В базовый набор технических действий ушу-таолу входят наиболее зрелищные приемы, отобранные из таких известных традиционных стилей ушу, как чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и др. На соревнованиях спортсмены соревнуются в обязательной программе, в которую входят три раздела:

Цюаньшу (комплексы упражнений без оружия), включает три стиля: чанцюань, наньцюань, тайцзицюань. Каждый из этих стилей имеет свою характерную особенность, свою базовую технику, как правило спортсмены специализируются в одном из этих стилей.

Дуань цисе (комплексы упражнений с коротким оружием), включает: даошу (упражнения с изогнутым мечом дао), цзяньшу (упражнения с прямым мечом цзянь).

Чан цисе (комплексы упражнений с длинным оружием), включает: цяншу (упражнения с копьем), гуньшу (упражнения с шестом).

Традиционные стили ушу без оружия, разделены на четыре группы по принципам приложения силы, схожести принципов движения, техник и т.п. 1-я группа: багуа, синъи, бацзи. 2-я группа: тунбэй, пигуа, фаньцзы. 3-я группа (подражательные стили и дитан): стиль пьяницы, обезьяны, змеи, журавля, богомола и т.п. 4-я группа: шаолиньцюань, паоцюань, хуацюань, хунцюань и др. (это самая многочисленная группа, сюда входят все стили, не вошедшие в 1-3 группы).

Традиционное оружие ушу разделено на три группы: Одиночное оружие: различные виды алебард, шест, копье, двуручный меч и т.п. Парное оружие: парные мечи, парные кинжалы, парные цепи и т.п. Гибкое оружие: гибкое копье, девятизвенный и трехзвенный цеп и т.п.

Дуйлянь (поединок с заранее определенной последовательностью движений) включает: поединки один на один или один против нескольких противников без оружия, с оружием, вооруженного (ых) против безоружного (ых).

Ушу-саньда (саньшоу) - свободный бой. Как спортивное единоборство ушу-саньда было возрождено лишь в конце 80-х годов нашего века, хотя различные формы поединков существовали в Китае с глубокой древности. Современное саньда это динамичный вид контактных поединков с жесткими правилами, запрещающими только серии ударов в голову. Чтобы стимулировать проведение бросков за счет техники, а не за счет силы, бросок не засчитывается, если он был проведен из захвата длившегося более двух секунд. Саньшоу включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке из любых стилей. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один без оружия в защитной экипировке (шлемы, жилеты, перчатки, иногда футы и наколенники). Поединок проводится в три раунда по 2 минуты на открытом, без канатов, помосте (лэйтай) 8 на 8 метров поднятом на 60 сантиметров над уровнем земли.

Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2 или 3 балла. Победителем объявляется спортсмен, набравший в ходе схватки наибольшее количество баллов. Если спортсмен два раза в раунде выталкивается за пределы помоста, то он объявляется проигравшим в раунде.


Туйшоу
- дословно толкающие руки. Вид поединка между двумя невооруженными противниками в стиле тайцзицюань. Техника туйшоу включает восемь основных технических действий из арсенала тайцзи: пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као. Задача спортсмена, используя технику тайцзицюань заставить противника потерять равновесие или опрокинуть его на землю. Соревнования проводятся на круглой, диаметром 6 метров, площадке, в два раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, 3, 4 или 5 баллов.


Дуаньбин, чанбин
- свободный бой на коротком (дуаньбин) и длинном (чанбин) оружии. Этот вид контактных поединков в старом Китае также назывался лэйтай. В настоящее время в Китае соревновательные поединки с оружием почти забыты, и чаще используются в тренировочном процессе традиционных школ ушу. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один в защитной экипировке. В дуаньбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения мечом (цзяньшу, даошу), в чанбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения копьем (цяншу).

Соревнования в дуаньбин проводятся на круглой площадке диаметром 9 метров, в чанбин на прямоугольной площадке 14 на 8 метров в три раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, или 3 балла.


Гибкость в практике ушу.


Методы развития гибкости.

В силу своей специфики, обусловленной наличием большого количества широко-амплитудных и сложно-координационных движений, занятия ушу предъявляют повышенные требования к такому параметру подготовки, как гибкость. В ушу данный раздел подготовки носит название жоугун.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В основу упражнений для развития гибкости положены разнообразные движения: Сгибания-разгибания, наклоны, повороты, махи, вращательные и круговые движения. Так как главной причиной ограничения гибкости является напряженность мышц-антагонистов, то развитие способности сочетать сокращения мышц, производящих движение, расслаблением растягиваемых мышц, является определяющим фактором выполнения упражнений для развития гибкости. Упражнения на гибкость разделяют на активные и пассивные. Активные упражнения характеризуются включением в работу мышц, проходящих через данный сустав, а пассивные - использованием внешних сил.


Активные упражнения для развития гибкости.

К активным упражнениям для развития гибкости относятся пружинистые и маховые движения, статические напряжения, упражнения в преодолении сопротивления внешних сил.


Пружинистые движения

Пружинистые движения выполняют сериями из 3-5 ритмичных повторений подряд с постепенно увеличивающейся амплитудой. Они основаны на свойствах мышц, не только растягиваться, но и сокращаться, возвращаясь в первоначальное положение. Пружинистое выполнение упражнений позволяет легче увеличивать амплитуду, достигать ее максимальной величины.


Маховые движения

Маховые движения выполняются в виде однократных и повторных взмахов. Использование инерции движений позволяет повысить их эффективность. Маховые движения сначала выполняются с незначительной амплитудой, постепенно доводя ее до максимальной.


Статические напряжения

Эти упражнения основаны на зависимости величины растягивания от его продолжительности. При выполнении этих упражнений сначала необходимо расслабить участвующие в упражнении мышцы, а затем выполнить упражнение и удерживать конечное положение от 10-20 секунд до нескольких минут.


Пассивные упражнения

Эти упражнения выполняются по действием внешних сил, таких как давлении массы тела, с помощью партнера, использование специальных тренажерных устройств. В этих упражнениях мышцы растягиваются до определенной степени и находятся в этом положении некоторое время. Уровень прилагаемой силы, как правило, определяется субъективно, но амплитуда должна постоянно находится на около предельном уровне возможностей данного человека. Упражнения выполняются до наступления болевых ощущений.


Методические указания по развитию гибкости.

Общая гибкость является основой для развития специальной гибкости. Если вы хотите улучшить гибкость ног для выполнения амплитудных ударов ногами и выполняете упражнения только для нижней части тела, то отсутствие гибкости в области спины будет серьезным препятствием для эффективного выполнения амплитудных движений. Только на фоне гармоничного развития гибкости и подвижности основных суставов тела можно специализированно совершенствовать подвижность именно тех суставов, движения в которых строго соответствуют решаемой двигательной задаче. Для достижения максимальной амплитуды движений в специальных упражнениях целесообразно использовать какую-либо предметную цель. Например, при наклоне вперед коснуться пола пальцами рук, затем ладонями и т.д.

Прежде чем выполнять упражнения с большой амплитудой необходимо усилить кровообращение в тех мышцах, которые будут подвергаться растягиванию, для того, чтобы мышцы приобрели рабочее состояние, Недостаточное разогревание мышц является основной причиной возникновения мышечных травм при выполнении упражнений с большой амплитудой.

Упражнения эффективны только в том случае, когда максимальная амплитуда достигается без сильных болевых ощущений. При этом необходимо учитывать, что боль бывает двух видов - приятной и неприятной, режущей.

Общее число повторений упражнения в каждой группе на растягивание определенно мышечной зоны должно постепенно возрастать: от примерно 10 упражнений в первом занятии до 100-120 через три месяца ежедневных тренировок. Максимальное количество повторений в одном занятии при сгибании позвоночника - 90-100, тазобедренного сустава - 60-70, плечевого - 50-60, других суставов - 20-30. Для получения максимального эффекта от занятий целесообразно ежедневное выполнение упражнений в течении одного часа в период развития гибкости и 30 минут - в период поддержания гибкости. Если тренировка проводится два раза в день, дозировка упражнений на гибкость в каждом занятии может быть уменьшена, но в сумме она не должна уступать объему ежедневной одноразовой тренировки. Под воздействием регулярных тренировочных нагрузок уровень гибкости довольно быстро повышается, при этом с каждым занятием увеличивается и продолжительность сохранения высокого уровня гибкости в течение дня.

Быстрый рост показателей гибкости происходит примерно на протяжении первых трех месяцев занятий, затем увеличивать показатели гибкости становится значительно труднее. Если прекратить упражнения на гибкость, то она постепенно уменьшается и через 2-3 месяца доходит примерно до исходных величин. Перерыв в занятиях не желателен более чем на 1-2 недели.

В силу специфики и характерных особенностей боевых искусств, в общей совокупности выполняемых упражнений для развития гибкости преобладают активные упражнения, так как в практике боевых искусств гибкости проявляется, главным образом, в активных ее формах. Для получения эффекта от выполнения упражнений необходимо умение расслабляться и правильно дышать. Дыхание должно быть ровным, глубоким и естественным. Любые задержки дыхания, вызванные отсутствием контроля над ним, приводят к скованности движений и затрудняют растягивание мышц, так как мышцы не получают достаточное количество кислорода. Умение расслабляться - это то качество, без которого невозможно добиться каких-либо серьезных результатов в любой двигательной деятельности.

Совершенствование способности к быстрому переходу мышц от напряженного состояния к расслабленному труднее, чем наоборот, от расслабленного к напряженному. Для того чтобы почувствовать расслабление, тепло и тяжесть в мышцах, необходимо предварительно напрягать их в течение 5-10 секунд. Напряжение мышц должно сочетаться с выдохом и задержкой дыхания, расслабление - с активным выдохом.

Перед выполнением упражнения на растягивание мышц необходима общая разминка. Эффект разминки сохраняется при пассивном режиме 10-15 минут, при активной двигательной деятельности 30-40 минут. Так как эффект от выполненных упражнений в одном подходе сохраняется в течение 8-10 минут, то желательно между подходами делать перерыв в 1-2 минуты.

При работе над гибкостью в практике боевых искусств необходимо соблюдать основные принципы занятий, к которым относятся:

    постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности упражнений и увеличения нагрузки;

    регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение упражнений для развития гибкости;

    комплексный подход к развитию гибкости, подразумевающий равномерное развитие подвижности всех групп суставов и увеличение эластичности всех мышц и связок, задействованных в выполнении техники ушу.

Ушу таолу является китайской спортивной гимнастикой. Это очень интересный и красивый вид спорта. Название создано из двух иероглифов. Первый - «у», что означает «боевой, военный», а второй - «шу», что переводится как «техника, искусство». Это совершенно уникальное наследие китайской цивилизации. В основе современных школ ушу лежит древнее боевое искусство.

Описание

(тао) - это сложный координационный вид спорта, являющийся аналогом боя с тенью. Он имеет общее разностороннее действие на организм человека. Включает в себя не только гимнастические и но также и приемы рукопашного боя, и владение китайским традиционным оружием.

Для данных спортивных упражнений не нужно специальное оборудование. Место занятий - обычный спортивный зал. Заниматься может любой желающий: и взрослый, и ребенок.

Развитие спортивного ушу способствует интеграции элементов древнейшего искусства в массовый спорт. В настоящее время проводится множество мероприятий и соревнований по этой технике. Ушу таолу регулярно демонстрируется на спортивных состязаниях.

Преимущества

Любой вид спорта способствует улучшению самочувствия, укреплению иммунитета и поддержанию организма в форме. Ушу не является исключением. Преимущества этого вида спорта:

  • укрепляет здоровье;
  • развивает гибкость;
  • тренирует выносливость;
  • помогает наработать ловкость и силу;
  • в движениях появляется грация;
  • способствует улучшению дисциплины;
  • формирует психологически устойчивую личность.

Особенности спортивной борьбы тао

Профессионалами были отобраны наиболее красивые и интересные элементы борьбы, а затем их объединили в спортивные комплексы. Таолу - борьба, являющаяся достаточно сложной для восприятия спортсмена. Она требует постоянной работы над собой, для того чтобы выработать правильность, четкость и резкость движений, театральность исполнения.

В настоящее время проводится множество соревнований по ушу таолу. Комплексы, которые спортсмены демонстрируют на них, содержат удары ногами и руками, уколы оружием, захваты и перевороты. Организовываются не только соревнования по демонстрации комплексов в одиночку, но и командные выступления, а также постановочные дуэли.

В этом виде спорта крайне важна концентрация внимания, а также согласованность между движениями и дыханием. Ушу таолу сформировано на основании ряда противоположностей, таких как:

  • нападение и защита;
  • действие и бездействие;
  • жесткость и мягкость;
  • быстрота и плавность.

Каждое движение в комплексах должно делаться осознанно. Важно, чтобы зритель почувствовал концентрацию силы и духа в спортсмене.

Этапы изучения тао

Начальный этап обучения данной боевой техники состоит в общефизической подготовке. При этом постепенно добавляются основные элементы ушу, которые включают в себя базовые удары и стойки, акробатические элементы (кувырок, колесо, стойка на руках).


Движения в ушу должны осуществляться с различной скоростью. Это еще одна особенность данного боевого искусства. Выделяют три скоростных варианта этой техники:

  • Медленно или с постепенным замедлением темпа - движения осуществляются плавно и перетекают из одного в другое. Особенность - зависание в определенном движении на 5 - 15 секунд.
  • Средняя скорость - действия должны выполняться четко, при этом можно проследить взаимосвязь между ними, акцентируются точки приложения силы.
  • Высокая скорость - движения осуществляются быстро, при этом обязательно с силой. Важный момент: должна присутствовать логическая завершенность. Это тренирует выносливость у спортсмена.

Основные принципы тренировок по ушу для детей

Таолу - это достаточно сложная техника, требующая выносливости и хорошей физической подготовки. Комплексы ушу для детей должны составляться с соблюдением следующих основных принципов:

  • Постепенность - должно происходить нарастание нагрузки и координационной сложности, каждое новое упражнение должно основываться на предыдущем.
  • Цикличность - принцип лежит в основе всех изменений в организме, а также при закреплении всех новых навыков.
  • Индивидуализация - тренировочные упражнения должны даваться в соответствии с возрастом, полом и физической подготовленностью спортсмена.

Таким образом, ушу таолу - это древнейшая китайская методика борьбы, которая способствует формированию полноценной личности, физически крепкого и здорового индивида. Она помогает человеку не только изучить свое тело, но и понять свои эмоции. Это способствует духовному росту и благотворно воздействует на развитие человека. Во время тренировок обязательно должны учитываться индивидуальные особенности каждого спортсмена.

В чем особенность наших занятий?

Наш принцип: «Ушу – не цель, ушу-средство». Цель – сам ребенок, его умения, способности, его реализованность в нашей школе. Цель – здоровье, гармоничное всестороннее развитие, умение вести себя в различных ситуациях (в том числе и самооборона). Используя для этого ушу в качестве средства (инструмента), мы обучаем основам восточных единоборств, основам самозащиты и даем возможность убедиться в доступности УШУ для каждого ребенка вне зависимости от физических кондиций, уровня здоровья, самооценки.
Для этого мы опираемся не столько на восточную философию, сколько на научные знания по анатомии, биомеханики, психологии, которые очень перекликаются с философией Востока.
Занимаясь у нас, человек получит необходимые знания и умения по самообороне, саморегуляции и ЗОЖ. Далее он сможет продолжить занятия у нас, выбрав более узкое направление (об этом далее) или при необходимости перейти в другой вид единоборства, где он сможет быстро сориентироваться и стать успешным. В любом случае у него будут развиты:
координация движений,
физические кондиции: быстрота, сила, гибкость, выносливость,
морально-волевые качества,
необходимые навыки и восприятие ситуации (чувство дистанции, чувство центральной линии, правильное защитное положение рук, адекватное реагирование на изменения ситуации).

Комплексный подход.

Ушу как вид спорта, созданный в середине 50-х годов прошлого века, делится на несколько отдельных направлений: гимнастика ушу «ушу таолу» (таолу – сольные технические комплексы, не предполагающие дальнейшей парной отработки), поединки саньда (саньда – свободный бой, аналог западного рукопашного боя, современная версия древнего ушу с обучением по методикам западного образца). Такое положение дел связано с последствиями «культурной революции» в КНР. Также начинает возрождаться фехтовальное направление дуаньбин (оружие короткой и средней длины) и чаньбин (длинное оружие). К сожалению, на практике перечисленные выше направления развиваются отдельно. Отсюда возникает ошибочное деление ушу на спортивное, оздоровительное и боевое.
Наша школа придерживается традиционного подхода. Его суть вкратце такова: на основе сольных базовых элементов и комплексов таолу, осваиваются парные движения (приемы) с дальнейшим переходом на свободное владение техникой в режиме поединка. Поэтому на наших занятиях мы можем заниматься единоборством не только без ущерба здоровью, но и, наоборот, укреплять организм и психику на основе изучения боевого искусства. Участие в турнирах и аттестациях позволяет закрепить навыки, проверить себя в состоянии нервного напряжения, волнения, учит справляться с негативными эмоциями: гневом, обидой, завистью.

Подробнее.

Школа УШУ Шёлковый путь развивает традиционное ушу, осуществляя комплексный подход в обучении. Мы изучаем данные разделы параллельно: таолу без оружия и с оружием (не спортивные, а традиционные), парные комплексы и связки дуйлянь, переходя к свободному владению изученной техники в парах юнфа. Юн фа в свою очередь практикуется в нескольких направлениях: саньда, дуаньбин, циньна (техника болевых приемов и защиты от них), шуайцзяо (бросковая техника), туйшоу (выведения из равновесия с использованием силы противника).

УШУ – особая культура движений.

Ушу основано на древнекитайской натурфилософии и реализует ее принципы на практике: сочетание жесткого и мягкого в одном целом, слитность и целостность сознания и тела, поточность и непрерывность движений подобно волне или потоку жидкости. Все части тела участвуют в движении, будучи объединены туловищем. Корпус передает усилие от ног (реакция опоры) в руки. Это позволяет использовать небольшую физическую силу каждой части тела или мышцы развивать на выходе большое усилие. При обычной культуре движений потребовалось бы дополнительно развивать все мышцы. Такие способности требуют высокой координации движений и высокоразвитого внимания.

Преодоление трудностей обучения УШУ.

Именно развитие филигранной ловкости и внимательности есть первоочередная задача нашей школы. В отличие от многих других школ УШУ, мы не привязываемся к какому-либо одному стилю, т.к. стиль и ушу в целом – не самоцель, а способ развития двигательных способностей. Стиль – это форма, за которой скрывается содержание.
Продвигаясь от простого к сложному, мы берем за основу более простые формы (тао лу) из так наз. внешних стилей, изучая формы Шаолиньцюань (кулак монастыря Шаолинь). Внешне он напоминает каратэ (из истории известно, что японское каратэ базируется на шаолиньском ушу). Поскольку в шаолиньских тао лу движения дискретные (с паузами равновесия), их легче осваивать. Для их выполнения требуется много физической силы, следовательно развиваются скоростно-силовые качества. Благодаря тао лу мы развиваем до определенного уровня координацию движений, гибкость и знакомимся с культурой движений ушу, ее отличиями от западных единоборств. Основываясь на шаолиньской технике, мы изучаем и применение (юн фа) различных элементов тао лу с целью самообороны.

Итак, почему Шаолиньцюань?

  • простота освоения;
  • развитие физических качеств;
  • простые приемы самообороны

Одновременно с этим мы начинаем изучать основы фехтования Дуаньбин. Тренировочный процесс идет двумя путями: изучение формальной техники (сольные базовые элементы) и приемов в парах. Работая в парах, мы также движемся от простого к сложному, изучая вначале дискретную (одношаговую) технику, схожую с японским кендо. Затем траектории усложняются, становясь более округлыми, непрерывными. Движения идут потоком. Мы используем 2-ручный меч: в парной работе безопасный, так называемый «мягкий» меч (предмет круглого сечения с мягкой оболочкой), в сольной работе деревянный меч, муляж меча шуан шоу дао (мяо дао). Выбор двуручного меча обусловлен тем, что обе руки держат меч и они объединены корпусом. Следовательно, движения идут от корпуса, что обеспечивает высокую подвижность, скорость движений и силу: руки – продолжение туловища.

Итак, почему Дуаньбин?

  • работа корпуса - основного движка в УШУ
  • обе руки перед собой – важный навык самообороны
  • меч посередине – контроль центральной (осевой) линии
  • простота контроля дистанции – отслеживается только кончик меча, ударов руками и ногами нет
  • травмоопасность нулевая – наличие полной защитной экипировки: шлем, жилет, паховый бандаж, налокотники, наколенники, накладки на кисти.

Далее в парной работе большое внимание уделяется навыку следования за мечем противника подобно зеркальному отражению (принцип зеркала). Сольная работа постепенно переходит в изучение более сложнокоординационного стиля тунбэйцюань. Тунбэй цюань семьи Ма (Ма ши тунбэй-цюань) славится целостностью и поточностью движений, переходящей в неожиданный, взрывной выброс силы фа цзинь. Фа цзинь по мощи и неожиданности многократно превосходит чисто мышечное приложение силы фа ли, реализуемое в Шаолиньцюань.

На наших занятиях.

  • ушу таолу: техника традиционного ушу: от отдельных позиций и движений к связкам, приемам и техническим комплексам
  • ушу саньшоу: самооборона на основе кулачного искусства саньда, освобождение от захватов циньна, бросковая техника шуайцзяо (все учебные поединки проходят в защитной экипировке с условным или легким контактом)
  • ушу дуаньбин: фехтование (безопасными мечами, в защитной экипировке с условным или легким контактом)

А также:

  • приемы саморегуляции: воспитание внимания и стрессоустойчивости
  • психологическая подготовка: воспитание решимости, целеустремленности, ответственности, формирование адекватного отношения к страху (страх как союзник) и к усталости (преодоление усталости есть укрепление духа).

При этом:

  • занятия проходят в атмосфере психологического комфорта с созданием ситуаций успеха
  • взаимоотношения между занимающимися уважительно-товарищеские
  • максимальная травмобезопасность.

Форма одежды

Мы занимаемся в специальном костюме для ушу (заказывается индивидуально) и в обуви (спортивные тапочки, кеды на тонкой подошве). На первых порах можно заниматься в обычной спортивной одежде (длинные брюки и футболка).

Руководитель школы

Сизяев Сергей Валерьевич
1 дуань (черный пояс) по ушу (сертификат Федерации ушу России);
III дуань по традиционному ушу.

1991 г. Патриарх Ма Ши Тунбэй цюань Ма Мин Да и его ученик мастер Кан Тян Чен; семинар по бацзи цюань (бой на короткой дистанции) и пигуа цюань (бой на длинной дистанции).
1992 г. Мастер Чжан Хун Му (ученик основателя школы Ма Фэн Ту) и его сын Чжан Фэй Пэн; семинар по бачжэн (составная часть бацзи цюань) и тань туй (техника с ударами ног).
1995 г. Мастер Ян Хун; семинар по основам саньда и тунбэй цзянь (техника прямого меча цзянь).
2000 г. Мастер Лю Цунь Ган (ученик Ма Мин Да); семинар по пигуа цюань (фэй ху – летящий тигр) и бацзи цюань.
2001 г. Мастер Лю Цунь Ган; семинар по бяньган (фехтование на шестах), шуайцзяо (техника борьбы) и тунбэй дао (техника меча дао).
2004 г. Мастер Лю Цунь Ган; семинар по гуньшу (техника шеста), цзянь шу.
2005 г. Мастер Лю Цунь Ган; семинар по дацзяцзы (медленная форма, аналог тайзци цюань).
2011 г. Мастер Го Най Хуэй (ученик Ма Сянь Да); семинар по базци цюань и гуньшу.
2014 г. Мастер Го Най Хуэй; семинар по фаньцзы цюань (скоростной ближний бой).

Опыт преподавания с 1990 г. в группах и индивидуально. Занятия с дошкольниками, школьниками и взрослыми.
Направления ушу: шаолинь-цюань, тунбэй-цюань, бацзи-цюань, пигуа-цюань (технические комплексы, самооборона и фехтование, гимнастика цигун для школьников).
Автор программы по боевым искусствам (опубликовано изд-вом «Просвещение», 2011 г.);
соавтор книги по психологической подготовке в единоборствах;
автор ряда статей по преподаванию восточных единоборств;
награждён грамотами Департамента образования г. Москвы.