Национальный танец новой зеландии. Танец хака в регби и в жизни

Традиционный танец народа маори хака, который с большим воодушевлением исполнили друзья жениха на мультикультурной свадьбе, до слез растрогал невесту. Видео с необычного бракосочетания стало интернет-хитом, распространившись в социальных сетях и заработав более 15 миллионов просмотров на YouTube.

Как известно, свадебные традиции разных народов мира отличаются разнообразием и зачастую могут показаться стороннему наблюдателю достаточно странными, хотя участники необычных ритуалов воспринимают их, как должное.

Видео с мультикультурной свадьбы невесты-представительницы коренного новозеландского народа маори по имени Аалия и белого жениха Бенджамина Армстронга произвело настоящий фурор, сделав новобрачных и гостей звездами интернета. Бракосочетание, которое проходило в городе Окленд, весьма оживил традиционный новозеландский танец хака, поставленный тайком от виновников торжества в качестве свадебного сюрприза. Этот народный танец маори отличается воинственностью и экспрессивностью, однако, несмотря на это, новобрачные вовсе не сочли его неуместным. Невеста даже заплакала от избытка чувств, а потом присоединилась к исполняющим хаку вместе с женихом, не постеснявшись проявить переполнявшие их искренние эмоции.

Интернет-сообщество по достоинству оценило столь необычный ритуал – на YouTube видеоролик посмотрели более 15 миллионов человек.

Хака на все случаи жизни

Оказывается, танец, который подготовили присутствующие на свадьбе мужчины, является поистине универсальным. Изначально его, как правило, исполняли перед битвой с целью устрашить противника, причем делали это с оголенными эрегированными членами. Однако, это не только боевой ритуал. Хаку принято танцевать, как мы уже увидели, на бракосочетаниях, а также на похоронах и даже на приемах официальных лиц. Особой популярностью танец пользуется среди новозеландских регбистов и военных. Исполнители танца совершают резкие движения, топают ногами, бьют себя по бедрам и груди и сопровождают свои действия воинственными криками и оживленной мимикой лица.

Необычные свадебные традиции других народов мира

Впрочем, хака является не единственным свадебным ритуалом, который может показаться странным. К примеру, в Шотландии есть обычай обливать невесту помоями с ног до головы, чтобы отпугнуть злых духов. В Южной Корее принято бить жениха высушенной рыбой. В Малайзии каждый гость должен обязательно преподнести молодоженам в подарок вареное яйцо – символ благополучия и процветания. А вот в цивилизованной Финляндии все присутствующие обязаны при вручении подарков озвучить точную денежную сумму, которая была на них потрачена.

Хака - танец войны. Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори.

Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана - полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности - Новой Зеландии.

Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки - смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты.

Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей - и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны.

В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной - доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма.

В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.

На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko ). История имеет достаточно подтверждений этой теории - от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий.

Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки.

Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Ka mate, ka mate! ka ora! ka ora!
Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora!
Tēnei te tangata pūhuruhuru Nāna nei i tiki mai whakawhiti te rā
Ā, upane! ka upane!
Ā, upane, ka upane, whiti te ra!

В переводе:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! - буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Тangata pūhuruhuru , переводится как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata - это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение - кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru - «покрытый волосами». Вместе получается - «волосатый человек».

Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua - это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек - поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua - это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua) .

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев.

Увы, танцы - плохая защита против огнестрельного оружия. Британия - страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau , воины Фуджи - Teivovo , воины Самоа - Cibi , они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.

Сегодня хака - не только танец-разминка команды «All Blacks», сегодня это символ единства Новой Зеландии. Танец исполняется на государственных праздниках, культурных мероприятиях, он даже вернулся на поле боя - есть фотографии, на которых маори исполняли хаку во время Второй мировой войны в Хелуане, специально по просьбе короля Греции Георга II. Сегодня ритуальную хаку исполняют и женщины -военнослужащие, начиная и заканчивая ею своё выступление. Так самый страшный танец, танец войны, мужской танец стал символом равенства и мира.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление - в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Новозеландский танец Черный хака - одно из самых почитаемый и в то же время спорных проявлений агрессии. Многим эта традиция нравится, другие считают ее «неспортивной». В любом случае, танец уже стал неотъемлемой частью Союза регби. Давайте посмотрим на историю этого военного танца, а также на странную реакцию, которую он вызывает.


Хака - это военный танец, по традиции, придуманный и исполняемый народом маори перед битвой, чтобы запугать врага. Однако танец использовался не только на войне, его исполняли по всей Новой Зеландии в знак уважения и приветствия. Более того, хака могут исполнять не только мужчины - в стране много танцовщиц хака, а также смешанные группы.

Первая национальная сборная Новой Зеландии, игравшая на выезде (в Новом Южном Уэльсе в 1884 году) исполняла хака перед каждым своим матчем. Традиционный хака называется Ка-Матэ, его создал в 1810 году Те Раупараха из племени Нгати Тоа Рангатира. Он основывался на хака, который исполняли в регионе Аотеароа на протяжении многих веков.

Первые хака, естественно, были не столь организованы в плане хореографии, как сегодня, они были более импровизированны и куда менее агрессивны. Но по мере того, как национальная сборная Новой Зеландии по регби начала устанавливать свое господство в этом виде спорта, и мифология «Черных» выросла, и танец хака начал становиться все более важным для личности команды. Соперников очаровывал этот танец, а «черных» даже критиковали, если команда по каким-то причинам не исполнила свой знаменитый танец.

В 2005 году появился новый хака - «Капа о Панго», в котором был жест «перерезания горла», вызвавший много споров и скандалов. Согласно информации Новозеландского союза регби, этот жест символизировал привлечение энергии к телу и довольно распространен среди маори.

Конечно, хака очень популярен у любителей регби. В Италии, к примеру, введение хака помогло распродать все билеты на международный товарищеский матч на стадион Сан-Сиро в 2009 году. Но что самое интересное, помимо культурных и традиционных аспектов танца, это то, как хака охватил национальную сборную Новой Зеландии по регби. А также то, что, как только организаторы матчей поняли, что хака нравится всему миру, они сделали его частью своих законов в международном сообществе регби. Хака стал почти столь же важным, как сама команда. Но если его почитают те, кто смотрят матч, то чувства и поведение тех, кто этот матч играют, совершенно иные.

Соперники давно критикуют хака, утверждая, что танец придает сборной Новой Зеландии несправедливое психологическое преимущество запугивания противника перед матчем. Многие игроки просто не знали, как реагировать на этот вызов. Некоторые уважительно стояли и терпеливо ждали, кто-то решал «принять» вызов, другие просто игнорировали танец. Например, известный игрок австралийской сборной Дэвид Кампис и вовсе не обращал внимание на хака, разогреваясь в это время у кромки поля. В любом случае, хака стал неотъемлемой частью игры, он добавляет драмы и традиции и немало противоречий международным матчам.

Сейчас новозеландская сборная по регби «All Blacks», без сомнения, является лучшей командой в мире, а может и за все время. Именно поэтому некоторым кажется, что это последняя команда в мире, которая должна была включать такой провокационный поступок в свои правила поведения. И хотя Союз регби Новой Зеландии часто обвиняют в слишком яром следовании традициям, нельзя отрицать, что хака добавляет своеобразной красоты регби. В мире спорта больше нет подобного элемента, от просмотра которого у вас каждый раз волосы встают дыбом. И нет этому конца.

Ирландия против Новой Зеландии, 1989 год

В 1989 году на стадионе «Лэнсдаун Роуд», перед матчем со сборной Ирландии ирландцы взялись за руки и начали приближаться к танцующим новозеландцам в форме буквы V. В итоге капитан ирландской сборной Уилли Андерсон стоял всего в паре сантиметров от лица Бака Шелфорда.

Финал Чемпионата мира 1995 года

Перед финальным матчем в 1995 году между сборными ЮАР и Новой Зеландии на стадионе «Эллис-Парк» в Йоханнесбурге «Спрингбоки» во главе с капитаном Франсуа Пьеннааром решили отстоять свои позиции перед танцующими хака новозеландцами. В итоге команды сошлись до метра.

Англия против Новой Зеландии в 1997 году

Перед матчем на стадионе «Олд Трэффорд» английский центральный нападающий Ричард Кокерилл (кстати, это был его дебют в спорте) решил запугать своего соперника во время исполнения хака. Рефери испугался, что дело дойдет до драки, поэтому просто оттолкнул Кокерилла, который стоял на пути танцующих.

Новая Зеландия против Тонга, 2003 год

В матче Чемпионата мира между этими двумя тихоокеанскими государствами «All Balcks», как всегда, начали со своего танца хака. Сборная Тонга ответила военным танцем Сипи Тау.

Франция против Новой Зеландии, 2007 год

В 2007 году, в четвертьфинале Чемпионата мира в Кардиффе сборная Франции выиграла право выбирать форму. Французы выбрали свою красно-бело-голубую форму (цвета национального флага) и начали приближаться к новозеландцам, пока те исполняли «Капа о Панго». Обратите внимание на зрительную тактику Шабала на видео.

Уэльс против Новой Зеландии, 2008 год

В 2008 году сборная Уэльса стояла на месте после хака, надеясь, что новозеландцы отступят первыми. В итоге рефери Джонатан Каплан целых две минуты делал выговор обеим командам, пока капитан новозеландцев МакКо не велел своей команде разойтись. Все это время стадион «Миллениум» ни на минуту не затихал.

Манстер против Новой Зеландии, 2009 год

Когда новозеландская сборная была в Томанд-Парке во время своего тура по северному полушарию, ей пришлось играть с Манстером, ирландской провинцией. Ирландцы решили тоже исполнить свою версию хаки. В первой линии сборной Манстера играют три новозеландца, они проконсультировались со своими старейшинами и решили исполнить собственную версию хака. Затем весь стадион погрузился практически в полную тишину, и новозеландцы исполнили свой традиционный хака. Это было интересно.

Франция против Новой Зеландии, 2011 год

Перед финалом Чемпионата мира в 2011 году сборная Франции во главе с капитаном Тьери Дюссатуа пересекла 10-метровую линию, приблизившись к танцующим хака противникам, что запрещено, согласно установленным правилам. Самое интересное, что после этого сборную Франции оштрафовали на 10 000 евро, и многие назвали это «оскоблением».

Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори. Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление – в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана – полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности – Новой Зеландии. Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки – смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты. Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей – и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны. В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной – доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма. В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.




На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko). История имеет достаточно подтверждений этой теории – от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий. Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки. Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! – буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Я перевела tangata pūhuruhuru, как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata – это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение – кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru – «покрытый волосами». Вместе получается – «волосатый человек». Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua – это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек – поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua – это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua).

Ну, впрочем, кто недоволен моим переводом, может попытаться сделать свой, воспользовавшись словарем Māori-English Dictionary.

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев. Увы, танцы – плохая защита против огнестрельного оружия. Британия – страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.
К слову сказать, хака – танец, исполняемый без оружия, но у маори есть и ритуальные танцы с оружием – с копьями или дубинами – каждый из них имеет свое соответствующее название, существует также несколько разновидностей самой хаки, с которыми вы можете познакомиться на сайте, который так и называется: Haka, а также на сайте, посвященном истории Новой Зеландии и её обычаях.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau, воины Фуджи – Teivovo, воины Самоа – Cibi, они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.