Раннее плавание новорожденных: техника плавания. Раннее плавание и его воздействие на растущий организм младенца

С появлением малыша на свет в семью оптом приходят: безграничная радость в переплетении с новыми переменами и приятными хлопотами. Более того, у новоиспеченных родителей просыпается активная забота и сильное желание немедленно начать развивать ребенка с первых дней его жизни. Ведь он такой маленький и совсем ничего еще не умеет.

Но матушка — природа очень мудра и обо всем заранее побеспокоилась. Младенец с момента жизни умеет не мало: сосать, хватать за пальчики и крепко удерживать (хватательный рефлекс), упираться ножками в опору и отталкиваться, даже шагать (шаговый рефлекс)- держа в вертикальном положении и слегка наклонив туловище крохи вперед — он начнет перебирать ножками. Еще одна особенность грудничка – врожденный рефлекс задержки дыхания на пару секунд. И делает он это рефлекторно при попадании струи воздуха или воды на личико. На этой уникальной защитной способности организма построены все существующие методики обучения плаванию новорожденного.

Раннее плавание и его воздействие на растущий организм младенца

Плавание – удивительное спортивное направления. В нем задействованы все важные мышцы организма, а на позвоночник воздействует минимальная нагрузка, что минимизирует вероятность травмироваться.

Практика подтверждает, что уметь плавать в год — реальность. Умение задерживать дыхание с рождения — необычайный дар для младенца. И только родители могут принять решение: сохранить и развивать эту способность или же дать ей угаснуть. Данное качество организма сохраняется у грудничков до двух месяцев жизни. Если же вы упустили время для обучения раннему плаванию или же просто не решились – ничего страшного. Но далее прививать любовь и совершенствовать мастерство в данном виде спорта рационально начинать с трехлетнего возраста, когда малыш уже понимает сказанное и может самостоятельно выполнять команды инструктора.

Ранее плавание позволит:

  • Укрепить и развивать опорно-двигательную систему, сделать организм более выносливым
  • Активизировать обменные процессы в организме новорожденного
  • С помощью воздействия водного массажа стабилизировать моторику кишечника, как метод лечения или в целях профилактики от коликов и запоров
  • Улучшить сердечно — сосудистую систему, стабилизировать внутричерепное давление, нормализовать кровообращение в головном мозге, минимизировать судорожные состояния младенца, а то и вовсе их прекратить (если таковые имеются)
  • Благотворно воздействовать на систему дыхания. Правильное проведение занятий поможет легким расправиться и увеличить объем. Ранее плавание особенно важно для недоношенных деток, и тех, кто подвергался нехватке воздуха в утробе мамы или в процессе рождения: гипоксия (кислородное голодание), в момент кесарево сечения, обвитие шеи пуповиной, попадание околоплодных вод во время родов («захлебывание»)
  • Через воду быстрее адаптировать новорожденного к окружающей среде, поскольку он девять месяцев комфортно «плавал» у мамы в животике
  • Настроить крепкий и здоровый сон у младенца
  • Разнообразить семейный досуг и наладить контакт с вашим чадом: плавать с родителями в бассейне — прекрасный способ провести отдых с семьей!

Улыбка ребенка — успех в тренировках!

В основном малыши позитивно воспринимают водные процедуры. Но когда наступает момент ныряние, зачастую они высказывают свое негодование через громкий крик и слезы. Родители быстро приходят в замешательство, уверенность в своих намерениях резко подрывается и быстро принимается эмоциональное решение – прекратить дальнейшие занятия.

Процесс обучения плаванию должен импонировать и родителю, и ребенку. Он у всех должен вызывать только приятные ощущения и улыбки. А ваша задача, как человека – наставника в вашем деле — быть уверенным в своих силах, талантах ребенка, уметь импровизировать и максимально показать свою любовь и заботу. Занимаясь с малюткой, вы можете петь песенки или читать стихотворения, разговаривайте монотонно и спокойно, хвалите кроху. Он должен чувствовать вашу поддержку.

Что бы отвлечь ребенка, ванную можно украсить надувными разноцветными шариками и красивыми игрушками, наклеив их на стены или развесив под потолок. Юные пловцы очень любят звук журчащей воды, поэтому во время плавания можете оставить тоненькую струю воды в кране. Наблюдайте, какие упражнения ему больше нравятся и начинайте их всегда выполнять после того же «ныряния». Постарайтесь найти способ успокоить малыша и не допустить его выход из «царства воды» в плохом настроение. Иначе укрепится страх к воде.

Выбор времени и места для знакомства крохи с водной средой

По гигиеническим нормам, купание младенца стоит начинать только после того, как заживет пупочная ранка. Поскольку врожденный рефлекс задержки дыхания у младенцев после двух месяцев угасает, то приучать новорожденного к раннему плаванию и развивать врожденную способность задерживать дыхание до того, как исполнится 2 месяца. Оптимальный возраст считается 2-3 недели жизни. Но прежде, чем приступить к желаемым занятиям, нужно получить одобрение у вашего лечащего врача. Существует ряд диагнозов, при которых ранее плавание противопоказано: пневмония, пороки сердца и различные инфекционные заболевания. Кроме того, важно пройти инструктаж у профессионального тренера, а еще лучше проводить первые погружения в присутствии специалиста.

Для первых занятий домашняя ванная станет лучшим выбором. Ведь рядышком смогут быть родные для него люди (мама и папа, даже бабушка с дедушкой, если нужно.). Да и к тому кожа младенца очень уязвимая и нуждается в подготовке к «агрессивной воде» бассейнов. В ванной вы сможете лично проводить приемы закаливания и отслеживать температуру воды. Уроки с инструктором можно так же посещать с 3-5 недель, пользуясь бассейнами поликлиник. Там, в очень большой ванной, он будет поэтапно демонстрировать комплекс упражнений, которые вы в целях закрепления, должны будете выполнять еще дома.

Правда, в стенах родной ванной возможность проводить уроки с плавания истекает с возрастом ребенка. И уже к полугодию плавать в ней будет затруднительно. Поэтому, далее продолжать занятия лучше в бассейне. Есть, конечно, частные бассейны для деток, где воду очищают с помощью дорогого оборудования и она практически не имеет негативного влияния на кожу ребенка. Но все же, большая часть существующих бассейнов пользуется хлорированной водой. Поэтому, возьмите за правило после каждого занятия обливать свое чадо «морской» водой (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 литра воды) и не смывать. Если же кожа вашего малыша очень чувствительна, то лучше брать с собой приготовленный дома отвар из овса, минеральную или родниковую воду и обливать малыша (1-1,5литра будет достаточно).

Территория бассейна позволит по настоящему ребенку научиться плавать, а его глубина – усовершенствовать технику ныряния и подводного плавания. В условиях бассейна ярче выражен закалывающий фактор, чем в домашней ванной. Кроме того, бассейн и его атмосфера помогут крохе обрести свои первые навыки коллективного взаимодействия: атмосфера групповых занятий, дух соревнования, сила подражания и общение.

Как подготовится к «заплыву»?

Водные занятия лучше проводить, когда малыш в хорошем настроении, здоров и спустя час — полтора после еды. Стерильность в ванной совсем не обязательна, достаточно просто помыть ее перед купанием (пищевой содой или хозяйственным мылом). В холодной воде дети более активны, чем в очень теплой. Поэтому не перегреваем малыша. Дверь в ванную не бойтесь оставлять приоткрытой. Это позволит уровнять температурный режим в ней с общим в помещении и уберечь ребенка от простудных заболеваний. Поскольку, болеют детки не от того, что прохладно, а от перепада температур (переход из душного и нагретого воздуха ванной в прохладное и свежее помещение комнаты — не в пользу организму).

До начала реальных тренировок можно попрактиковаться на кукле, оттачивая технику необходимых поддержек и перехватов, что бы на занятиях с ребенком вы чувствовали себя уверенней, а ваши движения были плавными и спокойными.

Длительность занятий на первом месяце тренировок будет зависеть от физической подготовки младенца (от 8 и до 15 мин). Ежемесячно время пребывания в воде нужно увеличивать на 3-5 минут, и уже к году жизни одна тренировка будет занимать 40-50 минут.

Каждому уроку плаванию должен предшествовать легкий массаж и выполнение специальных упражнений на «суше» (называемое «сухое плавание»). Это поможет ребенку лучше осваивать тренировки, а мамины руки – мощнейший фактор, который позволит наладить психологический контакт с ребенком и прочувствовать ему защищенность.

Начинайте с поглаживаний и растираний стоп, голени и бедер, затем кисти рук, предплечья, плечи. Долее область спины, шея, грудь и животик. В такой же последовательности следует проводить легкое разминание мышц. Не забываем о том, что выполнять массаж нужно на наружной части ручек и ножек, а животик – гладить по часовой стрелке. Длительность процедуры составляет 3-4 минуты. Спустя месяц можно увеличить до 8-10 минут. После массажа дайте ребенку отдохнуть пару минут и начинайте выполнять упражнения.

Упражнения для ног

  • Укладываем ребенка на спину, ножки вытянуты. Обхватите стопы так, что бы кроха вытянул носочки и попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно проговаривая при этом:»Ножки — кролем». Делаем 2 повторения по 10-20 упражнений. Через месяц увеличиваем до 3-4 подходов.
  • Выполняем упражнение «лягушка». В положении лежа, ножки выпрямлены, начинаем одновременно сгибать ножки в коленях и тазобедренных суставах. Затем возвращаемся в исходную позицию. В процессе упражнения произносим: «Ножки брасом». Делаем 4-6 подходов по 8-10 раз. Между подходами обязательно перерыв в минуту.

Упражнения для рук

  • Малыша укладываем на спинку, ручки вытянуты вдоль тела, ладошки смотрят вниз. Возьмите ребенка за кисти рук и начинайте медленно подымать ровные руки на 40-50 градусов, затем опускайте. Постепенно увеличивайте угол подъема до 90 градусов, потом до 180. Таких движений нужно выполнить 10 раз в течение 20с. (темп достаточно быстрый). Дайте ребенку отдохнуть и следующий подход выполните в чуть медленном темпе (за 30 с). Такой комплекс упражнений следует выполнять в три захода, с минутным перерывом между каждым. В процессе выполнения проговариваем: «Ручки кролем».
  • Занимаем тоже исходное положение. Держим ребенка за кисти рук, подтягиваем ручки к груди, сгибая в локтях, ровно выводим вверх и через стороны возвращаем в исходное положение. Проговариваем: «Ручки — брассом».
  • Лежа на спине, руки ровные, разведены в стороны. Держим кроху за кисти и выполняем имитацию второй половины гребковых движений как в стиле брассом – обе руки одновременно ведем через бока вверх и возвращаем в исходное положение. Делаем 8-10 движений по 2-3 раза с перерывами на отдых. Не забываем проговаривать: «Ручки брассом».

Плавать и нырять: поэтапные упражнения для тренировок

Важно: ребенок должен купаться всегда в присутствии и под контролем взрослого!

Начинать обучать малыша плавать необходимо с длительностью контакта с водой в 5-15 минут, постепенно увеличивая время до 30-ти минут. Больше не надо. Ведь даже взрослый, плавая в море, не в состоянии выдержать давление воды свыше получаса.

Температура воды на старте раннего плавания должна быть не ниже 36°С, с дальнейшим снижением на один-два градуса, а наполненность ванной — на две третьих её объёма.

После подготовительной гимнастики «на суше» переносим ребенка в ванную и приступаем к занятиям. Любая тренировка представляет собой цикл определенных упражнений. И желательно в нем соблюдать неизменную последовательность, что бы малыш понимал, что от него требуется, особенно в первые шесть месяцев.

Цепочка упражнений может быть следующая:

  • «Ходьба» по дну ванной
    Поддерживая ребенка за подмышки, большим пальцем руки придерживая за подбородок, поставьте его вертикально, что б ножки доставали дна и скомандуйте: «Стоим». Через 10 с говорим ребенку – «Идем» — и наклоняем его чуть вперед. Таким образом, вызывая у него врожденный шаговый рефлекс, благодаря которому кроха начинает перебирать ножками по дну ванной. И так преодолеваем длину ванной. Делаем перерыв и возвращаемся обратно. Повысить интерес к упражнению можно, положив у другого края цветную игрушку.
  • Волнообразное раскачивание
    Опустите малыша в воду по грудь, придерживая голову за подбородок, и начинайте плавные движения с одной стороны в другую. Такая имитация «качелей», как правило, вызывает восторг и улыбку у ребёнка. Подобное действие следует выполнить 10-15 раз.
  • Плавание на спине
    Уложите малыша на спинку так, чтобы ушки были в воде и, поддерживая ладонью руки голову, шейку и немного спинку, «прокатите» его плавно из одного конца ванной к другому. Плыть на спине можно вдоль прямой линии или же выполнять зигзагообразные волны.
  • «Челночное плавание»
    Здесь выполняем плавание на спине с отталкиванием ножками от бортика. Делаем 6-8 раз.
  • Зигзагообразные движения
    Далее, занимаемся плаванием на животе. Движения в воде, которые напоминают «восьмёрку» рекомендуются после проведения нескольких заплывов по прямой линии. Со словами «Плыви!», выполняем «восьмерки» на животе (6-8 раз).
  • Упражнения с ковшом (поливы)
    Обучения нырянию начинаются с команды «Максим, ныряй!» и поливаем с ковшика или ладошки водой на лицо ребенку во время плаваний на животе «восьмеркой». В этот момент кроха задержит дыхание на 1-2 секунды, пока вода будет стекать с лица. Постепенно поливание водой заменяют на погружение ребёнка под воду с головой и подключают новые движения для изучения техники подводного плавания.

В процессе тренировок разговаривайте с ребенком спокойно, называйте чаще его по имени и обязательно хвалите за каждое проделанное им движение.

Видео — техника плавания

1. Обучающий урок плавания с малышом в ванне

2. Плавание и ныряние для малыша — Сніданок з 1+1 (на украинском языке)

Заключение

Вода – одна из самых важных и сильнейших составляющих природы. И если с толком ее использовать, то она может стать прекрасным инструментом для оптимального развития и поддержки здоровья. Занятия в воде, движения – делают организм крепче и выносливей, гармонизируют все протекающие в нем процессы. Дружите с природой и учите уважать ее и использовать ее свойства во благо собственного здоровья младшее поколение.

Вопросы закаливания и правильного физического без сомнения волнуют многих родителей. Мощным фактором укрепления здоровья ребенка является раннее плавание. Когда можно начинать заниматься с малышом? В чем заключается методика обучения раннему плаванию? Можно ли освоить ее самостоятельно?

Во внутриутробном периоде плод развивается в жидкой среде, которая позволяет ребенку двигаться, помогает формированию вестибулярных реакций и других физиологических функций. Навыки пребывания в жидкой среде тело ребенка сохраняет в течение первых месяцев жизни . Специалисты убедительно доказали, что лучше всего начинать занятия плаванием с детьми с 3-недельного возраста, пока не утрачена врожденная способность плавать. Угасание "водного" рефлекса наступает после третьего месяца жизни. За это время нужно успеть добиться, чтобы плавание стало приобретенным навыком ребенка. Если вашему малышу уже исполнилось 3-4 месяца, врожденные плавательные рефлексы к этому возрасту исчезают и методику раннего плавания с ним осваивать не надо. В этом случае обучение плаванию стоит начать с трехлетнего возраста, например, на базе детских образовательных учреждений или детских поликлиник.

Зачем это нужно?

Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у "плавающих" малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Плавание, оказывая массирующее воздействие на тело и раздражая нервные окончания в коже, опосредованно улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, связки, формирует правильную .

Систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. При этом увеличиваются, по сравнению с "неплавающими" детьми, показатели веса и роста, жизненная емкость легких и силовые характеристики скелетных мышц, улучшается нервно-психическое развитие ребенка. Дети начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.

Но, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает вашего малыша. Заниматься плаванием может только здоровый ребенок. Если малыш заболел, то плавание прерывается и возобновляется после выздоровления и только по разрешению врача.

Занятия, прекращенные в связи с болезнью или по другим причинам, начинаются с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности.

Противопоказания к плаванию детей первого года жизни:

  • острые инфекционные заболевания;
  • различные заболевания центральной нервной системы (особенно повышенное внутричерепное давление и высокий риск развития судорог, так называемая судорожная готовность), вопрос о занятиях плаванием с такими детьми решается совместно с неврологом.

Кто может заниматься с малышом?

Для грудного ребенка самый близкий человек и лучший педагог — его мама. Но с ролью тренера при необходимости успешно справляются и папы, а также бабушки и дедушки. Принципиально важным является то, чтобы все занятия проводились одним человеком и ежемесячно осуществлялся их контроль методистом по плаванию. Обычно мама с ребенком приезжают 1 раз в 1-2 недели в бассейн при детской поликлинике, где инструктор контролирует правильность выполнения поддержек, ныряний и т.д. и показывает новые упражнения, которые малыш усваивает дома в течение следующей недели.

Прежде чем вы начнете заниматься с ребенком плаванием, отработайте основные поддержки и перехваты на кукле, вначале на столе, затем в ванне, чтобы движения ваших рук стали плавные, мягкие, уверенные и выполнялись автоматически.

Давайте разберем основные, наиболее часто использующиеся виды ручных поддержек.

Наиболее тяжелая тонущая часть тела ребенка — это голова, поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно под шею и верхнюю часть спины.

  • Двойная ручная поддержка при плавании на спине: четыре ваших пальца обеих рук лежат у ребенка под спинкой, шеей, головой, большие пальцы — на груди.
  • Двуручная поддержка при плавании на груди: указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком ребенка (сбоку) и удерживают его за нижнюю челюсть, левая рука удерживает малыша за заднюю поверхность шеи.
  • Одноручная поддержка "ковшом" при плавании на груди: большой, указательный и средний пальцы правой руки находятся под подбородком, остальные — на груди.
  • Одноручная поддержка "полукольцом" при плавании на спине: большой и указательный пальцы охватывают шею малыша, рука мамы находится чуть сбоку, не мешая грести. При плавании на спине уши ребенка обязательно погружаются в воду. Голова поддерживается так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Закрывать малышу уши или закладывать в них ватные тампоны не нужно, так как если у ребенка никогда не было заболеваний уха и барабанная перепонка не повреждена, то проникновение воды в ухо ему не опасно.

Одноручные поддержки дают возможность ребенку свободной рукой осуществлять гребки. Как только маленький пловец научится правильно грести, вы должны изменить характер поддержек: в положении на спине поддерживайте ребенка только тремя, затем двумя, а потом и одним пальцем под затылок. И помните, что смены поддержек проводятся только при полной остановке ребенка.

Готовимся к занятию

Для обучения плаванию сначала используется обычная домашняя ванна. Перед каждым уроком обязательно вымойте ее специальным чистящим средством для детских ванн или питьевой содой, тщательно сполосните горячей водой. Подготовьте водный и воздушный термометры, часы, плавающие игрушки, полотенце, ватные тампоны для просушивания ушек, воду для питья. Проветрите ванную комнату, температура воздуха в ней должна быть +22-24 градусов С. Ванну наполните теплой водопроводной водой. Температура воды в первые занятия составляет +37 градусов С, затем ее необходимо постепенно снижать на 0,5 градуса С в неделю, доведя до +30-32 градусов С к 6-7 месяцам, т.к. в этом возрасте будет необходимо перейти к занятиям в бассейне. Глубина на первых занятиях — 30-40 см, а через месяц ванну можно наполнять целиком.

Занятия обычно проводят ежедневно, но не реже четырех раз в неделю, в одно и то же время, желательно во второй половине дня. Если ребенок во время занятий перевозбуждается и плохо спит ночью, то плавание лучше перенести на первую половину дня. Нежелательно плавать сразу же после кормления, заниматься лучше за 1,5-2 часа до кормления, но не ранее, чем через 1-1,5 часа после приема пищи.

В течение первого месяца занятий продолжительность процедуры зависит от уровня физического развития ребенка. Если малыш родился с массой тела 3-4 кг, то продолжительность тренировки может быть 12-14 минут, если же масса ребенка при рождении не превышала 2,5-3 кг, то с ним не следует заниматься более 8-10 минут. Каждый месяц время пребывания в воде увеличивается на 3 минуты и к году достигает 40-50 минут.

Во время каждого занятия необходимо поддерживать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Необходимо следить за тем, чтобы не вызвать у ребенка страх и переутомление, что приведет к появлению неприязни и недоверия к воде. Грудной ребенок не боится воды, и если в ходе плавания у малыша появляется страх, то в этом виноваты взрослые.

Сигналом для окончания процедуры должно послужить и стойкое недовольство ребенка. Ваше занятие может оказаться короче рассчитанного времени, но избегайте превышать его. Конечно, малыш может проявить недовольство из-за резкого движения или неожиданной команды. В этом случае дайте ему немного отдохнуть и помните, что отдых должен составлять не менее половины всей процедуры. И еще: нельзя заниматься с плачущим ребенком, хотя извлекать малыша из воды, как только он заплакал, тоже не рекомендуется, лучше успокойте его в воде. Иначе этим вы дадите сформироваться нежелательному рефлексу — если я не хочу плавать, мне достаточно заплакать, и меня вынут из воды.

Массаж и гимнастика перед плаванием

Каждый урок плавания начинается с того, что мама проводит малышу легкий массаж и выполняет с ним несколько специальных гимнастических упражнений на "суше". Это называется "сухое плавание", оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук — это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что "сухое плавание" не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала поглаживайте и растирайте стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводите легкие поверхностные разминания мышц. Помните, что массаж делают на наружной поверхности ручек и ножек, а животик поглаживают по часовой стрелке. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку отдохнуть 1-2 минуты. Не забывайте ласково разговаривать с малышом во время всех процедур.

Упражнения для ног

  • Исходное положение — лежа на спине, ножки вытянуты. Обхватите руками стопы ребенка, чтобы он вытянул носки. Попеременно поднимайте ножки вверх-вниз, спокойно произнося: "Ножки — кролем". Эти движения имитируют движение ног при плавании кролем. Сделайте 10-20 таких движений каждой ножкой, затем — небольшой перерыв и повторите упражнение еще 2 раза на первом уроке, а затем в течение месяца увеличьте до 3-4 повторений, а далее со второго месяца делайте упражнение 5 раз с перерывами по полминуты.
  • Исходное положение — то же. Учите ребенка двигать ножками, как при плавании брассом ("лягушка"). Одновременно обе ножки ребенка сгибайте в коленях и тазобедренных суставах, затем, разводите колени и быстро выпрямляйте ножки, возвращая их в исходное положение. Проделайте 8-10 таких движений и через минуту отдыха повторите еще 4-6 раз. Не забывайте произносить: "Ножки — брассом".

Упражнения для рук

  • Исходное положение — лежа на спине, ручки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Возьмите малыша за кисти рук и медленно поднимайте прямые руки на 45-50 градусов и опускайте, постепенно увеличивая угол подъема рук до 90 градусов, затем до 180 градусов. Проделайте 10 движений за 20 секунд (это довольно быстрый темп), дайте ребенку отдохнуть, затем повторите, но в более медленном темпе (за 30 секунд). Выполните 3 таких комплекса с минутными перерывами. Командуйте ребенку: "Ручки — кролем".
  • Исходное положение — то же. Держа ребенка за кисти, подтягивайте его ручки к груди, сгибая в локтевых и лучевых суставах, затем ведите их вверх и через стороны вниз, возвращайте в исходное положение. Говорите ребенку: "Ручки — брассом".
  • Исходное положение — лежа на спине, ручки разведены в стороны. Держа ребенка за кисти, произведите одновременно двумя руками гребковые движения к бокам, затем поднимайте ручки вверх и возвращайте в исходное положение (этим мы имитируем вторую половину движения рук при плавании брассом). Таких движений нужно выполнить 8-10 с перерывом в несколько секунд; комплекс повторить 2-3 раза, с минутными перерывами. Повторяйте команду: "Ручки — брассом".

Начинаем тренировку

Каждое занятие должно проходить в определенном порядке, который почти не должен изменяться на протяжении первого полугодия жизни. Такая стабильность дает возможность ребенку точно знать, что от него требуется.

Любое занятие включает несколько повторяющихся циклов, каждый цикл продолжается 3 минуты. Количество циклов с возрастом увеличивается.

Давайте разберем последовательность действий в пределах одного цикла.

По окончании массажа и гимнастики перенесите ребенка со стола в ванну. Держите ребенка за подмышки, голову поддерживайте большими пальцами под нижнюю челюсть. Поставьте малыша вертикально, следите, чтобы его подбородок и ваши руки находились над поверхностью воды. При этом командуйте: "Стоим!", длительность стояния — 15 секунд. Важно, чтобы ребенок обязательно опирался ножками на дно ванны. Далее следует сказать: "Идем!"; наклоните малыша чуть-чуть вперед и он начнет перебирать ножками и двигаться (это врожденный рефлекс автоматической ходьбы, он имеется у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев). Путь равен длине ванны. Не забывайте называть малыша по имени и почаще хвалите его. Как только "дойдете" до противоположного торца ванны, командуйте: "Стоим!" и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

После отдыха переводите ребенка из положения стоя в положение лежа на спине, выполняя двойную ручную поддержку для плавания на спине. Помните, что уши и грудь должны быть под водой. Не подтягивайте голову ребенка вверх: необходимо, чтобы она находилась на одном уровне с телом и чуть поддерживалась руками мамы. В таком положении следует плавать "челноком", при этом ребенок отталкивается от торца ванны ножками, а мама проводит его до противоположного торца и обратно. Сделайте 6-8 таких проводок. Как только ваши движения станут уверенными, смените поддержку на одноручную "полукольцом" для плавания на спине.

Далее оставьте ребенка в положении лежа на спине в правом ближнем углу ванны. Командуйте: "Стоим!", поставьте ребенка на ножки и затем подайте команду "Идем!". "Шагайте" до противоположного торца ванны, скомандуйте: "Стоим!" и дайте возможность ребенку отдохнуть 15 секунд.

Переходим ко второй половине цикла — плаванию на груди (занимает 2-2,5 минуты). Смените поддержку на двуручную для плавания на груди дайте команду: "Плывем!" и ведите ребенка "восьмерками". Как только почувствуете себя уверенно при выполнении этой поддержки, переходите на одноручную поддержку "ковшом" и начинайте отрабатывать поливы (ныряния). Всего выполните 6-8 восьмерок. Затем снова подайте команду: "Стоим!", отдохните 15 секунд.

Таким образом, за один цикл ребенок проплывает 36-47 метров, "проходит" около 3 метров. Первое занятие обычно включает 2-3 цикла, их количество с возрастом будет увеличиваться.

Каждый следующий месяц занятие увеличивается на 3 минуты, то есть, на один полный цикл, через 2 месяца занятий следует совершать 4 полных цикла, через 3 месяца — 5 и так далее.

Погружение и ныряние

Обучение нырянию начинается с тренировки задержки дыхания на команду: "Ныряй!" при поливе лица ребенка во время плавания на груди "восьмерками". Для выполнения этого упражнения ведите ребенка одноручной поддержкой, затем громко и четко скомандуйте: "Катя, ныряй!", затем полной горстью левой руки полейте лоб ребенка. При этом ребенок задерживает дыхание на 2-3 секунды, пока вода стекает с лица.

Ошибки: полив неполной горстью; полив на затылок вместо лба; резкое плескание воды на нос ребенка; полив во время плача.

Главные задачи уроков

Занятия плаванием в первые месяцы требуют особого внимания. В это время перед ребенком ставятся и решаются лишь общие задачи, которые пока не имеют прямого отношения к плаванию. Проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (полуневесомость, легкость, плавучесть, раскованность, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания и т.п.).

Первый месяц занятий:

  • отработка задержки дыхания на речевой сигнал: "Ныряй!" при поливе водой лица. При этом погружение в воду не производится.

Второй месяц занятий:

  • отработка ныряния в ручных поддержках. После команды: "Ныряй!" в момент двух-трехсекундной задержки дыхания после полива лица проводится ныряние ребенка головой под воду не глубже 29-30 см при ручных поддержках;
  • введение дополнительного элемента — комплекса вертикальных прыжков в воде при ручных поддержках. Этим элементом можно иногда заменять ходьбу в ванне в обоих полуциклах. Обычно малышам очень нравится это упражнение. Обязательное условие — ребенок стремится к яркой игрушке и подается команда: "Прыг — скок!";
  • обучение ребенка держаться на воде в положении на спине. Для этого ребенку понадобится шапочка с поплавками из пенопласта.

Изготовление шапочки для плавания с поплавками из пенопласта
По периметру сатинового чепчика, на его лицевую сторону пришивается широкая лента таким образом, чтобы получилось 6 кармашков. Отверстия кармашков должны быть направлены к затылку. В эти кармашки вставляются пенопластовые поплавки размером со спичечный коробок. Для поддержки головы ребенка, к чепчику на уровне подбородка пришиваются с обеих сторон 2 ленточки длиной 50 см. Эти ленты позволяют контролировать уровень погружения головы малыша в воду.
Главное правило — нос и рот ребенка находятся над водой. Через 1 месяц плавания в шапочке следует еженедельно вынимать по 2 пенопластовых поплавка (с каждой стороны по одному). Последними вынимаются боковые поплавки. Как только малыш научится держаться на воде в положении на спине в шапочке без поплавков и без поддержки за ленты — шапочку снимают, она уже не нужна.

Третий месяц занятий:

  • освоение ныряния под воду. Техника такая же, как при нырянии с ручной поддержкой, но после ныряния ребенка отпустите руки. Начальный путь под водой 20-30 см. К 6-7 месяцам он достигнет 40-50 см, к году — одного метра. После погружения и выныривания переведите ребенка в положение стоя, затем следует отдых 5-10 секунд и похвала; далее плавание "восьмеркой" продолжается.

После 3-х месяцев занятий новые задания для ребенка подбираются индивидуально, для этого обязательна консультация инструктора. Примерами таких заданий могут быть:

  • комплекс скольжения на поверхности воды. В каждой второй "восьмерке" применяйте скольжение по поверхности воды (не ныряя!) на 10-15 см. Подается команда: "Плыви!"; следите, чтобы подбородок ребенка не опускался под воду.
  • "торпеда" с поворотом.

С 5-6 месяцев у ребенка начинают срабатывать так называемые "спасательные" рефлексы, и после ныряния малыш сам выходит на поверхность воды, переворачиваясь на спину для плавания — дрейфа — при свободном дыхании. Если ребенок сам еще перевернуться не может, то ему необходимо помочь.

С 6-7 месяцев увеличивается время ходьбы в воде. Стимулировать активную ходьбу можно яркой игрушкой. Замечено, что плавающие младенцы начинают ходить самостоятельно в ванне в 8-9 месяцев, а на суше — в 9-10 месяцев.

Оценка результатов

Для того, чтобы оценить влияние занятий плаванием на ребенка, заведите дневник, где следует отмечать содержание занятия, настроение малыша, его активность и поведение во время упражнений и в конце занятия, появление признаков утомления и снижение его интереса к плаванию. Обязательно нужно обращать внимание на отдаленные результаты занятий — как ребенок спит ночью, какие у него аппетит и настроение, как увеличиваются показатели массы и роста. Анализируя свои записи, можно регулировать содержание занятий и физическую нагрузку.

Не нужно торопиться и проявлять нетерпение, ни в коем случае нельзя форсировать обучение. Такие ошибки со стороны родителей весьма распространенны и обусловлены естественным желанием поскорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. В том случае, если у ребенка появились нежелательные реакции или уменьшились по сравнению со средневозрастными прибавки массы и длины, необходимо уменьшить продолжительность тренировок, сократить количество упражнений и прекратить снижение температуры воды. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать нагрузки и уменьшать температуру воды.

Лариса Левчук
Врач-педиатр высшей категории,
ассистент кафедры пропедевтики детских болезней
Уральской государственной медицинской академии,
канд. мед. наук
Статья из журнала "Мама и Малыш" N2, 2006

Обсуждение

7динамическая гимнастика и плавание для детей
дорогие родители!!
хочу предложить вам свои услуги в качестве инструктора по динамической гимнастике с детьми от 0 до 1года;по плаванию и нырянию в любом возрасте.обучу вас работе с детьми.индивидуальна-я разработка спортивных комплексов и тренажеров.консульта-ции по слингам и закаливанию.Сертифик-ат РАЕН с правом на работу инструктором по динамической гимнастике и плаванию с новорожденными.Возмо-жен выезд на дом к ребенку по Москве и МО.
egorchenko(собака)inbox.ru
тел 8 926 186 15 74
ICQ 236491607
Елена

19.01.2009 22:21:16, Елена555

Замечательная статья.Плаваем с рождения по этим и другим рекомендациям.Нам уже 2,5 месяца,прогресс на лицо.Доче очень нравится плавать.Правда нырять мы учились по-другому.Подготовка 15 дней по 5 дней на этап,ныряем в конце занятия: 1.говорим четко слово "ныряем" и дуем в лицо ребенку с такой силой,чтобы он задержал дыхание; 2.говорим "ныряем" и брызгаем в лицо ребенка,опять же так, чтобы побудить его задержать дыхание; 3.при слове "ныряем" поливаем на голову водой(не из душа); на 16-й день можно при команде "ныряем" погрузить ребенка под воду.Каждый день немного увеличиваем время пребывания под водой (ориентируемся на состояние ребенка).Наша малявка уже пол ванны проплывает.

Первого ребенка я обучала плавать в бассейне с 3-х недельного возраста. Обучение шло под руководством врача-инструктора ежедневно. Я находилась с ребенком в бассейне. Уже в год он плавал 6-7 метров под водой. Но почему-то инструкор не надевал на нас никаких пенопластовых шапочек. Сейчас он у меня ныряет как дельфин. Ему больше нравиться плавать под водой. Сейсас у меня второй ребенок. Ему скоро 3 месяца и так как в городе нет бассейна, то учимся плавать в ванне. Но это несравнимо с обучением плаванью в киевской поликлинике

19.10.2008 23:45:12, Светлана

см. наш коммент к статье Лариса Левчук "Ранее плавание" тут: http://swim7.narod.ru/rannee2.html

Тренеры по Плаванию

16.10.2008 15:55:15, Тренеры по Плаванию

дорогие родители!!
хочу предложить вам свои услуги в качестве инструктора по динамической гимнастике с детьми от 0 до 1года;по плаванью и нырянию в любом возрасте.обучу вас работе с детьми.индивидуальная разработка спортивных комплексов и тренажеров.консультации по слингам и закаливанию.Сертификат РАЕН с правом на работу инструктором по динамической гимнастике и плаванию с новорожденными.Плавание с новорожденными, обучение плаванию младенцев, грудничковое плавание, наныривание, обучение плаванью детей, малыши плавают.
egorchenko(собака)inbox.ru
тел 8 926 186 15 74
ICQ 236491607
Елена

18.07.2008 22:12:49, Елена

Отличный способ для развития ребенка. Я занималась со старшей дочерью с 3-х недаель в домашней ванной. К году температура при запуске была 28 градусов. Плавали 1 час. Она стала ходить в 8 месяцев. говорить прекрасно в 1 год и 4 месяца, читать -в 3,5 года. Конечно не только плавание тому прничиной, но и в том числе. Всегда она была не просто отлчницей, но у нее очень высокая скорость мышления. Сейчас ей 27 лет. Все хорошо.

05.07.2008 14:09:36, Валентина

Дочке 3 мес. исполнилось 5 дней назад, сегодня были 4-й раз в бассейне при поликлинике. Занимаемся точно так же, как описано в статье, только вот ходить пока отказываемся в воде (уже виден прогресс, немножко начинаем), хоть на суше ножками перебираем с удовольствием. Посмотрим, как дальше будет, но нам очнь нравится. Сперва очень перевозбуждались, дома куксились.Сейчас уже второй день хорошо спим!!! Буду продолжать занятия, нам нравится!

16.06.2007 18:45:28, Лилия

Cтатья повторяет старые, давно надоевшие мифы-вымыслы. Например, что начать заниматься можно только до 3 мес, позже нельзя. В наш бассейн приходят мамы с 6-мес и 9-мес и 1,5-годовалыми детьми, и мы с ними успешно занимаеся. Все зависит от энтузиазма мамы или папы. А начинать лучше со дня рождения, особенно для детей, рожденных в воду. Еще лучше, если мама до родов плавала.
Миф2: температура воды. Она должна быть чуть прохдадной для активной фазы (34 град) и потеплее для фазы отдыха, но не выше 36 град! И смотреть надо не на градусник, а на ребенка: если замерз -- добавить теплой воды.
Нырять детке можно с первого занятия, другое дело, что к нырянию не готова мама. Тогда ей нужна психологическая подготовка.
На фазу отдыха отводится в среднем столько же времени, сколько и на активную фазу. Очень полезны кормление и сон в воде.
Противопоказание--только высокая температура. Легкое ОРЗ быстрее проходит, если занятия не прерываются. При неврологических проблемах занятия просто жизненно необходимы: излечиваются родовые травмы, даже ДЦП.
На конкретные вопросы отвечу по Е-mail [email protected]

Программы обучения в «Парке детского периода» отличаются в зависимости от возраста. Грудничковое плавание подразумевает обязательное присутствие родителей и инструктора. Часть урока групповая. Наш инструктор показывает упражнения, которые должна повторить вся группа, а также занимается с каждым крохой отдельно.

Наши занятия – это не просто купание малыша в бассейне. Разрабатывается целый комплекс упражнений для гармоничного физического, эмоционального и умственного развития ребенка. На занятиях дети играют в подвижные игры, читают стишки и потешки, слушают музыку. Упражнения выполняются в ненавязчивой игровой форме. Программа направлена на то, чтобы родители и ребенок получали пользу и удовольствие от совместного времяпрепровождения в водной среде.

Что нужно для посещения бассейна

Для посещения бассейна нужна медицинская справка от терапевта. Она обязательно должна содержать результаты анализов на наличие энтеробиоз и глист (яйца гельминтов). Взрослым обязательно нужна сменная обувь и плавательная шапочка. Малышу будет необходим подгузник для плавания или специальные трусики. Кстати, теперь справку в бассейн на ребенка можно получить прямо у нас в Парке (такую услугу предоставляет наш партнер: детская клиника “Ребенок”). Врач приедет к определенному времени, возьмет у малыша анализ, а уже на следующий день терапевт осмотрит ребенка и выпишет справку! Стоимость такой услуги только для клиентов Парка детского периода – 1500 рублей 🙂 !

Запись на индивидуальное занятие с педагогом возможна по предварительной оплате в размере 100%, поскольку педагог приезжает эксклюзивно для занятий с Вашим малышом и, мы не сможем записать на это время других желающих. В случае неприхода или отмены индивидуального занятия эту оплату мы оставляем в качестве гарантии оплаты педагогу. Внести предоплату можно любым удобным вам способом (он-лайн или в нашем детском центре наличными/картой).

Занятия грудничковым плаванием проходят вместе с родителями. Опытный инструктор находится в воде.

Мы используем специальную методику. Для разных возрастов разработаны свои программы.

Наши занятия - это не просто купание ребенка в бассейне, а комплекс различных упражнений, направленных на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Это развивающие занятия на воде, которые проходят в непринужденной игровой форме и приносят радость детям и их родителям.

Если Вашему малышу уже исполнилось 3 года, Вы можете записать его в старшую группу, где детки занимаются под руководством спортивного тренера по плаванию. На этих интересных игровых занятиях дети изучают базовые элементы техники плавания, учатся плавать самостоятельно и получают необходимую подготовку для обучения спортивному плаванию.

Группы формируются в соответствии с возрастом и степенью подготовки малышей.

Возможны индивидуальные тренировки в бассейне или на дому.

Занятия проходят в трех бассейнах в Москве -

- Поселок Нагорное, на территории парка-усадьбы. (САО, СВАО, 1 км от МКАД, м. Алтуфьево, м. Бибирево, м. Медведково)

- Новая Москва ЖК Николин парк (м. Теплый Стан ) ул. Николо-Хованская д. 26а

- Район Марьино (ЮВАО м. Марьино, м. Братиславская ) ул. Люблинская д.100

Акварельки в Северном округе (СВАО) пос. Нагорное

Специализированный детский бассейн с теплой водой (32-33гр), без гиперхлорирования.

В бассейне работает оборотная система водоподготовки (рециркуляционный водообмен) с непрерывной очисткой и дезинфекцией воды

Размеры детского бассейна 5 х 12 м. Глубина 120 - 150 см.

В помещении бассейна размещена финская сауна, оборудованная каменкой «Harvia» и хромотерапией.

Наполнение производится водой из водопроводной сети. Качество воды соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Мы контролируем три группы параметров:
1. Физические (прозрачность, цветность, запах, температура)
2. Химические (рН, содержание хлоридов, сульфатов, алюминия, аммиака, остаточного хлора, железа)
3. Бактериологические (общий счет бактерий, содержание болезнетворных бактерий)

В раздевалках установлены пеленальные столики и манежи

Бассейн отлично подходит для занятий с маленькими детьми от 2-х месяцев



При бассейне есть удобная игровая зона, места для отдыха и чайная комната, в которой можно перекусить и покормить Вашего малыша.


Стоимость занятий в абонементе 700-800р., разовое 900р., индивидуальное от 1800р.


Акварельки Теплый стан

Детский бассейн в Новой Москве располагается по адресу: м. Теплый стан, ул. Николо-Хованская, д. 26а

Бассейн с теплой водой. Размеры: 3 х 7 м. Глубина 70-90 см.

Температура воды 32-33 градуса. Температура воздуха 33-34 градуса.

Система очистки воды: рециркуляционный водообмен с непрерывной очисткой воды.

В этом бассейне проводятся групповые и индивидуальные занятия для малышей от 2-х месяцев до 3-х лет с родителями,

обучение плаванию детей от 3-х лет без родителей.

Занятия проходят в малых группах (не более 5-и пар малыш+родитель).

Раздевалка снабжена пеленальными столами и манежом.

Стоимость занятий в абонементе 600-800р., индивидуальное 1800р.

Посещения по предварительной записи

Ждем ваших малышей у нас на занятиях!


Многие родители задумывают обучение своего ребенка плаванию еще с рождения. Мы знаем, что пока не пройден возрастной порог в 3 месяца, есть возможность легко закрепить навыки подводного плавания у малыша.

Как этого достичь, как сделать все правильно и не отбить любовь к водным процедурам у ребенка, мы уточнили у Татьяны Хорошевой, инструктора раннего плавания в центре «КАКРЫБА». Татьяна поделилась с нами своим опытом в области обучения малышей плаванию.

Грудничковое плавание с рождения и до 3-х месяцев жизни.

Заниматься с ребёнком нужно ежедневно, превращая плавание в веселую игру для вас и ребёнка. Не торопитесь, постепенно наращивая нагрузку. Цель занятия - удовольствие от водных процедур и здоровье малыша. Длительность занятия от 15 минут вначале и до 30 минут спустя несколько занятий. После того, как ребёнок поспал и покушал, через полчаса можем начинать занятие. Для этого набираем полную ванну обычной чистой воды, температурой 36 градусов. После первого месяца жизни температуру воды снижаем по 1 градусу в неделю до 32-31 градуса. После плавания - обработка пупочной раны обычным способом.

Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. В процессе плавания обязательно общаемся с ребёнком, так малыш будет чувствовать себя намного спокойней.

1. Вертикальная поддержка под грудь и попку. Постепенно опускаем ребёнка в воду ножками, делая покачивающие движения вперёд-назад, круги по часовой и против часовой стрелки, зигзаги из стороны в сторону, двигаясь вперёд и назад. Ребёнок адаптировался к воде и можно перевести его в горизонтальную поддержку.
2. Держим ребёнка под грудь одной рукой, делаем движения вперёд-назад, а затем большие неспешные проплывы восьмеркой по ванне. Следим за тем, чтобы лицо ребёнка не погружалось в воду.
3. В этой же поддержке толкаемся ножками под команду "толкайся" от бортиков ванны.
4. Держим ребёнка под грудь одной рукой, а второй берём ручку малыша и гребём ей (вертолёт). Переложив ребёнка на другую вашу руку, гребём второй рукой.
5. Взяв ребёнка 2-мя руками в области груди и спины, стоя, касаясь ножками дна ванны, прыгаем вперёд и развернувшись назад.
6. Переворачиваемся на спину. Голова ребёнка лежит на вашей ладони, мизинец находится под сводом черепа. Дальше руку, под шею и спину опускать не нужно. Это не удобно ни вам ни ребёнку. Пробуем удержатьребёнка в таком положении, придерживая второй рукой подбородок малыша. После того, как почувствовали, что ребёнок лежит уверенно на вашей руке, начинаем плавать вперёд-назад, а затем восьмеркой по ванне, аккуратно поворачивая руку и закрывая родничок на разворотах.
7. Также толкаемся от бортиков ванны на спине.
8. Переворот на животик происходит всегда от вас, т.к. там больше места, а не к вам,
т.к. рядом находится бортик и не всегда есть возможность сделать разворот. Держим ребёнка под голову и подбородок, переворачиваем и плывём на животе (как головастик) восьмеркой по ванне. В этой поддержке ребёнок активно работаем руками и ногами с первых занятий. Также при поддержке за голову на спине и животе, хорошо тренируется мышцы шеи, что помогаем малышу уверенней держать голову. Чтобы перевести ребёнка в вертикальное положение, нужно перевернуть малыша от себя на спину, и подставить вашу ладонь под грудь. Теперь можно принять ту поддержку, которая больше всего понравилась малышу и отдохнуть в ней.

Подготовка к нырку. Добавлять поливание можно после того, как вы и ребёнок почувствовали себя комфортно на занятии в ванне. Кто-то начинает поливаться с первого занятия, кому-то нужно несколько дней и даже недель. Все индивидуально, главное чтобы было комфортно и вам и ребёнку. Поливание делаются между упражнениями. Как только ребёнок освоился в воде после начала занятия, примерно от 3-5 минут, набираем ковшик с водой (примерно 1 л), громко говорим команду "ныряем", уверенно дуем ребёнку в лицо, как только вы увидели что малыш зажмурился или задержал дыхания, сразу выливаем на него всю воду из ковша. После полива хвалим малыша. Если ребёнок разволновался или расплакался, не вылезая из ванной, успокаиваем малыша покачивающими движениями на животе и вертикальными прыжками. Иначе, при вытаскивании ребёнка из воды во время плача закрепляется рефлекс и в дальнейшем, ребёнок неосознанно будет постоянно пользоваться этой возможностью. Примерно после каждодневных 2-х недельных поливаний по 10-15 раз за занятие у ребёнка помимо врождённого рефлекса задержки дыхания, который угасает к 3 месяцам, выработается ещё и рефлекс на вашу команду. И как только вы увидите, что ребёнок задерживает дыхание по вашей команде, можно переходить к ныркам.

Нырки . Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду, погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность. Нырки можно делать из поддержек: номер 2, придерживая голову и номер 8. А также держа 2-мя руками под грудь, раскачиваем малыша из стороны в сторону, делаем боковые проныривания. После нырка обязательно хвалим ребёнка. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. Остальное время между упражнениями заменять поливаниями. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие нырки, можно переходить к более длинным и частым. Возле одного края ванны вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Количество ныряний вы можете регулировать по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед вами в обучении ребенка плаванию в ванной - это доверие к воде и умение нырять. К этому времени малышу исполнится 2-3 месяца, и вы можете переходить в большой бассейн.

Занятие для детей до 9 месяцев.

Занятия в бассейне отличаются от занятий в ванной, но основные правила остаются те же: ребенок должен быть здоровым, сытым, выспавшимся и в хорошем настроении. Самая важная цель наших занятий - получить удовольствие от водных процедур, адаптироваться к большой воде, а потом уже научиться держаться на воде и оздоровиться.

Аккуратно заходим в воду, в это время разговариваем с ребёнком, обращаем его внимание на игрушки, подсветку в бассейне и других детишек. Брызгаемся руками и ногами малыша, прыгаем и качаемся из стороны в сторону, играем в игрушки.
Проплываем бассейн по периметру, чтобы малыш мог оглядеться и заметить интересные для него игрушки. Мама идёт спиной, держа ребёнка перед собой. Переворот на спинку, держим под подмышки, двигаемся также. Кладём ребёнка на спинку, подкладываем ладонь ему под голову и плывём зигзагом.

Второй рукой придерживаем подбородок, переворачиваем на животик и плывём зигзагом (это способствует работе ног малыша). Переворот на животик, гребём одной рукой (вертолёт), затем другой рукой. Плывём, работая поочередно 2-мя руками (вертолёт), при этом ребёнок находится сбоку от вас. Нужно задать такой темп, что бы ноги ребёнка находились сзади, а не спереди. Останавливаемся, обнимаем ребёнка, отдыхаем. Берём нудл и кладём ребёнка поперёк, под грудь на него, придерживая малыша. Мама идёт спиной, ребёнок плывёт к ней лицом. Переворот на спинку на нудле, придерживаем под подмышки. Садимся на нудл поперёк, как на лошадку, мама прижимает нудл в области живота и поясницы с другой стороны. Прыгаем на нем.

Берём дощечку, малыш лежит к маме лицом. Мама держит ребёнка за ручки, движется спиной. Переворот на спинку на дощечки, мама держит малыша за ручки, движется спиной. Собираем плавающие игрушки по одной в корзину. Хвалим малыша после выполненных заданий. В этом возрасте малыши проплывают примерно 1-2,5 метра под водой. Могут держаться самостоятельно на кольцах и нудле, но не всплывают.


Занятия для детей с 9 месяцев до 2 лет

отличаются большей интенсивностью, самостоятельными проплывали на нудле и дощечки, т.к к этому возрасту детишки способны самостоятельно держать равновесие. Также на этих занятиях уже возможно использовать дополнительный инвентарь: ласты и очки. В этом возраста ребёнок свободно проплывет 2-5 метров под водой, пытается всплывать. Прыгает с бортика сидя и стоя.

Занятия для детей с 2-х лет до 3,5 лет

отличаются активным участием родителей непосредственно в выполнении упражнений, т.к. они
являются для детей авторитетом, и если мама или папа ныряют первыми, то ребенок сидящий на бортике, с удовольствием нырнёт за ними. Например: ныряет родитель, затем ребёнок, плывёт на дощечке родитель и ребенок. Совместные нырки в обнимку. К этому возрасту при регулярных занятиях с рождения ребёнок свободно передвигается в 15-метровом бассейне как в ластах так и без них. Под водой и над водой. Ныряет на 1-1,5 метра вниз. Нырки для детей с рождения до 3,5 лет выполняются идентично под команду "ныряем", дуем, нырок. Со временем перестаём дуть и только словами предупреждаем о скором нырке. Если упражнение выполняетсяв динамике, а ребёнок занимается регулярно, то команду не говорим и не дуем. Ребёнок хорошо подготовлен и готов в любую минуту задержать дыхание. Нырять на занятии можно столько раз, сколько комфортно вашему ребёнку.

Занятия для детей с 3,5 лет до 7 лет.

С этого возраста дети готовы заниматься без родителей и алгоритм привыкания совсем другой, наедине с инструктором и другими детьми в группе. Плавание в специальном поясе для обучения поддержания равновесия в воде и отработки плавательных движений: кроль (вертолёт), брасс (рисуем солнышко руками, как лягушата толкаемся ногами), плавание на спине. Плавание без пояса и с помощью дощечки на животе и спине, колобашки, ласт и другого инвентарях. Пускание пузырей, что способствует обучению погружения под воду. Доставание колечек со дна с помощью инструктора или мамы и без. Нырки с бортика сидя и стоя (руки - стрелочкой вверх, стопы у бортика, наклон вперёд, нырок, проплыв). Дети в этом возрасте выполняют все виды плавания и ныряния, но с чуть меньшей координацией, чем в 7 лет в спортивных школах.

После 7 лет дети уже готовы к новому опыту, такому как первые ознакомительные погружения с аквалангом или занятиям фридайвингом. Это серьезный шаг, как для ребенка, так и для его родителей. Поэтому необходимо взвесить все за и против, учесть также желание самого ребенка. В любом случае всегда есть возможность попробовать.

Для этого нет необходимости далеко выезжать из города. Достаточно найти дайв-центр или инструктора и попробовать сделать первые шаги в бассейне.