Оздоровительные мероприятия в режиме дня доу. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного процесса

В режиме дня детей дошкольного возраста проводятся такие физкультурно-оздоровительные мероприятия как: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие мероприятия

а) Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.

Продолжительность утренней гимнастики в зависимости от возраста колеблется от 4-5 мин. в младшей группе до 10-12 - в старшей.

Она включает ходьбу, бег, прыжки. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы.

Усиление интенсивности нагрузки достигается нарастающим количеством упражнений, увеличением числа их повторений и продолжительности тех упражнений, которые вызывают наибольшую пульсовую реакцию - бега и подскоков.

При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: 1) они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста; 2) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям. Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии). Один комплекс проводится в течение недели, а затем меняется (выполнение комплекса в течение 2-х недель снижает интерес детей к ним) .

Комплексы утренней гимнастики составляются следующим образом. Вначале надо организовать группу детей, сосредоточить их внимание, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка по сигналу).

Упражнения подбираются таким образом, чтобы последовательно прорабатывались различные мышечные группы: плечевого пояса, ног, боковые мышцы туловища, мышцы спины, брюшного пресса, стопы. Затем обязательно включаются упражнения, способствующие усилению обмена веществ в организме. Это различного рода подскоки, которые могут чередоваться с легким бегом.

В конце утренней гимнастики надо урегулировать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Здесь даются упражнения в ходьбе, можно включить танцевальные шаги, желательно с музыкальным сопровождением .

Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводиться на воздухе.

б) Физкультминутки

Физкультминутки проводятся не на всех занятиях, а на требующих большой усидчивости и внимания детей - занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, на некоторых занятиях по изобразительной деятельности.

Их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне.

Продолжительность физкультминуток 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия - 12-16-я минуты).

Но нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физкультминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физкультминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.

В подборе упражнения для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны в основном охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. В некоторых случаях, если дети долго держали в руках кисть или карандаш. Целесообразно включить упражнение для мышц кисти рук: сгибание и разгибание, круговые движения в лучезапястном суставе, сжимание и разгибание пальцев рук.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Дети выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место в групповой комнате.

Можно выполнить физкультминутки, используя музыкальное сопровождение. Дети могут выполнить под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть один-два куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями.

в) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональную одежду. Соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнаты.

К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, рефлексотерапия (иглотерапия), сауна.

В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:

Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

Занятия должны осуществляться систематически;

Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время, т.к. в холодное время степень воздействия закаливающими факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года;

Закаливающие процедуры проводятся только при положительных эмоциях ребенка;

Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с того, что было в начале закаливания.

Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде .

Программа воспитания в детском саду предусматривает применение закаливающих процедур во всех возрастных группах, начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность и т.д.

Воздушные ванны в движениях обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи в процессе двигательной деятельности детей.

Наиболее целесообразным и естественным видом такой ванны являются утренняя гимнастика и физические упражнения после сна.

После сна, лучше всего под музыкальное сопровождение, проводятся различные построения (по диагонали, противоходом, «змейкой», зигзагом и др.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а так же подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и ОРУ. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам.

К водным процедурам относятся: обтирание, обливание, купание.

Обтирание связано с легкими (массирующими) движениями в направлении от периферии к центру при помощи отжатой варежки. Проводиться процедура одновременно со всеми детьми (дети выполняют самостоятельно и помогают друг другу потереть спину).

Обливание по своему воздействию на организм ребенка значительно сильнее обтирания. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную работы, вызывает бодрость.

Наиболее доступно обливание водой до пояса после физических упражнений (в частности - после утренней гимнастики).

Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом грудь, плечи, руки, после чего тщательно вытирают тело.

Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме дня ДОУ

План

1. Введение

2. Основы физического развития детей

3. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками

4. Утренняя гимнастика на занятиях в ДОУ

5. Комплекс физических упражнений

6. Формы организации двигательной активности детей

7. Физкультурные мероприятия

8. Практическая часть

9. Заключение

10. Литература

Введение

Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки и динамические паузы между занятиями статического характера, подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги и развлечения, праздники, дни здоровья, простейший туризм).Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые согласно учебного плана дошкольного учреждения. Физкультурное занятие как основная форма работы по физическому воспитанию решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Физкультурное занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание. Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты. Заключительная – ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера.

2. Основы физического развития

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом развития важнейших систем организма и их функций, закладывания базы для всестороннего развития физических и духовных способностей.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия и свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического развития, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезмерно трудно.

Дети дошкольного возраста должны двигаться не менее 50-60 % всего периода бодрствования. Им свойственна частая смена движений и поз - до 500-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную активность детей, создавая условия для разных движений. Решению этой задачи, отчасти, служат физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольника: утренняя гимнастика, гимнастики после дневного сна, подвижные игры и развлечения на прогулке.

Потребность в движении как проявлении биологической сущности человека есть такая же естественная потребность, как и все основные - в пище, тепле, доброте, безопасности и т.д.

Таким образом, одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность.

Однако практика показывает, что даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движения, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Правильный выбор средств физического воспитания не только повысит двигательную активность детей, но и будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.

На практике, организация такого двигательного режима происходит не всегда. Организации самых малых по времени и одних из самых значительных для организма дошкольников физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня в ДОУ не уделяется должного внимания. Это обусловлено рядом причин, в том числе следующими:

У воспитателей нет понимания важности и нужности проведения данных форм физического воспитания;

Трудности в подборе упражнений, комплексов упражнений и подвижных игр для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Т.к. данные мероприятия проводятся ежедневно, у воспитателей возникает трудность в выборе разнообразных средств физического воспитания, для предотвращения однообразия и скуки.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня как компонент здорового образа жизни дошкольников средней группы ДОУ»

Цель работы - выявление особенностей организации процесса физического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками

К физкультурно-оздоровительной работе можно отнести такие формы: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минутки, паузы, закаливающие процедуры. Двигательную активность в повседневной жизни обеспечивают подвижные игры, физические упражнения на прогулках, походы за пределы дошкольного заведения (детский туризм), физкультурные праздники и развлечения, самостоятельная двигательная деятельность, дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию. Занятия по физической культуре рассматриваются как целенаправленная и нормированная форма организованной учебно-познавательной деятельности, которая ставит цель - оптимизация двигательного режима, формирование и закрепление двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, предоставление детям специальных знаний по физической культуре.

4. Утренняя гимнастика на занятиях в ДОУ

Утренняя гимнастика - обязательная составляющая организации жизнедеятельности детей в дошкольном учебном заведении. Она способствует углублению дыхания, усилению кровообращения, обмену веществ, развитию разных групп мышц, правильной осанке, расторможению нервной системы после сна, вызывает положительные эмоции. Главное требование к гимнастике в летний период- проведение ее на свежем воздухе, а зимой - в хорошо проветренном помещении. Для повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным климатическим условиям одежда во время выполнения упражнений должна быть легкой. Продолжительность утренней гимнастики: для детей раннего возраста - 4-5 минут, младшего дошкольного возраста - от 6 до 9 минут. Комплексы утренней гимнастики разучиваются на занятиях по физической культуре, действуют 2 недели с усложнением на второй. На протяжении года уже знакомые комплексы периодически повторяются, увеличивается нагрузка за счет разнообразия упражнений, повышения интенсивности выполнения.

Гимнастика после дневного сна проводится после постепенного подъема детей в спальне, групповых комнатах или зале. Комплекс такой гимнастики включает общие развивающие упражнения на разные мышечные группы с изменением исходных положений и специальные упражнения для формирования стопы и фигуры. Продолжительность от 6 до 9 минут в зависимости от возраста детей. Физкультурные паузы (динамические перемены) проводятся в перерыве между малоподвижными видами деятельности и организованными занятиями с целью снятия утомляемости детей через использование несложных двигательных упражнений. Их продолжительность -5-10 минут.

5. Комплекс физических упражнений

Физкультурные минутки - проводятся во время организованных занятий в виде кратковременных комплексов физических упражнений, что дает возможность уменьшить утомляемость детей и возобновить их трудоспособность для дальнейшей успешной работы. К комплексам физкультурных минуток входит 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Их продолжительность 1-2 минуты. Закаливающие процедуры - система мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма детей, развитие у них способности быстро без ущерба для здоровья приспособиться к изменениям условий окружающей среды. В дошкольных учебных заведениях применяется два вида закаливающих мероприятий: ежедневные и специальные. К ежедневным относятся: соответствующий температурный режим, применение широкой аэрации, использование прохладной воды для мытья рук, лица, полоскание рта, горла. Специальные закаливающие процедуры - воздушные и солнечные ванны, разнообразные водные процедуры (например: сухое и влажное обтирание тела махровой рукавичкой, обливание ног, тела), сон при открытых окнах и другие. При использовании водных процедур температура воды постепенно снижается согласно установленным нормам.

Проводятся и другие закаливающие (ходьба босиком по росистой траве, глине, камням, влажному песку другое) и специальные лечебно-профилактические процедуры (фитотерапия, ароматерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры другое), которые включаются в систему оздоровления по назначению врача и согласием родителей с учетом индивидуальных показателей состояния здоровья и самочувствия детей. Педагоги дошкольного учебного заведения должны побуждать детей к двигательной деятельности, регулировать их активность, поощрять попытки проявления самостоятельности, волевые усилия. При этом важно учитывать двигательный опыт каждого ребенка, присущий им темп, уровень подвижности, природные возможности и способности. В рамках подвижного двигательного режима ежедневный объем двигательной активности составляет от 3 часов для детей раннего возраста, 3-4 часа для младшего дошкольного возраста, 4-5 часов - для старших дошкольников.

6. Формы организации двигательной активности детей

Формы организации двигательной активности в повседневной жизни физкультурный оздоровительный дошкольный двигательный:

Прогулки - важная составляющая жизнедеятельности детей. Обязательное условие их проведения - сбалансирование взрослыми программных требований с желаниями воспитанников. Содержание работы в ходе прогулки зависит от погоды, образовательных задач, общей атмосферы в группе, настроения и интересов детей другое. Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с), после чего перейти на ходьбу. На прогулке продолжительность упражнений и подвижных игр для детей раннего возраста -20-35 мину, младшего - 35-45 минут, старшего - 45-60 минут. Двигательную активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10-15 минут) до ее окончания, чтобы обеспечить спокойный переход к другому режимному моменту.

Подвижным играм отводится значительное место во время организации двигательного режима, учитывая ведущую роль игровой деятельности в личностной росте детей. При их подборе учитываются такие показатели: возраст детей, время года, погодные и природные условия, место игр на протяжении дня, наличие необходимого физкультурного оборудования и инвентаря. Подвижные игры включаются в разные формы работы с детьми (занятия, праздники, развлечения, походы и другое) после их предварительного разучивания. Их проводят во всех возрастных группах ежедневно: во время утреннего приема (одна-две игры малой и средней подвижности), на прогулках (две-три игры малой, средней и большой подвижности), вечером предлагаются одна-две игры средней и малой подвижности. Всего на протяжении дня проводится пять-шесть подвижных игр, а летом - шесть-семь. На протяжение дня следует проводить подвижные игры разных видов: сюжетные и бессюжетные, игры соревновательного типа, с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом и шайбой) и спортивных упражнений (езда на велосипеде, катание на санках, коньках, ходьба на лыжах), развлечения (серсо, кольцеброс, кегли) другое. Обучение элементов большинства спортивных игр и упражнений спортивного характера осуществляется на занятиях по физкультуре, а закрепление на прогулках. Физические упражнения также широко используются в разнообразных организационных формах (утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, подвижные игры и т.д.).

7. Физкультурные мероприятия

Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

Походы за пределы Дошкольного учреждения (Детский туризм) проводятся с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Воспитатель должен тщательно готовиться к их проведению: продумать маршрут движения и способ передвижения, определить и выучить места остановок и отдыха, учитывая при этом все природные условия для проведения упражнений с усовершенствованием двигательных навыков (наличие ручейков, горок, поваленных деревьев другое). К месту назначения дети могут идти свободно, группируясь по желаниям; построение парами используется при переходах улиц, шоссе. Продолжительность перехода в одну сторону (от дошкольного заведения до конечной остановки) составляет для детей 4 года жизни 15-20 минут, пятого года жизни -20-25минут, шестого года - 25-30минут. Во время переходов используются упражнения с основных движений, подвижные игры с использованием мелких физкультурных снарядов и природных условий, а также предусматривается проведение наблюдений в природе и окружающей действительности, элементарные беседы, краткие рассказы природоведческого, экологического направления, дидактические игры другое. Нельзя подменять походы за пределы дошкольного заведения целевыми прогулками и экскурсиями - они занимают самостоятельное место в образовательном процессе как форма ознакомления детей с природным, предметным и социальным окружением. Основная цель детского туризма в условиях дошкольного заведения - оздоровление детей, предупреждение гиподинамии, оптимизация двигательного режима, усовершенствование двигательных навыков.

Физкультурные праздники проводятся дважды на год, начиная с младшего дошкольного возраста. Оптимальная продолжительность мероприятия для детей этого возраста - 40-50минут, для старшего возраста - 50-60минут. Физкультурные праздники организовываются в первой или во второй половине дня, в музыкальном или физкультурном зале, на площадке, в бассейне и другое. Если праздники проводятся в помещении, необходимо позаботиться об организации полноценной прогулки в этот день.

Физкультурные развлечения проводятся, начиная с раннего возраста (3-ий год жизни) один-два в месяц, как правило, во второй половине дня. Продолжительность физкультурных развлечений для детей раннего возраста - 15-20минут, младшего - 20-30минут, старшего возраста - 35-40минут. Местом их проведения может быть физкультурный или музыкальный зал, групповая комната, физкультурная или игровая площадка, лесная или парковая лужайка, берег водоема и другое. Обязательным должно быть участие каждого ребенка в развлечении.

Дни здоровья организовываются один раз в месяц, начиная с 3-его года жизни. Этот день насыщен разнообразными формами: закаливание и лечебно-профилактическими процедурами, детский туризм, физкультурные праздники или развлечения, подвижные игры на прогулках физкультурные занятия другое. Большинство из них желательно проводить на свежем воздухе. В день здоровья вся образовательная работа связывается с темой здоровья и здорового образа жизни (беседы, чтения художественной литературы, игровая, познавательная, трудовая, самостоятельная художественная деятельность, др.). Программа дня здоровья предусматривает как общие для всего дошкольного заведения, так и рассчитанные на отдельную возрастную группу.

Недели физкультуры организовываются также как и дни здоровья, проводятся ежеквартально. Программа рассчитана на несколько дней.

Самостоятельная двигательная деятельность как форма организации двигательного режима проводится с детьми ежедневно во время утреннего приема, дневной и вечерней прогулки, другое. Она может разворачиваться как в помещении, так и на площадке. Организовывая самостоятельную двигательную деятельность, следует учитывать индивидуальные особенности здоровья и физическое развитие, функциональное возможности организма конкретного ребенка.

8. Практическая часть

«Учимся просыпаться».

Каждое наше утро должно начинаться с положительных эмоций и тогда день принесет вам удачу. Проснувшись, нельзя резко вскакивать с постели, необходимо подготовить организм к

переходу от сна к бодрствованию. Для этого нужно выполнить несколько упражнений на пробуждение.

Динамическая гимнастика на пробуждение:

Закрыть, открыть глаза

Сжать пальцы рук в кулачок и разжать

Поступательные движения стопой вперед и назад

Упражнение «велосипед» – для ног

Стоя на четвереньках прогнуть и выгнуть спину – «кошка»

(Упражнения выполнять 3-5 раз)

«Позвоночник берегу, сам себе я помогу…»

Правильная и красивая осанка – ключ к здоровью. От чего может нарушиться осанка? Таких причин очень много. Неправильная осанка не только неэстетична, но и неблагоприятно сказывается на положении внутренних органов. Предлагаю упражнения для коррекции осанки, которые можно выполнять в домашних условиях.

Упражнения в парах (с родителями)

1. «Тачка» или «Крокодильчик»

Ребенок ставит прямые руки на пол, взрослый берет его за щиколотки и приподнимает, ребенок «идет», переставляя руки до стойки и обратно.

2. «Шагаем вместе»

Ребенок ставит свои стопы на ноги взрослого. Стоя лицом друг к другу и держа ребенка за руки, взрослый идет до стойки и обратно.

3. «Гордая цапля»

Родители и дети стоят на противоположных сторонах площадки. Дети идут, перешагивая через препятствия с мешочком на голове, передают его родителям. Родители повторяют то же самое, пока вновь не поменяются местами.

Заключение

В дошкольном учреждении организуются разные типы занятий: вводные, ознакомительные, смешанные, физкультурно-познавательные, однако предпочтение отдаётся учебно-тренировочным занятиям, на которых обеспечивается наиболее высокая моторная плотность.

В связи с тем, что наше дошкольное учреждение посещают дети ЧДБ и стоящие на диспансерном учёте руководители физического воспитания при организации физкультурных занятий осуществляют индивидуальный подход с учётом их диагнозов. Выбор способа организации детей на занятии (индивидуальный, групповой, поточный, фронтальный, метод круговой тренировки) руководители физического воспитания осуществляют в зависимости от формы организации занятия (подгруппа или группа) и задач, решаемых на занятии. С целью обеспечения достаточной общей и моторной плотности занятия руководитель физического воспитания должен заранее подготовить место для занятий физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятиями проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.

Литература

1. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт.-сост. Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. -151 с.

2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка /В.Г. Алямовская. - М.: Просвещение, 2003. - 243с.

3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 176с.

4. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт / И.С. Барчуков.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-528с.

5. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей / Н.И. Бочарова. -2-е изд., испр.и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

6. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. -М.: 5-ое издание, 2005. - 112 с.

7. Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4-7 лет / М.А. Давыдова - М,: ВАКО, 2007. - 304 с.

8. Жбанков, Р.Г. Учись быть здоровым / Р.Г. Жбанков.- М.: Просвещение, 2004.- 143с.

9. Железняк, Ю.Д. Основы научно- методической деятельности в физической культуре и спорте / ЮД Железняк.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 264с.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня являются обязательными и необходимыми для детей дошкольного возраста. Ежедневно в режиме дня дошкольников проводятся: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минуты во время проведения учебных занятий, физкультурные паузы в перерыве между малоподвижными занятиями.

Утренняя гимнастика

Утреннюю гимнастику в детских садах проводят перед завтраком, а в круглосуточных группах сразу после ночного сна. Подбирая упражнения для утренней гимнастики надо исходить из того, что они должны всесторонне воздействовать на организм ребенка. При этом следует руководствоваться следующими требованиями:

Упражнения должны быть просты и доступны, не требуют большой затраты труда;

Упражнения должны быть разнообразными по видам движений и охватывать большие группы мышц;

Воспитанникам младших групп предлагают упражнения с имитацией движений;

Для разнообразия утренней гимнастики внедрять упражнения с предметами.

Для проведения утренней гимнастики необходимо создать соответствующие условия.

Помещение, в котором она проводится должно быть чистым, светлым, хорошо проветренным. Проведение предусматривает такое содержание занятия: построения; ходьба с целью профилактики плоскостопия (на внутренней, внешней стороне стопы),легкий бег; построение (в круг в младшей группе, средняя и старше в колонны) при выполнении упражнений воспитатель применяет зеркальный показ (профиль, анфас) в заключение комплекса легкий бег, ходьба, дыхательные упражнения

При составлении комплексов ОРУ для утренней гимнастики предполагается реализация принципа всестороннего влияния этих движений на совершенствование функций организма и улучшения физического развития детей. Сначала выполняют упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины, способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки. Следующие упражнения подбирают для укрепления мышц туловища и ног. ОРУ следует проводить с разных исходных положений (стоя, сидя на полу, лежа).

Во всех возрастных группах утреннюю гимнастику начинают с построения детей в колонну по одному. При построении воспитатель осматривает одежду и обувь детей, а в младшей группе помогает малышам стать один за другим. Сначала выполняется непродолжительная ходьба (30-50с) в бодром темпе. Во время ходьбы воспитатель следит за осанкой. Дети должны держаться ровно, не напрягаться, не опускать голову, расправить плечи и выполнять свободный мах руками.

Для организованного проведения утренней гимнастики воспитатель строит дошкольников младшей группы в круг. Воспитатель должен четко и внятно объяснить и показать гимнастические упражнения, которые предлагают детям. Показывая упражнения, он должен выполнять их свободно, без напряжения, правильно и красиво, потому что дошкольники точно копируют действия взрослых. В старшей группе показ некоторых упражнений можно поручать детям. Во время показа следует пользоваться "зеркальным способом". В младших группах воспитатель после показа упражнения выполняет ее с детьми от начала до конца.

Особое внимание во время выполнения упражнений следует уделять дыханию. Важно, чтобы дети дышали глубоко, сочетали дыхания с движениями. Вдох соответствует движениям, которые расширяют грудную клетку и выпрямляют туловище, а выдох - движениям, которые сужают грудную клетку. Надо следить, чтобы дети не задерживали дыхание и дышали через нос. После каждого упражнения делают небольшую паузу (10-15с) для отдыха и урегулирования дыхания.

Количество двигательных упражнений и их дозировки в комплексах утренней гимнастики является неодинаковыми для детей разных возрастных групп. Поэтому для первой младшей группы комплекс состоит из 3-4 упражнений игрового и подражательного характера в сочетании с ходьбой, бегом, подпрыгиванием. Его продолжительность до 5 мин.

В подготовительной группе комплекс составляют 7-8 упражнений, продолжительностью до 12 мин. К детям семи лет требования значительно возрастают - общеразвивающие упражнения они повторяют 10-12 раз, продолжительность бега залом в среднем темпе приходится от 2 до 5 мин, а количество прыжков в заключение утренней гимнастики - до 35 раз. Таким образом, в целом увеличивается физиологическое действие на организм детей.

Таблица 1. - Количество обще развивающих упражнений, их дозировка, продолжительность ходьбы, бега и утренней гимнастики у детей разных возрастных групп

Группа Кол-во упражнений Дозировка упражнений Длительность бега Кол-во прыжков Длительность утренней гимнастики
В среднем темпе В легком темпе
Первая младшая 3-4 4-5 15-20с До 50с 8-10 4-5 мин
Вторая младшая 4-5 5-6 20-25с До 1 мин. 5-6 мин
Средняя 5-6 6-8 25-30с До 1 мин. 30с 6-8 мин
Старшая 6-7 8-10 30-35с До 2мин 8-10 мин
Подготовительная 7-8 10-12 40-45с До 3 мин 10-12 мин

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно после дневного сна во всех дошкольных группах проводится комплекс упражнений гимнастики. В него входят общеразвивающие упражнения, которые выполнялись утром, а также упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Бег в начале гимнастики не предоставляют в связи с тем, что организм детей после вставания с постели еще находится в состоянии торможения и значительная физическая нагрузка, не желательно. Температура воздуха в помещении может быть в пределах 16-18 градусов. Сочетание гигиенической гимнастики с закалкой воздухом значительно повышает ее оздоравливающее действие.

Подвижные игры

Подвижные игры организует воспитатель ежедневно по несколько раз во время прогулок до обеда и после дневного сна. Игра - важная самостоятельная деятельность детей, она занимает значительное место в их жизни.

В воспитательной работе детского сада большое значение уделяется играм творческого характера, одной из форм которых является игра с различными предметами. Эти игры мало регламентированы, простые по структуре, допускают любое количество участников и относительно большую самостоятельность детей. Наличие широких возможностей действовать согласно своим силами делает такие игры наиболее доступными и привлекательными для детей. Часто дети сами придумывают содержание игры: перепрыгивать через скакалку до тех пор, пока не тронешь ее ногами бросать и ловить мяч, пока не пустишь его, и др.

Интересным и эффективным для дошкольников видом игровой деятельности является игры-задачи, содержание которых составляют доступные детям действия (добежать первым до условной линии, докатить обруч до конца дорожки, не уронив его и др.).

Не имея достаточного запаса двигательных умений и навыков, дошкольники, особенно младших групп, в самостоятельных играх не сразу проявляют активность и инициативу.

В результате этого основной замысел игры чаще бывает ограниченным, а действия - однообразными. В играх с четким заданием, благодаря контрастности содержания, действия детей приобретают целенаправленного, осмысленного характера.

Прогулки

Прогулки занимают большое место в режиме дня дошкольников. На них отводится от 50 мин до 2 ч в первой и второй половине дня. Основное назначение прогулок - длительное пребывания детей на свежем воздухе, сопровождается подвижными играми и физическими упражнениями

Продолжительность прогулок за пределы детского сада зависит от возраста детей (5-7 лет), которая зависит от времени года, погоды, содержания. Воспитатель должен специально готовиться к проведению таких прогулок: продумать маршрут, предусмотреть место отдыха, игры, спортивные развлечения, подготовить необходимый инвентарь. Желательно, чтобы в проведении прогулок за пределы детского сада принимали участие не менее двух взрослых (воспитатель, няня, воспитатель, заведующий, кто-либо из родителей).

Спортивные развлечения.

В практике целенаправленного использования средств физической культуры, начиная с четвертого года жизни детей, широкое распространение получили такие виды, как катание на санках, бег на коньках, езда на велосипеде, передвижение на лыжах, плавание, некоторые приемы бадминтона, настольного тенниса и др.

Упражнения по различным видам спорта условно называют спортивными развлечениями в связи с применением их без установки на спортивный результат. Главная их задача -розвага, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгого регламентирования, наличие ярких игровых моментов и элементов соревнований.

Спортивные развлечения можно считать хотя элементарной, но действенной формой начальной спортивной подготовки. Дети овладевают несложными и доступными для них элементами техники спортивных упражнений и игр в процессе занятий физкультурой и на прогулках.

При сидении в одной позе и умственном напряжении наступает умственная усталость ребенка, ослабляется ее внимание, замедляется кровоток, ухудшается кровоснабжение мозга. С целью обеспечения кратковременного активного отдыха, активизации организма детей в целом и общего обмена веществ, способствовать выпрямлению и разгрузке позвоночника, уменьшения усталости и восстановления работоспособности ребенка проводятся физкультминутки.

Признаки усталости ребенка:

Нарушение координации мелких движений;

Манипулирование предметами (перекладывание, передвижения, постукивание)

Повышенная раздражительность, зевота, вялость;

Сутулость, наклоны вправо, влево, дети ложатся на столы.

Физкультурная минутка

Физкультурная минутка - это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий. Применяется начиная со старшего дошкольного возраста. Физкультминутки проводятся ежедневно во время занятий по математике, конструирование, развитию речи, логики, лепки, рисования и т.д. К комплексов физкультурных минуток входят 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Темп выполнения упражнений - средний или медленный. Длительность - 1-2 мин.

Требования к подбору упражнений для проведения физкультминутки:

Упражнения типа потягиваний, направленных на выпрямление позвоночника и повышают тонус мышц разгибателей туловища;

Упражнения в наклонах и поворотах;

Упражнения для мышц ног (отвод, приседания, прыжки)

Последнее упражнение должно быть направлено на снижение нагрузки по отношению к предшествующим (медленное поднимание рук вверх, опускание с глубоким вдохом и выдохом.

Эти упражнения выполняются из разных исходных положений: сидя за столом, стоя за столом, стоя у стола. К комплексов надо включать упражнения, которые изучались на занятиях по физической культуре.

Комплекс необходимо менять каждые 2-3 недели.

Не следует уделять особых требований к технике выполнения упражнений, лучше акцентировать внимание на моменте расслабления, активному выдохе.

Физкультурные праздники как форма эпизодического использования физической культуры в детском саду проводятся дважды в год в старшей и подготовительной к школе группах. Назначение таких праздников - продемонстрировать результаты, достигнутые в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Кроме того, детям предоставляется возможность посоревноваться во время проведения праздников в силе, ловкости, сообразительности, умении ориентироваться в неожиданных ситуациях. Праздники проводятся для одной, нескольких одновозрастных или для смежных по возрасту групп. Местом проведения праздника может быть физкультурный зал, площадка, бассейн, каток, лыжня.

Данную форму организации физического воспитания школьни­ков составляют: гимнастика до учебных занятий, физкультминуты (паузы), физические упражнения па удлиненной перемене. Они используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значение их особенно возрастает в связи с ин­тенсификацией учебного процесса и увеличением занятости школь­ников видами деятельности, приводящей к ограничению подвиж­ности.

В процессе проведения каждого мероприятия решаются сле­дующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; укрепление их здоровья и совершенствование культуры движений; обеспечение гигиены умственного труда и поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности: формирование навыков организованности и созна­тельной ДИСЦИПЛИНЫ.

При определении содержания, способов организации занимаю­щихся и методики проведения мероприятий необходимо учиты­вать, во-первых, возрастные особености различных контингентом учащихся н уровень их физической подготовленности; во-вторых,


Характер влияний учебного труда и рабочей позы школьников на функциональное состояние организма; в-третьих, динамику рабо­тоспособности в течение дня; в-четвертых, особенности условий проведения занятий (место, лимит времени), характер одежды и обуви занимающихся.

/Максимальный педагогический и оздоровительный эффект ме­роприятий обеспечивается соблюдением следующих условий: а) соответствующим санитарно-гигиеническим состоянием места занятий, особенно при проведении их в помещении; б) привлече­нием всего педагогического коллектива школы, комсомольского, пионерского и фузкультурного активов; в) учетом физиологиче­ских закономерностей перехода от учебных занятий к выполнению упражнений и последующим возвращением к учебной деятельно­сти; г) последовательным выполнением упражнений в соответст­вии с задачами и методическими правилами каждой формы занятий; д) образцовым показом упражнений, краткостью и четкостью объяснений с использованием доступной учащимся терми­нологии; е) оптимальной моторной плотностью занятий при уме­ренной физической и психической нагрузке, обеспечивающей об­щее тонизирующее воздействие на организм; ж) поддержанием постоянного интереса учащихся путем новизны и эмоционально­сти упражнений, варьирования исходных положений, объединения усвоенных простых упражнений в комбинированные действия (про­ведение знакомых подвижных игр в новых вариантах, изменение видов построения, выполнение упражнений под общий счет вслух, речитативы, музыкальное сопровождение и пр.).

Гимнастика до учебных занятии- проводится ежедневно перед первым уроком каждой учебной смены в виде выполнения учащи­мися комплекса из 5-8 упражнений: в младших классах-от 4 до 6 мин, в остальных - 12-15 мин.

Задачи; а) организованно начать учебный день; б) сократить период врабатывания организма учащихся в предстоящую учеб­ную деятельность; в) оптимизировать функциональное состояние важнейших систем организма, и прежде всего центральной нерв­ной системы.

Группы для занятий целесообразно составлять из учащихся классов не более чем двух смежных параллелей (I-И, III-IV и т. д.). В противном случае усложняется определение содержа­ния комплекса и дозировки.

Физкультминута (пауза) - это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин).

Задачи: а) уменьшить утомление и снять отрицательные влия-


ния однообразного вынужденного положения тела (рабочей по­зы); б) активизировать внимание учащихся и повысить способ­ность к восприятию учебного материала.

Положительный эффект физкультминуты (паузы) основан на физиологических механизмах активного отдыха. Ее целесообразно вводить в урок примерно через 20-30 мин от начала, когда по­являются первые признаки утомления (неустойчивость внимания, вялость, нарушение правильной осанки и пр.). Особую важность эта форма занятий приобретает во второй половине учебного дня и недели.

Физические упражнения на удлиненной перемене проводятся преимущественно на открытой площадке.

Задачи: а) организовать отдых в процессе учебного дня с це­лью повышения работоспособности; б) содействовать формирова­нию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объема знаний и навыков проведения массовых самодеятельных форм активного отдыха; в) содейство­вать развитию творческой инициативы и формированию навыков сознательной дисциплины.

Преимущественное содержание: подвижные игры, простейшие игры-состязания (прыжки в длину с места на результат, метания в цель и т. п.), индивидуальное выполнение упражнений игрового характера с мячами, скакалками и пр. по выбору занимающихся; в старших классах допустимы игры с использованием элементов спортивной техники (игра «Пятнашки» с ведением баскетбольного мяча, пионербол и др.). Основу содержания занятий должен со­ставлять пройденный материал учебной программы.

Массовый характер и ограниченность времени занятий обуслов­ливают необходимость тщательного планирования и обеспечения доступности их содержания, своевременной подготовки мест заня­тий и четкого распределения обязанностей между ответственными за проведение.

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Значение. Внешкольное воспитание составляет неотъемлемую часть системы народного образования в СССР. Оно осуществля­ется различного типа внешкольными учреждениями и призвано содействовать всестороннему развитию способностей и склонно­сти детей школьного возраста, воспитанию социальной активно­сти, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриоти­ческой деятельности, спорту, организации разумного досуга и от­дыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внешкольной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечпвают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями и на этой основе выбора спортивной специализации. В то же время узкоцелевая направленность отдельных форм занятий (например,


в детско-юношеской спортивной школе) создает благоприятные условия для углубленного совершенствования и достижения вы­соких результатов в избранном виде спорта. Дополняя уроки фи-знческой культуры и внеклассные занятия разнообразием средств п методов, форм организации, внешкольная работа повышает эф­фективность решения основных задач физического воспитания школьников.

Задачи: а) вовлечь возможно большее количество школьни­ков в систематические занятия физическими упражнениями на основе удовлетворения индивидуальных интересов в собственном физическом совершенствовании; б) содействовать организации по­лезного досуга школьников, укреплению здоровья и повышению физической подготовленности и на этой основе подготовке к вы­полнению норм комплекса ГТО и спортивной классификации; в) содействовать формированию интереса к проведению массовой физкультурной работы в различных звеньях системы физического воспитания школьников на основе совершенствования инструктор-ско-методических и судейских знаний и навыков, воспитания со­циальной активности.

Организация и содержание работы по физическому воспитанию в отдельных внешкольных учреждениях. Внешкольные учрежде­ния объединяют, как правило, учащихся разных школ. Поэтому в каждом из них формируется свой коллектив, структура которо­го должна наиболее полно отвечать специфике учреждения, спо­собствовать лучшей организации воспитания и обучения занимаю­щихся. При наборе учащихся соблюдается принцип добровольно­сти, однако в некоторых случаях (большое количество желающих, повышенные требования к их подготовленности и пр.) появляется необходимость проводить конкурсный отбор путем выявления уровня способностей к определенному виду деятельности.

Работа большинства внешкольных учреждений строится на основе соответствующих положений, утвержденных организация­ми, в ведении которых эти учреждения находятся. Положением регламентируется контингент занимающихся, цель и задачи, по­рядок организации и структура учреждения, штаты, требования к организации учебной и воспитательной работы и пр. Содержание работы определяется утверждаемыми центральным органом на­родного образования типовыми программами, в которые могут вноситься изменения и дополнения с учетом специфики и конкрет­ных условий работы.

Детско-юношеские спортивные школы - вне­школьные специализированные спортивные учебно-воспитательные учреждения, создаваемые в системе народного образования, ми­нистерств обороны, путей сообщения и сельского хозяйства, цент­ральных советов ВФСО «Динамо» и «Трудовые резервы», Госком-спорта.

Различают следующие типы спортивных школ: комплексные, ведущие работу по нескольким видам спорта (ДЮСШ), и специа­лизированные (олимпийского резерва - СДЮШОР, высшего


спортивного мастерства - ШВСМ), ведущие работу по одному виду спорта. По административной подчиненности и охвату зани­мающихся различают районные, городские, областные, краевые и республиканские спортивные школы.

Цель и задачи спортивных школ, их структура, вопросы комп­лектования и наполняемости учебных групп, штатов и руководст­ва, организации и режима работы, медицинского контроля, плани­рования, учета и отчетности регламентируются единым типовым «Положением о детско-юношеской спортивной школе и специали­зированной детско-юношеской школе олимпийского резерва», ут­вержденным Госкомспортом, органами народного образования и ВЦСПС.

Главными задачами ДЮСШ определены: а) подготовка высо­коквалифицированных юных спортсменов на базе обеспечения их всестороннего физического развития и укрепления здоровья; б) обеспечение подготовки занимающихся к выполнению обязан­ностей общественных инструкторов и судей по спорту; в) содейст­вие общеобразовательным школам в организации массовой физ­культурной работы. Эти задачи конкретизируются для различного типа спортивных школ, различных лет обучения и учебных групп в соответствии с требованиями к уровню спортивной подготов­ленности занимающихся, установленными типовыми программами для отделений ДЮСШ.

В комплексной ДЮСШ создаются отделения по видам спорта, в каждом из которых комплектуются группы (начальной подго­товки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования) с учетом пола, возраста, уровня спортивной подготовленности.

СДЮШОР создаются на базе существующих ДЮСШ, достиг­ших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов, обеспеченных спортивной базой п высококвалифици­рованными тренерами. Главная цель СДЮШОР - подготовка спортсменов высокого класса для сборных команд страны, респуб­лик, Москвы и Ленинграда, а также команд-мастеров по игровым видам спорта. Отделения формируются из учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ. При до­стижении высокого уровня педагогического процесса и качествен­ной подготовки спортсменов в СДЮШОР могут создаваться груп­пы высшего спортивного мастерства. По согласованию с Госком-спортом и по решению высших инстанций заинтересованных ор­ганизаций (министерств и ведомств) могут создаваться также ШВСМ.

В ДЮСШ принимаются школьники, как правило, по рекомен­дации учителя физического воспитания и коллектива физической культуры общеобразовательной школы, имеющие желание зани­маться видом спорта и проявившие определенные способности, от­вечающие специфическим требованиям данного вида. Зачисление производится при наличии разрешения врача, родителей и дирек­тора школы. Предпочтение отдается лучшим по результатам при­емных испытаний, проводимых ДЮСШ на основании соответст-


вующих нормативных документов (Положения, программы и пр.). Начальный отбор может производиться по результатам наблюде­ний тренера за юными спортсменами на школьных соревнованиях, занятиях школьных секций и обязательных уроках физического воспитания в школе. В последующем результаты наблюдений уточ­няются в процессе учебно-тренировочных занятий. Окончательное зачисление в группу производится в установленные положением о ДЮСШ сроки. Перевод в группу более высокой квалификации осуществляется при условии выполнения занимающимися уста­новленных программой ДЮСШ требований. Минимальные грани­цы возраста для зачисления в группу начальной подготовки оп­ределены существующими нормами допуска к началу спортивной специализации в зависимости от вида спорта. Выпуск из школы производится по достижении 17 лет.

Основными формами занятий являются уроки спортивной тре­нировки, тренировки по индивидуальным планам, зачетные и клас­сификационные соревнования, лекции и семинарские занятия по теоретическим вопросам.

Работа тренера-преподавателя оценивается по стабильности контингента, результатам выполнения учащимися контрольных и переводных нормативов, результатам участия в соревнованиях различного ранга, количеству воспитанников, переданных в выс­шее звено школы, количеству подготовленных разрядников, инст­рукторов-общественников и судей, уровню успеваемости воспи­танников в общеобразовательной школе.

Летний пионерский загородный лагерь - основной тип внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, ор­ганизующих отдых школьников в период летних каникул. Он со­здается для пионеров и школьников б-14 лет (I-VIII классы) профсоюзными организациями предприятий и учреждений совме­стно с комитетами комсомола, органами народного образования и здравоохранения. Вся работа в пионерском лагере строится па основе преемственности принципов, методов и форм организации занятий, принятых в пионерской организации. В каждом лагере создается своя пионерская дружина, формируются отряды и вы­бирается пионерский актив, который используется для организа­ции и проведения физкультурных мероприятий.

Физическое воспитание в лагере направлено на решение сле­дующих задач: а) укрепление здоровья, содействие разносторон­нему физическому развитию и закаливанию детей; б) совершенст­вование у школьников умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании) и жизненно важных физических качеств; в) обеспечение подготовки и сдачи норм комплекса ГТО (особенно по тем видам упражнений, занятия которыми затрудне­ны в условиях города); г) содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков, привычки к система­тическому использованию средств физического воспитания в це­лях собственного оздоровления и физического совершенствования, рационализации режимов труда и отдыха.


К методике работы по физическому воспитанию предъявляются следующие требования: во-первых, необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима пионер­ского лагеря, обеспечив участие в них всех школьников; во-вто­рых, содержание, методы и формы организации занятий должны дифференцироваться в соответствии с возрастным делением школьников, состоянием здоровья и уровнем физической подготов­ленности; в-третьих, следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения; в-четвертых, вся работа по физическому воспитанию должна строиться на принципе самодеятельности детей и сочетать­ся с общественно полезным трудом (работа по благоустройству летнего пионерского загородного лагеря, подготовка и оформле­ние мест занятий, ремонт и изготовление простейшего инвентаря и пр.).

Формы и содержание работы. 1. Утренняя гигиеническая гим­настика- ежедневное выполнение непосредственно после пробуж­дения (через 5-7 мин) комплекса специально подобранных 7-10 физических упражнений в течение 10-15 мин. Являясь не­отъемлемым элементом режима дня, она обязательна для каж­дого пионера. Задачи: содействовать активизации функций всех систем организма и сокращению «периода врабатывания» в пред­стоящую деятельность (перехода от сна к бодрствованию); укреп­лению здоровья, закаливанию и правильному физическому раз­витию школьников; формированию привычки к систематическому использованию доступных средств физического воспитания в ре­жиме дня, навыков самостоятельных занятий физическими упраж­нениями; подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО; организованному началу дня.

2. Звеньевые и отрядные физкультурные занятия, организуют­
ся звеньевыми и отрядными вожатыми и строятся на основе ши­
рокой самодеятельности пионеров. Они могут проводиться со всем
звеном (отрядом) или с отдельными группами, сформированными
по интересам п выделенными в отрядные команды (по подвижным
играм, футболу, лапте и т. д.). Составы команд, как правило, оп­
ределяются с учетом уровня физической подготовленности. В за­
нятиях должны быть широко представлены строевые и легкоатле­
тические упражнения, подвижные игры, элементы игры «Зарни­
ца», прогулки с играми на местности, туристские походы, сорев­
нования и пр.

3. Занятия в общелагерных кружках (секциях), командах и
группах, которые создаются в первую очередь по легкой атлети­
ке, туризму и некоторым спортивным играм для наиболее подго­
товленных и желающих совершенствоваться в избранном виде
спорта пионеров, а также с целью подготовки команд лагеря к
межлагерньтм соревнованиям. Работа строится на базе разносто­
ронней физической подготовки и комплекса ГТО с учетом спе­
цифики вида спорта. Занятия проводятся педагогом по физическо­
му воспитанию. Учебные группы ГТО создаются для желающих

16 Заказ № 1180 241


повысить уровень своей подготовленности и выполнить нормы комплекса ГТО.

4. Занятия по плаванию проводятся ежедневна как составная
часть режима дня. Организуются в следующих формах: купания
(по отрядам), учебно-тренировочные занятия в кружках (секци­
ях), занятия по обучению неумеющих плавать. Соответственно
конкретным задачам определяется содержание занятий. Непосред­
ственное проведение учебно-воспитательного процесса осуществ­
ляет инструктор лагеря по плаванию, в помощь которому могут
быть привлечены работники лагеря п школьники старшего возрас­
та, прошедшие соответствующую подготовку. При этом обязатель­
но присутствие медицинского работника. Занятия должны прово­
диться только в специально отведенных и оборудованных местах
с соблюдением всех мер безопасности, определенных специальны­
ми инструкциями. Особое внимание следует уделить обучению
неумеющнх плавать и приему норм комплекса ГТО.

5. Спортивные соревнования проводятся прежде всего по ви­
дам упражнений, составляющих содержание ступеней комплекса
БГТО: по отдельным упражнениям (день бегуна, день прыгуна
и т. п.) или по многоборьям (БГТО, «Дружба» и др.)- Традицион­
ными являются соревнования по подвижным и спортивным играм,
спартакиады. Дружинная спартакиада проводится в конце смены,
что дает возможность подготовиться всем участникам. Ее резуль­
таты могут выступать в качестве объективной оценки работы по
физическому воспитанию. Всем общелагерным соревнованиям
предшествуют отрядные и звеньевые.

6. Физкультурные мероприятия на празднике, посвященном от­
крытию лагеря (смены). В них включаются массовые подвижные
игры и простейшие соревнования по отдельным видам известных
и доступных пионерам упражнении. Соревнования проводятся
обычно в форме аттракционов. В программу праздника при за­
крытии лагеря включаются показательные массовые и индиви­
дуальные выступления, соревнования по спортивным играм и по
некоторым отдельным упражнениям.

7. Инструктивные занятия с вожатыми и пионерским активом
проводятся не реже одного раза в неделю. На них раскрываются
вопросы планирования и содержания работы, методики проведе­
ния конкретных мероприятий в отрядах и звеньях. Кроме того,
целесообразно создать постоянно действующий семинар юиых ин­
структоров и судей по спорту.

Основные документы планирования и учета работы по физиче­скому воспитанию: 1. Общий план, который включает следующие разделы: организационная работа, физкультурная работа, рабо­та по подготовке физкультурного актива, работа по пропаганде физической культуры, хозяйственная работа. 2. Календарный план физкультурных мероприятий. 3. Положения о соревнованиях. 4. Протоколы соревнований. 5. Книга учета рекордов и чемпионов лагеря. 6. Учет детей, имеющих ограничения в занятиях или ос-


вобождения от них. 7. Учет научившихся плавать в каждой смене. 8. Учет сдающих и сдавших нормы комплекса ГТО.

Лагерь труда и отдыха старшеклассников орга­низуется на период летних каникул для школьников VIII-X клас­сов н строит свою работу на основе положения, утвержденного ЦК ВЛКСМ и центральными органами народного образования. Он создается школами, местными органами народного образова­ния совместно с комитетами комсомола, комитетами и советами профсоюзов при активном участии советских, хозяйственных и об­щественных организаций на базе колхозов, совхозов, строек, пред­приятий.

В лагере формируются бригады (отряды, группы, отделения). Общим собранием избирается совет (штаб) лагеря - орган об­щественного ученического самоуправления. Руководство осуществ­ляется педагогическим советом лагеря (начальник, педагоги-вос­питатели). В лагере устанавливается режим, обеспечивающий лучшую организацию воспитания, труда и отдыха школьников.

Задачи физического воспитания: содействие организации актив­ного отдыха, физическому развитию школьников, укреплению их здоровья. Решаются они во взаимосвязи с задачами трудового воспитания. В плане работы предусматривается проведение тури­стских походов, массовых физкультурных мероприятий. Практи­куемые формы занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, тре­нировочные занятия, соревнования, праздники физической куль­туры. Основная направленность работы - подготовка и сдача норм комплекса ГТО. Вся физкультурная работа проводится с привлечением актива учащихся, организуемого педагогами-воспи­тателями.

Детские экскурсионно-туристек не станции - организационные и инструктивно-методические центры экскурсн-онно-туристской и краеведческой работы с учащимися. Создаются в системе народного образования и работают под непосредствен­ным руководством областных и краевых отделов народного обра­зования, в контакте с комитетами комсомола, советами пионер­ской организации и советами по туризму.

Дома и Дворцы пионеров и школьников являются организационными и инструктивно-методическими центрами мас­совой внешкольной учебно-воспитательной работы с учащимися. Они осуществляют физическое воспитание школьников через ор­ганизацию работы в кружках (секциях) по видам спорта, дея­тельность которых регламентируется соответствующими програм­мами, утвержденными центральными органами народного обра-


зования. При некоторых Дворцах пионеров создаются ДЮСШ. Кроме того, Дома и Дворцы пионеров и школьников проводят массовые физкультурные мероприятия учащихся (спартакиады, военно-спортивные игры, туристские походы), оказывают методи­ческую помощь пионерскому и комсомольскому активу школ, ра­ботникам различных внешкольных учреждений в совершенство­вании содержания, форм и методов внеклассной и внешкольной физкультурной работы.

Клубы, Дома и Дворцы культуры. Работа по физиче­скому воспитанию школьников осуществляется через детские сек­торы этих учреждений. Типичные формы - проведение эпизоди­ческих массовых физкультурных мероприятий (праздники и вече­ра физической культуры, конкурсы, показательные выступления юных физкультурников и пр.). При наличии условий организуют­ся кружки (секции) общей физической подготовки и по отдель­ным видам спорта.

Парки культуры и отдыха, стадионы и водные станции. Парки культуры и отдыха, создавая детские городки, спортивные и игровые площадки, катки, лыжные и лодочные стан­ции, купальни и др., проводят с детьми разнообразную массовую физкультурную работу. В качестве руководителей привлекаются инструкторы физической культуры и актив физкультурников.

Работа по месту жительства. Главными задачами ра­боты по физическому воспитанию детей и подростков в микро­районах, осуществляемой РЭУ, являются: популяризация сре­ди учащейся молодежи физической культуры, вовлечение возмож­но большего количества школьников в систематические и самостоятельные занятия физическими упражнениями, использо­вание средств физической культуры в целях предупреждения пра­вонарушений и перевоспитания трудных детей.

Для решения этих задач создаются необходимые условия: строительство физкультурных сооружений в микрорайонах, отчис­ление средств от квартплаты (2-3%) и платы за аренду жилищ­но-коммунальных учреждении (5%) и т. д., в штаты РЭУ вве­дены должности работников по физическому воспитанию.

В соответствии с Типовым положением, утвержденным ЦК ВЛКСМ и Госкомспортом, в городах и районах создаются при местных комитетах по физической культуре и спорту обществен­ные советы, координирующие организацию массовой физкультур­ной работы по месту жительства. Эти советы должны осуществ­лять систематический контроль за физкультурной работой в РЭУ и проводить агитационно-пропагандистскую работу. Сове­ты создаются также при РЭУ из числа активистов, проживаю­щих в данном микрорайоне, представителей общественных и физ­культурных организаций, шефствующих предприятий, органов народного образования и др. Они заботятся о создании базы для занятий, пунктов проката спортивного и туристского инвентаря и пр.



Учебно-воспитательная работа осуществляется в секциях (груп­пах) здоровья, общей физической подготовки и по видам спорта. В содержание занятий входят спартакиады здоровья, сдача норм комплекса ГТО, туристские походы, выезды за город, со­ревнования на призы клубов «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Нептун» и др., соревнования между семьями, домами, улицами, микрорайонами.

Наиболее перспективной формой организации физкультурной работы с детьми и подростками по месту жительства являются детско-подростковые физкультурно-спортивные клубы, осуществ­ляющие свою работу на основе Типового положения, утвержден­ного Госкомспортом СССР (1986 г.). При клубах создаются физ­культурные секции, занятия в которых проводятся тренерами ДЮСШ, коллективов физической культуры ДФСО, а также пред­ставителями спортивной общественности.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного процесса

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня – важный составной компонент двигательной активности школьников с особенностями психофизического развития. Формами их реализации являются: гимнастика до учебных занятий, подвижная (динамическая) перемена, физкультурные паузы во время уроков и спортивный час в группе продленного дня. Они являются рекомендуемыми, имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач. Содержание и условия проведения должны обеспечивать в значительной степени решение оздоровительных и коррекционных задач, при умелом комплексном подходе служат хорошим подспорьем в деле оздоровления школьников и коррекции их отклонений в развитии. В условиях вспомогательной школы основные формы органично вписываются в режим обучения и воспитания детей (приложение 1). Несмотря на то, что в режиме возможны некоторые отличия от предложенной нами схемы, в целом он должен разрабатываться на основе санитарных норм и правил организации обучения детей.

4.1. Гимнастика до занятий

Известно, что у детей с особенностями в развитии отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Эмоции имеют большое значение в процессе познания, поскольку активизируют мышление. Всплеск отрицательных эмоций или подавленное эмоциональное состояние наиболее характерны для утренних часов. Дети малоподвижны, сонливы и капризны. На занятиях они невнимательны и пассивны. Их трудно вовлечь в процесс обучения, чем-либо заинтересовать. Чтобы улучшить их эмоциональное состояние, создать установку на предстоящую учебную деятельность, ускорить вхождение организма в активную работу на первом уроке, рекомендуется использовать гимнастику до учебных занятий. Ее проведение возможно на свежем воздухе или в приспособленном для занятий физическими упражнениями помещении и возлагается на учителя, проводящего первый урок. Для этого педагог за 7-10 минут до начала урока организует учащихся для выполнения комплекса упражнений: собирает, соответствующим образом строит и размыкает. В большинстве случаев гимнастика до учебных занятий представлена 5-7 специально подобранными общеразвивающими упражнениями (приложение 2), которые проводятся в течение 6-8 минут. Предлагаемые упражнения должны располагаться в следующем порядке: для осанки, мышц плечевого пояса и рук, туловища, нижних конечностей, на внимание. Их комплекс разрабатывается учителем физической культуры. Рекомендуется не реже одного раза в месяц вводить новые упражнения. Комплекс упражнений, оформленный на листе бумаги и помещенный в классный журнал, служит «подсказкой» педагогу и позволяет конкретизировать содержание предлагаемых упражнений. Для детей, имеющих выраженную интеллектуальную недостаточность, выполняющих со значительными искажениями даже самые простые движения, гимнастика до учебных занятий может быть представлена набором элементарных индивидуальных двигательных заданий, связанных с перемещением в пределах специально отведенного пространства, переноской и перекладыванием предметов, манипуляцией с ними. Использование любимых игрушек вызовет дополнительный интерес, станет стимулом хорошего эмоционального состояния. Очень важно «расшевелить» детей, добиться проявления личной заинтересованности в качественном выполнении физических упражнений. Создание ситуации успеха, использование поощрений, устных оценок, привлечение учащихся к показу, совместный счет и непринужденная доброжелательная обстановка стимулируют у них интерес, формируют привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями до уроков и к добросовестному их выполнению. Педагогу следует показать детям, что это очень важная и крайне необходимая форма выполнения физических упражнений, и ему не безразлично, как они к ней относятся. Обязателен дифференцированный подход к каждому ученику. В свою очередь, педагогическому коллективу школы нужно провести работу с родителями, убедить их в целесообразности и эффективности гимнастики до учебных занятий и связанной с этим необходимости более раннего прихода детей в школу, грамотном построении режима дня ребенка в семье. Усилия педагогов, понимание и поддержка родителей помогут избежать организационных и методических трудностей в данной работе. Чтобы ознакомить учителей-предметников с теоретическими и практическими аспектами выполнения физических упражнений и особенностями их организации, администрация школы должна планировать проведение учителями физической культуры методических семинаров для всего педагогического коллектива по методике физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня, в том числе и гимнастики до занятий.

4.2. Физкультурные паузы, физкультурные минуты

Кратковременные сеансы физических упражнений во время занятий проводятся учителями-предметниками непосредственно на уроках с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызываемых продолжительной работой. Учитывая психофизиологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений не только позволяет учащимся перераспределить мышечный тонус, но и создает предпосылки для восстановления работоспособности угнетенных нервных центров. В школьной практике широкое распространение получили так называемые физкультпаузы и физкультминутки. Последние короче по продолжительности (1-2 мин), включают в себя до 3 упражнений и могут на уроке при необходимости использоваться неоднократно (приложение 3). В случае незначительного физического и нервно-психического утомления учащихся в процессе учебной деятельности педагог вправе использовать упражнения, выполняемые сидя за партой (комплексы 1 и 2). При выраженном утомлении, вызванном интенсивной работой – упражнения из исходного положения стоя (комплексы 3 и 4). Они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают активное перераспределение мышечного тонуса. Физкультурные паузы более продолжительные по времени, применяются в качестве активного отдыха, вызывают большие рекреационные сдвиги. Жесткой регламентации по их проведению не существует. Чаще всего педагог прибегает к их помощи по мере накопления утомления у учащихся, визуально определяя тот момент, когда им необходим отдых. К примеру, если в течение первого и второго уроков оправданно использование физкультминуток, то на 20-25 минуте третьего необходима полноценная физкультурная пауза.

Учитывая особенности детей, проведение физкультурной паузы в условиях классной комнаты должно быть хорошо продумано. Комплекс, как правило, включает до 5 упражнений, каждое из которых требует 4-6 повторений (приложение 4). Они могут выполняться сидя или стоя. При выполнении упражнений стоя, принимая во внимание неуклюжесть учащихся, выбирается такой способ их расположения, чтобы им не мешала школьная мебель, а они, в свою очередь, не мешали друг другу и могли быстро вернуться на свои рабочие места. В комплекс включаются упражнения на сгибание и разгибание пальцев рук, ног и туловища, расслабление кистей, движения головой. Необходимы дыхательные упражнения и упражнения для профилактики нарушения осанки. Положительный эмоциональный фон достигается путем произнесения веселых и простых стихотворных текстов, дублирующих или комментирующих движения. При кажущейся простоте, подбор упражнений, используемых во время физкультурной паузы, осуществляется совместными усилиями учителя физической культуры и медицинского работника школы. Хорошо зарекомендовал себя опыт составления памятки, состоящей из нескольких специальных комплексов (например, упражнения для рук, упражнения для профилактики нарушений осанки, профилактики близорукости), вложенной в классный журнал. Проведение физкультурных пауз не следует доверять учащимся. Только лишь оказывая помощь или выполняя упражнения совместно с самыми слабыми из них, педагог может в качестве сопровождающего показа использовать наиболее подготовленных школьников. Дети, имеющие выраженную степень интеллектуальной недостаточности, медленно и неуверенно включаются в выполнение упражнений. Для них следует подготовить отдельное задание, которое было бы им доступно и интересно. По характеру оно должно быть близко к упражнениям, включенным в комплекс. Например, ребенку предлагают поднимать с пола различные предметы (кубики, теннисные мячики, небольшого размера игрушки) и класть на полку, расположенную на высоте вытянутой руки, на шкаф или в специально подвешенную для этого корзину. Не стоит забывать, что физкультминутки и физкультпаузы показаны и при выполнении домашних заданий в группах продленного дня. Учитывая более непринужденную обстановку и степень усталости учащихся, их продолжительность может увеличиваться до 7-8 минут. Для экономии времени урока на них можно разучивать новые комплексы упражнений, а также речитативы, сопровождающие их выполнение.

4.3. Физические упражнения и подвижные игры на динамической перемене

В режиме учебного дня вспомогательной школы в соответствии с принципом оздоровительной направленности оправдано широкое использование физических упражнений и подвижных игр на переменах. Это позволяет создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся, способствует их активному отдыху, оздоровительному и рекреативному эффекту. Проведение такой перемены целесообразно после 3-4 урока. Местом ее проведения (в зависимости от содержания и погодных условий) могут стать коридоры и рекреации школы, спортивная площадка, пришкольная территория. По продолжительности – это 15-20 минут активной динамической работы. Эффективность данной формы во многом зависит от быстрой и четкой организации учащихся, поэтому по окончании урока, предшествовавшего динамической перемене, учитель сопровождает детей к месту ее проведения и помогает построить занимающихся. Организацию подвижной перемены можно возложить на учителя физической культуры, педагога-организатора, руководителя спортивного кружка или секции. В содержание динамической перемены входят общеразвивающие и коррекционные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр. Помня о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом усваивают смысл сюжетных игр, зачастую не понимая и не соблюдая их правил, а играя, копируют движения сверстников, используемые на динамической перемене игры должны быть простыми и доступными, например: «Ручеек», «Колокольчик», «Найди свой домик», «Море волнуется…», «Угадай, чей голосок», «Что изменилось?» (приложение 6). Целесообразно включение в подвижную перемену упражнений и игр, хорошо знакомых учащимся или ранее разученных на уроках физкультуры. При выполнении упражнений оправдано использование речитатива. Возможно их выполнение под музыку. При проведении динамической перемены не следует использовать инвентарь, т.к., во-первых, достаточно сложно найти большое количество однотипных предметов; во-вторых, чтобы его организованно раздать и собрать, необходимо время; в-третьих, он будет отвлекать занимающихся во время работы. Его использование возможно только с детьми, имеющими тяжелую степень интеллектуальной недостаточности, для вовлечения их в выполнение упражнений. Чаще всего во вспомогательной школе эта форма физкультурно-оздоровительной работы представлена фронтальной занятостью всех занимающихся. Однако, учитывая психофизические особенности детей, допустимо их разделение на группы. В данном случае педагог должен работать с каждой группой. Хотя динамическая перемена проводится в свободной, непринужденной игровой форме, самостоятельная двигательная активность школьников должна быть сведена к минимуму. Они не способны правильно и с пользой организовать свою двигательную деятельность, так как багаж их движений скуден, их выполнение хаотично, отсутствуют навыки самоконтроля и саморегуляции.

4.4. Ежедневные занятия физическими упражнениями в группе продленного дня (спортивный час)

Необходимым звеном физкультурно-оздоровительной работы вспомогательной школы является спортивный час в группе продленного дня. Во время его проведения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности снимаются общее утомление и накопленное психическое напряжение, корригируются психо-физические отклонения в развитии, формируется жизненно необходимый двигательный багаж, развиваются двигательные способности. Однако максимальный оздоровительный эффект возможен только в случае правильного планирования распорядка дня учащихся и педагогически оправданной организации двигательной активности школьников. Спортивный час (во временном аспекте – 45–60 минут) желательно планировать в послеобеденное время не ранее, чем через час после приема пищи, а в группах, уходящих на дневной сон – после полдника. Очень важно проведение такого рода физкультурного занятия на свежем воздухе. Только плохие погодные условия могут послужить причиной его проведения в спортивном зале или игровой комнате. В этом случае для более полного решения поставленных задач в изменившихся условиях воспитатель делает определенные корректировки в содержании предстоящего занятия.

Характерной чертой спортивного часа является его близость по своим организационным особенностям к уроку физической культуры. Школьники обладают достаточно примитивными представлениями о занятиях физическими упражнениями, бедным запасом движений, поэтому пределов их воображения хватает лишь на самые непритязательные виды двигательной активности, они стараются доступными им средствами как можно быстрее реализовать свои двигательные потребности и выплеснуть накопившийся эмоциональный потенциал. Именно поэтому им требуется обязательная организационная помощь педагога-воспитателя. Придерживаясь физиологически оправданной схемы проведения занятия, начинать его следует с разминки. Содержанием разминки могут стать разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения, подвижные игры средней интенсивности, соответствующие по своему содержанию решению задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе и специально для этого дозированные.

Основное отличие спортивного часа от урока физкультуры во вспомогательной школе, как и в других учебных заведениях, – отсутствие целенаправленного процесса обучения. Решая задачу активного отдыха, дети могут использовать различные средства на том уровне, который свойствен им на сегодняшний день. Задача воспитателя, имея четкое представление о шкале движений учащихся, – предоставить им широкий выбор доступных средств и адаптировать их к половым, возрастным, психическим особенностям детей. Основную часть спортивного часа составляют различные упражнения без предметов и с предметами, беговые и прыжковые упражнения, лазания и перелезания, игры и игровые эстафеты. Детям интересны упражнения с функциональным инвентарем: мячами, скакалками, обручами. Гимнастические палки, флажки, кегли используются значительно реже. Как отмечалось выше, из подвижных игр учащимся вспомогательной школы наиболее любопытны простые игры, с понятным смыслом и не обремененные правилами, например: «Змея», «Наседка и цыплята», «Гуси-лебеди», «Пустое место», «Волк во рву», «Кто дальше?», «Кто быстрее?», «Охотники и утки», «Классики» (приложение 6). В процессе оздоровительного часа следует предлагать занимающимся элементы спортивных игр, находящиеся в приемлемой для них зоне сложности. Мальчикам и девочкам нравится играть в футбол по упрощенным правилам, им доступны удары по воротам, ведение баскетбольного мяча и его броски в невысоко расположенную корзину, пионербол, элементы большого тенниса и бадминтона. Для большего педагогического эффекта целесообразно применение нестандартных способов проведения оздоровительного часа. В зимнее время вызывают повышенный интерес у детей лепка снеговиков, строительство из снега крепостей и игра в снежки, катание на санках и лыжах, весной и осенью – упражнения на нестандартном оборудовании «гимнастических городков» (лестницы, рукоходы, горки, лабиринты, барьеры, вкопанные в землю шины, лавки, турники) и пешие марш-броски с играми на «привалах». Использование оздоровительных сил природы позволяет не только получить необходимую физическую нагрузку, но и закаливающий эффект. В конце спортивного часа нужно отводить время для самостоятельной двигательной активности детей. Используя групповую и индивидуальную работу, наиболее подготовленным учащимся можно доверить самостоятельное выполнение безопасных с позиции травматизма упражнений и игр по интересам. Менее подготовленным, имеющим значительные недостатки двигательной сферы и интеллекта, предлагается выполнение коррекционных упражнений или целенаправленное развитие физических способностей, а в случае значительного физического утомления – отдых. В заключение обязательны подвижные игры низкой интенсивности, дыхательные упражнения, медленная ходьба, способствующие восстановлению организма занимающихся.

Несмотря на непринужденную обстановку во время проведения оздоровительного часа, реализация физиологической потребности школьника в движении не должна быть спонтанной и импульсивной. Учитывая интересы детей, не следует идти у них «на поводу», в работе необходимо соблюдать системность и последовательность. Воспитатель должен тщательно продумать подбор средств в соответствии с направленностью и структурой занятия. При необходимости целесообразно проконсультироваться с учителем физической культуры и медработником. Осуществляя взаимосвязь с уроком физической культуры и используя изученный материал, воспитатель способствует его дополнительному закреплению. Положительный результат зависит от знания педагогом особенностей построения физкультурных занятий и умения четко следовать им. Для правильной организации оздоровительного часа при подборе физических упражнений воспитатель должен учитывать состояние здоровья и психофизические особенности детей; зная визуальные признаки утомления, точно дозировать нагрузку, владеть навыками врачебно-педагогического контроля.