Учебно-методический материал на тему: Формирование инициативности. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика развития инициативности старших дошкольников с помощью проектов может использоваться воспитателями в ДОУ

Способность проявлять инициативу — это качество, которое свойственно лидерам, менеджерам, предпринимателям, руководителям. Психологи считают, что инициативность также указывает на зрелость личности человека. Быть инициативным — значит быть самостоятельным, проявлять волю к достижению личных и общественных целей, предпринимать проактивные действия к желаемой цели. Речь идет как об интеллектуальной, так и о физической работе. Антиподом инициативности является полное , пассивность, ведомость, подавленной и/или аморфное состояние, а также .

Инициативный человек обладает следующими характерными особенностями:

  • он полон сил и энергии;
  • ум его гибок и способен находить неожиданные решения;
  • высокая предприимчивость;
  • способность отвечать за свои решения, ответственность;
  • самостоятельность, способность вести за собой;

Именно благодаря способности предпринимать инициативу, терпеть неудачи и предпринимать все новые и новые попытки — предприниматели в конце концов запускают бизнес, воплощают самые смелые идеи в жизнь.

Хотя в странах бывшего СССР и есть пословицы, которые говорят, что инициатива наказуема, но для любой личности инициативность — это очень важное качество, которое сопутствует успеху в карьере.

Чтобы проявлять инициативу, нужно обладать смелостью, быть готовым сделать рискованный шаг . При этом инициативность — это важное качество и предвестник .

Как развить инициативность?

Инициативность наряду с силой волей и другими положительными качествами возможно тренировать. Начать можно со своих текущих обязанностей. К примеру, делать работу не от обеда и до звонка, а предприниматель дополнительные усилия для повышения качества обслуживания клиентов. Возможно, вам за это не доплатит начальство, но это уже будет первым шагом к тому, чтобы стать более инициативным.

Следующим шагом можно взять на себя ответственность за какой-нибудь проект в работе или учебе. Это может быть какая-то небольшая зона ответственности, но вы должны постараться сделать все максимально хорошо.

Со временем и по мере первых успехов, можно замахиваться на все новые и новые задачи. И со временем вы оглянуться не успеешь, как ты станешь уже новой версией себя. Более активным и инициативным человеком.

Еще я мог бы посоветовать изучить и применить некоторые идеи из деловой литературы. Например, семь навыков высокоэффективных людей от Стивена Кови. Там Стивен советует быть проактивным и дает множество других полезных советов для развития личности и карьеры.

Когда и как лучше проявлять инициативу?

Разумеется, в таких строгих компаниях как банки или налоговая инициатива не всегда может оказаться уместной. Многое также зависит и от вашего коллектива. В молодых и динамичных командах инициатива привествтвуется. В более закостенелых организациях вы можете столкнуться с пассивно-агрессивным противодействием. Исходить нужно из конкретной ситуации. В некоторых случаях от инициатив стоит воздержаться. А есть рабочие ситуации, такие как , где инициатива не только уместна, но и весьма желательна.

Не стоит думать, что если вы безинициативен, то это нельзя изменить. Благодаря свойству нейропластичности мозга мы можем прокачивать любые свойства нашей психики. И действует это подобно тренажерному залу. Чтобы становиться все более и более инициативным — нужно проявлять инициативу, предпринимать действия, нести ответственность за решения. Но это нужно делать постоянно — при любой удобной возможности. Действуй на опережение — и у тебя все получится!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

« Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (теоретический семинар) МБДОУ №8 «Теремок» 2016

2 слайд

Описание слайда:

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

3 слайд

Описание слайда:

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Целевые ориентиры, определенными ФГОС: -проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; -способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок способен к волевым усилиям; -пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; -способен к принятию собственных решений.

4 слайд

Описание слайда:

Вопросы: Что такое «детская инициатива и самостоятельность»? Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? Как создать условия для развития детской инициативности и самостоятельности?

5 слайд

Описание слайда:

В литературе сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников: Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

6 слайд

Описание слайда:

В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности - поведении, осуществляемом на внешние стимулы.

7 слайд

Описание слайда:

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

8 слайд

Описание слайда:

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

9 слайд

Описание слайда:

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

10 слайд

Описание слайда:

Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив» Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста. Они выделяют 4 сферы инициатив: - творческая - целеполагания и волевого усилия - коммуникативная - познавательная. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

11 слайд

Описание слайда:

Инициатива Вид деятельности Творческая Конструктивная Музыкальная Игровая Художественная Целеполагания и волевого усилия Трудовая Коммуникативная Общение Познавательная Познавательно - исследовательская Восприятие художественной литературы Двигательная деятельность

12 слайд

Описание слайда:

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива» Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы: 1-й уровень Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

13 слайд

Описание слайда:

2-й уровень Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

14 слайд

Описание слайда:

3-й уровень Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

15 слайд

Описание слайда:

Итак… Для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

16 слайд

Описание слайда:

Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках? Инициативная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

17 слайд

Описание слайда:

Способы и направления поддержки детской инициативы 1.Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности: предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию; образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей; содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

18 слайд

Описание слайда:

Оказание недирективной помощи детям: наличие партнерской позиции взрослого; уважение к каждому ребенку в группе; принятие всех детей в группе; создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха).

19 слайд

Описание слайда:

По мнению исследователей… (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин) разные виды деятельности, являются главными факторами формирования инициативности как личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

20 слайд

Описание слайда:

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом: Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям. Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности. Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

21 слайд

Описание слайда:

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

22 слайд

Описание слайда:

Какими компетенциями должен обладать педагог? Основными компетенциями являются: обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержка индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего пространства в зоне ближайшего развития, взаимодействие с родителями. Рассмотрим поддержку индивидуальности и инициативы детей через призму основных педагогических способностей посредством применения основных способов действий и педагогических технологий.

23 слайд

Описание слайда:

Умения педагогов Компетенции Поддержка индивидуальности и инициативности Диагностические Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности: затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности, преобладает исполнительность, не способны предложить новые способы выполнения поручений, не задают вопросов. Инициативные дети: задают тон в игре, неистощимы в придумывании сюжета, инициативны в выборе видов и содержания труда, демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы, способны предложить свои варианты выполнения задания, берут на себя лидерские функции. Проектировочные Развитие и поддержание инициативности ребенка в разных видах деятельности: 1. Трудовая деятельность: 2. Общение: 3. Игровая деятельность 4. Познавательно- исследовательская деятельность: 5. Конструктивная деятельность: 6. Художественная деятельность: 7. Музыкальная деятельность: 8. Восприятие художественной литературы: 9. Двигательная деятельность:

24 слайд

Описание слайда:

Умения педагогов Компетенции Поддержка индивидуальности и инициативности Исполнительские Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: - Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. - Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. - Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности. Коммуникативные Для обеспечения поддержки индивидуальности и инициативы: - Доброжелательное, внимательное, теплое отношение воспитателя к каждому ребенку. - поощрять проявление инициативы детей в любых видах деятельности. - проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка. - чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один, «по душам» о событиях из жизни ребенка, его интересах. - в беседах с детьми воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает свое отношение к ситуации, говорит о себе, о своих переживаниях, интересах. Рефлексивные Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми: - Правильно ли были выбраны методы работы для поддержания детской индивидуальности и инициативности? - проявляют ли дети инициативу в различных видах деятельности? - какие еще методики можно использовать для развития детской инициативности?

25 слайд

Описание слайда:

Возвращаясь к умениям педагога: Исполнительские умения: - Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. - Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. - Недирективная (косвенная) помощь детям в разных видах деятельности.

26 слайд

Описание слайда:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности: предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ. образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

27 слайд

Описание слайда:

Оказание недирективной помощи детям Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу. Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма. Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

28 слайд

Описание слайда:

Методы мотивации дошкольников к деятельности Мотив« (от лат. movere - двигать, толкать) –это понятие означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация Совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые определяют поведение человека.

29 слайд

Описание слайда:

1. Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. 2. Помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. 3.«Научи меня» основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. 4. «Создание предметов своими руками для себя» основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

30 слайд

Описание слайда:

Методы стимулирования поведения Стимулировать (лат.- возбуждаю, поощряю) - значит побуждать к действию, давать толчок, поощрять. Методы стимулирования поведения: Поощрение метод выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награда, важное поручение.

31 слайд

Описание слайда:

Соревнование это метод устремления естественной потребности воспитанников в соперничестве. С помощью соревнования происходит воспитание нужных им и обществу качеств (физические, моральные, эстетические и др.) Условия и требования к организации соревнования: Цель и задание соревнования, Программа соревнования, Критерии оценивания, Условия для проведения соревнования, Подведение итогов, Награждение победителей.

32 слайд

Описание слайда:

Методы стимулирования поведения Наказание это метод педагогического влияния, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального осуждения, обвинения. Формы наказаний: неодобрение, замечание, выговор, предупреждение.

33 слайд

Описание слайда:

Условия формирования мотивационной сферы детей Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями

34 слайд

Описание слайда:

Формы работы по поддержке детской инициативы: Групповой сбор 3 раза в день. Доска выбора. Проектная деятельность. Индивидуальные выставки детских работ.

35 слайд

Описание слайда:

Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Задачи группового сбора: формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта; обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов; формирование мотивации к предстоящей деятельности; представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах; Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей. = Технология «План – дело - анализ»

36 слайд

Описание слайда:

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. В течение дня групповых сборов может быть несколько. Целесообразно проводить: -1-ый утренний сбор - после или перед завтраком, перед занятиями в центрах активности; -2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов; -3-ий - после дневного сна.

37 слайд

Описание слайда:

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня - все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

38 слайд

Описание слайда:

Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

39 слайд

Описание слайда:

В режиме дня должно быть отведено время на занятия по выбору - где дети учатся самостоятельно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Это достигается за счет насыщенной, избыточной образовательной среды. Воспитатели принимают на себя ответственность за то, что бы день был веселым и интересным для детей. С этой целью организуются Центры активности, которые дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Материалы, содержащиеся в центрах, стимулируют активность детей, заставляют их использовать все органы чувств. Создание центров требует определенной организации помещения и обстановки однако это не налагает ограничений на игру детей, не привязывает определенных занятий к определенным центрам.

40 слайд

Описание слайда:

Проектная деятельность Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи.

Описание слайда:

В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так может возникнуть какая - то проблема, с которой к детям обращается сказочный персонаж, воспитатель другой группы(няня, родитель), либо это проблема, которая возникла у самих детей. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог продумывает, какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах, какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения, какие индивидуальные задания можно подобрать.

43 слайд

Описание слайда:

Чтобы научиться выбирать из нескольких вариантов оптимальный, нужна практика. На первых порах помогают приемы социоигровой педагогики, разные способы объединения в малые группы «Социумы». Занятия в малых группах позволяют детям уделить больше времени приобретению собственного опыта, а в распоряжение воспитателя окажется больше способов для индивидуализации занятия. В этих условиях у детей появляются многочисленные возможности реализовать себя в роли лидера, принимать решения, которые оказывают влияние и них самих и на окружающих. Дети учатся делать реальный выбор и брать на себя ответственность в той мере, в которой это представляется целесообразным исходя из их возраста и возможностей.

44 слайд

Описание слайда:

Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы, планировании, сами принимают решение, в каком центре они сегодня будут работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата предполагается достичь. После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана -т. е. работа в центрах. Задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. С какими - то из них дети могут справиться самостоятельно, а где - то выполняют работу при участии воспитателя. Важно обращать внимание на выбор занятия детьми, на качество их работы, наличие интереса к занятию не зависимо от того индивидуально они работают или в группе. Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка определяется его готовностью к самостоятельной работе, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.

Описание слайда:

Завершение занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одной компании к другой, рассказывают, чем они занимались, что удалось? Что не получилось? Почему? А можно обсудить эти вопросы и презентовать получившиеся продукты вернувшись на круг. Это способствует тому, что ребята учатся анализировать свою работу, делать выводы, давать оценку себе и своим товарищам.

48 слайд

Описание слайда:

Развивающая предметно-пространственная среда По мнению доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка». В данном случае понятие «предметная среда» выступает в более узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.

Описание слайда:

Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

51 слайд

Описание слайда:

ЗАПОВЕДЬ Ш.А.АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЬ, БУДЬ СОЛНЦЕМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО, БУДЬ БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ И СЕЙ ЗНАНИЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ И СОЗНАНИИ ТВОИХ УЧЕНИКОВ, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ИХ ДУШАХ И СЕРДЦАХ. Желаю успехов!

Ирина Волкова
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

В древней Индии говорили : «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности , не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено , что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности ».

Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного , ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия : самостоятельность и инициативность дошкольников .

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

(Советский энциклопедический словарь)

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности , критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Идеология современного дошкольного образования , заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , - поддержка разнообразия детства .

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей .

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью :

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести :

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду , дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями , которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании . Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности .

2) Продуктивные виды деятельности.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ) .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность , инициатива , которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность .

САМООРГАНИЗАЦИЯ - деятельность , направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей .

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –развивающей среде в ДОУ , которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер . Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность , правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.) .

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения : это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте , в дальнейшем продолжают развиваться .

5) Метод «проектов» .

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу : умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств.

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков :

1. развиваем умение сотрудничать ;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться ;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий .

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели : воспитывать самостоятельность и инициативность , формировать самосознание ребёнка , уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности .

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности :

1. Требуя от ребенка самостоятельности , руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой , сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!» .

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно , не дожидаясь помощи : посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности . Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания , самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Самостоятельность ” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности . Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность , инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Китайская пословица гласит :

«Расскажи - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму»


Успешность и инициатива зачастую идут рядом, и первая является следствием второй, особенно в области бизнеса и предпринимательства. и инициативным, читайте далее.

Как стать успешным человеком в жизни: инициативность

Инициативность – это способность к активным самостоятельным действиям и привлечение к ним других людей.

Инициативные люди имеют больше преимуществ, чем пассивные:

  • они чаще достигают желаемых результатов , занимают ведущее положение в обществе;
  • они могут полностью самостоятельно дать жизнь своим идеям ;
  • их жизненная позиция привлекает партнеров по бизнесу или работодателей;
  • правильный подход к внедрению идеи приносит хорошую материальную и моральную прибыль .

Инициативность и бизнес


Достаточно со стороны посмотреть на людей, проявляющих инициативу – это энергичный, творческий, находчивый, легкий на подъем и в то же время очень ответственный народ, всегда готовый к реализации своих и чужих идей.

Как раз все вышеперечисленные качества очень ценятся в сфере предпринимательства, особенно если учесть, что в наше время найти незанятую и приносящую доход область бизнеса становится труднее с каждым днем.

Тем не менее, смелые идеи и энергичность отдельных людей позволяет им воплотить в жизнь совершенно новые, интересные замыслы, обладающие высокой конкурентоспособностью и потенциалом. К сожалению, таких людей гораздо меньше, чем обычных мечтателей,

Как стать успешным и развить инициативность?


При определенном желании и стремлении стать успешным человеком можно развить в себе ту или иную степень инициативности. Существует несколько рекомендаций, которые должны существенно помочь в ее развитии:

Анализируйте

Оценивая ситуацию, учитесь учитывать мельчайшие детали. Не считайте инициативных людей эдакими Александрами Матросовыми, готовыми броситься на пулемет с голыми руками.

Воплощение любой идеи требует не только энтузиазма, но и тщательного анализа деталей, обстоятельств, последствий в случае провала. Ведь иногда даже маленькая неудача может остановить величайший проект и заставить забыть о следующем.

Просчитывайте риски

Помните: «инициатива наказуема». Но только тогда, когда она заведомо кровельная, то есть у нее не просчитаны риски и их последствия, варианты и алгоритмы действий, неправильно выбрано время внедрения.

При правильном и логичном подходе и удачном внедрении идеи в жизнь, инициатора ожидает вознаграждение.

Не забывайте об ответственности

При правильной оценке ситуации будет уместно предусмотреть возможности полной неудачи проекта и варианты уменьшения предполагаемых потерь. Большую значимость это будет иметь в случае совместного с другими людьми инвестирования в бизнес. Уверенность в том, что просчитаны все альтернативные пути развития и варианты отхода, дает возможность проявить инициативу без особо неприятных последствий.

Надейтесь исключительно на свои силы

Старайтесь не привлекать к воплощению своих целей людей со стороны. Кстати, это правило относится не только к области предпринимательства, но и к другим жизненным сферам. В этом случае появляется привычка опираться только на себя и проявлять инициативу становится легче.

Естественно, вы вряд ли физически успеете сделать все самостоятельно, и придется некоторые шаги доверять коллегам. Старайтесь, чтобы это были второстепенные вопросы, для облегчения поисков «крайнего» в случае провала или частичной неудачи. Так все в жизни будет зависеть только от вас, и только вы будете ее хозяином.

Не ленитесь

Будьте активными, не ленитесь. Пассивность и нежелание браться за дело могут свести на нет даже самую лучшую инициативу.

Учитесь избавляться от лени, начиная с бытовых вопросов. Не откладывайте на «потом» мелкие, неспешные дела только потому, что есть более интересные занятия. Например, выносите мусор не «по пути», а ради избавления от мусора; мойте посуду сразу после еды; гуляйте с собакой во время, даже если по телевизору идет интересный фильм. Так постепенно придет организованность, а привычка лениться уйдет на второй план.

Критика и критиканство

Спокойно относитесь к критиканству. Помните, критиканство - это не аргументированная критика ваших действий, а обычные негативные комментарии завистливых людей.

«Это нереально», «Что ты в этом понимаешь», «Дело обречено на провал, и даже начинать не стоит», «У тебя не получится» - вот примерный список критиканских выражений, знакомый любому, даже неинициативному человеку. Игнорируйте их, ведь вы уже просчитали все шаги развития ситуации и детально оценили каждый из них. Недаром говорят «Кто не ходит, тот и не падает» и «Тот ничего не сделал, кто ничего не начал». Придумывайте, анализируйте, просчитывайте и воплощайте в жизнь свои инициативы.

Семинар для воспитателей:

«Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности у детей в процессе детских видов деятельности»

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности , не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность , инициативность , творчество.

Таким образом, ФГОС решает задачи: развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка; формирования ценностей ЗОЖ, развития социальных , нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности , самостоятельности и ответственности ребёнка.

Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания , запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать , сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Проявляется инициативность во всех видах деятельности , но ярче всего – в игре.

Значит, чем выше уровень развития инициативы , тем разнообразнее игровая деятельность , а, следовательно, и динамичнее развитие личности .

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная , спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе .

Что нужно для развития детской инициативы ?

1. Давать простые задания (снимать страх – «не справлюсь») .

2. Давать задания интересные.

3. Поддерживать инициативу .

Какими способами можно поддержать детскую инициативу ?

1. Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам ;

2. Выбор ребенком сотоварищей;

3. Стимулирование любознательности детей , побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно .

4. Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения :

Формирование установок «Я могу» , «Я сумею» ;

Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу» ;

Предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

Например:

1. Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и ОРУ на занятии (выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов; придумывание названия комплексу; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики и др.).

2. Проявление инициативы в : организации и проведении игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов); введение дополнения в правила игры (усложнения, введение новых ролей; можно предложить автору упражнения определить победителя и произвести награждение).

Игра – отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы .

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо :

1. Предоставлять детям самостоятельность во всем , что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей ;

3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность .

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям .

Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе , выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

С амостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество , первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте.

Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра .

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду , дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями , которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании . Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности .

2) Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность , инициатива , которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность .

Самоорганизация – деятельность , направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей .

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно- развивающей среде в ДОУ , которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер . Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность .

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность , правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.) .

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте , в дальнейшем продолжают развиваться .

5) Метод «проектов».

Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств .

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

1. развиваем умение сотрудничать ;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться ;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий .

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность , формировать самосознание ребёнка , уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности .

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности :

1. Требуя от ребенка самостоятельности , руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой , сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!» .

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно , не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности . Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания , самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

« Самостоятельность » – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности . Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Ответственность - это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. В жизни часто приходится сталкиваться с безответственностью людей: опоздал на работу, не выполнил поручение или задание в срок, не сдержал обещание, которое дал друзьям. Ответственность как волевое качество необходимо ребенку-дошкольнику для будущей школьной жизни. В школе детям приходится делать то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого надо будет отказаться от чего-то интересного и приятного, надо будет преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение. Ответственность тесно взаимосвязана с такими качествами, как самостоятельность, свобода выражения собственных мыслей, инициативность. Чувство ответственности не возникает само по себе. Оно зарождается в дошкольном возрасте и начинается с добросовестного выполнения детьми требований взрослого, группы сверстников.

Процесс формирования ответственности у старших дошкольников представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию трех этапов:

1 этап - формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности;

2 этап - становление практических навыков проявления ответственного поведения;

3 этап - осознанное применение накопленного опыта в собственной деятельности.

На первом этапе дети выполняют прямые указания взрослого выполнить работу. С целью развития представлений об ответственности, формировании мотивации, оценки самого себя и своих действий проводятся комплексные занятия «Ответственность - значит быть в ответе», «Что такое дружба?», «Поступки хорошие и плохие». Занятия по ознакомлению с художественной литературой формируют у детей различные нравственные качества, в том числе ответственность: это рассказы А. Гайдара «Чук и Гек»; Н. Носова «Карасик»; В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»; Л. Толстого «Косточка»; В. Осеевой «Просто старушка»; Л. Пантелеева «Честное слово». После чтения и обсуждения прочитанного можно предложить детям разыграть некоторые ситуации, например, по рассказам Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница», В. Осеевой «Просто старушка». Не менее эффективны для формирования ответственности беседы: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?», «Ваши добрые поступки», «Вежливый человек - это…». С помощью беседы можно определить отношение ребенка к обсуждаемым вопросам, его личный опыт. Игры с правилами («Ласковые дети», «Назови себя», «Угадай, кто я?», «Подари цветок», «Разговор по телефону») предоставляют возможность развивать у детей способность познавать себя и других, учат умению общаться.

На втором этапе возможно применять проблемные ситуации с последующим анализом, который проводит сам ребенок, а также комплекс сюжетно-дидактических игр. Проблемные ситуации можно создавать воспитателю специально в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, учебной. Например, возникшая проблемная ситуация в игре - ребенок нечаянно сломал игрушку и просит сверстников не рассказывать воспитателю этот факт, чтобы не огорчать воспитателя. Примерные вопросы к детям: что произошло? как можно решить данную проблему? какие способы решения проблемы вы еще можете назвать? Дети должны самостоятельно обдумать ситуацию, выразить чувства виновника, назвать пути решения проблемы. Ответы детей следует анализировать по степени личной заинтересованности в изменении ситуации, по характеру сопереживания, по способности проявить ответственность за свои поступки.

Реализация третьего этапа осуществляется в обычной жизни детского сада. Основная цель - формирование осознанного ответственного поведения в жизненных ситуациях. Решающую роль в воспитании данного качества играет деятельность, имеющая общественно полезную направленность: посильные поручения, дежурства, обязанности, ориентирующие на оказание помощи, проявление внимания к другим. Старшие дошкольники ремонтируют книги, игрушки, делают поздравительные открытки, подарки для родителей, малышей, помогают взрослым убирать групповые помещения, готовиться к занятиям. Следует при этом помнить, что привлечение дошкольника к выполнению заданий без активизации его чувств, учета его интересов может воспитать у ребенка лишь привычку подчиняться. Он, конечно, будет выполнять обязанности дежурного, поскольку его назначили помогать взрослым, но при этом останется равнодушным к порученному делу, не будет стараться сделать его хорошо. Чтобы закрепить социально значимые мотивы, актуализировать их для ребенка, важно затронуть его эмоциональную сферу, его чувства. Например, вместе с другими детьми поблагодарить за выполненную работу, отметить, как приятно и радостно всем видеть аккуратно и красиво расставленные игрушки, тщательно разложенные на полке книги. Поощрительная оценка со стороны воспитателя создает благоприятную основу для развития самостоятельности, инициативы, а, значит, и для формирования ответственности. Таким образом, в результате проведенной работы у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такие черты личности ребёнка как самостоятельность , инициативность, ответственность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».