Иппотерапия упражнения. Что такое иппотерапия: особенности этого метода реабилитации детей и взрослых

Иппотерапия считается отличным средством реабилитации при соматических и психических заболеваниях. Помогает она и при восстановлении после травматических повреждений.

Нередко этот метод используют при проблемах в работе сердца или органов пищеварения. Одним из приоритетных направлений применения иппотерапии является реабилитация детей, страдающих ДЦП.

Сегодня в 45 странах мира есть центры лечебной верховой езды. Они могут быть самостоятельными или находиться при клубах верховой езды, которые выделяют лошадей и площади для работы с инвалидами.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Задачи

Характерной чертой этого метода лечения считается высокая эффективность. Иппотерапия оказывает уникальное воздействие на физическое и социально-психическое состояние ребенка.

Ее применяют для решения таких задач:

Специалисты утверждают, что лечебная верховая езда очень эффективна при реабилитации детей. Особенно это касается малышей с нарушениями опоро-двигательного аппарата.

Также этот метод очень полезен при проблемах с психосоциальным статусом. Благодаря занятиям иппотерапией удается значительно ускорить их социальную адаптацию.

Условия занятий

Чтобы занятия верховой ездой были эффективны, обязательно нужно соблюдать определенные рекомендации:

  • осуществлять врачебный контроль над эффективностью и адекватностью нагрузок, а при необходимости вносить определенные коррективы;
  • постепенно наращивать интенсивность физических нагрузок;
  • на основании симптомов заболевания применять соответствующие методы лечебной физкультуры – верховую езду, гимнастику;
  • обеспечить активное участие пациента в процессе реабилитации;
  • правильно сочетать физические нагрузки с другими методами – психотерапевтическими, лекарственными и т.д.

По сути, иппотерапию можно назвать особенной формой лечебной физкультуры. В данном случае лошадь играет роль спортивного снаряда. Однако лечебная верховая езда имеет и другие особенности.

Отличия от других видов нагрузки

Существенное отличие иппотерапии от других разновидностей заключается в вовлеченности практически всех групп мышц в процесс занятий. Оно происходит на уровне рефлексов, поскольку во время сидения на лошади ребенок должен инстинктивно сохранять равновесие, чтобы не упасть. Благодаря этому начинают активно работать и больные, и здоровые мышцы.

Помимо этого, ни один спортивный снаряд не пробуждает в ребенке такую сильную мотивацию. Дети с этим диагнозом очень хотят сесть на лошадь, справиться со своими страхами и приобрести уверенность в себе.

Благодаря этому удается мобилизовать волю малыша, что поможет не только справиться со страхом, но и снизить объем гиперкинеза. Это позволит ребенку правильно выстраивать свое поведение.

Не меньшую роль при использовании лечебной верховой езды для лечения ДЦП играет взаимодействие живых существ – лошади и ребенка. Именно поэтому так важно правильно подобрать животное малышу, чтобы терапия проходила максимально успешно.

Нюансы иппотерапии для детей с ДЦП

Лечение пациентов, страдающих ДЦП, обязательно должно иметь комплексный характер. Оно обычно включает не только иппотерапию, но и массаж, а также лечебную гимнастику.

Поскольку иппотерапия способствует улучшению статико-локомоторной функции благодаря регуляции тонуса мышц и частичного уменьшения спастичности, она дает хорошие результаты при всех формах ДЦП. Однако наибольшего эффекта удается добиться при гиперкинетической форме. Благодаря предельной мобилизации волевых усилий существенно снижается объем и амплитуда непроизвольных движений малыша.

Эти результаты оказывают благоприятное воздействие на состояние ребенка, помогают вызвать интерес к занятиям. Помимо существенного улучшения моторики, у детей возникает самостоятельность и уверенность в собственных силах. На коллективных занятиях появляется интерес к соревнованиям друг с другом, что играет немаловажную роль в оздоровлении.

Противопоказания для иппотерапии для детей с ДЦП включают следующее:

  • проблемы с костной тканью – остеопороз, остеомиелит;
  • аллергия на шерсть лошадей;
  • острые формы патологий сердца и сосудов, психических и неврологических заболеваний;
  • гемофилия;
  • сколиоз 3 и 4 степени.

Патофизиологическое объяснение влияния

Иппотерапию можно назвать одним из видов лечебной физкультуры. Ее принято делить на 2 категории – лечение с помощью лошади и реабилитационную верховую езду. Этот метод применяют при развитии множества патологий.

К ним относят следующее:

  • нарушение двигательной активности в результате развития полиомиелита, паралича;
  • проблемы в работе органов чувств – к примеру, глухота или слепота;
  • психические патологии – неврозы, шизофрения, аутизм;
  • сложности с социальной адаптацией;
  • умственная отсталость – это может быть синдром Дауна или олигофрения;
  • реабилитация после хирургического вмешательства.

Основной принцип влияния верховой езды на организм больного ребенка заключается в том же, что и при других формах лечебной физкультуры. Он базируется на концепции лечебно-профилактического воздействия специальных упражнений.

С точки зрения современной физиологии любую деятельность человеческого организма следует рассматривать в качестве единого целого, которое представляет собой своеобразный комплекс физических и психических характеристик, а также социальных отношений с окружением.

Суть иппотерапии заключается в лечебно-профилактическом воздействии конного спорта. Оно осуществляется через нервно-гуморальный механизм. Подобные процессы обуславливаются законами адаптации к физическим нагрузкам и развитии навыков движения. Благодаря лечебной верховой езде в организме активно перестраиваются все функции.

Помимо этого, у лошадей температура тела на полтора градуса выше, чем у людей. Благодаря движению мышечной ткани спины животного во время движения осуществляется разогревание и массаж мышц наездника. Это позволяет существенно улучшить кровообращение в ногах, что способствует нормализации питания мозга.

Для обездвиженных детей очень важно имитировать движения человека, который передвигается нормальным шагом. Это объясняется компенсаторными механизмами, которые помогают запоминать полученный опыт.

При передвижении на лошади, которая идет шагом, ноги и тазобедренные суставы малыша как бы имитируют сложные движения. Подобные особенности были не раз отмечены в большинстве учебных пособий.

Во время езды на лошади задействуются практически все мышцы. Человек, который сидит верхом, вынужден все время следить за своим равновесием.

Благодаря этому мышцы спины и туловища начинают работать более слаженно – по очереди расслабляются и напрягаются. В результате удается задействовать ту мышечную ткань, которая бездействует у больного ребенка, причем иногда это происходит и со здоровыми мышцами.


Во время адаптации к физическим нагрузкам задействуется не только центральная нервная система. Также в этом процессе участвует гипоталямо-гипофизарная и симпато-адреналовая система. Это означает, что происходит гуморальная регуляция.

За счет выполнения физических упражнений удается активизировать работу висцеральных систем и органов. Суть подобной активации заключается в усилении работы симпатической нервной системы, причем этот процесс осуществляется за счет управления коры мозга. Благодаря возбуждению симпатической нервной системы существенно активизируются обменные процессы, что позволяет увеличивать затраты энергии.

Также физические упражнения благодаря моторно-висцеральным рефлексам помогают изменить функционирование внутренних органов. Благодаря улучшению таких рефлексов удается справиться с множеством опасных нарушений.

Под воздействием физических нагрузок нормализуется двигательная функция, повышается производительность мышечной ткани и улучшается координация между нервными импульсами.

Поскольку верховая езда для многих людей считается непривычным видом физических нагрузок, она оказывает особое влияние на тех, кто ею занимается. С помощью иппотерапии удается воздействовать на человеческий организм через 2 немаловажных фактора, а именно – биомеханический и психогенный.

Соотношение полученных результатов зависит от самой патологии и задач, которые стоят перед занятиями иппотерапией. К примеру, в процессе терапии ДЦП, аутизма у детей, умственной отсталости или неврозов основным фактором является психогенный. Для людей с нарушениями осанки, простатитом, остеохондрозом или сколиозом ключевую роль играет биомеханический фактор.

Однако специалисты уверяют, что категорически нельзя приуменьшать роль одного из них. Дело в том, что лечебная верховая езда одновременно воздействует и на физическое состояние, и на психическое здоровье пациента.

Это связано с общением с живым существом, тем более что лошадь – это крупное и достаточно темпераментное животное. Управление им позволяет пациенту ощутить победу и даже испытать чувство превосходства над окружающими людьми, которые находятся на земле.

Немаловажную роль играет впечатление, которое оказывает на больного внушительное пространство вокруг него, ведь занятия обычно проходят на манеже или плацу, расположенном на свежем воздухе. Благодаря этому человек может ощутить полную свободу и раскрепоститься.

Стоит учитывать, что роль психогенного фактора может проявляться по-разному. К примеру, при неврозах особое влияние оказывает ощущение победы и свободы. При ДЦП лидирующие позиции занимает страх, который подразумевает боязнь ребенка упасть с лошади.

Благодаря этому пациенту приходится напрягать все усилия, максимально концентрировать внимание и стараться поддерживать равновесие. Это позволяет погасить патологические процессы повышенного возбуждения центров моторики.

Немаловажную роль в процессе выздоровления играет биомеханический фактор. Его положительное воздействие связано с такими особенностями:

Воздействие колебаний, которые появляются и исходят от спины лошади во время движения
  • Они отличаются средней амплитудой и сообщаются пациенту.
  • Причем их степень меняется в зависимости от вида аллюра.
  • За счет этих ритмичных колебаний мышцы туловища поочередно напрягаются и расслабляются.
  • Это помогает поддерживать тело пациента при движении лошади.
Благодаря влиянию биомеханического фактора у пациентов вырабатываются новые рефлексы
  • Кроме того, он благотворно воздействует на способность поддерживать равновесие и держать в норме координацию движений.
  • Благодаря развитию равновесия в организме человека формируется симметрия.
  • Кроме того, за счет поддержания баланса на лошади при различных аллюрах возникают новые условные и безусловные рефлексы.

Комплекс этих факторов помогает сформировать новые двигательные навыки. Помимо этого, развитие равновесия очень важно при терапии нефиксированных форм сколиоза, ранних этапов остеохондроза, развитии асимметричных конечностей.

Немаловажное значение имеет оно и при асимметричном гипертонусе мышечной ткани, потому иппотерапия для детей с ДЦП и аналогичными отклонениями чрезвычайно полезна.

Благодаря движению разными аллюрами всадник вынужден учиться координировать не только свои движения, но и все поведение в целом.

Социальная польза

Иппотерапию можно назвать конной реабилитацией или лечением при помощи лошади. Благодаря регулярным занятиям лечебной верховой ездой можно добиться отличных результатов при таких серьезных болезнях, как детский церебральный паралич, поражения головного мозга, параличи нижних конечностей.

Под постоянным наблюдением врачей многие инвалиды постепенно имеют возможность сформировать нормальные отношения с окружающими и нормализовать свое физическое состояние.

Реабилитация, которая использует верховую езду как средство лечения, может считаться важным этапом становления личности человека, ведь она помогает улучшить состояние людей, имеющих выраженные поведенческие нарушения и проблемы в общении с близкими.

Успешное достижение этой цели обусловлено тем, что животное, которое не имеет культурной составляющей, способно принять человека таким, какой он есть. Благодаря этому удается установить максимально простые, но при этом очень прочные и стабильные отношения.

Очень важно, чтобы пациент в процессе терапии занимался уходом за животным и кормил его. Также ему необходимо следить за сбруей до и после проведения терапии.

Приобщение инвалида к нормальной спортивной среде является важным этапом на пути его вовлечения в общественную жизнь. Конечно, далеко не каждый человек способен прийти к данному этапу, однако те, у кого это получается, могут существенно улучшить отношения с другими людьми и стать частью нормального мира.

Групповые занятия

Кроме спортивных занятий, очень полезны групповые прогулки на лошадях. Для этого человек должен приобрести серьезную независимость от медицинского работника. Тем не менее, специалист обязательно должен присутствовать на таких занятиях.

Во время групповых прогулок существенно усиливаются ощущения, поскольку человек получает удовольствие от контакта с природой и чувствует удовлетворение от групповой деятельности.

Иппотерапия для детей, страдающих ДЦП, считается очень полезным лечебным мероприятием, которое помогает укрепить мышечную ткань, учит держать равновесие и развивает координацию движений.


Благодаря регулярным занятиям конным спортом ребенок с этой тяжелой патологией приобретает возможность существенно улучшить свое физическое и психическое состояние, что позволит ему стать полноценной частью общества.

Программа "Иппотерапия, как средство восстановления и оздоровления детей дошкольного возраста "


Пояснительная записка : В настоящее время занятия по оздоровлению детского организма являются приоритетным направлением государственной политики в области физической культуры и спорта населения РФ.
Одной из основных задач ФГОС ДО является задача о сбережении здоровья дошкольника, а именно, «оберегать и укреплять здоровье детей (как физическое, так и психическое), заботиться об эмоциональном благополучии ребенка» (ФГОС ДО, пункт 1.6).
Однако в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Проблемы различных заболеваний опре¬деляется отрицатель¬ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. На сегодняшний день в дошкольном учреждении № 35 практически здоровые дети составляют всего 3-4%, с нарушением осанки - 50-60%, с плоскостопием - 30%, выделяется группа детей (1%) с эмоционально-волевыми нарушениями (РДА, гиперактивность).
Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. На сентябрь 2016г вновь прибывших воспитанников составило 101 человек, из них:
1 группа здоровья – 16%;
2 группа здоровья – 69%;
3 группа здоровья – 15%.
Следовательно, вопрос постоян¬ного поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, например, оздоровительное влияние живой природы на организм ребенка, остается всегда актуальным.
Иппотерапия, как один из методов оздоровительной технологии в работе с детьми дошкольного возраста, в данном контексте представляет собой большой интерес. Этот метод является экологичным, безболезненным, имеет небольшое количество противопоказаний, высокую эффективность, практически не имеет возрастных ограничений, и показан практически при всех нарушениях развития и здоровья (неврологических, сердечнососудистых заболеваниях, желудочно-кишечных, опорно-двигательного аппарата и др.).
Гиппократ указывал, что «верховая езда восстанавливает в страдающем организме гармонию».

Актуальность программы:

Воздействие метода иппотерапии на ребенка можно рассматривать в двух аспектах оздоровления детского организма - физиологическом и психологическом.
Верховая езда - это великолепное физическое упражнение, при котором тренируются и развиваются различные группы мышц. Животное при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов, аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи:
нормализация мышечного тонуса,
совершенствование координация движений,
укрепление мышц,
достижение двигательной симметрии.
Это объясняется тем, что температура тела лошади на 1,5-1,7 градус выше человеческой, при этом движения мышц спины движущегося коня разогревают и массажируют спастические мышцы ног всадника, что способствует формированию адекватного двигательного стереотипа. По сути, она представляет собой оздоровительную реабилитационную, а также лечебную верховую езду - это форма лечебной физкультуры, где в качестве развивающего инструмента выступает лошадь.
Психологический механизм складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным темпераментным и сильным животным, управление которым дарит больному ощущение победы не только над лошадью, но и над своими страхами и своей болезнью. С этого взгляда иппотерапию можно рассматривать как один из методов лечения, направленных на воспитание синдрома мотивации - желание самостоятельно справиться со своим страхом, сделать шаг вперед к победе с трудностями.
Коммуникация и построение контакта между человеком и лошадью является невербальным: лошадь чувствует как эмоциональную связь, жесты, речь пациента, так и его физическое состояние. Такой эмоциональный фон обусловлен радостью от общения с лошадью – прекрасным, сильным и добрым животным, а так же с доброжелательным инструктором, коноводом и со сверстниками. Социальное позитивное влияние оказывает на дошкольников ощущение свободы и раскрепощенности, которое дает им простор манежа или летнего плаца. Известно, что положительные эмоции сами по себе лечебны, а в сочетании с влиянием верховой езды этот эффект значительно усиливается.
Таким образом, есть необходимость внедрения иппотерапии для оздоровления детей в деятельность ДОУ.
Цель программы: создать условия оздоровления в МБДОУ через нетрадиционные способы воздействия, ориентированные на детей с ОВЗ, нарушением осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями, использования их в профилактических и коррекционных целях.
Задачи программы:
1. Использовать обучение навыкам верховой езды детей для воздействия на физическую, психоэмоциональную и личностную реабилитацию и адаптацию;
2. Способствовать восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения регулярных занятий лечебной верховой ездой;
3. Оказывать воспитательно-образовательное воздействие на детей, приобщать их к живой природе при помощи лошадей (формирование бережного отношения к живой природе, взаимопомощь; изучение окружающего мира, расширение знаний о природе своего региона, овладение методами исследований окружающей среды для наиболее увлеченных детей);
4. Содействовать интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в обществе;
5. Способствовать мотивации активного образа жизни детей;
6. Осуществлять помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ и нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями через оздоровительную и коррекционную работу.
Для достижения этих задач требуется систематическая совместная работа МБДОУ № 35, Городского реабилитационного центра «Росток», Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова.
Ожидаемые результаты:
Стабильное психоэмоциональное состояние ребенка;
Восстановление и увеличение объема активных и пассивных движений;
Снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности
Позитивное включение в жизнь группы детей с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями;
Социализация ребенка с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями в обществе сверстников.
Предполагаемые риски:
Метеорологические условия.
Негативное отношение родителей к занятиям детей иппотерапией.
Отрицательные эмоции детей к занятиям.

1.5.Основные принципы программы.:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей

Участники программы:

І. Воспитанники МДОУ №35 г.Читы в возрасте от 3 до 7 лет.
Часто болеющие простудными заболеваниями дети;
дети с хроническими заболеваниями;
дети с ограниченными возможностями (дети - инвалиды);
дети с нарушениями осанки, плоскостопия;
дети с речевыми нарушениями;
дети с психоэмоциональными нарушениями;
дети, посещающие занятия по запросу родителей и желанию самих детей.
ІІ. Сотрудники городского реабилитационного центра «Росток» (иппотерапевт).
ІІІ. Работники Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова (тренер, конюх);
ІV. Администрация и педагогический коллектив МБДОУ № 35;
V. Родители воспитанников МБДОУ (законные представители ребенка)

Необходимые условия для проведения занятий:
Перед занятием необходимо объяснить простейшую технику безопасности: животное нельзя дразнить, подходить к лошади сзади, кричать, махать руками, кормить без разрешения инструктора. Для лечебных занятий вместо седла используется специальная попона.
Оценка результативности проводится при посещении не менее 8 занятий за курс.
Все животные, приводимые на занятия с детьми, должны иметь ветеринарную справку о том, что они клинически здоровы, исследованы на заболевания и вакцинированы против сибир¬кой язвы.
Принципы организации занятий:
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Принцип взаимной человечности.
Принцип разумного сочетания опеки и самостоятельности.
Принцип соревновательности, где главное - соревнование с самим собой, как первичной формы самоутверждения.
Принцип комбинированности физических и психологических нагрузок.
Формы и методы работы:
Форма проведения - индивидуальные занятия, чаще всего на лошади без седла с одной только страховочной подпругой с ручками. При этом лошадь выступает в качестве лечебного средства: используется благотворное воздействие ее тепла, ритмичных колебаний, возникающих при движении, массирующих движений ее спинных мышц.
На индивидуальных занятиях дети учатся сидеть на лошади, управлять ею, выполняют упражнения, которые задаются врачом-иппотерапевтом, психологом, тренером и контролируются инструктором.
На занятиях дети имеют возможность выбрать наиболее понравившуюся лошадь, но для более тяжелых детей лошадь подбирает специалист – врач-иппотерапевт, поскольку важным фактором влияния на спастичные мышцы является правильный подбор лошади, так как от ширины ее спины зависит степень воздействия на группу приводящих мышц.
Индивидуальные занятия преследуют цель более углубленного изучения элементов управления лошадью. В проведении занятия участвуют: коновод, ведущий лошадь, инструктор и страхующий, если тяжесть заболевания ребенка или его поведение на лошади требует особых мер предосторожности.
Движение лошади желательно производить по кругу. Во время прохождения круга ребенок делает одно из упражнений комплекса. Интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений (например, наклон) могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка и уровня выразительности двигательного дефекта. Для вовлечения ребенка в процесс обучения и для проверки его способности различать разные ритмы и звуки, осознания своего тела и хореографии движений, возможно применение музыкотерапии.
Использование дополнительного инструментария: игрушек, мячей, посторонних предметов, рисунков, музыки помогает установлению контакта с ребенком и способствует развитию мыслительных процессов.
К иппотерапии относятся и теоретические занятия, где дети знакомятся с породами лошадей, историей их происхождения, конским снаряжением, видами конного спорта и др.
Хороводы, ролевые игры, проводимые с детьми, помогают обогатить внутренний мир ребенка, помочь ему прожить, прочувствовать и «примерить на себя» роль героя, волшебника, тем самым даря разнообразие жизненных переживаний и мироощущений, способствуют положительной идентификации себя в мире и обществе. В ходе игры достигается развитие коммуникативных навыков, развитие чувства товарищества, взаимопомощи, вовлеченности и заинтересованности в действиях и событиях, происходящих в игровой ситуации. Получают свое развитие когнитивные процессы последовательности и закономерности, взаимосвязи событий и действий.
Как и в случае с верховой ездой, в фольклорных играх большое значение уделяется ритму, включающему в себя движения, тембр голоса и музыку, под которую проходит игра. Обучение ритму детей с нарушением развития позволяет им полнее включиться в нормальную детскую жизнь.

2.4.Основные требования для педагогов и специалистов, задействованных в организацию занятий в группе.

Противодействовать гипокинезии, развивать физическую активность ребёнка.
Адаптировать организм ребёнка к физическим нагрузкам.
Способствовать восстановлению нарушенных функций организма (ЛФК, массаж).
Восстанавливать здоровье и улучшать его психоэмоциональное состояние.
Действовать по правилам «не навреди».

Основные условия применения иппотерапии:

Применение только патогенетически обоснованного (показанного для данного заболевания или сочетания заболеваний) комплекса методов ЛФК: ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа, занятий творческой деятельностью;
Постоянного контроля со стороны врача детского сада и педагога -психолога за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;
Постоянного и последовательного наращивания физической активности;
Рациональное сочетание ЛВЕ с психологическим и социально – творческими методами работы;
Активного по возможности сознательного участия ребенка в реабилитационном процессе.

2.6.Показания и противопоказания для организации занятий иппотерапией

Как и любой другой метод коррекции и реабилитации, иппотерапия имеет свои показания и противопоказания. Воздействующая многопланово и многофакторно, она может быть показана и с успехом использована при самых разных видах для детей с ОВЗ, соматических, психоэмоциональных заболеваний, а так же при нарушениях общения, умственного, физического развития при трудностях обучения.
Показания, при которых применяется иппотерапия:
нарушение опорно–двигательной системы, возникающие вследствие параличей, полиомиелита и других поражений ЦНС;
нарушение психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы;
различные формы нарушения интеллекта;
нарушение социальной адаптации, общее недоразвитие речи (ОНР);
нарушение осанки у детей дошкольного возраста.
Медицинские противопоказания для использования ЛВЕ являются:
болезнь Ломштайна – Фродика, приводящая к ломкости костей;
гемофилия (несворачиваемость крови);
острые инфекционные заболевания;
любые заболевания в остром периоде и стадии обострения.
Относительными противопоказаниями при соблюдении необходимых мер предосторожности являются:
диабет (можно заниматься при нормальном содержании сахара в крови);
хронические заболевания почек;
эпилепсия любого генеза;
состояние после травматических повреждений и некоторых заболеваний в шейном и поясничном отделе позвоночника (занятия на шагу и только на облегченной рыси);
синдром Дауна, допускаются дети при наличие рентгенограммы шейного отдела позвоночника, свидетельствующей об отсутствии патологии в этой области.

2.7. Методические рекомендации проведения занятий.
Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия пятерых участников – ребенка, воспитателя детского сада, инструктора, ассистента, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, страхует ребенка, дает ему задания, направляет всадника и следит за выполнением заданий, общается с ребенком, а так же руководит действиями коновода.
Ассистент инструктора страхует ребенка, оказывает помощь в выполнении упражнений, страхует инструктора при выполнении им упражнений на лошади, готовит инвентарь и оборудование для занятий. Коновод отвечает за поведение лошади, по команде инструктора останавливает, посылает или поворачивает лошадь и выполняет другие его распоряжения. Воспитатель наблюдает за поведением ребенка, его реакцией на иппотерапию для внесения рекомендаций в маршрутный план ребенка.
Более подготовленные дети начинают с индивидуальных занятий, но для них это только первый этап. Эта категория детей целенаправленно движется к обучению элементам управления лошадью, к работе с поводом, укреплению правильной посадки в седле, что и является следующей формой иппотерапии. Помимо уникального и разнообразного опыта, приобретенного на занятиях и позитивных изменений в его самооценке, очень важно изменение отношения их родителей к своим детям. Рейтинг ребенка с ОВЗ и слабым здоровьем в глазах его родителей резко возрастает, когда они видят его, радостного, смело и умело обращающегося с лошадью, который на равных обращается с окружающими.

Структура занятия

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Растяжка.
4. Заключительная часть.
Занятие для ребенка должно начинаться с разминки. Она включает в себя комплекс физических упражнений, которые проводятся на полу. С детьми воспитатель проводит пассивные упражнения или использует элементы массажа для согревания и разминания мышц. Основная часть включает пассивную езду на лошади и комплекс упражнений выполняемых верхом. Растяжка выполняется на полу для сознательного снижения тонуса определенных групп мышц, а так же направлена на восстановление функции внешнего дыхания и сердечнососудистой системы. Заключительная часть носит психологический характер – это кормление лошади в благодарность за проведенное занятие.


4. Критерии оценки результатов воздействия иппотерапии
Для отслеживания результатов в МБДОУ № 35 используется:
Ведение журнала результативности – иппотерапевт фиксирует свои наблюдения по выполнению ребенком задания, его эмоциональное состояние.
Специальные анкеты для родителей и родственников пациентов, для специалистов, ответы на которые выражают их мнение о результатах комплексной реабилитации их детей на базе иппотерапии.
Обычные наблюдения специалистов по направлениям:
изменения в физическом статусе (увеличение объёма движений в суставах, снижение количества и уменьшение амплитуды гиперкинезов, снижение патологического тонуса мышц, проявлений атаксии, улучшение равновесия и улучшение походки)
сдвиги в психоэмоциональной и личностной сферах (улучшение общего состояния и настроения, появление уверенности в своих возможностях, повышение самооценки, появление раскованности, активности, снижение излишней возбудимости, избавление от страхов, вялости, безучастности, улучшение коммуникабельности, проявление интереса к общению с окружающими, в т.ч. с лошадью и др.)
изменение в определенном направлении (речь, социализация, логика и т.д.)
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников

Общение с животными - это всегда познание нового, неизведанного. Такое нехитрое занятие доставляем массу удовольствия и поднимает настроение. Сложно переоценить положительное влияние братьев наших меньших на развитие и становление внутреннего мира детей и взрослых. По этому поводу были проведены различные исследования, написано немало ученых трудов, выдвинуто гипотез. Сегодня мы поговорим о таком направлении, которое предполагает общение с лошадьми. А именно - расскажем, что представляет собой лечение иппотерапией.

Что это такое?

Иппотерапия — это целый комплекс различных упражнений верховой езды, с помощью которого достигается необходимый терапевтический эффект на организм человека. В переводе с греческого языка дословно обозначает «лечение лошадью».

Иппотерапия как метод лечения: история возникновения

Людьми давно было замечено, что воины-наездники гораздо быстрее оправляются от травм и ранений. Еще в XVIII веке был создан энциклопедический труд, повествовавший о значении верховой езды для здоровья. Но длительное время иппотерапия не являлась отдельной медицинской дисциплиной. Только в 1960-х годах постепенно стали применять верховую езду в качестве дополнительного метода лечения различных заболеваний под наблюдением и руководством физиотерапевта. Иппотерапия стала распространяться в Европе: Австрии, Швейцарии, Германии.

Но настоящим рождением терапевтического метода считают образование Американской Ассоциации в 1992 году. А в России впервые применил верховую езду для лечения детей центр иппотерапии «Живая нить» в 1991 году.

Задачи

На сегодняшний день иппотерапия — это один из методов лечебной физкультуры. Задачи, которые может выполнить верховая езда в качестве физиотерапевтического метода, следующие:

  • уменьшить тонус мышц;
  • восстановить активность суставов и мышечных групп;
  • развить силу, выносливость;
  • провести массаж глубоких мышц, способствуя тем самым снятию напряжения, их активации;
  • улучшить эффективность процесса реабилитации больного.

Показания

Иппотерапия назначается как дополнительный метод реабилитации пациентов с неврологическими проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с расстройствами психического характера. Эффективно применяется иппотерапия для детей. Маленькие пациенты активно и с большим удовольствием, интересом и радостью принимают такой необычный способ исцеления.

Иппотерапия помогает при таких заболеваниях:

  • синдроме Дауна;
  • умственной отсталости;
  • аутизме;
  • рассеянном склерозе;
  • травме черепа;
  • нарушениях в работе опорно-двигательного аппарата травматического происхождения;
  • артрите;
  • инсульте;
  • ишемической болезни сердца;
  • гинекологических и урогенитальных заболеваниях, особенно воспалительного характера;
  • психологическом и поведенческом нарушении;
  • психиатрических расстройствах: неврозах, шизофрении.

Противопоказания

Существуют определенные состояния и заболевания, при которых занятия верховой ездой противопоказаны с целью профилактики осложнений и ухудшения состояния здоровья пациента. К ним относятся:

  • любые заболевания в острой форме;
  • гемофилия;
  • остеопороз;
  • проблемы с почками различной этиологии;
  • ломкость костей и суставов.

Нередки случаи возникновения аллергической реакции на шерсть животного. В таком случае специалист оценивает тяжесть состояния и принимает решение о том, стоит ли продолжать занятия иппотерапией, или возникла необходимость во временном приостановлении курса. В большинстве случаев такая реакция самостоятельно проходит спустя несколько недель.

Особенности

Обладает определенными особенностями такой метод реабилитации, как иппотерапия. В первую очередь верховая езда - не столько метод физиотерапии, сколько приятное и полезное активное времяпрепровождение. Поэтому лечение проводится в комфортной психологической обстановке с позитивным настроем на результат. Процесс проходит незаметно для пациента.

Во-вторых, во время занятий мышцы напрягаются рефлекторно в процессе езды на лошади. Пациенту важно удержать равновесие во время хода животного, поэтому начинают незаметно работать даже те мышцы, которые повреждены.

Психологическое влияние метода

Сложно переоценить благотворное влияние верховой езды на внутренний мир пациента, особенно детей. Общение с таким величественным существом, как лошадь, непременно запомнится ребенку. В процессе занятия порождается тесная связь между животным и наездником: они учатся понимать характер друг друга, действовать слаженно.

Иппотерапия для детей и взрослых может быть назначена при проблемах усидчивости, наличии чрезмерной агрессивности, суетливости, затяжных стрессах и депрессиях, переживаниях. иппотерапия помогает раскрепоститься, найти контакт с окружающими, повысить самооценку. А уход за лошадью развивает навыки самостоятельности, ответственности. При общении с этим великолепным животным появляется чувство умиротворения, жизнерадостности, позитива.

Физиологическое лечение

Основную роль в иппотерапии составляют физиологические колебательные движения во время скачки лошади. В реабилитационных центрах верховой езды разработаны специальные комплексы движений лошади для достижения максимальной эффективности при лечении определенных заболеваний.

Каким же образом езда верхом борется с серьезными проблемами со здоровьем? Иппотерапия — это серьезная физическая нагрузка. Дело все в том, что колебательные движения лошади непроизвольно вынуждают сокращаться определенные группы мышц всадника с целью удержания равновесия. Кроме того, в процессе ходьбы животного происходит массаж внутренних органов пациента, а также активизируется работа суставов. Интересен также тот факт, что во время занятий учащается пульс до таких показателей, которые имеет спортсмен, пробежавший несколько километров, но не возникает никаких затруднений в дыхании и работе сердца.

Благоприятно на здоровье всадника влияет и повышенная, по сравнению с человеком, температура тела лошади. Она составляет 37-38 градусов. Таким образом, проводится естественное прогревание кожных покровов, мышц, суставов и некоторых органов.

Необходимые условия для эффективности метода

Для того чтобы иппотерапия принесла весомые результаты при лечении заболевания, необходимо наличие следующих факторов:

  • желание и осознанное участие пациента в терапии;
  • разработанный специалистами (врачами лечебной физкультуры) комплекс упражнений;
  • постепенное наращивание сложности занятий и увеличение времени езды на лошади;
  • систематическое регулярное проведение терапии;
  • правильное сочетание иппотерапии с другими методами лечения.

Иппотерапия при лечении ДЦП

Высокоэффективно применяется иппотерапия для детей с ДЦП. Зарегистрированы положительные результаты при использовании данного метода. Исследованиями и наблюдениями доказано, что такой метод лечебной физкультуры способствует уменьшению зажатости мышц, улучшению моторики. Непроизвольный массаж глубоких групп мышц во время верховой езды, которые невозможно задействовать другими лечебными методами, способствует улучшению двигательной активности пациента.

Нельзя недооценивать роль самого животного в реабилитационном процессе. Общение с лошадью, уход за ней также оказывают воздействие на процесс выздоровления. Кроме того, занятия по верховой езде проводятся на свежем воздухе, часто в живописной местности, что оказывает только положительное действие на пациента, отражается на его восприятии окружающего мира и оценке великого дара жизни.

Сегодня практически в каждом конном клубе проводится иппотерапия в Москве для детей с нарушениями центральной нервной системы.

Иппотерапия для лечения детей

Как уже было замечено выше, иппотерапия наиболее эффективна при лечении детей. Наилучшие результаты достигаются у пациентов 5-12 лет. Так, именно в этот период дети наиболее открыты миру, с удовольствием познают окружающую среду, отзывчивы и способны легко воспринимать все новое. Главным условием для является создание во время занятий атмосферы доверия, дружелюбия для того, чтобы малыш раскрепостился и с удовольствием выполнял задания.

Применяется иппотерапия для детей с ДЦП, синдромом Дауна, при отставании в умственном развитии. Не до конца изучен принцип воздействия метода верховой езды при аутизме, но также отмечены факты социализации маленького пациента, улучшения взаимодействия между ребенком и окружающими людьми.

Где проводят иппотерапию в Москве?

На окраинах современных мегаполисов несложно найти подходящий конный реабилитационный центр. Лечащий врач обязательно посоветует подходящий именно в вашем случае конный клуб. Перечислим несколько наиболее популярных мест, где проводится иппотерапия в Москве:

  1. «Живая нить» по ул. Беговой, 2 (центральный ипподром).
  2. «Конноспортивный клуб для инвалидов»: Загородное шоссе, 1.
  3. «Гея»: ул. Бурцевская, 1а.
  4. «Ридингхорс»: ул. Дыбенко, 5.
  5. «Сокорос»: Поперечный просек, 11.

Перечисленные клубы отличаются высоким профессионализмом персонала и доступной ценовой политикой.

Иппотерапия: отзывы

Сложно найти негативный отзыв о таком приятном и интересном методе лечения. Негативный опыт проведения верховой езды чаще всего связан либо с неготовностью пациента к занятиям, либо с низкой квалификацией и профессионализмом работников конного клуба.

Большинство сходится во мнении, что иппотерапия - это эффективный реабилитационный физиотерапевтический метод борьбы с разными заболеваниями. Но особая действенность наблюдается при применении верховой езды для лечения детей, страдающих ДЦП. Все чаще врачи рекомендуют родителям таких малышей прибегнуть к необычному методу лечения. Результаты поражают не только родственников, но зачастую и специалистов - зарегистрированы случаи значительного улучшения состояния детей с нарушением центральной нервной системы спустя буквально месяц регулярных занятий иппотерапией.

Но, стоит отметить, что такое занятие - не из дешевых. Обучение иппотерапии в течение 30 минут в среднем обойдется в 300-500 рублей. А для достижения максимальных результатов рекомендуется проведение занятий трижды в неделю по часу.

Иппотерапия - не просто метод лечения. Это целая философия, новый жизненный путь. Однажды сев верхом на лошадь, сложно отказаться от такого удовольствия в будущем. Положительные впечатления и эмоции, а также неоспоримая физиологическая польза от поездок верхом полезна не только больным, но и абсолютно любого возраста.

Многие животные благотворн6о воздействуют на физическое и психическое здоровье человека. Так, «собачники» и «кошатники» прекрасно знают, что общение с пушистыми любимцами может избавить и от плохого настроения, и от .

Иппотерапия – это особенный вид реабилитации и лечения многих заболеваний, который заключается в общении с лошадьми. Официальная медицина часто называет иппотерапию лечебной верховой ездой. Данный метод одобрен далеко не во всех государствах, но в РФ признан как действенная терапия множества болезней.

В чем сила коней и лошадей?

Лечебный эффект общения с лошадью замечателен своим двойным действием: на психоэмоциональную сферу и на костно-мышечную систему.

Поэтому иппотерапия как метод лечения используется и неврологами, и психологами, и специалистами, которые лечат самые разные патологии органов и систем (от воспалительных заболеваний мочеполовой сферы до ).

Во время езды верхом тело наездника испытывает необычайную физическую нагрузку: в работу включаются мышцы, бездействующие в обычном состоянии. Также иппотерапия способствует укреплению чувства равновесия пациентов.

И, кроме того, необходимость каждую секунду во время езды верхом контролировать все движения и положение тела требует серьезной активной работы множества мозговых центров.

Поэтому у проходящего курс реабилитации человека нормализуется работа нервной системы, проходят симптомы невротических расстройств. Все вышеперечисленные эффекты делают иппотерапию разновидностью лечебной физкультуры.

Следует отметить еще один положительный «физический» эффект иппотерапии: в процессе верховой езды движения лошади массируют ноги и таз сидящего на ней человека. Эффект усиливается тепловым воздействием, потому как температура тела лошади – около 38 градусов.

Иппотерапия – это не только езда на лошади, но и уход за ней, общение с этим величественным животным. Эта часть курса помогает снять присутствующий в жизни каждого из нас стресс, привести в норму психические процессы, снизить возможные последствия перенапряжения и хронической усталости.

А еще общаться с лошадью очень приятно, ведь даже в целом равнодушные к братьям нашим меньшим люди не могут не восхититься красотой, силой и грацией лошади.

Что особенно важно для детей инвалидов – так это воспитательный эффект иппотерапии. Ухаживая за лошадью, человек учится быть внимательным, чутким, заботливым, вырабатывает желание и способность прислушиваться к мнению и потребностям близких.

Еще один замечательный эффект от таких занятий – укрепление уверенности в себе. Обычно не только неуверенные, стеснительные, но и достаточно открытые люди впервые садятся на лошадь с опаской. Она ведь такая большая и сильная… А вдруг не станет слушаться?

Поэтому неумелые наездники так испуганны и растерянны. Но через несколько занятий лошадь привыкает к новому седоку – и начинает его слушать, понимать… Это поистине невероятное ощущение!

Работая вместе с таким сильным и красивым зверем, как лошадь, управляя им, человек чувствует себя сильнее, ощущает себя воином, покорителем природы – и в то же время неотъемлемой ее частью.

Все это вместе способно кого угодно излечить от неуверенности и растерянности. Выработанная уверенность в своих силах начинает автоматически проявляться в обычной жизни: человеку становится проще принимать решения, не боясь неудач и смотря с надеждой в будущее.

Для больных, которым чрезвычайно тяжело общаться с людьми, иппотерапия – практически единственная возможность социального самовыражения. Для таких людей лошадь может стать настоящим другом, который всегда выслушает, и – кажется – все понимает. Они могут делиться с лошадьми своими проблемами, планами, идеями.

Лечебный эффект иппотерапии:

  • преодоление вынужденной гиподинамии;
  • развитие силы мышц;
  • восстановление либо улучшение функционирования самых разных систем и органов;
  • социальная адаптация людей с ограниченными физическими возможностями.

Формы проведения занятий лечебной верховой ездой

Иппотерапию можно проводить и в группах, и индивидуально. Для инструктора по лечебной верховой езде обязательно наличие высшего медицинского, психологического либо педагогического образований, прохождение специальных курсов по подготовке инструкторов иппотерапии и, конечно, умение ездить верхом.

Первые пробные занятия длятся совсем недолго – минут десять – пятнадцать. Постепенно продолжительность занятий увеличивается до одного часа.

Периодичность занятий – два – три раза в неделю; курс занимает от полутора месяцев и дольше (все зависит от эффекта терапии и желаний самого пациента). Исцеление от тяжелых форм хронических заболеваний иногда требует не месяцев, а лет регулярной реабилитации.

Чем же иппотерапия отличается от обычных занятий верховой ездой? Езду верхом лечебной делает соблюдение ряда требований:

Иногда пациенты либо их родные боятся, что лошадь, зверь априори свободолюбивый и непредсказуемый, может намеренно либо случайно нанести больному вред.

Это практически невозможно, потому как лошади, работающие с больными людьми проходят строжайший отбор и даже курс обучения.

Поэтому лошадь на занятиях иппотерапией – это, можно сказать, второй инструктор, так же сильно, как и первый, заинтересованный в выздоровлении пациента.

Первый критерий отбора лошадей для реабилитации – по характеру. Животные должны быть спокойными, непугливыми и очень дружелюбными к человеку.

Кроме того, копытные должны быть физически сильными, чтобы для них не составляло труда нести сразу двоих – пациента и инструктора.

Отобранные по этим критериям лошади проходят обучение от года до трех лет – и только после этого допускаются к работе с больными. И, что совершенно естественно, все лошади, занятые в курсах иппотерапии, проходят регулярный осмотр у квалифицированного ветеринара.

Иппотерапия для детей инвалидов с ДЦП:

Кому помогут величественные животные

Показания для назначения иппотерапии:

Существующие противопоказания:

  • тяжелые стадии остеопороза;
  • острая и хроническая формы остеомиелита;
  • гемофилия;
  • тяжелые патологии почек;
  • аллергия на шерсть лошадей.

Слово маме детей с синдромом Дауна

Мы очень хотели детей, но все никак не получалось… бились-боролись-старались четырнадцать лет… И вот у нас родились близняшки Саша и Лиза! Обе – с синдромом Дауна. Долгожданное счастье родительства резко превратилось в кромешный пахнущий лекарствами ад…

Доченьки родились совсем слабенькими… Доктора, больницы, лекарства, массажи, лечебная физкультура, занятия с разными специалистами отодвинули не то, чтобы на второй, а на десятый план всю остальную жизнь. Мы очень горевали, но не прекращали надеяться. И вот начали появляться результаты: дети научились держать головки, смеяться, целоваться! Но девочки никак не «хотели» становиться на ножки…

Лизочка пошла в два с половиной года, а вот Саша перешагнула трехлетие, так и не встав на ножки. И тогда мы записались на занятия иппотерапией. Сначала малышки очень боялись больших фыркающих, машущих гривами и хвостами зверей. Но понемногу привыкли. Сначала Саша ездила на лошади вместе с мамой, а потом согласилась проехаться сама. Это было невероятное счастье! Ребенок был в восторге, а родители не могли сдержать слез! Саша начала ходить примерно через месяц занятий с лошадками.

Алина, 34

Иппотерапия – не просто действенный, а уникально эффективный метод исцеления от целого ряда тяжелых хворей. Занятия с лошадью – это и единение с природой, от которой современные люди так безжалостно оторваны урбанистической действительностью, и оздоровление тела, восстановление его силы и естественной гибкости, и исцеление, пробуждение души.

Понятно, что лошади – это не панацея, занятия иппотерапией обязательно нужно совмещать с выполнением других рекомендаций лечащего врача. И, тем не менее, этот метод лечения помог уже многим людям: как серьезно больным, так и практически здоровым – улучшить свою жизнь, обрести исцеление и душевный покой.

Социальной адаптацией называют процесс освоения или же приспособления одной личностью или целой группой людей к социальной среде, а также к социальным условиям. Что касается иппотерапии, то этот термин обозначает лечение с использованием лошадей. А реабилитация – это восстановление каких-то функций утраченных в результате перенесенного недуга. Каким же образом связаны все эти понятия?

Метод реабилитации, а также социальной адаптации при помощи иппотерапии был разработан специально для того, чтобы человек или же группа людей смогли освоиться в современном мире. Это способ помогает обучиться правильной оценке окружающей обстановки в тот или иной момент времени, без чувства страха, вызванного психологическими комплексами, которые навязали нам люди и само общество.

В чём же суть реабилитации иппотерапией?

Этот метод делает возможным частичное восстановление самых разных функций утерянных из-за каких-то заболеваний – аутизма, ДЦП (детского церебрального паралича), слабоумия, девиантного поведения, сколиоза первой и второй стадии, гипертонической болезни первой и второй стадии, остеохондроза, афазии и других недугов.

Родители детей с отклонениями слышат иногда такие страшные диагнозы и тут же задумываются о методах борьбы с болезнью, ведь все хотят видеть своих малышей максимально здоровыми и счастливыми. Но отношение общества к различным девиациям просто губительно для психического здоровья ребенка. Больной страдает и его преследует ощущение неполноценности, в то время как родители чувствуют себя абсолютно беспомощными. Что же делать в таком случае? Где искать чудо-лекарство, которое поможет стать здоровым?

Иппотерапия – это универсальный метод лечения, он способен оказать психологическую помощь не только лишь больным малышам, но и всем, кто в ней нуждается.

Особенности метода реабилитации, а также социальной адаптации :

Иппотерапией называют целую систему упражнений, при которой лошадь является инструментом, предназначенным для верховой езды.

Процесс общения больного ребенка или взрослого с животным превращается в истинное удовольствие.

Те движения, которые осуществляются во время езды верхом, заставляют всадника очень близко ощущать лошадь, все её шаги и сокращения мышц, ритм сердца и дыхания.

В процессе повторных нагрузок навыки наездника будут только накапливаться и улучшаться. Животное очень четко и послушно отзывается на все знаки и прикосновения, что вызывает у всадника чувство уверенности, заботы и доброты. Благодаря этому пациенты достигают состояния полного душевного равновесия.

Воздействие верховой езды замечательно отражается на состоянии мышц всего организма человека, больной становится собранным, сосредоточенным, обретает правильную осанку и ничем не заменимую уверенность в себе и своих возможностях.

Социальная адаптация включает в себя обязательное общение пациента не только с лошадьми, но и с людьми – коноводом, иппотерапевтом, и другими наездниками. Лечение подразумевает доброжелательную атмосферу, сложившуюся в маленьком коллективе, что позволяет больному высказывать свое мнение, проявлять инициативу и раскрепощаться.

Во время терапии проводят соревнования, продуманные таким образом, что каждый пациент может показать себя, повышая свою самооценку. Помощь коноводам и уход за своей лошадью развивает трудовые навыки.

Иппотерапия является отличным методом профилактики недугов позвоночника – сколиоза и остеохондроза. Это объясняется тем, что во время езды верхом сам наездник создает особое мышечное напряжение, которое позволяет сохранить равновесие и двигаться в такт колебаний, сливаясь с синхронными движениями лошади.

Если всадник будет сопротивляться этому, он попросту упадет или будет постоянно думать о том, как сохранить баланс. Именно поэтому, помимо иппотерапевта и коновода на занятиях присутствуют еще и пара страховщиков. Каждое из движений верховой езды создает определенный вид и направленность нагрузки, что позволяет скорректировать осанку за счет накачивания глубоких мышц спины.

Поначалу социальная адаптация и реабилитация проходит достаточно тяжело, что проявляется в страхах. Больной не может пожаловаться на что-то или рассказать о своих переживаниях, он опасается, что его засмеют или поймут неправильно. Он не может говорить о своих мечтах и раскрывать свою индивидуальность.

Все эти моменты способны формировать стойкие комплексы, и только лечебные упражнения помогают победить все даже дремлющие страхи. В то время как больной выполняет задание, происходит включение всех компенсаторных систем человеческого организма, они медленно просыпаются. Это повышает мышечный тонус и улучшает кровообращение.

Существует достаточно немного противопоказаний к занятиям иппотерапией. Это ломкость костей, гемофилия и почечные недуги. Кроме того нельзя заниматься этим видом реабилитации беременным женщинам и тем, кто болен каким-то инфекционным недугом в острой стадии. Перед тем как приступать к занятиям следует посоветоваться с лечащим врачом.

С каждым годом в России открывается все большее количество иппотерапевтических центров, и находится все большее количество пройти курс такого лечения. Даже у совершенно безнадежных пациентов после занятий наблюдается ощутимый прогресс.