Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Ёж – накрыт к обеду был

Татьяна Ефремова

В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

Поэтому на первый план в нашем детском саду выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп.

Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия. Деятельность по коррекции нарушений зрения осуществляется систематически с учетом рекомендаций врача офтальмолога.

В педагогической деятельности используются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Представленные коррекционные игры и упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями .

Коррекционные упражнения и игры для развития зрительного восприятия.

1. Эффективны для повышения остроты зрения и развития мелкой моторики рук , с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. Например: при сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Эти задания способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

2. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт» .


Ребенку предлагается провести к цели: животных, машинки и др., ведя карандашом или пуговицей по лабиринту.

3. Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур» . Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Нужно обвести контур. Полученное изображение можно вырезать, заштриховать.


4. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения . Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт» .

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения листьев. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).


5. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница» .

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

6. По методике В. А. Ковалева В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером «Флажок», «Рукавичка», «Цветные ладошки» , которым управляет воспитатель, траектории движения флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1-2 минуты.



7. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции , выработку бинокулярного зрения – разработано академиком В. П. Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

8. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Тренажер «Бабочка»

Тренажер «Ладошки»

Тренажер «Маршруты глаз»

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем (указкой) или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется в течение дня.

9. Схема зрительно двигательных проекций – разработана профессором В. Ф. Базарным применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости .

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.


10. «Метка на стекле» (по Э. С. Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости . Упражнения выполняются из положения стоя.

Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле (медленно посчитать до десяти, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и тоже медленно посчитать до десяти.

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла . После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.


12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

В свободной деятельности использую игры на формирование координации в системе согласованного умения «глаз - рука» и коррекцию ее недостатков.

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации.

«Собери из частей целое»

«Выложи из палочек фигуру»

«Мозаика»,


«Собери картинку из геометрических фигур»


фланелеграф «Времена года»


«Кто быстрее»

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;

Повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное состояние и здоровье детей.

Литература:

1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М. И. – М. ,1978.

3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. - Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л. И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

ПриложениеЕжедневный планСРЦ «РОДНИК»

Старшая группа

Коррекционные Упражнения

на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия

детей младшего школьного возраста

1. Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

2. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

4. Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

5. Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

6. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

7. Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

^ 8. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

^ 9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

^ 10. Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно.

^ 11. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

^ 12. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

^ Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»

^ Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях. Детский сад позволяет ещё в совсем юном возрасте приучить ребенка с СДВГ к единым правилам: к чёткому распорядку дня, к обязательным утренним развивающим занятиям и правилам поведения на них, что очень важно для школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционные игры и упражнения с ребенком,

имеющим трудности в обучении

Не смотря на начало совершенно другой - школьной жизни, игровая деятельность продолжает оставаться ведущей в жизни ребенка даже в школе.

Предложенная подборка игр и упражнений направлена на развитие процессов мышления и памяти учащихся начальной школы, имеющим трудности в обучении.

Про таких детей часто говорят «неуправляемый», «ничего не слышит». Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), действительно, невозможно не заметить. Первое – это импульсивность . Дети с СДВГ почти всегда высказываются и совершают поступки, не подумав об их последствиях. Импульсивность мешает им соблюдать этикетные нормы общения (почти всегда много говорят, при этом создается впечатления, что они не умеют слушать, все время перебивают других, часто отвечают на вопросы, не выслушав их до конца.) Это всегда создает дополнительные трудности в школе, где существуют строгие правила поведения ученика по отношению к учителю.

Второе- это нетерпеливость, которая мешает учителю во время урока. Детям трудно дождаться своей очереди в игре или при ответе. Они всеми силами пытаются увильнуть от скучных и надоедливых заданий, требующих предельной сосредоточенности (списывания, решения однообразных математических примеров и тд.).

Третье – это возбудимость. Дети с СДВГ пребывают в постоянном движении, им физически трудно просидеть весь урок. Ребенок вертится на стуле, пытается встать и походить по классу, выбежать к доске, забывая о правилах поведения на уроке.

Игры на развитие слухо - речевой памяти

1 .«Пары слов»

Цель:

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик - машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

2.«Восстанови пропущенное слово».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Ребенку зачитываются 5-7слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); ребенок должен найти ошибку.

4. «Рыба, птица, зверь»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций.

Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.

5. «Повтори и продолжи».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, обогащение и активизация словаря.

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.

Варианты игры : составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный» ит.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

6.«Запомни нужные слова».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо - речевой памяти, объема памяти.

Из предложенных фраз (рассказов)ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.

Я прочитаю небольшой рассказ. А вам надо запомнить всех птиц.

«Тихо иду по тропе. Наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили иволги. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы».

7. «Повтори и продолжи».

Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.

Один ребенок произносит какое-нибудь слово, следующий за ним повторяет это слово и добавляет свое и т.д.

8. «Пиктограммы»

Цель: развитие слухового восприятия, слухо - речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, развитие связного речевого высказывания.

Детям читается текст. Для того чтобы его запомнить, они должны каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). По зарисовкам дети по очереди воспроизводят рассказ.

Игры на развитие зрительной памяти

1.«Шапка-невидимка»

Цель:

В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2 . «Запомни и найди»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Приготовьте таблицы с изображением предметов геометрических фигур. Покажите ребенку на 4-5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.

3.«Запомни фигуры»

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или величины.

5. Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.

6. "Чего не стало?"

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.Игра постепенно усложняется - убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

7. "Шалунишка" Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Учитель пишет на доске различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.

8.Упражнение на срисовывание фигур

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами. Взрослый дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.

Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.

9. Упражнение "Списывание без пробелов"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:

Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.

Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.

Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно - с пробелами.

10. "Что изменилось"

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.

Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?

11. Упражнение "Вставь пропущенные слова"

Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.

Ребенок читает один раз небольшой текст.

Например: Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.

После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.

Например: Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.

Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.


Задачи:

Развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, координацию движений, выносливость, скоростно -силовые качества;

- закреплять навыки в беге, перешагивании, ходьбе, прыжках;

- формировать интерес, потребность и осознанное отношение к занятиям физическими упражнениями;

- создавать условия для позитивного взаимодействия со сверстниками.

Оборудование: мячи большие, мячи малые, канат, воздушные шары, мешки, наклонные гимнастические доски.

Атрибуты: эмблемы для участников, медали, воздушные шары для украшения зала.

(звучит песня «Вместе весело шагать», дети входят в празднично

украшенный зал в спортивной одежде и выстраиваются в две шеренги)

Ведущий: Проводить соревнования можно и в шутку и всерьез. Вот в чем

секрет:

- Никогда не унывай! Спорту руку подавай!

Внимание! Внимание! Приглашаем на соревнование!

Приглашаем всех на спортивный праздник! Предлагаю взять с

собой быстроту, находчивость, смелость.

К нам прибыли две команды: «Молодцы» и «Удальцы». Давайте

поприветствуем их.

(дети читают стихотворения)

1.Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать,

Как здоровым стать.

2. В мире нет рецепта лучше-

Будь со спортом неразлучен.

Проживешь сто лет

Вот и весь секрет!

3.Приучай себя к порядку-

Делай каждый день зарядку.

Смейся веселей,

Будешь здоровей!

Ведущий: - Сегодняшнее соревнование будет судить жюри в сле дующем составе (представляю членов. За каждую выигранную эстафету – одно очко. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

Разминка

(Каждая команда выкладывает свою эмблему на доске)

Эстафета 1

« Бег в мешках» - дети поочередно скачут в мешках до финиша

« Попади в цель» - дети бросают малые мячи в цель

(жюри подводят итоги первой эстафеты и разминки)

(звучит музыка и в зал « влетает» Карлсон)

Карлсон: - Привет, ребятишки: девчонки и мальчишки! Я за вами давно

наблюдаю. Как у вас хорошо получается - баловаться! Я тоже

люблю баловаться, кувыркаться и есть варенье.

Ведущий: - Здравствуй, Карлсон! Ребята не балуются – они занимаются

спортом.

Карлсон: - А как это - заниматься спортом?

Ведущий: - Сейчас тебе это покажут ребята- участники соревнований.

Эстафета 2

«Кто быстрее» - дети парами, взявшись за руки, бегут, неся воздушные

шары к финишу, обегают кубик и возвращаются к команде.

«Кто быстрее съедет с горки» - дети поочередно съезжают по наклонной

скамье вниз и возвращаются к команде.

(жюри оценивает результат второй эстафеты)

Карлсон: - Я вот с собой принес вкусное клубничное варенье и загадки о спорте.

Эстафета 3

«Смекалка»

1.Его пинают, а он не плачет,

Его бросают – назад скачет. (мяч)

2.Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем.

Только лучше правь рулем. (велосипед)

3.Когда апрель берет свое,

И ручейки бегут звеня.

Я прыгаю через нее,

А она через меня. (скакалка)

4.Ростом мал – да удал

От меня ускакал (мяч)

Ведущий: - Пока члены жюри оценивают результаты эстафеты я предлагаю командам помериться силой.

Эстафета 4

«Кто сильнее»

(команды перетягивают канат)

Карлсон: - Молодцы у нас ребята!

Сильные и смелые,

Ловкие, умелые.

Ведущий: - Есть у нас одна игра,

Вам понравиться она!

Выходите на площадку,

Стройтесь дружно по порядку!

Эстафета 5

«Передай мяч»

(команды строятся в две колонны и передают мяч сначала над головой,

затем между ног)

Ведущий: - А сейчас предлагаю жюри подвести итоги эстафеты и приглашаю команды для торжественного награждения.

Ведущий: - Чтобы стать сильными и ловкими надо каждый день делать

зарядку и много, упорно заниматься спортом.

(дети читают стихотворения о спорте)

1.Кто с зарядкой дружит смело,

Кто с утра прогонит лень

Будет смелым, и умелым,

И веселым каждый день!

2. Спорт,ребята,очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим:

Спорт –помощник,

Спорт – игра.

Всем участникам –

(все дети) физкульт –ура!

Карлсон: - До свиданья, детвора!

Улетать уж мне пора.

Здоровья вам виноградного,

Настроения шоколадного,

Радости клубничной,

Улыбки земляничной!

Вот вам варенье клубничное к чаю!(улетает)

Ведущий:- Славно мы повеселились,

Очень крепко подружились,

Поплясали,поиграли,

Все вокруг друзьями стали.

Со спортом дружите,

Прыгайте, бегайте.

И тогда скука вам будет нипочем.

Мы праздник заканчиваем и вам пожелаем

Здоровья, успехов и счастья во всем!

(дети под веселый спортивный марш уходят из зала

Курсы лечебной физкультуры

Обучение физическим упражнениям и последующая тренировка больного – это педагогический процесс, однако его успех зависит не только от квалификации инструктора ЛФК. Чрезвычайно важным являются активное участие самого больного, его сознательное отношение к применению средств ЛФК, что играет большую роль в достижении конечного результата. И этим лечебная физическая культура существенно отличается от других средств лечения и реабилитации.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным средством, воспитывающим у больного сознательное отношение к применению физических упражнений, а так, же активное участие в лечебном и реабилитационном процессах, в основе которого лежит обучение физическим упражнениям. ЛФК показана почти при всех заболеваниях и травмах.

Основными средствами в лечебной физической культуре являются:

Физические упражнения;

Природные факторы (солнце, воздух, вода);

Лечебный массаж;

Двигательный режим.

Предлагаем комплексы упражнений наиболее часто встречающихся заболеваний:

1 . Разминка на 19 дней при ДЦП

Упражнения на валике или мяче.

Комплекс упражнений на спине;

Комплекс упражнений на животе;

Упражнения на мяче;

Для развития опорной функции стоп: рефлекторные упражнения;
- Упражнение на 19 дней при ДЦП.

2 .Примерный комплекс специальных упражнений для бронхиальной астмы.

3 .Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей, страдающих ожирением (вводный период).

4 . Корригирующие упражнения для нормализации осанки.

5 . Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ):

ФМ для улучшения мозгового кровообращения;

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук;

ФМ для снятия напряжения с мышц туловища.

6 . Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности для учащихся с нарушениями формирования свода стопы

7 . Упражнения используемые при сколиозах

8 . Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

9 . Упражнение для укрепления «мышечного корсета»:

Для мышц спины;

Для брюшного пресса;

Для боковых мышц туловища.

Ожидаемые результаты : повышение социальной адаптации и социально – средовой ориентации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

^ Оценки эффективности программы: Результативность работы реабилитационных курсов.

Активное участие ребёнка в мероприятиях.

Свободное, заинтересованное общение детей друг с другом.

Результаты сравнительного исследования, степень совпадения ожидаемого и реального результата.

Приложение № 5

Занятия инструктора по ЛФК

Разминка на 19 дней при ДЦП

На шведской стенке или на стуле с лестницей вместо спинки.

    Зафиксировать руки ребенка на перекладине лестницы на уровне груди, ноги поставить ровно. Поднять правую ногу на первую ступеньку и опустить, затем поднять левую ногу на первую ступеньку и опустить. (Начинать с 5 – 7 раз, затем увеличивать до 10).

    Исходное положение - Зафиксировать руки ребенка на перекладине лестницы на уровне груди. Поднять правую руку на перекладину выше, затем поднять правую ногу на первую ступень лестницы. Поднять левую руку на ступень выше, затем поднять левую ногу. Подняться на 3 ступени. Затем спуститься: опустить сперва правую руку, затем правую ногу, после левую руку, затем левую ногу.

    Зафиксировать руки ребенка на перекладине лестницы на уровне живота. Поставить ребенка спиной к себе и фиксировать колени. Ноги фиксировать рукой в коленном суставе, следить за тем, чтобы стопы стояли ровно. Приседание.

    Исходное положение – встать ровно, ноги прямые, руки вдоль туловища. Поставить ребенка спиной к себе и фиксировать колени. «Наклоны вперед».

    Исходное положение – встать ровно, ноги прямые. Переставной шаг влево и вправо до 12 раз.

^ Упражнения на валике или мяче.

Комплекс упражнений на спине.

Первая неделя.

    И.п. на спине, на валике. Круговые вращения в плечевом суставе по часовой стрелке и против. Тоже другой рукой (следить за положением головы и туловища)

    И.п. на спине, на валике. Сгибание и разгибание правой руки в локтевом суставе, голова повернута вправо. Тоже другой рукой, круговые вращения рук в локтевом суставе.

    И.п. на спине, на валике. Сгибание и разгибания руки в лучезапястном суставе. Поочередно левой и правой руки.

    Отведение большого пальца в сторону.

    Поворот ладошек вверх и вниз.

    И.п. на спине, на валике. Руки вытянуть вперед, наклонять валик вперед так, чтобы кисти рук касались пола, фиксировать раскрытую ладошку на полу 5- 10 секунд, затем вернуться в и.п.

    И.п. на спине, на валике. Руки в стороны ладонями вверх, ноги вытянуть:

    Поворот вправо, левой рукой коснуться правой руки

    В исходное положение

    Поворот влево, правой рукой коснуться левой руки

    В исходное положение. Присаживание с опорой на локоть, затем на кисть.

Комплекс упражнений на животе

    И.п. на животе, на валике. Руки вытянуть вперед, наклонять валик вперед так, чтобы кисти рук касались пола, фиксировать раскрытую ладошку на полу 5- 10 секунд, затем вернуться в и.п.

    Исходное положение на животе. Руки под грудью, ноги прямые имитация руками «Брассо».

    Исходное положение на животе «Бокс».

    Исходное положение на животе «Рыбка».

    Полуотжимание.

    И.п. (см п.1)

    Поднять голову, коснуться подбородком груди

    В исходное положение

    Поворот головы вправо и влево

Упражнения на мяче

вторая и третья неделя.
1. И.П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться по мячу вперед и вернуться назад в И.П.

2. И.П. лежа животом на мяче, руки с опорой на пол. Катание на животе вперед-назад, перебирая по полу руками. Вернуться в И.П.

3. И.П. лежа животом на мяче, опора на ноги. Круговые вращения на мяче, перебирая по полу ногами – в одну и другую сторону.

4. И.П. «верхом» на мяче. Качание из стороны в сторону, с поочередной опорой на каждую стопу.

5. И.П. боком на мяче, опираясь одной рукой на пол. Взрослый поддерживает. Катиться вперед-назад, перебирая опорной рукой по полу.

6. И.П. лежа спиной на мяче, взрослый поддерживает за руки. Ребенок выполняет подтягивание корпуса вперед с помощью рук. Вернуться в И.П.

7. И.П. стоя перед мячом. Катание одной ногой мяча, стопа находится сверху. Спину держать прямо. Повторить другой ногой.

8. И.П. сидя на мяче. Выполнить повороты туловища в стороны. Спина прямая.

9. И.П. сидя на мяче. Выполнить наклоны в стороны, опираясь поочередно на каждую стопу.

^ Для развития опорной функции стоп: рефлекторные упражнения

Указательным и средним пальцами захватите ступни, а большим пальцем нажмите на подошву у основания пальцев – это вызывает сгибание стопы. Затем проведите с нажимом по внутреннему краю стопы к пятке и по наружному краю – к мизинцу происходит разгибание стопы.

Точечный массаж стопы: надавить кончиком пальца в месте перехода тыла стопы в голень. Это вызывает тыльное сгибание стопы.

^ Упражнение на 19 дней при ДЦП

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнение на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

^ Примерный комплекс специальных упражнений

для бронхиальной астмы.

    И.п. – о.с. Медленно поднять руки в стороны – вдох; опуская руки, сделать продолжительный выдох с произнесением звука «ш ш ш».

    И.п. – стоя, обхватить руками нижнюю часть грудной клетки. Сделать вдох; на выдохе, слегка сжимая грудную клетку, протяжно произносить «ж».

    И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, кисти на грудной клетке (пальцы обращены вперед), выполнить отведение локтей в стороны – назад, толчкообразно нажимая кистями на ребра и произнося звук «О».

    И.п. – то же, но равномерно отвести плечи назад – вдох свести плечи – выдох.

    И.п. – сидя, руки на поясе, отвести правую руку в сторону – назад с поворотом туловища направо – вдох; вернуться в и.п. – продолжительный выдох. То же, но в левую сторону.

    И.п. – стоя, ноги на ширине плеч; руки разведены в стороны, на уровне плеч и максимально отведены назад. На счет раз сделать вдох; на счет два – руки быстро скрестить перед грудью, чтобы локти оказались под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по спине, выше лопаток, - выдох.

    И.п. – лежа на спине; руки, согнутые в локтях, подложить под поясницу. На вдохе прогнуть спину с опорой на затылок и локти; на выдохе вернуться в и.п.

    И.п. – то же, но руки вдоль туловища. Развести руки в стороны – вдох; подтянуть одно колено к груди, обхватив его руками, - медленный выдох. То же, но с другой стороны.

    И.п. – то же, но делать вдох; поднимая туловище, наклониться вперед, коснувшись лбом коленей (руками тянуться к пальцам ног), - медленный выдох.

    И.п. – то же, но поднять прямые ноги вверх – вдох; опуская ноги, сесть – выдох.

    И.п. – то же, но плотно обхватить кистями нижнюю часть грудной клетки – вдох; на выдохе сжать грудную клетку руками.

    «Диафрагмальное дыхание». И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях; одна рука лежит на груди, другая на животе. На вдохе брюшная стенка поднимается вверх вместе с рукой; рука, лежащая на груди, остается неподвижной. На выдохе живот втягивается; лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох – через нос, выдох через рот (губы сложены трубочкой).

    И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища, выполнять поочередное приподнимание прямых ног вверх: поднять ногу вдох, опустить – выдох, то же, но другой ногой.

    И.п. – упор лежа на животе; руки согнуты в локтях на уровне груди. Разгибая руки, приподнять верхнюю часть туловища и прогнуть спину – вдох; вернутся в и.п. – выдох.

    И.п.- лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять вверх прямые руки и ноги – вход; задержать дыхание и вернуться в и.п. – медленный выдох.

    И.п. – о.с. Поднять надплечья; затем, расслабив мышцы,опустить их.

    И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, соединить лопатки. Затем расслабить мышцы плечевого пояса и спины и слегка наклониться вперед.

    И.п. – сидя, руки на поясе, расслабить мышцы правой руки и опустить руку. Расслабить мышцы левой руки и опустить. Расслабить мышцы шеи и наклонить голову вперед.

^ Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей, страдающих ожирением (вводный период).

    Ходьба с высоким подниманием коленей, переходящая в легкий бег на месте. Затем снова ходьба с постепенным замедлением темпа. Дыхание равномерное.

    И.п. – ноги на ширине ступни. Наклонить голову вперед и коснуться подбородком груди. Затем отклонить голову назад до отказа.

    И.п. – ноги на ширине ступни, руки в стороны. Круговые движения прямыми руками сначала в одну, затем в другую сторону.

    И.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять обе руки с выпрямленными пальцами, поднять правую руку выше левой (сорвать яблоко), затем наоборот. Вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

    И.п. – ноги шире плеч, руки на поясе. Повороты туловища с отведением вытянутой руки в сторону – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

    И.п. – ноги шире плеч, руки свободно опущены. Наклоняясь вперед, скользить ладонями по ногам вниз – выдох, выпрямляясь в и.п. – вдох.

    И.п. – ноги вместе, руки на поясе, Приседая на носках и разводя колени в стороны, развести руки в стороны – вдох, а выпрямляясь, вернуться в и.п. – выдох.

    И.п. – сидя на стуле, ноги шире плеч, руки на коленях. Развести руки в стороны – вдох, пружинистый наклон вперед – достать руками пальцы ног – выдох.

    И.п. – сидя на стуле, прогнуться, руки заложить за голову – вдох, руки свободно опустить, голову наклонить на грудь – выдох.

    И.п. – лежа на полу на спине, поднять прямые ноги до вертикального положения. Темп медленный, дыхание произвольное.

    И.п. – ноги вместе, руки согнуты в локтях. Бег на месте 15-30 сек, затем переход на ходьбу, постепенное замедление шага.

(основной период)

    Ходьба с высоким подниманием коленей, переходящая в легкий бег на месте. Затем ходьба с постепенным замедлением темпа. Дыхание произвольное.

    И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Круговые движения головой вправо – влево. Дыхание произвольное.

    И.п. – ноги вместе, руки согнуты в локтях. Поднимая руки вверх, отставляя ногу на носок, поднять голову и прогнуться – вдох, сгибая руки, вернуться в и.п. – выдох.

    И.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, энергично втянуть живот, затем расслабить его. Дыхание произвольное.

    И.п. – поставить одну ногу впереди другой на расстоянии большого шага и согнуть ее в колене, руки поднять вверх. Несколько наклоняя туловище и одновременно опуская руки вперед, отвести их назад – выдох, выпрямляя туловище, поднять руки вверх – вдох.

    И.п. – лежа на полу, руки в стороны. Быстро поднять ноги вертикально вверх, а затем, разводя ноги врозь, медленно опускать их в стороны, касаясь пола. Дыхание произвольное.

    И.п. – лежа на полу, руки под головой. Вдохнуть и поднять ноги до прямого угла, не отрывая таза от пола. Затем медленно опуская ноги, делать ими кругообразные движения в тазобедренных суставах внутрь или наружу – выдох.

    И.п. – сидя на полу. Наклонить туловище вперед, руками стараясь обхватить ступни. Дыхание произвольное.

    И.п. – лежа на спине. На живот положить легкую игрушку. При вдохе приподнимать игрушку, при выдохе опускать. Статическое диафрагмальное дыхание.

Упражнения для улучшения осанки

1. И. п. - стойка у стены в положении правильной осанки. Сделав шаг вперед, сохраните позу в течение 2-3 с. Вернитесь в и. п. Проверьте осанку. 8-10 раз.

2. И. п. - то же. Шаг вперед, руки в стороны. Присядьте, руки вперед. Сидя же, переведите руки в стороны, опустите вниз. Вернитесь в и. п. Следите за сохранением правильного положения головы, плеч, живота, таза. 8-10 раз.

Выполняя упражнения 1 и 2, на голову можно положить книгу.

3. И. п. - сидя на стуле. Поднимите руки в стороны - вверх, сведите лопатки. В этом положении согните руки, положите ладони на лопатки как можно ниже. Локти максимально разверните. Вернитесь в и. п. 10-12 раз.

4. И. п. - о. с. Правая рука вверху, левая внизу. Согните руки в локтях и постарайтесь соединить пальцы обеих рук за спиной в замок. Вернитесь в и. п. Повторите упражнение, меняя положение рук. 6-8 раз с каждой руки.

5. И. п. - о. с. На каждый счет подавайте вверх плечи вперед и назад. 10-15 раз.

6. И. п. - сидя на краю стула. Руками обопритесь о сиденье, локти отведены назад. Сильно прогнитесь в грудной части позвоночника, голову назад. Вернитесь в и. п. 10 раз.

7. И. п. - стойка на коленях с опорой на руки, голова опущена. На счет раз - прогнуться, голову вверх, старайтесь сильнее напрячь мышцы поясницы. На счет два - согнуть спину, голову вниз. 10-15 раз.

8. И. п. - о. с. Положите на голову книгу и ходите по комнате с различными движениями рук (в стороны, вперед, вверх) с легкими и глубокими приседаниями.

^ Цель: Обеспечение необходимой информацией, родителей имеющих детей с отклонениями в физическом развитии.

Задачи: 1. С помощью лечебной физической культуры, укреплять и сохранять здоровье на должном уровне.

3. Контролировать состояние здоровья и проводить нормативные тесты.

^ Инвентарь и оборудование: Гимнастические палки, гимнастические бинты и стулья, гимнастическая скамейка, мешочек с песком, гимнастический коврик.

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

    Исходное положение (И.п.) – сидя на стуле. 1-голову наклонить направо, 2-и.п., 3-голову наклонить налево, 4-и.п., 5-голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6-и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

    И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 4 – 5 раз. Темп медленный.

^ ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

    И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслаблено опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3 - 4 раза. Темп средний.

    И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

    И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

^ ФМ для снятия напряжения с мышц туловища

    И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

    Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

    Ходьба обычная, следя за осанкой.

    Ходьба на носках, руки за головой.

    Ходьба на пятках, руки на поясе.

    Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения стоя

    Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернутся в исходное положение (основная стойка - выдох). То же самое другой ногой.

    Ноги на ширине плеч, руки на поясе, 1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3-4 – исходное положение – выдох.

    Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в исходное положение.

    Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

    Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

    «Мельница». Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).

    Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

    Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в исходное положение – выдох.

    Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

    Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Упражнение с палочкой

    Поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или назад.

    Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 – поднять руки с палочкой вверх – вдох, 2 – опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена – выдох, 3-4 – другой ногой.

    Ноги на ширине плеч, палочка на груди: 1 – поднять палочку вверх; 4 – исходное положение.

    Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка: 1 – руки с палочкой на грудь, одно колено к животу; 2 – руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом); 3 – повторить первое положение; 4 – исходное положение, то же с другой ноги.

    Палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются.

    Палочка лежит на полу. Перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе.

    Ходьба по палочке приставным шагом (носки и пятки касаются пола).

Упражнение с резиновым бинтом

    Стоя на бинте, кисти с бинтом на поясе, самовытяжение (макушкой тянуться вверх).

    Стоя на бинте, ноги на ширине стопы, руки опущены, в руках бинт. Поднимание прямых рук через стороны вверх (бинт натянут) с последующим опусканием рук.

    Исходное положение стоя на бинте, ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад (бинт на лопатках вертикально).

    Приседание на носках, стоящих на бинте, с разведением коленей и подниманием прямых рук вверх.

    Бинт на груди (один или два слоя). Растягивание бинта на груди с отведением локтей в стороны и сведением лопаток.

Примечание. Для создания хорошего мышечного корсета целесообразно применять упражнения в исходном положении лежа:

а) на спине (для укрепления мышц брюшного пресса);

б) на животе (для укрепления мышц спины);

в) упражнения с отягощением (лежа) гантели; резиновый бинт, гимнастическая палочка.

^ Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности для учащихся с нарушениями формирования свода стопы

(осуществляется в домашних условиях под контролем родителей)

    Необходимо каждый день дома делать гигиеническую ножную ванну (36-37˚).

    Необходимо выработать походку без сильного разведения стоп.

    Полезно ходить босиком по рыхлой почве, песку.

    Лицам с наклонностью к плоскостопию следует избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными стопами), переноски тяжестей.

    При необходимости длительного стояния полезно перенести на некоторое время нагрузку на наружный край стопы.

Самомассаж ног рекомендуется производить при проявляющемся чувстве утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени или стопе. Массируют преимущественно внутреннюю поверхность голени и подошвенную поверхность стопы. Массаж голени производится в направлении от голеностопного сустава к коленному, а массаж стопы – от пальцев к пяточной области. На голени применяется прием поглаживания, растирания ладонями и разминания, на стопе – поглаживания и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев).

^ Упражнения используемые при сколиозах

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

    И.П. ребенка – стоя. Правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.

    И.П. ребенка – лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в исходное положение.

    И.П. то же. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

^ Упражнение для укрепления «мышечного корсета»

Для мышц спины

    И.П. ребенка – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать принятое положение о команде.

    И.П. то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам.

    И.П. то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны сжимать и разжимать кисти рук.

    И.П. то же. Руки под подбородком. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

    И.П. то же. Руки под подбородком. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их до 10-15 счетов.

    И.П. то же. Попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание мяча партнеру и ловля с сохранением приподнятого положения головы и надплечий.

Для брюшного пресса.

И.п. лежа на спине, поясница, прижата к опоре(для всех упражнений).

1. Сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно.

2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

3. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу «велосипед».

4. Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.

Для боковых мышц туловища.

    И.п. о.с. Поднять левую руку вверх, а правую руку отвести назад, то же с переменой рук.

    И.о. О.с. Упражнение «насос».

    И.п. О.с. Пружинящие наклоны попеременно в разные стороны.

    И.п. лежа на животе. Прогибание спины. Левая рука вверх, правая назад. Затем поменять руки.

    И.п. лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и отпускать левую ногу, то же, лежа на другом боку.

    И.п. сидя на четвереньках. Прогибание спины. Левая рука вверх, правая нога вытягивается назад. Повторить со сменой руки и ноги.

^ Оценка эффективности.

Укреплять и сохранять здоровья, контролировать состояние здоровья. Два, три раза в год проходить курс лечебной физкультуры, а при необходимости и более.

Приложение № 6

Массаж

ПЛОСКОСТОПИЕ

Задачи массажа. Способствовать укреплению мышц свода стопы, снять имеющееся утомление в отдельных мышечных группах, стремиться уменьшить болевой синдром. Восстановить функцию стопы, ее рессорные свойства.

Методика. Положение больного - лежа на животе, затем на спине. Начинают массаж с области бедра, затем массируют голень и голеностопный сустав. Применяют приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибра­цию. Особое внимание следует уделять передней и задней поверхностям мышц голени, затем непосредственно сво­дам стопы. Используют приемы: растирание, надавлива­ние, сдвигание. Массаж необходимо сочетать с корриги­рующей гимнастикой, специальными упражнениями на развитие - такими, как езда на велосипеде, педали кото­рого имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы. Полезны также плавание, ходьба по песку, гальке, лазание по канату, специальные упражнения - сжимание пальцев стопы в «кулак», хлоп­ки подошвами, перекладывание стопой мелких предметов, сжимание стопой резиновой груши, поднимание мяча, медицинбола, различные виды ходьбы с акцентом на установку стоп. В конце массажа следует сочетать пассивные и активные движения. Продолжительность процеду­ры - 10-15 мин.

Курс лечения - 12-15 сеансов, желательно их про­водить через день.

Необходимо помнить, что плоскостопие будет про­грессировать, если не принимать никаких мер, но этого можно избежать и даже в запущенных случаях полнос­тью излечить. У детей обычно плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому с целью предупреждения развития более тяже­лой деформации необходимо периодически осматривать стопы детей и при обнаружении признаков плоскостопия обращаться к врачу.

^ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Задачи массажа. Способствовать расслаблению гипер­тонуса мышц, седативное действие на гиперкинезы от­дельных групп мышц; стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц; снижение вегетативных и трофических расстройств; улучшение обшего - ребенка и улучшение

В зависимости от формы заболевания специалист по лечебному массажу выбирает наиболее эффективный вид массажа. Так, для расслабления мышц применяют такие приемы, как поглаживание, сотрясение, валяние, легкая вибрация лабильная. С целью стимуляции отдельных мышечных групп используют глубокое непрерывистое и прерывистое поглаживание пальцами, гребнями, растира­ние с отягощением, гребнеобразное, поколачивание, щип- цеобразное разминание, штрихование, строгание.

При проведении сегментарного массажа применяют все приемы паравертебрального воздействия. План масса­жа строится по общему варианту воздействия: спина, воротниковая зона, окололопаточная область, верхние конечности, нижние конечности. Массаж рук и ног всегда начинают с вышележащих областей, т. е. плечо, предплечье, кисть и бедро^ голень, стопа.

Основное в проведении массажа - использовать все приемы избирательно, с учетом клинических особенно­стей состояния больного. Следует применять все специ­альные медикаментозные средства и проводить тепловые процедуры до массажа, при всех разновидностях масса­жа - учитывать возможную позу больного. Курс клас­сического массажа - 25-30 процедур, сегментарного массажа - 10-15, линейного - 10-15, а точечного - 20-25 процедур. Все виды массажа необходимо сочетать со специальными упражнениями в процессе индивидуаль­ных занятий с ребенком.

^ СКОЛИОЗ

Задачи массажа. Повышение общего тонуса организ­ма; нормализация функциональных возможностей сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование правильной осанки; способствование укреплению мышц туловища, выработке мышечного корсета.

Положение больного - лежа на животе (массажист стоит справа), лежа на спине (массажист слева от больного) или лежа на противоположной стороне груд­ного сколиоза (массажист за спиной - сзади). При двойном искривлении позвоночника в разных отделах методику делят (условно) на 4 части, в каждом конкрет­ном случае подходят дифференцированно.

Методика. Больной лежит на животе, массажист стоит со стороны грудного сколиоза (рис. 179). Вначале проводят общие поглаживания всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глаже­ние), затем осуществляют седативное, расслабляющее воздействие на верхнюю часть трапециевидной мышцы (поглаживание, растирание пальцами - круговое, вибра­ция лабильная непрерывистая), делают растирание, раз* минание, вибрацию на возвышении в области грудного сколиоза (гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мыш­цам спины); все приемы с целью тонизирования, стиму­ляции проводить локально. После этого массируют область поясничной вогнутости (все приемы на расслаб­ление, растягивание, воздействовать седативно - погла­живание, растирание, вибрация только лабильная, непре­рывистая).

Больной поворачивается на левый бок. В этом положе­нии используют приемы оттягивания за правый подвздош­ный гребень. После этого больной ложится на живот. Продолжают массаж области сколиоза в поясничном отделе, в области выпуклости (все приемы стимуляции, тонизирования - разминание, вибрация прерывистая, все разновидности для укрепления мышечного валика). Затем осуществляют расслабление и растягивание подлопаточ­ной области (левой лопатки), обращая внимание на меж- реберья (граблеобразное поглаживание, растирание, виб­рация лабильная), оттягивание левого угла лопатки от вогнутости позвоночника, стимуляция и тонизирование надплечья, мышц над левой лопаткой, верхней части трапециевидной мышцы (растирание, разминание, вибра­ция прерывистая, а также ударные приемы).

Больной переворачивается на спину. В этом положении проводят массаж передней поверхности грудной клетки.

В подключичной и надключичной областях, а также в области грудных мышц слева все приемы используются с целью стимуляции, укрепления мышечного корсета (растирание, разминание, вибрация прерывистая, удар­ные приемы). В области переднего реберного горба (выпячивания) проводятся приемы с надавливанием на

эту область с движениями кзади, выравниваниями; массажные манипуляции с целью стимуляции, тонизиро­вания. На передней брюшной стенке, брюшном прессе выполняются все приемы стимулирования, тонизирова­ния (растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная). На верхнем отделе грудных мышц справа делают все приемы на расслабление и оттягива­ние плеча назад, выравнивая плоскости уровней надпле- чий. Завершают массаж общим поглаживанием всей спины, надплечий.

Методические указания. В области запавших ребер и мышц не применять приемы жесткого надавливания. Стре­миться в методике к созданию симметрии тела. Использо­вать приемы пассивной коррекции. При практическом навыке специалист по массажу может одновременно мас­сировать отдельные области, применяя приемы как стиму­ляции, так и расслабления. Данный вид массажа является важным корригирующим методом и дополнительным ме­тодом в комплексе с другими видами лечения. Время процедуры - 20-30 мин. Курс лечения - 20-25 про­цедур.

Медлительность не является каким-то недугом или недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям и их родителям.

Однажды стала свидетелем такой картины в раздевалке у второклашек. Растерявшийся мальчуган пытается одеться, а нависающая над ним раздраженная мама грозно кричит: «Ну что же это такое, что же ты копаешься?! Все уже ушли, а ты как всегда… Так, ещё две минуты, и я ухожу!». Вконец испуганный мальчик, теперь даже не способный попасть ногой в сапог, начинает плакать навзрыд, чем окончательно доводит маму до изнеможения. Печально, не правда ли?..

Медлительность является особенностью развития нервной системы, которая, однако, если приложить старание, в детском возрасте поддается коррекции. Необходимо тренировать подвижность нервных процессов у медлительных детей. Существует множество различных общеизвестных игр для тренировки медлительных детей.

В рамках данного материала сделана попытка систематизировать игры и упражнения для развития подвижности нервных процессов, успешно использующиеся в нашем образовательном учреждении, в частности на уроках физической культуры в начальных классах.

I. Игры со сменой темпа движений
Название игры Содержание

«Бегу-иду-гуляю»

Дети идут по кругу, меняя скорость движения по определенным заранее сигналам учителя (ведущего). Ходьба - бег - медленная ходьба.

«Догони соперников»

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу учителя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает.

«Хлоп - топ»

В этом упражнении детям необходимо хлопать в ладоши, топать с разной скоростью, меняя темп по сигналу учителя.

«Весёлые пальчики»

В этом упражнении дети должны сгибать и разгибать пальцы рук в определенном темпе вслед за учителем.

«Открой - сожми»

Учащиеся держат руки, сжатые в кулаки, перед собой, а потом со словами: «Открой окна, впусти свет» - резко разжимают пальцы.

II. Игры с максимально быстрыми движениями

«Передай мяч»

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

«Переложи мяч»

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу учителя быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

«Принеси флажок»

Дети стоят в одном конце зала, а и другом его конце поставлены стойки (по числу играющих детей), на которых лежат флажки. По сигналу дети бегут к стойкам, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему «забегу».

«Оттолкни – повернись – поймай»

Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу учителя дети меняются местами.

«Обмоталочки» -1

Берется длинная веревка, не менее 5 м, ее середина помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу учителя дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок. Можно наматывать веревку не вокруг пояса, а на запястье руки.

«Обмоталочки» -2

Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу учителя каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.

На полу зала проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступая от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены. Можно усложнить игру, увеличив количество бросков мяча о стену.

«Мяч словить, не уронить»

У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша, расстояние до которого – 5-8 м

III. Игры для развития внутреннего торможения

Эстафеты

(Направлены напрямую на тренировку запаздывательного торможения: дети делятся на две-три группы, первые (капитаны) от групп (команд) бегут первую дистанцию, их сменяют вторые, бегущие вторую дистанцию и т. д. Здесь возможны самые различные варианты, важно, что каждый следующий ожидает своей очереди в конце дистанции, т. е. тренирует запаздывательное торможение.)

Бежать, ведя мяч перед собой

Бежать, ведя мяч перед собой; добежав до стены, отбить мяч о стену 5 раз и вести мяч обратно следующему участнику команды.

Бежать, ведя змейкой деревянный кубик с помощью хоккейной клюшки.

Бежать, отбивая палкой воздушный шарик, не давая ему упасть на пол.

Бежать (прыгать) с зажатым между ног воздушным шариком (мячом).

Ползти, двигая шарик для настольного тенниса, подув на него.

Бежать, держа во рту ложку с шариком для настольного тенниса.

«Лыжники». Пройти дистанцию как лыжник, используя за лыжи два кусочка ткани.

«Бабки-ёжки». Пробежать дистанцию, надев юбку, косынку и зажав между ног метлу (длинную палку). Эстафета передается одеванием следующего участника (сам себя ребенок не должен одевать).

«Уборка». Участник встает одной ногой в ведро, придерживая его рукой, в другой руке – швабра. В таком положении он преодолевает дистанцию, толкая впереди швабры маленький предмет «мусор», и передает свои атрибуты следующему.

«Зеркало»

В этой игре учащиеся будут зеркалом, то есть будут повторять все движения стоящего напротив учителя (ведущего). Учитель делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Дети повторяют их в точности, с такой же скоростью.

«Запрещенное движение»

Дети стоят лицом к учителю (ведущему). Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает учитель (ведущий). Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Игроки без места»

Все дети, кроме одного (водящего), садятся продольно на гимнастические скамейки, установленные в один ряд, и рассчитываются на первый – второй, образуя две команды. Водящий стоит перед ними и показывает разные движения (хлопки в ладоши, наклоны вперед, сгибание и разгибание ног и т.п.), которые повторяют вслед за ним сидящие на скамейках. Перед началом оговариваются запрещенные движения для каждой команды. Например, для первой команды запрещенным является движение «руки вверх», а для второй – «Руки вперед». Игроки внимательно следят за действиями водящего. Как только он покажет одно из запрещенных движений, игроки соответствующей команды быстро встают, бегут вдоль скамеек, причем вместе с ними бежит водящий, обегают их, возвращаются и садятся на свободные места. Тот, кто остался без места, становится водящим. Игра повторяется 3-5 раз. По окончании отмечаются игроки, которые ни разу не остались без места.

«Замри»

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий. Музыку можно заменить сигналом учителя (свисток, хлопок).

«Замена»

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает учитель (ведущий). Затем выбирается одно движение, которое нужно заменить на другое движение. Например, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает – присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения.

«Делай наоборот»

Учитель, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания.

Затем задания меняются. Услышав «Быстрей!» – дети должны замедлить темп, «Медленней!» – напротив, убыстрить его, «Тише!» – хлопать и топать как можно громче, «Громче!» – хлопать и топать как можно тише.

«Зеваки»

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу учителя (это может быть свисток, хлопок или какое-то слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

«Простая арифметика»

Дети строятся в шеренгу по одному. Учитель (ведущий) называет одно за другим различные числа, а учащиеся после каждого числа называют следующее по порядку. Если в этом числе окажется «0», следует поставить руки на пояс, если «00» - вытянуть руки вперед, «000» - присесть. Например: 29/30 – руки на пояс; 99/100 – руки вперед; 1999/2000 – приседание. Отмечаются игроки, допустившие меньше ошибок. Это упражнения также направлено на развитие внимания.

«Летает – не летает»

Учитель говорит детям: «Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например, стрекозу, то поднимите руки вверх и скажите хором: «Летает!». Если назову нелетающее животное, например, собаку, - молчите и не поднимайте руки».

Верблюд! И т. д.

«Хоп»

Дети стоят по кругу. В заданном учителем темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки.

По команде учителя «Хоп!» хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки.

В течение упражнения темп может меняться.

«Удочка»

Дети стоят по кругу. В центре круга находится учитель и вращает веревку (скакалку) по полу вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснулась веревка, выбывает из игры.

«Мой домик»

На полу зала в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу учителя дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время учитель убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т. д. На команду учителя «Все в домик!» дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч выбывает из игры.

«Воробьи и вороны»

На полу чертят 4 параллельные линии: две средние – на расстоянии 1-2 м друг от друга и две крайние – на расстоянии 8-10 м от них. Играющие разбиваются на две команды и располагаются вдоль средних линий спиной друг к другу, приняв положение низкого старта. Игроки одной шеренги – «воробьи», другой - «вороны».

Учитель называет одну из команд – например, «воробьи». При этом «воробьи» быстро поворачиваются и ловят убегающих игроков другой команды – «ворон». Ловить можно только тех, кто не добежал до своей крайней линии. По свистку учителя команды вновь возвращаются на свои места. Пойманные игроки переходят в команду соперников.

Учитель называет то одну, то другую команды в любом порядке. При этом первые два слога он произносит протяжно, а последний – отрывисто: «во-о-о-ро-о-НЫ», «во-о-о-ро-о-БЬИ». До тех пор, пока учитель не закончит слово, игроки не имеют права убегать или поворачиваться. Побеждает команда, «взявшая в плен» большее количество игроков.

Список литературы

  1. Бейсова В.Е. «Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе» – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Бин Дж., Оулдфилд А. «Волшебная дудочка» - М., «Теревинф», 2000.
  3. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» / сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Кольцова М.М. «Медлительные дети» - С-Пб.: Речь, 2003.
  5. «Настольная книга учителя физической культуры» / Под ред. Проф. Л.Б. Кофмана; Авт-сост. Г.И. Погадаев. – М.: Физкультуры и спорт, 1998.
  6. Соловьева Н.И., Чаленко И.А. «Сценарии спортивно-театрализованных праздников» (Серия «Здоровый образ жизни»). – М.: Школьная Пресса, 2008.
  7. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.