Чем отличается спорт от физры. Определение понятия «спорт»

Каждый человек, желающий сохранить хорошее состояние здоровья, должен позаботиться о достойной физической активности. С данным фактом спорить бесполезно. Однако что нужно принять во внимание для того, чтобы активность обладала максимальной пользой? Самое важное – это понять, в чем же заключаются отличие между простой физкультурой и полноценными спортивными тренировками.

Физкультура и спорт: основные понятия

Физкультура – это особенный вид активности, который позволяет восстанавливать, укреплять организм, улучшать состояние здоровья, формировать особенное отношение к человеческому организму с ориентацией на источник силы. Более того, можно гарантировать долголетие.

Физкультура требуется для успешного развития физической формы с ориентацией не только на занятия спортом, но и на получение знаний, ценностей, позволяющих соблюдать правильный образ жизни. Физкультура направлена не только на физическую деятельность, но и на интеллектуальные процессы с соблюдением основных принципов правильного образа жизни.

Спорт представляет собой особенную активность , которая сопоставляет интеллектуальные и физические способности, накопленный опыт. Все это требуется для эффективной командной игры и одиночных состязаний. Спорт в большинстве случаев направлен не только на развитие физических навыков, но и на достижение победы в борьбе с соперниками.

Спортивные занятия должны быть целенаправленными, так как только в этом случае можно достигнуть наилучших результатов в минимальные сроки. Для того, чтобы успешно развиваться в интересующем направлении, нужно соблюдать диетическое питание, полностью отказаться от алкоголя и табака.

Правильный подход позволит рассчитывать на максимальный уровень эффективности от физической культуры и спорта, благодаря чему можно стремиться к достойным результатам и полностью отказываться от неблагоприятных факторов для состояния здоровья.

Физкультура и спорт: в чем заключается разница?

Основное отличие основано на степени вовлеченности человека в активный образ жизни, наличии целей и правил.

Спорт представляет собой постоянные тренировки. Человек должен работать на пределе сил, физических возможностей. Только в этом случае можно быть лучше остальных людей.

Физкультурой нужно заниматься по мере возможностей и сил. Данное направление оказывается открытым для каждого желающего, вне зависимости от возрастной категории, физических навыков и социального статуса.

Спорт всегда предполагает наличие значительных нагрузок. Если физическая подготовка отсутствует, присутствуют риск губительного влияния на организм. Более того, появляются риски в виде травм и летального исхода. Физкультура позволяет работать по щадящему графику для оздоровления, укрепления организма. Таким образом, предполагается различный подход к достигаемой цели.

Тяжелая атлетика — один из видов спорта

Физкультура и спорт: важные отличия

  1. Цели . Спорт направлен на получение побед, физкультура – для сохранения хорошего состояния здоровья.
  2. Вовлеченность . Физкультурой нужно заниматься в удовольствие. Спорт предполагает ритмичность и постоянство тренировок.
  3. Нагрузки . Физкультура требуется для общего развития физических навыков. Спорт необходим для достижения максимального предела человеческих возможностей.
  4. Сравнение навыков, которые приобретаются . Спорт требуется для постоянных соревнований, физкультура – нет.
  5. Организация тренировок . Для любого вида спортивной деятельности предполагаются определенные правила. Для физкультуры жесткие нормы отсутствуют.

Зная отличия, в большинстве случаев нужно позаботиться о правильном проведении занятий по физической культуре.

Виды физической культуры

  1. Спорт. Предполагается игровая, соревновательная физическая деятельность для достижения максимальных результатов. Более того, нужно гарантировать успешную подготовку к получению победы.
  2. Физическая рекреация предполагает использование физических упражнений для активного отдыха. Основная задача – это получение удовольствия и возможность отвлечься от окружающего мира. Рекреация спортивной направленности включает в себя разнообразные игры на пляже, во время пикников.
  3. Оздоровительная физкультура включает в себя спортивные упражнения для восстановления или сохранения хорошего состояния здоровья.
  4. Прикладная физкультура должна быть направлена на освоение или повышение уровня владения профессией, связанной с армией, флотом, МЧС.
  5. Базовая физкультура позволяет заложить начальные навыки у дошкольников и младших школьников.

Задачи физической культуры

  1. Укрепление здоровья.
  2. Обеспечение высокой работоспособности и энергичности.
  3. Реализация с личностной стороны.
  4. Приобретение физической привлекательности.
  5. Оптимальный уровень подготовки к окружающей жизни благодаря силе, ловкости, выносливости.

Только правильный и продуманный график занятий физкультурой позволит успешно рассчитывать на достижение наилучших результатов, а затем – их сохранение. При таком подходе можно рассчитывать на оптимальные результаты, достигаемые в минимальные сроки. Спорт, в отличии от физкультуры, направлен на повышение самооценки, получение победы во многих соревнованиях (в том числе любительских), связанных с физической активностью.

Что бы поддерживать свое физическое состояние в норме и чувствовать себя хорошо при этом оставаясь здоровым, необходимо заниматься физической активностью. При этом многие профессиональные спортсмены страдают от различных болезней и получают травмы не совместимые с жизнью. Попробуем разобраться чем же отличается физическая культура от спорта!

Правильный подход к занятиям физической активностью направленный на оздоровление и формирование особых качеств, которые отвечают за долголетие и осознанное укрепление сил это и есть — Физическая культура.

Спорт – деятельность в которой главной целью является победа соперников для достижения определённых позиций и регалий с помощью физических способностей полученных за счет постоянных тренировок по определенным программам.

Самым главным отличием между спортом и физической культурой является степень заинтересованности в поставленных целях и правилах. Соревновательный процесс в споре заставляет быть лучше соперника или улучшить свои результаты, которые были до определенных состязаний. Физической культурой может заниматься человек в меру своих возможностей, времени и сил. Физическая культура не сравнивает и не заставляет человека совершенствоваться ради побед и признания. Физической культурой можно заниматься в любом возрасте и в любом месте.

Спорт затрагивает значительные нагрузки, влияющие на организм человека. Такие нагрузки могут привести к травмам и даже смерти.

Выводы

  1. Главные цели. Спортом занимаются, чтобы достичь побед над соперником или командой, признания или получения каких-либо регалий. Физкультурой – для укрепления здоровья, хорошего настроения и поддержания своего здоровья.
  2. Степень заинтересованности. Спортом занимаются методично, постоянно и по определенной программе. Физкультурой занимаются в удовольствие, по необходимости и возможности свободного времени.
  3. Нагрузки, в спорте достигают предельных возможностей человека. Физическая культура предполагает общее развитие физических навыков,
  4. Различие полученных навыков. Спорт полагает всегда проведение соревнований, а физкультура – нет.
  5. Организация. Для определённого вида спорта разработаны правила, для занятий физкультуры не существует особых требований.

Занимайтесь физической культурой и будьте здоровы!

Менеджер спортивных проектов STYLE PROJECT

Осетров Евгений

Физическая культура- это часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Спорт - это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использование соревновательной деятельности и подготовки к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления).

Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Спорт от физической культуре отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся.

25. Физическая культура и спорт, как средство сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Физическое самовоспитание и самосовершенствование.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты – один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Брянский государственный Университет имени академика И.Г. Петровского

Финансово-экономический факультет

Реферат на тему:

"Определение понятия "спорт". Его принципиальное различие от других видов занятий физическими упражнениями"

Подготовила: Якушенко Н.М.

Проверила: Зав.кафедры,к.п.н.

Шкитырь О.Н.

1. Определение понятия "спорт". Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями

2. Массовый спорт. Его цели и задачи

3. Определение понятия "система физических упражнений"

4. Спорт высших достижений

5. Спортивная классификация. Её структура

6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражненийдля регулярных занятий в учебное и свободное время

7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа

8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической

9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

10. Комплекс упражнений с мячиком

Заключение

Список использованной литературы

1. Определение понятия "спорт". Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями

Слово "спорт" пришло в русский язык из английского (sport) -- вольного сокращения первоначального слова disport -- игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда -- различное толкование термина "спорт". В зарубежной печати с этим понятием объединяется "физическая культура" в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

"Cпорт" -- обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен" всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера "джогингом" -- смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

2. Массовый спорт. Его цели и задачи

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта -- укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже.

3. Определение понятия "система физических упражнений"

В элективном курсе учебной дисциплины "Физическая культура" кафедры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.

Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем каратэ, у-шу, йоги.

К особенностям организации учебных занятий отдельными системами физических упражнений следует отнести некоторые ограничения в их выборе. Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине "физическая культура" могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому целые разделы, например, из системы "йоги", основанные на длительной медитации, длительном расслаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определенный оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для регулярных занятий в обязательное учебное время из-за их крайне избирательного воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных упражнений в учебных занятиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства.

При занятиях отдельными системами физических упражнений, там где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий. Кафедрами физического воспитания разрабатываются специальные дополнительные зачетные требования и нормативы, отражающие суть каждой системы физических упражнений. Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, они оцениваются в очках и входят в итоговую оценку практического раздела учебной дисциплины "Физическая культура" за каждый семестр или учебный год.

Организационные основы занятий студентов различными системами физических упражнений в свободное время те же, что и при организации занятий различными видами спорта. Так же могут быть организованы секции и группы для занятий одной из систем физических упражнений. Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно освоить эти системы (включая разделы медитации). В частности, можно организовать самостоятельные группы для занятий, например "стретчингом", т.е. системой специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности суставов.

Изучение отдельных систем в ограниченные часы групповых занятий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект.

4. Спорт высших достижений

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших достижений -- пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

5. Спортивная классификация. Её структура

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация.

Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения"

Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег ~ тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание "мастер спорта" одаренные молодые люди получают обычно после 6--8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения.нормативов и требований отдельных разрядов и званий -- это и определенные временные ориентиры как для начинающих, так и для высококвалифицированных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса.

Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).

Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, "кандидат в мастера спорта". Спортивные разряды необходимо подтверждать.

Спортивные звания: "мастер спорта", "мастер спорта международного класса" (к этому званию приравнивается звание "гроссмейстер" в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание "заслуженный мастер спорта России"."Спортивные звания присваиваются пожизненно.

Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:

Занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;

Добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.

Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.

6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражненийдля регулярных занятий в учебное и свободное время

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категориюстуденческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта:

доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине "Физическая культура" (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);

возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий

время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Спорт в высшем учебном заведении.

Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

Спорт в элективном курсе физического вое питания студентов -- эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины "Физическая культура", в которой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа предложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что "не меня выбирают, а Я выбираю". Поэтому, например, студенту с "небаскетбольным" ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, "права выбора" лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготовки (например, у мужчин -- бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер -- из-за ограниченности мест занятий и других причин.

Спорт в свободное время студентов.

Спорт в свободное время -- неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планерный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финансируются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами.. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты.

Самостоятельные занятия -- одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно сократить временные затраты на организованные тренировочные занятия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях.

Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений.

Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы.

Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек рождается лишь с задатком таких природных дарований, которые определяют красоту человеческого тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти природные дарования нуждаются в активном развитии и совершенствовании.

В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека. Такие занятия могут восполнить то, что было упущено в детстве.

Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом заняться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине "Физическая культура" предусматривает обязательные учебные занятия со спортивной направленностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора.

Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов.

Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студентов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации.

Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.

Из далекой древности дошел до нас призыв древнегреческого мыслителя Сократа "Познай самого себя!". Поэтому объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготовленности, а также предварительное ознакомление с "возможностями" различных видов спорта необходимы для осознанного и оправданного выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершенствования.

При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения;

повышение функциональных возможностей организма;

психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;

активный отдых;

достижение наивысших спортивных результатов.

Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения.

Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноценное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья.

Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными исследованиями установлено, что организм физически активных 50--60-летних мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, всё его виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью, призваны способствовать нормальному функционированию основных систем организма, совершенствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия отдельными видами спорта, системами физических упражнений могут способствовать развитию определенных органов и систем организма. С помощью соответствующим образом подобранных физических упражнений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность трудной клетки, жизненную емкость легких).

Можно объяснять недостатки физического развития и телосложения наследственностью, условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подобные недостатки постоянно портят настроение, и нередко порождают комплекс неполноценности.

Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью физических упражнений: труднее всего рост и те особенности телосложения, которые связаны с формой основных скелетных костей. Значительно легче -- масса тела и отдельные антропометрические показатели (окружность бедра, грудной клетки и др.).

Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформировать свое твердое представление об идеале. Только после этого следует принимать решение о выборе вида спорта или системы физических упражнений -- различные виды спорта и упражнения по-разному будут способствовать решению вами поставленной перед собой задачи.

Не случайно представителей различных видов спорта отличают характерные антропометрические показатели: у гимнастов -- хорошее развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы нижних конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д. (более подробная характеристика отдельных видов спорта будет дана в следующем разделе).

Однако наибольшие возможности, например в избирательной коррекции отдельных недостатков телосложения, представляют регулярные занятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми упражнениями, которые и направлены преимущественно на решение подобных задач.

Повышение функциональных возможностей организма.

Вузовской программой по учебной дисциплине "Физическая культура" предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каждого учебного года) за динамикой физической подготовленности каждого студента. С этой целью используются три обязательных простейших теста, отражающих уровень развития основных физических качеств: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой подготовленности "ключевых" групп мышц для мужчин и женщин; общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). Оценки выполнения этих тестов производятся в очках. Пройдя через тесты в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку состояния силы мышц, общей выносливости (характеризующей главным образом работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем) и отчасти быстроты (отчасти, так как быстрота, как уже указывалось, входит только одной из составляющих в число качеств, определяемых результатом в беге на 100 м). На основании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества (быстроты, силы, выносливости).

Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид спорта, который поможет "подтянуть" недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность к проявлению конкретного качества.

Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить мотивацию выбора. В первом случае -- оздоровительная направленность, разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учебных зачетных нормативов в "отстающем" тесте). При этом следует сознавать, что успехи в избранном виде спорта, по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае возможно достичь значительных спортивных результатов.

Конечно, выбор за самим студентом, но, думается, что первый вариант можно рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй -- для студентов с хорошей предварительной общей физической и спортивной подготовленностью.

Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха.

Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине "Физическая культура" воспринимает их как активный отдых, как "разрядку" от однообразного аудиторного учебного труда. Право студента выбирать различные виды спорта, системы физических упражнений только поддержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большая эффективность занятий, польза активного отдыха.

Существенную роль в возникновении и протекании эффекта активного отдыха играют не только особенности предшествующего утомления (умственного, физического, нервно-эмоционального), но и психологическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Так, если человек легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в спорах, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом; а если замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и системами физических упражнений без отвлекающих факторов в этом случае помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение.

Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный отдых, и занятия проводятся преимущественно в свободное время.

Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагают направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работникам; гребля и плавание -- гидрологам; верховая езда -- ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д.

Использование прикладных видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квалификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на Степень владения прикладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого молодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели -- заблаговременно подготовит себя к будущей профессии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни. Более подробно о профессионально-прикладной подготовке см. гл. 10.

Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной подготовки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологически тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких результатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек должен хорошо представить себе и объективно оценить все его плюсы и минусы, сопоставить цели с реальными возможностями, так как в возрасте 17--19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5--8-летнюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире.

Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте -- от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разработаны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установлены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установленных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки.

7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.

Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражнений всегда присутствуют его. основные разделы:

перспективное планирование;

годичное планирование;

текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование многолетней подготовки.

Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного "процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему подготовку на учебных занятиях по дисциплине "Физическая культура" в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения ((включая учебные и производственные практики, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспективный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена.

Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине "Физическая культура". Перспективное планирование в данном случае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязательного программного и элективного учебного материала, В конечном счете это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спортивно-технических нормативах и требованиях.

Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает постепенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обучения, с другой -- может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного заведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуальных видах спорта. Перечень и уровень зачетных спортивно-технических нормативов и требований к студентам по годам обучения разрабатываются кафедрой физического воспитания с учетом общей физической и спортивной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. Иногда студентам ставятся задачи достичь" или подтвердить определенные спортивные разряды по годам обучения в вузе.

В каждом вузе наряду с обязательными зачетными требованиями по общей физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентам должны быть заблаговременно объявлены спортивно-технические нормативы и требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это позволит им представлять степень трудности освоения учебно-тренировочного материала не только на предстоящий семестр, но и на перспективу.

Особенности перспективного планирования в конкретном виде спорта или долгосрочного плана занятий какой-либо системой физических упражнений полностью раскрываются на лекции.

Текущее и оперативное планирование.

Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, соревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспечивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивысших возможностей на основных соревнованиях.

С одной стороны, планируются определенные "блоки" из серии тренировочных занятий с конкретными задачами подготовки, с другой -- проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого "блока" тренировочных занятий.

Текущее планирование в основном и спортивном отделениях существенно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном -- соревновательные упражнения, (на вспомогательных дистанциях и их отрезках, в нестандартных упражнениях, не используемых в официальных соревнованиях).

Оперативное планирование, или управление учебно-тренировочным процессом, -- определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.

Современные технические средства позволяют оперативно получать и доводить до занимающихся информацию о динамических и кинематических характеристиках движений, реакции основных функциональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это позволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств.

Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каждом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои отличия. Об этом речь должна идти на лекции по данной теме.

8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической

Представив общую структуру подготовленности спортсменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать средства и методы их совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств -- силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).

Физическая подготовленность в избранном виде спорта .

Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем, организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специальную. Связующее звено между ними -- вспомогательная подготовленность.

Общая физическая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Общая физическая подготовка особенно акцентируется на I - II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и "сквозные" тесты по ОФП (бег 100, 2000 м -- женщины, 3000 м -- мужчины, и специальные силовые упражнения для женщин и мужчин).

Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требований ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов; специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений.

Вспомогательная физическая подготовленность, с одной стороны, восполняет необходимые повышенные требования к развитию определенных физических качеств в данном виде спорта или системе физических упражнений, а с другой -- служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей.

Так, для спортивной специализации в лыжных гонках недостаточны общие требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по длине дистанции. В этом случае в предсезонный период подготовки может быть введен (в учебной группе "лыжников") дополнительный тест, например в беге на 5--10 км с соответствующими требованиями к скорости преодоления этих дистанций. Такая вспомогательная физическая подготовка поможет более плавно перейти к специализированной подготовке и к определенным соревновательным дистанциям в лыжных гонках (15, 30, 50 км).

Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно тех физических качеств, возможностей органов и функциональных, систем организма, с которыми непосредственно связаны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовленность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствующую направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения.

Техническая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ.

На содержание технической подготовки в каждом виде спорта влияют любые изменения в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного инвентаря и т.д. В

структуре технической подготовленности выделяются базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения -- обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.

Дополнительные движения и действия -- это второстепенные элементы движений, характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индивидуальными особенностями. Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии, с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески поддерживается тренером-преподавателем. планирование массовый спортивный учебный

Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-; координационных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются.

Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для других -- ее вариативность, для третьих -- экономичность ^ техники, для четвертых -- минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут следующие.

1. Достичь высокой стабильности и вариативности специализированных движений-приемов, составляющих основу техники данного вида спорта.

2. Последовательно превращать освоенные основы техники в целесообразные и эффективные соревновательные действия.

3. Усовершенствовать структуру двигательных действий с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

4. Повысить надежность и результативность техники действий спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях.

5. Совершенствовать техническое мастерство спортсменов исходя из требований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса в сфере спортивного инвентаря и оборудования.

Активность тактических действий спортсмена -- важный показатель спортивного. мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование распространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на контактные и неконтактные единоборства.

Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физическую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического характера.

Структура тактической подготовленности определяется характером стратегических задач, диктующих основные направления спортивной борьбы, эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, студенческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В последнем случае Приходится учитывать такие особенности конкретных соревнований, как характер судейства, поведение болельщиков, состояние мест соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-тактические возможности, а также возможности своих партнеров.

Психическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ .

В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность включает такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и, смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость И упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Специфика различных видов спорта накладывает отпечаток на требования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог Д. Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида. спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, -- целеустремленность. В структуре специальной психической подготовленности следует выделять:

* устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности;

* степень совершенства кинестетических и визуальных восприятии различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

* способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;

* способность воспринимать, организовать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

* совершенство пространственно-временного восприятия как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена;

* способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакции, программ, предшествующих реальному действию.

Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дисциплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на Требования к психике каждого спортсмена, а соответствующие психические качества формируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта.

9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

Цель контроля -- оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности.

Контролируется выполнение запланированного содержания спортивной подготовки на каждом ее этапе через выяснение состояния различных сторон подготовленности спортсменов (физической, технической, тактической).

Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный.

Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макро цикла или этапа.

Текущий.контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний -- срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.

Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учебным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффективностью спортивной подготовки.

Средства и методы контроля могут носить педагогический, психологический и медико-биологический характер. Они зависят от особенностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и "других материально-технических возможностей и условий. Поэтому в каждом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упражнений) кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверждаются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом определяются методы и средства контроля за эффективностью учебно-тренировочного процесса на семестр, учебный год, на весь срок обучения в вузе.

10. Комплекс упражнений с мячиком

1. И.п. -- стоя, ноги на ширине плеч, руки выпрямлены, мяч зажат в руках. На "раз" -- наклонитесь вперед, подтягивая руки с мячом к груди, одновременно сделайте выпад правой ногой вбок-назад. На "два" - вернитесь в и.п. Повторите упражнение с другой ноги 20-30 раз. Упражнение развивает мышцы плечевого пояса, бедер и пресса.

2. И.п. -- стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках на уровне груди. Сделайте выпад правой ногой вперед, одновременно выполняя скручивание туловища вправо. Вернитесь в и.п. Повторите упражнение с выпадом левой ноги и скручиванием туловища влево 30-40 раз. Данное упражнение хорошо развивает мышцы передней и задней поверхностей бедра, косые мышцы талии.

3. И.п. - стоя, ноги чуть расставлены. Зажмите Мяч между голеней. Выполните 10-20 прыжков. Упражнение укрепляет икроножные мышцы, помогает сделать ноги и бедра более стройными.

4. Вариант предыдущего упражнения: зажмите мяч между ног и встаньте на носки. Поворачивайте колени вправо и влево, пытаясь не упустить мяч. Выполняйте упражнение, то ускоряя, то замедляя темп.

5. И.п. -- сидя, ноги согнуты в коленях, стопы прочно упираются в пол, руки держат мяч на уровне груди. Слегка откиньте корпус назад, поворачивая его то влево, то вправо, не отнимая мяча от груди. Повторите упражнение 5-10 раз. Упражнение укрепляет мышцы спины и пресса.

6. И.п. -- встаньте на колени, ноги слегка расставлены. Одной рукой упритесь в пол, кисть другой руки, согнутой в локте, положите на утяжеленный мяч. Упражнение выполняется с напряжением пресса. Сгибайте руки в локтях и опускайте прямое тело на пол. Оттолкнитесь руками и примите и.п. После 10-15 повторов переложите мяч под другую руку. Упражнение развивает мышцы груди и трицепсы.

7. И.п. -- лежа, мяч у груди. Поднимите согнутые в коленях ноги так, чтобы икры были параллельны полу. "Оторвите" голову и плечи от пола. На выдохе поверните корпус влево (правый локоть навстречу левому колену), одновременно выпрямляя правую ногу под углом 45° к полу. Сделайте вдох и на выдохе снова вернитесь в и.п. Повторите упражнение в другую сторону. Упражнение хорошо тренирует косые мышцы талии.

8. Кроме мяча для выполнения этого упражнения вам понадобится низкая скамейка (вроде доски для степ-аэробики). И.п. - мяч на уровне груди, левая нога на возвышении, правая -- на полу с опорой на носок. Оттолкнитесь и подпрыгните, вытягивая руки с мячом над головой. В прыжке поменяйте ноги и приземлитесь правой ногой на возвышение, а левой -- на пол (мяч снова на уровне груди). Пресс постоянно держите в напряжении. Упражнение хорошо развивает ягодичные мышцы, квадрицепсы, подколенные сухожилия и икры.

...

Подобные документы

    Совместимость занятий физическими упражнениями с вредными привычками. Выбор направленности самостоятельных занятий, систем физических упражнений и видов спорта. Интенсивность физических нагрузок. Развитие общей выносливости.

    реферат , добавлен 31.03.2007

    Мотивации при выборе видов спорта или физических упражнений. Влияние объективных и субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Формы и содержание самостоятельных занятий.

    реферат , добавлен 11.03.2014

    Единая спортивная классификация. Студенческий спорт в учебном заведении и его организационные особенности. Всемирные спортивные студенческие игры (Универсиады). Мотивация и обоснование индивидуального выбора вида спорта или систем физических упражнений.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека. Действие физических нагрузок на сердечнососудистую систему. Адаптация физических нагрузок. Спорт как профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения.

    презентация , добавлен 01.12.2013

    Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества. Виды спорта, развивающие выносливость, силу и скоростно-силовые качества, быстроту, координацию движений (ловкость). Нетрадиционные системы физических упражнений.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2012

    Механизм влияния физических упражнений на дыхательную систему. Сравнительный анализ показателей работы легких занимающегося физкультурными упражнениями и практически здорового человека. Дыхательная мускулатура во время занятий циклическими видами спорта.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2009

    Лыжный спорт как один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Общая характеристика физических качеств и организма лыжников: изменение мышц, дыхательной и сердечнососудистой систем под влиянием занятий лыжным спортом.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2011

    Общая психологическая характеристика спорта как вида деятельности. Структура спортивной деятельности и ее социальные функции. Типология спорта, разработанная в США. Социальная поддержка и стресс зрителей. Проблема индивидуального выбора вида спорта.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Характеристика игровых видов спорта. Проблемы здоровья подростков. Структура, цели и содержание занятий в секциях по баскетболу, волейболу для подростков 15-16 лет. Их значение для решения проблемы малоподвижного образа жизни, оздоровительное влияние.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2014

    Структура многолетнего процесса занятий спортом. Понятие спортивного отбора и спортивной ориентации. Индивидуальные особенности для занятий различными видами спорта. Организация и методика отбора и прогнозирование результатов в циклических видах спорта.

Многие утверждают, что занятия физкультурой и спортом способствуют укреплению здоровья. При этом редко кто объективно понимает и учитывает разницу между этими понятиями

Физкультура и спорт - эти два слова, как правило, стоят рядом. Однако эти понятия не тождественны. Важно понимать, чем спорт отличается от физкультуры, что полезнее и чего мы хотим достичь. Разницу не так сложно понять, рассмотрев эти два понятия подробнее.

Физическая культура - это одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основные элементы физкультуры: физические упражнения и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

Спорт - коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий. Он же наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека имеет цель - достижение высоких результатов и побед в состязаниях. Спорт давно подразделяется на любительский и профессиональный. Профессиональный спорт - это тяжелая, изнуряющая ежедневная работа, целью которой является рекорд любой ценой, это полная самоотдача.

Спорт

В настоящее время существуют объективные и убедительные данные, подтверждающие необходимость тщательного отбора лиц, желающих заниматься спортом, и недопустимость использования в спортивной медицине термина «практически здоров».

Настоятельная необходимость усиления внимания к вопросам о заболеваемости спортсменов подтверждается тем, что в профессиональном спорте за последние 20-30 лет нагрузки возросли в 4-5 раз и уже являются предельными для организма. Статистика Федерального центра лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения и социального развития РФ за 2005 г. свидетельствует, что только 12% людей после занятий спортом высоких достижений остаются относительно здоровыми. Среди спортсменов патология внутренних органов стала встречаться чаще и, что особенно тревожно, наблюдаются случаи внезапных смертей на тренировках и соревнованиях.

С каждым годом увеличивается число юных спортсменов, у которых обнаружены отклонения электрокардиограммы, свидетельствующие о дистрофических изменениях мышцы сердца вследствие физического перенапряжения.

Так же стоит отметить, что занятия профессиональным спортом не только не оздаравливают организм, а зачастую приводят и к различным хроническим заболеваниям. Например, заболевания периферической нервной системы чаще встречаются у прыгунов, метателей, барьеристов, штангистов, борцов и футболистов. Заболевания уха, горла и носа широко распространены среди лиц, занимающихся стрельбой (71,5%), водными (40-45%) и зимними видами спорта (40%). У стрелков доминирует патология слуха (невриты слухового нерва), у пловцов и лыжников - заболевания глотки, полости носа и его придаточных пазух.

Обычно таким очагам инфекции не придают значения ни тренеры, ни спортсмены, а иногда даже и врачи. Однако данные последних лет показывают, что очаги хронической инфекции представляют собой настолько серьезную угрозу здоровью спортсмена, что их наличие не позволяет считать его абсолютно здоровым и допускать к тренировкам. Поэтому все очаги хронической инфекции должны быть вылечены, и только после этого спортсмена можно признать абсолютно здоровым.

Кроме же физиологических показателей, есть множество факторов, которые тоже трудно назвать «дорогой к здоровью», и которые вызваны занятиями профессиональным спортом. Среди них вечные стрессы, использование допингов, кризис невостребованости и психические отклонения.

Однако, проведя четкую границу и взвесив все «за» и «против», можно смело утверждать, что спорт все же не обходим человеческому организму. Но необходим именно в той форме, которую принято называть «физкультура».

Физкультура

Занятия физической культурой являются органичной частью здорового образа жизни. Для того чтобы они действительно приносили пользу здоровью, необходимо выбирать вид спорта в соответствии с физическими возможностями, ограничениями, рисками. Оптимальными в этом плане являются бег (легкая атлетика) и различные командные виды спорта. Конечно, и в любительском спорте возможны травмы. У футболистов, например, часты травмы голени или вывихи ног, а в баскетболе - пальцев. Сейчас модно заниматься единоборством (бокс, борьба, восточные единоборства), чтобы иметь возможность постоять за себя. Но в этих видах спорта есть риск получить сотрясение мозга, ушибы. С другой стороны, такие травмы можно заработать и во дворе, на даче или на пляже во время игр с мячом, катания на роликах или на качелях.

По мнению врачей, занятия обычными физическими упражнениями (физкультурой, а не спортом) развивают сердечно-сосудистую систему, формируют у ребенка правильный двигательный стереотип. Следует отметить и положительное влияние тренировок на многие жизненно важные функции организма. У тренирующегося человека совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, после занятий физкультурой улучшается сон, эффективнее происходит восстановление сил. В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности, в том числе умственные и физические. Количество кислорода в организме тренирующегося человека выше, хотя потребности его снижаются, а это значительно укрепляет иммунитет. Физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Под воздействием физических тренировок происходит увеличение резервных возможностей человека: возрастают скорость движений, выносливость, сила и т. д.

С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается снижение содержания холестерина в крови, артериального давления и веса. Физические упражнения положительно влияют на все звенья двигательного аппарата. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что препятствует развитию остеопороза, является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза.
Именно обычная физкультура дает гарантированную пользу для здоровья, а не профессиональный спорт, нацеленный на зрелищность и олимпийские достижения. Регулярные занятия физкультурой способствуют формированию правильной осанки, красивой стройной фигуры, привычки к здоровому образу жизни, расширяют сферу общения со сверстниками, отвлекают детей от улицы, плохой компании.

Пускай тренировки приносят радость, а не усталость и истощение. Здоровья вам!