К тестам на выносливость относятся. Методы измерения выносливости

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«училище (техникум) олимпийского резерва № 2 »

ДОКЛАД

на тему:

Тесты для контроля выносливости

Учебная дисциплина «Методическое обеспечение и технология физкультурно-спортивной деятельности»

Выполнил:

Лагина Анастасия Александровна

Проверил:

Соловьев А.В.

Звенигород 2015

Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.

Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы:

1. Заложить основу крепкого здоровья - укрепить сердце и улучшить физическую подготовленность - приобрести способность выполнять повседневные обязанности энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать резервы высокой работоспособности;

2. Улучшить обмен веществ, нормализовать вес тела;

3. Укрепить нервную систему, зарядиться оптимизмом и хорошим настроением;

4. Продлить активную жизнь и добиться творческого долголетия.

Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков являлась именно выносливость. Добывание пищи, защита от врагов, а затем примитивная трудовая деятельность были связаны с почти непрерывной на протяжении дня мышечной работой. В процессе эволюции человек, его нервная и гормональная системы, обмен веществ приспособились к напряженной физической работе. Чтобы оставаться здоровым, двигательная активность человеку столь же необходима, как еда, отдых, сон.

Под воздействием упражнений на выносливость, таких, как ускоренная ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, разные виды гребли, в организме происходит глубокая перестройка, обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые различные нагрузки - физические, эмоциональные, умственные. Конечно, было бы наивно искать связь между, скажем, работоспособностью токаря, педагогическим мастерством учителя, достижениями исследователя и их показателями в беге или плавании. Но следует знать, что, развивая выносливость, человек укрепляет свое здоровье, а это является важным условием для успешной деятельности в любой области(2).

l. Характеристика выносливости, как физического качества

Под физическими качествами понимают определенные социально - обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

Любые качества личности базируются на ведущих функциях человека, представляющих в своей основе взаимодействие морфологических, физиологических, биохимических и психических процессов соответствующих двигательной деятельности, в том числе тренировочной и соревновательной, мы имеем дело не с отдельными мышцами, внутренними органами или биохимическими реакциями, а с целостным живым организмом, который представляет собой двигательную функциональную систему (ДНС).

К числу основных физических качеств относятся: физическая сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. (3)

Выносливость - это способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. (1)

Различают также виды выносливости: общая и специальная.

Общая выносливость - это совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности. (1)

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья.(5)Также может формироваться как итоговый результат конкретных типов специальной выносливости, она определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (ССС, дыхательной), поэтому ее называют аэробной .(4)

Основными показателем аэробной выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) - показатель, характеризующий возможность спортсмена выполнять длительную работу околопредельной мощности. (3)

Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость - сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.(1)

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно - мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.(5)

Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости: к сложнокоординированной, силовой, скоростно-силовой и гликолитической анаэробной работе; статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства; выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности; к длительной работе переменной мощности; а также к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода);сенсорную выносливость - способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надежности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового. (1)

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. (5)

Выносливость проявляется в двух основных формах:

1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.

2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления. (1)

Утомление - это временное снижение работоспособности. (4) Различают четыретипа утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое.

Факторы, развивающие выносливость

Выносливость в различных видах двигательнойдеятельности зависит от многих факторов : биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно - сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом

являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую "роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15--20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными впроцессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с. до 5 - 6 мин.

Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже -- то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие

коэффициенты наследственности (0,62--0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской -- при работе умеренной мощности.

Показатели выносливости могут быть разделены на основные, оцениваемые по предельному времени работы, и дополнительные, которые оцениваются по времени удержания работоспособности и относительной скорости ее снижения под влиянием факторов утомления (константа скорости утомления, коэффициент выносливости и т.д.). Основные и дополнительные критерии могут быть установлены в отдельно взятых упражнениях, тогда они имеют лишь частное значение, применимое только к этому типу упражнений, или на основе обобщенного анализа выносливости в широком круге упражнений, тогда они приложимы к этим упражнениям (зональные показатели выносливости). Для вывода обобщенных показателей обычно используется установление зависимости показателей общего количества выполняемой работы, общих энергозатрат или общих метаболических сдвигов от показателей предельного времени и относительной мощности выполнения упражнения .

Косвенные показатели выносливости связаны с проведением измерений метаболических сдвигов, происходящих в организме, и это могут быть физиологические или биохимические показатели. Они также делятся на частные, регистрируемые в отдельно взятом упражнении (уровень потребления О 2 , О 2 -запрос, величина О 2 -долга, рН, максимум накопления молочной кислоты), и обобщенные, которые выводятся на основе анализа взаимосвязи регистрируемых метаболических показателей и мощности и предельной продолжительности упражнения, примером могут служить показатели границы выносливости, ПАНО, мощности истощения, критической мощности, максимальной анаэробной мощности.

Рис. 1. Логарифмическая зависимость "мощность - предельное время", рассчитанная по данным лабораторных опытов в работе на велоэргометре:

на ординате - логарифм времени, с;

на абсциссе - логарифм мощности работы, Вт

Рис. 2. Эргометрическая зависимость "работа - предельное время", рассчитанная по данным лабораторных опытов в работе на велоэргометре:

на ординате - время, с;

на абсциссе - работа, кД ж

Рис. 3. Корреляция показателей максимального потребления О 2 и максимального О 2 -долга со спортивными достижениями (средняя скорость) на различных дистанциях бега :

на ординате - значения коэффициента корреляции;

на абсциссе - длина дистанции бега, м

Обобщенные показатели выносливости обычно выводятся путем математического анализа результатов эргометрических определений в широком круге упражнений. Наиболее часто в этих целях используется анализ зависимостей "мощность-предельное время" и "работа-предельное время" . Для вывода таких показателей могут быть использованы как результаты лабораторных испытаний, где четко фиксируются показатели внешней работы, так и результаты полевых испытаний, где возможна четкая фиксация показателей предельного времени и мощности, например в беге, на гребном эргографе, в плавательном эргометрическом бассейне. Примеры графиков зависимостей "мощность -предельное время" и "работа-предельное время" приведены на рис. 1 и 2. Обобщенные эргометрические критерии имеют большую информативную ценность, чем критерии, выводимые из результатов отдельно взятого упражнения, поскольку они позволяют дать оценку особенностям проявления выносливости в определенном диапазоне изменений предельного времени и относительной мощности.

Вычисление обобщенных эргометрических критериев выносливости с использованием зависимостей "мощность-время", "дистанция-время" - процедура довольно трудоемкая и пока еще не получившая распространения в практике, хотя в научных исследованиях она применяется весьма широко. В практике, для того чтобы определить наиболее информативные критерии выносливости, чаще всего используют эргометрические измерения, выполняемые в так называемых критических режимах. Из опыта физиологических исследований известны некоторые критические режимы, в которых проявляется по преимуществу какой-либо один из ведущих компонентов выносливости. В качестве таких эргометрических критериев выносливости, имеющих прогностическую значимость, наряду с показателями предельного времени и предельного количества выполненной работы хорошо зарекомендовали себя определения критической скорости , границы выносливости , порога анаэробного обмена , дистанции "анаэробных резервов", максимальной анаэробной мощности и т.д.

Для углубленной оценки функциональных показателей, определяющих выносливость, необходимо осуществить серийное определение критериев выносливости в избранных критических режимах. Как известно, существует как минимум пять критериев критических режимов, в которых проявляются особые свойства организма, и для каждого из них необходимо соблюдение специальных стандартных процедур. Например, границу выносливости, ПАНО, V кр можно определить в тесте ступенчато возрастающей нагрузки. Мощность истощения можно измерить в Вингейт-тесте, в повторном беге на 1000 м, а показатель МАМ - в тесте Маргария-Каламена.

Большинство тестов, применяемых на практике для оценки выносливости, в основе своей имитируют условия регистрации этого качества в критических режимах работы. В частности, тесты челночного бега на короткие дистанции, применяемые в контроле за уровнем подготовленности в игровых видах, например повторный бег 6х54 м в хоккее , примерно соответствуют условиям выполнения теста повторного МАМ. Тесту ступенчато возрастающей нагрузки по своей направленности соответствуют применяемые в практике легкоатлетического спорта испытания в повторном беге на дистанции 1000 м с постепенно возрастающей скоростью . Тесты в беге на 1,5 мили, 2 км и в мини-тесте Купера (дистанция бега, преодолеваемая за 6 мин) соответствуют условиям достижения критической мощности , а тесты рекордного времени проплывания 100 и 200 м или бега на 300 и 400 м, а также применяемые в игровых видах спорта тесты челночного бега: "бег к шести точкам", "елочка" и т.п. - соответствуют условиям выполнения Вингейт-теста для определения мощности истощения .

Так как использование в спортивной практике эргометрических показателей, выводимых на основе зависимости "скорость-время", довольно трудоемко, то в связи с этим неоднократно предпринимались попытки использовать более простые и наглядные "коэффициенты выносливости", основанные на сравнении результатов спортсменов на дистанциях различной длины. Предложено несколько вариантов таких показателей: запас скорости (ЗС) , индекс выносливости (ИВ) , коэффициент выносливости (КВ) , коэффициент утилизации (КУ) , показатель специальной выносливости (СВ) , коэффициент специальной выносливости (Кt) :

ЗС = t/n - tэт ИВ = t - tэт · n

КВ = t/tэт КУ = v/vэт · 100%

СВ = tэт · n/t · 100% Кt = tn/ tn - 1,

где t и v - время и скорость на анализируемой дистанции; tэт и vэт - время и скорость на эталонном отрезке; n - отношение длины дистанции к величине эталонного отрезка; tn и tn - 1 - время преодоления двух смежных дистанций, например 200 и 100 м, 400 и 2000 м, 800 и 400 м (плавание). В качестве эталонного отрезка в беге чаще всего выбирают дистанцию 100 м, в плавании - 25 или 50 м. В принципе все эти показатели различаются между собой лишь по форме, по своей сути они близки к эргометрическим критериям, выводимым из зависимостей "скорость - время" и "дистанция - время". выносливость человек аэробный биоэнергетический

Наряду с регистрацией эргометрических показателей выносливости важное значение при избирательной оценке отдельных компонентов этого качества имеют прямые измерения физиологических и биохимических показателей, которые в той или иной степени связаны с непосредственными определениями мощности, емкости и эффективности метаблических процессов.

Как правило, в качестве показателя мощности аэробного процесса обычно используются величины максимального потребления кислорода, показателя емкости аэробного процесса - общее содержание гликогена в мышцах или время удержания критической мощности, показателей эффективности - показатель кислородного эквивалента работы или показатели порога анаэробного обмена (если в прямых измерениях эти показатели выражаются в значении абсолютной мощности ПАНО, то в косвенных измерениях обычно используется процент реализуемой доли максимального потребления О 2) .

Определение значимости различных биоэнергетических критериев в отдельных видах спорта (% общей вариации)

Метаболические факторы

Бег на короткие дистанции

Бег на длинные дистанции

Лыжные гонки

Скоростной бег на коньках

Баскетбол

Аэробная мощность

Аэробная емкость

Аэробная эффективность

Гликолитическая анаэробная мощность

Гликолитическая анаэробная емкость

Алактатная анаэробная мощность

Алактатная анаэробная емкость

Метаболическая масса тела

Рис. 4. Критерии выносливости спортсменов

В качестве показателей мощности гликолитической анаэробной способности обычно используются показатели максимальной скорости образования лактата (DHla) или скорость изменения показателей кислотно-щелочного равновесия (DрН); критерия емкости - измерения максимума накопления молочной кислоты в крови; показателя эффективности - молочнокислый эквивалент работы .

Как критерий алактатной анаэробной мощности обычно используются показатели скорости расщепления креатинфосфата (DКрФ) или скорости накопления креатина (DКр); алактатная анаэробная емкость оценивается по общему количеству КрФ, расщепленного за время максимального упражнения, или по общему накоплению креатина за время работы. Аналогично оцениваются и показатели эффективности алактатного анаэробного процесса, обычно в качестве такого показателя используют количество распавшегося КрФ, приходящегося на каждую единицу выполненной работы .

Задача выявления наиболее информативных показателей выносливости и установления их удельного веса в проявлениях спортивной работоспособности обычно решается с применением количественных методов - статистического анализа. Наиболее простым способом оценки значимости косвенных показателей выносливости может быть так называемый "профильный" корреляционный анализ (рис. 3).

Большими разрешающими возможностями для установления значимости различного рода биоэнергетических показателей при оценке уровня развития выносливости спортсменов обладает факторный анализ . Это наиболее мощный инструмент упорядочения и систематизации информации о "ведущих" факторах выносливости, содержащейся в первичных измерениях (см. таблицу).

На основе вышеприведенного рассмотрения факторов, влияющих на проявление выносливости, может быть выполнена следующая общая классификация критериев выносливости (рис. 4).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика выносливости как физической способности человека. Определение понятий "двигательные способности", "физические качества", "выносливость". Факторы проявления, показатели, виды выносливости. Тесты для определения уровня развития выносливости.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2010

    Выносливость, как физическое качество. Ее виды: специальная, общая. Методы развития выносливости: равномерный непрерывный, переменный непрерывный, соревновательный. Методика развития общей (аэробной) выносливости и выносливости к скоростной работе.

    реферат , добавлен 04.07.2008

    Характеристика выносливости как физического качества. Особенности методики развития выносливости в различных видах спорта на примере рукопашного боя и игры в хоккей. Примеры контрольных упражнений для определения и оценки уровня развития выносливости.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2011

    Показатели выносливости (способности противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности). Ее виды (общая и специальная) и факторы проявления в разных видах двигательной деятельности. Влияние кроссовой подготовки на развитие выносливости.

    презентация , добавлен 22.01.2014

    Сила как физическое качество, формы проявления силовых качеств. Основы развития скоростных способностей. Понятие быстроты, формы её проявления. Понятие о выносливости. Виды и показатели выносливости. Развитие выносливости.

    реферат , добавлен 06.10.2006

    Понятие и виды выносливости. Средства и методы воспитания выносливости у детей старшего школьного возраста в секции по легкой атлетике. Зоны относительной мощности. Методика развития скоростной выносливости. Основные показатели аэробной выносливости.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2016

    Характеристика факторов, влияющих на выносливость в разных видах двигательной деятельности. Применение интервального метода тренировки и оптимальных средств восстановления спортивной работоспособности для развития скоростной выносливости у юных бегунов.

    дипломная работа , добавлен 14.04.2012

    Понятие и классификация разнообразных форм проявления выносливости, обуславливающие уровень ее развития факторы и методы оценки у занимающихся физической культурой и спортом. Средства и методики развития скоростной, силовой и аэробной выносливости.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Понятие, задачи и средства воспитания общей выносливости. Воспитание выносливости путём воздействия на анаэробные возможности человека: совершенствование гликолитического и фосфоркреатинового механизмов. Методы определения уровня развития выносливости.

    реферат , добавлен 26.04.2008

    Анализ проблемы развития выносливости в теории и практике спорта. Выносливость - определение, виды, средства и методы развития. Разработка и эмпирическое обоснование в педагогическом эксперименте методики развития выносливости тхэквондистов 10-12 лет.

Общая выносливость обычно оценивается по продолжитель­ности выполнения работы заданной интенсивности. С этой целью может определяться суммарная работоспособность при выполнении программ занятий, направленных на развитие общей вынос­ливости, оценивается работоспособность при выполнении про­грамм соответствующих тестов. Так, для оценки общей вынос­ливости, связанной с предельной мобилизацией аэробных возмож­ностей, широко используются тесты, предусматривающие выпол­нение работы циклического характера с максимально доступной интенсивностью в течение 12-20 мин. Оценка производится по максимальному расстоянию, которое преодолевает спортсмен за заданное время.

Специальный инвентарь и оборудование (тредмил, гидроканал, велоэргометр, аппаратура для изучения аэробной производитель­ности) позволяют исследовать общую выносливость более точно и всесторонне. Так, в мировой спортивной практике получил рас­пространение следующий тест для оценки общей выносливости лыжников: высокоинтенсивная ходьба с палками на тредмиле, начальная скорость - 8 км/час (для мужчин) и 7,5 км/час (для женщин), каждые 3 мин угол наклона увеличивается на 2°. Ра­бота осуществляется до отказа. Квалифицированные спортсмены работают до 25-30 мин, угол наклона - 16-18°.

Подобный тест применяют для оценки общей выносливости бегунов-стайеров: бег на тредмиле с начальной скоростью 10 км/час (для мужчин) и 8 км/час (для женщин). Каждые 3 мин скорость увеличивается на 2 км/час. При определении общей выносли­вости у высококвалифицированных спортсменов время работы до­стигает 30 мин, скорость бега может увеличиваться до 20- 22 км/час.

Аналогичным образом общую выносливость можно оценивать у пловцов - при работе в гидроканале со ступенчато возрастаю­щей скоростью встречного водного потока, у велосипедистов - при работе на велоэргометре, у гребцов - при работе на гребном эргометре со ступенчато возрастающей мощностью работы.

Во всех этих тестах наряду с показателями суммарной рабо­тоспособности выявляются интегральные характеристики аэроб­ной производительности: mах Vо 2 порог анаэробного обмена, ми­нутный объем кровообращения, частота и суммарное количество сокращений сердца и др.

Для оценки общей выносливости применительно к работе ана­эробного характера применяются соответствующие неспецифиче­ские тесты. Например, при работе гликолитического характера может быть применен следующий тест: 60-секундная работа с максимальной интенсивностью на велоэргометре с регистраци­ей максимального количества лактата. При работе алактатного характера может быть использовано повторное пробегание вверх по ступенькам лестницы: продолжительность подъема - 4-5 с, паузы отдыха - 2-3 мин. Работа выполняется до снижения ско­рости.

Описанные и подобные им тесты применяются при оценке об­щей выносливости у спортсменов, специализирующихся в раз­личных видах спорта. Важно одно: в работе должны участвовать те же мышечные группы, которые несут основную нагрузку в со­ревновательной деятельности. Поэтому для спортсменов, специа­лизирующихся в футболе, хоккее, гандболе, наиболее целесооб­разно проводить исследования на тредмиле, для ватерполистов - в гидроканале и т. д.

Специальная соревновательная выносливость наиболее полно проявляется в условиях соревнований. Для оценки ее обычно рассчитывают относительные показатели. Например, в видах спорта циклического характера определяют индекс специальной выносливости (ИСВ), который представляет собой отношение средней скорости при прохождении соревновательной дистанции (м/с) к абсолютной скорости (м/с), зарегистрированной при про­хождении короткого отрезка. Чем ближе величина ИСВ к еди­нице, тем выше уровень специальной выносливости. Расчеты поз­воляют дать сравнительную оценку специальной выносливости группы спортсменов или оценить динамику развития этого каче­ства у одного и того же спортсмена.

Аналогичным образом можно оценить специальную выносли­вость в единоборствах, спортивных играх. Например, в боксе или борьбе может быть определено отношение плотности и эффек­тивности двигательных действий в конце поединка или схватки к регистрируемым в начале. В спортивных играх с этой же. целью оценивается^ игровая активность отдельных спортсменов и коман­ды в целом в различных периодах игры.

Специальная тренировочная выносливость может оцениваться по работоспособности спортсменов при выполнении типовых комп­лексов упражнений в тренировочных занятиях, по работоспособ­ности при выполнении программы всего занятия. Важными по­казателями для оценки специальной тренировочной выносливости спортсменов являются: объем работы, выполняемой, в занятии до наступления явного утомления, т. е. до получения большой на­грузки; суммарный объем работы в микроциклах; эффективность и быстрота протекания восстановительных процессов после вы­полнения комплексов упражнений и программ занятий с боль­шими нагрузками.

Для косвенной оценки специальной выносливости могут ис­пользоваться показатели, отражающие возможности различных функциональных систем или характеризующие различные сторо­ны подготовленности спортсмена и регистрируемые в тех стадиях соревновательной деятельности, в которых отмечаемся достаточно выраженное утомление.

Рациональное построение тренировки требует регулярного контроля за уровнем специальной выносливости. Однако участие в соревнованиях, в которых можно объективно оценить ее, дале­ко не всегда возможно (из-за сложности их организации, напри­мер, в велоспорте; неблагоприятного воздействия относительно невысоких результатов, которые являются естественными для дан­ного этапа подготовки, на психическое состояние спортсмена; недостаточного количества достойных соперников, например, в еди­ноборствах, спортивных играх и т. д.).

Поэтому необходимо применять специальные тесты, заметно отличающиеся по своему характеру от соревновательной деятель­ности, но воссоздающие специфические условия, требующие про­явления выносливости. Для этого используют тесты, предпола­гающие повторное выполнение специфической работы с заданной интенсивностью и интервалами отдыха; выполнение специфиче­ской работы с заданной интенсивностью в течение максимально доступного времени; выполнение работы с заданной продолжи­тельностью при максимально доступной интенсивности. В резуль­тате исследования информативности тестов был отобран комплекс тестов для оценки специальной выносливости квалифицированных спортсменов, сиециализирущихся в плавании, гребле на байдар­ках и в велосипедном спорте (трек). В плавании эти тесты выгля­дят следующим образом. Дистанция 100 м: 1) 75 м с максималь­ной скоростью; 2) 4X50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 10 с. Дистанция 200 м: 1) 4X50 м с максималь­ной скоростью и отдыхом между отрезками 10 с; 2) 6x50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 20 с. Ди­станция 400 м: 8X50 м с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 20 с. Дистанция- 1500 м: 1) 1000 м с максималь­ной скоростью; 2) 10X50 м с максимальной скоростью и отды­хом между отрезками 30 с. Наряду с достаточной информативностью эти тесты отвечают и другим критериям, в частности кри­терию надежности: степень связи между результатами повторного тестирования во всех случаях превышает 0,80.

Для оценки специальной выносливости гребцов-байдарочников наиболее информативным оказался тест 4X250 м с максимально доступной скоростью и паузами отдыха между отрезками 20 с.

Специальную выносливость велосипедистов-трековиков можно оценить по данным следующих тестов: 5x200 м с ходу с макси­мально доступной скоростью и паузами отдыха 20 с (для дистан­ции 1000 м); 4x1000 м с ходу с максимально доступной ско­ростью с паузами отдыха 1 мин (для дистанции 4000 м).

Подобные тесты могут быть применены и в других видах спор­та циклического характера, в частности в лыжном и конькобеж­ном. При разработке тестов нужно обеспечить соответствие про­грамм контрольных испытаний особенностям соревновательной деятельности по следующим параметрам: общей продолжитель­ности работы, координационной структуре движений, интенсив­ности работы, реакциям основных, фунциональных систем.

Предложенные тесты наиболее приемлемы для квалифициро­ванных спортсменов. Для спортсменов относительно невысокой квалификации программа тестирования может быть упрощена за счет некоторого уменьшения протяженности и числа отрезков, увеличения продолжительности интервалов отдыха.

По этому же принципу разрабатываются тесты для оценки специальной выносливости и в других видах спорта. Например, в вольной борьбе эффективен тест, предложенный В. Ф. Бойко (1982). Тест носит комплексный характер и заключается в сле­дующем: спортсмен в интервальном режиме выполняет специфическую работу с максимально доступной интенсивностью и строго регламентированными паузами. Тест предполагает трехкратное выполнение следующей программы: 20 с - максимальное число бросков манекена, 10 с - отдых; 20 с -максимальное число забеганий на мосту в правую сторону, 10 с - отдых; 20 с-макси­мальное число передних подсечек, 10 с - отдых. Выносливость оценивается по падению работоспособности по мере выполнения программы теста.

Объективной оценке специальной выносливости во многом способствует контроль за функциональными возможностями си­стем энергообеспечения. О них чаще всего*принято судить по та­ким интегральным показателям, как mахVо 2, максимальный О2-долг, максимальное количество лактата в крови, величина пре­дельной мощности нагрузки, максимальный минутный и ударный объем кровообращения, максимальная величина легочной венти­ляции. Эти показатели, как известно, отражают мощность систем энергообеспечения. Однако всесторонняя оценка возможностей систем энергообеспечения требует, кроме того, учитывать и дру­гие показатели функциональных возможностей:

подвижность, т. е. способность к быстрой мобилизации функ­циональных ресурсов при выполнении интенсивной работы;

устойчивость, т. е. способность к длительному удержанию вы-ского уровня энергетических и функциональных реакций;

экономичность, т. е. способность выполнять определенную ра­боту при минимальных метаболических и функциональных за­тратах;

реализацию, оцениваемую по степени мобилизации функцио­нальных резервов по отношению к предельным возможностям (В. С. Мищенко, 1984).

Для всесторонней оценки возможностей систем энергообеспе­чения требуются регистрация большого числа разнообразных по­казателей, достаточно сложная аппаратура и проведение громозд­ких исследований.

Естественно, что проведение полной программы контроля воз­можно лишь по отношению к небольшим группам спортсменов высокой квалификации, нуждающихся в особенно тонком анали­зе подготовленности, выявлении скрытых резервов. Что же каса­ется широкой массы спортсменов, то вполне достаточно оценить ограниченный круг относительно Простых показателей, характе­ризующих их подготовленность (табл. 21), применяя несложную аппаратуру, негромоздкие методы и доступные тесты.

При оценке алактатных анаэробных возможностей наилучшими являются тесты, основанные на выполнении в течение 30-45 с специфической работы с максимально доступной интенсивностью. Так, в гребле и велосипедном спорте оценивается расстояние, ко­торое спортсмен проходит с ходу с максимально доступной ско­ростью в течение 30 с; в беге -- результат на дистанции 300 м, в конькобежном спорте - результат на дистанции 400 м, в пла­вании - результат на дистанции 75 м. Во всех этих случаях опре деляют отношение средней скорости прохождения указанного отрезка к уровню абсолютной скорости. Результаты тестов тесно связаны с величинами алактатного О2-долга: коэффициенты кор­реляции между работоспособностью и величинами алактатного О2-долга колеблются в пределах 0,70-0,85. Это говорит о том, что тесты в должной мере информативны. Высокие величины коэф­фициентов корреляции при повторном тестировании (0,80-0,90) свидетельствуют о высокой надежности тестов.

Для оценки анаэробной производительности в целом, а также определения величин 0 2 -долга целесообразно применять тесты, основанные на выполнении работы в интервальном режиме: 4X400 м с максимально доступной скоростью и паузами 20 с - в конькобежном спорте; 6X50 м с максимально доступной ско­ростью и паузами 10 с - в плавании; 4X250 м с максимально доступной скоростью и паузами 20 с - в гребле; 3X1000 м с мак­симально доступной скоростью и паузами 20 с - в велосипедном спорте. Эти тесты тесно связаны с величинами общего и алактатного О2-долга и в должной мере отвечают критериям действи­тельности и надежности. Результаты оцениваются таким же об­разом, как и в предыдущей группе тестов.

Аэробные возможности рекомендуется оценивать по показате­лям выносливости при выполнении специфической работы. Наи­более информативным является выполнение работы циклического характера продолжительностью от 10 до 20 мин, т. е. за тот вре­менной интервал, в котором отмечается особенно тесная связь между работоспособностью и уровнем аэробных возможностей.

Косвенно аэробные возможности можно оценить с помощью тестов, основанных на прохождении строго нормированных ди­станций с максимально доступной скоростью: в беге -3000 или 4000 м, в плавании -800 или 1000 м, в гребле -2000 или 3000 м, " в велосипедном спорте - 8000 или 10 000 м, в конькобежном- 5000 м, в лыжном - 3000 м.

Таблица 21


Похожая информация.


Силовую выносливость целесообразно оценивать при выполнении упражнений имитационного характера. Например, для велосипедистов – работа на велоэргометре с различной величиной дополнительного сопротивления при вращении педалей. Для бегунов – бег с дополнительным сопротивлением. Для пловцов – имитация рабочих движений на специальных тренажёрах.

Силовую выносливость обычно оценивают по продолжительности заданной стандартной работы (до отказа) или по работоспособности, зарегистрированной при выполнении программы теста.

Методика воспитания силовой выносливости заключается в многократном повторении упражнения с отягощением небольшого веса, а также с сопротивлениями и затрудняющими условиями внешней среды.

29. «Выносливость», значение выносливости, виды выносливости и факторы которые определяют уровень их проявлений.

Выносливость – это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения её эффективности.

2 вида выносливости:

1. Общая выносливость – способность длительно выполнять работу умеренной мощности с участием больших групп мышц.

2. Специальная форма выносливости характеризуются адаптивными перестройками организма в зависимости от специфики физической нагрузки.

Факторы :

Значительное влияние на проявление выносливости имеют личностные качества спортсмена и его психическая стойкость в стрессовых ситуациях, характерных для соревновательной деятельности.

Основными факторами , предопределяющими развитие выносливости, являются: структура мышц, внутримышечная и межмышечная координация; производительность работы сердечно сосудистой системы, дыхательной и нервной системы; запасы энергоматериалов в организме; уровень развития физических качеств; техническая и тактическая экономичность двигательной деятельности.

30. Методика развития и контроля общей выносливости.

Основными методами развития общей выносливости являются:

Равномерный (Характеризуется непрерывным продолжительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями.)

Переменный (варьирование нагрузки в ходе непрерывного упражнения)

Интервальный (высокоинтенсивные, но кратковременные повторения)

Круговой тренировки (Предусматривает последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы)

Игровой,

Соревновательный.

Контроль

31. Методика развития и контроля специальной выносливости.

Для развития специальной выносливости применяются:

1. Методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

2. метод интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

3. Соревновательный и игровой.

Контроль за уровнем развития выносливости осуществляется путём количественной и качественной оценки способности спортсмена выполнять какую-либо работу без снижения её эффективности.

Выносливость измеряется с помощью двух групп тестов: неспецифических и специфических.

По результатам неспецифических тестов оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться и соревноваться в условиях нарастающего утомления.

К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

1. бег на тредбане; 2. педалирование на велоэргометре; 3. степ-тест.

Специфическими считают тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной.

32. Понятие «гибкость», виды гибкости и факторы, которые определяют уровень их проявлений.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

Виды :

a) активная гибкость - увеличение амплитуды за счет напряжения мышц;

b) пассивная гибкость - амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов:

Анатомический . Форма костей, эластичность мышц, сухожилий и связок во многом определяют уровень развития гибкости.

Центрально-нервной регуляцией тонуса мышц , а также напряжением мышц - антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движения.

Внешние условия . Под влиянием разминки, массажа, согревающих процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания) происходит существенное повышение амплитуды движений. Наибольшие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также функциональное состояние организма в данный момент.

33. Методика развития и контроля гибкости.

Упражнения для развития гибкости, базируются на различных движениях: наклоны, повороты, вращения, махи, сгибания-разгибания.

Это могут быть упражнения с партнером или самостоятельные, с простейшими тренировочными приспособлениями или разнообразными отягощениями.

Как правило, методика развития гибкости включает развитие как пассивной, так и активной гибкости.

Кроме того, методика включает упражнения для развития гибкости разного типа: статические, динамические и

статико-динамические.

Пассивные упражнения - на растягивания с постепенным увеличением амплитуды

Активные упражнения - маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Статические упражнения - выполняемые с помощью партнёра, собственного веса тела, требуют сохранения неподвижного положения в течение определённого времени (6 -9 секунд). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Динамические - во многом похожи на обычные общеукрепляющие физические упражнения оздоровительной гимнастики. В основном упражнения выполняют в невысоком темпе, часто в сочетании с определенным дыханием и концентрацией внимания.

Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движения. В практике для контроля за развитием гибкости используются разнообразные тесты.

Чтобы оценить уровень развития этого двигательного качества, необходимо измерить амплитуду движений. Сделать это можно следующими способами:=

1)механическим,

2)механоэлектрическим,

3)оптическим - методы измерения гибкости основаны на применении фото-, кино- и видеорегистрирующих устройств.

4)рентгенографическим.

Гибкость измеряется: 1) в угловых градусах, 2) в линейных мерах.

34. Значение координационных (ловкость) возможностей, понятие КВ, виды КВ и факторы, кот…

Под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно и целесообразно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно.

Значение :

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям.

2. Координационные способности ведут к увеличению двигательного опыта.

Виды :

1. Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений – ощущение времени пробега дистанции, точности и силы удара в игровых видах спорта, в боксе.

2. Способность к сохранению равновесия.

3. Чувство ритма.

4. Способность к ориентированию в пространстве. Определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию и отреагировать на нее рациональными действиями.

5. Способность к произвольному расслаблению мышц. Мышцы, не участвующие в выполнении конкретных движений, находятся в состоянии расслабления, создают условия для экономного выполнения упражнений.

Факторы :

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решительности;

6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков) и др.

35. Методика развития и контроля разных видов К.С.

Методика :

1. Главным средством для развития координационных способностей являются физические упражнения с повышенной координационной сложностью, содержащие элементы новизны.

2. Самым эффективным средством для развития координационных способностей являются гимнастические упражнения. Упражнения с предметами и без, а также упражнения в равновесии.

3. Выполнение двигательных заданий в усложненных условиях: - бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, беговые упражнения с преодолением препятствий (барьеры, гимнастические скамейки, мячи и т.п.)

4. Прохождение определенного расстояния с закрытыми глазами;

Броски мяча в баскетбольную корзину с закрытыми глазами.

Все упражнения, которые направлены на развитие координационных способностей будут эффективными только до тех пор, пока их не выполняют автоматически. Затем они теряют ценность.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

1. Стандартно-повторного упражнения

2. Вариативного упражнения

Игровой

Соревновательный.

Контроль за развитием координационных способностей, как правило, осуществляется по данным комплексных тестов, которые требуют совершенства двигательных навыков, высоких координационных способностей. Поэтому об уровне координации можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по времени, необходимому для освоения сложных двигательных действий.

36. Структура тренировочных занятий, типы занятий и основа их построений.

Подготовительная часть.

Организация занимающихся и обеспечение готовности для решения задач основой части урока.

Подготовительная часть занятия включает разминку, строевые упражнения, ходьба, замедленный бег, гимнастические упражнения, упражнения на растяжение мышц.

2. В основной части решаются следующие задачи:

Решаются наиболее важные задачи занятия: овладение различными двигательными навыками и умениями, совершенствование в технике выполнения соревновательных упражнений, воспитание физических, морально-волевых и других качеств.

3. В заключительной части решаются такие задачи:

Завершение урока, снижение психического и физического напряжения, снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц, а также краткий обзор и подведение итогов занятия.

4 типа занятий:

1. Тренировочные

2. Восстановительные

3. Модельные

4. Контрольные

Тренировочные - обучают технике, развивают необходимые физические качества, укрепляют здоровье. Восстановительные - предусматривают в те моменты когда проявляются признаки переутомления, перенапряжения и ухудшения состояния. В восстановительных занятиях в основном применяют средства, методы и группы препаратов для улучшения общей физической подготовленности.

Модельные занятия проводят главным образом на предсоревновательном и соревновательном этапах. В ходе таких занятий стремятся соблюдать все условия, которые ожидают спортсмена в предстоящем соревновании.

Контрольные - для контроля за технической, тактической и функциональной подготовленностью.

Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.

37. Значение тренировочных микроциклов, их типы и методики построения.

Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Методика проведения. Исходное положение: упор лежа, голова -туловище - ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии -«голова -туловище - ноги».

Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Формула для вычислений: О = (Р – НВП): НВП

Тест 2. Удержание тела в висе на перекладине

Методика проведения. Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Формула для вычислений: В = (Р – НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине

Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.

Формула для вычислений: С = (Р – НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Принятые обозначения:

Р – результат в соответствующих тестах;

НВП – норматив из таблицы 2, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

Возраст в таблице 2: 7 лет – возраст от 6,5 до 7,5 лет;

8 лет – возраст от 7,5 до 8,5 лет и т.д.

Таблица 2. Возрастные оценочные нормативы

Возраст Тест
Мужчины
Поднимание туловища (раз)
Вис на Перекладине (с)
Женщины
Отжимание в упоре лежа (раз)
Поднимание туловища (раз)
Вис на перекладине (с)


Гарвардский степ -тест

Это широко распространенная проба разработанная в США. Этот тест рассчитан на оценку физической работоспособности у здоровых молодых людей, т.к. от исследуемых лиц требуется значительное напряжение, и заключается в изучении восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. Гарвардский тест заключается в подъёмах на ступеньку. Высота ступеньки и время предоставлено в таблице 6. Чистота подъёмов 30 подъемов в 1 мин (2 шага в 1 с), работа выполняется на 4 счёта, чистота восхождения задаётся метрономом. После окончания работы в течение 30 с второй минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

ИГСТ = t 100: ((f 1 + f 2 + f 3) 2)

где: t – время восхождения на ступеньку (с);

f 1, f 2, f 3 – число пульсовых ударов за 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

Таблица 3 . Оценка физической работоспособности по ИГСТ

Таблица 4. Высота ступеньки и время при проведении степ-теста

При развитии выносливости нам необходимо постоянно контролировать свой пульс, как наиболее доступный и информативный показатель физической работоспособности организма.

К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест (таблица 3,4). Во время выполнения теста измеряются как эргометричсские (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода- МПК, частота сердечных сокращений -ЧСС, порог анаэробного обмена -ПАНО и т.п.).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности V у них тоже будут равными.

Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости Зс = tn-tk

где tn - время преодоления эталонного отрезка; tk - лучшее время на этом отрезке.

Пример (В.И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м (tn) ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с, а среднее время пробегания на 100 м (tk) в беге на 2000 м равно 450: 20 = 22,5 с. Запас скорости в данном примере: 22,5 - 14,0 = 8,5 с. Чем меньше Зс, тем выше уровень развития выносливости. Подобным образом можно оценить запас скорости в плавании, лыжных гонках, при езде на велосипеде и других циклических видах спорта.

Индекс выносливости - это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t - tk * n,

где t - время преодоления какой-либо длинной дистанции; tk - время преодоления короткого (эталонного) отрезка; n - число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример (В.И.Лях, 1998). Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 - (14 * 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости - это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости =t:tk

где t - время преодоления всей дистанции; tk - лучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) - 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0: 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости.

Вывод

Выносливость - это способность совершать работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени. В конечном счете, выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению.

Всегда, во всех видах физической деятельности критерием работоспособности является общая выносливость: чем она выше, тем успешнее преодолевается утомление, возникающее при динамической нагрузке.

Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. Наиболее эффективным средством развития выносливости являются специальные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства.

Основными методами развития выносливости являются: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод.

Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Таким образом, воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми - в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.

Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано, что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желёз внутренней секреции, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.

Библиографический список

1. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М., 1971. - 488 с.

2. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.-М., 1980.- 136с.

3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта.- М., 2004.-224 с.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д., 2005. - 382 с.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.,1999. - 200 с.

6. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.- М, 2004.- 464с.

7. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. "Теория и методика физического воспитания".М., 2006

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.,1991.- 542с

9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- СПб., 2003.- 160 с.

10. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М., 2004. - 863 с.

11. Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. "Лёгкая атлетика". М., 1999

12. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей /Подг. В. И. Ляхом, Г. Б. Мейксоном.- Просвещение, 1993.-64 с.

13. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта.- М., 2002. -608 с.

14. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. - М., 2001. – 520 с.

15. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2000. - 480 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 . Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 16-18 лет (По В.И. Ляху, 1998)

№ п/п Отдых Упражнение (средство)
Число повторений Длительность Интенсивность
Слитного (непрерывного) упражнения Не менее чем 5-10мин. (I-IV), 10-15 мин (V-IX к.), 15-25 мин (X-XI кл.) Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160-170 уд./мин Без пауз Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др.
Повторного интервального упражнения 3-4 (при хорошей подготовке больше) 1-2 мин (для начинающих), 3-4 мин (для достаточно тренированных) Субмаксималь­ная ЧСС от 120-140 в начале до 170- 180 уд./мин Активный (бег трусцой, ходьба), неполный То же
Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы Число кругов (1-3) Время прохож­дения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30-60 с Умеренная или большая Без пауз Повторный максимум (ПМ) каждого упраж­нения (индивидуально): 1/2-1/3 ПМ (вначале), 2/3-3/4 ПМ (через несколько месяцев занятий)
Круговая тренировка в режиме интервальной работы Число кругов (1-2) 5-12 мин, длительность работы на одной станции 30-45 с Субмаксималь- ная перемен- ная Отдых между станциями 30-60 с; отдых между кругами 3 мин Бег, многоскоки, при- седания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д.
Игровой I Не менее 5-10 мин Переменная Без пауз Подвижные и спортивные игры типа «Два мороза», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Мини- баскетбол» и т.п.
Соревновательный (проводить не чаше 4 раз в год) В соответствии с требованиями программы Максимальная Без пауз 6-или 12-минутныЙ бег. бег на 600-800 м (I-lVo.), 1000-1500 м 2000-3000 м(Х-XI кл.)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2 . Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости детей 16-18лет (По В.И. Ляху, 1998)

Отдых Упражнение (средство) Метод
Число повторений Длитель­ность Интенсивность
Силовая (анаэробная-аэробная) От 10 до 15-30 раз От 10 до 30 с От средней до субмакси­мальной Не полный, 20-40 с Круговая тренировка: 20-30 с -работа, 20 с - отдых Интер­вальный
Скоростная, основанная на анаэробно-креатин-фосфатном энергети­ческом источнике 3-5 раз От 8 до 45 с Максимальная Пассивный 3x100 м, 4x60 м Повтор­ный
Скоростная, основанная на анаэробио-гликолити-ческом механизме энергообеспечения 1-2 раза От 45 с до 2 мин Субмаксималь­ная - 85-95% от максималь­ной мощности Не полный, 30-60 с Темповый бег 2х200м Интер­вальный
Скоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме энергообеспечения I -3 раза 2-10 мин Средняя - от 60-65 до 70-75% от максимальной мощности Не полный Бег 2x3 мин, минимум 1 мин активного отдыха Интер­вальный
Координационная 1-3 раза 2-10 мин Тоже Без пауз Игровые упражнения и игры, специально по­добранные гимнастиче­ские упражнения и др. Игро­вой

Внимание: в статье представлено личное мнение господина Вендлера и оно может не совпадать с мнением редакции. Мы, скорее, предлагаем подискутировать на тему, а не утверждаем.

Выносливость человека - способность организма сопротивляться продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности.

Тренироваться как спортсмен

Вы должны тренироваться как настоящий спортсмен. Это касается каждого. Если вы занимаетесь состязательными видами спорта (например, олимпийской тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом, бодибилдингом), то ситуация может отличаться, однако профессиональное отношение к тренировкам дает вам преимущество, которым не обладают очень многие программы. Я имею в виду баланс. А что может быть лучше для оценки сбалансированности вашей формы кроме серии тестов на выносливость и силовые навыки?

Баланс не обязательно подразумевает отведение времени на каждую дисциплину равными долями. Напротив, баланс подразумевает то, что вся программа построена таким образом, что какие-то элементы работы не приносятся в жертву ради других. Я не говорю о картине за день, неделю или даже тренировочный цикл. Я говорю о картине в целом. За годы. Даже если ваши тренировки заточены на развитие силовых навыков целый год, это не значит, что вы совсем списали со счетов развитие выносливости. Это просто значит, что вы немного сместили приоритеты и решили дать ей «потомиться».

Я до сих пор могу с легкостью выполнить некоторые из этих тестов. Некоторые, но не все. Это не страшно, просто, это значит, что мне нужно сбалансировать свой тренировочный процесс. Посмотрите на эту проблему следующим образом: можете ли вы сказать что-то плохое о парне, который может выполнить становую тягу или присед с весом 225 кг, сделать 20 подтягиваний и пробежать одну милю за 7 минут? Думаю, вряд ли. Проблемы начинаются тогда, когда человек поднимает 225 кг, но с трудом делает 5 подтягиваний и не в состоянии пробежать одну милю. Именно в таких случаях несбалансированность тренировки служит причиной проблем.

Стандарты тренировки

Необходимо понять, что эти тесты и стандарты не подходят для спортсменов, выступающих на соревнованиях. Во-вторых, некоторые из этих стандартов могут быть легкими. А достичь других будет нелегко. Не стоит переживать по поводу этих стандартов, если у вас не получится их выполнить. Стандарты существуют вне зависимости от последствий. Они существуют не для того, чтобы сделать вас несчастными или неуверенными в себе.

И не стоит делать из физических тестов спортивные навыки. Если вы можете сделать большее количество повторов жима лежа, чем тот парень, который играет в NFL, это не значит, что вы сможете обыграть его. Это значит только, что если бы в футбол играли на скамье для жима, и там не требовались навыки игры с мячом, удары, подкаты, бег, работа корпусом, навыки, талант, воля, нацеленность на результат, а также видение поля, вы смогли бы зарабатывать много денег. В конце концов, эти тесты для тех, кто тренируется уже много лет. Если вы только начали тренироваться, они вам не помогут.

Многие из этих тестов пришли из футбола, самого популярного вида спорта, которым я много занимался, и имею в этом виде спорта большой опыт. Однако, это не значит, что они не подходят для других дисциплин. Существует лишь небольшое количество видов спорта, которые не требуют силы, хорошей формы и выносливости. Некоторые из этих тестов, однако, имеют мало общего с футболом, так что они подойдут любому.

Тесты на силовую подготовку нижней части тела

Этот тест предназначен для проверки ваших способностей при выполнении приседа или становой тяги. Конституция людей предполагает большую расположенность либо для тяги, либо для приседа, и это оставляет определенное место маневра для спортсменов. Я не осуждаю спортсменов, которые предпочитают выполнять становую тягу с трапециевидным грифом. Сегодня многие пауэрлифтеры, ратующие за чистоту стиля, бьют тревогу, когда видят трапециевидный гриф, но я считаю, что пауэрлифтерам не стоит решать за других спортсменов, что им делать.

Этот тест можно сравнить с одним повторным максимумом (1RM), получаемый с помощью калькулятора для повторного максимума для 10 повторов (не стоит считать, что этот калькулятор поможет вам получить прогнозируемый повторный максимум с большой точностью, это всего лишь вспомогательный инструмент для оценки результатов). Использование одного повторного максимума как единственного метода тестирования силовых возможностей бесполезно.

И давайте будем точны, неужели кого-то действительно заботит, сможет ли спортсмен выполнить 5 повторов с весом 225 кг или 200 кг? Сила есть сила, и единственные люди, которые не понимают это, делают это ради эффектного снимка или публикации в журнале. Чтобы конвертировать ваш повторный максимум в прогнозируемый 1RM, используйте эту простую формулу:

Поднимаемый вес х Повторы х 0,333 + Поднимаемый вес = Прогнозируемый максимум

  • 2,5 х вес тела: Профи
  • 2,0 х вес тела: Начинающий
  • Менее 2 х вес тела: Спасибо, что взяли в команду, тренер

Тесты на мощь нижней части тела

Мощность нижней части тела обычно проверяют с помощью вертикальных прыжков, однако все мы обычные ребята со стандартным оборудованием, так что мы используем тесты, доступные большинству: прыжок в длину с места и прыжок на ящик. Если у вас нет ящиков для прыжков, есть множество предметов, которые можно использовать в качестве их замены. Я использую пикап моего отца и ограждения на заднем дворе дома моих родителей, когда ходил в школу. Вы можете использовать один тест или сразу оба теста.

Прыжок в длину с места выполняется таким образом, чтобы ваши ступни находились за линией. Отталкиваясь двумя ногами, прыгните как можно дальше и приземлитесь на землю. Длина прыжка измеряется в самой близкой точке приземления. Если вам не удалось приземлиться на ноги равномерно, измеряйте длину до точки приземления ноги, расположенной ближе к точке отталкивания. При выполнении этого теста используйте руки для получения дополнительного момента ускорения.

Прыжок на ящик — это самый базовый тест, который предполагает простой вертикальный (по ссылке статья как правильно выполнять этот самый прыжок). Самый большой недостаток этого упражнения - это мобильность бедер, которая играет большую роль. Некоторые люди считают этот фактор отрицательным моментом, однако подвижность бедер очень важна для любого спорта. Как и при прыжке в длину, используйте руки.

Прыжок в длину стоя

  • 2,6 метра: Держу пари, скоро ты получишь хорошего спонсора
  • 2,4 метра: Отличный результат
  • Менее 2,4 метра: Может быть стоит купить пару кроссовок JumpSoles и надеяться, что они помогут

Прыжок на ящик

  • 100 см: Местная легенда
  • 95 см: Лучший в своем дворе
  • 90 см: Твоя мамочка будет рада

Тесты на силовую подготовку верхней части тела

Я хочу включить одно упражнение на тягу и одно упражнение на жим для проверки силовых способностей верхней части тела. Я не думаю, что жим на скамье - это лучшее решение, уж простите. Я предпочитаю жим (я имею в виду простой жим гантелей над головой в положении стоя, вам должно быть знакомо это упражнение).

Хотя я не считают, что какой-то подъем или упражнение является более «спортивным», чем другие, я вряд ли смогу объяснить необходимость ложиться на наклонную скамью при выполнении тестов. Кроме того, существует огромное количество тестов, использующих жим на скамье, так что, я думаю, простой жим тоже нуждается в продвижении.

Жим

Как и в случае приседа или становой тяги, вам придется использовать повторный максимум или 1RM для теста. Как и в прошлый раз, спортсмен, который использует подъемы в качестве средства для развития своих навыков в выбранном им спорте, не должен выполнять упражнение с максимальной нагрузкой. Конечно, он может выполнять его, однако для него это будет просто тес на количество повторов. Главный момент для этого теста заключается в том, что он не должен превратиться в швунг жимовой.

  • 1 вес собственного тела: Можно смело назначать свидание лидеру группы поддержки
  • 90% веса собственного тела: Назначай свидание обычной девушке из группы поддержки
  • Менее 90% веса собственного тела: Назначай свидание девушке, которая ловит мячи для команды по софтболу

Тест на подтягивание на перекладине

Второй тест - подтягивание. Используйте любой привычный вам хват, даже если это нейтральный хват (однако я предпочитаю использовать самые разные виды широкого хвата во время тренировок, включая работу с веревками и полотенцами).

Существует два вида тестов, которые вы можете попробовать. Используйте тот, который позволит добиться лучших результатов. Первый тест - это отдельный предельный сет с использованием веса своего тела. Второй - это подтягивания с нагрузкой, равной 10% веса вашего тела. Вы можете использовать отягощение на поясе или жилет с отягощением. Выполните как можно больше повторов в течение 10 минут. Нужно ли добавлять, что выполнять упражнения нужно четко?

  • 40 повторов при использовании веса своего тела/20 повторов при добавлении 10% веса своего тела: Автоматически получаешь зачет по всем предметам
  • 30/15: Тебе все-таки придется появиться на экзаменах
  • 20/10: Тебе придется попросить кого-то сдать экзамены за тебя

Тесты на выносливость

Эти тесты необходимо выполнять, держа в голове ряд моментов. Во-первых, я хочу, чтобы у людей была возможность выбора. Не у всех в распоряжении есть тренажер prowler (салазки). Аналогично, не у каждого есть возможность пробежать милю из-за большого веса. Только два из этих тестов требуют наличия специального оборудования, и так как вам необязательно выполнять все тесты, у каждого есть шанс показать хороший результат.

prowler или салазки

Во-вторых, я хотел иметь в распоряжении короткие и длинные тесты. Некоторые люди легко пробегают милю, а другим она дается нелегко, независимо то того, сколько они бегают. Выполняйте любой тест или тесты, которые вы в состоянии выполнить.

Забег на 1 милю

Забег на 1 милю очень прост: от вас требуется только пробежать 1 милю на время. Второй тест выполняется на тренажере AirDyne (например, на модели AD6), в этом случае замеряется расстояние, которое вы преодолеете за 20 минут. Это идеальный вариант для людей с большой массой, так как в этом случае снижается нагрузка на колени, бедра и лодыжки.

Челночный бег на 300 м

Следующий тест - челночный бег на 300 метров. Тест выполняется путем серии забегов на 30 метров в виде двух полных сетов. После первого сета необходимо отдохнуть 5 минут и выполнить забег повторно. Итоговое время будет получено путем вычисления среднего значения для двух забегов. Выполняя этот тест, следите за резкостью разворотов и старайтесь двигаться по прямой линии. Если скруглять углы, вы будете терять время.

Тяга тренажера prowler

Финальный тест - работа с тренажеров prowler: необходимо протащить тренажер на 40 метров 10 раз, вес на тренажере должен соответствовать вашему весу (учитывайте при этом вес самого prowler’a). Мы наткнулись на этот тест, работая на улице около моего дома. Поверхность, по которой вы будете таскать тренажер, может различаться, так что результаты теста могут сильно разниться, но это не отменяет его ценности. В конце концов, если вам что-то не нравится, вы можете придумать собственные тесты и стандарты.

Если ваши показатели будут соответствовать критериям ниже, ESPN точно попросит у вас интервью:

  • Забег на 1 милю: 7:00 и менее
  • Тренажер AirDyne: 12 км за 20 минут
  • Челночный бег: Быстрее 60 секунд (среднее время)
  • Prowler: 15 минут

Если же вы будете соответствовать критериям ниже, то сможете рассчитывать только на заметку в школьной газете: