Что такое бандхи в йоге. Бандхи в йоге и техники выполнения

Д жаландхара бандха – это шейный (подбородочный) замок, перекрывающий дыхательные пути, сжимающий рецепторы каротидного синуса, а также стимулирующий щитовидную и паращитовидные железы.

Польза практики

В результате выполнения Джаландхара бандхи:

  • У тех, кто страдает высоким давлением, замедляется сердцебиение.
  • Пропадает чувство гнева и беспокойства, исчезает состояние стресса.
  • Успокаивается ум.
  • Происходит подготовка к медитации.

Техника выполнения

Исходное положение

Для освоения Горлового замка выберите удобное исходное положение.

Исходное положение 1

Сядьте со скрещены ногами и выпрямите спину, руководствуясь правилами . Постарайтесь прижать колени к полу (если необходимо, поместите под таз возвышенность). Положите ладони на колени. Проверьте, что в теле нет напряжения. Прикройте глаза.

Исходное положение 2

Займите положение стоя, расположив ноги на ширине примерно полметра. Наклоните корпус вперёд, упираясь ладонями чуть выше колен. Выпрямите руки.

Правила выполнения Джаландхара бандхи

Горловой замок выполняется во время задержки дыхания после вдоха или после выдоха. Задержка должна быть комфортной, дыхание после неё не должно быть сбивчивым и неровным. Только в этом случае она принесёт пользу организму.

Алгоритм выполнения

  1. Займите удобное исходное положение. Это может быть положение сидя (см. Исходное положение 1) или стоя (см. Исходное положение 2).
  2. Сделайте глубокий вдох (если планируете выполнять задержку на вдохе) или полный выдох (если планируете выполнять задержку на выдохе). Задержите дыхание.
  3. Наклоните подбородок вниз, прижмите его к груди. Горло должно быть «заблокировано». Приподнимите плечи и направьте их вперёд и вверх.
  4. Удерживайте задержку дыхания столько, сколько комфортно.
  5. Расслабьте плечи, руки, поднимите голову (если выполняли Джаландхара бандху стоя – поднимите корпус). Сделайте выдох (если выполняли задержку на вдохе) или вдох (если выполняли задержку на выдохе).
  6. Восстановите дыхание. Для этого сделайте несколько вдохов и выдохов в естественном ритме дыхания.

Видео как выполнять Джаландхара бандху

Ограничения и противопоказания

  • При высоком внутричерепном давлении и заболеваниях сердца не рекомендуется выполнять эту практику без опытного инструктора.
  • За время одного занятия рекомендуется выполнять не более 10 циклов Джаландхара бандхи. Один цикл – это одна комфортная задержка дыхания.
  • Недопустимо дышать во время выполнения Джаландхара бандхи. Вдохи и выдохи можно делать только после того, как вы её отпустите.

Зачем нужна Джаландхара бандха?

Шейный замок снижает повышенное давление и учащенное сердцебиение, стимулирует щитовидную и паращитовидную железы. Помимо пользы для физического тела, Джаландхара бандха используются для управления праной (жизненной энергией). Использование бандх во время практики пранаям позволяет накапливать эту внутреннюю энергию в определенных участках тела. Опытные практики могут управлять праной и осознанно направлять её в нади (каналы, по которым течёт жизненная энергия). Также бандхи используются во время практики мудр (особых жестов и позиций), что позволяет усилить их физическое и духовное воздействия.

А вы используете бандхи во время пранаям? Если да, то какой эффект вы ощущаете от такой практики? Ждем ваших ответов.

ШЕЙНЫЙ ЗАМОК (джаландхара бандха), - это первый основной замок.

Он выполняется следующим образом. Подбородок притягивается к горлу, к выемке между ключицами, на груди. Голову держите ровно, не наклоняя вперед. Шейный отдел выпрямляется. Позвоночник и шея абсолютно прямые.

Этот замок регулирует кровяное давление. Щитовидная и паращитовидная железы под давлением начинают выделять секреты и активизируют высшие функции гипофиза.

Если не выполнять замок, то можно почувствовать неприятное давление в области глаз, ушей и сердца.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК (удияна бандха), получается автоматически, когда вы поднимаете диафрагму к грудной клетке и притягиваете органы верхней области живота по направлению к позвоночнику.

Это создает полость, мягко массирующую сердечную мышцу. Позвоночник должен быть прямым. Замок обычно выполняется на выдохе.

КОРНЕВОЙ ЗАМОК (мулабандха), - самый сложный и его выполняют чаще других.

Первая часть замка заключается в том, чтобы сжать анальный сфинктер и втянуть его внутрь.

Затем необходимо напрячь мышцы половых органов, чтобы сжать уретральный тракт.

Наконец, втягивается Пупочный центр, нижние мышцы живота притягиваются к позвоночнику так, что прямая кишка и половые органы оказываются притянутыми к Пупочному центру.

Этот замок выполняется на выдохе. В особых случаях он выполняется и на вдохе.

ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАМОК (махабандха). Это выполнение одновременно всех трех замков в теле.

При этом происходит омоложение нервов и желез. Он регулирует кровяное давление, уменьшает менструальные боли и заставляет кровь энергичнее циркулировать в нижних железах: яичниках, простате, железе Скина и других.

Лучшее упражнение сочетает выполнение ритмичной смены замков и комбинаций замков с мантрами.

ПОДРОБНЕЕ:

Основной целью физических усилий в йоге служит создание особого объема и потока жизненной энергии внутри тела и в ауре. При этом происходит как увеличение количества этой энергии, так и улучшение ее качества. Эти потоки направляются затем по естественным для них путям для циркуляции, что раскрывает целительные способности тела и усиливает различающие функции ума. В таком состоянии внутреннего здоровья и ясности происходит пробуждение духа и полного переживания бытия.

Кундалини йога весьма полезна для тела, но она использует тело также и как сосуд для расширенного сознания.Энергия, текущая извне в тело и ауру называется праной. Другая энергия, которая течет из тела наружу - апана. Это энергии усвоения, ассимиляции и выделения соответственно. Это позитивная и негативная стороны жизненной силы. Если обе эти энергии, эти качества присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает новое явление: проявляется состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы. Йоги описывают этот процесс, как открытие потока энергии в центральном позвоночном канале, называемом сушумной, вверх к мозгу.

Когда этот поток и циркуляция укореняются в системе, происходит пробуждение энергии Кундалини. Этот потенциал осознанности и духа прежде всего проявляется в значительном увеличении ясности и способности к концентрации. Процесс вносит свой вклад во все области деятельности человека в соответствии с продвижением энергии через различные чакры, являющиеся центрами накопления и распределения энергии. Все это приводит человека в сверхсознательное блаженное состояние, в котором становится ясно, что реально, а что нет.

Все усилия, прилагаемые в исполнении йогических поз, дыхательных практик и медитаций, направлены на облегчение и ускорение центрального для йоги процесса трансформации. После серии упражнений или во время особых практик желательно сохранить полученную смесь праны и апаны так, чтобы смешанная энергия могла полностью сформироваться и инициировать открытие каналов, по которым она должна двигаться. Положения рук и глаз, помогающие этому процессу и запечатывающие потоки энергии называются мудрами.

Бандхи - это мышечные замки, прилагаемые к определенным областям тела и препятствующие разделению праны и апаны. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему ума и тела. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практика.

Есть три основных бандхи: джаландхара бандха или горловой замок, уддияна бандха или диафрагмальный замок и мула бандха или корневой замок. Эти техники описаны и обсуждаются различных классических источниках по Хатха йоге, например в трактате "Хатха йога Прадипика" или в тантрических объяснениях мудреца Геранды в Геранда Самхите. Эти тексты были учебными пособиями для курсов, проводимых мастером, который мог использовать техники изложенные там в нужном ему контексте. Йоги Бхаджан сделал то же самое для практик Кундалини йоги и учеников, занимающихся этими практиками.

Однажды он сказал: "Фундаментальное правило для большинства упражнений Кундалини йоги - это выполнение мула бандхи, даже если об этом не говорится явно. Вам скажут принять определенную позу, дышать определенным образом и т.д., однако есть вещи общие для всех крий, и подразумевается, что вы будете их выполнять. Первое - это правильная поза, второе - это замки... Когда вы практикуете для своего собственного блага, вы должны уметь правильно и в подобающее время использовать замки. Тогда говорится, что человек находится в состоянии махабандхи, великого замка. Эта йога была тщательно разработана святыми и мастерами и является скорейшим путем к возвышению духа и счастью".

ШЕЙНЫЙ (ГОРЛОВОЙ) ЗАМОК ИЛИ ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА
Это первый, наиболее часто используемый и самый основной замок. Есть общее правило использовать этот замок во всех медитациях с пением мантр, а также при выполнении всех дыхательных упражнений. Он также выполняется каждый раз, когда вы задерживаете дыхание на вдохе или на выдохе, если конечно явно не указано что-либо другое.

Для выполнения этого замка сядьте в удобную позу. Теперь поднимите грудную клетку и грудину вверх. Одновременно выпрямите шейный изгиб позвоночника, мягко втягивая подбородок. Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед.

Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед, мышцы шеи и горла должны оставаться в покое. Из-за сдвига в относительном расположении подбородка и груди возникает нужное натяжение. Не старайтесь опустить голову вниз или вперед, это приведет лишь к боли в шее.
Идея этого замка в том, чтобы запечатать энергию, создаваемую в верхних областях ствола мозга. Мышцы лица и лоб остаются в покое. Голова не отклоняется ни вправо, ни влево.

КОММЕНТАРИЙ
Эта бандха создает несколько эффектов одновременно. Она предотвращает нежелательные колебания кровяного давления, которые иногда могут возникать в процессе выполнения упражнений или пранаям, действуя как предохранительный клапан, и избавляя, таким образом, практикующего от возможного ощущения головокружения. Она также рефлекторно стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидных желез.

Джаландхара бандха направляет поток пранической энергии в центральный канал в его шейном отделе, а также в центральный канал, связанный с сердцем. Без приложения этого замка праническая энергия может устремиться к глазам, ушам или в другие места. Когда шейный замок задействован, сердце успокаивается и поток энергии естественен. В другом йоговском тексте, в Шива Самхите подчеркивается, что шейный замок предотвращает слишком быстрое рассеяние нектара, создаваемого в мозгу. Слово "джала" переводится как "вода" или "сок", что относится к мозгу и его во-дянистым секрециям. "Дхара" - "открывать ворота" или "тянуть вверх". Таким образом "джаландхара" - открытие ворот для соков мозга.

В терминологии Йоги Бхаджана, во время некоторых практик происходит стимуляция секреции высших эндокринных желез таких, как гипофиз, эпифиз и гипоталамус, а также взаимодействия между ними. Начало такой активности гипофиза называлось в древних текстах поворотом лотоса луны. В результате этого поворота прохладная энергия луны, расположенной в голове стекала вниз, чтобы смешаться с горячей энергией в пупочном центре и нижних нервных центрах. Выполнение джаландхара бандхи позволяет увеличить концентрацию этих секреций, что позволяет развиться новому виду взаимодействий между высшими железами.

В практически бездействующей шишковидной железе, заключены возможности, которые могут быть пробуждены только с помощью концентрирования "лунного нектара". К счастью необходимый для этого замок является простой систематически выполняемой практикой, что постепенно ведет к пробуждению нужных взаимосвязей. Этот замок помогает также концентрироваться на внутренних ощущениях и восприятиях, уменьшая действие отвлекающих импульсов от внешних органов чувств.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК ИЛИ УДДИЯНА БАНДХА
Название этого замка - "уддияна" переводится с санскрита как "взлетать вверх". Это относится к его влиянию на энергию, находящуюся в нижней части живота. Диафрагма является барьером, отделяющим брюшную полость от плевральной полости, как на физическом, так и на тонком энергетическом уровне. Движение диафрагмы во время дыхания определяет полярность энергий в средней части тела через нервное сплетение, расположенное в области 8-го - 9-го позвонков грудного отдела позвоночника.

Диафрагмальный барьер проявляется также и на психологическом уровне. Функции, коренящиеся в теле ниже диафрагмы, носят более бессознательный и автоматический характер, тогда как расположенные выше диафрагмы - более осознанные и гибкие. Уддияна бандха позволяет преодолеть этот барьер. Он привод к интеграции эмоциональных характеристик по вертикали и позволяет пранической энергии двигаться в центральном позвоночном канале, называемом сушумна.

Для выполнения этого замка сядьте прямо. Глубоко вдохните, а затем полностью выдохните. Подтяните весь живот, особенно области выше пупка, внутрь к позвоночнику и вверх. Расправьте грудную клетку. Никогда не делайте этот замок с опущенной грудной клеткой. Слегка прогните позвоночник вперед в грудном и поясничном отделах. Выполняйте уддияна бандху 10-60 секунд, в соответствии с вашими возможностями. Внутренне состояние при выполнении уддияна бандхи должно оставаться спокойным и уравновешенным. Отпустите замок, постепенно отпуская живот и делая вдох. В этот момент не следует отпускать горловой замок или запрокидывать голову. Уддияна бандха выполняется только на пустой желудок и только на задержке дыхания на выдохе.

Слово бандха с санскрита переводится как держать, удерживать, запирать, связывать, скреплять, останавливать, закрывать, перенаправлять. В йоге используют значение замок, сжатие.

В Хатха Йога Прадипике описаны 3 основные бандхи: джаландхара бандха или горловой, или верхний замок, сжатие горла; уддияна бандха или брюшной, или средний замок, втягивание живота; “Корневой” или мула бандха, также нижний замок (сокращение мышц промежности).

Комбинация всех трех бандх называется Маха бандха.

Традиционно техники выполнения энергетических замков после того, как ученик уже освоит асаны, пранаямы и мудры. Эффективно и травмабезопасно эти практики можно освоить в Московском Университете Йоги на специальных тематических курсах.

При выполнении замков, происходит мягкое и сильное сжатие определенных частей тела, как правило, с задержкой дыхания на выдохе или на вдохе. При таком сжатии происходит массаж внутренних органов, стимуляция кровообращения и движения лимфы в межклеточном пространстве (устраняет застойные явления в организме), стимуляция нервной и эндокринной систем.

Бандхи называют энергетическими замкам. Хотя это и физические упражнения, бандхи работают с психикой и тонкими энергиями в теле человека.

Это и есть их основное предназначение, подготовить практикующего к медитации, а также заставить кундалини подняться вверх к Сахасрара чакре.

В теле человека проходит множество энергетических каналов нади. Из них самыми важными считаются: сушумна центральный канал, по которому должна подняться энергия Кундалини; ида нади левый, женский, лунный канал. Это ментальная энергия, мысленная, активность парасиматической вегетативной нервной системы, процессы синтеза, восстановления организма. Пингала нади правый солнечный, мужской канал. Активная энергия действия, активность симпатической вегетативной нервной системы, процессы диссоциации, расщепления и выработки энергии.

Маха бандха это одновременное выполнение трех замков. Такая практика является хорошей подготовкой практикующего к медитативным техникам и является практикой призванной заставить энергию кундалини подниматься в срединном канале.

Помогает устранить грандхи психические узлы, мешающие универсальной энергии Кундалини, свернутой в районе муладхара чакры в 3.5 оборота подниматься вверх. При выполнении нижнего замка происходит перекрытие срединного канала снизу, что не дает энергии (прана апана вайю) утекать вниз, апана прана поднимается вверх и смешивается с самана вайю в районе пупка. Верхний замок перекрывает Сушумна нади сверху, что заставляет удана-вайю прану двигаться вниз. Таким образом вся энергия оказывается запертой внутри центрального канала. Средний замок сжимает центральный канал, стимулирует манипура чакру. В результате все виды праны смешиваются и канал заполняется изначальной праной. Снятие замков вынуждает прану мощным потоком прокатываться по телу, что способствует прочистке энергетических каналов. По главному энергетическому каналу “Сушумна-нади” поднимается мистическая сила, символизирующая потенциал психики, – Кундалини-шакти.

“Кундалини не является частью физического тела, хотя искать ее следует именно здесь. Она не принадлежит также ни ментальному, ни астральному телу. Кундалини находится в бессознательном причинном теле, в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объективности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность место, которое йоги называют муладхарой. Именно здесь скрыты все бессознательные силы и устремления человека. Замыкая и напрягая определенные мышцы на физическом уровне, на умственном и праническом запускается спонтанный процесс раскрытия. Когда кундалини-шакти пробуждается ото сна, ее могучий поток расширяет сознание человека. И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом он достигает божественности”.

Так же практика бандх является очень действенным способом поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Это и массаж внутренних органов, и сжатие эндокринных желез, и стимуляция кровообращения, работа с психикой посредствам стимуляции различных частей вегетативной нервной системы. А прочистка энергетических каналов обеспечит прекрасное здоровье, поскольку их загрязнение предшествует физическим болезням, являясь их причиной.

Бандхи следует осваивать под наблюдением квалифицированных преподавателей постепенно и осознанно, понимая технику выполнения.

Выполнение практики мула бандхи (или как ее называют – нижний замок) является хорошим методом для нахождения физического местоположения активирующей точки муладхара-чакры (1-ая чакра).

Определение

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха - «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища - промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Упоминания в текстах

Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4‑й главе текста Хатха Йога Прадипика:

«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха ». (61)

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы. В контексте пранаямы апана означает выдох.

«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности ». (62)

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений ». (64)

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде. В контексте пранаямы прана означает вдох.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него. В случае пранаямы, баланс вдоха и выдоха означает задержку дыхания (кумбхака).

Значение бинду и нады мы объясним, когда будем обсуждать центр, именуемый бинду

«Апана движется вверх, и когда она достигает круга огня (манипура чакры), пламя вытягивается и достигает анахата чакры ».(65)

«Когда апана и огонь встречаются (в манипуре), прана нагревается. Это усиливает пищеварительный огонь ».(67)

«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой ».(68)

«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху ».(69)

Брахма нади - это центральная сердцевина сушумны.

Хотя текст, который мы процитировали, может показаться несколько туманным, тем не менее, он ясно показывает роль мула бандхи в кундалини йоге.

Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет ».

Место сокращения

Область, которую следует сокращать, служит физической активирующей точкой муладхара чакры. Ее местоположение слегка различается у мужчин и женщин.

У мужнин: в промежности, между анальным отверстием и половым органом. У женщин: в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем. Мула бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, которое мы описали, и во время мула бандхи производить сокращение в этой точке.

Сидячая поза

Лучшие асаны для выполнения мула бандхи - это сиддхасана у мужчин и сиддха йони асана у женщин. В любой из этих поз одна пятка сильно давит на область муладхара чакры, что способствует физическому сокращению. Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана.

Техника выполнения

    Сядьте в удобную позу.

    Положите ладони на колени.

    Закройте глаза и расслабьте все тело.

    Сделайте глубокий вдох.

    Затем задержите дыхание и выполняйте джаландхара бандху

    Сократите мышцы в области муладхара чакры.

    Втягивайте мышцы вверх насколько можете, без чрезмерного напряжения.

    Постоянно фиксируйте внимание наточке сокращения.

    Удерживайте это сокращение как можно дольше.

    Затем прекратите сокращение.

    Прекратите джаландхара бандху.

    Поднимите голову и сделайте выдох.

    Это один цикл. Если потребуется, подождите, пока дыхание не вернется к норме. Затем проделайте еще несколько циклов.
    Сохраняйте осознание. Не перенапрягайтесь.

    Примечание: При желании можно выполнять практику с внешней задержкой дыхания (бахир кумбхака); то есть, можно сначала сделать выдох, а затем выполнять джаландхара бандху. Однако у этого альтернативного метода есть недостаток - при его использовании не удается задерживать дыхание так долго, как при внутренней задержке.

    Осознание и продолжительность

    При занятии конечного положения и выполнении джаландхара бандхи осознание должно быть направлено на дыхание. В конечном положении осознание следует сосредоточивать на точке сокращения в промежности.

    В конечном положении можно оставаться так долго, как вы способны задерживать дыхание. Выполняйте столько циклов, сколько хотите, при условии, что вы не перенапрягаетесь и не испытываете дискомфорта.

    Ограничения

    Те же, что для джаландхара бандхи.

    Благотворное действие

    Достигаются все полезные эффекты джаландхара бандхи. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

    Практика помогает открывать муладхара чакру и пробуждать кундалини, направляя вверх прану нижних областей (именуемую апаной). Кроме того, она помогает преобразовывать сексуальную энергию.

    Подготовительная практика

    Тем, для кого мула бандха оказывается сложной, вероятно, из‑за отсутствия контроля над мышцами промежности, следует взамен регулярно практиковать ашвини мудру, используя метод 1 либо 2. При выработке большего контроля над мышцами промежности следует отказаться от ашвини мудры и вместо нее делать мула бандху.

    Подготовка к крийя‑йоге

    Если вы всерьез намерены учиться крийя‑йоге и заниматься ею, мы настоятельно рекомендуем вам регулярно практиковать мула бандху. Это абсолютно необходимо для того, чтобы развить чувствительность в области промежности и точно находить активирующую точку муладхара чакры. Без такой чувствительности вы не сможете получать максимальную пользу от практик крийя‑йоги.

    Материалы взяты с сайта http://www.all-yoga.ru


« »

Существует очень древнее знание об энергетических замках. На санскрите они назывются "бандха". Они настолько важны, что без них не будет не только хорошей практики по саморазвитию и т.д., но даже здоровья, настроения и хорошего самочувствия.

Можно сравнить туловище с мешком (например с рисом). Где горло - там мешок какбы завязан. Так вот, в нём есть три отверстия: внизу, посередине и вверху. Представим, что внизу и посередине - это отверстия от того, что мешок прохудился - и рис постоянно высыпается. А в самом верху (где горло) он завящан плохо и рис тоже высыпается. Наша задача - закрыть все эти утечки при помощи зажимов. Просто представьте, что туловище - это мешок с рисом, оно кстати и очень похоже на него.

Я расскажу о замках последовательно. Их можно делать, как по отдельности, так и все вместе. Разумеется, чт овсе вместе лучше. Но сразу это сделать сложно, поэтому осваивать нужно последовательно. И лучше начать с самого главного замка - корневого.

Корневой замок

На санскрите он носит название "мула-бандха". От слова "корень". Это чрезвычайно важный замок. Он важнее всех остальных. Как у любого растения, если обрезать корень - то оно зачахнет. А если корень постоянно подрубливать, или если корень слабый, или не поливать растение - то оно будет болезненным. Точно также всё и у человека. Кстати и очень важная чакра "муладхара" с таким же названием, так же нахоится в этой области - в основании, в корне.

Основная утечка энергии происходит именно здесь. И чтобы этого не допустить - нужно ставить замок. И Вы очень быстро заметите изменения. Это может быть выражено в улучшении самочувствия, в прохождении каких-то заболеваний. Как говорится в таких случаях: подъём сил, настроения, бодрости, словно корень дерева полили и жизнь потекла по всему телу.

Это всё может произойти уже после первой практики. А со временем, с регулярной практикой, всё станет стабилизироваться, и тело станет крепким и невосприимчивым к заболеваниям. Вы обнаружите, что стали чрезвычайно выносливыми. Когда другие будут уставать - Вы будете продолжать двигаться. Причём это касается всего: спорта, какого-то дела, интеллектуального труда, бизнеса и т.д. Вы не будете уставать и сдаваться, когда другие уже выдохлись и готовы сдаться.

Вначале осваивать этот замок нужно учиться после выдоха. Можете выдохнуть прямо сейчас. Но выдохнуть нужно полностью весь воздух и втянуть живот внутрь. Втянули? Теперь напрягите самые нижние участки мышц пресса. На выдохе это сделать очень легок, я бы даже сказал - это происходит само. Следом за этими мышцами (нижним прессом, пахом, т.е. это не нижние кубики пресса, а то, что в самом низу под ними) - напрягите все мышцы промежности. Это: мышцы мочевого канала и мышцы толстой кишки. Сокращение этих мышц в той же последовательности: вначале - самые нижние мышцы пресса, затем мышцы мочевого канала и в конце мышцы толстой кишки. Но можно сокращать всё сразу. Тем не менее, обычно небольшое такое разделение в очерёдности всё же присутствует.

Вам не обязательно сразу сильно напрягать эти мышцы. Если Вы никогда не практиковали этот замок - то это вначале может быть трудным, т.к. мышцы в этой области дряблые (что уже само по-себе указывает на постоянную утечку энергии). Т.е. вначале не обязательно держать замок долго. Вы можете делать это кратковременно. Например выдохнули - сделали замок и держите его какое-то время. Когда замок сжали, то можно вдыхать, продолжая удерживать замок.

Допустим для начала Вы сделаете 5 раз замок, держа его 3-5 секунд. Это уже хорошо для начала. Освойтесь в этом режиме. Делайте каждый день. Можно несколько раз в день. Причём можно делать где угодно. Не обязательно специально садиться и делать. Можно даже идя в магазин - проводить эту практику. Со временем Вы лучше прочувствуете этот замок, придёт опыт его выполнения, всё будет доведено до автоматизма. Мышцы станут послушными, замок будет делаться как часть дыхания, т.е. Вы сами будете уже не участвовать в этом процесс, как и в процессе дыхания - это происходит само, полуавтоматом. Но в самом начале нужно этот замок делать сознательно. Доводите практику замка до 10 раз в день, с удержанием по 2-5 минут в общей сложности (за одно занятие). Делайте замок, когда вспомните про него. Не обязательно удерживать его сильно - можно просто держать тонус в указанной области. Но время от времени делайте и с существенным сжатием мышц.

Ещё коротко весь процесс для полной картины:

Вдыхаете, выдыхаете, живот втягиваете, естественным образом чувствуете напряжение в самом низу пресса (паха), усиливаете это напряжение, и следом сжимаете мышцы мочевого канала и толстой кишки. Сжали и продолжаете держать замок, продолжая дышать. Держите замок столько, сколько не трудно.

Я очень серьёзно говорю Вам, что если выделить в Йоге какие-то 10 главных вещей - то бандхи (замки) - это одна из этих десяти.

Этот замок очень сильно стимулирует интеллектуальные способности. Вы в буквальном смысле стенете умнее. Муладхара - это отражение сахастрара чакры. Они сильно связаны. Энергия жизни пробуждается и идёт вверх, даря много подарков на своём пути. Я не могу даже представить сколько-нибудь серьёзную мистическую практику без этого замка. Вам нужно его обязательно освоить, если Вы хотите серьёзно заниматься Йогой.

Пояснения и ответы на вопросы по мула-бандхе

  1. Первым делом, сколько в идеале держать замок? Предела нет. Есть Йоги, которые вообще этот замок не отпускают никогда. Например из числа тех, кто сидит в долгих медитациях в Гималаях.
  2. Ещё спрашивали, после сжатия замка, можно ли живот из состояния втянутого возвращать в обычное состояние при вдохе. Вы сжали все мышцы в основании туловища на выдохе при втянутом животе. Дальше можете дышать, как обычно. Дыхательные мышцы все свободные. Диафрагма также работает. Но сам низ живота, самый низ всё равно немного втянут и там напряжение. Вдальнейшем, по мере освоения замков - их можно создавать на любой стадии дыхания.
  3. Ещё интересовало: если замки делаются всего несколько раз в день, несколько минут, то имеют ли они вообще эффект, ведь во всё остальное время (когда замки не удерживаются) - энергия всё равно уходит? Нет, это не так. Представьте всё тот же шланг. Садовник включил воду и поливает деревья. И вот он выключает воду в кране, а вода, тем не менее, всё равно некоторое время течёт из крана. И здесь примерно тоже самое. Этими кратковременными упражнениями Вы заставляете энергию идти внутрь тела, Вы словно даёте ей сильное направление, которому она затем следует. Конечно это работает по затухающей. Но, как правило, если делать периодически - то этого хватает, чтобы энергия вовсе перестала попусту истекать из тела. Более того, сами мышцы замков становятся сильными, в хорошем тонусе. Что уже само по-себе делает этот выход энергии затруднительным.
  4. Когда лучше делать, утром вечером, до еды после? Утро всегда - самое лучше время для практики. Можно делать и после еды. Делать можно всегда. Но если Вы только начали делать, то лучше после еды пусть пройдёт хотябы полчаса. И разумеется, если Вы переели, или ели недозволенную пищу (плоть животных), то тут, конечно, делать нельзя после еды. Но в последнее время я не учитываю при размещении практик такие извращения, недостойные человека, т.к. практики я даю всё же для людей.
  5. Начали открываться сверхспособности, начал видеть с закрытыми глазами... Не удивительно, ведь этот замок - это один из важнейших элементов мистической Йоги. Вообще, на самом деле, Йогов часто называют мистиками. Особенно в ведической литературе. Йог-мистик - это обычное встречающееся определение. Любой настоящий Йог обладает мистическими способностями. Они приходят сами.
  6. Существуют также частичные практики, как например ашвини-мудра и йони-мудра. Когда сжимаются только мышцы толстой кишки или только мышцы женских половых органов (женская Тантра). Меня спрашивали не являются ли эти мудры корневым замком. Эти мудры составляют корневой замок, и сами по-себе им не являются в полной мере. Корневой замок - это сжатие всего, что находится в области промежности (все мышцы, которые подчиняются волевому сжатию), а также мышц паха (т.е. самый низ пресса). Если Вы делаете только ашвини-мудру - то это ещё не всё. Хотя это тоже хорошая практика. Более того, если Вы её практиковали - то корневой замок у Вас будет получатьсь очень легко.

Возможные ошибки

  1. В первую очередь некоторые, делая замок, напрягаются всем телом, или какой-то другой частью тела, нежели той, которая нужна для замка. Вы должны быть расслаблены. Не нужно что-то ещё намеренно напрягать, чтобы помогать себе держать замок. Мышцы замка полностью самодостаточны и им помогать не нужно. Это локальный замок и локальное напряжение мышц. Не нужно напрягаться всем телом, не нужно сжимать ягодицы или ноги, или ещё что-то. Вам нужно контролировать этот момент, чтобы это не вошло в привычку. Разумеется, если Вы делаете замок например стоя, или идя по улице - то напрягаются мышцы для положения стоя или ходьбы, но это независящие друг от друга напряжения. Вначале хорошо освойте данный замок дома, сидя и расслабленно. Чтобы эта ошибка не укоренилась. При удержании замка вполне нормальным является повышение тонуса в нервной системе, она словно активизируется. Особенно в позвоночном столбе. Но это не должно переходить в напряжение мышц.
  2. Другая подобная ошибка - при удержании замка - напрягаются мышцы лица. Не нужно их напрягать. Контролируйте, чтобы они были расслаблены.

Это одно значение этого замка. Другое, которое уже говорил - это закрывание утечки энергии через пупок. Это очень существенная утечка. Как правило у всех людей, кто не занимается Йогой (замками) и вообще не знает о чём я сейчас говорю Вам, эта утечка очень сильная и приводит к болезням и преждевременной старости (кая уже говорил в своей практике "Бессмертие" - жизнь до 70 и даже до 100 лет - это очень короткая жизнь, человек может и должен жить 200-500 и даже боьше лет), т.к. энергии постоянно не хватает. Люди пытаются восполнить постоянную утечку энергии более калорийной, обильной пищей и энергетиками - но это только усугубляет проблему. Так как большое потребление пищи - тоже требует много энергии для её переваривания и, что самое главное, - её выведения, что не происходит и приводит лишь к постепенной зашлаковке организма. А энергетики лишь быстро расточают наши жизненные запасы отведённые на всю жизнь. Это как дать человеку 5000 рублей и сказать ему - это тебе на неделю, покупай в меру еду, нужные вещи, чтобы тебе хватило жить благополучно всю неделю. А человек пошёл и за один вечер всё прогулял. Нужно экономить тот ограниченный энергетический запас, данный нам при рождении. Размеется, Йоги могут его восполнять, но обычные люди - нет.

Итак, прошло достаточно времени, с того момента, как Вы узнали про корневой замок. Вы не теряли напрасно время и уже освоили его и получаете пользу. Теперь Вы осваиваете новый замок, пупочный, который явяется логическим продолжением.

В некотором смысле, говоря Вам про корневой замок, я уже сказал и про пупочный замок, когда говорил про то, что осваивать корневой замок нужно на выдохе при втянутом внутрь животе. Так вот, всё, что нужно Вам сделать - это просто создать напряжение в вогнутом внутрь животе в области вокруг пупка. Это по сути дела - нижний и средний пресс. Если при корневом замке Вы напрягаете пах, который втянут внутрь и все мышцы промежности, то при пупочном замке напрягаете нижний и средний пресс, втянутого внутрь живота.

Сильно втягивать живот не нужно. Это естественное втягивание, когда Вы выдыхаете животом. Просто сделайте следующее - вдохните животом, выдохните животом (он уйдёт внутрь), сделайте корневой замок и следом пупочный замок, при этом живот совсем немного ещё уйдёт вглубь. Вот и всё - Вы сделали пупочный замок.

Дальше Вы можете продолжать удерживать оба этих замка и дышать. Сильно дышать не нужно. Вогнутость живота внутрь нужно сохранять также и на вдохе. Также дыхание осуществляется за счёт среднего и верхнего отдела груди. Но дышать глубоко не нужно. Прежде чем делать замки - успокойте дыхание, расслабьтесь. Дыхание станет почти незаметным.

Уддияна-бандха очень сильно продлевает жизнь . Невероятно сильно. Впринциипе можно делать только этот замок, если хотите. Но нет ничего сложного в том, чтобы делать совместно с корневым замком. Это даже происходит автоматически.

В интернете есть много описаний уддияна-бандхи, где Вам говорят выдохнуть полностью, затем расширить нижние рёбра и за счёт этого втянуть живот внутрь и так не дышать и держать замок. Но это не уддияна-бандха - это уже самостоятельное упражнение с использованием уддияна-бандхи. Об упражнениях с использованием этих замков я ещё буду говорить. Собственно поэтому я и создал эту страницу, чтобы записать все замки в чистом виде и затем ссылаться на неё.

Но как Вы уже поняли, все замки самостоятельны. И не нуждаются в дополнительных практиках - т.к. только лишь одно выполнение их самих - это уже огромное благо.

Также эти замки любой человек делает в критических ситуациях, когда например нужно спасться бегством, когда мать защищает своего ребёнка или ему грозит опасность, когда предстоит сделать что-то очень решительное, пойти на смертельный риск и т.д. Команду на выполнение этих замков даёт наше подсознание - наш древний разум. Что говорит о том, что все эти замки мы все знаем, это не есть что-то придуманное. Это есть в нашей древней памяти. И это знание тут же начинается реализовываться, минуя наш сознательный ум, чтобы обеспечить нас мгновенно избытком энергии для самосохранения, или спасения самого главного.

На санскрите этот замок называется "джаландхара". И я не напрасно сравнил его с завязыванием мешка вверху. Потому что "джала" переводится как нечто сплетённое (сеть), а "дхара" - наверх. И буквально это переводится, как плотно зажатая сеть в одном месте.

Шея - это уникальное место. Там все энергетические каналы, которые потом идут по всем телу, сходятся вместе очень близко друг к другу. Поэтому перекрывая их на некоторое время - Вы перекрываете их все.

Есть очень много упоминаний этого замка в различной старинной йогической литературе, писанной великими мудрецами-йогами. Главным образом важность этого замка упоминается всвязи с амритой - эликсиром вечной жизни и молодости. Этот эликсир падает (сочится) сверху из высших миров (иногда говорится - из сахасрара чакры - лотоса на макушке головы). И каждому человеку отпущено строго определённое его количество. И у обычных людей амрита падает вниз в (хару, живот) и сгорает в пищеварительном огне. Т.е. обычные люди теряют этот редкий подарок (дар неба). А Йоги держат горловой замок - таким образом сохраняя целебные и волшебные свойства этого редкого эликсира бессмертия в своём теле.

Этот эликсир дарует очень многое. Не только здоровье или долгую жизнь. Он даёт мудрость, знания, сиддхи (совершенства). Очень многое. Он трансформирует тело и даже позволяет вобоще ничего не есть (из физической пищи). И при этом сохранять красивое тело и силу.

Вообще невозможно тут описать всё, что делает этот замок. Настолько это много. Это и работа с гормонами и с течением энергии и даже воздействием на горловые артерии, которые зажимаются именно таким образом, как это нужно для того, чтобы мозг переходил в нужную фазу функционирования. Т.е. это очень тонкая работа. Всего не объяснить.

Данный замок считается одним из высших замков, т.е. он на много ступеней стоит выше по значимости по сравнению с корневым замком и пупочным. И выполняется восновном Йогами, которые уже значительно продвинулись во владении своим телом и обузданием чувств - это касается более продвинутых техник выполнения этого замка. И они могут быть даже опасны для новичка, т.к. требует идеального выполнения. Но в тоже время они дают невероятные способности - вплоть до мгновенного вхождения в самадхи. Я пока воздержусь от дачи Вам таких техник, и дам начальные, которые тем не менее тоже очень важные.

В первую очередь я хочу повторить то, что уже писал на этой странице - Вы можете найти в книжках по Йоге или на каких-то других сайтах или Вам какой-то инструктор по фитнес-"йоге" показывал и т.д. - некие другие выполнения этого замка. Вчастности - выдохнуть, сильно опустить голову на грудь и не дышать и т.п. варианты. И поэтому я ещё раз говорю - это всё является уже упражнениями с использования замков. Я же на этой странице даю замки в чистом виде. А упражнения с ними буду давать на других страницах, давая ссылку сюда, чтобы не загромождать сами практики. Более того, выполнение замков в чистом виде - это тоже прекраснейшая практика. И я хочу, чтобы Вы уже сейчас освоили эти замки, т.к., когда я буду двать какое-то упражнение и говорить использовать в них замки, то Вы бы уже умели их делать.

Первая техника выполнения горлового замка

    1. Примите любое вертикальное положение. Это може быть поза по-турецки, поза лотоса, стоя или простое сидение на стуле.
    2. Сделайте движение шеей, при котором подбородок двигается немного назад. Для примера: при прямой спине можно двигать голову вперёд назад не наклоняя её (как ходят гуси, утки). Вам нужно сделать небольшое движение назад. Чем-то похоже на солата, вставшего по стойке "смирно". Пдбородок вверх тянуть не нужно. Он просто стремится немного назад. Голова лишь слегка наклонена вниз.
    3. Затем напрягите всё, что может быть напряжено под подбородком на шее. Это не сильное напряжении. Т.е. Вы отвели подбородок назад - появилось напряжение внизу. Немного его усильте, но прикладывать ещё дополнительные усилия к этому напряжению не нужно. Т.е. например можно ещё усилить, но тогда от напряжения начнётся стрястись голова - это значит, что Вы напрягли уже не то, что требуется. Этого делать не нужно. Это спокойное напряжение, котрое Вы легко удерживаете. Я бы даже сказал - это приятное напряжение.
    4. Дышите спокойно и медленно.
    5. Держать начинайте по времени столько, сколько приятно. Допустим начните с одной минуты и лёгкого напряжения.

Делайте, как на картинке внизу.

Допускается слегка больший наклон головы вниз, как на картинке ниже. Но к нему приступайте после освоения первого варианта. Это не наклон головы вниз как таковой, это более глубокое сжатие мышц внизу подбородка.

Вторая техника выполнения горлового замка

    1. Примите любое вертикальное положение. Это може быть поза по-турецки, поза лотоса или простое сидение на стуле.
    2. Плечи должны быть разведены, грудь вперёд, спина прямая, не горбиться.
    3. Расслабьтесь в этом положении и немного поисидите так, успокаивая ум и дыхание.
    4. Далее поднимайте голову и делайте в это время вдох.
    5. Затем также выдыхаете и опускаете на выдохе голову максимально вниз. Подбородок стремится к ярёмной ямочке на шее.
    6. Увеличивайте время пребывания в замке постепенно. Начните например с 30 секунд. Потом можно довести до 5 минут или больше.
    7. Дышите спокойно и медленно.

Делайте, как на картинке внизу.


Третья техника выполнения горлового замка

Здесь я должен сделать предупреждение - что это техника уже является той техникой, которая должна делаться осторожно, потому что она сильно воздействует на сознание, на мозг и обмен веществ.

Не делайте её, пока не прошли первые две техники. И в любом случае начинайте её делать постепенно, например начиная с 5 секунд удержания.

    1. Здесь лучше сидеть либо в позе лотоса, либо с вариантом, когда колени на полу. Можно делать также просто сидя на стуле.
    2. Нужно упереться ладонями в колени. Вы словно какую-то часть веса тела держите на руках (что-то вроде виса на брусьях).
    3. Плечи при этом поднимаются вверх.
    4. Опускайте голову и словно "топите" её в плечах. Плечи слегка надавливают на горло сбоков..htm - И через какое-то время, ориентируясь на свои ощущения и способности, - и число раз выполнения и длительность.

      Вообще третья техника - это классика Йоги. Один из образов, который сложился у западного человека о Йогах - это то, что Йог сидит где-то в уединении и смотрит на свой пупок. Разумеется европейцу сложно понять, что может побудить человека вот так сидеть и смотреть на свой пупок часами. Поэтому по данному поводу было много шуток, анекдотов и карикатур. И этот образ Йогов сильно прижился.

      ©
      Практика дана 11.05.2015г.

      Степени удержания замков

      Существует несколько степеней удержания замков.

      1. Сильное сжатие. Разумеется, оно кратковременное, т.к. держать мышцы долго в сильном напряжении не просто.
      2. Импульсное сильное сжатие. Это вариант, когда Вы сжимаете и разжимаете, снова сжимаете и разжимаете. Точно также, как допустим сжимаете кулак и разжимаете, снова сжимаете и разжимаете. Этот вариант для корневого замка.
      3. Среднее сжатие замка. Этот вариант на грани приятного. Вы чувствуете напряжение, но не перенапрягаетесь. Т.е. это не утомляет Вас, а даже дарит энергию - как бег трусцой, как игра.
      4. Лёгкий тонус. Т.е. Вы лишь слегка держите напряжение в замках. Этот вариант можно держать часами. Тем он и может представлять ценность.
      5. И самый последний вариант - это без напряжения в областях замков - но только лишь одна концентрация в них. Т.е. Вы просто концентрируетесь на этих областях и всё. Концентрация создаёт что-то вроде повышенного содержания энергии в этой области, тем самым достигается эффект закрытия (бандха).

      Ещё раз повторю, что замки можно делать сами по-себе. Они имеют очень большую силу даже без каких-либо упражнений. Дальше я буду давать уже упражнения, где применяются эти замки. О таких упражнениях Вы, как всегда, можете узнавать из новостей сайта Твоя Йога.

      ©
      11.05.2015г.

      ~ Эту страницу я намеренно создал только для описания техники самих замков, чтобы затем ссылаться на неё, когда я буду давать особые практики, например по дыханию и т.д.