Информационные технологии в спорте проблемы. Информационные технологии в спорте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Программные средства учебного назначения и их внедрение в обучение. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки. Подготовка и повышение образования специалистов по физической культуре и спорту с использованием компьютерных технологий.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2007

    Сущность муниципальной политики в области физической культуры и спорта. Состояние физической культуры и спорта в РТ как результат регионального управления. Механизм управления сферой физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Современное состояние, законодательная база и проблемы развития физической культуры и спорта. Роль Сибирской государственной академии физической культуры и спорта в развитии физкультурно-массовой и спортивной работы в Сибирском федеральном округе.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Анализ укрупненной структуры Управления по физической культуре и спорта администрации города Владимира, характеристика подведомственных учреждений. Знакомство с особенностями и основными этапами развития физической культуры и спорта в городе Владимире.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2017

    Обзор Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Организация физического воспитания в образовательных учреждениях. Роль субъектов физкультурного движения. Подготовка специалистов в области физкультуры и спорта.

    реферат , добавлен 06.10.2012

    Характеристика полномочий органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта. Изучение основных направлений деятельности в сфере физической культуры и спорта г. Омска. Повышение роли муниципального управления в развитии этой сферы.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Виды мотивации в сфере физической культуры, спорта. Производительная и потребительная мотивация. Мотивация достижения руководителя в сфере физической культуры, спорта. Направленность личности руководителя в сфере физической культуры, спорта и туризма.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2017

Кандидат педагогических наук, доцент П.К. Петров
Удмуртский государственный университет, Ижевск

Ключевые слова:
современные информационные технологии, специалист по физической культуре и спорту, образование.

Люди каждого нового поколения должны готовиться (развиваться) так, чтобы они могли эффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой, которая уже создана предшествующими поколениями, но и той, которая появится в будущем. Они должны быть подготовлены к дальнейшему развитию науки и техники. Иначе говоря, сейчас как никогда прежде обучение и воспитание подрастающего поколения должны быть ориентированы на будущее. Конечно, принцип преемственности обучения и воспитания (их ориентировки на жизнь в обществе будущего) - это общий принцип для всех времен. Но современные темпы научно-тех нического прогресса ни в какое сравнение не идут с теми, которые были прежде и, надо полагать, будут увеличиваться и далее .

В истории человечества выделяют три глобальные социотехнологические революции - аграрную, индустриальную и информационную. Последняя из них происходит в настоящее время и реализуется как процесс информатизации общественной жизни, внедрения современных информационных технологий. Конечным результатом информационной революции должно стать создание новой постиндустриальной, информаци онной цивилизации. Информатизация общества представляет собой целенаправленный процесс изменения социальной информационной среды. Цель информатизации общества состоит в повышении эффективности эксплуатации ресурсов общества путем системной компьютеризации всех этапов жизненного цикла информации - ее создания, накопления, хранения, обработки и использования. Под информационными ресурсами понимается совокупность информации как продукт деятельности населения.

В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим становится отношение людей к информации. Информация становится таким же стратегическим ресурсом современного общества, каковыми были продукты питания в "аграрном" обществе или энергетические ресурсы - в "индустриальном". Различие в уровне информационного обеспечения сегодня становится одной из причин дисбаланса экономического развития передовых и слаборазвитых стран, порождает нестабильность в отношениях между странами. Современная стратегия прогресса передовых стран мира базируется на концепции всестороннего культурного, интеллектуального, профессионального и физического развития потенциала личности. При этом в реализации ее целей основное место отводится системе образования. Сегодня посредством повышения уровня образованности населения развитые страны мира получают почти половину валового национального продукта . Поэтому информатизация образования в мире в целом, и в России в частности, приобретает огромное значение. Успехи нашей страны в ХХI веке, ее возможность выбирать и реализовывать оптимальную историческую траекторию в полной мере зависят от наличия современной образовательной и информационной сферы общества . Состояние нформационной сферы в решающей мере зависит от степени образования в стране.

Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонент нашего бытия. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования - одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне .

Войти в ХХI век образованным человеком можно только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики . Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информаци онной компоненты в систему подготовки будущего специалиста. Это полностью относится и к специалистам по физической культуре и спорту. Ведь не секрет, что на сегодняшний день большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации как профессионально, так и психологически. Однако до настоящего времени не разработана педагогическая концепция подготовки указанных специалистов в условиях использования современных информационных технологий, требующих внесения значительных коррективов в физкультурное образование, с тем чтобы специалист в этой области имел четкое представление о том, где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, какие программные продукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества. В связи с этим логично заключить, что данные требования должны найти свое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованиях государственных образовательных стандартов нового поколения .

Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в физкультурное образование, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения .

Информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение двух основных целей:

    первая как наиболее приоритетная сейчас и на ближайшую перспективу - подготовка специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества; вторая - повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Первая цель должна достигаться современным подходом к содержанию физкультурного образования, предполагающим изучение информационных технологий как средства предъявления, обработки и усвоения информации. Знание данных технологий, умелое их использование создают реальные возможности для включения в подготовку специалиста принципиально нового содержания, ранее недоступного для применения в процессе обучения. Навыки поиска, отбора, оценки информации и ее дальнейшего использования постепенно начинают рассматриваться как базовый компонент общей грамотности. До недавнего времени, когда умение использовать информационные технологии в профессиональной деятельности не являлось столь важным фактором подготовки специалиста, информационная подготовка в институтах и на факультетах физической культуры сводилась к "прослушиванию" небольшого, мало профессионально ориентированного курса типа "Информатика", чаще всего без наличия материально-технической базы, что уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Основными задачами информационной подготовки в настоящее время должны быть:

    обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информации как научной дисциплины; изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров; формирование умений и навыков работы на персональном компьютере; освоение методов работы с информационными и телекоммуникационными технологиями; изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Содержание основных компонентов информационной подготовки должно быть построено таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту. При этом специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач на лабораторных и практических занятиях.

Обеспечение необходимого уровня информационной культуры специалиста не может быть целью только одной учебной дисциплины, необходимо внедрение современных информационных технологий во все специальные дисциплины профилирующих кафедр, что требует определенного уровня профессиональной подготовки профессорско-пре подавательского состава, его знакомства с потенциальными возможностями этих технологий, умением использовать эти возможности в своей практической и научной деятельности. Этот момент является весьма актуальным и педагогически значимым, так как студенты на деле, то есть в процессе учебно-тре нировочных занятий, проведения научных исследований и т.д., должны видеть и на себе испытать преимущества и возможности современных информационных технологий. Поэтому вопрос о том, где и как использовать современные информационные технологии в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, а также в их профессиональной деятельности приобретает практическое значение, требует постоянного анализа и обобщения, так как не всегда и не везде есть целесообразность их применения .

Уже сейчас очерчиваются основные направления использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту . К ним можно отнести:

    создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам; обучающие мультимедиа системы; создание и использование баз данных; моделирование компьютерных соревнований, тактических действий и педагогического процесса; использование информационных технологий для обслуживания соревнований; использование информационных технологий в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности; использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований; автоматизированные методы психодиагностики; автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности; автоматизированные методы функциональной диагностики; организацию дистанционного обучения и т. д.

Достижение второй цели практически неразрывно связано с первой. Принципиальное решение задачи повышения уровня подготовки специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий кроется не столько в области технических возможностей современных технологий, сколько в отсутствии научно-методического обеспечения использования этих достижений .

Анализ современного состояния области обучения на базе передовых информационных технологий показывает, что два фактора - технологии и теории обучения - действуют без должной связи между собой. Важно, чтобы в учебный процесс входили не просто новые технические средства, а новые образовательные технологии, направленные на решение собственно образовательных задач, а значит, глубоко осмысленные с позиций педагогической науки, теории обучения, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, что усиливает необходимость проведения глубоких исследований в этой области . В этой связи приобретает особую актуальность разработка дидактических и методических принципов использования современных информационных технологий в учебном процессе, педагогическом осмыслении накопленного в других областях опыта, проведения соответствующих научных и методических работ по созданию и изучению возможностей педагогических программных средств в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

Определенный интерес в этом плане представляют мультимедиа технологии, "Виртуальная реальность" и средства телекоммуникаций. Так, например, весьма эффективны дидактические материалы, подготовленные на основе мультимедиа технологий (программы для контроля и самоконтроля знаний, обучающие мультимедиа системы по спортивно-педагогическим дисциплинам, справочно-информационные энциклопедии и т.п.). Технология мультимедиа не только превращает компьютер в полноценного собеседника, но и позволяет студентам, не выходя из аудитории (спортзала, дома), присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, занятиях ведущих тренеров, в соревнованиях различного ранга, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить образовательные, культурные и спортивные центры мира. При этом необходимо особо подчеркнуть, что в этом случае происходит параллельная передача аудио- и визуальной информации на персональный компьютер в сочетании с использованием больших объемов информации и интерактивными возможностями работы: произвольный переход от одного места к другому, осуществление поиска разделов по содержанию, организация режима вопросов и ответов, использование разветвленных сюжетов и т.д.

Современные технологии "Виртуальная реальность" обеспечивают стереоскопическое представление видеоинформации на экране, ее стереозву чание, а также управление аудиовидеоинформаци ей специализированными манипуляторами и голосом. Они дают возможность перемещать объекты в виртуальном пространстве, применяют методы интерактивного манипулирования объектами, компьютерную имитацию зрительных, слуховых, осязательных, моторных (двигательных) ощущений, что в перспективе может решить многие проблемы моделирования учебно-тренировочного процесса (обучение сложнокоординационным спортивным двигательным действиям, решение тактических задач, создание различных проблемных ситуаций в постановке учебно-воспитательного процесса).

Значительное место в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту могут занять глобальные телекоммуникаци онные сети, например "Интернет". Благодаря "Интернету" создаются совершенно новые возможности для студентов, спортсменов, судей по спорту и тренерско-преподавательского состава: проведение телеконференций; обмен информацией; организация совместных исследований обучаемых из различных учебных заведений; организация консультативной помощи обучаемым, спортсменам и тренерам из научно-методических и спортивных центров; организация сети дистанционного обучения; формирование умения добывать информацию из разнообразных источников, банков знаний, банков данных, хранить ее, передавать и обрабатывать.

Преподаватели благодаря доступу к сетям телекоммуникаций не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Это создает идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-мето дической и научной работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами, данными и т.п. Использование новых информационных технологий дает преподавателю возможность достигать дидактических целей, применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. проектировать обучающую среду. Ориентиро ванные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Он становится основным поставщиком предметных целей обучения с учетом неоднородности и значимости учебных дисциплин. Открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, предоставив ему интеллектуальные формы труда. Новые информационные технологии освобождают его от изложения обучаемым значительной части учебного материала и от рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков. Намечается качественный сдвиг в существующих сегодня отношениях между преподавателями и студентами. Компьютеры выступают третьим партнером в учебном процессе. Они предоставляют новые возможности другим его участникам и требуют изменения сложившихся между ними отношений.

Информатизация профессионального физкультурного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки специалистов. Овладение современными информационными технологиями становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и в области физической культуры и спорта, что требует разработки и внедрения в учебный процесс профессионально ориентированных программ и курсов, направленных на овладение основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в своей профессиональной деятельности.

Заключение. Анализ состояния вопроса показывает, что, несмотря на значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе высшего физкультурного образования, они еще не нашли должного применения. Для решения поставленных задач необходимо:

    разработать педагогическую концепцию подготовки специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных и коммуникационных технологий; сформулировать основные требования к информационной подготовке специалистов по физической культуре и спорту для включения в квалификационные характеристики и в государственные образовательные стандарты нового поколения; проводить дальнейшие научные исследования с целью изучения возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорта; подготовить к изданию учебники и учебно-методические пособия, в том числе и в электронном варианте, для обеспечения учебного процесса с учетом профессиональной направленности будущих специалистов по физической культуре и спорту; планомерно осуществлять повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ИФК и ФФК по вопросам использования современных информационных технологий в физкультурном образовании; целенаправленно решать вопросы, связанные с оснащением физкультурных учебных заведений соответствующими техническими средствами и коммуникациями.

Литература

1. Железняк Ю.Д. , Воробьева Е.Л. Факультеты физической культуры : от информационного обеспечения - к информационным технологиям // . Ижевск, 1999, с. 180-183.
2. Зайцева В.В. Компьютерная модель индивидуального подхода в физическом воспитании на основе учета типа морфо-функциональной конституции //Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы). М., 1999, с. 162-165.
3. Кинелев В.Г. Объективная необходимость . История, проблемы, перспективы реформирования высшего образования России. - М.: Республика, 1995. - 328 с.
4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации /Бюллетень "Проблемы информатизации высшей школы ", 1998, № 3-4 (13-14).
5. Ломов Б.Ф. Системность в психологии /Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. - М.: Изд-во "Институт практической психологии". - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 384 с.
6. Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работы с населением : Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования ФФК. /Ред. кол.: П.К. Петров, к.п.н., доц. (отв. ред.) и др. - Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 1999. - 378 с.
7.


Министерство образования и науки РФ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра квантовой физики и нанотехнологий

Допускаю к защите Рук оводитель работы __________ А.Г. Ченский_
подпись И.О.Фамилия
« ____ » ____ 2013 г.

Информационные технологии в спорте.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К курсовой работе
по предмету
Информационные технологии
1.024.00.00 ПЗ
обозначение документа

Выполнила студентка группы Нмб-12-1 ___________ Якимова Е.В_________
подпись И.О. Фамилия
Нормоконтролёр _____________ Зав.каф.РЭиТС Ченский А.Г.
подпись звание, должность И.О. Фамилия

Курсовой проект (работа) защищен
с оценкой ______________

Иркутск, 2013г

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу Информационные технологии
Студентке Якимовой Е.В.
Тема проекта Информационные технологии в спорте.
Исходные данные:
Статьи из научных журналов:
«Популярная механика»
«Спорт и наука»
Задание: Изучить влияние информационных технологий на современный спорт
Рекомендуемая литература
1.«Популярная механика» от 26.09.12
2.Воронов, И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб.-метод. пособие / И. А. Воронов; С-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб.: [б. и.], 2005. - 79 с.

Дата выдачи задания “______” __________________________ 2013 г.

Дата представления работы руководителю “______” ___________2013 г.

Руководитель курсовой работы __________ Ченский А.Г

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение………………………………………………………… ……………………… 4
Что такое информационные технологии……………………………………………… 5
Использование ИТ в проведение спортивных мероприятий в качестве инструмента спортивного менеджмента………………………………………………… ………… 6
Тренировочные комплексы с использованием информационных технологий……… 7
Научно-исследовательская работа и медико-биологическое обеспечение спорта…..8
ИТ как инструмент фиксации спортивного результата………………………………....9
ИТ в достижении спортивной экипировки…………………………………………….. 11
Заключение…………………………………………………… …………………………..12
Литература…………………………………………………… …………………………...13

ВВЕДЕНИЕ.
Новые технологии (ИТ) сегодня проникли во все сферы нашей жизни, начиная от производства и науки и кончая обычной бытовой жизнью.
Такая важная часть жизни человека и общества как спорт, конечно, тоже не могла остаться в стороне от этого процесса. Первым примером использования ИТ в спорте были Зимние Олимпийские Игры 1960 г. в Скво-Вэлли (Калифорния, США). В официальном отчете этих Игр организаторы с гордостью указывали на то, что впервые в олимпийской истории спортсмены получили возможность знать результаты своих выступлений сразу по ходу соревнования, не дожидаясь их окончания, что стало возможно благодаря использованию вычислительной техники. С тех пор использование ИТ в спорте далеко не ограничивается метрологией и является обязательным элементом спортивной жизни.

Что такое информационные технологии.
Современный спорт – сложный процесс, для организации этого процесса необходимо работать с информацией. Применение информационных технологий позволяет повысить эффективность этой работы.
Согласно общепринятому определению, ИТ представляют собой совокупность средств и методов, которые разработаны на основе использования современных достижений вычислительной и телекоммуникационной техники, обеспечивают автоматическую обработку информации и оптимизацию учебной и производственной деятельности человека. Изучение отечественных и зарубежных литературных источников и собственный анализ показал, что можно выделить несколько групп возможностей использования ИТ в практике и теории спорта.

Использование ИТ в проведение спортивных мероприятий в качестве инструмента спортивного менеджмента.
Включает решение логических задач по регулированию потока спортсменов и зрителей, планирование финансовых и демографических аспектов, рекламно-информационное сопровождение спортивных событий, финансовое и юридическое делопроизводство, а также решение иных задач.
На важность и высокий экономический эффект использования ИТ в менеджменте спорта указывают расходы, направляемые на эти цели организаторами крупных спортивных мероприятий. Так бюджет Зимних Олимпийских Игр 2006 года (Турин, Италия) на 26,1% состоял из расходов на информационное обеспечение, а в Лондоне в 2012 году на эти цели планировалось потратить 417 миллионов долларов США (17% суммарной сметы). Такое внимание к ИТ объясняется не только тем, что эти вложения обладают высокой окупаемостью и снижают сметную стоимость мероприятия, но и тем, что развитие ИТ является инвестированием в местную инфраструктуру и составляют важную часть наследия Игр.
Роль ИТ в проведение спортивных соревнований все более расширяется. Например, в рамках подготовки к Зимним Олимпийским Играм в Сочи в 2014 году в России был реализован компьютеризированный проект информационного контроля строительства и подготовки спортивных объектов, который позволяет держать под ежедневным контролем ход работ, как по отдельным объектам, так и по всему олимпийскому проекту. Программа получила высокую оценку Международного Олимпийского Комитета, представитель которого назвал ее «вершиной организаторских возможностей».

Рисунок 1 Олимпийский биатлонно-лыжный комплекс.Сочи

Тренировочные комплексы с использованием информационных технологий.
Использование ИТ в практике спортивных тренировок дает возможность объективного контроля и анализа хода тренировок. Особо следует отметить ряд современных технологий, расширяющих практические возможности спортсмена и тренера.

    Возможность объективного анализа и отслеживания таких сложных явлений, как траектория движения или поддержание равновесия при формировании двигательных навыков и умений (видеоанализ движений и стабилометрия).
    Возможность моделирования редких и нетипичных ситуаций, а также решение задач прогнозирования с использованием систем «виртуальной реальности».
    Возможность одновременной групповой регистрации показателей спортсменов (пульс, скорость, дистанция), играющих в одной команде, для объективной оценки вклада каждого игрока в работу команды и достижения результата в on-line режиме (групповая пульсометрия, система видеофиксации футболистов и др.).
    Системы биологической обратной связи (biofeedback) позволяют создать условия для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Использование таких систем тесно переплетено с понятием пиковой работоспособности и относится как к тренировочному процессу, так и медико-биологическому обеспечению деятельности спортсмена.

Рисунок 2 Тренировочный центр. Тюмень

Научно-исследовательская работа и медико-биологическое обеспечение спорта.
ИТ проникли практически во все области этой сферы. Компьютерные алгоритмы этого типа фиксируют ряд показателей, оценивающих физическую подготовленность и состояние здоровья спортсмена. Использование компьютерных технологий позволяет рассматривать эти показатели в динамике и делать выводы об эффективности тренировочных режимов, объективно оценивать объем и интенсивность нагрузок, отслеживать медицинские параметры.
В качестве примера успешного использования ИТ с целью мониторинга спортсмена можно привести международную систему сбора и обработки информации «Биологический паспорт спортсмена», разработанную Всемирным антидопинговым агентством. С 2009 года Российское антидопинговое агентство «РУСАДА» также пользуется этой системой. «Паспорт» состоит из трех модулей: гематологического, стероидного и эндокринного. В России пока действует только гематологический, или паспорт крови. Эта система позволяет вести контроль гематологических показателей определенного пула спортсменов, что дает возможность выявить случаи использования ими неразрешенных методов стимуляции эритропоэза.
Эргометры и тренажерные установки, сконструированные с использованием ИТ прочно вошли в практику спортивной физиологии. Возможность анализа времени, скорости, дистанции, работы, мощности и других показателей реализована практически всеми современными производителями специализированного оборудования.
ИТ нашли свое применение и в спортивной диетологии. Успешной отечественной разработкой можно считать компьютерную программу «Организация питания спортсменов» (разработана в секторе биохимии спорта Санкт-Петербургского НИИ физической культуры). Работа программы основана на обширном алгоритме, построенном с учетом диетологических особенностей каждого вида спорта с максимальной возможностью индивидуализации рекомендаций по пищевому и водному режиму. Особенностью алгоритма также является возможность как индивидуального, так и командного анализа.
Широко распространены ИТ в спортивной морфологии, спортивной психологии, нейрофизиологии и других областях спортивной науки.
Вместе с этим, некоторые авторы обращают внимание на одну особенность использования принципа моделирования в спорте, а именно - на часто встречающуюся в этой сфере слабую связь между начальными, промежуточными и конечными характеристиками спортсмена, то есть, непостоянную связь между физической подготовленностью, работоспособностью, спортивным результатом и другими характеристиками. Этот определенный уровень «непрогнозируемости» проистекает из сложности и многофакторности такого явления как «спортивная успешность». Решение проблемы, вероятно, заключается в создание полноценных моделей, связывающих индивидуальные начальные и конечные характеристики, а также формирование баз знаний, основанных на этих моделях. Решение этой колоссальной задачи позволило бы оптимально подбирать тренировочные режимы и адекватно оценивать физическую подготовленность спортсмена.

ИТ как инструмент фиксации спортивного результата.
Точная фиксация спортивного результата имеет большое педагогическое, административное и юридическое значение, особенно при проведении спортивных соревнований. Сегодня широкое применение находят специализированные тахеометры, основанные на системах глобального позиционирования (GPS), позволяющие измерять дистанцию (прыжка, метания снаряда и др.) с большой точностью. Современные технологии спортивного хронометража (такие как инфракрасные створы, стартовые калитки, контактные ленты, финишные панели, фотофиниш и др.) также основаны на информационных технологиях и интегрированы с системой электронного табло. Использование ИТ в спортивном хронометраже объясняется их очевидной оперативностью, объективностью и большой воспроизводимостью однажды зафиксированного результата.
Немного истории:
Афины/ 1896
Организаторы состязаний во время первых Олимпийских игр современной эпохи определяли победителей, пользуясь обычными аналоговыми (механическими) секундомерами
Стокгольм/ 1912
Механические секундомеры заменены электронными часами, хотя сам факт финиша все еще фиксируется вручную. Порядок допустимой ошибки – около 0,2 с, а это почти 2 м, если иметь в виду спринт на стометровке

Рисунок 3 Ручной секундомер
Лос-Анджелес/ 1932
Компания Omega становится официальным олимпийским хронометристом. Теперь при каждом старте используется одновременно 30 прецизионных секундомеров. Точность повышена до 0,1 с

Рисунок 4 Прецизионный секундомер компании Omega
Лондон/ 1948
В области хронометража свершается настоящая революция благодаря первому олимпийскому аппарату фотофиниша, который получил название Magic Eye. Точность сразу возросла до 0,001 с

Рисунок 5 Аппарат для фотофиниша Magic Eye
Мехико/ 1968
В олимпийском бассейне для фиксации финиша установлены контактные пластины. Теперь пловцы останавливают секундомер своими собственными пальцами. Точность измерений – 0,01 с

Рисунок 6 Контактные пластины
Атланта/ 1996
На парусной регате при городе Саванна использован хронометраж на базе GPS. С помощью спутниковой навигации фиксировались скорость и координаты каждой яхты

Рисунок 7 Хронометраж на базе GPS
Лондон/ 2012
Для фиксации фальстартов на треке и в бассейне в месте старта будут установлены специальные стартовые блоки с датчиками, отслеживающими не преждевременные движения, а давление, которое при старте оказывают ноги спортсмена.

Рисунок 8 Датчики отслеживающие давление
ИТ в достижении спортивной экипировки.
Сегодня, благодаря развитию новых технологий, постоянно изменяется облик спортивной формы. Одна из мировых компаний-производителей спортивной одежды смогла добиться того, что форма теперь весит 150-200 грамм, ткань не поглощает влагу, а значит, во время игры вес футболки не увеличивается.
Экипировка, разработанная по особой технологии, выводит избытки влаги и тепла с поверхности кожи за счет комбинации теплопроводящих и выводящих влагу материалов. С помощью инфракрасных камер были разработаны карты тепловых зон, что позволило выявить зоны повышенного потоотделения. Таким образом, в этих зонах используются специальные вставки, позволяющие поддерживать оптимальную температуру игрока.
Помимо этого в спортивной среде появилось новое определение «Технодопинг», рассмотрим на примере компании Speedo.
Олимпийская наука.pptx

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, ИТ имеют обширное, постоянно расширяющееся использование в теории и практике спорта. Внедрение этих технологий, с одной стороны, расширило возможности спортсмена и тренера, однако, с другой стороны - поставило новые задачи. К ним можно отнести внедрение последних достижений ИТ в практику, работа над проблемами прогнозирования спортивной успешности спортсмена, оптимизация методов спортивного менеджмента и обучения спортивным дисциплинам. Оптимальному решению поставленных задач могло бы способствовать создание единого научно-практического центра информационных технологий в спорте на базе одного из научных учреждений страны.

ЛИТЕРАТУРА.

    и т.д.................

Всем известно и понятно, что наш век – это век информационных технологий и внедрений достижений научного прогресса во все сферы жизни человека. Новейшие технологии вторглись практически во все области общества, начиная от появления красивых номеров Билайн , МТС, красивых номеров Мегафон и других операторов сотовой связи, о которых еще несколько десятков лет назад нельзя было и мечтать, до применения технологических инноваций в спорте и спортивной индустрии. О последнем и поговорим в этой статье.

Современный специалист в области физической культуры и спорта должен не просто быть в курсе новых достижений техники и компьютерных разработок, но и умело применять их в тренировочном процессе.

Итак, несколько слов о том, как необходимо использовать технологические инновации в спорте.

Если говорить о непосредственном процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорте, то следует отметить, что здесь ведется работа в основном по двум направлениям. В первую очередь разрабатываются специальные обучающие программы, направленные на донесение до студентов фактов и сведений по теории вопроса, а также на контроль усвоения знаний. Во вторую очередь компьютерные программы используются для отбора абитуриентов с соответствующими необходимыми качествами именно для данной профессии.

К примеру, в настоящее время уже внедрены в учебный процесс компьютерные программы по обучению гимнастике, пулевой стрельбе, лыжному спорту, различным видам восточных единоборств. Кроме того, не обошли инновации вниманием и смежные отрасли: биомеханику, математическую статистику, метрологию и другие.

Что касается отбора абитуриентов, то здесь широко стали применять компьютерное тестирование, а именно опросник MMPI. С его помощью во многих специализированных учебных заведения происходит набор студентов на специальность «Спортивный менеджмент».

Инновационные компьютерные программы позволяют планировать и контролировать физическую подготовку студентов-спортсменов, отслеживать и корректировать их общую двигательную активность, следить за психофизиологическим состоянием молодых людей, что тоже является немаловажным факторов для достижения результатов.

Подобные программы применяют и в школах на занятиях по физической культуре с учениками.

Что касается непосредственно спортивной тренировке, то здесь на современном этапе развития спортивного движения никак не обойтись без компьютерных технологий. Особенно это относится к спорту высших достижений. Конечно, никакие технологические инновации не заменят таланта и упорства в тренировках самого спортсмена, да и не могут служить бездонным источником получения результата. Это только приобретая безлимитный тарифный план сотового оператора, Вы можете разговаривать, как говорится, сколько угодно и без лишних трат. В спорте такого не бывает. Но все же хорошее подспорье и помощь от компьютерных технологий не только не помешает, но и будет важным этапом в подготовке.

Наибольшее количество разработок посвящено созданию программ, которые позволили бы оптимизировать и автоматизировать тренировочный процесс и контроль за его протеканием. Программы же, направленные на усиление подготовки самих спортсменов, ориентированы на создание таких систем, которые бы автоматически вводили информацию, ее обрабатывали и вычисляли необходимые биомеханические параметры для конкретного типа нагрузки и конкретного человека. Это дает возможность избежать ошибок и повысить эффективность обучения тем или иным двигательным действиям, характерным для данного вида спорта.

В данном направлении индустрия цифровых технологий сделала большой шаг вперед. Ведь если на начальных этапах развития отрасли все силы были брошены в основном на то, чтобы создать системы управления базами данных, хранящих информацию о наиболее адекватных видах тренировок, то сегодня ситуация коренным образом изменилась. Компьютерные инновации в спорте – это не только базы данных, но и сложнейшие комплексы, позволяющие интегрировать знания в определенной области многих квалифицированных специалистов. Другими словами, даже если у Вас нет возможности тренироваться у знаменитых на весь тренеров, Вы имеете возможность воспользоваться их знаниями и разработками с помощью специальных систем. Конечно, это не то же самое, как личные консультации, но, учитывая, что и этого раньше доступно не было, шаг вперед огромен.

В настоящее время разработаны подобные экспертные системы для тренировок тяжелоатлетов, бегунов на средние дистанции, во многих прыжковых видах легкоатлетических соревнований, в стрелковых видах спорта.

Выше шла речь о глобальных компьютерных разработках, но есть и более конкретные. К примеру, многие компании занимаются созданием и внедрением в массовые виды спорта своих новинок. Так, фирма «Адидас» прославилась разработками, начиная от использования воздушных подушек в спортивной обуви и заканчивая системой Polar.

Современные технологии пошли на пользу не только спортсменам, но и болельщикам. Инновации позволяют сегодня фанатам видеть мельчайшие детали спортивных соревнований. Так, в американском футболе уже несколько лет используется технология HD. Во-первых, это делает вид спорта более зрелищным, во-вторых, позволяет рассматривать все спорные моменты уже во время матча. И если несколько лет назад ошибки могли увидеть только судьи и квалифицированные специалисты, то сегодня это доступно практически каждому болельщику. Технологии не стоят на месте. Что нового готовят они нам в будущем, остается только фантазировать.

Ключевые слова: информационные технологии, система образования, спортивная тренировка, соревнования, оздоровительная физическая культура.

Для того чтобы успешно двигаться вперед, необходимо время от времени обозревать проделанную работу. Прошло немногим более десяти лет c тех пор, как в нашей стране был взят курс на компьютеризацию системы образования. И теперь мы можем подвести итоги. Если раньше рядовой специалист в нашей области и мечтать не мог о том, что на его рабочем месте будет персональный компьютер, то теперь можно говорить о том, что компьютеры вошли к нам в дом. Каковы же итоги компьютеризации в физической культуре и спорте? Следует отметить, что прогресс в этой области человеческой деятельности огромен. За обозреваемый период прикладные программные продукты прошли путь от программ для микрокалькулято ров до мультимедиа-систем, имеющих целью обучение будущих специалистов по физической культуре и спорту .

Результаты. Анализу были подвергнуты 53 публикации, посвященные различным аспектам использования информационных технологий в физической культуре и спорте. За обозреваемый период только в одной публикации рассмотрены направления использования вычислительной техники в этой области. По мнению авторов статьи, можно выделить следующие основные направления: статистический анализ и графическое изображение цифрового материала; текстовое редактирование методической и деловой документации; обучение и контроль теоретических знаний учащихся; контроль физического развития и подготовленности занимающихся; подготовка и обработка результатов соревнований по различным видам спорта; контроль и оптимизация техники спортивных движений; контроль физической работоспособности испытуемых; создание компьютери зированных тренажерных комплексов на базе персональных ЭВМ.

Проведенный анализ статей, опубликованных в журнале "Теория и практика физической культуры", позволяет систематизировать использование информационных технологий в отрасли "Физическая культура и спорт". Этими направлениями являются: учебный процесс, спортивная тренировка, спортивные соревнования, оздоровительная физическая культура, спортивный менеджмент и регуляция кадрового потенциала отрасли. Получены данные "удельного веса" статей, опубликованных в журнале "Теория и практика физической культуры" по перечисленным направлениям. Из них следует, что большинство публикаций (76%) посвящено применению информационных технологий в учебном процессе и спортивной тренировке. Кратко охарактеризуем разработки каждого направления.

Учебный процесс. Публикаций, посвященных использованию информационных технологий в учебном процессе, достаточно много. Из них следует, что совершенствование учебного процесса в институтах физической культуры (ИФК) ведется по двум направлениям. Во-первых, разрабатываются обучающие системы (ОС), направленные на сообщение студентам теоретических сведений и фактов по учебным дисциплинам и контроль за их теоретическими знаниями. Во-вторых, компьютерный опрос используется для отбора абитуриентов и студентов.

В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс обучающие системы по пулевой стрельбе , гимнастике , лыжному спорту , физиологии , спортивно-педагогическим дисциплинам (П.К. Петров с соавт., 1990; теории физической подготовки (В.Н. Селуянов с соавт., 1991), математической статистике, спортивной метрологии, биомеханике , восточным единоборствам . Следует обратить внимание на подход, реализованный сотрудниками ПНИЛ РГАФК (М.П. Шестаков с соавт., 1996), создавшими программы, позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долговременных адаптационных процессов, протекающих в организме спортсменов. Разработчики предполагают, что использование программ позволит повысить эффективность учебного процесса при проведении занятий по биохимии, физиологии и биомеханике.

Использование компьютерного тестирования посредством опросника MMPI позволило отбирать абитуриентов и студентов на обучение специальности "Спортивный менеджмент".

Ряд публикаций освещает различные аспекты использования современных информационных технологий в вузах. Е.Н. Яшкина рассматривает вопросы совершенствования обучения предмету "Информатика" в институте физической культуры. В статье А.В. Ходыкина и В.Я. Колесника рассматриваются вопросы влияния компьютеризации вузов на здоровье студентов и необходимые при этом защитно-восстановительные мероприятия.

Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию в вузах нефизкультурного профиля осуществляется посредством программ, позволяющих обучать предмету "физическое воспитание" , планировать и контролировать физическую подготовленность (Н.Г. Скачков с соавт., 1991; О.В. Жбанков, Е.В. Соловьев, 1995), общую двигательную активность , а также психофизичес кое состояние студентов . Одна из последних публикаций этого направления (О.В. Жбанков, 1998) освещает вопросы методологии формирования информационного пространства в процессе физического воспитания студентов.

Следует отметить, что использование информационных технологий при занятиях физическими упражнениями со школьниками отражено в двух публикациях. Статья С.П. Киршева освещает вопросы применения информационных технологий при обучении физическим упражнениям. В этом исследовании обсуждается проблема развития мышления занимающихся посредством использования компьютерного моделирования физических упражнений. В публикации П.А. Виноградова, В.П. Моченова отражены некоторые вопросы использования ИТ для тестирования физической подготовленности учащейся молодежи.

Спортивная тренировка. Естественно, что наибольшее количество публикаций в журнале "Теория и практика физической культуры" (44%) посвящено созданию прикладных программных продуктов (ППП) и автоматизированных систем (АС), позволяющих оптимизировать управление тренировочным процессом. В табл. 1 представле на информация о разработках в этой области.

Большое количество публикаций (В.К. Братковский с соавт., 1990; Н.Г. Сучилин, Л.Я. Аркаев, В.С. Савельев, 1996; А.Н. Фураев, 1996; Ю.А. Ипполитов, 1997; М.П. Шестаков, 1998) посвящено вопросам улучшения качества технической подготовленности спортсменов. Разработка систем для усиления этой стороны подготовки спортсменов ведется в направлении создания программно-аппаратных комплексов, позволяющих автоматизировать ввод информации в ЭВМ, ее обработку и вычисление необходимых биомеханических параметров. Это дает возможность повысить эффективность обучения двигательным действиям и избежать ошибок. Аппаратурой для сбора информации о спортсмене может служить видеомагнитофон ; тензоплатформа , видеомагнитофон, тензоплатформа и ЭМГ (М.П. Шестаков с соавт.,1996).

Некоторые публикации посвящены описанию ППП, позволяющих оценивать функциональную подготовленность , диагностировать различные способности спортсмена и управлять их совершенствованием [ 6, 9, 31, 41 и др.].

На начальной стадии внедрение ИТ в планирование тренировочного процесса шло по пути создания систем управления базами данных (СУБД), позволяющих хранить и осуществлять поиск адекватных средств тренировки . В настоящее время оптимизация планирования подготовленности спортсмена идет по пути создания экспертных систем (ЭС) и программ, близких к ним по содержанию. Экспертные системы - это сложные программные комплексы, интегрирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот опыт для консультации менее квалифицированных пользователей (Н.В. Макарова с соавт., 1997). По мнению разработчиков экспертных систем, этот тип прикладных программных продуктов наиболее соответствует решению задач такого типа. К настоящему времени разработаны экспертные системы для планирования подготовки бегунов на средние дистанции и тяжелоатлетов (Л.А. Хасин с соавт., 1996), а также спортсменов в прыжковых видах легкой атлетики . Разработана программа, позволяющая осуществлять планирование нагрузки в стрельбе.

А.В. Кубеевым и А.Г. Баталовым на базе микрокомпьютера МК-85 созданы простые программы, позволяющие повысить эффективность работы тренера при проведении занятий по лыжному спорту. Несмотря на их относительную простоту, карманный микрокомпьютер производит вычисления быстро и эффективно. Предложенный пакет программ позволяет рассчитать результаты в лыжных гонках с учетом возрастного коэффициента, вычислить некоторые параметры нагрузки, границы метаболических режимов по частоте пульса и многое другое. В статье Г.П. Лосева описывается малогабаритный вычислительный комплекс, позволяющий в полевых условиях тестировать и выбирать оптимальный вариант смазки лыж перед соревнованиями.

Таблица 1.Название Тип Назначение Вид спорта Автор,год

АС Диагностика функциональной и психологической подготовленности на основе данных о деятельности сердечно-сосудистой системы любой ф.ф. Водоватов, 1989

БАДМИНТОН АС Диагностика психофизического состояния спортсмена на основе измерения электрокожного сопротивления бадминтон О.В. Жбанков, А.Н. Лебяжьев, 1994

АС Экспресс-контроль техники спортсменов на основе обработки данных, поступающих с видеомагнитофона любой Н.Г. Сучилин, Л.Я. Аркаев, B.C. Савельев, 1996

АС Экспресс-контроль техники спортсменов на основе данных, поступающих с видеомагнитофона, тензоплатформы, датчиков ЭМГ любой М.П. Шестаков с соавт., 1996

АС Экспресс-контроль техники спортсменов на основе сигналов, поступающих с тензоплатформы тяжелая атлетика А.Н. фураев, 1996

REACTION АС Изучение индивидуальных типологических особенностей нервной системы любой А.И. Федоров с соавт., 1997

- АС Диагностика и тренировка психомоторно-координационных способностей бобслей, санный спорт Э.Лоош, 1997

Диагностика функционального состояния и степени адаптации спортсмена к физическим нагрузкам на основе анализа реогепато граммы любой М.А. Рубцова, 1994

АКСОН ЭС Планирование физической подготовки прыжковые виды легкой атлетики М.П. Шестаков, В.Н. Зубков, 1994 М.П. Шестаков с соавт., 1996

ЭС Оперативное планирование тренировки бег на средние дистанции (800, 1500м), тяжелая атлетика Л.А. Хасин с соавт., 1996

Планирование тренировочной нагрузки стрельба М.Я. Жилина, 1995

Таблица 2Название Тип программы Назначение Информа- тивность Тип ЭВМ Автор, год

КОЭФФИЦИЕНТ ЗДОРОВЬЯ А Диагностика общего состояния здоровья - Искра 1030 В.В.Зайцева,В.Д. Сонькин,1990

КУПЕР Д-Р Оценка аэробной производительности и физической работоспособности, выработка рекомендаций - IBM PC AT В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин,1990

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР У Оценка адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы 0,72 IBM PC AT В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин,1990

ОФИС Оценка общего состояния здоровья

Диагностика ИБС

Диагностика атеросклероза и диабета

Диагностика психонервного статуса 0,84

0,87 Искра 1030 П.В. Бундзен с соавт., 1991

НАДЕЖДА д-р Профилактика и лечение ожирения - - В.В. Зайцева с соавт., 1995

ISOTONE - Подбор упражнений и планирование нагрузки при занятиях оздоровительной физической культурой - - В.Н. Селуянов, Е.Б. Мякинченко, С.К. Сарсания, 1994 М.П. Шестаков с соавт., 1996

ВАЛЕОЛОГИЯ ШКОЛЬНИКА - Сбор, анализ, хранение результатов валеологического мониторинга детей и подростков - - В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева,1998

Примечание. Д -диагностическая, Д-Р -диагностико-рекомендательная, У - управляющая.

Только одна публикация затрагивает проблемы отбора перспективных спортсменов. Их решение авторы видят в разработке мониторинго вой системы, позволяющей хранить информацию о наиболее перспективных юных спортсменах и отслеживать динамику их спортивных результатов. Такая система под названием "Спортивный отбор" создана и апробирована в Екатеринбурге.

Спортивные соревнования. Публикаций, освещающих вопросы использования ИТ при проведении соревнований, немного. П.А. Виноградов и В.А. Савин указывают, что при проведении соревнований уровня олимпийских игр применение ИТ обеспечивает оперативный сбор, передачу, хранение и обработку большого количества информации. На последних Олимпийских играх в Атланте впервые была использована передача данных о результатах соревнований через сеть Интернет. Помимо работы с большими информационными массивами персональные компьютеры используются для статистической обработки результатов соревнований. Это особенно важно для тех видов спорта, в которых результат спортсмена оценивается судьями-экспер тами. А.А. Макаров с соавт. (1991) описывают систему начисления очков в соревнованиях по прыжкам с трамплина, лыжному двоеборью, фигурному катанию на коньках, гимнастике, синхронному плаванию, выездке. В статье Г.П. Почекуева описывается алгоритм программы, позволяющей оценивать результативность деятельности игрока (команды) в спортивных играх.

Оздоровительная физическая культура. Четвертое направление использования ИТ связано с разработкой программ для оздоровительной физической культуры. Программы этого направления можно разделить на диагностические, диагностико-рекомендательные и управляющие. В первом случае программа позволяет специалисту быстрее поставить диагноз, во втором - наряду с диагнозом пользователю предлагается определенный набор рекомендаций, соответствующий выявленному уровню здоровья и двигательной активности. В третьем случае компьютер осуществляет взаимодействие с пользователем по принципу обратной связи: выдает задания, контролирует их выполнение, а по результатам новых тестов вырабатывает соответствующие рекомендации. В последнем случае речь идет о создании системы "Персональный тренер". В табл. 2 представлена опубликованная в журнале "Теория и практика физической культуры" информация о компьютерных программах оздоровительной направленности.

В последнее время осуществляется работа над компьютерной программой "Валеология школьника" . Эта программа предназначена для сбора, анализа и хранения результатов валеологического мониторинга детей и подростков.

В публикации В.В. Кузина, М.Е. Кутепова, И.И. Переверзина описывается отраслевая компьютерная база данных "Физическая культура и спорт России". Авторы предполагают, что необходимая и достаточная информация об объекте воздействия - физической культуре и спорте - позволит осуществлять эффективный менеджмент.

Только одна публикация посвящена использованию информационных технологий для регулирования кадрового потенциала отрасли "Физическая культура и спорт". В статье В.Б. Карпенко описывается АСУ "Кадры ФИС", предназна ченная для накопления данных о физкультурных и спортивных кадрах в Республике Грузия с целью сокращения затрат времени на получение отчетов, справок и сведений по кадровому составу, а также для повышения оперативности получения информации при аттестации специалистов.

Оценивая представительство различных учреждений на страницах журнала "Теория и практика физической культуры", можно сделать следующие выводы. Бесспорным лидером (36% от общего числа публикаций) является РГАФК. При этом по количеству публикаций это учебное учреждение превышает все научно-исследовательские и учебные институты вместе взятые. Представитель ство технических вузов также значительно (23%).

При оценке современного этапа развития информационных технологий в нашей отрасли, приходится констатировать, что, несмотря на обилие направлений их применения и публикаций, эти разработки носят частный характер и не имеют широкого распространения. До тех пор, пока специалисты нашей отрасли не будут иметь возможность использовать накопленный потенциал, применение информационных технологий будет ограничиваться использованием компьютера в "качестве пишущей машинки".

Литература

1. Автоматизированная система "ОФИС": оценка состояния здоровья и назначение физических упражнений /П.В. Бундзен, Р.Д. Дибнер, Л.Н. Лисицина и др.//Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 8, с. 24-27.

2. Биомеханические аспекты управления спортивной тренировкой /В.К. Братковский, А.В. Волошин, А.Н. Колумбет и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 4, c. 29-32.

3. Богданов С.Н., Чубаров М.M., Жуковский Ю.Т. Обучение предмету "физическое воспитание" с использованием персонального компьютера //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 7, c. 46-50.

4.Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи//Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, c. 24-26, 39-40.

5. Виноградов П.А., Савин В.А. Спорт в мире информации //Теор. и практ. физ. культ., 1997, №11, c. 59-62.

6. Водоватов Ф.Ф. Физиологические исследования саморегуляции ритма сердца на основе компьютерной биологической обратной связи //Теория и практика физической культуры, 1989, № 1, с. 46.

7. Годик М.А., Тимошкин В.Н. Исследование двигательной активности студентов с помощью компьютерной экспертизы //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 2, с. 32-33.

8. Жбанков О.В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 6, с. 25-26, 39-40.

9. Жбанков О.В., Лебяжьев А.Н. Компьютеризованная система как средство управления психофизическим состоянием спортсмена //Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 11, с. 46-48.

10. Жбанков О.В., Соловьев Е.В. Информационно-методическая система как средство индивидуализации процесса физического воспитания в вузе //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 11, с. 51-53.

11. Жбанков О.В., Толстой Е.В. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8, c. 40-43.

12. Жилина М.Я. Применение ЭВМ в учебном процессе институтов физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 3, с. 10-12.

13. Жилина М.Я. Построение тренировочного процесса квалифицированных стрелков на основе программирования тренировочной нагрузки //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 3, с. 40-42.

14. Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 7 с. 46-50.

15. Информатизация отрасли "Физическая культура и спорт" и экспертные технологии (Сообщение первое) /Л.А. Хасин, С.Б. Бурьян, С.В. Минков, А.Б. Рафалович //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 4, с. 7-11.

16. Информатизация отрасли "Физическая культура и спорт" и экспертные технологии (Сообщение второе) /Л.А. Хасин, С.Б. Бурьян, С.В. Минков, А.Б. Рафалович //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 10 с. 41-45.

17. Информатика: Учебник /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.

18. Ипполитов Ю.А. Обучение гимнастическим упражнениям на основе их моделирования //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 11, с. 55-57.

19. Карпенко В.Б. Использование компьютерных технологий в регулировании кадрового потенциала отрасли на региональном уровне //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 26, c. 12-13.

20. Киршев С.П., Неверкович С.Д. Межпредметная задача как способ оценки качества подготовки тренеров в институтах физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 8, c. 26-29.

21. Киршев С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на уроке физкультуры //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 5, с. 38-40.

22. Классификация физических нагрузок в теории физической подготовки / Селуянов В.Н., Сарсания С.К., Конрад А.Н. и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 12, c. 2-8.

23. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты (Сообщение первое) /А.И. Федоров, С.Б. Шарманова, О.А. Сиротин и др.//Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 9, с. 25-26, 39-40.

24. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре для женщин с избыточной массой тела /Зайцева В.В., Кудрявцев В.В., Лукьянова Е.А. и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с.18-20.

25. Кубеев А.В., Баталов А.Г. Тренеру о микрокомпьютере МК-85 //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 2, с. 34-35.

26. Кубеев А.В., Баталов А.Г. Тренеру о микрокомпьютере МК-85 //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 3, с. 32-33.

27. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Переверзин И.И. Научные основы спортивного менеджмента //Теор. и практ. физ. культ., 1998, №5, c. 16-17.

28. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Отбор студентов на специализацию "спортивный менеджмент": опыт компьютерного тестирования //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 12, c. 4-6.

29. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Компьютерное тестирование как способ отбора студентов специализации "Спортивный менеджмент" и контроля их подготовленности //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 1, c. 48-51.

30. Ливицкий А.Н., Факторович Л.М. О некоторых аспектах компьютеризации физкультурных вузов //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 3- 4, c. 22-24.

31. Лоош Э. Трек-метод в диагностике и тренировке психомоторно-координационных способностей в санном спорте и бобслее //Теор. и практ. физ. культ., 1997, №5, 23-26.

32. Лосев Г.П. Метод оперативного испытания лыжных мазей, парафинов и скользящих поверхностей //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 9, с. 42-45.

33. Нестеров А.А., Сидоров А.А. Компьютеризация в учебно-воспитательном процессе физкультурных вузов //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 10 с. 21-23.

34. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте/В.В. Тимошенков, С.Н. Богданов, И.Я. Подашевский, Е.В. Тимошенкова //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 1, c. 40-41.

35. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Широков В.А. Обучающая мультимедиа-система по восточным единоборствам (на примере каратэ-до) //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 12, с. 55-58.

36. Применение компьютера в судействе соревнований /А.В. Макаров, А.А. Михонин, Т.Н. Михонина и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1989, №11, с. 54-55.

37. Программирование самостоятельной работы студентов в дисплейном классе /П.К. Петров, А.М. Закиров, И.Н. Мельников, Н.А. Рубцов// Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 12, c. 53-54.

38. Почекуев Г.П. Результативность - объективная оценка игровой деятельности игрока (команды) в спортивных играх (на примере хоккея с мячом) //Теор. и практ. физ. культ., 1989, №11, c. 42-44.

39. Пути внедрения АСУ и вычислительной техники в процесс физического воспитания студентов /Н.Г. Скачков, А.В. Макаров, А.А. Михонин и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 11, с. 54-55.

40. Раменская Т.И., Манжосов В.Н. Лабораторный практикум на профилирующей кафедре ИФК //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 10, с. 31-34.

41. Розин Е.Ю. Компьютерная реализация педагогической диагностики и контроля за физическим состоянием и специальной подготовленностью спортсмена //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 3, с. 19-22.

42. Рубцова М.А. Автоматизированный анализ реогепатографии //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 1-2, с. 30-31.

43. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Тураев В.Т. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 7, с. 29-33.

44. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Сарсания С.К. Направление развития теории оздоровительной физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 5-6, с. 2-6.

45. Семенов Л.А., Исаков С.В. Основы организации мониторинговой системы диагностики спортивной пригодности детей //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, с. 2-4.

46. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки /М.П. Шестаков, К.В. Анненков, Е.Т. Антохина и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 8, с. 43-45.

47. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков//Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, с. 10-12.

48. Степанов В.Н., Скоморохов Е.В. Методика автоматизированного управления подготовкой футболистов //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 12, c. 53.

49. Сучилин Н.Г., Аркаев Л.Я., Савельев В.С. Педагогико-биомеханический анализ техники спортивных движений на основе программно-аппаратного видеокомплекса //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 4, с.12-20.

50. Фураев А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 11, с. 50-52.

51. Ходыкин А.В., Колесник В.Я. Влияние компьютеризации на здоровье студентов и защитно-восстановительные мероприятия //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 7, с. 45-46.

52. Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 3, 51-54.

53. Шестаков М.П., Зубков В.М. "АКСОН" - интеллектуальная компьютерная система планирования физической подготовки легкоатлетов //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 8, с. 35-38.

54. Яшкина Е.Н. Совершенствование процесса обучения предмету "информатика" в институте физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 12, с. 7-8.