Формирование правильной осанки, что для этого надо. Методическая разработка на тему: Формирование правильной осанки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине: "Физкультура"

на тему: "Как сформировать правильную осанку"

Выполнил: ученик 6-го Б класса

Кузьмич Филипп

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению, многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая. Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а также чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая. Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная. Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая. Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц, прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз. Если сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву "С". Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки. правильная осанка нарушение упражнение

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.

Упражнения для того, чтобы сформировать правильную осанку. Для тренировки знаний о правильной осанке следует:

1. Занять исходное положение и сохранять принятую позу у стены.

Выполнять в течение 2_3 минут.

Основные упражнения. Для тренировки движений с сохранением правильной осанки следует:

1. Занять исходное положение. Поднять ноги поочередно, сгибая тазобедренные и коленные суставы, до максимального объема, помогая руками притягивать колено к грудной клетке. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10_12 раз.

2. Занять исходное положение. Поднять ноги поочередно, сгибая тазобедренные и не сгибая коленные суставы. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10_12 раз.

3. Занять исходное положение. Делаем боковые наклоны, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10_12 раз.

4. Занять исходное положение. Присесть и встать, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10_12 раз.

Заключительные упражнения. Для контроля правильной осанки следует:

1. Занять исходное положение. Запомнить принятую позу и отойти от стены, удерживать принятую позу как можно дольше. Сохраняя принятую позу, выполнить несколько поворотов и наклонов туловищем, вращений и наклонов головой (повторить 2_3 раза). Особое внимание уделять положению головы: следует держать её прямо и не опускать, так как это приводит к сгибанию спины и сутулости. Периодически следует возвращаться в исходное положение и проверять правильность осанки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Осанка как привычная поза в покое и при движении, ее виды. Понятие правильной осанки и причины ее нарушения. Дефекты осанки и заболевания позвоночника. Классификация патологий нарушения осанки. Признаки нормальной осанки, упражнения для ее контроля.

    реферат , добавлен 20.12.2011

    Формирование правильной осанки детей в процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата. Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Исследование понятия осанки и телосложения. Изучение строения позвоночника. Характеристика причин и основных видов нарушения осанки. Профилактическое и корригирующие воздействия физических упражнений на осанку и телосложение в студенческом возрасте.

    реферат , добавлен 11.03.2014

    Физические упражнения как основное и специфическое средство формирования осанки. Роль оздоровительных сил природы и гигиенических факторов в формировании осанки. Комплексное применение средств закаливания. Выполнение режима дня и личной гигиены.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2011

    Изучение формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия в процессе обучения детей коррегирующим упражнениям. Обзор классификации общеразвивающих упражнений. Проведение занятий лечебной физической культуры в условиях дошкольных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Методика исследования состояния позвоночника у младших школьников. Основные причины и предпосылки нарушения осанки, пути и способы ее коррекции, экспериментальная проверка их эффективности. Разработка системы занятий по коррекции осанки школьников.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Рациональная осанка, ее значение, признаки. Нарушение осанки: классификация и основные симптомы. Причины и профилактика нарушений осанки. Физическая реабилитация пациентов с нарушением осанки: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, упражнения.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2012

    Общие понятия об осанке. Нарушения осанки. Профилактика нарушений осанки. Методика и средства ЛФК. Сколиозы. Классификация сколиозов. Рентгендиагностика и чтение рентгенограмм. Прогноз. Методы лечения. Плоскостопие. Диагностика. Методика занятий ЛФК.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2007

    Понятие и типы осанки. Факторы, влияющие на ее формирование. Определение степени искривления позвоночника. Профилактика и лечение ее нарушений. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки в условиях школьного обучения.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Понятие об осанке и телосложении. Причины нарушения осанки, способы ее коррекции. Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Комплекс физических упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Правильная осанка - важная составляющая облика человека, придающая силуэту стройность и подтянутость. Если не уделять ей должного внимания, то со временем, Вы познакомитесь с такой неприятной болезнью, как остеохондроз. Чаще страдают нарушением правильной осанки дети. Это не удивительно, ведь детский возраст - это период, когда организм активно растет, формируется мышечная и костная система, позвоночник вытягивается и без надлежащего контроля можно ожидать плачевных результатов.

Как формируется правильная осанка?

Формированием правильной осанки нужно начинать заниматься уже с самого раннего возраста (с 3 месяцев после рождения). Чтобы не повредить осанку ребенка и избежать искривления позвоночника, нужно правильно его носить на руках в вертикальном положении: развернуть малыша к себе спиной, поддерживая за подмышки и коленки.
Особое внимание нужно уделить массажу. Данную процедуру следует выполнять каждый день по 15 минут в течение всего года после рождения ребенка. Оказывать слишком сильное давление на его скелет, суставы и позвоночник не следует. Легкими, мягкими, осторожными движениями сделайте малышу массаж самостоятельно или обратитесь в поликлинику к медсестре. Когда ребенок уже может ходить, ему нужно подобрать хорошую обувь, которая будет идеально подходить по размеру и быть максимально удобной. Нужно объяснить ему, что наступать следует на всю ступню полностью, а не на носочки.
Во время сна нужно также заботиться о позвоночнике. Слишком мягкий матрас погубит осанку ребенка! Отдайте предпочтение матрасу средней жесткости.
Также необходимо прямо сидеть за столом, ровно держа спину. Нужно объяснить школьнику, как правильно держать осанку, тогда можно не беспокоиться о здоровье его спины. Вообще, длительно находиться в одном и том же положении вредно для растущего организма, особенно за компьютером.
Обратите внимание на то, как ребенок носит портфель. Если он будет носить его постоянно на одном и том же плече, это верный путь к искривлению линии позвоночника. Поэтому, следите за тем, чтобы школьник носил ранец на обоих плечах! Тогда нагрузка будет равномерно распределена и на позвоночник, и на плечи.

Какой должна быть правильная осанка?

Чтобы определить правильная ли у Вас осанка, нужно развернувшись спиной к стене, прислониться к ней четырьмя точками (голова-плечи-ягодицы-голень), отвести плечи назад и втянуть живот, при этом между стеной и поясницей должно остаться такое расстояние, чтобы туда смогла пройти рука. Если такое положение тела Вы сохраняете при ходьбе, не сутулитесь и не горбатитесь, то можете считать, что осанка у Вас правильная!

Профилактика правильной осанки.

Существует целый комплекс особых упражнений, помогающих сохранить позвоночник в правильном ровном положении. Чтобы сформировать правильную осанку нужно себя постоянно контролировать и заниматься физкультурой:
1. С ровной осанкой нужно пройтись 3-5 минут, сохранив это положение. Можно положить на голову книгу для контролирования данной позы.
2. Прижавшись к стене спиной, сделайте пару приседаний. Спина при этом остается прямой и прижатой к стенке. Можно добавить подъем и развод рук в стороны.
3. Выполняйте упражнения для укрепления мышц живота и спины. Ложитесь на спину, согнув ноги в коленях, руки поместите за голову, и поднимайте туловище вверх на каждый выдох.
4. Полезно делать растяжку, она снимает мышечное напряжение. Поставив ноги на ширине плеч, наклонитесь вниз, коснувшись руками пола, и останьтесь в таком положении на пару минут.

Если Вы легкомысленно отнесетесь к осанке ребенка, на его малоподвижный образ жизни и сутулость, то в скором времени не исключено развитие таких малоприятных недугов, как сколиоз,

Приветствую всех любителей здорового образа жизни и спорта !

Тема сегодняшней статьи посвящена детям , точнее формированию правильной осанки у наших детей . Не всегда мы –родители уделяем внимание физическому развитию ребенка , стремясь в первую очередь развить умственные способности . А ведь правильная осанка залог здорового организма и отсутствие проблем в будущем . Ведь округлый позвоночник , сутулая спина приведет к заболеваниям во взрослой жизни .

Остеохондроз , пяточные шпоры , варикозное расширение - вен —вот не полный перечень будущих заболеваний . Для правильной работы органов дыхания , нормализации неровной системы и кровообращения необходимо нам в дошкольном возрасте ребенка обязательно уделить должное внимание по формированию правильной осанки у детей . Согласитесь , приятно смотреть на идущего по улице мужчину или женщину , которые уверенно держат свое тело , не сутулятся и не горбятся .

Как самим установить правильная осанка у ребенка или нет

Осанка – привычное положение тела стоящего человека без лишних мышечных напряжений . Правильная осанка залог телесной красоты и здоровья . Если вы хотите проверить осанку своего ребенка , то проведите несколько манипуляций . Для этого разденьте ребенка до пояса , возьмите измерительную ленту портного измерьте длину от седьмого шейного позвонка (выступает со стороны спины ) до нижнего угла левой и правой лопатки поочередно . Если измерения совпадают , то осанка у ребенка правильная .
Установление правильной осанки по плечевому индексу . Для этого измерительной лентой установите ширину плеч впереди и со спины (плечевая дуга ). Затем по формуле (ширина плеч /плечевая дуга ) умножаем на 100 %= плечевой индекс . Результат в пределах 100 —90 % у ребенка правильная осанка , если меньше , это нарушение осанки .

Формирование правильной осанки у детей зависит от физического воспитания особенно дошкольного возраста . В школе наши дети проводят значительное время , поэтому лучше предупредить возникновения неправильного положения тела , чем проводить занятия по исправлению . Главное дайте возможность ребенку больше двигаться , выберите вместе с ним . Дома обязательно проветривайте комнату где живет малыш , при подготовке к школе правильно подберите стол и стул для выполнений уроков . Я не говорю о садиках , где обязательно должны проводиться физкультурно —оздоровительные мероприятия , если вы считаете , что таких занятий недостаточно . Приобретите мяч , гимнастическую палку , и вместе с ребенком выполняйте физические упражнения . Обязательно исключите варианты приема пищи ребенком , лежа , сидя перед телевизором , разукрашивание или рисование и чтение лежа на диване . Отсюда может сформироваться сутулая спина и осанка будет неправильная .

Причины способствующие формированию неправильной осанки детей

  • недостаточно физически развиты мышц спины , живота , шеи , груди . Такое ослабленное физическое состояние мышц способствует выработке ходьбы с опущенной головой . При положении сидя . у ребенка опущены плечи вперед , согнута спина .
  • несоответствующая росту ребенка мебель .
  • неудобная и тяжелая одежда и обувь . Тело ребенка только начинает формироваться , поэтому неправильно подобранная одежда и обувь усугубить положение осанки .
  • однообразные движения . Ношение в одной и той же руке предметов , при езде на малыш отталкивается одной и той —же ногой .
  • нерациональный режим питания
  • недостаточный сон
  • частые болезни , особенно острыми респираторными заболеваниями , ухудшающие физическое развитие организма и тела ребенка .

Рекомендации для формирования правильной осанки детей

# постель самое любимое место для ребенка . Кровать должна быть больше роста на 20 —25 см . Приучите спать мальчика или девочку не на мягкой большой подушке , а жестком матрасе и небольшой подушке . Постарайтесь исключить во время сна положение ребенка , если он спит калачиком . В таком положении сдавливается грудная клетка затрудняется дыхание и может привести к искривлению позвоночника , лучшее положение сон на спине .
# для сформирования правильной осанки у детей необходимо выполнять физические упражнения . Сюда можно отнести и занятия плаванием . Это позволит укрепить мышцы тела и равномерно распределит нагрузку на конечности .
# возьмите за практику менять руки , когда водите ребенка за руку . При движении малыш держится одной рукой за вашу , это может развить боковое искривление позвоночника , что приведет к асимметрии плечевого пояса .
# положение тела за столом . Смотрите как сидит ваш мальчик или девочка . Локти находиться на столе плечи на одном уровне , расстояние между краем стола и грудью ребенка составляет 10см , ноги расположены таким образом , ложилась на обе ягодицы равномерно . Для правильного формирования осанки у детей не допускайте изменения положения ног за столом (нога под ногой , заводили ногу за ножки стула )
# следите за походкой ребенка . Взгляд направлен вперед , ноги не шаркают по тротуару , плечи расправлены , спина ровная . Не позволяйте детям стоять опершись на одну ногу , лучшее положение немного расставив ноги , ложиться на обе конечности .

И самое любимое для меня это выполнение физических упражнений . Это укрепит здоровье малыша , приучит его к спорту и отлично и правильно сформирует его осанку .

Какие упражнения нужно выполнять для формирования правильной осанки у детей

В домашних условиях достаточно будет присутствие ребенка и стены вашей квартиры .
1.) Поставьте ребенка у стены , чтобы он касался затылком , спиной ягодицами , пятками и попросите поднять руки через стороны вверх и за голову , затем поднимая руки вверх подняться на носочки . Сделайте вместе 5 повторений в медленном темпе .
2.) Ноги на ширине плеч , руки в боки начинаем прогибаться вперед при этом руки отводим назад . Это как птичка готовиться к полету , вернулись повторили 5 —6 раз .
3.) Стоя у стены начинаем попеременно опускать тело вправо , влево . При этом одной рукой тянемся вниз , а вторую ставим на поясницу . Также 5 повторений .
4.) Встаем посередине комнаты , руки в стороны и начинаем поворачиваться в вправо —влево , вправо —влево .
5.) Теперь в подмогу подойдет небольшой коврик . Вместе с ребенком встаём на четвереньки , и начинаем поднимать противоположные руку и ногу вверх . при этом взгляд направлен вперед . Выполняя вместе такие упражнения у вашего чадо не возникнет усталости и не пропадет интерес выполнять физические упражнения . Проделайте 5 повторений на каждую ногу .
6.) Для выполнения следующим упражнением для формирования правильной осанки нам понадобиться гимнастическая палка . Необходимо принять положение лежа на спину и завести палку за спину , удерживая ее руками попросите малыша прогнуться . Если ему тяжело , то можно применить следующее упражнение для осанки .
7.) Положение на коленях , опершись на руки начинаем прогибать спину вверх и вниз , напоминая малышу движение волн в океане . Проделайте 5 повторений .
8.) Попросите малыша лечь на спину взявшись руками за палку . Начинаете медленно поднимать тело и каждую ногу вверх , насколько возможно . Не получается ничего страшного , главное движение .
9.) Вновь на спине , ножки подняты и согнуты в коленях . Попеременно начинаем поворачивать таз вправо , влево постараться коснуться коленями коврика .
10.) Попросите ребенка встать на палку и пусть он начнет движение ногами двигая ее вперед —назад . Отличное упражнение для профилактики плоскостопия .

Теперь вы знаете от чего зависит осанка и как сформировать ее правильно , на что нужно обратить внимание дабы избежать затруднений для ваших детей в будущем . Формирование правильной осанке у детей очень важная задача в первую очередь для вас , уважаемые родители . Поделитесь этими новостями с друзьями в соц . сетях и присылайте свои

Любой позвоночный столб состоит из позвонков разных видов, среди которых 4-5 копчиковых, по 5 крестцовых и поясничных позвонков, а также 12 грудных и 7 шейных позвонков. Стоит отметить, что после рождения ребенка форма и, естественно, размеры позвоночного столба достаточно сильно изменяются, при этом наиболее быстрый рост позвонков наблюдается на протяжении первых двух лет жизни.

Для позвоночника характерно наличие изгибов, обусловленных физиологией. Так, на первом этапе, примерно в 3-4 месяца, т. е. тогда, когда ребенок только начинает пробовать держать головку самостоятельно формируется так называемый шейный лордоз. Затем, примерно к полугоду, наблюдается появление грудного кифоза, как правило, в это время ребенок уже уверенно сидит. Крестцовый кифоз и поясничный лордоз формируются у ребенка тогда, когда он начинает ходить, а к 6 годам жизни формируется типичная форма позвоночника. Заканчивается формирование характерных изгибов примерно к 18-20 годам.

Нормальная осанка – какая она?

Нормальная осанка предусматривает, что:

  • перпендикулярное, по отношению к площади всей опоры, положение головы и туловища,
  • очертания надплечий и шеи должны быть симметричными,
  • плечи должны находиться на одном уровне,
  • лопатки должны находится на одном уровне,
  • гребни подвздошных костей должны располагаться на одном уровне,
  • боковые поверхности тела должны иметь одинаковую форму,
  • длина ног должна быть одинаковой,
  • скелетная мускулатура должна быть симметричной,
  • симметричными должны быть и обводы стоп.

Все характерные, предусмотренные физиологией изгибы позвоночника в поясничном, грудном и шейных отделах должны находиться в пределах нормы.

При нормальной осанке вертикальная ось должна проходить через середину темени, затем пересекать мочку уха, пересекаться с поперечной осью тазобедренного сустава и пересекать бугорок пятой по счету плюсневой кости. Имеющий такую осанку человек выглядит подтянуто и, как правило, именно такую фигуру называют красивой.

Стоит отметить, что именно правильная осанка способна обеспечить необходимые амортизационные свойства позвоночника, что будет предохранять мозг от всевозможных сотрясений во время движения. Так, при движении происходит толчок по направлению снизу-вверх и в верхней точке сила этого толчка за счет изгибов позвоночника гасится примерно в 25 раз. Кроме этого, правильная осанка существенно улучшает условия работы всего двигательного аппарата и всех внутренних органов, при этом мышцы, которые сохраняют правильное положение осанки, в таком случае наименее напряжены и всегда готовы к длительным нагрузкам.

Причины формирования неправильной осанки

В детском возрасте позвоночник любого человека отличается своей гибкостью и пластичностью, при этом скелет развивается немного быстрее мышечной ткани . Так, на уровне грудного кифоза располагается передняя продольная связка, развитие которой несколько отстает от развития скелета и потому она не в состоянии обеспечить стабильное положение позвоночника. Только после завершения роста позвоночника она достигает необходимых показателей и включается в процесс удержания грудного кифоза. Подобные особенности в сочетании с недостаточной двигательной активностью и неправильными позами приводят к формированию неправильной осанки.

В частности, круглая спина это следствие достаточно частого пребывания в позе лежа или сидя калачиком. В такой позе мышцы передней поверхности бедер укорачиваются , а ягодичные мышцы и мышцы задней поверхности бедер, наоборот, растягиваются , а это увеличивает наклон таза, что, в свою очередь, приводит к поясничной кривизне, которая будет наблюдаться в положении стоя.

Предрасположенность к боковым искривлениям позвоночника вызвана его уплощением, что является следствием недостаточно наклона таза. Зачастую причиной таких изменений является ранее усаживание младенца, из-за чего поясничный отдел слишком сильно вытягивается и в дальнейшем скорректировать такую фигуру достаточно сложно.

Стоит отметить, что зачастую первые и достаточно незначительные отклонения в формировании осанки остается просто незамеченными и к специалисту ребенок попадает, уже имея серьезные отклонения (), а это существенно затрудняет процесс коррекции осанки.

В тоже время на формирование осанки влияет множество факторов, среди которых такие как степень развитости и характер:

  • строения костной системы,
  • нервно-мышечной сиситемы,
  • связочно-суставного аппарата.

Влияют на формирование осанки и особенности быта и, естественно, всевозможные нарушения деятельности организма, особенно перенесенные в детстве заболевания. При этом нужно отметить, что в любом возрасте осанка достаточно нестабильна и возможны изменения как в лучшую, так и худшую сторону. Как правило, у детей наиболее частое нарушение осанки наблюдается в 5-7 летнем возрасте и в период полового созревания. В школьное время осанка нестабильна и зачастую зависит от психики ребенка, развития мускулатуры спины, живота, ног, состояния нервной системы.

Отклонения осанки от правильного положения называют дефектами или нарушениями и заболеванием это не считается. Однако все эти нарушения осанки — это промежуточное состояние между патологией и нормой, и по сути являются предболезнь, так как нарушение осанки серьезно ухудшает условия функционирования внутренних органов, что может стать условием для развития различных заболеваний.

Перечисленные отклонения в осанки обычно возникают вследствие гиподинамии, из-за использования неправильной позы во время отдыха или работы, из-за длительного стрессового состояния. При этом подобные изменения в первую очередь влияют на деятельность опорно-двигательного аппарата, в частности, появляются так называемые «ошибочные» рефлекторные связи, которые приводят к мышечному дисбалансу, который обусловлен слабостью связок и мышц. Серьезное изменение в позвоночнике вызывает развивающееся . Этот недуг, при отсутствии серьезного лечения, дает самую прямую связь

Естественно, болезнь гораздо проще предупредить, чем потом пытаться ее лечить и по наблюдениям специалистов ничто не способствует формированию правильной осанки так, как систематические физические упражнения и воспитание.

Как предотвратить изминение осанки у ребенка

Наиболее легко необходимые положительные навыки вырабатываются в раннем возрасте, потому заняться формированием осанки у ребенка можно еще до школы.

Так, вся мебель ребенка , должна соответствовать его росту. Когда ребенок подрастет и пойдет в школу, необходимо обратить внимание на:

  • освещение рабочего места ребенка, при этом во время чтения или письма глаза ребенка должны находиться на расстоянии 30-35 см от книги (тетради);
  • позу ребенка во время письма (чтения). Правильная поза требует некоторого напряжения мышц, и дети достаточно быстро устают и начинают, например, опираться грудью на стол, что вызывает затруднение дыхания и препятствует нормальному кровообращению, естественно, возможно появление дефектов осанки.

После начала обучения обратить внимание необходимо на создание необходимых условий для выполнения домашнего задания, игр и любых других занятий. Особенно важно, чтобы ребенок имел удобный, подходящий его возрасту стол и стул. Так, сиденье стула должно располагаться в районе колена стоящего ребенка, а крышка стола должна быть выше на 2-3 см локтевого состава сидящего малыша.

Еще одно важное и коротко — правильно подобранный ранец !!!

Примерно с 4-х лет ребенка необходимо приучать правильно стоять и сидеть , не сутулиться и т. п.

Особенно важно научить ребенка правильно сидеть во время использования планшета или другого компьютерного устройства. НО научить ребенка нельзя! А что же тогда делать? Тогда нужно научить ребенка использовать подручные средства, чтобы правильно сидеть. Это может быть обычная небольшая жесткая подушка.

На пользу пойдут и холодные обтирания, которые помогут держать в тонусе мышцы.

Уделить внимание необходимо и питанию, ведь ребенок должен получить нужное ему количество минералов, белков и витаминов.

Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки является систематическое занятие спортом . Самым первым и самым результативным среди видов спорта для позвоночника будет конечно – плавание . Но плавание за здоровьем, а не за спортивными достижениями!

Если же не спорт, то элементарный набор упражнений, сможет стать хорошим фундаментом. Это:

  1. общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, подвижные игры. Отрывайте детей от компьютеров!);
  2. упражнения с ношением легких предметов на голове (или другие упражнения на равновесие);
  3. упражнения с использованием элементов жонглирования.

Такие упражнения могут быть паузой в прерывании сидения или длительной умственной деятельности. Такие перерывчики хорошее делать каждые 45-60 минут, в которых необходимо выполнять простые физические упражнения и упражнения для глаз.

В тоже время формирование правильной осанки это своего рода выработка определенного рефлекса и потому с этой точки понимания, нет смысла постоянно делать замечания и ругать его если он что-то делает неправильно. Ведь «зажатость» мышц – это результат внутренней зажатости ребенка , его реакция на стресс. Посмотрите на позу ребенка, когда он что-то нашкодничал и вы его ругаете: голова опущена, плечи опущены и как-бы поданы вперед и вниз, мышцы достаточно напряжены….. Это и есть начало искривления позвоночника.

Поэтому – хорошая атмосфера в доме – это залог хорошей и правильной осанки у ребенка.

«Как я уже писал в статьях ранее стресс выражается в симптомах. К симптомам относится курение, халатное отношение к делу, рвота, тошнота, озлобленность, агрессия…»

Elena

Татьяна Бойко

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка .

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки , проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей , своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника : шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым , ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка , для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская , круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка ) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении , стоянии, ходьбе.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей , предрасположенность к определенному виду нарушений осанки . В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка , но и исправить , создать новый вариант осанки .

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется . Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка . Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку . Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.



Предупредить возникновение неправильной осанки легче , чем проводить работу по ее исправлению . Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и контроле медицинского персонала можно добиться формирования правильной осанки у детей .

Главные причины нарушения осанки недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.


Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Основным средством и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.


В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание , лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.


Упражнения для малышей чаще носят игровой характер : имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана» .

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно , энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения : прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др .

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме , например : «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение» ; «Делай как я» и др.


Для формирования правильной осанки полезны упражнения , выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела .

Волшебная палочка

Исходное положение – ноги на ширине плеч, опущенные руки держат палку за концы. Поднять руки вверх, завести палку за спину. Сделать наклон влево, затем вправо . Вернуться в исходное положение.

Маленький силач

На любой детской площадке есть турник, но лучше всего выполнять это упражнение на шведской стенке. Крепко держась руками за перекладину, согнуть ноги под прямым углом и пробыть в таком положении несколько секунд. Кто сможет дольше?

Ласточка

Это упражнение на растяжку полезно для укрепления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены. Отвести правую ногу назад , руки в стороны и замереть.

Повторить упражнение с левой ноги.

Велосипед

Исходное положение – лежа на спине. Ребенок должен «покрутить педали велосипеда» или показать ножками «ножницы» . Упражнения, укрепляя брюшной пресс, формируют правильную осанку .

Кошка сердится

Исходное положение – стоя на четвереньках. Пусть ребенок представит себя кошкой : «Вот она сердится, фырчит, выгибает спинку. Прогнулась, потянулась. Успокоилась, расслабилась, снова стала доброй!»

Исходное положение – лежа на животе. Малыш должен приподнять согнутые в коленях ножки, обхватить лодыжки руками и начать покачиваться, как лодочка на волнах. Упражнение очень полезно для растяжки.

Лягушка на берегу

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, – на талии. Присесть, опираясь на всю стопу, затем занять исходное положение. Присесть, опираясь на боковую часть стопы. Подняться. Повторить упражнение несколько раз.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики.


Литература.

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград : Учитель, 2009.

3. Красикова И. С. Осанка . Воспитание правильной осанки . Лечение нарушений осанки . / И. С. Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. / О. В. Козырева/.- Москва, 2006.