Утренняя зарядка для ребенка 6 лет. Гимнастические упражнения влияют на

Физическое развитие ребенка должно идти с самого рождения. Родители всегда должны контролировать активность малыша, сколько бы лет ему ни было. В 7-8 лет ребенок уже начинает обучение в школе, и ему особенно важно двигаться, чтобы разгружать позвоночник. Важной задачей гимнастики для ребенка является формирование здорового организма с сильным иммунитетом, что будет фундаментом для формирования всесторонне развитой личности.

Особенности

Физическая деятельность может включать в себя большое количество составляющих, о которых не все знают. Чаще всего детям предлагается зарядка, которая сопровождает их дома, в садике и частично в школе, но только лишь ею ограничиваться нельзя. Дети школьного возраста уже довольно сильные и выносливые, чтобы справляться с более серьезными задачами физического воспитания. Если родители не могут дать полноценный объем нагрузок, то утренняя зарядка будет вполне посильной задачей для каждого.



Гимнастика в домашних условиях должна быть не просто любой физической активностью. Родители должны выбрать только посильные и нужные варианты, на основе которых и составить комплекс упражнений. Такие занятия позволяют получить ощутимую пользу, это:

  • борьба с возможным ожирением;
  • профилактические мероприятия, связанные с работой сердца;
  • развитие опорно-двигательной системы ребенка;
  • помощь в устранении нервных пиков и расслаблении школьника;
  • приведение организма к оптимальному рабочему состоянию;
  • психологический комфорт после тренировки, повышение настроения;
  • помощь в пробуждении всего тела и подготовка к рабочему дню;
  • включение обменных механизмов.

Чтобы ребенок с удовольствием занимался утренней зарядкой каждый день, стоит проводить ее вместе, потому как совместная деятельность мотивирует ребенка, а время, проведенное рядом с родителями, дает чувство удовлетворения и счастья. Если есть возможность проводить со школьником еще дополнительные занятия помимо зарядки, это будет только на пользу. Для тех же, кто не может себе позволить это ввиду работы или других нюансов, нужно обязательно найти для малыша спортивную секцию по интересам.


Правила проведения гимнастической тренировки

Для тех, кто может самостоятельно дома заниматься с ребенком и подбирать для него все необходимые физические упражнения, нужно знать основные правила, которые помогут сделать занятие не только полезным, но и интересным. Далеко не каждый ребенок готов просыпаться рано утром и бежать делать зарядку только потому, что это нужно и полезно. Родители часто забывают о том, что мотивировать кроху нужно не криком, а делом, а точнее, собственным примером.

Те мамы и папы, которые каждое утро начинают с проведения даже легкого комплекса упражнений, очень скоро обретут рядом с собой группу поддержки в виде собственных детей, которые также будут хотеть быть красивыми, подтянутыми и бодрыми с самого утра. Не стоит проводить зарядку или гимнастику с ребенком, используя все те же упражнения, что были рассчитаны на взрослого. Малышу очень скоро надоест монотонное повторение одного и того же движения, поэтому одним из правил является ориентация на ребенка. Все упражнения должны быть веселые, подобраны под сопутствующее музыкальное сопровождение.

Если получится создать хорошее настроение во время тренировки, то заставлять ребенка больше не будет нужно, он сам с удовольствием будет заниматься.


Дополнительным методом, который поможет заинтересовать маленьких спортсменов, может стать партнерская гимнастика, где упражнения будут подобраны так, чтобы делать их нужно было с напарником. Идеальным в этом случае будет именно родитель, который направит и поддержит малыша в процессе работы. Использование активных упражнений, прыжков и танцевальных элементов должно чередоваться с более медленными и спокойными движениями. Партнерская гимнастика в этом случае подходит идеально, так как позволяет подобрать комплекс упражнений как для ребенка, так и для взрослого, помогая в развитии тех или иных качеств.

Во время проведения тренировки стоит следить за самочувствием ребенка и периодически проверять его пульс, особенно если это одни из первых занятий.

Нормой в этом случае будет пульс, который не поднимается выше 110 ударов в минуту, если же метка доходит до 120, стоит сменить интенсивность, а то и вовсе исключить какой-то вид деятельности, если ребенок к нему еще не готов физически.



Если говорить о наиболее важных правилах, то к ним стоит отнести такие:

  • утренняя зарядка должна быть проведена в одно и то же время в течение недели;
  • помещение для тренировки должно быть подготовленным и хорошо проветренным;
  • форма для тренировки ребенка должна быть не только удобной, но и изготовленной из натуральных материалов;
  • тренировка проводится через полтора часа после еды, а утреннюю зарядку можно сделать до завтрака;
  • комплекс упражнений, рассчитанный на ребенка, должен включать упражнения, направленные на развитие гибкости и координации, полностью исключив силовые занятия;
  • важно обращать внимание на дыхание ребенка во время тренировки, вдыхать нужно носом, выдыхать ртом;
  • после занятия ребенок не должен быть уставшим;
  • любая длительная тренировка проводится с разминкой и заминкой;
  • работа с ребенком заключает в себе постоянные похвалы и подбадривания в процессе тренировки и после нее.


Варианты заданий для детей 7-8 лет

Гимнастика для детей 7 лет и старше заключается в том, чтобы правильно развивать все навыки ребенка и строить здоровый организм. Учет возрастных особенностей младших школьников, их предпочтений позволяет выделить наиболее интересные и нужные варианты физической активности. Гимнастические упражнения, которые можно проводить в этом возрасте включают в себя:

  • комплекс упражнений для мышц спины;
  • упражнения на потягивание;
  • основные варианты упражнений для туловища;
  • комплекс, который позволяет восстановить дыхание и закончить тренировку.



Для привлечения детей к занятиям спортом или просто гимнастикой дома, важно проводить тренинговые упражнения. Это могут быть всевозможные игры и веселые задания, которые сформируют положительный настрой и вместе с тем подготовят тело к физической работе. Чем младше дети, тем важнее роль таких мероприятий. К 9 годам их количество уже можно будет свести к минимуму, особенно если дети занимаются не первый год.

Спортивные упражнения должны строиться исключительно по уровню физических возможностей ребенка, давать непосильные нагрузки ради быстрого результата нельзя, это приведет к отрицательным последствиям в развитии организма. Особенно важно правильно подобрать комплекс для детей с какими-либо нарушениями. При сколиозе, кифозе, лордозе или ином изменении нужно особое внимание направить на проблемное место, чтобы исправить его и сделать ребенка здоровым. В этом поможет партерная гимнастика. Для малышей, которые начинают физическую деятельность после переломов, операций или подобных ситуаций, не стоит давать обычный комплекс упражнений. Для них предусмотрена ЛФК, по итогам которой они могут перейти в общую группу и тренироваться с другими детьми.

Если говорить о наиболее простых упражнениях, которые можно проводить с детьми данного возраста, то к ним относят:


Для мышц спины

  1. Исходное положение: стойка на коленях, корпус вертикально. Задача: поднятие рук вверх и прогиб назад.
  2. Основное положение то же, но руки ставим на пол, мах каждой ногой назад и вверх, держа колено выпрямленным, а спину ровной.
  3. Основное положение то же, задача: поочередно выгибать спину с опусканием головы и прогибать спину, с поднятием головы.


На потягивание

  1. Основное положение: ноги вместе, кисти рук положить на плечи. Задача: одновременное поднятие рук вверх с возвращением в исходное положение.
  2. Основное положение ног то же, руки вверх. Задача: прогибаться вперед, отводя при этом руки назад-вверх.
  3. Основная стойка ног та же, руки скрестить внизу. Задача: сжимая кисти в кулак, поднять их вверх и хорошо потянуться.


Для мышц туловища

  1. Стойка: ноги врозь на ширине плеч, руки размещаются на поясе. Задача: наклоняться поочередно вправо и влево.
  2. Основное положение ног то же, руки в стороны. Задача: наклон рукой к противоположной ноге («Мельница»).
  3. Стойка: ноги вместе, руки вниз. Задача: наклон вперед-вниз с касанием пальцами пола.


На восстановление

  1. Шаги в ускоренном темпе с высоко поднятыми коленями, которые постепенно переходят в замедленный режим с восстановлением дыхания.
  2. Стойка: ноги врозь, руки опущены. Задача: поднимание на носочки с подъемом рук вверх, при этом нужно вдохнуть и вернуться в исходное положение, делая выдох.
  3. Стойка: ноги врозь, руки опущены. Задача: подъем на носки с поднятием рук вверх, вдыхая и наклоняясь вниз с опусканием рук к полу, проводя выдох.

Проведение данных упражнений поможет ребенку быть активным, здоровым и пребывать в хорошем настроении.

По мере совершенствования нужно увеличивать количество повторов в упражнениях и добавлять новые, посильные для детей данного возраста.


Чтобы ребенок с удовольствием занимался, он сам должен этого хотеть, поэтому нужно найти мотивацию.

  • Лучше всего проводить занятия всей семьей, это помогает сплотить всех и сделать каждого члена семьи более здоровым.
  • Важно подобрать стимул для конкретного ребенка, если девочку заинтересует подтянутая фигура, чтобы носить самые модные вещи, то мальчику будет приятно развивать свое тело, чтобы гордиться мышцами. Если малыш испытывает проблемы с лишним весом, важно стимулировать его самого бороться с проблемой, а не обижать и обвинять ребенка.
  • Важно показать ребенку кумира, которому он может подражать, чтобы он видел на деле пользу физических упражнений, от которых становятся сильными тело и дух.
  • Если в доме несколько детей, то старшего можно мотивировать делать зарядку или гимнастику, чтобы иметь возможность защитить сестренку или брата, имея сильное тело и быстрые ноги.
  • Разговоры о здоровье, красоте тела и спорте будут способствовать интересу ребенка к данной проблеме, потому не стоит забывать проводить такого рода профилактические беседы.
  • Чтобы усилить интерес к зарядке или тренировкам дома, можно придумать комплекс упражнений с мячом, обручем, гимнастической палкой, скакалкой или прыжки на батуте, можно ввести их в процесс тренировки.


Знание особенностей своего малыша и желание вырастить из него полноценного и здорового человека позволит любому родителю заинтересовать ребенка зарядкой или занятиями гимнастикой. Проведение совместных тренировок позволит укрепить связь ребенка со взрослыми, научиться доверять друг другу, слушать и понимать каждого участника спортивного мероприятия.

III . Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Тематические

комплексы утренней гимнастики

для детей 6 – 7 лет.

Комплекс с малым мячом

«Зарядка грибника»

I . Ходьба и бег в колонне по одному, с остановкой на сигнал «Гриб» - наклон вперед.

II . ОРУ

1. «Шум ветра»

Когда дует сильный ветер, в лесу качаются деревья. Они низко наклоняют свои ветки то в одну то в другую сторону, а ветер проносится между ними, громко воя: «У – у – у!»

2. И. п.- ноги на ширине плеч, мяч за спиной. 1,3 – руки в стороны, мяч в правой (левой) руке - вдох; 2,4 – и. п., мяч переложить в другую руку – выдох.

3. И. п. – стоя на коленях, мяч в правой руке. 1,3 – руки в стороны; 2 – поворот туловища вправо (влево), коснуться мячом правой (левой) пятки; 4- и. п., переложить мяч.

4. И. п.- о. с., мяч в правой руке. 1,3 – правую (левую) прямую ногу вверх, переложить мяч; 2,4 - и. п.

5. И. п.- ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1,3 – наклон туловища к правой (левой) ноге, переложить мяч; 2,4 – и. п.

6. И. п. – ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1,3 – подбросить мяч вверх, хлопок за спиной; 2,4 – поймать мяч.

7. И. п. – о. с., мяч на полу справа. Прыжки на двух ногах вправо – влево через мяч в чередование с ходьбой на месте.

8. И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – руки в стороны.

III . Ходьба с энергичной работой рук.

Комплекс

«Кто живет на Севере».

Бегут, спешат олени,

Им виден путь едва.

Над ними тихо кружит

Полярная сова.

I . Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба на внешней стороне стопы – "медвежата", "пингвином", бег с высоким подниманием бедра – "олени".

II. ОРУ.

1. «По ледяной пустыне медведица идет»

И. п. – стоя, ступни параллельно, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кисти рук сжаты в кулачки. Поочередно сгибать колени, отрывая пятки от пола, делая энергичный перекат стопы до конца пальцев; руками выполнять поочередные движения вперед (до полного выпрямления руки) – назад.

2. «Летит полярная сова, колышет крыльями едва»

И. п. – о. с., руки к плечам. 1,3 – встать на носки, локти через стороны вверх, соединить лопатки – вдох; 2,4 – и. п.

3. «По полынье моржи плывут, мелькают спины там и тут»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 – наклон туловища вперед, руки вперед; 2,4 – и. п., руками выполнить гребковое движение через стороны.

4. «Маленькие елочки и березки низкие вьюга заметает снегом серебристым»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки «домиком» над головой. 1,3 – наклон вправо (влево), руки вверх – выдох; 2,4 – и. п. – вдох.

5. «Сквозь снег и заносы олени спешат, от злого мороза они не дрожат»

И. п. – о. с., руки на пояс. 1,3 – ногу правую (левую) махом вперед; 3 – махом назад; 4 – и. п. ноги прямые, носок оттянуть, сохранять равновесие на опорной ноге.

6. «Прыгают, как зайчики, девочки и мальчики»

И. п. – о. с. Прыжки на двух ногах на месте в чередование с ходьбой на месте.

7. "Северное дыхание"

И. п. – о. с. 1,3- вдох носом; 2,4 – выдох ртом, губы "трубочкой".

8. «Северное сияние»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальцы слегка сжать в кулак. 1-3 – круги руками книзу; 4 – и. п.

III . Ходьба в колонне по одному с остановкой на сигнал – "Сова" – остановиться, взмахи руками через стороны вверх – вниз, с произношением "у-у".

Комплекс

«Веселые друзья».

I . Ходьба и бег в колонне по два.

II . ОРУ.

1. Фонетическая зарядка «Как лает собака».

Перед упражнением сделать глубокий вдох носом, слова произносить на длительном выдохе: «Гав – гав – гав».

«Подними руки».

И. п. – стоя парами спиной друг к другу, держаться за руки. 1,3 - поднять руки в стороны; 2,4 – опу4стить вниз, сказать: «Вниз!» 6-8 раз.

«Весы».

И. п. – стоя лицом друг к другу, пятки вместе носки врозь, держаться за руки. Поочередное приседания не опуская рук партнера. 6-8 раз.

«Пилим дрова».

И. п. - стоя парами лицом друг к другу, скрестить руки. Поворачивать туловища направо и налево, не опуская рук, произнося: «Ж – ж – ж». По 3-4 раза.

«Посмотрим на товарища».

И. п. – стоя парами спиной друг к другу, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч. Наклониться вниз, руками охватить колени, приблизить голову к ногам, посмотреть между ногами, увидеть лицо товарища. 5-8 раз.

«Ваньки – встаньки».

И. п. – лежа на спине парами, ногами друг к другу, зажимая стопами ноги товарища (нога одного ребенка между ног другого ребенка). сесть, сказать: «Сели!», вернуться в и. п. 5-6 раз.

«Друзья».

И. п. – встать в парах, вплотную спиной друг к другу, взяться за руки, ноги врозь.1-2 – плавно руки вверх, касаясь кистями рук над головой – вдох; 3-4 – руки вниз – выдох.

Попрыгунчики».

И. п. – о. с., руки на поясе, стоя друг напротив друга. Прыжки на двух ногах в чередование с ходьбой на месте.

Упражнение на восстановление дыхания.

И. п. – стоя лицом друг к другу, держаться за руки. Встать на носки, руки поднять вверх – в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, выдох через рот.

II. Ходьба в колонне по одному, взявшись за руки.

Комплекс

«Джунгли»

В джунглях есть пауки, крокодилы,

Попугаи, колибри, гориллы.

В джунглях нет ни дорог, ни пути.

Людям трудно сквозь джунгли пройти.

I . Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба «тараканчиком», «крокодилом», бег по сигналу "обезьяны" – поворот вокруг себя.

II . ОРУ.

1. «Колибри летают, над нами порхают»

И. п. – о. с., руки вниз. 1,3 – встать на носки, руки в стороны, кисти рук вверх – вдох; 2.4 – и. п. – выдох.

2. «Расшалились обезьяны, раскачали все лианы»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), руки согнуть в локтях, ладони вперед, пальцы рук широко раздвинуть – выдох; 2.4 – и. п. – вдох.

3. «Длинный удав свои кольца расправил, спрятаться нас за кустами заставил»

И. п. – о. с, руки в «замок» на затылке. 1,3 – руки вверх, ладонями наружу, потянуться – вдох; 2,4 – и. п. – выдох.

4. «Сеть плетет большой паук, зацепил ее за сук»

И. п. – о. с., руки вниз. 1,3 – руки вверх, хлопок над головой – вдох; 2,4 – наклон туловища вперед, хлопок за ногами – выдох.

5. «Ползет, не зная страха, большая черепаха»

И. п. - о. с., руки за спину. 1,3 – присесть, руки вперед, разводя колени; 2 – выпрямить ноги, наклоняясь вперед, отводя руки назад, голову прямо; 4 – и. п.

6. «Попугай не знает лени – поднимает он колени»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, оттягивая носок; 2.4 – и. п.

7. «Щелкнул пастью крокодил, чуть он нас не проглотил»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – плавно поднять правую (левую) руку вверх, левую (правую) назад, слегка прогнуться – вдох; 2.4 – и. п. выдох.

8. «Черепаха»

И. п. – о. с. 1,3 – шею вытянуть – вдох; 2,4 – поднять плечи вверх, спрятать голову – выдох.

III . Ходьба в колонне по одному с высоким поднимание колен – "попугай".

Комплекс

«Мы веселые птички».

I .

«Галки». Ходьба гимнастическим шагом.

«Вороны». Ходьба на носках, руки на поясе.

«Голуби». Ходьба на пятках, руки полочкой за спиной.

«Воробьи». Ходьба в полуприседи, руки на бедрах.

«Совы». Медленный бег с размахами рук.

«Синички». Быстрый бег на носках.

II . ОРУ

1. И. п. –о. с. 1,3 – резко опустить подбородок на грудь – выдох; 2,4 – и. п. – вдох.

2. И. п. – о. с. 1,3 – отвести локти назад со сведением лопаток – вдох; 2.4 – выдох. 3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки вверху. 1,3 – наклон вперед, руками коснуться пола – выдох; 2,4 – и. п. – вдох.

4. И. п. – о. с., руки на поясе. 1,3 – отставить ногу вперед на носок, 2 – поднять ее верх; 4- и. п. Тоже другой ногой.

5. И. п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1, 3 – поворот туловища вправо (влево), руки за спину – выдох; 2.4 – и. п.

6. И. п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1,3- сесть на пятки – выдох; 2,4 – и. п. – вдох.

7. И. п. – о. с., руки на поясе. 1,3- руки к плечам, 2 – руки вверх; 4 – и. п.

8. И. п. – о. с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте в чередование с ходьбой на месте.

III . Ходьба в колонне по одному гимнастическим шагом – "галки".

Комплекс

«Мы пришли на космодром».

I . Мы пришли на космодром.

Посмотрели мы кругом –

Видим белую ракету

Высотой с огромный дом.

Вышел из нее пилот.

Посмотрел на звездолет

И сказал: «Привет, ребята!

Вот и смена нам растет!

Вы скорее подрастайте,

Тренируйтесь, закаляйтесь.

Космонавтов наш отряд

Будет вас увидеть рад!»

Ходьба и бег по одному, с поворотом вокруг себя на 360 градусов, врассыпную - невесомость

II . ОРУ

1. «Вот огромный звездолет, он готовится в полет»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3 – руки через стороны вверх, встать на носки, пальцы рук соединить – вдох; 2.4 – и. п. – выдох.

2. «Двигатель готов к полету, начинает он работу»

И. п. – то же. 1-4 – круговые вращения рук назад – вверх – вперед – вниз. Тоже в другую сторону.

3. «Двигатель пилот прогрел, мотор захлопал, загудел»

И. п. – о. с. 1 – руки через стороны вверх, хлопок над головой – вдох; 2-3 – наклон туловища вниз, приближая голову к ногам, хлопок за ними, на выдохе произнести «у-у-у»; 4 – и. п.

4. «Сверкая, вверх летит ракета навстречу звездам и ракетам»

И. п. – о. с., руки вверх, ладони прижать друг к другу. 1,3 – присесть, колени развести в стороны, руки вперед, ладони вниз – выдох; 2- и. п. – вдох.

5. «Будем дружно подрастать, свои мышцы укреплять».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки за головой. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), руки вверх – выдох; 2,4 – и. п. – вдох.

6. «В космос точно полетим, если очень захотим»

И. п. – о. с. 1,3 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2,4 – прыжком в и. п. в чередованием с ходьбой на месте.

7. «Дует сильно свежий ветер на Земле – большой планете»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3 – встать на носки, руки вверх – вдох; 2,4 – и. п. – выдох.

III . Ходьба в колоне по одному – возвращаемся домой.

Комплекс

«На лесной поляне».

I. Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба с высоким поднимание бедра – идем по высокой траве.

II. ОРУ

И. п. – Ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3 – встать на носки, руки в стороны – вверх – вдох носом; 2,4 – и. п. – выдох с произношением «з-з-з» максимально долго.

2. «Пчелка расправляет крылышки».

И. п. – о. с., руки на поясе. 1,3 – отвести локти назад до сведения лопаток – вдох; 2,4 – и. п. – выдох.

3. «Гусеница».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вверху. 1,3 – наклон туловища вперед – выдох; 2,4 – и. п. – вдох.

4. «Жучок».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), руки за голову; 2,4 – и. п.

5. «Стрекоза».

И. п. – стоя на четвереньках (опора на кисти рук и голени). 1,3 – поворот голову вправо (влево), слегка прогнуться в спине, посмотреть назад – вправо (влево); 2,4 – и. п.

6. «Муравей».

И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. 1,3 – с силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя; 2,4 – и. п.

7. «Бабочка».

И. п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1,3 – сесть на пятки – выдох; 2,4 – и. п. – вдох.

8. «Кузнечик».

И. п. – о. с. Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой на месте.

9. «Пчелка устала»

И. п. – о. с. 1,3 – руки в стороны – вдох; 2,4 – руки вниз, плечи опустить – выдох.

III . Ходьба в колонне по одному.

Комплекс

с гимнастической палкой

«Наша Армия»

I . «Солдаты». Ходьба гимнастическим шагом с четким движением рук и ног.

«Тянем пушку». Ходьба в полуприседе, руки к плечам.

«Танки». Ходьба скользящим шагом, руки за спиной сложены полочкой.

«Моряки». Ходьба на прямых ногах, покачиваясь с боку на бок, руки на поясе.

«Конница». Бег с высоким поднимание колен.

«Автомобили». Обычный бег, руками имитируются повороты руля вправо – влево.

«Самолеты». Бег широким шагом, руки в стороны.

Ходьба с выполнением дыхательного упражнения (поднять руки в стороны – вверх – вдох, опустить – выдох).

II . ОРУ

1. Фонетическая гимнастика.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1,3 – вдох, 2.4 – на выдохе произнести громко: «Ура-а-а!».

2. «Мы штангисты».

И. п. – ноги на ширине плеч, палка внизу. 1,3 – палку на грудь; 2- с силой вверх; 4 – и. п.

3. «Гребцы».

И. п. – ноги на ширине плеч, палку держать в горизонтальном положении ближе к середине на уровне груди. 1,3 – поворот вправо (влево), имитируя греблю на байдарке ; 2,4 – и. п.

4. «Достань носки ног».

И. п. – сидя, ноги врозь, палка на бедрах. 1,3- наклон вперед, палкой коснуться носков ног - выдох; 2.4 – и. п. - вдох.

5. «Посмотри на палку».

И. п. – лежа на животе, кулаки под подбородком, палка перед собой. 1,3 – палку верх, посмотреть на нее; 2,4 – и. п.

6. «Сумей сесть».

И. п. – лежа на спине, палка на бедрах. 1,3 – палку вверх; 2 – сесть, палку махом вперед; 4 – и. п.

7. «Побежали на стадион».

И. п. – о. с., палка сзади на локтевых суставах. Бег на месте, высоко поднимая колени.

8. «Отдохнем».

И. п. – о. с., палка на полу. Медленная ходьба, разводя руки в стороны ниже пояса, ладонями вверх – вдох, руки вниз – выдох.

III . Ходьба в колонне по одному с подниманием вперед прямой ноги.

Комплекс

«Во саду ли, в огороде».

I . Ходьба и бег в колонне по одному, бег подскоками – идем собирать урожай.

II . ОРУ.

1. «Вправо, влево посмотрите! Дружно овощи ищите!»

И. п. – о. с., руки вниз. 1,3 – поворот головы вправо (влево); 2,4 – и. п.

2. «Яблоньки тянутся к солнышку»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3 – руки через стороны вверх, встать на носки; 2,4 – и. п.

3. «Отпугиваем птиц»

И. п. – то же. 1 - руки в стороны; 2-3 – руки вниз, сделать три хлопка по бедрам, сказать: «хлоп, хлоп, хлоп».

4. «На грядках овощи растут. Мы видим их и там и тут»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – поворот туловища вправо (влево), руки за спину – выдох; 2,4 – и. п. – вдох.

5. «Собираем овощи в корзину»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки полукругом перед собой. Пальцы рук касаются друг друга, локти приподняты. 1,3 – наклон туловища вперед, руками коснуться пальцев ног; 2,4 – и. п.

6. «Мы присядем возле грядки. Все у нас всегда в порядке!»

И. п. – о. с., руки вниз. 1, 3 – присесть, разведя колени в стороны, отрывая пятки от пола, руки за голову; 2,4 – и. п.

7. «Ай - ай, мы собрали урожай!»

И. п. – о. с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой на месте. 2 раза

8. «Устали!»

И. п. – о. с. 1,3 – руки вверх – вдох; 2,4 – руки вниз, туловище слегка наклонить вперед – выдох с произношением "ух".

III . Ходьба в колонне по одному – несем урожай домой.

Комплекс

«Осенью в парке»

Инвентарь: кленовые (или другие листья) листья из расчета по 2 шт. на каждого ребенка.

I . В парке клены и дубы

Сбросили наряды.

А осины и березы

Мерзнут у ограды.

Грустный ясен машет липе

Длинными ветвями…

По земле шагает осень

Быстрыми шагами.

Ходьба и бег в колонне по одному, врассыпную, с кружением вокруг себя.

II . ОРУ.

1. «Помашем листочками»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки с листочками внизу. 1,3 – поднять правую руку с листочком вверх, левую руку отвести до отказа назад; 2,4 - поднять левую руку с листочком вверх, правую руку отвести до отказа назад.

2. «Деревья наклоняются, листочки качаются»

И. п. – ноги на ширине плеч, листочки внизу. 1,3 – листочки вверх, посмотреть на них - вдох; 2 – наклон туловища вправо (влево), листочки вверху - выдох; 4 – и. п.

3. «Ветер подул, листочки полетели»

И. п. – ноги на ширине плеч, листочки внизу. 1,3 – поворот туловища вправо (влево), листочки в стороны; 2,4 – и. п.

4. «Листочки опадают, ковром из листьев землю накрывают»

И. п. – ноги на ширине плеч, листочки вверху. 1,3 наклон туловища вперед, листочки положить (взять) – выдох; 2 – и. п., руки за голову, хорошо прогнуться – вдох; 4 – и. п.

5. «Листопад, листопад, листья по ветру летят»

И. п. – о. с., листочки внизу. 1,3 – листочки вверх, правую (левую) ногу назад на носок – вдох; 2,4 – и. п. – выдох.

6. «Мы тихонько приседаем и листочки собираем»

И. п. – о. с., листочки внизу. 1,3 – присесть, колени в стороны, листочки вперед – выдох; 2,4 – и. п. – вдох.

7. «Прыгаем на двух ногах мы с листочками в руках»

И. п. – о. с., листочки внизу. Прыжки на двух ногах в чередование с ходьбой на месте.

8. «Осенью пахнет увядшей травой, опавшими листьями, стылой водой»

И. п. – ноги на ширине плеч, листочки внизу. 1,3 – встать на носки, листочки через стороны вверх – вдох; 2,4 – и. п. – выдох.

III . Ходьба в колонне, врассыпную.

Комплекс

«Прилетели птицы»

I. Ходьба и бег в колонне по одному, врассыпную, с остановкой на сигнал – «Буря».

II. ОРУ

1. Фонетическая зарядка «Звуки леса».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3 – встать на носки, руки вверх через стороны – вдох носом; 2,4 - и. п. – выдох, на первом выдохе как можно больше сказать «ку-ку» - кукует кукушка, на втором «тук-тук» - дятел стучит клювом по дереву. 4 раза.

2. «Проба крыла»

И. п. – о. с., руки внизу. Раскачивать руками вперед – назад, после нескольких движений вернуться в и. п. 5 раз.

3. «Повороты в стороны».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3 – поворот туловища вправо (влево), руки в стороны, сказать: вправо (влево); 2,4 – и. п. 6 раз.

4. «Чистим ножки».

И. п. – то же. 1,3 – наклон туловища вперед, руки отвести назад; 2,4 – и. п. 6 раз.

5. «Разминаем ножки».

И. п. – о. с., руки внизу. 1,3 – присесть, руки вперед, сказать: сели; 2,4 – и. п. 7 раз.

6. «Размах крыльев».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – скрестить руки перед собой, сказать «ж-ж-ж»; 2,4 – и. п. 6 раз.

7. «Прыжки».

И. п. – о. с. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой на месте. 2 раза.

8. «Тянемся к весеннему солнышку».

И. п. – о. с. 1,3 – руки вверх, встать на носки – вдох; 2,4 – и. п. – выдох.

III. Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием колен – важные птицы.

Комплекс

«Цапли».

I . Ходьба в колонне по одному, со взмахами рук – «крыльев», бег врассыпную с остановкой «Отдых» - присесть на корточки – птицы отдыхают.

II . ОРУ

1. Фонематическая зарядка «Далеко – далеко». (Куда, птицы, летите? «Далеко-о-о-о!» Как, птицы, летите? «Высоко-о-о-о!») Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длительном выдохе.

2. «Цапля машет крыльями».

И. п. – пятки вместе, носки врозь, руки внизу. 1,3 руки вверх; 2,4 – и. п.

3. «Цапля достает лягушку из болота».

И. п. – ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая внизу. 1,3 – наклон туловища вперед, правой (левой) рукой коснуться носка левой (правой) ноги, колени не сгибать; 2,4 – и. п., смена рук.

4. «Цапля стоит на одной ноге».

И. п. – о. с, руки на поясе. 1,3 – развести руки в стороны, поднять правую (левую) ногу; 2,4 – и. п.

5. «Цапля глотает лягушку».

И. п. – сидя на пятках, руки внизу. 1,3 – поднять руки вверх, хлопнуть над головой, одновременной приподняться на коленях; 2,4 – и. п.

6. «Цапля стоит в камышах».

И. п. – о. с., руки на поясе. 1,3 – наклон туловища вправо (влево); 2,4 – и. п.

7. «Цапля прыгает».

И. п.–пр. (лев.) нога вперед, руки на поясе. Прыжком смена ног в чередование с ходьбой на месте.

8. Упражнение на восстановления дыхания «Цапля расправляет крылья».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки ладонями прижаты к груди. 1,3 – руки в стороны – глубокий вдох; 2,4 – и. п. – выдох.

III . Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием бедра и взмахами «крыльев» - рук.

Комплекс

«Веселый пешеход»

I . Ходьба и бег в колонне по одному, с остановкой на сигнал «Красный».

II . ОРУ.

1. «Машины по дороге бегут назад, вперед».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1-3 – руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые движения одной руки вокруг другой, произнести «р-р-р»; 4- и. п.

2. «Вот через дорогу «зебра» - переход».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3 – наклон туловища вперед, правую (левую) руку вперед, левую (правую) в сторону; 2,4 – и. п.

3. «На светофор внимательно гляди».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – руки за голову, локти в стороны, подняться на носки – вдох; 2.4 – и. п. – выдох.

4. «Знайте, дети, красный свет означает – хода нет!»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – «Стоп, движение!» 1,3 – поворот туловища вправо (влево), руки на поясе – «Путь открыт!»; 2,4 – и. п.

5. «Желтый – осторожен будь! На зеленый – смело в путь!»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1,3 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, носок вниз; 2,4 – и. п.

6. «Шагай смелее, пешеход! Стал свободный переход!»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Шагать высоко поднимая колени. Положение рук меняя (руки внизу, за головой, на поясе и т. д.)

7. « Буду правила движенья выполнять без возраженья».

И. п. – о. с., руки на поясе. Подскоки на месте в чередование с ходьбой.

8. «Сигнал».

И. п. – о. с. 1,3 – вдох носом; 2,4 – указательный палец к носу – выдох с произношением « пи-и-и-и!».

III . Ходьба в колонне по одному.

Комплекс

«Стройка»

I . Упражнения в ходьбе и беге.

«Строители идут на работу». Ходьба в колонне по одному

«Едут на автобусах». Бег в колонне по одному.

«Работает подъемный кран». Ходьба на носках, руки в стороны.

«Едет самосвал».

Перестроение в две колонны.

II . ОРУ «Загадки»

1. Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

Дети: Маляр.

И. п. – о. с., руки вдоль туловища. 1,3 – руки вверх; 2,4 – и. п. 5-6 раз

2. Я бываю выше дома

И легко одной рукой

Поднимаю груз огромный.

Кто, скажи, я такой?

Дети: Подъемный кран.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – поворот туловища вправо (влево); 2,4 – и. п. 5-6 раз

3. Начинает он капать,

Заменяет сто лопат.

Дети: Экскаватор.

И. п. – ноги шире плеч, руки в «замок». 1,3 – наклон туловища вперед, руками имитировать движения ковша; 2,4 – и. п. 5-6 раз

4. Его приходу

Каждый рад,

Когда на кухне

Дети: Водопроводчик.

И. п. – о. с., руки на поясе. 1,3 – полный присед, руками коснуться пола; 2,4 – и. п. 5-6 раз

5. Летят опилки белые, летят из-под пилы.

Кто же это делает – окна и полы?

Дети: Плотник.

И. п. – сидя на полу в парах, упор стопами, взявшись за руки. Перетягивания друг друга поочередно на себя. 10-12 раз

6. Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом:

Прогулялся валко, шатко –

Ровной сделалась площадка.

Дети: Бульдозер.

И. п. – лежа на спине, руки вверху. 1,3 –поворот тела на живот вправо (влево); 2,4 – и. п. 5-6 раз

7. Целый день тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат.

Строим дом для ребят.

Дети: Плотник.

«Забиваем гвоздики»

И. п. – о. с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах вокруг себя вправо и влево в чередование с ходьбой на месте.

8. Фонетическая зарядка. И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1,3 – вдох носом; 2,4 – на глубоком выдохе произносим слово «До-о-о-ом».

III . Ходьба в колонне по одному – строители идут с работы.

Комплекс

«Мы веселые птички»

I . Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе, бег врассыпную со взмахами рук – «крыльев».

II. ОРУ

1. И. п. – о. с. 1,3 – резко опустить подбородок на грудь – выдох; 2,4 – и. п. – вдох. 6 раз.

2. И. п. – о. с. 1,3 – отвести локти назад со сведением лопаток – вдох; 2.4 – выдох. 8 раз.

3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки вверху. 1,3 – наклон вперед, руками коснуться пола – выдох; 2,4 – и. п. – вдох. 6 раз.

4. И. п. – о. с., руки на поясе. 1,3 – отставить ногу вперед на носок, 2 – поднять ее верх; 4- и. п. Тоже другой ногой. По 3-4 раза.

5. ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1, 3 – поворот туловища вправо (влево), руки за спину – выдох; 2.4 – и. п. 6 раз.

6. И. п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1,3- сесть на пятки – выдох; 2,4 – и. п. – вдох. 6-8 раз.

7. И. п. – о. с., руки на поясе. 1,3- руки к плечам, 2 – руки вверх; 4 – и. п. 3-4 раза.

8. И. п. – о. с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах на месте в чередование с ходьбой на месте. 2 раза.

9. И. п. – о. с. 1 – руки вверх; 2-3 – опускаем руки вниз в три приема и три выдоха.

III . Ходьба в колонне по одному

Комплекс

«Скоро в школу»

I . Ходьба и бег в колонне по одному, по звонку – врассыпную – «перемена».

II . ОРУ

Тетрадки и резинки,

Учебники, машинку,

Дневник, пена, линейку

Сложили мы в портфель.

И ждем мы с нетерпеньем,

С тревогой и волнением,

Когда же он наступит,

Наш первый школьный день.

Войдем с цветами в школу мы

Под трель звонка веселого.

И жизнь начнется новая,

Мы – школьники теперь!

1. «Когда же в школу мы идем?»

И. п. – о. с. 1,3- поднять плечи вверх, руки в стороны – вниз; 2,4 – и. п.

2. «Открывай нам, школа, дверь, мы ведь школьники теперь!»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, локти в стороны. 1,3 – свети локти перед грудью – выдох; 2,4 – локти в стороны до сведения лопаток – вдох. Локти держать на уровне плеч.

3. «Здравствуй, школа»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки согнуть в локтях, ладони к груди. 1,3- поворот туловища вправо (влево), руки в стороны, ладони вверх; 2,4 – и. п.

4. «У нас тяжелые портфели, их поднимаем еле-еле»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3- наклон туловища вперед, коснуться руками земли, ноги прямые – выдох; 2,4 – и. п.

5. «Долго мы сидеть не можем и стоять не можем тоже!»

И. п. – о. с., руки на поясе. 1- правую (левую) ногу вперед на носок; 2 – в сторону; 3 – назад; 4 – и. п.

6. «К доске я смело выхожу, и буквы мелом я пишу»

И. п. – о. с. 1,3 – правую (левую) руку и правую (левую) ногу вперед; 2.4 – и. п.

7. «На переменках веселимся, играем, прыгаем, резвимся»

И. п. – о. с., руки на поясе. Четыре прыжка на правой ноге в сторону, четыре прыжка на левой ноге в другую сторону в чередование с ходьбой на месте.

III . Ходьба в колонне по одному, врассыпную – дети идут домой.

Комплекс

«Как у нас в квартире».

Погуляем мы с тобой,

А потом пришли домой.

Дверь нам бабушка открыла,

Мы с тобой вошли в квартиру.

О квартире мы расскажем,

Что в квартире есть – покажем.

I . Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба в полуприседе – на стульчиках,

II. ОРУ.

1. «У нас квартира большая – пребольшая».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вниз. 1,3 – руки в стороны, сказать: «Вот такая»; 2,4- и. п.

2. «Большой шкаф».

И. п. – то же. 1,3 – руки через стороны вверх; 2,4 – и. п.

3. «Круглый стол».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спину. 1,3 – наклон туловища вперед, руки полукругом перед собой, пальцы рук соединить; 2,4 – и. п.

4. «Над столом часы тик – так.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки за голову. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), сказать «тик» («так»); 2,4 – и. п.

5. « Присядем на стулья».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1,3 – присесть, руки вперед, сказать: «Сели»; 2,4 – и. п.

6. «Кресло – кровать».

И. п. – сидя на полу. 1,3 – лечь – кровать; 2,4 – сесть – кресло.

7. «В квартире пляшем и поем, свою мы мебель бережем».

И. п. – о. с. Прыжки на двух ногах врассыпную в чередование с ходьбой на месте.

8. «Пыль на мебели».

И. п – о. с. 1,3 – вдох; 2,4 – выдох – имитация сдувания пыли.

III . Ходьба в колонне по одному, врассыпную – ходим по квартире.

Комплекс

«У медведя во бору».

I . Ходьба и бег в колонне по одному, «змейкой» - по лесу бежим.

II. ОРУ.

1. Мишка спит в своей берлоге, толстопятый, мохноногий.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 – руки по швам; 2,4 – и. п.

2. Ёжик спит под старой елкой, во все стороны иголки.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, кисть в кулак. 1,3 - руки вверх, пальцы врозь, посмотреть на них; 2,4 – и. п.

3. Посмотрите ниже, ниже, чей там хвост мелькает рыжий.

И. п. – ноги шире плеч, руки внизу. 1,3 – наклон туловища вперед, руки в стороны – назад, ноги прямые; 2,4 – и. п.

4. Вот идет, качаясь, волк – он зубами щелк да щелк.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки за голову. 1,3 – наклон туловища вправо (влево), сказать «щелк»; 2,4 – и. п.

5. Зайчик под кустом сидит, он от страха весь дрожит.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1,3 – присесть, руки к голове, показать «ушки»; 2,4 – и. п.

6. Лежебока мишка.

И. п. – лежа на спине. 1,3 – перевернуться на живот в право (влево); 2,4 – вернуться в и. п.

7. Между сосен олени промелькнули как тени.

И. п. – о. с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с высоким подниманием бедра в чередование с ходьбой на месте.

8. Ёжик дышит.

И. п. – о. с. Имитация дыхания ёжика.

III . Ходьба в колонне по одному, на пятках – ёжики, на внешней стороне стопы – медвежата.

Комплекс

«Строители».

I . Ходьба и бег в колонне по одному.

«Строители идут на работу». Обычная ходьба.

«Работает подъемный кран». Ходьба на носках, руки вверх.

«Едет самосвал». Бег на носках, руками показать движения руля.

«Экскаватор работает ковшом». Прыжки вверх из глубокого приседа с продвижением вперед.

II. ОРУ.

1. «Поднимаем кирпичи».

И. п.- ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1- вдох; 2- выдох – наклониться вперед, пальцы сжать в кулаках (Ух!); 3- вдох; 4- и. п.

2. «Кладем раствор».

И. п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1- вдох; 2 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперед («Раз!»); 3- и. п.

3. «Белим потолок».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох, опустить правую руку; 3 – вдох – поднять вверх-назад левую руку; 4 – и. п.

4. «Наклеиваем обои».

И. п.- о. с., руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 – вдох; 2 – выдох, подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – и. п.

5. «Красим пол».

И. п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1- вдох; 2 – выдох – слегка наклониться вперед, руки вытянуть вперед, пальцы врозь («Жик!»); 3 – вдох; 4 – выдох – и. п.

6. «Ищем кисточку».

И. п. – стоя на четвереньках. 1-2 – перебирая руками вправо (влево), посмотреть за стопами; 3 – 4 – вернуться в и. п.

7. Поднимаемся по ступенькам».

И. п. – о. с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередование с ходьбой на месте.

8. «Стук молотка».

И. п. – о. с. 1,3 – вдох; 2,4 – выдох, с произношением - «Тук!».

III. Ходьба в колонне по одному - идем с работы: «отработали» - голову высоко поднять, плечи расправить; «Устали» - руки и плечи опустить, туловище наклонить вперед, голову опустить.

Список литературы

1. . Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005.

2. , . Интегрированные физкультурно–речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000.

3. . «Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет». Младшая и средняя группы. Методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

4. . «Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет». Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

5. . Физическая культура в детском саду. -3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986.

6. , . Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. институтов по спец. № 000 «Дошк. педагогика и психология (дошк.)». – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение 1985.

7. . Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособия для воспитателя подготовительной к школе группы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

8. , . Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебн. пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: «Просвещение», 1972.

9. . Утренняя гимнастика для детей 2 – 7 лет.

Почему зарядка так называется? Потому что она заряжает нас энергией, дает нам силу для всех наших свершений.

Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим настроением. Известно, что интенсивные нагрузки спросонья не полезны для сердца, а вот разбудить мышцы никогда не помешает. Комплекс утренней зарядки для детей состоит из двух частей — одну из них нужно делать прямо в кровати. Если времени ни на что больше нет, после нее можно сразу перейти к водным процедурам.

Упражнения в кровати

◈ Потянулись во все стороны — руки за голову и вверх, ноги максимально вытянуть к противоположной спинке кровати, живот втянуть и хорошо зевнуть.

◈ Проверим, как работают пальчики: энергично сжимаем и разжимаем кулачки. А теперь каждым пальчиком как бы легонько щелкаем кого-то по носу.

◈ Проверим пальчики на ногах. Сжимаем, разжимаем. Вращаем стопой вправо, влево, на себя, от себя.

◈ А сейчас — коленки. Подняли ноги, согнули в коленках, разогнули — пятки смотрят в потолок. Как будто шагаем. Расслабились, бросив ноги на кровать. Еще пару раз с самого начала.

◈ Быстро-быстро поморгали глазами; надули щечки и медленно сдули. Проверили язычком наличие зубов. Легонько потерли и подергали уши — все на месте и не отваливается. Чудесно! Можно вставать!

Упражнения стоя

◈ Потянулись вверх, к солнышку: встали на носочки, руки вверх — вдох, опустили руки, расслабились — выдох. Повторили несколько раз.

◈ Опустили голову на грудь и неспешно перекатываем ее с правого плеча на левое. Повторили 7-8 раз.

◈ Голова прямо — вдох, поворачиваем голову влево — выдох. Вернуться в исходное положение. Вдох — и на выдохе голова поворачивается вправо. Повторить 7-8 раз.

◈ Поднимаем плечи к ушам. 4 раза одновременно, потом 4 раза по очереди то правое плечо, то левое. Еще раз с самого начала. И еще раз!

◈ Руки на плечи: локти описывают круг. Повторить 7-8 раз. Теперь то же самое, но круги пишем в другую сторону.

◈ Руки на поясе: наклоны вправо и влево. Словно маятник, который просыпается, — амплитуда наклонов увеличивается постепенно.

◈ Несколько наклонов вперед. Медленно, не спеша. Просыпается и растягивается позвоночник.

◈ Приседания. Повторить 7-8 раз. Можно еще 7-8 раз. Великолепно!

Думаю, излишне будет напоминать, что зарядку нужно делать вместе с ребенком. Собственный пример — единственное, что может научить ребенка без криков и насилия любить утреннюю зарядку.

Развитие детского организма чрезвычайно важно и требует определенных знаний, потому так важно понимать азы того, что может помочь малышу вырасти здоровым. Физическая активность является непременной составляющей нормальной жизнедеятельности ребенка с момента, когда он полностью осваивает навык самостоятельного хождения. С каждым годом норма активности ребенка возрастает и к 4-6 годам уже недостаточно просто игр на свежем воздухе и дома, нужно проводить с детьми зарядку.


Особенности

Физические упражнения для детей разного возраста несут в себе различную направленность. Если малыши в 2-3 года больше склонны к игровым формам проведения зарядки, то в 4 года уровень самостоятельности существенно повышается, что делает возможным введение элементов гимнастики и ОФП. Зарядка для детей 5-6 лет имеет большое значение, так как помогает малышу подготовить организм к предстоящему дню, который в этом возрасте предельно насыщен разнообразными событиями.

Занятия с ребенком в этом возрасте имеет колоссальное значение, ведь утренняя гимнастика помогает не только пробудить тело, но и правильно развивать его, предотвращая появление нарушений. При помощи специализированных упражнений для детей 4-6 лет можно воздействовать на работу дыхательной системы, правильно развивая ее. Кроме того, очевидный эффект будет заметен и в работе сердечно-сосудистой системы.

Чтобы обеспечить ребенка всеми необходимыми навыками, важно ежедневно проводить утреннюю зарядку и по возможности нагружать дошкольника дополнительными физическими упражнениями.

Гимнастические упражнения в этом возрасте направлены на развитие координационных возможностей, работу над ловкостью и скоростью реакции, что особенно важно для мальчиков. Девочкам, прежде всего, нужно сделать упор на растяжку, проводя для этого комплексы стретчинга и выбирая подходящие упражнения для этого. Если позволяют возможности, лучше приобрести весь необходимый спортивный инвентарь, который поможет как ребенку, так и улучшит здоровье всех членов семьи.

Прыжки на батуте станут любимым развлечением ребенка. С их помощью можно также разучивать несложные, но нужные и полезные упражнения. Поскольку дети в 4-6 лет еще недостаточно развиты физически, давать им силовые упражнения не рекомендуется, оптимальным возрастом будет младший и средний школьный возраст.

Уроки с малышом уже могут быть спортивными, однако, не стоит забывать, что перед вами все еще ребенок, и ему необходимо чередование нагрузки и отдыха, упражнений и подвижных игр. Веселая музыка и интересный выбор деятельности порадуют малыша и сделают тренировки непринужденными, интересными и полезными.


Правила проведения

Чтобы дети от 4 до 6 лет с удовольствием и пользой для здоровья занимались утренней зарядкой, важно правильно построить сам процесс.

  • Необходимо следить за ритмом и темпом тренировки, чтобы он был посильным для малыша. От большой скорости он быстро устанет и потеряет желание заниматься, от слишком медленной заскучает и также не будет желать продолжать.
  • Нужны регулярные тренировки, которые приучат малыша к дисциплине. В этом возрасте количество уроков может достигать 4 или 5 занятий в неделю. В случае болезни или недомогания не нужно проводить дополнительные физические упражнения, они лишь ухудшат состояние ребенка.
  • Для проведения тренировки комната должна быть полностью подготовлена, и это означает не только наличие инвентаря и музыкального сопровождения, важнее всего чистый воздух, потому первым делом нужно проветрить помещение.
  • В процессе тренировки важно успеть проработать все основные группы мышц. Стоит начинать с более простых упражнений и оценивать качество выполнения их ребенком. При хорошем освоении можно переходить к более сложным элементам, а в случае трудностей стоит выбрать аналогичный вариант, который больше подойдет ребенку.
  • Необходимо следить за длительностью тренировки. Для маленьких детей от 3 лет не стоит затягивать зарядку более 10 минут, а в 4-5 лет можно продлить ее до 15 минут, по достижению 6 лет для ребенка будет нетрудно выдержать ежедневный курс в 20 минут.



Комплекс зарядки должен состоять из разминки, основных упражнений и заминки. При занятиях спортом и проведении оздоровительной физкультуры именно разминка играет основополагающую роль. Если не разогреть организм и не подготовить его к работе, то вероятность получения травмы возрастает в несколько раз. Кроме того, эффективность тренировки значительно снижается, ведь вместо продуктивной работы ребенок какое-то время входит в рабочий процесс и не может полноценно справиться с задачей.

Партерная гимнастика для этого возрастного периода является неотъемлемой частью, так как после подвижных игр и активных упражнений ребенку нужно передохнуть и провести комплекс более спокойных мероприятий, направленных на работу других мышц. Поскольку дети в это время готовятся к школьному возрасту, то стоит заложить основы осанки, чтобы в будущем с этим не было проблем, поэтому упражнения для укрепления спины станут одними из основных для шестилеток.



Если есть какие-либо отклонения или рекомендации врачей или педиатра, то вместо обычной зарядки стоит использовать ЛФК, где комплекс разрабатывается с учетом конкретной проблемы и направлен на ее решение. Если у ребенка есть проблемы со спиной, то стоит добавить в комплекс упражнения на кольцах, которые помогут избавиться от конкретной патологии. При косолапости рекомендуется использовать комплекс тренировок с предметами: гимнастическая палка, обруч, специализированные коврики.

При подборе упражнений нужно удостовериться, что избранный комплекс не навредит ребенку, а при регулярном проведении поможет справиться с имеющимися проблемами. Крайне важно консультироваться по всем вопросам с опытными тренерами, реабилитологами и врачами, чтобы ребенок получил то, в чем нуждается.


Комплекс упражнений

Чтобы зарядка с ребенком принесла удовольствие и пользу, она должна быть правильно составлена. В разминку можно включить такие упражнения.

  • «Утиный шаг» , когда ноги ребенка должны быть согнуты в коленях, а руки можно положить на пояс или опереться о колени. В маленьком помещении можно пройти так в оба конца комнаты, а в большом только в одну сторону.
  • Одновременное передвижение на руках и ногах. Для проведения упражнения нужно опереться на руки и ноги, подняв при этом таз вверх. Сформировав телом подобие горы, нужно двигаться с ребенком так, чтобы руки начинали движение, а ноги завершали, а потом вернуться назад, когда ноги будут идти первыми, а руки догонять.
  • «Паучок» - упражнение, когда малыш опирается о пол руками и ногами, таз при этом направлен к полу, но не касается его, необходимо продвигаться в таком положении вперед и назад, в качестве усложнения можно использовать мяч для более старших детей.


Как только разминка была окончена, можно перейти к основному комплексу упражнений, который должен включать определенный набор упражнений, повторяющихся ежедневно. Для детей данного возраста это могут быть такие упражнения.

  • Вращательные движения тазом в стороны, вперед-назад, описание полукруга и полного круга.
  • «Кошечка», одно из любимых упражнений детей данного возраста, заключается в прогибе спины и поднятии головы, когда кошка добрая, и выгибании спины в горб и опускании головы, когда кошка злая. 4-8 раз для данного упражнения будет достаточно.
  • «Столик» , заключается в удерживании равновесия, когда из основного положения (руки ровные, а ноги согнутые в коленях на полу) нужно одновременно поднять разноименные конечности (левая рука и правая нога и наоборот). Нужно продержаться в таком положении около 3 секунд.
  • «Уголок» , где нужно создать из корпуса и ног угол, для чего необходимо из основного положения (руки позади корпуса на полу, ноги ровные, подняты под углом в 45 градусов) поднимать руки к ногам, создавая нужное положение корпуса. Задача - удержание баланса в таком положении до нескольких секунд и возвращение в исходную позицию.
  • Все упражнения должны развивать какую-то группу мышц ребенка. Составляя комплекс, важно сделать акцент на противоположности, чтобы после работы одной группы мышц задействовалась другая, а ребенок мог отдохнуть для продолжения зарядки в активном состоянии.

    В следующем видео вас ждут 6 вариантов утренней зарядки для детей 4-5 лет от "Школы раннего развития".

В дошкольном и начальном школьном возрасте для детей главное – это неинтенсивная нагрузка на большие мышцы тела и формирование правильной осанки. Для этих целей и проводятся занятия.

Комплекс №1

«По верёвочной лестнице»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём правой руки. Затем поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём левой руки. Повторить 6–8 раз.

«Качка»

Cтоя, ноги широко расставлены, руки на поясе. Перенести вес тела на правую ногу, согнутую в колене, левую ногу поставить на носок. Вернуться в исходное положение. Перенести вес тела на левую ногу, согнутую в колене, правую ногу поставить на носок. Вернуться в исходное положение. Повторить по 3–5 раз в каждую сторону.

«Рыбка»

Лёжа на животе, прямые руки вытянуты вперёд. Одновременно поднять прямые руки и ноги, потянуться вверх. Вернуться в исходное положение. Повторить 4–6 раз.

«Палуба – трюм»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Присесть на носках, прямая, колени в стороны, руки вперёд (взрослые и дети произносят: «Трюм»). Вернуться в исходное положение (взрослый произносит: «Палуба»). Повторить 6–8 раз.

«Маяк»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Прыжком расставить ноги в стороны, одновременно сделать хлопок руками над головой. Повторить 6–8 раз.

Комплекс №2 (с гимнастической палкой)

«Палка вверху»

Стоя, ноги на ширине плеч, в руках (держать её хватом ближе к концам) опущена вниз. Прямыми руками поднять палку вверх. Опустить палку на плечи за головой, поднять палку над головой, затем вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз.

«Наклоны вперёд»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки с палкой опущены. Наклон вперёд, палку держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз.

«Повороты»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки с палкой впереди. Поворот в правую сторону, палку не опускать, сказать: «Вправо». Вернуться в исходное положение. То же сделать в левую сторону, сказать: «Влево». Вернуться в исходное положение. Повторить по 3–5 раз в каждую сторону.

«Перешагивание»

Стоя, ноги параллельно, руки с палкой внизу. Держа палку как можно ближе к концам, перешагнуть через неё (не выпуская её из рук) правой ногой, голову не опускать. Вернуться в исходное положение. Держа палку как можно ближе к концам, перешагнуть через неё (не выпуская её из рук) левой ногой, голову не опускать. Вернуться в исходное положение. Повторить 3–5 раз каждой ногой.

«Перепрыгивание»

Стоя, ноги параллельны, руки на поясе, гимнастическая палка на полу. Выполнить 10–15 прыжков на двух ногах через палку (прыгнуть вперёд, развернуться, вновь прыгнуть вперёд). Повторить 3 раза.

Комплекс №3

«Сосна»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуться, сделать вдох. Плавно опустить руки вниз, выдох. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз.

«Ветер»

Стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, хлопок над головой, вдох. Наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. Вернуться в исходное положение. Повторить 4–6 раз.

«Горка»

Лёжа на полу, руки в стороны, ноги выпрямлены. Скользя ступнями ног по полу, подтянуть их к . Вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз.

«Маятник»

Стоя, ноги шире плеч, руки опущены. Поднять руки в стороны – вдох, наклон, не сгибая коленей. Опущенными прямыми руками одновременно выполнять движения вперёд-назад. Повторить 6–8 раз.

«Качалка»

Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела. Обхватить руками колени, голову наклонить. Сделать несколько перекатов на спине вперёд-назад. Вернуться в исходное положение.

«На одной ножке»

Стоя, ноги параллельны, руки на поясе. Сделать 5–6 подскоков на правой ноге, а затем 5–6 подскоков на левой ноге.

Комплекс №4 (со скакалкой)

«Высоко»

Стоя, ноги на ширине плеч, скакалка , сложенная вчетверо, впереди в опущенных руках. Поднять прямые руки вперёд, затем вверх, подняться на носки, прогнуться, посмотреть на скакалку. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–7 раз в медленном темпе.

«Микрофон»

Стоя, ноги на ширине плеч, сложенная вдвое скакалка на шее, держать скакалку за ручки. Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение влево, вернуться в исходное положение. Повторить 4–6 раз в каждую сторону.

«Лошадки»

Ступня правой ноги впереди на середине скакалки, ручки натянутой скакалки в согнутых руках. Поднять руки вверх, правую ногу согнуть в колене – вверх. Вернуться в исходное положение. Выполнить аналогичное движение с другой ногой. Повторить по 4–6 раз с каждой ногой.

«Качели»

Сидя, ноги впереди, скакалку, сложенную вдвое, зацепить за ступни и натянуть. Выполнять наклоны назад, ноги прямые, покачаться, стараясь удержать . Повторить 3–5 раз.

«Приседание»

Стоя прямо, скакалка, сложенная вдвое, в руках. Скакалку вверх за плечи, вдох. Присесть с прямой спиной, скакалку вперёд, выдох. Встать, скакалку за плечи, вдох. Вернуться в исходное положение выдох. Повторить 6–10 раз в медленном темпе.

«Через скакалку»

Стоя прямо, скакалку держать сзади за концы. Прыжки на двух ногах на месте через вращающуюся скакалку. Выполнить 2 раза по 30 прыжков.