Школа отечественных боевых искусств. Исторические аспекты развития рукопашного боя в россии

Аннотация. Статья содержит анализ исторических этапов развития боевых систем от древней Месопотамии до сегодняшнего дня. Представлены различные виды рукопашного боя древней Руси, а так же современные виды единоборств использующихся для физической подготовки сотрудников полицейских подразделений зарубежных стран и России.
Ключевые слова: боевые системы, система подготовки, история развития.

Боевые приемы борьбы знали и использовали еще в Древней Месопатамии. Восток так же по праву считается колыбелью боевых искусств. Рукопашный бой был необходим для подготовки воина, так как повышал его шансы выжить в постоянных стычках подразделений, целых армий, поединков «один на один». Хороший воин пользовался успехом при дворе. Начиная с 6 в. до н. э. профессиональные навыки боевых приемов борьбы пользовались спросом на опасных торговых маршрутах - в Китае, Индии, на Ближнем Востоке.

Существует четыре основных теории появления боевых искусств. Первая теория отдает ведущее значение религиозным обрядам, связанным с поклонением различным божествам, вторая рассматривает природное стремление человека к реализации двигательной активности, третья дает философское определение зарождения всех боевых систем, четвертая теория связана с необходимостью защищать свое имущество, свою жизнь и жизнь близких людей от вооруженных посягательств, чаще всего не имея возможности применить оружие.

В древней Индии во второй половине первого тысячелетия н.э. так же развивались боевые приемы борьбы на фоне постоянных конфликтов между государствами - княжествами. С установлением постоянных торговых маршрутов между Индией и Китаем происходил обмен методами, принципами, техникой рукопашного боя, применяемыми в армиях Востока, тем самым, положив основу развития рукопашного боя в первом тысячелетии н.э.

Развитие боевых приемов борьбы происходило и на Западе в армиях древних средиземноморских государств. В древней Греции и Риме в 9 в до н. э. широко пропагандировался панкратион - комплексный вид борьбы, включающий в себя броски и удары. Свидетельством тому выступают дошедшие до наших дней фрагменты ваз, на которых изображены состязания борцов под руководством судей, часто изображались схватки против диких зверей. Одни из самых популярных изображений были те на которых запечатлены борющиеся подростки. Побежденным считался тот, кто касался земли любой частью тела. В древней Греции детская борьба была развита на высоком уровне, существует масса исторических документов в которых отражена работа специальных школ - палестры, в которых юные греки обучались искусству борьбы. В 708 году до н. э. борцовские состязания были включены в программу Эллинских Олимпийских игр, как пятая дисциплина пентатлона. В программу Олимпийских игр в 648 году до н. э. вошел кулачный бой - панкратион. В числе авторов описывающих античную борьбу были Пиндар, Лукин, Хелиадор, Эмир, Филострат, Плутарх, Платон, Гомер. Борьба в то время была причислена к основным видам искусства. В первых соревнованиях спортсмены не делились на весовые категории, но уже существовали весовые категории. По окончании палестр молодые мужчины продолжали свое спортивное совершенствование у выдающихся борцов своего времени, являющимися олимпийскими чемпионами и участниками Олимпийских игр.

Интересным является исторический факт, связанный с появлением всемирно известного имени Платон, родители назвали его Аристоклом. В переводе с греческого Платон - «широкий», данное прозвище ему дал борец Аристон, который обучал его борьбе. В последствии Платон выступал на Истмийских играх, где многократно доказывал свое физическое превосходство над своими оппонентами. Своими знаниями в спортивной практике славился и Пифагор, его советы по диете помогли атлету Евримену стать победителем Олимпийских игр, надо признать, что Евримен не обладал выдающимися ростовыми показателями по сравнению со своими соперниками.

Наследие Древний Греции и в том числе методика подготовки бойцов по системе панкратион перешла в Древний Рим. Из Рима эта система перешла к «варварским» германским и галльским племенам. Бросковая техника в панкратионе применялись редко, основной была ударная техника. В Древнем Риме панкратион развивался в гладиаторской среде. Римские плебеи и патриции предпочитали заниматься борьбой позже известной нам как «Греко-римская». В отличие от панкратиона в этом виде борьбы запрещалось наносить удары. Постепенно, вследствие военных походов и расширения римской империи оба вида борьбы распространились по Европе, достигнув Британских островов.

Испокон веков на Руси существовали кулачные бои, это были не раздробленные упражнения, а выстроенная система физического развития и совершенствования. Свидетельства тому можно найти в исторических летописях. Известен случай, когда вопрос о битве был решен кулачным боем двух воинов. В 993 году во время нашествия печенег, печенежский князь предложил князю Владимиру решить судьбу сражения поединком двух воинов, которые должны были вступить в рукопашный бой. В этом поединке победу одержал русский крестьянин над печенежским великаном, решив тем самым исход битвы. Похожие эпизоды описаны в былинах «Об Илье Муромце и Добрыне Никитиче», «Василий Буслаев и новгородцы». Встречаются упоминания о рукопашных схватках в произведениях А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтова, А.И. Куприна. На Руси кулачный бой всегда был как молодецкая потеха, состязания проходили «на поясах», «в схватку», «не в схватку», «по-охотничьи» происходили все эти схватки из традиций «стеночного» боя или известного сейчас как «стенка на стенку». Системы рукопашного боя древней Руси базировались на древних языческих культах в них были включены сакральные символы: круг - символ солнца, крин - трехлепестковый росток, содержащийся во всех художественных орнаментах того времени (в его основе лежат множество принципов: золотой середины, «медвежьего» и «подколюжного» ударов, десятки «усиления движения»). Медвежья борьба - является самым древнем стилем Руси. Проводилась она на поле как одна из частей языческого ритуала призванного отгонять от посевов злых духов. Особое место в истории становления русских боевых искусств занимают ярыги или ярые воины, у викингов они назывались бирсерки, эти воины в одиночку могли противостоять неприятельскому отряду.

Кулачный бой практиковался не только в военной среде. Так на барельефах найденных в древней столице Армении, показаны сцены праздника сбора урожая, во время которого проходили кулачные поединки между соплеменниками в шкурах диких животных. На изображениях выполненными средневековыми европейскими мастерами Альбертом Дюрером, Ханцом Вурмом, Ромеин де Хугом отражено увлечение рыцарей кулачными поединками. Кулачные поединки входили в состав «семи благородных искусств», которыми должен в совершенстве владеть каждый феодальный рыцарь. В трудах Фьеоре де Либериса «Flos Duellatorum» (1410) и Чарльза Студера «Das Solothurner Fechtbuch» (1423) основное внимание уделяется разделам, посвященным владению оружием (длинным мечом и кинжалом), хотя имеются и другие разделы рукопашного боя. В средневековой Европе впервые появляется печатная книга по борьбе под названием «Искусство борьбы», автором которой является Фабиан фон Ауэрсвальд (1539).

Эпоха догматической доктрины церкви, которая серьезно тормозила развитие рукопашного боя, в XVIII веке сменилась новым временем, характеризующимся возрождение античного совершенства человека. В этот период зарождаются национальные гимнастические системы, обучение в которых включало изучение приемов кулачного поединка. Во Франции появляются профессиональные борцы, основной профессии которых было выступление на аренах цирков, издаются учебные пособия обучения техники борьбы. В дореволюционной России первые профессиональные борцы (К. Буля, Г. Гаккеншмидт, С. Елисеев, И. Заикин, И. Поддубный, И. Шымякин) появляются в 1895 году в кружках и школах любителей борьбы. Появлению этих школ мы обязаны таким энтузиастам как В.Ф. Краевский и В.А. Пытлясинский.

В конце XIX века происходит бурный рост промышленности и экономики, развивается военная техника, что сильно принизило значение навыков боевых приемов борьбы, которые необходимы солдату в рукопашном бою. На смену оружия ближнего боя приходит вооружение способное уничтожать противника на большом расстоянии, а следовательно умение солдата воевать в ближнем бою постепенно снижается. Начиная с этого периода рукопашный бой, находит свое применение в программах подготовки сил специального назначения, мощный толчок в развитии которых пришелся на вторую мировую войну.

В 20-е годы XX столетия начинает формироваться отечественная система рукопашного боя, получившая название Самбо. Хотя в начале она называлась иначе: «сам», «самое», «вольная», «вольного стиля».

В 1942 г. выходит в свет учебно-методическое пособие Уильяма И. Фэйрберн «Стань крутым! Как победить в рукопашном бою». Пособие предназначено для подразделений британских коммандос и армии США.

В 40-е годы в Израиле формируется достаточно универсальная военная система рукопашного боя Крав мага. Основная задача, которую ставят инструктора этой системы перед обучаемыми солдатами это быстрая нейтрализация угрозы жизни и здоровью. В переводе с иврита Крав мага переводится как контактный бой. В этой системе нет четких правил, различий в методике подготовки женщин или мужчин, специальной формы. Связано все это с ее военной направленностью. Крав мага не является спортивным видом единоборств. Поэтому все действия продиктованы одним условием, что во время нападения у преступника не будет жалости и снисхождения, следовательно, все действия должны выполняться быстро и решительно, применяться в латентных ситуациях угрозы жизни. Основной целью нападения являются болевые точки и сегменты с применением, если такая необходимость появляется, любого доступного предмета.

В полиции Тайваня широко практикуется боевое искусство кунг - фу, включенное в программу подготовки.

Полицейским Японии по наследству досталась самурайская система джиу-джитсу, веками совершенствующаяся в недрах кланов-воинов, имеющая в своем арсенале несколько тысяч приемов, как с оружием, так и без него.

В современных войсковых подразделениях все элитные части включают в программу обучения технику и тактику рукопашного боя в свои программы подготовки. Наиболее популярными являются: самбо, дзюдо, рукопашный бой, бокс, кикбоксинг, карате, кунг-фу, тхеквондо, джиу-джитсу, айкидо, дзюкадо и другие системы.

В 1980 году начинает возрождаться славяно-горицкая борьба. Свое название она получила от обрядовых поединков проходивших на курганах павших воинов называющихся горицы. Возродить старинную русскую систему подготовки воинов удалось А.К. Белову, истоки которой он изучал в народных обрядах и игрищах Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Русского Севера. Она включает в себя следующие виды боя: классический, штурмовой, тотальный, военно-прикладной, огневой, клинковый.

Современные системы рукопашного боя иностранных силовых структур основываются на самых разных системах единоборств, которые можно разделить на две группы. Первую группу составляют единоборства с преобладанием ударной техники или борьбы. Среди них выделяются: бокс, кикбоксинг, карате, тхеквондо, кунг-фу, дзюдо. Вторую группу составляют единоборства с ярко выраженной прикладной тематикой. Такие системы как японское джиу-джитсу и айкидо, корейское хапкидо специализируются на приемах освобождения от захватов и обхватов, защиты от ударов ножом, тяжелым предметом, действиям при угрозе оружием, использованию палок различной длины и подручных предметов в вышеперечисленных приемах.

На этом путь развития систем самозащиты не останавливается, а продолжает модифицироваться во все новые формы и виды, но не меняющие при этом своей основной цели - обучить человека надежно защищать себя и окружающих от преступных посягательств.

  1. Белов А. От кулачного боя к славяно-горицкой борьбе /А Белов // Спортивная жизнь России. -1991. № 12. - С.27-28.
  2. Заичкин И.А. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II / И.А. Заичкин, И.Н. Почкарев. -М.: Мысль, 1994. 765 с.
  3. Иванов-Катанский С.А. Литературный анализ истории развития джиу-джитсу в России и СССР в начале 20-го столетия /С. А. Иванов -Катанский //Боевое искусство планеты. 2003. - № 3. - С. 64-65.
  4. Коваль В. Невидимое оружие НКВД /В. Коваль // Кэмпо. 1995. - № 3. - С.25-29.
  5. Куликов А. Древо боевых искусств: история единоборств в Европе /А. Куликов // Спортивная жизнь России. — 2002. № 10. - С. 31-32.
  6. Куликов А. Древо боевых искусств: русские виды единоборств /А. Куликов // Спортивная жизнь России. — 2003. № 3. - С. 39-41.
  7. Ло Мэн Кэм. Полицейское кунг-фу: Опыт спецназа Национальной полиции Тайваня /Мэн Кэм Ло; Пер. с англ. Т. Логачевой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 160с.
  8. Непомнящий С.В. Средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки отдельных подразделений МВД ССС: Автореф. дис. канд. пед. наук/ГЦОЛИФК. -М., 1989
  9. Русский стиль. Традиционные боевые искусства № 2. М., 1992. — 82с.
  10. Соснин Е.С. Пупикат медвежья лапа: Секрет мастерства воинов -охотников Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. /Е.С. Соснин. - Тобольск, 2003. -75с.
  11. Тарас А.Е. Рукопашный бой СМЕРШ: практическое пособие. /А.Е. Тарас. Мн.: Харвест, 2000. - 400с
  12. Тарас А.Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада: Энциклопедический справочник. /А.Е. Тарас. Минск: Харвест, 1996.- 640с.
  13. Тиновицкий К. Японские уроки в английской полиции /К. Тиновицкий// Спортивная жизнь России. 1993.- № 5-6. - С.37-38.
  14. Туманов А.А. Единоборство "Тризна" как средство спортивно-патриотического воспитания: проблемы и перспективы /А.А. Туманов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002.- № 1. - С.26-40.
  15. Камнев Р.В., Плешивцев А.Ю. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России . 2014. № 2 (29) . С. 127-133.

С одной стороны, Мастера русского рукопашного боя, выжившие в это не простое время, могли передавать свои накопленные знания только от ученика к ученику («из уст в уста»), от деда к отцу и от отца к сыну. Без развития школ и направлений, подготавливая новое поколение для развития и жизни. Не было возможности и времени описывать эти бесценные знания, как это делалось много веков на Востоке в Китае, Кореи и Японии.

С другой стороны, хороший опыт боевой традиции, возникает уже на рубеже XIX - XX веков и начинает формироваться уже в эпохе новой России. В Советской стране, когда при строительстве нового государства требовались идеи совершенного оружия.

На этом периоде предлагаю остановиться и более подробно его рассмотреть! Что же происходило?!

Из достоверных источников известно. Уже в начале 20-х годов прошлого столетия была создана по личному указанию В.И. Ленина, секретная «нейроэнергетическая лаборатория» (далее лаборатория), которая занималась поисками Шамбалы и Беловодья , оккультными разработками. Где проводились исследования людей с экстрасенсорными способностями и не только. Изучается телепатия и телекинез, сверхвозможности человека. Проводятся экспедиции на Кольский полуостров, Алтай, Тибет. Параллельно с этим в Советском Союзе велась работа по созданию «невидимого оружия» - советской системы рукопашного и ближнего боя с поиском и подключением к этому лучших отечественных мастеров, сбором особых знаний, умений и навыков мастеров других народов. Тем более, что в то время, полиция и армия капиталистических стран, проанализировав «траншейный» опыт Первой мировой войны, активно брала на вооружение комплексные системы прикладного рукопашного боя.

В апреле 1918 года указом Совнаркома создано Главное управление Всесоюзного военного обучения (Главвсевобуч). А в 1921 году был создан спортинтерн, как бы спортивное отделение Коминтерна.

Именно под этой эгидой, в 1922 году создавалась лаборатория «невидимого оружия». Красный спортинтерн, Высший совет физической культуры и Всевобуч возглавил Н.И. Подвойский – начальник частей особого назначения (ЧОН) и ближайший друг В.И. Ленина. Им была поставлена вторая, открытая цель лаборатории – изучить все виды борьбы народов, населяющих нашу страну, отобрать лучшее, достойное, проверенное веками, проанализировать этот коллективный опыт и реализовать его в единой советской интернациональной борьбе?

Итак, в одной направленности решалось сразу две задачи:

1. Создание мощной универсальной профессиональной системы боя.

2. Собирание советского народа в единое целое на основе интернациональной борьбы.

С одной стороны – подготовка профи, с другой – охват масс. Универсальная и интернациональная объединённые задачи были успешно решены.

Здесь надо заметить, что создание универсальных систем самозащиты и интернациональных борцовских систем началось задолго до революции.

Опыт атлета Георга Луриха , изучавшего и выступавшего в различных национальных видах борьбы. Победитель многих соревнований в Средней Азии и на Кавказе был Клеменс Буль , ещё до Анатолия Харлампиева изучавший национальные виды борьбы.

Первое пособие по прикладной полицейское системе «Самооборона и арест» выпустил в марте 1915 года «профессор атлетики» Иван Владимирович Лебедев . А ещё до выпуска книги, в 1914 году, он подготовил и аттестовал инструкторов по своей системе рукопашного боя, направив их в 8 рот столичной полиции и две роты околоточных надзирателей. По некоторым данным считается, что в разработанной системе Иван Владимирович объединил приёмы русского рукопашного боя и французской борьбы.

Секретные исследования русских военных медиков (профессора И.М. Сеченов, Н.Е. Веденский) и работавших в Азии разведчиков-естествоиспытателей касались внутренних психофизических резервов человека. На основе опыта англичан в Индии и собственного опыта русско-японской войны (1905) были разработаны методы психологических тренировок, ускоряющих тренировочные процессы и использующихся в оперативно-розыскной деятельности специальных служб и армии.

К работе лаборатории в той или иной степени оказались причастны практически все силовые структуры Советского Союза, так как все они были заинтересованы в создании надёжных прикладных комплексов для решения своих задач. В первую очередь к работе были привлечены все известные специалисты в области рукопашного боя.

В 1922 году Ф.Э. Дзержинский, руководивший службой государственной безопасности, поставил перед чекистами задачу постоянно совершенствовать стрелковое искусство и физическую подготовку. Работу в лаборатории по этому ведомству возглавил Виктор Афанасьевич Спиридонов .

В 1923 году было создано общество «Динамо», где велись прикладные разработки. Сам В.А. Спиридонов начал свою деятельность в этой области ещё до первой мировой войны. В основе его первоначальной разработки лежал западноевропейский вариант системы джиу-джитсу.

Параллельно Спиридонову, работу в недрах НКВД вёл и Нил Николаевич Ознобишин . Он начал разработку своей системы ещё в 1910 году, на основе видам боя распространённых в Западной Европе и Америке.

Каждый из этих специалистов не был отдельным исследователем. Они были руководителями исследовательских команд, каждая из которых работала по своему направлению. На этом этапе этими командами осуществлялся сбор и обработка необходимой информации с разных уголков планеты, широко использовался зарубежный опыт.

Кроме зарубежных традиций, огромная работа велась и внутри страны. Сразу после революции необыкновенно выросло количество фольклорных экспедиций, которые собирали информацию обо всех сторонах народной жизни, в том числе и боевых. Наряду с этим, сами боевые традиции в народе безжалостно искоренялись. Кулачные бои запрещались указами сверху. И вообще, абсолютное большинство русских боевых традиций попало в сферу действия уголовного кодекса. Многих бойцов из народа тогда посадили и погубили. Истреблялось казачество. Дворяне, в совершенстве владеющие элементами прикладного рукопашного боя и оружием – классовые враги. Но, при этом, все они также привлекались к работе.

Когда закончился этап предварительного сбора информации, началась отладка системы. На этом этапе к работе были привлечены медики, физиологи, психологи и другие специалисты, которые делали свои выводы с научной точки зрения.

Советские спецслужбы создавались как средство беспощадной борьбы с «врагами трудового народа». И методы, которыми система создавалась, были такими же беспощадными.

После приблизительно 10 лет исследований, все обработанные данные были систематизированы, упорядочены и сведены в одну систему со своей методикой.

За основу были взяты «системы русского рукопашного боя», претерпевшие некоторые изменения под влиянием других систем рукопашного боя, доработанные и поставленные на научную основу. Общая система создавалась как бы для всех. Но, что-то шло в открытые комплексы, что-то для служебного пользования, а что-то под гриф «Совершенно секретно». Элементы единой системы легко прослеживаются во всех выпущенных в то время наставлениях по рукопашному бою.

Единая советская система была изначально разделена на три части:

1. Система ближнего боя.

2. Милицейская система.

3. Армейский рукопашный бой.

К 1932 году, каждая заинтересованная сторона получила своё. При этом надо отметить, что в основу прикладного рукопашного боя были положены:

1. Научный подход (законы биомеханики, физики, анатомии и физиологии, психологии и т.д.).

2. Русская (восточнославянская) боевая традиция.

3. Весь изученный традиционный и прикладной мировой опыт (изучено было более 50 боевых направлений).

И только в 1937-1938 годах появляется четвёртая часть. Та самая открытая задача лаборатории – «борьба вольного стиля», как массовая интернациональная советская борьба. До наших дней эта борьба дошла под известным названием «САМБО». После принятия её на вооружение, от всей прикладной системы остались только броски и некоторое количество приёмов техники заломов (в основном, болевые лёжа). Соответственно, при этом новый вид борьбы не нес никакого реального боевого эффекта, но при этом был весьма эффективен в спорте. Бытует мнение, что Анатолий Харлампиев – основатель «САМБО» , «испортил систему». То есть за счёт превращения её в спорт, полностью убрал прикладной аспект.

Тогда под «САМБО» подразумевались разные идеи. На низовом уровне – это САМозащита и Борьба. На среднем уровне – САМозащита Без Оружия. А на высшем уровне понятие самбо вообще было неприменимо, поэтому этот раздел специалисты часто называли просто «система».

До начала Великой Отечественной войны, «система» применялась для тренировки и обучения двух основных контингентов специалистов:

1. Разведчики-нелегалы оперативного звена, предназначенные для силовых акций за пределами СССР. Так называемые «ликвидаторы» ОГПУ и «активка» Разведупра.

2. Спецподразделений как деверсионно-партизанского, так и охранно-антипартизанского направления.

При этом надо отметить, что партизанам в 30-х годах прошлого столетия, назывались кадровые советские диверсанты. Они проходили крайне серьёзную подготовку в специальных школах (на территории трёх военных округов; Ленинградского, Белорусского и Киевского). Была также и центральная спецшкола в Москве. По словам И.Г. Старинова (легендарный советский разведчик-диверсант) и тут в основу военной доктрины СССР был положен партизанский опыт, накопленный русской армией в период 1914-1920 годы, который был развит советскими военными теоретиками.

То есть приблизительно до 1937 года «система» существовала как единое целое. После «чисток» спецслужб оно разделилось как бы на два больших направления: НКВД и военная разведка. Каждое со своей спецификой. А большинство носителей системы были уничтожены.

Определённое возрождение «системы» произошло в годы войны, когда потребовалось изучение азов приклада по доступным методикам, для подготовки офицеров военной разведки и оперативного состава контрразведки. И практически окончательно её добили уже сразу после окончания второй мировой войны, расформировав и частично ликвидировав СМЕРШ. После смены политического курса (1953-1960), снова пошли «чистки» в правоохранительных органах. Выжили немногие специалисты.

Отсюда существует особое мнение, что боевой «системы» целостно ни кто и не знал. На основе единых принципов, которые собственно и составляли её суть, создавались определённые боевые комплексы для решения тех или иных задач.

«Система» представляла собой совокупность общих принципов (законов) боя, которые могут видоизменяться в зависимости от поставленных целей и задач, а также условий и ситуаций. Строится система соответственно способностям и склонностям каждого отдельного человека, с уровнем физической и психологической подготовленности, самой «конституции» индивида. Она изначально была индивидуальна, элитарна и построена на исконно русских традициях военного искусства. Давала авторскую. И естественно с каждым последующим поколением система постепенно умирает, как уже было сказано, если не знать полной системы передачи. Видимо, кроме репрессий, и привело постепенно к её исчезновению. В отличие от самбо, достаточно жёстко формализованного. Но, именно формализация обеспечивает стабильную систему передачи.

До начала перестройки в России многие из ныне живущих не знали и не ведали о наличии «системы» . Отдельные специалисты, как правило, с особым боевым прошлым, с уникальными методиками подготовки брались исключительно на вооружение для подготовки специалистов частей и формирований специальных подразделений. И, как правило, работали под грифом «секретно». После крушения некогда сильной державы Советского Союза в 1991 году, эти специалисты со своими опытными знаниями и навыками стали появляться на широкой публике. Система начинала зарождаться уже в народе.

И вот тут возникает главный вопрос: Откуда тогда взялись современные школы русского рукопашного боя? Существует на этот счёт следующее мнение. Это либо подсистемы, сформировавшие Систему – народные, дворянские или казачьи. Либо реализованные подсистемы – спас, школа армейской разведки и т.д. То есть все они как бы часть единого целого. Потому что русская боевая Система обобщила и систематизировала русские боевые традиции.

Единая система русского ближнего боя (ЕС РББ) является попыткой объединения разрозненных частей современной системы ближнего боя (ССББ) в единое целое. Как и единая советская система, она также разбита по разделам. Но строящихся на иных основах.

Единую систему русского ближнего боя можно разделить на три основных вида по направленности подготовки:

1. Традиционное. Задача – сохранение культурной традиции. В своей работе использует в максимальном объёме традиционные (фольклорные) методы подготовки – игры, плясы, забавы, гиревой спорт и пр. Традиционные психологические методы – музыка, песни, народные сказания и т.д. Обязательная духовная подготовка (православие). Изучение русской народной, классической и древнерусской культуры.

2. Спортивное. Задача – прославление русской боевой традиции. Использование как традиционных, так и современных методов для максимальной эффективности подготовки. Подготовка ведётся по узкоспециализированным направлениям, так и общему неспециализированному. Наличие обязательного раздела в подготовке: соревновательный период. А цель – результат, достижение побед.

3. Прикладное. Цель приклада – выживание и выполнение определённых, боевых задач. Также здесь широко используется как чисто традиционные, так и современные методы и методики подготовки. Но, в отличие от первых двух видов, приклад определяется, прежде всего, целью и характером выполняемых задач.

Прикладной вид в свою очередь имеет разновидность.

1. Современный вид – прикладного специального армейского рукопашного боя. В закрытом виде, это содержание комплексных методик по выживанию бойцов профессионалов в условиях реального ближнего боя, при резких изменениях обстановки (без каких либо условностей и правил). Реальный рукопашный бой на гарантированное уничтожение противника, либо его пленение.

2. Русское воинское искусство. Если хотите отечественное боевое искусство. Которое предполагает скрупулезный подход в изучении правильных двигательных навыков человека, оказавшегося в состоянии ближнего боя, его психо-эмоциональное и физическое состояние. Исправление двигательных ошибок. Рациональное творчество. Основа методики заложена в расслаблении двигательного аппарата с проработкой отдельных движений и комплексов элементов, на сверхмедленных скоростях. Реализация подготовки к реальной рукопашной схватке с противником или группой противников, по всем разделам приклада. И здесь существует граница между отечественным боевым искусством и современным направлением прикладного специального армейского рукопашного боя. Но, это грань невидимая и очень тонкая!

Это то, чем должен заниматься каждый из нас! Как и говорилось ранее, мы можем только взять, сохранить и преумножить наследие наших предков, русских воинов. Хотя сейчас эта задача выполняется с большим трудом, в силу низкого знания отечественной боевой культуры и засилья спортивных единоборств, восточных и западных стилей. Где главное – это результат – победа, а цена – травма или ранения. Но, благодаря самоотверженности отдельных специалистов, истинных Мастеров приклада и патриотов Отечества – единая система русского ближнего боя во всех его современных проявлениях продолжает развиваться и существовать.

Итак, на современном этапе уже в XXI веке, если на то пошло, мы можем назвать трёх основных специалистов приклада , самой «системы». Алексей Алексеевич Кадочников (1935 г.р.) и его стиль русского рукопашного боя. Михаил Васильевич Рябко (1961 г.р.) , основатель Школы «СИСТЕМА ДРЕВНЕЙ РУСИ». Александр Анатольевич Соловьёв (1964 г.р.) автор стиля русского воинского искусства и прикладного рукопашного боя. Каждый из этих трёх уважаемых Мастеров по сей день вносят огромный вклад в подготовку не только узких специалистов, а передают свой богатейший опыт, знания и умения для всех желающих, как в нашей стране, так и за рубежом. Все трое являются офицерами российской армии и правоохранительных органов. И ныне здравствуют!

Конечно, можно оспорить моё исследование в области истории русского рукопашного боя. Приводя примеры существования других школ и направлений отечественной боевой системы. А их на сегодняшний момент более шестидесяти. Но, пока могу утверждать следующее: все прочие известные и появляющиеся стили и системы, это работа и популяризация самих учеников этих известных Мастеров .

С.В. Тюнин. Статья: «Страницы истории русского рукопашного боя».

Часть 3. Санкт-Петербург, 2015 г.

Рукопашный бой как средство защиты и нападения известен с зарождения человеческого общества. В Древнем мире появились первые военные теоретики, а вместе с нимии труды, освещавшие военное искусство армий и способы подготовки войск.

Так, Вегеций — римский историк (4-5 вв. н.э.) издал труд, в котором описал содержание военно-прикладной физической подготовки войск, уделив большое внимание характеристике приемов рукопашного боя. Помимо регулярного обучения обращению с оружием широко практиковались бег, борьба, кулачный бой, плавание без одежды, потом во всем снаряжении.

Постоянная борьба русских (славян) против византийцев, половцев, татар, шведов и немцев обязывала каждого члена племени, общины быть готовым в любой момент встать в ряды воинов. Рукопашный бой со стороны русских всегда отличался упорством и мужеством. Критерием победы было уничтожение противника или обращение его в бегство.

Много славных побед в рукопашном бою одержали наши воины в период покорения Руси татарами. У реки Невы в 1240 году новгородцы разбили шведов, а в 1242 встретили немцев на льду Чудского озера, где в рукопашной схватке буквально разгромили противника. Выдающуюся победу одержали русские войска над армией Мамая в Куликовской битве в 1380 г. Это была грандиозная рукопашная схватка, представляющая собой одну из самых блестящих страниц отечественной военной истории.

В 1647 г. вышел первый русский воинский устав, где описывались приемы рукопашного боя и владения холодным оружием. В 1700 г. передовые идеи Петра I, П.А.Румянцева и А.В.Суворова в подготовке войск нашли отражение в первом строевом уставе. У Суворова обучение рукопашному бою органически входило в строевую и тактическую подготовку, что легло в основу и.

К началу 20-го века изменяется тактика ведения боевых действий, усиление роли мелких групп в бою приводит к необходимости готовить некоторые воинские контингента для ведения ближнего боя как с применением оружия, так и без него. Это дало толчок дальнейшему развитию и совершенствованию таких прикладных видов спорта, как фехтование на различных видах оружия, бокс и борьба (весморлендская, кумберлендская, девонширская борьба в Англии;

французский бокс во Франции;

кэтч-эс-кэтч-кэн, реслинг в Америке; каратэ, джиу-джитсу и дзюдо -в Японии).

Усиливается внимание научному обоснованию подготовки различных контингентов военнослужащих через физическую культуру и спорт. Создаются специальные учебные заведения. Главная военная гимнастическая школа в России, институт Кодокан-дзюдо в Японии и тд.

Большие заслуги в теоретическом обосновании вопросов физической подготовки в русской армии принадлежат генералам М.И.Драгомирову и А.Д.Бутовскому, а так же профессору П.Ф. Лесгафту. Физическая подготовка вводится в училищах и кадетских корпусах, где наряду с другими разделами изучается фехтование и приемы рукопашного боя.

Таким образом, рукопашный бой, видоизменяясь, становится частью ближнего боя. Подготовка к нему совершенствуется как непосредственно в процессе боевой подготовки, где осуществляется обучение, так и через физическую подготовку и развитие военно-прикладных видов спорта.

В советский период большим событием в развитии физической подготовки, и в частности рукопашного боя, было введение в действие в 1924 году руководства. Оно состояло из девяти книг или самостоятельных руководств. Восьмая книга — была посвящена рукопашному бою и включала в себя приемы на-падения и самозащиты, а также приемы обезоруживания противника. Данное руководство не получило широкого распространения в Красной Армии, а практиковалось в обществе для подготовки чекистов и милиционеров. Активную пропаганду самозащиты без оружия среди динамовцев вел ВА.Спиридонов, который подготовил для органов немало инструкторов и написал ряд учебных пособий. В своей книге (1933 г.), подчеркивая прикладную направленность самбо, он писал: . Самбо начала 30-х годов отличалось от сегодняшнего, в него кроме бросков входили удары руками и ногами, болевые и удушающие захваты.

До 1938 года в соревнованиях по самбо участвовали только сотрудники милиции и ВЧК (динамовцы). Мастером спорта по борьбе самбо был министр МГБ B.C. Абаку-мов, выступавший в весовой категории свыше f00 кг. 16 ноября 1938 года Комитет по делам физкультуры и спорта издал приказ № 633, в котором говорилось: . Эта дата стала днем рождения самбо.

К сожалению, со временем борьба самбо из служебно-прикладного вида спорта, основной целью которого была подготовка сотрудников правоохранительных органов к выполнению служебных задач, постепенно превратилась в один из многочисленных видов спортивной борьбы. Изучение боевого раздела отошло на третий план, а упор был сделан на спорт высших достижений, на включе-ние самбо сначала в программу чемпионатов мира, а сейчас и Олимпийский игр. Такая же участь постигла и общество, из общества физподготовки чекистов и милиционеров оно превратилось в кузницу чемпионов, практически отойдя от тех задач, которые ставил перед ним Ф.Э. Дзержинский.

С начала 70-х годов в мире и в нашей стране огромной популярностью начинает пользоваться японская борьба каратэ, основу которой составляют удары руками и ногами. Специалисты физической подготовки КГБ СССР, беря на вооружение все новое и передовое, также пытаются адаптировать эту борьбу к вопросам служебной подготовки сотрудников. С 1976 года постоянно действующий семинар с инструкторским составом ведут мастер спорта СССР международного класса по самбо В. Бутырский (базовыми системами в его методике подготовки были контактный стиль каратэ — киокусинкай и приемы самбо и дзюдо), другим инструктором был В. Арбеков, положивший в основу подготовки сотрудников бесконтакт-ные стили каратэ.

Естественно, что в те годы об-мен опытом среди силовых ве-домств осуществлялся только с соцстранами, такими как Китай, КНДР, Куба и др. (на Острове Сво-боды один из лозунгов звучал так —). В 1978 году для инструкторов КГБ трехмесячный сбор на базе спорткомплекса (ул. Петров-ка, 26) проводят кубинские специ-алисты Рауль Рисо и Рамиро Чирино, представители малоизвест-ного стиля каратэ. Приезд кубинцев произвел фурор и дал качественный скачек в раз-витии каратэ в системе правоох-ранительных органов страны. За эти три месяца Р.Рисо и Р.Чирино провели обучение и аттестацию трех инструкторских групп общим числом более двухсот человек. Следует отметить, что в сборе принимали участие представители всех регионов СССР. В дальней-шем кубинцы неоднократно при-глашаются на более короткие сро-ки, а на Кубу выезжают советские специалисты.

Сначала под названием, потом — этот Bi щ входит в раздел физподготовки сотрудников, разраба-тываются правила соревнований, проводятся ведомственные турни-ры. Эту работу возглавляет со-трудник Центрального Совета Юрий Маряшин. Но так же, как и с борьбой самбо, из ко-торой убрали удары, из этих но-вых видов убираются броски, бо-левые и удушающие приемы, что снижает их прикладную направ-ленность.

Возникает необходимость со-здания универсального служебно-прикладного вида подготовки, со-четающего в себе приемы борь-бы, бокса, каратэ и других видов единоборств, который, с одной стороны, позволял бы в кратчай-ший срок подготовить сотрудни-ка, с другой стороны, учил защи-щаться от противника, владеюще-го одним из любых видов едино-борств, с третьей стороны, помо-гал адаптировать первоначальные навыки сотрудников к выполне-нию стоящих перед ними опера-тивно-служебных задач. Напри-мер, защищаться от вооруженно-го или невооруженного противни-ка можно как при помощи при-емов борьбы самбо или дзюдо, так и при помощи бокса или каратэ. Задерживать преступника можно, используя удары, броски, боле-вые, удушающие приемы. Важен конечный результат.

Таким универсальным видом стал рукопашный бой, впитавший в себя самое лучшее из разных видов единоборств, все самое необходимое для чекиста, милиционера, пограничника. Теория всегда должна быть связана с практикой, а профподготовка — со служебной деятельностью. Если задачей вооруженных сил является уничтожение противника, то военных и учат убивать. У сотрудников ФСБ, МВД, погранвойск цели другие задержать, доставить, допросить. Трупы таскать на себе не будет ни чекист, ни пограничник, трупы показаний не дают. Исходя из этого и строятся программы физической подготовки правоохранительных органов России, основной частью которых является рукопашный бой. В современных условиях рукопашный бой, несомненно, представляет большой интерес для по-готовки сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности, лаконично вписываясь в правовые рамки их деятельности.

До 1991 года проблемой развития рукопашного боя в системе КГБ — МВД занималось Управление физической подготовки и организационно-массовой работы ВФСО, под руководством которого в СССР было создано 38 центров рукопашного боя (Всесоюзный — в г. Москве на улице Петровка, 26; 15 республиканских — в столицах союзных республик и 22 областных — в РСФСР). Ежегодно организовывались всесоюз-ные, республиканские и областные сборы по подготовке и переподго-товке инструкторского состава, проводились соревнования различного ранга. Была создана Федерация рукопашного боя ВФСО. Проводились чемпионаты войск КГБ СССР, пограничных войск, учебных заведений КГБ СССР, ЦС и др. Велась методическая работа, изучался опыт подготовки сотрудников с привлечением как отечественных, так и ведущих иностранных специ-алистов.

С распадом СССР большая часть спортивных баз оказалась за границей России. Федерация рукопашного боя ВФСО прекратила свое существование. Работа по развитию рукопашного боя как раздела физической подготовки сотрудников и как вида спорта велась в основном в ведомствах безопасности и правопорядка, которых после разделения КГБ стало более десятка.

В настоящее время в связи со сложной оперативной и криминогенной обстановкой в стране рукопашный бой, наряду с огневой подготовкой, становится одним из основных видов подготовки сотрудников МВД,ФСБ,ФПС России и других правоохранительных органов, военнослужащие которых должны иметь высокий уровень боевой выучки при выполнении служебных задач. Сегодня сотрудник органов должен не только умело владеть авторучкой, он обязан отлично стрелять, бегать, в совершенстве знать приемы рукопашного боя. Порой от этого зависит не только выполнение служебной задачи, но и его жизнь. Понимая это, руководство ведомств безопасности и правопорядка относится к рукопашному бою как к одному из основных разделов профессиональной подготовки сотрудников.

В целях упорядочения работы по подготовке сотрудников в области рукопашного боя, обмена опытом между органами безопасности и правопорядка, организации и проведения соревнований, развития рукопашного боя как служебно-прикладного вида спорта, подготовки и переподготовки инструкторского состава в мае 1996 года была воссоздана Национальная федерация рукопашного боя (правоохранительных органов), учредителями которой выступили ФСБ России в лице 24 областного совета, Федеральная пограничная служба России в лице Центрального спортивного клуба ФПС России, МВД России в лице Спортивной федерации работников милиции. Возглавил Федерацию подполковник Валерий Иванович Харитонов. Коллективными членами Федерации являются ведомства безопасности правопорядка, а так же региональные федерации рукопашного боя.

По представлению Федерации в Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму рукопашный бой внесен в Единую Всероссийскую спортивную классификацию, как военно-прикладной вид спорта, культивируемый ВФСО, с правом пр-своения звания мастер спорта России. Совместными усилиями специалистов МВД, ФСБ, ФПС России в 1996 году доработаны и изданы правила соревнований, учи-тывающие замечания представителей этих ведомств, в основу которых положены правила ВФСО 1986 года и дополнения к ним 1991 года. В плане-календаре Федерации мероприятия, проводимые ведомствами (чемпиона-ты МВД, ФСБ, ФПС, ГТК, ФСНП, Внутренних войск МВД, Феде-ральной службы охраны, министерства юстиции, чемпионаты учебных заведений ведомств) — это закрытые соревнования, в которых принимают участие только сотрудники этих ведомств. Кроме этого Федерация проводит ежегодно чемпионат и Кубок России среди мужчин и женщин, первенство России среди юниоров, юниорок (18-20 лет) и юношей 12-17 лет, международные и всероссийские турниры. За этот период проведено более 50 Всероссийских и меж-дународных соревнований,подготовлено свыше 150 мастеров спорта России по рукопашному бою. Первой женщиной мастером спорта стала чемпионка России Татьяна Доронина (Брянск), звание заслуженного мастера спорта России присвоено пятикратному чемпиону России Геннадию Кушнерику (Кострома), а его тренеру Иванову Николаю Петровичу звание.

В наше сложное время особо важное значение играет деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, коррупцией, контрабандой, терроризмом. Пожалуй, только благодаря честности, верности идеалам патриотизма. личной преданности долгу сотен скромных сотрудников, еще жива государственность страны. Подобная принципиальная позиция стражей законности, естественно, вызывает оголтелые нападки коррумпированных элементов на органы безопасности. Идет беспрецедентная атака в ряде средств массовой информации на историю отечественных правоохранительных органов, делаются попытки опорочить честное имя советских чекистов, милиционеров, офицеров армии и флота, которые всегда верно и самоотверженно служили делу безопасности страны.

В этот период как никогда возросло значение пропаганды положительного образа защитников Отече-ства, воспитания патриотизма у молодежи. Именно такую созида-тельную роль выполнял цикл воен-но-патриотических телепередач, которые регуляр-но выходили в эфир по каналу ВГТРК. Данная программа стала возможной благодаря участию в ней Национальной федерации рукопашного боя, которая приложила немало сил для организации и проведения показанных по центральному телевидению соревнова-ний, а стал телевизионной версией рукопашного боя. Хотя эта программа была фактически единственной спортивно-развлекательной передачей, имеющей позитивную воспитательную направленность. Но, по словам функционеров от телевидения, у нее был очень низкий рейтинг среди зрителей (поток писем говорил об обратном), ее пришлось снять с эфира, даже не показав 16 уже готовых передач.

Так рукопашный бой, являясь основным разделом физической подготовки сотрудников правоох-ранительных органов России, фактически играет большую роль в деле пропаганды органов безопасности и правопорядка, воспитания молодежи в духе патриотизма, служения своему Отечеству.

Б.А.Широбоков, ответственный секретарь Национальной федерации рукопашного боя Характерные особенности техники рукопашного боя

В поединках, проводимых по версии Национальной федерации рукопашного боя правоохранительных органов России, разрешено наносить контролируемые удары руками и ногами, выполнять броски, удержания и удушающие приемы в определенных положениях бойцов.

Удар — мгновенное силовое воздействие на ту или иную часть человеческого тела. При проведении контролируемого удара должна иметь место правильная техника его проведения, точность удара, разрешенная степень контакта и устойчивое положение в начале и в конце удара. Бросок — техническое действие бойца, в результате которого противник теряет равновесие и падает на ковер, касаясь его по-верхности какой-либо частью тела, кроме ступней ног. В поединках оценивают эффективные броски, то есть броски на спину или бок, при проведении которых атакую-щий осуществляет страховку противника или дает возможность противнику страховаться. Удержание — прием, при котором боец в течение определенного времени вынуждает противника лежать спиной к ковру, а сам прижимается туловищем к туловищу противника или к рукам противника, прижатым к туловищу. Болевой прием — захват руки или ноги в борьбе лежа, который позволяет провести действие: перегибание (рычаг), вращение — в суставе (узел), ущемление сухожилий или мышц (ущемление) и вынуждает противника признать себя побежденным. Удушающий прием — захват, позволяющий провести сдавливание сонных артерий и горла противника отворотами куртки, предплечьем и плечом, отворотом и голенью, в результате чего противник сдается или теряет сознание.

Отличие соревнований по данной версии рукопашного боя от других видов единоборств состоит в том, что бойцы участвуют в двух турах. В первом туре они демонстрируют технику, представляющую собой комбинации приемов, применяемых в стандартных ситуациях самозащиты без оружия в бою с невооруженным и вооруженным противником. Второй тур — свободные поединки, в которых произвольно сочетаются или чередуются три фазы: ударная, когда бойцы, стоя на дистанции, обмениваются ударами, бросковая. когда бойцы, взяв захват, пытаются выполнить бросок, и борьба в положении лежа. когда бойцы выполняют удер-жания, болевые и удушающие приемы. Переход от ударов к броскам (и наоборот) представляют собой короткий период 3-5 секунд, когда разрешены приемы боя, присущие обеим фазам.

В рукопашном бое можно выделить следующие условные группы действий бойцов: нападение и защита, ведение поединка в положении стоя и лежа, переходы из одного положения в другое, выполнение приемов борьбы и ударов, выполнение контрприемов, маневрирование и т.п.

В поединках спортсмены широко используют различные броски. В частности, следующие. Подножка — бросок, при котором боец переваливает противника через свою ногу, подставленную к его ноге или ногам. Подбив — прием, в котором боец одновременно производит подбив ноги или ног противника ногой и рывок соперника руками в противоположном направлении. Подсечка — подбив подошвой ноги той или иной части ноги противника. Зацеп — бросок, в котором боец захватывает ногой одну из ног противника и выносит ее из-под центра тяжести противника. Бросок рывком рукой и/или руками за ноги — прием, в котором боец ногой захватывает ногу/ноги противника и выводит последние из-под центра тяжести противника. Выведение из равновесия — бросок, в котором боец руками выводит противника из равновесия. Бросок через бедро — прием, в котором боец, захватив противника руками, бросает его через тазобедренный пояс. Броски через спину и плечо — приемы, в которых боец захватывает противника руками и перекатывает его туловище соответственно через свои спину/плечо. Мельница — бросок, в котором боец захватывает противника руками и перекатывает его туловище через свои плечи. При броске через грудь боец обхватывает туловище противника, подбивает его вверх нижней частью своего туловища и, прогнувшись назад, в падении бросает противника на ковер через грудь. Переворот — бросок, при котором боец руками приподнимает противника от ковра, переворачивает его в воздухе вокруг оси и бросает на ковер. Подсад — прием, при котором боец поднимает противника ногой от ковра и бросает его на ковер, предварительно перевернув руками в воздухе. Данные определения приемов приведены в статье из специальной литературы по самбо.

Анкетирование участников открытого чемпионата учебных заведений МВД РФ по рукопашному бою в 1997 г. (далее по тексту — анкетирование) показало, что только половина бойцов занималась рукопашным боем. Другая половина бойцов кроме рукопашного боя имела опыт занятий каратэ, дзюдо, самбо, вольной и греко-римской борьбой, боксом, кикбоксингом и другими видами единоборств (от одного до четырех видов).

Установлена взаимосвязь среднего возраста участников турниров по рукопашному бою с результатами бойцов на них. Например, на открытом чемпионате учебных заведений МВД РФ (1997 г.). Всероссийском турнире на призы генерал-полковника А.А. Романова (1998 г.) и Кубке России (1998 г.) средний возраст участников составил соответственно 21,2; 23,6 и 23,4 года, а средний возраст спортсменов, занявших на них места с 1 по 6, составил соответственно 22,3, 23,3 и 23,1 года. Таким образом, в настоящее время в рукопашном бое средний возраст победителей и призеров турнира практически соответству-ет среднему возрасту участников. Для достижения высоких спортивных результатов на уровне страны бойцам необходимо уже к 21 -23 го-дам обладать высоким спортивным мастерством.

Анкетирование бойцов перед соревнованиями показало, что 31% бойцов в поединках предполагали, в частности, включить в свой атакующий арсенал броски, 18% — болевые приемы на руки, 9% — удушающие приемы, 21% -удары руками, 17% — удары ногами. Причем боец предполагал использовать в поединке половину из предложенных в анкете техничес-ких действий. При этом желания бойца и призера при прочих равных условиях прак-тически совпадали между собой.

Анализ хода и результатов поединков второго тура на открытом чемпионате учебных заведений правоохранительных органов МВД РФ (далее по тексту — анализ поединков), показал, что удары ногой составляли 31%, удары руками -45%, броски -15%, удержания, уду-шающие и болевые приемы — по 2% от общего числа технических действий.

Из общего числа бросков бойцы наиболее часто выполняли броски рывком руками за одну/две ноги (24%), боковые подсечки (14 %), зацепы голенью изнутри под разноименную ногу (8%), броски через спину (8%), заднюю подножку (4%). На долю подсадов, бросков через грудь, с упором ногой в жи-вот, через бедро, передней поднож-ки пришлось по 1 -2% от общего количества бросков. Для сравнения отметим, что на соревнованиях высшего уровня по дзюдо наибольшее число попыток проведения приемов приходится на группу бросков подсечками (16-25%), группу бросков через спину (22-24%), бросков подхватами (12-13%). Для соревнований по самбо броски ногами (подножки, подсечки, подхваты, зацепы, подсады, броски через голову) применяются в 50% случаев, броски с помощью туловища (через бедро, спину, грудь)-в 20%.

В поединках по рукопашному бою комбинации в 33% случаев начинались ударами руками, в 49% -ударами ногами и в 17,2% — бросками. Комбинации, начинавшиеся с прямых ударов ногой в голову и туловище, составляли соответ-ственно 18% и 22,8%, с боковых уда-ров ногой в голову и корпус — по 12,3%, с прямых ударов рукой в голову и туловище — соответственно 14,3% и 10,5%, с боковых ударов рукой в голову и туловище — соответственно 5,3% и 3,5%. Относительно часто бойцы начинали комбинации с боковой подсечки, броска рывком рукой/руками за ногу/ноги и задней подножкой.

Технические действия имели различную эффективность. Под эффективностью технических действий понимают отношение удачно выполненных технических действий к их общему числу. Анализ поединков бойцов показал, что эффективность удушающих приемов составила 66%, удержаний — 50%, бросков — 25%, ударов — 21 % и боле-вых приемов — 16%. Для сравнения: эффективность бросков взрослых квалифицированных самбистов в схватках составляла 20-50%, удержаний — 42%, болевых приемов -10-12%.

Рукопашный бой характеризует-ся высокой активностью бойцов в поединках. Активность бойцов -отношение попыток выполнения технических действий к чистому общему времени поединка, выраженному в минутах. На открытом чемпионате учебных заведений МВД РФ в поединках активность спортсменов, выступавших в весовых категориях до 65 кг и до 70 кг, составляла около 6 технических действий в минуту (тд/мин). При этом максимальная активность отдельных спортсменов достигала 15 тд/ мин.

На том же чемпионате предпринята попытка исследовать вопрос о в поединках между бойцами, занимавшимися различными видами единоборств. Установлено, что в рамках единых правил по рукопашному бою, то есть бойцы, занимавшиеся исключительно рукопашным боем, в основном уступали в боях бойцам, которые наряду со знанием рукопашного боя имели навыки занятий другими видами единоборств. Относительно хорошо выступали спортсмены, занимавшиеся кроме рукопашного боя боксом, кикбоксингом, каратэ и/или одним из видов борьбы (самбо, дзюдо, вольной или греко-римской).

Предполагается провести дальнейшее исследование техники рукопашного боя — вида спорта, который стремительно завоевывает популярность в России и странах СНГ и требует научного обоснования.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ

В период средних веков на Руси элементы единоборств и некоторые способы ведения рукопашной схватки имели ярко выраженные особенности. В первую очередь это касается кулачных поединков, получивших повсеместное распространение. Доблесть и мужество славянских воинов знали многие народы. Известно, что в 548 году шеститысячный отряд славян, во главе которого был «длиннобородый» Ильдигес (Илья) успешно воевал на стороне готов против римлян, сведения об этом есть в западноевропейских сагах, героем которых был Илья Русский. Позднее византийский император Юстиниан принял его на службу, назначив начальником одного из отрядов дворцовой стражи. К себе на службу славянских воинов стремились взять многие правители. Так, в VI веке император Маврикий Стратег писал: «Племена славян любят... свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы…юноши их очень искусно владеют оружием ». На Руси складывалась своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя – это многочисленные победы ее воинов: Мстислава Удалого над князем косогов Редедей, Никиты Кожемяки над печенежским богатырем. В летописи XII века упоминается Демьян Куденевич, живший в Переславле Русском. Вместе с пятью товарищами и слугой он любил сразиться с многочисленными отрядами врагов, обращая их в бегство. В период монгольского нашествия Батыя бессмертную славу завоевал рязанский воевода Евпатий Львович Коловрат. Его отряд почти полностью погиб в неравном бою, но врагов было уничтожено в десять раз больше. Монгольский хан настолько был поражен их мужеством и ратной доблестью, что приказал похоронить погибших, а пятерых оставшихся в живых отпустил на свободу. Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости и молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в праздничные дни, при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались «охотники», составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны, правила ведения таких боев поражают благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему («лежачего не бьют»). Тот, кто нарушал эти правила, подвергался общественному презрению.

В дружинах подготовка носила комплексный, прикладной характер. Воинов обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению копьем, мечом, секирой и другими видами оружия. Одной из форм обучения были поминальные игрища, которые устраивались на курганах при погребении товарищей (тризна). Ратники штурмовали холм, стремясь захватить его вершину. Русские воины, как правило, не использовали тяжелые защитные латы. Основными качествами, на которые рассчитывал русский воин в бою, являлись ловкость, гибкость и быстрота реакции. Рукопашный (на древнеславянском языке – опаш) означает размахивать.

В России излюбленной молодецкой забавой были кулачные бои «стенка на стенку», бои на льду (до указа Александра I в 1823 году, запретившего кулачные бои). Достаточно насыщенными по методическому содержанию были известные ещё в княжеских дружинах бои на кургане за захват вершины и т.п. Однако из-за слабого распространения грамоты традиционная русская школа рукопашного боя стала оформляться лишь в XVII-XVIII веках.

В 1647 году был издан первый русский воинский устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», в котором отведена целая часть приёмам владения холодным оружием. В 1700 году при непосредственном участии Петра I вышел первый строевой устав «Краткое обыкновенное учение», где впервые даны основы строевого и тактического обучения по владению огнестрельным оружием со штыком с ориентацией на применение его в наступлении. В документах, изданных в последующие годы: Уставе воинском (1716), Морском уставе (1720), также значительное место занимала подготовка русских войск к штыковому бою. В частности, в воинском уставе рассматривается последовательность обучения приёмам штыкового боя (вначале на месте без выпада, в разные стороны, с поворотами, с выпадом, в разомкнутом строю, а затем в сомкнутом в составе подразделения), требования к качеству их выполнения – силе, быстроте, чёткости.

Большую роль в становлении российской школы рукопашного боя сыграли выдающиеся военачальники: П.А.Румянцев, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Ф.Ф.Ушаков, М.И.Драгомиров и др.

А.В.Суворов в своих работах «Полковое учение» и «Наука побеждать» активно развил такие принципы, как доступность, последовательность в обучении, а также «учить войска тому, что необходимо на войне». Он требовал от офицеров учить солдат «без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием и показанием», а на завершающем этапе обучения проводить комплексные тренировки в штыковых атаках, причём обязательно проводить двусторонние атаки (сквозные), являющиеся хорошим средством психологической закалки.

Выдающийся флотоводец Ф.Ф.Ушаков уделял большое внимание подготовке моряков к рукопашному бою и внедрил на флоте так называемые «абордажные игры».

В целом, в XVIII и в начале XIX века в русской армии была одна из прогрессивных систем боевой подготовки и рукопашного боя в частности. Однако к середине 50-х годов XIX века армейские традиции стали исчезать из-за внесения в боевую подготовку чуждых русской армии прусских порядков – постоянной муштры и палочной дисциплины. Неудачи в Крымской кампании (1853-1856 г.г.) наглядно это показали, после чего были предприняты попытки улучшить боевую и физическую подготовку войск.

Так, в программы обучения большинства воинских частей с конца 50-х годов XIX века включается наряду с гимнастикой также фехтование (штыковой бой), а в 1861 году издаются новые «правила для употребления штыка в бою». Этот документ состоял из четырёх частей, в которых описывалась техника уколов, ударов штыком и прикладом, передвижений, отбивов, обманов, тактика их применения; приводилось описание вольного боя на штыках, а также материального обеспечения занятий. Излагались вопросы организации комплексной тренировки, тактики действий в групповом бою. Согласно «Правилам …» в войсках вводилось фехтование на ружьях с пружинным штыком и ежедневные занятия по штыковому бою.

В дальнейшем в русской армии выпускался ряд руководств по подготовке войск к рукопашному бою (1881, 1907, 1910). В их числе необходимо отметить и «Обучение штыковому бою» (1907), в котором учтён опыт русско-японской войны и многолетняя практика обучения войск. Особое внимание в этом документе уделяется проведению вольных боёв, в том числе групповых. В 1914 году вводятся единые правила соревнований по владению холодным оружием.



В советские времена рукопашный бой как дисциплина боевой подготовки получил дальнейшее развитие. Отметим, что рукопашный бой являлся одним из самых первых видов физической подготовки, по которому проводились занятия с бойцами Красной Армии и в системе Всевобуча. Так в 1919 в числе первых советских руководящих документов по физической подготовке была разработана программа занятий по рукопашному бою. В этом же году в качестве дополнения к «Строевому пехотному уставу РККА» было утверждено руководство «Обучение штыковому бою». Уже в нём закладывались основы методики комплексной тренировки в преодолении препятствий, рукопашном бое, метании гранат и развитии морально-боевых качеств.

В 1922 году в «Программу по физической подготовке Красной Армии», обобщая опыт гражданской войны, впервые в содержание предмета «Рукопашный бой» помимо раздела, обучающего владению холодным оружием, был включён раздел «Способы защиты и нападения без оружия», а именно приёмы бокса и борьбы. Данная программа указывала на необходимость проведения в процессе тренировки в полевых условиях комплексных соревнований, включающих преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой.

В конце 1922 – начале 1923 года согласно приказу РВСР № 2580 в клубах РККА создаются кружки физической культуры, в которых начинают культивироваться в числе других видов спорта разделы рукопашного боя «Способы защиты и нападения без оружия» и «Владение холодным оружием». Это, безусловно, сыграло положительную роль для развития массового спорта в Красной Армии, в том числе в подготовке судей по спорту.

Первыми систематизаторами принципов и приемов современного отечественного рукопашного боя стали В.А. Спиридонов и В.С. Ощепков, а позже, в 20-х - 40-х годах, их опыт обобщили их ученики и сподвижники А. Харлампиев, В. Волков и многие другие. В результате родилось советское боевое искусство под названием Рукопашный бой (САМозащита Без Оружия). Первым среди создателей самбо надо назвать ветерана русско-японской войны 1905 года В.А. Спиридонова (1883 - 1943). До революции он служил в отделе контрразведки Генерального штаба царской армии, проходил обучение японскому дзю-дзюцу и являлся непосредственным носителем старого традиционного стиля фехтования и рукопашного боя русского офицерства. В 1922 - 33 гг. он разработал на практике и зафиксировал в трех опубликованных книгах технику самозащиты на основе японского дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также "бытовой драки". Всю технику боя он сгруппировал по 7-ми разделам и назвал свою систему САМОЗ. На основе этой техники он и предложил приемы защиты от различных захватов и от нападения вооруженного противника. Ставка в данном виде единоборства делалась на технику и ловкость, а не на грубую физическую силу. Система Спиридонова во многом напоминала японское айкидо. Ударная техника при этом не исключалась, но тактика поединка строилась исключительно от обороны. Одним из главных требований в САМОЗе было научиться работать расслабленно. Техника не требовала каких-то сверх физических возможностей, ни больших затрат энергии. Система Спиридонова была предназначена для сотрудников НКВД, т.е. для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Второй создатель самбо преподаватель Московского института физкультуры Василий Сергеевич Ощепков (1892 - 1937). В 1911- 1914 гг. он прошел курс обучения дзюдо в Токийском институте Кодокан у самого основателя системы Кано Дзигоро и получил из рук патриарха черный пояс 2-й Дан. В 1922 - 1925 гг. Ощепков находился в Китае (в Маньчжурии), где познакомился с некоторыми стилями ушу. Он предпринимал многочисленные творческие попытки обогатить и расширить рамки дзюдо и создать новую систему самозащиты, приспособленную к нашим условиям. В поле его зрения попали многие национальные виды борьбы - грузинская борьба "чидаоба", где система подножек считается лучшей чем в дзюдо, узбекская "кураш", казахская "курес", киргизская и таджикская "куреш", азербайджанская "гулеш" (или гурассу), армянская "кох", молдавская "трынтэ", японская "сумо", китайская "сюайцзяо", исландская "глима", голандско-немецкая, финская и многие другие. Именно ему, а не как многие думают его ученику А.А. Харлампиеву, должен быть по праву посвящен культовый художественный фильм "Непобедимый", в котором главную роль прекрасно сыграл не так давно трагически погибший актер Андрей Ростоцкий. В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей системы людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощепков стремился познакомить с дзюдо как можно больший круг лиц и постоянно проводил семинары для всех желающих. То, чему обучал Ощепков, он называл "борьбой вольного стиля", или "борьбой в одежде - дзиу-до". Однако в отличие от классического дзюдо, Ощепков изменил униформу занимающихся, устранил японские ритуалы, жесткое татами заменил толстым мягким ковром, дополнил технику дзюдо некоторыми приемами европейского и китайского происхождения. Неоценимый вклад внес В.С. Ощепков в развитие рукопашного боя в Красной Армии.

Сравнивая системы Спиридонова и Ощепкова, надо признать, что вторая была более "спортивной", более доступной для массового распространения. Эти два мастера не жаловали друг друга, в результате чего, в сентябре 1937 года Ощепков был арестован и через 10 дней после ареста, по одной из версий, убит в тюрьме как "враг народа" и японский шпион, дав свой последний бой палачам из НКВД прямо в камере для допросов и пыток. Организовать и реализовать донос было несложно, Спиридонов был действующим офицером НКВД. Надо отдать должное ученикам обоих мэтров отечественной самозащиты. В отличие от своих учителей, они постоянно общались и взаимно обогащали свое личное мастерство двумя системами. В результате объединения обоих направлений и появилось Рукопашный бой. Но компетентные органы вовремя спохватились, решив, что в условиях диктатуры пролетариата "невидимое оружие пролетариата", а именно так называли самбо, не должно иметь массового распространения. Началось выхолащивание техники. В результате самбо разделили на спортивное - для всех, и на боевое - для избранных. В число последних вошли работники НКВД и офицеры военной разведки. Естественно, что избранных обучали не только бросковой технике, но и боевым и специальным приемам. Справедливости ради, надо отметить, что помимо спортивных состязаний по борьбе самбо, или как она тогда называлась "борьбе вольного стиля", широким массам было также предложено несколько примитивных и мало эффективных приемов самозащиты и обезоруживания противника из так называемого боевого раздела. Они, наряду с другими нормативами, вошли в очень тогда популярный комплекс ГТО ("Готов к Труду и Обороне") как раздел "Боевое самбо". Надо же было как-то объяснять молодежи почему спортивная борьба носит столь грозное боевое название? Теперь все стало на свои места. У спортивной борьбы появился "боевой" раздел. Забегая немного вперед, хочу отметить, что таким он практически и сохранился до сегодняшнего дня. Более того, именно таким он и изучался в Советской Армии до 1987 года и до сегодняшнего дня, без особых изменений, изучается нашими доблестными правохранительными органами. Но по этому поводу я выскажу свое мнение чуть позже. Что же произошло с полноценной системой САМБО, которая была практически засекречена в конце 30-х годов. Скажем так, судьба у нее не простая. С одной стороны, она успешно развивалась в анналах спецслужб, продолжая обогащаться лучшими методиками и техниками боевых систем Востока и Запада. С другой, вследствие традиционных межведомственных распрей между НКВД и военной разведкой, начала делиться на два практически мало зависимых друг от друга направления. Первое в основном делало упор на технику обезоруживания, задержания и конвоирования. Сейчас это направление традиционно называют «полицейская техника». Второе же, в большей степени, развивало технику направленную на тотальное уничтожение противника при ведении реального боя с превосходящими силами противника в условиях войны. Современное название такого подхода – «армейская» или «спецназовская техника». Впрочем это было вполне закономерно. Уж больно разные задачи стояли перед сотрудниками этих организаций. В 1940 году В.П. Волков, прошедший обучение как у Спиридонова, так и у Ощепкова, впервые официально соединил элементы обеих систем в рамках единого курса обучения, изложенного им в учебнике для школ НКВД. Отталкиваясь от этого фундаментального пособия, А.А. Харлампиев (1906 - 1979) продолжил работу в данном направлении, итоги которой были изложены в его большой книге "Борьба самбо" (1949). Однако в ней он исключил удары, удушения, опасные броски, приемы самозащиты от вооруженного противника. Так произошло окончательное закрепление разделения самбо на чисто спортивный вариант "борьба в одежде" (который впоследствии и стал популярным международным видом спорта) и на боевой вариант (его Харлампиев частично изложил в книге "Борьба самбо - специальные приемы", изданной в 1952 году военным издательством с грифом "Для служебного пользования"). Перестав быть боевым искусством, открытое для всех желающих, самбо Харлампиевского образца очень быстро превратилось в обыкновенное спортивное единоборство, со всеми его условностями и ограничениями. А засекреченный полноценный боевой вариант системы очень быстро перестали называть самбо, и он разделился на несколько отдельных систем рукопашного боя, впитывающих в себя самые разнообразные влияния и веяния.

Истоки единоборств уходят в далекое прошлое. Сама жизнь диктовала древнему человеку необходимость бороться за свое существование. Рукопашный бой как средство защиты и нападения известен с зарождения человеческого общества. Элементы борьбы, рукопашного боя зарождались во время охоты, в непрерывных междоусобных войнах. Во все эпохи жизнь воина зависела от искусства владения оружием. И с древнейших времен во многих странах разрабатывались системы военного искусства - владение мечом, копьем, стрельба из лука, бой пешего с конным, безоружного с вооруженным.

Во все периоды истории простолюдинам запрещалось иметь и носить оружие. А несправедливости вокруг было много.

Чтобы противостоять вооруженному нападению, во многих странах стали формироваться школы борьбы против вооруженного нападения. История оставила много документальных свидетельств об этом. Это легенды, наскальные рисунки и фрески, рельефы и скульптурные композиции в древних храмах, росписи на вазах и ритуальных сосудах. География их обширна - Китай, Индия, Египет, Греция, Япония, Италия, Россия и др.

История богата примерами исторических побед славянских народов в многочисленных битвах. С древних времен у нас существовала система подготовки воинов, имевшая существенное отличие от системы восточных единоборств. Так, на протяжении многих веков, был на Руси обычай «стеношного боя». Зимой, на масленицу, сходились подростки, молодые парни, мужики на льду замершей реки, стенка на стенку. В те давние времена реки зимой и летом были главными дорогами лесистой и заболоченной Руси. По замершим рекам передвигались войска.

В непрерывных войнах исход битвы часто решали ополченцы-ремесленники, крестьяне, которые к битвам готовились между делом. Была разработана подготовки воина с юных лет, умение долгие годы поддерживать боевую форму, сражаться плечом к плечу, традиция «стеношного» боя.

Правила его не сложны. Бойцы сходились стенка на стенку, причем в первых рядах были мальчики, которые как бы раззадоривали стоящих за ними юношей; основные силы вступали в бой последними. Били руками только в грудь и в живот. Запрещались удары в лицо, спину, ниже пояса. Лежачего не били. Для победы нужно было прорвать стенку противника.

В стеношных боях помимо личного мастерства отрабатывались совместные действия, взаимовыручка, чувство локтя. Все подчинялось одному- сам погибай, а товарища выручай. Дрались только кулаками. Категорически запрещалось применение любых предметов, а если кто применял нож (а их носили многие), общество отторгало виновного, и он бывал подвергнут всеобщему презрению.

На Руси существовало несколько школ рукопашного боя. Среди наиболее известных - псковский « скобарь» , тверская «буза» , запорожский «спас», владимирский «кружал».Эти школы были основаны на обрядовых плясках-боях. обрядовые поединки проходили под музыку, где сам танец являлся подготовкой к кулачному бою, под ритм музыки танцующих полностью отключался от окружающего его мира, расслаблялся, готовился к схватке. Внешне нескладный танец служил изощренной и действенной подготовкой к поединку. Полнейшее расслабление давало возможность бойцу мгновенно реагировать на любые, самые неожиданные действия противника, наносить молниеносные удары.

В начале нашего века прапорщик российской армии В. Спиридонов создал свою систему рукопашного боя, где ловкость и отточенная техника выполнения приемов давали преимущество. Удары не исключались, но сам поединок строился от обороны. Основа этой системы - полная расслабленность. Ведь расслабленная мышца реагирует на любое действие значительно быстрее напряженной.

Такая техника не требовала большой физической силы и специальных подготовительных упражнений.

Уходя от удара скручиванием корпуса, уклонами, отбивами, защищающийся заставлял нападающего промахиваться, проваливаться, терять равновесие, терять силы, нервничать и, в конце концов, ошибаться.

Родилась великолепная школа русского рукопашного боя, которая с успехом внедрялась в войсках..

После 1917 года многие специалисты - рукопашники оказались за границей, где не долго оставались без дела, - через некоторое время эта система была взята на вооружение войсками многих государств. Более семидесяти лет процветает и совершенствуется у американских десантников особый вид борьбы, в основу которого был положен русский рукопашный бой.

Сам В. Спиридонов остался в Москве, где занимался обучением рукопашному бою красноармейцев. Продолжая совершенствовать свою систему, он включил в нее удары ногами.

К сожалению, все лучшее, что несло в себе искусство рукопашного боя, было засекречено и практиковалось лишь в спецучилищах, где готовили диверсантов. А для народа была создана борьба самбо.

В. Ощепков и А. Харлампиев, создавшие этот вид спорта, ставший столь популярным в нашей стране, в основном ориентировались на технику восточных единоборств. Были разработаны болевые приемы на ноги, несколько изменена одежда, введены броски с зацепами и обвивами ног. Ориентация на восточную технику объяснялась двумя факторами: во-первых, сказалось, что В. Ощепков долгое время жил в Японии, серьезно занимался борьбой дзю-до, успешно закончил знаменитый институт дзю-до Кодокан; во-вторых, что самое главное, - в то время за пропаганду родной культуры можно было попасть в разряд националистов и поплатиться за это головой.

Но традиции русского рукопашного боя еще сохранились в народе. Во время Великой Отечественной войны наши солдаты в рукопашном бою могли успешно сражаться с несколькими нападающими одновременно.

В последние годы наметился явный спад в системе подготовки и обучению рукопашному бою. Не была и исключением и армия. В военных училищах для обучения бедующих командиров рукопашному бою отводилось всего 8-10 часов в год. В десантных войсках, подразделениях КГБ и МВД стали культивироваться восточные единоборства, которые не соответствовали антропометрическому и психологическому складу славянских народов. Эти единоборства восточные народы создавали для себя.

К счастью, благодаря титаническому труду энтузиастов в Москве, Ленинграде, Твери, Свердловске, Красноярске русский стиль рукопашного боя стал возвращаться из небытия. Особо следует отметить преподавателя Красноярского Высшего Военного училища Алексея Алексеевича Кадачникова, который по крупицам собрал и систематизировал все, что сохранилось от наших дедов и отцов.

В последние годы рукопашный бой получил широкое распространение в виде спортивных единоборств. Образованы национальные и международные федерации дзю-до, таэквандо, кик-боксинга, самбо, каратэ. Проводятся соревнования континентов и мира. Усилился интерес к рукопашному бою: им сейчас занимаются миллионы людей в армии; как грибы после дождя появляются школы каратэ, самбо, таэквандо. Чем привлекают они так людей? В чем такая популярность?

Граждане многих стран желают научиться приемам самообороны, развиваться физически. Да и занятия в этих секциях доступны всем - взросмым и детям, мужчинам и женщинам. Возраст тоже не помеха. Занятия единоборствами - это средство оздоровления и укрепления организма, возможность спастись от гиподинамии.

Человек учится владеть не только своим телом, но и психикой. У него появляется оружие самозащиты, которое всегда с ним и пока он жив, его нельзя отнять. Это его руки, голова, туловище. Заниматься единоборствами, изучая приемы самозащиты, вы совершенствуете не только свое тело, но и дух и разум.