Подойдет ли йога Айенгара новичкам и с чего начать практику? Асаны йоги айенгара. Айенгар-йога: путь к здоровью

> Комплексы Б.К.С. Айенгара - йога для начинающих

Особенности йоги по методу Айенгара :
. статичная практика асан , симметрия, тщательное выравнивание, тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в позе увеличивает ее воздействие на мышцы, связки, суставы, внутренние органы, системы и клетки, а также на эмоциональное состояние и ум;
. постепенное развитие практики , переход от простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению;
. использование разнообразных вспомогательных пропсов (мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков, стульев, ремней и веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и создать опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы.

Практика йоги Айенгара доступна каждому желающему вне зависимости от физической подготовки и жизненного опыта. При выполнении асан важно интегрировать в процесс спокойное расслабленное дыхание. Для каждой асаны оно свое, так же как и каждая асана направлена на свою цель. Асаны необходимо удерживать в течение нескольких секунд (для начинающих) или минут (для продвинутых), в результате чего мышцы, суставы и внутренние органы принимают правильное положение, постепенно "привыкая" к нему. Например, такие позы, как стойка на голове или знакомая с уроков физкультуры "березка" благотворно влияют на работу сердца, легких, печени, органов брюшной полости, пищеварительной и кровеносной систем, головного мозга. Кроме обще-оздоровительного и укрепляющего влияния на тело, йога учит обращать взгляд внутрь себя, наблюдать за собой, контролировать эмоции.
При совокупности этих физических методов, практикующий йогу Айенгара может достигнуть значительных результатов, позволяющих чутко ощущать эмоциональное и физическое состояния собственного организма и управлять ими.

Путь в йоге начинается с малого, а именно с ознакомительных занятий. Это вводные уроки йоги направленные на то, чтобы познакомить учеников с основами практики йоги, научить базовым принципам положения и работы тела в позах, обращать внимание на физиологические особенности каждого ученика, показать для чего и как используется дополнительное оборудование (ссылка на интернет-магазин, стр. с пропсами), ввести в терминологию. Немалую часть ознакомительных занятий занимают вопросы-ответы, т.к. именно в этих классах в большей степени освещена теоретическая часть. После прохождения ознакомительных занятий, ученик овладевает базовыми навыками практики йоги, и может заниматься в группах «Начального» уровня.

"Я разделяю асаны на три группы: начальный, средний и продвинутый курсы. Я группирую их в порядке, удобном для выполнения, с примерным учетом времени, которое может потребоваться для освоения всех этих трех курсов."

Кому по силам йога Айенгара?
Изучать йогу возможно в любом возрасте, подготовлены мы или нет. Даже если вы знаете многое или только собираемся постигнуть эту науку. Давайте попробуем определить: что же такое йога, зачем она нам нужна? Не секрет, что увлечение йогой Айенгара все больше набирает популярность среди активных современных людей.

В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
— Полезность и современность йоги;
— Направления йоги;
— Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений;
— Йога Айенгара: видео уроки.

Что такое йога?

Данное понятие пришло от наших древних предков. Это одна из систем индийской философии. В культуре Индии, ее трактовали, как науку подчинения разума. Скрытый потенциал для управления всеми функциями организма. Неоспоримые авторитеты в области йоги, такие как Патанжали, Кришнамачарьи заявляют о возможности развития исключительных способностей людей – лечить, совершенствовать тело и дух. Итог – гармония внутри человека.

Зачем нужна йога?

В результате практики мы имеем:

Улучшение здоровья,
способность управлять своим телом,
возможность предупреждения некоторых заболеваний,
активную жизнь и работоспособность,
долголетие.

Регулярно занимаясь, мы:

Избавляемся от головных болей, болей в спине и шеи,
восстанавливаем работу щитовидной железы, поджелудочной, работу кишечника,
укрепляем нервную систему.

Йога увеличивает эластичность мышц, укрепляет их. Мышцы спины начинают держать позвоночник, боли исчезают. Сильные мышцы рук и ног позволяют достаточно долго, безболезненно переносить нагрузки.

Для здоровья суставов полезны упражнения подвижности: скручивание, выгибание.

Мы учимся управлять дыханием. Оказывается, именно правильное дыхание помогает устранять фантомные боли.

Организм, нормализуя физиологию, начинает избавляться от лишних килограммов.

В некоторых направлениях есть упражнения, для омоложения лица, шеи.

Йога для беременных подготавливает женщину к родам.

Такая философия как йога помогает справиться с тяжелой депрессией.

Происходят изменения во всех жизненных аспектах. Меняется судьба!

Существует множество видов: спокойная, легкая, спортивная, ближе к акробатической.

Вот некоторые из них:

Хатха:

Наиболее известно. Если практиковать 1-2 раза в неделю, в короткое время можно стать стресcоустойчивым, научиться контролировать эмоции, обеспечить спокойный сон, хорошее настроение.

аштанга-виньяса:

Похоже на занятия аэробикой. В результате пользуется популярностью у тинейджеров. В течение часа получается сжечь 500 ккл.

инь-йога:

Показано для офисных сотрудников. Полный рабочий день нередко проходит в напряжении физическом и умственном. Мы научимся разгружать свои мысли и успокаивать тело. Мозг после занятий расслабляется. С помощью правильного дыхания достигаем душевного, психологического комфорта.

хатха, кундалини, сахаджа-йога:

Нам хочется общаться с единомышленниками, делиться опытом, вместе практиковать что-то новое? Указанные направления проводят мастер-классы, семинары. Есть возможность получать знания в коллективе.

Но, хочется остановить внимание на йоге Айенгара . Почему?

Айенгар-йога

История:

Беллура Кришнамачара Сараджа Айенгара создал собственную систему преодоления недугов. Гуру в детстве был очень слаб здоровьем и решил изучить йогу знаменитого Кришнамачарьи. Айенгар бросил вызов проблемам. Благодаря вере и упорству, обрел успех в их решении. В последствие, помог многим нуждающимся в выздоровлении.

Преимущества:

Данный вид йоги подходит даже тому, кому простые асаны (позы) на первый взгляд, кажутся невозможными: людям после операций, травм, с хроническими заболеваниями, приобретенными проблемами здоровья, пожилым, детям, беременным. Его метод — научить ослабленного и неповоротливого управлять своим телом.

Йога Айенгара является постепенной. Для безопасности и комфорта, гуру придумал подручные приспособления: одеяла, валики, ремни, деревянные кирпичи, маты. Это основное, что отличает метод занятий Айенгара, например, от аштанга-виньясы. С тем или иным дополнительным материалом можно достичь выполнения заданий.

Очень важно, что противопоказаний для обучения нет.

Достижения:

На каждом занятии достигается терапевтический эффект. В тонус приходят все группы мышц, суставы. Йога Айенгара приводит к вытягиванию человеческого тела, что положительно действует на позвоночник. Смещенные позвонки встают на место. При регулярных уроках, возможно избавление от грыж. Мы становимся гибкими, суставы не болят. Даже если человек еще совсем немного практикует занятия, он начинает ощущать душевный комфорт.

И так, цель учителя Айенгара – излечение от травм, реабилитация после операций, устранение хронических болезней, хорошее настроение и оздоровление организма .

Йога Айенгара: асаны, комплексы упражнений

Много людей открыли для себя йогу Айенгара! Занимаясь по методу оздоровительной программы гуру, мы добиваемся своих целей. Айенгар-йогу по праву можно назвать лечебной.

Перемены в жизни как результат занятий.

Каждый практикующий йогу Айенгара приводит свой ум в состоянии гармонии, что положительно влияет на эмоциональное состояние. Уравновешенный, спокойный, самодостаточный, здоровый человек мыслит позитивно. Ученые доказали — мысль материальна. Жизнь меняется к лучшему!


Йога Айенгара: Видео уроки

Число приверженцев здорового образа жизни с каждым годом увеличивается, как и количество тех людей, которые выбирают лечение без таблеток. Для многих своеобразной «таблеткой» от имеющихся заболеваний стала практика «йоги» и в особенности один из ее видов, ориентированный на улучшение работы всего организма – Айенгар – йога.

Йога Айенгара и ее основатель

Айенгар-йога возникла на базе хатха-йоги в 1975 году, благодаря необходимости Беллура Кришнамачарома Сундарараджи Айенгара избавиться от некоторых заболеваний. Будущий мастер йоги, изучив подробно древние трактаты, дополнил комплекс классической хатха-йоги множеством асан, таким образом, отсекая в некоторой степени духовную составляющую йоги, и одновременно делая особый упор на физиологию и здоровье.

В комплексе йога Аенгара представлено около 250 асан, каждая из которых испробована гуру лично и имеет четкое направленное воздействие на работу внутренних органов. К слову сказать, Сундарараджи Айенгар, прожил до 95 лет и до последних дней своих жизни практиковал йогу сам и обучал ей желающих.

История распространения учения

Конечно, разрабатывая йогопрактику восстановления организма, сам гуру и не предполагал, что его учение приобретет такую популярность по всему миру. Более того, труды Шри Кришнамачарьи Айенгара изложен в таких книгах, как «Свет жизни:йога», «Искусство йоги», «Дерево йоги», «Прояснение пранаямы» и некоторых других. Занимаясь преподаванием йоги, гуру и не подозревал, что его метод обретет столько последователей и сама практика станет одним из популярных видов йоги даже в России.

По свидетельствам учеником Айенгара, будучи молодым, он увлекался более динамичной и тяжелой для тела практикой, благодаря чему появилась Аштанга-Виньяса-йога, выделенная в качестве самостоятельной практики по методу Айенгара учеником гуру – Патабхи Джойса. Со временем, Шри Кришнамачарьи, осознав, что такая довольно жесткая практика, к большому сожалению, доступна не многим, а лишь хорошо физически подготовленным воинам, йога Айенгара трансформировалась в более медленную, медитативную практику.

Что такое Йога Айенгара

Основы йоги Айенгара описаны детально в книге гуру «Пояснения йоги», согласно которым наиболее важным во время занятий представляется положение тела – оно должно быть расслабленным и в таком случае можно говорить о правильности выполнения асаны. Характерно, что йога Айенгара имеет несколько уровней, что позволяет заниматься людям с разной степенью подготовки – от новичков до мастеров йоги.

Благодаря особому методу использования различных подручных средств во время занятий удается существенно понизить мышечную нагрузку, что позволяет усилить эффективность занятий за счет большего расслабления тела. К такого рода предметам можно отнести:

  • кирпичи;
  • деревянные брусья разных размеров;
  • подушки и валики;
  • ремни;
  • стулья;
  • одеяла.

Представленный инвентарь позволяет даже новичкам в небольшие сроки усвоить базовые асаны йоги Айенгара.

Особенности йоги Айенгары

Одна из наиболее важных особенность Айенгар-йоги, отличающая данный ее вид от многих других – это медитация, достигаемая не по окончании всего комплекса, а в процессе его выполнения, так называемая медитация действия. Сущность ее проявляется в том, что человек, находясь в асанах, параллельно пытается осознать те участки тела, на которые опирается данная поза. Если сначала для сознания представляется большой сложностью достижение концентрации на разных частях тела, то постепенно, по мере углубления в практику, человек начинает осознавать все тело одновременно, приобретая целостное восприятие. Таким образом, сознание со временем научается входить в медитативное состояние.

Говоря о других особенностях йоги Айенгара, следует отметить, что они проявляются:

  • в статичном выполнении асан при помощи всевозможных приспособлений (ремни, валики и другое);
  • постепенном освоении практики от простых асан к более сложным, увеличивая также время пребывания в асане;
  • чередовании стоячих асан, поз, основанных на прогибах и наклонах, асан на баланс и скруток;
  • уделении особого внимания перевернутым позам;
  • равномерном расслаблении и вытяжении тела во время пребывания в асане;
  • детальном объяснении каждой позы во время занятий;
  • выравнивании тела в процессе занятий, придания ему симметричности, гибкости и силы, что одновременно влечет за собой также и изменения на уровне энергетики тела.

Перечисленные выше особенности Айенгар-йоги говорят об индивидуальном подходе к каждому конкретному человеку на протяжении занятий, что делает данную практику, в сравнении с другими, более доступной.

Преимущества практики

В сравнении с классической йогой, Айенгар-йога имеет некоторые преимущества. Одно из важнейших проявляется в том, что данный вид йоги позволяет быстрее достигнуть правильного выполнения асан, благодаря используемому инвентарю, снимающему излишнее напряжение с тела. Другие преимущества йоги айенгара касаются главным образом воздействия на организм человека, среди них такие, как:

  • улучшение состояния организма;
  • укрепление костно-мышечной системы;
  • улучшение работы сердца;
  • нормализация нервной системы;
  • укрепление иммунитета;
  • избавление от боли в спине и других мышечных болей;
  • стабилизация гормонального фона;
  • повышение выносливости, концентрации, гибкости.

Кроме выше перечисленного, стоит отметить, что данный вид йоги повышает стрессоустойчивость, улучшает взаимоотношения и избавляет от вредных привычек.

Методы снижения нагрузки на мышцы

Как уже говорилось выше, благодаря использованию некоторого оборудования, техника выполнения асан становится значительно проще. Дело в том, что основу данного вида йоги изначально составляли стоячие позы, но без специальной подготовки их выполнение может быть затруднено, однако при использовании ремня, который одевается на ступни, выполнить наклон и дотянуться до кончиков пальцев руками становится в разы проще.

Причина такого упрощения кроется в том, что используемый инвентарь снимает излишнее мышечное напряжение, вследствие чего тело расслабляется, и необходимое положение в асане достигается быстрее.

Ощущения и эффект

Уже с первых занятий можно ощутить, как меняется состояние человека, как физическое, так и психологическое. Снимается утомляемость, повышается работоспособность, улучшается настроение. Если говорить о физиологических составляющих, то самое первое, что можно отметить – меняется цвет кожи, улучшается пищеварение и меняются вкусовые предпочтения в пользу правильного питания.

По мнению многих женщин, йога Айенгара не только помогает похудеть (тот факт, что уже привлекает многих заниматься йогой), но и избавляет от проблем с репродуктивной системой, налаживает работу женских органов и способствует наступлению беременности.

Методика использования опор

Уникальность Айенгар-йоге придают так называемые опоры, внедренные в данную практику. Тем, кто давно практикует йогу, известно, что неверное выполнение асан уменьшает оздоравливающий эффект. В учении Кришнамачарома Сундарараджи Айенгара методом постоянных практик удалось решить эту проблему при помощи использования подручного инвентаря. К примеру, для постепенного привыкания мышц и связок к нахождению в асане, используется ремень. При помощи него можно улучшить пребывание в таких позах, как:

  • гомукхасане;
  • пашчимоттаносане;
  • эка пада раджак апотасане.

В пашчимоттаносане также часто используют брусья и даже кирпичи. Невысокие подушки, валики и одеяла используют в супта баддха коносане, сукхсане, швасане, с помощью них снимается напряжение в поясничном отделе. В целом благодаря всем используемым подручным средствам йога Айенгара – одна из самых комфортных практик.

Кому подойдет

Йога Айенгара одна из тех разновидностей йоги, которая подходит практически каждому, независимо от состояния здоровья (за редкими исключениями). Особо рекомендована она тем, кто:

  • испытывает проблемы со здоровьем;
  • имеет слабый иммунитет;
  • никогда ранее не практиковал ни один вид йоги;
  • имеет плохую физическую подготовку и растяжку.

Имея какие-либо травмы в прошлом или хронические заболевания, необходимо сказать это наставнику, чтобы он мог сделать индивидуальную корректировку занятий.

Польза и эффект от занятий

Конечно, о пользе практики йоги уже многое сказано, тем не менее, не будет лишним сказать о том, что занятия по методу Айенгара:

  • повышают жизненный тонус;
  • хорошо влияют на общее физическое, внешнее и психологическое состояние человека;
  • являются хорошей профилактикой сколиоза и любых заболеваний, связанных с позвоночником;
  • делают суставы подвижными, а мышцы гибкими;
  • приводят давление в норму;
  • повышают защитные функции организма;
  • препятствуют появлению стрессов и депрессий;
  • нормализуют сон;
  • способствуют общей позитивной направленности личности.

Йога Айенгара для начинающих

Для начинающих йога по методу Айенгара удобна, прежде всего, потому, что только начавшему практиковать, важно понять работу тела в асане, а в данном виде йоге как раз имеет место четкое построение каждой позы. Также большое внимание уделяет тренер контролю сознания во время занятий. Такая детальная проработка позволяет глубже понять суть асан и быстрее войти в йогу.

Занятия в студии выстроены ступенчато, что позволяет в индивидуальном ритме продвигаться от простых асан к более сложным, параллельно осваивая техники пранаямы и медитации. В домашних условиях проводить занятия данным видом йоги довольно сложно из-за различных необходимых для практики приспособлений, в первую очередь. Но, нет ничего невозможного, ведь если есть желание практиковать йогу, то простые в обиходе вещи, такие как стул, диванные подушки и валики, можно переквалифицировать в инструментарий для йоги.

Кроме того, тому, кто мало знаком с йогой, необходимо знать, что существует небольшие противопоказания к занятиям, такие как температура, наличие простудных заболеваний или обострение хронических. Для женщин периодами ограничения в занятиях является менструация и беременность.

Экипировка

Один из немаловажных моментов, который следует изучить прежде, чем приступить к занятиям – вопрос экипировки. Для занятий йогой придется обзавестись:

  • специальным ковриком;
  • удобной обувью;
  • полотенцем, пледом и подушками;
  • стульями.

При выборе правильной одежды для занятий следует учитывать, что она не должна стеснять движения и должна быть эластичной. Также для тренировок лучше выбрать облегающий комплект, состоящий из майки либо футболки и лосин. Очень важно, чтобы материал, из которого изготовлена одежда для занятий был натуральным. В плане цвета лучше выбрать одежду не очень яркую, чтобы при занятиях в студии она не отвлекала других. Также стоит уделить внимание тому, чтобы на одежде не было (либо было по минимуму) пуговиц, молний и других элементов одежды, которые на занятиях могут травмировать.

Хорошим помощником в подборе всего необходимого для занятий могут стать магазины, специализирующиеся на спортивных товарах, либо даже на товарах для практики йоги. Среди последних существуют и интернет-магазины. Кроме того, можно прибегнуть к помощи тренера в вопросе экипировки, часто этот человек может рассказать, где и что необходимо приобрести.

Техники медитации

Стоит сказать, что согласно методу Айенгара, медитация не выделяется как отдельная практика из йоги, да и вообще из жизни. Гуру считал, что осознанный подход к окружающему миру и есть непрекращающаяся медитация. Это означает, что войдя в медитативное состояние необходимо жить в нем постоянно. Ровно такой же подход касается и Айенгар-йоги, когда медитация не является завершением всех асан, а сопровождает совершенно все асаны, помогая освободить ум во время практики и благодаря чистоте сознания добиваться осознанности.

При таком подходе Айенгар не отрицал и тот факт, что медитация, равно как и йога, имеет свои ступени постижения, продвигаться по которым можно лишь медленно, поэтапно осваиваю технику.

Йога Айенгара для женщин

Необходимо сказать, что существует отдельная школа Айенгар-йоги для женщин, ее автором является последовательница учения Айенгара, его дочь – Гита, которая с детских лет посещала занятия йогой, которые проводил отец, и хорошо владела и теорией, и практикой.

Гита Айенгар выделила важные в жизни женщины циклы, такие, как:

  • половое созревание;
  • менструации;
  • период беременности;
  • наступление менопаузы.

В соответствии с этими периодами для практики подбираются свои асаны. Существует предположение о том, что слишком интенсивные занятия йогой из-за воздействия практики йоги на гормональный фон приводят женщину к раннему климаксу. По этой причине Гита советует заниматься йогой постепенно, не перегружаясь, а в особые периоды, такие как зачатие или беременность, необходимо правильно выбирать асаны, ведь некоторые из них препятствуют зачатию или хуже того, могут спровоцировать выкидыш.

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».