Подростковая неуверенность в себе. Фокусироваться на самосострадании

Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на хорошесть даже и во взрослом возрасте затруднительно – мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед.

Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее, не впадая при этом в манию величия.
Любовь
Главный ключ к уверенности мы назовем сразу. Это ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, недостаточно подобрать нужные слова. Нужно по-настоящему любить.
И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа, сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите. Мы чувствуем главное непременно.
Ваше чувство будет согревать ребенка и формировать в нем уверенность, помогающую не впадать в уныние или, наоборот, самодовольство от каждого комментария.
Как же любить ребенка так, чтобы он это по-настоящему ощущал, его это согревало и формировало в нем основу для здорового восприятия себя, для независимости от «кнута и пряника» в виде похвалы или критики первого встречного? Это довольно просто.
Вернитесь мысленно к своей беременности, например. Ждали ли вы какого-то особенного ребенка (красивого, умного) или были готовы любить того, кто придет в вашу семью? Согреть его, дарить тепло тому, кто с вами будет, вне зависимости от любых его качеств? Невзирая на любые неприятности и ситуации? Правильный ответ, как вы понимаете, второй.
И вопрос не в том, как вы выражаете это ребенку. Вы его воспитываете, поэтому он должен получать разную реакцию на разные его поступки. Важно, чтобы вы сами, несмотря на то, что вы говорите и какое поведение демонстрируете, помнили о том, что любите.
Поощряйте старания

Допустим, у вас двое детей. Один из них нереально талантлив в английском, другой – в математике. Представьте, что вы хвалите их за их результаты по английскому. Каждый день Саша приносит из школы по иностранному «пять», а Варя – «три».
Сашу каждый раз поощряют, Варю – ругают, несмотря на то, что Саше предмет самое дается очень легко, а Варе – с трудом, но она старается. Сын зазнается, хотя он не прилагает усилий, и, возомнив себя гением, может перестать стараться по другим направлениям.
Дочь, которая, вполне вероятно, делает все возможное и невозможное – и все равно получает тройки… максимум четверки, просто переживет некоторое отчаяние и срыв - и может махнуть рукой на достижение результата в принципе либо же на вашу объективность.
Начать прогуливать уроки или концентрироваться совсем на других вещах. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему прикладывает усилия ваш ребенок и поощрять их.
Небольшой педагогический секрет: можете завести специальный дневник «за старания», выставлять в нем оценки за ежедневные усилия не только по школьным делам, но и по самым разным направлениям. Поощряйте старания разными способами – походами в зоопарк, планетарий, новыми интересными знаниями.
Пусть поощрения сами по себе будут развивающими (не конфетно-тортиковыми) – не будем воспитывать маленького обжору!
Принятие решений
Пусть ребенок принимает разные решения по ходу дня и вообще в жизни. А также переживает последствия принятых им решений и учится представлениям об ответственности. Это позволит ему чувствовать себя маленьким взрослым и по-настоящему расти.
Не сравнивайте с другими детьми
Не надо сравнивать ребенка с Петей, Машей из соседнего подъезда и вашим воображаемым идеальным сыном. Признайтесь себе, что такие сравнения – банальная зависть и неумение любить ребенка.
А это неумение (смотрите пункт первый) может крайне негативно отразиться не только на его самооценке, но и на жизни вообще. Мотивируйте его не примером других детей, а возможностью проявить свои таланты, написать картину, придумать и изобрести что-то интересное…
Стать умным, сильным, добрым. То есть, творческими вещами. Тогда ребенок не будет нервничать по поводу чужих успехов (и строить свою самооценку в зависимости от того, что получила сегодня по русскому Катя), а будет больше обращать внимания на свои собственные успехи.
Создавайте ребенку достойных героев

В пример хорошо ставить… да, самых настоящих героев. До которых не так сразу и допрыгнешь. Это придаст ребенку вдохновения и сил. Пусть дети знают о героических личностях, вдохновляющих не просто успехом, а личным характером или удивительными поступками.
«Чем выше цель, тем больше сил», как говорит психолог Марина Таргакова. Следование за каким-то интересным идеалом и стремление добиться высокой цели (например, желание стать виртуозным пианистом) придаст ребенку массу энергии – и у него просто не будет времени и желания думать о том, как над ним вчера посмеялись.
Для того, чтобы таким образом вдохновлять ребенка, нужно, действительно, постараться, но оно того стоит. Будьте вдохновлены сами.
Не перехваливайте
Не надо слишком упоенно хвалить ребенка. Этим вы можете получить перекос, когда ваш школьник просто воспарит в собственных лаврах и начнет «лоботрясничать», думая, что он уже всего достиг. Расслабится, то есть. Лень и самодовольство – не наша цель.
Помните, что поощрять лучше старания – и в меру. Пусть вообще движущим мотивом ребенка к деятельности будет не похвала, а сама увлеченность, процесс.
Не унижайте
Это, конечно, само собой. Если вы оскорбляете человека как личность, то вы рискуете просто утратить его доверие. Помните, что критиковать важно поступки, неправильное выражение эмоций, а не самого ребенка. Давайте ему понять, что он может ВСЕ.
Главное – захотеть и постоянно стараться.
Внешность и другие проблемы



Постарайтесь в разговорах или, находясь в школе, постараться понять, какие критерии кажутся особенно важными ребенку для того, чтобы быть «своим» в своем обществе.
И постарайтесь «расшатать» эти критерии, то есть не подвергнуть их сомнению (внешность, классный телефон), а пояснить ему, насколько все интереснее – и как много важных и хороших качеств есть в человеке. Познакомьте его с людьми, у которых есть совершенно другие, непривычные для ребенка качества.
Талант, чувство юмора, смелость… Пусть, проявляя свои менее привычные позитивные качества в их присутствии, ребенок чувствует себя увереннее и понимает, что развиваться можно бесконечно.
Тогда, если одноклассники назовут его лопоухим или его телефон будет не самым модным в классе, он придаст этому не так много значения. Возможно, ему стоит пойти в кружок игры на гитаре, шахматное общество или другое такое же вдохновляющее его общество.
Верующим родителям можно подыскать клубы по интересам на темы, связанные с религией или какими-то духовными ценностями (в зависимости от ваших убеждений). Можно, если это входит в вашу картину мира, отвести неуверенного ребенка поговорить со священником, предупредив, о чем речь.
Хороший священник – настоящий психолог и, вполне вероятно, сможет быстро обрисовать ребенку, насколько иными могут быть ценности и направление движения. Проявляйте креативность в расширении горизонтов ребенка.
Искусство «маленьких шагов»
Почаще поручайте ребенку задания, которые он сможет успешно выполнить сам. Если у него что-то получается, он будет без лишних похвал окрылен успехом и попробует взяться за новое дело. Таким образом, будет расти его уверенность в своих силах.
Еще один важный момент – пусть он осваивает сложные умения или навыки по чуть-чуть. Учится готовить и шить с самых простых заданий, причем пускай смастерит одно и то же несколько раз.
Освоил – переходит к новому. Иначе он может просто растратить весь энтузиазм и растерять веру в свои силы – что-то вроде того, как взрослые посреди слишком строгой диеты бегут к холодильнику и потом впадают в уныние и занимаются самоосуждением.
Объясните, как относиться к критике и обидным замечаниям

Поясните ребенку, что критика – это не всегда плохо. Это способ понять, к чему стоит стремиться. Если его кто-то обижает, пусть он задумается, нельзя ли это как-то использовать.
Если, например, ему говорят, что он нудно рассказывает у доски, это возможность научиться интересно выражаться – и стать, в будущем, может быть, телеведущим!
Если же из критики ничему нельзя научиться (например, «ты дурак»), то на нее надо постараться не обращать внимания и понимать, что у других людей может просто быть плохое настроение или какие-то сложности в семье, которые мешают им научиться себя хорошо вести.
Будьте мамой и папой, а не одноклассниками
Ребенку очень помогают чувствовать себя уверенным в жизни мама и папа, у которых есть четкие принципы и представления о жизни. То есть тут два пункта: во-первых, не нужно быть совсем «равными», хихикающим над другими, делиться с ребенком своими проблемами – если взрослые ведут себя инфантильно, ребенок лишается ощущения защиты.
Надо стараться быть одновременно вдохновляющим идеалом и по-настоящему взрослыми, уверенными в том, что и почему вы делаете. Тогда ребенок будет чувствовать над собой «крышу» – и ему будет намного спокойней и лучше. Для этого, естественно, надо думать, как становиться увереннее и взрослее самим.

Как развить уверенность в себе
советы по развитию чувства уверенности у подростков

1. Старайтесь не сравнивать подростка с другими подростками, неважно в чью пользу идет сравнение. Более верный путь - научить подростка сравнивать себя "сегодняшнего" с собой "вчерашним" и видеть себя "завтрашнего". Вы можете сказать подростку: "Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой". Или: "Сегодня ты получил за контрольную двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то - то можешь получить лучшую оценку". Всегда оставляйте подростку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет подростку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.

2. Признайте подростка таким, какой он есть. Часто взрослые хотят, чтобы подросток обладал какими-то конкретными достоинствами, которые взрослые особенно ценят. Стремясь воспитать в своем ученике эти качества, учителя не замечают, или не ценят других, какими подросток реально обладает. Любые маленькие личные победы подростка над самим собой - научился ли он правильно оформлять классную работу или победил в олимпиаде, соревновании - ничто не должно пройти мимо внимания классного руководителя . Цените все, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области, и вы ждете других достижений.

3. Учите подростка обдумывать возможные альтернативы своих поступков или замыслов . Если вы вместе с подростком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст подростку, да и вам тоже, особое отношение к перспективам подростка. В таком случае даже возможное при неудаче чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира а, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.

4. Никогда никому не говорите о подростке плохо, не называйте его такими словами, как "глупый", "невезучий", "нет способностей" и т. д. Если у вас получится, постарайтесь даже не думать так. Может так случится, что вы окажетесь единственными, кто верит в подростка.

5. Позвольте, если можете, подростку спорить с вами. Если вы сделали это, то пойдите дальше - позвольте ему убедить вас в чем-то для него очень важном. Если вы сделали это, то пойдите дальше - позвольте ему хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не согласны. Прислушайтесь к себе, какие при этом вы испытываете ощущения? Если в этот момент у вас проснулось чувство неуверенности в себе, обратитесь к самоучителю по уверенности в себе, это вас отвлечет и скорей всего поможет.

6. Позвольте, если можете, подростку действовать самостоятельно. Не делайте за него того, что он может сделать сам. Величайшим даром, полученным от воспитателей, могла бы стать уверенность в себе, выросшая из привычки полагаться на собственные силы. В любом возрасте надо развивать чувство ответственности. Лишь, будучи независимым, ребенок сможет познать радость и достоинство человека, твердо стоящего на ногах. На воспитателе лежит важный долг: помогать плавно переходить от зависимости к самостоятельности. В этом процессе подросткам нужно предоставить право на ошибки. Чрезмерный контроль вреден, равно как и чрезмерная опека. Если ребенок собирается упасть, позвольте ему сделать это. Он извлечет выгоду из приобретенного опыта. И разлить стакан воды - невелика потеря. В противном случае не удивляйтесь, если позже при необходимости чего-то добиться собственными силами подросток скажет: "У меня ничего не получится!" Неуверенный в успехе, он не будет предпринимать никаких действий, привыкнув к тому, что любая инициатива наказуема либо будет ждать подробных инструкций, неспособный действовать самостоятельно. Каждый раз, делая что-то для человека, способного выполнить это самостоятельно, вы в буквальном смысле его обкрадываете. Нужно следить, не лишаете ли вы подростка возможности думать и действовать самому, даже при отрицательных физических и эмоциональных последствия самостоятельности. В то же время необходимо предупреждать о таких последствиях (смотрите 3 совет в копилке).

_____________________________________________________________________________________________________

(на основе материалов Горюновой Л. Воспитание уверенности в себе. Статья опубликована по адресу: http://www. *****/kind1.htm)

Как воспитать у ребенка уверенность в себе?

Опытный французский психолог Анн Бакюс назвала уверенность в себе самым главным качеством для будущей жизни ребенка. «Ни школьные успехи, ни интеллектуальный потенциал не имеют такого значения, как уверенное самостоятельное начало» - считает А. Бакюс. «Это залог успешной карьеры и гармонии в личной жизни. Именно уверенность в себе позволит осуществлять самые труднодоступные проекты, преодолевать возможные неудачи с наименьшими потерями и безболезненно адаптироваться ко всем происходящим изменениям». Возможно, вы сталкиваетесь с подобной проблемой. В таком случае, послушайте советы, которые помогут вам развить у вашего ребенка уверенность в собственных силах.

Выясните причину неуверенности в себе.

Может быть, это просто своеобразный способ узнать, что вы думаете о нем, и он ждет ваших возражений. Ребенку нужна ваша поддержка и слова участия. Если у него даже что-то не получается, внушите ему, что это временная неудача.

Найдите дело, которое у него получалось бы хорошо.

После того, как у ребенка появятся первые успехи, он и на занятиях станет увереннее, и неудачи будет воспринимать не так болезненно .

Самоуважение родителей – залог уверенности ребенка.

Семья должна учить ребенка любви к себе. Которая позднее будет перенесена и на окружающих. Подлинное уважение со стороны старших и к себе и к личности ребенка, закладывает в нем уверенность в собственных возможностях. Кроме того, любой ребенок сначала подсознательно, а потом сознательно считает поведение своих родителей общепринятой моделью. Если взрослый обладает таким качеством, как самоуважение, то и ребенку оно будет присуще с детства.

Хвалите даже за небольшие успехи.

Чем чаще хвалить детей, тем быстрее они будут приобретать уверенность в себе. Хвалите сына или дочь за то, что он, к примеру, заправил кровать, или без напоминаний вынес мусор, дайте понять, что его усилия приносят пользу не только ему, но и вам. Если же ребенок что-то натворил, проявите твердость, но ни в коем случае не унижайте его. Это глубоко ранит еще не с детства, наносит огромный вред ребенку. Застарелые обиды выливаются в разнообразные болезни, трудно-поддающиеся лечению, т. к. это психологические проблемы. И только грамотный психолог или психотерапевт может помочь разобраться в этом.

Не оскорбляйте и не обижайте своих детей!

Сделайте их жизнь счастливой!

Как помочь подростку развить уверенность в себе

Подростковый возраст словно сумеречная зона, ведь ваше чадо уже не ребенок, но еще и не взрослый. Большинство подростков растеряны, небезопасны и несознательны по отношению к самим себе. Но, будучи родителем, вы можете помочь своему подростку обрести, развить и укрепить уверенность в себе. Помните: то, каким вы сделаете ребенка сегодня, повлияет на ход всей его дальнейшей жизни. Поэтому крайне важно развивать у него самоуважение и адекватную самооценку.

Что такое уверенность в себе?

Не секрет, что уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни. Уверенность в себе – это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей.

  • Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях.
  • Также она четко отражает поступки и поведение человека.
  • Здоровое чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.
  • Положительное развитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастья человека.

Почему подростку необходима уверенность в себе?

Уверенность в себе дает подростку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами и неопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлеты и падения.

  • Взаимоотношения, эмоции, давление сверстников, конкуренция и завышенные ожидания могут серьезно поколебать у подростка уверенность в себе.
  • Позитивная самооценка помогает ему добиваться своих стремлений и целей в жизни.
  • Чувство собственного достоинства помогает подростку наладить взаимосвязь и взаимоотношения, стать счастливым и внутренне сильным человеком.

Роль родителей в развитии у подростка чувства уверенности в себе

Роль родителей наиболее важна в развитии у подростка уверенности в себе. Ваша поддержка способна в долгосрочной перспективе помочь подростку сформировать собственную личность.

  • Больше всего на подростка влияют ваши действия и слова.
  • То, как вы относитесь к нему, и то, как вы учите его относиться к самому себе, непосредственно влияет на уровень его уверенности в себе.
  • То, как вы относитесь к подростку, устанавливает критерии отношения к нему других людей!

Десять советов о том, как усилить у подростка чувство уверенности в себе

В подростковом возрасте ребенок трансформируется во взрослого человека. И необходимый инструментарий, который способен помочь ему в прохождении этого чувствительного процесса, есть только у родителей (например, терпение и стойкость). Далее описываются несколько самых простых и полезных советов о том, как развить уверенность в себе у вашего подростка.

1. Демонстрируйте уважение к подростку. Не забывайте, что перед вами уже не ребенок, а почти взрослый человек, и поэтому он заслуживает уважения, как и любой взрослый.

  • Когда вы обращаетесь к подростку, всегда проявляйте уважение. Не позволяйте себе высокомерный или презрительный тон!
  • Всегда относитесь с уважением к проблемам и страхам подростка. Никогда не относитесь к его переживаниям и опасениям, как к детскому беспокойству.

2. Часто хвалите подростка. Вы должны часто хвалить ребенка. Будьте щедры на искренние комплименты.

  • Когда вы хвалите подростка за то, что он сделал что-то хорошее, это поднимает его уверенность в себе до небес и воодушевляет в следующий раз поступать еще лучше.
  • Всегда выражайте свое положительное отношение и давайте ребенку понять, как хорошо, что он у вас есть, и как вы сильно им гордитесь.

3. Избегайте критики. Старайтесь избегать критиковать ребенка, насколько это только возможно. Критика может нанести вред самооценке подростка.

  • Если вы не одобряете или вам не нравится что-то, во что вовлекается ваш подросток, найдите время сесть и поговорить с ним об этом.
  • Подростки часто принимают критику как насмешку или попытку пристыдить их. Но в случае если критика неизбежна, постарайтесь внимательно следить за своим тоном.

4. Поощряйте внеклассную деятельность ребенка. Подростку необходимо какое-то хобби.

  • Поощряйте его участие в различных видах деятельности. Подростку важно преуспевать в том, что он любит.
  • Внеклассные мероприятия – это прекрасная возможность узнать, что такое успех, победа, неудача, проблемы. Такие виды деятельности добавляют подростку уверенность в собственных силах.
  • Внеклассные мероприятия развивают позитивный командный дух и помогают научиться совместной работе для достижения общей цели.

5. Поддерживайте дружбу подростка. Вы не сможете контролировать, назначать и выбирать друзей своего ребенка. Лучше научите его уважению и принятию.

  • Взаимопонимание и уважение важны в любых взаимоотношениях. Научите подростка ценить своих друзей.
  • Круг друзей вашего подростка также влияет на его уверенность в себе. Расскажите ему о разнице между хорошими друзьями и плохими.

6. Внешность значения не имеет. Большинство подростков попадают под давление сверстников. Для них внешний вид очень важен. Они жаждут выглядеть, как модели и знаменитости, и когда не могут достичь желаемого и обрести яркую, впечатляющую и незабываемую внешность, их чувство уверенности в себе стремительно падает.

  • Важно объяснить ребенку, что внешность значения не имеет.
  • Что действительно важно, так это хорошие манеры, гигиена, ясный и здоровый ум и тело.

7. Сосредотачивайтесь на сильных сторонах ребенка. Научите подростка фокусироваться на своих сильных качествах. Никогда не сравнивайте его со сверстниками, друзьями, родными и двоюродными братьями и сестрами.

  • Ваш подросток должен осознать, что у каждого человека есть свои сильные стороны, сравнение способствует лишь соперничеству и не приносит пользы.
  • Ему также следует понять, что конкурировать необходимо только с самим собой, и прекрасный способ улучшить собственные результаты – это сосредоточиться на своих сильных сторонах.

8. Учите подростка быть сильным. Помогите подростку выработать определенный иммунитет по отношению к поддразниванию или обзыванию сверстников или других людей. Передразнивание влияет на уверенность в себе каждого подростка.

  • Хорошее правило жизни гласит «Стойко переноси испытания и свои переживания скрывай за приветливой улыбкой». Подросток должен научиться терпеть негативные эмоции до определенной степени, не теряя хладнокровия.
  • Ваш подросток должен знать, что словестное издевательство не ранит, и оно никоим образом не должно влиять на его уверенность в себе.

9. Обращайтесь за профессиональной помощью. Если ваш подросток страдает от серьезного недостатка уверенности в себе и это начинает влиять на его академическую успеваемость и/или социальную жизнь, вам может понадобиться помощь из внешних источников.

  • Первоначально можно попробовать найти способы решения проблемы на семейном совете с родственниками.
  • Если это не помогает, то лучше обратиться за профессиональной помощью, которая выявит реальную причину неуверенности в себе и поможет ребенку избавиться от низкой самооценки.

10. Поддерживайте подростка. Вы, вероятно, даже не представляете, насколько простые, обыденные жесты и слова могут укрепить уверенность вашего ребенка в себе. Подросток должен понимать, что в любую минуту вы готовы прийти ему на помощь несмотря ни на что.

  • Ваша поддержка может действовать как катализатор уверенности в себе вашего подростка.
  • Если ребенок знает, что у него есть поддержка и он может положиться на вас и рассчитывать на вашу помощь, он будет стараться преодолевать жизненные трудности с еще большей силой и уверенностью в себе.

Старайтесь вежливо и учтиво справляться с любыми трудностями воспитания подростка. Помните, что это всего лишь определенный этап жизни и в ближайшее время он закончится. Помните о том, что подростковые проблемы и тревоги это часть процесса взросления. Просто наберитесь терпения и помогайте своему ребенку со всей искренностью.


Самый сложный период в жизни подростков, по общему мнению, приходится на 13-14 лет. Именно в это время неуверенность в себе и чувство неполноценности достигают своего апогея, причём окружение подростка оказывает на него очень сильное давление.

Очень часто подростки и особенно старшеклассники обращаются к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скованность.

Страхи показаться смешным в глазах ровесников, несостоятельным и неуспешным в той или иной ситуации, мучают большинство подростков, юношей и девушек.

И это не случайно: подростковый возраст и ранний юношеский период в жизни молодого человека - это время социального и личностного самоопределения и самоутверждения. От того, насколько ровно и стабильно молодые люди переживают данный период, зависит формирование их самооценки, что, безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, на умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни. Молодой человек в этот период находится как бы на разрыве, между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего «я», к проявлению сильных и ярких сторон своей натуры и болезненного самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неверия в свои возможности.

Неудержимое стремление проявить себя и в то же время болезненная неуверенность в себе присутствуют практически во всех сферах жизни молодых людей: в учёбе, поиске будущей профессии, взаимодействиях со сверстниками и взрослыми. Довольно часто юноша может уверенно чувствовать себя в спортивном зале и испытывать мучительную неуверенность в общении с людьми. Может быть и так, что девушка, отличающаяся хорошими успехами в учёбе, имеет острый комплекс неполноценности по поводу своих внешних женских качеств.

От каких основных причин зависит формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего это либо врождённая сверхтревожность и застенчивость (высокий уровень возбудимости, чувствительности и энергетики сочетается с выраженной замкнутостью и необщительностью), либо приобретённая внутренняя скованность в определённых жизненных ситуациях. Например, в семье, где один из родителей или оба - властны, доминантны, авторитарны.

Зона особого психологического риска находится во взаимоотношениях сильной, доминантной матери и сына в неполной семье; в восьми случаях из десяти юноша, воспитанный властной матерью, инфантилен, зависим, слаб, неуравновешен, не умеет постоять за себя и неуверен в себе. По мере взросления «маменькин сыночек» имеет выбор в основном из двух жизненных путей: либо остаться психологически зависимым от матери практически на всю жизнь, либо начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. И в том и в другом случае молодой человек нуждается в помощи квалифицированного психолога.

Девушка проявляет себя в семье более гибко, однако и здесь наблюдается определённая тенденция: на развитие положительной самооценки у девушки влияет отношение к ней отца. Если отец эмоционально принимает дочь, поддерживает её, одобряет её поведение в целом - девушка становится жизнерадостной, уверенной в себе, оптимистичной. И, наоборот, невнимание отца, его эмоциональная холодность к дочери формируют её тревожной, неуверенной, скованной и застенчивой.

В школе во многих случаях успешное развитие положительной самооценки у учащихся зависит от того, как к ним относилась первая учительница, а также от занимаемого ими места в социометрической структуре коллектива одноклассников. Уверенные в себе и активные ребята - это те, к кому в своё время положительно отнеслась первая учительница, и кто смог стать лидером в своём окружении. Неуверенные в себе, скованные и зажатые - это школьники, кого по тем или иным причинам «не переносила» их первая учительница и кто попал в позицию «отверженных» в классе.

Терпения и мудрости требует этот период от родителей. Иногда родителям кажется, что они были не такими, трудно вспомнить себя и свои переживания. Непросто бывает и принять изменения в собственном ребёнке, начать по-новому относиться к нему.

Подросток нуждается в поддержке и ободрении родителей. Просто форма выражения этой поддержки меняется. Хорошим вариантом может стать совместное времяпрепровождение, новые увлечения – вместе сходить в кино и обсудить потом фильм, внимательно прислушиваясь к мнению подростка, вместе учиться кататься на роликах, играть в боулинг или пойти в поход на байдарках. Это способствует укреплению и отношений, и авторитета взрослого. Большую помощь неуверенному в себе подростку могут оказать посещение тренингов уверенности, а также психологическая коррекция с опытным психологом. Сарказм и высмеивание происходящих перемен способны ухудшать отношения и отдалять родителей и подростков друг от друга. Если подросток требует больше прав – то должен понимать, что получает и больше обязанностей и ответственности.

Обработала: Инна Скубий, педагог-психолог.

Развитие уверенности в себе у детей и подростков

Проблема развития уверенности в себе очень актуальна сегодня. Дети и подростки часто не верят в свои силы. А это значит, что они не могут добиваться целей, уверенно заявлять о себе, комфортно чувствовать себя в обществе. В нашей статье Вы узнаете о том, откуда берется неуверенность, как с ней правильно работать, чтобы помочь ребёнку, и получите практические рекомендации по развитию уверенности в себе у подростков.

Причины развития неуверенности

Уверенность - чувство защищенности, веры в собственные силы.

Это возможность опираться на себя.

Уверенный в себе человек уважает других людей, проявляет творчество, готов пробовать новое, легко заводит друзей, несёт ответственность за свои поступки.

Согласитесь, в жизни любого человека бывают победы и поражения. Не всегда получается всё сделать правильно. И это нормально. Когда инициатива ребёнка пресекается, ему не дают возможность совершать ошибку, постоянно исправляют, или любой промах представляется катастрофой ребёнку становится просто страшно что-то пробовать. Также неуверенность в себе формирует принцип жизни жизнь строится по принципу ”мама лучше знает” - то есть не надо пробовать, я тебе скажу как правилно.

Появляются вопросы - а я смогу? Получится? А что если нет …Я же не знаю как это делать… Да нет, не буду пробовать …

И вот она - неуверенность в своих силах, страх совершить ошибку, боязнь пробовать новое.

Как понять, что ребенок не уверен в себе?

  1. Он не заканчивает свои дела до конца
  2. Он постоянно жалуется и винит во всех своих ошибках других людей
  3. Он становится агрессивным, грубым или, наоборот, замкнутым в себе
  4. Он проявляет раздражение к мелким деталям
  5. Он подражает другим детям
  6. Он тяжело находит общий язык со сверстниками
  7. Ему сложно начинать новые дела
  8. Он очень боится совершить ошибку

Важно вовремя увидеть, что в присутствует проблема неуверенности в себе. Этот вопрос можно решить. А если не обратить внимания на это - ребёнок может лишается многих возможностей, таких как раскрытие творческого потенциала, способность принимать собственные решения и в принципе стать счастливым человеком.

Как вселить уверенность в ребенка?

Давать задания, с которыми он в состоянии справиться. Следует разговаривать с ним, задавать вопросы, как простые (“Как дела?”, “Как прошел твой день?”), так и серьезные (“Что ты думаешь об…”, “Как ты считаешь, что лучше приготовить на ужин?”). Причем ответы на них стоит слушать и слышать.
Не стоит считать любую попытку Вашего ребенка поспорить с Вами – недостатком воспитания или его неуважением к Вам. Постарайтесь интересоваться его мнением, уважайте и принимайте его.
Занимайте ребенка. Давайте возможность пробовать силы в разных областях. Он будет чувствовать себя более уверенным в себе, если у него найдется дело, в котором он преуспеет. Важно дать почувствовать успех.
Разрешите ошибаться, научите проигрывать. Помогите понять что это нормально, что нет идеальных людей.

4 вещи, которые запрещено использовать в воспитании

  1. Сравнивать его с другими детьми – запрещенный прием. Он начинает чувствовать себя неполноценным, недостаточно хорошим.
  2. Подавлять инициативу – распространенная привычка. На успешность своего подрастающего человечка теперь даже не рассчитывайте. Если не верите в его силы, то как он сам сможет в них поверить?
  3. Частые наказания – ещё один неверный подход к воспитанию. Нужно уметь объяснить и доказать. Наказать и оставить в недоумении – звучит ужасно.
  4. Осуждение в выборе друзей, подарков и т.п., что бы Вы не пытались этим сказать, будет воспринято как неуважение личного выбора ребенка.

Застенчивость у детей 5-8 лет - особенности, диагностика и решение проблемы

Замкнутый ребенок в 5 лет - частое явление в наши дни. Вопрос почему ребенок замкнутый часто задают себе заботливые родители. Скромность вполне может быть наследственной чертой. Воспитание - важно, но врожденные особенности характера всё же есть. И они влияют на поведение. Но это не значит, что в этом случае нельзя помочь. Просто стоит ещё более внимательно отнестись к вопросу воспитания.

Застенчивость у детей дошкольного возраста – явление распространенное. Полагать, что замкнутые дети болезнь, которую нужно лечить не совсем верно. Застенчивость – это черта характера, особенность, к которой нужно отнестись внимательно и приложить максимум усилий, чтобы помочь вашему чаду адаптироваться в мире и стать более уверенным в своих силах. Анализируя вопрос отчего ребенок вырастает замкнутым причины этого можно увидеть как в особенностях характера так и в воспитании. Каждый случай отличается друг от друга.

Диагностика застенчивости у детей младшего школьного возраста
Конечно, этот вопрос должен решать специалист. Но если Вам кажется, что Ваш ребенок замкнутый, но не знаете, следует ли Вам волноваться пройдите небольшой тест. Поставьте галочки возле тех пунктов, которые совпадают с поведением вашего чада:

  1. Он не проявляет инициативу
  2. Он скрытный и самокритичный
  3. Он боится контакта с чужими людьми
  4. Он нерешителен
  5. Он тихо говорит

Если, как минимум, три пункта про Вас, значит следует побеспокоиться. Не стоит бояться психологов, во время выявить проблему и решить её важно. Уверенность это - огромная часть будущего ребёнка, это возможность жить полной жизнью.

С одной стороны кажется, что нет ничего плохого в застенчивости. Тихий, вежливый. Сидит себе в сторонке, занимается своими делами, никому не мешает. Обычно такие дети не считаются проблемными, однако, представьте, как тяжело им жить со своей застенчивостью!

Проблемой для Вашего ребенка может стать обыкновенный телефонный разговор, просьба о чем-то. Ему тяжело задать вопрос на уроке в школе или, когда его просят о чем-то взрослые, из-за чего он выполняет задания, которые ему дают, не так хорошо, как если бы он что-то уточнил.

Только представьте себе, сколько открытий могло бы сделать человечество, если бы замкнутые люди не были таковыми.

Что делать, если ребенок замкнутый?

Решать проблему. Нужно научиться поощрять детей, в меру их хвалить, выслушивать их и поддерживать, при необходимости.

Учите улыбаться, разговаривать, помогайте находить увлечения, пользоваться чужой помощью. Лучший способ для этого – собственный пример и поддержка.

Если у вас замкнутый ребенок советы психолога будут вам полезны. Основное, что нужно делать - поддерживать его спонтанность. Помогать ему быть самим собой, совершать выбор.

Повысить самооценку уверенность в себе Вам помогут программы по развитию уверенности в себе для детей 6-8 лет. Вы хотите научить Ваше чадо уметь справляться с любой ситуацией и быть уверенным в себе? Справляться со страхом? Придать ребенку уверенности в себе помогут занятия с психологом. В небольшой группе опытный специалист сможет определить причины возникновения проблемы, найдёт индивидуальный подход и поможет решить вопрос. А родители получат грамотные советы.

Подростковый возраст: неуверенность, комплексы и застенчивость

Подростковый возраст, как и все кризисы перехода из одного этапа жизни в другой, – тяжёлый период. Становится непонятно: с кем общаться, кем стать, каким быть? Ещё не взрослый, но уже не ребенок, запутавшийся и, чаще всего, неуверенный в себе.

Неуверенность у детей чаще всего связана с психологическими факторами. Неуверенность у подростков – с социальными. На подростка давит общество, телевидение, сверстники и, в конце-концов, он не понимает, достаточно ли хорош.

  • Боится пробовать новое – его будут преследовать вопросы по типу: “А смогу ли я? А вдруг я все сделаю плохо, у меня ничего не получится?”. Ему кажется, что лучше не пробовать, чтобы не опозориться.
  • Стремится не отличаться от других – ему кажется, что если он будет отличаться, то покажется странным, выбьется из толпы, перестанет быть уважаемым.
  • Приукрашает без этого он не кажется интересным самому себе, и считает, что в глазах своих друзей он будет выглядеть круче.
  • Говорит о себе с пренебрежением в ответ на комплименты – “Эта кофта красивая? Ничего подобного, купила ее сто лет назад, старье.”, “Я получил хорошую оценку? Да нет, просто списал.”

Для родителей: разговаривайте с подростком. Не осуждайте, не ругайте. Вы можете дать совет, если Вас о нем просят, но ни в коем случае не лезьте в чужие дела. Подросток хочет справиться со всем самостоятельно.

Позволяйте подростку высказать свою точку зрения, уважайте его мнения и взгляды. Если у него что-то получилось хорошо – обязательно похвалите его. Следует внушить уверенность Вашему ребенку. Скажите, что не сомневаетесь в нем, что у него все получится. Подростку, как никому другому, нужна Ваша поддержка.

Для подростков: если, читая список выше, ты узнал себя, значит у тебя проблемы с уверенностью в себе. Постарайся найти в себе что-то положительное, и, если будет трудно, отталкивайся от этого.

Не заводи фальшивых друзей, чтобы казаться более популярным. Такие друзья – только до окончания школы. Настоящие друзья – навсегда. Если ты сейчас в возрасте 9-17 лет и не можешь самостоятельно бороться с неуверенностью в себе, ты можешь пройти или пройти Здесь ты научишься адекватно оценивать себя, воспитывать в себе уверенность и понимать себя.

Комплексы у подростков

Вместе с неуверенностью в себе всегда приходят комплексы, связанные с телом, внешностью. А в подростковом возрасте тело меняется, становится другим. И часто возникает чувство что “что-то не так”, желание спрятаться, убежать. Недовольство внешностью - очень частая проблема у подростков.

Комплекс – установка в бессознательном. Человеку не нравится какая-либо вещь в себе, он постоянно переживает по этому поводу, боится быть осмеянным. Но чаще всего этой вещи никто не замечает.

Комплексы есть у всех: и у подростков, и у взрослых людей. Надо учиться от них избавляться, но при этом все ещё трезво оценивать себя.

Бывает страшно не оправдать чужие ожидания, и часто кажется, что ты хуже всех. Есть много примеров, и Вы, скорее всего, сталкивались с ними в реальной жизни.

“Мои родители хотят, чтобы я стала врачом, как моя сестра. По биологии у меня плохие оценки, зато я прекрасно рисую и хотела бы заниматься этим в будущем.”

“Мама говорит, что я очень талантливая, и обязана поступить на бюджет в университет и выучиться на юриста. Но я не собираюсь поступать в университет, мне хочется заниматься музыкой.”

“Моя старшая сестра – стоматолог. У нее есть муж и скоро будет ребенок. Мама с папой говорят, что я должна быть такой же, как она, но, если честно, это так скучно.”

Подростку приходится пытаться соответствовать чужим ожиданиям. Иногда, люди действительно начинают занимаются тем, чем их родители хотели, чтобы они занимались. Итак, всю жизнь они чувствуют себя несчастливыми.

Тяжело бывает девочкам, которые, насмотревшись сериалов про девушек с “эталонной” внешностью, начитавшись журналов про поп-див, пытаются им подражать, но сталкиваются с тем, что их внешность недостаточно идеальна.

Несладко приходится и мальчикам, от которых ожидают, что они будут сильными при любом раскладе, не будут плакать, всегда помогут девушке, даже если она с минуту назад нахамила ему. Им прописывают быть рыцарями, которые неизвестно где и когда существовали.

На этой почве подростки перестают любить себя и верить в себя. И никакой родитель здесь не поможет, тут нужно учиться бороться с этим самому.

Подростковая застенчивость

Есть два периода застенчивости у детей:

  1. 4-8 лет - мы уже обсудили выше
  2. 12-17 лет - в этом возрасте проблема может проявиться вновь.

Подростковая застенчивость, наверное, самая тяжёлая. Если младший дошкольный-школьный возраст – ещё бессознательный, то подростки очень остро чувствуют, когда ими начинают пользоваться ввиду их застенчивости, но сделать с этим ничего не могут.

Причиной этому бывает то, что подросток начинает углубляться в свои проблемы, пытается проанализировать и понять самого себя. Он закрывается от окружающего мира и, иногда, так даже удобнее.

Позже, когда застенчивость проходит, подросток старается “наверстать”, начинает грубить людям просто без повода. Так что застенчивость плавно перетекает в девиантное поведение, часто агрессию.

Как помочь подростку преодолеть застенчивость?

  • Принимайте подростка таким, какой он есть;
  • Уважайте его желания и цели;
  • Развивайте его независимость и уверенность в себе;
  • Помогите подростку избавиться от кумиров;
  • Напомните ему, что идеальных людей не бывает.

Самое важное в общении с ребенком – быть внимательным. Нужно следить за изменениями в поведении, за тем, чем занимается Ваше чадо, что он думает о себе. Главное, не привлекать к себе внимания, не нарушать его планы, прививать ему уважение к другим людям и к самому себе. Неуверенность в себе – вечная история, но если Вы знаете, что делать, как распознать, то это не доставит Вам никаких проблем.

А если вы хотите решить вопрос уверенности под руководисвом опытных ведущих, получить совет и поддержку - запишитесь на наши курсы или позвоните. Всегда рады помочь вам.