Деткам от 4 лет гимнастика. Летний период Август

Закладка речевого развития начинается в семье. Поэтому задача близких создать условия, чтобы ребенок успешно освоил речевой навык. Ведь недостатки в будущем приводят к таким проблемам, как неумение выражать мысли, и низкая успеваемость в школе. Все дети, которые плохо владеют речью, плохо учатся. Но, в игровой форме все дети с удовольствием учатся говорить.

АРТИКУЛЯЦИонная гимнастика

Артикуляционную гимнастику для детей 3-4 лет лучше проводить в форме своеобразной игры - сказки о Язычке . Это в ненавязчивой, весёлой форме даёт возможность ребёнку тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребёнка к правильному выполнению упражнений рекомендую дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка.

Варианты сказок могут быть различными, родители могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

Персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;

Движения языка должны соответствовать определённому артик. упражнению;

Действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного упражнения могут не совпадать;

Выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребёнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

Прежде чем предложить ребёнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.

У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка.

Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?

Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.)

А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.)

Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо.

А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.)

Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая.

Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

ВТОРАЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.

Догадайся, что это за домик.

В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

Третья Сказка о Веселом Язычке

Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.

(Упражнения "Часики", "Змейка".)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.

(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".) Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".) Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".) Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".) Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)

Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения "Горка", "Лопаточка".)

Четвертая Сказка про Язычок.

Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка - вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.)

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.)

Стучит молоточек

вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра

В гости к тётушке пора!

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт")

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя - пя - пя")

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок - цок - цок - цок - цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, затем быстрее).

Тётушка племянничка

Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная -
Просто объедение -
Ням - ням - ням - ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз).

Под окошком - блл, блл, блл -

Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" - предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл - бл - бл" ("болтушка")).

Ну - ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.)

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"

(Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.)

Вот интересная игра -

Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.

(Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.)

Ой, потемнело

Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр - бррр - бррр…

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.)

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;
Пя - пя - пя - пя - пя - пя
Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Зарядка для детей 3 лет является ежедневным общеукрепляющим занятием, направленным на улучшение состояние здоровья, укрепление мышечного аппарата, повышение тонуса и физической выносливости.

Особенности зарядки для детей 3 лет

Зарядка для детей в 3 года должна представлять собой комплекс упражнений для улучшения дыхания, подвижности, гибкости и координации. Необходимо подбирать упражнения, которые развивают моторику, двигательную активность и силу воли.

На первом этапе родители должны проводить зарядку совместно с детьми, обучая правильным движениям, повышая уверенность в себе и оказывая поддержку. Первоначально упражнения должны быть легкими, ребенка не следует принуждать к тренировкам.

При выполнении зарядки для детей 3 лет взрослые являются наглядным примером, которые поддерживают интерес и увлеченность.

К основным принципам зарядки для детей в 3 года можно отнести:

  • принцип постепенности, требующий терпения, выносливости и устойчивости при выполнении упражнений;
  • принцип системности, подразумевающий регулярность, последовательность и четкость комплекса упражнений.

Физические упражнения для ребенка с раннего возраста являются основой здорового организма, устойчивого к различным заболеваниям.

Комплекс утренней зарядки для детей

Комплекс утренней зарядки для детей состоит их простых упражнений, которые следует выполнять после пробуждения. Эти упражнения помогают организму ребенка взбодриться, снять напряжение и торможение с нервной системы, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Правильная утренняя гимнастика улучшает общий тонус тела, укрепляет иммунную систему, нормализует работу дыхательной и пищеварительной систем. У детей, которые занимаются зарядкой по утрам, значительно улучшается самочувствие, повышается аппетит и активность в течение дня. Зарядка для детей 3 лет, которая сочетается с правильным рационом и режимом питания, позволяет набрать нормальный вес. Желательно проводить зарядку для детей 3 лет на свежем воздухе в течение 10-15 минут с воздействием на различные группы мышц. В зимнее время зарядка может сочетаться с закаливанием организма ребенка. Нагрузка во время упражнений должна соответствовать возрасту, весу, состоянию здоровья и индивидуальным особенностям малыша. Во время выполнения упражнений ребенок должен правильно дышать, а также на нем должна быть удобная и не сдавливающая одежда. После зарядки его следует искупать в теплой воде и сменить белье.

Комплекс утренней зарядки для детей в 3 года необходимо составлять с учетом воздействия на шею и плечи, позвоночник, поясницу, таз и конечности. В данном возрасте зарядка является основой для укрепления двигательного аппарата и профилактики сколиоза и заболеваний костных структур.

В состав комплекса должны входить следующие упражнения:

При наличии заболеваний и патологий опорно-двигательного аппарата педиатр и ортопед назначают специальную коррекционную и лечебную физкультуру.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000 общеразвивающего вида» г. Магнитогорска

Комплексы утренней гимнастики

для детей 3 - 4 лет

Карточка 1.

(1-2 неделя сентября)

«Веселые погремушки»

(с погремушками)

Воспитатель:

Есть веселые игрушки,

Бом-бом-бом, бом-бом-бом! Им названье - погремушки,

Бом-бом-бом, бом-бом-бом! Любят дети в них играть,

С ними прыгать и скакать!

Вводная часть

Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную, перестроение в круг

Основная часть. ОРУ

1. «Поиграй перед собой». И. п.: ноги слегка расставить, погремушки за спину. Погремушки вперед, погреметь и спокойно опустить за спину. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

2. «Покажи и поиграй». И. п.: ноги врозь, погремушки у плеч. Поворот вправо, показать, поиграть, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 2 раза.

3.«Погремушки к коленям». И. п.: ноги врозь, погремушки в стороны. Наклон вперед, погремушки к коленям - выдох. Вернуться в и. п. Повторить 3 - 4 раза. Обращать внимание детей на то, чтобы при наклоне вперед они старались ноги в коленях не сгибать.

4.«Прыг-скок». И. п.: ноги слегка расставить, погремушки опущены; 4-6 подпрыгиваний; 4 - 6 шагов со взмахом погремушками. Повторить 2 раза.

5.«Погремушкам спать пора». И. п.: ноги врозь, погремушки вниз. Погремушки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 2 – 3 раза. При последнем повторении упражнения - присесть на корточки, погремушки под щечку.

Заключительная часть.

Игра малой подвижности «Найди погремушку». Погремушка заранее перед занятием спрятана педагогом на площадке. Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог встает в круг вместе с детьми. Держась за руки, дети и педагог идут по кругу. Педагог произносит текст:

С вами мы гулять пойдем,

Погремушку мы найдем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем все ее искать.

Ходим тихонько,

Ищем внимательно,

Погремушку мы найдем обязательно!

Идите, дети, искать погремушку!

Дети расходятся по площадке, ищут погремушку. Когда кто-либо из детей находит игрушку, он должен принести ее педагогу. Игра повторяется.

Карточка 2

(3 – 4 неделя сентября)

«Сбор урожая»

(комплекс с мячами)

Воспитатель:

Морковь и капусту, редис и лучок,

Картофель, горох, огурцы, кабачок -

Все сами растили, водой поливали,

А осенью мы урожай собирали.

Все яблоки, груши в большие корзины

Мы дружно сложили с Алешей и Зиной.

Все овощи, фрукты смогли мы собрать.

Всегда нужно взрослым в труде помогать

Вводная часть

Ходьба парами, ходьба с высоким подниманием ног, ходьба с выпадами. Бег трусцой, ходьба.

Основная часть. ОРУ с мячами.

1. «Срываем яблочки»

И. п.: о. с., мяч в правой руке. 1-2 - поднять руки через стороны вверх, переложить мяч над головой в другую руку - вдох; 3-4 - вернуться в и, п., выдох. То же левой рукой. Повторить по 4 раза.

2.«Складываем груши»

И. п.: ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 - руки вперед; 2 - поворот туловища вправо с отведением руки с мячом вправо; 3 - руки вперед, переложить мяч в левую руку; 4 - вернуться в и. п. Повторить по 4 раза.

3. «Убираем капусту»

И. п.: ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1-2 - присесть, руки вперед, переложить мяч в другую руку; 3-4 - вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз.

4. «Собираем картошку»

И. п.: ноги слегка расставить, опуститься в присед, мяч в правой руке. 1-4 - прокатить мяч вправо вокруг себя, перебирая по мячу пальцами рук, голова прямо; 5-8 - то же влево. Повторить 6-8 раз.

5. «Ах, ох, посыпался горох»

по 4 прыжка на правой, затем на левой ноге, под счет педагога 1-16. Затем - непродолжительная ходьба на месте. Повторить 2-3 раза.

6.«Весь урожай мы сумели собрать»

И. п.: о. с. мяч в правой руке. 1 - руки в стороны, отставить правую ногу назад на носок; 2 - вернуться в и. п., руки вниз, переложить мяч в левую руку; 3 - руки в стороны, отставить левую ногу назад на носок; 4 - вернуться в и. п., переложить мяч в правую руку. Повторить 3-4 раза.

Заключительная часть

Спокойная ходьба и медленный бег.

Карточка 3

(1 – 2 неделя октября)

«Дикие животные и их детеныши»

Воспитатель:

В зоологическом саду

У всех соседей на виду

Появились медвежата -

Шаловливые ребята.

Все соседи удивились:

«Вы откуда появились? »

Удивляются зайчата,

Волки, белки и лисята:

«Ой, откуда, ой, откуда

Появилось это чудо? »

Вводная часть

Ходьба в колонне по одному, ходьба скрестным шагом, ходьба с высоким подниманием колен. Бег в умеренном темпе.

Основная часть .

ОРУ «В зоологическом саду».

1. «Медвежата шалят»

И. п: ноги врозь, руки вниз, 1 - руки в стороны; 2 - руки вверх, посмотреть вверх; 3 - руки в стороны; 4 - и. п., посмотреть вниз. Спину держать прямо. Повторить 6-8 раз.

2. «Белки удивляются»

И. п.: ноги врозь, руки в стороны. 1 - руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; 2 - руки вверх, пальцы разжать, посмотреть вверх; 3 - руки к плечам, пальцы в кулаки; 4 - и. п. Повторить 6-8 раз.

3. «Лисята-непоседы»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки за голову. 1 - поворот вправо; 2 - поворот влево. Повторить 8-10 раз.

4. «Медвежата маленькие и большие»

И. п. о. с., руки на пояс. 1 - медленно присесть, руки вперед; 2 - и. п. Повторить 6-8 раз. При приседе спину держать прямо.

5.«Шустрые зайчата»

И. п.: ноги вместе, руки на пояс. Прыжки ноги врозь - ноги имеете. Повторить 10-12 раз. Затем непродолжительная ходьба

Заключительная часть

Бег в умеренном темпе, ходьба.

Карточка 4

(3 – 4 неделя октября)

« На скамеечке с друзьями» (со скамейками)

На скамеечке с друзьями

Упражненья выполняем:

Наклоняемся, поднимаемся -

Физкультурой занимаемся.

Вводная часть Построение в колонну по одному, ходьба обычная за воспитателем, ходьба на носках 10м., руки на поясе, ходьба обычная по

Основная часть

1 .«Выше вверх»

И. п.: сидя на скамейке верхом, руки в упор сзади. Руки через стороны вверх, посмотреть вверх. Вернуться в и. п., сказать «вниз». Повторить 3 раза.

И. п.: то же, руки на пояс. Поворот вправо-назад. Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Дыхание произвольное. Повторить по 2 раза.

2. «Встать и сесть»

И. п.: то же, руки за спину. Встать, посмотреть вверх. Вернуться в и. п. Ноги не сдвигать. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

3. «Осторожно»

И. п.: стоять близко к скамейке, руки вниз. Встать на скамейку, 4. «Дышим свободно»

И. п.: ноги врозь, лицом к скамейке, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «дышим». Повторить 3 раза.

Заключительная часть

Игра малой подвижности «У скамеечек»

Дети вместе с педагогом образуют круг. Под чтение педагогом текста стихотворения все вместе двигаются хороводом в левую или правую сторону.

У скамеечек с друзьями

Мы ходили и гуляли.

Приседали и вставали,

Дружно руки поднимали,

Наклонялись и вставали

И немножечко устали.

Сядем на скамейки дружно.

Отдых нам, конечно, нужен.

После слов педагога «отдых нам, конечно, нужен» дети медленно подходят к скамейкам и тихонечко садятся на них.

Карточка 5

(1 – 2 неделя ноября)

Словно птица полетел.

Я педалями кручу,

Еду я, куда хочу!

На машину пересел,

Руль руками завертел.

До стоянки я доехал,

На трамвай я пересел.

А с трамвая - на автобус,

А потом - на самолет:

«До свидания, ребята,

Отправляюсь я в полет! »

Вводная часть . Построение в колонну по одному, ходьба обычная, на носках, бег, ходьба с высоким подниманием колен, ходьба, перестроение в круг.

Основная часть .

1.«Крутим руль»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, кисти рук сжать в кулачки; четыре поочередных движения рук вверх-вниз - «вращение

руля». Вернуться в и. п. . Повторить 5 раз.

2.«Смотрим в окна машины»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Поворот вправо; правую руку козырьком над бровями - «смотрим в окно». Вернуться в и. п. То же влево.

Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.

3.«Большие и маленькие машины»

И. п.:ноги слегка расставить, руки вниз. Присесть; руки на колени маленькие машины». Вернуться в и. п.: «большие машины». Дыхание

произвольное. Повторить 5 раз.

4.«Осторожно, пешеход»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Выполнить 4 притопывания ногами, затем 4 раза похлопать в ладоши. Повторить 3-4 раза.

5.«Пора машинам спать, в гараже отдыхать»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «спа-а-ать». Повторить 3-4 раза.

Заключительная часть

П/и «Цветные автомобили».

Карточка 6

(3 – 4 неделя ноября)

Карточка 7

(1 – 2 неделя декабря)

«Зима»

Белоснежная зима

Снова в гости к нам пришла.

Как тряхнула рукавом -

Все засыпала снежком.

Закружилась как юла -

Землю снегом замела.

Дует ветер ледяной.

Очень холодно зимой!

Вводная часть . Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках с различным положением рук (к плечам, назад, на пояс, ходьба в полуприсяду). Бег трусцой.

II часть: Комплекс ОРУ «Белоснежная зима»

1.«Белоснежная зима снова в гости к нам пришла»

И. п.: ноги врозь, руки в стороны. 1 - хлопок перед собой, руки прямые вперед; 2 - хлопок за спиной; 3-4 - то же. Пауза. Повторить 6-8 раз.

2.«Как тряхнула рукавом - все засыпала снежком» .

И. п.: ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки вниз- плавным движением поднять правую руку вверх, смотреть за движением вверх кисти руки - вдох; 3-4 - и. п., выдох. То же, подняв левую руку. Повторить по 4-5 раз.

3.«Вьюга замела пути, ни проехать, ни пройти».

И. п.: ноги врозь, руки на пояс - вдох. 1-2 - наклон вперед, достать руками носки ног - выдох; 3-4 - и. п. Повторить 6-8 раз.

4.«Под шапкой белой снеговой спят деревья все зимой»

И. п.: ноги врозь, руки к плечам - вдох. 1-2 наклон вправо, руки вверх - выдох; 3-4 - и. п. То же влево. Повторить по 4 раза.

5.«Вьюга - белая юла землю снегом замела»

И. п.: о. с., руки вниз. Быстрый поворот вокруг себя вправо (3 - и. п. То же влево. Повторить 3-4 раза.

6.«Дует ветер ледяной, вьется-кружит снежный рой»

И. п. : о. с., руки вниз. 1-4 - выполнять «пружинку» (полу-присед, одновременно руки вперед-назад. Пауза. Повторить 4 раза.

8.«От мороза не дрожим, от мороза убежим»

И. п: о. с., руки на пояс. Ритмичный бег на месте, высоко поднимая колени, оттягивая носки. Темп средний. На счет педагога 1-10 - бег на месте, далее на счет 1-8 - спокойная ходьба на месте. Повторить 3-4 раза.

Заключительная часть:

Быстрый бег, ходьба.

Карточка 8

(3 – 4 неделя декабря)

«Новый год»

Лес притих.

Снежок идет.

Наступает Новый год.

А под елкой на поляне

Звери водят хоровод.

А мы по лесу пойдем,

Елку выберем, найдем.

И красавицу лесную

В сад на праздник принесем.

Вводная часть . Ходьба в колонне по одному, ходьба боком приставным шагом вправо – влево, боковой галоп, ходьба. Бег умеренный.

II часть : ОРУ «В зимнем лесу»

1.«Подставим ладошки снежинкам - веселым и легким пушинкам »

И. п: ноги врозь, руки вниз. 1 - руки вперед, ладони вверх; 2 - руки вверх, кисти рук в стороны, ладони вверх; 3 - руки в стороны, ладони вверх; 4 - и. п. Повторить 6-8 раз.

2.«Шагает быстро по сугробам на праздник к детям Новый год»

И. п.: о. с., руки на пояс. 1-3 - руки в стороны, правую ногу согнуть в колене, оттянуть носок, пауза; 4 - вернуться в и. п. То же с левой ноги. Повторить по 4-5 раз.

3.«Метель в лесу под Новый год все метет, метет, метет»

И. п.: стоя, ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки в стороны ладонями вверх. 1-2 - согнуть руки в локтях перед грудью; 1-6 - последовательное вращение вперед рук одна вокруг другой. То же, вращение рук назад. Повторить по 3-4 раза.

4.«А мы по лесу пойдем, елку выберем, найдем»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-3 - три дотянуться до носков ног, ноги прямые, голову вниз, смотреть на ступни, колени не сгибать; 4 - и. п.

5.«Елочку в лесу найдем, в сад на праздник принесем»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки за головой;. 1-2 - наклон вправо, руки вверх - выдох; 3-4 - и. п., вдох. То же в другую сторону. Наклоняться точно в сторону, голову держать прямо. Повторить по 4-5 раз.

6.«Трудно через лес идти, но праздник ждет нас впереди»

И. п: ноги шире плеч, руки на пояс. 1 - полуприсед на правой ноге, левая прямая, руки вперед; 2 - и. п. ; 3-4 - то же на другой ноге. Повторить по 3-4 раза.

7.«Все мы рады - у ворот к нам стучится Новый год»

И. п.: о. с., руки на пояс. Выполнить 4 подскока на правой ноге, 4 - на левой ноге. Повторить 4 раза.

III часть : Быстрый бег, ходьба.

Карточка 9

(1 – 2 неделя января)

Карточка 11

(3 – 4 неделя января)

Карточка 12

(1 – 2 неделя февраля)

«Дружная семья»

В деревню к старенькому деду

Мы любим летом приезжать.

Ни дня без дела не сидим мы -

Дедуле надо помогать!

Починим, сами мы забор,

Все гвозди молотком забьем.

А чтобы огород вскопать,

Лопаты в руки нужно взять.

В лесу рубили мы дрова,

К обеду справились едва.

Дрова распилим мы пилой,

Чтоб дед мог печь топить зимой.

Вводная часть . Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба со сменой направления, бег со сменой направления.

II часть ОРУ

1. И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину; хлопнуть перед лицом 8 раз под слова педагога:

Папа, мама, брат и я - Вместе - дружная семья!

Отвести руки за спину. Повторить 3 раза.

2. Все вместе наклоняемся, Физкультурой занимаемся!

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, ладони на колени, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 3 раза.

3. Папа большой, А я - маленький. Пусть я маленький, Зато - удаленький.

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. Повторить 3 - 4 раза.

4. Прыгаем мы дружно, Это очень нужно! Кто же прыгнет выше - Мама или Миша?

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Выполнить 5-6 подпрыгиваний; непродолжительная ходьба (5-6 сек). Повторить 2 раза.

5. Носом воздух мы вдыхаем, Ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, Нам не нужно к докторам!

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3-4 раза.

Подвижная игра «Бегите к маме». Примечание. Перед началом игры педагог напоминает, что бежать можно только после слов «бегите ко мне».

Заключительная часть

Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?»

Перед началом игры дети образуют круг. Педагог находится в центре круга, он произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.

Кто живет у нас в квартире? Шагают на месте.

Мама, папа, брат, сестра - Сосчитаю всех едва! Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Самый главный - это я, Прикладывают руки к груди.

Вот и вся моя семья! Поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз.

Карточка 13

(3 – 4 неделя февраля)

«День защитника Отечества»

Мы - лихие моряки.

Мы - защитники страны.

Мы в любую непогоду

Ходим в дальние походы.

Корабли - наш дом родной.

Мы храним страны покой.

В океанах и морях России гордо реет флаг!

Границу с моря стережем

Мы год за годом, день за днем.

Хоть наша служба и трудна,

Нам очень нравится она!

Вводная часть . Ходьба в колонне, ходьба с высоким подниманием ног, ходьба с выпадами вперед. Бег, ходьба.

II часть: ОРУ «Мы - моряки»

1.«Паруса мы поднимаем, запах моря мы вдыхаем»

И. п. : о. с., руки к плечам, локти опущены. 1 - поднять локти вверх - вдох; 2 - опустить вниз - выдох. Повторить 6-8 раз.

2.«Чайки летают над кораблями, чайки кричат и кружатся над нами»

И. п. : о. с., руки вниз. 1-4 - вращение головой вправо, затем влево. Пауза. Повторить по 2-3 раза в каждую сторону.

3.«Палубу матросы драят, чистят, моют, убирают»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - наклон вперед с поворотом к правой ноге и хлопком между ног; 2-й. п. ; 3-4 - то же к другой ноге. Повторить 4-5 раз.

4.«Будем ноги укреплять, мышцы все тренировать»

И. п. : о. с., руки на пояс. 1 - выставить правую ногу вперед на носок; 2 - в сторону; 3 - назад; 4 - и. п. Повторить то же левой ногой. Повторить по 4-5 раз каждой ногой.

5.«За морем с борта наблюдаем, границу зорко охраняем»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот другую сторону. Повторить по 4 раза.

6.«Танец "Яблочко "мы пляшем на корабле, на палубе нашей»

И. п. : о. с., руки вниз. 1 - присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову. Повторить 6-8 раз, меняя темп.

7.«Качка продолжается, корабль наклоняется. Прыжок назад - прыжок вперед, ну а потом - наоборот»

И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Прыжки на двух ногах - четыре прыжка вперед, четыре прыжка назад. Выполнить по 2 раза. Непродолжительная ходьба на месте - 8-10 шагов. Повторить 2-3 раза.

III часть : Быстрый бег, ходьба.

Карточка 14

(1 – 2 неделя марта)

«Очень маму я люблю»

Очень маму я люблю,

Ей цветочки подарю

Разные-разные

Синие и красные.

Сегодня праздник – мамин день,

Нам маму поздравлять не лень!

Будь, мамочка, красивой, Здоровой и счастливой!

Вводная часть. Ходьба и бег с чередованием.

1. «Нам в праздник весело»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки через стороны вверх, хлопнуть, сказать «хлоп», руки за спину. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

2. «Очень маму я люблю»

И. п.: ноги слегка расставить, руки в стороны. Обхватить плечи обеими руками, сказать «люблю». Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.

3 . «Подарю цветочки маме»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед, ладони вверх, сказать «дарю». Вернуться в и. п., выпрямиться, потянуться. Повторить 3 - 4 раза.

4 . «Солнечные зайчики»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс 6-8 подпрыгиваний с хлопками. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой. Заканчивая упражнение, продлить ходьбу.

5. «Весенний ветерок» . И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом, вернуться в и. п., на выдохе произнести «у-у-ух!» Повторить 3 раза.

Подвижная игра «Найди платок» (пару)

Дети, вы гулять идите

Да платочки берегите!

Платочки мамам принесете!

Маме от сына или дочки

Подарим платочки!

Будем мы пока играть,

Бегать, прыгать и скакать!

После слов педагога «бегать, прыгать и скакать!» дети расходятся по всей игровой площадке, бегают, прыгают. По сигналу педагога «Найди платок» дети возвращаются обратно, находят пару с платком такого же цвета, как и платочек у них в руках.

Игра малой подвижности «Весенние цветочки»

Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает вместе с детьми. По команде педагога дети начинают двигаться хороводом по кругу под чтение педагогом стихотворения:

Подул весенний ветерочек,

Раскрыл он нежные цветочки.

Цветочки ото сна проснулись

И прямо к солнцу потянулись.

Останавливаются, кружатся на месте под слова педагога:

И в танце легком закружились,

Потом листочки опустились.

(Присаживаются, руки вниз, голову к коленям)

Цветочкам спать уже пора.

У нас закончилась игра.

Карточка 15

(3 – 4 неделя марта)

« Весна»

С утра сияет солнышко,

Синеет небосвод.

По праздничному городу

Шагает пешеход.

Все люди улыбаются,

Несут в руках цветы.

С хорошим настроением

Идем и я, и ты.

Звенят трамваи весело,

На солнце с крыш - капель.

Поют синички песенку

В прекрасный мамин день!

Вводная часть . Ходьба в колонне по одному, ходьба двумя колоннами противоходом с высоким подниманием ног, бег с захлестывание ног, ходьба.

II часть: ОРУ «С утра сияет солнышко»

1.«На небе солнышко ярко сияет, с праздником весны всех поздравляет»

И. п. : о. с., руки вниз. 1 - резко опустить подбородок на грудь - выдох; 2 - поднять голову вверх - вдох. Повторить 6-8 раз.

2.«Какое небо синее, небо синее - очень красивое»

И. п. : о. с., руки на пояс. 1 - повернуть голову вправо; 2 - прямо; 3 - влево; 4 - прямо. Повторить 5-6 раз. Выполнять упражнение сначала в медленном темпе, затем побыстрее.

3.«Мы дружно наклоняемся и солнцу улыбаемся»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 - наклон вперед, правая рука вперед, левая рука - в сторону, выдох; 2- и. п., вдох; 3 - наклон вперед, левая рука вперед, правая рука - в сторону, выдох; 4 - и. п., вдох. Повторить 4-5 раз.

4. «С хорошим настроением по улице идем и людям.

И. п. : о. с., руки вниз. I - правую руку вперед, правую ногу назад; 2 - и. п. ; 3 - левую руку вперед, левую ногу назад; 4 - и. п. Повторить 4-5 раз, постепенно убыстряя темп.

5.«Весною сосульки на солнце грустят. Капли по крыше тихонько стучат»

И. п. : ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки на пояс. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя – то в правую, то в левую сторону. Повороты выполнять на четыре счета. Повторить 4 раза.

6.«В воздухе нежно пахнет цветами. Это – весна, улыбайтесь все с нами»

И. п. : ноги врозь, руки вниз. 1-2 - подняться на носки, руки плавно через стороны вверх - вдох; 3-4 - вернуться в и. п., выдох. Повторить 3-4 раза.

III часть: Быстрый бег, ходьба.

Карточка 16

(1 – 2 неделя апреля)

«Космос»

Воспитатель:

Мы пришли на космодром.

Посмотрели мы кругом -

Видим белую ракету

Высотой с огромный дом.

Вышел из нее пилот.

Посмотрел на звездолет

И сказал: «Привет, ребята!

Вот и смена нам растет!

Вы скорее подрастайте,

Тренируйтесь, закаляйтесь.

Космонавтов наш отряд

Будет вас увидеть рад! »

Вводная часть. Ходьба в колонне по одному, боковым приставным шагом, бег со сменой направления.

Основная часть . ОРУ «Мы пришли на космодром».

1.«Вот огромный звездолет, он готовится в полет». И. п. : ноги врозь, руки вниз. 1-2 - подняться на носки, руки через стороны вверх, пальцы рук соединить - вдох; 3-4 - и. п., выдох. Повторить 6-8 раз.

2.«Двигатель готов к полету, начинает он работу». И. п. : ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки вниз - вдох. 1-4 - выполнять последовательные вращательные движения прямых рук вперед - выдох (рука проходит близко к уху и ноге). То же, движения рук назад. Повторить по 4 раза.

3.«Двигатель пилот прогрел, мотор захлопал, загудел». И. п. : ноги вместе, руки вниз. 1 - руки дугами через стороны вверх, хлопок над головой - вдох; 2-3 - наклон вниз, приближая голову к ногам, хлопок за ними, на выдохе произнести «у-у-у»; 4 -и. п. Повторить 6-8 раз.

4.«Сверкая, вверх летит ракета навстречу звездам и кометам».

присесть, колени развести в стороны, руки вперед, ладони вниз - выдох; 3-4 - и. п., вдох. Повторить 6-8 раз.

5.«Будем дружно подрастать, свои мышцы укреплять». И. п. : ноги на ширине плеч, руки за головой. 1-2 - наклон вправо, руки вверх - выдох; 3-4 - и. п., вдох. То же в другую сторону. Наклоняться точно в сторону, голову держать прямо. Повторить по 4 раза.

6.«В космос точно полетим, если очень захотим». И. п. : ноги вместе, руки вниз. Выполнять прыжки: ноги врозь, руки в стороны - ноги вместе, руки вниз. 10-12 прыжков, 8-10 шагов на месте. Повторить 3-4 раза.

7.«Дует сильно свежий ветер на Земле - большой планете». И. п. : ноги врозь, руки вниз. 1-2 - подняться на носки, руки вверх плавно - вдох; 3-4 - и. п., выдох. Повторить 3-4 раза.

Заключительная часть . Быстрый бег, ходьба.

Карточка 17

(3 – 4 неделя апреля)

«Волшебница вода. Надо чисто умываться по утрам и вечерам»

Воспитатель: Чтобы быть здоровым,

Чистым и красивым,

Нужно умываться

Белым нежным мылом!

Полотенцем растереться,

Причесаться гребешком,

В одежду чистую одеться

И в детский сад пойти потом!

Вводная часть.

Ходьба в колонне по одному, ходьба на наружной и внутренней стороне стопы, ходьба «змейкой», ходьба семенящим шагом. Быстрый бег, ходьба.

Основная часть .

1. «Чистые ладошки» . И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 2 раза.

2. «Стряхнем водичку» . И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью - «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное. Повторить 3 – 4 раза.

3.«Помоем ножки» . И. п.: ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто». Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 3 – 4 раза.

4.«Мы - молодцы!» . И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 6- 8 подпрыгиваний и 6 – 8 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза.

5. «Чтобы чистым быть всегда,

Людям всем нужна... (вода)!» . И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в на выдохе произнести «вода-а-а». Повторить 3 раза.

Подвижная игра «Пузырь».

Игра малой подвижности «Хоровод». Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог вместе с детьми начинает движение по кругу - хороводом, одновременно читая текст:

За руки друзей возьмем,

Хоровод наш заведем.

Мы старались, умывались,

Вытирались, причесались.

А теперь нас ждет обед -

А потом мы ляжем спать

На уютную кровать.

После слов «на уютную кровать» дети останавливаются, кладут руки под щечку ладонь на ладонь - «засыпают».

Заключительная часть . Быстрый бег, ходьба.

Карточка 18

(1 – 2 неделя мая)

«На дворе весёлый май»

На дворе весёлый май. С радостью его встречай!

Травка, птицы и цветы на пути моём видны.

(Ходьба в колонне, 16-20 сек.)

Чтоб нам травку не помять, на носочки надо встать.

Ах, трава-мурава, ах, зелёная трава.

(Ходьба на носках /руки на поясе/ в колонне, 7-8 сек.)

Скоро травка подрастёт, кто на луг гулять пойдёт?

Ножки выше поднимай, ты по травушке шагай.

Жук проснулся и жужжит, над травою он летит.

Майский жук – он летит и жужжит, жужжит, жужжит.

(Бег в колонне.)

Черёмуха душистая у дома зацвела,

А к ней уже пушистая летит, спешит пчела.

(Бег в колонне.)

И воздух ароматами цветочков напоён.

Почувствуйте, порадуйтесь, как свеж и нежен он.

Вводная часть . Ходьба врассыпную. Во время ходьбы можно сделать 2-3 поворота вокруг себя на слова взрослого «Какая красота».

II часть: ОРУ

1.Расправляет крылышки бабочка – красавица.

Яркая, нарядная, всем ребятам нравится

И. п. – стоя, ноги слегка расставить, руки к плечам. Руки в стороны

2.Это что за вертолёт отправляется в полёт?

Это просто стрекоза, непоседа, егоза.

И. п. – сидя, ноги с крестно, руки на пояс. Повороты вправо-влево.

3.Маленькие солнышки, яркие головушки.

Одуванчики цветут, распускаясь там и тут.

И. п. – сидя, ноги согнуты, руками обхватить колени, голову опустить. Выпрямить ноги /можно слегка развести/ Игра «Одуванчик».

Одуванчик, одуванчик скинул жёлтый сарафанчик,

В шар воздушный превратился. Дунул ветер – шарик взвился.

К удивлению ребят, вместо шарика летят

Белые снежинки, лёгкие пушинки.

Дети стоят в кругу, держась за руки. С началом текста, произносимого взрослым, ребята начинают идти по кругу. С окончанием слов они разбегаются, воспитатель делает вид, что их ловит. На слова «Не поймать пушинки, новый вырос цветок» дети встают в круг и игра возобновляется.

III часть:

Пойду ль, выйду ль я, пойду ль я, выйду ль я.

За ворота погляжу, что увижу – расскажу.

За воротами весна, отступили холода.

На дворе весёлый май, с радостью его встречай.

(Ходьба в колонне или по кругу, держась за руки.)

одновременно выпрямить руки вверх – в стороны «потянуться»

Карточка 19

(3 – 4 неделя мая)

«Вот мы какие!»

I. Корригирующая ходьба в колонне по кругу

«Вот какие мы большие! Вот такущие!»
(ходьба на носках, руки вверх)
«Вот какие мы большие и сильнющие!»
(ходьба в полуприседе, руки разведены в стороны и согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачки)
«Широко шагают ноги по большущей по дороге!»
(ходьба широким шагом)
«Тихо идут наши ножки да по маленькой дорожке!»
(ходьба маленькими шажками)
«Очень-очень мы стараемся! Физкультурой занимаемся!»
Вводная часть. Ходьба высоко поднимая колени, руки в стороны.

II. ОРУ «Вот какие мы большие»

1. «Дорастем до папы!»
Выше руки поднимаем,
Мы до папы дорастаем!
И. п.: ноги слегка расставлены. Руки опущены вниз. Руки поднять через стороны вверх, хлопнуть в ладоши.
2. «Вытираем пыль!»
Будем маме помогать,
Пыль мы сможем вытирать!
И. п.: ноги на широкой дорожке, руки в стороны.
Повороты влево-вправо.

3. «Собираем игрушки!»
Мы в игрушки поиграли,
Тут же за собой убрали!
И. п.: Ноги на узкой дорожке, руки на поясе.
Присесть, «поднять игрушку», вернуться в и. п.

4. «Отдыхаем!»
Мы немножко отдохнем
Помогать опять пойдем!
И. п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.
Поболтать ногами, не касаясь пола. Отдохнуть.

5. «Попрыгаем - похлопаем!»
Поработали на славу, и на славу отдохнем,
Мы похлопаем в ладоши, прыгнем выше - ты и я!
И. п.: ноги вместе, руки на поясе.
Прыжки на двух ногах, хлопая в ладоши над головой.

I II часть. Бег в колонне по одному. Ходьба.

Уже в семье начинает закладываться Задача близких людей - создавать условия, при которых ребенок легко сможет приобретать речевые навыки. Недостатки развития могут привести к неспособности выражать собственные мысли, к плохой школьной успеваемости. Если ребенок плохо владеет речью, как правило, он плохо учится. 3-4 лет поможет в игровой форме учиться разговаривать, правильно произносить звуки.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это целый комплекс упражнений, направленных на то, чтобы помочь ребенку улучшить работу артикуляционных органов, увеличить силу и объем движений, выработать точность положения языка, губ в произношении определенного звука. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет тренирует органы звукопроизношения. В психическом развитии малыша речь играет огромное значение. По качеству произношения в целом можно судить об общем развитии. Дети 2-3 лет достигают пика развития речи, они уже могут произносить простейшие звуки, как глухие, так и звонкие Х, В, Ф, Г, Д, К, Н, О. Уже в 3-4 года становятся доступными звуки С, Э, Л, Й.

Физиологически малыши не сразу становятся готовыми к произношению сложных звуков, поэтому им нужно тренировать язычок. Взрослые должны помочь в пополнении словарного запаса. Нужно вести с ребенком беседу, и он предложениями должен рассказывать о своей семье, о погоде, о том, что он делает. Освоить азы произношения звуков поможет артикуляционная гимнастика. Фото детей подтверждают, что счастливы малыши, только когда имеют полноценное общение как с другими сверстниками, так и с взрослыми. Речь в формировании взаимоотношений играет главнейшую роль. Она не может быть врожденной способностью и требует постоянного развития.

Условием становления звукопроизношения является слаженная работа артикуляционного аппарата (языка, губ, неба, нижней челюсти).Главной целью любой артикуляционной гимнастики считается выработка полноценных движений, навыков правильных произношений звуков, укрепление мышц речевого аппарата.

Если у ребенка есть сложности со звукопроизношением и ему предстоят занятия с логопедом, занимаясь артикуляционной гимнастикой, он быстрее подготовит свой речевой аппарат к произношению самых сложных звуков. Также четкий проговор различных звуков - основа при обучении письму. Комплекс артикуляционной гимнастики для детей выполнять нужно, соблюдая некоторые рекомендации:

На начальных этапах занятий все упражнения выполняются очень медленно, лучше делать это перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свои действия. Задавайте малышу наводящие вопросы: что делает язычок? Где он сейчас находится? Что делают губы?

Заниматься лучше по утрам и вечерам, минут по 5-7. Время занятий зависит от усидчивости малыша. Занятия не должны быть навязанными.

В возрасте 3-4 лет следите за тем, чтобы усваивались основные движения.

В возрасте с 4 до 5 лет повышаются требования - движения должны становится более плавными и четкими, без подергиваний.

В возрасте с 6 до 7 лет дети должны выполнять все в быстром темпе, при этом уметь удерживать язычок на некоторое время без изменений.

Следует напомнить, что артикуляционная гимнастика только готовит к произношению звуков, она не сможет заменить занятий с логопедом!

Упражнения на звуки С, Ц, З

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет включает в себя комплекс на произношение свистящих звуков С, Ц, З.

«Заборчик». Улыбнуться и показать ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повтор 5 раз.

«Слоник». Зубы сжать, а губы в это время вытянуть вперед трубочкой. Держать до 7 секунд. Повтор 4-5 раз.

Упражнения «Заборчик» и «Слоник» чередуются. При этом нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Чистим зубки». Улыбаясь, широко открыть рот. Язычок за зубами двигается влево, вправо (сначала скользит по верхнему ряду, потом по нижнему). Нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.

«Больной пальчик». Слегка зажать губами высунутый кончик язычка, выдыхать воздух так, чтобы он проходил посередине - дуть на палец. Вдох глубокий, плавный выдох. Повтор 4-5 раз.

«Горка». Показать зубки, широко улыбнуться. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживать положение до пяти. Повтор 5 раз.

«Ледяная горка». Повторить «Горку» и надавить указательным пальчиком, сдерживая сопротивление язычка. Удержаться до пяти. Повтор 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет подразумевает повторение упражнений «Заборчик» и «Слоник» и дополнительно включает следующие:

  • «Непослушный язычок». Плоский кончик языка шлепать губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повтор при этом 5 раз.
  • «Блин на тарелке». Кончик языка расположить на нижней губе. Произнесим «пя» один раз, не двигать язычком, рот немного приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повтор 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу. Нижний ряд зубов при этом должен быть виден, для этого оттянуть вниз нижнюю губу. Повтор 5 раз.
  • «Индюк». Глубокий вдох, рот приоткрыт, нужно кончиком языка в быстром темпе двигать взад-вперед по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянется до 7 секунд.
  • «Дуем на челку». Кончик языка поднять вверх над губой, дуть вверх. Щеки надуваются, воздух проходит через середину язычка. Повтор 5 раз.
  • «Чашечка». Улыбнуться широко, показать зубы, язык высунуть, сложить таким образом, чтобы он напоминал чашку. Удерживать до 10 секунд. Повтор 5 раз.

Упражнения на звуки Л, Р

Повторить упражнения «Заборчик» и «Слоник». Затем чередовать эти два упражнения.

Повторить упражнение «Чистим зубки».

Повторить упражнение «Вкусное варенье».

«Маляр». Рот широко открыть. Язычок - это кисточка. Красим потолок (небо) - двигаем язычком вперед, назад, влево, вправо. Кисточка не должна отрываться от потолка. Язычок не выскакивает за зубки. Повтор 6 раз.

«Лошадка». Рот чуть приоткрыть, показать зубы, улыбнуться. Начинаем цокать языком попеременно быстро - медленно. Делаем для отдыха короткие паузы. Язык присасывается к небу, затем шлепается вниз. При этом нижняя челюсть не двигается.

«Грибок». Рот приоткрыть, показать зубки. Цокнуть языком, а затем присосать его к небу, удерживать до 10 секунд. Уздечка - ножка гриба, язык - шляпка. Повтор 3 раза.

«Гармошка». Повторяем «Грибок», при этом удерживая язык, открываем широко рот, после чего сжимаем зубы. Чередуем. Повтор до 8 раз.

Упражнения для губ и щек

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста очень важна для развития и становления артикуляционного аппарата. В игровой форме выполняйте с детьми следующие упражнения для губ и щек:

  • Массаж щек. Растирайте и похлопывайте щечки. Аккуратно покусывайте их изнутри. Упражнение выполняется во время купания или умывания.
  • «Сытый хомячок». Губы сомкнуть, а зубы разжать. Набрать воздуха, щеки надуты. Сначала обе, потом поочередно. Удерживать по 5 секунд.
  • «Голодный хомячок». Все наоборот. Щечки втягивать внутрь, можно помогать руками.
  • «Лопнул шарик». Глубоко вдохнуть, губы сомкнуты. Щеки раздуть и хлопнуть по ним руками, чтобы выпустить воздух.

«Птенчик». Рот широко раскрыть, набрать воздуха, как бы зевая. Следите, чтобы язык был расслаблен. Полный выдох. Повтор 3 раза.

«Слоник». Вдохнуть, вытянуть губы и на выдохе произносить «у-у-у-у…». Держать до 5 секунд. Повтор 3 раза.

Упражнения для нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для детей 3 лет включает в себя упражнения для подвижности нижней челюсти:

  • «Птенец». Открывать, закрывать широко открытый рот. При этом губы улыбаются, а «птенчик»-язычок сидит за нижними зубами. Выполнять упражнение ритмично под счет.
  • «Акулы». Приоткрыть рот. На счет «один» - челюсть вправо, «два» - на место, «три» - челюсть влево, «четыре» - на место», «пять» - челюсть вперед, «шесть» - на место. Движение выполнять очень плавно и медленно.
  • Имитируем жевание с открытым, потом с закрытым ртом.
  • «Обезьянка». Открыть рот, челюсть тянется вниз, одновременно язык максимально вытягивается вниз.
  • «Силач». Открыть рот. Представить, что на бороде висит груз. Закрываем рот, представляя сопротивление. Расслабиться. Повторить. Можно создавать препятствие руками.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка для детей представлена следующими упражнениями:

  • «Лопатка». Малыш видит картинку с лопатой. Приоткрывает рот в улыбке. Широкий язык держится на нижней губе. Держать язычок 30 секунд, нижнюю губу не поджимать.
  • «Чистим зубки». Рот слегка открыт, улыбаемся. Кончиком язычка проводим изнутри по зубкам, отдельно дотрагиваемся до каждого. Сначала в одну сторону. Отдохнули. Теперь в другую.
  • «Часики». Малыш видит изображение часов с маятником. Рот широко открыт. Языком поочередно касаться одного уголка рта, затем другого. Нижняя челюсть - неподвижна.
  • «Лошадка». Щелкать язычком, как лошадка копытцами. Начинать упражнение медленно, ускоряя темп (лошадка поскакала быстрее). Работать должен только язык, челюсть не движется. Можно придерживать подбородок руками. Повторить 6 раз.
  • «Поймать мышку». Открыть рот, улыбнуться. Язык лопаткой положить на нижней губе. Произнося «а-а-а-а...», аккуратно прикусить кончик язычка. Мышка попалась. Повтор 5 раз.
  • «Орешки». Рот закрыт. С напряжением касаемся язычком внутренней стороны щек. То справа, то слева. При этом удерживать положение по 5 секунд. Пальчиками снаружи контролировать движения, придерживать язык. Повтор 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Все дети любят играть. На игре построено множество методик по обучению. Не исключение и артикуляционная гимнастика. Многими преподавателями используется артикуляционная гимнастика для детей в стихах и сказках. Малыши с удовольствием включаются в игру.

«Сказка о Язычке». Жил в своем домике Язычок. Кто знает, что это за домик? Отгадайте.

В этом домике красные двери,

А рядом с ними - белые звери,

Эти зверушки очень любят плюшки.

Кто догадался? Этот домик - наш ротик.

В домике двери то закрываются, то открываются. Вот так (вместе открываем, закрываем рот).

Озорной Язычок на месте не сидит, часто выбегает из своего домика (язычок высунуть).

Вышел Язычок погреться, позагорать на солнышке (язык «лопатой» на нижней губе).

Подул ветерок, Язычок ежится (свернуть трубочкой), зашел в домик, закрыл дверь (спрятать язык, губы закрыты).

На дворе стало пасмурно, забарабанил дождь. (Бьем по зубам языком, произнося при этом «д-д-д-д...»).

Дома Язычку не скучно. Он напоил молоком котенка. (Открыть рот, водим языком по верхней губе). Котенок облизнулся и сладко зевнул. (Провести языком по губам и широко раскрыть рот).

Язычок взглянул на часики «тик-так». (Рот открыт, язык кончиком дотрагивается поочередно до уголков рта). Котик свернулся в клубок и уснул. «Пора спать», - решил Язычок. (Спрятать язык за зубами и сомкнуть губы).

Младшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы состоит из самых простых упражнений. В 1 младшей у детей еще не сформированы шипящие, сонорные, свистящие звуки. Основной задачей здесь является овладеть движениями органов артикуляционного аппарата. Нужно развивать слуховое внимание, высоту, силу голоса, длительность вдоха и выдоха, уточнять произношения звуков «му-му», «ква-ква», «тук-тук» и т.д.

2 младшая группа знакомится с более сложными движениями артикуляционного аппарата. Улыбаются губки, обнажаются зубки, язычок поднимается вверх, удерживается, двигается из стороны в сторону. Применяются упражнения «воздушная струя» для дыхания, для движения губ «хоботок», «улыбка», «заборчик», для языка - «лопатка», «часики», «маляр», «лошадка».

Средняя группа

Артикуляционная гимнастика для детей средней группы закрепляет полученные упражнения. Вводятся новые понятия - верхняя, нижняя губа, нижние, верхние зубы. Уточняются движения языка, он делается узким и широким. Учимся правильно произносить сонорные, шипящие звуки. Требования к артикуляционной гимнастике повышаются.

Старшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в старшей группе закрепляет весь пройденный материал. Дети знают понятие о спинке языка. Все упражнения выполняются плавно, четко. Органы артикуляции быстро должны переключаться с одного упражнения на следующее, при этом должны устойчиво удерживаться какое-то время. Преподаватель строго следит за правильным исполнением. Движения должны становится со временем четкими, отработанными, легкими, привычными. Проводить занятия можно в любом темпе.

Подготовительная группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в подготовительной группе уточняет все движения языка. Используются упражнения на дифференциацию разнообразных звуков. В это же время у ребенка развивается фонематический слух. Чаще использовать в занятиях сказки, дети быстро осваивают правильные действия. В игре звуки преображаются и лучше ложатся на слух. Дети с удовольствием сами становятся героями сказочных сюжетов.

К трем годам малыш становится вполне самостоятельным. Его мозг в этот период интенсивно развивается, расширяется воображение и совершенствуется память. По словесному описанию, ребенок может уже создать образ и воспроизвести его в движении, рисунке либо игре. Двигательная деятельность малыша в этот период значительно усложняется и чтобы гармонично поддерживать это развитие малыш должен выполнять гимнастические упражнения. Два основных комплекса упражнений гимнастики для детей 3-4 лет, которые необходимо выполнять под руководством взрослых, мы сегодня и рассмотрим.

Комплекс № 1

«Потягушки»

Для выполнения данного упражнения руки необходимо поднять вверх, разведя чуть шире плеч и развести пальцы в стороны. Встав на носки нужно потянуться вверх, совершая вдох, а затем расслабить мышцы и вернуться в исходное положение, делая выдох. Упражнение повторить 5 раз.

«Пружинка»

В исходном положении – стоя, держа руки по швам, необходимо расслабить мышцы туловища и совершить медленное приседание. Руки при этом вытягиваются вперед, и совершается выдох. Резко выпрямившись, будто разжимающаяся пружинка, нужно вернуться в исходное положение, делая вдох. Повторяется такое упражнение 6 раз.

«Прихлопнуть комара»

В исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, а руки на поясе, не отрывая ног от земли необходимо совершить поворот туловища в левую сторону, хлопнув при этом в ладоши чуть выше головы. Вернувшись в исходное положение необходимо совершить поворот в правую сторону, также хлопнув в ладоши. При хлопке нужно делать вдох, а при возврате в исходное положение — выдох. Упражнение повторить 5 раз в каждую сторону.

«Воробушки-попрыгунчики»

Упражнение заключается в выполнении 5-7 прыжков, сначала на двух ногах, затем столько же прыжков попеременно, то на левой, то на правой ноге. После этого нужно прыгать на двух ногах, с поворотами в правую, а затем в левую сторону.

«Небольшая прогулка»

Малыш должен спокойно ходить в течение 3-4 минут, сначала крадущимися шагами, затем, будто большая летящая птица, мерно размахивающая крыльями, а после, ступая аккуратно, будто переступая лужи, пытаясь не запачкать обувь.

Комплекс № 2

«Ветер качает деревья»

В исходном положении — ноги на ширине плеч, а руки подняты вверх. Необходимо выполнять наклоны корпуса. Сначала выполняется наклон влево, при котором производится вдох, вернуться в исходное положение — выдох, затем вправо — вдох, выпрямиться — выдох. Повторить наклоны в каждую сторону необходимо 5-6 раз.

«Гуси»

Поставив ноги на ширину плеч, а руки на пояс, нужно наклоняться вперед, произнося по-гусиному «Ш-ш-ш», а затем выпрямиться и вдохнуть. Упражнение повторить 5-6 раз.

«Велосипед»

В исходном положении — лежа на спине, выпрямив руки и ноги, нужно выполнять попеременные сгибания ног в коленях, имитируя езду на велосипеде, а затем опустить ноги. Повторяется упражнение 2-3 раза по 30 секунд, чередуясь с дыхательными упражнениями.

«Ласточки»

Исходное положение — лежа на спине. Руки вытянуты вверх и лежат свободно. Нужно перевернуться на живот, а затем снова перевернуться на спину. Повторяется такое упражнение 5 раз.

«Мячики»

Приняв произвольное исходное положение необходимо выполнять прыжки на месте, прыжки вперед и назад, вправо и влево двумя ногами, а затем поочередно на каждой ноге. Упражнение выполняется 2-3 минуты.

«Шагают ножки»

Для выполнения данного упражнения ноги необходимо слегка расставить, а руки опустить. Нужно задорно шагать, высоко поднимая колени и делая взмахи руками в ритме ходьбы. На такое упражнение отводится 2 минуты.

Взрослые должны следить, чтобы малыши выполняли упражнения в соответствии с образцом, особенно если детишкам уже исполнилось 4 года. Необходимо следить за правильным положением тела ребенка, ведь это очень важно для формирования осанки. Добиваться того, чтобы движения малыша обретали размеренный и ритмичный характер, необходимо их многократными повторениями. Чтобы поддержать интерес ребенка к таким упражнениям, желательно организовать музыкальное сопровождение или, проявив фантазию, обыграть эти упражнения небольшим рассказом, в котором малыш, как главный герой, выполнят каждое из упражнений, попадая в различные придуманные ситуации.

Регулярно занимаясь с ребенком физическими упражнениями, вы сможете полноценно развивать детский растущий организм, стимулируя как мозговую активность, так и общую моторику ребенка. Кроме того, регулярная гимнастика позволит укрепить иммунитет, и не допустить многих заболеваний, которым так подвержен детский неокрепший организм. Позаботьтесь о здоровье своих малышей!