Виды единоборств. Восточные единоборства: виды

Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом: куда девать силу подрастающего чада? Как направить ее в правильное русло? Так, чтобы здоровье и волю укрепить, тело правильно сформировать и от вредных привычек заодно избавить. Первое, что приходит на ум в этом случае (особенно родителям мальчиков),- это восточные единоборства. Как минимум, логично умозаключают родители, он не даст себя в обиду, что в наше время тоже не мало, а может еще и оболтусом быть перестанет…

Желание получить «33 удовольствия» у родителей часто соседствует с махровыми страхами, которые не дают сделать правильный выбор среди множества видов восточных единоборств, и в итоге склоняют часу весов в пользу каких-нибудь курсов «игры на ложках» или плетения макраме.

Не станет ли он агрессивным? Не будет ли крошить направо-налево челюсти одноклассникам? Не сломает ли классную указку об колено? Не порвет ли рубашку на груди с криком «Ша!!!». Ну и тому подобное. И если подобные мифы при современном уровне доступа к информации развеять достаточно легко, то другую распространенную установку в родительском сознании побороть не так-то просто.

Часто на все виды восточных единоборств смотрят, как на удобный, безвредный способ свалить свои родительские обязанности на проверенное веками, но безликое учение: мол, я уже и не знаю, что с тобой делать, может, хоть тут из тебя человека сделают!.. О том, что родители горько ошибаются, они узнают, как правило, когда родное дите лишает их какого бы то ни было доступа в тайны собственной жизни. Нет, то есть и тело, и дух ребенок на тренировках действительно укрепляет, и внутренний мир гармонично развивает… Настолько гармонично, что парню (девочке) там становится вполне уютно без вручивших его когда-то тренеру мамы-папы…

И вернуть доверие родного чада в этом случае бывает очень не просто. Поэтому главное и основное, что следует помнить родителям, когда они хотят отдать ребенка «на какую-нибудь борьбу» - это то, что родительские обязанности с них ни одно восточное учение не снимает - каким бы прекрасным и всесторонне направленным оно ни было.

Второй момент. Не забудьте поинтересоваться главным: а хочет ли сам ребенок отдаться этому занятию? Может быть, ваши красочные фантазии и мечты о сыне-чемпионе никак не согласуются с его представлениями об идеальном будущем? Лучший вариант - поговорить с ребенком, объяснить, чем хороши, на ваш взгляд, восточные практики, рассказать о трудностях, с которыми он может столкнуться, и не забыть спросить - хочет ли он того будущего, которое вы ему рисуете?..

Когда начать?

На родине восточных единоборств считают, что начинать учить ребенка боевым искусствам надо как можно раньше, лет с 4-6. Дело в том, что неотъемлемая часть правильного обучения восточным боевым практикам - сложные философские концепции, культура, которую среднестатистический российский ребенок воспринять просто не в состоянии. На Востоке подобные взгляды впитываются с молоком матери. У нас национальные традиции - совсем другие. Поэтому лучше подождать, пока ребенок будет в состоянии сделать выбор сам. Ведь боевые искусства - не мордобой с посильными нагрузками, не накачивание мышц, а всестороннее и гармоничное развитие личности, в том числе духовное.

Сейчас можно найти секцию практически для любого возраста среди множества видов восточных единоборств. Если рассматривать вопрос с чисто физиологических позиций, то оптимальным считается возраст 10-12 лет.

Что выбрать?

«Жесткие» стили. Их основной принцип: «сила против силы». Это традиционный рукопашный бой, карате, кик-боксинг. Все они посвящены сугубо боевым аспектам поединка. Исключением является карате, в котором важен и духовный рост ученика. Тонкость в том, что сейчас в этом боевом искусстве каждый тренер может создавать свой стиль, и найти учителя, который бы преподавал традиционное карате, нелегко. Поэтому в секциях и клубах упор все же делают на изучение приемов боя и контактные занятия. Фактически карате преподают как тот же рукопашный бой.

К внешним стилям можно отнести таэквондо, знаменитый шаолинь-цуань и целый букет школ и стилей китайского и японского происхождения.

«Мягкие» или «внутренние» стили. Здесь учат поражать противника, используя его же собственную энергию нападения. Победа достигается не только точными ударами и силой, а за счет ощущения внутреннего психического превосходства над соперником. Ребенок должен распознавать ситуации, в которых он может применять свою силу, учится полностью их контролировать и выбирать минимально необходимые средства для самозащиты. Внутренние стили, пожалуй, дадут фору жестким в плане навыков выживаемости, где побеждает часто не сильнейший, а хитрейший.

Они учат человека трезво мыслить, развивают умение управлять собой, помогают осознать мироустройство. В подавляющем большинстве это китайские стили: ушу, тайцзи-цюань, син-и, багуа-чжан. Есть и японские ответвления - айкидо, тайки-кэн. Один из самых миролюбивых видов - капоэйра - бразильская бесконтактная техника, танец и игра.

Несмотря на то, что весь упор в "мягких" единоборствах делается на внутреннее самосовершенствование, это не означает, что в таких секциях учат всего лишь водить руками по воздуху. Боевые искусства потому так и называются, что здесь, прежде всего, обучают бою. И любая система требует от ученика трудолюбия, умения преодолеть усталость, скуку и боль.

Детям сухого телосложения подойдет ушу (или кунг-фу). Мягкому, спокойному ребенку можно порекомендовать одно из внешних направлений ушу - «длинный кулак», традиционные шаолиньские направления, цюань-шу. В этих стилях большое внимание уделяется общефизической, силовой подготовке. Они помогут сформировать базовую подготовку для любых видов единоборств или боевых искусств.

А шустрый, активный, но при этом мягкий и добродушный ребенок скорее найдет себя в том же ушу, но в школах «внутренних» - син-и, багуа-чжан, «южный кулак». Внутренние стили ушу учат человека концентрировать внимание, делают его вдумчивым, спокойным. При этом они не хуже «внешних» стилей и дают ребенку необходимые навыки для самозащиты.

Неспокойным и тревожным детям подойдут карате и его корейский собрат таэквондо. Во-первых, будет возможность выпустить пар на тренировке, а во-вторых, научиться направлять свою энергию в нужное русло и контролировать агрессивность.

Медлительным и флегматичным прямая дорога в айкидо или хапкидо. Борьба основана на мягких, плавных движениях. Боец айкидо всегда спокоен, доброжелателен, он пропускает направленную на него агрессию мимо себя. К тому же айкидо - самый миролюбивый вид единоборств. В нем нет атакующих приемов - в том виде, в котором он практикуется в большинстве секций, это исключительно самозащитная техника.

При выборе полезно знать и статистику травматизма: в карате она, например, составляет 60-70%, а, например, в таэквондо - 6-7%. Родителям, заботящимся о здоровье своего ребенка, хорошо хотя бы раз поприсутствовать на тренировках и понять - видите ли вы своего ребенка, выделывающим «такие пируэты»? Кто, как не вы, знает, что лучше всего подходит темпераменту любимого чада! К тому же всегда полезно видеть, в чьи руки вы отдаете самое ценное.

Хороший инструктор всегда помнит, что дети - это не маленькие взрослые. До тех пор пока ребенок не сформировался, он не в состоянии выдерживать такие же нагрузки, как и взрослый. Пока ребенок не достиг 13 лет, инструктор обязан не допускать во время контакта сильного воздействия на тело и конечности ребенка. Тренировка в боевых искусствах всегда предполагает индивидуальный многоуровневый подход.

Все виды единоборств берут начало с древних времен, когда для защиты семей, деревень и племен разрабатывались стили ведения боя и применялись на врагах. Конечно, сначала старые боевые искусства были довольно примитивны и не раскрывали возможности человеческого тела, однако со временем их совершенствовали и преобразовывали в совершенно другие направления, делая более жестокими и агрессивными (тайский бокс) или, наоборот, мягкими, но не менее эффективными (Вин Чунь).

Древние виды единоборств

Большинство историков считают родоначальником всех восточных единоборств ушу, но в опровержение этому есть другие мнения, подкрепленные фактами:

  1. Самое первое единоборство возникло в 648 году до нашей эры и называлось «греческий панкратион».
  2. Тюркский народ, живший на территории современного Узбекистана, разработал единоборство «кераш», которое и стало родоначальником современных боевых искусств.
  3. Индусы, как и другие народы, также практиковали создание эффективного метода борьбы и, по мнению многих историков, именно они положили начало развитию боевых школ в Китае и остальной части Востока.

Примечание : третья гипотеза считается наиболее реальной, а ее изучение продолжается даже сейчас.

Восточные единоборства: виды и различия

На Востоке единоборства имеют совсем другое назначение, чем в Европе или Америке, тут все заключается не столько в самообороне, сколько в духовном развитии человека посредством выполнения физических заданий, правильное преодоление которых позволяет выйти на следующий уровень гармонии души.

Лучшие виды единоборств у европейских стран базируются исключительно на самообороне и защите человека и общества, а в восточных искусствах ведения боя все совсем по-другому, там покалечить человека считается не лучшим решением задачи.

При рассмотрении восточных единоборств чаще всего начинают с Китая, который, по мнению множества людей, ввел боевые искусства восточного происхождения в другие государства, однако к востоку относится множество других стран, которые практикуют свои единоборства и с большим успехом набирают последователей по всему миру.

Каратэ и дзюдо - это самые популярные восточные единоборства. Виды, конечно, не ограничиваются всего на двух стилях, нет, их довольно много, но подвидов обоих знаменитых методик еще больше, и сегодня многие школы настаивают на том, что их стиль является настоящим и первоочередным.

Китайские единоборства

В Древнем Китае люди практиковали ушу, но до 520 года этот вид единоборств стоял на «мертвой точке» развития, и только помогал защите жителей страны от набегов окружающих племен и феодалов.

В 520 году до нашей эры в Китай приезжает монах по имени Бодхидхарма с территории современной Индии и по договору с Императором страны на территории Шаолиньского монастыря создает собственную резиденцию, где начинает практиковать слияние своих знаний боевых искусств с китайским ушу.

Бодхидхарма работал не над простым слиянием ушу и своего боевого искусства, он проделал огромную работу, в ходе которой Китай перешел на буддизм, хотя ранее исповедовал конфуцианство и в некоторых местах страны даоизм. Но самое главное достижение монаха из Индии - это преобразование ушу в духовное искусство с элементами гимнастики и в то же время усиление боевой стороны единоборства.

После работы индийского монастыри начали разрабатывать направления ушу и создавать спортивные, боевые и оздоровительные стили боевых искусств. Проведя множество лет в обучении китайцев, мастера ушу дошли до острова Окинава (ранее не принадлежащего Японии, но практиковавшего джиу-джитсу), где изучили японские стили единоборств и разработали знаменитое карате.

Японские единоборства

Первым в Японии является джиу-джитсу, которое базировалось не на контакте с противником, а на том, чтобы поддаться ему и победить.

Во время разработки самообороны основой было состояние души и сосредоточение на противнике таким образом, чтобы боец перестал видеть окружение и полностью концентрировался на оппоненте.

Джиу-джитсу является основоположником сегодняшнего дзюдо, за исключением травмоопасных бросков и смертельных ударов в противника, но основа у обоих искусств борьбы с противником одна - поддаться, чтобы победить.

Спортивные единоборства

Популярные боевые искусства существуют не только в виде серьезных противоборствующих техник, и во многих из них есть стили, которые изначально разрабатывались как спортивные единоборства. Виды контактных методик, которые сегодня относятся к спорту, исчисляют десятками, но самые популярные - это бокс, карате, дзюдо, но постепенно набирают популярность смешанные виды единоборств ММА и другие.

Одним из первых к спорту пришел бокс, цель которого нанести максимальный вред противнику, чтобы он не смог видеть или судья остановил бой из-за обилия крови. Дзюдо и карате, в отличие от бокса, мягки, запрещают контакты в лицо, из-за чего ценятся не как а как единоборства. Виды спорта вроде бокса или смешанных боев набирают популярность из-за контакта и проявляемой агрессии, что дает им большие рейтинги.

Другие виды единоборств

Каждая страна имеет свои единоборства, которые разрабатывались в стиле поведения жителей или условий их жизни.

Серьезный пример разработки боевого искусства по стилю жизни и погодным условиям - это древнерусский стиль ведения боя любки.

В старые времена готовило простых крестьян к самообороне даже против профессиональных солдат, для чего оно изобреталось на принципе местных погодных условий. Во время проведения Масленицы крестьяне играли в популярную игру на льду, где несколько рядов жителей (мужчин) шли друг на друга и должны были прорвать «стенку» противника, причем был разрешен физический контакт (за исключением лица и области паха).

Лед подготавливал крестьян к сложности и заставлял учиться сохранять равновесие даже в трудных для этого условиях, а само единоборство было направлено не на то, чтобы навредить, тем не менее, бойцам следовало отправить противника в нокаут (бессознательное состояние).

Сегодня восточные единоборства уже ни для кого не являются экзотикой. Их преподают в многочисленных кружках и секциях, в спортивных школах и фитнес-клубах, редкий уважающий себя книжный магазин не отводит под посвященную им литературу несколько полок, а то и целый стеллаж. Чем вызвана такая популярность восточных боевых искусств? Быть может, модой на все восточное и экзотическое, а может быть, такая тенденция является ответом на, увы, непростую сегодняшнюю ситуацию в нашем обществе, когда очень многое зависит от умения защитить себя самого. Как бы то ни было, восточные единоборства давно стали неотъемлемой частью массовой культуры, а потому с каждым годом растет число желающих приобщиться к загадочной культуре Востока, в том числе и таким путем.

Как известно, если хочешь в чем-то достичь успеха, нельзя ни в коем случае разбрасываться, распыляя свои усилия, и зачастую нам в жизни приходится выбирать. Но как сделать выбор, если речь идет о большом числе видов единоборств, по каким критериям выбирать, на чем остановиться? С этим вопросом я и постараюсь разобраться.

Прежде всего, необходимо определить понятия "борьба" и "единоборство", часто используемые как синонимы, однако таковыми не являющиеся. Борьбой называется боевое искусство, в котором используются в основном захваты, броски и болевые приемы; из этого можно заключить, что бой требует тесного контакта противников. В единоборствах эти приемы используются наряду с ударами, а иногда и с воздействием на противника на расстоянии, например, бросками предметов (как тут не вспомнить металлические звездочки, которые метают японские ниндзя).

Видов восточных боевых искусств существует великое множество. Их можно делить по разным критериям - по стране происхождения, по древности традиций, по используемым в них основным приемам и т.д. Я бы взяла за критерий их популярность, а потому буду рассказывать о каждом виде, переходя от наиболее распространенных к менее известным.

Каратэ-до

Что прежде всего приходят на ум большинству людей, когда речь заходит о восточных боевых искусствах? Конечно же, каратэ-до. Этот, пожалуй, самый популярный вид боевого искусства зародился на острове Окинава. Изначально слово "каратэ-до" означало "путь китайской руки", так как на его становление значительно повлияли китайские боевые искусства, но в 1933 г. мастер Гитин Фунакоси изменил в написании иероглиф "китайский" на иероглиф "пустой". Оба иероглифа читаются одинаково - "кара". Этой заменой мастер подчеркнул не только характер единоборства - борьба без оружия - но и его самостоятельность. В 1955 г. возникла Японская ассоциация каратэ-до, и главным ее инструктором стал Фунакоси.

В каратэ существует множество направлений, сильно различающихся между собой. Самое популярное среди них - сетокан , называемый специалистами азбукой каратэ. В основе лежат приемы боя на средней и короткой дистанции, удары ногами на нижнем и верхнем уровне. Сетокан требует хорошей физической подготовки и быстрой реакции.

Одним из самых молодых направлений является кекусинкай , основанное в 1969 г. Методы обучения отличаются суровой дисциплиной, и, в отличие от других направлений, акцент делается не на философские аспекты и моральное самосовершенствование, а на боевую эффективность. Одним из самых трудных экзаменов является так называемый "сто кумитэ" - сто боев без перерыва.

В сито-рю акцент делается на быстроте перемещений, правильном дыхании и работе с центром тяжести, иначе говоря, с умением держать равновесие. Это направление включает 50 ката - комплексов упражнений, что значительно больше, чем в любом другом стиле. Некоторые поединки в сито-рю проводятся в доспехах в древнем японском стиле.

Направление годзю-рю соединяет приемы каратэ с некоторыми элементами, взятыми из китайских боевых искусств. Этот стиль отличает сочетание быстрых и плавных движений, а также большое количество уходов, в то время как в остальных направлениях каратэ доминирует прямая атака.

Стиль вадо-рю , созданный в 1938 г., считается самым японским из всех. В нем доминируют уклоны и броски, особое внимание уделяется развитию особого состояния ума.

Пожалуй, самым зрелищным стилем является косики каратэ-до из-за применяемой ударной и бросковой техники. Это направление также довольно травмоопасно, поэтому все поединки проходят с обязательным использованием защитного снаряжения.

Тэквон-до

Это корейское боевое искусство именуют по-разному: тэквон-до , таэквон-до и тхэквон-до . Не смущайтесь, речь всегда идет об одном и том же. Первое наименование, на мой взгляд, удобнее для произношения. Второе латинизировано, так как в латинском языке сочетание ae читается как "э". Третий вариант наиболее точно передает произношение и написание этого слова по-корейски. Сам термин появился в 1955 г., когда после Второй мировой войны в Корее была возрождена почти забытая к тому моменту система корейских единоборств, символизирующих дух нации. Огромный вклад в возрождение боевых искусств Кореи внес генерал Хон Хи Чой, в 1966 г. возглавивший Международную федерацию тэквон-до. С 1988 г. тэквон-до включено в программу Летних Олимпийских игр.

В тэквон-до используются в основном удары ногами и прыжки. Запрещены любые захваты и удары в голову руками. Показательные выступления тэквондистов весьма зрелищны, часто демонстрируется разбивание досок эффектными ударами в прыжке.

Ушу

Считается, что ушу создал монах Бодхидхарма, прибывший в Китай из Индии в первой половине IV века. В ушу множество стилей, среди которых выделяют северные и южные, внешние и внутренние. Северные стили, или стили северных провинций Китая, отличаются широкими движениями и прыжками, а также большой дистанцией между бойцами. Самым распространенным из северных стилей считается чань-цюань , из южных же наиболее популярен стиль нань-цюань . Обучающиеся внешним стилям основной своей задачей видят оттачивание техники выполнения приемов, в то время как внутренние стили направлены на совершенствование душевных качеств бойца. Классическим представителем этой группы стилей можно назвать тайцзи-цюань , отличающийся плавными движениями и перетекающими перемещениями.

В ушу есть направление так называемого спортивного ушу , сочетающего вышеперечисленные стили, а также включающего в себя сложные акробатические элементы, требующие большой гибкости позвоночника и эластичности мышц ног.

Айкидо

Сравнительно недавно появившись в России, айкидо успело снискать определенную популярность. Это единоборство было основано мастером Морихеи Уэсиба в 1945 г. Основная концепция айкидо заключается в достижении бойцом гармонии между собственной жизненной энергией и окружающим миром. В бою айкидоист стремится использовать агрессию противника против него самого. Этот вид единоборства является скорее средством защиты, а не нападения, и потому подходит уравновешенным, неагрессивным людям. Соревнуются айкидоисты в коротких белых кимоно и широких черных брюках хакама, что делает поединок зрелищным.

Как карате-до и ушу, айкидо имеет свои внутренние направления. Наиболее популярным из них можно назвать томики айкидо , смечь приемов традиционного айкидо с приемами дзюдо. Томики айкидо включает соревнования в программу обучения, что для восточных боевых искусств весьма нетипично, ведь считается, что важнее овладеть искусством боя, чем побеждать на соревнованиях. Стоит упомянуть и о танто рандори-хо , искусстве борьбы без оружия с вооруженным противником. Для тренировок используется мягкий нож, которым орудует один из спортсменов, а по завершении одного поединка они меняются ролями.

Тайский бокс

Тайский бокс, или муай-тай , зародился в Таиланде в XII веке в войнах с Китаем. Вместо перчаток борцы обматывали руки веревками, а перед особо важными схватками даже обмазывали клеем и обсыпали битым стеклом. Необходимо сказать, что делалось это по взаимному согласию противников. Тайский бокс узнается по эффектным ударам ногами, однако специалисты говорят, что они используются в основном для зрелищности, а не для боевого эффекта. В муай-тай удары наносятся локтями и коленями. Проводятся отдельные соревнования для любителей и профессионалов, и если любители выступают в защитном снаряжении, то профессионалы выступают полуобнаженными, в легких боксерских перчатках.

Тайский бокс немыслим без присущих ему древних ритуалов. Раньше время поединка отсчитывалось с помощью скорлупы кокоса: в половинке скорлупы проделывали отверстие строго определенных размеров и опускали в воду. Как только скорлупа тонула, поединок заканчивался. Разумеется, многие традиции за века канули в Лету, и вместо веревок боксеры теперь используют перчатки, но остался священный танец, совершаемый перед поединком с целью заручиться поддержкой духов. Сам поединок происходит под музыку. В качестве талисмана тайцы надевали монгкон - повязку на голову - и пратьиат - на запястье. Теперь эти повязки выполняют те же функции, что и пояса в других восточных боевых искусствах - обозначают уровень мастерства бойца.

Хотя муай-тай появился в России сравнительно недавно, его приверженцы уже пророчат ему большое будущее в нашей стране. Первый шаг для этого сделан: в Москве уже проводятся регулярные выступления как зарубежных спортсменов, так и российских восходящих звезд тайского бокса.

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу иначе называется дзю-дзюцу и в переводе с японского означает "искусство гибкости". Это боевое искусство возникло на основе древней техники борьбы в доспехах. В технике преобладают захваты, броски и болевые приемы - воздействие на болевые точки противника. В настоящее время практикуется удержание противника в положении лежа.

Дзюдо

Дзюдо возникло в Японии в конце XIX века на основе джиу-джитсу. Его название переводится с японского как "гибкий путь". Долгое время дзюдо не было видом спорта, а предназначалось, как почти все восточные единоборства, для воспитания личности бойца. Однако по окончании Второй мировой войны, когда сохранились только школы спортивного направления, дзюдо превратилось в вид спорта. В 1972 г. первым из восточных боевых искусств дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, дебютировав в Летних играх в Мюнхене.

В дзюдо, как и в джиу-джитсу, используются захваты и болевые приемы; это так называемая контактная борьба, требующая соприкосновения тел противников. Цель борьбы - вывести соперника из равновесия и повалить спиной на татами - ковер для борьбы. Кимоно дзюдоистов имеет короткие рукава для наибольшего удобства захватов.

Единоборства с использованием оружия

Кэндзюцу - это единоборство в японских доспехах и с использованием меча. Манера поведения сражающегося должна быть агрессивной: это пугает соперника, помогает правильно дышать и поднимает боевой дух самого бойца. В кэндзюцу используются два вида мечей - длинный двуручный катана и короткий вакидзяси.

Кэндо схоже с кэндзюцу, только меч в нем используется бамбуковый, аэродинамически более удобный, нежели металлический. Также спортсмен одет не в доспехи, а в национальный японский боевой костюм и решетчатую маску. Важным в кэндо считается крик "киай", известный большинству читателей по фильмам. Кричат практически во всех восточных боевых школах, но в кэндо крик имеет особо важное, почти ритуальное значение.

Нагинтадо - спортивное единоборство с использованием бамбуковой алебарды нагината. Интересно, что по традиции нагинтадо занимаются в основном женщины.

В настоящее время эти недавно совсем неизвестные в нашей стране боевые искусства обретают популярность, и обучиться им можно даже в фитнес-центрах. Стоит иметь в виду, что в фитнес-центрах уроки этих единоборств, как правило, называются блэйд (англ. blade - лезвие) и являются упрощенной фитнес-версией. Тренеры говорят, что японское фехтование - довольно непростое искусство, и только по прошествии значительного времени обучающиеся начинают чувствовать меч или алебарду.

Вообще восточных боевых искусств существует великое множество, и в рамках одной статьи, к сожалению, нельзя рассмотреть все. Однако, на мой взгляд, такие боевые искусства, как пенчак силат (Индонезия), ыет во дао (Вьетнам) и варма калаи (Индия) еще не скоро станут не просто популярными, но и сколько-нибудь известными в нашей стране. Желающие могут увидеть показательные выступления по этим стилям на специализированных фестивалях восточных боевых искусств, регулярно проходящих в Москве.

Восток есть Восток, но Запад старается от него не отставать, а потому кроме восточных единоборств существует несколько западных направлений, которые также требуют внимания.

Кикбоксинг

Кикбоксинг (от англ. kick - пинок) является молодым видом спорта, возникшим в 70-е гг. в США. Это смесь бокса с элементами каратэ-до и тайского бокса. Во время поединков боксеры обязательно используют защитное снаряжение и боксерские перчатки. В технике используются удары ногами и руками, запрещены захваты и удары локтями, коленями и головой.

Соревнования проводятся, как и в тайском боксе, отдельно для профессионалов и любителей. В кикбоксинге есть направление фулл-контакт , или полный контакт, в котором разрешено вкладывать в дар всю силу и даже доводить противника до нокаута. Как мы видим, это довольно жесткий вид спорта.

Капоэйра

В 2000 г., будучи в Рио-де-Жанейро, я увидела уличных акробатов. Они выполняли прыжки один через другого, а один из акробатов как-то странно крутился на месте, переступая с одной ноги на другую и в какой-то момент даже опираясь на руки. К сожалению, на снимке акробат оказался запечатлен в полуприседе на ногах, то есть в позе, совсем не дающей представления о характере движения. Тогда я еще не знала, что акробат демонстрировал искусство капоэйра - бразильское боевое искусство, которое вскоре стало популярным и в России.

Элементы капоэйры стилизованы под акробатические и танцевальные движения. Поединок происходит под музыку и без контакта с противником. Цель боя - с помощью выпадов и акробатических элементов разгадать намерения противника и вывести его из равновесия. В фитнес-версии, которую предлагают своим посетителям фитнес-клубы, акробатические элементы упрощены, но для того, чтобы овладеть ими, придется изрядно попотеть.

Если после прочитанного вы так и не определились с тем, каким боевым искусством заняться, то специально для вас сэнсэй Адзума Такаси создал.

Кудо

Это наиболее универсальное из всех боевых искусств было основано в 1981 г. и первоначально называлось дайдо-джуку каратэ-до . Сэнсэя Такаси не удовлетворяли боевые возможности существовавших единоборств, и он основал кудо, вместившее в себя элементы каратэ-до, дзюдо, бокса, джиу-джитсу и муай-тай. В отличие от многочисленных ремиксов (а их, поверьте, немало) кудо представляет собой стройную динамическую систему. Ее создатель постоянно находится в творческом поиске, добавляя все новые и новые приемы и комплексы.

Кудо - достаточно жесткое направление в боевых искусствах, а потому в поединках необходимо использовать защитный шлем. Это единоборство подходит как новичкам, так и заслуженным обладателям черных поясов в других видах восточных боевых искусств. Приверженцы кудо считают, что основной целью изучения любого боевого искусства является не наращивание физической силы с целью уничтожить противника, а бесконечное совершенствование духа.

13.11.2008 03:04:29

Самое главное в своей статье про единоборства вы еще забыли добавить,что отдавая ребенка тренеру желательно проверить куда и кому Вы его отдаете. Например детский тренер по Кудо Качанов М.Ю. так доповышался до совершенства, что избил жену в присутсвии маленькой дочки.Был осужден по ст.116.Про жестокость его тренировок пишет Московский комсомолец.13 июня 2007.Зомби бойцовского клуба.Читайте.

26.12.2007 23:52:40, Мама

ХОРОШЫЙ САИТ
Я СИЛЬНЫЙ СТОРОНИК ОБОШЕНИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЙ ВСЕХ ВИДОВ В ОДНУ ЕДИНУЮ ОДНАКО БУДУЧИ СПОРТСМЕНОМ С ОПОТОМ Я ЗАМЕТИЛ ОДНУ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ НАСКОЛЬКА МАКСИМУМ СЛИВАЮТСЯ ВИДЫ НАСТОЛЬКА И ПОЛУЧАЕТСЯ ГРЯЗНАЯ КАША К ПРИМЕРУ ТОТ ЖЕ КУДО НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО АНО МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ И САМ ХОЧУ ПЕРЕИТИ НА НЕГО НО У КУДОИСТОВ НЕТ ЧОТКОИ НАПРАВЛЕНОСТИ И ВСЕ УДАРЫ У НИх МАЗАНЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО НА МОЙ ВЗГЛЯД ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОСТА РЕЗНЯ МНОГИЕ КУДОИСТЫ ПРИЗНАЮТ СВОИ НЕДОСТАТКИ И НЕПРОЧ ПОСТАВИТЬ СЕБЕ ЗАШИТУ И УДАР В БОКСЕ ГОДИК ХОРОШЫЙ ВЛАДЕНИЕ ТОЧНОСТЬ И НАПРВЛЕНОСТЬ УДАРА НОГИ (с колена)В ТЕКВАНДО 2 ГОДА И КОНЕЧНО ОСНОВНЫЕ ЗАХВАТЫ БРОСКИ БОЛЕВЫЕ НАВЫКИ БОРЬБЫ МИНИМУМ ПОЛГОДИКА ЧТОБ ПОТОМ В ИДЕАЛЕ БИТСЯ В КУДО ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О МОЕМ МНЕНИ
РАХИМ (М,С_кикбоксинг)

18.06.2006 14:25:14

TGJGJHGJHGJHGJHGJH

18.06.2006 14:08:50

Свои 5 копеек:)
"Основная концепция айкидо заключается в достижении бойцом гармонии между собственной жизненной энергией и окружающим миром...этот вид единоборства является скорее средством защиты, а не нападения" - чистая неправда.
Концепция Айкидо (как наверное и всех БИ) - выйти из конфликта, причинив противнику максимум вреда и затратив при этом минимум своих сил и времени. Нападение -лучшая защита, никуда от этого не дется.
"Соревнуются айкидоисты в коротких белых кимоно и широких черных брюках хакама, что делает поединок зрелищным" - в классическом Айкидо нет соревнований в принципе. И быть не может, по причине, названной выше. Хакама японцы изначально придумали чтобы кимоно не пачкать:)
Да и зрелищности особой в Айкидо нет (если только это не специальный постановочный бой-выступление).
Танто рандори-хо, искусстве борьбы без оружия с вооруженным противником - в нормальных залах для тренировок используется не мягкий нож, а обычный деревянный нож-танто, довольно твердый, кстати, а также Боккэн и Дзе.

Про "кудо", вообще не ясно. Китайцы 2000 лет создавали свои боевые системы и что они не универсальны? А тут в 1981 появился "гений" и "открыл" доселе невиданные приемы? У него наверно какое-то другое строение тела или может он летать научился? Почему "кудо" жесткое направление в Б.И? А ушу - это что, в шашки поиграть, что ли? Если речь идет о боевых искусствах, то любое из них, кроме чисто спортивных, коммерческих направлено на причинение урона сопернику, его смерти. Вас Вера айкидоисты на тренировках со всей дури на деревянный пол не кидали? Почему в "кудо" есть творческий поиск, а в карате его нет? Направленность статьи мне не совсем понятна. С уважением.

24.03.2005 19:15:29, Volodza-san

Боевые искусства востока - это целый мир, еще совсем недавно закрытый для европейцев и прочих «западников». Это стили и школы, традиции и современность, мифы и легенды, техника и мастера. С древнейших времен и до наших дней на стыке и смешении народов и государств возникали системы единоборств. Каларипаятту в Индии, кунг-фу в Китае, дзю-дзюцу в Японии, каратэ на Окинаве, хапкидо в Корее, муай-тай в Таиланде, эскрима на Филиппинах и пр. и пр. и пр. Все эти и многие другие системы боевых искусств возникли и развивались на протяжении веков. Все они и составляют то, что сегодня обобщённо называется боевые искусства востока.

Разумеется, каждый из нас в той или иной степени сталкивался с популярностью этих искусств. Фильмы с участием знаменитых мастеров (Стивен Сигал , Брюс Ли , Джет Ли , Жан-Клод Ван Дамм , Дольф Лундгрен , Джеки Чан и Чак Норрис) всегда поощряли неиссякаемый интерес к таинственному, кажущемуся недоступным миру восточных боевых искусств.

Брюс Ли и Чак Норрис - фильмы с их участием способствовали популяризации боевых искусств востока

Как же появился этот мир - мир таких разных, непохожих друг на друга, но дополняющих общую картину - искусств?

По одной из версий считается, что боевые искусства востока, появились в качестве ответа рядового населения восточных стран вооружённому гнёту со стороны сил правителей или иноземных захватчиков. Например, на Окинаве каратэ зародилось как противовес японскому джиу-джитсу и кэндо. Во время японского владычества на этом острове местным жителям запрещалось иметь оружие. В некоторые периоды истории доходило до того, что на целую деревню полагался всего один железный нож для разделки мяса и рыбы, который висел привязанный к столбу в центре деревни. В то же время живущие на острове и приезжие самураи были вооружены и согласно традиции могли при желании просто напросто «испытать остроту своего меча на простолюдинах». Местным жителям пришлось что-то изобретать для выживания. Стали возникать различные школы в разных местах острова (наха-тэ, сюри-тэ, томари-тэ). Из них впоследствии возникло то, что потом назвали окинава каратэ, а впоследствии такие стили как годзю рю каратэ, каратэ шотокан и т. д.

Несколько иная история была у каларипаятту. Это древнейшая из ныне сохранившихся систем борьбы возникла в Индии около 4 тысяч лет назад именно как боевое искусство касты воинов. Сегодня школы этого реликта давно забытых веков еще существует в некоторых индийских штатах, но уже никто не может сказать насколько то, что называют каларипаятту сейчас соответствует тому, что было раньше, когда это искусство использовалось на войне.

Можно много говорить о происхождении и историческом пути различных видов боевых искусств Китая, Кореи и др. стран. О них снято и снимается много фильмов очень разного уровня качества и достоверности. Примером хорошего кино может служить фильм «Боевые искусства Шаолиня». В легендарном монастыре долгое время существовала своя школа боевых искусств. Также можем посоветовать документальный фильм, который рассказывает о таком жанре кино, как "фильмы о Кунг-Фу". Освещается история жанра от момента зарождения, когда на экранах господствовал народный заступник Вонг Фей Хунг, до прорыва на мировые экраны фильмов с Брюсом Ли :

Стоит отметить, что существуют и версии происхождения боевых искусств, согласнок которым пять древнейших стилей были разработаны именно монахами Шаолиня на основе наблюдений за поведением животных, обитавших в окрестностях монастыря. Это были тигр, змея, журавль, богомол и обезьяна. Каждый стиль имеет свои характерные особенности техники и тактики приписываемые тотемным животным - покровителям стиля.

Свои легенды о происхождении существуют и в других странах. В каждой стране боевые искусства развивались исходя из местных условий и специфики требований, предъявляемых к бойцам. Но и тогда и сегодня боевые искусства востока - интереснейшая тема для изучения и обсуждения для всех, кого интересует раскрытие и развитие человеческих возможностей.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управлениеколесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.

С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.

Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) и народное.

В древности термином «ушу» обозначали любую воинскую подготовку, но в VI-VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все приемы боевого искусства преследовали только одну задачу - одержать физическую победу над противником.

Воинские искусства были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили таких целей как достижение просветления или очищениедуха. В свою очередь, элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и именно там формировалась духовная культура ушу. К VI-VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.

Чань-буддийские монастыри получают широкое распространение в танскую эпоху. VI - X вв. н.э. - время зарождения и расцвета легендарного чаньского монастыря Шаолинь-сы - универсальной военной школы Средневекового Китая. Именно здесь, получает развитие монастырская форма военного обучения и особенно те ее методы, которые позволяли достигать максимально адекватного поведения адепта (воина-монаха) в критической ситуации. Упор делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. В Шаолинь-сы стекались видные полководцы и военачальники Поднебесной, учиться здесь было огромной честью для любого человека. Военная школа Шаолинь достаточно быстро обросла легендами, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности. Последнее известное учебное пособие по шаолиньской форме «Шаолинь Цигун» было написано одним из хранителей древней традиции Дэ Чанем в 1983 г. Основным методом обучения здесь, во времена династии Мин (1368-1644), стал так называемый метод воплощений - ассоциативного мыслеобразного отождествления себя с тем или иным героем прошлых времен, животным, предметом или явлением объективного мира (деревом, огнем, ветром, водой и т.д.). Этот метод иногда называют «способ отключения сознания», «транс», «мгновенное просветление» и др., но эти термины употребляются чаще переводчиками, чем самими монахами.

К процессу обучения чаньские монахи предъявляли 5 основных требований: постепенность, непрерывность, умеренность, самоконтроль и выдержка, учтивость. Уже в VI веке для поступления в монастырь требовалось сдать экзамен на сообразительность, выносливость, терпение и упорство.

Основой практики в чаньских монастырях стала военная гимнастика, перенявшая принципы Дао-Инь, но переименованный в «формальные комплексы» ТАО-ЛУ......., каждому упражнению которого соответствовала не только определенная янтра (мыслеобразный символ), как в Дао-Инь, но и мантра (звуковое сочетание по типу молитвы), что ранее в военное обучение попытался ввести Гань Бао.

Метод «произношения звуков» получает широкое распространение в манчжурской армии, как система ускоренной массовой подготовки новобранцев к ведению боевых действий. В основу методики был положен принцип психомоторной гимнастики Дао-Инь, но под хоровое произношение, на мотивы народных песен, 32-х четверостиший-мантр, в которых описывалось и боевое действие, и мыслеобраз, и конкретный прием. Сущность метода Ци Цзигуана, описанного им в «Книге о повышении эффективности обучения солдат» заключалась в переносе системы монастырского военного обучения, подкрепленного богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуществления ускоренной подготовки воинов к выполнению задач по «укреплению тела, пресечения предательства и упрочению государства».

Из документальных источников известно, что в тайных обществах Китая эту методику довели до ее совершенства. Минимальные сроки обучения воинов занимали всего 10 суток, причем первый экзамен сдавался уже на четвертые сутки обучения. Комплексное внушающее воздействие позволяло в самые кратчайшие сроки проводить массовую подготовку воинов к участию в реальных боевых действиях. Принцип тай-цзи цюань заключается в том, что все телорасслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном. Другими словами, последовательность боевых приемов

В триедином характере боевых искусств народное направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского ушу и практику армейских боевых искусств.

Крайне важным обстоятельством является тот факт, что в восточных боевых искусствах существует культ мастера. В Китае мастеров сравнивали с сокровенным зеркалом сюаньцзин - предметом даосской культовой практики, представлявшим собой отполированную круглую металлическую пластину. Зеркалоо бъективно отражает события, само при этом не меняясь. Человек, глядя в него, видит не зеркальную поверхность, а свое отражение. Таков и мастер: его характер, истинный облик являются тайной для абсолютного большинства окружающих. Лишь у мастера прием действительно исходит из сердца. Так обучение ушу обращается в передачу истинной традиции. Наставник ушу - это живое воплощение первооснователей школы, а школа обеспечивает передачу того внутреннего сокровенного знания, в которое посвящен учитель. Для передачи истинной традиции боевого искусства важно, чтобы между учителем и учеником установились взаимоотношения глубочайшей содоверительности - лишь вера в учителя поможет ученику реализовать форму, которую он постигает. Благодаря вере, ученик относится с искренним доверием к стилю, который он изучает, к его истинности и непреходящей ценности, заключенной в нем мудрости.

Безраздельная вера в стиль и учителя задает направление развития, и не позволяет ученику сойти с истинного пути.

Вопрос передачи истинной традиции (чжэньчуань) очень важен для боевых искусств, так как ценно не только умение вести бой и владение приемами, но и овладение духовным потоком, берущим свою силу от древних мудрецов. При этом посредством определенных медитативных упражнений и общения с носителем «истинной передачи» человек приобщался к потоку духа древних мудрецов-мастеров и входил в духовное соприкосновение с ними.

Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить. Подобные взаимоотношения между учителем и учеником, а также проблема передачи истинной традиции характерны не только для боевых искусств Китая. Наиболее ярким подтверждением вышесказанному служит, к примеру, японское айкидо. Его техническое и духовное содержание невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции, а без тесного духовного контакта между учителем и учеником канал интуитивной передачи не действует.

Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко ощущающим его душу. Только в этом случае возможно свободное развитие индивидуальности подопечного. Благодаря общению, построенному на принципе «от сердца к сердцу», в сознание ученика проникают доверие, признательность и прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного учителя.

Именно утрата «истинной традиции» в обучение является, на мой взгляд, одной из острейших проблем современного педагогического процесса. И в этом состоит особая ценность в изучении и использовании практики обучения восточных боевых искусств.

В наши дни боевые искусства имеют следующую классификацию современных форм: массовые, специализированные, воинские и др. Массовые БИ рассматриваются как народная физическая культура и оздоровительная гимнастика для трудящихся масс, подрастающего поколения и пенсионеров. Специализированные БИ получили развитие в спортивных и медицинских вузах, вновь открывшихся чаньских и даосских монастырях. Воинские СБИ определяются, с одной стороны, как эффективная система рукопашного боя, с другой - система повышения личностных качеств военнослужащих. Под «другими» понимаются формы, которые могут найти применение в самых широких областях современной деятельности человека: космонавтика, фундаментальные исследования, история и т.д.