В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем

Даже если беременная хорошо себя чувствует, и нет особых поводов для беспокойства за ее здоровье и состояние плода, все же необходимо ограничить подъем тяжестей, особенно на поздних сроках беременности.

Что происходит во время подъема тяжестей?

От того, что организм испытывает нагрузку от подъема тяжелых предметов, у беременной женщины повышается внутрибрюшное давление. При этом из-за нарушившейся циркуляции крови особенно страдают органы нижней части живота, в частности, матка и мышцы тазового дна.

Если какое-то время носить тяжести в руках, позвоночник сжимается, у диафрагмы замедляется движение, и вентиляция легких ухудшается. Поэтому беременной, а значит, и ее будущему ребенку, тоже становится трудно дышать. Все эти факторы неблагоприятно влияют на самочувствие женщины и могут иметь негативные последствия для плода, поэтому поднимать тяжести во время беременности категорически запрещено.

Какой вес можно поднимать беременным?

Обычно допустимая масса перемещаемых предметов не должна превышать 5 кг, только тогда подъем тяжестей не нанесет существенного вреда. В зависимости от особенностей конституции беременной, состояния ее здоровья, срока беременности, особенностей ее течения и других подобных факторов можно более точно определить допустимый вес тяжестей, которые можно поднимать, не опасаясь последствий.

Если беременная входит в «группу риска», поднимать любые предметы весом свыше 2 кг ей категорически противопоказано. Это относится к женщинам, которые:
- имеют заболевания сердца, печени, почек и прочих органов;
- находятся под угрозой прерывания беременности;
- ранее рожали досрочно;
- имели в период беременности влагалищные кровотечения;
- имеют диагноз «предлежание плаценты» или гестоз;
- вынашивают плод, задерживающийся во внутриутробном развитии.

Последствия подъема тяжестей

Если не соблюдать меры предосторожности и поднимать тяжести , могут появиться боли в любой части тела, чаще в пояснице, руках, ногах, шее и внизу живота, а также одышка, головокружение и слабость, тошнота, отеки конечностей, учащенное сердцебиение, дестабилизация пульса. Самое опасное, что может явиться результатом подъема тяжестей, с медицинской точки зрения, это влагалищные кровотечения, затруднения при ходьбе из-за колющих или тянущих болей в ногах, длительная неподвижность плода, начавшиеся схватки и преждевременные роды, выкидыш. У любой физической нагрузки есть еще один минус, вредящий беременности, это возникшее чувство усталости, которое трудно устранить.

Виктория Жгунева
Запрещенные движения на занятиях по физкультуре в детском саду

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важных систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми умениями.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия , свободная двигательная деятельность, все это позволяет ребенку познать мир, развить его психические процессы. Чем больше количество разнообразных движений ,тем шире возможность для развития ощущений, восприятия, тем полноценней осуществляется развитие ребенка. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Большое место в системе физического воспитания отводится общеразвивающим упражнениям, они используются на физкультурных занятиях , в процессе утренней гимнастики, во время физкультминутки , в закаливании, на детских праздниках . Правильное выполнение упражнений оказывает неоценимое влияние на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук , ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполнятся с разными мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Большинство упражнений просты по своей структуре и носят аналитический характер, т. е. каждое упражнение состоит из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных видах движений , где каждая фаза непосредственно связана с другой.

Влияние общеразвивающих упражнений многогранно : они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, развивают подвижность суставов , гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.

Запретные упражнения .

Но стоит, отметит, тот факт, что не все упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании или заменить на предложенные варианты.

1. Круговые вращения головой. Форма сустава не предусматривает данного движения , поэтому его можно заменить, на наклоны головы вперед, стороны.

2. Наклоны головы назад, стойка на голове. Нестабильность шейного отдела позвоночника, слабые мышцы шеи, возможное смещение шейных позвонков, не позволяют использовать это упражнение. Заменить можно следующим упражнением, опускать плечи вниз, назад, чрезмерное вытягивание шеи.

3. Поднимание двух ног в положении лежа на спине. Увеличение поясничного лордоза, сильное влияние на сосуды шеи и головы. Использовать можно следующее упражнение поднимать и опускать ноги попеременно, а также ноги согнутые в коленях.

4. Кувырки. Ограничить кувырки из–за нестабильности шейного отдела.

5. Лежа на животе, пригибания в поясничном отделе с упором на руки. Увеличение поясничного лордоза, возможное замещение шейных дисков. Для того чтобы избежать травматизм,нужно заменить упор на согнутые руки и упор на локти.

6. Сед на пятках. Вызывает излишнее растяжение сухожилий и связок коленного сустава. Заменить можно на сед по-турецки.

7. Положение руки вверх во время дыхания. Уменьшается поступление кислорода, поэтому упражнение малоэффективно. Во время упражнения руки поднимаются в стороны, вниз.

8. Длительные висы. Слабость мышечного аппарата, не способность выдерживать статики, выполнять упражнение следует не более 5 секунд.

9. Прыжки босиком по жесткому покрытию. Слабый связочный аппарат стоп. Упражнение следует выполнять только, на гимнастических матах.

10. Метание набивного мяча из-за головы детьми до 5 лет. В этом возрасте возможно не соответствие массы тела ребенка и мяча.

Разнообразие вариантов общеразвивающих упражнений способствует быстрому овладению новыми комбинациями движений . В результате систематического повторения упражнений создается своеобразный фонд, двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых в жизненной практике, а так же для формирования сложных гимнастических навыков.

Таким образом, общеразвивающие упражнения являются школой управления движениями , они помогают овладеть основами всех движений .

Используемая литература.

1. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях» . Москва. 2002г.

2. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И., «Общеразвивавющие упражнения в детском саду » Москва. 1981г.

3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., «Теория и методика физического воспитания и спорта» . Москва 2003г.

Подготовка юного тяжелоатлета Дворкин Леонид Самойлович

Глава 3 Влияние занятий с тяжестями на физическое развитие детей и подростков

Влияние занятий с тяжестями на физическое развитие детей и подростков

3.1. Физическое развитие школьников в условиях базовой тяжелоатлетической подготовки

Организация эффективной силовой подготовки школьников, начиная с 1-го класса, связана с необходимостью глубокого анализа и контроля за изменением их физического развития. Особенно большую информацию дают, на наш взгляд, динамические исследования одних и тех же школьников в течение всего периода учебы в школе. На примере наших исследований можно наглядно убедиться в важности такой работы при занятиях по силовой подготовке детей, подростков и юношей. Она позволяет собрать достаточное количество фактического материала по каждой возрастной группе. И, следовательно, строить процесс физического воспитания более объективно в каждом конкретном случае.

В нижеприведенный анализ физического развития детей, подростков и юношей (возраст исследуемых 7-17 лет) вошли результаты исследований школьников 1-10-х классов. В экспериментальную группу входили юные атлеты, которые, помимо уроков физкультуры, посещали секцию тяжелой атлетики и силовой подготовки в дополнительное время после основных занятий (244 школьника). В контрольную группу входили их сверстники, посещавшие только уроки физкультуры 2 раза в неделю.

Целенаправленная спортивная подготовка предъявляет значительные требования к физическому развитию с детского и подросткового возраста. Поэтому особенно тщательно изучается проблема влияния занятий спортом на изменение физического развития в детском, подростковом и юношеском возрасте, т.е. в период интенсивного роста и совершенствования морфофункциональных возможностей организма. Исследование в динамике изменений физического развития юных спортсменов представляет собой с педагогической точки зрения не только научный, но и в не меньшей степени практический интерес. Так, по мнению В.Г. Властовского, остро стоит вопрос о соотношении паспортного и биологического возрастов ребенка, поскольку, как отмечает автор, лишь часть детей развивается ускоренно, другая же часть, наоборот, характеризуется задержкой процессов роста и созревания организма.

Практическое значение в спорте приобретает также и проблема прогнозирования роста спортивных результатов и физического развития до достижения окончательных размеров тела. По мнению Г.С. Туманяна, для достижения высоких результатов в том или ином виде спорта спортсмены должны иметь определенные оптимальные величины тотальных размеров тела. Данная концепция была заложена и в работе Н.Ж. Булгаковой, в которой автор разработала отдельные характеристики пловцов экстра-класса. Причем значительное место в этой модели было уделено антропометрическим измерениям известных спортсменов-пловцов: определению их роста, веса, соотношения рычагов и пропорций тела.

Как правило, в педагогической практике физическое развитие школьника оценивается, главным образом, по изменениям тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки). Изучением этих параметров на протяжении длительного периода, начиная с детского возраста, занимались ученые еще в царской России. Так, в 1879 г. вышла работа И.П. Зубковского, в 1892 г. – Н.В. Зака, в 1906 г. – Н.П. Гундобинаидр., которые отмечали, что вес 15-летних подростков города Москвы увеличивается в 2 раза по сравнению с 8-летними. По мнению Н.П. Гундобина, нарост детей и подростков влияют наследственность, возраст родителей, климатические условия, окружающая гигиеническая среда, питание и т.д.

Современные исследования физического развития человека в нашей стране подтверждают выводы русских ученых, касающиеся выраженного увеличения размеров тела в подростковом возрасте. У мальчиков пубертатный скачок роста происходит в среднем между 13 и 15,5 годами. Практически пубертатный скачок касается почти всех размеров костей и мышц, распространяется на сердечную мышцу и другие органы.

Наиболее интенсивный прирост в морфологическом развитии ребенка наблюдается в 11-12, 13-15 и 15-16 лет. Если у детей 8– 9 лет, указывает Г.П. Сальникова, прирост длины тела за год составляет 4,1-6,3 см, веса тела– 1,4-4,0 кг и окружности грудной клетки – 1,4-4,0 см, то у подростков 13-14 лет эти нормативы значительно выше и составляют соответственно 4,9-9,9 см, 3,4-8,9 кг и 2,3-6,3 см.

Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на процесс физического развития. По данным Л.С. Дворкина, Р.Е. Мотылянской с сотр., юные атлеты 15, 16 и 17 лет имеют почти такие же показатели длины тела, как и школьники, не занимающиеся спортом. Но вес тела и окружность грудной клетки у них была заметно больше. В то же время вышеназванные авторы отмечают, что число школьников, имеющих антропометрические показатели низкие и ниже среднего уровня, к концу двухлетнего периода систематических занятий спортом уменьшается, соответственно повышается число школьников со средними, а иногда и более высокими оценками физического развития.

Специфическое влияние двигательной деятельности наиболее отчетливо проявляется у взрослых спортсменов с продолжительным стажем занятий спортом. Но значение этого фактора, как указывают Р.Е. Мотылянская, Л.И. Стогова и Ф.А. Иорданская, отчасти проявляется уже в юношеском возрасте. Анализ данных физического развития спортсменов, специализирующихся в тяжелой атлетике, беге на короткие и средние дистанции, в плане возрастной динамики дает основание говорить о том, что в формировании типа телосложения естественный и искусственный отборы играют неосновную роль.

В тоже время, по мнению Г.С. Туманяна, представители различных видов спорта отличаются не только тотальными размерами и пропорциями тела, но и некоторыми конституциональными особенностями, соотношением фракционных значений веса тела (мышц, подкожного и общего жира, скелета). Об этом же говорят и результаты исследований А.Н. Воробьева, указывающего, что упражнения с отягощениями, особенно значительного веса или при большом напряжении, оказывают специфическое биологическое воздействие на организм. Исследования Л.С. Дворкина показали несостоятельность мнения о задержке роста вследствие занятий упражнениями с отягощениями. Об этом же говорят и более ранние исследования АИ. Кураченкова, показавшие, что юные тяжелоатлеты 14-16 лет не только не отстают в росте, но даже превзошли по своему физическому развитию юных пловцов.

По нашим данным, низкий рост спортсменов-тяжелоатлетов в основном регистрируется в весовых категориях до 60 кг, а рост тяжелоатлетов, начиная с 75 кг, мало чем отличается от роста легкоатлетов и лиц, не занимающихся спортом. Кроме того, у 92-95% юных тяжелоатлетов, имеющих к 19 годам низкий рост, родители, как правило, были ниже своих детей или одного с ними роста.

Силовая подготовка с применением отягощений направлена, прежде всего, на совершенствование силовых возможностей человека и развитие способности к концентрации нервных центров. Вместе с тем силовая подготовка с применением дозированных отягощений укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма.

Наиболее благоприятным временем для приобретения двигательных навыков в силовой подготовке (например, при подъеме тяжестей), как показали исследования многих авторов, является подростковый и юношеский возраст.

Дозированные силовые нагрузки динамического характера не влияют отрицательно на развитие и дифференцировку позвоночника подростков. Так, А.И. Кураченков отмечал, что силовые упражнения с тяжестями в юном возрасте без чрезмерных нагрузок не только не вызывают патологических изменений в позвоночнике, а напротив, укрепляя его мышечный корсет, оказывают благоприятное влияние на осанку, способствуют коррекции ее имеющихся дефектов.

В данном разделе рассматриваются результаты длительных исследований основных морфофункциональных показателей организма тяжелоатлетов в возрасте от10 до18 лет в качестве одного из важнейших аспектов системы многолетней подготовки спортсменов. Рассматриваются результаты антропометрических исследований одних и тех же тяжелоатлетов в возрасте от 10 до 18 лет в количестве 154 человек, а всего были получены данные физического развития 357 спортсменов в течение 8 лет. Некоторые из них стали членами сборной команды России, чемпионами и призерами России и международных соревнований.

В качестве контрольных показателей физического развития каратистов параллельно исследовались школьники 10-16 лет (225 человек) и студенты 17-18 лет (121 человек), не занимавшиеся каким-либо спортом, а также в отдельных случаях одни и те же легкоатлеты-бегуны в возрасте от 10 до 18 лет (28 человек), которые занимались спортом в ДЮСШ. В показатели физического развития вошли данные о длине и весе тела, окружности грудной клетки и степени полового созревания.

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

Глава 2 Возрастные особенности развития организма детей и

Из книги Физическое воспитание детей младшего школьного возраста автора Виленская Татьяна Евгеньевна

2.1. Развитие организма детей и подростков В секцию тяжелой атлетики пришли дети 7-10 лет. Читатель, который мало знаком с современными представлениями о методике тренировки в этом виде спорта, будет уверен, что тренер в секцию тяжелой атлетики их не примет и порекомендует

Из книги С самого начала (путь тренера) автора Головихин Евгений Васильевич

3.1. Физическое развитие школьников в условиях базовой тяжелоатлетической подготовки Организация эффективной силовой подготовки школьников, начиная с 1-го класса, связана с необходимостью глубокого анализа и контроля за изменением их физического развития. Особенно

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

3.3. Влияние занятий тяжелой атлетикой на физическое развитие юных спортсменов-разрядников 3.3.1. Относительные показатели физического развитияДЛИНА ТЕЛАЕсли принять показатель бегунов за 100%, то длина тела у тяжелоатлетов 10 лет составляла 94,4%, а у другой группы – 95,3%.

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Глава 4 Влияние занятий спортом на функциональные возможности юных тяжелоатлетов 4.1. Влияние занятий с тяжестями на функциональное состояние нервно-мышечной системы юных тяжелоатлетов Развитие мышечной силы и выносливости тесно связано с возникновением в результате

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

4.1. Влияние занятий с тяжестями на функциональное состояние нервно-мышечной системы юных тяжелоатлетов Развитие мышечной силы и выносливости тесно связано с возникновением в результате тренировок морфологических, биохимических и физиологических изменений в

Из книги автора

4.2. Влияние занятий с тяжестями на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем юных тяжелоатлетов Для изучения ритма сердечных сокращений у подростков и юношей использовался принцип непрерывной регистрации частоты пульса непосредственно во

Из книги автора

Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и

Из книги автора

Параграф 2. Рекомендации по набору детей для занятий тхэквондо с использованием административных ресурсов Одна из самых серьезных проблем во многих секциях отсутствие отбора. В группу берут всех, кто пришел. Обычно это связано с недостаточной популярностью вида спорта,

Из книги автора

Глава 7 Влияние занятий каратэ на телосложение, моторные и духовные свойства личности Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Даосский мудрец К преимуществам каратэ относится то, что каратэ дает отдых для тела и души,

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности 2.1. Теоретико-методологические аспекты исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в спортивной

Из книги автора

Глава 12. Гигиенические требования к физическому воспитанию детей и подростков Для успешного решения вопросов подъема массовой физической культуры и спорта, улучшения физического воспитания молодежи и подготовки спортивных резервов физкультурные работники должны

Из книги автора

12.1. Возрастные особенности детей и подростков Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.В педагогике школьный возраст принять разделять на младший – 7–10 лет, подростковый –

Из книги автора

12.2. Акселерация и ретардация детей и подростков, гигиенические последствия В настоящее время у детей и подростков наблюдается процесс ускоренного развития (акселерация). Акселерация представляет собой сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном

Из книги автора

14.2. Влияние занятий спортом на ОМЦ и детородную функцию Занятия спортом оказывают большое влияние на организм женщины и прежде всего на ОМЦ. Л. Г. Шахлина на основании своего 20-летнего наблюдения доказала, что построение тренировки у спортсменок должно основываться на

Остеохондроз – частое явление. Чтобы не ухудшать здоровье позвоночника, важно научиться правильно двигаться. Важно правильно поднимать тяжести.

Важные правила

Мало кто задумывается над тем, что существуют правила по подъёму тяжестей. Правило многие знают с детства: «Не поднимай тяжести – спину надорвёшь». Многие слушались, понимали, что означает предостережение? Помимо заботы близких, важно позаботиться о себе самостоятельно. Стоит научиться грамотному подъёму, переносу, опусканию тяжёлых предметов!

Несоблюдение правил приводит:

  • Боли в спине;
  • Грыжа;
  • Заболевания позвоночника;
  • Радикулит;
  • Варикозное расширение вен;
  • Опущение матки у женщин.

Хуже, если мышцы спины ослаблены, подъём тяжёлых вещей окажется для позвоночника непосильной ношей. Если приступаете к работе, поднимаете тяжести, прислушайтесь к сигналам организма. Если испытываете затруднения, боль, это говорит о проблемах со здоровьем, ошибках в действиях:

  • остеохондроз, грыжа, радикулит;
  • искривление позвоночника;
  • несоблюдение техники поднятия вещей;
  • перенос нагрузки на одну сторону;
  • неверный расчёт веса предмета.

Техника поднятия тяжестей

  1. Оценка веса. Важно оценить вес предмета, который требуется переместить. Вредно, недооценить этот параметр, переоценить.
  2. Подойдите к предмету. Встаньте близко. Верное положение тела – ноги на ширине таза, одну ногу выставите вперед, позволит соблюсти равновесие.
  3. Полуприседание. Опуститесь на корточки, чтобы спина не прогибалась, сохраняла прямую линию, нагнитесь вперёд, чтобы удобно схватиться за предмет.
  4. Захват тяжести. В зависимости от формы, конструкции вещи, обхватите двумя руками (сверху, снизу) или подцепите под один край, затем – под противоположный. Стоит наклониться вперёд, прислонив груз к себе.
  5. Подъём тела. Поднимитесь не прогибаясь, постепенно распрямляя спину из наклона в положение «прямо». Не поворачивайтесь!
  6. Перенос, установка предмета. Стоит переносить груз, плотно прижимая. Позволит меньше напрягать мышц, распределить нагрузку равномерно. Предмет ставится в новое место в позе полуприседа, сохраняя ровное положение спины.

Зная технику, можно помочь близким людям с переездом, перестановкой в доме. Советы многие знают, слышали, не всегда выполняют требования.

  • Не поворачивайтесь при подъёме с тяжестью в руках. Часто ошибку совершают молодые мамы, женихи на свадьбе;
  • Если нужно перенести продукты из магазина до дома, до машины, разделите продуктовую корзину на несколько пакетов. Лучше переплатить 5-10 рублей, чем потом постоянно сидеть на обезболивающих;
  • Переносить груз, прижимая его к торсу. Напрягайте таз, не поясницу;
  • После «сброса» тяжёлого предмета, важно правильно подниматься, рискуете повредить спину!

В Интернете, от знакомых можно услышать вредные советы, которые нельзя использовать:

  1. «Возьми стул – так легче». Сидя на стуле, нагрузка приходится на поясницу!
  2. «Не садись на корточки – ноги устанут», «… вены пережмёшь». Лучше ненадолго присесть, чем тянуться к грузу из положения «стоя». Сильно сгибается поясничный отдел позвоночника, даже если стараетесь держать спину ровной, натягиваются поясничные связки, нагрузка увеличивается.
  3. «Закинь за спину – так проще!». Совет несёт мало вреда – важно соблюдать баланс тела. Правильно переносить груз за спиной так, чтобы спина наклонялась вперёд. Не стоит стараться держаться прямо.

Важно не делать резких движений. Старайтесь действовать плавно, мягко поднимая, опуская тяжести. Если груз тяжёлый, нужно передвинуть крупногабаритный предмет, не стоит действовать в одиночку. Лучше позвать на помощь друга, родственника, соседа.

Статья написана для общеобразовательного развития. Для установления точного диагноза и назначения лечения ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к врачу