Катание на водных лыжах с парашютом как называется. —То есть, по сути дела, в этот спорт вас привел друг? Какие горные лыжи выбрать для катания на кайте

Прародителями современного зимнего кайтинга стали серфинг, катание на лыжах под парусом. Сегодня этот вид спорта успешно развивается не только на воде. Спортсмены катаются по поверхности земли со всевозможными преградами на маунтин бордах, на сноуборде с парашютом по снегу. Вид спорта позволяет экстремалам управлять порывами ветра, получая массу положительных эмоций с мощной дозой адреналина.

Катание под куполом на доске, лыжах или коньках по снегу — это не только спорт для экстремалов, но просто активный отдых. Основной элемент кайта — это крыло — парашют для , который генерирует интенсивность тяги, создавая подъемную силу. Прокатиться при помощи такого воздушного змея можно: на замерзшем озере либо реке, заснеженному полю, горнолыжному склону.

Пробовать ездить можно где угодно, при этом сильный ветер особо не нужен. При использовании парашюта-кайта, при подъеме на горный холм с последующим спуском на крыле, перед райдером открывается поразительная сила, гармония природы. Имея лыжи, сноуборд-доску и кайт, можно превратить невеселый зимний день в заполненное адреналином приключение.

История

Впервые способ прокатиться по снежному покрову под тягой воздушного змея удалось превратить в жизнь немецкому спортсмену-парапланеристу около пятидесяти лет назад. Фрирайдер сцепил себя с парашютом, удачно маневрируя под куполом. Чуть позже лавировать под крылом стали лыжники, любители коньков.

Развиваясь, кайт сноубординг стал профессиональным видом, образовались своеобразные приемы, техники исполнения. Ежегодно в тех местах на планете, где есть соответствующие климат и платформы, проходят состязания различного уровня:

  • свободное катание по сложным трассам;
  • гоночные турниры;
  • перелеты;
  • искусство — прыжковые воздушные трюки;
  • приключенческие состязания-симуляторы.

Первый клуб любителей сноуборда с воздушным змеем появился в России с конца девяностых годов. В настоящее время открывается большое количество кайт-центров, где новички обучаются скольжению под крылом. Подобные школы также предоставляют аренду необходимого снаряжения для полетов.

Техника

Для желающих освоить это искусство, желательно начинать скольжение по свежевыпавшему снежному покрову. Современные крылья-кайты осуществляют передвижения в любую сторону. Однако, самое естественное катание — перпендикулярно воздушным массам. Научившись чувствовать воздушный поток, контролировать крыло, можно достаточно легко вернуться именно к точке на местности, откуда начался старт. Расстояние, которое пройдет райдер, будет зависеть от его желания, опыта, выносливости.

Обучение

В отличие от водного кайт серфинга, желающему освоить , можно не искать для проведения полетов нужное место в теплых краях. Климатические условия и местность большей территории России позволяют проводить катания во многих регионах страны.

Хорошим вариантом при желании обучиться искусству езды на лыжах и доске с воздушным змеем, будет обращение в специальную школу. Занятия в подобных центрах проходят под присмотром опытных наставников, которые помогут избежать всех ошибок. В таких школах отпадает осуществление покупки необходимой экипировки, так как в ходе обучения все снаряжение выдается начинающему спортсмену абсолютно бесплатно.

Пытаясь самостоятельно, следует запомнить пару советов:

  1. Перед тем как подцепить к себе лямки паруса, нужно научиться хорошо ездить на доске, лыжах или коньках без второстепенной тяговой силы. Потренировавшись, следует хоть немного овладеть техникой езды на снарядах.
  2. При первом запуске и перелете стоит позаботиться о страховке, попросив товарища о поддержке. Подстраховкой послужит веревочный канат.
  3. Для пробного запуска нужно выбирать открытую местность и слабый ветер.

Оценка ветра

Для начинающих кайтеров большое значение имеет способность двигаться с малой тягой. Это нужно для соблюдения требования техники безопасности. Следует остерегаться низкой облачности, так как это первоочередная причина циклонного ветра. Он создаст сильные завихрения, которые очень опасны не только для новичков.

Чтобы избежать фатальной ошибки, кайтер должен помнить, что при запуске, постройки, высокие деревья должны располагаться минимум на 90 метров ниже ветра. Внимательно ознакомившись с инструкцией парашюта, необходимо придерживаться точного совпадения силы текущих воздушных потоков с указанным оптимальным диапазоном в паспорте.

Начинающему райдеру стоит купить карманный анемометр, который будет определять скорость ветра. Спортсмену также нужно просматривать в интернете предстоящее состояние погоды. При нестабильных и очень сильных порывах стоит отказаться от запуска купола или сменить на меньший парус.

Места для катания

Для любителей адреналина, которые хотят освоить парашют для катания на сноуборде или другом спортивном снаряде, оборудованы безопасные платформы по всему миру.

  1. Тальгау. Самая популярная площадка для кайтеров, расположенная в Австрии. Хорошие климатические условия, стабильный ветер и наставники помогут овладеть скольжение под крылом за очень короткое время.
  2. Варангер. Площадка для спортсменов-асов в Норвегии, где усиленные порывы ветра позволяют осуществлять запуск крыла на бешенной скорости.
  3. Плещеево. Российская платформа для любителей кайта, находящаяся возле Переяславля-Залесского. Отличается ровным рельефом с необходимым количеством снега для катания.
  4. Гирвуд. Площадка на Аляске с ветром, дующим во все стороны и оптимальным количеством снега. Отличное место для совершения потрясающих трюков профессионалами-фрирайдерами.
  5. Ай-Петри. Снежная крымская точка, подходящая для сноубординга.

Ограничения

Заниматься таким видом спорта может любой желающий, даже не имеющий специальной физической подготовки. Однако некоторые противопоказания все же существуют:

  • людям, имеющим травмы голеностопов и коленей, занятия перелетами не рекомендуются;
  • при болях в спине следует использовать только специальный стабилизатор-трапецию, который будет снимать нагрузку;
  • детям с 13-14 лет разрешается заходить на старт только при слабом ветре с маленьким крылом строго под надзором взрослых.

Снаряжение

Являясь достаточно травмоопасным, спуск на снежной доске требует от спортсмена железного здоровья. Однако сноукайтинг — так стал называться с парашютом, как вид спорта получился менее опасным.

Для занятий зимним кайтингом райдеру потребуется:

  • пилотажное или тренировочное крыло;
  • специальный пояс-трапеция для управления парусом;
  • шлем, перчатки, маска;
  • горнолыжный и дополнительные аксессуары;
  • спортивный снаряд для передвижения.

Кайт

При выборе паруса специалисты-кайтеры рекомендуют покупать универсальное демисезонное крыло. Ведь такое снаряжение можно использовать для скольжения по водной поверхности. Однако для кайтеров-новичков понадобится тренировочный миниатюрный купол, с которым будет проще освоить навыки пилотирования.

Виды кайтов

Кроме основных видов парашютов-крыльев, существует еще несколько разновидностей, которые называются по-иному. Такие элементы также в полной мере создают подъемную силу.

  1. Как называется катание на лыжах с парашютом? Какой вид крыла наиболее подходит? Спидглайдинг — экстримальный вид развлечения. Применяются горные лыжи и глайдер-купол, способный развивать скорость до 140 км/ч.
  2. Как называются прыжки на лыжах с парашютом? Скайсерфинг, где лыжник прыгает с самолета или вертолета на высоте 3500-3800 метров. Перед самой землей спортсмен выдергивает из снаряжения чеку для выброса спортивного снаряда на землю. Для скайсерфинга используются надежные купола-прашюты.
  3. Вингсьют — костюм-кайт, при помощи которого в воздухе создается аэродинамический профиль. Набегающие воздушные потоки дают возможность спортсмену удачно пилотировать. Применяется парашютная и защитная системы.

Стандартные купола бывают двух видов:

  • жесткие надувные крылья, накачивающиеся при помощи насоса. Безопасное и контролируемое снаряжение;
  • двухслойные парашюты, имеющие меньший вес и размеры в равнении с надувными. Снаряжение не нуждается в накачивании, транспортабельное.

Необходимое оборудование и аксессуары для сноукайтинга, кайтсерфинга, спитглайдинга можно приобрести в магазине «Спортмастер», где представлена продукция известных брендов достойного качества.

Важно

Обучаясь на пилотажных кайтах, стоит помнить, что:

  1. Близкое расположение деревьев, ЛЭП и строений недопустимо!
  2. На старте нужно быть внимательным, стараясь ничего не запутать и не повредить в снаряжении!
  3. Начальные занятия происходят в присутствии нескольких человек!
  4. Изношенные и потертые лямки на снаряжении стоит немедленно заменить!

Любой горнолыжник хоть раз в жизни замечал на опорах подъемников необычный знак с изображением параплана, перечеркнутого жирной красной линией. Смысл этого знака вовсе не в том, чтобы запретить пилотам-парапланеристам стартовать с вершины горы. Такие картинки, развешанные по всем подготовленным горнолыжным трассам, адресованы спидрайдерам.

Убойный микс Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется скибейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта

Спидрайдинг — езда на лыжах с крылом над головой — очень молодой вид спорта. Если датой его признания считать проведение первых неофициальных, но масштабных соревнований, то этой зимой ему стукнуло пять лет. Спидрайдинг окутан притягательным ореолом запрещенного вида спорта, хотя на самом деле такого запрета не существует: крылатым лыжникам запрещено показываться лишь на подготовленных трассах. И все же спасатели на большинстве горнолыжных курортов смотрят на спидрайдеров косо. Ведь этот вид катания считается настолько опасным, что его адептов даже бейсджамперы называют безбашенными.

Бесконечная посадка

Крыло, с которым катаются спидрайдеры, называется спидглайдером. И несмотря на то что конструктивно оно представляет собой параплан с очень маленькой площадью поверхности (6 — 18 м 2), ближайшим предком спидрайдинга стоит признать парашютный спорт, а именно одну из его экстремальных разновидностей — Swoop, или пилотирование скоростных куполов. В свупе парашютист выпрыгивает из самолета, выстраивает оптимальную посадочную траекторию и затем проходит прямую или искривленную трассу в 1,5 м над землей, точнее — над водой. Скоростное пилотирование в свупе — это миг, которому предшествует точный расчет на стадии снижения. Текущий мировой рекорд в соревнованиях на дальность (181 м, Ник Батч, США) красноречиво говорит о том, насколько этот миг короток.


Спортсмен Эрик Ронер совершает обратное сальто на лыжах и готовится раскрыть парашют. Сочетание лыжной акробатики с парашютными прыжками называется ски-бейсджампинг и лишний раз демонстрирует нам, что самые зрелищные экстремальные дисциплины рождаются на стыке традиционных видов спорта.

В середине 1990-х знаменитому голливудскому каскадеру (и по совместительству свуперу) Би Джей Уорту («Завтра не умрет никогда», «Лицензия на убийство») пришла в голову простая и вместе с тем гениальная идея: содержательная часть свупа может длиться куда дольше, если лететь на заданной высоте не вдоль ровной водной глади, а вдоль горнолыжного склона. К тому моменту технический прогресс как раз привел аэродинамическое качество парашюта-крыла в примерное соответствие с уклоном слаломной трассы, так что лететь, едва не касаясь ногами снега, можно было с вершины и до самого подножия горы.

В 1996 году Уорт организовал соревнования. Обычная трасса для гигантского слалома была размечена воротами шириной 15 и высотой 4 м. Парашютисты прыгали с самолета и, подойдя к стартовым воротам, должны были пролететь всю трассу на минимальной высоте. Безумные гонки пилотов, болтающихся под крылом из стороны в сторону, как маятники, на скорости более 100 км/ч, получили достойное название Blade Running — «бег по лезвию».


Даже самый опытный спидрайдер, как правило, менее предсказуем, чем лыжник. Спидрайдеры катаются на более высокой скорости, их сложнее заметить, так как, в отличие от лыжников, они движутся не только по склону, но и по воздуху. Поэтому и официальные правила, и негласный кодекс чести спидрайдеров предписывает им держаться подальше от подготовленных трасс, а для обучения использовать только специально выделенные склоны.

Было бы не совсем справедливо назвать Уорта единственным отцом спидрайдинга. К этому спорту одновременно шли спортсмены разных направлений. Парашютисты, желая обрести независимость от дорогих и подверженных капризам погоды самолетов, учились стартовать с вершин гор, разбегаясь и наполняя купол набегающим воздухом или встречным ветром. Эта парапланерная техника в парашютном спорте получила название «граунд лонч». В свою очередь парапланеристы, которым надоело парить под облаками со средней скоростью 40 — 50 км/ч, в поисках острых ощущений стали летать на маленьких крыльях. Небольшие парапланы быстро снижались и не позволяли набирать высоту в термических потоках, зато отличались небывалой маневренностью, остро реагировали на управление и разгонялись до скоростей свыше 100 км/ч. Так появился спидфлаинг.

Не летать, кататься!

Чтобы прийти к спидрайдингу, адептам граунд лонча и спидфлаинга оставалось лишь надеть на ноги лыжи. Первые крупные соревнования по спидрайдингу состоялись в 2007 году на французском курорте Лез Арк. Спортсмены состязались в двух категориях. Первая — это параллельный слалом. Слаломисты должны были пройти всю трассу, не отрывая лыж от склона. Ведение крыла точно над головой, так чтобы его скорость точно совпадала со скоростью спуска и в то же время подъемная сила оставалась минимальной, — в этом вся соль и одновременно главная сложность спидрайдинга. Поэтому слалом для спидрайдера — это «гамбургский счет» в плане техники катания.


В повороте площадь вертикальной проекции профиля крыла уменьшается из-за крена. Вместе с ней уменьшается и подъемная сила. Без необходимой коррекции тангажа пилот потеряет высоту.

Вторая категория Big Mountain — это и есть собственно спидрайдинг: скоростное катание по неподготовленным склонам практически любой крутизны и сложности. Верное крыло над головой дарит лыжнику пропуск в невероятный мир самых диких и непроходимых трасс. Голые скалы, трамплины любой высоты, головокружительно крутые склоны и просто отвесные стены — любые препятствия можно попробовать преодолеть на лыжах. А если станет слишком жарко, достаточно лишь подтянуть клеванты (стропы управления) и преодолеть непроходимый участок по воздуху.

Даже само слово говорит нам о том, что спидрайдинг (speed — скорость, riding — катание) — это прежде всего катание на лыжах и лишь затем полет. Задача гонщика — преодолеть как можно большую часть трассы в полном контакте со склоном, поднимаясь в воздух лишь на короткие мгновения для преодоления слишком опасных препятствий. Соотношение катания и полета — это один из главных факторов, которые принимают во внимание судьи на спидрайдерских соревнованиях. Конечно, даже маленький параплан позволяет перелететь хоть весь склон, но тогда это будет уже другой вид спорта — спидфлаинг.


Старт в ротор — опаснейшая ошибка невнимательного пилота. Турбулентность, возникающая у вершины горы, создает иллюзию встречного ветра, пригодного для старта. Начав полет, пилот попадает в попутный «реальный» ветер, подъемная сила падает, наполнение крыла ухудшается. Падение практически неизбежно.

Спидглайдер — это параплан с небольшой площадью поверхности. Как и простой параплан, он управляется с помощью строп, которые загибают заднюю кромку крыла справа или слева. Двигаясь вдоль склона на лыжах, пилот удерживает клеванты в верхнем положении, которое соответствует максимальной скорости и минимальной подъемной силе. Многие спидглайдеры оснащены триммерами. Слегка изменяя геометрию стропной системы, они позволяют регулировать угол атаки и, соответственно, скорость полета крыла.

С помощью триммеров спидрайдер может адаптировать крыло к конкретному склону, чтобы во время спуска оно летело точно над головой, не опережая пилота и не отставая от него.

Потянув вниз обе клеванты, пилот может оторваться от склона и отправиться в полет. В воздухе спидглайдер управляется, как обычный параплан, с той лишь разницей, что и летит, и снижается он намного быстрее. Высокая скорость полета означает, что давление набегающего воздуха в спидглайдере существенно выше, чем в обычном параплане, поэтому он чрезвычайно устойчив к сложениям. По этой же причине спидглайдер очень остро реагирует на управление, охотно меняя направление движения.


Меж двух стихий

Спидрайдинг — это спорт для избранных. Чтобы попробовать в нем свои силы и остаться целым, очень желательно уже отлично владеть парапланом и горными лыжами. Со стороны катание спидрайдера выглядит легко и органично. Минимальные высоты и жесткий контакт со снегом ошибочно ассоциируются с безопасностью. На самом деле это один из самых травмоопасных видов экстремального спорта, ибо спидрайдера подстерегают опасности из мира и горнолыжного фрирайда, и парапланеризма.

В парапланерном спорте, как и в любой авиации, наиболее опасными фазами полета считаются взлет и посадка, а маневрирование на низких высотах в большинстве случаев не приветствуется. Спидрайдинг состоит из таких режимов целиком и полностью.

При резком повороте пилот, находящийся под крылом, продолжает движение в сторону под действием центробежной силы, провоцируя крен крыла. В это время площадь горизонтальной проекции крыла уменьшается, и подъемная сила падает. Если пилот находится в метре над землей и не компенсирует этот эффект осознанной работой клевантами, он получает удар о склон на скорости под сотню.


Катание по неподготовленным склонам диктует переменную скорость движения. Это, а также ветер и турбулентность в воздухе неизбежно приводят к тому, что крыло стремится опередить лыжника или отстать от него. Пилот должен постоянно удерживать крыло строго над головой, разгоняя или притормаживая его клевантами. В парапланеризме это называется активным пилотированием. Пилот учится этому приему, глядя на крыло, и лишь с опытом приобретает способность чувствовать перемещения крыла через подвесную систему. Спидрайдер, несущийся с горы на бешеной скорости, должен смотреть вперед и, следовательно, в совершенстве владеть навыками активного пилотирования «на ощупь». Кроме того, для управления крылом в поворотах требуется безупречно синхронная работа рук и ног. Это значит, что пилот как минимум должен уметь легко и непринужденно кататься на лыжах по любым склонам.

Наконец, спидрайдер должен мгновенно считывать аэрологию склона, чтобы не попадать в невидимые ловушки коварного турбулентного воздуха. Классический враг любого парапланериста, а значит, и спидрайдера — ротор. Это явление, когда при обтекании ветром крупного предмета (дерева, выступа скалы) образуется турбулентность и направление движения воздуха меняется на противоположное. Начинающих парапланеристов пугают стартами с подветренного склона горы, когда ветер, огибающий вершину, закручивается и дует пилоту в лицо. Наполнив им купол и взлетев, пилот выходит из зоны турбулентности и попадает в реальный попутный ветер. Параплан мгновенно теряет подъемную силу и складывается. Такого удара в спину не выдержит даже упругий спидглайдер.


Опасности, подстерегающие парапланеристов лишь на взлете и посадке, всегда дышат в затылок спидрайдеру. Такой роскоши, как запас высоты и, соответственно, время на ошибку, у них нет.

В поисках гуру

Спидрайдинг — очень молодой вид спорта. В нем еще нет ни легендарных чемпионов, ни толстых учебников, ни четко сформировавшихся методик обучения спортсменов. Тем не менее уже сегодня можно найти немало школ, окрыляющих лыжников. В Лез Арке, исторической столице спидрайдинга, для них выделена специальная пологая трасса. Школы есть и в России. Некоторые из них приглашают в горы, а некоторые предлагают прицепиться на буксир к снегоходу и осваивать лыжи и крыло с нуля.

Самостоятельно обучаться спидрайдингу — путь для очень смелых и очень глупых пилотов. Найти школу тоже непросто: ведь каждый, кто называет себя инструктором, скорее всего, занимается этим видом экстрима максимум пять лет. Пожалуй, пока что лучший спидрайдер-гуру должен быть не только опытным спортсменом, но и другом, которому можно без сомнений доверить свою жизнь. Наверное, это может быть человек, научивший вас летать на параплане.

Ставший чрезвычайно популярным среди любителей экстремальных дисциплин, сноукайтинг, сочетающий сноуборд с парашютом как называется на английском этот вид спорта, все больше набирает обороты. Хотя, его нельзя отнести исключительно к экстремальному виду спорта, прежде всего это вариант активного, увлекательного и захватывающего отдыха.

Сноукайтинг, называют усовершенствованной и приспособленной к сноубордингу конструкцией воздушного змея, впервые запущенного в Китае в XII в. В более широком понятии, он относится к зимнему буксировочному кайтингу — использование воздушных потоков и гравитации, для преодоления больших расстояний. Достигается это при использовании сноуборда или горных лыж, как одного из основных элементов, дополненных парашютом или парапланом, подхваченным ветром, буксирующим человека по снеговому покрову.

При сильных порывах ветра, сноукайтинг становится смертельно опасным занятием, в такие моменты избегают заниматься им даже профессионалы с большим опытом и самые рисковые экстремалы.

История возникновения

Рождение сноукайтинга произошло под влиянием его водного аналога, кайтсёрфинга — катания по волнам, с использованием того же принципа. Произошло это в 70-е годы, когда немец Дитер Стразилла и его помощник Андреа Кун, на альпийских склонах Швейцарии впервые использовали сочетание сноуборда и модифицированного парашюта. На начальном этапе зарождения этого вида спорта и активного отдыха, Стразилла много экспериментировал с разными вариантами крыла. А к началу 80-х у него появилось множество последователей, высоко оценивших его замысел.

История в России

В Россию эта «забава» пришла спустя 2 десятилетия после ее изобретения, в 1997 году. Пионером российского сноукайтинга стал Владимир Бобылев, неоднократный призер в соревнованиях по зимним видам спорта. Начиная с этого времени, он активно занялся развитием и популяризацией его на просторах СНГ. Создал кайт-клуб «Змеиное логово», на выставке «Спорт и отдых ‘99» представил свой вариант снаряжения и оборудования. А в 2000 году стал главным инициатором массового производства кайтов в рамках проекта «Batwing», под им же запатентованной торговой маркой «Skysnake».

Сноуборд или лыжи?

При выборе инвентаря, учитываются индивидуальные способности самого человека, в чем он больше преуспел: в горнолыжном спорте или сноубординге. Каждый сам решает, что ему проще и ближе, от этого и зависит правильность выбора. В случае если нет сноровки ни в том, ни в другом, следует обучиться сначала стоять на лыжах или сноуборде, а уже потом прицеплять к ним стропы кайта.

На чем проще кататься?

Здесь тоже всё зависит от умения и способностей самого человека. Инструкторы отмечают, что при ознакомлении и постижении азов сноукайтинга, начинать на горных лыжах несравнимо проще. В случае если опыта катания на сноуборде, или на кайтборде — летнем варианте, больше чем на лыжах, вопрос может считаться закрытым, имеющиеся навыки автоматически определяют наиболее подходящий инвентарь.

Какой нужен сноуборд для катания на кайте?

Выбирая сноуборд для кайта, нужно принять во внимание то, что сноубординг и сноукайтинг, отличительные во всем: в способах, приемах, технике катания, и физических принципах. А еще, существенно отличаются два вида спорта, в распределении массы тела на борд, во время движения — в этом полная противоположность. Поэтому, даже имея необходимую сноровку и опыт обращения со сноубордом, кайт сноуборд поначалу тяжело освоить, привыкнуть и перенастроиться на него. Для адаптации потребуется выбор по таким критериям:

  • лучше если это будет «Twin tip» — симметричный борд, одинаковый по жесткости и форме хвостовой и носовой части;
  • выбор следует остановить на модели «WIDE» — его ширина гарантирует комфортное катание по любому снегу;
  • хороший вариант, кайтснуборд с наименьшей приталенностью — максимальный радиус бокового выреза ускоряет разгон и скольжение по прямой линии;
  • прекрасным выбором будет средний по жесткости борд — он одинаково подходит и для простого катания и выполнения кульбитов;
  • лучший тип конструкции борда «Sandwich» — отличается качеством, надежностью и удобством при его использовании.

Крепления для сноуборда

Важно правильно выбирать не один сноуборд, параллельно следует позаботиться о креплениях. Это не менее важный момент, как и параметры самого борда, от чего зависит комфортное катание на кайте. Лучшие, в этом плане, крепления, имеют регулирующий угол задника (хайбэка), особо выделяют 2 варианта:

  1. Стрепы — самая распространенная система креплений, давно доказавшая состоятельность. Они удобны в использовании, просты в фиксации, надежны, что важно, стоят недорого.
  2. Flow — пожалуй, лучшие крепления для сноуборда, зарекомендовавшие себя в сноукайтинге. Существует несколько видов, отличающихся исключительным удобством при встегивании и фиксации.

Как выбрать сноубордические ботинки?

При выборе сноубордических ботинок, особое внимание нужно обратить на их жесткость, для удобства и комфорта она должна быть низкой или средней. Не стоит забывать про другие элементы специфической обуви. Важен угол наклона голенища ботинок, лучший вариант без наклона, либо с минимальным показателем. Грубейшая ошибка при выборе ботинок — приобретение обуви использующейся в фрирайде, у них высокая жесткость, доставляющая чувство дискомфорта, что недопустимо при катании на кайте.

Какие горные лыжи выбрать для катания на кайте?

Если в сноукайтинге сочетаются лыжи с парашютом, нужно уделить внимание первой составляющей, от этого многое зависит. Как и в случае со сноубордом, должны учитываться особенности и специфика специализированного инвентаря. Стоит выделить детали, актуальные при покупке:

  • лучшими считаются лыжи для фрирайда — имеют хорошую проходимость и скольжение по «диким» склонам с глубоким, топким снегом;
  • особо актуальны лыжи с шириной как минимум 80 мм — это тоже важно в случае катания в условиях заснеженности и сложного рельефа местности;
  • важная деталь, минимальная боковая приталенность — боковой вырез основополагающий при разгоне, с увеличением радиуса поворота до 100-150 м;
  • не меньше учитывается рост лыж — чем они длиннее (200-240 см), тем удобнее на длинных дистанциях и лучше их скоростные качества.

Одежда и аксессуары

Отправляясь на заснеженные склоны, кроме кайта, лыж или сноуборда, необходимо позаботиться об экипировке, важном элементе снаряжения. Учитываться должна каждая деталь: одежда, в том числе нижнее бельё, на что обычно мало кто обращает внимания, обувь, в частности ее удобство, и дополнительная защита. Этот вид экстремального спорта небезосновательно относится к наиболее травмоопасным.

Термобелье

Хотя экипировка рассчитана для длительного пребывания в горных условиях, с преобладанием низких температур, термобелье нужно не для согрева. Цель путешествия — активный отдых, непосредственно связанный с потоотделением, а основной функцией термобелья будет регулировка температуры тела и отвод влаги. Выбирать следует смешанный вариант (шерсть + синтетика).

Носки, майка и штаны

Как и термобелье, носки, майка и штаны должны быть из смешанного материала, он предпочтителен для катания на кайте. Полностью натуральные материалы, проявляют согревающий эффект. Синтетические, не пропускают воздух, все это способствует высокому потоотделению. А смешанные, защитят от излишней влажности. Важно, чтобы эти элементы одежды были облегающими, создавая минимальную скованность движениям.

Флисовая кофта

Флис — легкий, прекрасно пропускающий воздух материал, позволяющий «дышать» телу, эффективно отводить влагу. Сохранять привычную координацию движений, не сковывая их, а потому незаменимый в альпийских видах спорта. Профессионалы используют флисовые кофты в виде второго слоя одежды, рекомендованы они как неизменная часть экипировки и международными спортивными ассоциациями.

Костюм

При выборе верхней одежды, главную роль играют сопутствующие факторы: во многом все зависит от носимой трапеции — сидячей или поясной. Исходя из этого, индивидуально подбираются варианты костюма — с раздельной курткой и штанами, или в виде цельного комбинезона. Важнее в этом материал: не слишком плотный, непромокаемый, водоотталкивающий.

Перчатки

Следует уделить внимание перчаткам, в этом случае, выбор проще остальных, и условий для этого гораздо меньше. Главное чтобы это были именно перчатки, а не варежки, в них рукам намного легче управляться со стропами кайта. А единственное требование — как и прочие принадлежности, они должны быть изготовлены из смешанного материала, пропускающего воздух.

Балаклава

В отличие от других частей тела, находящихся в движении и согревающихся, лицо способно пострадать в условиях низких температур. Чтобы защитить его от обветривания и обморожений, потребуется маска-балаклава, незаменимая в различных ситуациях. На фоне других предметов экипировки, следует выбирать изделие из согревающих, натуральных материалов, таких как шерсть.

Защита

В сноукайтинге травмы распространены и привычны, чтобы максимально себя обезопасить, нужно позаботиться о защитном комплекте. Прежде всего, это шлем, изготовленный из крепкого пластика или кевлара. Это самый важный элемент защиты райдеров. Поверх него очки, плотно прилегающие к лицу, и не стоит забывать о налокотниках и наколенниках — суставы больше других частей тела травмируются при падениях.

Дисциплины и виды состязаний

Основным видом состязаний в сноукайтинге, неизменно остаются гонки. Они интересны и участникам, и зрителям, собирают большое количество людей как среди райдеров, так и среди праздных зевак. Ставшие настолько популярными, соревнования проводятся организаторами на протяжении зимнего сезона, в выходные и праздничные дни.

Фрирайд

Фрарайд — самая распространённая дисциплина, разновидность альпийского фрирайда. Выражена в произвольном, демонстративном катании, ограниченным отведённой частью горного склона, с учетом времени. В нем используются те же оценочные критерии, основная — техника и стиль выполнения трюков.

Полеты

В отличие от предыдущей, эта дисциплина выражена не в скольжении, а в полетах и парении, на неограниченное расстояние по времени — основное, на чем основываются оценочные критерии. Проводятся соревнования в местах с большим перепадом высот, в случае полета, и небольших возвышенностях при парении, где оценивается время непрерывного пребывания в воздухе.

Турнирные гонки

Гонки из нескольких заездов, с минимальным количеством участников, по причине сложности включённой в них программы, трудновыполнимой и для профессиональных райдеров. Представляют собой безостановочный подъем по горному склону (Апхилл), а также гонку на короткой дистанции с элементами фристайла (Бэккантри-кросс).

Приключенческие гонки

Гонки на длинные дистанции по сложной, пересеченной горной поверхности, на отдельных участках без кайта, длящиеся на протяжении дня, от восхода до захода солнца. В них тоже принимают участие не так много райдеров, прохождение маршрута изнурительно, требует выносливости, самообладания и серьезной физической подготовки.

Где можно кататься на кайте зимой

Поскольку сноукайтинг настолько популярный вид экстремального спорта, в мире ежегодно появляется все больше площадок, оснащенных всем необходимым для катания. Самым знаменитым из таких мест называют австрийский курорт «Тальгау», где созданы условия и сложились благоприятные погодные условия. В России, лучшее место для катания на кайте, благодаря стойким ветрам и идеальному снежному покрытию в зимний сезон, Плещеево озеро, расположенное вблизи Переяславля-Залесского.

Важно! Наиболее подходящие места для сноукайтинга, имеют плоскую, ровную поверхность, такие, как покрытые не слишком толстым слоем снега поля, или широкие замерзшие озера.

Скользить на сноуборде с парашютом или парапланом по снегу, ни с чем несравнимые ощущения, незабываемые впечатления. Интересно наблюдать за этим даже со стороны, что уж говорить о чувствах людей, находящихся под куполом. Поэтому сторонников этого захватывающего вида спорта и одновременно развлечения, с каждым годом становится все больше.

Сноукайтинг (зимний кайтинг) является молодой разновидностью одного из самых популярных видов экстремального спорта, основанного на скольжении на специальной доске под куполом управляемого парашюта-кайта. Но если в кайтсерфинге (летняя версия) вы скользите по поверхности воды, то в сноукайтинге скользить придется по снежному покрытию. Вы не любите летнюю жару и с нетерпением ждете снега? Тогда это ваш спорт!

Чем хорош сноукайтинг?

Сноукайтинг зародился в конце 70-х гг. ХХ в. Первыми его начали осваивать сноубордисты, которые разработали технику акробатических прыжков и скольжения под куполом парашюта. После сноукайтинг опробовали горнолыжники, бордеры, скейтеры и кайтеры, которые по-своему усовершенствовали приемы катания.

Сегодня сноукайтинг - это пилотирование куполом парашюта в трех плоскостях пространства, преодоление сил естественной гравитации и скольжение разными галсами (даже против ветра). Спорт стал профессиональным: в мире ежегодно появляются новые сноукайтинг-центры и школы катания, а профессиональная ассоциация IKA/ISAF начала проводить чемпионаты Мира и Европы. В их программе:

  • марафон и курсрейс (гонки);
  • фристайл (соревнования по акробатическим трюкам);
  • фрирайд (техника катания);
  • полеты и парение;
  • приключенческие гонки.

Для занятия сноукайтингом не нужно особых условий: ни сильного ветра, ни специальных покрытий, ни особо дорого снаряжения, ни профессиональной подготовки. Кататься можно под уменьшенным парашютом, скользить на лыжах, сноуборде или специальном сноукайте (укороченной и зауженной симметричной доске). Можно выбрать спуск со склонов или подъем на них, скоростную езду по прямой плоскости - по замерзшим озерам или тундре. Все решает только ваш выбор и желание стать «человеком ветра», получив практически безграничную власть над силами гравитации, порывами воздуха и пространством.

Выбор сноукайт-спота

Заниматься сноукайтингом можно везде, где есть снег: и на склонах гор, и на ровных пространствах тундры, и на родине, и на популярных курортах Австрии, Италии, Норвегии или Швеции.

А вот горнолыжные курорты Франции и Швейцарии с их крутыми спусками не особенно любимы в среде сноукайтеров - там очень мало ровных и широких плоских поверхностей. Если профессионалы еще смогут найти себе здесь склоны для катания и фристайлинга, то для новичков горнолыжные зоны слишком сложны.

К сожалению, в Альпах существующие сноукайт-споты не всегда отвечают обязательным требованиям безопасности: очень сложно найти хорошую площадку для катания вдали от автомобильных дорог, линий связи и электропередач. Лучший вариант катания для новичков - замерзшие озера или заснеженные поля. Альпы похвастаться таким ландшафтом не могут, кроме, пожалуй, австрийского плоскогорья.

Австрия считается в Европе первопроходцем в сноукайтинге. Первая сноукайт-школа появилась в местечке Тальгау, что расположилось на большом озере Мондзее. Здесь оказалось настолько удобно, что каждый год тут начали проводить Кубок по сноукайтингу, а новички получили возможность освоить катание под куполом парашюта всего за несколько часов под руководством профессиональных инструкторов. В Тальгау отличная солнечная погода, устойчивый для новичков ветер до 10–15 м, а площади замерзшего озера вполне достаточно для длительных скоростных гонок по плоскому льду. Идеальное время для приезда сюда - ноябрь–февраль.

Как только вы освоите азы скольжения под куполом кайта, переезжайте на высокогорный ледник Хинтертук. В Австрии это единственная зона для занятия зимними видами спорта круглый год. Даже после закрытия последнего высокогорного горнолыжного курорта в долине на Хинтертукском леднике еще весь апрель и начало мая можно застать отличный снег.

Новичкам здесь предоставлено более 70 км равнинных трасс для отработки навыков скольжения и маневрирования. Профессионалы же совершенствуют свое мастерство катания со склонов на прекрасных пологих спусках горы Ольперер с устойчивым ветром и прочным снежным настом. Для желающих отработать акробатические трюки работает спортивный парк Betterpark Hintertux, с отличным 120-метровым супер-пайпом, который высоко котируется у сноубордистов и сноуборд-фристайлеров.

В те редкие часы, когда в долине нет ветра, вы быстро найдете для себя достойное занятие: например, сможете отправиться на экскурсию на смотровое плато Замерзшей стены (3250 м над уровнем моря) с прекрасной панорамой Австрийских Альп или совершить путешествие в природный Ледяной Дворец в самом сердце ледника. О возможностях окрестных деревушек с их национальными ресторанчиками, барами и экзотической архитектурой можно даже не упоминать: это альпийская Австрия с ее высочайшим уровнем сервиса!

Особенности катания

Если вы делаете только первые шаги в сноукайтинге, не спешите становиться на сноукайтборд. Он предназначен для спортивного скольжения и акробатического фристайла, достаточно сложен для пилотирования и требует изучения специальной техники. Выбирайте лыжи - они проще, и через пару занятий вы научитесь устойчиво скользить под куполом кайта.

Снег легче воды, он более удобен для кайтинга и не требует больших усилий при скольжении. Однако снежный покров глубже 10 см будет снижать вашу скорость и потребует более сильного ветра. Для новичков лучше кататься на свежем насте - так можно скользить под куполом практически в безветренную погоду. Большое значение при занятии кайтингом на разных снежных покрытиях играет хорошая смазка лыж или сноукайтборда и размер кайта (чем слабее ветер, тем больший кайт нужен) - эти тонкости необходимо изучить очень внимательно!

Кстати, для увеличения скорости и тренировки акробатических прыжков следует выбрать кайт побольше. При этом ему нужна хорошая подъемная тяга, чтобы легче отрывать вас от поверхности. Поэтому в процессе обучения постепенно увеличивайте размеры парашюта, пока не сможете чувствовать себя уверенно под кайтом для катания по воде. С малым же кайтом можно учиться совершать прыжки со специальных препятствий - тут его тяги хватит.

Техника безопасности при занятиях сноукайтингом требует от спортсмена любого уровня ношения шлема, защитных шорт, специальных курток, трапеций, налокотников и наколенников. Под вами - плотный снег или лед, и неудачное приземление после прыжка всегда опасно. Профессионалы обычно берут с собой маленькую противолавинную лопату: ею можно строить трамплины для прыжков и откапывать увязнувших в снегу товарищей.