Как плавание влияет на организм человека. Какова польза от плавания в бассейне для организма человека

Гостева Виктория

В докладе описаны история возникновения и развития плавания, стили плавания. значение плавания в жизни человека и практическая работа по выявлению влияния плавания на организм человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Исследовательская работа на тему:

«Плавание и его влияние на организм

человека»

Выполнила:

ученица 4 «А» класса

Гостева Виктория

Руководитель:

Романова Наталья Ивановна

г.Магадан

2018 г.

Введение……………………………………………………………………………………… 3

………………………………………. 4

II. Стили плавания ………………………………………………………………………… 4

III.Значение плавания в жизни человека ………………………………………………...5

3.1.Особенности воздействия плавания на организм человека……………………………6.

3.2.Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную

систему и опорно-двигательный аппарат…………………………………………………..7-8

3.3.Влияние занятий плаванием на нервную и иммунную систему……………………...8-9

3.4.Влияния плавания на становление личности…………………………………………9-10

3.5.Оздоровительный эффект плавания………………………………………………… 10

3.6.Прикладное значение плавания……………………………………………………… 10

IV. Практически - экспериментальная работа по выявлению влияния плавания

На организм человека

4.1. Влияние занятий плаванием на частоту сердечнососудистых сокращений……… 11

4.2. Сравнительный анализ тестов по физическим показателям……………………… 11

4.3. Диагностика эмоционального состояния по эмоционально – цветовой аналогии

Лутошкина А.Н……………………………………………………………………………………………11-12

4.5. Сравнительный анализ успеваемости ………………………………………………12

4.6. Тест "Таблицы Шульте" Тест "Распределение и переключение внимания"……….12-13

4.7. Мои достижения………………………………………………………………………13-14

V. Результаты (выводы) …………………………………………………………………….14

Список источников и литературы…………………………………………………………..15

Приложения………………………………………………………………………………….16-19

Введение

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Среди других массовых видов спорта, плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.

Цель работы:

Изучить влияние плавания на здоровье и развитие человека

Задачи:

Изучить специальную литературу по проблеме исследования;

Проверить практическим путём значение плавания в жизни человека.

Предположения и вопросы, которые проверялись (гипотезы)

Узнаю, подтвердится ли гипотеза : плавание содействует всестороннему, гармоничному, физическому и психомоторному развитию человека.

Проведение исследования (методы, техники, средства)

При работе над проектом, применялись следующие методы исследования: изучение научно-методической литературы, практический эксперимент, психологическое тестирование, измерение частоты сердечных сокращений, метод опроса.

I. История возникновения и развития плавания

Повсеместные находки археологов говорят о том, что плавать люди научились очень давно. Скорее обучение плаванию было инициировано поиском пищи и военным делом. В 1515 году в Венеции прошли первые соревнования пловцов. В 1869 году в Англии была открыта первая любительская школа по плаванию. Чуть позже подобные школы появились в Швеции, Германии, Венгрии, Франции, Нидерландах, США, Новой Зеландии, России, Италии и Австрии. В конце 19 века наблюдается всплеск популярности водных видов спорта, предпосылкой для этого стало появление искусственных бассейнов. С 1896 года и до сегодняшнего дня плавание входит в программу Олимпийских игр. В 1899 году был проведен крупный чемпионат среди стран Европы, который получил название Первенство Европы. В 1908 году Международной федерацией плавания (ФИНА) были разработаны и зафиксированы основные дистанции для проведения соревнований, а также порядок проведения заплывов.

II. Стили плавания

В спортивном плавании существуют 4 стиля:

Кроль самый быстрый вид плавания, который характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, ноги при этом попеременно поднимаются и опускаются.

Кроль на спине – стиль плавания, который визуально очень похож на обычный кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременными поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой рукой над водой.

Брасс – вид плавания, в котором спортсмен выполняет симметричные движения в плоскости, которая параллельна водной поверхности.

Баттерфляй – один из наиболее технически сложных и утомительных видов плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля.

III. Значение плавания в жизни человека

По данной теме я изучила литературу, используя интернет-ресурсы, просмотрела документальные фильмы о плавании. Я увидела, как даже люди, с ограниченными возможностями здоровья, достойно выступают. Люди, имеющие серьёзные заболевания, плавают и не имеют противопоказаний. Плавают те, кто хочет сбросить вес и те, кто просто получает удовольствие от плавания. Я увидела, что плавание благотворно влияет на организм человека и закаливает его психологически.

Так, что же значит, плавание в жизни человека и как оно влияет на его организм? Мне стало очень интересно, и я решила практически убедиться в этом. Тем более, что я сама занимаюсь плаванием четвертый год. У меня первый юношеский разряд.

Из литературы стало ясно, что плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем людям любого возраста.
Древнеиндийские философы выделили 10 преимуществ плавания, которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

Плавание оказывает своеобразное, присущее только этому виду спорта, влияние на организм человека. Чтобы удержаться на поверхности воды и преодолеть вплавь некоторое расстояние, приходится выполнять специфические движения, подобных которым нет ни в каком другом виде спорта. Вода обладает высокой теплопроводностью (в 30 раз больше воздуха), что требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже легких физических нагрузок. Поэтому плавание, безусловно, является одним из самых эффективных в оздоровительном отношении видов спорта, мощным средством предупреждения и даже исправления начинающихся нарушений телосложения.

3.1.Особенности воздействия плавания на организм человека

Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.

Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью. Воздействие воды на организм начинается с кожи. Омывая тело пловца вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.

При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления.

Анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца. Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук, плечевого пояса (до 70 %) и ног при плавании.

Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц.
Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов.
Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически достигает нормального уровня. Однако уровень форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время.

Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим изменениям практически во всех органах и системах человека.

3.2. Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат

Не менее благоприятно плавание влияет на сердечнососудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.

Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений.

После длительных занятий плаванием, мои показатели физической подготовленности улучшились.

Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.

Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.

Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

Плавание - аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста - соматотропина - в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.

Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру.

Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный вид дыхания, при задержке дыхания на полном вдохе тело само легко всплывает на поверхность воды, а на полном выдохе - тонет. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

3.3. Влияние занятий плаванием на нервную и иммунную систему

Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови - увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям. Под закаливанием понимают повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий внешней среды, и в первую очередь к холоду, к резким колебаниям температуры.

Вода в водоеме, бассейне имеет более низкую температуру, чем тело человека, и является Холодовым раздражителем. Если человек осторожно, изо дня в день, будет приучать себя к холоду, то в конце концов у него улучшится теплорегуляция, повысится устойчивость к холоду, смене температурных условий, благодаря чему снизится восприимчивость к простудным заболеваниям.

Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.

Плавание требует больших энергетических затрат. Так, только за двухчасовую тренировку пловец может потерять до 2 кг веса.

Куда же идет высвободившаяся энергия? Часть ее расходуется на согревание тела пловца, а другая на выполнение плавательных движений.

Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.

Находясь в воде, человек испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поскольку плотность воды в 769 раз больше плотности воздуха. Это обстоятельство позволяет человеку находиться в ней в расслабленном антигравитационном состоянии, причем в своеобразном - горизонтальном - положении.

Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон, снимает стресс, дает заряд энергии организму. Слишком вялых людей плавание взбадривает, а горячих, раздражительных - успокаивает.

Особенно большое значение имеет плавание как средство активного отдыха для людей умственного труда.

Многие люди воспринимают плаванье как удовольствие и стараются чаще выбираться на пляж или в бассейн. Ученые доказали, что даже непродолжительное, 5-минутное, плавание в несколько раз повышает восприимчивость органов чувств, в первую очередь таких, как зрение и слух. Резко повышается после плавания и внимание.

Вот почему многие великие писатели, ученые любили купаться и плавать, находя в этих занятиях дополнительные источники сил и энергии.

3.4. Влияния плавания на становление личности

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Не всем общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, опасаясь глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Плавание требует от детей не только умение собирать спортивную сумку на тренировку, но и сушиться после неё, следить за своим здоровьем, распоряжаться личным временем, совмещая занятия в школе, и секции плавания. А самое главное, что даёт плавание, впрочем, как и любой другой вид спорта – это характер. Спортивный характер формируется, совершенствуется в тренировочном процессе. Но закаляется и по-настоящему проявляется только в соревнованиях. Умение стремиться и добиваться поставленных целей. На первый взгляд это тяжело и невозможно, но на самом деле, всё легко преодолеть, главное – стремиться качественно исполнять тренировочные задания, добросовестно относится к тренировкам.

Долгие занятия плаванием, помимо стройной, спортивной фигуры и здоровья, даёт ещё одно преимущество. Сами того не подозревая, мы получаем, по сути, спортивное образование. Ведь в процессе подготовки пловца задействованы практически все виды спорта: лыжи, лёгкая атлетика, гимнастика, футбол, баскетбол, волейбол, водное поло, и даже, тяжёлая атлетика, причём всё это на серьёзном уровне.

Плавание даёт не только здоровье, добросовестное отношение к тренировкам, высокое качество исполнения упражнений имеют свой результат на спортивных дорожках бассейна.

К минусам, можно отнести одно: в силу индивидуальности данного вида спорта, не всем суждено стать чемпионами. Это обидно, досадно, и, пожалуй, не справедливо

3.5.Оздоровительный эффект плавания

К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, - а становятся известными спортсменами.

Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.

3.6. Прикладное значение плавания

Умение плавать порой сохраняет человеку жизнь, застраховывает его от несчастных случаев на воде.

Для тех, кто не умеет плавать или плохо плавает, вода - опасная стихия. Она строго наказывает тех, кто переоценивает свои силы или недооценивает опасностей, с которыми сопряжена любая прогулка по морю, озеру или реке на яхте, шлюпке. Может внезапно подняться волнение на море, можно неожиданно попасть в водоворот, в холодной воде могут появиться судороги. И в каждом из этих случаев человек, плохо умеющий плавать, нередко теряет самообладание, выбивается из сил и гибнет.

Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные плаванию. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

II . Практически - экспериментальная работа по выявлению влияния плавания на организм человека.

2.1. Влияние занятий плаванием на частоту сердечнососудистых сокращений

Измерение частоты сердечных сокращений проводилось до, во время и после выполнения физических упражнений.

Самое главное, мне надо было узнать, как быстро восстановится организм после нагрузки.

По таблице видно, что у меня после занятия плаванием организм восстанавливается быстро.

2.2. Сравнительный анализ тестов по физическим показателям

Сравнительный анализ проводился по результатам 2017/2018 учебного года на начало и конец года. Это мне позволило с помощью контрольных упражнений, тестов определить уровень развития отдельных физических качеств (уровень физической подготовленности). В этой таблице указываются следующие показатели: виды упражнений (бег на 30м, подъем туловища из положения лежа, прыжки в длину с места, бег на 60 м).

2.3. Диагностика эмоционального состояния по эмоционально-цветовой аналогии Лутошкина А.Н.

На данном этапе попробую использовать следующую методику: диагностика эмоционального состояния по эмоционально – цветовой аналогии методика А. Н. Лутошкина. Диагностика эмоционального состояния по эмоционально – цветовой аналогии Лутошкина А.Н., разработана на основе существующей специфической связи выбора цвета человеком и его эмоциональным состоянием. До и после плавания ребёнку предлагается из определённой цветовой гаммы выбрать цвет, который в большей степени соответствует его состоянию в данный момент.

1. до… 2.после…

Полученные результаты заносятся в таблицу.

Примечание: в цветовом диапазоне эмоционального состояния, которое предлагается испытуемому для его оценки, не указывается, какой цвет обозначает то или иное состояние. В колонке «тональность состояния» в соответствии с указанным цветом была только цветовая полоса, как условное обозначение того или иного состояния.

По тесту на определение эмоционального состояния учащихся до и после плавания получены следующие данные: эмоциональное состояние улучшалось на всех 15 занятиях, т.е. данные результатов исследования по данной методике свидетельствуют о том, что эмоциональное состояние стало заметно лучше.

Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Это можно доказать на моём примере, за основу возьму успеваемость.

2.4. Сравнительный анализ успеваемости

На данном этапе я буду сравнивать мою успеваемость за 1, 2, 3 четверти 2017-2018 учебного года.

2.5. Тесты: "Таблицы Шульте", "Распределение и переключение внимания"

Я доказывала это практически. Меня тестировали до и после плавания и, оказалось, что после плавания моё внимание было намного лучше (надо было показать и назвать вслух числа от 1 до 25). Для определения времени брался секундомер.

Тест "Таблицы Шульте" применяется для определения скорости переключения внимания .

Необходимо с максимальной скоростью показать и назвать вслух числа от 1 до 25. Для определения времени берется секундомер.

Тест "Распределение и переключение внимания "

Необходимо поочередно найти и показать черные цифры в возрастающем порядке и красные в убывающем, например 1 - черное, 25 - красное, 2 - черное, 24 - красное и т.д.

Записываются время выполнения теста, а также ошибки.

Анализ результатов рассчитывали по таблице.

Баллы

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Время выполнения

2 мин 40с - и менее

2 мин 41с - 5 мин 30с

5 мин 31с - 6 мин 30с

6 мин 11с - 8 мин

более 8 мин

Количество ошибок

1 - 2

3 - 4

2.6. Мои достижения

А самое главное, что даёт плавание, впрочем, как и любой другой вид спорта – это характер. Спортивный характер формируется, совершенствуется в тренировочном процессе. Но закаляется и по-настоящему проявляется только в соревнованиях. Умение стремиться и добиваться поставленных целей.

* Грамота «За II место в первенстве ОДЮСШ по плаванию среди 2 классов на дистанции

50 м баттерфляй», 2015 г.

50 м брасс», 2015 г.

* Грамота «За III место в первенстве ОДЮСШ по плаванию среди 2 классов на дистанции

50 м брасс», 2016 г.

* Грамота «За III место в первенстве ОДЮСШ по плаванию среди 2 классов на дистанции

50 м баттерфляй», 2016 г.

* Грамота «За II место в первенстве ОДЮСШ по плаванию среди 3 классов на дистанции

100 м брасс», 2016 г.

* Грамота «За III место в матчевой встрече по плаванию ОДЮСШ-5 (п.Сокол) и ОДЮСШ (г.Магадан) на призы Магаданской региональной общественной организации и Федерация плавания Магаданской области среди учащихся 2007-2008 г.р. на дистанции 100 м брасс», 2016 г.

III. Результаты (выводы)

Таким образом, я на себе испытала влияние плавания на организм человека и экспериментально доказала, что оно благотворно влияет на становление личности и на весь организм.

Я с уверенностью могу утверждать, что постоянный контакт с водой закаливает, является лучшим средством профилактики простудных заболеваний, способствует воспитанию силы воли и физической выносливости, создаёт прекрасные условия для улучшения работы системы органов кровообращения, развивает дыхательную и сердечнососудистую системы. Плавание с «нырянием» улучшает умственную работоспособность, помогает излечить такие болезни, как неврозы, неврастении, повреждения позвоночника, последствия травм и болезни опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). При болезнях обмена веществ, бронхиальной астме и хронических воспалительных заболеваниях системы органов дыхания плавание является незаменимым средством оздоровления. Во время плавания совершенствуется механизм терморегуляции, улучшаются иммунологические свойства, повышается адаптация к разнообразным условиям внешней среды, помогает похудеть и вообще умение плавать порой спасает нашу жизнь.

Список источников и литературы:

Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160с..

Иванченко Е.И. Наука о спортивном плавании. - Мн.: МПП Госэкономплана РБ, 1993. - 168 с.

Каптелин А.Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. - 1980. - № 7. - С. 26-27.

Плавание. Учебник под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ФиС, 2001. – 398

Все о плавании: для новичка и профессионала

Видео по плаванию

Приложения

Методы:

Изучение и анализ научно-методической литературы (чтение информационных материалов, просмотр специально подобранных документальных фильмов, систематизирование подобранного материала, обсуждение);

Тестирование (диагностика эмоционального состояния по эмоционально- цветовой аналогии Лутошкина А.Н., тест "Таблицы Шульте").

Метод опроса : предоставляет возможность получить информацию о состоянии на основании собственных показателей, о самочувствии до, во время и после, о болях в мышцах, в области сердца, головных болях, головокружении, боли в правом подреберье, особенно при беге и пр., об их стремлениях и желаниях.

Методы математической статистики: вычисление условного показателя эмоционального состояния ребёнка высчитывается по данным результатов до и после плавания в течение 15 занятий.

∑ (+) - ∑ (-)

А = ─────────, где

∑ (+) – сумма всех положительных баллов;

∑ (-) – сумма всех отрицательных баллов;

n -количество учеников.

Измерение частоты сердечных сокращений : проводится во время и после выполнения физических упражнений и позволяет оценить реакцию организма в ответ на выполняемые физические упражнения. Во время легкой физической нагрузки пульс у занимающегося достигает 100 – 120 уд./мин, во время средней нагрузки – 130 – 150 уд./мин, во время большой нагрузки свыше 150уд./мин..

до нагрузки

68уд/м

70 уд/м

66 уд/м

64 уд/м

68 уд/м

во время нагрузки

128 уд/м

132 уд/м

126 уд/м

130уд/м

128 уд/м

после нагрузки

72 уд/м

76 уд/м

70 уд/м

74 уд/м

72 уд/м

Т естирование показателей физической подготовленности :

виды упражне-

ний

бег на 30м

Подъём туловища из положения лёжа

бег на 60 м

прыжки в длину с места

Фамилия, имя

2017\2018

2017\2018

2017\2018

2017\2018

нач.г.

кон.г.

нач.г.

кон.г.

нач.г.

кон.г.

нач.г.

кон.г.

Гостева Виктория

10.0

Тем не менее, нередки случаи, когда клиенты посещают бассейн по рекомендации доктора, но не получают желаемого результата, даже если занятия проходят в течение длительного времени.

В некоторых случаях, здоровье даже может ухудшиться . Чтобы не допустить этого, достаточно соблюдать несколько простых правил. Но для начала давайте разберем влияние плавания на организм человека.

Правда о влиянии плавания на здоровье человека и организм в целом

Нагрузки на опорно-двигательный аппарат в водной среде распределяются оптимальнее, нежели на суше, что обусловлено меньшей силой гравитации, которая действует на тело человека в воде.

Даже если посетитель бассейна не умеете плавать, ему найдется полезное занятие, к примеру, популярная в наше время аквааэробика.

Вместе с тем, в жидкой среде отсутствует вертикальная нагрузка на позвоночник, которую человеку приходится постоянно испытывать ввиду прямохождения. Отсюда можно сделать выводы, что плавание довольно полезно для позвоночника человека.

При движении в воде, с другой стороны, приходится удерживать тело и преодолевать силу самой воды. Для этого используются мышцы, которые практически не задействованы в повседневной жизни.

Во время плавания в работу дополнительно включаются автохтонные мышцы, которые отвечают за поддержку позвоночника в вертикальной позе. Эти мышцы у 90 процентов людей недостаточно развиты, что приводит к нарушениям осанки и проблемам со спиной.

При занятиях плаванием повышается способность человеческого организма к адаптации к неблагоприятному воздействию колебаний температуры и высокой влажности. Плавание также выступает одним из оптимальных средств для профилактики острых респираторных и вирусных заболеваний .

Также заметно улучшается координация движений, вырабатывается чувство осанки и укрепляется весь скелет.

Стоит отметить благотворное влияние плавания на кровообращение, повышение силы легких и укрепление тонуса.

Как правильно плавать, чтобы получить больше пользы для здоровья

В случае, если у вас есть неприятные ощущения в спине или проблемы с осанкой, то наиболее полезно Вам будет плавать брассом.

Большинству людей с болями в позвоночнике также не советуется плавать баттерфляем , так как в этом случае совершаются весьма интенсивные движения позвоночника.

Кроме того, все тело человека постоянно из водной среды переходит в воздушную.

Силы тяжести и нагрузка на спину при таком изменении увеличивается. Нетренированный человек может даже ощущать при этом болезненные ощущения.

Польза плавания на спине состоит в том, что оно обладает общеукрепляющими свойствами. Во время тренировок этот стиль хорошо сочетать с брассом.

Чтобы получить оптимальную нагрузку при плавании, необходимо делать особый упор на технику движений в воде . Оказавшись на дорожке, не стоит пытаться проплыть дальше и быстрее. Необходимо внимательно наблюдайте за своим организмом, чтобы преодолеть дистанцию наиболее технично.

Человеку, который неплохо держится в воде (по собственным ощущениям), стоит до начала регулярных занятий взять пару уроков у инструктора.

Не стоит забывать, что любую физическую нагрузку надо строго дозировать. И плавания это касается очень тесно.


Максимальная частота сокращений сердца при тренировке в бассейне меньшая, чем во время тренировки на суше. Связано это с изменением баланса нагрузки между опорно-двигательным аппаратом и сердечно-сосудистой системой.

Из-за того, что сила тяжести воздействует слабее в воде, мышцы и суставы получают значительно меньшую нагрузку.

Но при этом сердечная система испытывает большую нагрузку, которая связана с потребностью задерживать дыхание и преодолением сопротивления воды.

Поэтому даже при небольшой интенсивности движений сердце нагружается сильнее, чем на суше.

Чтобы тренировка проходила в правильном режиме, стоит делать поправки на специфику водной среды .

Выводы о пользе плавания

Плавание в бассейне – отличная тренировка для сердечной системы и опорно-двигательного аппарата. Однако надо соблюдать два важных правила:

  • плавание должно ориентироваться на технику, а не на результат;
  • нагрузку нужно строго дозировать.

Стоит также учесть, что людям с заболеваниями позвоночника подойдут не все стили плавания.

Мнение специалистов о пользе плавания Вы сможете узнать, открыв видео материал расположенный ниже:

Удивителен тот факт, что 90% энергии человека при плавании расходуется на согревание организма. Можно ли похудеть занимаясь плаванием? Ответ очевиден. И это наш факт номер 1.

В нашей статье вы ознакомитесь с «бонусами» от занятия спортивным плаванием. Простым языком расскажем вам о плавании и все что с ним связано.

С Вами и наш материал о том, что находится между небом и дном бассейна (водоема), и как этому нашли применение из древне и в наши дни.

Плавание – способ передвижения в воде, пожалуй, наряду с пешей ходьбой и бегом, самый древний.

При передвижении в водоеме пловец испытывает на себе сопротивление водной среды, чувствует усталость, но у него есть мотивация, которая движет его вперед, заставляя рассекать гладь поверхности.

В давние времена, плавание – это всего лишь способ попасть из точки А в точку Б, добыть пищу «на воде».

Сейчас в плавании, кто быстрее на отрезке дистанции, кто выносливей на протяжении марафона, тот и победитель, тот обновляет свой личный рекорд, ставит новый и всходит на пьедестал.

Из точки А в точку Б переплывают больше ради удовольствия нежели, чем для необходимости.

Кстати, никто не отменял тот момент, что просто уметь держаться на поверхности воды, плыть или плыть красиво, заставляя задерживать взгляды отдыхающих на выверенные движения пловца – также хорошая мотивация учиться плавать.

Как видно, мотивация идет плечом к плечу с плаванием.

Если нет мотивации, то, скорее всего вам не интересно плавание или вы в плавании профессионал до умопомрачения, этакий «гуру», который получает сверх удовлетворения от процесса.

Факт номер 2. Регулярное плавание способствует укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Этот факт, касается и таких циклических видов спорта, как бег и велосипед, где регулярные нагрузки способствуют укреплению мышцы сердца и требуется «поставленное» дыхание.

Дыхание в плавании характеризуется быстрым и глубоким вдохом и медленным выдохом. Такой процесс обеспечивает хорошую работу грудного отдела позвоночника и грудных ребер, а также существенно увеличивает вентиляцию легких.


Сопротивление воды. Плотность воды больше, чем у воздуха, но гораздо меньше, чем у дерева, который на дне нашего водоема. Эти свойства воды позволяет выполнят очень важные действия в воде:

  • оказывать на нее давление;
  • скользить в ней.

Это один из самых энергозатратных видов спорта. Организм расходует топливо не только на передвижение вплавь по «голубой» дорожке, но и на согревание.

Силовая нагрузка, работа над выносливостью и техникой плавания, позволит вам быть быстрее, сильнее, экономичней. После хорошей, плодотворной тренировки, вы всегда чувствуете приятную усталость!

Факт номер 3. Плавание делает вас гибким. Выполняя необходимые упражнения на растяжку перед тренировкой, вы не только совершенствуете технику, но и гибкость тела.

Стать лучшим пловцом с тренером

Умение оказывать давление на воду, скользить в воде, эффективно использовать всю «глубину» подводной части гребка, правильно дышать и поставить дыхание – задача тренера и весь смысл тренировочного процесса.

Именно, совершенствование стилей плавания приводит к обновлению мировых и олимпийских рекордов.

Этот процесс необратимый. То, что раньше выполняли мастера спорта, сейчас норматив плавания на уровне 1 взрослого разряда.

Те рекорды, которые еще не так давно, в Риме, были поставлены пловцами, которые использовали гидрокостюм, сейчас «падают» и обновляются, после отмены использования гидриков.

Факт номер 4. В плавании задействуются практически все группы мышц человека. Занятия в бассейне укрепляют мышечный корсет, что позволяет правильно формироваться скелету и удерживать внутренние органы в естественном положении. Красивая осанка уже не за горами!

Только тренер даст объективную оценку происходящему в бассейне и на открытой воде. Тренер – это взгляд со стороны на пловца и изнутри на процесс.

Корректировка техники, постановка техники с нуля, составление программ тренировок. Доверьтесь профессионалу со стажем, не забивайте себе голову лишней информацией. Ваша задача выполнять постановки тренера, совершенствуя технику.

Со временем, когда вы начнете ощущать всю прелесть занятия данным видом спорта, к вам придет чувство «воды».


Это как чувство футбольного мяча, которые испытывает футболист, как чувство конька, испытываемое фигуристом и хоккеистом, как чувство прыжка – парашютистом.

Это приходит только с опытом, это реально бесценное чувство – ощущать себя в воде, свое положение, скольжение, гребок руками и толчок ногами.

Факт номер 5. Трехмерная графика спорта. Длина, ширина, глубина. Глубина – это отличие данного вида спорта. Процесс плавания идет на поверхности воды и под ней, на глубине, там, где происходит захват, подтягивание, основная фаза гребка и концовка, там, где ноги описывают сердцеобразные либо дельфинообразные движения.

После плавания. Баня и массаж. После изнурительной тренировки рекомендуется баня. Как средство для восстановления она способствует:

  • выводу из организма вредных веществ;
  • прогреванию внутренних органов и мышц. Как следствие мышцы расслабляются, снимается напряжение в них.

Массаж сразу после бассейна позволит снять накопившуюся усталость в мышцах, способствует усиленному кровообращению во внутренних органах и мышцах. Массаж перед стартом позволит привести в мышцы в тонус и сосредоточится на результате.

Факт номер 6. Находясь в воде человек, подобен космонавту на орбите, где отсутствует сила притяжения. Так, на пловца вода действует с силой выталкивания, позволяя ему находиться, как в невесомости, что снижает нагрузку на позвоночник и суставы. Морская вода делает это гораздо эффективней. Спина «разгружается», появляется легкость в движении суставов, увеличивается амплитуда их движения.

Плавание не для всех. Ограничения


В каких случаях занятие плаванием противопоказано.

  1. Непереносимость хлорки.
  2. Заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
  3. Респираторные заболевания.
  4. Эпилепсия.
  5. Невропатологические заболевания.
  6. Кожные болезни.

В случаях кожного пореза, трудностей дыхания, головной боли от посещения бассейна лучше воздержаться.

Уметь плавать само по себе, уже здорово! Плавать быстро и показывать результат – это уже хорошее достижение.

Плавание, как первый этап триатлона, как самостоятельный заплыв на открытой воде – это совершенно другая история. Здесь одних навыков «бассейна» не хватит, но об этом у нас есть отдельная статья.

Мартин Стрел и его история

Так что же может стать мотивацией для вас, чтобы рассекать водные просторы водоемов нашей страны?! Интересно знать.

Пока вы рассуждаете над вопросом, мы вам расскажем историю о необычно человеке, любовь к плаванию которого, сделал его знаменитым на весь мир.

Мартин Стрел – один из самых великих спортсменов нашей планеты. И это не просто слова. Он установил ряд планетарных рекордов в плавании на сверхдлинные дистанции. Профессиональный гитарист.

Его миссия привлечь внимание окружающих к ужасному экологическому состоянию природы на планете Земля, и в частности к загрязнению рек, мировой значимости.


Мартин и его спортивные достижения.

  • 2000 год, река Дунай, 3004 км за 58 дней;
  • 2001 год, река Дунай, безостановочное плавание в течение 84 часов;
  • 2002 год, река Миссисипи, 3979 км за 68 дней;
  • 2003 год, река Парана (Аргентина), 3998 км;
  • 2004 год, Янцзы (Япония), 4003 км;
  • 2007 год, Амазонка, 5268 км за 66 дней.
  • оценить опасности, с которыми вы можете столкнуться в ходе заплыва;
  • организовать питание, просчитать потребляемые калории,
  • знать где проходит заплыв: климат, температура, возможные погодные явления;
  • знать все о воде, в которой плывешь, и о том, кто в ней живет;
  • уточнить какие государства, вы проплываете и на каких языках, там говорят;
  • иметь боевой настрой и светлую голову от старта до финиша заплыва.

Мартин достаточно философски относится к старости, утверждая, что её нет. Старость – это у нас в голове. Питайся правильно, проводи регулярные физические упражнения и окружай себя хорошими людьми.

Мартин вспоминает, что когда был еще совсем юным, вода в водоемах была настолько чистая и прозрачная, что в ней водилась живность. Однако постепенная урбанизация свела на нет чистоту этих водоемов. Рыбы и крабы погибли, водоросли исчезли.

В те годы, я сделал для себя вывод, что плавание может привлечь внимание к данной проблеме. Наши внуки нас не поймут, если мы не предпримем усилия, чтоб остановить «гибель» рек.

Так может ли быть интересным для вас найти в плавании источник мотивации, источник глобальной цели, которая заставит мир взглянуть на вас и вашу идею?!

Если вы хотите подготовиться к полумарафону, марафону или же IRONMAN, то приходите в школу . У нас вы будете тренироваться с опытным тренером, ученица которого занимает лидирующие позиции в мировом рейтинге триатлона.

Вы будете получать тренировки по бегу, плаванию и вело, кардио-силовые тренировки и комплекс упражнений по ОФП.

Также сможете выиграть ценные призы в наших конкурсах и даже целый слот (билет на IRONMAN).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Влияни е плавания на организм человека

Вв едение

плавание дыхание сердечнососудистый

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, с?ециалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации.

Не оспаривая комплексность и вариативность решения данной проблематики, по нашему мнению все-таки приоритеты должны быть за средствами физической культуры и спорта. И в связи с этим, не смотря на изученность, вопросы, связанные с начальным обучением двигательным умениям и навыкам, по-прежнему актуальны.

Среди других массовых видов спорта на наш взгляд, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.

1 . В оздействие температуры воды на организм человека

Теплоёмкость воды в 4 раза больше, а теплопроводность в 25 раз выше, чем у воздуха. Поэтому на температуру воды организм человека реагирует значительно сильнее. За счёт этой реакции происходят изменения в различных системах. Организм тренируется переносить перепады температур.

Кровообращение человека в водной среде изменяется в зависимости от температуры воды и длительности её воздействия. Так при воздействии ледяной (0-13°С), холодной (14-22°С) или воды комнатной температуры (23-29°С), а при малых нагрузках и тёплой (до 32°С) воды, реакция организма идёт по следующей схеме: проприорецепторы, реагируя на температуру, повышают тонус периферических сосудов, сужая их (для уменьшения потери организмом тепла), в результате увеличивается количество крови, которое возвращается к сердцу, что приводит к усиленной его работе. В результате преодоления дозированных и посильных нагрузок во время систематических занятий сердечная мышца укрепляется (собственно сердце тренируется).

При работе в воде температурой выше 32°С тело реагирует иначе. Происходит расширение сосудов для предотвращения перегрева организма. Уменьшение тонуса сосудов увеличивает периферическое кровоснабжение, трофику тканей, а уменьшение тонуса мышечных тканей приводит к их размягчению (в том числе рубцовых и контрактурных тканей), уменьшению отёков, увеличению подвижности суставов. При температуре 36-37°С притупляются болевые ощущения. Эти реакции организма эффективно используются в реабилитационных целях, в том числе и при работе с грудными детьми.

Пребывание в воде, особенно в сочетании с активными двигательными упражнениями, является хорошим средством закаливания (t° воды не выше 32°С для детей и 29°С для взрослых). При систематических водных занятиях происходит тренировка организма для быстрой перестройки на работу в условиях, требующих увеличения теплозатрат. Организм, привыкший систематически работать с перепадами температур, адекватно реагирует на подобные изменения в любых ситуациях без стресса и снижения жизненных сил.

Повышенное воспроизводство тепла при плавании требует активизации процессов обмена веществ, что в свою очередь приводит к улучшению роста, развития организма и совершенствованию его систем жизнеобеспечения. Что в детском возрасте имеет особое значение, так как период младенчества (от 0 до года) характеризуется самым быстрым и значительным ростом и развитием организма в целом.

Так же следует отметить, что для большинства людей холодной является вода, температура которой ниже 15° С. Для более закаленных людей - ниже 10°С. Наконец, есть очень закаленные люди, которые плавают в воде холоднее 5°С. Погружение в очень холодную воду может быть настоящим шоком для организма (гипервентиляция является распространенной реакцией на резкое погружение в холодную воду; как правило, человек делает спонтанный глубокий вдох, а затем в течение 1-3 минут не может выровнять дыхание - дышит глубоко и часто, в результате чего снижается концентрация углекислого газа в крови, и повышается рН крови). Делать это можно только здоровым людям, которые регулярно закаляются, и имеют достаточный опыт плавания в холодной воде.

Немало важно отметить и тот факт, что вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26°С приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5°С.

2 . Техника дыхания

В основе дыхания при плавании лежит умение делать вдох, находясь над водой, и делать выдох под водой. Хотя выдох не так важен. Главное уметь делать вдох, находясь над водой.

Способов плавания всего четыре, но основа дыхания одна - вдохнуть над водой. Казалось бы, ничего сложного, но дело в том, что во время плавания, кроме того, что человек активно движется, его грудная клетка работает, преодолевая давление воды, и понятно, что для того, чтобы сделать вдох, необходимо приложение гораздо больших усилий, чем в повседневной жизни.

Это объясняет, почему для развития выносливости плавание гораздо эффективнее, чем бег. В единоборствах часто используют плавание для повышения выносливости. Этот способ не получил широкого распространения только потому, что далеко не у каждого есть возможность регулярно заниматься плаванием, да еще и в любой сезон.

Научиться правильному дыханию при плавании хотя и сложно, но вполне возможно. Просто нужно все время контролировать себя во время дыхания, и дышать нужно, прилагая усилия. Это значит, делать вдох сильно, а делая выдох, выдыхать воздух всеми легкими. Ведь нужно держать ровный ритм дыхания, так как это очень важно.

Ведь если вдохнуть столько, сколько нужно, а выдохнуть больше или меньше положенного, это будет неполный цикл дыхания, что конечно дает рваный цикл дыхания, что в свою очередь не позволит сделать полноценный вдох. И нужно всего несколько таких циклов, чтобы почувствовалась нехватка кислорода. И вот, проплыв всего десяток-полтора метров, человек начинает задыхаться.

Правильное дыхание при плавании: простые рекомендации

* Нужно постоянно следить, чтобы дыхание соответствовало движениям, оставаясь ровным и ритмичным.

* Вдох должен быть в два раза короче выдоха. То есть, делается короткий и мощный вдох, а выдох - в два раза длиннее, чем вдох.

* Между вдохом и выдохом обязательно задерживать дыхание.

* Для сохранения высокой скорости плавания нужно делать глубокие редкие вдохи, выполняя несколько движений на выдохе. Это делается потому, что при вдохе резко снижается скорость, так как возрастает сопротивление воды.

* И последнее: никто не застрахован от попадания воды в дыхательные пути. Но если овладеть искусством держать ровный ритм дыхания, то вполне возможно откашляться, не прерывая процесса плавания и даже не сбивая ровного дыхания.

3. Оздор овительный эффект плавания

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с??рвых месяцев жизни и до старости.

Так известный американский с??циалист в области оздоровительных технологий Кеннет Ку??р, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, которое также вовлекает в работу все основные мышцы.

Также доказательством оздоровительного эффекта плавания служат примеры, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатком в физическом развитии, ослабленные после??ренесенных заболеваний и становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер - чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после??ренесенного полиомиелита. А будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой.

Заслуженный мастер спорта В. Куслухин, рекордсменка мира М. Соколова в прошлом туберкулезные больные.

В 1971 году Международная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста и рекомендовала медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включаться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя в своих странах широкую популяризацию методики применения этого действенного оздоровительного средства.

4 . Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат

Плавание благоприятно влияет на сердечнососудистую систему. Горизонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца.

У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно.

Итак, в результате занятий плаванием в сердечнососудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови, насыщенной кислородом, к??риферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, и в результате исключаются застойные явления в них.

Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под воду тренируют устойчивость к гипоксии.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы.

При плавании человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела - это создает условия для нормирования нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других с??циализаций. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.

Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.

По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры занимающихся различного возраста и подготовленности.

5 . Роль плавания в процессе обмена веществ

Плавание требует больших энергетических затрат. Так, только за двухчасовую тренировку пловец может потерять до 2 кг веса. Куда же идет высвободившаяся энергия? Часть ее расходуется на согревание тела пловца, а другая на выполнение плавательных движений.

Энергетические затраты возмещаются за счет усиленного питания. Таким образом, плавание активизирует обмен веществ. Естественно, что полные люди, мечтающие избавиться от излишков веса, занимаясь плаванием и не увеличивая обычную норму питания, легко смогут осуществить свою мечту.

Во время плавания многие физиологические процессы в организме человека протекают иначе, чем на суше, из-за того, что его тело попадает в необычные условия. Эти условия определяются тем, что в воде тело человека находится в состоянии полувесомости. Таким образом, при задержке дыхания на полном вдохе тело само легко всплывает на поверхность воды, а на полном выдохе - тонет. В состоянии полувесомости на кору головного мозга со стороны опорно-двигательного аппарата, сердца, легких и других органов действуют раздражители, образовавшиеся в новых условиях. Видоизменяются и ответные реакции головного мозга. В результате увеличивается глубина дыхания, улучшается деятельность сердечнососудистой системы, активизируется обмен веществ и т.д.

К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

6 . Влияние занятий плаванием на нервную и иммунную систему

Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия на нервную высшую деятельность человека.

Действие тем??ратуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.

Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.

Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.

Рассмотрев оздоровительное воздействие занятий, плавание на сердечнососудистую, дыхательную, нервную системы, опорно-двигательный аппарат, безусловно, необходимо отметить, что кроме этого плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких тем??ратур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.

7 . Прикладное значение плавания

В наше время умение плавать жизненно важный прикладной навык.

Большое количество несчастных случаев на воде происходит из-за того, что люди не умеют плавать. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек.

В России ежегодно погибает на воде около 25 тыс. человек. Это гораздо больше, чем в иных локальных войнах, где применяется современное вооружение.

И такой показатель, как количество утонувших на 100 тыс. населения в нашей стране заметно выше, чем во Франции, Германии, Италии, Скандинавских странах, США, Японии, Великобритании.

Более половины гибнущих на воде - люди, не умеющие плавать и нарушающие правила поведения на воде. Каждый не умеющий плавать, оказавшись на берегу водоема или в воде, подвергает опасности свою жизнь. В связи с этим приоритетной прикладной функцией плавания является сохранение жизни людей.

В этой ситуации, приоритетное значение приобретает овладение умениями и навыками прикладного плавания именно в условиях плавательного бассейна. Эти условия характеризуются прозрачностью воды, информацией о глубине, относительно небольшими размерами площади поверхности воды, а также присутствием с??циалиста по плаванию. Все это способствует эффективному овладению следующими умениями и навыками прикладного плавания: погружение и??редвижения под водой, ныряние на глубину, поиск предмета на дне без с??циального снаряжения, ??редвижение по воде прикладными стилями плавания, транспортировка тонущих и оказание им доврачебной помощи.

Умение плавать необходимо в профессиональной деятельности, связанной с водной средой: работникам флота, рыбакам, строителям и обслуживающему?ерсоналу гидротехнических сооружений, работникам различных водных инс?екций.

К тому же плавание является частью профессионально - прикладной подготовки в Вооруженных силах, МВД, ФСБ, МЧС.

З аключение

В заключении, следует сказать, что необходимо следовать инструкциям и правилам поведения на воде

Выбирать правильно время занятий и нагрузку. По мнению специалистов, заниматься плаванием лучше два раза в неделю по 25 минут. В зависимости от цели занятий строить личный график. Для расслабления, успокоения необходимо делать небольшие перерывы в заплывах. Для усиленной тренировки мышц стараться плавать непрерывно 25 мин., но с переменой стилей. Следить за ритмичностью и правильностью дыхания, вдох через нос, выдох через нос и рот одновременно. Скорость для повышения выносливости не играет особой роли. При желании отдохнуть наиболее приемлемая поза на спине, руки в сторону, мышцы расслаблены, голова слегка запрокинута.

Заниматься плаванием необходимо не раньше, чем через час после еды, чтобы не спровоцировать головокружение. Перед заплывом следует принять прохладный душ, в воду заходить не спеша, чтобы резкая смена температур не повлекла за собой сужение сосудов и как результат боль в сердечной мышце. Когда тело охладилось и привыкло, можно полностью погрузиться в воду. Желательно, чтобы температура воды была не ниже 20°С (в естественных водоемах). Более низкая температура переохлаждает организм и, если вы не подготовленный «морж», то можно простудиться и заболеть.

Систематические посещения бассейна дают возможность существенно улучшить самочувствие, укрепить здоровье. Плавание позволяет избавиться от простудных заболеваний, ведет к закалке иммунной системы. Занятие плаванием - одна из главных составляющих профилактики таких болезней как артрит, артроз. Тренировки опорно-двигательного аппарата в воде позволяют укрепить суставы и связки, дисциплинируют мышцы, совершенствуют осанку. Существуют специальные лечебные бассейны, где под наблюдением врача проводятся профилактические процедуры, направленные на борьбу с различными болезнями.

Список литературы

1. Воробьев А.Н. Семья спортивная - М.: Физкультура и спорт, 1987

2. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1993. - №5-6.

3. Апанасенко Г.Л. Здоровье, которое мы выбираем. - Киев: Знания, 1989

4. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1988

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение плавания для гармоничного развития организма, его оздоровительная направленность, прикладное значение. Специфические особенности воздействия плавания на организм человека. Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную систему.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая биологическая система. Влияние длительных занятий физической культурой на сердечно-сосудистую, дыхательную, кровеносную и мышечную систему. Диссимиляция и ассимиляция, гомеостаз организма.

    реферат , добавлен 18.11.2014

    Оценка пользы плавания для организма ребенка на ранних этапах жизни, его позитивное влияние на центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему малыша. Значение плавания в структуре средств физического воспитания.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2010

    Возникновение вредных привычек и борьба с ними. Влияние табакокурения и алкоголизма на организм человека. Физкультура, велосипедные и лыжные прогулки и их влияние на организм человека. Компенсация недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности.

    реферат , добавлен 20.05.2009

    История возникновения и развития бодибилдинга (культуризма). Влияние занятий физическими упражнениями (ФУ) на организм человека. Характеристика упражнений в системе бодибилдинга. Соблюдение правильной дозировки и методической последовательности ФУ.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Роль здоровья в жизни человека, его физиологические критерии. Положительное влияние физической активности на организм. История появления сноуборда, развитие двигательных навыков и повышение работоспособности в результате занятий этим видом спорта.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2011

    Влияние занятий туризмом на организм человека: нормирование нагрузок, борьба с переутомлением, организация питания. Средства восстановления организма, применяемые в туризме. Особенности и характеристика группового и личного снаряжения и экипировки.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Механизмы оздоровительного действия физических упражнений на организм человека. Адаптационные реакции человека. Проведение занятий с женщинами. Занятия спортивной гимнастикой с девочками. Занятие гимнастикой в среднем и старшем школьном возрасте.

    реферат , добавлен 02.02.2014

    Влияние современных условий жизни на организм человека. Сущность гипокинезии, гиподинамии, нервно-психического напряжения, монотонности деятельности и их влияние на организм человека. Оздоровительный и профилактический эффект физических нагрузок.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Опорно-двигательная, нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Кости и их соединения. Сущность социально биологических основ физической культуры.

Плавание оказывает невероятно положительное воздействие на организм человека. Оно способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ощущения смелости и многому другому. Из всего многообразия физических упражнений плавание имеет две характерные черты: туловище пловца в момент плавания пребывает в воде и человек осуществляет упражнения лежа. Весь комплекс упражнений приводит к оздоровлению личности и способствует укреплению иммунитета.

При плавании кожный покров промывается и очищается от грязи, а также устраняется неприятный запах, что способствует респирации кожи. Помимо этого направление и волнение воды оказывает массирующее действие на человеческое тело, вследствие чего улучшается кровообращение в кожных сосудах.

Дыхательная тренировка

Положительное и благоприятное влияние плавание оказывает и на респираторную систему человека. Для того, чтобы вдохнуть воздух, человек преодолевает сильное противодействие воды, давящее на грудную клетку. И напротив, напор воды способствует выдоху. Такая особенная респираторная зарядка тренирует дыхательные мышцы, привлекает в работу все ткани легких и, безусловно, закаливает их и весь организм в целом. В конечном счете, усиливается устойчивость человека против действия микроорганизмов, попадающих при дыхании в легкие и развития респираторных заболеваний.

Закаливание

Необходимо отметить, что плавание закаливает весь организм. Закаливание - это увеличение стойкости организма к влиянию внешних условий среды, к переносимости холода и острым изменениям температуры. Температура воды озера или бассейна намного ниже, чем температура всего тела человека, поэтому считается холодным раздражителем. Если каждый день человек будет тренировать свой организм на устойчивость к холоду, то это приведет к улучшению теплорегуляции, адаптации к резким перепадам температуры, вследствие чего снизится риск развития простудных заболеваний.

Регуляция обмена веществ

При плавании требуются большие затраты энергии и сил. После напряженного двухчасового занятия человек может потерять от двух или более килограммов массы тела. А куда уходит энергия? Несомненно, определенный размер энергии уходит на согрев тела, а другая энергия на совершение плавательного движения.

Затраты потраченной энергии восполняются благодаря повышенному правильному питанию. Это приводит к стимулированию обмена веществ в организме. Разумеется, люди, имеющие лишний вес и мечтающие его сбавить, при занятии плаванием могут добиться положительного результата.

При попадании тела человека в необычную среду многие физиологические процессы происходят по-другому. Это состояние иначе можно назвать полувесомостью: полнота вдоха влияет на изменение величины удельного веса – его предел от 0,95 до 1,06, в то время как показатель удельного веса воды равен 1, в море немного больше. Поэтому, когда происходит задержание дыхания на совершении вдоха, пловец оказывается на поверхности воды, а при выдыхании может утонуть. При нахождении пловца в состоянии полувесомости на все его тело оказывают действие раздражители, которые образовались в новой среде. Изменяются и ответные реакции мозга человека. Вследствие этого растет объем потребляемого воздуха, улучшается работа сердца и сосудов, стимулируется обмен веществ.

Кардиотренировка и укрепление сосудов

Необходимо добавить, что пловец, осуществляющий в воде энергичные движения, постоянно двигается: с трудом вручную прогибает водный массив, удерживает равновесие на водной глади, совершает перевороты, делает начальный толчок, осуществляет движения головой во время дыхания. Для этого требуются огромные усилия, работают все группы мышц. Поэтому все пловцы имеют спортивное телосложение и отличную подвижность суставов.

Спокойные и равномерные движения человека, находящегося в воде, приводят к улучшению циркуляции крови в организме, укреплению работы сердца и сосудов.

У пловца в воде отсутствует статическое напряжение мышц, нужное для поддержки тела в вертикальном положении. Недостаток статического напряжения приводит к улучшению работоспособности сердца и правильному кровообращению.

Плавание оказывает существенное воздействие на нервную систему человека, устраняет бессонницу. Пассивных людей оно приводит в чувство, а нервных и возбужденных успокаивает.

Общая польза от занятий плаваньем

Основное значение занятий плаванием состоит не только в укреплении иммунитета человека. Наряду с оздоровлением также вырабатывается выносливость. Те люди, которые занимаются плаванием, практически не болеют, чувствуют себя сильными и бодрыми. Отсутствие прогулов делает их старания наиболее продуктивными.

Если человек постоянно занимается плаванием, он чувствует себя бодро, так как на его организм оказывают влияние множественные раздражители, активизирующие работу всей нервной системы. В случае, если тренировки длятся в течение получаса, клетки мозга человека не утомляются, а стимулируют свою работоспособность и готовы к повышенной активности.

Отметим также, что не во всех случаях плавание приносит пользу человеку, иногда оно приносит вред. Прежде всего, это касается людей умственного труда, занимающихся плаванием в целях развлечения. По результатам исследований непродолжительное занятие плаванием сильно увеличивает работу органов чувств, а именно зрительных и слуховых органов. Также после занятия плаванием увеличивается и внимание. Поэтому многим великим ученым и писателям очень нравилось плавать, что приносило им массу дополнительной энергии.

Способность человека работать в любой сфере зависит, прежде всего, от его физиологической выносливости, что означает умение человека справляться с тяжелой работой. Занятия плаванием способствуют развитию и укреплению выносливости. Интересно, как выработать эту стойкость за счет регулярных занятий плаванием?

Важность регулярных занятий

Когда человек начинает плавать, он постепенно каждый день увеличивает расстояние, сначала от пятидесяти до ста метров, а потом все больше. Постоянные тренировки способствуют правильному регулированию сердечно-сосудистой деятельности, а также правильной работе нервной системы. В связи с этим растет ударный кровоток, а поминутный постепенно увеличивается до восьми литров крови. В пребывании покоя сердце юного пловца трудится экономичнее, совершая примерно сорок восемь ударов в минуту.

При занятиях плаванием оно способно к постоянным сокращениям и достигает около ста шестидесяти ударов в минуту. При занятиях увеличивается работоспособность, и теперь пловец может уже без труда проплыть тысячу метров. Теперь та же дистанция для пловца достигается намного быстрее, увеличивается скорость, делаются наиболее учащенные одновременные телодвижения. Частые сменяющиеся движения оказывают новое раздражение на кору головного мозга, в ней образуются вспомогательные условные рефлексы, с помощью которых у человека появляются новые умения, он проплывает дистанцию очень быстро. Таким образом, происходит выработка высокоскоростной выносливости.

Влияние тренировок на общую работоспособность

А выручают ли человека разработанные в процессе тренировок качества в его трудовой деятельности? Да, конечно. Высокая выносливость дает спортсмену возможность больше работать, увеличивает производительность труда.

Из этого следует, что постоянные занятия плаванием приводят к перестройке и усовершенствованию организма человека: устраняется лишний вес, растет сила в мышцах, увеличивается емкость в легких, сердце работает в нормальном режиме, а главное, улучшается работа нервной системы. Безусловно, все это приводит к укреплению здоровья, укреплению иммунитета и повышению всей активности организма.

Самое сильное влияние плавание оказывает на сердечно-сосудистую систему, а также на дыхательную, на мышечный и опорно-двигательный аппарат. Однако и этим значимость плавания не ограничивается. Человек, умеющий плавать, не сможет утонуть, и тем самым сохранит себе жизнь, либо спасет другого пловца, нуждающегося в помощи. Для тех, кто никогда не плавал, либо для тех, у кого это плохо получается, вода является страшной стихией. Она жестоко проучивает тех, кто переоценивает себя и приуменьшает риск возможной опасности.

При прогулке на катере или теплоходе может в любой момент возникнуть волнение моря, вследствие чего может образоваться воронка, а холодная вода приводит к приступообразным непроизвольным сокращениям мышц. В такой ситуации человек, не умеющий плавать, начинает паниковать и, к сожалению, может погибнуть.

Наша страна ценит больше всего сохранение жизни каждого человека. А терять ее из-за легкомысленных поступков людей, не умеющих плавать, вследствие оплошностей родных, не отдавших своих близких в секции плавания непозволительно. Поэтому каждый будущий пловец должен задуматься о завтрашнем дне. Занятия плаванием приведут весь организм человека в тонус, здоровье улучшится, поднимется настроение и в итоге повысится выносливость и тем самым работоспособность.

Источник фото: depositphotos
24 Октября 2015 Мне нравиться: