Информатика и информационные технологии в спорте. Информационные технологии в спорте

физический культура спортивный соревнование

Учебный процесс

Работ, посвещенных использованию информационных технологий в учебном процессе, достаточно много. Из них следует, что совершенствование учебного процесса в институтах физической культуры (ИФК) ведется по двум направлениям. Во-первых, разрабатываются обучающие системы, направленные на сообщение студентам теоретических сведений и фактов по учебным дисциплинам и контроль за их теоретическими знаниями. Во-вторых, компьютерный опрос используется для отбора абитуриентов и студентов.

В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс обучающие системы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, спортивно-педагогическим дисциплинам, математической статистике, спортивной метрологии, биомеханике, восточным единоборствам. Следует обратить внимание на подход, реализованный сотрудниками ПНИЛ РГАФК (проблемная научно-исследовательская лаборатория Российской государственной академии физической культуры), создавшими программы, позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долговременных адаптационных процессов, протекающих в организме спортсменов. Разработчики предполагают, что использование программ позволит повысить эффективность учебного процесса при проведении занятий по биохимии, физиологии и биомеханике.

Использование компьютерного тестирования посредством опросника MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) позволило отбирать абитуриентов и студентов на обучение специальности "Спортивный менеджмент".

Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию в вузах нефизкультурного профиля осуществляется посредством программ, позволяющих обучать предмету "физическое воспитание", планировать и контролировать физическую подготовленность, общую двигательную активность, а также психофизическое состояние студентов. Одна из последних публикаций этого направления освещает вопросы методологии формирования информационного пространства в процессе физического воспитания студентов.

Следует отметить, что использование информационных технологий при занятиях физическими упражнениями со школьниками отражено в двух публикациях. Статья С.П. Киршева освещает вопросы применения информационных технологий при обучении физическим упражнениям. В этом исследовании обсуждается проблема развития мышления занимающихся посредством использования компьютерного моделирования физических упражнений. В публикации П.А. Виноградова, В.П. Моченова отражены некоторые вопросы использования ИТ для тестирования физической подготовленности учащейся молодежи.

Спортивная тренировка

Естественно, что наибольшее количество посвящено созданию прикладных программных продуктов (ППП) и автоматизированных систем (АС), позволяющих оптимизировать управление тренировочным процессом. Также следует уделить внимание вопросам улучшения качества технической подготовленности спортсменов. Разработка систем для усиления этой стороны подготовки спортсменов ведется в направлении создания программно-аппаратных комплексов, позволяющих автоматизировать ввод информации в ЭВМ, ее обработку и вычисление необходимых биомеханических параметров. Это дает возможность повысить эффективность обучения двигательным действиям и избежать ошибок. Аппаратурой для сбора информации о спортсмене может служить видеомагнитофон; тензоплатформа, и электромагнитография.

На начальной стадии внедрение ИТ в планирование тренировочного процесса шло по пути создания систем управления базами данных, позволяющих хранить и осуществлять поиск адекватных средств тренировки. В настоящее время оптимизация планирования подготовленности спортсмена идет по пути создания экспертных систем и программ, близких к ним по содержанию. Экспертные системы - это сложные программные комплексы, интегрирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот опыт для консультации менее квалифицированных пользователей. По мнению разработчиков экспертных систем, этот тип прикладных программных продуктов наиболее соответствует решению задач такого типа. К настоящему времени разработаны экспертные системы для планирования подготовки бегунов на средние дистанции и тяжелоатлетов, а также спортсменов в прыжковых видах легкой атлетики. Разработана программа, позволяющая осуществлять планирование нагрузки в стрельбе.

А.В. Кубеевым и А.Г. Баталовым на базе микрокомпьютера созданы простые программы, позволяющие повысить эффективность работы тренера при проведении занятий по лыжному спорту. Несмотря на их относительную простоту, карманный микрокомпьютер производит вычисления быстро и эффективно. Предложенный пакет программ позволяет рассчитать результаты в лыжных гонках с учетом возрастного коэффициента, вычислить некоторые параметры нагрузки, границы метаболических режимов по частоте пульса и многое другое. В статье Г.П. Лосева описывается малогабаритный вычислительный комплекс, позволяющий в полевых условиях тестировать и выбирать оптимальный вариант смазки лыж перед соревнованиями. Хочу также привести пример, исходя из своего опыта работы в ООО «Адидас». На сегодняшний день в этой компании разработаны совершенно новые технологии, начиная от воздушных подушек в спортивной обуви, заканчивая системой Polar. Сегодня фирмы adidas и polar, объединили свои современные технологии в совместном проекте Fusion. Это партнерство объединяет технологии Adidas в одежде и обуви и технологию Polar RS800 Running Computer, которая позволяет измерять пульс, скорость и дистанцию спортсмена. Современные технологии также помогают спортивным фанатам видеть четкую картинку и все самые четкие детали. Например, в американском футболе использование HD-технологий началось с 2007 года, чтобы не было спорных ситуаций в различных матчах. Эти HD-технологии в 5 раз четче обычных стандартных изображений. Профессиональные спортсмены также используют цифровые методы. Например, бейсболист может поместить датчик на свое тело, чтобы он замерил траекторию и силу удара. После этого возможно подробно рассмотреть результат на экране.

Несколько лет назад спортивные ошибки мог подтвердить только судья или тренер, однако, сейчас каждое движение может быть разложено на части любой человек может проанализировать реальное действие с помощью современных цифровых технологий. К сожалению, в нашей стране использование данных информационных технологий, является редкостью. По моему мнению, это можно объяснить недостаточным финансированием физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Ключевые слова: информационные технологии, система образования, спортивная тренировка, соревнования, оздоровительная физическая культура.

Для того чтобы успешно двигаться вперед, необходимо время от времени обозревать проделанную работу. Прошло немногим более десяти лет c тех пор, как в нашей стране был взят курс на компьютеризацию системы образования. И теперь мы можем подвести итоги. Если раньше рядовой специалист в нашей области и мечтать не мог о том, что на его рабочем месте будет персональный компьютер, то теперь можно говорить о том, что компьютеры вошли к нам в дом. Каковы же итоги компьютеризации в физической культуре и спорте? Следует отметить, что прогресс в этой области человеческой деятельности огромен. За обозреваемый период прикладные программные продукты прошли путь от программ для микрокалькулято ров до мультимедиа-систем, имеющих целью обучение будущих специалистов по физической культуре и спорту .

Результаты. Анализу были подвергнуты 53 публикации, посвященные различным аспектам использования информационных технологий в физической культуре и спорте. За обозреваемый период только в одной публикации рассмотрены направления использования вычислительной техники в этой области. По мнению авторов статьи, можно выделить следующие основные направления: статистический анализ и графическое изображение цифрового материала; текстовое редактирование методической и деловой документации; обучение и контроль теоретических знаний учащихся; контроль физического развития и подготовленности занимающихся; подготовка и обработка результатов соревнований по различным видам спорта; контроль и оптимизация техники спортивных движений; контроль физической работоспособности испытуемых; создание компьютери зированных тренажерных комплексов на базе персональных ЭВМ.

Проведенный анализ статей, опубликованных в журнале "Теория и практика физической культуры", позволяет систематизировать использование информационных технологий в отрасли "Физическая культура и спорт". Этими направлениями являются: учебный процесс, спортивная тренировка, спортивные соревнования, оздоровительная физическая культура, спортивный менеджмент и регуляция кадрового потенциала отрасли. Получены данные "удельного веса" статей, опубликованных в журнале "Теория и практика физической культуры" по перечисленным направлениям. Из них следует, что большинство публикаций (76%) посвящено применению информационных технологий в учебном процессе и спортивной тренировке. Кратко охарактеризуем разработки каждого направления.

Учебный процесс. Публикаций, посвященных использованию информационных технологий в учебном процессе, достаточно много. Из них следует, что совершенствование учебного процесса в институтах физической культуры (ИФК) ведется по двум направлениям. Во-первых, разрабатываются обучающие системы (ОС), направленные на сообщение студентам теоретических сведений и фактов по учебным дисциплинам и контроль за их теоретическими знаниями. Во-вторых, компьютерный опрос используется для отбора абитуриентов и студентов.

В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс обучающие системы по пулевой стрельбе , гимнастике , лыжному спорту , физиологии , спортивно-педагогическим дисциплинам (П.К. Петров с соавт., 1990; теории физической подготовки (В.Н. Селуянов с соавт., 1991), математической статистике, спортивной метрологии, биомеханике , восточным единоборствам . Следует обратить внимание на подход, реализованный сотрудниками ПНИЛ РГАФК (М.П. Шестаков с соавт., 1996), создавшими программы, позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долговременных адаптационных процессов, протекающих в организме спортсменов. Разработчики предполагают, что использование программ позволит повысить эффективность учебного процесса при проведении занятий по биохимии, физиологии и биомеханике.

Использование компьютерного тестирования посредством опросника MMPI позволило отбирать абитуриентов и студентов на обучение специальности "Спортивный менеджмент".

Ряд публикаций освещает различные аспекты использования современных информационных технологий в вузах. Е.Н. Яшкина рассматривает вопросы совершенствования обучения предмету "Информатика" в институте физической культуры. В статье А.В. Ходыкина и В.Я. Колесника рассматриваются вопросы влияния компьютеризации вузов на здоровье студентов и необходимые при этом защитно-восстановительные мероприятия.

Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию в вузах нефизкультурного профиля осуществляется посредством программ, позволяющих обучать предмету "физическое воспитание" , планировать и контролировать физическую подготовленность (Н.Г. Скачков с соавт., 1991; О.В. Жбанков, Е.В. Соловьев, 1995), общую двигательную активность , а также психофизичес кое состояние студентов . Одна из последних публикаций этого направления (О.В. Жбанков, 1998) освещает вопросы методологии формирования информационного пространства в процессе физического воспитания студентов.

Следует отметить, что использование информационных технологий при занятиях физическими упражнениями со школьниками отражено в двух публикациях. Статья С.П. Киршева освещает вопросы применения информационных технологий при обучении физическим упражнениям. В этом исследовании обсуждается проблема развития мышления занимающихся посредством использования компьютерного моделирования физических упражнений. В публикации П.А. Виноградова, В.П. Моченова отражены некоторые вопросы использования ИТ для тестирования физической подготовленности учащейся молодежи.

Спортивная тренировка. Естественно, что наибольшее количество публикаций в журнале "Теория и практика физической культуры" (44%) посвящено созданию прикладных программных продуктов (ППП) и автоматизированных систем (АС), позволяющих оптимизировать управление тренировочным процессом. В табл. 1 представле на информация о разработках в этой области.

Большое количество публикаций (В.К. Братковский с соавт., 1990; Н.Г. Сучилин, Л.Я. Аркаев, В.С. Савельев, 1996; А.Н. Фураев, 1996; Ю.А. Ипполитов, 1997; М.П. Шестаков, 1998) посвящено вопросам улучшения качества технической подготовленности спортсменов. Разработка систем для усиления этой стороны подготовки спортсменов ведется в направлении создания программно-аппаратных комплексов, позволяющих автоматизировать ввод информации в ЭВМ, ее обработку и вычисление необходимых биомеханических параметров. Это дает возможность повысить эффективность обучения двигательным действиям и избежать ошибок. Аппаратурой для сбора информации о спортсмене может служить видеомагнитофон ; тензоплатформа , видеомагнитофон, тензоплатформа и ЭМГ (М.П. Шестаков с соавт.,1996).

Некоторые публикации посвящены описанию ППП, позволяющих оценивать функциональную подготовленность , диагностировать различные способности спортсмена и управлять их совершенствованием [ 6, 9, 31, 41 и др.].

На начальной стадии внедрение ИТ в планирование тренировочного процесса шло по пути создания систем управления базами данных (СУБД), позволяющих хранить и осуществлять поиск адекватных средств тренировки . В настоящее время оптимизация планирования подготовленности спортсмена идет по пути создания экспертных систем (ЭС) и программ, близких к ним по содержанию. Экспертные системы - это сложные программные комплексы, интегрирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот опыт для консультации менее квалифицированных пользователей (Н.В. Макарова с соавт., 1997). По мнению разработчиков экспертных систем, этот тип прикладных программных продуктов наиболее соответствует решению задач такого типа. К настоящему времени разработаны экспертные системы для планирования подготовки бегунов на средние дистанции и тяжелоатлетов (Л.А. Хасин с соавт., 1996), а также спортсменов в прыжковых видах легкой атлетики . Разработана программа, позволяющая осуществлять планирование нагрузки в стрельбе.

А.В. Кубеевым и А.Г. Баталовым на базе микрокомпьютера МК-85 созданы простые программы, позволяющие повысить эффективность работы тренера при проведении занятий по лыжному спорту. Несмотря на их относительную простоту, карманный микрокомпьютер производит вычисления быстро и эффективно. Предложенный пакет программ позволяет рассчитать результаты в лыжных гонках с учетом возрастного коэффициента, вычислить некоторые параметры нагрузки, границы метаболических режимов по частоте пульса и многое другое. В статье Г.П. Лосева описывается малогабаритный вычислительный комплекс, позволяющий в полевых условиях тестировать и выбирать оптимальный вариант смазки лыж перед соревнованиями.

Таблица 1.Название Тип Назначение Вид спорта Автор,год

АС Диагностика функциональной и психологической подготовленности на основе данных о деятельности сердечно-сосудистой системы любой ф.ф. Водоватов, 1989

БАДМИНТОН АС Диагностика психофизического состояния спортсмена на основе измерения электрокожного сопротивления бадминтон О.В. Жбанков, А.Н. Лебяжьев, 1994

АС Экспресс-контроль техники спортсменов на основе обработки данных, поступающих с видеомагнитофона любой Н.Г. Сучилин, Л.Я. Аркаев, B.C. Савельев, 1996

АС Экспресс-контроль техники спортсменов на основе данных, поступающих с видеомагнитофона, тензоплатформы, датчиков ЭМГ любой М.П. Шестаков с соавт., 1996

АС Экспресс-контроль техники спортсменов на основе сигналов, поступающих с тензоплатформы тяжелая атлетика А.Н. фураев, 1996

REACTION АС Изучение индивидуальных типологических особенностей нервной системы любой А.И. Федоров с соавт., 1997

- АС Диагностика и тренировка психомоторно-координационных способностей бобслей, санный спорт Э.Лоош, 1997

Диагностика функционального состояния и степени адаптации спортсмена к физическим нагрузкам на основе анализа реогепато граммы любой М.А. Рубцова, 1994

АКСОН ЭС Планирование физической подготовки прыжковые виды легкой атлетики М.П. Шестаков, В.Н. Зубков, 1994 М.П. Шестаков с соавт., 1996

ЭС Оперативное планирование тренировки бег на средние дистанции (800, 1500м), тяжелая атлетика Л.А. Хасин с соавт., 1996

Планирование тренировочной нагрузки стрельба М.Я. Жилина, 1995

Таблица 2Название Тип программы Назначение Информа- тивность Тип ЭВМ Автор, год

КОЭФФИЦИЕНТ ЗДОРОВЬЯ А Диагностика общего состояния здоровья - Искра 1030 В.В.Зайцева,В.Д. Сонькин,1990

КУПЕР Д-Р Оценка аэробной производительности и физической работоспособности, выработка рекомендаций - IBM PC AT В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин,1990

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР У Оценка адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы 0,72 IBM PC AT В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин,1990

ОФИС Оценка общего состояния здоровья

Диагностика ИБС

Диагностика атеросклероза и диабета

Диагностика психонервного статуса 0,84

0,87 Искра 1030 П.В. Бундзен с соавт., 1991

НАДЕЖДА д-р Профилактика и лечение ожирения - - В.В. Зайцева с соавт., 1995

ISOTONE - Подбор упражнений и планирование нагрузки при занятиях оздоровительной физической культурой - - В.Н. Селуянов, Е.Б. Мякинченко, С.К. Сарсания, 1994 М.П. Шестаков с соавт., 1996

ВАЛЕОЛОГИЯ ШКОЛЬНИКА - Сбор, анализ, хранение результатов валеологического мониторинга детей и подростков - - В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева,1998

Примечание. Д -диагностическая, Д-Р -диагностико-рекомендательная, У - управляющая.

Только одна публикация затрагивает проблемы отбора перспективных спортсменов. Их решение авторы видят в разработке мониторинго вой системы, позволяющей хранить информацию о наиболее перспективных юных спортсменах и отслеживать динамику их спортивных результатов. Такая система под названием "Спортивный отбор" создана и апробирована в Екатеринбурге.

Спортивные соревнования. Публикаций, освещающих вопросы использования ИТ при проведении соревнований, немного. П.А. Виноградов и В.А. Савин указывают, что при проведении соревнований уровня олимпийских игр применение ИТ обеспечивает оперативный сбор, передачу, хранение и обработку большого количества информации. На последних Олимпийских играх в Атланте впервые была использована передача данных о результатах соревнований через сеть Интернет. Помимо работы с большими информационными массивами персональные компьютеры используются для статистической обработки результатов соревнований. Это особенно важно для тех видов спорта, в которых результат спортсмена оценивается судьями-экспер тами. А.А. Макаров с соавт. (1991) описывают систему начисления очков в соревнованиях по прыжкам с трамплина, лыжному двоеборью, фигурному катанию на коньках, гимнастике, синхронному плаванию, выездке. В статье Г.П. Почекуева описывается алгоритм программы, позволяющей оценивать результативность деятельности игрока (команды) в спортивных играх.

Оздоровительная физическая культура. Четвертое направление использования ИТ связано с разработкой программ для оздоровительной физической культуры. Программы этого направления можно разделить на диагностические, диагностико-рекомендательные и управляющие. В первом случае программа позволяет специалисту быстрее поставить диагноз, во втором - наряду с диагнозом пользователю предлагается определенный набор рекомендаций, соответствующий выявленному уровню здоровья и двигательной активности. В третьем случае компьютер осуществляет взаимодействие с пользователем по принципу обратной связи: выдает задания, контролирует их выполнение, а по результатам новых тестов вырабатывает соответствующие рекомендации. В последнем случае речь идет о создании системы "Персональный тренер". В табл. 2 представлена опубликованная в журнале "Теория и практика физической культуры" информация о компьютерных программах оздоровительной направленности.

В последнее время осуществляется работа над компьютерной программой "Валеология школьника" . Эта программа предназначена для сбора, анализа и хранения результатов валеологического мониторинга детей и подростков.

В публикации В.В. Кузина, М.Е. Кутепова, И.И. Переверзина описывается отраслевая компьютерная база данных "Физическая культура и спорт России". Авторы предполагают, что необходимая и достаточная информация об объекте воздействия - физической культуре и спорте - позволит осуществлять эффективный менеджмент.

Только одна публикация посвящена использованию информационных технологий для регулирования кадрового потенциала отрасли "Физическая культура и спорт". В статье В.Б. Карпенко описывается АСУ "Кадры ФИС", предназна ченная для накопления данных о физкультурных и спортивных кадрах в Республике Грузия с целью сокращения затрат времени на получение отчетов, справок и сведений по кадровому составу, а также для повышения оперативности получения информации при аттестации специалистов.

Оценивая представительство различных учреждений на страницах журнала "Теория и практика физической культуры", можно сделать следующие выводы. Бесспорным лидером (36% от общего числа публикаций) является РГАФК. При этом по количеству публикаций это учебное учреждение превышает все научно-исследовательские и учебные институты вместе взятые. Представитель ство технических вузов также значительно (23%).

При оценке современного этапа развития информационных технологий в нашей отрасли, приходится констатировать, что, несмотря на обилие направлений их применения и публикаций, эти разработки носят частный характер и не имеют широкого распространения. До тех пор, пока специалисты нашей отрасли не будут иметь возможность использовать накопленный потенциал, применение информационных технологий будет ограничиваться использованием компьютера в "качестве пишущей машинки".

Литература

1. Автоматизированная система "ОФИС": оценка состояния здоровья и назначение физических упражнений /П.В. Бундзен, Р.Д. Дибнер, Л.Н. Лисицина и др.//Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 8, с. 24-27.

2. Биомеханические аспекты управления спортивной тренировкой /В.К. Братковский, А.В. Волошин, А.Н. Колумбет и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 4, c. 29-32.

3. Богданов С.Н., Чубаров М.M., Жуковский Ю.Т. Обучение предмету "физическое воспитание" с использованием персонального компьютера //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 7, c. 46-50.

4.Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи//Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, c. 24-26, 39-40.

5. Виноградов П.А., Савин В.А. Спорт в мире информации //Теор. и практ. физ. культ., 1997, №11, c. 59-62.

6. Водоватов Ф.Ф. Физиологические исследования саморегуляции ритма сердца на основе компьютерной биологической обратной связи //Теория и практика физической культуры, 1989, № 1, с. 46.

7. Годик М.А., Тимошкин В.Н. Исследование двигательной активности студентов с помощью компьютерной экспертизы //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 2, с. 32-33.

8. Жбанков О.В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 6, с. 25-26, 39-40.

9. Жбанков О.В., Лебяжьев А.Н. Компьютеризованная система как средство управления психофизическим состоянием спортсмена //Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 11, с. 46-48.

10. Жбанков О.В., Соловьев Е.В. Информационно-методическая система как средство индивидуализации процесса физического воспитания в вузе //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 11, с. 51-53.

11. Жбанков О.В., Толстой Е.В. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8, c. 40-43.

12. Жилина М.Я. Применение ЭВМ в учебном процессе институтов физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 3, с. 10-12.

13. Жилина М.Я. Построение тренировочного процесса квалифицированных стрелков на основе программирования тренировочной нагрузки //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 3, с. 40-42.

14. Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 7 с. 46-50.

15. Информатизация отрасли "Физическая культура и спорт" и экспертные технологии (Сообщение первое) /Л.А. Хасин, С.Б. Бурьян, С.В. Минков, А.Б. Рафалович //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 4, с. 7-11.

16. Информатизация отрасли "Физическая культура и спорт" и экспертные технологии (Сообщение второе) /Л.А. Хасин, С.Б. Бурьян, С.В. Минков, А.Б. Рафалович //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 10 с. 41-45.

17. Информатика: Учебник /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.

18. Ипполитов Ю.А. Обучение гимнастическим упражнениям на основе их моделирования //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 11, с. 55-57.

19. Карпенко В.Б. Использование компьютерных технологий в регулировании кадрового потенциала отрасли на региональном уровне //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 26, c. 12-13.

20. Киршев С.П., Неверкович С.Д. Межпредметная задача как способ оценки качества подготовки тренеров в институтах физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 8, c. 26-29.

21. Киршев С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на уроке физкультуры //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 5, с. 38-40.

22. Классификация физических нагрузок в теории физической подготовки / Селуянов В.Н., Сарсания С.К., Конрад А.Н. и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 12, c. 2-8.

23. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты (Сообщение первое) /А.И. Федоров, С.Б. Шарманова, О.А. Сиротин и др.//Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 9, с. 25-26, 39-40.

24. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре для женщин с избыточной массой тела /Зайцева В.В., Кудрявцев В.В., Лукьянова Е.А. и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с.18-20.

25. Кубеев А.В., Баталов А.Г. Тренеру о микрокомпьютере МК-85 //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 2, с. 34-35.

26. Кубеев А.В., Баталов А.Г. Тренеру о микрокомпьютере МК-85 //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 3, с. 32-33.

27. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Переверзин И.И. Научные основы спортивного менеджмента //Теор. и практ. физ. культ., 1998, №5, c. 16-17.

28. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Отбор студентов на специализацию "спортивный менеджмент": опыт компьютерного тестирования //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 12, c. 4-6.

29. Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. Компьютерное тестирование как способ отбора студентов специализации "Спортивный менеджмент" и контроля их подготовленности //Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 1, c. 48-51.

30. Ливицкий А.Н., Факторович Л.М. О некоторых аспектах компьютеризации физкультурных вузов //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 3- 4, c. 22-24.

31. Лоош Э. Трек-метод в диагностике и тренировке психомоторно-координационных способностей в санном спорте и бобслее //Теор. и практ. физ. культ., 1997, №5, 23-26.

32. Лосев Г.П. Метод оперативного испытания лыжных мазей, парафинов и скользящих поверхностей //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 9, с. 42-45.

33. Нестеров А.А., Сидоров А.А. Компьютеризация в учебно-воспитательном процессе физкультурных вузов //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 10 с. 21-23.

34. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте/В.В. Тимошенков, С.Н. Богданов, И.Я. Подашевский, Е.В. Тимошенкова //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 1, c. 40-41.

35. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Широков В.А. Обучающая мультимедиа-система по восточным единоборствам (на примере каратэ-до) //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 12, с. 55-58.

36. Применение компьютера в судействе соревнований /А.В. Макаров, А.А. Михонин, Т.Н. Михонина и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1989, №11, с. 54-55.

37. Программирование самостоятельной работы студентов в дисплейном классе /П.К. Петров, А.М. Закиров, И.Н. Мельников, Н.А. Рубцов// Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 12, c. 53-54.

38. Почекуев Г.П. Результативность - объективная оценка игровой деятельности игрока (команды) в спортивных играх (на примере хоккея с мячом) //Теор. и практ. физ. культ., 1989, №11, c. 42-44.

39. Пути внедрения АСУ и вычислительной техники в процесс физического воспитания студентов /Н.Г. Скачков, А.В. Макаров, А.А. Михонин и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 11, с. 54-55.

40. Раменская Т.И., Манжосов В.Н. Лабораторный практикум на профилирующей кафедре ИФК //Теор. и практ. физ. культ., 1989, № 10, с. 31-34.

41. Розин Е.Ю. Компьютерная реализация педагогической диагностики и контроля за физическим состоянием и специальной подготовленностью спортсмена //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 3, с. 19-22.

42. Рубцова М.А. Автоматизированный анализ реогепатографии //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 1-2, с. 30-31.

43. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Тураев В.Т. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 7, с. 29-33.

44. Селуянов В.Н., Мякинченко Е.Б., Сарсания С.К. Направление развития теории оздоровительной физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 5-6, с. 2-6.

45. Семенов Л.А., Исаков С.В. Основы организации мониторинговой системы диагностики спортивной пригодности детей //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, с. 2-4.

46. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки /М.П. Шестаков, К.В. Анненков, Е.Т. Антохина и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 8, с. 43-45.

47. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков//Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7, с. 10-12.

48. Степанов В.Н., Скоморохов Е.В. Методика автоматизированного управления подготовкой футболистов //Теор. и практ. физ. культ., 1990, № 12, c. 53.

49. Сучилин Н.Г., Аркаев Л.Я., Савельев В.С. Педагогико-биомеханический анализ техники спортивных движений на основе программно-аппаратного видеокомплекса //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 4, с.12-20.

50. Фураев А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 11, с. 50-52.

51. Ходыкин А.В., Колесник В.Я. Влияние компьютеризации на здоровье студентов и защитно-восстановительные мероприятия //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 7, с. 45-46.

52. Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 3, 51-54.

53. Шестаков М.П., Зубков В.М. "АКСОН" - интеллектуальная компьютерная система планирования физической подготовки легкоатлетов //Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 8, с. 35-38.

54. Яшкина Е.Н. Совершенствование процесса обучения предмету "информатика" в институте физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 12, с. 7-8.

Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника.

В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные и другие инновационные технологии.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения по физической культуре. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Информационные технологии на уроках физической культуры Илюхина Наталья Васильевна

Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные и другие инновационные технологии. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения по физической культуре. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему

Информационные технологии - это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. Информационные технологии на уроках – это искусство, мастерство, умение, это не что иное как процессы. Под процессом стоит понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленных целей. Информационные технологии обучения – это совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития.

Информационная компетентность. Интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно - коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.

Задачи Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска информации. развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность. Педагогические цели использования средств современных информационных технологий.

Программные средства учебного назначения. Электронные учебные пособия. учебно-методические комплексы контролирующие компьютерные программы компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий

Использование ИКТ в образовательном процессе Информационные коммуникационные технологии могут применяться на уроках всех типов, а также в комбинированном уроке на всех его этапах и во внеурочное время Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени. Для работы заранее подготавливаются презентации по изучаемой теме, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке.

Использование ИКТ для урока физической культуры. Поиск и сбор информации Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов) Диагностика (тестирование, экспресс – диагностики; мониторинг). Проведение компьютерной диагностики позволяет не только высвободить время, затрачиваемое на обработку данных, но и производить сравнение с результатами обучающихся предыдущего учебного года, делать определенные выводы. Разработка грамот, дипломов и пр. Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний, спортпраздников и пр.) Портфолио школьника Компьютерные карты здоровья Олимпиада по предмету, игры, конкурсы, викторины, Обобщение опыта При проведении школьных соревнований (использование таблиц, графиков, итоговых протоколов, звука)

Результаты использования ИКТ

Формы использования ИКТ в изучении предмета физическая культура

Повышение познавательной активности Повышение учебной мотивации Повышение плотности урока 100% включенность учащихся в деятельность Повышение наглядности изучаемого материала Создание системы педагогической поддержки и ситуации успеха Экономия времени Эффективность учебной деятельности

I этап – визуальный 5–7-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов. II этап – технический (8–9-й классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «По кадровое движение». На III этапе – аналитическом (10–11-й классы) – старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка. Этапы освоения компьютерной грамотности

Применение компьютера возможно на всех этапах урока: При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений (собирает на компьютере пазл), что делает урок более содержательным и увлекательным. На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а так же способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае. В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала. На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем: используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценивания; фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Подготовка учителя к занятиям просмотреть и оценить с педагогической точки зрения информационные ресурсы и данные программного продукта; составить выборку заданий в соответствии с разделом программы по физической культуре.

ВЫВОД За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

Спасибо вам за внимание! Дальнейших творческих успехов! Моя эл.почта: [email protected]


Кандидат педагогических наук, доцент П.К. Петров
Удмуртский государственный университет, Ижевск

Ключевые слова:
современные информационные технологии, специалист по физической культуре и спорту, образование.

Люди каждого нового поколения должны готовиться (развиваться) так, чтобы они могли эффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой, которая уже создана предшествующими поколениями, но и той, которая появится в будущем. Они должны быть подготовлены к дальнейшему развитию науки и техники. Иначе говоря, сейчас как никогда прежде обучение и воспитание подрастающего поколения должны быть ориентированы на будущее. Конечно, принцип преемственности обучения и воспитания (их ориентировки на жизнь в обществе будущего) - это общий принцип для всех времен. Но современные темпы научно-тех нического прогресса ни в какое сравнение не идут с теми, которые были прежде и, надо полагать, будут увеличиваться и далее .

В истории человечества выделяют три глобальные социотехнологические революции - аграрную, индустриальную и информационную. Последняя из них происходит в настоящее время и реализуется как процесс информатизации общественной жизни, внедрения современных информационных технологий. Конечным результатом информационной революции должно стать создание новой постиндустриальной, информаци онной цивилизации. Информатизация общества представляет собой целенаправленный процесс изменения социальной информационной среды. Цель информатизации общества состоит в повышении эффективности эксплуатации ресурсов общества путем системной компьютеризации всех этапов жизненного цикла информации - ее создания, накопления, хранения, обработки и использования. Под информационными ресурсами понимается совокупность информации как продукт деятельности населения.

В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим становится отношение людей к информации. Информация становится таким же стратегическим ресурсом современного общества, каковыми были продукты питания в "аграрном" обществе или энергетические ресурсы - в "индустриальном". Различие в уровне информационного обеспечения сегодня становится одной из причин дисбаланса экономического развития передовых и слаборазвитых стран, порождает нестабильность в отношениях между странами. Современная стратегия прогресса передовых стран мира базируется на концепции всестороннего культурного, интеллектуального, профессионального и физического развития потенциала личности. При этом в реализации ее целей основное место отводится системе образования. Сегодня посредством повышения уровня образованности населения развитые страны мира получают почти половину валового национального продукта . Поэтому информатизация образования в мире в целом, и в России в частности, приобретает огромное значение. Успехи нашей страны в ХХI веке, ее возможность выбирать и реализовывать оптимальную историческую траекторию в полной мере зависят от наличия современной образовательной и информационной сферы общества . Состояние нформационной сферы в решающей мере зависит от степени образования в стране.

Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонент нашего бытия. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования - одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне .

Войти в ХХI век образованным человеком можно только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики . Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информаци онной компоненты в систему подготовки будущего специалиста. Это полностью относится и к специалистам по физической культуре и спорту. Ведь не секрет, что на сегодняшний день большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации как профессионально, так и психологически. Однако до настоящего времени не разработана педагогическая концепция подготовки указанных специалистов в условиях использования современных информационных технологий, требующих внесения значительных коррективов в физкультурное образование, с тем чтобы специалист в этой области имел четкое представление о том, где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, какие программные продукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества. В связи с этим логично заключить, что данные требования должны найти свое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованиях государственных образовательных стандартов нового поколения .

Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в физкультурное образование, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения .

Информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение двух основных целей:

    первая как наиболее приоритетная сейчас и на ближайшую перспективу - подготовка специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества; вторая - повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Первая цель должна достигаться современным подходом к содержанию физкультурного образования, предполагающим изучение информационных технологий как средства предъявления, обработки и усвоения информации. Знание данных технологий, умелое их использование создают реальные возможности для включения в подготовку специалиста принципиально нового содержания, ранее недоступного для применения в процессе обучения. Навыки поиска, отбора, оценки информации и ее дальнейшего использования постепенно начинают рассматриваться как базовый компонент общей грамотности. До недавнего времени, когда умение использовать информационные технологии в профессиональной деятельности не являлось столь важным фактором подготовки специалиста, информационная подготовка в институтах и на факультетах физической культуры сводилась к "прослушиванию" небольшого, мало профессионально ориентированного курса типа "Информатика", чаще всего без наличия материально-технической базы, что уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Основными задачами информационной подготовки в настоящее время должны быть:

    обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информации как научной дисциплины; изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров; формирование умений и навыков работы на персональном компьютере; освоение методов работы с информационными и телекоммуникационными технологиями; изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Содержание основных компонентов информационной подготовки должно быть построено таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту. При этом специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач на лабораторных и практических занятиях.

Обеспечение необходимого уровня информационной культуры специалиста не может быть целью только одной учебной дисциплины, необходимо внедрение современных информационных технологий во все специальные дисциплины профилирующих кафедр, что требует определенного уровня профессиональной подготовки профессорско-пре подавательского состава, его знакомства с потенциальными возможностями этих технологий, умением использовать эти возможности в своей практической и научной деятельности. Этот момент является весьма актуальным и педагогически значимым, так как студенты на деле, то есть в процессе учебно-тре нировочных занятий, проведения научных исследований и т.д., должны видеть и на себе испытать преимущества и возможности современных информационных технологий. Поэтому вопрос о том, где и как использовать современные информационные технологии в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, а также в их профессиональной деятельности приобретает практическое значение, требует постоянного анализа и обобщения, так как не всегда и не везде есть целесообразность их применения .

Уже сейчас очерчиваются основные направления использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту . К ним можно отнести:

    создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам; обучающие мультимедиа системы; создание и использование баз данных; моделирование компьютерных соревнований, тактических действий и педагогического процесса; использование информационных технологий для обслуживания соревнований; использование информационных технологий в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности; использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований; автоматизированные методы психодиагностики; автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности; автоматизированные методы функциональной диагностики; организацию дистанционного обучения и т. д.

Достижение второй цели практически неразрывно связано с первой. Принципиальное решение задачи повышения уровня подготовки специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий кроется не столько в области технических возможностей современных технологий, сколько в отсутствии научно-методического обеспечения использования этих достижений .

Анализ современного состояния области обучения на базе передовых информационных технологий показывает, что два фактора - технологии и теории обучения - действуют без должной связи между собой. Важно, чтобы в учебный процесс входили не просто новые технические средства, а новые образовательные технологии, направленные на решение собственно образовательных задач, а значит, глубоко осмысленные с позиций педагогической науки, теории обучения, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, что усиливает необходимость проведения глубоких исследований в этой области . В этой связи приобретает особую актуальность разработка дидактических и методических принципов использования современных информационных технологий в учебном процессе, педагогическом осмыслении накопленного в других областях опыта, проведения соответствующих научных и методических работ по созданию и изучению возможностей педагогических программных средств в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

Определенный интерес в этом плане представляют мультимедиа технологии, "Виртуальная реальность" и средства телекоммуникаций. Так, например, весьма эффективны дидактические материалы, подготовленные на основе мультимедиа технологий (программы для контроля и самоконтроля знаний, обучающие мультимедиа системы по спортивно-педагогическим дисциплинам, справочно-информационные энциклопедии и т.п.). Технология мультимедиа не только превращает компьютер в полноценного собеседника, но и позволяет студентам, не выходя из аудитории (спортзала, дома), присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, занятиях ведущих тренеров, в соревнованиях различного ранга, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить образовательные, культурные и спортивные центры мира. При этом необходимо особо подчеркнуть, что в этом случае происходит параллельная передача аудио- и визуальной информации на персональный компьютер в сочетании с использованием больших объемов информации и интерактивными возможностями работы: произвольный переход от одного места к другому, осуществление поиска разделов по содержанию, организация режима вопросов и ответов, использование разветвленных сюжетов и т.д.

Современные технологии "Виртуальная реальность" обеспечивают стереоскопическое представление видеоинформации на экране, ее стереозву чание, а также управление аудиовидеоинформаци ей специализированными манипуляторами и голосом. Они дают возможность перемещать объекты в виртуальном пространстве, применяют методы интерактивного манипулирования объектами, компьютерную имитацию зрительных, слуховых, осязательных, моторных (двигательных) ощущений, что в перспективе может решить многие проблемы моделирования учебно-тренировочного процесса (обучение сложнокоординационным спортивным двигательным действиям, решение тактических задач, создание различных проблемных ситуаций в постановке учебно-воспитательного процесса).

Значительное место в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту могут занять глобальные телекоммуникаци онные сети, например "Интернет". Благодаря "Интернету" создаются совершенно новые возможности для студентов, спортсменов, судей по спорту и тренерско-преподавательского состава: проведение телеконференций; обмен информацией; организация совместных исследований обучаемых из различных учебных заведений; организация консультативной помощи обучаемым, спортсменам и тренерам из научно-методических и спортивных центров; организация сети дистанционного обучения; формирование умения добывать информацию из разнообразных источников, банков знаний, банков данных, хранить ее, передавать и обрабатывать.

Преподаватели благодаря доступу к сетям телекоммуникаций не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Это создает идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-мето дической и научной работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами, данными и т.п. Использование новых информационных технологий дает преподавателю возможность достигать дидактических целей, применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. проектировать обучающую среду. Ориентиро ванные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Он становится основным поставщиком предметных целей обучения с учетом неоднородности и значимости учебных дисциплин. Открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, предоставив ему интеллектуальные формы труда. Новые информационные технологии освобождают его от изложения обучаемым значительной части учебного материала и от рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков. Намечается качественный сдвиг в существующих сегодня отношениях между преподавателями и студентами. Компьютеры выступают третьим партнером в учебном процессе. Они предоставляют новые возможности другим его участникам и требуют изменения сложившихся между ними отношений.

Информатизация профессионального физкультурного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки специалистов. Овладение современными информационными технологиями становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и в области физической культуры и спорта, что требует разработки и внедрения в учебный процесс профессионально ориентированных программ и курсов, направленных на овладение основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в своей профессиональной деятельности.

Заключение. Анализ состояния вопроса показывает, что, несмотря на значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе высшего физкультурного образования, они еще не нашли должного применения. Для решения поставленных задач необходимо:

    разработать педагогическую концепцию подготовки специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных и коммуникационных технологий; сформулировать основные требования к информационной подготовке специалистов по физической культуре и спорту для включения в квалификационные характеристики и в государственные образовательные стандарты нового поколения; проводить дальнейшие научные исследования с целью изучения возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорта; подготовить к изданию учебники и учебно-методические пособия, в том числе и в электронном варианте, для обеспечения учебного процесса с учетом профессиональной направленности будущих специалистов по физической культуре и спорту; планомерно осуществлять повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ИФК и ФФК по вопросам использования современных информационных технологий в физкультурном образовании; целенаправленно решать вопросы, связанные с оснащением физкультурных учебных заведений соответствующими техническими средствами и коммуникациями.

Литература

1. Железняк Ю.Д. , Воробьева Е.Л. Факультеты физической культуры : от информационного обеспечения - к информационным технологиям // . Ижевск, 1999, с. 180-183.
2. Зайцева В.В. Компьютерная модель индивидуального подхода в физическом воспитании на основе учета типа морфо-функциональной конституции //Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы). М., 1999, с. 162-165.
3. Кинелев В.Г. Объективная необходимость . История, проблемы, перспективы реформирования высшего образования России. - М.: Республика, 1995. - 328 с.
4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации /Бюллетень "Проблемы информатизации высшей школы ", 1998, № 3-4 (13-14).
5. Ломов Б.Ф. Системность в психологии /Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. - М.: Изд-во "Институт практической психологии". - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 384 с.
6. Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работы с населением : Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования ФФК. /Ред. кол.: П.К. Петров, к.п.н., доц. (отв. ред.) и др. - Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 1999. - 378 с.
7.

Всем известно и понятно, что наш век – это век информационных технологий и внедрений достижений научного прогресса во все сферы жизни человека. Новейшие технологии вторглись практически во все области общества, начиная от появления красивых номеров Билайн , МТС, красивых номеров Мегафон и других операторов сотовой связи, о которых еще несколько десятков лет назад нельзя было и мечтать, до применения технологических инноваций в спорте и спортивной индустрии. О последнем и поговорим в этой статье.

Современный специалист в области физической культуры и спорта должен не просто быть в курсе новых достижений техники и компьютерных разработок, но и умело применять их в тренировочном процессе.

Итак, несколько слов о том, как необходимо использовать технологические инновации в спорте.

Если говорить о непосредственном процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорте, то следует отметить, что здесь ведется работа в основном по двум направлениям. В первую очередь разрабатываются специальные обучающие программы, направленные на донесение до студентов фактов и сведений по теории вопроса, а также на контроль усвоения знаний. Во вторую очередь компьютерные программы используются для отбора абитуриентов с соответствующими необходимыми качествами именно для данной профессии.

К примеру, в настоящее время уже внедрены в учебный процесс компьютерные программы по обучению гимнастике, пулевой стрельбе, лыжному спорту, различным видам восточных единоборств. Кроме того, не обошли инновации вниманием и смежные отрасли: биомеханику, математическую статистику, метрологию и другие.

Что касается отбора абитуриентов, то здесь широко стали применять компьютерное тестирование, а именно опросник MMPI. С его помощью во многих специализированных учебных заведения происходит набор студентов на специальность «Спортивный менеджмент».

Инновационные компьютерные программы позволяют планировать и контролировать физическую подготовку студентов-спортсменов, отслеживать и корректировать их общую двигательную активность, следить за психофизиологическим состоянием молодых людей, что тоже является немаловажным факторов для достижения результатов.

Подобные программы применяют и в школах на занятиях по физической культуре с учениками.

Что касается непосредственно спортивной тренировке, то здесь на современном этапе развития спортивного движения никак не обойтись без компьютерных технологий. Особенно это относится к спорту высших достижений. Конечно, никакие технологические инновации не заменят таланта и упорства в тренировках самого спортсмена, да и не могут служить бездонным источником получения результата. Это только приобретая безлимитный тарифный план сотового оператора, Вы можете разговаривать, как говорится, сколько угодно и без лишних трат. В спорте такого не бывает. Но все же хорошее подспорье и помощь от компьютерных технологий не только не помешает, но и будет важным этапом в подготовке.

Наибольшее количество разработок посвящено созданию программ, которые позволили бы оптимизировать и автоматизировать тренировочный процесс и контроль за его протеканием. Программы же, направленные на усиление подготовки самих спортсменов, ориентированы на создание таких систем, которые бы автоматически вводили информацию, ее обрабатывали и вычисляли необходимые биомеханические параметры для конкретного типа нагрузки и конкретного человека. Это дает возможность избежать ошибок и повысить эффективность обучения тем или иным двигательным действиям, характерным для данного вида спорта.

В данном направлении индустрия цифровых технологий сделала большой шаг вперед. Ведь если на начальных этапах развития отрасли все силы были брошены в основном на то, чтобы создать системы управления базами данных, хранящих информацию о наиболее адекватных видах тренировок, то сегодня ситуация коренным образом изменилась. Компьютерные инновации в спорте – это не только базы данных, но и сложнейшие комплексы, позволяющие интегрировать знания в определенной области многих квалифицированных специалистов. Другими словами, даже если у Вас нет возможности тренироваться у знаменитых на весь тренеров, Вы имеете возможность воспользоваться их знаниями и разработками с помощью специальных систем. Конечно, это не то же самое, как личные консультации, но, учитывая, что и этого раньше доступно не было, шаг вперед огромен.

В настоящее время разработаны подобные экспертные системы для тренировок тяжелоатлетов, бегунов на средние дистанции, во многих прыжковых видах легкоатлетических соревнований, в стрелковых видах спорта.

Выше шла речь о глобальных компьютерных разработках, но есть и более конкретные. К примеру, многие компании занимаются созданием и внедрением в массовые виды спорта своих новинок. Так, фирма «Адидас» прославилась разработками, начиная от использования воздушных подушек в спортивной обуви и заканчивая системой Polar.

Современные технологии пошли на пользу не только спортсменам, но и болельщикам. Инновации позволяют сегодня фанатам видеть мельчайшие детали спортивных соревнований. Так, в американском футболе уже несколько лет используется технология HD. Во-первых, это делает вид спорта более зрелищным, во-вторых, позволяет рассматривать все спорные моменты уже во время матча. И если несколько лет назад ошибки могли увидеть только судьи и квалифицированные специалисты, то сегодня это доступно практически каждому болельщику. Технологии не стоят на месте. Что нового готовят они нам в будущем, остается только фантазировать.