Обведи двумя руками одновременно. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте Семенович Анна Владимировна

§ 2. Графические способности

§ 2. Графические способности

114. «Рисующие пальчики». Ребенку предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулирование каждым пальцем обеих рук дают ценную информацию о латеральных и цветовых предпочтениях ребенка. Для правшей характерно начинать работу с правой руки, при этом отдается предпочтение остроугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т. п.). Когда же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также неправильные округлые формы с волнистыми краями. Правша заполняет лист слева направо и сверху вниз. Левши отличаются большой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них является заполнение листа справа налево.

Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательности поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к освоению пространства листа и навыка письма.

115. Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого - прямые и волнистые «дорожки» из точек.

Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем другой. Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе.

116. «Путь муравьишки». При выполнении этого и последующих упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др.

Ребенок рисует «путь муравьишки» сначала одной (любой) рукой, а затем другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь муравьишки» начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом, создается замкнутая линия.

117. «Загадочный контур». Психолог рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т. д.) она похожа. Таким образом развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

Затем, подражая психологу или вместе с ним, ребенок постепенно учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается, глядя на свои рисунки, представить, на что похож нарисованный контур. Фантазируя, ребенок может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, глазами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.).

Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только путем простого раскрашивания, но и посредством необычного заполнения, например: незамкнутыми и замкнутыми линиями, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орнаментов и т. д.

118. «Необычные животные». Придумывание и рисование «необычных животных» не только активно вовлекает ребенка в графическую деятельность, но и развивает его творческие способности.

Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например «фантастической лисы», «крылатого зайца», добавляя при этом нетипичные для него части тела, дорисовывая одежду, а также какие-либо предметы и т. д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура.

119. «Каляки-маляки». Сначала психолог заполняет весь лист непрерывной линией со множеством изгибов и петель. Затем ребенку предлагается увидеть в этом рисунке какое-либо животное, запутавшееся в нитках. Его надо найти и спасти. Когда ребенок увидит это животное, он должен обвести только те линии в «каляках-маляках», которые составляют контур и детали увиденной им фигуры.

После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать «каляки-маляки» и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной задачей является поиск ребенком в своей «каляке-маляке» заданного образа, например, «котенка, играющего с клубком ниток».

120. «Коврики». Перед ребенком кладется лист бумаги и набор цветных карандашей. Дается инструкция: «Представь, что лист - это коврик. Тебе нужно его разрисовать». После выполнения задания правой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание для левой руки. Затем ребенок начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает другой; далее - обеими руками;-вместе. Понятно, что в следующий раз это может быть «скатерть», «платок» «лето» и т. д.

121. Дается образец (последовательность элементов), который ребенок должен воспроизвести и раскрасить. Это несложный орнамент из одного, двух и более повторяющихся элементов, например, из круга, треугольника, квадрата; более сложный вариант - желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат. Затем ребенок сам придумывает последовательность фигур и воспроизводит ее.

122. На рис. 13–16 представлены образцы, которые должен продолжить ребенок. Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях.

Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм) и в дальнейшем к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ.

123. «Свободные рисунки двумя руками одновременно». На первом этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом двумя руками одновременно. Вначале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, а потом - разнообразные полуовалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале - ближе к центру, затем - к краям листа); законченный сюжетный рисунок.

124. «Раскрути спираль, закрути спираль». Ребенку предлагается «раскрутить» предложенные вами рисунки левоё правосторонней спирали, а затем - «закрутить» их, обязательно отмечая направление движения стрелкой. Задание выполняется сначала каждой рукой отдельно, а потом двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях. Необходимо выполнять его начиная из центра спирали, а затем от внешней точки.

Обведи по точкам. Что у тебя получилось? Раскрась

Нарисуй как падают осенние листья. Раскрась

125. «Соедини полуовалы». Сначала ребенок обводит по контуру, а затем продолжает рисовать полуовалы так, как изображено на рис. 17. Затем, не отрывая руки, он соединяет их, образуя «волну» и овалы.

126. «Дорисуй…». Надо закончить рисунок, на котором художник «не успел» дорисовать и раскрасить, например, ромашки.

127. «Продолжи орнамент». Каждое задание выполняется сначала одной, потом другой рукой. Ребенку предлагается продолжить рисование последовательности сначала простых фигур: прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных палочек; затем кругов, квадратов, овалов; наконец - орнаментов.

128. «Рисунки двумя руками по заданному образцу». Ребенку предлагается двумя руками одновременно сначала обвести контур фигур, изображенных с правой и левой стороны листа (рис. 18, а, б, в, г) , а затем закрасить эти фигуры.

Ребенок рисует каждой рукой и обеими руками (в одну и разные стороны) разнообразные узоры в направлении от центра к краям листа, от краев к центру листа, попеременно - от центра к краям листа, от краев к центру и т. д. Затем ему надо скопировать одно изображение двумя руками одновременно и раскрасить образец и свои рисунки.

129. «Разноцветные бусы». Надо раскрасить бусы определенным, заданным Образом, например: две бусины красные, одна желтая, одна зеленая, снова две - красные и т. д.

Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов, и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности.

Более сложный вариант - штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т. п.). Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом - цветными карандашами. Например, одна бусинка в «красную клеточку», вторая - в «синюю полосочку» и т. д.

130. «Сотри букву». Попросите ребенка мелом написать на доске букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

131. «Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или элементов слияния букв при освоении слитного письма является не только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладоней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до среднего (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Вера в собственные способности Успех в учебе зависит не только от врожденного таланта, но в большей степени от уверенности в своих способностях. Чтобы добиться хороших результатов, дети должны верить в то, что у них получится. Они должны чувствовать, что смогут справиться

Из книги Уважение к ребенку автора Корчак Януш

Из книги В ожидании чуда. Дети и родители автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Как помогать ребенку развивать свои способности В возрасте от 1 до 1,5 года ребенок начинает отделять себя от мира. Он прекрасно различает звуки и запахи. Он очень интересуется всем происходящим вокруг. Малышу хочется все потрогать, понюхать, полизать и попробовать «на

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Как развивать творческие способности Обращайте внимание на расширение словарного запаса малыша, на его умение пользоваться словами. Знакомя его с каким-то предметом, давайте все возможные характеристики: «Это чашка. Это чашка большая – папина, это маленькая – твоя, а

Из книги В три все только начинается [Как вырастить ребенка умным и счастливым] автора Момот Галина С.

Как помогать ребенку развивать свои способности Игрушки Для малыша этого возраста подойдут те же игрушки, что и для детей 1–2 лет, которые были названы ранее. Также приобретите игрушки, которые развивают мышление, глазомер. Это:? конструкторы;? мозаики;? крупные кегли;?

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Как развивать творческие способности Сводите малыша в музей. Выберите сюжет, покажите репродукцию, расскажите сказку и отправляйтесь в музей. Поднимите малыша на руки, отойдите на 2–3 метра, затем медленно приближайтесь к картине и рассказывайте сказку. Помните, что

Из книги Антропология [Учебное пособие] автора Хасанова Галия Булатовна

Графические упражнения Приведенные ниже специальные графические упражнения также способствуют развитию мелкой моторики. Заниматься можно уже с малышами от трех лет. А детям пяти-шести лет такие упражнения просто необходимы, т. к. они являются переходным этапом от

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Одаренность либо ограниченные способности «Неспособных детей не бывает». Неизвестно, кому принадлежит это высказывание, но любой человек, работающий с детьми и любящий их, знает, что это действительно так. У каждого ребенка есть какой-то свой талант, свои способности, и

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

3.5. Способности и характер как образования субъектности человека Способности человека. Основным определением человека как субъекта являются его способности. Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-нибудь деятельности. Под способностями понимают

Из книги автора

Упражнения на развитие способности мыслить быстро Упражнение 1. «Поток сознания» Цель этого упражнения – развить способность говорить на любую тему и в любое время. Сидя в комнате, за рулем автомобиля или на прогулке в парке – говорите обо всем, что видите,

Из книги автора

2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ 2.1. Общая характеристика музыкальных способностей Способности – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к

Из книги автора

2.5. Координационные способности В музыкальном образовании, как и во всей музыкальной деятельности, важным этапом работы является практическая реализация замысла, перевод внутрислуховых образов в реальное звучание. Любое исполнение музыкального произведения основано

Из книги автора

6.1. Когнитивные стили как метакогнитивные способности Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей с новой остротой ставит вопрос о природе стилевых параметров: являются ли когнитивные стили предпочтениями в способах переработки информации или же особого рода

Как помочь ребенку лучше учиться? Как сделать его более внимательным и усидчивым? Что делать, если он не может запомнить материал, как ни старается?

Принято считать, что умений считать, писать и читать вполне достаточно, чтобы счесть ребенка готовым к обучению в школе. На самом деле в основе успешной познавательной деятельности лежит сформированность межполушарных связей. Левое и правое полушария головного мозга тесно связаны между собой нервными волокнами. Чем их больше, тем лучше развиты высшие психические функции.

Левое и правое полушария должны развиваться гармонично, но не всегда этого удается достичь. Многие родители начинают форсировать события, обучая ребенка, еще не достигшего 5,5 лет письму, чтению, иностранному языку, музыкальной грамоте. Из-за этого левое полушарие развивается намного интенсивнее правого, которое отвечает за:

  • интуицию,
  • пространственную координацию,
  • воображение,
  • восприятие невербальной информации,
  • а также параллельную обработку большого объема разнообразной информации.

Эти компетенции также являются ключевыми для успешного обучения в школе наряду с навыками чтения, письма, счета, владением иностранным языком.

Как сделать работу левого и правого полушарий согласованной и эффективной? Детские нейропсихологи рекомендуют выполнять кинезиологические упражнения, ведь движения являются основой для социального, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Наилучшие результаты дает рисование двумя руками одновременно.

Почему именно рисование двумя руками?

В основе этого кинезиологического упражнения лежат три основных принципа укрепления межполушарных связей.

  • Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений рук и ног.
  • Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба полушария, ведь левое, как известно, контролирует правую половину тела, а правое – левую, левое отвечает за речь, а правое – за координацию движений. Пример: игра в съедобное – несъедобное, когда играющие должны отбить или поймать мяч, сопровождая движения словами.
  • Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых. Это может быть и рисование, игра на музыкальном инструменте, возведение башенок из конструктора.

Рисование двумя руками одновременно полезно и детям, и взрослым. Упражнение помогает развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс коррекции дисграфии, дислексии, аккалькулии, развития речи.

Как правильно начать?

Лист нужно хорошо зафиксировать на поверхности, причем лучше, если это будет не обычный стол, а мольберт в вертикально закрепленной доске. Для рисования используйте гуашь, акварель, мягкие кисточки среднего размера, подойдут и толстые фломастеры.

Сначала «прорисовывайте» сухой кистью в воздухе, чтобы мышцы запомнили движения, а ребенок не боялся сделать ошибку. Рисунки должны быть симметричными и предельно простыми: домик, цветок, бабочка, машинка. Посередине желательно провести линию симметрии, она поможет художнику ориентироваться, ведь у каждой руки – собственная половина листа и они не должны друг другу мешать.

Если объяснить детям, то они сразу поймут, для чего нужна эта линия. Можно согнуть лист вдоль нее и половинки рисунка совпадут. Мойка кистей, набор краски, нанесение изображения – все эти движения должны выполняться одновременно обеими руками.

Итак, с чего начать? Например, вы решили изобразить небольшой домик. Сначала выполните простое задание – обвести изображение по контурам.

  • Поставьте обе кисточки в одну точку, в нашем случае это будет верх крыши.
  • Начинайте одновременно вести кисточки вниз по скатам крыши и стенкам домика, но в противоположные стороны.
  • Контролируйте скорость движения рук, важно, чтобы они работали синхронно.

Следующее задание уже немного сложнее: нужно дорисовать весь рисунок до конца. Заранее на листе изобразите половину картинки: для правши – это будет левая часть, а для левши – правая часть.

  • Возьмите фломастеры или кисточки и поставьте их в верхней части рисунка.
  • Ведущая кисть дорисовывает недостающую половинку.
  • Подчиненная обводит рисунок по контуру.

Двуручное рисование без опоры на готовый рисунок лучше начинать с произвольного изображения каракулей, правда, есть одно условие: начинать вы должны с линии симметрии. Старайтесь создавать с обеих сторон симметричный, одинаковый рисунок, следя за синхронностью движений правой и левой руки. После того, как освоите каракули, можно переходить к изображению настоящих предметов.

С какого возраста можно рисовать одновременно?

Нейропсихологи рекомендуют выполнять это упражнения малышам, начиная с 1,5 – 2 лет. Они рисуют не кисточками, а пальчиками и ладошками. Первым делом они учатся ставить отпечатки сначала правой рукой (если она ведущая), потом левой, затем одновременно обеими руками. Когда это упражнение будет освоено, можно переходить к более сложным заданиям: обведению контуров и рисованию.

Если вы заметите, что одна рука обгоняет вторую, то вам придется ее придерживать, ведь цель задания в том, чтобы все движения выполнялись синхронно. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.

Обязательно ли использовать краски и фломастеры?

После того, как вы научитесь рисовать красками двумя руками, можно освоить другие виды двуручного рисования. Например, можно создавать замечательные рисунки с помощью мокрого песка, ракушек, мелких камушков, цветных ниток и других материалов, это отличный способ провести время с пользой во время летнего отдыха.

Виолетта Пешкова

Не стоит лишний раз говорить о необходимости и пользе рисования для всестороннего развития ребенка и воспитания у него эстетического восприятия мира. Однако,хотелось бы отдельно отметить такое явление,как амбидекстрию – умение пользоваться и правой, и левой рукой.

И это еще не предел! В нашей группе есть ребенок,для которого не составляет труда не только пользоваться и правой и левой рукой равноценно,а и одновременно.

Практики обучения рисования двумя руками одновременно существуют и имеют место быть,например, Либерти Тедд практиковал рисование двумя руками у своих юных воспитанников. Пробуем и мы,причем вполне успешо!

Развивать "ленивые" руки не только можно,но и нужно,особенно если это получается само собой,как у нашего Саши! Здесь и развитие мелкой моторики,и пространственного воображения,и активность двух полушарий мозга. Рисование двумя руками-занятие ,к тому же, очень веселое и вызывает у дошкольников массу положительных эмоций. Увлекательность и познавательность рисования двумя руками очевидны . При данном способе рисования легче объяснить понятие симметрии,которая довольно часто отсутствует в детских рисунках. Он (способ) дает возможность проявить фантазию,воплотить задуманное быстрее,четче,а главное не привычным методом,а по-новому,что уже само по себе важно для старшего дошкольника!

А удивительную способность нашего Саши можно развивать,тем более,что такой способ пользования карандашами вызвал огромный интерес у всех ребят нашей группы!:)

Публикации по теме:

Технологическая карта организованной учебной деятельности № 50 Провела: Проскурякова Галина Михайловна Дата проведения: 04.03.2015г. Возрастная.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным.

Уважаемые коллеги! Совсем случайно я попала на курсы нетрадиционного рисования (рисование песком). После них я загорелась идеей воплотить.

В этом году у меня подготовительная группа. После прохождения КПК по младшему возрасту, я посоветовалась с ребятами, и мы решили сделать.

На занятии по рисованию дети подготовительной группы рисовали медведя простым карандашом, а затем штриховали непрерывной петелькой фломастером.

Ребятам очень нравится рисовать ладошками!У нас очень много работ выполненных в этой технике!Ведь самое главное видеть в глазах ребенка.

Существует мнение, что у людей, которые пишут правой рукой, более развито левое полушарие мозга, а у левшей, соответственно, – наоборот. Поэтому очень полезно (не только для деток, но и для взрослых) развивать оба полушария в равной степени. Именно поэтому психологи уже изобрели несколько техник, которые помогают в этом.

Сегодня мы хотим рассказать вам о технике рисования под названием грифонаж. Другое название техники – двойной дудлинг. Суть такого упражнения в том, что человек рисует что-то в то время, как его внимание занято чем-то иным. Например, когда студент сидит на лекции, начинает что-то бессознательно рисовать на полях тетради – это и есть вид двойного дудлинга. Грифонажные изображения могут быть и абстрактными, и конкретными. Для деток это очень полезная техника. Но вам мы рекомендуем так же развивать и себя.

Как рисовать в этой технике?

Ваша задача – рисовать двумя руками одновременно, при этом оставляя на бумаге как можно более симметричные рисунки.

Для этого в руки берем фломастеры или карандаши, прижимаем их друг к другу и помещаем в центр листа бумаги. Начинаем рисовать сразу двумя этими фломастерами, создавая зеркальный рисунок. Например, если правая рука рисует по направлению вправо и вниз, то левая должна рисовать влево и вниз. Когда одна рука начинает двигаться к центру – то же самое должна сразу же делать и другая.

Чтобы деткам было удобнее рисовать, закрепите их лист бумаги на столе скотчем.

А вот вам примеры детских рисунков в технике двойного дудлинга.

Деятельность правой и левой руки у человека связана с левым и правым полушарием мозга соответственно. Следовательно, развивая моторику правой руки, мы развиваем левое полушарие мозга, левой - правого.

Левое полушарие мозга является ответственным за развитие речи, способности к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка). Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах. Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон. Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

А чтобы все развивалось гармонично, нужно всего-лишь научиться работать обеими руками, левой так же хорошо, как и правой. Для этого мы приготовили для вас прописи, в которых задействованы обе руки одновременно. Будет увлекательно заниматься по таким прописям не только детям, но и даже взрослым!

Скачать и распечатать прописи