Десять критических моментов в занятиях цигун и их преодоление. Цигун и раскрытие потенциальных возможностей

Кроме опустошения в повседневной жизни, нужно стараться доводить свою внутреннюю пустоту до максимума на самом занятии. Постарайтесь отпустить все мысли, оставить все проблемы за пределами времени и места вашего занятия, успокойте себя, что вернетесь ко всем проблемам и заботам после и сосредоточьтесь на практике.

Не путайте пустоту даосского мастера с негативной пустотой человека, которому на все наплевать! Внутренняя пустота практикующего позволяет ему видеть мир ясно, без своих омрачений, без искажений эго. При этом, такой человек испытывает сострадание, любовь, радость, печаль, но не привязывается к ним, не фиксирует свои мысли на этом - позволяет течь всему опыту своей жизни сквозь себя, ничего не удерживая и не пряча от самого себя за словами, правилами и принципами. Таким образом, внутренняя пустота не уменьшает краски жизни, а делает их ярче!

Подробнее об опустошении себя вы можете почитать в книге Даосское мышление .

3 Недеяние

Недеяние - один из важных принципов жизни даосских мастеров, который подразумевает максимальную естественность в каждой ситуации. И конечно же недеяние проявляется и в практике Цигун.

Во-первых, недеяние в Цигун проявляется в самом внутреннем состоянии, которое необходимо взращивать в себе во время выполнения упражнений. Такое состояние еще называют «концентрация без концентрации». Это некая отрешенность во время занятий, которая позволяет вам не терять сосредоточенности на правильном выполнении внешней формы упражнения и внутренней работы Цигун. Но это не должно быть сосредоточение с напряжением, как когда, например, вы пытаетесь учить какой-то материал в ночь перед сессией и отчаянно боретесь со сном, напрягая все свои силы, чтобы не заснуть.

В состоянии «концентрации без концентрации» вам будет намного легче почувствовать тонкие аспекты Ци и научиться не только запускать внутренние процессы, но и слышать их, следовать им, иногда отклоняясь от практики. На умении слышать спонтанные движения Ци строится так называемый «Спонтанный Цигун», который я не рекомендую новичкам, так как вам будет легко ввести себя в заблуждение из-за недостатка опыта и чувствительности.

Во-вторых, недеяние подразумевает, что вы используете «усилие без насилия». То есть вы применяете дисциплину в занятиях и определенную серьезность, но не перегибаете палку, не создаете излишнее напряжение, которое будет, в противном случае, накапливаться и рано или поздно заставит вас сломаться. Вместо того, чтобы корить себя за неудачи, за то, что вы в очередной раз проспали утром, поели поздно вечером, пропустили занятие и т.п. намного лучше использовать позитивную мотивацию для своих начинаний. Но это не означает, что вам совсем не придется прикладывать усилий и дисциплины:-) Необходима золотая середина. Умение удерживать серединное состояние во всех аспектах своей жизни и есть недеяние.

В-третих, недеяние в Цигун также проявляется в те моменты, когда вы чувствуете, что сегодня нужно выполнить эту практику, а не ту, что вы собирались изначально. Важно учиться чувствовать и слышать свое тело, свою Ци, свое сердце, сознание и дух. Они приходят в движение и откликаются на внешнее и внутреннее: какой сейчас час, какое время года, какое у вас внутреннее состояние. Чем больше ваша чувствительность, тем в большей гармонии вы начинаете жить со всем миром и тем более естественно вы начинаете себя вести, в том числе, и при выборе практик для своего занятия.

4 Спокойное, плавное, медленное дыхание

Я также заметил, что моя чувствительность возрастает, когда я дышу медленно, а выполнение дыхательных упражнений рано утром обеспечивает меня бодростью на целый день. Жаль что я пока частенько ленюсь выполнять эти упражнения по утрам:-(

5 Связь занятий Цигун, Сингун и упражнений для тела

Я часто вижу, как некоторые практикующие сосредотачивает свое внимание только на занятиях Дао Инь (или только на занятиях Тайцзи-цюань в качестве альтернативы по работе с телом), или только на занятиях Цигун, или только на культивации добродетельных качеств, а ведь на самом деле все 3 направления дополняют и усиливают друг друга! Эту ошибку, к сожалению, иногда совершают даже те, кто уже занимается даосскими медитациями - внутренней алхимией.

Необходим комплексный подход! Вам стоит совершенствовать не только Ци, но и тело и сердце-сознание и стремиться выйти на самый тонкий уровень - уровень духа.

Например, лет так 7 назад я впервые покатался на сноуборде и потянул голеностопный сустав. В течение двух лет во время выполнения некоторых упражнений Цигун я чувствовал, что нога на самом деле на восстановилась: она могла болеть во время занятий, плохо сгибалась и плохо проводила Ци. Я лечил ее и методами Цигун и обычной разминкой. Если бы я пытался восстановить ее только энергетическими практиками, то это заняло бы лет 5-7 вместо 2-х.

Чтобы очистить свою энергетическую систему, нужно выполнять не только упражнения Цигун, но и работать с телом! В этом вам очень хорошо поможет Дао Инь, так как его упражнения воздействуют на практикующего на всех уровнях реальности (тело, Ци, сердце-сознание и дух)

Но это еще не все! Если вы не совершенствуете свою сердечную природу (не занимаетесь Сингун), то вам тяжелее расслабиться и погрузиться в покой во время практик Цигун. Если вы практикуете только телесные практики, то лишаете себя целого пласта реальности - энергетического, и в последствие, вам будет невозможно выйти на уровень духа, а также вы не совершенствуете свою сердечную природу, не уменьшаете число стрессов в своей жизни, лишая себя возможности быть более счастливыми и более здоровыми.

Не зря Цигун, Дао Инь и Сингун входят в Закладывание фундамента - первый этап развития ученика в школе Чжэнь Дао. Все три направления - это три ноги котла, в котором вы переплавляете себя, очищая от грязи, оздоравливая и позволяя вашей Изначальной природе засиять.

6 Совершенствование во всех аспектах работы с Ци

Каждое упражнение Цигун затрагивает несколько аспектов работы с Ци, а иногда и все. Необходимо следить за тем, чтобы в вашей практике вы регулярно совершенствовались во всех нюансах работы с Ци!

Начинаете вы с умения ощущать Ци, и по мере роста вашего опыта - растет и ваша чувствительность. Вы учитесь чувствовать не только тепло или прохладу, но и плотность, частоту вибраций, другие качества и информационное наполнение Ци. Если вы уже умеете чувствовать Ци, получили какие-то ощущения, то выполняя упражнения не останавливайтесь на достигнутом! Старайтесь проникнуть в еще более тонкий слой реальности, почувствовать более тонкие характеристики Ци и выйти на уровень одухотворенной (изначальной) Ци.

Выполняя очищающие упражнения Цигун, стоит не просто замечать разницу до и после упражнений, а также учиться более ясно чувствовать сам процесс очищения: плотность и мутность Ци, которую вы очищаете из своего тела, учиться поддерживать связь с Небом и Землей во время этого процесса, увеличивать свою открытость внешним силам, воспринимать процесс очищения вместе с взаимообменом Ци с внешними источниками сил, чувствовать очищение не только на уровне Ци, но и на уровне тела, а также на уровне сердца и сознания.

Когда вы выполняете упражнения по накоплению Ци или вбираете в себя свежую Ци в рамках другого упражнения, стоит также учиться чувствовать не только само наличие потока Ци, но и его качество, силу, скорость, тонкость и т.д.

Вместе с накоплением Ци идет и гармонизация. Есть также специальные упражнения для выравнивания Инь и Ян в теле практикующего. Конечно, сначала вы учитесь чувствовать разницу между этими двумя видами Ци, потом их соотношение, взаимообмен с вешним миром и движение внутри вашей энергетической системы.

Используя некоторые дыхательные техники, медитативные или просто накопительные, вы постепенно, благодаря регулярности практики, начинаете усиливать свою Ци, повышать ее плотность. Это позволяет начать чувствовать ее более ярко, а кроме того, она более явно может проявлять свою собственную волю во время упражнений.

Таким образом, выполняя упражнения Цигун, стоит учиться ощущать связь дыхания, тела и энергетических процессов, стараться понять Ци: почувствовать ее качество, движение, изменения…

Я часто не могу сформулировать словами свои ощущения и, даже заметив их, не всегда осознаю их ясно. Это похоже на мутные образы во сне… нужна тренировка, чтобы обрести ясность и глубину осознания всех аспектов. Улучшая свое понимание Ци и процессов, которые протекают во время занятий Цигун, - вы улучшите свою практику и достигнете больших результатов!

7 Связь с тремя слоями реальности

Выполняя упражнение, даже если оно сугубо энергетическое, стоит понимать и ощущать, что оно связано и с телом и с сердцем-сознанием и с духом. Мы - сложные существа, мы едины и внутри и снаружи, потому каждое упражнение, что вы выполняете, даже самое простое, имеет свое отражение на каждом слое реальности.

Глобальная цель даосских практик - слияние с Дао. Практикующий начинает с самого малого, он обретает цельность на уровне тела (особое внимание этому уделяют в боевых искусствах, а также в Дао Инь), на уровне Ци (например, когда мы открываемся Небу и Земле), на уровне сердца-сознания (например, взращивание сострадания объединяет нас с другими людьми) и на уровне духа (работа с тремя сокровищами Цзин, Ци и Шэнь). И в процессе практики мы постепенно доводим свое единство и связь с миром до абсолюта - обретая тело света, растворяясь в воздухе, пребывая во всем и нигде конкретно.

Практикуя Цигун вам следует сначала понять, а потом постараться ощутить, что каждое упражнение выполняется в связке с другими, каждое ваше действие вплетается в ткань вашей жизни, постоянно связывая вас со всей Вселенной во времени и пространстве.

Умение видеть целостную картину, поможет вам научиться воспринимать мир, себя и свою жизнь, как единую систему на всех слоях реальности (тело, Ци, сердце-сознание и дух). Вы лучше начнете понимать всю систему даосских практик, если начнете замечать детали и увязывать их друг с другом: разница практики в квартире и на природе, зимой и летом, утром и вечером, с медленным и быстрым дыханием, в движении и покое, в той или иной последовательности…

Умение поддерживать любопытство, задавать вопросы, замечать детали - повышает вашу осознанность и взращивает ясность. Если вы сознательно занимаетесь Сингун, опустошаете себя и избавляетесь от лишнего, взращиваете добродетельные качества, то мир начинает втягивать вас в себя. Вы словно оказываетесь в объятиях Вселенной, чувствуете, как движение вашей руки или ноги тянет невидимые нити, встраиваясь в круговорот вечных перемен.

На бытовом уровне, это поможет вам не только улучшить свою практику Цигун, но также позволит вам лучше чувствовать события вашей жизни, поможет начать слышать свою интуицию, понимать то, что происходит вокруг вас, а также принимать правильные решения.

8 Познание того, что делаете

Одно из наставлений в практике Цигун заключается в том, что необходимо пытаться понять ту практику, которую вы выполняете. Начинаете вы с простых вещей: изучаете внешнюю форму, потом внутреннюю работу, потом начинаете чувствовать Ци, связь упражнения с внешними и внутренними факторам, с различными слоями реальности и, наконец, необходимо прийти к понимаю самой практики. Что она делает и как это влияет на вас, как изменяется практика, если вы меняете те или иные ее аспекты.

Конечно, с одной стороны, учитель вам уже все рассказал, как выполнять упражнение и зачем, и казалось бы, что же тут понимать? Но я говорю не о том, чтобы вы повторили слово в слово наставления инструктора, а о том, чтобы вы с помощью внутреннего опыта пришли к тому же пониманию упражнения, смогли прочувствовать его и понять, как оно соотносится с другими практиками. Когда вы познаете упражнение, то уже сами понимаете как правильно его надо выполнять и можете увидеть свои ошибки.

Это очень важно потому, что чем дальше вы продвигаетесь в своих занятиях, тем более тонкими становятся практики и тем больше вам нужно познавать все самим на своем опыте, учиться постигать процессы, которые запускаются, благодаря своему осознанию и изначальной мудрости. Постижение простых упражнений готовит вас к более сложным этапам. Вы учитесь доверять своему осознанию, учитесь ясно видеть, опустошать свой разум и понимать не с помощью осознанных логических рассуждений, а с помощью чувствования и мгновенного понимания, которое происходит без слов, в пустоте.

Пробуйте чувствовать не только Ци, но и движения тела, мышц, связок, биение сердца, движение внутренних органов вместе с телом, постоянную связь с Небом и Землей, синхронность вашего дыхания, активность Ци внутри и снаружи… все это помогает воспринимать вас самих и мир, как единое целое. Но не надо слишком сильно стараться думать об этом. Сначала все будет идти на туманных ощущениях. Если вы попробуете сознательно что-то для себя прояснить, то выплывите на поверхность, потеряете нужное внутреннее состояние. Не пытайтесь сформулировать словами то, что чувствуете, во время занятия, просто наблюдайте и расширяйте свой спектр восприятия, как мы иногда пытаемся смотреть и прямо и периферийным зрением одновременно.

Процесс познания не простой, так как мы с детства привыкли копировать, а в занятиях Цигун нам необходимо учиться познавать себя и мир напрямую, без возможности подсмотреть за другими людьми, без возможности свести все к цепочке логических рассуждений. В Цигун вы учитесь воспринимать себя и мир объемно, не только в пространстве, но и в слоях реальности… Ощущений сначала очень мало, а потом их становится больше, они становятся такими тонкими, неуловимыми, что их трудно осмыслить, трудно подобрать слова и совсем невозможно думать о них обычным способом. Их бесполезно удерживать, чтобы рассмотреть и осмыслить, так как любая излишняя концентрация ведет к тому, что вы выплываете на поверхность сознания, теряете глубину и ощущения уходят. Вам придется научиться понимать, не используя для этого мысли и свой мозг:-) Зато когда вы научитесь, то даже в обычной повседневной рутине вы начнете замечать, что у вас появился способ видеть и понимать вещи, которые вы не обдумываете, осознание приходит на уровне ощущений, как будто окружающий мир лишь продолжение вас самих.

9 Познание своей Изначальной природы

Напомню, что конечная цель практического даосизма - духовное развитие, познание своего Изначального духа, полное слияние с ним. Так как Изначальный дух является частью изначальной природы всего сущего, то слияние с ним - является слиянием с Дао (со всем что есть и чего нет).

Цигун предназначен для оздоровления практикующего и подготовки его к Внутренней алхимии, то есть он не ведет к духовному развитию напрямую, но способствует продвижению ученика по Пути! Потому даже в простых упражнениях Цигун необходимо стремиться выйти на уровень изначальной Ци, что впоследствии поможет соприкоснуться с Изначальным духом, начать познавать его и в конечном счете слиться с ним.

Вся ваша практика похожа на реку, а стремление познать свою Изначальную природу - на постройку плотины. Вы формируете намерение научиться чувствовать Ци, потом научиться осознавать различные аспекты практики, потом научиться чувствовать изначальную Ци, соприкоснуться с Изначальным духом и начать познавать его. Все это - постройка плотины. Чем выше плотина, чем дольше вы проявляете свое намерение и целеустремленно практикуете, тем выше вода, выше ваша чувствительность и уровень познания, и наконец наступает такой момент, когда воды за плотиной собралось много и она начинает переливаться через край… вот тогда вы и совершаете прорыв в практике, выходите на следующий уровень своего развития.

Начинать строить плотину, пытаться выйти на более тонкий уровень Ци, почувствовать изначальную, одухотворенную Ци, почувствовать свою Изначальную природу нужно с самого начала. Даже несмотря на то, что практики Цигун не способны в полной мере дать вам возможность работать с изначальной Ци, а полноценно почувствовать свой Изначальный дух можно лишь только в глубокой медитации. Важно само намерение и целеустремленность.

Начать вы можете с того, что будете стараться постоянно помнить о Дао. Это помогает обратить мысленный взор в самую тонкую грань мира, в самую высокую точку в небе… это поможет вам увеличить вашу повседневную осознанность и достичь успеха в ежедневной практике Сингун: опустошении себя и взращивании добродетельных качеств. Рано или поздно вода за плотиной прорвется, и придет осознание и чувствование самой основы мира и вас самих.

На этом все, успехов вам на Пути и здоровья!

Цигун: изменённое состояние сознания - единственный реальный способ защиты от наркомании, алкоголя и зомбирования.

Значение низкого центра тяжести для состояния «цигун».

Изменённое состояние сознания – это активизация ментальной сферы, к которой стремится каждый человек. Дело в том, что мы не машины и не животные, и чтобы полноценно себя чувствовать, нам необходима перспектива, причём явно не материальная. Счастье – цель любого свободного (незазомбированного) человека. Способ достижения каждый понимает по-своему, но наименее лёгкий – праздник. «Подарок душе» можно сделать как планомерным (подготовленным), так и неожиданным, спонтанным. Это – алкоголь или наркотики. К сожалению, последние способы – очень разрушительны, и не только для тела, но и для ума, т.к. действуют по принципу внешнего замещения, или искусственного воздействия. Тоже самое, как лекарства просто замещают нормальную работу внутренних органов и иммунной системы, полностью закрывая для больного здоровые перспективы (процесс саморазрушения становится необратим). Алкоголь – мгновенный способ снятия стресса и создания атмосферы счастья (удовольствия). Но любое внешнее воздействие – искусственное замещение функций собственного сознания. Оно ведёт к внешней зависимости и полной потере «суверенитета». Это всё легко даётся (стимуляторы), если вы не собираетесь жить дальше. Чаще всего, люди, употребляющие наркотики не «видят» себя в будущем, т.к. саморазрушение достигло необратимой фазы. Но природа придумала механизм, который может создать «праздник души» и с помощью внутренних резервов мозга.

Изменённое состояние сознания с помощью определённых техник достижимо может быть не так быстро, но намного более стабильно и устойчиво. Тем более, это – гораздо более глубокое состояние, чем алкогольное или наркотическое опьянение. К тому же, при этом организм очищается и восстанавливает свои утраченные «эволюцией» способности. Раскрытие сверхспособностей – один из «побочных эффектов» этих методик. Существует ещё один способ изменённого сознания: зомбирование с помощью гипноза и подобных техник внешнего воздействия. Но этот способ – клинический, т.к. человек, попадающий под него – психически уже болен. Его занимают собственные фантазии, не имеющие ничего общего с реальностью. Он – необратим по причинам чисто «психиатрическим». Пример: целая страна, где правят «зомби». Конечно, не киношные, а настоящие – мыслящие, но живущие без совести и чести. Это – не упрёк, это – реальность, способность некоторой части человеческого общества жить по страшным законам естественного отбора и отсутствия каких-либо правил («беспредел»).

В отличии от сект и разного рода «фондов», где человек, получая своё «маленькое счастье», отдаёт свою душу, методики цигун позволяют стать самодостаточным и не зависящим от каких-либо идей и сообществ. Главной ценностью этих методик является достижение осознанности как условия входа в изменённое состояние сознания. Осознанность – духовный самоконтроль, когда человек «видит» себя со стороны и может объективно оценивать и себя, и происходящие события вокруг. Сейчас существуют множество разного рода сект, «фондов» и «центров самопознания», в которых людей программируют и делают послушными рабами. Иногда для этой цели (в силу мощного воздействия на сознание) используются цигун и йога. Наша гордыня, эго и подсознательные желания «быть значимыми», с одной стороны, а одиночество, закрытость – с другой, дают возможность шарлатанам и «тёмным личностям» завоёвывать слабых духом. Обычная альтернатива – церковь. Но это – тоже программирование, хоть и мягкое. Лишь самодостаточность, настоящая вера в Творца (неотделимая от веры в себя и Любовь), осознанность дают независимость и твёрдую духовную опору.

Изменённое состояние сознания в цигун позволяет испытать настоящее наслаждение от жизни и по-новому взглянуть на мир. Удовольствие от управления собственным телом и умом значительно выше по глубине ощущений, чем неконтролируемый транс от наркотиков или «эмоциональный подъём» от «общих молитв» в сектах. Отличие между ними не только в том, что в цигун ты контролируешь себя и окружающую действительность, но и эйфория, восторг, «упивание» состоянием «безвременья» несравнимо сильнее и дольше по ощущениям при занятиях цигун. К тому же здесь есть будущее, которое ты сам и творишь. Во время состояния «цигун» человек становится лёгким и быстрым: он по-настоящему видит свои движения и чувствует каждую травинку и листок. С помощью этого состояния активизируется «внутренний генератор», т.е. включаются внутренние резервы организма. Разум управляет телом и окружающей реальностью (повышается скорость мышления). Практическим результатом тренировок с использованием изменённого состояния является раскрытие заблокированных возможностей сознания и тела. Боевое применение лишь помогает реализовать эти возможности, оздоровительный эффект – переходный этап, т.е., очищение организма для выхода «внутренней силы». Но чтобы войти в состояние «цигун» необходима длительная работа на релаксацию и развитие восприятия. Все подготовительные упражнения направлены на снятие любого напряжения, беспокойства, стресса в режиме обычных бытовых условий. Это – самая большая сложность для новичков. Главной ошибкой их в начале обучения является попытка изучения техники с целью наиболее точного её воспроизведения. Главное в цигун – прекрасное настроение, наслаждение собственными движениями и как результат – спокойствие и эмоциональный самоконтроль. Правильная техника приходит сама, по мере систематических «домашних» занятий. Тренер только поправляет некоторые детали, связанные чаще всего с неправильным положением позвоночника и излишним усердием. На общих занятиях ученик также учится контролировать вход в состояние «цигун», чтобы затем использовать это в самостоятельных тренировках.

Но изменённое состояние сознания – лишь путь к истине, метод раскрытия таинственной природы человека. Каждый ученик сам выбирает, когда ему полностью переключиться на самостоятельную практику. Это – нормально, т.к. у каждого – своя карма и цель. Но есть момент опасности для тех, кто научился использовать изменённое состояние, но при этом переполнен огромным количеством знаний, не применяемых на практике (взятых из древних книг) и желаний превосходства над другими. Опасность в том, что обычно такие люди или оканчивают свои дни в «психушке», или становятся магами, «тёмными» (низковибрационными) сущностями (что ещё хуже, т.к. «засоряет» карму, не давая ни какого контроля над ней). Магия – не самый лучший способ духовной самореализации. Вы уходите всё дальше от Источника, познания сущности человека (его божественной природы) в иллюзию власти над судьбой, миром, людьми. Гордыня не очистит ваш разум и точно не наполнит сердце силой Любви. Попытка обретения духовной власти подчинит вашу карму и сознание более сильным низковибрационным существам. Несколько последующих жизней окажутся в рабстве негативных энергий, которые будут коверкать разум и создадут для вас «материальный ад». Лучше уж просто ходить в церковь и молится, постепенно очищая свою душу. Для независимого пути необходим сильный дух, который способен преодолеть не только собственные кармические препятствия (созданные в прошлом), но и соблазны мистического мира превращений.

Нельзя ставить самоцелью изменённое состояние сознания, т.к. это – лишь ступень к счастью, но не само Счастье. Вход в транс подразумевает выход в астральное пространство Вселенной. Этот соблазн при вышеперечисленных желаниях погубит душу, т.к. пути назад не будет (астральный мир покажется вам реальнее и намного красивее). Если наркотики просто губят настоящую жизнь, то эгоизм при выходе в «астрал» угрожает забрать и последующие.

Вначале человек гоняется за призрачным комфортом, затем, почувствовав через медитацию изменённое состояние – за внутренней Силой и бессмертием. Но эта суета не имеет ничего общего с настоящей Силой – Любовью. Эта энергия не имеет границ и дарит настоящее бессмертие. Что такое настоящая любовь? Это очень просто: отдать всего себя миру, не оставив ни капли эго. И, конечно, любовь не имеет никакого отношения к насилию (даже мысли о нём). Избавиться от эго и склонности решать проблемы с помощью силы, можно только расширением возможностей сознания и очищением. Здесь и приходит на помощь состояние «цигун».

«Осознанный транс» позволяет раскрыть внутренние резервы мозга и одновременно резко увеличить физические возможности. В отличие от воздействия наркотиков эти возможности касаются не столько силы и быстроты, сколько управления внутренней энергией (изменение веса, перестройка внутренних органов, адаптационные возможности). Изменение состояния сознания неизменно приводит и к изменению центра тяжести занимающегося, т.е. к сбалансированию всех видов энергии и их центров, и очищению сознания от негативной информации.

Низкий центр тяжести – это прежде всего создание энергетического фундамента организма (опускание «информационной тяжести» вниз), лёгкость и позитивные вибрации в верхних центрах. Вначале это состояние «укоренённости» и уверенности в себе нестабильно. По мере практики в тайцзи (динамичный и боевой стиль цигун) эти ощущения укрепляются. При выполнении комплекса тайцзи занимающемуся нужно обратить внимание на постоянный центр тяжести (не низкий, а стабильный). Это является залогом сохранения состояния «цигун» во время упражнений. Изменение даже на 1см способно полностью вывести человека из «транса». Особое внимание сложным позициям, т.к. в них заключена главная «тайна» тайцзи – ментальная трансформация сознания. Как сохранить единый центр тяжести в постоянных изменениях тела? Необходимо не спеша начинать упражнения, чтобы хорошо запомнить ощущения, которые даёт снижение центра тяжести. На разной высоте – они разные. Нужно постоянно «держаться» первых ощущений: это компас правильного выполнения всего комплекса. Главной ошибкой занимающихся является искусственное снижение центра тяжести во вред эмоциональному настрою. Иллюзия, что любое снижение высоты движений приводит к их эффективности идёт из внешнего ушу. Это – миф, т.к. у внутреннего ушу совсем другие критерии боевой практики. В тайцзи очень важно добиться внутреннего снижения высоты: убрать мышечное напряжение, спешку, войти в состояние «уцзи» (полный покой, остановка любого движения в сознании). Даже мельчайшее напряжение в ногах (в приседе) делает из комплекса тайцзи подобие шаолиньского ушу. А это очень разные методы и разные режимы внутренней работы. Физическая лёгкость и расслабление – основа изучения тайцзицюань.

Чем удобно тайцзи? Боевой практикой во время ментальных превращений. Боевая работа в изменённом состоянии позволяет убрать побочные эффекты от глубинного духовного погружения. Ярким признаком позитивного воздействия состояния «цигун» на разум человека является активное взаимодействие с окружающим миром, мгновенная адаптация к любым условиям, ментальное воздействие на окружающую реальность. Это – основное отличие транса в цигун и транса под внешним воздействием (наркотики, гипноз). Вообще любая активная, но реальная практика (только не во вред расслаблению) полезна для правильного овладения техникой. В цигун это – «железная рубашка», дающая контроль над энергией, умом и правильным положением тела. В тайцзи это – парные упражнения на развитие чувствительности и использовании силы противника против него самого. Разнообразие этих упражнений в тайцзи не меньше, чем в обычных боевых искусствах. Только идут они противоположными путями: конечная цель в боевых искусствах – это начальный этап в тайцзи. Если в единоборстве приёмы самообороны играют большую роль, то в тайцзицюань основную роль играет развитие рефлексов, неуязвимость в обороне, и лишение агрессивности, эмоционального запала атакующего. Всё это достигается только изменением состояния сознания. Без этого тайцзи – внешнее единоборство, похожее на айкидо. Большую часть работы в тайцзи человек проводит в самостоятельной практике «активного самопогружения».

Изменённое состояние сознания – конкретная методика, т.к. позволяет постепенно (несколько лет) раскрыть потенциальные возможности головного мозга. У человека они раскрыты приблизительно на 5-10%: большинство - 3-5%, творческие люди - 10-15%. При активизации «внутреннего генератора» эти способности доходят до 20-30%, но после «отката» (снижение активности) – возвращаются на исходный уровень. В отличие от наркотиков, частая работа «внутреннего генератора» не приводит к деградации разума: лишь истощает духовную энергию (сон, усталость). Если вы хотите повысить свои возможности, для начала необходимо узнать исходный рубеж. Критерием здесь является уровень агрессии: чем она ниже, тем выше уровень интеллекта. Здесь имеется ввиду не только физическое насилие, но и эмоциональная неустойчивость, психологическое давление, «энергетический вампиризм» и т.п.

3%-ное раскрытие мозга у тех, кто не может в жизни решать вопросы без насилия (физического или психического). Если решение проблем у вас связано с созданием новых – это говорит об отсутствии разума. Безответственность (пример: бросание мусора где угодно) – тоже яркий критерий этого уровня развития. Разум – это развитый ум, способный объективно оценивать себя и окружающих, т.е. умение абстрагироваться. Если ваш уровень - 3%, вы можете подняться только до 5%, но для этого вам придётся потратить несколько десятков лет (или всю жизнь). Единственным реальным учителем для вас может быть домашнее животное (собака или кошка), т.к. оно чище вас, а уровень интеллекта (т.е. взаимопонимания) – у вас одинаковый.

У тех, кто находится на уровне раскрытия 5-7 % -- есть внутренняя культура, такт, умение чувствовать причины происходящих событий во время них (а не после их завершения), а также умение абстрагироваться от обстоятельств, поставить себя на место другого человека. Недостаток – скрытая агрессия, эмоциональная нестабильность из-за непонимания истинного смысла жизни. Он ведь прост: Любовь и Счастье, с ней связанное. Такие люди – креатив общества, вечно ищущие себя и смысл, пытающиеся раскрыть сверхспособности. Возможности для такого человека подняться хотя бы до уровня 10 % связаны с нейтрализацией эго, «Я», самости. Иначе измениться будет невозможно.

10% возможностей – это те, кто продвигает цивилизацию вперёд прямо или косвенно. Кстати, есть современный фильм, более-менее достоверно показывающий, что представляют из себя эти скрытые способности головного мозга. В силу того, что этот фильм – яркий боевик, он не смог полностью описать реальность. Шедевр 2014г. Л.Бессона «Люси» - единственный из такого рода фильмов передаёт реалии возможностей человеческого сознания. Правда, после 40-50 % раскрытия сюжет пришлось бы свернуть, так как противники такого человека «забыли» бы навсегда свои цели.

15-20% -- это гении.

С 20% приходит естественная любовь ко всему сущему и настоящее сострадание.

И только на основе этой энергии с 30% раскрываются сверхспособности: умение управлять окружающей реальностью, событиями, изменять время и т.п. Об этом говорить не стоит, т.к. человек с 3-5% никогда не поверит в это, как и в возможность безнасильственного решения вопросов. Единственное, что ценно в этом представлении потенциалов человеческого сознания: человек с 20% никогда не сможет объяснить человеку с 5% свои ощущения. Это – разные уровни вибраций. Попробуйте понять человека, говорящего на языке, который вы никогда не слышали. Это – намного легче, чем объяснить, что познание всегда приводит в тупик, что эта вещь имеет смысл только снаружи человека.

В изменённом состоянии сознания Свет Познания и Божественный Свет внешне похожи, но это суть противоположности. Критерием здесь является осознанность и покой. Познание безгранично, так как оно уходит всё дальше от истины. Если вы достигли источника, тогда Познание как мелкая часть вашего существа может стать тем, что будет сопровождать вас некоторое время. Хотя это – мелочь, по сравнению с Вечностью. Понимание, что есть Бессмертие, хорошо отличает уровень развития головного мозга. Ответ: «Мне скучно уже 30 лет, а что будет через 300» означает, что этот вопрос был лишним. Дело не в объяснении состояния сознания бессмертного человека, а в понимании отвечающим смысла существования. Можно «завернуть» мысль как угодно виртуозно, но это не решит проблемы ментального восприятия, особенно если нет реального опыта в духовной практике. Пользу может принести только совет: если вы поняли, что нужно настоящее изменение (особенно внутреннее), то идите до конца, чтобы не случилось. А чтобы не страдать фанатизмом, почаще анализируйте свои результаты.

Лучшая практика – на природе. Проверка: уровень ментального (душевного) общения. Многие группы цигун используют его для жёсткого программирования сознания: блокируется духовный центр. Их легко отличить: практика в закрытом пространстве, упор на создание «сферы», отделяющей вас и окружающий мир. Техника не имеет значения, как и регалии. Поймите для себя, зачем вам нужен цигун: чтобы узнать что-то ещё новое, или всё-таки стереть старое, тянущий назад багаж предопределённости. Цигун прекрасно снимет «кармический груз», очистив подсознание от прошлых обид и сковывающих ваш разум привычек. Он поможет понять собственные возможности и разбудить дух, найти свой путь в этой жизни. Причём ценность цигун не только в его силе воздействия на сознание, но и в способности влиять на всё энергетическое пространство, т.е. менять и окружающую реальность. Если в вас есть хотя бы искра желания измениться (не поменять обои в квартире), то смело становитесь на этот путь.

Алексей Поярков

Конечно, если после знакомства с цигун вы решили заниматься серьёзно и регулярно, лучше всё же выделить в своём расписании хотя бы 2 раза в неделю и хотя бы по 1 часу на каждое занятие в спортзале с тренером. Но случаются в жизни разные мешающие обстоятельства, и простые упражнения «на каждый день» для «внеклассной» практики могут оказаться очень полезными.

Для кого написана статья?

Для тех, кто уже занимается с тренером, но желает пребывать в состоянии цигун как можно чаще независимо от регулярных тренировок — в любом месте и в любое время.

Для тех, кто оценил цигун по достоинству, но по тем или иным причинам пока не может посещать регулярные занятия.

Для тех, кто ещё не решил, стоит ли этим заниматься, и хочет попробовать вначале самостоятельно.

Для тех, кто не попадает ни в одну из трёх названных категорий, но считает статью для себя интересной или уже читает её.

Многие упражнения цигун довольно просты для запоминания и почти не требуют каких-либо специальных мест и много места для занятий. То есть практиковать можно буквально везде, где угодно. Для некоторых упражнений достаточно даже одного квадратного метра!

Итак, начнём. Немного теории и терминов. Совсем немного, ибо много и не потребуется. Ся Дантянь — нижний центр средоточия энергии Ци. Буквально — поле киновари, котёл жизненной энергии. Это область внутри туловища, расположенная между передней стенкой живота и позвоночником, несколько ближе к передней стенке живота, на высоте примерно 3-3,5 см ниже пупка. На рисунке — нижняя очерченная пунктиром область. Область размером с теннисный мяч, но этот размер очень условен: чётких границ у области нет, лучше воспринимать её как сгусток света (в центре свечение ярче, к краям — слабее).
Это самый главный энергетический резервуар человека, в нём живет весь наш энергетический потенциал, из него питается энергией всё тело. Чем больше энергии Ци в Ся Дантянь, тем человек сильнее, здоровее, активнее и уравновешеннее. Большинство практик цигун работает именно с этим, нижним энергоцентром.

Чжун Дантянь и Шань Дантянь — средний и верхний энергоцентры соответственно. Средний расположен в центре туловища на высоте примерно от солнечного сплетения до середины линии, соединяющей соски. Верхний — в голове, примерно в области гипоталамуса, на уровне линии, соединяющей внутренние края бровей, или на высоте «третьего глаза». В описанных ниже упражнениях верхний энергоцентр, Шань Дантянь, нам не понадобится. Хотя, конечно же, есть немало упражнений и комплексов цигун, работающих с этим центром.

Сядьте на пол со скрещенными ногами (у мужчин правая нога ближе к телу, у женщин — левая), либо на край стула. Спину держите ровной, строго перпендикулярной полу. Голову держите прямо. Сложенные ладони поместите на нижнюю часть живота, на уровне Ся Дантянь, у мужчин правая ладонь сверху, у женщин — левая. Закройте глаза. Кончиком языка слегка коснитесь верхнего нёба рядом с верхними зубами. Сомкните зубы, но без усилия. Сконцентрируйте максимум внимания на Ся Дантянь, постарайтесь почувствовать его. Не только почувствовать, но и увидеть внутренним зрением, обращённым от глаз внутрь головы и далее вниз вдоль туловища. Шар энергии молочно-белого или светло-желтого цвета. Можно также видеть его красным или оранжевым.

Ясно чувствовать и видеть Ся Дантянь — это очень и очень непросто, потребуется длительная регулярная практика, и на первое время достаточно фиксировать внимание на участке живота, где покоятся ладони: непрерывно ощущать этот участок живота и совсем ни о чём не думать, стараться избавиться от каких бы то ни было мыслей.

Последнее — также крайне непросто, ибо человеческая голова наполнена нескончаемыми потоками разных мыслей и ведёт диалог сама с собой. Этот «внутренний балабол» отнимает огромное количество жизненных сил и ресурсов! Практикуя цигун, и в частности медитацию сидя, мы учимся сдерживать «балабола», избавляться от лишних мыслей и сводить на нет ненужные нам энергопотери. Хоть это и непросто, тем не менее при регулярных занятиях начинает уже получаться иногда спустя менее месяца занятий.

Продолжительность упражнения — от 20 до 30 минут. Можно и дольше. Но это идеальные условия. Если такой возможности нет, то любое время, даже минута, проведенная за концентрацией внимания на Ся Дантянь, принесёт большую пользу.

Упражнение можно делать практически везде: дома в уединении, за компьютером или ТВ, на работе, в транспорте. Даже за рулём автомобиля, только часть внимания всё же удерживайте на дороге и управлении! Можно также практиковать лёжа со сложенными на области Ся Дантянь ладонями.

Концентрируя внимание на Ся Дантянь, мы направляем туда поток энергии Ци, где она сохраняется, как в своего рода аккумуляторе, и откуда может затем браться при необходимости.

Дыхание животом

До рождения все мы дышали именно животом. Нам не было необходимости дышать лёгкими, так как мы плавали в жидкости, а питательные вещества втягивали через пуповину, собственно за счёт движений живота. При рождении и активизации лёгочного дыхания, мы со временем утратили способность дышать животом. Вместе с тем ещё древние адепты цигун обнаружили, что дыхание животом энергетически очень насыщенное и способствует взращиванию и накоплению Ци.

Сядьте на пол со скрещенными ногами или на край стула (как в предыдущем упражнении), или встаньте прямо, стопы примерно на ширине плеч. Сложите ладони на нижней части живота.

Сделайте выдох, втяните слегка внутрь нижнюю часть живота и слегка нажмите на неё ладонями. Представьте, что отработанная энергия Ци (серого цвета) выходит из Нижнего Дантянь наверх вдоль туловища вместе с выдохом, и далее с потоком воздуха выходит наружу.

Сделайте вдох, ослабьте давление ладоней на живот, позвольте передней стенке живота снова выйти вперёд, и таким образом животу немного расшириться. Представьте, что вместе с потоком воздуха вы вдыхаете потоки свежей живительной Ци и направляете мысленно вдыхаемые потоки в Ся Дантянь (как на картинке). Во время фазы вдоха с финальной концентрацией внимания на Нижнем Дантянь чуть-чуть, очень лёгким усилием мышц втяните вверх промежность и анус, чтобы предотвратить утечку Ци.

Дыхание Ци через каналы рук и ног

Встаньте прямо, ноги прямые, стопы параллельны на расстоянии ширины плеч. Руки опущены вниз вдоль туловища и отстоят от туловища на очень малом расстоянии. Наполните тело энергией Ци вдохом энергии из окружающего пространства через ладонь правой руки. Выдохните отработанную Ци через ладонь левой руки. Сделайте наоборот: вдохните через левую руку и выдохните через правую.

Аналогично проделайте с ногами.

Вдохните Ци через ладонь правой руки и выдохните отработанную Ци через стопу левой ноги. Далее наоборот: вдох через левую ладонь и выдох через правую стопу. Затем по очереди вдох через каждую стопу и выдох через диаметрально противоположную ладонь.

Каждое упражнение можно делать сколь угодно много раз и чередовать в любой последовательности.

Малый небесный круг (малая небесная орбита)

Существует множество вариаций этого энергетически мощного упражнения. Запомнить принцип выполнения очень просто, но делать — чрезвычайно непросто! Упражнение распределяет энергию Ци по всему телу.

Сядьте, как при медитации сидя, или встаньте, так же, как при дыхании животом. Кончиком языка слегка коснитесь верхнего нёба рядом с верхними зубами. Сомкните зубы, но без усилия. Сложите ладони на Ся Дантянь и на несколько секунд сконцентрируйте внимание на этой области тела. Далее ведите сгусток внимания (энергии) по центру передней поверхности туловища вниз, до самого низа туловища (до точки Хуэй Инь — середины отрезка между анусом и гениталиями). Ведите сгусток внимания дальше назад и затем вверх — мимо ануса, вверх вдоль позвоночника, до самой головы. Далее вверх по затылку по центральной линии головы на вершину головы и далее вперёд мимо макушки, затем вниз по лбу к носу, и далее вниз вдоль носа мимо верхних зубов к кончику языка. Продолжайте вдоль языка к горлу, и далее вниз по центру передней стороны шеи, далее по центру груди, далее по центру живота и до Ся Дантянь. И так далее снова вниз и по замкнутому кругу. На рисунке — замкнутый контур из голубой и оранжевой линий.

Поток энергии широкий, шириной в 2-3 пальца. Не только на поверхности, но и немного в глубине тела, под кожей (см. рисунок). Не вращайте вниманием слишком быстро, в этом случае не сформируются чёткие ощущения энергии. Упражнение в идеале длится 30 мин, но опять же, даже 5 мин — это уже намного лучше, чем ничего!

Можно движения энергии совместить с вдохом и выдохом. Обычно вниз от кончика языка до точки Хуэй Инь — это вдох (синяя линия), от Хуэй Инь вверх по спине и через голову до кончика языка — выдох (красная линия). Иногда наоборот. Когда поток энергии находится в нижней части живота, чуть-чуть подтяните вверх промежность и анус, чтобы предотвратить утечку Ци.

Большое Дерево (Чжан Чжуан)

По справедливости это одно из мощнейших и самых лучших упражнений цигун! У него есть другие названия — «Столб» или «Стояние столбом», «Стойка Тайцзи», также «Стойка Трёх Кругов» и т. д.

Встаньте прямо, поставьте стопы параллельно на ширине плеч или чуть шире. Тяните макушку вверх, и представьте, что тело как будто подвешено на нитке за макушку к потолку или небу. Всё остальное тело, кроме макушки, слегка садится вниз за счёт небольшого сгиба ног.

В ногах три сгиба — в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Не садитесь очень низко, но мысленно представьте и почувствуйте, что самый большой сгиб в области сочленения ног и туловища, в тазобедренных суставах. Вес верхней половины тела (головы, рук и корпуса) погрузите именно в эти места.

Далее копчик потяните вниз, и далее через низ слегка вперёд, а поясницу чуть назад. При этом поясничный прогиб, что есть у всех нас в повседневном положении тела, уменьшится или вовсе исчезнет. В итоге позвоночник выравнивается и уподобляется строго вертикальной мачте.

Опустите плечи, немного втяните грудь, вслед за этим слегка сведите лопатки. Кончиком языка коснитесь верхнего нёба рядом с верхними зубами.

Опустите всё тело чуть-чуть вниз, для этого согните чуть больше ноги, и далее начинайте подниматься вверх за счёт распрямления ног. Одновременно поднимайте вверх руки, руки в локтях должны быть немного согнуты. Остановите движение, когда ладони поравняются с Чжун (средним) Дантянь. Разверните ладони к себе, придвиньте их немного к корпусу, так, чтобы локтевой сгиб был немногим больше 90 градусов. Локти не прижимайте к корпусу, представьте в каждой подмышке по теннисному мячу, который не даёт опуститься рукам вдоль тела.

Раскройте немного пальцы, чуть согните их и направьте кисти пальцами друг на друга. Большие пальцы должны быть слегка развёрнутыми и натянутыми вверх, а безымянные и мизинцы — чуть вниз. Обхватите руками воображаемый невидимый, лёгкий и упругий шар энергии, подобный большому гимнастическому мячу. Почувствуйте его упругость.

Поищите телом положение максимального равновесия, при котором нужен минимальный мышечный тонус, чтобы поддерживать нас в этой стойке. Расслабьтесь настолько, насколько возможно.

Опустите примерно 70-80% внимания и всех ощущений в Ся (нижний) Дантянь.

Глаза открыты, смотрите вперёд расфокусированным взглядом, старайтесь увидеть всё изображение перед собой, сектор обзора около 180 градусов по всем направлениям. Слух направлен назад за спину. Слух настроен так же, как зрение — стараемся услышать каждый звук за спиной, и все звуки одновременно, но ни на чём не фиксируясь.

Ни о чём не думайте, максимально расслабьтесь и пребывайте в состоянии глубокого покоя и пустоты ума. Отчётливо чувствуйте Ся Дантянь. Остатком внимания контролируйте всё, о чём было написано выше.

Продолжительность выполнения — отрезок времени, кратный получасу. Это идеальные условия, и если нет возможности соблюдать такие интервалы, делайте столько, сколько возможно. Даже одна минута, проведённая в Большом дереве, может принести огромную пользу.

А теперь некоторые сопутствующие правила, которые могут пригодиться при выполнении этого замечательного упражнения.

1) Не стремитесь стоять долго, стремитесь стоять правильно. Даже 3-5 минут правильного стояния намного лучше получаса борьбы с собой вследствие неверно выстроенной структуры тела, и, как следствие, лишних напряжений.

2) Состояние расслабления и покоя достигайте с помощью нахождения равновесия. Для этого скелет выстраивайте таким образом, чтобы для поддержания тела требовался минимальный мышечный тонус. Расслабление мышечного корсета, и вслед за тем ума, высвобождает большое количество энергии Ци, которая силой нашего сознания опускается и сохраняется в Нижнем Дантянь.

3) Не тратьте слишком много мыслительной энергии для концентрации внимания и визуализации. Чрезмерное напряжение ума может привести к новым зажимам. Делайте упражнение с удовольствием — вот главный принцип. Если что-то перестало получаться — ничего страшного, или временно пропустите это, или вовсе остановитесь и отдохните.

4) При выполнении Большого Дерева необходимо ясное сознание, свободное от мыслей. Но мысли всё равно неизбежно будут приходить в голову. Пусть приходят, давайте мыслям побыть немного времени в голове, и затем отпускайте их, но ни в коем случае не цепляйте каждую текущую мысль за следующую мысль. Ассоциации, как и эмоции, внутренние суждения, оценки и т. п. — всё это старайтесь свести к минимуму. Старайтесь поймать момент, когда предыдущая мысль ушла, а следующая ещё не пришла — и вот это как раз и есть Момент Истины!

5) Пребывайте в настоящем моменте. Нет прошлого, нет будущего, есть только вы — в данном месте и в данное время.

6) И последний совет по всем медитативным практикам. Медитация — это абсолютное бодрствование в состоянии глубокого покоя. Ум пуст, но сознание не спит, а чутко созерцает весь мир так, как он есть на самом деле. Не засыпайте, находясь в медитации! Если чувствуете сонливость, если накрывает зевотой, лучше плавно завершить упражнение и отдохнуть, нежели без сознания и контроля над собой незаметно провалиться в сон.

Конечно каждое из этих упражнений можно делать с большей детализацией, а также в несколько иных исполнениях. Описанные здесь варианты относительно просты, и хорошо подойдут тем, кто недавно познакомился с цигун, и чувствует потребность заниматься чаще и продуктивнее. Все эти упражнения работают, и их тренировки, прежде чем они начнут уверенно получаться, хватит надолго. И, надеюсь, каждая описанная здесь практика и каждая её деталь верно послужит на самом интересном в нашей жизни пути — пути познания себя и мира.

Текст и иллюстрации: Алексей Поярков
Фотографии: Алиса Васильева

У человека бывает несколько состояний: обычное состояние (или состояние бодрствования), состояние сна, пограничное (предсонное) состояние и СОСТОЯНИЕ ЦИГУН. Состояние цигун - это примерно нечто среднее между предсонным состоянием и состоянием сна. Характерный признак расслабления тела - зевание.

Человек может перейти в состояние цигун только после того, как он потеряет свое обычное состояние, то есть совершит ПЕРЕХОД. Но при переходе и непосредственно перед ним возникает ощущение очень сильного дискомфорта. ЛЮБОЙ ПЕРЕХОД - ЭТО ПОТЕРЯ, потеря предыдущего, отказ от привычного, знакомого. ПЕРЕХОД - ЭТО СКАЧОК. Тело и сознание сопротивляются, особенно когда это происходит впервые. НОВОЕ СОСТОЯНИЕ - ЭТО НЕИЗВЕДАННОЕ, это некоторые изменения, это будущее. Поэтому, в зависимости от психофизиологического состояния и общего уровня готовности, для каждого человека ощущения при переходе индивидуальны. Но после первого перехода практикующий чувствует себя намного комфортнее. Со временем такая практика нарабатывается, и при вхождении в состояние цигун на следующих ступенях будет наблюдаться остановка сердца и прекращение дыхания. В конечном счете вы научитесь переходить из одного состояния в другое за очень короткое время, скачком.

В состоянии цигун мозг, сознание по-иному воспринимают окружающий мир, появляется совершенно иное знание. Обычно переход в ГЛУБОКОЕ СОСТОЯНИЕ ЦИГУН очень труден для человека. Для большей наглядности это очень приблизительно можно сравнить с затяжным прыжком с парашютом. Впервые испытываемое состояние невесомости непривычно, неприятно, некомфортно. Первый переход в состояние цигун вызывает ощущение беспорядка внутри себя - «что-то не так».

Если человек на протяжении всей своей жизни ни разу не попал в состояние цигун - это для него очень большая потеря. Потому что он никогда не сможет узнать другую сторону себя самого.

Это подобно инь-ян, когда вы знаете только об одной стороне и даже не подозреваете о другой. И только если вы познаете обе стороны - инь и ян - и обе стороны себя, вы станете завершенным человеком.

По мере того как мы взрослеем, мы получаем все больше и больше знаний об окружающем мире. В большинстве своем они фиксированы. И наш мозг начинает ограничиваться этими знаниями. Большинство из них построено на возможностях восприятия мира нашими обычными органами чувств и на логике. Поэтому для человека с высшим образованием, особенно работающего в области точных наук, бывает очень сложно перейти в состояние цигун. У такого человека очень сильно развита янская сторона. Образование, род деятельности, образ жизни оказывают большое влияние на состояние мозга и, как следствие, на уровень сенситивности.

У детей мысли, чувства, восприятие мира намного ближе к естественности, чем у взрослых. Если с ребенком правильно обращаться, то до окончания переходного возраста (12-13 лет) в нем легко происходят изменения, связанные с открытием Третьего глаза и правильным видением мира. В практике цигун существует выражение, поясняющее направление методик цигун: вернуть человека к его естественному состоянию - СОСТОЯНИЮ РЕБЕНКА.

У ребенка нет такого большого объема знаний, и они его не ограничивают. Это место у него занимает ФАНТАЗИЯ. Поэтому ребенок всегда готов к восприятию, он открыт для него, и то, что нелогично, невозможно, абсурдно с точки зрения взрослого, совершенно очевидно и понятно ребенку. Вот почему, ЧТОБЫ СОВЕРШИТЬ ПЕРЕХОД, НУЖНО ВЕРНУТЬСЯ К СОСТОЯНИЮ РЕБЕНКА.

В этой статье я хочу рассказать о 9 ошибках, которые могут допускать люди, занимающиеся Цигун. Этот список, конечно, не является полным, и я сознательно не ставил типичную для подобных статей приставку “ТОП 9 ошибок…”, так как эти ошибки не обязательно являются самыми распространенными. Но вам стоит проверить себя и убедиться, что их нет в вашей практике.

1 Электрическая Ци

Начав заниматься Цигун, а позже и Внутренней алхимией, я воспринимал Ци, как эквивалент Энергии, прежде всего с материалистической точки зрения. Множество раз я слышал, что у Ци есть и информационный аспект, и аспект Духа (одухотворенность). Но и это мой технический ум воспринимал, как модуляцию (кодирование) сигнала, используемую в радио и телевидении.

Только спустя несколько лет, когда передо мной неумолимо встала задача поиска Изначальной Ци, я начал все больше и больше уделять внимание аспекту одухотворенности Ци. Стал смещать свое восприятие с идеи о неживой, электрической Ци, которая бездумно несет в себе некую информацию, к понятию жизненности, одухотворенности, концепции живой Ци, которая даже обладает некоторым уровнем самостоятельности.

Все во Вселенной состоит из Ци. Эта Ци постоянно находится в движении, трансформируется из одного вида в другой. Тонкая, одухотворенная Ци, сгущаясь, превращается в материю и на разных уровнях участвует во всевозможных процессах. Чтобы такие процессы были возможны, необходим определенный контроль, система, которая несет в себе животворящую функцию и подчиняется определенным принципам и законам. Эта функция в древних трактатах иногда называется Небесной пружиной, которая приводит все мироздание в движение.

Таким образом, Ци - много больше, чем просто движение частиц или волн, имеющих определенную модуляцию (несущих некую информацию). Есть нечто таинственное, именуемое Духом, что и придает Ци свойства, которые практикующему необходимо постигать.

В своей практике постепенно идите от Тела к Ци, а от Ци - к Духу, к одухотворенной Ци. Не останавливайтесь на ощущениях тепла и холода, движения и покалывания, так как это - лишь начало, и есть более глубокие уровни постижения себя и мира.

2 Контроль Ци

Практически во всех упражнениях Цигун мы достаточно активно взаимодействуем с внутренней и внешней Ци. Естественно, что проще всего начать поступать с Ци так же, как мы поступаем с телом. Когда я хочу поднять руку вверх, я мысленно даю команду - и чувствую, как рука начинает двигаться. По мере движения я контролирую степень ее поднятия и принимаю решение, когда остановить движение. Обучение движениям такого рода начинается еще в детстве, и, конечно, после длительной практики ребенку не требуется постоянный сознательный контроль тела - движения доводятся до автоматизма и превращаются в навыки.

Когда я начал заниматься Цигун, то также поступал и с Ци. Если надо было, чтобы она вращалась, - я вращал ее, следя за всей траекторией движения своим вниманием. Но давайте вспомним, что Ци - в некотором смысле живая:)

Необходимо “приглашать” Ци следовать за вниманием, и далее - отпускать движение, запустив процесс, позволить ему течь без нашей активной вовлеченности. Таким образом мы на низком уровне культивируем принцип недеяния и неэгоистичности. Мы как бы приглашаем Ци на танец, а потом просто следуем за музыкой, подключаемся к естественному принципу циркуляции Ци во Вселенной, позволяем Изначальной пружине двигать Ци вместо нас.

Если наше сердце и сознание очищено и мы пребываем в Пустоте во время практики, то наша Изначальная Ци может сама направлять нас, даже не только на уровне Ци, но и на уровне тела (так называемые спонтанные движения в Цигун).

Такой подход в практике Цигун также стоит переносить и на свою жизнь. Мы запускаем некие процессы с помощью действий - и как бы отстраняемся, позволяем событиям течь естественным образом. В наивысшем своем проявлении, будучи абсолютно чистыми на всех уровнях, мы начинаем проявлять намерение Небесной пружины (нашей Изначальной природы) через свои действия во внешнем мире, осуществляя замысел Дао.

Постарайтесь в своей практике Цигун уменьшать свой активный контроль действий умом, пока не останется только намерение сердца-сознания. Тогда ваша практика станет частью процессов, протекающих во Вселенной, и Небесная пружина будет выполнять действия вместо вас.

3 Активная деятельность

Данная ошибка тесно связана с предыдущей - с излишним контролем Ци. С самого начала занятий Учитель постоянно говорит о том, как важно расслабляться. Особенно стоит обратить внимание на мышцы черепа и даже на напряжение внутри мозга!

Но как только начинается практика, человек постепенно все больше и больше вовлекается в действия упражнения, теряя глубину расслабления и сосредоточения без сосредоточения.

Чтобы понять, каким должно быть внутреннее усилие, необходимое для правильного выполнения упражнение, можете проделать такой эксперимент:

Возьмите нитку и привяжите к ней пуговицу. Далее сядьте за стол, возьмите конец нитки двумя пальцами, и поставьте локоть руки с ниткой на стол. Рука должна быть расслаблена, нитка свисать вниз к столу, пуговица - висеть над столом на нитке. Далее, не двигая рукой, представьте, как этот импровизированный маятник раскачивается из стороны в сторону. Через пару минут вы увидите, как этот маятник действительно начнет выполнять то, что вы хотите.

Секрет этого фокуса прост - ваше внимание и мысли о маятнике заставляют руку начать совершать микродвижения, хотя сознательно вы рукой и не двигаете. И потому через время маятник начинает раскачиваться.

В конечном счете, усилия по выполнению упражнений Цигун должны быть настолько малы, что будет казаться, что все совершается само собой. Если, к примеру, необходимо сидеть и дышать животом, то дыхание должно стать легким, медленным, естественным, как будто воздух и Ци сами втекают к вам в живот, а вы лишь наблюдаете за процессом.

Постарайтесь во время практики не выплывать на поверхность и не терять расслабление, утончайте свою концентрацию, чтобы она становилась острой, внимательной, но максимально мягкой. Все больше и больше погружайтесь в пустоту и покой. Даже если вам кажется, что практика идет не так активно, как нужно, позвольте вашей Ци взять на себя роль того, кто действует.

4 Визуализация

Я, как и многие другие, считал себя визуалом. Потому на начальном этапе занятий Цигун активно использовал свой мысленный визуальный экран, чтобы представлять образы, которые отображали протекающие процессы упражнений Цигун. Это отнимало часть внимания и силы сознания, я быстро выдыхался и терял концентрацию: образы начинали плыть, меняться, превращаясь в калейдоскоп изображений, и я вновь и вновь старался стабилизировать картинку.

Но в какой-то момент мои ощущения были настолько яркие, что просто вытеснили визуальные образы. Я осознал, что то, что я почувствовал, я ощущал и ранее, но так как был постоянно поглощен визуальными образами, просто не обращал на это внимания!

Теперь я всегда стараюсь вместе с внутренним диалогом сразу тушить и свой мысленный визуальный экран. Это не всегда получается сразу, но в конечном счете помогает сосредоточится на более тонких ощущениях и не мешает осознавать и чувствовать протекающие процессы.

Практикующий во время занятий на самом деле иногда может видеть протекающие процессы, но это видение идет не на поверхности, не на мысленном экране, а глубже. И такое видение возникает само собой, сопровождая ощущения, а не предшествуя им. Если же человек начинает самостоятельно представлять какие-то этапы практики Цигун, то он может представлять их совсем не такими, какими они должны быть, что будет мешать или даже сделает практику полностью неправильной.

Потому я рекомендую вам постараться отбросить визуальную составляющую своей внутренней работы в Цигун как можно раньше. Это позволит раздвинуть границы вашего самоосознания, вы научитесь воспринимать внутренний и внешний мир совершенно другими “органами чувств”, которые не связаны с телом. Сначала вы выйдите на уровень своей энергетической системы, а со временем - и на уровень Духа.

5 Ожидание чуда

Когда я начал заниматься Цигун, то постепенно появлялись различные ощущения. Причем сначала я даже просто начал лучше чувствовать свое собственное тело, внутренние органы, давление крови и ее ток, биение сердца, дыхание. Потом ощущения утончались и теряли яркость, их становилось тяжелее осознавать и порой даже невозможно было описать словами.

Когда Учитель ставил задачу почувствовать что-то конкретное, но не описывал это, я далеко не всегда мог к этому прийти, так как совершал “ошибку ожидания чуда”.

Я ждал грома среди ясного неба, гласа господнего и откровений, просветляющих мой разум в мгновение ока, ярких магических явлений и энергетического катарсиса… конечно, я немного преувеличил:-) Все это мешало мне почувствовать, и главное - осознать, что я уже ощущаю то, что нужно.

Только обсудив свои ощущения с другими практикующими, я понял, что давно чувствую то, что необходимо, но просто не придавал значения своим ощущениям, теряя время в ожидании чего-то большего.

Следует внимательно относится к тому, что вы чувствуете во время практики, но при этом не привязываться к своим ощущениям, так как они будут с течением времени меняться.

Правда тут есть и подводный камень: если вы чувствительны, то легко можете потеряться в пучине своих ощущений. То же касается и тех людей, у кого богатая фантазия и нетерпеливый ум. Так как в этом случае их ум придумает те ощущения (и не только их), которые должны проявиться в ходе практики спустя какое-то время.

Тут можно порекомендовать только одно: будьте максимально собраны и осознанны, а также осторожны, как будто вы идете по тонкому льду озера. Прислушивайтесь к себе и своим ощущениям, но и не пленяйтесь ими. Не торопитесь почувствовать, чтобы не придумать ложные ощущения, и не тормозите себя, внушая, что вы недостаточно чувствительны или что время еще не пришло.

Это чувство Срединного Пути, кстати, пригодится вам и для практики осознанных сновидений:-), если вы решите заняться ею.

6 Стремление к магии

На занятия тайцзи-цюань я пришел с четким желанием почувствовать Ци и научиться управлять ею. У меня не было острого желания творить магические фокусы, но я видел достаточно большое количество людей, которые были одержимы магическими трюками.

Даосские Мастера частенько обладают различными необычными способностями: телекинезом, телепортацией, умением уменьшать свой вес, лечить людей и так далее, но все эти спец-эффекты никогда не являются целью практики. Такие способности могут появляться как побочный эффект духовного развития. Стремиться к ним - значит быть в плену у своих омрачений и идти по ложному Пути.

На самом деле, в самом начале Пути, даже подобное стремление к магии можно использовать себе во благо, как мотивацию к регулярному посещению занятий. Но лучше постараться поскорее очистить свое сердце и сознание от самых поверхностных омрачений, чтобы обрести Истинное намерение в практике.

Мы все пришли в этот мир, чтобы совершенствовать себя и познать свою Изначальную природу. На первом этапе будет логичным оздоравливать и очищать свое тело и сердце-сознание, чтобы подготовить их к дальнейшему совершенствованию. Так как тяга к магии есть порождение нашего Эго и появляется из стремления возвыситься над другими, стать особенным, обладать чем-то таким, чего нет у других и так далее, то очищение сердечной природы постепенно ослабит и со временем полностью уберет это желание.

Откажитесь от ощущения своей избранности в пользу чистоты и ясности вашего сердца и сознания. Это поможет быстрее обрести покой, позволит легче входить в нужное глубокое состояние, необходимое для практики Цигун, и, в конечном счете, очистит и укрепит ваше Истинное намерение.

7 Сравнение и фиксация ощущений

Практикующему просто необходимы соратники по Учению. С ними можно обсудить какие-то аспекты теории и практики, узнать об опыте других и избежать многих ошибок. Соратники также усилят ваш энтузиазм и помогут поддерживать мотивацию на должном уровне.

Но не стоит сравнивать свои достижения и ощущения в практике Цигун с достижениями и ощущениями других практикующих, имея цель в точности скопировать их, если только об этом не говорит Учитель. Все люди разные: у нас разная чувствительность, разная загрязненность тела, разный уровень осознанности в различных аспектах восприятия… Потому у разных людей некоторые моменты в практике могут различаться. Хотя, конечно, основные аспекты практики будут совпадать, такие как расслабление, успокоение, базовые характеристики Ци и тп.

В первый год занятий Цигун и Внутренней алхимией у меня постоянно появлялись новые ощущения. Казалось, что я стремительно продвигаюсь вперед и что продвижение обязательно должно быть связано с новыми ощущениями. Но через какое-то время ощущения меняются, некоторые и вовсе исчезают или становятся не такими яркими, и это нормально.

Не стоит цепляться за свои ощущения или рассказы других практикующих о тех эффектах, которые возникают у них. Даже если их ощущения в практике истинны и не надуманны, это не значит, что они обязательно должны быть и у вас. Вполне возможно, что вы начали погружаться глубже в состояние покоя, и потому ваши ощущения теряют яркость или меняют свой характер. И вместо того, чтобы идти дальше, вы будете брать пример с соратников и возвращать свою практику к яркому, но менее глубокому состоянию.

Лучше всего насчет ощущений консультироваться с Учителем, так как только он сможет дать вам необходимые наставления с учетом ваших особенностей.

8 Коллекционирование упражнений и ощущений

Как только появляются первые ощущения в практике Цигун, может возникнуть тяга к постоянному получению новых эффектов. Если нет новых ощущений, то, якобы, нет и продвижения. Тот же подход иногда имеет место и в освоении новых упражнений и методик. Часто даже опытные практикующие стремятся узнавать все новые и новые “секретные” практики, не освоив и не реализовав методы, полученные ранее…

Но некоторые процессы должны вызреть, как плод вызревает в утробе матери. И, следовательно, практика становится “менее ярко насыщенная новыми ощущениями”, либо их новизна становится не такой поверхностной и менее заметной. Например, в практике Стояния столбом после некоторого периода времени, мой первый час практики стал проходить весьма спокойно, а более яркие ощущения, и то не всегда, начинаются только через час стояния в столбе.

Некоторые люди просто склонны к коллекционированию: они в детстве собирали марки, монеты, они путешествуют по всему миру “галопом по европам”, могут стремиться попробовать все блюда в каком-либо ресторане или обойти все музеи и достопримечательности города… Иногда такая страсть проявляется и в Цигун, когда человек стремиться насобирать как можно больше всевозможных упражнений, попробовав каждое из них буквально несколько раз. Либо он просто ищет секретную практику, которая даст “все и сразу”.

Если у вас есть такая склонность, выберите несколько упражнений Цигун и постарайтесь проработать их до самой глубины, на которую вы способны. Не торопитесь перейти к следующему уровню или практике, чтобы поставить галочку. Станьте Мастером в этих нескольких отобранных упражнениях, освоив и реализовав не только внешнюю форму, но и их внутреннюю работу, раскрыв свой потенциал с помощью них настолько, насколько это возможно. А после этого, подтвердив свой результат у Учителя, двигайтесь дальше.

9 Смешивание разных практик

И еще одна ошибка практикующих, также связанная со страстью коллекционирования, – это склонность к смешиванию всех эзотерических книг и практик в одну большую кучу. Такой подход порождает искаженное понимание даосского учения, и практикующий часто может даже осознанно искажать внутреннюю работу в Цигун, что в самом худшем случае может привести к проблемам со здоровьем и психикой. Также такой подход всегда порождает искаженное понимание философии даосизма, а значит мешает продвижению в практике.

Человек склонен выстраивать единую картину мира, в которую включает любую новую информацию. Если что-то не вписывается в наше текущее миропонимание, мы это выбрасываем. Например, я пришел в практически даосизм после прочтения книг Кастанеды. И даже какое-то время еще практиковал методы из его книг вместе с Тайцзи-цюань и Цигун. Но через несколько месяцев я понял, что лучше остановится на чем-то одном.

Нельзя смешивать разные упражнения, тем более из разных традиций. Если вам все же неймется, то обязательно уточняйте у Учителя, что можно смешивать, а что нет. Но то, что я наблюдал на своем опыте, даже если Учитель говорит: “Ладно, попробуй”, - на практике часто означает, что вы просто потратите свое время, а, возможно, еще и добавите каши в свое понимание, которое и так требует очищения, вызревания и углубления.

Конечно, если вы практикуете какую-либо систему, где нет, например, динамики, а только статические практики, то для гармонизации своих занятий вы просто будете вынуждены взять динамические упражнения откуда-то еще. В таком случае вам придется синхронизировать статические упражнения с динамическими, из другой системы самосовершенствования, в идеале - с предварительной консультацией у Учителя.

Мне повезло: я занимаюсь в школе практического даосизма Чжэнь Дао, где есть полный спектр практик на все случаи жизни. Они все проверены веками и отточены Мастерами из разных поколений. Нет никакой необходимости заимствовать что-то еще из других систем.

Если та школа, в которой вы занимаетесь, полноценна и обладает всем необходимым набором упражнений для здорового саморазвития, то настоятельно рекомендую, отбросить все, что не относится к даосским практикам. Конечно, если вы еще не уверены, что то, чем вы занимаетесь, - это то, что вам нужно, то вы вольны пробовать и другие системы самосовершенствования, пока не сделаете окончательный выбор в пользу одной из них. Но не попадитесь в еще одну ловушку - нерешительность. Я встречал людей, которые ходят из школы в школу, так и не делая свой выбор, хватая отовсюду по верхам и выстраивая нечто свое. Такое коллекционирование и нерешительность могут завести в тупик, из которого потом будет уже не выбраться.

На этом пока все, успехов вам на Пути и будьте здоровы!