Будо и будзюцу — японские древние и современные боевые искусства. Японская борьба: виды, описание

Япония - страна, в которой традиции тесно переплетаются с последними технологическими новинками. Среди небоскрёбов, роботов и компьютеров нашлось место для многочисленных боевых искусств, которые были сформированы за долгие годы существования этой страны. Тем временем, пока большинство других восточных единоборств развивали технику нанесения ударов руками и ногами, японцы уделяли наибольшее внимание борцовским приёмам, так как бить по доспехам кулаками — не самое полезное занятие на поле боя. К счастью, многие традиционные японские боевые искусства сохранились и по сей день. Некоторые в переработанном виде, другие же дошли до нас практически такими же, какими они были сотни лет назад. Конечно, традиционные техники проблематично применять в рамках спортивного поединка, что сделало развитие подобных искусств уделом меньшинства. Именно благодаря стараниям энтузиастов мы можем изучать и отрабатывать техники, разработанные опытными воинами

Японская борьба сумо

Что у большинства людей ассоциируется со Страной восходящего солнца? Сакура, гейши, самураи и, конечно же, сумо. Этот удивительный берёт свой исток из глубокой древности. Хотя многие японские исследователи находят своеобразные подтверждения того, что турниры по борьбе проводились на территории нынешней Японии более тысячи лет назад, точно установить дату зарождения борьбы сумо невозможно. Турниры по борьбе проводились испокон веков и сопровождались всевозможными ритуалами и обрядами. То есть они носили скорее религиозный характер, нежели соревновательный. Изначально правила почти не ограничивали возможности бойцов. Разрешалось наносить удары ногами и руками по любым частям тела, что приводило к существенному травматизму.

Лишь в эпоху Хэйан были составлены правила проведения поединка, появилась внятная система судейства. С тех пор сумо неуклонно теряло своё религиозное значение и всё больше уподоблялось современному спорту, что делало его лишь популярнее среди широких масс. Однако во времена страшных захлестнувших японские земли, этот вид борьбы всё чаще использовался воинами в сражениях. Так появилось разделение между военным видом сумо и его спортивной разновидностью. От боевого направления позже начали ответвляться многочисленные школы боевых искусств, известные по сей день.

Сумо в наши дни

Древние состязания великанов пользуются популярностью в Японии и в наши дни. Сегодня сумо — японская национальная борьба, ставшая одним из неизменных символов этой страны. Профессиональные сумоисты, или рикиси, как их называют на родине этого искусства, пользуются огромной популярностью, наряду со звёздами шоу-бизнеса и выдающимися спортсменами. Хотя в целом быть борцом сумо сегодня далеко не так престижно, как в былые дни, но самые именитые борцы очень богаты и имеют много поклонников. Зачастую именитые рикиси пользуются успехом у женщин, несмотря на всю специфичность внешнего вида. Борцы попроще получают среднее, по меркам Японии, жалование и находятся примерно на одной ступени с обычными государственными служащими.

Почему же сумоисты так огромны? Всё дело в том, что в сегодняшнем сумо, как и тысячу лет назад, полностью отсутствуют весовые категории, что делает участие в них спортсменов-легковесов нецелесообразным. Современные поединки проводятся на специальной круглой арене, диаметром 4.55 м, которую строят из глины и покрывают слоем песка. Помимо этого, при постройке этого традиционного сооружения проводятся специальные ритуалы — в центре арены закапываются специальные подношения, а непосредственно перед турниром место поливается освящённым сакэ, чтобы заслужить благосклонность богов. Интересно то, что даже в наши дни на этот помост запрещено ступать женщинам. Турниры проводятся раз в 2 месяца в Осаке, Нагое, Фукуоке и в столице — Токио, в котором проходят аж 3 из 6 таких турниров. Как и раньше, рикиси делятся на два лагеря — Восток и Запад. Во время выхода на помост соблюдается специальный ритуал, призванный прогнать злых духов и прочую нечисть. Повязка, в которую одеты борцы, называется кэсё-маваси и представляет собой дорогую и сложную конструкцию, которая может весить до 10 кг. Эта повязка расшита золотом и серебром и изготавливается только вручную, так что стоит она весьма дорого. Это лишь показывает, насколько важное место в современной культуре занимает японская борьба сумо.

Жизнь сумоиста

В клубы борьбы сумо берут юношей в возрасте от 10 до 15 лет, отдавая предпочтение крепко сложенным новобранцам. Новичок, попадая в клуб этой необычной борьбы, не имеет никаких прав, но приобретает массу обязанностей. Он должен готовить для старших учеников, убирать и стирать за ними. Все указания новичок должен выполнять мгновенно и без лишних вопросов. Такая армейская дисциплина может отпугнуть неуверенного адепта, но те, кто останется и пройдёт такую школу, станут великолепными борцами, а может быть, один из них даже получит заветное звание абсолютного чемпиона или ёкодзуна. Как ни странно, но будущие рикиси приходят в этот спорт обыкновенными юношами, а невероятный размер приобретают благодаря специальному режиму дня и постоянным тренировкам.

Встают сумоисты на рассвете. После всех необходимых процедур они сразу же отправляются на многочасовую изнурительную тренировку. Эта японская борьба требует полной самоотдачи. Только так можно выдержать 4-5 часовую тренировку. После этого борцы принимают ванну и идут на завтрак. Основной пищей в это время служит специальное рагу из мяса и овощей — тянко. Оно готовится в котле на медленном огне и рецепт этого блюда знаком каждому рикиси, так как именно они поочерёдно готовят еду. После еды борцы сумо отправляются на 2-3 часа поспать, чтобы максимально эффективно преобразовать пищу в жир. После этого проходит вечерняя тренировка и ужин. Едят сумоисты всего два раза в день, но много. Также они не ограничены в употреблении спиртных напитков, то есть выпить за ужином сакэ или пиво не считается в среде борцов сумо чем-то плохим.

Джиу-джитсу

Полной противоположностью сумо является японская борьба джиу-джитсу, или дзюдзюцу. В ней, в отличие от силовых методов ведения боя, свойственных сумоистам, делается упор на умения, которые обеспечивают бойцу победу над более сильным противником. Техника дзюдзюцу сформировалась под влиянием многочисленных междоусобных войн, которыми так богата японская история. Поэтому эта японская борьба наводнена совершенно бесчеловечными приёмами ведения боя. В джиу-джитсу множество заломов и захватов, призванных сломать конечность или задушить противника. Также в этом боевом искусстве активно поражаются жизненно важные точки на теле противника, что делает невозможным проведение полноценных соревнований по этому виду борьбы.

Это уникальное японское искусство более традиционно, чем иные виды японской борьбы. Многие техники дзюдзюцу кажутся современному человеку слишком сложными и непрактичными. Однако, нужно понимать, что это искусство создавалось для ведения войны, где широко применялись различные виды холодного оружия. Большинство техник джиу-джитсу направлены на обезоруживание противника или для занятия положения, из которого удобнее использовать собственное оружие. Интересны принципы, на которых построена эта борьба. Мастера джиу-джитсу используют силу противника против него, предпочитая не ввязываться в прямолинейное противостояние. Это искусство вовсю использует знания о биомеханике и рычагах, что делает мастера дзюдзюцу опасным противником для любого бойца.

Дзюдо

Создателем этого интересного вида борьбы является Дзигаро Кано — человек, решивший выбрать лучшие техники и принципы из джиу-джитсу, чтобы синтезировать более прикладное, современное искусство. Если дзюдзюцу переводится как искусство мягкости, то перевод дзюдо означает «мягкий путь». Это единоборство, как и многие другие виды японской борьбы, названия которых вы ещё встретите в этой статье, исповедует преодоление силы мягкостью. Техники, отобранные из древней военной системы, были адаптированы для соответствия этому принципу. В этом единоборстве нет ударов руками и ногами, а наиболее опасные для здоровья приёмы были исключены. Поэтому в этом виде японской борьбы есть соревнования, что положительно сказывается на подготовленности спортсменов.

Поединки в дзюдо проходят на татами — упругих матах из современных материалов или же, как это было раньше, изготовленных из прессованной соломы. Борцы одеты в прочные куртки, которые серьёзно увеличивают значимость хорошего захвата, а также участвуют в некоторых удушающих приёмах. Эта японская борьба отличается красивыми амплитудными бросками и ограниченными действиями в партере. Мастер дзюдо может без труда ощутить центр тяжести соперника и почувствовать вектор, по которому направлено его усилие, что позволяет провести бросок, используя силу противника. Эта борьба завоевала всемирную известность. Дзюдо занимаются по всему земному шару и его популярность лишь растёт. Нет ничего удивительного в том, что эта борьба включена в программу Олимпийских игр.

Бразильское джиу-джитсу

Один мастер дзюдо и джиу-джитсу переехал жить в Бразилию, что зародило интересный стиль борьбы, ставший невероятно популярным в последние годы. Его звали Митсуё Маэда, и именно он обучил своему искусству Карлсона Грейси — первого члена легендарной семьи, который заложил основы бразильского джиу-джитсу. Несмотря на то что изначально бразильцы изучали техники дзюдо и дзюдзюцу, то, что у них получилось, была уже не японская борьба. Единоборство семьи Грейси отличалось богатством техник, направленных на ведение поединка из положения лёжа на спине. Эта уникальная манера ведения боя сложилась потому, что некоторые члены этой борцовской семьи были довольно хрупкого телосложения. Благодаря грамотному использованию рычагов и особенностей строения человеческого тела, они могли побеждать бойцов гораздо тяжелее и больше себя.

Наибольшую популярность искусство семьи Грейси приобрело благодаря их боям с представителями других единоборств, из которых мастера бразильского джиу-джитсу чаще всего выходили победителями. Они доказали, что таинственные мастера, способные убить человека одним ударом — просто вымысел. Один за другим сдавались мастера боевых искусств, считавшихся наиболее сильными в те времена. Эти поединки между представителями различных боевых искусств положили начало популярному ныне ММА, где адепты бразильского джиу-джитсу чувствуют себя как рыба в воде.

Айкидо

Эта японская борьба была создана неординарным человеком — Морихэем Уэсибой, которого прозвали О-сенсеем, что в переводе означает «великий мастер». Он стремился создать искусство, которое даёт ученикам не только боевые навыки, но и учит их управлять своей жизненной энергией. Можно смело сказать, что айкидо тренирует не только тело, но и сознание человека.

Мастер этого боевого искусства способен нейтрализовать противника, не нанося ему серьёзных повреждений, чем не могут похвастать умельцы из других единоборств. В этой борьбе, как и в дзюдо, акцент делается на перенаправление чужой силы, вместо использования собственной. Философия айкидо запрещает использовать это искусство ради нападения, да и вообще, не поощряет насилие ни в каком виде. Поэтому в данном виде борьбы нет атакующих приёмов, все техники носят исключительно оборонительный характер.

Кендо

Безусловно, говоря о Японии, нельзя забывать о таком важном атрибуте самурая, как Японская борьба на мечах называется кендо и уходит своими корнями в далёкие времена, когда от умения могла зависеть жизнь человека и его семьи. Техника фехтования оттачивалась тысячи лет, в течение которых постоянно бились в кровопролитных войнах. От техники воина зависело то, сможет ли он пережить сражение. Поэтому едва ли в кендо можно найти бесполезные или сложные движения. Простота и эффективность — то, что позволило этому боевому искусству дожить до наших дней.

Раньше на тренировках по фехтованию ученики отрабатывали свои навыки в основном на снарядах и деревьях, так как реальный спарринг был очень опасен. Даже тренировочные поединки тогда проводились с реальным оружием, что приводило к крайне высокому травматизму. В наше время используются специальные бамбуковые мечи и прочная защита. Это позволяет проводить тренировочные поединки, не переживая за здоровье спортсменов. Однако, это не просто японская борьба на палках, все техники кендо могут быть применены с самурайским мечом. Вне всяких сомнений, это зрелищное искусство будет развиваться и распространяться по миру.

Современные японские борцы

Сегодня боевые искусства в Стране восходящего солнца всё так же популярны. Японские борцы считаются одними из лучших в мире. Они участвуют в соревнованиях по правилам ММА, дзюдо, бразильского джиу-джитсу. Японская вольная борьба также неплохо развита. Эта страна стала одной из первых, кто увидел невероятный потенциал смешанных единоборств. А учитывая огромное количество борцов, живущих в Японии, в ней всегда есть желающие выйти в клетку. Стоит также отметить мастерство японских дзюдоистов, которые нередко показывают невероятные результаты на международных состязаниях. Хочется верить, что бои по ММА, проводимые в этой стране, сделают боевые искусства ещё более популярными среди японцев, и мы сможем увидеть больше умелых борцов из Японии.

Японские боевые искусства

Удивительный мир японских единоборств располагает техниками на любой вкус. Например, японская рукопашная борьба дзюдзюцу с огромным количеством древних техник, которая является не только системой самообороны, но и уникальным культурным наследием. Для тех, кто предпочитает борьбе ударную технику, есть карате. А миролюбивый и найдёт всё, что нужно, в айкидо. Эта система не только учит самозащите, но и помогает достичь гармонии и духовного совершенства. Если вы любите соревнования, то вам придётся по душе другая японская борьба, название которой — дзюдо. Навыки, приобретённые в ней, помогут постоять за себя, а спортивный образ жизни привнесёт здоровье и радость в вашу жизнь. Японские виды борьбы популярны по всему миру. В десятках стран работают тысячи залов, пропагандирующих искусства Страны восходящего солнца. Есть основания предполагать, что боевые с годами будут лишь популярнее. Это дарит нам надежду на светлое будущее.

Японские боевые искусства являются частью огромного разнообразия боевых искусств Японии. По крайней мере, три японских термина часто используются как синонимы английской фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), буквально означающее «боевое искусство». Термин «будо» является современным. Он, как правило, предназначен для указания практики боевых искусств, как образа жизни, и включает в себя физические, духовные и моральные аспекты с акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей – более различные определения, по крайней мере, с исторической точки зрения. Будзюцу относится конкретно к практическому применению боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей относится к адаптации или уточнению тактики и методов с целью облегчения систематического обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.


Виды японских боевых искусств:
  • Айкидо
  • Госоку рю
  • Дзюдо
  • Каратэ
  • Кудо
  • Кэндо

В настоящее время японские слова будзюцу и будо без особой разницы в смысле употребляются для обозначения широкого спектра навыков, необходимых в боевых искусствах, от схватки без оружия до владения орудиями, напоминающими меч или копье. Но в эпоху Эдо (XVII - середина XIX века) слова будзюцу и будо имели совершенно различный подтекст. Будзюцу назывались приемы ведения боя, а будо обозначало "военный путь", идеальный образ жизни, который должен вести самурай, владеющий техникой будзюцу.

Фрагмент из Синкагэ-рю Хэйхо Мокуроку,который открывает тайные приёмы стиля владения мечом Синкагэ-ягю

В те дни было 18 боевых искусств (бугэй дзюхаппан), которые включали в себя стрельбу из лука, искусство верховой езды, владение холодным оружием, бросание копья, самооборону без оружия (дзюдзюцу) и орудийную стрельбу.

Практика будзюцу зародилась в древности. К середине эпохи Хэйан (X-XI вв.) зародился военный класс для защиты новоприобретенных сельскохозяйственных и земельных интересов. Этот класс воинов воспринял будзюцу как часть своей культуры. Позднее, в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), военные стали играть политическую роль. Они занимались рядом боевых искусств, особенно тремя видами верховой стрельбы из лука: касагакэ (с использованием зонтиков в качестве мишеней), ябусамэ (пускание стрел по деревянным мишеням) и ину-омоно (стрельба по бегущим собакам).

Соревнования по стрельбе из лука в Сандзюсенгэндо, Киото.

В эпоху Муромати (приблизительно 1333-1568 гг.) мастера будзюцу, которых называли хёхомоно или хэйходзин, использовали свой военный опыт, изучая и совершенствуя технику боевых искусств. Они разработали ряд новых стилей (называемых рю), например, Огасавара-рю - верховая стрельба из лука, Хэки-рю - стрельба из лука, Оцубо-рю - верховая езда и Айсукагэ-рю - военная стратегия.

Ряд других стилей боевых искусств развился в течение гражданской смуты, которая продолжалась с середины XV до конца XVI века. Они включали в себя Цуда-рю - орудийную стрельбу, Такэноути-рю - схватку без оружия, и Касимасинто-рю, Синкагэ-рю и Итто-рю, которые были основаны соответственно, Цукахара Бокудэн, Камиидзуми Нобуцуна и Ито Иттосай для борьбы на мечах.

С тех пор как Сёгунат Эдо в начале XVII века объединил страну, последовавшая за объединением стабильность ослабила военный дух будзюцу. Техника боевых искусств совершенствовалась через систему тренировок, которые основной упор делали на ката (на формах, или формальных движениях). Считалось, что они помогут достичь идеального состояния духа, основанного на учении Дзэн и Конфуция. Таким образом, практика боевых искусств развивалась от простого изучения движений, которые помогали овладению боевыми приемами, до строгой подготовки, способствовавшей здоровому духу в здоровом теле. Иными словами будзюцу превратилось в будо, которое включило в себя и философию, поддерживавшую идею определенного образа жизни. Во время, когда самураи должны были овладевать как искусством пера, так и искусством меча, будо было тем идеалом, к достижению которого военному классу надлежало стремиться.

Двумя знаменитыми стилями владения холодным оружием были Синкагэ-ягю-рю, основанный Ягю Мунэёси, и Нитэнъити-рю, разработанный Миямото Мусаси. Первой школе отдавала предпочтение семья Токугава, которая в то время доминировала в политике, её изучал сам Сегун, Токугава Иэмицу.

Основные принципы искусства владения мечом были изложены в таких книгах как Хэйхо Кадэнсё Ягю Мунэнори (сына Мунэёси) и Горин но Сё Миямото Мусаси. Эти классические учебники объясняют приёмы владения мечом и описывают идеальное состояние духа и философский взгляд, которых следует достичь тем, кто владеет мечом.

К середине эпохи Эдо (конец XVII - середина XVIII века) за длительный период мира искусство владения мечом ушло с поля боя и превратилось в практику витиеватых формальных упражнений. Новые школы, реагируя на это обстоятельство, перенесли акцент с упражнений в формах ката на тренировку в боевых формах с использованием кольчуги и деревянных мечей (синай). Двумя из таких школ были Дзикисинкагэ-рю и Наканиси-итто-рю.

Автопортрет знаменитого мастера владения мечом Миямото Мусаси.

Стремление к политическим изменениям и давление со стороны иностранных государств зажгли искру возрождения будзюцу, которое началось с конца XVIII века. Вскоре боевым искусствам стапи обучать в школах, основанных в феодальных владениях по всей стране. С крахом Сёгуната рухнули и строгие классовые различия, что позволило овладеть мечом мужчинам, по рождению не принадлежавшим к классу самураев. Додзё в разных городах открыли свои двери людям со всей Японии, которые желали изучать Синтомунэн-рю, Хокусин-итто-рю и другие стили владения мечом. Организовывались состязания, в которых противники представляли различные рю.

Занимались и дзюдзюцу (искусствам боя без оружия). Некоторые из знаменитых существовавших школ -Такэноути-рю, Кито-рю, Сэкигути-рю и Есин-рю. Все школы исповедовали идеал, выраженный во фразе "Дзю, ёку го о сэйсу", которую можно перевести так: "Слабый может одолеть сильного."

Стрельба из лука (кюдзюцу) стала первым боевым искусством, превратившимся в состязание. День и ночь проходили соревнования на длинной веранде храма Сандзюсангэндо в Киото. Лучники стояли на одном конце веранды шириной 2,2 метра и пускали стрелы в мишень на другом конце, удаленном примерно на 120 метров. Это состязание воспринимали серьёзно, так как от результатов зависела честь феодальных владений лучника. Согласно сохранившейся записи один из вассалов даймё Токугава из Кисю, Васа Дайхатиро, смог послать к дальнему концу веранды 8 133 стрелы при общем числе выстрелов 13 053. Это поразительно высокий процент, учитывая, какая огромная сила нужна, чтобы выпустить стрелу почти горизонтально, так чтобы она не ударилась о потолок веранды высотой 5 метров. Самым лучшим лучникам наших дней трудно попасть в цель даже один раз.Боевые искусства в их спортивном аспекте
В начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) будо и будзюцу почти исчезли. Но в 1895 году в ходе общенациональных усилий по возрождению воинственного духа была создана ассоциация под названием Дай-нихон Бутоку-кай. Построенная в 1905 году школа подготовки учителей боевых искусств со временем стала школой боевых искусств. К 1882 году Кано Дзигоро уже установил свой стиль дзюдо - - Кодокан, придав ему форму спорта, основанного на традиционных принципах дзюдзюцу. Со временем кэндо и дзюдо ввели в школьные учебные планы, а в 1931 году они стали обязательными предметами для мальчиков по всей стране. Во время Второй мировой войны распространение будо в системе школьного образования было частью кампании по внедрению милитаристского национализма. Идеалы будо поощряли и в военной подготовке.

В конце войны Япония оказалась оккупированной силами Союзников. Занятия боевыми искусствами были запрещены во избежание нового подъёма милитаризма. Но с 50-х годов боевые искусства снова вводятся в школьные программы и становятся популярным видом спорта. Будо к тому же привлекло внимание как традиционная спортивная дисциплина, развивающая ки и ма, которые способствуют достижению такого состояния ума, при котором физические и душевные ощущения находятся в гармонии друг с другом.

Дзюдо - наиболее соревновательная из всех дисциплин. Она стала олимпийским видом спорта и имеет много последователей во всём мире. Кэндо также завоевало международное признание, хотя его истинная цель не победа, а содействие " развитию здорового духа в здоровом теле." Одни школы - Айкидо, Сёриндзи Кэмпо и других древних боевых искусств - не дают умереть традиции, пропагандируя практику формальных ката, другие -больше акцентируют её боевые аспекты. Мастерские приёмы одной из таких школ, Дайто-рю Айкибудзюцу-Сагава-ха, основанной Сагава Юкиёси, - это сочетание различных японских боевых искусств (таких как кэндо, дзюдо, копьё и палка), они способствуют проявлению сути японских боевых искусств.

Как видим, в течение многих лет боевые искусства развивались как часть японской культуры и испытывали влияние политических событий своего времени. Самый ценный аспект японских боевых искусств - их способность содействовать всестороннему развитию человека путём упражнений, ведущих к овладению отточенными, мастерскими навыками, в основе которых лежат уважение к традиции, годы творческой мысли и творческих действий.

Японские боевые искусства можно разделить на две большие группы: древние приёмы будзюцу , передававшиеся из поколения в поколение в течение многих веков, и современные будо , которыми занимаются в спортивных целях. Давайте рассмотрим некоторые боевые искусства каждой из этих групп.

Скорее современный соревновательный вид спорта, чем боевое искусство. Бамбуковым «мечом» (синай ), длина которого не более 118 см, соперники наносят друг другу удары в определённые области, за что начисляются очки.

Используется четыре типа защитных приспособлений - мэн (маска), до (нагрудник), два котз (защитные приспособления для рук), и тарэ (набедренное защитное приспособление).

Подобно фехтованию в Европе, древнее японское искусство владения мечом сегодня продолжает жить, превратившись в спорт. Фехтовальщики держат рапиру в одной руке, тогда как в кэндо, как правило, обе руки удерживают синай. Кэндо столь же популярно в Японии, как и дзюдо, им занимаются примерно два миллиона человек. Как и дзюдо, ему обучают в школе. Им нередко нанимаются во внеурочное время.

Международная федерация кэндо была основана в 1970 году, и сейчас за пределами Японии кэндо занимаются около восьми миллионов человек.

В 1882 году Кано Дзигоро разработал дзюдо на основе древнего искусства дзюдзюцу . Дзюдо — форма борьбы без оружия, победы в которой можно добиться, например, бросив соперника, прижав его на лопатки, поймав на удержании или болевом приёме. Самое большое отличие дзюдо от дзюдзюцу состоит в том, что в дзюдзюцу допускаются толчки и удары кулаками и ногами, тогда как в дзюдо они запрещены как опасные действия.

Дзюдо стало олимпийским видом спорта в 1964 году, как раз к Олимпийским играм 1964 года в Токио. В Японии около 1,5 миллионов людей имеют разряд дан по дзюдо, а всего в мире дзюдо занимаются более 20 миллионов людей.

Со Митиоми изучил боевые приёмы, изобретённые воинами-монахами китайского дзэн-буддийского храма Шаолинь-сы, а потом, после Второй мировой войны, развил эти приёмы в новый вид боевого искусства. Применяются сложные приёмы, объединяющие удар ногой и толчок. На тренировках используются защитные приспособления, часто применяются ответные контрприёмы.

На соревнованиях спортсмены носят одеяния дзэн-буддийских монахов (поскольку эта практика считается частью подготовки дзэн), и только демонстрируют формы ката.

Сёриндзи Кэмпо занимаются примерно 1.3 миллиона японцев и 150 тысяч людей в других странах.

В каратэ есть приёмы нападения и приёмы защиты. Приёмы нападения включают выпады кистью, кулаком и ногой, а также удары руками и ногами. Их отражают приёмами защиты. Соревнования проводятся либо как серия форм ката (последовательность движений и ударов по «воображаемому противнику»), демонстрирующих различные приёмы, либо как свободный спарринг (кумите ). В некоторых школах каратэ ката совсем не практикуется.

Каратэ зародилось как стиль китайского бокса (дословно переводится как «китайская рука»), а на японской земле получило развитие на Окинаве. Вплоть до новейшего времени им занимались только на Окинаве, потом после реставрации Мэйдзи (1868 г.) оно распространилось по всей Японии, а потом, после Второй мировой войны и в других странах.

У каратэ более 3 миллионов последователей в Японии и ещё 30 миллионов во всём мире. С 2020 г. — каратэ это олимпийский вид спорта.

В 1932 г. Саваяма Мунэоми, на основе древних приёмов дзюдзюцу , создал новую боевую систему, известную ныне как Ниппон Кэмпо.

Удары дзюдзюцу (кулаками и ногами), броски, замки на противоходе и удержания были бы опасны без защитных приспособлений. Поэтому в бой на тренировках соперники выходят в защитном снаряжении из маски, нагрудника, рукавиц и набедренника.

Поскольку Ниппон Кэмпо это самое боевое изо всех современных японских боевых искусств, оно используется при подготовке к борьбе без оружия личного состава японской полиции и сил самообороны. Некоторые мастера стали чемпионами мира по боксу или кик-боксингу.

У Ниппон Кэмпо около 500 тысяч последователей. За пределами Японии оно известно как «японское воинское искусство».

Нагината — японская алебарда. Когда-то оно использовалась на войне, потом в эпоху Эдо (1603-1867 гг.) им пользовались для самозащиты женщины из класса самураев. В настоящее время бой нагинатой популярен также в основном среди женщин.

Около 55 тысяч людей имеют разряд по этому виду спорта. Есть два вида соревнований: в одном участники, набирая очки, наносят удары по участкам тела соперника, защищенными маской, рукавицам, нагрудником, набедренником и наголенниками, а в другом в предписанном порядке выполняется ряд форм ката .

Длина нагината, используемых на соревнованиях, примерно 215-225 см. На соревнованиях к концу прикрепляется лезвие из бамбука, а при демонстрациях ката - из дуба.

Уэсиба Морихэй систематизировал айкидо в 1922 году, опирясь на дайто айки , одну из систем дзюдзюцу . Цель — отразить нападение, используя собственную силу нападающего. Многие приему очень сложны и включают захват кисти, плеча или другого сустава соперника в замок на противоходе с последующим броском или прижатием на лопатки.

Такие приемы могут быть опасны, поэтому на тренировках они отрабатываются в предписанном порядке.

Соревнования проводятся редко. пользуется популярностью у женщин и пожилых людей, так как это искусство защиты не требует большой силы.

Около 600 тысяч человек занимаются им в Японии, а за границей у него есть еще 1.2 миллиона последователей.

Кюдо, или японская стрельба из лука, соревнования по которой проводились уже (1192-1333 гг.), было первым боевым искусством Японии, превратившимся в спорт, хотя правила в те дни и были иными. После появления артиллерии и стрелкового оружия военные потеряли интерес к луку и стрелам, но стрельба из лука осталась тем умением, овладение которым было необходимо самураю. Постепенно оно стало спортивным состязанием.

Длина бамбукового лука, используемого сегодня, порядка 215-230 см. Оперённые стрелы пускают в мишень, расположенную в 28 или в 50-90 метрах от стрелка, и ведут подсчёт набранных очков. Положение тела очень важно, и лучники плавно сливают свои движения воедино, когда стоят, сидят или натягивают лук.

Примерно 150 тысяч человек в Японии имеют разряд по кюдо.

Дзюкэн-дзюцу (искусство владения штыком), получило развитие в эпоху Мэйдзи. Необходимость эффективного использования штыка на поле боя привела к разработке стандартного метода штыкового боя, которому обучали в Тояма Гакко, специальной военной школе в Токио. И хотя запрет, наложенный на воинские дисциплины оккупационными властями в 1945 году, касался и дзюкэн-дзюцу, с образованием в 1956 году Дзэн Нихон Дзюкэн-до Рэммэй (Всеяпонской федерации дзюкэн-до) под руководством генерала Имамуры Хитоси «Путь Штыка» вновь получил официальное признание.

Кисо , иначе основы техники дзюкэн-до, строятся вокруг ситоцу , иначе тактики нанесения укола. Успех ситоцу всецело зависит от умения достигать дзюдзюцу-сита кисэй , иначе «одухотворенного состояния», что тождественно наполнению собственного тела ки , тем самым сохраняя живость и проворность при любых непредвиденных обстоятельствах. Правильно поставленное обучение позволяет адепту дзюкэн-до связать воедино свой ум и технику с этим состоянием духа, что в итоге выражается в высоких боевых качествах. Для проверки боевых навыков учащиеся проводят учебные бои. Каждый из сражающихся облачается в особо прочную защитную одежду, способную противостоять сильному удару при выпаде, делаемом посредством мокудзю , иначе деревянной винтовки с искусственным штыком. Правила по проведению матчей хорошо отрегулированы. Исход поединка решает проведение смертельной атаки. Для этой цели служат три области тела: сердце, нижняя левая часть туловища и горло. Могут практиковаться также и ката.

Дзюкэн-до имеет задачи, отличные от развития боевых навыков. Строгая дисциплина на занятиях служит для воспитания учтивой, скромной личности. Занятия дзюкэн-до ввиду прямолинейности техники, что требует высокой степени точности в выборе ма-ай (расстояния до соперника), также нацелены на развитие в человеке внимательности и, кроме того, способности принимать твердые решения в случае, когда приходится действовать в непредвиденных условиях.

Служащие японских Сил Самообороны составляют большинство тех, кто занимается дзюкэн-до. Но существенный интерес к нему проявляют и обычные граждане, что приводит к созданию различных частных гражданских организаций, поддерживающих дзюкэн-до.

Будзюцу — боевые искусства дневней Японии

Баттодзюцу или иайдзюцу (обнажение меча)

Одно из обычных движений кэндзюцу состояло в том, чтобы молниеносно вытянуть меч из ножен и взмахнуть им в режущем движении. Этот прием отрабатывался многими школами, например, Хаясидзаки мусо-рю, развившейся в период гражданской смуты. Такие школы все еще существуют, и школы кэндзюцу также обучают этому виду обнажения меча.

В практике сегодняшнего дня настоящим мечом перерубают точно пополам связку соломы и кусок бамбука, или же выполняют мечом серии плавных движений. Говорят, мастера могут перерубить пополам железный шлем.

Приблизительное число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек

Кэндзюцу или японское искусство владения мечом зародилось около 1200 лет тому назад с появлением класса воинов.

В эпоху Эдо существовало более 300 стилей кэндзюцу . У одного из них, Касимасин-рю , сегодня почти тысяча последователей, им также занимаются в заокеанских додзе . Многие стили уже исчезли.

Законодательством Японии запрещено владеть японским мечом как оружием, поэтому для тренировок используются дубовые или бамбуковые мечи длиной около метра. Некоторые бамбуковые мечи покрывают кожей.

Копье было главным оружием, использовавшимся на полях битв в Японии до того, как в конце периода гражданской смуты обычным орудием войны стала артиллерия.

Копьем делают выпады, наносят фронтальные и боковые удары. Самураям полагалось изучать искусство владения копьем, наряду с кэндзюцу , искусством владения мечом.

Содзюцу все еще существует в таких стилях, как Ходзоин-рю , Сабури-рю , Касимасин-рю и Каторисиндо-рю . Вид копья зависит от школы: копье Касимасин-рю — имитация настоящего копья, его длина около 225 см, оно сделано из белого дуба, с наконечником из ткани.

Число занимающихся: менее тысячи человек.

Круглая трость делается из белого дуба, ее длина около 128 см. Ею делают выпады, как копьем, боковые взмахи по ногам, как нагината , или наносят удары, как мечом. Она развилась в эпоху Эдо как способ обороняться от соперника, вооруженного мечом или иным оружием, не раня его смертельно.

Хорошо известна школа Синдомусо-рю , которая все еще существует в префектуре Фукуока, у нее, несомненно, наиболее число поклонников.

Из всех древних будзюцу наиболее популярным является дзедзюцу . Полиция, с некоторыми модификациями, приняла на вооружение стиль владения тростью Синдомусо-рю

Приблизительное число занимающихся: 30 тысяч человек

Длинные палки, некоторые из дуба, некоторые с железным наконечником, или полностью сделанные из железа прутья, использовались в Японии в качестве оружия еще в 1150 году.

В эпоху Эдо у самураев, которые служили охранниками замков или стражами порядка в городах, были дубовые палки длиной примерно 180 см. Палками пользовались и крестьяне для самозащиты.

Бодзюцу сегодня занимаются в ряде школ, но оно не столь популярно, как дзедзюцу , где используется сходное орудие.

Число занимающихся: несколько тысяч человек.

Кусаригама (серп с цепью) — это уникальное японское оружие с «сельхоз прошлым». Форма меняется от школы к школе. Самая распространенная — обоюдоострый серп с цепью длиной 2-5 метра, прикрепленной к ручке. На другом конце цепи есть груз, которым можно сковать движения соперника или спутать его меч. Лезвие серпа выполняет наступательную функцию.

Сегодня орудие, по форме напоминающее кусаригама , используется для отработки традиционных форм ката. Если не считать немногих энтузиастов других дисциплин, таких как кэндзюцу , дзюдзюцу и дзедзюцу , серп с цепью большого интереса не вызывает.

Дзиттэ — это железная дубинка длиной от 24 до 90 см. с прикрепленным к ней шишковатым крюком. Крюк использовался как средство защиты для отражения ударов меча и как средство нападения, чтобы толкнуть, ударить или прижать соперника.

Первоначально это орудие предназначалось для рассечения железного шлема: его носили охранники самураев, производя аресты. Все еще существует ряд стилей связанных с дзиттэ, например, Иккаку-рю Дзиттэ , но привлекают они немногих.

Иначе называется тайдзюцу , копподзюцу и явара . Правила разрешают пользоваться в поединке только собственным телом.

Применяется целый ряд приемов нападения, особенно маневры суставами (например, удары руками, выпады телом и удары ногами), броски, удержания, болевые приемы и прижим на лопатки. Отрабатываются и приемы защиты от вооруженного соперника.

В эпоху Эдо дзюдзюцу занимались вооруженные самураи и другие классы, которым не разрешалось носить оружие. После реставрации Мейдзи в ходе эволюции дзюдзюцу возникли дзюдо, айкидо, Ниппон Кэмпо и другие боевые искусства, которые потом почти полностью исчезли. Но дзюдзюцу все-таки живет благодаря деятельности некоторых школ, где занимаются древними будзюцу.

Число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек.

Согласно современной классификации, сами японцы свои боевые искусства разделяют на традиционные воинские искусства, возникшие до реставрации Мэйдзи (1868—1889 г.г.) - Koryu Bujutsu - корю будзюцу - 古流 武術 , и боевые искусства современности - Gendai Budo - гэндай будо - 現代 武道 - это стили и школы, большая часть из которых возникла в конце XIX - первой половине XX веков. Литературно можно перевести соответственно - "боевые методы старой школы" и "воинские искусства современности".

Обратите внимание на ряд слов и соответствующих им иероглифов, которыми часто обозначаются различные боевые искусства и стили: 1) - дзюцу - техника, умение, способ, искусство; 2) - до - путь, искусство, практика; 3) 会 - кай - сообщество, собрание, ассоциация; 4) 館 - кан - дворец, дом, школа; 5) 流 - рю - течение, стиль, манера. Кроме того в названиях школ и стилей можно часто встретить географические названия той или иной местности, а также фамилии основателей или иероглифы, из которых они состоят.

Aikido - Айкидо - 合気道 - Путь Гармоничного Настроения (Настроя) -

лишь один из вариантов перевода этого термина. Основатель - Уэсиба Морихэй - 植芝 盛平 (14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) брал уроки у многих мастеров боевых искусств, ниже вы столкнётесь с одним из них - это Сокаку Такэда . Айкидо формировалось в период с начала 20"х по конец 40"х годов прошлого века и является ярким примером гэндай будо - 現代 武道 . Морихэй Уэсиба воспитал много одарённых последователей, которые с одной стороны продолжили его дело, с другой - привнесли много нового и интересного в практику айкидо. Далее можно ознакомиться с некоторыми из них и их школами...

Стили и Школы:

  • Aikikai - Айкикай - 合気会 - Можно перевести, как "Сообщество принципа Айки". С тиль айкидо, во главе которого стоят потомки Морихэи Уэсибы. Руководители организации носят звание Дошу 道主 (продолжатель пути): сын - Киссёмару Уэсиба (с 26 апреля 1969 по 4 января 1999) и внук - Моритэру Уэсиба (с 4 января, 1999 по нынешнее время). 1940 год считают датой основания организации.
  • Yoshinkan - Ёсинкан - 養神館 - "Школа культивации духа" , основатель Сиода Годзо - 塩田 剛三 (9 сентября 1915 г. —17 июля 1994 г.) - представитель первого поколения учеников Морихэи Уэсибы. Основание стиля в 1955 году. Подробнее в разделе "Об Айкидо".
  • Iwama Ryu - Ивама Рю - 岩間流 - "Течение Ивама" (Ивама 岩間 - дословно - скалистая местность - географическое название места первого додзё этой школы) , основателем является Сайто Морихиро - 斉藤守弘 (31 марта 1928 г. — 13 мая 2002 г.) - один из ближайших учеников Уэсибы, в течении 23 лет оставался учидэси 内弟子 (ученик, живущий в доме учителя) О-Сэнсэя.
  • Kokikai - Кокикай - 光気会 - можно перевести, как "Сообщество сияющего настроения" , основано Сюдзи Маруямой (родился 1 апреля 1940 года) - один из учеников Уэсибы последнего поколения.
  • Yoshinkan Seiseikai - Ёсинкан Сэйсэйкай - 精晟会 - буквальный перевод - "Сообщество духа наполненного солнцем", основатель Тэрада Киёюки 寺田精之 (20 апреля 1922 - 13 июля 2009 года) - соратник Годзо Сиоды и фактически сооснователь стиля Ёсинкан Айкидо, тем не мение, эта школа существенно отличается от классического Ёсинкан целым рядом технических особенностей.

  • Renshinkai - Рэнсинкай - 錬身会 - дословно - "Сообщество закалки (тренировки) тела", основатель - Тида Цутому - 千田 務 (родился 4 октября 1950) - один из первых учеников Годзо Сиоды.
  • Shinwakan - Cинвакан - 親和館 - "Школа дружелюбия", канчё - 井上強一 Иноуэ Кёити (родился 10 сентября 1935), соратник и старший ученик Годзо Сиоды.
  • Sin Sin Toitsu - Син син тоицу - 心身統 - дословно - "Сердце (дух) управляет телом" (альтернативное название - Ки айкидо). Основатель Тохэй Коичи - 藤平光一 (20 января 1920 года — 19 мая 2011 года).
  • Tomiki Ryu - Томики Рю - 富木流 - "Школа Томики" или Shodokan Aikido - Сёдокан Айкидо - 昭道館 合気道 - "Школа светлого пути". Основатель - Томики Кэндзи - 富木謙治 (15 марта 1900 - 25 декабря 1979).

Daitoryu Aikijujutsu - 大東流 合気柔術 - Д айторю Айкидзюдзюцу - школа дзюдзюцу великого востока и гармоничного настроения (литературный перевод здесь врядли осуществим, скорее, название представляет собой пару символических идиом).

Один из наиболее известных стилей дзюдзюцу 柔術 (магкая техника, умение), основанный Такэда Сокаку - 武田 惣角 (10 октября 1859 г. ― 25 апреля 1943 г.). Более подробно описан в разделе "Об айкидо".

Judo - Дзюдо - 柔道 - Г ибкий П уть.

Родоначальник - Кано Дзигоро 嘉納 治五郎 (28 октября 1860 г. ― 4 мая 1938 г.) изучал дзюдзюцу 柔術 у многих мастеров своего времени . На основе этой практики, отказавшись от особенно травмоопасных техник, фактически создал новый вид борьбы. 講道館 - Кодокан (Школа изучения пути) - первое додзё Кано было создано в 1882 году. Этот год и считают годом основания дзюдо. Через занятия дзюдо прошли многие известные личности в мире Будо. Дзюдо в молодые годы занимались Маэда Мицуё (前田光世 - 18.11.1878. - 28.11.1941.) - основатель бразильского джиу-джицу, Василий Сергеевич Ощепков (25.12.1892. - 10.10.1937.) - один из основателей самбо, многие мастера айкидо высокого уровня пришли в айкидо уже имея практику в дзюдо.

Karate - Каратэ - 空手 - Пустая Рука,

первоначальная версия написания - 唐手 - китайская рука - альтернативное японским искусство ведения рукопашного боя, пришедшее на Окинаву вместе с одним из изучающих шаолиньское кунг-фу, неким Сакугава Канга 佐久川寛賀 (1733—1815), по прозвищу Сакугава Сатунуси или Тодэ Сакугава.

Стили и Школы:

  • Shotokan - Сётокан (часто - Шотокан) - 松涛館 - "школа шумящих сосен" или "стиль сосен и моря". Основатель Фунакоси Гичин (船越義珍 - 10.11.1868 - 26.04.1957) На эмблеме Сётокан изображён тигр, являющийся тотемным покровителем стиля. Отличительной особенностью стиля являются низкие стойки и резкие движения бёдрами во время нанесения ударов. Один из основополагающих принципов Сётокан - "Иккэн хисацу"(一拳必殺) можно перевести как "Вырубить с одного удара".
  • Goju Ryu - Годзю Рю - 剛柔流 - "школа мягкости и твёрдости". Один из основных стилей окинавского каратэ, который к концу двадцатых годов прошлого века создал Мияги Тёдзюн (宮城長順 - 25.04.1888. - 08.10.1953). Мастер неоднократно посещал Китай и изучал там различные стили ушу. Именно этими практиками он расширил стиль каратэ Наха-тэ (那覇 ), который изучал сам под руководством Хигаонны Канрё (東恩納寛量 - 10.03.1853 - 15.10.1915).
  • Wado Ryu - Вадо Рю - 和道流 - "школа мирного пути" или "пути согласия". Стиль создан в 1939 году Оцукой Хиронори (大塚博紀 - 01.06.1892 - 29.01.1982) профессиональным врачём. Эмблемой является круг с изображением белого голубя с расправленными крыльями и сжатого кулака над ним. Хиронори с детства изучал различные стили дзюдзюцу. К тридцати годам заинтересовался каратэ и немало преуспел на этом поприще, основав свою собственную школу. В каратэ Вадо Рю отражено увлечение техниками дзюдзюцу. Этот стиль насыщен большим количеством болевых контролей, бросковых техник, подсечек, подножек, не свойственных для других стилей каратэ того времени. Кроме того, сам поединок в меньшей степени строится на открытой конфронтации, в большей степени используются уходы с линии атаки нежели жёсткая их блокировка. В связи с подобным тактическим ведением боя Хиронори вводит ряд стоек, подразумевающих большую мобильность и динамику передвижений, не характерных для большинства стилей каратэ. К примеру, часто используемая позиция в других стилях каратэ Киба-дати (騎馬立ち - дословно - стойка всадника ) здесь заменяется на Нэко-аси-дати (猫足立ち - стойка кошки или кошачья нога).
  • Shito Ryu - Сито Рю - 糸東流 - можно перевести как "школа восточной нити". Стиль разработан Мабуни Кэнвой (摩文仁 賢和 - 1889 - 1952). Название связанно с двумя другими мастерами каратэ, у которых учился Мабуни, и содержит иероглифы, из которых состоят их фамилии. Это Итосу Ясуцунэ (糸洲安恒 — Итосу Анко 1831—1915) - видный мастер окинавского каратэ, у которого занимались многие мастера, создавшие в последствие свои школы, и Хигаонна Канрё (東恩納寛量 - 1852-1915). Школа каратэ Сито Рю существенное время тренировок уделяет ката, которых насчитывается в нём около пятидесяти, что значительным образом превышает число ката в других стилях.
  • Kyokusinkay - Кёкусинкай - 極真会 - "сообщество наивысшей истины". Основано Оямой Масутацу (大山倍達 - псевдоним, взятый в японии корейцем - 27.07.1923 - 26.04.1994) в 50-х годах прошлого века.
  • Ashihara Karate - Асихара Каратэ - 芦原 空手 - каратэ Хидэюки Асихары (芦原英幸 - 05.12.1944 - 24.04.1995) в 1980 году.
  • Koshiki Karate - Косики Каратэ - 甑空手 - первый иероглиф здесь означает металлический котелок, следовательно, можно перевести - "каратэ, подобное металлу", другими словами - "жесткое каратэ". Датой основания называют 1977 год.

Kendo - Кэндо - 剣道 - П уть Меча,

(ранее - Kenjutsu - Кэндзюцу - 剣術 - искусство меча, или искусство владения мечом) основано 1920 году на базе различных школ Кэндзюцу, существовавших с периода раннего средневековья . Философская доктрина школы отражена в её лозунге, который звучит: Ki Ken Tai No Ichi - 体 の 一 - Ки Кэн Тай Но Ичи, что дословно переводится, как: Дух, Меч и Тело - всё едино. В наши дни Кэндо часто преподают в школах Японии для укрепления духа и тела учащихся.

С начала XII века фехтование, на ряду с владением копьём и стрельбой из лука, являлось обязательным навыком самураев-воинов, но до начала XVII века оно скорее занимало второстепенную позицию в их обучении. В период эпохи Эдо (1603-1868) при наступлении относительно мирного времени в Японии возникает целый ряд школ Кэндзюцу, некоторые из которых существуют и поныне. Существенным шагом в дальнейшем развитии Кэндзюцу являлись реформы мастера Наганума Кунисато 長沼 国郷 (1688—1767). На тренировках в те времена в основном использовался деревянный меч боккэн, который часто сильно травмировал учащихся. Наставник Кунисато ввёл в процесс тренировки бамбуковый меч синай (竹刀) или такэмицу (竹光 ) , который состоит из четырёх бамбуковых полос скрепленных кусками кожи и связанных верёвками. Подобная конструкция существенным образом смягчает удар и используется в современном кэндо.

Tensin Shoden Katori Sinto Ryu - 天真正伝香取神道流 - Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю - литературным образом перевести весьма сложно, тем не менее, дословно - школа пути духа распростроняющая подлинную простосердечность.

пожалуй, одна из древнейших школ боевых искусств Японии, подразумевающяя комплексный подход в обучении её адептов. Типичный пример корю будзюцу - 古流 武術 (боевых систем старой школы). Здесь, на ряду с основополагающей техникой фехтования мечём - кэндзюцу (剣術), существует целый ряд разделов параллельного обучения:

Иайдзюцу - 居合術 - искусство мгновенного обнажения меча с одновременным ударом.

Нагинатадзюцу - 長刀術 - искусство владения нагинатой.

Рётодзюцу - 両刀術 - техники фехтования двумя мечами одновременно и ведения боя с несколькими атакующими.

Кодатидзюцу - 小太刀術 - фехтование в помещении (тесном пространстве) маленьким мечом.

Бодзюцу - 棒術 - навыки владения боевым шестом.

Содзюцу - 槍術 - практика ведения боя японским копьем.

Сюрикэндзюцу - 手裏剣術 - метание ножей и лезвий.

Дзюдзюцу - 柔術 - ведение рукопашного боя.

Ниндзю́цу - 忍術 - искусство слежки и шпионажа.

Тикудзёдзюцу - 地区場術 - искусство фортификации возведения оборонительных сооружений.

Гунбай-хэйхо - 軍配兵法 - военное искусство стратегии и тактики.

Тэммон-тиригаку - 天文地理学 - небесные явления, астрономия, астрология и предсказания.

Адепты школы называют 1447 год датой основания школы, историки же склонны полагать, что 1480 год - в большей степени соответствует действительному времени этого события. Как бы то ни было, сейчас уже весьма сложно поддержать как одну, так и другую версию.

Kasima Sin Ryu - 鹿島神流 - Касима Син Рю - литературный перевод вряд ли возможен, первые два иероглифа - "Касима"(鹿島 ) - очевидно, имя собственное, повидимому, либо фамилия одного из основателей, либо название местности, дословно - олений остров (также известен древний храм Касима в префектуре Ибараки 茨城県), таким образом - Касима Син Рю - "школа духа Касима".

Ранние упоминания о школе датируются XVI веком. В точности так же, как и Катори Синто Рю (смотрите выше), школа предполагает комплексный подход к изучению будзюцу. Здесь рассматривается ряд дисциплин, куда входит, как работа с различного рода оружием (буки вадза 武器技 ), так и без него (тайдзюцу 体術). Тем ни мение, первоочередным образом практикуется именно владение мечём - кэндзюцу - (剣術 ).

Для начала про "тысячелетия". Как известно, во все времена, как только появлялся новый вид борьбы, оружия или техники, практически сразу гомо сапиенс, вне зависимости от расы и культурности, хотел знать, кто в этом сильнейший. За примерами далеко ходить не надо, всё у нас происходит до сих пор и на наших глазах, так что понять механизм совсем не сложно: примерно в 1880 году появилось дзю-до, а уже в 1885 году проходят чемпионаты, а в 1900 все каноны и правила судейства оформились и закрепились полностью, исключая разночтения, - 20 лет; самбо зародилось как "самоз" в 1923 году, а в 1938 году самбо - полноценный вид борьбы с всесоюзными чемпионатами, - 15 лет; или тхэквондо, созданное в 1955 году, в 1966 уже имеет всемирную федерацию и вовсю проводит чемпионаты мира, - 11 лет, это так, для разминки мозга, чтобы было с чем сравнивать...

Так называемая история карате вообще смешна до "не могу", не буду особо ковыряться, просто заострю внимание на общеизвестных фактах. Для начала несколько слов о родине карате - архипелаге Окинава или Королевстве Рюкю: согласно официальным данным в 1816 году британский капитан Бэзил Холл побывал на Окинаве, по его воспоминаниям исключительно мирное население острова вообще "не имеет никакого оружия, даже шпаг и луков", да и брать-то у них особо было нечего. Ну, и когда же нищие полуголодные трусливые туземцы, у которых даже металла не было, чтобы сделать себе оружие, стали вдруг великими воинами? И с чего это вдруг туземцы индонезийско-филиппинского происхождения стали японцами? Для начала прослушаем душещипательную японскую версию сией истории, которая описана в "...педии":

"Основной поток торговли между Японией и Китаем пошел через государство Рюкю, которое и Китай, и Япония считали «своим». Торговля с Китаем была немаловажна для престижа и финансового благополучия даймё Сацумы. Чтобы избежать возможных конфликтов с Китаем, правители Сацумы предписали Рюкю притворяться независимым государством. Жителям Рюкю было запрещено пользоваться японскими именами и одеждой. Представителям Рюкю за рубежом было запрещено упоминать зависимость Рюкю от Сацумы. Японские подданные не имели право посещать Рюкю без правительственного разрешения. Даже рюкюский посол в Эдо был обязан вести переговоры только через переводчика. Китай скоро узнал об истинном положении дел, но игра в независимость Рюкю позволяла всем сохранить лицо и продолжать выгодную торговлю".

Вы только представьте себе эту картину!! К примеру, губернатор Иссык-Кульской области Киргизии запрещает урянхайцам Республики Тыва носить киргизские шапки, называться киргизскими именами и предлагает всеми силами показывать свою независимость от Киргизии...

Когда же реально японцы появились на островах? После революции Мэйдзи 1866-1869 гг. и последующей кровавой централизации под руководством европейских военспецов, когда конгломерат разнородных туземных кланов и торгово-пиратских корпораций был де-факто объединён под властью реально первого тэнно (император по японски, хотя европейцы норовят обозвать его прозвищем "микадо") в единое государство, которое обратило внимание на то, что европейские хищники активно прибирают к рукам острова, окружающие молодую державу (Россия - Цусиму, древнюю базу японских пиратов, Британия - о-ва Бонин), а США положило глаз на Рюкю, и, чтобы не дать прыткому союзничку устроить Кубу под своим брюхом, Япония устроила самый Муданьский инцендент из всех возможных:

В 1871 году японские пираты по привычке направились пограбить на Тайвань, местные аборигены оказались на высоте и перебили налётчиков - обычное дело, не повезло...Но если бы это было лет 10 назад, это было бы обычным делом, а сейчас Япония - ДЕРЖАВА с заявленным 26-миллионным населением (реальная численность на тот момент составляла порядка 9,6 млн. чел. , но при бешеном проценте прироста населения этот показатель был достигнут уже на пороге ХХ века, первая реальная перепись была проведена только в 1920 году) и стремительно развивающейся усиленно натаскиваемой европейскими и СШовскими военспецами армией, а так же пиратскими и самурайскими бандами многочисленных бояр-даймё. Почувствовав удобный момент т.н. "микадо", грубо говоря, предъявил циньскому хуангди, мол, "твоя шпана козырных пацанов покоцала!", на что китайское правительство в лице регентши Цыси, от имени хуангди Цзайчуня Тунчжи, естественно, честно "послало их в далекую даль!", сообщив, "что не несёт ответственности за происходящее на восточном берегу Тайваня". Всё, этого было достаточно, официальный отказ маньчжурского дома от неизвестных островов был озвучен. Поэтому в 1872 году Сё Таю последнему "князьку" Окинавы (причём, судя по всему, он же и первый, да и по внешнему виду он явно китайского происхождения, а не абориген-австронезиец!)


объявили, что он теперь не независимый ван ("князёк"), а японский маркиз - хо. А тому - хоть собакой назови, только на цепь не сажай, в общем, он был не против.

Правда, после второй проверки на прочность, когда только-только приходящий в себя после тайпинов Китай в 1874 году опять жёстко не отреагировал на новую провокацию, весь архипелаг Рюкю был мимоходом пережат 3,6-тысячным экспедиционным корпусом Японии в полную собственность, маски были сброшены. И когда в следующем 1875 году мирным безоружным рюкюсским туземцам со страшной силой разрешили носить японские имена и одежду и до неприличия много говорить по-японски, без утайки подчёркивая свою зависимость от Сацумы (честно говоря, вспоминая бесчисленные просмотренные боевики "про самураев", боюсь даже представить, во что вылилась "мирная акция воссоединения с Японией"), им как раз и захотелось чем-нибудь хорошенечко приложить неожиданную родню...

Еппонцкий драк

Кто помог им найти подручные средства в условиях отсутствия средств производства предметов вооружения, думаю, сильно объяснять не надо, тем более, ответ сам лезет на глаза: судя по первичной расшифровке названия "карате" - "китайская рука", это были те, кого у нас принято называть "китайцами"... однако не торопитесь, столь неожиданное боевое мастерство китайцев, которых даже во вторую Опиумную войну рота европейцев тысячами на пинках разгоняла, тоже должно иметь объяснение...

Собственно, что из себя представляет архипелаг Рюкю? Рюкю вместе с Тайванем были этаким морским Дагестаном, там жило пару десятков мелких племён, а всё побережье Тайваня с материковой стороны заселяли кантонские колонисты, все воевали со всеми и сильно плевали на то, что цинский хуангди считал их своими вассалами, общее население этих забытых богом островов вместе с кантонцами было порядка миллиона, из которых на Рюкю приходилось где-то 5-6%, а аборигенов-австронезийцев на самом Тайване было от силы процентов 10-15. Откуда взялись эти толпы китайцев, да ещё и с "китайскими руками"? А ответ опять расположен настолько близко, что людям даже неудобно на него смотреть.

Естественно, сами перебрались, вопрос "почему?" опять придётся рассмотреть внимательнее...Нет, конечно они не бежали от несогласия с деспотией китайского царизма, муравьи-китайцы до сих пор без разрешения правительства пукнуть боятся, и резонансные "Опиумные войны" напрямую тоже были не при чём, немногочисленным европейцам, наоборот, нужны были компактные стада тупых "китаёз", чтобы, не сильно напрягаясь, точечно сбывать тонны дерьма по цене добра, получая при этом баснословные деньги, однако без тогдашнего мирового зла - европейцев - столь важный процесс никак не мог произойти...

Без сомнения, этот процесс был взаимосвязан с общемировыми событиями передела мира по результатам "Крымской войны"... Сипайское восстание, продажа Аляски, интервенция Франции в Мексику, "гражданская" война на территории нынешних США, "реставрация Мейдзи" и "тайпинские" восстания - это всё звенья одной цепи...Видимо, со времён тайпинов Тайвань (интересное созвучие?) стал отстойником Китая, всё, что не удерживалось в Китае, сливалось на Тайвань, с перерывами, но регулярно: тайпины, ихетуани, чанкайшисты - все "сливки" Китая осаживались на Тайване, причём, заметьте, проигравшие, но не побеждённые, и с огромным боевым опытом... Кто создал из "желтопузых обезьян" (как их именовал британский генерал, бравший "Гу-гун") бойцов с "китайскими руками"? Не сами же они себя создали, "наблюдая за повадками животных, птиц, богомолов"? Нет, эти детские сказки они специально приготовили для впавших в детство европеоидов, а натаскивали их... сами европейцы, военспецы в туземных шмотках, с местными кличками-сиконами и богатым опытом ведения боевых действий с передовыми армиями тогдашней ойкумены, самозабвенно так натаскивали на свою голову тогдашние аналоги нынешних "алькайд"...

Вот такие вот "китайцы" и "японцы" делали из туземного сброда настоящих бойцов "всепобеждающих армий"

Судя по тому, что тайпинов в основном натаскивали британцы и американцы, за основу китайцами брался всё-таки именно бокс, только старая его разновидность, с ударами коленями, локтями и невысокими пинками ногой, а то, что китайцы чрезвычайно широко используют подручные предметы, указывает на то, что разновидность бокса была всё-таки американской... Посмотрите на эти фотографии

боксёр муайтайцы



и сравните со стойками древних "каратистов": никаких кривляний и стоек "раненого в ногу пьного дятла", никаких раскоряк и фантастических поз, всё просто и по-боксёрски функционально...

После поражения тайпинов они, как и их потомки ихэтуани и гоминьдановцы, двинули на Тайвань, а оттуда какая-нибудь из банд разношерстных тайпинов, проиграв конкурентам, вероятнее всего, была выбита на Рюкю, где сразу заняла господствующее положение среди миролюбивых аборигенов. Я уже где-то упоминал про исследования француза, который разоблачил азиатских фальсификаторов, перерисовывающих картинки с европейских и американских самоучителей Х1Х века, но самое интересное, что туземцы, неспособные ничего придумать сами, обладали такой настырностью, что доводили исполнение картинок с книжки до совершенства (не напоминает советских каратек 70-х, учившихся карате по кинофильмам?). Не знаю, чем занимались 11 лет беженцы-тайпины на Рюкю, но в 1875 году лафе пришёл конец, и пришлось "китайским рукам" показать, на кой ляд они нужны. Оружия сварганить было не из чего, поэтому по американской традиции в ход пошло то, что попало под руку, вилы для ворошения риса (саи), цепы для обмолота риса (нунчаки), и рычаг для вращения ручных жерновов (тонфа, особенно прижившаяся, кстати, именно у американцев). Правда, сопротивление шло вяленько а к 1880 году вообще утухло, как следует, не начавшись...

Не знаю, зачем в вялой и умиротворяющей глуши Окинавы семьи Хигаонна Канрё (по-китайски Шин Цен Йена (Синицина Ивана?)) и секретаря Сё Тая, известного по японизированному имени Итосу Ясуцунэ, сохранили китайскую подделку американской разновидности бокса под наименованием тотэ, но факт налицо: тотэ не просто сохранилось, но ещё и, видимо, обладало какими-то боевыми свойствами, хотя, возможно, всё дело было просто в выдающихся на фоне окинавской мелочи физических данных обоих. Хигаонна Канрё был на полголовы выше местного населения, да и чисто внешне больше походил на татарина, нежели на японца, китайца и тем более рюкюсца

Хигаонна Канрё

А его соратник и перманентный противник Итосу Ясуцуне, не смотря на то, что тоже считался китайцем, щеголял казачими усищами и отличался богатырской статью.

Итосу Ясуцунэ

А вот уже следующее поколение мастеров тотэ было явно аборигенным, обратите внимание на "квадратные" головы (по сравнению с долихокефалами Хигаонна и Итосу), свойственные австронезийцам, но при этом двое из них тоже явно выделялись среди местного населения размерами; это прославленный фильмом "Гений дзю-до" Тёки Мотобу по прозвищу "обезьяна", и богатырь Тёдзю Мияги

Тёки Мотобу Тёдзюн Мияги

Хотя, двое других: железный крепыш с усиками, как у "гитлерюгенда", Кэнва Мабуни и худосочный хитрый малыш из семьи интеллигентов-аборигенов Гичин Фунакоши, который никогда в жизни не дрался, но любил сочинять книжки, не баловали зрителей статью...

Кенва Мабуни слева Гитин Фунакоси

Ну, и кого, по-вашему, в итоге запомнили как создателя карате? Здоровяков бойцов, которые в реальных боях и рейтинговых, как бы сейчас сказали, поединках доказывали своё превосходство? Ничего подобного! СОЗДАТЕЛЬ КАРАТЕ - ГИЧИН ФУНАКОШИ ! Да-да, этот хлюпик, школьный учитель, как раз и остался в веках создателем карате. Как Гичин Фунакоши, который кроме ката, ничем не мог себя проявить, стал великим воителем, отдельная и очччень поучительная история. Вот, по-моему, самый ёмкий текст, описывающий это событие:

"В 1917 году японская ассоциация воинских искусств заинтересовалась каратэ и пригласила в Японию лучшего специалиста Окинавы. Предполагалось организовать боевую встречу гостя с Окинавы с мастерами Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу) и таким образом сравнить две боевые системы. Тёки Мотобу является самым сильным из живущих на Окинаве бойцов рукопашного боя. Его считали живой легендой. Он происходил из старой семьи каратэков, а свою репутацию он заслужил не столько своими возможностями мастера каратэ, сколько своей феноменальной физической силой. Хотя он был неграмотен и не очень умен, но его грубая сила и психологический эффект, вызванный его внешностью, полностью возмещали эти недостатки. Его любимой стойкой была Стойка Всадника (Киба Дачи), в которой он почти не перемещался, предпочитая принять серию ударов, чтобы использовать свою феноменальную физическую силу наверняка. Он не был «танцором». Он предпочитал схватить своего противника и «вырубить» его насмерть. Нанести ему поражение было почти невозможно. Поэтому многие патриоты острова считали, что именно Матобу поедет в Японию. Но он был слишком, мягко говоря, экстравагантным. Он присвоил себе одиннадцатый Дан и считал себя самым великим воином на Земном шаре. Он не умел разговаривать с людьми, был груб, не умел нормально одеваться, не расчесывался, ел руками и не пил чай из маленьких чашек. Он не кланялся и не становился на колени перед японцами ни под каким видом. Он не знал, что такое подчиниться приказу или просьба подождать. Наверняка японцы застрелили бы его, если бы произошел какой-то инцидент. Его темперамент и поведение были причиной отказа ему в поездке.

Среди школ острова Окинава, в которых обучали японскому письму и чтению, существовала подготовительная школа для жителей острова, которые хотели работать в Японской Гражданской Организации. Школа называлась «Шотто Гакко», и в ней обучали всему необходимому для достижения успеха в японской среде. Один из учителей этого заведения был окинавцем. Он вел японский образ жизни и мог состязаться в этом с любым японцем. Его манеры и речь были безукоризненны, и он одевался в добротную японскую одежду. Со стороны высокообразованных японцев он пользовался глубоким уважением. Его имя было Гичин Фунакоши, он был прекрасным лингвистом, но его всепоглощающим интересом было каратэ. Он был невзрачен и невелик ростом, но в 1916 г., именно он, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продемонстрировать тотэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это была первая официальная демонстрация тотэ в Японии.

В 1921 г., Фунакоши оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоши организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai - Окинавская ассоциация духа боевых искусств) и стал её председателем, тогда же и мастер Мотобу Тёки переехал на Хонсю в Осаку. Он стал первым мастером, переехавшим в Японию с целью распространения тотэ.

Фунакоши Гичин демонстрировал комплексы формальных упражнений ката и обучал технике карате. Практическое применение карате мог доказать в схватке с любым соперником великолепный боец Мотобу Тёки. Но Мотобу не знал японского языка и пропаганда и распространение окинавского боевого искусства в Японии была организована именно Фунакоши Гичином.

В 1936 г. Фунакоши построил первое додзё в Токио. Именно Фунакоши сменил иероглифы карате, которые раньше означали «китайская рука», на иероглифы «пустая рука», воспользовавшись тем, что два этих слова звучат одинаково, но имеют различное написание.

Фунакоши Гичин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней карате имело целью сделать карате составной частью будо, пронизанного японским национальным духом, основанной на самурайской культуре и традициях. Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввел новое название: каратэ-до - «Путь карате» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоши Гичин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзюдо системой физического и духовного воспитания."

Могу добавить, что удары ногой в Фунакошинском карате никогда не наносились выше паха, стойки были только широкие, удары одиночные, а движения только прямолинейные, и никаких размашистых "мавашигири"... вот так школьный учитель, благодаря грамоте, умению складно говорить и писать, и механически красиво сучить ручками-ножками, толпами истребляя невидимых противников, попав в струю, стал великим создателем системы, породившей несколько поколений великолепных бойцов.

Мораль однозначна: учись, будь вежлив, красиво двигайся, будь в тонусе, и люди к тебе потянутся.

Гичин Фунакоши

Ну, а кто же нам создал другой японский фетиш - дзю-до (дзюу-доу, джиудо, джиу-до)? Не поверите, но тоже вовсе не признанный боец, а...учитель литературы и иностранных языков Джигоро Кано, причём, на видео "великий мастер" демонстрировал не менее обезьянские трюки, чем китайские "специалисты", очень напоминают более поздние показательные выступления ещё одного великого учителя Морихея Уэсибы.

Вот, эти пряничные дедушки, усачи, как на подбор, в деле:

профессор Дзигоро Кано будущий о-сенсей Морихей Уэсиба

Вот реальные видео, специально не искал, просто те, что попались:
https://youtu.be/wJwckVy1g_8 https://youtu.be/kJzq_8UvU00 - это Джигорка
https://youtu.be/tyvUMilEzAI https://youtu.be/B24cvcLB0M0 - а это Морихейка

Нет, ни в коем случае я не сомневаюсь в боевых возможностях реальных бойцов. Вот, к примеру, замечательный рекламный ролик нашего, не менее титулованного, мастера Ощепкова Василия Сергеевича , проповедовавшего, кстати, именно дзю-до;
заметьте, никаких фокусов, всё просто и реалистично, всего лишь разница в менталитетах, а КАКАЯ разница...

Давеча подкинули мне идейку, якобы джиу-до - это никакой не "мягкий" и не "гибкий путь", а..."еврейская" борьба. И дзю-до оно стало уже в ХХ веке, скрывая свои корни, а изначально борьба так и называлась "джиудо", то бишь "иудейская"... Поначалу это показалось дикой ересью, потом, подумав и почитав, понял, а ведь весьма вероятно что так оно и было!

Японцы, как народ начав создаваться только в последней трети Х1Х века, лезли из шкурёнки и заимствовали направо и налево, "лепя себя", и кроме брутального сумо никаких реальных упоминаний ни о каких боевых искусствах практически до 90-х годов Х1Х века НЕ БЫЛО! Вот некоторые выдержки из энциклопедической "истории дзю-до", почему-то не подвергшиеся мистификации:

"Становление дзюдо пришлось на 1880-е годы, тяжёлый для боевых искусств период после реставрации Мэйдзи. В то время среди лидеров Японии господствовала политика заимствования западной культуры и традиционные воинские искусства (будо) переживали не лучшие времена. Старые мастера прекращали вести занятия, некоторые даже умирали в нищете."

То есть никаких мастеров собственно и не было!!! Даже те, которые якобы были, никого не учили и дохли, как мухи, в нищете... парадокс... а вот политика поголовного заимствования из западной культуры прямо-таки подавляла несуществующую японскую культуру... А вот и зачатие новой борьбы:

"Кано родился 28 октября в 1860 году в городе Микаге (яп. 御影村, в настоящее время Хигасинада-ку, Кобе (англ.)), недалеко от Киото. В 1871 году, когда Кано было 10 лет, умерла его мать и его семья переехала в Токио. У Кано были способности к изучению языков, и в возрасте 15 лет он начал посещать школу иностранных языков в Токио. В 1877 году Кано поступил в Токийский университет, где изучал философию и политические науки.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзюдзюцу (дзюдо)"

То есть безродного малолетнего балбеса взала на поруки какая-то иностранная миссия, которых в зарождающейся Японии было тогда как клопов на бомжихе; кто натаскал хлипкого Джигорку (или Егорку), реально не известно, но то, что творение политика и философа "Кано" первым делом получило известность... в Германии и Америке, да ещё в каком-то непрезентабельном клубе военных моряков, которых так же усиленно натаскивали европейцы, наводит на мысль, что учился он где-то в портах. Американский кетч не подходит, следовательно, истоки "иудейской борьбы" - "джиудо" находятся где-то среди германских ашкеназцев-джудише... Да и фамилию Кано Дзигорка получил, скорее всего, в миссии; эта фамилия довольно распространена в т.ч. в (на тот момент испанской колонии) Филиппинах, где различные секты вели серьёзную подрывную деятельность против колониальной администрации испанской короны и исподволь прививали аборигенам тягу к прекрасному американскому далёко...

Для имеющих возможность финансово помочь автору, мои реквизиты

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .