В чем секрет энергии Шакти? Что говорят тантра и йога о роли женщины? Тридеви — шакти Вишну, Шивы и Брахмы в матрице Мироздания.

Согласно тантрическому учению женщина и мужчина олицетворяют собой богиню Шакти и бога Шиву. Во Вселенной есть два противоположных потока энергии: инь и янь, пронизывающие и наше тело. Во время парных практик, как тантра сердца, происходит взаимный обмен этими потоками. Мужчина и женщина помогают друг дружке раскрыть энергетические каналы.

Из-за превратного толкования тантрической практики на западе, парные медитации зачастую воспринимаются как акт совокупления. Необходимо понимать разницу между традиционной тантрой и ее западной переделкой. Иногда медитацию тантра сердца представляют узко, как тантрический секс. И большинство людей, далеких от духовного развития и самосовершенствования, с радостью предаются прелюбодеянию.

Половой акт и оргазм, даже если он совершается в красиво убранной комнате, под соответствующую музыку и благовония, не имеет ничего общего с настоящей медитацией в паре со своим партнером. Более того, на групповых занятиях тантра сердца проводиться в одежде и без всякого намека на секс и ласки. Поэтому при подготовке к медитации нужно настраиваться на любовь, взаимопомощь, доверие, на созерцание партнера и чувств к нему.

Во время такой парной медитации влюбленные учатся помогать друг другу, поддерживать, сопереживать друг другу, чувствовать партнера, его настроение. В этой практике партнеры раскрываются через сердце, а именно через божественную любовь и единение. Две противоположности встречаются как божественные ипостаси и помогают друг дружке раскрыть тот божественный потенциал, который заложен в каждом.

Пока в сердце каждого остается хоть капля ненависти или страха, гармоничных отношений не достичь. Тантра сердца помогает найти, понять и преодолеть эти отрицательные эмоции, которые блокируют любовь. Многие хотят радости и любви. Но получить это можно только тогда, когда сам становишься неиссякаемым источником любви, когда отдаешь ее в сто раз больше, чем потребляешь.

Надо понимать, что речь здесь идет не о земной любви, а о ее высшей, божественной сути. Но именно через земное ее воплощение во время тантры сердца происходит единение Шакти и Шивы, и партнеры раскрывают ее высший смысл. По сути мужчина и женщина были созданы для трансформации низшей энергии в божественную. Но как много людей понимают это, предпочитая примитивному сексу, растрачивая энергетический потенциал, избегая своего истинного предназначения.

Возможно вам также понравится:


Где можно заняться тантрой в СПб и Москве
Тантра Йога любви – как правильно выполнять?
Тантра Йога упражнения с партнером для начинающих
Тантрический ритуал Джинсег — как его делать?
Тантрический ритуал Майтхуна — как его сделать
Тантрический буддизм или алмазная колесница
Йога с партнером и тантрический массаж

В последующем обсуждении мы будем говорить конкретно о направлениях шактизма и шиваизма, делая акцент на шактизме.

Шива воплощает непроявленное, а Шакти - проявленное. Шива лишен формы, а Шакти - это то, что обретает форму. Шива - это сознание, а Шакти - энергия, не только космоса в целом, но каждого и всякого отдельного человека. Шива - это высшее сознание, пронизывающее каждого, а Шакти - это сила, которая проявляет потенциал, заключенный в сознании в разных проявленных центрах в человеке и вселенной. Корни Шакти заключены в Шиве. Хотя один из них воплощает проявленное, а другой непроявленное, в предельном смысле они представляют собой одно и то же. Один является принципом неизменности, а другой принципом изменения. Шакти - это изменение в неизменности, а Шива - неизменность, лежащая в основе изменения. С логической точки зрения это взаимоотношение кажется противоречивым, однако целью тантры, равно как и йоги, является непосредственный опыт совершенного единства неизменного и изменяемого и исчезновения их двойственности. В конечном счете, между Шивой и Шакти нет никакого различия, но это постигается только в состояниях высшего осознания. И это постижение превращает жизнь в источник восхищения и радости.

Все, что вы видите вокруг себя, будь то физическое, психическое, умственное или какое угодно еще - это Шакти как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Сюда входят ваши тело и ум. Сюда входят любое дерево, любая собака, любой камень, солнце и звезды. Шакти - это все сущее. Все эти проявления произошли из одной первоосновы, Шивы. Цель тантры состоит в том, чтобы в каком-то смысле повторить путь проявления, чтобы Шакти была средством воссоединения индивида с Шивой и познания высшего опыта - самадхи, нирваны или чего бы то ни было, чем вы захотите его назвать. Тантра призвана вести вас по пути возвращения к единству с Шивой и Шакти, единству индивидуального существа (джива) с высшим (параматман).

Тантра говорит, что Шакти, или сила создания отдельных центров проявления (то есть, объектов, индивидов и т.д.), в своей сути является сознанием (Шивой). Однако сила окружающего нас феноменального мира маскирует себя (посредством майи), и в обычных состояниях осознания не видно, что на самом деле она представляет собой сознание. Всё и вся в проявленной вселенной - это не что иное, как проявленное сознание. Сколь бы странным это ни казалось, в природе или содержании сознания не происходит никакого изменения, несмотря на то что из него происходит все сущее. В Ишавасья Упанишаде говорится:

То целое и это целое.

Из целого берется целое и получается целое.

Если изъять целое из целого, останется только целое.

Великий европейский мудрец Плотин говорил в точности то же самое:

«Единое суть всё и также не всё. Оно - не всё, поскольку оно источник всего. Оно суть всё в трансцендентальном плане, поскольку в нем есть все... или точнее, еще не есть, но может быть».

Эти две цитаты заключают в себе саму суть тантры и любой религии. Не беспокойтесь, если вы не понимаете их смысл, ибо то, что они пытаются передать, не поддается рациональному осмыслению.

Сознание - это неисчерпаемый источник всего во вселенной, в то же время всегда превосходящий то, что из него происходит. Сознание никогда не перестает быть тем, что оно есть, чем оно было и будет. От Шивы через посредство лилы Шакти происходит вселенная в целом и все сущее в отдельности... и все же Шива всегда остается одним и тем же. В то же время Шива и Шакти в высочайшем смысле представляют собой одно и то же. Это вечная тайна, вечное чудо, не поддающееся описанию. Гораздо лучше пытаться сосчитать все камешки на пляжах всего мира, чем стараться описать невозможное.

Тантра рассматривает материальную вселенную как форму, образец или выражение целого. Согласно тантре, реальны и проявленное и непроявленное, и фон и проекция, и фильм и экран. По существу, бессмысленно говорить человеку, что окружающие его вещи нереальны, поскольку его личный опыт на нормальных уровнях осознания свидетельствует об обратном. Кроме того, с точки зрения тантрической, йогической или любой другой духовной практики мир следует считать реальным. Следует использовать тело, ум и другие аспекты мира для познания того, что лежит за его пределами. Если считать ум и тело нереальными, как это принято в некоторых системах, то как можно практиковать духовные техники, как можно заниматься с тем, что нереально? Конечно, на нормальных уровнях опыта эта точка зрения нелепа. Многие другие системы считают вселенную нереальной потому, что она изменяется. Хотя это всего лишь вопрос определения, тантра утверждает, что на самом деле все реально, меняется ли оно (Шакти) или остается неизменным (Шива). Это не более чем два разных аспекта целого.

Шива - отец (пита) всего, что движется и неподвижно. Его описывают обнаженным - облаченным в пустое пространство (дигамбара - облаченным во все во вселенной). В наше время его обычно изображают одетым в тигровую шкуру и держащим в руках трезубец, который представляет три качества вечно подвластной ему природы - тамас (темноту и инерцию), раджас (деятельность) и саттву (свет и гармонию). Он восседает на быке по имени Нанди. Шива содержит в себе семена творения. Его символизирует шивалингам. Он является полностью необусловленным, постоянно пребывая в состоянии нирвикальпа самадхи, в котором полностью отсутствует двойственность того и этого. Шива - царь всех йогов (Йогешвара), ибо он представляет высший опыт. Он также известен как Кулешана, властелин каулов - тех, кто достиг высочайшей стадии тантры (Каулачара).

У Шивы есть и много других значений в его различных состояниях или аспектах. Пусть они вас не смущают. Например, иногда он зовется Рудра - разрушитель - и по своей природе как будто больше похож на Шакти (уничтожающий аспект). Но важно понимать или по крайней мере знать, что на самом деле нет никакого противоречия в том, чтобы считать Шиву бездеятельной, пассивной персонификацией сознания (как мы уже подчеркивали), а также представлять его как более активную персонификацию в форме Рудры, разрушителя. Этим просто еще раз подчеркивается тот факт, что в действительности активное и неактивное, проявленное и не-проявленное представляют собой одно и то же. Все эти божества - Шива, Шакти и кто угодно еще, Hit самом деле представляют в точности одно и то же: абсолют. Отличается только символ, форма представления. Почему бы и нет? При желании вы можете создать свое собственное божество, и оно будет столь же уместным, как любое другое. Это повсеместное поклонение огромному числу богов говорит о невероятной сложности (и в то же время простоте, при условии понимания), а также терпимости всеобъемлющей духовной атмосферы Индии.

Шакти также известна под многими именами и во многих аспектах. В связи с организацией и ростом материи во всех формах жизни ее называют праной. Ее называют кундалини - силой, дремлющей во всем, в том числе в человеке, которую можно высвободить посредством практик татры и йоги, равно как и любых других духовных практик. Ее называют Кали - уничтожительницей (не разрушительницей), которая забирает все обратно в свое чрево в конце отведенного срока жизни. Существует множество картин и статуй, изображающих ее как Парвати - воплощение любящей, верной жены Шивы. Ее называют изначальной силой - Адья, вселенской матерью - Ишвари, супругой Ишвары, властелина вселенной. Она также известна как Авидья рупини (форма неведения), ибо именно она порождает неведение и индивидуальность. И наоборот, ее называют и Видья рупини (форма познания), ибо она является средством устранения рабства и познания освобождения или просветления. Как говорит Куларнава Тантра:

«Чем человек падает, тем он и поднимется». Иными словами, она - ум каждого из нас, который может нас либо порабощать, либо освобождать. Она известна под именем Майи (создательницы иллюзий), ибо из-за ее силы человек не может видеть единства и познавать высшее осознание. В то же время именно через посредство силы Шакти воспринимается мир. Без Шакти вы были бы не способны переживать мир, ибо именно она создает ум и тело. Именно через посредство Шакти Шива может переживать сам себя. Кроме того, Шакти - это Парабрахман, абсолют, когда она становится Брахманом во время соединения Шивы и Шакти. В Индии поклоняются бесчисленному множеству ее различных форм - Уме, Гаури, Дурге и так далее. Ее формы бесконечны, ибо нет конца ее силе и вещам, которые она проявляет. Ее формы столь же многочисленны, как отражения луны. Она постоянно активна, создавая, поддерживая и затем снова поглощая или растворяя все в Шиве только затем, чтобы создавать снова. Это непрерывный и бесконечный процесс.

Помните, что как мы уже указывали, концепция Шивы и Шакти не ограничена Индией. Мы уже говорили, что тантра универсальна, и это действительно так. Например, в книге древнегреческого философа Платона «Федр» сказано:

«То, что есть на земле (Шакти), - это только подобие или тень чего-то существующего в высшей сфере - того великолепия, что пребывает в неизменном состоянии (Шивы)».

Это ясная иллюстрация принципа Шивы и Шакти. Есть множество других примеров. Возьмем древних гностиков. По существу, это было европейское тантрическое направление, которое интерпретировало христианство гораздо глубже, чем его понимало большинство людей. Они интерпретировали его в свете высшего опыта. Но не будем отвлекаться; мы хотим показать сходство между Шивой и Шакти и этой древней системой гнозиса (просветления). Один из гностических мистиков, Симон Маг, якобы сказал следующее:

«Универсальные зоны (циклические периоды творения, как их описывает тантра) состоят из двух ветвей без начала и конца, которые произрастают от одного корня (абсолюта)... невидимой силы и непознаваемого безмолвия. Одна из этих ветвей проявляется свыше и представляет собой универсальное сознание, упорядочивающее все и обозначающееся как мужское начало (конечно, это Шива); другая ветвь - это женское начало, и она порождает все сущее (Шакти)».

Мы не будем дальше цитировать этот текст. Гностики даже подразделяли человеческих существ на три отдельные группы, точно такие же, как в тантре. С точки зрения осознания низшую группу представляют те, кто знает только о существовании материального мира, и поклоняются ему. В тантре эта группа называется пашу, или инстинктивным человеком. Во вторую группу входят те, кто поклоняется фундаментальной реальности, но без ее переживания, а посредством слепой веры. Это похоже, хотя и не в точности, на вторую категорию тантры - вира, или героического человека; третья группа состоит из людей, которые познают высшее осознание и живут в нем. В тантре их называют дивья, или божественными людьми. Таким образом, древняя система гностицизма имеет фундаментально тантрическую природу. В мире существует много других очень похожих систем. Мы не будем их обсуждать из-за недостатка места.

Энергия, в том числе материя, и сознание совместно функционируют в космосе, равно как и в л»бом человеческом существе. Это сочетание дает начало миру, который мы видим вокруг; оно дает начало времени и пространству. Энергия управляется сознанием, а сознание не может выражать себя кроме как через энергию. В тантрической книге Шанкарачарьи под названием Саундарья Пахари говорится:

«Как Шива может действовать без Шакти?» Поэтому тантра учит, что для слияния с сознанием следует в качестве средства использовать Шакти.

Существует высший опыт, в котором Шива и Шакти более не существуют как отдельные сущности. Чтобы показать, что этот опыт невыразим, одни называют его Брахманом, другие - «ни то, ни это». Третьи говорят, что это «одно без второго». Это состояние называют самадхи, нирваной, совершенным единством и множеством других имен. Это стадия, на которой Шива настолько сливается с Шакти, что они становятся одним и тем же. Они так плотно охватывают друг друга, что перестают быть отдельными. В этом смысл многих индийских скульптур, изображающих Шиву и Шакти в виде мужчины и женщины. Они изображают состояние бытия, непрерывное объятие, в котором исчезают самоотождествление и отдельность. Это - божественное объятие.

СВАМИ ВИШВАНАНДА: «Лингам представляет собой три гуны в человеке: саттва, раджас, тамас. Большинство лингамов разделены на три части. В Шива-пуране говорится, что Шакти всегда пребывает с Шивой. Верхняя часть - это Шива, а нижняя часть - это Шакти, относящаяся вместе с Шешей (змеей) к кундалини.

Это совершенная комбинация двух аспектов, которые есть в каждом из нас, мужское и женское начала. Это также день и ночь. Это напоминает нам, что мы не только тело.

Мы - это сознание Бога, которое мы найдём, отдавшись Богу полностью…».

Легенда о браке Шивы и Шакти - одна из самых важных легенд, связанных с празднованием великой ночи - Махашиваратри. История повествует о том, как Бог Шива женился во второй раз на Шакти - своей Божественной супруге. С тех пор день их свадьбы празднуется как Великая Ночь Шивы.

Легенда гласит о том, что однажды, когда Шива и его жена Сати (Шакти) возвращались из ашрама мудреца Агастьи, Они увидели, как Рама в лесу ищет свою жену Ситу, которая была похищена Раваной, королем Ланки. Бог Шива склонил свою голову в почтении перед Господом Рамой. Сати была удивлена поведением Господа Шивы и спросила, почему Он оказал почтение простому смертному. Шива сообщил Сати, что Рама является воплощением Бога Вишну. Однако Сати стала сомневаться в словах мужа. Тогда Господь Шива попросил Её, чтобы Она сама пошла к Раме и удостоверилась в правдивости Его слов. Используя свою способность менять формы, Богиня Сати, приняв форму Ситы, появилась перед Рамой.

Господь Рама тут же распознал истинную личность Богини и спросил Её: "Дэви, почему Вы являетесь одна, где ваш муж Шива?" Так Сати узнала правду о Господе Раме. Но, так как Господь Шива воспринимал форму Ситы, как форму Божественной Матери, то, невольно, статус Сати изменился в Его глазах, когда Шива увидел Ее в форме Ситы. С того времени Шива не смог больше воспринимать Ее как свою жену. Сати была опечалена изменением отношения мужа к Ней, но, несмотря на это, оставалась на Горе Кайлаш, в обители Господа Шивы. Позже, когда отец Сати - Дакша - организовал яджну, он не стал приглашать на нее Сати и Шиву, поскольку у него были натянутые отношения с зятем, он с самого начала был против союза своей дочери с Господом Шивой. Но Сати очень хотела посетить Яджну, и пошла на нее, несмотря на то, что Шива не оценил эту идею. К ее великому огорчению, Дакша проигнорировал присутствие дочери и даже не предложил Прасад для Шивы. Сати почувствовала себя оскорбленной и, охваченная глубоким горем, бросилась в огонь яджны, пожертвовав Собой.

Господь Шива, услышав новость о жертвоприношении Сати, очень разгневался. Примчавшись на место трагедии, Он взял тело Сати на руки и стал выполнять Рудра Тандаву - танец разрушения и уничтожил королевство Дакши.

Все были страшно напуганы, поскольку у Тандавы Шивы была власть разрушить всю Вселенную. Чтобы успокоить Бога Шиву, Вишну разъединил тело Сати на 12 частей и бросил их на Землю. Сказано, что везде, где упали части тела Сати-Шакти, появились Шакти Питхи (святые места). А Господь Шива, став одиноким, принял строгую аскезу и удалился в Гималаи.

Но Сати возродилась вновь как Парвати (второе имя - Ума) в семье Бога Гималаев. Она выполнила аскезу для того, чтобы прервать медитацию Шивы, стараясь изо всех сил добиться Его внимания. Зная, что прервать медитацию Шивы будет очень трудно, Парвати попросила помощи у Бога Любви и Страсти - Камадевы. Камадева посоветовал Парвати станцевать перед Шивой,

и когда Парвати танцевала, Камадева выпустил свою Стрелу страсти в Шиву и нарушил Его аскезу. Шива страшно разгневался и, открыв свой третий глаз, сжег Камадеву дотла. Только после мольбы Рати, жены Камадевы, Бог Шива согласился восстановить Камадеву. Но позже Парвати предприняла еще более серьезную аскезу, чтобы добиться внимания Шивы. И благодаря своей преданности и верности Господу Шиве, Парвати, наконец-то, удалось склонить Шиву к супружеской жизни.

Их брак был отпразднован за день до Амавасьи в месяце Пхалгун. Этот день - союза Господа Шивы и Богини Парвати - с тех пор ежегодно празднуется как Махашиваратри.

ПУСТЬ ЖИЗНИ КРАСОТА ВОССЛАВИТСЯ НАВЕКИ,

БЛАЖЕНСТВО БЫТИЯ - ЕДИНОГО ПЕЧАТЬ!

И ПУСТЬ ПОРЫВ ЛЮБВИ ВОЗВЫСИТ ЧЕЛОВЕКА,

А СЕРДЦЕ ВОЗВЕСТИТ: СПАСЕНИЕ - НАЧАТЬ!

ПУСТЬ СЛАВЫ ТОРЖЕСТВО ЗВУЧИТ, НЕ ИССЯКАЯ,

И СТАНЕТ БОЖЕСТВО ОГНЁМ СЕБЯ ЯВЛЯТЬ,

СНАРУЖИ И ВНУТРИ ВСЕЛЕННУЮ ЛАСКАЯ,

И ГРОМОМ ТИШИНЫ О СЧАСТЬЕ ОБЪЯВЛЯТЬ!

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА К ЕДИНСТВУ УСТРЕМЯТСЯ,

И РАДОСТИ ПОТОК ВЕСЬ МИР ОСВОБОДИТ!

А ИСТИНЫ ГЛАГОЛ ВЕЛИТ СЕРДЦАМ ОБНЯТЬСЯ,

И В ТАИНСТВЕ ЛЮБВИ ВСЕЛЕННУЮ РОДИТ...

Стихи написал Сергей Гладков - Хари Ом

Невероятно, но без женской энергии Шакти духовный рост личности невозможен! Оказывается…

В тантре¹ существуют два важных полюса энергии, известные как Шива² и Шакти³. Эти энергии действуют по-разному и оказывают различное влияние на пространство и человека.

В человеческом обществе Шиве и Шакти со­ответствуют мужчина и женщина. Во вселенском масштабе ас­пекты Шивы и Шакти представляют время и пространство. В духовной жизни Шиве и Шакти соответствуют ум и прана⁴. В текстах хатха йоги эти два аспекта называются Ида и Пингала. Ида представляет сознание, а Пингала - жизненную силу или прану.

Эти аспекты представляют собой противоположные полюса энергии. Обычно они никогда не соприкасаются, но во время творения они встречаются в точке соединения во всех сферах. Во вселенском разуме они соединяются в ядре, и при их соеди­нении в материи происходит взрыв. Времени соответст­вует положительная энергия, а пространству - отрицательная.

Как взаимодействуют энергии Шивы и Шакти?

Мужчина и женщина пред­ставляют собой два разных полюса энергии. Эти полюса подробно обсуждаются в древней тантрической традиции. Часто можно встретить изображение Кали, которая, почти обнаженная, стоит одной ногой на земле, а другую поставила на Шиву. У нее свирепое выражение лица, язык в крови, а на шее ожерелье из 108 человеческих черепов. Это Кали в пробуж­денном состоянии.

Также попадаются изобра­жения Шивы, сидящего в позе лотоса, хотя они довольно ред­ки. Половина его тела - Шива, а другая половина - Шакти. Шиву и Парвати иногда изображают в виде гуру и ученика. Шива сидит в позе лотоса, а Парвати расположилась у его ног. Шива учит ее секретам тантры.

Примерно в 200 километрах от Мунгера есть важный центр тантры под назва­нием Тарапитха. Там можно увидеть изображение Шакти, кормящей грудью бога Шиву.

Таковы взаимоотношения между Шивой и Шакти на раз­ных уровнях эволюции и пробуждения. На одном этапе Шива выступает в роли гуру, а Шакти в роли ученика - то есть женщина - это ученик, а мужчина - гуру.

На другом уровне они вообще не отличаются друг от друга. Шива и Шакти соединены в одном теле, одной структуре и одной идее.

На третьем уровне эволюции Шакти главенствует, а Шива занимает подчиненное место.

Это философская интерпретация стадий пробуждения Шакти, внутренне присущая каждому человеку.

Каково духовное предназначение женщины?

В тантрической традиции женщина считается стоящей выше мужчины в том, что касается посвящений тантры. Это никоим образом не следует считать социальным притязанием. Это чисто духовная позиция по отношению к эволюции высшего сознания.

Строение женщины, ее эмоции и ее психическое развитие безусловно выше, чем у мужчины. Пробуждение духовной силы (кундалини⁴) гораздо легче происходит в теле женщины, чем в теле мужчины. Кроме того, есть еще один важный момент, который следует принимать во внимание. В отличие от женщины мужчина, который входит в более глубокие области ума, возвращаясь, не способен принести с собой эти переживания.

Погружаясь очень глубоко в свое сознание, человек переживает определенный опыт. Но когда он возвращается из более глубокого состояния ума к грубому осознанию, между этими переживаниями и сознательным умом опускается завеса.

У женщин такая завеса не опускается. Помимо этого, психическое существо женщины высоко заряжено духовным осознанием. Внешние выражения, которые мы находим у женщины или девушки - любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание - представляют собой проявления ее внутреннего состояния.

«Если бы все женщины покинули этот мир, он бы превратился в пустыню. В нем не было бы благоуха­ний, цветов, улыбок, или красоты».

Это показывает, что внут­реннее осознание женщины очень восприимчиво и готово вы­рваться наружу. В сфере кундалини йоги тело женщины также энергизируется определенным центром.

В мужском теле Муладхара чакра сложно располагается в очень тесной области. Мужчины вы­полняют Мула Бандху, и ничего не происходит. Но в теле женщины Муладхара чакру можно даже потрогать пальцами. По­этому в женском теле пробуждение может происходить гораздо быстрее, чем в теле мужчины.

Еще один важный момент состоит в том, что женщина все­гда была главным переносчиком энергии, а мужчина - средой. В Индии существуют шестьдесят четыре храма, посвященных шестидесяти четырем аспектам женской энергии.

Что говорит тантра о роли женщины?

Изучая книги о тантре, мы ясно видим в них одну центральную тему: Шакти выступает в роли творца, а Шива служит средст­вом. Шива никогда не считался творцом. Именно Шакти играет главную роль не только в сексуальной жизни, но и в духовных практиках, воплощающих процессы творения, и в проведении большинства духовных ритуалов.

У индуистов всеми религиозными и другими ритуалами руководят, в основ­ном, женщины; мужчины просто присутствуют. Будь то обычная общественная церемония, религиозная церемония, поклонение божеству или день поста, их проводит именно женщина. Мужчина дол­жен просто следовать ее указаниям. Такова индийская тради­ция, известная как посвящение мужчине от женщины.

Какие есть типы посвящений?

Калачакра — это посвящение сын принимает от матери. Оно особенно распространено на севере Биха­ра. Посвящение калачакры даже сегодня преобладает в облас­ти, простирающейся до границ Непала на севере, Ассама на востоке и Уттар Прадеша на западе.

Согласно этой традиции, сын считает свою мать богиней. Подобно тому, как христиане и индуисты ходят в храм и там поклоняются своим богам, точно так же сын каждое утро поклоня­ется матери. Это не просто социальное уважение, которое он проявляет к старшей в семье, это духовное поклонение, обус­ловленное не тем, что она его мать, а тем, что она - его гуру (учитель).

То же происходит и в Вама Марге, но здесь женщине покло­няется не сын, а партнер. Вама марга — это духовный путь, который можно практиковать вместе с партнером. Женщина благословляет своего мужчину. Здесь именно женщина дает этот знак мужчи­не, а не мужчина женщине.

Таковы две важные роли женщины в тантре.

Шакти на первом месте

В тантре роль посвящающего переходит от мужчины к женщи­не. Рамакришна Парамахамса всегда считал свою жену Сараду дэви или богиней. Слово «дэви» на санскрите означает «про­светленная» или «великая».

Когда Рамакришна женился, он был очень молод, а его жена была еще ребенком, но он все рав­но считал ее Божественной Матерью. Он всегда относился к ней с уважением и почитанием.

В схеме эволюции Шакти идет первой, а Шива следует за ней.

Если в духовной жизни придерживаться тех же принципов, то следует пони­мать, что в любой сфере женщина выступает как инициатор, а мужчина как соучастник. Даже если мужчина достиг более высокого осознания, ему все равно будет трудно донести это до других без помощи женщины.

Какую роль женщине отводит хахта-йога?

В тантре существует еще один путь, именуемый Дакшина Марга, или ведическая тантра. Здесь учас­тие женщины - будь то в роли дочери, матери, или жены - не является необходимым, поскольку считается, что обе силы уже присутствуют в самом духовном искателе.

Ида - это женский аспект, а Пингала - мужской. Союз ментальной и пранической сил равноценен союзу между мужчиной и женщиной. Таковы представления хатха- йоги.

Ида соответствует Шакти, а Пингала - Шиве. Когда они со­единяются в Аджна чакре, происходит настоящее единение.

Считается, что Шакти обитает в Муладхаре, а Шива — в Сахасраре. Обитая в Сахасраре, Шива пребывает в вечной йога-нидре - пассивный, безразлич­ный, без имени и формы. Он не имеет никакого отношения к созиданию и разрушению. Он обладает абсолютным и одно­родным сознанием.

Шакти пребывает в Муладхаре, и ее пробуждают с помощью специальных прак­тик йоги. Она становится возбужденной и поднимается по центральному каналу вверх. Когда Шакти достигает Аджна чары, про­исходит их соединение с Шивой.

Танец Шивы

Воссоединение происходит, когда встречаются два полюса энергии. Энергия кундалини из Аджна чакры поднимается к Сахасрара чакре и там Шива соединяется с Шакти. Когда Шива пробуждается из своей глубокой йога-нидры, он начинает танцевать. Танец Шивы символизирует пробуждение силы в человеке.

Затем Шива и Шакти спускаются по одному и тому же пути к Муладхаре. Они вместе нисходят на мирской уровень, более грубый план. Вот почему в крийя-йоге есть восходящий и нисходя­щий пути энергии.

Возможно ли создание нового общества?

На Востоке роль женщины огромна, однако ее положе­ние в современных культурах весьма далеко от этого.

Чтобы в наши дни возродить прежнюю роль женщины, необходимо изменить все общест­венное мировоззрение. Социальная жизнь должна будет основываться на новой концепции религиозных реалий, в которой понимается и принимается роль женщи­ны в духовной эволюции человечества. Только так можно перейти на более высокий уровень развития общества.

Нава Йогини Тантра

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Тантра - общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме, бон ииндуизме, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными (Википедия).

² Шива - индуистское божество, входящее вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду тримурти и верховный бог в шиваизме (Википедия).

³ Шакти - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы; в более широком смысле - женская творческая сила Шивы, реже - Вишну и других богов индуизма (Википедия).

⁴ Узнать больше о пробуждении энергии Кундалини, вы сможете в этой

Происхождение тантризма первоначально связано с кулом Шакти, Великой Богини-Матери, оно имеет корни в доарийской дравидской культуре.

Ранний тантризм складывался под влиянием ведической религии, более поздний - брахманизма и буддизма, однако черты древнего почитания Богини-Мери хорошо сохранились и поныне.

В «Нируттара-Тантре» * сказано:

...«Невозможно достичь освобождения без постижения Шакти».

В Гайатри-Тантре* говорится:

...«С помощью соединения с Пракрити* вся Вселенная обладает энергией, поэтому она называется «Шакти».

Тантристы стремятся поставить себя в идеальное отнение с Шакти, а через нее - и с Шивой.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» - «иметь силу, быть способным».

Божества традиционного индуистского пантеона в тарических изображениях оставались узнаваемыми, но принали гораздо более грозный облик, появляясь с атрибути орудий убийства, в огне, крови, истощенными, пожирими сырое мясо, пьющими вино и кровь, украшенными чепами и костями, бродящими среди горы трупов.

Милость таких богов можно было получить, принося кровавые жертвы, умерщвляя плоть, практикуя обычаи, яяющиеся для непосвященных ужасными и отвратитьными.

Изображения тантрических божеств часто напоминают персонажи из фильмов ужасов. Причем, нет никаких сомний, что эти кошмарные, на взгляд европейца, существа яяются объектами поклонения. Вот как описывает «Кали-Кавача» * Богиню Кали:

...«Я видел Ее Многообразную, Четырехрукую, Играющую языком, Облаченную в Стороны Света, Обнаженную, Прекрасную и Темную, как лепестки синего Лотоса.

Подобную полной Луне, Разбивающую полчища врагов, а также Череп, Меч, Лотос, Жест Блословения.

Бесстрашную, Кроваволикую, Оскалившую ужасный лик, Безудержно Хохочущую, Стоящую на Трупе и Украшенную Гирляндой из Черепов.

Так, созерцая Великую Кали, следует прочесть Кавачу («броня»)».

Однако Тантрические образы не следует понимать буально - здесь видны лишь персонифицированные те или иные состояния психики и символы. Например:

«четырехрукая» символизируют четыре состояния сознания:

Турийа - «четвертое», трансцендентное состояние;

Сушупти - бессознательное состояние;

Свапна - сон со сновидениями; и

Джаграт - бодрствование.

Четыре руки - символ четырех уровней речи, божесенного Логоса:

Паравак - высший, невыразимый, причинный урень речи;

Пшийапти - уровень, в котором появляется первичный образ идеи;

Вайккари - собственно речь, произносимая органами;

Чадхйама - средний, промежуточный уровень.

«играющая языком» - очень красноречивый эротеский жест, указывающий на биполярную природу Кали. С одной стороны, Она - Мать и Возлюбленная, постнно пребывающая в восторге нежности и любовного воуждения, с другой стороны, Она - «хищница», облизающаяся на очередную жертву, втретьих, Она демоница, своими чарами околдовывающая мир и дразнящая его.

«облаченная в стороны света», «обнаженная» (дигамбари), означает «истину без покровов», первоанную силу, заставляющую все замереть в ужасе, любви, желании, отвращении и нежности одновременно.

«безумно хохочущая» (аспект Кали-Трипура-Бхаави ) - символизирует сворачивание форм, ангиляцию, молниеносное просветление. Поклонение ей абсолютно беолезно ради достижения материальных благ, власти, батства и прочего.

Смех (хаса) означает одновременно и радость, и ужас, сержащийся в самой Кали. В ее мантре также звучит ее победный «сатанинский» смех: «ХАСАЙМ, ХАСАКА - РИМ, ХАСАЙМ».

«стоящая на трупе» - под трупом подразумеваея сам Шива, который кинулся под ноги Кали, дабы усмирить ее буйство, и она замерла в блаженном изуении. Так родился образ Дакшина-Кали - «Благой Кали». Шива в образе трупа - шавасана, символизирует сознание Абсолюта, а Кали - динамическую энергию. И еще: «Шива без Шакти - труп», таково тантрическое учение.

«украшенная гирляндой из черепов» - символирует пороки и различных демонов, побежденных Кали, а также пятьдесят букв санскритского алфита.

«человеческий череп» или голова, иногда чаша из чера (нарамунди ) - символизирует умерщвленное и отсечеое эго или малое «Я» непросветленного существа. Чаша из черепа - символ Единства Бытия и Сознания.

Пространство снаружи и внутри чаши едино, и только тонкая перегородка отделяет миропроявление от Абсолюта, частное от всеобщего, внутреннее от внеего, которые в действительности представляют собой едую полноту Бытия и Сознания.

«меч» (кадга) - символ преобразующей силы, отсекщей привязанности, рассекающей скорлупы, умерщвлщей сознание плотского человека. Меч имеет серповиую форму и это не случайно.

Эта форма соотносится с серпом луны, которая является унерсальным архетипом женского начала. Кроме того, кда концы этого серпа обращены вверх, то это является сиолом воды. Именно этот символ визуализируется в сваистане (см. дальше), соотносящейся с сексуальностью, водой и пр.

«лотос» (падма ) - символ чистоты, духовного роста, инициатического восхождения.

«жест благословения» - (варадамудра) - поднятая вверх рука, ладонью вперед, означает защиту, покровителтво, заверение в безопасности.

В иконографии для четырехруких форм божества хараерно то, что в двух руках Бог держит предметы, связанные с насилием и наказанием, а в двух других руках предметы защы и благословения.

Текст «Кали-Кавачи» прямо указывает на защиту:

...«Ом! Да уничтожит моих врагов Богиня Калика, Образ ужаса, исполняющая все желания, Благая Богиня, прославляемая всеми богами!

Освобождает от смерти и от рождения, да зитит нас везде Богиня Махакали*, воплощение биджи* Хум!

Ради уничтожения врагов почитаю ту Кали - Воюбленную Ша нкары, которой был убит великий демон Нишумбха* и великий Дайтья Шумбха*. Да пожрут моего ненавистника Брахми*, Шайви *, Варахи*, Нарасимха*, Кумари*, Айндри* и Чамунди *.

О, Калика! Ужасная, Скалящаяся! Любящая кровь! О, та, чьи уста полны крови, и кровью покрыты груди!

Моих врагов: Пожри! Пожри! Убей! Убей! Умертви! Умертви! Рассеки! Рассеки! Разорви! Разорви! Изгони! Изгони! Удали! Удали! Иссуши! Иссуши! Во благо предлагаю Кали моих врагов, во благо!».

«темная, как лепестки синего лотоса »: очень часто высшие божества индуистского пантеона изображтся с телами черного, синего или голубого цветов. Таков Кришна, Шива, Кали и некоторые другие. Темный или черный цвет символизирует метафизическую, апофатичеую тьму, символ непознаваемого и трансцендентно. Голубой или синий - цвет неба, цвет пространства сознания (чид акаша*).

О черном цвете богини Кали, воплощении Паати Рамакришна говорил:

...«Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно ее почувствовать - она совсем не черная.

Акаша (эфир), небо, воздух не имеет цвета, но если смотреть из глубокого колодца - кажется черным.

Вода океана кажется голубой, но зачерпните нного воды рукой и вы увидите, что она на сом деле не имеет никакого цвета.

Разве моя Божественная Мать черна?

О, ум, что говоришь ты?

Хотя и черная, Она своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца».

Природа Шивы

Культ Шивы, высшего бога в тантризме, по всем признакам так же стар, как и сам человеческий род.

Уникальность Шивы выражается тем, что в индуиском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный хараер. Он обитает на севере, вдали от населенных мест, на ге Кайлас* в Гималаях, где пребывает как божествеый подвижник, погруженный в медитацию, отрешеый от всего Мира.

В образе Шивы, получает наиболее яркое воплощение единство аскетичного и эротичного начал.

На священных изображениях древних Тантр Шива был представлен с рыжими волосами и рыжей бородой. Его голову украшал медный шлем с козлиными рогами, руки и ноги вымазаны кровью, а тело покрыто пеплом. В оой руке он держал человеческий череп, в котором было налито вино, в другой - палицу, на которой остались остатки головы.

В Шиве видится суровое и страшное божество, Боаушитель. Он представляет собой разрушающую, униожающую силу природы. Ужасна его сила и вместе с многочисленными толпами своего окружения он угрожает своим врагам всякого рода бедствиями.

Образ Шивы уникален. Он обладает всеми разнообраыми аспектами и чертами, имеет множество форм и имен: Махешвара (Великий Господь), Махабхаава (Беспощадный, Владыка Смерти), Рудра (Ревущий, Тот-Кто-Заставляет-Плакать), Ишана (Ужасный), он карающий людей, творящий Высший Суд.

Он непоколебимый Судия и Владыка всех живых и мертвых, он четырехрукий Шива-Лила («Танцующий Шива», уничтожающий эту материальную Вселенную).

«Тантра, Постижение Высшей Реальности» так описывает его:

...«Я знаю его, древнего, свободного от немощи. Он - душа всего.

Он - всепроникающ и наполняет Собой все.

В связи с ним говорят о нерожденности.

О Нем говорят как о Вечном».

«Кайвалья-Упанишада» * говорит:

«Я меньше малого и подобен Великому.

Я - весь этот многообразный мир.

Я - древний.

Я - Пуруша*.

Я - Золотой Владыка, наделенный образом Шивы».

«Маханирвана-Тантра» * говорит так: «Медитируем на образ Бхайравы, который носит серьги в своих ушах и змею, как священный шнур, пояс из змей и змей в волоса х, чье тело - синее, как вечернее небо.

Он носит красную гирлянду из черепов, искусно украшающее его тело.

Он держит капалу* в своих руках.

Он держит в руках кинжал, и его глаза пылают огнем.

При любых жертвоприношениях Он - защитни к, устраняющий все препятствия, он дарует уех и победу.

Он обитает на кладбища х, поедая плоть трупов.

В своих руках Он держит череп, из которого пьет кровь и пьянящие напитки.

Он обнажен, но неодолим.

Он принимает облик скелета.

Он наставник духов и повелитель всех демониц.

Он - нищенствующий Прашупати*, которому слат бхуты* и якши*.

Третий глаз Его пылает огнем и как покровитель Трех Миров, имеет три головы.

Он тощий и глаза его желтого цвета.

Он обладает утешающим нравом, но может и разрушать.

Все его три глаза тогда наливаются кроваво-красным огнем.

Он Господь духов, как признанный учитель, их сущность.

Он знает все, что существует во Вселенной, будучи ее покровителем.

Как величайший воин,

Он дарует и владение и власть.

Он - Учитель Высшего Знани я, Уничтожитель времени и смерти.

Он - проявление Бога Шивы и живет во мраке.

Бесстрашный Супруг Богини Кали-Майи, Дурги-Бхайрави.

Он податель всех богатств.

Он упражняется в своем умении околдовывать людей, привязывая их ко всему бренному, отнимая у них жизнь,

ражая их бессознательностью и бездеятельностью и оставляя затем в гором разочаровании.

Он - защитник всего мира, вечный и обладающий властью творить любые виды иллюзий».

«Ниларудра-Упанишада» * говорит:

Я видел Его, спускающегося с неба вниз на землю.

Я видел сметающего злого Рудру с синей шеей и пучком волос на голове.

Страшный Он спустился с неба и твердо ступил на землю.

Люди! Смотрите на Него - с синей шеей, темнокрасного.

Он идет, не причиняя людям зла, Рудра с целительным лекарством.

Да уйдет от тебя глазная болезнь, что погубила твои глаза.

Да будет слава Твоему блеску!

Да будет слава Твоему духу!

Да будет слава Твоим рукам!

И также - слава твоей стреле.

Стрелу, которую Ты, о, Обитатель гор, держишь в Своей руке, чтобы метнуть ее.

Сделай ее благодетельной, о, Хранитель гор, не причиняй вреда моим людям. С благодетельной речью, о, Житель гор, мы обращаемся к Тебе, чтобы все живое у нас было здоровым и довольным.

Твоей благодетельнейшей стрелой, Твоим Луком, Твоим благодетельным выстрелом - всем милостиво дай нам жить!

Твой благодетельный образ, о, Рудра, не ужасен, не являет зла.

Воззри на нас этим несущим покой образом, о, Обитатель гор!

Toт, кто темный, красноваторичневый, а также - рыжеватый, темнокрасный, и те, что воуг со всех сторон тысячами примыкают к Рудре - поистине их гнев мы смягчаем мольбами».

Вот как описывает «Шримад-Бхагаватам» появление Шивы:

...«В начале Брахма* произвел на свет четырех мудрецов - Санаку*, Сананду*, Санатану* и Санат-Кумара*.

Ни один из них нисколько не испытывал ни малейшего желания заниматься материальной деятельностью - все они были необыкновенно возвышенными личностями, поскольку их семя двигалось вверх, и они отказались исполнить просьбу отца - производить потомство.

Ум Брахмы охватил великий гнев. Но как ни старался Брахма сдержать свой гнев, он не смог этого сделать, гнев вырвался у него из межбровья и принял форму ребенка с телом красносинего цвета.

Появившийся на свет ребенок закричал: «О, вершитель судеб и учитель Вселенной, назови мое имя и место!».

Всемогущий Брахма, родившийся в цветке Лотоса, успокоил ребенка ласковыми речами и, отвечая на его просьбу, сказал: «Не плачь. Я нременно исполню твое желание.

О, повелитель полубогов! За то, что ты так отчаянно кричал и плакал, люди станут называть тебя Рудрой.

Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут: сердце, чувства, жизненный воздух, небо, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и аскезы.

Мой мальчик, у тебя будет также одиннадцать других имен: Манью, Ману (прародитель человечества), Махинаса, Махан, Шива, Ратидхваджа, Уграрета, Бхава, Кала (Всепожирающий, Время), Вамадева и Дхритаврата.

Кроме того, о, Рудра, у тебя будет одиннадцать Рудрани*: Дхи, Дхрити, Расала, Ума, Ниют, Сарпи, Ила, Амбика, Парвати, Свадха и Дикша.

Мальчик мой, прими своих жен и отпраяйся в отведенные места пребывания: поскольку теперь ты - один из повелителей живых существ, тебе надлежит значительно увеличить население Вселенной».

Безгранично могущественный Рудра, тело, которого было красносинего цвета, произвел на свет многочисленное потомство, и все его отпрыски были точьв - точь похожи на него - внешностью, силой и неистовым нравом.

Потомки Рудры, заполонившие все места, стали вести себя агрессивно.

Обращаясь к Рудре, Брахма сказал: «О, лучший среди полубогов, тебе не следует больше производить на свет подобных существ.

Извергая из глаз языки пламени, они стали опуошать все вокруг и даже осмелились напасть на меня.

Сын мой, будет лучше, если ты посвятишь себя аскезам.

Это принесет благо всем живым существам и сделает счастливым тебя самого.