Тридеви — шакти Вишну, Шивы и Брахмы в матрице Мироздания. Шива и Шакти присутствуют в нас как мужское и женское начала

СВАМИ ВИШВАНАНДА: «Лингам представляет собой три гуны в человеке: саттва, раджас, тамас. Большинство лингамов разделены на три части. В Шива-пуране говорится, что Шакти всегда пребывает с Шивой. Верхняя часть - это Шива, а нижняя часть - это Шакти, относящаяся вместе с Шешей (змеей) к кундалини.

Это совершенная комбинация двух аспектов, которые есть в каждом из нас, мужское и женское начала. Это также день и ночь. Это напоминает нам, что мы не только тело.

Мы - это сознание Бога, которое мы найдём, отдавшись Богу полностью…».

Легенда о браке Шивы и Шакти - одна из самых важных легенд, связанных с празднованием великой ночи - Махашиваратри. История повествует о том, как Бог Шива женился во второй раз на Шакти - своей Божественной супруге. С тех пор день их свадьбы празднуется как Великая Ночь Шивы.

Легенда гласит о том, что однажды, когда Шива и его жена Сати (Шакти) возвращались из ашрама мудреца Агастьи, Они увидели, как Рама в лесу ищет свою жену Ситу, которая была похищена Раваной, королем Ланки. Бог Шива склонил свою голову в почтении перед Господом Рамой. Сати была удивлена поведением Господа Шивы и спросила, почему Он оказал почтение простому смертному. Шива сообщил Сати, что Рама является воплощением Бога Вишну. Однако Сати стала сомневаться в словах мужа. Тогда Господь Шива попросил Её, чтобы Она сама пошла к Раме и удостоверилась в правдивости Его слов. Используя свою способность менять формы, Богиня Сати, приняв форму Ситы, появилась перед Рамой.

Господь Рама тут же распознал истинную личность Богини и спросил Её: "Дэви, почему Вы являетесь одна, где ваш муж Шива?" Так Сати узнала правду о Господе Раме. Но, так как Господь Шива воспринимал форму Ситы, как форму Божественной Матери, то, невольно, статус Сати изменился в Его глазах, когда Шива увидел Ее в форме Ситы. С того времени Шива не смог больше воспринимать Ее как свою жену. Сати была опечалена изменением отношения мужа к Ней, но, несмотря на это, оставалась на Горе Кайлаш, в обители Господа Шивы. Позже, когда отец Сати - Дакша - организовал яджну, он не стал приглашать на нее Сати и Шиву, поскольку у него были натянутые отношения с зятем, он с самого начала был против союза своей дочери с Господом Шивой. Но Сати очень хотела посетить Яджну, и пошла на нее, несмотря на то, что Шива не оценил эту идею. К ее великому огорчению, Дакша проигнорировал присутствие дочери и даже не предложил Прасад для Шивы. Сати почувствовала себя оскорбленной и, охваченная глубоким горем, бросилась в огонь яджны, пожертвовав Собой.

Господь Шива, услышав новость о жертвоприношении Сати, очень разгневался. Примчавшись на место трагедии, Он взял тело Сати на руки и стал выполнять Рудра Тандаву - танец разрушения и уничтожил королевство Дакши.

Все были страшно напуганы, поскольку у Тандавы Шивы была власть разрушить всю Вселенную. Чтобы успокоить Бога Шиву, Вишну разъединил тело Сати на 12 частей и бросил их на Землю. Сказано, что везде, где упали части тела Сати-Шакти, появились Шакти Питхи (святые места). А Господь Шива, став одиноким, принял строгую аскезу и удалился в Гималаи.

Но Сати возродилась вновь как Парвати (второе имя - Ума) в семье Бога Гималаев. Она выполнила аскезу для того, чтобы прервать медитацию Шивы, стараясь изо всех сил добиться Его внимания. Зная, что прервать медитацию Шивы будет очень трудно, Парвати попросила помощи у Бога Любви и Страсти - Камадевы. Камадева посоветовал Парвати станцевать перед Шивой,

и когда Парвати танцевала, Камадева выпустил свою Стрелу страсти в Шиву и нарушил Его аскезу. Шива страшно разгневался и, открыв свой третий глаз, сжег Камадеву дотла. Только после мольбы Рати, жены Камадевы, Бог Шива согласился восстановить Камадеву. Но позже Парвати предприняла еще более серьезную аскезу, чтобы добиться внимания Шивы. И благодаря своей преданности и верности Господу Шиве, Парвати, наконец-то, удалось склонить Шиву к супружеской жизни.

Их брак был отпразднован за день до Амавасьи в месяце Пхалгун. Этот день - союза Господа Шивы и Богини Парвати - с тех пор ежегодно празднуется как Махашиваратри.

ПУСТЬ ЖИЗНИ КРАСОТА ВОССЛАВИТСЯ НАВЕКИ,

БЛАЖЕНСТВО БЫТИЯ - ЕДИНОГО ПЕЧАТЬ!

И ПУСТЬ ПОРЫВ ЛЮБВИ ВОЗВЫСИТ ЧЕЛОВЕКА,

А СЕРДЦЕ ВОЗВЕСТИТ: СПАСЕНИЕ - НАЧАТЬ!

ПУСТЬ СЛАВЫ ТОРЖЕСТВО ЗВУЧИТ, НЕ ИССЯКАЯ,

И СТАНЕТ БОЖЕСТВО ОГНЁМ СЕБЯ ЯВЛЯТЬ,

СНАРУЖИ И ВНУТРИ ВСЕЛЕННУЮ ЛАСКАЯ,

И ГРОМОМ ТИШИНЫ О СЧАСТЬЕ ОБЪЯВЛЯТЬ!

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА К ЕДИНСТВУ УСТРЕМЯТСЯ,

И РАДОСТИ ПОТОК ВЕСЬ МИР ОСВОБОДИТ!

А ИСТИНЫ ГЛАГОЛ ВЕЛИТ СЕРДЦАМ ОБНЯТЬСЯ,

И В ТАИНСТВЕ ЛЮБВИ ВСЕЛЕННУЮ РОДИТ...

Стихи написал Сергей Гладков - Хари Ом

Шива («благосклонный», «милостивый», «благой») - в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно Шива-пуране, является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской (дравидийской) мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадев. Также является основателем Йоги.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

Функции
В шиваизме является верховным богом, творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;
в других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла - махаюги, с целью создания пространства для нового творения;
считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа;
имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа);
его свита - духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.

ШАКТИ
Ша́кти (санскр. शक्ति śakti? - мощь, сила) - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы.

В индуизме каждый бог имеет свою шакти, и все вместе они представляют Личности (персонализации) и Силы (энергии) единого Брахмана.

Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют богиню, супругу бога Шивы. Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви, Бхавани, Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.

Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шива - это один из трёх главных богов индуистского пантеона (два других - Вишну и Брахман).
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
Шива - это Сила, разрушающая Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
Шива - это космический мужской принцип.
Шива - это высшее сознание человека.
Шива - это сила, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Шива - это название высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

Есть и другие значения слова Шива.

Шакти - это великая вселенская бесконечная Божественная энергия, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.
Шакти - это Божественная Мать.
Шакти - это проявленный мир.
Шакти - это Мать-Природа.
Шакти - это богиня индуистского пантеона, супруга бога Шивы.
Шакти - это внутренняя энергия человека.
Шакти - это космический женский принцип.
Шакти - это женское начало человека, его женская половина.
Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу.

Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура, Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

О Шиве и Шакти

· ...Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь - две разные вещи и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива - одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. Всюду пребывает Божественная Форма, Всюду - Шива-Шакти... Всюду - Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой... (из "Тирумандирама")

· ...О Шакти! Ты - солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, Ты - источник сладости осознавания, текущий для неведения, ...ради которого стоило погружаться в океан рождений и смертей... Ты - единственная, кто даёт свободу от страха и исполняет желания... О Хранительница миров! Ты способна подарить больше, чем мы способны пожелать... Поистине счастливы те, кто поклоняются Тебе, волне сознания и блаженства, чья обитель - то ложе, на котором пребывает Высший Шива... О Божественная, пронзившая землю в муладхаре, воду в свадхистане, огонь в манипуре, воздух в сердце, эфир над сердцем и сознание меж очей и так идущая вверх - в тайном лотосе сахасрары ты наслаждаешься со своим повелителем Высшим Шивой... (из "Ананда лахари")

БУДДА

В последующем обсуждении мы будем говорить конкретно о направлениях шактизма и шиваизма, делая акцент на шактизме.

Шива воплощает непроявленное, а Шакти - проявленное. Шива лишен формы, а Шакти - это то, что обретает форму. Шива - это сознание, а Шакти - энергия, не только космоса в целом, но каждого и всякого отдельного человека. Шива - это высшее сознание, пронизывающее каждого, а Шакти - это сила, которая проявляет потенциал, заключенный в сознании в разных проявленных центрах в человеке и вселенной. Корни Шакти заключены в Шиве. Хотя один из них воплощает проявленное, а другой непроявленное, в предельном смысле они представляют собой одно и то же. Один является принципом неизменности, а другой принципом изменения. Шакти - это изменение в неизменности, а Шива - неизменность, лежащая в основе изменения. С логической точки зрения это взаимоотношение кажется противоречивым, однако целью тантры, равно как и йоги, является непосредственный опыт совершенного единства неизменного и изменяемого и исчезновения их двойственности. В конечном счете, между Шивой и Шакти нет никакого различия, но это постигается только в состояниях высшего осознания. И это постижение превращает жизнь в источник восхищения и радости.

Все, что вы видите вокруг себя, будь то физическое, психическое, умственное или какое угодно еще - это Шакти как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Сюда входят ваши тело и ум. Сюда входят любое дерево, любая собака, любой камень, солнце и звезды. Шакти - это все сущее. Все эти проявления произошли из одной первоосновы, Шивы. Цель тантры состоит в том, чтобы в каком-то смысле повторить путь проявления, чтобы Шакти была средством воссоединения индивида с Шивой и познания высшего опыта - самадхи, нирваны или чего бы то ни было, чем вы захотите его назвать. Тантра призвана вести вас по пути возвращения к единству с Шивой и Шакти, единству индивидуального существа (джива) с высшим (параматман).

Тантра говорит, что Шакти, или сила создания отдельных центров проявления (то есть, объектов, индивидов и т.д.), в своей сути является сознанием (Шивой). Однако сила окружающего нас феноменального мира маскирует себя (посредством майи), и в обычных состояниях осознания не видно, что на самом деле она представляет собой сознание. Всё и вся в проявленной вселенной - это не что иное, как проявленное сознание. Сколь бы странным это ни казалось, в природе или содержании сознания не происходит никакого изменения, несмотря на то что из него происходит все сущее. В Ишавасья Упанишаде говорится:

То целое и это целое.

Из целого берется целое и получается целое.

Если изъять целое из целого, останется только целое.

Великий европейский мудрец Плотин говорил в точности то же самое:

«Единое суть всё и также не всё. Оно - не всё, поскольку оно источник всего. Оно суть всё в трансцендентальном плане, поскольку в нем есть все... или точнее, еще не есть, но может быть».

Эти две цитаты заключают в себе саму суть тантры и любой религии. Не беспокойтесь, если вы не понимаете их смысл, ибо то, что они пытаются передать, не поддается рациональному осмыслению.

Сознание - это неисчерпаемый источник всего во вселенной, в то же время всегда превосходящий то, что из него происходит. Сознание никогда не перестает быть тем, что оно есть, чем оно было и будет. От Шивы через посредство лилы Шакти происходит вселенная в целом и все сущее в отдельности... и все же Шива всегда остается одним и тем же. В то же время Шива и Шакти в высочайшем смысле представляют собой одно и то же. Это вечная тайна, вечное чудо, не поддающееся описанию. Гораздо лучше пытаться сосчитать все камешки на пляжах всего мира, чем стараться описать невозможное.

Тантра рассматривает материальную вселенную как форму, образец или выражение целого. Согласно тантре, реальны и проявленное и непроявленное, и фон и проекция, и фильм и экран. По существу, бессмысленно говорить человеку, что окружающие его вещи нереальны, поскольку его личный опыт на нормальных уровнях осознания свидетельствует об обратном. Кроме того, с точки зрения тантрической, йогической или любой другой духовной практики мир следует считать реальным. Следует использовать тело, ум и другие аспекты мира для познания того, что лежит за его пределами. Если считать ум и тело нереальными, как это принято в некоторых системах, то как можно практиковать духовные техники, как можно заниматься с тем, что нереально? Конечно, на нормальных уровнях опыта эта точка зрения нелепа. Многие другие системы считают вселенную нереальной потому, что она изменяется. Хотя это всего лишь вопрос определения, тантра утверждает, что на самом деле все реально, меняется ли оно (Шакти) или остается неизменным (Шива). Это не более чем два разных аспекта целого.

Шива - отец (пита) всего, что движется и неподвижно. Его описывают обнаженным - облаченным в пустое пространство (дигамбара - облаченным во все во вселенной). В наше время его обычно изображают одетым в тигровую шкуру и держащим в руках трезубец, который представляет три качества вечно подвластной ему природы - тамас (темноту и инерцию), раджас (деятельность) и саттву (свет и гармонию). Он восседает на быке по имени Нанди. Шива содержит в себе семена творения. Его символизирует шивалингам. Он является полностью необусловленным, постоянно пребывая в состоянии нирвикальпа самадхи, в котором полностью отсутствует двойственность того и этого. Шива - царь всех йогов (Йогешвара), ибо он представляет высший опыт. Он также известен как Кулешана, властелин каулов - тех, кто достиг высочайшей стадии тантры (Каулачара).

У Шивы есть и много других значений в его различных состояниях или аспектах. Пусть они вас не смущают. Например, иногда он зовется Рудра - разрушитель - и по своей природе как будто больше похож на Шакти (уничтожающий аспект). Но важно понимать или по крайней мере знать, что на самом деле нет никакого противоречия в том, чтобы считать Шиву бездеятельной, пассивной персонификацией сознания (как мы уже подчеркивали), а также представлять его как более активную персонификацию в форме Рудры, разрушителя. Этим просто еще раз подчеркивается тот факт, что в действительности активное и неактивное, проявленное и не-проявленное представляют собой одно и то же. Все эти божества - Шива, Шакти и кто угодно еще, Hit самом деле представляют в точности одно и то же: абсолют. Отличается только символ, форма представления. Почему бы и нет? При желании вы можете создать свое собственное божество, и оно будет столь же уместным, как любое другое. Это повсеместное поклонение огромному числу богов говорит о невероятной сложности (и в то же время простоте, при условии понимания), а также терпимости всеобъемлющей духовной атмосферы Индии.

Шакти также известна под многими именами и во многих аспектах. В связи с организацией и ростом материи во всех формах жизни ее называют праной. Ее называют кундалини - силой, дремлющей во всем, в том числе в человеке, которую можно высвободить посредством практик татры и йоги, равно как и любых других духовных практик. Ее называют Кали - уничтожительницей (не разрушительницей), которая забирает все обратно в свое чрево в конце отведенного срока жизни. Существует множество картин и статуй, изображающих ее как Парвати - воплощение любящей, верной жены Шивы. Ее называют изначальной силой - Адья, вселенской матерью - Ишвари, супругой Ишвары, властелина вселенной. Она также известна как Авидья рупини (форма неведения), ибо именно она порождает неведение и индивидуальность. И наоборот, ее называют и Видья рупини (форма познания), ибо она является средством устранения рабства и познания освобождения или просветления. Как говорит Куларнава Тантра:

«Чем человек падает, тем он и поднимется». Иными словами, она - ум каждого из нас, который может нас либо порабощать, либо освобождать. Она известна под именем Майи (создательницы иллюзий), ибо из-за ее силы человек не может видеть единства и познавать высшее осознание. В то же время именно через посредство силы Шакти воспринимается мир. Без Шакти вы были бы не способны переживать мир, ибо именно она создает ум и тело. Именно через посредство Шакти Шива может переживать сам себя. Кроме того, Шакти - это Парабрахман, абсолют, когда она становится Брахманом во время соединения Шивы и Шакти. В Индии поклоняются бесчисленному множеству ее различных форм - Уме, Гаури, Дурге и так далее. Ее формы бесконечны, ибо нет конца ее силе и вещам, которые она проявляет. Ее формы столь же многочисленны, как отражения луны. Она постоянно активна, создавая, поддерживая и затем снова поглощая или растворяя все в Шиве только затем, чтобы создавать снова. Это непрерывный и бесконечный процесс.

Помните, что как мы уже указывали, концепция Шивы и Шакти не ограничена Индией. Мы уже говорили, что тантра универсальна, и это действительно так. Например, в книге древнегреческого философа Платона «Федр» сказано:

«То, что есть на земле (Шакти), - это только подобие или тень чего-то существующего в высшей сфере - того великолепия, что пребывает в неизменном состоянии (Шивы)».

Это ясная иллюстрация принципа Шивы и Шакти. Есть множество других примеров. Возьмем древних гностиков. По существу, это было европейское тантрическое направление, которое интерпретировало христианство гораздо глубже, чем его понимало большинство людей. Они интерпретировали его в свете высшего опыта. Но не будем отвлекаться; мы хотим показать сходство между Шивой и Шакти и этой древней системой гнозиса (просветления). Один из гностических мистиков, Симон Маг, якобы сказал следующее:

«Универсальные зоны (циклические периоды творения, как их описывает тантра) состоят из двух ветвей без начала и конца, которые произрастают от одного корня (абсолюта)... невидимой силы и непознаваемого безмолвия. Одна из этих ветвей проявляется свыше и представляет собой универсальное сознание, упорядочивающее все и обозначающееся как мужское начало (конечно, это Шива); другая ветвь - это женское начало, и она порождает все сущее (Шакти)».

Мы не будем дальше цитировать этот текст. Гностики даже подразделяли человеческих существ на три отдельные группы, точно такие же, как в тантре. С точки зрения осознания низшую группу представляют те, кто знает только о существовании материального мира, и поклоняются ему. В тантре эта группа называется пашу, или инстинктивным человеком. Во вторую группу входят те, кто поклоняется фундаментальной реальности, но без ее переживания, а посредством слепой веры. Это похоже, хотя и не в точности, на вторую категорию тантры - вира, или героического человека; третья группа состоит из людей, которые познают высшее осознание и живут в нем. В тантре их называют дивья, или божественными людьми. Таким образом, древняя система гностицизма имеет фундаментально тантрическую природу. В мире существует много других очень похожих систем. Мы не будем их обсуждать из-за недостатка места.

Энергия, в том числе материя, и сознание совместно функционируют в космосе, равно как и в л»бом человеческом существе. Это сочетание дает начало миру, который мы видим вокруг; оно дает начало времени и пространству. Энергия управляется сознанием, а сознание не может выражать себя кроме как через энергию. В тантрической книге Шанкарачарьи под названием Саундарья Пахари говорится:

«Как Шива может действовать без Шакти?» Поэтому тантра учит, что для слияния с сознанием следует в качестве средства использовать Шакти.

Существует высший опыт, в котором Шива и Шакти более не существуют как отдельные сущности. Чтобы показать, что этот опыт невыразим, одни называют его Брахманом, другие - «ни то, ни это». Третьи говорят, что это «одно без второго». Это состояние называют самадхи, нирваной, совершенным единством и множеством других имен. Это стадия, на которой Шива настолько сливается с Шакти, что они становятся одним и тем же. Они так плотно охватывают друг друга, что перестают быть отдельными. В этом смысл многих индийских скульптур, изображающих Шиву и Шакти в виде мужчины и женщины. Они изображают состояние бытия, непрерывное объятие, в котором исчезают самоотождествление и отдельность. Это - божественное объятие.

О ПРИЗНАКИ ИДЕАЛЬНОГО МУЖЧИНЫ (САТЬЯ ДАС)

Шива и Шакти существуют в рамках каждого из нас как принцип мужского и женского.
Шива (или Пуруша - Дух), чистое сознание - неизменный, неограниченный и непостижимый Наблюдатель. Шакти (или Пракрити - природа) означает энергию, движение, изменение, природу. Шива и Шакти являются проявлениями цельного божественного Сознания разных сторон одной монеты.

Агни и Сома- фундаментальные принципы йоги

Картинка просто понравилась, а тут такое:

Агни и Сома - это фундаментальные принципы, это инь и ян йоги, так как двойственность пронизывает все уровни существования.
Агни буквально означает огонь, но все же смысл этого слова гораздо шире и символизирует все то, что имеет отношение к огню: высокая температура и энергия, жар отречения и свет знания. Агни способствует росту, расширению, подъему и преобразованию благодаря огню, таким образом это внутренний дух сознания и сокровенная сущность вещей и явлений.
Сома - антипод Агни и связана с водой или с любой жидкостью. Символ Сомы - Луна. Сома расширяет, охлаждает, формирует слияние и сохраняет. Если Агни сравнивают с тем, кто ест, пьет и наслаждается, то - Сома это то, что пьют и чем наслаждаются. Сома означает нектар или амброзию (амриту), т.е. бессмертие. Под этим подразумевается все то, что способствует расширению сознания и развитию подлинного наслаждения.
С вк

Статичная йога предлагает мощные передатчики в чистое сознание (Шива). Позы посылают Кундалини вверх к Сахасрара чакре (макушка головы). Таким образом йога поднимает нас нас на уровень чистого Сознания и центра спокойствия (рассматривается в качестве мужчины).

Поток Виньяса ("Виньяса Флоу Йога, Vinyasa Flow Yoga) - один из стилей хатха-йоги, отличающийся своей динамикой и более «свободным» течением занятия. Виньяса (Vinyasa) -движение, выполняемое синхронно с дыханием. Флоу (Flow) - поток, течение . " - прим. автора ), с другой стороны, традиционный танец между позами (асанами) может быть рассмотрен как энергия Шакти. (Китайский аналог Тайцзи-цюань - прим. автора )
Шакти зовет нас обратно вниз к Муладхара- и Свадхистана-чакре (основание позвоночника) и центру пупка. Заземление, созидание и воспитание. Здесь мы можем найти креативную энергию и бесцельную красоту. Этим путем практика виньяса охраняет нас от перемещений между двумя, Шивой и Шакти. Это дает нам возможность обоюдного баланса, и углубления нашего доступа к каждой из сторон монеты. Это не следует путать с мужским и женским полом. Это очень полезно для здоровья, на самом деле для любого пола принять качества Шивы и Шикти в себе.

В общем, про Шиву и Шакти вы уже узнали:) А теперь вернемся к качествам идеальной жены по Ведам:)

Итак,
Качества ведической жены:

1. Женщина должна любить своего мужа и детей . Без любовных отношений она утрачивает удовлетворённость , как бы ни была удачлива в других сферах жизни.

2. Женщина всегда должна быть весёлой . Это делает её защищённой от всех неприятностей. Весёлость - признак невинности, и это вызывает в мужчинах естественную потребность заботиться . Детский и женский смех - лучшее успокоительное для слуха мужчины после тяжёлого рабочего дня .

3. Посуда всегда должна быть чистой. Чистота посуды - это показатель чистоты женщины и залог спокойствия в семье. Лучший вариант, чтобы муж всё время удивлялся: "Когда же успевает наводиться такая чистота?!"

4. Женщина всегда должна быть экономна в расходах. Идеальное сочетание усилий таково: муж старается заработать как можно больше, а жена старается потратить как можно меньше. Такая семья становится непобедимой.

5. Женщина должна понимать, что отношения в семье зависят от её поведения. Цель её жизни - создать гармоничную семью, ей следует стать в этом профессионалом . Если она берёт на себя ответственность за семейное счастье, то мужчина не сможет ничего изменить или помешать. Женщина контролирует взаимоотношения, а не мужчину - это разные вещи, и путать их губительно.

6. Женщина должна научиться управлять мужем . Ведическая жена умеет при помощи изменений в одежде, тоне голоса, домашнем интерьере и вкусе еды добиваться своего от мужа, оставаясь при этом ласковой и предупредительной. Но это всё она делает не для себя, а для всей семьи, понимая, что так легче добиться правильного решения, нежели спором или криком.

7. Женщина не должна обижаться. Женский ум может надолго сохранять подробный список всех ошибок и просчётов мужа, но это её и убивает как женщину : так она просто теряет привлекательность и умиротворение.

8. Женщина не должна мстить . Благородство украшает женщину. В случаях реальной угрозы или явно незаконных действий, женщина может совершать аскезы, предназначенные для каждого конкретного случая. Одна из исторических форм аскез - это не расчёсывать волосы, пока враг не будет повержен.

9. Женщина не должна завидовать . Зависть - полная противоположность смирению и простоте. Это чувство полностью дисквалифицирует женщину как жену. Как правило, такая женщина приносит одни лишь неприятности, как в своём доме, так и в любом месте, которое посетит.

10. Женщина не должна "пилить" мужа , потому что это признак отсутствия у неё разума. Умная женщина точно рассчитывает время, место и обстоятельства, чтобы подойти с просьбой, и говорит всего один раз, но слова эти проникают в душу мужчине, он некоторое время терзается сомнениями, а потом выполняет просьбу как подарок и становится счастливым, что доставил жене радость. Женщина должна очень ярко обрадоваться и показать, что она не ожидала, благодарна и восхищена.

11. Женщина не должна строить из себя жертву . Этот запрещённый приём обычно пускается в ход тогда, когда в области контроля взаимоотношений почва начинает уходить из-под ног.

12. Женщина должна "сжечь мосты". Семейное счастье не придёт от частичного предания себя мужу. Полное и безраздельное вручение себя - одно из условий удачного брака. Разводы появились совсем недавно и явно не от благочестивой жизни.

13. Женщина не должна развивать в муже женские качества . Если она поступает так, то в результате ей станет скучно: муж - это не подружка. Счастливым и продуктивным брак станет тогда, когда оба партнёра научатся использовать полностью потенциал своих различий по полу. Взаимное дополнение более продуктивно, а противоположности притягиваются.

14. Женщина должна научиться доброжелательно привлекать ум мужа . Не телом, а чертами характера. Вожделение обязательно вызовет в последствии разочарование, а целомудрие - уважение и желание заботы. Разумная женщина никогда не разжигает страсть мужа, если на это нет совместной договорённости.

15. Жена должна вдохновлять мужа своей женственностью . Поэтому женщина должна найти нужное служение, которое особенно ему нравится. Любые достижения мужа ей нужно всячески одобрять. Несмотря на то, что он требует от неё правдивого и трезвого суждения, всегда только хвалить его, иначе он станет врагом на всю жизнь.

16. Женщина не должна быть фамильярной. Уважать мужа - единственно возможная форма общения с ним для сохранения семьи. В ведических семьях жена называет мужа повелителем.

17. Женщина должна владеть чувством юмора . Уставший домохозяин после дневных трудов именно так развлекается со своей женой. Причём сфера выражения эмоций - это чисто женская стихия.

18. Женщина должна быть застенчивой . Это качество придаёт особое очарование прекрасному полу, вызывает почтение мужчин. Оно увеличивает красоту и престиж женщины, даже если она происходят из бедной семьи или менее красива, чем другие. Застенчивость вместе с доверчивостью и беззащитностью имитировать нельзя, а можно только развить, постоянно совершенствуясь, что будет лучшим подарком для мужа.

19. Женщина должна одеваться согласно желаниям мужа. Не своим! Она не может сама догадаться, что нравится ему в тот или иной момент, поэтому ей следует одеваться и показываться, но не обижаться, если он скажет что-то типа: "Вырядилась, как на базар". Мужчина, удовлетворённый видом своей жены, становится за неё горд и расположен дарить подарки, а неудовлетворенный стесняется и жалеет давать деньги. Но самое главное, он начинает искать удовлетворение в разглядывании других.

20. Жена должна развивать в себе способности к искусству . Это полностью займёт её ум, сделает красивой, загадочной и спокойной, но не в ущерб ежедневным обязанностям.

Отсюда .

В общем, не женщина - мечта! :)))

А Вы хотели бы жить с такой женой?

ШИВА И ШАКТИ

Индуисты, особенно шиваиты, находят у великого Шивы множество заслуг, подвигов и ипостасей, приписывают ему множество важных функций. Однако при этом считается, что вся сила и мощь гигантских потенций Шивы не столько в нем самом, сколько в его шакти, духовной энергии, которая не всегда при нем: она появляется и проявляется лишь при определенных обстоятельствах. Во-первых, эта энергия как бы накапливается в нем в периоды его аскетических бдений и созерцаний (вспомним мощь разряда, поразившего Каму). С глубокой древности в Индии существовало представление о великой сверхъестественной силе аскета-отшельника. Это представление нашло отражение в эпосах, особенно в Махабхарате, и стало общепринятым. В специфической форме шакти оно и было приложено к Шиве, ставшему кем-то вроде первоаскета, покровителем аскетов, их божеством.

Во-вторых, энергия шакти в Шиве оказалась тесно сплетенной с его мужской животворящей силой. Считалось, что в момент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия многократно усиливается, концентрируется. Множество легенд в индийской мифологии посвящено описаниям различных приключений Шивы, происходивших в момент или вследствие его любовного соединения. Семя Шивы, даже случайно упавшее с неба на землю, рождало богов. Культ лингама (по некоторым легендам Линга-пураны, сам Шива предложил поклоняться лингаму) получил

столь широкое распространение в Индии потому, что был тесно связан с шакти и с моментом соединения мужского и женского начал (каменный столб лингама в изображениях всегда соединен с основанием в виде округлого кольца-скобы, символизирующей женское начало, йони).

Однако понятие шакти в индуизме не ограничилось духовной силой и мужскими потенциями Шивы. С течением времени оно распространилось, более того, фактически переместилось на само женское начало, олицетворенное женами Шивы, теми самыми древнеиндийскими богинями плодородия, которые под различными именами известны и почитаемы в Индии, которым приносят жертвы, в том числе и человеческие.

Культ жен Шивы тесно связан с распространившейся в индуизме идеей, согласно которой энергетическая сила Шивы, его шакти, с помощью которой человек скорей и проще всего может достигнуть своей высшей конечной цели, мокши, быстрее и легче воспринимается через посредство великого женского начала, которое иногда просто именуется Шакти, даже богиней Шакти. Олицетворениями этой Шакти, супруги Шивы, стали считаться многочисленные богини плодородия, и прежде всего наиболее известные и популярные из них - Дурга и Кали.

ДУРГА И КАЛИ

Сводное имя их, как и других ипостасей жен Шивы, - Дэви, но в то же время Дэви имеет и самостоятельный культ, ей посвящено множество храмов. И все же наиболее известна она в ипостасях Дурги и Кали.

Множество шиваитов почитает этих богинь. Некоторые из них, шактисты, даже предпочитают их, поклоняясь им в первую очередь. Богиня Дурга, грозная, десятирукая, сопровождаемая львом, считается грозой демонов и в то же время олицетворяет Великую Мать, женское начало в природе. Храмы Дурги всегда полны, а осенью ее активные почитатели устраивают в ее честь пышный фестиваль, который в некоторых частях Индии, особенно на северо-востоке, в Бенгалии, является главным и наиболее красочным праздником года. В дни этого праздника, Дурга-пуджи, который тянется 10 суток, на берегу Ганга близ Калькутты выстраиваются многие сотни и тысячи скульптурных керамических изображений богини, богато и с фантазией убранных и разукрашенных. Толпы участников праздника оценивают и сравнивают их, авторы лучших произведений испытывают законную гордость, а брахманы перед статуями совершают в течение трех дней по нескольку ежедневных богослужений, приносят идолам богини в жертву различные виды продуктов. В последний день на закате солнца все статуи подносятся к реке. Их помещают на плоские деревянные плоты и пускают по воде. Под торжественное пение участников они одна за другой погружаются в священные воды Ганга.

В облике Кали жена Шивы проявляет себя более сурово. Вообще облик Кали суров и страшен; это трехглазое чудище с оскаленными зубами, высунутым языком, множеством (чаще -четырьмя) рук, в которые вложено оружие. Ее серьги - в виде тел младенцев, ожерелье - из черепов. Праздники в ее честь красочны и популярны. Но ее боятся и потому почитают, принося кровавые жертвы: в калькуттском центральном храме богини, Калитхат, приносят в жертву живых козлят. Кали считается покровительницей всех занятых нечистыми делами, в том числе профессиональных преступников, грабителей и убийц, не говоря уже о членах касты душителей-тхагов, убивающих людей в ее честь.

В поклонении Дурге и Кали, равно как и великой Дэви и другим богиням, включая и тех, кто не является женами Шивы (жена Вишну Лакшми, богиня наук и искусств Сарасвати и др.), отражен древний культ женского начала, плодородия и размножения. Но в рамках системы развитого индуизма этот культ принял, как упоминалось, облик шактизма и приобрел своих исступленных поклонников. Более всего этот культ распространился в северо-восточной части Индии. Именно здесь получила широкое распространение идея, согласно которой энергетическая сила шакти реализуется в момент слияния мужского и женского начал, что сыграло свою роль в расцвете в индуизме культа камы.

Культ камы, искусства любви, тесно связан с культами Шивы и Шакти. Культура половой любви в Индии в древности была в центре внимания, а опыт и знания в этой сфере являются достоянием жрецов специальных каст. Уже на рубеже нашей эры было разработано учение о трех ценностях (триварга): дхарме (духовно-религиозные), артхе (материальные) и каме (любовно-чувственные). Культ камы, поставленной рядом с дхармой и артхой, был возведен на высокую ступень серьезного социального значения. Искусством любви должен был владеть каждый, причем культ чувственных наслаждений не сказывался негативно на моральном стандарте общества. Семья в Индии всегда была крепка - не исключено, что благодаря все той же каме: искусство любви было призвано компенсировать отсутствие практики браков по любви.

Вечными носителями и практиками камы считались в Индии храмовые танцовщицы-девадаси (португ. баядеры) - жрицы любви в специальных храмах, отдававшиеся брахманам-жрецам храма и платившим храму паломникам. Красота и искусство этих жриц всегда привлекали; профессия их, как правило, была наследственной: дочери становились девадаси. Искусство камы в Индии никогда не рассматривалось как форма проявления инстинкта. Напротив, оно считалось символом упорядоченных культивированных взаимоотношений людей, имевших целью наисовершеннейшее удовлетворение мужчины и женщины. В мифах не раз упоминается о том, что мужчина обязан дать такое удовлетворение воспылавшей к нему страстью женщине, даже если она замужем.

ВИШНУ

Если культ Шивы в Индии всегда был тесно связан с шакти и камой, то культ третьего члена тримурти - Вишну - имел иной характер. Вишну мягок и непротиворечив, его основная функция -сохранительная. Он прост и максимально близок людям, особенно склонным к эмоциональному (а не рациональному) восприятию божества, - именно такие преобладают среди вишнуитов. Четырехрукий Вишну обычно изображается восседающим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше или на троне в виде белого лотоса. Он миролюбив, но склонен к проказам. Так, в облике черепахи Вишну научил богов приготовить из первобытного океана напиток, дабы стать бессмертным. Затем в облике нимфы Мохини он внес раздор в стан божественных сил, дав выпить напиток богам и отказав в нем демонам, что явилось причиной появления другого демонического напитка- яда, грозившего погубить всех (только Шива, выпивший яд, спас положение). Наконец, в облике карлика Вишну явился как-то к демону Бали и попросил клочок земли. Бали не отказал карлику, но как только Вишну стал мерить землю (речь шла о трех шагах), то превратился в великана, причем первыми двумя шагами он охватил весь мир, а третьим вдавил самого Бали под землю, позволив ему раз в год возвращаться (еще и теперь на юге Индии празднуют день возвращения Бали).

Характерны отношения Вишну с его женой. Богиня Лакшми всегда рядом с мужем, она нежно любит его. Не столько энергетическая сила шакти (хотя шактисты видят ее и здесь), сколько нежная женская любовь, возвышенная и самоотверженная, символизирует отношения Вишну с его супругой как в его основном облике собственно Вишну, так и во всех других обликах-аватарах, в которых Вишну выступал в антропоморфном виде. Таких превращений-аватар у Вишну бесчисленное множество. Однако основных считается десять. В первых четырех он выступает в облике животных: в качестве рыбы он спасает легендарного царя Ману от потопа (индийская версия ближневосточного мифа о великом потопе); в качестве черепахи дает советы о напитке бессмертия; в облике вепря извлекает землю из вод; в облике человека-льва помогает поразить царя-демона. Это же он делает и в своем пятом обличье - карлика-великана. Остальные пять известных аватар Вишну - Парашурама (прославившийся своими подвигами воин), Рама, Кришна, Будда и мессия Калка, приход которого еще ожидается. О Будде как аватаре Вишну упоминалось: это символ включения буддизма в систему индуизма. Воин - символ доблести и геройства. Но наиболее любимые в Индии аватары Вишну - это Рама и Кришна.

Ключевые слова этой страницы: , .