Характеристика современных научных методов исследования в физической культуре и спорте. В смешанных классах у мальчиков ломается мужское начало

0 Педагогический эксперимент на тему: «Аэробика как один из путей интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры в старших классах»

Россия, Смоленская область, Смоленский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Касплянская средняя общеобразовательная школа»

Учитель физкультуры

Жуброва Галина Викторовна

Педагогический эксперимент на тему:

« Аэробика как один из путей интенсификации учебно-воспитательного процесса

на уроках физической культуры в старших классах

Краткое обоснование актуальности выбранной темы: Образ жизни большинства школьников характеризуется малоподвижными формами организации досуга. Значительную часть времени они проводят в неблагоприятных для здоровья условиях: у телевизора, компьютера, а так же загруженность домашними заданиями. В результате этого снижается уровень их двигательной активности, повышается психическая нагрузка на организм, вызывая психоэмоциональные нарушения и стрессы. Снижен интерес девушек к занятиям физкультурой в старших классах. Следует учитывать ещё и то, что некоторые учащиеся имеют вредные привычки: курят, употребляют алкоголь и др. Всё это ведет к ухудшению здоровья, снижению иммунитета, повышению заболеваемости. Получается, что большую часть времени школьник проводит без активных движений. Возникает проблема несоответствия между активно-деятельной природой ребенка и условиями его жизни. Занятия аэробикой на уроках физической культурой для старшеклассников являются единственной возможностью получить двигательную нагрузку.

Условия возникновения, становления опыта

В последние десятилетия актуальной проблемой физического воспитания в школе остается поиск нетрадиционных средств и методов построения и проведения занятий. Опыт возник и создавался в рамках расширения двигательного развития школьников на основе использования аэробики в вариативной части программы по физической культуре

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в сфере физической культуры школьников старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: совершенствование системы физического воспитания учащихся старших классов (10-11 классы) общеобразовательной школы с использованием аэробики.
Цель эксперимента: Выявить влияние занятий аэробикой на уровень физической подготовленности учащихся и мотивацию старшего школьника.
Задачи: 1. Определить уровень физической подготовленности учащихся;

2. Провести антропометрические измерения;

3. Разработать комплексы упражнений по аэробике;

4.Проследить динамику развития уровня физической

подготовленности.
Гипотеза: Предполагается, что построение процесса обучения с применением на уроках аэробики положительно повлияет физическое развитие и отношение старшеклассниц к физической культуре.

Методы исследования.

Анализ научно-методической литературы

Метод тестирования (наклон вперед из положения лежа, сгибание разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища)

Антропометрические измерения

Анализ мотивации и потребности школьников в физической культуре на основе анкетирования.

Педагогическое наблюдение.

Сроки эксперимента 2008-2009 и 2009-10 год
Организация исследования

Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ «Касплянская СОШ» Смоленского района Смоленской области.
В эксперименте приняли участие 11 учениц 10 класса.

Основной педагогический эксперимент длился в течение двух учебных лет и включал занятия аэробикой. Уроки физической культуры проводились по расписанию три раза в неделю по 45 мин. В течение этого периода ученики контрольной группы обучались по программе, предусмотренной учебным планом общеобразовательной школы. В экспериментальной группе проводились занятия аэробикой в разделе гимнастика и за счет вариативной части программы. В содержание разработанной программы вошли: примерная программа, комплексы упражнений, варианты аутогенной тренировки, литература.

Методика тестирования

Тест 1. Сгибание разгибание рук. В зависимости от физической подготовленности девушки выполняют тест в упоре лежа или в положении упора на коленях.

Тест 2. Поднимание туловища в упоре лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены. Выполнять упражнения до положения сидя.

Тест 3. Наклон из положения сидя. Этот тест служил показателем гибкости тазобедренных суставов

Тест 4. Шестимоментная проба.

После пятиминутного отдыха в положении лежа подсчитать пульс за 1 мин.

2. Спокойно встать, постоять 1 мин. и подсчитать пульс за 1 мин.

4. Сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 сек. Руки выносить вперед во приседания и опускать вниз при выпрямлении. Подсчитать пульс в течение первой минуты.

Удовлетворительная реакция характеризуется учащением пульса на 50-79% от исходной величины к времени возврата в нормальное состояние 4-5 мин. Хорошая реакция- учащение пульса на 25-30% при времени возврата в нормальное состояние1-3мин. При плохой реакции пульс учащается более чем на 80 % , возврата 6 мин.

Результаты эксперимента

Данная работа была опробирована на уроках физической культуры. Перед началом занятий были проанализированы литературные источники, которые помогли определить задачи работы, направления, содержание выбрать адекватные задачам методы исследования. Проведены антропометрические измерения, определен тип телосложения у девушек, чтобы выявить склонны ли к полноте девушки, смогут ли они выполнять данные нагрузки.
Выявлено, что динамика роста физического развития положительная по всем показателям: сила, гибкость. Средний показатель гибкости увеличился до 15,5 см, Сгибание разгибание рук в упоре лежа с 12 до17 раз, подъем туловища с 25-27 раз.

С помощью функциональной пробы выявляли приспособляемость организма к физическим нагрузкам. К концу эксперимента пришли к выводу, что чем больше тренирован организм, тем: меньше учащается пульс после физической нагрузки и становится более коротким промежуток времени необходимый для восстановления пульса до нормального.

Занятия по экспериментальной методике положительно влияли на эмоциональную сферу учащихся и на формирование активного отношения к физкультурной деятельности у школьников старших классов, что помогло выявить анкетирование.
Педагогический эксперимент позволил установить, что применение занятий аэробикой привело к росту физического развития по всем показателям.

Вывод: Анализ проведенной работы показал, что аэробика является превосходной формой занятий для дувушек. В гимнастических упражнениях и спортивных танцах девушки самовыражаются в художественной форме, развиваются физически, следят за фигурой. Многие девушки используют полученные знания для самостоятельных занятий.

Аэробика позволяет разнообразить уроки физической культуры, повышает интерес за счет использования нетрадиционных средств пользующихся популярностью у девушек.

Литература

Анисимова М.В. «Занимаясь оздоровительной аэробикой» журнал Физическая культура в школе, 2004 №6 с-29

Безносиков Е.Я., Гужаловский А.А. Здоровье. Популярная энциклопедия-Минск. Белорусская Советская Энциклопедия, 1990

Зыков Б.Кодионова Л.И. Музыкальные ритмы здоровья, Воронеж 1990

Иванова А.В., Дикаревич Л.М. «Аэробика плюс сила, плюс гибкость», журнал здоровье, 1993 №1 с 42-43.

Анкета

для опроса учащихся

Уважаемые учащиеся! Вам необходимо ответить на несколько вопросов анкеты и выполнить некоторые задания в ней. Точность и искренность ваших ответов поможет улучшить работу учителей физической культуры и принесет вам пользу.

1.Урок физкультуры:

а) изучаю с интересом

б) равнодушен

в) не люблю

2) На уроке физкультуры мне нравится (указать вид деятельности или вид спорта, игру, упражнения,): ________________________

3) В школе мне нравятся: а) уроки физкультуры;
б) спортивные праздники;
в) соревнования;
г) спортивные секции;
д) затрудняются ответить

4. Как влияют Ваши занятия спортом на учебную успеваемость?

а) Положительно

б) Отрицательно

в) Трудно сказать

5.Пропускаете ли вы уроки по физкультуре?

а). Редко, из - за болезни,

б) Часто пропускаю уроки без болезни,

в) Стараюсь не пропускать уроки.

5.Какими упражнениями вам нравится заниматься больше всего? (можно выбрать один ответ или несколько ответов и подчеркнуть или дописать):

б) Прыжки

д) Иные (можно дописать)………………………………………

6. Нравятся ли вам занятия аэробикой? (выбрать и подчеркнуть только один ответ):

в) Не могу ответить точно

Занятия аэробикой:

а) повышают работоспособность;

б) повышают настроение;

в) безразличны.

8. Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы вам больше нравилось посещать занятия по физической культуре в школе? (можно выбрать один или несколько ответов):

а). Проводить уроки под музыкальное сопровождение

б). Ввести уроки по аэробике

в). Изменить содержание уроков

г). Что- то другое (вписать)…………………………………………………..

Скачать

- 171.50 Кб

Содержание

Введение

Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов регистрирующих лишь то, что уже существует в практике эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль призвано играть проверяемое нововведение. Педагогическая наука широко использует эксперимент. Совершенствуется и получает Дальнейшее развитие методика его проведения, новое содержание приобретают применяемые методы. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента в последние годы при обработке его показателей все чаще используются некоторые математические методы, и прежде всего методы математической статистики и теории вероятностей. Проведение педагогического эксперимента представляет большую сложность, и, что особенно существенно, его содержание и методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам. Каковы бы ни были результаты эксперимента, но знания занимающихся, приобретаемые ими навыки и умения, тем более уровень здоровья не должны снижаться или ухудшаться в итоге исследований. Поэтому одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество.

Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

Когда новые идеи или предположения ученых требуют проверки;

При необходимости научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;

Если нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергавшегося проверке;

Когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.

Цель работы – описать эксперимент в спортивно-педагогических исследованиях.

1. Специфика метода эксперимента

Эксперимент [< лат. experimentum – проба, опыт] – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, педагогического исследования в частности. Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Специфика его заключается в активном вмешательстве в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего целенаправленные изменения педагогических условий. Он предоставляет возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях. Досконально продуманный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях.

Достоинства эксперимента заключаются в следующем: эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других; целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых; повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях. В широком значении понятие «эксперимент» («экспериментальное исследование») противопоставляется понятию «теория» («теоретическое исследование»). 1

В эксперименте все строится на сравнении и сопоставлении. Здесь может быть использован комплекс методов: наблюдение, опросы, изучение продуктов творческой деятельности, организация определенных видов групповой и индивидуальной работы и др. Следовательно педагогический эксперимент имеет комплексный характер.

Педагогический эксперимент служит для решения ряда задач исследования: определение зависимости между педагогическим воздействием и полученным результатом обучения, воспитания и развития учащихся; проверка гипотез об эффективности соответствующих методов, форм, средств и приемов обучения и воспитания учащихся; выявление зависимостей между определенным условием (их системой) и достигаемым результатом; определение зависимости между результатом и затратой времени и усилия педагогов и учащихся; сравнение эффективности нескольких вариантов педагогических воздействий и условий выбора оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрачиваемому времени, усилий, средств); обнаружение причинных связей. Иными словами, эксперимент в сфере образования позволяет целенаправленно изучать педагогическое явление, выявляя причинно-следственные связи и отношения.

Получение объективных экспериментальных данных предполагает соблюдение ряда условий.

Выборка должна составляться с учетом принципа случайности испытуемых, исследователей, условий опыта. Это необходимо для исключения интерсубъективного воздействия испытуемых и исследователей на результат эксперимента. При определении размера выборки в эксперименте важно учитывать, насколько большие различия должны быть оценены. Во всяком случае наилучший выход – брать по возможности самую большую выборку. Выбор необходимого числа объектов для эксперимента обуславливается целью исследования. Большое значение имеет также то, кому будут адресованы рекомендации: всем типам школ, для работы с каким-то одним возрастом учащихся. 2

Требование надежности методики исследования выражается в том, что при повторении опыта данная методика должна дать прежний результат. При выборе конкретных методик учитывается их наибольшая информативность, при этом желательно производить описание всех фактов с использованием языка математики, математического аппарата. В процессе проведения экспериментальной работы необходимо создавать повторяющиеся ситуации для подтверждения (опровержения) ранее полученных данных.

Необходимость значительности расхождения с предполагаемой гипотезой полученных данных достигается с помощью методов математической статистики, когда определяется статистическая значимость различий между доэкспериментальным и послеэкспериментальным состоянием объекта. Если вероятность того, что различие не является случайным, велика, то нулевая гипотеза отвергается или проводится дополнительное число опытов до окончательного выяснения этого вопроса.

Методика эксперимента должна описываться так, чтобы ее можно было повторить. Для этого освещаются следующие аспекты исследования: а) испытуемые – отмечаются существенные для данного эксперимента характеристики (количество, возраст, пол); б) использованное оборудование – описание приборов, существенных для эксперимента; в) процедура – описание последовательных этапов проведения эксперимента, какие инструкции давались испытуемым, как они их выполняли.

2. Структура построения педагогического эксперимента, его виды

В связи с тем, что педагогический эксперимент включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме: начальное исследование → проведение занятий → промежуточное исследование → проведение занятий → конечное исследование.

Начальные, промежуточные и конечные исследования предусматривают получение определенных показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного учебно-воспитательного процесса (применение новых средств, методов и пр.).

Временные интервалы между начальными, промежуточными и конечными исследованиями крайне изменчивы и зависят от многих причин (задач и методов исследования, реальных условий организации эксперимента и т. д.). Например, в экспериментах, определяющих эффективность активного отдыха в процессе классных занятий, рекомендуется проводить исследования с промежутком в 3 - 6 месяцев, причем существенные сдвиги в ее показателях могут появиться лишь через 6 - 7 месяцев.

Определение оптимального числа промежуточных исследований, с одной стороны, экономит силы и время экспериментатора (не проводятся лишние измерения), с другой - позволяет достичь максимума достоверности результатов. Максимальный эффект при минимальных затратах времени будет достигнут при учете характерных признаков изучаемого фактора, и прежде всего его изменчивости под влиянием различных внешних и внутренних воздействий. Чем больше вариативность фактора, тем большее число промежуточных исследований необходимо провести, чтобы получить достоверный материал для педагогических выводов.

Предположим, требуется изучить два способа повышения физической нагрузки. Определено, что об их эффективности следует судить не только по спортивному результату, но и по некоторым функциональным показателям. Надо установить, как часто целесообразно проводить промежуточные исследования, чтобы по функциональным показателям дать оценку изучаемым способам повышения нагрузки. В соответствии с целью, которую ставит перед собой исследователь, может быть применен или преобразующий эксперимент или констатирующий.

Преобразующий эксперимент (встречаются и другие названия: созидательный, формирующий, научно-исследовательский) предусматривает разработку нового в науке и практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой оригинальной гипотезой. Примером эксперимента подобного рода могут служить исследования эффективности программированного обучения.

Констатирующий эксперимент (его можно назвать еще контролирующим, практическим) предполагает проверку уже имеющихся знаний о том или ином факте, явлении.

Необходимость уравнивания сопутствующих факторов требует изменения (в различной степени) обычных условий процесса физического воспитания. По степени изменения этих условий педагогические эксперименты принято подразделять на естественный, модельный и лабораторный.

В зависимости от осведомленности или неосведомленности занимающихся о задачах и содержании исследования опытные уроки подразделяются на открытые и закрытые. Экспериментальные занятия проводятся, как правило, в открытой форме.

Открытый эксперимент предусматривает достаточно подробное объяснение занимающимся задач и содержания всего исследования. Экспериментатор стремится сделать всех исследуемых активными и сознательными участниками работы, признающими значение экспериментального поиска в улучшении учебно-воспитательного процесса. 3

Следует иметь в виду, что реакция занимающихся на участие в эксперименте может быть нейтральной, активной и негативной (названия условные).

Нейтральная реакция расценивается как наиболее благоприятная для хода эксперимента, так как при ней исследуемые, сознавая важность решаемых задач, ведут себя естественно, как в обычных условиях учебно-воспитательного процесса.

Активная реакция, казалось бы, также может быть оценена как благоприятная для решения задач исследования. Однако стремление занимающихся как можно лучше выполнить задание привносит в учебно-воспитательный процесс элемент искусственности, делает их поведение неестественным.

Негативная реакция занимающихся является крайне нежелательной. По существу, при подобном их отношении к работе ставится под угрозу весь ход исследования. Правда, если и в этих условиях будет получен положительный эффект, то он явится лучшим доказательством сильных сторон изучаемого педагогического фактора.

Среди негативных реакций следует различать преднамеренные и непреднамеренные. Первые характеризуются вполне осознанным и активным нежеланием быть участником эксперимента. Мотивы при этом могут быть самыми разнообразными. Непреднамеренные реакции, как правило, являются следствием непонимания сущности научной работы. У детей это может быть результатом недисциплинированности, своеобразной бравады перед посторонним липом. Вполне понятно, что в результате воспитательной и организационной работы непреднамеренное игнорирование может превратиться в реакции, желательные для экспериментатора.

В каждой группе исследуемых могут быть лица с различными видами реакций.

Закрытый эксперимент проводится при полной неосведомленности занимающихся о том, что они являются участниками исследовательской работы. Это придает их поведению ту непринужденность, которая может в наибольшей мере отразить преимущества и недостатки изучаемых педагогических факторов.

Однако осуществить полную «конспирацию» эксперимента бывает чрезвычайно трудно, а порою просто невозможно. Даже когда учебные занятия ведет обычный преподаватель, не исключается некоторая необычность внешней обстановки, так как на любых опытных занятиях должен присутствовать исследователь, чтобы вести наблюдение и регистрацию. А это уже не может не вызывать соответствующей реакции занимающихся. Даже период привыкания исследуемых к постороннему лицу не снимает полностью этой проблемы. Необходимость проведения различных измерений делает еще более явной необычность учебного процесса, хотя и можно подвести их под категорию обычных медицинских обследований или зачетных нормативов.

Описание работы

Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:

Когда новые идеи или предположения ученых требуют проверки;

При необходимости научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;

Если нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергавшегося проверке;

Когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.


Мы подготовили обзор 10 новых экстремальных видов спорта , благодаря которым ваша жизнь обретет новые яркие краски.

Флайбординг

Флайбординг (с английского языка fly – полет, board – доска) – это прекрасный вид спорта для людей, которые всю жизнь мечтали научиться летать. Правда, в рамках данного занятия, приходится это делать не над твердой поверхностью, а над водой.



Спортсмены-флайбордеры должны иметь специальный водный нагнетатель, шланг для подачи воды, а также водометные ботинки. Два ручных стабилизатора регулируют мощность водной струи и контролируют полет.



В результате флайбордер может подняться над водой на высоту десять-пятнадцать метров и парить там, выполняя невероятные трюки. Существуют также шоу, во время которых хорошо натренированные спортсмены демонстрируют свои потрясающие умения впечатленным зрителям.


Вулканобординг

Гора Серро-Негро знаменита не только тем, что является одним и самых молодых и активных вулканов на Американском континенте. В последнее время про нее все больше говорят благодаря тому, что на ее склонах родился новый экстремальный вид спорта – вулканобординг.



По пепельно-черному склону этого вулкана ежедневно на специальных досках спускаются сотни туристов и настоящих спортсменов. При этом максимальная скорость спуска может достигать 80 километров в час. Чтобы защитить людей от увечий, организаторы одевают их в специальные костюмы из крепкой материи.



Некоторые используют доску в качестве санок, а другие – рассекают вулканический склон стоя на борде, будто это снежная поверхность, а сами они пользуются сноубордом.

Паркур на батуте

Все больше людей, которые занимаются прыжками на батуте, стали обращать внимание на новую их вариацию, которая содержит в себе элементы и других видов спорта, в основном, паркура.

Паркур на батуте – это не просто идеально выверенные прыжки с ускорением, это особый вид трюков в воздухе, а также взаимодействие с внешними предметами и поверхностями.



Трюки людей, которые занимаются этим необычным видом спорта, весьма похожи на номера воздушных акробатов из знаменитого шоу Cirque du Soleil. Они выглядят такими же невероятными, нарушающими физические законы и гравитацию.

Прыжки из стратосферы

Настоящим экстремалам даже обычные прыжки с парашютами кажутся скучным и не заслуживающим внимания занятием. Они покоряют для себя совсем другим горизонты, отправляясь в свободное падение с высоты в десятки километров.



Прыжки из стратосферы появились в качестве экспериментов еще в середине двадцатого века. Однако сейчас это занятие превратилось в полноценный вид спорта. Экстремалы из разных стран соревнуются между собой в высоте и скорости падения.



Нынешний рекорд принадлежит американцу Алану Юстасу, вице-президенту корпорации Google. В октябре 2014 года он совершил прыжок с высоты 41424 метра, побив тем самым предыдущий максимум на два километра. Максимальная скорость падения при этом составила 1322 км/ч.

Кайтвинг

Кайтвинг – это универсальный спортивный снаряд, который позволяет покорять не только землю, но также воду, воздух и снежные вершины. Это небольшое универсальное крыло, которое позволяет экстремалу значительно расширить свои возможности вне зависимости от конкретного вида спорта.



будет полезен везде, где можно разогнаться или оторваться от земли под действием силы ветра. Спортсмен-экстремал сможет с помощью этого крыла быстрее ездить и выше прыгать.



При этом само крыло кайвинг имеет совсем небольшие размеры. А в сложенном виде ее габариты не больше, чем у чехла для лыж.

Водное скалолазание (Psicobloc)

В Соединенных Штатах Америки и некоторых других странах мира в последнее время набирает все большую популярность новый экстремальный вид спорта с названием , под которым скрывается водное скалолазание.



Задача спортсмена в Psicobloc – не только подняться вверх по наклонной стене с выступами, но и красиво упасть вниз в наполненный водой бассейн. А судьи засчитывают в финальном счете водного скалолаза обе этих дисциплины.



Psicobloc как вид спора родился в рамках обычного скалолазания, когда спортсмены покоряли выдающиеся в воду склоны и время о времени падали с них вниз. Сейчас же это вполне популярный вид спорта, в официальных соревнованиях в котором принимают участие даже самые именитые спортсмены-скалолазы.

Серфинг на лыжах

Негласная вражда между любителями сноуборда и лыж в последние годы выбралась даже за пределы заснеженных горных склонов. Теперь споры, что лучше: одна большая доска или две маленьких, перебрались также в сферу серфинга.



Ведь появился новый водный вид спорта – серфинг на лыжах. Его придумали калифорнийские лыжники, которые в условиях вечной нехватки снега в данном регионе решили покорять на своем любимом спортивном инвентаре огромные приливные волны, которыми славится побережье американской Калифорнии.



Правда, для этого пришлось создать новый вид лыж, объединяющий в себе элементы горных и водных. Но в серфинге на лыжах спортсменам все также приходится использовать для лучшей балансировки специальные лыжные палки. При этом скорость скольжения по волне может достигать 50 километров в час.

Скаякинг

Глядя на фотографии занимающихся скаякингом людей, может показаться, что это какие-то шутники, решившие хорошенько подшутить над нами. Ведь, казалось бы, нет ничего глупее, чем выпрыгнуть из самолета на небольшой лодке-каяке.



Тем не менее, это достаточно интересный и перспективный вид спорта. Оказывается, использование лодки при прыжке с парашютом значительно понижает скорость свободного падения. Летящий вниз плашмя человек разгоняется до 193 километра в час. Каяк же уменьшает этот показатель до 157 км/ч, давая при этом новые возможности в плане балансировки и выполнения трюков.



Основная проблема скаякинга заключается в том, что подавляющее большинство владельцев парашютного бизнеса отказывается устраивать прыжки людям на лодках.

Хорсбординг

Хорсбординг – это спорт для тех людей, кто живет в сельской местности далеко от гор или океанов с огромными волнами, но мечтает заниматься серфингом или сноубордингом. Спортсмены-хорсбордеры используют в качестве основного спортивного инвентаря специальную доску с большими колесами. А в качестве движущей силы в данном случае выступают живые лошади.



Прицепив веревку к скакуну, спортсмен может затем ездить за лошадью по полю, выполняя разнообразные маневры и трюки. Особенно зрелищным этот вид спорта является при использовании дополнительных трамплинов. Правда, падать на землю при неудачном трюке куда больнее и травмоопаснее, чем в воду или на снежный покров.

Метросерфинг (зацепинг)

Этот невероятно опасный вид спорта родился в России. Издавна на наших железных дорогах появлялись лишенные чувства самосохранения смельчаки, бегающие по крышам вагонов прямо во время движения составов.



Но в последние годы это занятие переместилось в подземный мир метрополитена. Обезбашенные адреналиновые наркоманы во время остановок метропоездов на станциях цепляются к их задним вагонам, а некоторые даже залазят на крышу. Сами они называют себя «зацеперы».



Правда, процент смертельных случаев в метросерфинге в несколько раз больше, чем у любого перечисленного выше нового экстремального вида спорта.

Впрочем, в Индии подобное занятие – это даже не экстремальный вид спорта, а привычный для многих бедных жителей этой страны способ путешествия на поездах.


Не стоит забывать, что экстремальными могут быть не только виды спорта, но и путешествия. Об этом можно прочитать в нашем обзоре .

Лариса Абакарова
Физкультурное занятие-эксперимент

Задачи :

1. Дать представление об эталоне времени «1 минута» ;

2. Активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей («Почему мячик катится?» );

3. Развивать словарь детей за счет слов, обозначающих свойства предмета (цвет, форма, величина, степень отдаленности (высоко-низко, далеко-близко) .

4. Упражнять в прокатывании мячей друг другу; в отбивании мяча о пол; в ползании на коленях и ладонях; по-пластунски; в прыжках через барьеры;

5. Развивать ловкость, быстроту, сообразительность, взаимопомощь, умение размышлять и делать выводы.

Ребята, сегодня у нас волшебное занятие . Мы будем проводить эксперименты. Посмотрите, у нас в зале разложено много знакомых вам предметов, с которыми вы играете каждый день (кубики, мячи, барьеры) . Как вы думаете, какие упражнения мы можем выполнять с этими предметами? (ответы детей) .

А сегодня мы узнаем много нового и интересного об этих предметах. Дети идут по залу обычным шагом, на носках, на пятках, огибая разложенные на полу предметы, бег обычный, змейкой; с перепрыгиванием через предметы, ходьба обычная.

Как вы думаете, почему нельзя перепрыгивать через мяч? (он покатится) .

А почему мяч катится? (круглый) .

А почему подпрыгивает? (легкий, надут) .

Начинаем самые главные эксперименты.

Дети выполняют ОВД :

1) прокатывание мячей друг другу из разных и. п.: стоя на коленях,

присев, наклонившись.

Как легче и удобнее было выполнять это упражнение?

2) перебрасывают друг другу мячи с отскоком от пола из разных и. п.:

стоя; стоя на коленях; сидя на пятках; сидя, ноги вперед.

Как удобнее выполнять?

3) Для чего нужны барьеры? (ответы детей) .

А как еще их можно использовать?

Дети проползают под барьерами разной высоты (3 шт.) на ладонях и

коленях; по-пластунски.

Под каким барьером удобнее проползать?

Каким способом легче ползти?

4) А теперь попробуем перепрыгнуть через них. Как вы думаете, через

какой перепрыгнуть легче?

Дети перепрыгивают через 3 барьера разной величины, подтверждая

или опровергая свое предположение.

5) А теперь поиграем с кубиками (строительный материал) . Встаньте на кубик ногами (стоять удобно, кубик широкий) . А теперь поставьте кубик на боковую часть (узкая) . На нем можно стоять? (нет, трудно, падает) . Почему?

Ну, а теперь, пользуясь своими наблюдениями, мы построим домик для куклы. Дети делятся на 2 команды. У каждого в руках часть строительного материала. По сигналу бегут по очереди и пытаются построить домик (4 стены + крыша) .

Задача : дом не должен упасть, рассыпаться.

Почему домик не крепкий? (не ровно поставили стены, криво установили крышу и т. п.) . Играем 2 раза. Подводим итог. (Бегали долго, старались сделать быстрее, стены ставили не ровно – дом упал).

А сейчас поиграем по- другому. Мы не будем бегать, а построим домики в разных частях зала. Для выполнения задания вам дается 1 минута.

1 минута – это эталон времени во всем мире. 1 минута – это прохождение секундной стрелкой 1 круга на часах. Для кого-то 1 минута – это очень мало, а кто-то успевает построить дом.

По команде дети начинают строить домик, каждая команда на своей стороне зала. По истечении минуты проверяется задание. Когда легче было выполнять задание? Почему?

Молодцы, сегодня вы узнали много интересного о привычных вещах, выполняли упражнения из разных и. п. ; интересно, необычно отвечали на вопросы.

А что вам больше всего запомнилось?

А что такое эталон «1 минута» ?

Вы сегодня молодцы, были очень внимательны, помогали друг другу, старались все выполнять правильно.

Педагогический эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с за­ранее поставленными исследовательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной про­блеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставлен­ных задач.

Условия, в которых проходит эксперимент, нередко более или менее отличаются от типичных ус­ловий процесса физического воспитания. Связано это со стремлением устранить влияние многочис­ленных сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к предмету исследования. В за­висимости от степени изменения типичных условий в практике физического воспитания принято различать следующие виды педагогического эксперимента:

    естественный - нет отступлений (или они минимальны) от условий обычной практики физиче­ского воспитания

    модельный - стремясь устранить побочные явления, значительно изменяются обычные условия

лабораторный эксперименты - условия проведения далеки от встречающихся в практике. Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового.

Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте - разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнитель­ный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в прак­тике детских учреждений.

74. Педагогический контроль. Его объекты, разновидности и организация в физическом воспитании.

Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспечивающих проверку заплани­рованных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель педагогического контроля - это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у зани­мающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факто­ры изменения).

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется пра­вильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходи­мости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четвер­ ти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, фи­ зическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные зада­ чи, средства и методы их решения.

    Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и от­дыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выпол­нению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохожде­нию отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, ра­ботоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют опера­тивно регулировать динамику нагрузки на занятии.

    Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на на­грузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности за­нимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные теку­щего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших заня­тий и величины физических нагрузок в них.

    Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тре­нировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозиро­вания физических нагрузок занимающихся.

    Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности вы­полнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, вы­явления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его со­ставляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность вы­полнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, кон­трольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ - жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение ди­намики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопостав­ление их с требованиями программы физического воспитания позволяют судить о степени ре­шения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимаю­щихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физиче­ского воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.