Про японские боевые искусства. Искусство владения мечом Катана, мифы и заблуждения

Data-medium-file="https://i1.wp..jpeg?fit=300%2C238&ssl=1" data-large-file="https://i1.wp..jpeg?fit=644%2C510&ssl=1" class="wp-image-6634 aligncenter" src="https://srrb.ru/wp-content/uploads/2015/12/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-1462781.jpeg" alt="самураи-старые-фото-1462781" width="600" height="476" srcset="https://i1.wp..jpeg?w=733&ssl=1 733w, https://i1.wp..jpeg?resize=300%2C238&ssl=1 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения. Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование себя самого.

Дейв Лори

Хотя с другой стороны — на мой взгляд все эти японские боевые искусства давным-давно устарели — и не представляют на самом деле никакого практического интереса — мир меняется что то устаревает — что-то появляется новое. Более лучшее, более соответствующее духу времени.

Но и между тем очень многие люди продолжают увлекаться различными японскими боевыми искусствами и находят для себя очень много любопытного и интересного.

И самое главное - это ведь уникальнейшая возможность прикоснуться к тщательно сохраненному и поэтому до сих пор живому духу — древних японских воинов — примерить его, так сказать на себя.

Итак, все боевые искусства Японии...

Абэ-рю — (яп. 安倍流 ) или Абэ татэ-рю (яп. 安倍立流 ) , также известное как Абэ-рю Кэндо (яп. 安倍立剣道 ) - классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке мастером Абэ Ёрито (яп. 安倍頼任 ). Школа является ответвлением от стиля Тайся-рю, который, в свою очередь, испытал влияние Синкагэ-рю .

Абэ-рю известна как первая серьёзная школа кэндзюцу, которая применяла термин кэндо (яп. 剣道 ) ещё в 1673 году, хотя подобные иероглифы были известны ещё в Китае. Суть кэндо, или кэн-но-мити («путь меча»), в рамках данного стиля заключалась более в духовном и нравственном обучении, нежели в физическом. То кэндо, которое практиковала школа Абэ-рю, не имеет никакого отношения к современной практике кэндо, созданной после реставрации Мэйдзи.

Айдзу Кагэ-рю - (яп. 会津陰流 , «теневая школа Айдзу») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1490 году Айдзу Хьюга-но-Ками Ико (яп. 愛洲移香斎久忠 ), также известного под именем Айдзу Икосаи Хисатада (яп. 愛洲移香斎 尚忠 )

Школа Айдзу Кагэ-рю была основана самураем Айдзу Хьюга-но-Ками Ико в 1490 году, во времена периода Муромати. Айдзу Икосаи являлся членом клана Айдзу и представителем ветви семьи Кии (Kii) города Кумано, которая была поставлена во главу пяти крепостей сёгуном Моринага Синно (яп. 親王 森永 , 1308 - 1335) во времена периода Муромати

Основная направленность школы - борьба с мечом (кэндзюцу). Термин «Кагэ» переводится как «тень» и передаёт суть учения, которое заключается в фокусировке на определении намерения, стратегии и душевного состояние противника путём изучения его/её языка тела, выражения лица и других признаков.

На сегодняшний день Айдзу Кагэ-рю более не существует, однако её знания и техники используются в таких школах, как Ягю Синкагэ-рю и Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, а также многих других.

Айки-дзюдзюцу — японская боевая техника, являющаяся предшественником . В настоящее время термин «айки-дзюцу» (合気術) используется многими современными школами дзю-дзюцу для определения технического раздела с применением принципов айки (合気).

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — (яп. 大東流合気柔術 Дайто:-рю: Айки-дзюдзюцу , ромадзи: Daitō-ryū Aiki-jujutsu ) - японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу ] (инф.) ) - от яп. 柔 [дзю ] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術 [дзюцу ] (техника, способ) - «искусство мягкости» - общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть джиу-джитсу - искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.

Дзигэн-рю (яп. 示現流 , дословно «разоблачённая реальность») - древнее японское боевое искусство (корю), основанное в XVI веке Того Тюем (яп. 東郷重位 , 1561 - 1643) в провинции Сацума, современной префектуре Кагосима, на основе школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В основном фокусируется на методах кэндзюцу.

Дзиттэдзюцу (яп. 十手術 Jittejutsu , «искусство жезла») или Дзюттэдзюцу (англ. Juttejutsu ) - японское искусство ведения боя при помощи дзюттэ.

Дзюдо (яп. 柔道 дзю: до: , дословно - «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») - японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 - 1938 ), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Дзюкэндо — японское искусство штыкового боя.

Ёсёкай (ответвление школы ) (яп. 合氣道耀尚會 Айкидо: Ё:сё:кай ) - школа айкидо, созданная и возглавляемая японским мастером Такаси Кусидой.

Ёсин-рю (яп. 楊心流 , «школа сердца ивы») - древняя школа дзюдзюцу, классическое японское боевое искусство, основанное в 1632 году Акиямой Сиробэем Ёситоки (яп. 秋山 四郎兵衛 義時 ). Линия Акияма Ёсин-рю является одной из самых влиятельных школ дзюдзюцу, существовавших в Японии.

Ёсинкан (яп. 養神館 , название состоит из трёх иероглифов: Ё (яп. 養 ) - «взращивать или развивать», СИН (神 ) - «дух», КАН (館 ) - «дом». Это сочетание иероглифов можно перевести как «Дом развития духа») - стиль айкидо (яп. 合気道), основанный японским мастером Годзо Сиодой (1915-1994)

Ёсиока-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке Ёсиокой Кэмпо (яп. 吉岡 拳法 ). Школа пользовалась большой популярностью во второй половине XVII века, когда её создатель был назначен инструктором фехтования сёгуната Асикаги в Киото.

Иайдзюцу — Следует различать иайдо и иайдзюцу. Иайдзюцу - искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу (так, раздел иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 году). Иайдо же - это путь самосовершенствования путем выполнения техник иай.

Иайдо (яп. 居合道 иайдо: , дословно, искусство встречать сидя ) - это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

Ивама-рю (岩間流) - одно из старых направлений айкидо, созданное Морихиро Сайто, близким учеником Морихея Уэсибы, основателя айкидо. Ведет своё название от местечка Ивама, куда в 1942 году с началом второй мировой войны Уэсиба переехал из Токио. Здесь он открыл додзё, где проводил тренировки до своей смерти в 1969 году.

Ига-рюха Кацусин-рю (яп. 為我流派勝新流 ) - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное мастером по имени Фудзисаки Томинодзё Ёсимити. Корни школы Ига-рюха Кацусин-рю идут от Ига-рю дзюдзюцу (не путать с Ига-рю ниндзюцу), являющегося комбинацией иных стилей боевых искусств. Ига-рю была основана мастером по имени Эбата Мокуэмон Митидзанэ (яп. 江畑杢右衛門満眞 ). Эбата с детства обучался боевым искусствам. Он изучал Фудзияма-рю (дзюдзюцу, иайдзюцу, когусоку; под руководством Сукэгава Тадаёси (яп. 助川忠良 )), Ёсиока-рю (дзюдзюцу; под руководством укадзава Матаиси Танэцугу (яп. 深沢又市胤次 )) и Бугё-рю (иай).

Иккаку-рю - древняя школа дзиттэдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. Техники школы не преподаются отдельно, а включены в программу обучения школы Синто Мусо-рю. Искусство дзиттэдзюцу в Иккаку-рю рассматривает дзюттэ как способ самозащиты против злоумышленника, вооруженного мечом (катаной).

Иппо-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Тода Иппо.

Иссин-рю - древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн. Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ. Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи - 3,6 метров . Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.

Иттацу-рю - традиционная школа ходзёдзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. На сегодняшний день традиции стиля Иттацу-рю включены в состав школы Синто Мусо-рю.

Итто Сёдэн Муто-рю (яп. 一刀正伝無刀流 , «школа истинной передачи традиций системы без меча Ито Иттосая») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное во второй половине 1800-х годов мастером по имени Ямаока Тэцутаро Такаюки, более известным как Ямаока Тэссю (яп. 山岡 鉄舟 )

Итто-рю (яп. 一刀流 , «школа одного меча») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVI веке известным самураем по имени Иттосай Кагэхиса.

Кагэ-рю - древняя школа баттодзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное Ямамотой Хисаем Масакацу (яп. 山本久弥正胜 ) . Кагэ-рю не имеет никакого отношения к стилям Айдзу Кагэ-рю и Синкагэ-рю. Школа фокусируется на техниках обнажения длинного меча, известного как тёкэн (choken ).

Камадзюцу - традиционное японское искусство ведения боя при помощи серпа - кама.

Канэмаки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в конце XVI или начале XVII веков мастером по имени Канэмаки Дзисай.

Касима Син-рю - традиционное воинское искусство, основные принципы которого были разработаны в XVI веке. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение семьёй Кунии. Современную форму Касима-синрю приобрела благодаря усилиям сиханкэ 18 поколения Кунии Дзэнъя (годы жизни 1894-1966, сиханкэ в 1914-1966 гг.) В школе изучают кэндзюцу (технику фехтования на мечах), нагинатадзюцу (технику боя алебардой), содзюцу (технику боя копьем), баттодзюцу (технику мгновенного обнажения меча с рубкой), дзюдзюцу (технику рукопашного боя) и бодзюцу (технику боя шестом).

Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (яп. 鹿島神傳直心影流 , «божественно переданное, честное отражение сердца школы Касима»), также именуемая просто Дзикисинкагэ-рю (яп. 直心影流 ) или Касима Синдэн - школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1570-х годах мастером по имени Мацумото Бидзэн-но-ками Таокацу. Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, основанная в середине XVI века, является одной из немногих древних японских школ боевых искусств, дошедших до XXI века и всё ещё существующих на сегодняшний день.

Касуми Синто-рю Кэндзюцу (яп. 霞神道流剣術 ) или Синто-рю Кэндзюцу (яп. 神道流剣術 ) - наименования, используемые для обозначения серии тренировочных форм (ката), посвященных работе с мечом против меча, практикуемых исключительно в школе Синто Мусо-рю . Система состоит из 12-и форм, 8 из которых посвящены длинному мечу (одати), и 4 - короткому (кодати).

Тэннэн Рисин-рю яп. 天然理心流 , «школа естественного понимания духа» или «школа незамутнённого сознания») - классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1789 году мастером Кондо Кураносукэ Нагахиро (яп. 近藤 内蔵助 長溥 ). Широко известно тем, что практиковалось членами синсэнгуми.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (天真正伝香取神道流) – одна из древнейших существующих на настоящий момент школ традиционных японских боевых искусств и древнейшая из комплексных систем боевых искусств Японии. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба). Сама школа называет датой своего основания 1447 год, но некоторые исследователи утверждают, что 1480 – более точная дата.

Тэнсинсё Дзигэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1500-х годах мастером по имени Сэтогути Бидзэн-но-ками Масамото. Основная направленность стиля - практика кэндзюцу и иайдзюцу, однако в программу обучения также входят такие дисциплины, как дзюдзюцу, содзюцу и нагамаки.

Тэссэндзюцу (яп. 鉄扇術 , «искусство тэссэн») - японское искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн (яп. 鉄扇 ), популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии. Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который, зачастую, оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами.

Тэцубодзюцу (яп. 鉄棒術 , «искусство тэцубо») - японское искусство ведения боя при помощи стальной дубинки тэцубо . Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был сделанный из цельного железа предмет удлиненной формы, близкий к палке - тэцубо . Из-за своих размеров и веса обращаться с таким оружием было довольно трудно, поэтому возникла целая боевая дисциплина - тэцубодзюцу . Она преследовала цель развить физическую силу воина и обучить его техникам ведения боя при помощи стальной дубинки как на коне, так и в пешем строю. В основе тэцубодзюцу лежит принцип использования инерции, развиваемой оружием при движении по различным траекториям. Техники тэцубодзюцу применяли для нанесения сокрушительных ударов, разбивания доспехов, выбивания противника из седла, а иногда и в качестве портативного тарана.

Не известно, какая воинская традиция формализовала использование тэцубо , однако использование этого вида оружия стало прерогативой лишь тех воинов, которые были достаточно сильны, чтобы овладеть им.

Тюдзо-рю - древнее японскоебоевое искусство (корю), одно из старейших форм кэндзюцу, основанное в XIV веке мастером по имени Тюдзо Нагахидэ (яп. 伊庭秀明 ), который обучался фехтованию у Нэнами Дзиона (Nenami Okuyama Jion ), основателя Нэн-рю.

Унко-рю яп. 雲弘流 , «школа всеохватывающих / всеобъемлющих облаков») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в середине XVIII века мастером по имени Хигути Ситиро.

Уэти-рю (яп. 上地流 Уэти рю: , «Стиль Уэти») - один из стилей Окинавского боевого искусства каратэ, который основал мастер Камбун Уэти (1877-1948).

Фудэн-рю - древняя школа содзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в начале 1600-х годов мастером по имени Накаяма Гэнбэй Ёсинари (яп. 中山吉成 ).

Фукибаридзюцу (яп. 吹き針術 , «искусство фукибари») или фукиядзюцу (яп. 吹き矢術 , «искусство фукии») - японскоеискусство метания игл (яп. 針 , ромадзи: hari ) при помощи духовой трубки: фукибари (яп. 吹き針 ) или фукии (яп. 吹き矢 ).

Фусэн-рю - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в XIX веке мастером по имени Такэда Моцугэ.

Хасэгава Эйсин-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное между 1716 и 1736 годами мастером по имени Хасэгава Тикараносукэ Эйсин (яп. 長谷川 主税助 英信 ). На сегодняшний день знания стиля Хасэгава Эйсин-рю изучаются в таких школах боевых искусств, как Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю.

Хёхо Нитэн Ити-рю (яп. 兵法二天一流 ) - древняя школа кэндзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное между 1604 - 1640 годами знаменитым мастером фехтования Миямото Мусаси. Нитэн Ити-рю известна прежде всего техниками фехтования при помощи двух мечей, катаны и вакидзаси, которые Мусаси назвал Нитэн-ити (яп. 二天一 , «два неба как одно») или Нито-ити (яп. 二刀一 , «два меча как один»)

Хиго Ко-рю - древняя школа нагинатадзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Камэй Гэрусигэ.

Ходзан-рю (яп. 宝山流 ), также известное как Цуцуми Ходзан-рю (яп. 堤宝山流 ) - сого будзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное в конце XIV или начале XV века мастером по имени Цуцуми Ходзан (яп. 堤宝山 ).

Ходзёдзюцу (яп. 捕縄術 ходзё:дзюцу ) или навадзюцу (яп. 縄術 ) - традиционное японское искусство связывания при помощи верёвки. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников. В практике боевых искусств, ходзёдзюцу крайне редко выступало в качестве единственной изучаемой дисциплины, однако его можно было встретить как одну из частей учебной программы различных комплексных школ будо, зачастую в качестве углубленного изучения принципов и техник дзюдзюцу.

Ходзоин-рю - древняя школа содзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно 1560 году Ходзоином Какудзэнбо Иннэем (яп. 宝蔵院 胤栄 , 1521 - 1607)

Хоки-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, японское классическое боевое искусство, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Катаяма Хоки-но-Ками Фудзивара Хисаясу (яп. 片山伯耆守藤原久安 , 1575 – 1650). Взяв Исэ-но-нами в качестве базы, Хисаясу и более поздние поколения семьи Катаяма и Хосино разработали и ввели в арсенал школы более семидесяти техник с мечом . Многие из них были утеряны большинством современных ответвлений, практикующих Хоки-рю. В настоящее время пятнадцать базовых форм составляют основу почти всех ответвлений Хоки-рю (некоторые группы сохранили различные ката). Эти 15 базовых форм разделяются на два уровня: Омотэ (6 техник) и Тюдан (9 техник). Большинство из них практикует из позиции сэйдза .

Хокусин Итто-рю - классическое боевое искусство Японии, основанное в 1820-х годах мастером по имени Тиба Сюсаку Наримаса. Школа входит в состав Нихон Кобудо Кёкай.

Хонтай Ёсин-рю - сого будзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в 1660-х годах мастером по имени Такаги Сигэтоси. Хонтай Ёсин-рю входит в состав организации Нихон Кобудо Кёкай.

Хотэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Такидзава Миноками Хотэн (яп. 滝澤美濃守法典 ). В программу обучения школы входит изучение техник кэндзюцу, иайдзюцу, дзёдзюцу, сасумата, хибуки и кабуки (скрытное и старое оружие), кусари и кусарифундо, тэссэндзюцу, сюрикэндзюцу, содзюцу, кусаригамадзюцу и тэккэн.

Хэйдзё Мутэки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1668 году мастером Яманоути Рэнсинсаи (яп. Yamanouchi Renshinsai ) . Является одной из первых школ, употреблявших понятие кэндо .

Ягю Синган-рю - классическое японское боевое искусство (корю), сого будзюцу, основанное приблизительно 1600 году.

Ягю Синкагэ-рю (яп. 柳生新陰流 , «новая теневая школа Ягю») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1568 году одним из наиболее значимых учеников Камиидзуми НобуцунаЯгю Мунэтоси на основе знаний школы Синкагэ-рю. На сегодняшний день Ягю Синкагэ-рю остаётся одной из самых известных школ японского фехтования.

Ядомэ/ядонэ-дзюцу — искусство отбивания летящих предметов.

Согласно современной классификации, сами японцы свои боевые искусства разделяют на традиционные воинские искусства, возникшие до реставрации Мэйдзи (1868—1889 г.г.) - Koryu Bujutsu - корю будзюцу - 古流 武術 , и боевые искусства современности - Gendai Budo - гэндай будо - 現代 武道 - это стили и школы, большая часть из которых возникла в конце XIX - первой половине XX веков. Литературно можно перевести соответственно - "боевые методы старой школы" и "воинские искусства современности".

Обратите внимание на ряд слов и соответствующих им иероглифов, которыми часто обозначаются различные боевые искусства и стили: 1) - дзюцу - техника, умение, способ, искусство; 2) - до - путь, искусство, практика; 3) 会 - кай - сообщество, собрание, ассоциация; 4) 館 - кан - дворец, дом, школа; 5) 流 - рю - течение, стиль, манера. Кроме того в названиях школ и стилей можно часто встретить географические названия той или иной местности, а также фамилии основателей или иероглифы, из которых они состоят.

Aikido - Айкидо - 合気道 - Путь Гармоничного Настроения (Настроя) -

лишь один из вариантов перевода этого термина. Основатель - Уэсиба Морихэй - 植芝 盛平 (14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) брал уроки у многих мастеров боевых искусств, ниже вы столкнётесь с одним из них - это Сокаку Такэда . Айкидо формировалось в период с начала 20"х по конец 40"х годов прошлого века и является ярким примером гэндай будо - 現代 武道 . Морихэй Уэсиба воспитал много одарённых последователей, которые с одной стороны продолжили его дело, с другой - привнесли много нового и интересного в практику айкидо. Далее можно ознакомиться с некоторыми из них и их школами...

Стили и Школы:

  • Aikikai - Айкикай - 合気会 - Можно перевести, как "Сообщество принципа Айки". С тиль айкидо, во главе которого стоят потомки Морихэи Уэсибы. Руководители организации носят звание Дошу 道主 (продолжатель пути): сын - Киссёмару Уэсиба (с 26 апреля 1969 по 4 января 1999) и внук - Моритэру Уэсиба (с 4 января, 1999 по нынешнее время). 1940 год считают датой основания организации.
  • Yoshinkan - Ёсинкан - 養神館 - "Школа культивации духа" , основатель Сиода Годзо - 塩田 剛三 (9 сентября 1915 г. —17 июля 1994 г.) - представитель первого поколения учеников Морихэи Уэсибы. Основание стиля в 1955 году. Подробнее в разделе "Об Айкидо".
  • Iwama Ryu - Ивама Рю - 岩間流 - "Течение Ивама" (Ивама 岩間 - дословно - скалистая местность - географическое название места первого додзё этой школы) , основателем является Сайто Морихиро - 斉藤守弘 (31 марта 1928 г. — 13 мая 2002 г.) - один из ближайших учеников Уэсибы, в течении 23 лет оставался учидэси 内弟子 (ученик, живущий в доме учителя) О-Сэнсэя.
  • Kokikai - Кокикай - 光気会 - можно перевести, как "Сообщество сияющего настроения" , основано Сюдзи Маруямой (родился 1 апреля 1940 года) - один из учеников Уэсибы последнего поколения.
  • Yoshinkan Seiseikai - Ёсинкан Сэйсэйкай - 精晟会 - буквальный перевод - "Сообщество духа наполненного солнцем", основатель Тэрада Киёюки 寺田精之 (20 апреля 1922 - 13 июля 2009 года) - соратник Годзо Сиоды и фактически сооснователь стиля Ёсинкан Айкидо, тем не мение, эта школа существенно отличается от классического Ёсинкан целым рядом технических особенностей.

  • Renshinkai - Рэнсинкай - 錬身会 - дословно - "Сообщество закалки (тренировки) тела", основатель - Тида Цутому - 千田 務 (родился 4 октября 1950) - один из первых учеников Годзо Сиоды.
  • Shinwakan - Cинвакан - 親和館 - "Школа дружелюбия", канчё - 井上強一 Иноуэ Кёити (родился 10 сентября 1935), соратник и старший ученик Годзо Сиоды.
  • Sin Sin Toitsu - Син син тоицу - 心身統 - дословно - "Сердце (дух) управляет телом" (альтернативное название - Ки айкидо). Основатель Тохэй Коичи - 藤平光一 (20 января 1920 года — 19 мая 2011 года).
  • Tomiki Ryu - Томики Рю - 富木流 - "Школа Томики" или Shodokan Aikido - Сёдокан Айкидо - 昭道館 合気道 - "Школа светлого пути". Основатель - Томики Кэндзи - 富木謙治 (15 марта 1900 - 25 декабря 1979).

Daitoryu Aikijujutsu - 大東流 合気柔術 - Д айторю Айкидзюдзюцу - школа дзюдзюцу великого востока и гармоничного настроения (литературный перевод здесь врядли осуществим, скорее, название представляет собой пару символических идиом).

Один из наиболее известных стилей дзюдзюцу 柔術 (магкая техника, умение), основанный Такэда Сокаку - 武田 惣角 (10 октября 1859 г. ― 25 апреля 1943 г.). Более подробно описан в разделе "Об айкидо".

Judo - Дзюдо - 柔道 - Г ибкий П уть.

Родоначальник - Кано Дзигоро 嘉納 治五郎 (28 октября 1860 г. ― 4 мая 1938 г.) изучал дзюдзюцу 柔術 у многих мастеров своего времени . На основе этой практики, отказавшись от особенно травмоопасных техник, фактически создал новый вид борьбы. 講道館 - Кодокан (Школа изучения пути) - первое додзё Кано было создано в 1882 году. Этот год и считают годом основания дзюдо. Через занятия дзюдо прошли многие известные личности в мире Будо. Дзюдо в молодые годы занимались Маэда Мицуё (前田光世 - 18.11.1878. - 28.11.1941.) - основатель бразильского джиу-джицу, Василий Сергеевич Ощепков (25.12.1892. - 10.10.1937.) - один из основателей самбо, многие мастера айкидо высокого уровня пришли в айкидо уже имея практику в дзюдо.

Karate - Каратэ - 空手 - Пустая Рука,

первоначальная версия написания - 唐手 - китайская рука - альтернативное японским искусство ведения рукопашного боя, пришедшее на Окинаву вместе с одним из изучающих шаолиньское кунг-фу, неким Сакугава Канга 佐久川寛賀 (1733—1815), по прозвищу Сакугава Сатунуси или Тодэ Сакугава.

Стили и Школы:

  • Shotokan - Сётокан (часто - Шотокан) - 松涛館 - "школа шумящих сосен" или "стиль сосен и моря". Основатель Фунакоси Гичин (船越義珍 - 10.11.1868 - 26.04.1957) На эмблеме Сётокан изображён тигр, являющийся тотемным покровителем стиля. Отличительной особенностью стиля являются низкие стойки и резкие движения бёдрами во время нанесения ударов. Один из основополагающих принципов Сётокан - "Иккэн хисацу"(一拳必殺) можно перевести как "Вырубить с одного удара".
  • Goju Ryu - Годзю Рю - 剛柔流 - "школа мягкости и твёрдости". Один из основных стилей окинавского каратэ, который к концу двадцатых годов прошлого века создал Мияги Тёдзюн (宮城長順 - 25.04.1888. - 08.10.1953). Мастер неоднократно посещал Китай и изучал там различные стили ушу. Именно этими практиками он расширил стиль каратэ Наха-тэ (那覇 ), который изучал сам под руководством Хигаонны Канрё (東恩納寛量 - 10.03.1853 - 15.10.1915).
  • Wado Ryu - Вадо Рю - 和道流 - "школа мирного пути" или "пути согласия". Стиль создан в 1939 году Оцукой Хиронори (大塚博紀 - 01.06.1892 - 29.01.1982) профессиональным врачём. Эмблемой является круг с изображением белого голубя с расправленными крыльями и сжатого кулака над ним. Хиронори с детства изучал различные стили дзюдзюцу. К тридцати годам заинтересовался каратэ и немало преуспел на этом поприще, основав свою собственную школу. В каратэ Вадо Рю отражено увлечение техниками дзюдзюцу. Этот стиль насыщен большим количеством болевых контролей, бросковых техник, подсечек, подножек, не свойственных для других стилей каратэ того времени. Кроме того, сам поединок в меньшей степени строится на открытой конфронтации, в большей степени используются уходы с линии атаки нежели жёсткая их блокировка. В связи с подобным тактическим ведением боя Хиронори вводит ряд стоек, подразумевающих большую мобильность и динамику передвижений, не характерных для большинства стилей каратэ. К примеру, часто используемая позиция в других стилях каратэ Киба-дати (騎馬立ち - дословно - стойка всадника ) здесь заменяется на Нэко-аси-дати (猫足立ち - стойка кошки или кошачья нога).
  • Shito Ryu - Сито Рю - 糸東流 - можно перевести как "школа восточной нити". Стиль разработан Мабуни Кэнвой (摩文仁 賢和 - 1889 - 1952). Название связанно с двумя другими мастерами каратэ, у которых учился Мабуни, и содержит иероглифы, из которых состоят их фамилии. Это Итосу Ясуцунэ (糸洲安恒 — Итосу Анко 1831—1915) - видный мастер окинавского каратэ, у которого занимались многие мастера, создавшие в последствие свои школы, и Хигаонна Канрё (東恩納寛量 - 1852-1915). Школа каратэ Сито Рю существенное время тренировок уделяет ката, которых насчитывается в нём около пятидесяти, что значительным образом превышает число ката в других стилях.
  • Kyokusinkay - Кёкусинкай - 極真会 - "сообщество наивысшей истины". Основано Оямой Масутацу (大山倍達 - псевдоним, взятый в японии корейцем - 27.07.1923 - 26.04.1994) в 50-х годах прошлого века.
  • Ashihara Karate - Асихара Каратэ - 芦原 空手 - каратэ Хидэюки Асихары (芦原英幸 - 05.12.1944 - 24.04.1995) в 1980 году.
  • Koshiki Karate - Косики Каратэ - 甑空手 - первый иероглиф здесь означает металлический котелок, следовательно, можно перевести - "каратэ, подобное металлу", другими словами - "жесткое каратэ". Датой основания называют 1977 год.

Kendo - Кэндо - 剣道 - П уть Меча,

(ранее - Kenjutsu - Кэндзюцу - 剣術 - искусство меча, или искусство владения мечом) основано 1920 году на базе различных школ Кэндзюцу, существовавших с периода раннего средневековья . Философская доктрина школы отражена в её лозунге, который звучит: Ki Ken Tai No Ichi - 体 の 一 - Ки Кэн Тай Но Ичи, что дословно переводится, как: Дух, Меч и Тело - всё едино. В наши дни Кэндо часто преподают в школах Японии для укрепления духа и тела учащихся.

С начала XII века фехтование, на ряду с владением копьём и стрельбой из лука, являлось обязательным навыком самураев-воинов, но до начала XVII века оно скорее занимало второстепенную позицию в их обучении. В период эпохи Эдо (1603-1868) при наступлении относительно мирного времени в Японии возникает целый ряд школ Кэндзюцу, некоторые из которых существуют и поныне. Существенным шагом в дальнейшем развитии Кэндзюцу являлись реформы мастера Наганума Кунисато 長沼 国郷 (1688—1767). На тренировках в те времена в основном использовался деревянный меч боккэн, который часто сильно травмировал учащихся. Наставник Кунисато ввёл в процесс тренировки бамбуковый меч синай (竹刀) или такэмицу (竹光 ) , который состоит из четырёх бамбуковых полос скрепленных кусками кожи и связанных верёвками. Подобная конструкция существенным образом смягчает удар и используется в современном кэндо.

Tensin Shoden Katori Sinto Ryu - 天真正伝香取神道流 - Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю - литературным образом перевести весьма сложно, тем не менее, дословно - школа пути духа распростроняющая подлинную простосердечность.

пожалуй, одна из древнейших школ боевых искусств Японии, подразумевающяя комплексный подход в обучении её адептов. Типичный пример корю будзюцу - 古流 武術 (боевых систем старой школы). Здесь, на ряду с основополагающей техникой фехтования мечём - кэндзюцу (剣術), существует целый ряд разделов параллельного обучения:

Иайдзюцу - 居合術 - искусство мгновенного обнажения меча с одновременным ударом.

Нагинатадзюцу - 長刀術 - искусство владения нагинатой.

Рётодзюцу - 両刀術 - техники фехтования двумя мечами одновременно и ведения боя с несколькими атакующими.

Кодатидзюцу - 小太刀術 - фехтование в помещении (тесном пространстве) маленьким мечом.

Бодзюцу - 棒術 - навыки владения боевым шестом.

Содзюцу - 槍術 - практика ведения боя японским копьем.

Сюрикэндзюцу - 手裏剣術 - метание ножей и лезвий.

Дзюдзюцу - 柔術 - ведение рукопашного боя.

Ниндзю́цу - 忍術 - искусство слежки и шпионажа.

Тикудзёдзюцу - 地区場術 - искусство фортификации возведения оборонительных сооружений.

Гунбай-хэйхо - 軍配兵法 - военное искусство стратегии и тактики.

Тэммон-тиригаку - 天文地理学 - небесные явления, астрономия, астрология и предсказания.

Адепты школы называют 1447 год датой основания школы, историки же склонны полагать, что 1480 год - в большей степени соответствует действительному времени этого события. Как бы то ни было, сейчас уже весьма сложно поддержать как одну, так и другую версию.

Kasima Sin Ryu - 鹿島神流 - Касима Син Рю - литературный перевод вряд ли возможен, первые два иероглифа - "Касима"(鹿島 ) - очевидно, имя собственное, повидимому, либо фамилия одного из основателей, либо название местности, дословно - олений остров (также известен древний храм Касима в префектуре Ибараки 茨城県), таким образом - Касима Син Рю - "школа духа Касима".

Ранние упоминания о школе датируются XVI веком. В точности так же, как и Катори Синто Рю (смотрите выше), школа предполагает комплексный подход к изучению будзюцу. Здесь рассматривается ряд дисциплин, куда входит, как работа с различного рода оружием (буки вадза 武器技 ), так и без него (тайдзюцу 体術). Тем ни мение, первоочередным образом практикуется именно владение мечём - кэндзюцу - (剣術 ).

Японские боевые искусства можно разделить на две большие группы: древние приёмы будзюцу , передававшиеся из поколения в поколение в течение многих веков, и современные будо , которыми занимаются в спортивных целях. Давайте рассмотрим некоторые боевые искусства каждой из этих групп.

Скорее современный соревновательный вид спорта, чем боевое искусство. Бамбуковым «мечом» (синай ), длина которого не более 118 см, соперники наносят друг другу удары в определённые области, за что начисляются очки.

Используется четыре типа защитных приспособлений - мэн (маска), до (нагрудник), два котз (защитные приспособления для рук), и тарэ (набедренное защитное приспособление).

Подобно фехтованию в Европе, древнее японское искусство владения мечом сегодня продолжает жить, превратившись в спорт. Фехтовальщики держат рапиру в одной руке, тогда как в кэндо, как правило, обе руки удерживают синай. Кэндо столь же популярно в Японии, как и дзюдо, им занимаются примерно два миллиона человек. Как и дзюдо, ему обучают в школе. Им нередко нанимаются во внеурочное время.

Международная федерация кэндо была основана в 1970 году, и сейчас за пределами Японии кэндо занимаются около восьми миллионов человек.

В 1882 году Кано Дзигоро разработал дзюдо на основе древнего искусства дзюдзюцу . Дзюдо — форма борьбы без оружия, победы в которой можно добиться, например, бросив соперника, прижав его на лопатки, поймав на удержании или болевом приёме. Самое большое отличие дзюдо от дзюдзюцу состоит в том, что в дзюдзюцу допускаются толчки и удары кулаками и ногами, тогда как в дзюдо они запрещены как опасные действия.

Дзюдо стало олимпийским видом спорта в 1964 году, как раз к Олимпийским играм 1964 года в Токио. В Японии около 1,5 миллионов людей имеют разряд дан по дзюдо, а всего в мире дзюдо занимаются более 20 миллионов людей.

Со Митиоми изучил боевые приёмы, изобретённые воинами-монахами китайского дзэн-буддийского храма Шаолинь-сы, а потом, после Второй мировой войны, развил эти приёмы в новый вид боевого искусства. Применяются сложные приёмы, объединяющие удар ногой и толчок. На тренировках используются защитные приспособления, часто применяются ответные контрприёмы.

На соревнованиях спортсмены носят одеяния дзэн-буддийских монахов (поскольку эта практика считается частью подготовки дзэн), и только демонстрируют формы ката.

Сёриндзи Кэмпо занимаются примерно 1.3 миллиона японцев и 150 тысяч людей в других странах.

В каратэ есть приёмы нападения и приёмы защиты. Приёмы нападения включают выпады кистью, кулаком и ногой, а также удары руками и ногами. Их отражают приёмами защиты. Соревнования проводятся либо как серия форм ката (последовательность движений и ударов по «воображаемому противнику»), демонстрирующих различные приёмы, либо как свободный спарринг (кумите ). В некоторых школах каратэ ката совсем не практикуется.

Каратэ зародилось как стиль китайского бокса (дословно переводится как «китайская рука»), а на японской земле получило развитие на Окинаве. Вплоть до новейшего времени им занимались только на Окинаве, потом после реставрации Мэйдзи (1868 г.) оно распространилось по всей Японии, а потом, после Второй мировой войны и в других странах.

У каратэ более 3 миллионов последователей в Японии и ещё 30 миллионов во всём мире. С 2020 г. — каратэ это олимпийский вид спорта.

В 1932 г. Саваяма Мунэоми, на основе древних приёмов дзюдзюцу , создал новую боевую систему, известную ныне как Ниппон Кэмпо.

Удары дзюдзюцу (кулаками и ногами), броски, замки на противоходе и удержания были бы опасны без защитных приспособлений. Поэтому в бой на тренировках соперники выходят в защитном снаряжении из маски, нагрудника, рукавиц и набедренника.

Поскольку Ниппон Кэмпо это самое боевое изо всех современных японских боевых искусств, оно используется при подготовке к борьбе без оружия личного состава японской полиции и сил самообороны. Некоторые мастера стали чемпионами мира по боксу или кик-боксингу.

У Ниппон Кэмпо около 500 тысяч последователей. За пределами Японии оно известно как «японское воинское искусство».

Нагината — японская алебарда. Когда-то оно использовалась на войне, потом в эпоху Эдо (1603-1867 гг.) им пользовались для самозащиты женщины из класса самураев. В настоящее время бой нагинатой популярен также в основном среди женщин.

Около 55 тысяч людей имеют разряд по этому виду спорта. Есть два вида соревнований: в одном участники, набирая очки, наносят удары по участкам тела соперника, защищенными маской, рукавицам, нагрудником, набедренником и наголенниками, а в другом в предписанном порядке выполняется ряд форм ката .

Длина нагината, используемых на соревнованиях, примерно 215-225 см. На соревнованиях к концу прикрепляется лезвие из бамбука, а при демонстрациях ката - из дуба.

Уэсиба Морихэй систематизировал айкидо в 1922 году, опирясь на дайто айки , одну из систем дзюдзюцу . Цель — отразить нападение, используя собственную силу нападающего. Многие приему очень сложны и включают захват кисти, плеча или другого сустава соперника в замок на противоходе с последующим броском или прижатием на лопатки.

Такие приемы могут быть опасны, поэтому на тренировках они отрабатываются в предписанном порядке.

Соревнования проводятся редко. пользуется популярностью у женщин и пожилых людей, так как это искусство защиты не требует большой силы.

Около 600 тысяч человек занимаются им в Японии, а за границей у него есть еще 1.2 миллиона последователей.

Кюдо, или японская стрельба из лука, соревнования по которой проводились уже (1192-1333 гг.), было первым боевым искусством Японии, превратившимся в спорт, хотя правила в те дни и были иными. После появления артиллерии и стрелкового оружия военные потеряли интерес к луку и стрелам, но стрельба из лука осталась тем умением, овладение которым было необходимо самураю. Постепенно оно стало спортивным состязанием.

Длина бамбукового лука, используемого сегодня, порядка 215-230 см. Оперённые стрелы пускают в мишень, расположенную в 28 или в 50-90 метрах от стрелка, и ведут подсчёт набранных очков. Положение тела очень важно, и лучники плавно сливают свои движения воедино, когда стоят, сидят или натягивают лук.

Примерно 150 тысяч человек в Японии имеют разряд по кюдо.

Дзюкэн-дзюцу (искусство владения штыком), получило развитие в эпоху Мэйдзи. Необходимость эффективного использования штыка на поле боя привела к разработке стандартного метода штыкового боя, которому обучали в Тояма Гакко, специальной военной школе в Токио. И хотя запрет, наложенный на воинские дисциплины оккупационными властями в 1945 году, касался и дзюкэн-дзюцу, с образованием в 1956 году Дзэн Нихон Дзюкэн-до Рэммэй (Всеяпонской федерации дзюкэн-до) под руководством генерала Имамуры Хитоси «Путь Штыка» вновь получил официальное признание.

Кисо , иначе основы техники дзюкэн-до, строятся вокруг ситоцу , иначе тактики нанесения укола. Успех ситоцу всецело зависит от умения достигать дзюдзюцу-сита кисэй , иначе «одухотворенного состояния», что тождественно наполнению собственного тела ки , тем самым сохраняя живость и проворность при любых непредвиденных обстоятельствах. Правильно поставленное обучение позволяет адепту дзюкэн-до связать воедино свой ум и технику с этим состоянием духа, что в итоге выражается в высоких боевых качествах. Для проверки боевых навыков учащиеся проводят учебные бои. Каждый из сражающихся облачается в особо прочную защитную одежду, способную противостоять сильному удару при выпаде, делаемом посредством мокудзю , иначе деревянной винтовки с искусственным штыком. Правила по проведению матчей хорошо отрегулированы. Исход поединка решает проведение смертельной атаки. Для этой цели служат три области тела: сердце, нижняя левая часть туловища и горло. Могут практиковаться также и ката.

Дзюкэн-до имеет задачи, отличные от развития боевых навыков. Строгая дисциплина на занятиях служит для воспитания учтивой, скромной личности. Занятия дзюкэн-до ввиду прямолинейности техники, что требует высокой степени точности в выборе ма-ай (расстояния до соперника), также нацелены на развитие в человеке внимательности и, кроме того, способности принимать твердые решения в случае, когда приходится действовать в непредвиденных условиях.

Служащие японских Сил Самообороны составляют большинство тех, кто занимается дзюкэн-до. Но существенный интерес к нему проявляют и обычные граждане, что приводит к созданию различных частных гражданских организаций, поддерживающих дзюкэн-до.

Будзюцу — боевые искусства дневней Японии

Баттодзюцу или иайдзюцу (обнажение меча)

Одно из обычных движений кэндзюцу состояло в том, чтобы молниеносно вытянуть меч из ножен и взмахнуть им в режущем движении. Этот прием отрабатывался многими школами, например, Хаясидзаки мусо-рю, развившейся в период гражданской смуты. Такие школы все еще существуют, и школы кэндзюцу также обучают этому виду обнажения меча.

В практике сегодняшнего дня настоящим мечом перерубают точно пополам связку соломы и кусок бамбука, или же выполняют мечом серии плавных движений. Говорят, мастера могут перерубить пополам железный шлем.

Приблизительное число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек

Кэндзюцу или японское искусство владения мечом зародилось около 1200 лет тому назад с появлением класса воинов.

В эпоху Эдо существовало более 300 стилей кэндзюцу . У одного из них, Касимасин-рю , сегодня почти тысяча последователей, им также занимаются в заокеанских додзе . Многие стили уже исчезли.

Законодательством Японии запрещено владеть японским мечом как оружием, поэтому для тренировок используются дубовые или бамбуковые мечи длиной около метра. Некоторые бамбуковые мечи покрывают кожей.

Копье было главным оружием, использовавшимся на полях битв в Японии до того, как в конце периода гражданской смуты обычным орудием войны стала артиллерия.

Копьем делают выпады, наносят фронтальные и боковые удары. Самураям полагалось изучать искусство владения копьем, наряду с кэндзюцу , искусством владения мечом.

Содзюцу все еще существует в таких стилях, как Ходзоин-рю , Сабури-рю , Касимасин-рю и Каторисиндо-рю . Вид копья зависит от школы: копье Касимасин-рю — имитация настоящего копья, его длина около 225 см, оно сделано из белого дуба, с наконечником из ткани.

Число занимающихся: менее тысячи человек.

Круглая трость делается из белого дуба, ее длина около 128 см. Ею делают выпады, как копьем, боковые взмахи по ногам, как нагината , или наносят удары, как мечом. Она развилась в эпоху Эдо как способ обороняться от соперника, вооруженного мечом или иным оружием, не раня его смертельно.

Хорошо известна школа Синдомусо-рю , которая все еще существует в префектуре Фукуока, у нее, несомненно, наиболее число поклонников.

Из всех древних будзюцу наиболее популярным является дзедзюцу . Полиция, с некоторыми модификациями, приняла на вооружение стиль владения тростью Синдомусо-рю

Приблизительное число занимающихся: 30 тысяч человек

Длинные палки, некоторые из дуба, некоторые с железным наконечником, или полностью сделанные из железа прутья, использовались в Японии в качестве оружия еще в 1150 году.

В эпоху Эдо у самураев, которые служили охранниками замков или стражами порядка в городах, были дубовые палки длиной примерно 180 см. Палками пользовались и крестьяне для самозащиты.

Бодзюцу сегодня занимаются в ряде школ, но оно не столь популярно, как дзедзюцу , где используется сходное орудие.

Число занимающихся: несколько тысяч человек.

Кусаригама (серп с цепью) — это уникальное японское оружие с «сельхоз прошлым». Форма меняется от школы к школе. Самая распространенная — обоюдоострый серп с цепью длиной 2-5 метра, прикрепленной к ручке. На другом конце цепи есть груз, которым можно сковать движения соперника или спутать его меч. Лезвие серпа выполняет наступательную функцию.

Сегодня орудие, по форме напоминающее кусаригама , используется для отработки традиционных форм ката. Если не считать немногих энтузиастов других дисциплин, таких как кэндзюцу , дзюдзюцу и дзедзюцу , серп с цепью большого интереса не вызывает.

Дзиттэ — это железная дубинка длиной от 24 до 90 см. с прикрепленным к ней шишковатым крюком. Крюк использовался как средство защиты для отражения ударов меча и как средство нападения, чтобы толкнуть, ударить или прижать соперника.

Первоначально это орудие предназначалось для рассечения железного шлема: его носили охранники самураев, производя аресты. Все еще существует ряд стилей связанных с дзиттэ, например, Иккаку-рю Дзиттэ , но привлекают они немногих.

Иначе называется тайдзюцу , копподзюцу и явара . Правила разрешают пользоваться в поединке только собственным телом.

Применяется целый ряд приемов нападения, особенно маневры суставами (например, удары руками, выпады телом и удары ногами), броски, удержания, болевые приемы и прижим на лопатки. Отрабатываются и приемы защиты от вооруженного соперника.

В эпоху Эдо дзюдзюцу занимались вооруженные самураи и другие классы, которым не разрешалось носить оружие. После реставрации Мейдзи в ходе эволюции дзюдзюцу возникли дзюдо, айкидо, Ниппон Кэмпо и другие боевые искусства, которые потом почти полностью исчезли. Но дзюдзюцу все-таки живет благодаря деятельности некоторых школ, где занимаются древними будзюцу.

Число занимающихся: 10 — 20 тысяч человек.

Очень многие путешественники, выбирающие туры в Японию, стремятся познакомиться с экзотической культурой Страны Восходящего Солнца как можно ближе. Яркие национальные костюмы, музыка и традиции привлекают десятки тысяч туристов из нашей страны, но самой активной их частью являются поклонники японских единоборств.

Возникшие ещё в древности боевые искусства привлекают своей сложностью, эффектностью и возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей. Выдающиеся мастера посвящали свои жизни изучению конкретного набора техник и способов боя, а миллионы последователей по всему миру не дают накопленным знаниям кануть в небытие.

Доспехи самурая

Все боевые искусства Японии основываются на универсальном боевом искусстве бу-дзюцу – «искусство убивать». Это искусство в свое время практиковали самураи и ниндзя. У него был широкий технический арсенал, в котором сочеталась ударная техника ногами и руками с комплексом бросков, захватами и уходами, болевыми приемами.

Эти приемы были особенно эффективными для противостояния противнику в доспехах с холодным оружием. В бу-дзюцу также применялась техника владения разными видами холодного оружия, в том числе, самурайским мечом.

Важно: Бу-дзюцу было именно боевым искусством, так как его цель была в быстрой и эффективной нейтрализации противника, вплоть до его убийства, в отличие от современных направлений, где главное – победа в спортивном поединке. В этом виде рукопашного боя не существовало правил, так как победа достигалась любым способом .

Дзюдо

Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

Соревнования по дзюдо

Каратэ-до

Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним из видов японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

Тренировка по каратэ

Джиу-джитсу

Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

Айкидо

Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

Демонстрация техники айкидо

Бодзюцу

Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

Кендо

Кэндо относится к японским боевым искусствам с использование оружия - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда имел большое значение при подготовке японских воинов, а при правлении Токугава стало центром этой подготовки. Именно в это время было создано современное оружие для тренировок: синай из бамбука и боккэн из дерева, а также доспехи для защиты.

В период Мэйдзи с уничтожением кастового деления было запрещено ношение мечей. В 1895 году в Японии создали Всеяпонскую федерацию боевых искусств, которая стала вводить боевые искусства в школьную программу физкультуры и пропагандировать эти искусства в качестве элементов японской национальной культуры.

Дзюттэдзюцу

Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.

Кюдо

Своей судьбой кюдо - искусство стрельбы из лука - во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

Нагинатадзюцу

Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

Кудо

Кудо – это современный вид японского единоборства, придуманный и окончательно презентованный к 1981-му году. Уникальность единоборства заключается в совмещении ударных техник тайского бокса, некоторых приёмов каратэ и некоторых других видов борьбы. Полноконтактный бой достаточно жёсткий, поэтому соревнования динамичны – на один поединок даётся всего 3 минуты.

Из защиты на бойцах перчатки, а также специально разработанный шлем. Кроме того, из-за официально разрешённого удара в пах в равных весовых категориях требуется наличие соответствующей защиты.

Нагинатадзюцу

Добавить в Анти-Баннер