Что нужно чтобы прыгать с парашютом. Твердое решение прыгнуть

Наверно каждый когда-нибудь думал о том, чтобы прыгнуть с парашюта, 5% прыгнули, а для остальных это осталось несбыточным. В этой статье мы попытаемся Вас перенести на аэродром и рассказать, как и что происходит на каждом этапе прыжка с парашюта.

С весны по осень каждый выходной день на аэродроме можно встретить группу людей, которые всем телом и душой хотят получить адреналин. Давайте сейчас подробнее опишем наиболее важные моменты, на которые обязательно стоит обращать внимания будущим парашютистам.

По традиции прыжки с парашюта обычно проходят в выходные дни, инструктаж с 9 до 11 часов утра. Чтобы Вам дали разрешение на прыжок, Вы должны во-первых, пройти всю медицинскую комиссию. Перед прыжком Вас должен осмотреть аэродромный врач.

Во-вторых, Вы должны подписать документы, о том что никаких претензий не будет в случае неудачного прыжка. Переживать не стоит, трагические случаи крайне редки.

В-третьих, прыжки с парашюта это платная услуга, поэтому заранее подготовьте деньги. Цены лучше узнавать по телефону.

1. Одежда и обувь

Для прыжка с парашюта Вам потребуются специальные ботинки, которые крепко удерживают голеностоп, особенно во время приземления. Ботинки защитят Ваши ноги от вывихов и растяжений. Одежду приготовьте с длинными рукавами и штанинами, даже если на дворе лето.

2. Летная погода

Для прыжка должна быть летная погода с силой ветра не меньше 6 метров в секунду. Также лучше не прыгать во время грозы, иначе после приземления придется нести намокший парашют.

3. Инструктаж

Если прыгайте первый раз инструктаж может затянуться на целый день, поэтому прихватите с собой достаточно еды.

4. Одеваем парашют

Перед укладкой парашюты проходят несколько проверок и укладывают их исключительно профессиональны, так что за это беспокоиться не стоит, парашют раскроется.

Прыжки новичков проходят на десантных парашютных системах, класса: Д-105У, Д-5 и др.

Д-105У площадь купола 82,5 квадратных метра. Тяжелый купол, которым сложно управлять, также приземление не из легких. Главный плюс Д-105У заключается в том, что он автоматически раскрывается при выходе человека из самолета.

Парашютная система Д-5 открывается выдергиванием кольца, после трех секунд полета. Вес 11,5 килограмма. Площадь купола 83 квадратных метра. Удобный парашют.

Все парашютные модели комплектуются запаской, на случай не раскрытия основного парашюта.

5. Фиксация парашюта на человеке

Перед прыжком парашютную систему подгоняют под тело человека. Большой рюкзак крепится на плечах. Специальными лямками его фиксируют на груди и ногах. Жесткость можно регулировать лямками по бокам.

6. В самолете

Самолет очень быстро набирает нужную высоту и скорость, у некоторых людей иногда закладываются уши.

Инструктор цепляет всех парашютистов к стабилизирующему фалу и на пальцах показывает кто в какой очереди должен совершить прыжок. После чего инструктор открывает люк и определяет силу и направление ветра.

Главное следите за инструктором, он даст сигнал когда прыгать. Парашютисты начинают собираться возле выхода и ожидают своей очереди. Когда услышите длинную сирену, дождитесь похлопывания инструктора по плечу и команду «Пошел!»

Высота во время прыжка 800 метров, земля выглядит как географическая карта. Скорость самолета в это время составляет 160 километров в час. Во время прыжка старайтесь не волноваться, все должно проходить спокойно. В любом случае самолет на обратном пути должен вернуться пустым, поэтому тех кто передумал прыгать, выталкивают.

Во время полета, скорость падения 50 метров в секунду. Спустя три секунды надо выдернуть кольцо, Вас немного потянет назад, значит парашют раскрылся. Теперь можно насладится чувством полета!

7. Приземление

Во время приземления когда до удара остается десять метров, ноги должны быть вместе под углом 30 градусов вертикально положению тела. При посадке смотрите только на ноги и при этом тяните передние лямки вниз, чтобы смягчить скорость.

Соприкоснуться с землей Вы должны одновременно двумя ногами, иначе рискуете получить перелом из-за разницы в нагрузке. Падать можно на бок или спину. Когда Вы уже очутились на земле потяните купол со всей силой к себе, а то может случайно унести в далекие края.

На этом все, осталось только воплотить попытку прыжка в реальность.

Если есть что сказать по данной теме, ждем Ваши комментарии! 😉

Решившись на первый прыжок с парашютом, мы представляем себе идеальную картину. Но каждый раз кто-то из «перворазников» уезжает с аэродрома разочарованным:

    Никита мечтал испытать себя: подойти к обрезу, прыгнуть и «дернуть кольцо», - но за него все сделал тандем-мастер.

    Алена хотела красивых карточек: заплела волосы, сделала маникюр и позвала друга-фотографа, а на складе ей выдали грязно-зеленый комбинезон и берцы на 3 размера больше. Да еще и любимое колечко в поле потеряла.

Избежать этих неприятностей легко - перед поездкой на дропзону (аэродром, где прыгают парашютисты) найдите немного времени и подготовьтесь к прыжку.


Главная сложность, с которой сталкиваются все желающие познакомиться с небом, - это выбор прыжка: самостоятельный или в тандеме с инструктором.

Тандем

Часто на дропзонах советуют начинать с тандем-прыжка.

На будущего парашютиста (тандем-пассажира) надевают специальную подвесную систему. Она крепится с помощью карабинов к подвесной системе тандем-мастера, к которой присоединен парашют. Не бойтесь, такая конструкция надежна: один карабин способен выдержать до тонны груза, а в подвесной системе их четыре.

Инструктор контролирует весь процесс прыжка: отделение, свободное падение, раскрытие парашюта, полет под куполом и приземление на безопасную площадку.

Требования к пассажирам минимальны: дети с восьми лет, пожилые люди, люди с лишним весом, слабой физической подготовкой или ограниченными возможностями - могут прыгать с парашютом в тандеме с инструктором.

Свободное падение длится 30-60 секунд - в зависимости от того, на какую высоту поднимается самолет на выбранной вами дропзоне. Под куполом полет длится 2-3 минуты. Если пассажир хорошо себя чувствует и ведет себя адекватно, тандем-мастер может разрешить поуправлять парашютом на безопасной высоте.

Стоит такой прыжок 7-8 тысяч рублей. Инструктаж минимальный и занимает 5-10 минут непосредственно перед прыжком: главное - не мешать инструктору выполнять свою работу в небе.

Ограничения для прыжков тандеме с инструктором

Возраст: с 8 лет (до 18 лет нужно разрешение родителей)

Вес: до 120 кг

Медицина:

    заболевания сердечно-сосудистой системы

    наркотическое или алкогольное опьянение

    черепно-мозговые травмы

    насморк (да-да, не удивляйтесь - из-за резкой смены высоты в свободном падении и перепада давления насморк может привести к тяжелым осложнениям - проблемам со слухом и зрением)

Одежда

    Одежда не должна стеснять движений. Лучше всего спортивный костюм или джинсы и ветровка.

    Обувь без каблука, которая не слетит в свободном падении, в идеале - кроссовки или кеды.

    В холодное время года захватите перчатки - на высоте температура ниже, чем на земле.

    Снимите цепочки и сережки, чтобы не потерять во время прыжка.

Фото- и видеосъемка

Тандем-прыжки можно запечатлеть двумя способами:

    ваш инструктор снимет прыжок на экшен-камеру (она будет закреплена на его руке или на селфи-палке) - стоить это будет 1-2 тысячи рублей

    профессиональный воздушный оператор полетит рядом с вами и будет снимать - такая услуга обойдется в 3-4 тысячи рублей

Самостоятельный прыжок

Начинающие парашютисты старше 14 лет могут прыгать с парашютом самостоятельно.

Как правило, первые прыжки совершаются на круглых неуправляемых парашютах: Д6 серии 4 , Д5 серии 2 , Юниор или на новом десантном парашюте Д-10 .

«Неуправляемый» парашют - это тот, который летит туда, куда дует ветер.

Возьмите паспорт. Если вам нет 18 лет - зовите кого-нибудь из родителей или опекуна (обязательно с паспортом) - от них потребуется написать разрешение.

Приведите вес к норме: до 120 кг для прыжка в тандеме, 45-90 кг для самостоятельных прыжков.

Снимите украшения. Выберите подходящую одежду и обувь: спортивный костюм и берцы для самостоятельного прыжка, джинсы и кроссовки для прыжка в тандеме.

Приготовьте бутерброды и вкусный чай в термосе - кафешки на аэродромах обычно предлагают скудное меню и довольно дороги.

Захватите флешку или карту памяти, а еще лучше - ноутбук. Так будет проще получить заветные фотографии.

Не планируйте других мероприятий на день прыжка: парашютный спорт очень метеозависим и ждать подходящей погоды нередко приходится до самого вечера.

Страшно

Боитесь? Правильно делаете. Нужно бояться: страх обостряет чувства и позволяет получить наибольшее удовольствие от прыжка. Некоторые опытные спортсмены даже отказываются идти во взлет и предпочитают пересидеть какое-то время на земле, если понимают, что не испытывают страха.

Если же ваши чувства и так обострены до предела, а прыгнуть все-таки мечтаете, немного логики:

Конструкция любого парашюта (и круглого , и типа крыло) гораздо проще, чем конструкция самолета. А чем проще система, тем меньше вероятность ее отказа или поломки. Значит, если уж вы сели в самолет и взлетели, то приземляться с парашютом безопаснее, чем в самолете.

(Все время так себя успокаиваю - помогает;)


P.S.: Бояться нужно не первого прыжка, а того, что понравится.

«Если первый раз не получилось — парашютный спорт не для вас».
(Главная «страшилка» у инструкторов по парашютному спорту)

Кстати, это не самое опасное в парашютном спорте. Но о самом опасном — позже.

Моя жена уже давно хотела прыгнуть с парашютом. Вообще, она у меня по жизни не любитель приключений, но вот, потянуло. Окончательное желание созрело на авиашоу 12 августа в день ВВС, где показательные прыжки заняли львиную долю времени и удалось познакомиться со многими спортсменами-парашютистами. Там удалось и раздобыть телефон инструктора.

Итак, в понедельник 13-го принято окончательное решение. Прыгать! Звоню по номеру, полученному на авиашоу. Торопливый голос в трубке: «Пожалуйста, быстрее, я спешу». Не помню, что я его спросил про первый прыжок, но ответ записал на бумажку.

«Медицинская справка 086-у, как для поступающих в вузы, справка из нарко- и психодиспансера.
Подготовка — около 4-х часов.
Стоимость 1500 руб., если есть разряд — 500 руб.
Одежда спортивная. Обувь — желательно с жесткой подошвой.
Ближайшие прыжки в это воскресенье, сбор в 12.00 у проходной авиаремзавода…»

Времени для получения медицинской справки было достаточно, и в пятницу нужный документ уже был у жены. Деньги на прыжок и другие расходы отложены. Воскресенье, погода прекрасная. Чуть позже, примерно в 10 утра, подул ветерок и небо затянули тучи.

— Миша, я боюсь…
— Значит, не поедем. Пока…

К вечеру ветер заметно усилился, но примерно в 19 часов над нашим поселком (он недалеко, в 5 километрах от авиаремзавода) раздался характерный рокот «кукурузника». «Всё-таки прыгают. В такую-то погоду…» — подумал я.

Страх за несколько дней опять уступил жгучему желанию «попрыгать». Снова звоним, уже жена. Прыжки назначены на субботу, 29 августа.

29.08.2009 . Время 10.30. Деньги, документы, легкая курточка, бутылка с водой, бутерброды уложены в рюкзачок. Поехали…

И вот уже стоим перед проходной авиаремзавода. До 12 часов — ещё полчаса. Кроме нас, стоят еще две легковые машины и две кучки оглядывающихся людей. Инструктор подошел чуть позже:

«Кто прыгать — приготовьте паспорта. Детей на аэродром не пускают. Курить на территории запрещено категорически. Вопросы…»

Тут я вспомнил, что забыл паспорт. Ну, не беда, пройти всё же удалось. Россия…

Пройдя в помещение аэроклуба, переоделись в рабочую одежку, переобулись. Получили анкеты для заполнения. Вся анкета сводилась к тому, что Вы (Ф.И.О., паспортные данные, домашний адрес) принимаете всю ответственность на себя, ответственности за ваше решение организация не несет, она лишь оказывает услуги по подготовке и проведению парашютных прыжков, и… предлагалось указать Ф.И.О. человека, который получит страховку в случае… летального исхода. Но охота пуще неволи. После заполнения и сбора анкет и началась собственно практика.

Взгромоздившись на разбитый «кукурузник», инструктор несколько раз показал действия при прыжке из самолета:

«После хлопка по плечу Вы отталкиваетесь и прыгаете как можно дальше. Ноги должны быть вместе. Правая рука под левым плечом, левая на правой. При отделении считаем вслух „521, 522, 523“ и резко „дергаем кольцо“. Поскольку народу много, сейчас разделимся на три группы. И начнем».

Заняла эта тренировка примерно час, первый раз правильно выпрыгнуть не получилось ни у кого. Но шесть заходов сделали своё дело, и впереди — следующий этап.

Отработка приземления. Идем на площадку, где стоят три площадки — 1, 1,5 и 2 метра.

«Удар о землю при правильном приземлении примерно такой же, как при прыжке с двухметровой высоты. Но сначала научимся прыгать с низкого трамплина, далее отработаем приземление с переворотом с полутора метров, и окончательный прыжок с двух. Ноги должны быть вместе, так как, если они будут расставлены, вес тела придется на одну ногу, что не есть хорошо. Итак, приступим».


Инструктор забрался на площадку: «Обратите внимание, смотреть на линию горизонта, а не вниз!» Показав прыжки со всех трех площадок, пригласил первого попавшегося попробовать. Ноги в прыжке разошлись, и инструктор сорвал веточку с ближайшего куста: «Зажмите ногами и держите». Помогло! Получалось сразу не у всех, но и этот этап был благополучно пройден.

Далее — инструктаж, как вести себя в воздухе. Опять собрались в помещении аэроклуба. Кому достались стулья, расселись, остальные встали. Инструктор рассказывал долго и обстоятельно, пересыпая сухие фразы шутками-прибаутками, к которым уже все привыкли, и случаями из своей прыжковой карьеры. Разобраны основные действия, показано, как надо (и как не надо тоже) поступать в различных нештатных ситуациях. Однако, честно говоря, в голове мало что отложилось…


Тем временем приехала большая группа иногородних и начали собираться спортсмены. Опоздавших повели прыгать с остатков «кукурузника» и «площадок», а народ разбрелся по окрестностям, фотографируя местные достопримечательности, подкрепляясь, чем Бог послал, и знакомясь…

Часть самых сознательных репетировали уже пройденные этапы с группой опоздавших.

Инструктор вернулся, ещё раз быстро повторил инструктаж для вновь прибывших, и пошел практический приём зачета: обязательные действия парашютиста:

«521, 522, 523, выдернуть кольцо, осмотреть купол, расчековать запасной парашют, повернуться для приземления против ветра, при приземлении колени вместе, носки и пятки вместе, колени чуть согнуты!»

Действия отрабатывались на практике до полного автоматизма. Хорошо хоть, приехали прыгать спортсмены и помогали тем, кто не сдал зачет с первого раза. Поскольку народу было, по словам инструктора, «как никогда много», действо это затянулось почти на три часа.

Одновременно те, кто уже сдал зачет и расписался, шли на занятия по после приземления, которые вела очаровательная девушка, чем-то похожая на Кристину Орбакайте.


Я даже заметил, что молодые парни сознательно симулировали и некоторое время изображали полнейшее непонимание… Но вот и этот этап пройден.

Медкомиссия, касса! Еще раз зачитан перечень штрафов (за потерю кольца, раскрытие запасного парашюта при раскрытом основном, за нарушение правил техники безопасности и т. д.) и оглашена величина страховки за летальный исход… Последний раз было предложено сомневающимся отказаться от прыжков. Такие были. Те, кто остались, прошли в другое помещение.


Медкомиссия. Сверка данных справки с паспортными данными, измерение кровяного давления, проверка, нет ли у человека признаков опьянения. Те, кто прошел осмотр, заполняют страховые полисы и несут деньги в кассу, расположенную на этом же столе…

Далее — получение снаряжения и парашютов. Запасных оказалось намного меньше, и потом пришлось бегать по полю, забирая «запаски» у тех, кто уже приземлился. После достаточно весёлой неразберихи во время получения парашюты и другое необходимое оборудование погружено на аэродромную «Газель», сверху расселись будущие прыгуны. Не все, не поместились. Тем, кому не досталось места, пошли пешком.

Главное, чтобы в этот момент за спиной был проверенный и верный друг-парашют, а душа не дрогнула в последний момент.

Приступим!

Самое первое, что хотелось бы посоветовать «перворазнику», это не забывать, что вы пока всего лишь новичок. Никаких безрассудных поступков, всё по инструкции и только после команды.

Первый ваш прыжок вполне может сразу стать самостоятельным, то есть с 800 метров, без инструктора и с принудительным раскрытием парашюта, либо всё же в тандеме с инструктором, но с большей высоты. Всё будет зависеть только от вашего понимания и восприятия ситуации.

О подготовке

Спешу заметить, что самый первый ваш прыжок не обойдётся без предварительной подготовки в школе парашютизма либо в аэроклубе.

Вы обязательно должны будете пройти короткий инструктаж на поле. Если в ваших планах всего один прыжок, то данной экспресс-подготовки будет вполне достаточно. С обыкновенным десантным парашютом типа Д1−5у или Д6 всё намного проще. Но если всё-таки вы по-настоящему загорелись стать профессионалом в данной области и прыгнуть с «крылом», то подобных «полевых учений», конечно же, не хватит.

Инструктор — он же учитель

Во время инструктажа внимательно слушайте всё, о чём говорит инструктор. От этого может зависеть, насколько удачным окажется ваш прыжок. На собственном примере могу сказать, нештатные ситуации, к сожалению, случаются. И нужно знать, как из них выйти достойно, либо вообще не допустить оных. Так что не стесняйтесь задавать любые интересующие вас вопросы специалисту. Он просто обязан отреагировать на них и всё разложить по полочкам.

Не пейте для храбрости…

Нельзя упускать из виду и тот факт, что при осуществлении парашютных прыжков существуют противопоказания . Укажу основные из них.

1. Соискатель (вы) не должен быть обременён какими-либо серьёзными хроническими заболеваниями, например, такими как сердечно-сосудистые и психические.

2. Из ряда вон плохое зрение также не есть хорошо. Очки могут повредить глаза, а линзы могут быть выбиты сильным потоком воздуха. Скорость падения с высоты 800 метров равна 5−8 метрам в секунду.

3. После любых недавних переломов в течение года прыжки также противопоказаны.

4. Ни о каком прыжке с парашютом не может идти речи, если вы употребили алкоголь, и неважно в каком количестве.

5. Сахарный диабет — существенное препятствие на пути к вашей мечте, равно как эпилепсия и любые проблемы, связанные с координацией движения.

6. Вес и возраст также играют важную роль. Надо знать, что парашютные прыжки разрешены соискателям не младше 6 лет и имеющим вес не менее 40 и не более 95 кг.

Помните, укладывать ваш парашют должен именно ваш инструктор. Набирая в свою группу желающих, он отвечает за каждого своего подопечного.

Экипировка — не последнее дело

Не лишним будет напомнить об экипировке. Неважно, лето на улице или зима, плотная и удобная одежда с длинными рукавами и длинными брючинами, заправленными в высокие берцы, — лучшее спасение от любых нештатных ситуаций. Обувь должна быть прочной и на толстой подошве, надёжно фиксирующей голеностоп. И не забудьте про перчатки, они вам очень пригодятся.

Собственно, сам прыжок

Прыжок скорее всего будет осуществляться с самолёта (Ан-2(12) или Яка), хотя кое-где и с вертолёта Ми-8. Всех парашютистов инструктор рассадит, согласно их весовой категории — самые тяжёлые идут первыми. Самолёт по кругу набирает высоту. Инструктор после сообщения командира экипажа о соответствующей высоте (2 коротких сигнала зуммера) открывает люк и знаками показывает очерёдность прыжков.

Перед прыжком руки должны быть скрещены на груди. По команде инструктора — прыжок вперёд. Открытие парашюта сопровождается небольшим рывком вверх. Поднимаем голову, убеждаемся, что парашют вышел правильно. Стягиваем чулки на стропах вниз — для увеличения площади купола. Вот и всё. Наслаждайтесь красотами с высоты птичьего полёта.

Приземляйтесь правильно

Перед приземлением приготовьтесь, сомкнув ноги, слегка расслабив и полусогнув в коленях. Подбородок обязательно прижать к груди. Посадка должна быть осуществлена на обе ноги одновременно. Она подробно отрабатывается еще до вылета, примените свои знания.

Всё, сгребайте парашют в сумку и отправляйтесь к месту укладки.

Поздравляем! Вы стали ещё одним покорителем небесного океана.

? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров.

Классическая схема

Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600 - 800 метров - отделение ("выпадание", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельно. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

Тандем

Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы. Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров. Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета. Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец. Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров

Минусы

  • Довольно долгая наземная подготовка.
  • Тяжелый по весу парашют.
  • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
  • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
  • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом .
  • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.

Плюсы

  • Относительно доступная цена.
  • Всегда в наличие свободные парашюты.
  • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров

Минусы

  • Высокая стоимость прыжка.

Плюсы

  • Ощущение высоты 4000 метров.
  • Минута или больше свободного падения.
  • Мягкое приземление.
  • Видеокассета с записью прыжка.
  • Безопасность.

Как подготовиться к прыжку

Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма. Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий. В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например, приземлению на дерево. На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку. Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

  1. Обучение по классической программе В советские времена в распространенных по всей стране школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день. Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.
  2. Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line в переводе - вытяжной фал) Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок - более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта. Тем не менее, многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, когда люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.
  3. Обучение по программе АФФ. (AFF - Accelerated Free Fall, в переводе - "Ускоренное свободное падение") Наиболее эффективная и безопасная программа. При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500 - 4 000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

Как остаться живым

На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют. Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев. Впрочем, для того, чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

  1. Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок .
  2. Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
  3. Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
  4. Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
  5. Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы тазового пояса и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

Кого не пустят в небо

Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье. И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже померяет пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами. Противопоказания к самостоятельным прыжкам:

  1. Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе, повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
  2. Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам, в любом случае, лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади лучше закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
  3. Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника, или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. При переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
  4. Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
  5. Эпилепсия.
  6. Сахарный диабет.
  7. Проблемы с координацией движений.
  8. Вес менее 40 и более 95 кг.

Что еще надо знать

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра. Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде. При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок . Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца). Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек. Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами, и длинными брючинами, например, комбинезон. Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду). Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы. В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит, прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

Как пройдет прыжок

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну. Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считалочку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002" "1003".- "КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и, как результат - возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок. После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

Приземление в экстремальных условиях

Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.

  • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
  • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
  • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.