Олимпиада по географии. Этапы проведения олимпиады

Пособия, предназначенные учителям географии, организаторам олимпиад, подходят также и для самостоятельной работы, углублённого изучения материала, самостоятельной подготовки к олимпиаде по определённому предмету. Существуют и хорошие пособия по подготовке к географическим олимпиадам. Они отлично дополняют любые учебники.

Организация школьных олимпиад по географии

Время проведения школьного тура олимпиады определяется в соответствии со сроками районного, окружного, городского этапов. Как правило, школьный тур проводится в конце октября, задания обычно присылают из городских методических кабинетов, но учитель может в течение первой четверти готовиться со своими учениками к предварительному школьному этапу, используя пособия.

Возможно разделить подготовку на два этапа.

Первый этап – заочный, в нем участвуют все желающие, им разрешено пользоваться любой справочной литературой (можно дать на дом один-два варианта).

Второй этап – очный, проводится среди победителей первого и предполагает выполнение аналогичных заданий (в классе учащиеся выполняют оставшийся вариант).

После выполнения заданий отбирают победителей, которые будут допущены к официальному туру школьной олимпиады. Таким образом, сохраняются интерес, азарт, интрига, а ученикам дают равные шансы на победу.

Предлагаются задания аналитического характера по разделам каждого курса изучения. С помощью их учитель может сам составить задания для олимпиады.

6–7 классы: «Рельеф», «Атмосфера», «Гидросфера», «Природные зоны мира», «Африка», «Северная Америка», «Южная Америка», «Австралия», «Евразия», «Антарктида».

8 класс: «Внутренние воды России», «Рельеф России», «Климат России», «Природные районы России», «Путешественники России», «Природные зоны России».

9 класс: «Национальный состав России», «Черная и цветная металлургия России», «Химическая промышленность», «Транспорт России», «Города России», «Субъекты Российской Федерации».

10 класс: «Политическая карта мира», «Города мира», «Транспорт», «Азия», «Северная Америка», «Европа», «Африка».

Внепрограммный материал, который можно включить в задания любого курса: «Топонимика», «Геральдика», «Мореплаватели».

После проверки учителями олимпиадных заданий необходимо их проанализировать с учащимися, дать необходимые комментарии и верные ответы на фактические вопросы, продемонстрировать образец выполнения творческого задания. Подведение итогов и награждение победителей школьной олимпиады проводятся в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных подарков.

Географическая карта. Примеры заданий для Олимпиады

1. Что показывают на карте изогипсы, изогалы, изогиеты, изобары, изотермы?

2. Укажите расстояние между двумя населенными пунктами, если известно, что на плане местности (м. 1: 100 000) оно равно 3 см.

3. Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Это случилось 22 июня. С помощью транспортира вы рассчитали высоту стояния солнца над горизонтом, она составила 45°. Определите широту места. Какой остров это может быть?

4. Изобразите холм с абсолютной высотой 35,3 м и относительной высотой 15,3 м. Горизонтали проведены через 5 м. Западный склон крутой.

5. Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1: 35 000 000 изображен со стороной 1 см?

6. Самолет вылетел из пункта А, пролетел 555 км на юг, 555 км на запад, 555 км на север и вернулся в исходную точку. Определите широту начального пункта путешествия. Изложите ход своего рассуждения.

7. Можно ли совершить кругосветное путешествие, двигаясь всегда: а) на восток; б) на юг; в) на юго-восток?

8. В разных странах в разное время для обозначения масштаба использовали странные, на наш взгляд, единицы: 1 верста – 1,066 км, 1 вершок – 4,45 см, 1 дюйм – 2,54 см, 1 миля – 1,609 км. Определите, какой масштаб крупнее: «в 1 дюйме 150 миль» или «в 1 вершке 200 верст» (расчеты округляйте). Запишите оба этих масштаба в принятом у нас сегодня численном и именованном выражении.

6–7 КЛАССЫ, Олимпиада по географии

Примеры заданий по географии для олимпиады 6 класса и 7 класса.

Рельеф

1. Где находятся: 1) Русские горы; 2) Лунные горы; 3) Белые горы; 4) Снежные горы; 5) Президентский хребет; 6) Стеклянные горы; 7) гора Кука; 8) гора Адама; 9) горы Вернадского; 10) хребет Ломоносова?

2. Какие священные горы народов мира вы знаете? Приведите как можно больше примеров.

3. Как слово «горы» звучит на разных языках? Приведите как можно больше примеров. Назовите топонимы, связанные со словом «гора» на указанных вами языках.

4. Какие горы называют: 1) «индийскими горами»; 2) «крышей мира»; 3) «крышей Африки»; 4) «каменным поясом»; 5) «матерью Земли»; 6) «лбом неба»; 7) «медными горами»; 8) «золотыми горами»; 9) «сверкающей горой».

5. На звание самой высокой горы, кроме Эвереста (8848 м), претендуют и Чимборасо в Эквадоре (свыше 10 000 м от вершины до подошвы), и Мауна-Кеа на Гавайях. В какой номинации лидирует последняя?

6. В декабре 1959 г. в 550 км к юго-востоку от Цейлона советская экспедиция на «Витязе» открыла одну из самых высоких вершин исследуемого хребта, назвав ее в честь путешественника Афанасия Никитина. Какое снаряжение необходимо для того, чтобы попасть на нее?

7. Какое опасное свойство приобрела знаменитая гора, после того как Зевс опустил ее на гиганта Тифона?

8. Назовите самые высокие и самые низкие точки обитаемых материков. Найдите разницу в высоте между самой высокой вершиной и самой низкой точкой. На каком материке самая большая амплитуда высоты?

9. Приведите примеры морей: 1) относящихся к одной литосферной плите; 2) лежащих на двух литосферных плитах. Объясните свой выбор.

10. Назовите острова: 1) находящиеся в районах расхождения литосферных плит; 2) расположенные на границах столкновения литосферных плит.

Атмосфера

1. Разделите ветры баргузин, култук, сарма, зонда, «женатый», мистраль, самум, хамсин, сирокко на следующие четыре группы: 1) бризы; 2) фёны; 3) суховеи; 4) бора.

2. Прочитайте описание. Определите явление и объясните его происхождение.

Почти всегда это явление происходит после ясной погоды. Отмечают даже особенную прозрачность воздуха и голубизну неба. Потом ночью обыкновенно внезапно налетают порывы ветра, которые днем переходят в бурю. Температура воздуха быстро повышается, что приводит также к быстрому таянию горных снегов. При этом горные ручьи вздуваются и превращаются в горные потоки, которые, низвергаясь вниз, несут каменные глыбы и вырванные с корнями деревья. Жители горных селений настораживаются и гасят очаги, потому что воздух отличается особенной сухостью и малейшая искра может вызвать пожары.

3. Корабль, попавший в эту область, по мере ее прохождения сначала жестоко борется с бурей, грозой и ливнем, затем, оказываясь в центре, попадает в условия, характеризующиеся исключительной тишиной, видит ясное небо, а потом – снова в полосу бури. Как называется эта область? В каком поясе она распространена? Охарактеризуйте ее. У берегов какого материка эту область называют «вили-вили»? Как называют ее в разных частях света?

4. Где находятся: 1) конские широты; 2) ревущие широты; 3) неистовые широты? Какие явления природы характерны для этих мест? Объясните происхождение их названий.

5. Назовите береговые пустыни. Как вы понимаете их появление на берегу моря? Почему рядом с безжизненными районами суши соседствуют наполненные жизнью воды океана?

6. Почему кораблям нестрашны тайфуны у западных берегов материков?

7. Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились в восточной части материка?

8. Назовите самые влажные части материков. Объясните их появление именно в этих районах.

9. Какое в Африке: 1) самое жаркое место; 2) самое холодное место; 3) самое сухое место; 4) самое влажное место? Объясните проявление данных особенностей климата именно в этих районах материка.

10. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура воздуха –36 °С, у поверхности земли +36 °С?

Гидросфера

1. Какой океан самый молодой? Какие факторы это доказывают?

2. Польские реки Велна и Нельба пересекаются строго под прямым углом, и при этом их воды не смешиваются. Объясните причину такого редкого явления.

3. Как слово «река» звучит на разных языках? Дайте как можно больше примеров. Приведите примеры названий рек, в состав которых входит указанное вами слово на том или ином языке.

4. Каких цветов бывают «цветные» реки? Объясните причину их цвета.

5. На какой реке можно увидеть лодки с парусами? Какие природные особенности делают это возможным?

6. Чаще города размещаются в устьях рек. Благодаря удобному географическому положению они одновременно являются и речными, и морскими портами, и крупнейшими городами страны и мира. Можете ли вы привести примеры городов, находящихся в верховьях рек? Какие предпосылки послужили появлению городов именно в этих местах?

7. Приток этой великой сибирской реки километров на 600 длиннее ее самой, как Миссисипи с Миссури! Назовите реку и ее приток. Приведите примеры рек, у которых приток длиннее главной реки.

8. Известный ученый-климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой Земли». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

9. Знаменитый норвежский путешественник и ученый-антрополог, стремясь доказать связь между населениями материков доколумбовой эпохи, совершил несколько плаваний на лодках «Ра» и «Кон-Тики». Главной движущей силой были течения. Назовите имя путешественника. Какие течения использовал мореплаватель для своих путешествий? Какие океаны он пересек на каждой из лодок?

Список разделов для подготовки к Олимпиадам по географии:

6–7 классы

Рельеф
Атмосфера
Гидросфера
Природные зоны мира
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия
Евразия
Антарктида

8 класс

Внутренние воды России
Рельеф России
Климат России
Природные районы России
Путешественники России
Природные зоны России

9 класс

Национальный состав России
Черная и цветная металлургия России
Химическая промышленность
Транспорт России
Города России
Субъекты Российской Федерации

10 класс

Политическая карта мира
Города мира
Транспорт
Азия
Северная Америка
Европа
Африка

Внепрограммный материал

Топонимика
Геральдика
Мореплаватели

Всероссийская олимпиада по географии ведёт свою историю с середины XX века, когда на географическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова впервые стали проводиться олимпиады для московских школьников. Вскоре рамки олимпиады были расширены, так как желающих принять в ней участие с каждым годом становилось всё больше и больше – школьники съезжались на олимпиаду со всего Советского союза. Примерно в эти же годы олимпиады начали проводить в Ленинградском, Горьковском и других крупных университетах и городах.

Олимпиадное движение успешно развивалось, и в 1991 году в Крыму, в Керчи прошла первая (ставшая последней) Всесоюзная олимпиада по географии, на которую приехали школьники из России, Украины, Белоруссии, Узбекистана.

После распада Союза уже в 1992 году под Ярославлем состоялась первая Всероссийская олимпиада по географии. Её задания были составлены группой научных сотрудников географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова - А.И. Даньшиным, Н.Б. Денисовым и А.С. Наумовым. С этих пор она стала проводиться ежегодно. Поначалу олимпиада состояла из одного теоретического тура. Через несколько лет к нему добавился конкурс знатоков географии, позже – практический (полевой) тур, а совсем недавно – в 2010 году – в программу включился третий, тестовый тур.

Организацией и проведением Всероссийской олимпиады школьников по географии на протяжении 20 лет занимается Алексей Станиславович Наумов, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран.

География Олимпиады очень широка - она проходила во многих городах России: Тамбове, Ульяновске, Великом Новгороде, Твери, Смоленске, Владимире, Пензе, Орле, Туапсе, Нижнем Новгороде, Липецке, Калуге, Рязани, Железноводске, Белгороде, Кисловодске.

Победители Всероссийской олимпиады по географии получают именные стипендии Президента России, благотворительного фонда Владимира Потанина, журнала "Вокруг Света", ценные призы от Русского географического общества и других организаций, а также издательств, печатающих учебники и книги по географии. Ребята принимаются без вступительных испытаний в ведущие университеты страны на географические и смежные специальности. При поступлении на другие направления подготовки, результаты победителей и призёров Всероссийской олимпиады по географии признаются вузами как наивысшие результаты вступительных испытаний ("100 балов") по соответствующим общеобразовательным предметам.

Олимпиада стала самым массовым географическим мероприятием в России, в котором ежегодно участвуют тысячи школьников из всех регионов России. Более сотни победителей Всероссийской олимпиады по географии поступили в престижные отечественные университеты, многие успели с отличием закончить их, а некоторые даже защитили кандидатские диссертации.

Победители Всероссийской олимпиады по географии принимают участие в международных географических соревнованиях: Международной олимпиаде по географии и Всемирном географическом чемпионате.

Школьная олимпиада 20015г.

Вопросы олимпиады по географии для 7 класс

Теоретические задания

1. Какое утверждение, относящееся к Земле как планете, неверное?

а) экваториальный радиус больше полярного

б) длина всех меридианов одинакова

в) период ее оборота вокруг Солнца составляет 24 часа

г) ее естественным спутником является Луна

2. Масштаб, нанесенный в форме выражения «в 1 см 30 км», называется:

а) именованным, б) численным, в) линейным, г) горизонтальным

3. Определите, на каком расстоянии друг от друга на карте масштаба 1:10 000 будут располагаться деревни Ивановское и Сосенки, если расстояние между ними на местности составляет 2 км.

а) 30 см, б) 5см, в) 20 см, г) 2 м.

4. Вычислите, чему равна годовая амплитуда температур, если температура января равняется 28 С, а температура июля +10 С.

5.Выберите утверждение, правильно характеризующее географическое положение Евразии:

а) материк омывается водами всех океанов планеты

б) крайняя южная точка материка располагается в южном полушарии

в) материк целиком расположен в восточном полушарии

г) крайняя северная точка материка лежит южнее Северного полярного круга

6. Выберите единственное неверное утверждение из перечисленных и исправьте его:

а) Земля является третьей по счету планетой от Солнца

б) Наиболее близкой к Земле планетной Солнечной системы является Меркурий

в) Смена времен года на Земле является следствием ее вращения вокруг Солнца

г) Единственный естественный спутник Земли - Луна

д) Наиболее близкой к Земле планетой Солнечной системы является Венера

Аналитические задания

1.Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него». Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

.2 . Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…

О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Вопросы олимпиады по географии для 8 класса

1.

2.Сколько часов будет в Магадане (10-й часовой пояс), если в Москве (2-й часовой пояс) 12 часов?

а) 4 утра б) 8 утра в) 16 часов г) 20 часов.

3.С какими странами у России нет сухопутной границы:

а) Норвегия. Финляндия б) КНДР, Китай в) Грузия. Азербайджан

г) Япония, США.

4.Жители каких городов России встречают Новый год первыми, а каких - последними?

5.Прочитайте стихотворение поэта М. Пляцковского:

Треплет вьюга белой лапой по плечу,

Я живу на половину суток раньше,

И когда домой со льдины прилечу,

Это значит – возвращусь я в день вчерашний.

Где в таком случае должны находиться льдина и дом полярника?

6.Сгруппируйте географические объекты по материкам:

Триполи, Муррей, Калахари, Большая песчаная, Замбези, Парана, Атакама, Руб-Эль-Хали, Долина смерти, Мехико, Лима, Юкон, Сидней, Токио.

7. Какой древний российский город считается родиной деда мороза?

8.С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством 10 рублей?

9.Найдите единственную ошибку в описании России:

а) она граничит по суше с 14-ю странами4

б) самые протяженные границы – с Казахстаном, Монголией, Китаем, Украиной;

в) омывается морями трех океанов;

г) население России составляет около половины населения бывшего СССР;

д) в составе России 16 республик

10.Установи соответствие:

А. Тихий океан 1.Баренцево море

Б. Атлантический океан 2. Берингово море

В. Северный Ледовитый океан 3.Аравийское море

Г. Индийский океан 4. Азовское море.

Вопросы олимпиады по географии для 9класса

1 . Какой из России городов расположен в пределах главной полосы расселения? 1) Красноярск; 2) Норильск; 3) Якутск; 4) Магадан?

2. Представьте, что Вам поступило предложение от одного известного автоконцерна мира о размещении сборочного производства автомобилей в России. В каком из предложенных центров Вы бы разместили такое производство: 1) Владивосток; 2) Саратов; 3) Новороссийск; 4) Сыктывкар.

3 . Выберите регион, в котором представлено наибольшее количество автономных республик:

1) Европейский Север; 2) Волго-Вятский район; 3) Поволжье; 4) Северный Кавказ.

4. Выберите пару государств, в которой присутствуют государства, с которыми Россия имеет наименее протяженную сухопутную границу: 1) Литва и Польша; 2) Казахстан и Китай; 3) КНДР и Норвегия; 4) Грузия и Азербайджан.

5. Найдите исключение из предложенных вариантов, в которых перечислены города-«миллионеры» России: 1) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород; 2) Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск; 3) Пермь, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону; 4) Москва, Новгород, Екатеринбург, Казань.

6. Вам необходимо разместить промышленное предприятие, основным фактором размещения которого является только наличие трудовых ресурсов. В каком из предложенных городов Вы это сделаете не сомневаясь: 1) Москва; 2) Нальчик; 3) Санкт-Петербург; 4) Ханты-Мансийск.

7. Перед Вами стоит задача, где разместить новое предприятие по выплавке алюминия. Известно, что в данном месте сырьевым фактором можно пренебречь. В каком из предложенных регионов России Вы бы это сделали: 1) Рязанская обл.; 2 ) Ставропольский край; 3) Калининградская обл.; 4) Иркутская обл.?

8. Составьте пары правильных ответов “прибор – единица измерения, которой характеризуется измеряемая этим прибором величина”. Определите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?

Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, термометр, флюгер.

Единица измерения: балл, градус, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.

9. Укажите названия географических объектов или фамилии географов, исследователей и землепроходцев в соответствии с указаниями, перечисленными в таблице.

1. Тобольский боярин, составитель “Чертежной книги Сибири”

3. Город, из которого отправился в свое путешествие Афанасий Никитин

4. Заместитель Беринга во время двух Камчатских экспедиций

5. Острова, место гибели Магеллана

6. Руководитель экспедиции, которая достигла Южного полюса второй после экспедиции Р. Амундсена

7. Транспортный путь в Древней Руси от Балтийского моря до Черного

8. Русский землепроходец, чье имя носит краевой центр на Дальнем Востоке

9. Море, названное по фамилии двух участников Великой Северной экспедиции

Вопросы олимпиады по географии для 10класса

1. Самый большой по площади территории субъект Российской Федерации – это:

1) Красноярский край; 2) город Москва; 3) Республика Саха (Якутия); 4) Новосибирская область?

2. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:

1) Уральские горы; 2) Кавказские горы; 3) Каспийское море; 4) Прикаспийская низменность?

3. Выберите субъект РФ, лидирующий по добыче угля:

1) Кемеровская обл.; 2) Красноярский край; 3) Республика Коми; 4) Ростовская обл.

4. На границе какого государства и региона России находится крайняя южная точка страны:

1) Грузия – Республика Карачаево-Черкесия; 2) Азербайджан – Республика Дагестан; 3) Монголия – Республика Тува; 4) Северная Корея – Приморский край?

5. Укажите ошибку в составе «Большой восьмерки»:

1) США; 2) Япония; 3) Испания; 4) Великобритания; 5) Германия; 6) Франция; 7) Италия; 8) Канада.

6. Выберите вариант, в котором все страны имеют низкую плотность населения:

1) Монголия, Австралия, Мавритания; 2) Саудовская Аравия, Уругвай, Великобритания; 3) Индия, Вьетнам, Ирак; 4) Казахстан, Япония, Китай; 5) Норвегия, Исландия, ФРГ.

7. Какая электростанция из предложенного списка имеет самую большую мощность и не использует минеральное топливо

1) Курская; 2) Саяно-Шушенская; 3) Костромская; 4) Билибинская; 5) Кольская; 6) Саратовская.

8 .“Галопом по Европе”

1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.

2. “Молочная ферма” Европы.

3. Страна банкир.

4. Страна тюльпанов.

5. Страна розового масла.

6. Государство – теократическая монархия.

7. Страна, непрерывно воюющая с морем.

8. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица на острове.

9. В стране работает фабрика “Кох и Нор”, выпускающая 1 млн. карандашей в день.

10. В 1990 году эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 7 класса

1. в 6.б 11.г

2. 2а 7.г 12.в

4.38 0 9.в 14.В полнолуние наибольший прилив. « Капитан Немо»

5.а 10.б 15 .Лучи солнца отвесно падают на экваторе в полдень. Снег может лежать на вершине горы Кения, что находится так близко к экватору. Здесь проходит зона Великих Африканских разломов.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 8 класса

2.Австралию пересекает посередине южный тропик, где высокое давление воздуха и нисходящие потоки, поэтому мало осадков. Южную Америку в ее широкой части пересекает экватор. Там низкое атмосферное давление, восходящие потоки воздуха приводят к образованию обильных осадков.

4.Магадан, Владивосток,…,Калининград,…

5.Речь идет о разнице в 12 часов, а в России только11 часовых поясов т.е. льдина может находиться в Северном Ледовитом океане в 14 часовом поясе, а дом полярника во 2 часовом поясе, т.к. территория России лежит от 2 до 12 пояса

6.Африка –Триполи, Калахари, Замбези,

Южная Америка - Парана, Атакама, Лима

Австралия – Муррей, Большая песчаная, Сидней

Северная Америка - Долина смерти, Мехико, Юкон

Евразия- Руб-Эль-Хали, Токио.

7.Великий Устюг.

10.А2, Б4, В1, Г3

13.На Северном полюсе.

14.Большая часть населения нашей страны проживает в европейской части, там находится наша столица, возникла Русь на Восточно-европейской равнине, а Сибирь присоединена в17 веке,…

16.озеро Виктория и водопад Виктория в Африке, штат Виктория в Австралии. Пустыня Виктория, река Виктория в Австралии и др.

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 9 класса

8.барометр- миллиметр ртутного столба, гигрометр- процент, осадкомер – миллиметр, сейсмограф – балл, термометр – градус, флюгер – балл.

9.1.Ремезов 2-Обручев 3-Тверь 4 –Чириков 5- Филиппинские 6 – Роберт Скотт 7 – Из варяг в греки 8 – Е.П. Хабаров 9 – Лаптевых 10 –В. В. Докучаев

10. гора Базардюзю.

11. г. Тайшет, БАМ, Транссиб, Тайшет – Абакан

15.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 10 класса

11.Австралия,Северная Америка

14. Саха-Якутия

Ключ к заданиям школьного этапа олимпиады по географии 11 класса

8. 1 –Греция 2 – Дания 3 – Швейцария 4 –Нидерланды 5 –Болгария 6 – Ватикан 7- Нидерланды 8 – Дания 9 – Чехия 10 –Нидерланды.

9. Бельгия, Болгария, Литва, Португалия, Ирландия, Финляндия.

11.Австралия,Северная Америка

14. Саха-Якутия

16. Иркутская область, Ангара, Транссибирская, Сухой Лог

Уважаемые участники, после прохождения олимпиады можно будет заказать изготовление персонального диплома. Также изготовление диплома можно заказать по ссылке.

География - прекрасная и увлекательная наука. На каждом уроке географии дети узнают о различных городах и странах нашей планеты, изучают различные народы, познают отчего происходят землетрясения, как земля меняется и с чем это связано. Каждый урок географии - это некое маленькое путешествие.

Несмотря на то, что каждый урок - это безусловно интересное представление о нашем мире, все же учителю помимо рассказов приходится использовать различные методы, для контроля знаний учащихся и для выявления слабых и сильных учеников. Одним из контрольных методов является подготовка учеников к олимпиадам по географии. Наш педагогический международный портал Солнечный свет предоставляет каждому учителю воспользоваться нашими онлайн тестами, для выявления сильных сторон своих учащихся.

Пройти тест по географии на портале Солнечный свет

Олимпиадные задания отличаются от обычных школьных не только содержанием, но и уровнем сложности. Благодаря подготовке учителя, учащиеся могут расширить свои знания в области географии и смогут увеличить свое представление о географии, как о науке. Результат участия в конкурсах, во многом зависит от правильной и качественной подготовки. Главными формами подготовки до сих пор остаются теоретические знания и практическая работа. В частности учитель готовит ученика, дает ему все теоретические, после чего ученик должен пройти самостоятельные задания, которые лишь будут подправлены учителем.

Тренировочные упражнения помогут развить и память, и умственную деятельность. Такие упражнения собраны на нашем педагогическом портале «Солнечный свет». Здесь вы найдете тестовые задания. Каждый тест имеет по 10 вопросов. Все вопросы были созданы с расчетом разделов школьной программы с 6-го по 11-е классы. На сайте вы найдете тесты для различной возрастной категории. Оценить учеников можно за счет готовых ответов под каждым заданием. Такие тесты максимально упрощают работу над ошибками. Несмотря на то, что каждое задание создано с учетом содержания учебной программы, все равно они позволяют ученикам расширить свои знания.

Олимпиады по географии за 6-11 -е классы

Наш педагогический портал Солнечный свет предлагает вашему вниманию тренировочные онлайн олимпиады с ответами, которые смогут помочь учащимся подготовиться к реальным конкурсным заданиям, кроме того такие тесты могут помочь определить уровень знаний и уровень подготовки по олимпиадам. Созданные тесты готовы помочь устранить некоторые пробелы в знаниях по географии.

На данной странице для вас собраны примеры заданий за 6-е по 11-е классы. Каждый учитель может использовать наш портал и все материалы на своих уроках. Воспользоваться комплектом заданий также может любой учащийся. Для моментального получения результата, по ответу, вы можете свериться с уже готовыми ответами, указанными внизу задания, нажав на кнопку «проверить».

Создать диплом по пройденным олимпиадам

Помимо того, что наш портал позволяет подготовиться к олимпиаде, мы также предлагаем прекрасные подарки в виде диплома и свидетельства о прохождения данной олимпиады. Все что нужно для получения диплома, оплатить оргвзнос, ответить на все вопросы по тесту и нажать на кнопку «создать диплом». Для этого вам нужно «создать свой кабинет», для этого вам нужно будет ввести свою электронную почту.

Вам откроется страница с различными направлениями. Выбираете направление, которое вы только что сдали, к примеру «Олимпиады», после вам выходит страница с большим выбором красочных дипломов. Вы сами создаете для себя диплом, а потом скачиваете, все очень просто.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    2й день Всероссийской олимпиады школьников по географии

    Разбор регионального этапа всероссийской олимпиады по географии 2013/14 (9-11 класс) часть 1

    Олимпиада по географии

    Открытие всероссийской олимпиады школьников по географии-2017, 21.04.2017

    Всероссийская олимпиада школьников по географии, 2012.wmv

    Субтитры

Цели и задачи олимпиады

Целями и задачами Всероссийской олимпиады школьников по географии являются:

История олимпиады

История географических олимпиад начинается в конце 1940-х гг., когда на географическом факультете Московского государственного университета им. Ломоносова стали проводить Олимпиаду МГУ по географии. Поначалу в ней участвовали только московские школьники, но впоследствии школьники и из других районов СССР изъявили желание участвовать в Олимпиаде, поэтому было решено придать олимпиаде МГУ статус открытой. Благодаря этому Открытая олимпиада МГУ по географии стала одной из самых массовых по числу участников олимпиадой по географии в мире.

Затем подобные соревнования стали появляться в других крупных советских городах, таких как Ленинград , Горький и др. В связи с развитием олимпиадного движения в 1991 году было решено провести Первую Всесоюзную олимпиаду школьников по географии, которая прошла в Крыму в городе Керчь . Участники этой олимпиады представляли РСФСР , УССР , БССР , УзССР .

После распада СССР олимпиадное движение продолжало развиваться, и в марте 1992 года под Ярославлем состоялась I Всероссийская олимпиада школьников по географии. Её задания были составлены научными сотрудниками географического факультета МГУ - А. С. Наумовым, А. И. Даньшиным и Н. Б. Денисовым.

С 1992 по 2012 гг. прошла уже 21 олимпиада. За это время местом проведения заключительного этапа побывали 17 городов. Орёл принимал олимпиаду дважды, Тверь - четырежды.

Заключительный этап олимпиады вначале состоял из двух туров - теоретического и практического (с 2001 года - полевого), а с 2010 года состоит из трёх туров - теоретического, практического и тестового . С 1994 года в программу олимпиады был включен конкурс знатоков. С 2004 года генеральным партнёром олимпиады стал «Вокруг Света ».

Места проведения олимпиады

После олимпиады в Ярославле организаторы приняли решение проводить заключительный этап в различных городах России. «Кочевой» принцип проведения олимпиады позволил многим городам становиться на время центром российской географической мысли, тем самым повышая уровень интереса к географии в субъекте и городе проведения. Обычной практикой стало пополнение числа призёров и победителей школьниками из принимающего олимпиаду субъекта .

Номер Дата Город Участников Награждено
I
II
III
IV
V 124
VI 99
VII 115
VIII 132
IX 27 марта -1 апреля 132 9
X -30 апреля 165
XI -26 апреля 133 13
XII -26 апреля 144 9
XIII -24 апреля 199 24
XIV -30 апреля 185 19
XV -29 апреля 212 33
XVI -28 апреля 222 38
XVII -26 апреля 243 48
XVIII -25 апреля 204 69
XIX -30 апреля 205 67
XX -29 апреля 189 64
XXI -27 апреля 201 65
XXII -26 апреля 176 67
XXIII -25 апреля
XXIV -25 апреля 198 63
XXV -23 апреля 219 95

Этапы проведения олимпиады

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников , выделяются следующие этапы олимпиады:

Заключительный этап

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии содержит в себе следующие мероприятия: открытие олимпиады, I (теоретический), II (практический) и III (тестовый) туры, апелляция, конкурс знатоков географии и награждение победителей и призёров олимпиады.

I (теоретический) тур

Теоретический тур олимпиад был введён в программу олимпиады с I Олимпиады в Ярославле. Задания для первого тура - комплексные, в которых необходимо проявить знания нескольких разделов школьных программы по географии, а также, исходя из задания, знания из смежных и прочих научных дисциплин, таких, как биология , математика , литература и т. д. Эти задания утверждаются членами Методической комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования России . В зависимости от года, для первого тура составляются от 6 до 7 заданий, из которых в зачет идут либо 4 из 6, либо 5 из 6, либо 5 из 7 заданий, за которые школьник получил наибольшее количество баллов. Максимальная оценка за одно полностью выполненное задание - 20 баллов, из которых 1-2 участник получает за проявленную при решении географическую эрудицию и находчивость . Теоретический тур обычно начинается в 10.00. Продолжительность выполнения первого тура олимпиады - 4 астрономических часа , или 240 минут . Задания выполняются учащимися при размещении типа «один участник за одним столом» . До 2009 года для выполнения заданий теоретического тура участникам было разрешено пользоваться школьными атласами , однако с 2009 года использование атласов, а также любых электронных устройств, за исключением простого калькулятора , было запрещено .

II (практический) тур

Практический тур, как и теоретический, был введён в программу олимпиады с ярославской олимпиады 1992 года , но его формат до 2000 года включительно отличался от сегодняшнего формата его проведения. Тогда практический тур олимпиады состоял из одного задания, преимущественно связанного с работой с картой . С 2001 года практический тур олимпиады проводится в полевых условиях. Вечером предшествующего туру дня организаторы тура проводят инструктаж для участников и отдельно для руководителей команд, на котором рассказывается о правилах проведения тура, технике безопасности и т. п., а затем в случайном порядке раздают участникам номера и группируют их в зависимости от присвоенного номера по 10-15 человек. Практический тур обычно стартует в 9.00-10.00 местного времени с отбытием первой группы участников. Место проведения практического тура выбирается по критериям доступности (не более 1 часа езды на автотранспорте), наличия крупномасштабной (не менее 1:20000) карты местности, рельефного и ландшафтного разнообразия, панорамных точек, а также (не обязательно) наличия уникально природно-хозяйственных объектов . Ориентируясь по стандартной топографической карте данной местности, участники проходят заданный маршрут. Перед началом тура участникам выдаётся маршрутный лист, в котором жюри отмечает время прибытия и время отбытия участника с точки. Потеря маршрутного листа означает дисквалификацию участника. Маршрут разбит на 5-10 контрольных этапов (точек), где участники выполняют задание, так или иначе связанное с географической спецификой той точки, где они находятся. На выполнение задания отводится от 10 до 20 минут в зависимости от объёма и сложности задания . На некоторых олимпиадах участники выполняли также и маршрутное задание, обычно требующее провести комплексный анализ географических особенностей местности для их практического применения. На некоторых точках с 2004 года участникам необходимо снимать показания с различных приборов, таких как GPS-навигаторы , pH-метры , передвижные электронные метеостанции и т. п. Длительность тура - около 4-5 часов. Практический тур заканчивается с прибытием на контрольную точку «Финиш» последней группы участников.

III (тестовый) тур

Тестовый тур был введён в программу олимпиады с 2010 года. Он состоит из 30 вопросов, направленных на проверку общегеографических, понятийных и фактических географических знаний участников олимпиады. Продолжительность тестового тура - 1 астрономический час .

Апелляция

Апелляция проводится в случае несогласия участника с результатами оценивания его работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Участник может оспорить результаты только теоретического тура - результаты практического и тестового тура не апеллируются. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри. После этого оргкомитет олимпиады формирует апелляционную комиссию, которая рассматривает работу участника. На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление. По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений: либо удовлетворяет, либо отклоняет апелляцию. После апелляции на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады вывешивается итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады, которая является официальным итогом заключительного этапа .

Конкурс знатоков географии

Конкурс знатоков географии - мультимедийная викторина, которая каждый год проводится после подведения итогов олимпиады. Впервые подобный конкурс был проведён в 1994 году на олимпиаде в Ульяновске и Димитровграде , первым его ведущим был В. Климанов . Впоследствии конкурс знатоков географии стал доброй традицией олимпиады. Конкурс проводится по следующей схеме: в первый раунд на сцену вызываются 12-15 лучших по итогам олимпиады девятиклассников, и им задаются вопросы с использованием мультимедийных материалов: фото, видео, спутниковых снимков, мелодий. Первый же вопрос первого раунда традиционно связан с местами проведения прошедших олимпиад. Во второй раунд вызываются 12-15 лучших десятиклассников, которым также задаются мультимедийные вопросы. В третьем раунде на сцену вызываются лучшие одиннадцатиклассники. Выбывших из первых трёх раундов награждают призами от компании «Вокруг Света », с 2004 года проводящей конкурс знатоков , а прошедшие в четвертьфинал девяти-, десяти- и одиннадцатиклассники остаются на сцене. В четвертьфинале задаются мультимедийные вопросы, затрагивающие практически все разделы географии. В полуфинал выходят трое участников, лучше всего справившихся с заданиями четвертьфинала. В полуфинале участникам задаются три вопроса об однотипных географических объектах с тремя подсказками. Участники отвечают со всех трёх подсказок и вправе менять своё мнение по ходу подсказок, но количество баллов за правильный ответ с каждой подсказкой уменьшается. Два победителя полуфинала выходят в финал конкурса знатоков. В финале участникам предлагается перечислять однотипные географические объекты по очереди (например, все столицы независимых государств -порты). Если участник ошибся или называл один и тот же объекты дважды более трёх раз, он проигрывает .

Задания олимпиады

Школьный этап

Задания школьного этапа олимпиады разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа, а также школьными учителями географии с учётом методических рекомендаций Центральной методической комиссии .

Муниципальный этап

Задания муниципального этапа олимпиады также, как и школьного, разрабатываются предметно-методическими комиссиями муниципального этапа с учётом методических рекомендаций Центральной методической комиссии . При составлении заданий учитываются методические рекомендации центральной методической комиссии Олимпиады по географии. Муниципальный этап Олимпиады целесообразно проводить в один тур, который может состоять из двух раундов - тестового и аналитического. Задания для 11 класса включают самые сложные тесты и задачи по школьному курсу географии - от 6 до 10 классов. В задания тестового тура включают один или несколько тестов, построенных на краеведческом материале. В тестовом раунде обычно не более 30 тестов, пользоваться любыми справочными материалами запрещается. В аналитическом раунде содержится не более 5 задач с открытым ответом. Система оценки - многобалльная, возможно получение участником поощрительных баллов за эрудицию по ходу ответа.

Пример задания аналитического тура:

  • На рисунке представлены диаграммы, отражающие отраслевую структуру промышленного производства в четырёх областях Российской Федерации. Цифрами обозначены отрасли:

1 - электроэнергетика, 2 - топливная, 3 - чёрная металлургия, 4 - химическая и нефтехимическая, 5 - машиностроение и металлообработка, 6 - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, 7 - промышленность строительных материалов, 8 - пищевая, 9 - прочие отрасли. Назовите эти области и объясните, по каким признакам вы определили каждую из них. Ответьте на дополнительные вопросы :

Пример задания тестового тура: Выберите пару городов, где наиболее высока разница температур : а) летом ; б) зимой .

  • Москва и Магадан.
  • Архангельск и Астрахань.
  • Калининград и Чита.
  • Анадырь и Южно-Сахалинск

Региональный этап

Задания регионального этапа разрабатываются непосредственно Центральной методической комиссией по географии Всероссийской олимпиады школьников . Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по географии включает два раунда, которые проводятся в один день. Теоретический раунд продолжительностью 2,5 часа проводится в первой половине дня. Задания для участников из 9-х и 10-11-х классов различаются. В I раунде участникам предлагается решить 5 задач. II раунд продолжительностью 2 часа проводится во второй половине дня Задание II раунда включает 30 тестов и задание по карте. Тесты для участников из 9-х и 10-11-х классов одинаковые. Тесты и задания по карте составлены в одном варианте .

Пример задания теоретического тура :

  • Валовой внутренний продукт (ВВП) служит основным параметром измерения величины экономик стран и регионов мира. В целом, недавний экономический кризис негативно сказался на мировом ВВП. Но отмечены существенные различия в годовых темпах изменения величины ВВП между странами, которые связаны со структурными особенностями их национальных экономик.

На рисунке 3 показано изменение годовой величины ВВП за 2007-2009 годы в различных группах стран (линия «А» соответствует Китаю). Определите, какие линии («Б», «В», «Г») относятся:

  • к развитым странам ,
  • к развивающимся странам ,
  • к миру в целом .

Назовите не менее двух причин, обеспечивающих сохранение высоких темпов экономического роста в Китае. ВВП может быть рассчитан как сумма годовых денежных расходов на потребление и инвестиции в основной капитал, а также величины сальдо торгового баланса (разницы импорта и экспорта, или чистого экспорта). Разделите следующие страны: Индия , Сингапур , Россия , США , Кувейт - на две группы, в зависимости от преобладающего значения в их ВВП компонентов внутреннего потребления (группа 1), или чистого экспорта (группа 2).

Пример тестового задания второго тура:

  • В каких горах ледники занимают наибольшую площадь?

А. Бырранга Б. Большой Кавказ В. Хибины Г. Хребет Черского

  • На каком острове расположены столицы двух государств?

А. Гаити Б. Калимантан В. Маврикий Г. Самоа

Пример задания к карте второго тура:

  • Что на карте указывает на особенности хозяйства проживавших на этой территории народов в период, когда она была составлена? Что составляет основу хозяйственной специализации этой территории в наше время? Перечислите основные современные центры хозяйственной деятельности, находящиеся на территории, которая показана на карте.

Заключительный этап

Задания Олимпиады утверждаются членами Методической комиссии по проведению олимпиад по географии при Министерстве образования России . Задания ежегодно публикуются в журналах "География в школе" и "География и экология в школе XXI века". В 2015 году издан сборник заданий практического тура с 2004 по 2014 годы .

Примеры заданий теоретического тура :

  • Учрежденное 6 (18) августа 1845 г. Русское географическое общество в разное время возглавляли: Ф. П. Литке, П. П. Семёнов, Ю. М. Шокальский, Н. И. Вавилов, Л. С. Берг, Е. Н. Павловский, С. В. Калесник, А. Ф. Трешников; его почетными президентами были Ю. М. Шокальский, Л. В. Комаров, В. А. Обручев.

Какие районы исследовал каждый из этих выдающихся географов и путешественников во время своих экспедиций и какой вклад внёс в науку о Земле? Перечислите известные вам географические объекты, названные в их честь .

  • Все реки мира выносят за год в Мировой океан в среднем 20 млрд т. наносов. Ещё 5 млрд т. выносят ветер, ледники и процессы разрушения морских берегов. На какую величину понизилась в среднем поверхность суши за XX век за счёт эрозии?

Сравните эту величину со средними темпами денудации суши за геологическое время, которые можно определить из следующих данных: за кайнозойскую эру на дне Мирового океана накопилось 130 млн км3 терригенных (то есть, снесённых с суши) отложений. Если обнаружатся существенные различия между этими скоростями, объясните их причины (почему в современную эпоху темпы денудации суши выше или ниже, чем в среднем за длительное геологическое время). Перечислите пять районов мира, где скорости современной эрозии максимальны, для каждого из них укажите причины этого явления .

Пример задания практического тура (до 2001 года) :

Пример задания практического тура (после 2001 года) :

  • 1. Перечислите все известные вам городские поселения, входящие в агломерацию Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Запишите их названия в соответствии с номерами на схеме.
  • 2. Городская агломерация КМВ относится к конурбациям (полицентрическим агломерациям). Назовите крупнейшую по численности населения и площади конурбацию России. Перечислите пять городов, входящих в её состав.

Пример задания тестового тура :

  • На каком мысе 23 сентября полуденная высота Солнца над горизонтом составляет 12,5 градусов:
    • Флигели
    • Дежнёва
    • Челюскин
    • Нордкап?

Награды

Победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии получают ценные призы от Русского географического общества и других организаций, а также издательств, печатающих учебники и книги по географии, а также принимаются без вступительных испытаний в ведущие университеты страны на специальности, имеющие географический либо геологический профиль, а при поступлении на другие направления подготовки, результаты победителей и призёров Всероссийской олимпиады по географии признаются вузами как наивысшие результаты вступительных испытаний («100 баллов») по соответствующим предметам . Но у олимпиады существует особый приз для отличившихся участников - именная стипендия «Вокруг Света».

Стипендия «Вокруг Света»

«Вокруг Света» стал главным партнёром олимпиады с 2004 года и в этом же году учредил именную стипендию одиннадцатикласснику, который лучше остальных одиннадцатиклассников справился с заданиями заключительного этапа. Победители олимпиады, которые после олимпиады становятся студентами, получают эту именную стипендию «Вокруг Света». Стипендия выплачивается им на протяжении всего периода обучения в университете . За время проведения олимпиады 9 человек стали её стипендиатами.

Спонсоры

Спонсорами Всероссийской Олимпиады школьников по географии являются различные организации, фонды и печатные издания, так или иначе связанные с географией и с олимпиадным движением школьников. С 2004 года генеральным спонсором Олимпиады стал географический журнал «Вокруг Света» . С 2009 года важным спонсором олимпиады стала компания «Навител», которая составляет одно задание для практического тура, связанное с GPS . Также помощь в организации и проведении оказывают издательства «Просвещение », «Дрофа », журналы «География и экология в школе XXI века», «География в школе» и университеты субъектов проведения олимпиады .

Литература

  • А. С. Наумов, О. А. Климанова. Олимпиады по географии 6-11 кл.. - 4-е. - Москва: Дрофа, 2006. - 205 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-358-00631-1 .
  • А. С. Наумов, С. Ф. Кунха. Как готовиться к олимпиаде по географии. - Москва: АСТ, 2008. - 223 с. - 4000 экз. -