Двигательные режимы стационара в лфк. Двигательные режимы стационарного этапа реабилитации

В любой болезни можно выделить несколько периодов:

1) острый, когда симптомы заболевания наиболее выражены;

2) восстановления;

3) выздоровление.

Соответственно и может иметь ту же периодичность:

1) щадящий период, когда главное - это предупредить возникновение осложнений, застойных явлений. В это время допускается в основном выполнение дыхательных и общеразвивающих упражнений в медленном или среднем темпе;

2) функциональный период, когда необходимо восстановить утраченную функцию, а потому и количество развивающих упражнений увеличивается, кроме того, в комплекс вводятся специальные упражнения;

3) тренировочный этап - предполагает восстановление всего организма, а потому во время занятия допускается переход от одного темпа к другому (от медленного к среднему и быстрому), предпочтение отдается специальным упражнениям.

Чтобы было понятнее, приведу пример с переломом костей. В период, когда на конечность наложен гипс (иммобилизация конечности), можно делать упражнения дыхательные и общеразвивающие, чтобы стимулировать общий обмен веществ для скорейшего формирования костной мозоли (сращения костей). Это щадящий режим ЛФК. После того как через 2-3 недели гипсовая повязка будет снята, появится необходимость вернуть суставам былую подвижность, а потому в комплексе появляются упражнения специально для конечности, но выполняются они в спокойном (среднем темпе), с периодическим отдыхом и из разных положений. Это функциональный период ЛФК. И вот наступает день, когда подвижность конечности практически восстановлена и нужно выходить на работу, но организм после длительного периода болезни ослаблен, а потому и нужны тренировки: висы, -отжимания, дозированная ходьба. Это и есть тренировочный режим лечебной физкультуры.

В лечебно-профилактических учреждениях (стационарах, санаториях, профилакториях, курортах), кроме того, существуют специальные режимы двигательной активности, в зависимости от этих режимов и ЛФК бывает различной.

В стационарах режимы бывают:

1) щадящий период ЛФК:

а) строгий постельный (полный покой, когда не разрешается вставать даже в туалет), при котором пациент не может обходиться без помощи персонала и родственников. Такой режим назначается, например, после перенесенного инсульта;

б) постельный облегченный, когда движения (двигательная активность) допускаются только в пределах постели: можно переворачиваться с боку на бок; садиться, свесив с постели ноги; выполнять ногами движения, а также принимать пищу, сидя в постели;

2) функциональный период ЛФК: а) полупостельный режим, при котором разрешается вставать с постели, ходить по палате и в туалет, однако примерно половину дневного времени больной должен по-прежнему проводить в постели; б) тренировочный режим ЛФК;

3) свободный режим: разрешается все дневное время проводить в движении (ходить, сидеть, стоять). В санаториях (на курортах, в профилакториях) режимы двигательной активности другие:

1) щадящий режим (аналогичен свободному режиму в стационаре) допускает ограниченную двигательную активность: ходьбу по территории санатория в течение половины дневного времени. Все остальное время отводится отдыху в постели;

2) тонизирующий режим предусматривает развлекательные мероприятия (танцы, экскурсии, плавания, прогулки по окрестностям санатория);

3) тренирующий режим: разрешено участие во всех мероприятиях, проводимых в санатории, включая длительные прогулки.

Периоды лечебного применения физических упражнений.

Интенсивность физических упражнений в ЛФК.

Методика лечебной гимнастики.

1. В зависимости от заболевания должен учитываться характер упражнений, дозировка нагрузки, исходные положения. Исходные положения в ЛФК: лежа, сидя стоя, на четвереньках. Исходные положения зависят:

От двигательного режима

От функционального состояния больного

От заболевания.

Крайне важно в лечебной физической культуре соблюдение следующих дидактических принципов:

Оптимальный подбор физической нагрузки

Подбор упражнений по характеру

Соблюдение принципа – от простого к сложному.

В ЛФК применяются физические упражнения следующей интенсивности:

1. Упражнения малой интенсивности – для малых и средних групп мышц. Темп выполнения медленный и средний.

2. Упражнения умеренной интенсивности – для средних групп мышц. Темп выполнения средний и быстрый.

3. Упражнения средней интенсивности – для крупных мышц. Темп выполнения средний и малый.

4. Упражнения большой интенсивности – выполняются в среднем и быстром темпе, вовлекается большая группа мышц.

4. Упражнения с максимальной интенсивностью – в ЛФК применяются редко.

Различают три периода лечебного применения физических упражнений.

I период соответствует фазе мобилизации организмом физиологических механизмов борьбы с болезнью и фазе формирования временных компенсаторных механизмов. Основные задачи лечебного применения физических упражнений в этот период – стимуляция физиологических механизмов борьбы с болезнью, содействие формированию наиболее полноценных временных компенсаций, профилактика осложнений, привитие навыков самообслуживания.

II период соответствует фазе обратного развитияизменений, вызванных болезнью и формированию постоянных компенсаций при необратимости этих изменений. Основные задачи ЛФК в этот период – содействие быстрейшей ликвидации морфологических и функциональных нарушений, а в некоторых случаях – формирование постоянных компенсаций (при ампутации конечности).

III период соответствует завершению периода выздоровления. Основные задачи ЛФК в этот период – ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений, восстановление адаптации к привычным бытовым и производственным мышечным нагрузкам, а при необходимости – закрепление сформированных постоянных компенсаций.

Под лечебными двигательными режимами в ЛФК понимают совокупность мероприятий, создающих наиболее благоприятные условия для лечения и реабилитации больных и повышающих устойчивость организма. Содержание лечебного режима определяется распорядком дня и объемом двигательной активности.



На стационарном этапе лечения выделяют следующие режимы:

1. Постельный, который делится на строгий постельный и облегченный постельный режим.

2. Палатный (полупостельный) режим.

3. свободный режим

На санаторном этапе в ЛФК используются следующие режимы:

1. Щадящий

2. Щадяще-тренирующий

3. Тренирующий

4. Интенсивно-тренирующий.

Постельный режим. Задача – преодоление психической подавленности, увеличение уверенности в выздоровлении. В этот период особое внимание акцентируется на дыхательных упражнениях и упражнениях для мелких групп мышц – для улучшения периферического кровообращения и профилактики пролежней. Длительность лечебной гимнастики 5-10 минут 2-3 раза в день. Занятия проводятся индивидуально, с малой амплитудой, пульс не должен повышаться.

Облегченный постельный режим – разрешено:

Активный прием пищи

Сидеть до 15 минут 2-3 раза в день

Лечебная гимнастика – от 10 до 20 минут для мелких и средних групп мышц, при этом увеличение частоты пуль не должно превышать 10%.

Соотношение ДУ к общеразвивающим - 1:1

Палатный (полупостельный) режим – больной находится в положении сидя с опущенными ногами до 50% всего времени, встает и ходит по палате, затем по отделению,

Занятия ЛФК только индивидуально до 10-25 минут, затем можно самостоятельно 10 минут. Упражнения с полной амплитудой, без задержки дыхания, повтор до 6-ти раз, соотношение ДУ к ОРУ 1:2, прирост пульса – до 20%.

Задачи ЛФК в этот период:

1. улучшение периферического кровообращения;

2. уличшение кровообращения в пораженном органе;

3. активация обмена веществ;

4. обучение рациональному дыханию;

5. предупреждение атрофии мышц и тугоподвижности в суставах;

6. формирование временных компенсаций;

7. тренировка вестибулярного аппарата, подготовка к вставанию

Свободный режим – цель – улучшение адаптации организма к возрастающим нагрузкам.

Задачи ЛФК – это задачи, решаемые при палатном режиме и дополнительно:

Укрепление мышц связочного аппарата;

Профилактика осложнений;

При свободном режиме больному разрешаются:

Прогулки на свежем воздухе 10 – 30 минут;

ЛФК – 20-30 минут групповым методом;

ФУ для всех групп мышц, постепенное усложнение упражнений;

Прирост пульса – до 30%.

Щадящий режим – назначается в условиях санаторного лечения больным с заболеваниями ССС, при недостаточности кровообращения I и II степени, при язвенной болезни в фазе стихающего обострения. Таким больным назначается дозированная ходьба по ровной местности 500 –1000 м, ближний туризм, элементы игр. Длительность занятий 30-60 минут, соотношение ДУ к ОРУ 1/3, 1/4 прирост пульса – до 40%.

Задачи ЛФК при щадящем режиме:

1. поднять эмоциональный тонус организма;

2. активизация обмена веществ;

3. улучшение кровообращения;

4. адаптация на более высоком уровне к бытовым нагрузкам;

Щадяще-тренирующий режим – назначается больным с менее выраженными органическими заболеваниями при отсутствии функциональных расстройств на санаторном этапе реабилитации. Задачи ЛФК такие же, как при щадящем режиме плюс расширение резервных возможностей организма пациента.

1. расширение арсенала средств ЛФК;

2. использование отягощений;

3. соотношение ДУ к ОРУ 1/4, 1/5;

4. увеличение прироста пульса до 50%.

Тренирующий режим – назначается больным с начальными формами органических заболеваний без функциональных нарушений и при достаточной физической подготовленности.

Цель – адаптировать больного к гигиеническим нормам двигательной активности, т.е. удовлетворить биологическую потребность в движении.

Литература:

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

2. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физкультуры. Под ред. С.Н.Попова. М., «Физическая культура и спорт», 1978.

Дорошко А.Г.

Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

1. Основные заболевания ССС.

2. Основные физиологические механизмы действия ФУ при заболеваниях ССС.

3. Средства, формы и методы ЛФК при ССС.

Заболевания ССС занимают одно из ведущих мест в клинике внутренних болезней. ССС – одна их важнейших систем, обуславливающих жизнедеятельность организма: его питание, обеспечение кислородом, распределение гормонов и других активных веществ. Поэтому заболевания ССС характеризуются развитием функциональных отклонений не только сос стороны аппарата кровообращения, но и различных систем, находящихся с ним в тесной взаимосвязи: ЦНС, ДС, пищеварительной, эндокринной. Заболевания ССС ведут к снижению функциональной деятельности всего организма, а нередко к преждевременной старости, инвалидности, смерти.

Факторы риска ССС заболеваний:

1. Неуправляемые – генетический фактор (наследственность)

2. Управляемые – артериальная гипертензия (повышенное АД), особенно диастолическое (нижнее) – выше 104 мм/рт.ст., гиперхолестериэмия (повышение холестерина в крови выше нормы ведет к атеросклерозу). Норма – 5,17 ммоль/л. Холестериновые бляшки ведут к изменениям стенок сосудов.

Ускоренному развитию атеросклероза способствует:

1. наследственность;

2. курение (спазмируются сосуды, разрушается витаминС);

3. чрезмерная умственная работа;

4. нарушение обмена микроэлементов (цинк, селен, железо) и витаминов (С, Д, Е) и увеличение меди.

5. избыточная масса тела;

6. нарушение усвоения углеводов;

7. нерациональное питание;

8. гиподинамия;

9. психоэмоциональный фактор;

10. профессиональный фактор (токи, поля, вибрация, шум, тяжелые металлы).

Основные заболевания ССС:

1. Ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты

2. Артериальная гипертензия (30%)

3. Воспалительные заболевания (миокардиты, ревматизм)

4. Функциональные поражения(нарушения частоты и ритма сердечных сокращений, аритмии, брадикардия (желудочки сердца сокращаются в своем, очень редком темпе, а предсердия в своем – очень частом).

Ишемическая болезнь сердца – это острое или хроническое поражение сердечной мышцы, вызванное уменьшением доставки крови в миокард в результате атеросклеротического процесса в сосудах. Это психосоматическое заболевание (не только тела, но и души).

Клинические симптомы:

1. Болевой синдром (в виде приступов, в виде тянущей боли в левой половине грудной клетки, боль под руку, под лопатку).

2. Посинение губ, конечностей, одышка.

3. Астенический синдром (слабость, нарушение сна, быстрое утомление).

При ИБС всегда развивается та или иная степень недостаточности кровообращения, т.к. ишемия приводит к снижению сократительной способности миокарда.

Три степени недостаточности кровообращения:

1 степень – субъективные симптомы недостаточности проявляются при значительных физических нагрузках (одышка, тахикардия). В покое нарушений гемодинамики нет.

2 степень – делится на

- недостаточность А – степени – наличие субъективной недостаточности уже на незначительные физические нагрузки. Характерно увеличение размеров сердца и недостаточность по большому и малому кругу кровообращения, которая приводит к застойным явлениям крови в легких или в печени и к нарушениям работы других органов. Появляются отеки на ногах.

- недостаточность В – степени – нарушение гемодинамики и в покое, и в движении. Появляется цианоз (синева), непроходящие отеки, дистрофия внутренних органов.

3 степень недостаточности – истощение, дистрофические поражения всех внутренних органов.

Процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название медицинской реабилитации. По решению Всемирной организации здравоохранения () принято различать Два периода реабилитации - больничный и послебольничный. Лечебная физическая культура широко используется в медицинской реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие периоды, характеризующие анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом. В лечебной физической культуре различают три периода (таблица 1).

Таблица 1. Взаимосвязь периодов реабилитации, периодов лечебной физической культуры и режимов двигательной активности
Периоды медицинской реабилитации (по ВОЗ) Режимы двигательной активности (по В. Н. Мошкову) Периоды лечебной физической культуры Отношение общеразвивающих и дыхательных упражнений к специальным упражнениям, %
Больничный (стационар) 1. Постельный:
а) строгий
б) облегченный
Первый (вводный) 75-25
2. Полупостельный
3. Свободный
Второй (основной) 50-50
Послебольничный (санаторно-курортное лечение, отделение реабилитации, поликлиника, домашние условия) 1. Щадящий
2. Щадяще-тренирующий
3. Тренировочный
Третий (заключительный) 25-75

Первый период (вводный)- острый, щадящий, период вынужденного положения, или иммобилизации. Он характеризуется тем, что анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушено. Например, при переломе костей предплечья имеются анатомические нарушения целостности костей и нарушения функций поврежденной конечности.

В этом периоде физиологическая кривая нагрузки, как правило, одновершинная, с максимальным подъемом в середине основной части занятия. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным- 1:1. Темп выполнения их медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия составляет около 1/3 времени всего занятия.

Второй период (основной) - функциональный, период восстановления функций. Он характеризуется тем, что анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко нарушена. Например, при переломе иммобилизация снята, костная мозоль образована, но движения в суставах ограничены.

В этом периоде физиологическая кривая нагрузки двух-трехвершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным-1:2. Темп выполнения их средний. В занятие включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 1/2 времени всего занятия.

Третий период (заключительный)- тренировочный, период окончательного восстановления функций не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после перелома костей предплечья наступило полное восстановление: костная мозоль окрепла, подвижность в суставах приблизилась к норме. Однако большие физические нагрузки (висы, упоры, поднятие тяжестей) больному еще непосильны. Необходимо постепенно восстановить способность выполнять эти упражнения.

В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения всевозможные. Темп медленный, быстрый и средний. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным - 1:3-4. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия увеличивается и составляет около 2/3 времени всего занятия.

Под двигательным режимом подразумевается часть общего режима, регламентирующая в соответствии с медицинскими показаниями суммарную двигательную активность больного. Она складывается из необходимых бытовых нагрузок, нагрузок, получаемых при различных медицинских манипуляциях и дозированных физических упражнений на занятиях ЛФК. Основное лечебное воздействие оказывают дозированные физические упражнения.

Выделено четыре двигательных режима: щадящий, тонизирующий, восстановительный и тренирующий.

Щадящий режим совпадает с острым периодом заболевания. В больном органе превалируют катаболические процессы, т.е. процессы распада клеток. Расход энергии в нем превышает накопление. В ход идут запасы жировой и мышечной ткани. Этим частично объясняется наблюдающаяся в дальнейшем гипотрофия мышц. В течение острого периода выделяется две фазы стрессовых реакций - тревоги и стабилизации .

Фаза тревоги проявляется выраженной общей реакцией организма в виде резкой боли, высокой температуры, заторможенности и рассогласованности деятельности всех систем организма. Примером может быть острый период нарушения мозгового кровообращения, острые проявления травматической болезни и т.д. Такое состояние наблюдается от нескольких часов до нескольких дней. На этой фазе речь идет лишь о поддержании жизненных процессов и профилактике осложнений. Для решения этих задач используются только общеразвивающие упражнения.

В фазе стабилизации происходит повышение уровня функционального состояния организма. Появляется возможность выполнения физических упражнений за счет экономизации и стабилизации функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем. Начинают превалировать локальные патологические процессы. По времени эта фаза широко варьирует.

ЛФК в этой фазе направлена на ускорение стабилизирующих процессов - рассасывание продуктов распада, восстановление гомеостаза, начальных этапов замещения погибших клеток и т.д. Поскольку в этом периоде преимущественно протекают катаболические процессы, целью режима , соответственно, является ускорение процессов распада и рассасывания поврежденных клеток, восстановление гомеостаза. Клинические проявления при этих патоморфологических изменениях могут варьировать от состояния полной атонии мышц ниже места повреждения до появления в них спастики. Учитывая нарушение анатомической целостности тканей, ЛФК должна проводиться на фоне поражения больного органа. Воздействие на него осуществляется опосредовано через общеразвивающие упражнения. По продолжительности этот режим весьма многообразен, что зависит от структуры и степени повреждения больного органа. Объем и интенсивность физической нагрузки также широко варьирует, что связано с соотношением общих и местных реакций. Занятия в этом режиме проводятся в стационарах, поликлиниках, на дому, в центрах и отделениях реабилитации. Тонизирующий режим совпадает с подострым периодом заболевания. В этом периоде продолжаются процессы рассасывания продуктов распада. Постепенно начинают превалировать процессы регенерации - образования новых клеток. Этим заканчивается восстановление анатомической целостности поврежденного органа. Варианты регенерации могут быть различными: за счет новых клеток той же ткани (гиперплазия за счет разрастания сохранившихся (гипертрофия); за счет разрастания клеток соединительной ткани. Образование костной мозоли при переломах может быть примером гиперплазии. Примером гипертрофии могут быть процессы, происходящие при инфаркте миокарда. Замена нейронов на клетки нейроглии при инсульте является примером замещения диффе­ренцированных клеток соединительной тканью. Во всех случаях имеется сочетание этих вариантов. Например, у больных с повреждениями спинного мозга возможна как специфическая регенерация за счет тканей спинного мозга, так и неспецифическая - за счет разрастания соединительной ткани. Клиническими проявлениями регенерации являются реакции мышц в виде спастических сокращений. Соответственно, целью режима является стимуляция анаболических процессов в поврежденном органе. Постепенно увеличивается объем специальных упражнений. По времени этот режим также широко варьирует, что связано с особенностями структуры поврежденного органа и обширностью повреждения. Сохраняется различие по величине физической нагрузки. Как правило, этот режим заканчивается анатомическим замещением нарушенных структур больного органа. Однако гиподинамия, в частности при отсутствии адекватной физической нагрузки, приводит к снижению уровня трофических и энергетических процессов. Возникающее при этом кислородное голодание сопровождается разрастанием соединительной ткани, превышающим потребность замены погибших клеток. Результатом могут быть различные осложнения в виде спаек, грубых рубцов и различных склеротических проявлений. Поэтому неоценимо значение ЛФК в предупреждении осложнений при многих заболеваниях. Занятия проводятся в стационарах, поликлиниках, центрах и отделениях реабилитации.



Восстановительный режим совпадает с периодом функциональной перестройки поврежденных тканей больного органа и заканчивается восстановлением поврежденного органа. Так, у больных с повреждениями спинного мозга клиническим проявлением функциональной перестройки анатомических структур является переход от синкинезий (содружественных непроизвольных сокращений) к произвольным дифференцированным движениям. Целью режима является восстановление функций поврежденных органов или систем. Ведущую роль в восстановлении функции играют специальные упражнения. Продолжительность режима зависит от структуры, локализации и уровня повреждения. В случае восстановления анатомической целостности с дефектами заболевание принимает хроническое течение. Например, формирование рубцов при ожогах и травмах или спаек при воспалительных процессах. В таких случаях полное функциональное выздоровление невозможно. Физическая реабилитация направлена на адаптацию к жизнедеятельности с имеющейся патологией. Восстановление функций невозможно также у больных при утрате тех или иных органов или повреждениях, связанных с утратой функций органа. В подобных случаях речь может идти лишь о компенсации утраченных функций. ЛФК направлена на адаптацию к жизни в новых условиях. Занятия проводятся в стационарах, поликлиниках, отделениях и центрах реабилитации, санаториях.

Тренирующий режим совпадает с функциональной перестройкой вcex систем организма., ЛФК направлена на совершенствование функций больного органа и согласование деятельности всех систем организма. Величина физической нагрузки увеличивается за счет как специальных, так и общеразвивающих упражнений. Занятия проводятся в амбулаторных центрах реабилитации, загородных специализированных санаториях и на дому.

Лица, профессиональная деятельность которых связана с тонким двигательным стереотипом (артисты балета, цирка, спортсмены и др.), продолжают занятия по тренировочному режиму. Цель режима - адаптация к специализированной деятельности. Занятия с ними проводят тренеры, режиссеры и другие специалисты в условиях их профессиональной деятельности. Представленные двигательные режимы являются алгоритмом ЛФК при различных заболеваниях. На основе этого алгоритма имеется возможность при любой патологии в конкретный период заболевания поставить задачи, определить средства для их решения и обосновать особенности методики.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите дополнительные средства ЛФК.

Использованная литература:

1.Физическая реабилитация: Учебник для вузов/ под редакцией С.Н. Попова. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2008. – 602с.

2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. – 568 с.

3. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей/ Под ред. В.А.Епифанова. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 352 с.

4.Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: руководство для врачей. Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М.: Медицина, 1995. – 400 с.

1.Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 528с.

2. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: учеб. пособие в 2 ч./ М.: Советский спорт, 2008. – ч.1 – 304 с., ч.2 – 360 с.

3.Краткий курс лекций по спортивной медицине. Учебное пособие / под ред. А.В. Смоленского. – Физическая культура, 2005. – 192с.

Медицинская информационная сеть. - www.medicinform.net

Медицинский проект. - www.webmedinfo.ru-

Медицинская литература. - www.medliter.ru

Медицинский портал. - www.medbookaide.ru

http://medbe.ru/materials/lechebnaya-fizkultura

Для дозирования и нормирования физических нагрузок и составления лечебно-реабилитационных комплексов разработаны и используются двигательные режимы. Двигательный режим подразумевает назначение и рациональное распределение разнообразных видов двигательной активности пациента на протяжении дня и курса лечения в определенном сочетании и последовательности с другими средствами комплексной терапии. ЛФК основы эффективности лечебно-реабилитационного процесса во многом зависят от построения режима движения. Грамотное и своевременное использование соответствующего двигательного режима стимулирует приспособительные механизмы и адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам. Для больных, находящихся на стационарном лечении, применяют: 1) строгий постельный, 2) расширенный постельный, 3) палатный и 4)свободный режимы, а для больных, находящихся на амбулаторном лечении или в санатории, - 1) щадящий, 2) щадяще-тренирующий и 3) тренирующий режимы.

Режим «Строгий постельный» назначают тяжелобольным на непродолжительное время. Положения больного - лежа на спине, на спине с приподнятым изголовьем, на боку, на животе. Обслуживание (туалет, гигиенические процедуры, питание, изменение положения тела) осуществляется только с помощью медицинского персонала. В программе лечебной физкультуры применяют курс массажа и пассивные упражнения с неполной и полной траекторией движения для конечностей обычно по 2- 3 раза в сутки продолжительностью 5-10 мин. При наличии показаний назначается статическое концентрированное дыхание, проводимое 2- 3 раза в каждый час бодрствования пациента.

Расширенный постельный режим показан при общем удовлетворительном состоянии больного. Допускаются активные повороты в постели, непродолжительное нахождение в положении сидя (обычно 2-3 раза в день по 5-15 мин), сперва с опорой на подушки, освоение навыков самообслуживания. По мере улучшения состояния рекомендуется более длительное пребывание в положении сидя (до 1-2 часов 2-3 раза в день), сидение с опущенными ногами на кровати или кресле (2-4 раза в сутки по 10-30 мин). Занятия ЛГ проводятся 1 раз в день по 15-20 мин в начальном положении лежа на спине или на боку. Используют физические упражнения для мелких и средних мускулатурных групп и суставов, выполняемые без усилия с ограниченной и постепенно нарастающей амплитудой, в медленном ритме, с малым числом повторений; статические и динамические упражнения на дыхание. Предельно допустимое учащение сурдцебиения - на 12 ударов в 1 мин.

Палатный курс назначают с целью постепенной адаптации ССС, дыхательной систем и организма в целом к возрастающей силовой нагрузке, профилактике осложнений, связанных с гипокинезией. Он характеризуется нахождением вне постели в положении сидя в течение 50% всего времени бодрствования. Разрешается медленная ходьба в темпе около 60 метров в 1 мин на дистанцию до 100-150 м, пользование туалетом и/или столовой. ЛФК проводят в позициях лежа, сидя и стоя. Проводят упражнения без предметов или со снарядами массой до 0,5 кг. Понемногу включают упражнения для мускулатуры туловища. Продолжительность занятий - 20-25 мин. Предельно допустимое учащение сердечных сокращений - на 18-24 удара в 1 мин.

Свободный режим подразумевает принцип свободного передвижения в пределах отделения, ходьбу по лестнице до 3-го этажа при необходимости с отдыхом на площадках. Разрешается дозированная ходьба с темпом 60- 80 шагов в 1 мин на дистанцию до 1 км с паузами на отдых через каждые 200 м. ЛФК проводят в кабинете 1 раз в сутки в течение 25-30 мин. В программу занятий добавляют:

· упражнения с предметами весом до 1 кг,

· малоподвижные игры,

· упражнения в бассейне (по показаниям), рекомендуем бассейн Кропоткинская ,

· упражнения на тренажерах (по показаниям).

Пиковое допустимое учащение пульса - на 30- 32 удара в 1 мин при общей ЧСС до 108 ударов в 1 мин. Предельное артериальное давление повышается на 5- 10 мм рт. ст., а минимальное уменьшается на 5-10 мм рт. ст. или остается неизменным. Основная цель режима - адаптация ССС к предстоящей бытовой и проф. деятельности.

При поступлении в санаторий или отделение медицинской реабилитации больному назначают один из указанных ниже режимов.

Щадящий режим (№ 1) незначительно отличается от свободного режима стационара и является режимом малой физической нагрузки. Занятия УГГ и ЛГ планируют по той же программе. Контролируемая ходьба по гладкой поверхности разрешена на расстояние от 1,5 км до 3 км, скорость ходьбы – медленная и средняя. Общее продолжительность ходьбы 30-60 мин с паузами через каждые 1/3 часа. Разрешено купание, плавание и водные процедуры при температуре воды выше 20°С продолжительностью 5-10 мин. Показана четкая дозировка применяемых форм курса ЛФК. Исключаются спортивные игры, дальние экскурсии и туризм.

Щадяще-тренирующий режим (режим средней физической нагрузки, тонизирующий, № 2) предполагает использование упражнений большей нагрузки, интенсивности и длительности. На тренировках ЛГ допускается непродолжительное учащение пульса в основной фазе занятий на 42-48 ударов в 1 мин и увеличение максимального давления на 30-35 мм рт. ст. Насыщенность и плотность занятий способна достигать 70-75%, а их длительность - до 45 мин. В значительной мере используется дозированная ходьба в среднем и быстром ритме на дистанцию до 4 км за 1 ч и терренкур. Допускается использование упражнений со снарядами весом до 3 кг, спортивных игр (волейбол, теннис, бадминтон), плавания, прогулок на лыжах, катания на лодках. Спортивные игры проводят по облегченным и типовым правилам.

Тренирующий режим (режим больших нагрузок, № 3) назначают людям без выраженных отклонений в их состоянии здоровья и физического развития, с незначительными возрастными изменениями и при минимальных отклонениях со стороны функций отдельных органов и их систем. Рекомендуются ЛГ, дозированная ходьба, бег, спортивные игры. У этой группы пациентов допускается повышение пульса до 120- 150 ударов в 1 мин, подъем максимального давления до 150 мм рт. ст., понижение минимального артериального давления до 55 мм рт. ст. У лиц пожилого возраста учащение пульса не должно превышать 100-120 ударов в 1 мин.

В последнее время при назначении больным двигательных режимов с целью медицинской реабилитации более точно физическую подготовленность оценивают, определяя физическую работоспособность и толерантность к физической нагрузке.

7. Особенности методики ЛФК и массажа при бронхите.

Задачи ЛФК: - уменьшить воспаление в бронхах;

Восстановить дренажную функцию бронхов;

Усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, спо­ собствовать профилактике перехода в хронический бронхит;

Повысить сопротивляемость организма.

Противопоказани я для назначения ЛФК: те же, что и при острой пневмонии. В течение 1-й нед. от начала заболевания применяют ста­тические и динамические дыхательные упражнения в соче­ тании с общеукрепляющими- 1:1, 1:2, 1:3. Методика ле­ чебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

Особенности методики массажа

Вначале массируют спину в ИП лежа на животе, а затем лежа на спине – переднюю поверхность грудной клетки. Руки массажиста располагаются параллельно ребрам и скользят от грудины к позвоночному столбу во время вдоха, а во время выдоха – к грудине, сжимая грудную клетку. При этом раздражаются рецепторы альвеол, корня легкого и плевры, что возбуждает дыхательный центр и активный вдох.

Хронический бронхит

Длительно протекающее поражение бронхиального дерева, сопровождающееся гиперсекрецией и нарушением бронхиальной проходимости. При хроническом бронхите поражаются не только все стенки бронха, но и окружающая соединительная ткань, что может привести к ателектазам, эмфиземе легких, пневмосклерозу, бронхоэктазам и хронической дыхательной недостаточности. Различают обструктивный и необструктивный бронхит. При необструктивном бронхите внешнее дыхание не нарушено, одышки нет. При обструктивном бронхите отмечаются одышка при физической нагрузке и стойкие нарушения вентиляции

Задачи ЛФК и массажа

Общее укрепление организма, улучшение крово- и лимфообращения в легких, ликвидация воспалительного процесса, улучшение отхождения мокроты.

Особенности ЛФК

Применяют общеразвивающие упражнения и специальные упражнения – на увеличение подвижности грудной клетки, укрепление дыхательной мускулатуры, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом и дренажные упражнения для откашливания мокроты.

Особенности методики массажа

Проводят массаж грудной клетки, сдавливание ее на выдохе (активизация дыхания) и перкуссионный массаж в проекции бронхов. При хроническом обструктивном бронхите также показан массаж нижних конечностей. После массажа больному дают подышать увлажненным кислородом 5-10 минут.

8. Классификация гимнастических упражнений и их действие на организм

Гимнастические упражнения представляют собой специально подобранные сочетания естественных для человека движений. Избирательно воздействуя с помощью гимнастических упражнений на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений, ловкость и гибкость.

В последнее время в лечебной физической культуре для восстановления функций опорно-двигательного аппарата и кардио-респираторной системы применяются ритмопластические (танцевальные) движения в музыкальном сопровождении, которое соответствует состоянию высшей нервной деятельности.

Гимнастические упражнения классифицируются по нескольким признакам.

По анатомическому признаку - упражнения для мышц головы, шеи, туловища, пояса верхних конечностей, мышц верхних и нижних конечностей, мышц брюшного пресса и тазового дна.

По признаку активности - активные (выполняемые самим занимающимся); пассивные (выполняемые методистом лечебной физической культуры с волевым усилием больного); активно-пассивные (выполняемые занимающимся с помощью методиста ЛФК).

По признаку использования гимнастических предметов и снарядов - упражнения без предметов и снарядов; упражнения с предметами и снарядами (с гимнастической палкой, резиновым, теннисным или волейбольным мячом, набивным мячом, булавами, гантелями, эспандером, скакалкой и др.);
упражнения на снарядах (на гимнастической стенке, наклонной плоскости, гимнастической скамейке, гимнастических кольцах, механотерапевтической аппаратуре, брусьях, бревне, перекладине и т. п.).

По видовому признаку и характеру выполнения - порядковые и строевые, подготовительные (вводные), корригирующие, на координацию движений, дыхательные, в сопротивлении, висы и упоры, подскоки и прыжки, ритмопластические упражнения.

Порядковые и строевые упражнения (построения, повороты, ходьба и др.) организуют и дисциплинируют занимающихся, вырабатывая необходимые двигательные навыки. Применяются они на послебольничном этапе реабилитации, а также в группах здоровья.

Подготовительные (вводные) упражнения подготавливают организм к предстоящей физической нагрузке. Их выбор зависит от задач занятия, а также от уровня физической подготовленности больного.

Корригирующие упражнения предупреждают и уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации. Они нередко сочетаются с пассивной коррекцией: вытяжением на наклонной плоскости, ношением ортопедического корсета, специальной укладкой с использованием валиков, массажем. Корригирующие упражнения оказывают сочетанное воздействие на различные мышечные группы - одновременно укрепляют одни и расслабляют другие. Например, при выраженном грудном кифозе (сутулости) корригирующее влияние оказывают гимнастические упражнения, направленные на укрепление ослабленных и растянутых мышц спины и растягивание и расслабление больших грудных мышц, находящихся в состоянии повышенного тонуса; при плоскостопии - специальные упражнения на укрепление мышц голени и стопы в сочетании с упражнениями на формирование правильной осанки.

Упражнения на координацию движений и в равновесии применяются для тренировки вестибулярного аппарата при гипертонической болезни, неврологических заболеваниях, для лиц пожилого и старшего возраста, занимающихся в группах здоровья. Выполняются они в различных исходных положениях (стоя на узкой площади опоры, на одной ноге, на носках), с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них, на гимнастической скамейке, гимнастическом бревне. К упражнениям на координацию движений относят также упражнения, направленные на формирование бытовых навыков, утраченных в результате того или иного заболевания (застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом и др.). Широко используются лепка, сборка детских пирамидок, мозаика и т. п.

9. Классификация спортивно-прикладных упражнений и их действие на организм

Из спортивно-прикладных упражнений в лечебной физической культуре наиболее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанья, упражнения в равновесии, поднимании и переноске тяжестей, дозированные греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, лечебное плавание, езду на велосипеде. Спортивно-прикладные упражнения способствуют окончательному восстановлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывают у больных настойчивость и уверенность в своих силах.

В лечебно-оздоровительной физической культуре спортивно-прикладные упражнения используются для предупреждения заболеваний, воспитания физических качеств, подготовки к труду и обороне Родины.

Ходьба укрепляет мышцы не только нижних конечностей, но и всего организма за счет ритмичного чередования напряжения и расслабления мышц, что улучшает крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ и оказывает общеукрепляющее действие.

Дозированный бег равномерно развивает мускулатуру всего тела, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ, формирует глубокое и ритмичное дыхание. В лечебной физической культуре бег назначается тренированным больным с индивидуальной дозировкой при тщательном врачебно-педагогическом контроле. Бег является не только средством лечебно-оздоровительной физической культуры, но и средством поддерживающей и профилактической терапии.

Прыжки относятся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяемым в период выздоровления с индивидуальной дозировкой (при обязательном контроле ЧСС).

Упражнения в метании помогают восстанавливать координацию движений, улучшают подвижность в суставах, увеличивают силу мышц конечностей и туловища, скорость двигательной реакции. В занятиях используются набивные мячи, диски, копье, мячи с петлей, гранаты.

Лазанье по гимнастической стенке и канату способствует увеличению подвижности в суставах, развитию силы мышц туловища и конечностей, координации движений. Лазанье имеет большое прикладное значение в быту, военном деле.

Упражнения в равновесии применяются при поражении вестибулярного аппарата, при гипертонической болезни, после ампутации нижних конечностей, при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии.

Упражнения в поднимании и переноске тяжестей требуют строгого врачебно-педагогического контроля. Они используются в лечебно-оздоровительной физической культуре для тренировки в период окончательного восстановления функций. Эти упражнения противопоказаны при нарушении осанки, сколиозах, плоскостопии, заболеваниях позвоночника, желудка, суставов, при гипертонической болезни и др.

Дозированная гребля используется для выработки ритмичности движений, способствующих глубокому дыханию, развитию и укреплению мышц верхних конечностей, туловища и увеличению подвижности позвоночника. Повышение внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на процесс пищеварения и тканевый обмен. Гребля в условиях чистого, свежего, ионизированного, насыщенного водяными парами воздуха (лучше морского) оказывает оздоровительное влияние на весь организм. Дозированная гребля назначается при заболеваниях суставов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и проводится с определенными кратковременными паузами для отдыха под врачебно-педагогическим контролем.

Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.

Дозированные лыжные прогулки укрепляют все мышечные группы, повышают обмен веществ, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренируют вестибулярный аппарат, улучшают настроение, способствуют нормализации состояния нервной системы, оказывают закаливающее влияние.

Катание на коньках улучшает обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, функцию вестибулярного аппарата, развивает координацию движений. Назначается в период выздоровления и для профилактики заболеваний под врачебно-педагогическим наблюдением хорошо тренированным лицам, умеющим кататься на коньках.

Дозированное лечебное плавание повышает теплоотдачу, улучшает обмен веществ, активизирует функцию органов пищеварения и дыхания, укрепляет мышцы всего тела, нервную систему, оказывает закаливающее воздействие. Применяется при заболеваниях позвоночника для расслабления мышц и освобождения его от осевой нагрузки, при нарушениях осанки, заболеваниях дыхательной системы, а также с целью снять утомление в режиме рабочей недели или спортивной тренировки.

Езда на велосипеде применяется с общеоздоровительной целью, а также для укрепления мышц и увеличения подвижности в суставах нижних конечностей. С этой же целью применяются упражнения на велоэргометре при травмах опорно-двигательного аппарата, парезе нижних конечностей, нарушениях обмена веществ и для тренировки сердечно-сосудистой системы.

Наряду с перечисленными упражнениями в лечебной физической культуре используются игры. Все разновидности игр (игры на месте, малоподвижные, подвижные, спортивные) способствуют улучшению работы всех органов и систем организма. Их проводят в период выздоровления при врачебно-педагогическом наблюдении в заключительной части занятия лечебной гимнастикой.

10. Особенности методики ЛФК и массажа при бронхиальной астме

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма – это заболевание инфекционно-аллергической этиологии, которое проявляется приступами экспираторной (на выдохе) одышки. В основе одышки лежит спазм мелких и средних бронхов и набухание их слизистой оболочки. Заболевание приводит к увеличению остаточного объема легких, развитию эмфиземы легких, пневмосклерозу и легочно-сердечной недостаточности.

Задачи ЛФК и массажа

Снять патологические кортико-висцеральные рефлексы и восстановить нормальную регуляцию дыхания (снять спазм бронхов) путем урегулирования нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Укрепить дыхательную мускулатуру, облегчить откашливание

Особенности методики ЛФК

ЛФК проводят в межприступном периоде в форме лечебной гимнастики, гигиенической гимнастики, дозированной ходьбы, игр, спортивных упражнений, бега.

Специальные дыхательные упражнения: с удлинением выдоха и произношением на выдохе звуков (у, а, о, ф, с, ш) в течение 5-7 секунд до 15-20 секунд, упражнения для урежения дыхания, укрепляющие дыхательную мускулатуру. Особое внимание уделяют диафрагмальному дыханию и укреплению мышц брюшного пресса для улучшения выдоха. Вдох осуществляют через нос, а выдох – через рот (носолегочный рефлекс уменьшает спазм бронхиол). Показаны упражнения на расслабление мышц, массаж грудной клетки вначале и конце занятия. Хорошо расслабляет мышцы вибрирующее надавливание руками со стороны спины под лопатками на грудную клетку по направлению к грудине в положении больного полулежа (массажист спереди от больного) по 5-6 раз.

Лучшие ИП – сидя и стоя. Значительные мышечные усилия противопоказаны. Темп медленный, а для мелких и средних мышц – средний или быстрый

Массаж проводят до выполнения физических нагрузок с приподнятым изножием кушетки. Массируют воротниковую область, сильно – спину (особенно паравертебральные области), дыхательную мускулатуру (грудино-ключично-сосцевидные мышцы, межреберные, мышцы живота). Продолжительность массажа – 10-15 минут. Курс – 15-20 процедур.

11. Игры, как средство ЛФК и их действие на организм

12. Характеристика периодов в ЛФК