Как называется борьба на кулаках. Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы

В Древней Руси часто проводились кулачные бои . Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
«Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности - самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя - «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками - что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Борьба с кулачным боем

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна. После Крещения Руси началась борьба с языческими обрядами, под которые попадали и ратные состязания в честь Перуна.

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам.Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 – 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье».19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

Кулачный бой в искусстве

«Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Сте́нка на сте́нку - старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стоношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы всего мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Стеношный бой

Стеношный бой или бои стенка на стенку - старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы у мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.

История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях “стенка на стенку”, свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года “О кулачных боях”, определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ “О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии”. В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.
« Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:
« Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются. »

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название “стенка” произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на “противника”. Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два “лагеря”. Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У “стенки” был предводитель. В разных областях России его называли по разному: “башлык”, “голова”, “староста”, “боевой староста”, “предводитель”, “старый чоловик”. Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей “стены” для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию “стены”, намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе “Широкое плечо” приведено наставление башлыка своим бойцам:
« Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

– Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано.»

MENSBY

4.7

Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Секреты и история кулачного боя.

Кулачный бой - потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».

Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои». Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы.

По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.Самым распространённым видом кулачного боя был « стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые.

Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду.Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей.

У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника.

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве. При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью. Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников помериться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».После 1917 года кулачный бой был отнесён к пережиткам царского режима и, не став спортивным видом борьбы, уходил из жизни. В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

Как и в любом деле, в русском кулачном бою существует множество секретов. Некоторые из них предлагаются вашему вниманию. Разумеется, после того, как они станут известны широкому кругу читателей, они перестанут быть секретами. Думаю, в этом нет ничего страшного. Иногда раскрывать секреты просто необходимо, хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к тому явлению, стороны которого рассекречиваются.

Начнем с особенностей постановки удара. Первым делом вам необходимо овладеть принципом клинообразной концентрации. Без этого начального звена никакое дальнейшее совершенствование невозможно.

Реализация клинообразной концентрации должна происходить параллельно с освоением механики ударов.

Начинать нужно на медленной скорости, для того чтобы правильно научиться выполнять элемент. Но как только механика и траектории удара вами поняты, нужно незамедлительно переходить на среднюю и максимальную скорости выполнения. Описанный принцип применим для любого вида славяно-горицкой борьбы классического стиля, начиная от всех видов ударной техники и заканчивая бросковой.

Из личного опыта самостоятельных занятий могу порекомендовать отработку технических элементов перед зеркалом, для того чтобы научиться соблюдать правильные траектории ударов.

Постановка удара идет в "несколько этапов, первый из которых - выведение удара по воздуху.

С самого начала ваших занятий следите за тем, чтобы полученный навык активно осваивался обеими руками (или обеими ногами, в случае, если это техника драки ногами).

Достижение обоерукости - важный момент в развитии бойца. Это качество не только позволяет уравновесить ваши технические возможности, но и развить двигательную функцию обоих полушарий мозга одновременно.

Хотя во время боя многие все же действуют на основе своего врожденного стереотипа поведения и проявляют себя либо как правша, либо как левша.

Поскольку в нашей стране в советский, да и во многом в постсоветский период левша существовать был не должен, а система советского воспитания диктовала единообразие даже в физиологии, это привело к тому, что в нашей действительности подавляющее большинство людей стало правшами, пускай и переученными. Поэтому левша для большинства боксеров и кулачников России представляет собой серьезную опасность - во многом только потому, что сторонники правого стереотипа не готовы к тем ударам, которые считаются обычными для стереотипа левого.

Хотя это и не означает того, что правша хуже левши, все же левши выигрывают чаще. Вероятнее всего потому, что левша более интуитивен в своей манере боя, а правша рационалистичен. У этих типов разные направления развития. Например, интуитивист-левша неосознанно стремится рационализировать свою боевую подготовку, идя от естественности к рациональности в своем поиске. Рационалист - правша - это, как правило, немного тяжеловесный «технарь», стремящийся достичь естественности, которая приходит к нему после долгих лет "научно построенных" тренировок. Самое уродливое отклонение в воспитании - это переучивание левши в правшу или наоборот. Еще хуже, если человек пытается самостоятельно переучиться.

Подобные отклонения нейтрализуются очень просто и естественно, если вы сделаетесь сторонником обоерукости. Помня о законе обратной связи, с уверенностью можно сказать, что не только мозговая деятельность влияет на физиологию, но и физиология оказывает не меньшее воздействие на развитие мозга.

До тех пор, пока ваш двигательный навык перетянут в какую-либо сторону, вы останетесь уязвимы для своего антипода.

Что касается других принципов постановки удара, то о них я буду рассказывать в порядке очередности.

После того как вы вдоволь навоевались со своим отражением в зеркале или с тенью на стене, целесообразно переходить к постановке удара по тонким прутьям кустарников и веткам деревьев. Если вы занимаетесь в теплое время года, то удары можно отрабатывать по листьям. Такая тренировка создает эффект проваливания цели из-под удара, что тренирует равновесие тела, приучая вас не заваливаться в пустоту в ударе и сразу же возвращаться в устойчивое положение.

В традициях русского Севера известен и еще один способ постановки удара. В землю вкапывается толстый пучок прутьев, перевязанных вместе, после чего по ней наносятся удары до тех пор, пока вязанка не разлетится.

Следующим этапом вашего совершенствования может послужить традиционный для современного бокса способ постановки удара по лапам. При этом способе тренировок ваш партнер должен постоянно передвигаться и убирать лапы из-под удара, чтобы сформировать у бьющего высокую подвижность и умение бить прицельно с учетом движения противника.

Другим традиционным способом постановки удара можно считать следующее упражнение. Выполняется оно зимой, оба бойца одеты в шапки-ушанки и стеганые ватники, на руках плотные зимние рукавицы. Один из бойцов выполняет от ударов противника свилю с элементами защиты стеношного боя, другой наносит удары в полную силу.

Для постановки сильных прямых и боковых ударов, не требующих сложного технического взаимодействия с другими элементами, вполне подойдет мешок с песком, который издревле известен в Европе как основной тренировочный снаряд для кулачников и позднее боксеров.

Однако, для того чтобы овладеть засечным стилем боя, для начала просто необходимо проводить учебные бои, в которых удары наносятся ладонями - для исключения травматизма.

Тем не менее обучаться сече по учебнику чрезвычайно сложно. Для облегчения этой задачи рекомендую обратиться к учебным видеофильмам по славяно-горицкой борьбе.

Начальные формы базовой подготовки и методы тренировок отдельных способов боя ни в коем случае не должны заслонять собой основную цель занятий.

Цель - это выход на овладение всем комплексом русского кулачного боя. В дальнейшем все учебные бои и тем более соревнования должны проводиться только на голый кулак. В принципе не такой уж он и голый, так как обычно всегда защищается эластичным бинтом - во избежание травм кисти. Кроме того, используются и достаточно плотные кожаные или войлочные наручи, закрывающие предплечье. Но эта минимальная защита руки призвана защитить именно вашу руку, а не вашего противника от травм, как это происходит, например, в боксе. Перчатки, используемые в боксе, до такой степени неудобны и неприменимы в реальном бою, что считать их важной частью экипировки просто невозможно.

Ваш противник должен заботиться о своей безопасности сам, для этого и существуют такие разделы, как техника и тактика рукопашного боя.

Затронув теоретические основы русского кулачного боя, нельзя не отметить несколько его особенностей.

Русский кулачный бой максимально эффективен на средней и ближней дистанции, а также на верхнем и среднем ярусе. Остальные дистанции и уровни для кулачного боя не боевые. На других дистанциях и уровнях необходимо применять другую технику. Таким образом, кулачный бой решает свои локальные задачи в пределах тех условий, на которые он запрограммирован нашей биомеханикой.

Отличительной особенностью русского кулачного боя является функциональная возможность перестраивать удары в захваты, тем самым переводя бой из ударной техники в борцовскую. Кроме того, из техники кулачного боя можно моментально перейти в технику ударов ногами, а также в технику, уравновешивающую деятельность верхнего и нижнего пояса рычагов, независимо от того, подчинена ли она ударным или борцовским стереотипам.

Еще одна особенность русского кулачного боя состоит в том, что действия кулачника не просто направлены против технических действий противника, а активно атакуют его реакцию, вызывая именно те действия, которые необходимы бойцу - кулачнику.

В Радогоре существует два вида атак - закрытая и открытая. Открытая атака - это обычная фронтальная атака, когда вы находитесь с противником лицом к лицу. Проводится открытая атака обычно со смещением с линии атаки в диагональ.

Закрытая атака, наоборот, выводит вас спиной на противника. Проводится, как правило, для усиления последующего атакующего воздействия с вращением и стабилизацией ударом.

В ситуации боя один со многими навык смены открытой и закрытой атаки жизненно необходим, так как противники находятся со всех сторон.

Таким образом, Радогора активно ведется не только во фронт, но и за спину, что создает феномен пространственного боя на дистанции Досягаемости рук.

Еще одно правило Радогоры гласит о том, что нельзя передерживать атаку, иначе вы рискуете потерять подвижность.

При бое один со многими потеря скорости и подвижности может стоить вам потери здоровья. Главная цель вашей атаки в данной ситуации - не допустить атаки противника. Как только сопротивление подавлено, вы сразу переходите к следующему противнику через элемент свили и смену позиции.

В Радогоре, как и в драке ногами, удар или серия ударов должны использоваться для перемещения и автоматической смены позиции. Например, если вам необходимо двинуться вперед, то вы выбрасываете в нужном направлении прямой с подтока, а ноги как бы догоняют пущенную вперед руку. Если же вам нужно развернуться за спину с ударом, то для этого как нельзя лучше подойдет распалина. Если нужно пропустить мимо себя противника, атаковав его тылы, то с этой задачей идеально справится скрут грудью с затрещиной.

Разумеется, перечисленные мною возможности - всего лишь приблизительная иллюстрация богатейших возможностей движения, которые открывает для нас Радогора.

В русском кулачном бою, или в Радогоре, существует два основных принципа атаки. Первый принцип гласит, что первый ваш натиск выполняет задачу снятия потенциала сопротивления у вашего противника. Эту тактическую задачу решают с помощью техники выведения из строя конечностей противника. Например, если противник склонен к атакам ногами или хотя бы начал с ноги, то вы должны моментально травмировать его конечности направленными ударами.

То же самое относится и к технике боя в руках. После вашей первой атаки, когда горизонт возможностей вашего противника заметно сузился, необходимо без промедления переходить ко второй атаке, реализовывая второй принцип Радогоры.

Итак, вторая атака подчинена принципу максимального поражения противника. Уничтожив или значительно ослабив потенциал сопротивления своего противника, вы должны постараться вызвать у него потерю ориентации, болевой шок - в общем, привести его в состояние, в котором он не сможет сопротивляться.

При таком построении атаки совершенно не обязательно сильно калечить и тем более убивать противника. В том, как правило, нужды не бывает, за исключением случаев, связанных с военными действиями.

Как первую, так и вторую атаку необходимо проводить из любой позиции. Для того чтобы было удобно драться, необходимо осваивать как можно больше типов движения и технических норм, применяемых в бою.

Отдельные удары, связки и даже комплексные стереотипы боя в целом подчинены принципу клинообразной концентрации, который нашел свое различное формальное выражение в них.

Если взять отдельный удар, выполненный по принципу клинообразной концентрации, то мы получили примерную схематическую последовательность, выраженную через триглав:

набор инерции - максимальная концентрация - сброс напряжения. По принципу этого триглава в славяно-горицкой борьбе выполняются связки из трех элементов: первый элемент - набор инерции; второй элемент - максимальная концентрация в ударе; третий элемент - сброс напряжения, стабилизация. Относительно тактических построений Радогоры эта схема тоже работает безотказно. Первая атака - подготовительная, соответствует набору инерции; вторая атака - основная, проводится в максимальном силовом и скоростном режиме; третья ступень - сброс напряжения через смену позиции или стабилизацию завершающим ударом.

Если рассматривать клинообразную концентрацию с точки зрения состояния энергетических потенциалов атакующего и защищающегося, то получается примерно следующая картина. Первый этап атаки направлен на то, чтобы собрать энергетику противника вокруг него самого при помощи атаки его периферийных зон. После того как энергия противника сконцентрировалась вокруг него, вы своим самым потенциально мощным, основным воздействием уплотняете его объем, прибавив стрессовой концентрации на центральном участке. Третий этап атаки загоняет противника в глубокий энергетический или нервный стресс, формируя энергетическую травму. При этом глубина поражения прямо пропорционально зависит от площади поражения. Проще говоря, энергия противника сжимается, а потом взрывается внутри него самого. Этот эффект на языке физиологии и называется атакой реакции.

Для того чтобы восстановиться после полученной энергетической травмы, вам достаточно посидеть часок, другой у костра, глядя на огонь. Кстати, если у вас есть проблемы с координацией движений, то вы можете избавиться от них, периодически наблюдая горение огня в костре, при этом образно представляя себя находящимся внутри огня, который направляет ваши движения.

Само собой, этот способ не даст никаких результатов, кроме эмоционального равновесия, если ваши упражнения не будут подкрепляться регулярной телесной практикой, организованной на основе творческого отношения к выбранному вами делу.

На начальных этапах освоения техники вы можете пользоваться тактической схемой оборонительного характера, сначала защищаясь свилей, затем нанося свой удар. Комбинировать технику можно самостоятельно, пользуясь принципом максимального удобства выполнения.

1) Старайтесь атаковать противника разнообразно.
2) Не бейте в одно и то же место подряд два раза.
3) Старайтесь атаковать противника минимум по двум уровням.
4) Выполняя свилю, учтите, что в чистом виде она используется только для того, чтобы проваливать первый натиск противника.
5) Старайтесь, выполняя атаку или срывая атаку противника, выйти из коридора движения.
6) При формировании импульса своего движения оттолкнитесь от земли, развивая порыв вперед.
7) Старайтесь задавить или перебить удары противника своими ударами.
8) Движение должно быть постоянным и неостановимым.

Последнее замечание, заканчивающее эту главу, состоит в том, что свои действия вы должны выравнивать, соотносясь с законом Трибожия.

Если вы ведете слишком разбросанный бой и злоупотребляете широко амплитудными ударами, вас неизбежно будут пробивать короткими сжатыми ударами. Если же, наоборот, вы будете слишком ограничивать зону ударов, то неизбежно налетите на сильный удар с периферии.

Таким образом, вы должны удерживать во время ведения боя некую правь, постоянно помня о недостатках и достоинствах ударов: бьешь прямой - открываешься под боковой, а бьешь боковой - открываешься под прямой.

Выйти из этого положения помогает принцип промежуточных защит. Когда вы нанесли удар, то независимо от того, попали вы или нет, не преминете сразу же закрыться защитным элементом или сменить позицию.

Думаю, сказано достаточно, теперь дело за вами!

В Древней Руси часто проводились кулачные бои.Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».


История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
« Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »
Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности - самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя - «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

Теория атаки и защиты

Русские кулачные бои берут свое начало в языческой Руси. Нельзя точно узнать дату и даже век их зарождения, однако летописец Нестор упоминает кулачные бои в «Повести временных лет» (1048 г.), осуждая участников подобных побоищ. В связи с этим отдельные историки выдвигают гипотезу о зарождении этого «развлечения» в IX веке или гораздо раньше. Подтвердить или опровергнуть такие предположения пока невозможно.
Несмотря на отрицательное отношение к этой традиции христианской церкви, устоявшейся на Руси с X века, кулачные бои продолжали существовать, как и многие другие русские обычаи, связывая язычество с христианством.
О развитии кулачных боев с первого упоминания в летописи до настоящего времени сохранилось достаточно свидетельств, чтобы судить о том, какие изменения претерпела эта состязательная игра.
Западные историки, изучающие спорт, иногда утверждают, что кулачные бои существовали только в античности, а позднее появились на Британских островах в XIII веке. Подобные заключения неверны, ведь достоверно известно, что кулачные бои на Руси существовали задолго до XIII века.
Кроме того, изображения кулачных боев найдены в иероглифах и росписях древних цивилизаций: Древнего Египта, Вавилона, Эгейской культуры. На них можно увидеть воинов, бьющихся между собой именно на кулаках.

Несмотря на разнообразие видов русских кулачных боев, уникальность их в состязании с привлечением большого числа людей одновременно. Эта забава и в наши дни ассоциируется скорее с большими игрищами, нежели со спортивным поединком: большое число людей может соревноваться командами или каждый сам за себя.
Следующей страницей развития кулачных боев уже можно назвать Древнюю Грецию, где имелись описания самих боев и легенды, связанные с их божественным происхождением. В античности кулачные бои считались эстетически приятным видом физических упражнений, пригодным только для сильных и смелых мужчин. Уже тогда в кулачных боях участвовали известные личности: поэты, писатели, ученые и даже государственные деятели. Известно, что Пифагор участвовал в Олимпийских играх и практиковал этот вид спорта.
В древних цивилизациях бои проводились на голых кулаках или с кожаными бинтами на кистях (прототип перчаток). Русский кулачный бой также ведут в рукавицах, которые смягчают удары, хотя это правило было распространено не сразу.

Виды русского кулачного боя

Кулачные бои издревле делились на несколько видов по количеству участников и обширности сообществ, выходящих друг на друга.
Многим знакомы выражения «улица на улицу», «слобода на слободу», «деревня на деревню». Все они связаны с историей кулачных боев. Кроме того, существовали и бои-поединки («один на один», «сам на сам») нескольких разновидностей. Среди массовых боев наиболее популярны «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Стенка на стенку

Стенка на стенку (стеношный бой) - самый зрелищный и наиболее известный вид массовых кулачных боев, которые проводились по праздникам или для решения каких-то вопросов между жителями разных улиц, работниками различных профессий и т. д.
Каждая сторона вставала в стенку (сплошную линию из людей), которая могла состоять из нескольких рядов, лицом к другой стенке и по команде старалась побороть противника: заставить отступать, обратить в бегство, проредить стенку или заставить сдаться. Проигрывала та команда, которая отступала за пределы обозначенной для боя территории или стенка которой «рвалась» в одном или нескольких местах. Возможен был и другой вариант определения победителей и проигравших. Бой продолжался, пока одна из сторон не сдастся (например, когда выведена из строя большая часть бойцов). Тогда после каждого отступления, во время небольшого перерыва, «отстающие» меняли участников, тактику и постановку в стенке, а затем вновь выступали против своих соперников, пока какая-то стенка не одерживала окончательную победу. Последний описанный вариант был более жестоким, часто приводящим к тяжелым травмам и даже смертям участников, особенно до введения смягчающих игру правил. Однако именно такие игры давали закалку и готовили к настоящим сражениям.
Атаку вели с применением разных военных приемов: свиньей (клином), с заменой бойцов первого ряда на бойцов последнего и т. д.
Иностранные дипломаты уже с XVI века отмечали пользу стеношных кулачных боев для формирования выносливости и силы русских воинов. В стенках участвовали все, от юношей до пожилых мужчин. При этом бой мог проходить в три этапа: сначала, с обеих сторон схлестывались подростки; затем к схватке присоединялись неженатые юноши; наконец, в бой вступали взрослые мужчины. Этапы могли продолжаться вместе или идти по очереди, один после окончания другого.

Сегодня этот вид кулачных боев является наиболее распространенным, его можно увидеть не только в клубах по исторической реконструкции или этнических поселениях, но и во время народных гуляний, больших праздников, свадеб, после зрелищных спортивных мероприятий в качестве дополнительного развлечения, тренировки и показа физических способностей. А вот спорные вопросы путем кулачной стеношной борьбы в наши дни уже не решают: подобные состязания «стенка на стенку» напоминают скорее бои без правил.

Сам на сам

Сам на сам (один на один) - кулачный поединок, самый почитаемый на Руси вид кулачных боев. Два соперника сходились друг с другом, чтобы решить, кто из них прав, или просто помериться силой.
Кулачные поединки бывали организованными и стихийными. В первом случае бой могли назначить заранее, за несколько дней, или на тот же день, но с участием организатора, который выполнял функцию судьи. Стихийные бои проводились, как правило, на ярмарках, во время народных гуляний, реже - в повседневных ситуациях.
Русский бой «сам на сам» очень походил на традиционный английский бокс с голыми руками, популярный примерно в то же время. Однако на Руси несколько раньше были установлены смягчающие правила: не бить лежачего, не использовать металлические предметы и т. д. В Англии подобные запреты появились только в 1743 г.
Интересен вид кулачного поединка под названием «удар на удар». В этом варианте участники наносили друг другу удары по очереди. Кому бить первому, определяли по жребию или взаимному согласию (более сильный мог уступить право первого удара сопернику, если считал его слабее себя). Такие кулачные бои имели характер развлечений и практически не использовались для выяснения отношений. При этом нередки были случаи, когда весь бой заканчивался после первого удара: соперник не мог встать из-за тяжелой травмы или по причине скоропостижной кончины. Поэтому бой «удар на удар» включал в себя более строгие правила, чем обычное противостояние «сам на сам». Принимающему удар нельзя было защищаться (разрешалось только прикрывать обращенными к противнику ладонями уши и виски), но и нападающий, к примеру, не должен был бить в висок. Оба участника стояли на месте и не уклонялись от ударов.
Еще одна разновидность кулачных поединков - охотницкие бои. Участники этих боев часто боролись в рукавицах с нашитыми на них металлическими бляхами. Уходы от ударов запрещались, как и удары ногами. Можно было подсекать соперника, но в основном бой велся в открытых стойках, без блоков и уклонов. Главным преимуществом, помимо быстрой реакции, в таком бое была физическая сила и выносливость, способность устоять на ногах и вытерпеть боль.
Иногда кулачные бои принимали более серьезный оборот, становясь вариантом законного суда: проигравший считался виноватой стороной, будь он ответчиком или истцом. Такой суд назывался «поле» и просуществовал вплоть до смерти Ивана IV (Грозного) в 1584 году. Поединок-поле мог происходить как непосредственно между истцом и ответчиком в тяжбе, так и между их представителями - договорными бойцами. К «полю» прибегали, как правило, только тогда, когда вынести приговор было сложно.
Бои «сам на сам», проходившие ради забавы, а не для выяснения отношений, начинались с объятий и целования: соперники показывали, что между ними нет личной вражды, и бой идет только «на интерес».

Свалка-сцеплялка

Этот вид массового кулачного боя считается самым древним и самым опасным. Его отличие от «стенки» в том, что каждый участник «стоит» за себя, а не за команду, и против всех остальных бойцов. Победителем остается последний выстоявший. За неразбериху во время боя это состязание и получило свои названия: сцеплялка-свалка, сцепной бой, свалка врассыпную, свальный бой, сцепельная схватка.
К дюжей силе и особой ловкости (в хаотично дерущейся толпе даже устоять на ногах сложно) здесь добавляются другие требования: хладнокровие и скорость реакции. Два участника могут вместе побороть попавшегося им бойца, но затем им придется драться друг с другом.
В свальном бою хороши были любые тактики: «прилепиться» к противнику и прикрываться им от остальной драки; увиливать от ударов; постоянно перемещаться от одного соперника к другому, стараясь дезориентировать их.
Сегодня свалка-сцеплялка непопулярна, она фактически не существует. Причина - в повышенной опасности этого вида кулачных боев и сложности уследить за выполнением правил всеми участниками.
Иногда свалку-сцеплялку из-за последней озвученной причины не относят к разновидностям кулачных боев, а выделяют как самостоятельный вид борьбы в стиле боев без правил. Действительно, в этом виде схватки могла применяться любая ударная и борцовская техника.
Для бойца в свалке-сцеплялке большое значение имеет умение удержаться на ногах. Для этого приходится выполнять серии ударов во все стороны. Промедлить здесь нельзя, так как удары и толчки следуют со всех сторон. К свалке-сцеплялке можно приравнять современный вид рукопашного боя «один против трех». Бойцу приходится постоянно перемещаться и выполнять множество разнообразных приемов.

Правила кулачных боев

Правила, постепенно вводимые в это состязание на протяжении всего его существования, были нацелены на то, чтобы участники не образовывали хаотичную свалку, не применяли нечестные приемы (то, что является демонстрацией не силы, а хитрости), не наносили сопернику опасных ударов. Побежденная сторона должна остаться «функциональной», хотя этот принцип проявился лишь несколько веков назад.
Основное общее правило кулачного боя - использовать только удар кулаком. При этом можно бить костяшками (головками пястных костей), нижней торцевой частью сжатой кисти (со стороны мизинца) или головками основных фаланг. Другие части тела было разрешено использовать ограниченно: ногами - подсекать, плечами или обеими руками сразу - толкаться.
Изначально не воспрещалось сжимать в кулаке то, что в нем умещается, а также наносить удар несжатой ладонью, но постепенно и эти моменты были учтены. Категорически запрещено прятать что-либо в рукавицу, даже небольшой кусочек свинца.
Бой традиционно заканчивался тогда, когда одна из сторон признавала поражение, или в случае падения одного из соперников (присевший и лежачий автоматически считались признавшими поражение). Бить лежачего, отступающего или присевшего запрещалось, как и противника с кровотечением, если он сам не мог остановить кровь («мазку не бьют»). Серьезное увечье без кровотечения тоже было причиной остановки боя. Нельзя было также хватать соперника за одежду, нападать сбоку или со спины, наносить удары ниже пояса. Эти правила распространялись на все виды кулачного боя, хотя их соблюдение в свалке-сцеплялке проследить было сложно.
При благополучном исходе битвы (без жертв), что после ужесточения правил не было редкостью, противоборствующие стороны часто устраивали совместное пиршество у костра или у водоема.

Призом за победу в кулачном поединке или свальном бою было всеобщее уважение или признание правоты. В некоторых областях имелась интересная традиция: после поединка «сам на сам» девушка проигравшего молодого человека дарила победителю букет сорванных ею полевых цветов.
Современные правила в наиболее популярном сегодня бою «стенка на стенку» следующие.
1. Нельзя нападать на соперника со спины. Если один из участников прорвался сквозь стенку противника, он должен оббежать вокруг обеих стенок и снова встать в свою. Бой идет только «лицом к лицу».
2. Удары разрешено наносить только руками. Ноги могут быть задействованы в подножках и подсечках.
3. Запрещено наносить удары в лицо; выше кадыка; ниже солнечного сплетения в живот (в том числе ниже пояса). Для сравнения, на Руси бойцы старались нанести удар именно по голове, в микитки (под ребра) и в солнечное сплетение.
4. Бой сразу прекращается, если один из участников упал. Поединок никогда не продолжается на земле («в партере»).
Кроме этого, в стеношном бою следует беречь товарищей по команде, стараясь им помогать, ориентируясь на командные действия.
Непрерывный бой в стенке продолжается, пока одна из команд (хотя бы один ее участник) не переступит черту условной разметки, т. е. выйдет за пределы поля. Такой выход называют соступом. Для победы одной из стенок необходимо добиться трех соступов противника. На праздниках и показательных выступлениях между заходами, т. е. после каждого соступа, устраивают перерывы, во время которых проводят другие, непродолжительные, состязания.
Участие в кулачных боях предусматривает обязательное обмундирование: меховые или кожаные рукавицы и толстые шапки. При исторической реконструкции и в стихийных боях это правило не выполняется.
Помимо концовок «по правилам», т. е. в случае признания за одной из сторон победы, бой мог быть прекращен с началом колокольного звона или прибытием какого-либо уважаемого человека. Иногда бойцов разнимали крепкие парни или останавливал священник. Если у одного из бойцов начиналось кровотечение, но соперник не прекращал сражения, раненого могла заслонить собой женщина из зрителей, тогда бой считался завершенным.
Поскольку кулачные бои были соревнованием, победителю обычно полагался приз. В одних случаях это было помилование (по исходу поединка «поле»), в других - внимание девушки, в третьих - что-либо шуточное (например, вареные яйца) или символическое (венок на голову, платье побежденного). Но главным призом, разумеется, был всеобщий почет и уважение.

Где и когда проходили кулачные бои

Считается, что в дохристианской Руси основными датами проведения кулачных боев были поминальные дни усопших (тризны), а также Масленица (проводы зимы) и Красная горка (встреча весны). С принятием христианства бои стали устраивать с Масленицы (неделя перед Великим постом) до Троицы (пятидесятый день после Пасхи). Иногда период боев растягивался: с Коляды (Рождественского сочельника) до Петрова дня (день первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля (н. ст.).
Особенный ажиотаж приходился на Масленицу: перед Великим постом народ старался не только вдоволь поесть блинов, встречая весну, но и нагуляться. В остальное время описанного периода бои проводились чаще по воскресным и праздничным дням (особенно, в большие праздники).
Место для забавы или спора выбиралось просторное. Массовые бои проводили на площадях, а зимой - на льду рек или озер. В Великом Новгороде местом для игрищ был мост, соединяющий детинец (кремль) со слободой (торговой частью города); в Москве - Москва-река, Воробьевы горы и площади у Новодевичьего и Симонова монастырей; В Петербурге - реки Нева и Фонтанка, Нарвская застава; в Казани - озеро Кабан. Словом, в каждом населенном пункте, где проводились кулачные бои, для них были свои постоянные места. Замерзшие реки и озера выбирались не только как удобное место сражения, но и символически: они часто разделяли город или его часть на две разные слободы, которые и выходили на лед «стенкой на стенку».
Широкое место было необходимо не только для бойцов, но и для зрителей. Вокруг сражения затевались народные гуляния, к которым после состязаний присоединялись участники битвы.
Стихийные бои могли возникнуть где угодно, но это были, как правило, поединки, а не массовые игрища.
До принятия христианства кулачные бои в поминальные дни проводились на кладбищах, отсюда старинное русское название кладбища - буевище (от слова «буй» - кулачный бой).

Участники кулачных боев

В кулачных боях участвовали выходцы из «простого народа», купцы и даже высшие сословия. Хотя последние чаще решали споры оружием, все же в боях-развлечениях многие из них участвовали с удовольствием.
Разнообразным был и возрастной состав участников - от мальчишек-подростков до стариков. При этом существовало негласное правило, которое почти никогда не нарушалось: в одном сражении участвуют мужчины примерно одинакового возраста. Кулачные бои, сначала, абсолютно потешные, а затем все серьезнее, входили в жизнь каждого мальчика вместе с другими детскими забавами. Остальные развлечения так и оставались в детском возрасте, а кулачные бои превращались во взрослую, и подчас весьма опасную, потеху. Иногда в одной стенке, в разных ее «этапах» участвовало сразу несколько поколений одной семьи: от деда до внука.
С ростом территории русского государства входящие в него народы тоже приобщались к кулачным боям, которые перестали тем самым быть исключительно русской забавой.
В боях «стенка на стенку» кулачники делились на «должности». Руководитель (вожак, атаман, боевой староста, предводитель, старый чоловик, башлык, голова) выбирался из опытных бойцов и должен был определять тактику своей команды, укреплять общий дух. Бойцы-надежы (надежды) старались прорвать строй противника. Особенно их роль была заметна в боях, где за победу считался разрыв строя, но в других видах боя надежа мог быть остановлен ответной тактикой соперника: стенка размыкалась, впускала бойца внутрь, и смыкалась обратно. Надежа в тылу «вражеской» стенки драться не мог, ему было необходимо оббежать строй и встать снова в свою стенку, однако это ему не давали сделать несколько специальных бойцов противника, сдерживающих надежу у себя в тылу. Эти специальные бойцы непременно были мастерами кулачных поединков. Существовали резервные бойцы, необходимые для решающих атак, а также бойцы-вышибалы, выбивающие из строя ценных участников команды соперника.
В каждой губернии, уделе, городе всегда были свои именитые бойцы, бившиеся «сам на сам». Иногда купцы и другие богатые люди сводили друг с другом таких бойцов из разных волостей, или своих удальцов с заграничными боксерами. Такие поединки били рекорды по количеству зрителей, желающих увидеть действие своими глазами.

Попытки искоренить кулачные бои

Из-за частых войн мужчины на Руси должны были быть подготовлены к сражениям морально и физически, поэтому запрещать кулачные бои никто долгое время даже не пытался, закрывали глаза и на жестокость отдельных состязаний. С другой стороны, массовые побоища. (с применением кастетов, кистеней и даже ножей), в которые зачастую превращались кулачные бои, вызывали опасения у власти и духовных лиц.
В рамках борьбы с языческими обрядами, христианская церковь пыталась искоренить кулачные бои, путем их осуждения не только как кровавых побоищ, но и как ритуала поклонения языческим богам (до христианства состязания устраивались в честь Перуна). Митрополит Кирилл в 1274 году на всеобщем соборе верховного духовенства постановил отлучать всех кулачников от церкви, в том числе убитых (их не отпевали, как положено). Такие меры постепенно привели к действенному, хотя и непродолжительному результату: с 1584 по 1598 гг. (время правления Федора Иоанновича) ни один поединок официально зафиксирован не был.
В 1641 году царь Михаил Федорович издал указ, запрещающий кулачные бои под угрозой суровых наказаний. Указ 1686 года подтвердил этот запрет и назначил участникам кулачных боев конкретные наказания (штрафы, бичевание, ссылка).
Эти указы не привели к полному уничтожению кулачных забав. Считается, что Петр I сам любил устраивать кулачные бои для демонстрации силы русских людей.
Однако после указов XVII века участники состязаний стали выбирать судей (сотских, десятских), которым поручалось следить за выполнением правил.
В 1726 году указом Екатерины I были созданы предписания для проведения кулачных боев, по которым правила ужесточались (в указ, в числе прочего, был включен запрет на применение в боях оружия и нанесение ударов лежачему), а сама традиция становилась менее опасной. За боями стали следить полицейские и городовые.
Елизавета Петровна в 1751 году после жестоких боев в столице запретила проводить кулачные состязания в Петербурге и Москве.
В годы правления Екатерины II (1762 - 1796) кулачные бои опять попали в милость. Сам граф Григорий Орлов был хорошим кулачником и часто организовывал состязания.
При Николае I в 1832 году был издан свод законов, вновь включающий в себя полный запрет кулачных боев на всей территории страны как «вредных забав». Та же формулировка присутствовала в последующих редакциях этого свода законов. Но даже после таких запретов кулачные бои, особенно по праздникам, продолжались. В 1917 году они были отнесены к пережиткам царского режима, состязание не включили в признанные виды спорта, и постепенно этот вид борьбы стал менее популярным.
Невольные шаги по искоренению традиций русского кулачного боя предприняли в XX веке почитатели восточных единоборств. Модные тенденции и набирающая популярность философия вытеснили бои «стенка на стенку» из области внимания молодежи. То же самое происходит в результате развития бокса как вида спорта. Однако кулачные бои не забыты и по-прежнему собирают зрителей и участников, во многом благодаря общему возрождению народных традиций, которое началось в 90-е гг. XX века.

Кулачные бои в русском искусстве

В кулачных боях участвовали многие писатели, поэты и художники, другие из них наблюдали за игрищами со стороны. Все это нашло отражение в их произведениях и мемуарах. Наравне с церковными поучениями, подобные источники - кладезь информации об истории кулачного боя.
Первое произведение, которое приходит на ум при упоминании кулачных боев, - это «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1837 г.). Здесь описывается «поле» - разновидность кулачного поединка для решения тяжбы. Купец побеждает, отстояв в честном поединке честь жены, но в борьбе убивает соперника (что случалось в этом виде кулачного боя очень часто), и царь велит казнить купца.

Изображенный художником М. И. Песковым «Кулачный бой при Иоанне IV Васильевиче Грозном» (1862 г.) показывает нам момент чествования победителя, одновременно с которым несколько человек оплакивают проигравшего. Внимание зрителя сначала обращается к гордому мужчине, который приосанился в центре картины, и только затем можно заметить группу людей, склонившихся над телом, по всей видимости, второго участника боев.

Во времена Ивана IV летальный исход кулачного поединка был довольно частым явлением, и не порицался царем, несмотря на возмущение Церкви. При таком исходе зрители состязаний, в первую очередь, поздравляли победителя, а не горевали о проигравшем.
В сказе П. П. Бажова «Широкое плечо» (1948 г.) имеется описание наставлений боевого старосты своим бойцам. Он расставляет их так, как ему кажется лучше, и наказывает биться не для своей потехи, а заодно со всей стенкой, «широким плечом».
Писатель С. Т. Аксаков описывал в своем произведении «Рассказ из студенческой жизни» (1806) кулачные бои, проходившие на озере Кабан в Казани. Ф. И. Шаляпин (1837 - 1901) почти век спустя участвовал в кулачных боях на озере Кабан, в которых сходились татарская и русская сторона. Он благоговейно относился к могучим кулачникам, сравнивая их со сказочными русскими богатырями. Самому Федору навыки кулачных боев пригодились в жизни, когда на него попытался напасть соперник в любви.

Б. М. Кустодиев в 1897 г. написал картину «Кулачный бой на Москва-реке». В произведении чувствуется динамика события, хотя эпизоды, на первый взгляд, разрозненны. Кто-то живо наблюдает за происходящим со стороны; кто-то, смахнув шапку, собирается ввязаться в бой; кто-то горячо обсуждает побои одного из участников. Вдалеке на льду реки кипит борьба. Эта картина очень красочно передает эмоции народа, собравшегося на кулачные бои.
В романе «Жизнь Матвея Кожемякина» (1909 г.) Максим Горький (А. М. Пешков) описывает тактические приемы кулачных боев. Одна из хитростей - выдвинуть против стенки противника несколько крепких бойцов, и, когда соперники, напирая на этих бойцов, вытянутся клином, обхватить их стенкой с боков, сминая соперника. В ответ на такой ход была придумана другая хитрость - быстро отступить в центре и обхватить стенку схитрившего противника с его крепким авангардом в полукольцо, сминая с боков его так же, как он хотел поступить сам.
С. А. Есенин в автобиографических заметках «О себе» (1925 г.) писал, что дед поддразнивал его на кулачные бои, когда Сергей был еще мальчишкой, говоря бабке, что так мальчик будет крепче.
Писатель Л. М. Леонов с романе «Вор» (1927 г.) говорит о том, что только в кулачных боях и можно найти надежного товарища: в схватке «вся людская повадка насквозь видна».
Этот перечень не исчерпывает всех имеющихся сведений об упоминании кулачных боев в русском искусстве, но в то же время дает полную образную картину старинной русской состязательной игры.

Во все времена и во всех культурах кулачный бой считался достойным и популярным спортом. В Древней Греции кулачный бой включали в программу Олимпийских игр. На Руси же традиция рукопашного боя существовала издревле. Славяне всегда были известны Европе как сильные и умные воины: мужчины из любого сословия и любого рода занятий с самого детства обучались ратному делу.

Основные правила

Русский кулачный бой никогда не был беспринципной рукопашной схваткой. Существовал целый свод правил и уставов, регулирующий поведение бойцов. Так, запрещено было добивать упавших на землю - никакого партера в те времена не практиковалось. Участнику схватки было достаточно присесть на корточки, чтобы сдаться. Нападение со спины также не допускалось, как и удары ниже пояса.

Экипировка бойца

Все участники боев должны были одеваться подобающим образом. Никаких особенных правил к типу одежды не предъявлялось - лишь бы не голый - но без меховой шапки, смягчающей удар, и меховых рукавиц человека в схватку не пускали.

Подготовка к бою

К схватке готовились заранее. Бойцы относились к грядущему побоищу весьма ответственно: прекращали употреблять спиртное за неделю до назначенной даты, проводили больше времени за физической работой, ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане. Менялся и рацион - его основу составлял хлеб и мясо, что позволяло поединщику в короткие сроки набрать подходящий вес.

Пляска горбатого

Русский кулачный бой - явление, скорее, культурного порядка. Участники никогда не отходили от негласного свода ритуалов подготовки. В Древней Руси, например, бойцы практиковали особый танец, «пляску горбатого» или «ломание». Человек старался передать движениями повадки медведя, надеясь, в ответ, получить силу этого зверя.

Проход и задирание противника

Перед схваткой «воины» устраивали показательный проход по улицам города. Во время него участники пели боевые песни, а толпившийся люд старался раззадорить бойцов как можно сильнее. Конечной точкой маршрута становилось место схватки: здесь мужики выстраивались в несколько рядов и начинали хулить оппонентов непотребными жестами и возгласами. Первыми в рядах стояли молодые мальчишки, которые кидались в драку еще до начала основного боя. Зрелище их побоища доводило бойцов до нужной кондиции - глава отряда выкликивал ритуальное «Даешь боя!» и потеха начиналась.

Как и куда били

Никакого оружия на поле не было. Любому, кого уличали за кусочек свинца в перчатке, грозила очень серьезная кара. Существовало три основных типа ударов: костяшками, основанием кулака (дробящий удар сверху вниз) и головками фаланг. Бить старались в голову и солнечное сплетение: в условиях окружающего хаоса общей драки, нужны были максимально действенные, быстрые и простые удары.

Надежи

Каждый отряд имел в своем составе нескольких опытных, сильных и выносливых бойцов. «Надежы» использовались в качестве основного ударного средства для разрыва строя противника. Удачный таран создавал брешь в отряде, куда и устремлялись все остальные бойцы. Чтобы нейтрализовать опытного надежу, требовалась отточенная тренировками тактика. Бойца впускали за первую линию строя, сразу смыкая ее за его спиной. Здесь надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.

Сцеплялка-свалка

Этот тип массовой драки требовал от участников не только силы, но и завидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию. Сцеплялка-свалка, на первый взгляд, выглядит хаотичным побоищем большого количества людей - здесь не соблюдают строя и не стараются вытеснить отряд противника. Каждый выступает сам за себя, каждому противостоят все остальные.

Стенка на стенку

Самым распространенным типом кулачной схватки была стенка на стенку, регулируемая строго соблюдаемыми правилами. Эта драка напоминала сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки использовали тактику, руководя бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство. Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные бойцы не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством.

Сам на сам

Индивидуальные бои, само собой, считались наиболее уважаемой схваткой. Здесь на первый план выходили личные качества поединщиков. Очень часто такие бои могли использоваться для определения правоты ответчика в суде: считалось, что правый человек более уверен в себе - то есть гарантированно побеждает. При поединке «сам на сам» нельзя было противника добивать: упавший проигрывал автоматически.

Запрет кулачного боя

Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после крещения Руси. Дело в том, что славяне-язычники посвящали драки Перуну, покровителю воинов и боевых искусств (о вере наших и не только наших предков вы можете почитать в ). Его, естественно, в христианском пантеоне видеть никто не желал. Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для бойцов в XVII веке. Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». После него традиции боев практически не притеснялись, однако правление Николая I стало началом окончательного забвения этой славной традиции. Император категорично запретил кулачные бои, а после 1917 года коммунисты сочли эту практику еще одним наследством царского режима - что было равносильно прямому запрету.