"Йоменри" и др. Бой на палках британцев

В переводе с испанского - защита рукой, боевое искусство филиппинцев. На государственном языке Филиппин- тагальском, он называется эстокада. Оба термина обозначают технику боя с одной или двумя палками в руках.

Существуют 4 основных варианта применения палок:

Соло бастон- техника боя одной палкой;

Синавали- самая известная и распространённая техника работы двумя одинаковыми палками;

Эспада-и-дага- техника с двумя палками, но различной длины (имитация шпаги и кинжала);

Арнис кавайян- техника работы с длинным шестом.

Изготовление оружия

Палки изготавливают из пальмого дерева или из бамбука. Длина палок 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются бастон или мутон. Короткие палки имтирующие кинжал (дагу) длиной 30-40 см. Шест равен по длине двум бастонам

Техника боя и обучение, современный арнис

Арнис учит самозащите, которая сводится к тому, что прежде всего наносят удары по суставам вооружённой руки противника, а только потом поражают голову или корпус.

Обучение

Обучение разделено на 3 этапа, похожие на этапы обучения каратэ (кихон, кихон-кумитэ и дзю-кумитэ).

Этап первый

Называется Муэстрасьон или же Падалаг. На этой стадии изучают правильный хват палки (держать её следует так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8-10 см, этот так называемый выступ применяют для захватов и для нанесения нежиданных ударов на короткой дистанции), пять основных ударов, различные способы защиты от них. Огромное внимание уделяют отработке техники передвижений. Для этого адепты довольно долго ходят по дощечкам, которые образуют треугольники со сторонами в 38-40 см. Так нарабатывается система уходов с линии атаки, а так же серии ударов и блоков одной палкой. Потом изучают технику обороны и нападения уже двумя палками одновременно.

Этап второй

Называется Санга ат па-тама, или Сомбра табак. На данном этапе начинают работать в паре. Проводят учебные бои, в ходе которых прорабатывают стандартные связки и комбинации. Задача ученика на этой стадии состоит не в том, чтобы поразить противника палкой, а в правильном усвоении комбинаций ударов. Скорость и сложность постепенно наращивают.

Этап третий

Ларга мутон или Лабунаг тотоханан- вольный учебный бой, во время которого адепт отрабатывает свой собственный стиль ведения боя. Старается достигнуть максимальной скорости действий как одной, так и двумя палками. В вольном бою разрешается наносить удары куда угодно. Кроме ударов палками, на короткой дистанции проводятся удары локтями, коленями, ступнями и головой. В прошлом протекторы в вольном бою не применялись, но в наше время обязательны плотные краги на руки, которые защищают от запястья до локтей, и шлем с маской на голову.

В современном Арнисе проходят соревнования, где бой судят трое судей, а самые опасные приёмы и комбинации запрещены. Запрещается атаковать противника, который выронил оружие, добивать упавшего, наносить удары в пах и лицо, запрещено использовать в дело локти, колени, голову. Конечно такой спортивный бой разделён на раунды.

Стили

Арнис Модерно (современный Арнис)

Основан в 1957 году мастером Реми Амадором Пресасом. Он проходил обучение у своего отца, Леона Пресаса, потом у Родольфо Монкаля, затем у Тимотео Маранга и в конце-концов у Венансио Бакона. Он переосмыслил, развил и соединил между собой их технику. Теперь в ней есть множество ударов открытой рукой, кулаком, ступнёй, локтем, коленом и плюс ко всему довольно обширная бросковая техника.

Эскридо

Основан Какоем Канэт в конце 50-х годов. В данном стиле применяется только одна палка (соло бастон) длиной 76,2 см. Элементы традиционного Арниса К. Канэт дополнил приёмами дзюдо и каратэ до, именно отсюда и суффикс до в названии стиля.

Стиль, который пропагандирует Дэн Иносанто. Филиппинец, давно живущий в США и широко ивестен как друг и ученик легендарного Брюса Ли. Иносанто популяризирует работу двумя палками (синавали)

Самаханг

Стиль созданный и развиваемый группой филиппинцев в Маниле. Данный стиль ставит во главу угла цель сохранить классический Арнис, без каких-либо заимствований из других видов боевых искусств.

Пекити тирсиа

Создан Леоном Гадже совместно с Томом Бисио. В данном стиле основной акцент направлен на спортивный бой в полный контакт с применением целого комплекта протекторов.

Арнис — это филиппинское боевое искусство боя на палках, основанное на искусстве испанского фехтования на шпагах. Происхождение школы боя на палках Арнис очень просто: национальные филиппинские боевые искусства впитали школу боя шпагами колонизаторов (или наоборот, в принципе, неважно). И в результате получилась ацкая смесь. И я думал, что это единственная в своём роде система на основе народных искусств и фехтования. Однако, оказалось, что это не так.

Недавно я нашёл такое интересное направление, как школа боя на палках El Juego de Garrote Venezolano, или — насколько позволяет моё знание испанского — «Игра (соперничество, борьба) венесуэльской дубиной». Или «Игра дубиной по-венесуэльски». Или «Игра дубиной венесуэльцев». Что-то в этом роде. Главное, что есть дубина — с помощью которой можно делать очень и очень интересные штуки. Кстати, вместо дубины может использоваться и такое холодное оружие, как мачете, нож. Ну и, конечно же, прародитель — меч (а не шпага, поскольку часто встречаются рубящие движения).

Также существуют и другие названия этой же системы — Garrote Larense, Garrote Tocuyano, Pelea de Palos and Esgrima de Palos (как первые два названия переводятся, не знаю — возможно, это имена создателей-основателей; Бой на палках и Фехтование на палках). Кстати, согласно словарю, garrote — не только толстая палка-дубинка, но и «затягивание, закручивание с помощью палки».

Согласно энциклопедии игры дубиной, эти самые дубины нужно отличать от прутов и прутиков (которые длиннее и тоньше). Так, дубина имеет толщину 2 см у обмотанной рукояти, толщину 3 см у необмотаного конца палки, а длину 80 см. Также существует короткая дубина — длина 60 см, диаметр у рукояти 3 см, у ударного конца — 4 см.

Собственно, в статье приводятся видео-уроки и просто видео самозащита , в которых хорошо можно рассмотреть главные особенности техники школы боя на палках El Juego de Garrote (насколько это позволяет отсутствие знания испанского и плохое качество видео). И, соответственно, сделать выводы для себя. А, возможно, даже кое-что перенять. Итак, приступим. Первое, что бросается в глаза, это название школы.

Палка успешна в самозащите — когда есть стратегия её применения

Школа боя на палках El Juego de Garrote имеет характерное необычное название . Мало боевых искусств содержат в названии слово «игра». Кстати, схватка в бразильском боевом искусстве Капоэйра также называется игрой. Похоже, Латинская Америка имеет тенденцию 🙂 Хотя больше с Капоэйрой заметных аналогов нет — ни акробатики, ни ширины шагов, ни работы ногами.

Если проанализировать школу боя на палках El Juego de Garrote, то можно выделить несколько ключевых отличий — которые на взгляд автора полезны и достойны того, чтобы ими пользоваться. И которые, как ни странно, имеют аналогии среди более известных боевых искусств. Хотя, конечно же, и очень отличаются. Не зря же они называются отличиями 🙂

Отличия школы El Juego при самозащите палкой

Начнём с показательных боёв maestro FÉLIX PASTOR GARCÍA LUGO (94 года) и разнообразных молодых людей (estilo Sangriento — стиль кровавый, кровожадный). Смотрим и замечаем отличия:

Первое отличие — палка свободно (или не очень, зависит от уровня бойца) перемещается из руки в руку по мере необходимости. Очень похоже на перехваты нунчаку. Весьма похвально — так как очень редко встречаются фехтовальные и похожие боевые искусства, где тренируется работа с двумя руками одинаково. Обычно используется только доминантная рука. Использование же двух рук равнозначно и попеременно значительно повышает шансы бойца.

Вторая характерная особенностькороткая дистанция . Так, если проанализировать видео уроки-соревнования по арнис, то дистанция между бойцами — гармоничная (см. Гармоничная дистанция МААЙ в самообороне). То есть, бойцы находятся друг от друга на расстоянии рук и вытянутого оружия. На этом же расстоянии они и пытаются воевать, чуть сближаясь при атаках.

В случае с школой боя на палках El Juego de Garrote — как вы можете видеть на видео-примерах — ситуация иная. Так, большую часть времени бойцы находятся друг от друга на гармоничном расстоянии МаАй — без учёта длинны палки . То есть, при схватке остаётся свободный незадействованный участок боевой системы рука-палка.

Здесь можно провести аналогию со Школой Цветов Стилем Золотого Лотоса Во Туат Вьетнам — в рукопашном бою боевая дистанция между противниками равна длине локтя. То есть, почти как в случае с El Juego de Garrote, остаётся «свободный» незадействованный участок руки. Который можно применить с пользой для себя и с большим вредом для противника 🙂

Третья характерная особенность — это интересные перемещения . Перемещения в школе боя на палках El Juego de Garrote (опять таки, насколько это можно судить по видео), очень похожи на перемещения в Айкидо. Отличные уходы с линии атаки, одно удовольствие смотреть.

Кстати, также интересно заметить на некоторых видео, что периодически мастера двигаются в партере — немного похоже на то, как в Айкидо двигаются в сикко.

Четвёртая особенность — это то, что относительно мало прямых блоков палками . Глядя на видео, можно подумать, что прямые блоки используются «на крайний случай», когда обычный уход не срабатывает. Обычный же уход — это одна из разновидностей мягкого блока, который направлен не только на то, чтобы отбить атакующий элемент, но и на то, чтобы выбить палку из рук. Ну а походу — пятая особенность.

Пятая особенность — очень похожа на один из принципов техники ВиньЧунь. Так, практически каждый блок — это атака . И если боец не уворачивается, то получает палкой. Если уворачивается — получается хороший блок его атаки. И наоборот, отбив палки противника — это та же атака, так что противнику лучше не зевать.

И почти напоследок видео, где показываются основные элементы школы боя на палках el Juego de Garrote. А также бой палка — без палки, нож — нож (обратите внимание на интересные перехваты). В видео очень хорошо прослеживаются все перечисленные выше особенности.

Что подкупает, так это то, что сейчас в основе школы находятся довольно таки пожилые люди — судя по описаниям, им порядка 80-90 лет. Но они вполне бодро машут палками — и с удовольствием пинают своих учеников. Кроме того, данная школа — в отличие от тысяч европейских и многих популярных азиатских аналогов — сохраняет имена и лица мастеров, отслеживает генеалогию и видоизменения техник на протяжении столетий.

В конце последнего видео-урока мелькает плакат с рисунком белого человека, негра и индейца. Этот плакат означает, что техника боя на палках el Juego de Garrote произошла на основе синтеза техник палочного боя коренных венесуэльцев, беглецов с Карибов и англичан.

Также прикольно, что одна из характерных деталей одежды — это шляпа-сомбреро. Партриархи техники в шляпах не просто так — это элемент формы одежды бойцов школы боя на палках el Juego de Garrote.

Из того, что «кажется неправильным». На первый взгляд, бойцы маловато попадают по пальцам рук друг друга — хотя частые перехваты палок из руки в руку как раз могут быть способом дать отдых повреждённой руке. Ну и плюс периодически можно заметить, как бойцы отбивают палки руками и предположить, что на боевой скорости им бы руки поотбивало. Но опять-таки, применяется перехват палки из руки в руку, и одна отбитая рука погоды не делает. И плюс ко всему не следует забывать о короткой дистанции — и что перехват палки делается у её основания, возле хвата противника. То есть, там, где сила удара минимальна.

Понятное дело, получить полное представление о школе по видео сложно. Но тем не менее, будем надеятся, что основы мы осознали и сможем при необходимости применить 🙂

Помимо видео, предлагаю вам скачать книгу «Энциклопедия школы боя на палках el Juego de Garrote» http://narod.ru/disk/9352564001/Juego-de-Garrote.pdf.html . Книга — первый из десяти томов на данную тему. Уж сколько удалось найти 🙂 Затрагиваются темы истории школы, особенностей одежды, философии, изготовления и оплётки палок. Соотвтетсвенно, книга на испанском. Но картинки хорошие, так что рекомендую.

Успех самозащиты палкой зависит от тренировок по ПРАВИЛЬНОЙ технологии.

А в школе El Juego она, похоже, есть. Остаётся освоить!

Короткая палка, от 18 до 24 дюймов длиной (45–61 см) и примерно в 1 дюйм (2,5 см) толщиной может служить идеальным оружием. Если такой палки нет под рукой, ее можно заменить веткой дерева, зонтиком, при определенном, навыке бутылкой с водой.

Палки делают из пальмового дерева, бамбука, камагонг. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум "бастонам".

Техника:

    Основной принцип боя палкой таков: по ногам проводить подсекающие удары, в корпус и в голову - тычковые, по рукам - рубящие.

    Инстинктивная защита от верхних ударов. Разведчики должны твердо усвоить, что при попытке ударить автоматом (палкой) сверху по голове или сбоку в челюсть, противник чаще всего успевает подставить руки. Следовательно, «вырубить» его одним ударом не получится, вдобавок неизбежно поднимется шум: крики, топот, возня. Поэтому первый удар прикладом следует наносить либо снизу в живот (или в пах), либо по прямой линии в лицо. Тогда противник не успеет закричать, он осядет на землю и его можно будет добить ударом приклада в шею, горло или висок уже на земле.

1. Атака. Серия ударов.

2 Атака. Удар.

    Палка держится одной рукой. Ладонь расположена в 10-15 см не меньше от края палки. Палка направлена вниз. Получается как обратный хват для ножа.

    Без замаха. Верхним концом палки бьются в пах противника с шагом вперед.

Бой на палках – это наиболее известный аспект филиппинских боевых искусств, можно сказать, их «визитная карточка». Иногда Арнис и Эскрима называют «филиппинским боем на палках». Однако традиционно филиппинские боевые искусства использовали не палку, а клинковое оружие – кампилан, крис, боло, баронг и др. Появление палок, как тренировочного снаряда, заменяющего меч, произошло в период испанского запрета на ношение холодного оружия. Кроме того, тяжелые палки из камагонга или бахи использовались в дуэлях между школами, известными как хуэго тодо .

В новейшее время ротанговые палки, действительно, стали неотъемлемой принадлежностью Арнис и Эскрима как в качестве тренировочного снаряда, так и в качестве самостоятельного оружия. В различных стилях используются палки (бастон , олиси ) разного размера и веса, наиболее распространены бастоны длинной около 70 см и диаметром 2,5 см.

Существуют три основных раздела палочного боя – Соло Бастон (одна палка), Добле Бастон (две палки), Сибат/Тападо (шест).

Соло Бастон

Соло Бастон является базовым разделом подавляющего большинства стилей Арнис и Эскрима. Палка может использоваться на всех дистанциях – от дальней до клинча. При этом изменяется техника ее применения. Если при бое на дальней дистанции (ларго мано ) основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то, по мере сближения, возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой ») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе («stickgrappling »). Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с ларго , затем медио (средняя) и корто (ближняя), ученик адаптирует технику соло бастон для различных ситуаций боя, а также учиться использовать ее против различного оружия.

В разделе Соло Бастон изучаются – углы и направления атаки; атакующие комбинации; защитные действия и контратаки; броски, болевые приемы и удушения палкой; координационные упражнения и упражнения, развивающие чувство «течения»; постановку ударов на снарядах; спарринговые упражнения. Вершиной подготовки является свободный бой, в котором проверяются все технические и тактические наработки, а также психологическая готовность ученика.

Добле Бастон

Параллельно с изучением оружия для одной руки (палки, ножа, мачете), начинаются тренировки с двумя палками – Добле Бастон . Более того, во многих направлениях (например в Модерн Арнис) этот раздел лежит в основе всего обучения.

Хотя начально обучение проводится с двумя бастонами одинаковой длинны, эти навыки могут быть перенесены на другие ситуации и другие виды оружия – Эспада и Дага, два ножа, меч и щит, нож и керамбит, а также на рукопашный бой.

Тренировка в Добле Бастон включает в себя три основных раздела – упражнения на координацию, упражнения в «течении», боевые техники (спарринговая подготовка).

Необходимо отметить, что существуют стили ФБИ, где изучается только один какой-то раздел. Однако надо иметь в виду, что каждый из этих разделов развивает свои качества, и только в комплексе они позволяют достичь мастерства в применении Добле Бастон .

Сибат/Тападо

Техника длинной палки или шеста, известная как Сибат, наиболее развита в Западном Висайане, в частности, на Негросе. Длинна шеста варьируется от 1,5 – 2 м (Банкау ) до 1,2 – 1 м (Тападо ).

Существует несколько систем, использующих шест – Тападо, Тау-Тау, Багсай, Лагас и ряд других. Тападо – это наиболее известный стиль, применяющий шест. Это агрессивный атакующий стиль, характеризующийся одновременными блоками и атаками, простотой и нацеленностью на встречные контратаки

При тренировке, помимо разучивания приемов, важную роль во всех разделах Соло Бастон играют координационные упражнения, известные как tapi- tapi, sumbrada, pingke- pingke, sinawali, contrada , hubud-lubud, pluma y paying , sequidas и др. Также много внимания уделяется постановке ударов на снарядах; упражнениям, подводящих к спаррингу; спаррингу по различным правилам. В современных ФБИ часто используется защитное снаряжение и/или мягкие палки для снижения травматизма в процессе учебных боев.

В целом, можно сказать, что изучение боя на палках является одной из важнейших составляющих филиппинских боевых искусств, так как именно в этих разделах происходит постановка двигательной базы, которая позволяет объединить все разделы Арнис и Эскрима в единую систему и существенно сократить сроки обучения ножевому и рукопашному бою.

Япония - страна, в которой традиции тесно переплетаются с последними технологическими новинками. Среди небоскрёбов, роботов и компьютеров нашлось место для многочисленных боевых искусств, которые были сформированы за долгие годы существования этой страны. Тем временем, пока большинство других восточных единоборств развивали технику нанесения ударов руками и ногами, японцы уделяли наибольшее внимание борцовским приёмам, так как бить по доспехам кулаками — не самое полезное занятие на поле боя. К счастью, многие традиционные японские боевые искусства сохранились и по сей день. Некоторые в переработанном виде, другие же дошли до нас практически такими же, какими они были сотни лет назад. Конечно, традиционные техники проблематично применять в рамках спортивного поединка, что сделало развитие подобных искусств уделом меньшинства. Именно благодаря стараниям энтузиастов мы можем изучать и отрабатывать техники, разработанные опытными воинами

Японская борьба сумо

Что у большинства людей ассоциируется со Страной восходящего солнца? Сакура, гейши, самураи и, конечно же, сумо. Этот удивительный берёт свой исток из глубокой древности. Хотя многие японские исследователи находят своеобразные подтверждения того, что турниры по борьбе проводились на территории нынешней Японии более тысячи лет назад, точно установить дату зарождения борьбы сумо невозможно. Турниры по борьбе проводились испокон веков и сопровождались всевозможными ритуалами и обрядами. То есть они носили скорее религиозный характер, нежели соревновательный. Изначально правила почти не ограничивали возможности бойцов. Разрешалось наносить удары ногами и руками по любым частям тела, что приводило к существенному травматизму.

Лишь в эпоху Хэйан были составлены правила проведения поединка, появилась внятная система судейства. С тех пор сумо неуклонно теряло своё религиозное значение и всё больше уподоблялось современному спорту, что делало его лишь популярнее среди широких масс. Однако во времена страшных захлестнувших японские земли, этот вид борьбы всё чаще использовался воинами в сражениях. Так появилось разделение между военным видом сумо и его спортивной разновидностью. От боевого направления позже начали ответвляться многочисленные школы боевых искусств, известные по сей день.

Сумо в наши дни

Древние состязания великанов пользуются популярностью в Японии и в наши дни. Сегодня сумо — японская национальная борьба, ставшая одним из неизменных символов этой страны. Профессиональные сумоисты, или рикиси, как их называют на родине этого искусства, пользуются огромной популярностью, наряду со звёздами шоу-бизнеса и выдающимися спортсменами. Хотя в целом быть борцом сумо сегодня далеко не так престижно, как в былые дни, но самые именитые борцы очень богаты и имеют много поклонников. Зачастую именитые рикиси пользуются успехом у женщин, несмотря на всю специфичность внешнего вида. Борцы попроще получают среднее, по меркам Японии, жалование и находятся примерно на одной ступени с обычными государственными служащими.

Почему же сумоисты так огромны? Всё дело в том, что в сегодняшнем сумо, как и тысячу лет назад, полностью отсутствуют весовые категории, что делает участие в них спортсменов-легковесов нецелесообразным. Современные поединки проводятся на специальной круглой арене, диаметром 4.55 м, которую строят из глины и покрывают слоем песка. Помимо этого, при постройке этого традиционного сооружения проводятся специальные ритуалы — в центре арены закапываются специальные подношения, а непосредственно перед турниром место поливается освящённым сакэ, чтобы заслужить благосклонность богов. Интересно то, что даже в наши дни на этот помост запрещено ступать женщинам. Турниры проводятся раз в 2 месяца в Осаке, Нагое, Фукуоке и в столице — Токио, в котором проходят аж 3 из 6 таких турниров. Как и раньше, рикиси делятся на два лагеря — Восток и Запад. Во время выхода на помост соблюдается специальный ритуал, призванный прогнать злых духов и прочую нечисть. Повязка, в которую одеты борцы, называется кэсё-маваси и представляет собой дорогую и сложную конструкцию, которая может весить до 10 кг. Эта повязка расшита золотом и серебром и изготавливается только вручную, так что стоит она весьма дорого. Это лишь показывает, насколько важное место в современной культуре занимает японская борьба сумо.

Жизнь сумоиста

В клубы борьбы сумо берут юношей в возрасте от 10 до 15 лет, отдавая предпочтение крепко сложенным новобранцам. Новичок, попадая в клуб этой необычной борьбы, не имеет никаких прав, но приобретает массу обязанностей. Он должен готовить для старших учеников, убирать и стирать за ними. Все указания новичок должен выполнять мгновенно и без лишних вопросов. Такая армейская дисциплина может отпугнуть неуверенного адепта, но те, кто останется и пройдёт такую школу, станут великолепными борцами, а может быть, один из них даже получит заветное звание абсолютного чемпиона или ёкодзуна. Как ни странно, но будущие рикиси приходят в этот спорт обыкновенными юношами, а невероятный размер приобретают благодаря специальному режиму дня и постоянным тренировкам.

Встают сумоисты на рассвете. После всех необходимых процедур они сразу же отправляются на многочасовую изнурительную тренировку. Эта японская борьба требует полной самоотдачи. Только так можно выдержать 4-5 часовую тренировку. После этого борцы принимают ванну и идут на завтрак. Основной пищей в это время служит специальное рагу из мяса и овощей — тянко. Оно готовится в котле на медленном огне и рецепт этого блюда знаком каждому рикиси, так как именно они поочерёдно готовят еду. После еды борцы сумо отправляются на 2-3 часа поспать, чтобы максимально эффективно преобразовать пищу в жир. После этого проходит вечерняя тренировка и ужин. Едят сумоисты всего два раза в день, но много. Также они не ограничены в употреблении спиртных напитков, то есть выпить за ужином сакэ или пиво не считается в среде борцов сумо чем-то плохим.

Джиу-джитсу

Полной противоположностью сумо является японская борьба джиу-джитсу, или дзюдзюцу. В ней, в отличие от силовых методов ведения боя, свойственных сумоистам, делается упор на умения, которые обеспечивают бойцу победу над более сильным противником. Техника дзюдзюцу сформировалась под влиянием многочисленных междоусобных войн, которыми так богата японская история. Поэтому эта японская борьба наводнена совершенно бесчеловечными приёмами ведения боя. В джиу-джитсу множество заломов и захватов, призванных сломать конечность или задушить противника. Также в этом боевом искусстве активно поражаются жизненно важные точки на теле противника, что делает невозможным проведение полноценных соревнований по этому виду борьбы.

Это уникальное японское искусство более традиционно, чем иные виды японской борьбы. Многие техники дзюдзюцу кажутся современному человеку слишком сложными и непрактичными. Однако, нужно понимать, что это искусство создавалось для ведения войны, где широко применялись различные виды холодного оружия. Большинство техник джиу-джитсу направлены на обезоруживание противника или для занятия положения, из которого удобнее использовать собственное оружие. Интересны принципы, на которых построена эта борьба. Мастера джиу-джитсу используют силу противника против него, предпочитая не ввязываться в прямолинейное противостояние. Это искусство вовсю использует знания о биомеханике и рычагах, что делает мастера дзюдзюцу опасным противником для любого бойца.

Дзюдо

Создателем этого интересного вида борьбы является Дзигаро Кано — человек, решивший выбрать лучшие техники и принципы из джиу-джитсу, чтобы синтезировать более прикладное, современное искусство. Если дзюдзюцу переводится как искусство мягкости, то перевод дзюдо означает «мягкий путь». Это единоборство, как и многие другие виды японской борьбы, названия которых вы ещё встретите в этой статье, исповедует преодоление силы мягкостью. Техники, отобранные из древней военной системы, были адаптированы для соответствия этому принципу. В этом единоборстве нет ударов руками и ногами, а наиболее опасные для здоровья приёмы были исключены. Поэтому в этом виде японской борьбы есть соревнования, что положительно сказывается на подготовленности спортсменов.

Поединки в дзюдо проходят на татами — упругих матах из современных материалов или же, как это было раньше, изготовленных из прессованной соломы. Борцы одеты в прочные куртки, которые серьёзно увеличивают значимость хорошего захвата, а также участвуют в некоторых удушающих приёмах. Эта японская борьба отличается красивыми амплитудными бросками и ограниченными действиями в партере. Мастер дзюдо может без труда ощутить центр тяжести соперника и почувствовать вектор, по которому направлено его усилие, что позволяет провести бросок, используя силу противника. Эта борьба завоевала всемирную известность. Дзюдо занимаются по всему земному шару и его популярность лишь растёт. Нет ничего удивительного в том, что эта борьба включена в программу Олимпийских игр.

Бразильское джиу-джитсу

Один мастер дзюдо и джиу-джитсу переехал жить в Бразилию, что зародило интересный стиль борьбы, ставший невероятно популярным в последние годы. Его звали Митсуё Маэда, и именно он обучил своему искусству Карлсона Грейси — первого члена легендарной семьи, который заложил основы бразильского джиу-джитсу. Несмотря на то что изначально бразильцы изучали техники дзюдо и дзюдзюцу, то, что у них получилось, была уже не японская борьба. Единоборство семьи Грейси отличалось богатством техник, направленных на ведение поединка из положения лёжа на спине. Эта уникальная манера ведения боя сложилась потому, что некоторые члены этой борцовской семьи были довольно хрупкого телосложения. Благодаря грамотному использованию рычагов и особенностей строения человеческого тела, они могли побеждать бойцов гораздо тяжелее и больше себя.

Наибольшую популярность искусство семьи Грейси приобрело благодаря их боям с представителями других единоборств, из которых мастера бразильского джиу-джитсу чаще всего выходили победителями. Они доказали, что таинственные мастера, способные убить человека одним ударом — просто вымысел. Один за другим сдавались мастера боевых искусств, считавшихся наиболее сильными в те времена. Эти поединки между представителями различных боевых искусств положили начало популярному ныне ММА, где адепты бразильского джиу-джитсу чувствуют себя как рыба в воде.

Айкидо

Эта японская борьба была создана неординарным человеком — Морихэем Уэсибой, которого прозвали О-сенсеем, что в переводе означает «великий мастер». Он стремился создать искусство, которое даёт ученикам не только боевые навыки, но и учит их управлять своей жизненной энергией. Можно смело сказать, что айкидо тренирует не только тело, но и сознание человека.

Мастер этого боевого искусства способен нейтрализовать противника, не нанося ему серьёзных повреждений, чем не могут похвастать умельцы из других единоборств. В этой борьбе, как и в дзюдо, акцент делается на перенаправление чужой силы, вместо использования собственной. Философия айкидо запрещает использовать это искусство ради нападения, да и вообще, не поощряет насилие ни в каком виде. Поэтому в данном виде борьбы нет атакующих приёмов, все техники носят исключительно оборонительный характер.

Кендо

Безусловно, говоря о Японии, нельзя забывать о таком важном атрибуте самурая, как Японская борьба на мечах называется кендо и уходит своими корнями в далёкие времена, когда от умения могла зависеть жизнь человека и его семьи. Техника фехтования оттачивалась тысячи лет, в течение которых постоянно бились в кровопролитных войнах. От техники воина зависело то, сможет ли он пережить сражение. Поэтому едва ли в кендо можно найти бесполезные или сложные движения. Простота и эффективность — то, что позволило этому боевому искусству дожить до наших дней.

Раньше на тренировках по фехтованию ученики отрабатывали свои навыки в основном на снарядах и деревьях, так как реальный спарринг был очень опасен. Даже тренировочные поединки тогда проводились с реальным оружием, что приводило к крайне высокому травматизму. В наше время используются специальные бамбуковые мечи и прочная защита. Это позволяет проводить тренировочные поединки, не переживая за здоровье спортсменов. Однако, это не просто японская борьба на палках, все техники кендо могут быть применены с самурайским мечом. Вне всяких сомнений, это зрелищное искусство будет развиваться и распространяться по миру.

Современные японские борцы

Сегодня боевые искусства в Стране восходящего солнца всё так же популярны. Японские борцы считаются одними из лучших в мире. Они участвуют в соревнованиях по правилам ММА, дзюдо, бразильского джиу-джитсу. Японская вольная борьба также неплохо развита. Эта страна стала одной из первых, кто увидел невероятный потенциал смешанных единоборств. А учитывая огромное количество борцов, живущих в Японии, в ней всегда есть желающие выйти в клетку. Стоит также отметить мастерство японских дзюдоистов, которые нередко показывают невероятные результаты на международных состязаниях. Хочется верить, что бои по ММА, проводимые в этой стране, сделают боевые искусства ещё более популярными среди японцев, и мы сможем увидеть больше умелых борцов из Японии.

Японские боевые искусства

Удивительный мир японских единоборств располагает техниками на любой вкус. Например, японская рукопашная борьба дзюдзюцу с огромным количеством древних техник, которая является не только системой самообороны, но и уникальным культурным наследием. Для тех, кто предпочитает борьбе ударную технику, есть карате. А миролюбивый и найдёт всё, что нужно, в айкидо. Эта система не только учит самозащите, но и помогает достичь гармонии и духовного совершенства. Если вы любите соревнования, то вам придётся по душе другая японская борьба, название которой — дзюдо. Навыки, приобретённые в ней, помогут постоять за себя, а спортивный образ жизни привнесёт здоровье и радость в вашу жизнь. Японские виды борьбы популярны по всему миру. В десятках стран работают тысячи залов, пропагандирующих искусства Страны восходящего солнца. Есть основания предполагать, что боевые с годами будут лишь популярнее. Это дарит нам надежду на светлое будущее.