Анатолий Зенченко: «Чтобы развиваться, нужно выйти за рамки привычного. Так что же такое Ишвара-йога в двух словах? Для всех уровней подготовки

Анатолий Зенченко

Президент Международной Ассоциации Йоги. Официальный представитель International Yoga Federation "World Union of Yoga" в Украине. Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА.
В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по йоге. Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале "Йога".

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась «вдолбить» советская система. Нам говорили: «Человек не может летать», а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены. Мне повезло – вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой. В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.
В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно – приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году – это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру. Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку – мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и
попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии (кстати там мне очень хорошо помог мой английский), а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги – в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли. Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела («праздник кувшинов»). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии. И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога – это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Награды

4 место на чемпионате мира по артистик йоге (2001)
2 место на чемпионате Европы по артистик йоге (2001)
3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик йоге (2001)
Чемпион мира в артистик йоге (2002)
Бронзовый призер кубка мира в олимпик йоге (2002)
Чемпион мира в артистик йоге (2003)

Побывал на семинаре Толика Зенченко. Очень интересный семинар получился и, главное, полезный в плане ведения занятий. Узнал много интересного про асаны, их отстройку и внутреннюю работу в них. Увидел как Толик представляет себе картину йоги.

Толик начал семинар с определения йоги. Потом плавно перешел к тому как ее сейчас понимают, к авторским стилям и методикам.У него на все есть свое мнение, может быть не бесспорное, но уж точно интересное. Есть у него определенный дилентатизм в некоторых вопросах (медики были на семинаре, это с их слов), но опыт практики у него просто громадный и это перекрывает то негативное впечатление, которое это могло бы произвести. Тем не менее, на тичерз к нему я бы не пошел. Толик произвел впечатление очень быстрого, нервного и иньского человека одновременно.Если от Лаппы прямо бьет током, такая у него сильная янская энергетика, то Толик больше напоминает энергетическую воронку. Оба очень энергетически мощные люди, нопо-разному.

Понимание Толей йоги сейчас сводится к тому, что йога касается не тела, а мозгов. Обычный человек использует от 3 до 7 процентов возможностейсвоего мозга.Просветленный человек - это тот у которого все нервные клетки отстроили связи друг с другом.Можно не достичь просветления, но развиваться, почувствовать состояние целостности, истинного Я - это задача йогина.

Ишвара - это внутренний аспект божества. Если спросить у Шиваита, что это такое, он радостно воскликнет:«Да это же Шива!». Для христианина - это дух святой. Это наше духовное начало, наш внутренний учитель.

Йога как метод - это попытка понять себя, приблизиться к себе.Нужно найти точку тишины и покоя внутри, и тогда все что происходит в жизни, все нескладухи и неприятности уже не смогут вышибить нас из седла, нам есть на что опереться внутри.Йога - это способ прийти к себе и развивать себя.

При этом Ишвара Йога - это авторская методика Толи и он открыто говорит об этом. Сказал что если кто-то говорит что его йога - это самая правильная йога в мире, то либо тот кто говорит - идиот, либо тот кто говорит, держит за идиотов слушающих. Любой стиль хатха-йоги сегодня - не более чем авторская методика.Пусть и со стажем. И йога Айенгара (это так увидел йогу Айенгар), и АВЙ, и Yoga 23 - этовсе авторские методики… Можно обучаться у разных инструкторов, в этом нет ничего страшного. Это лишь разные взгляды на йогу, только и всего.

Много говорили про йогу. Толя рассказал про 8 ступеней, но отдельно выделили еще одну - Шаткармы. Акцент при описании ступеней он сделал на энергетическом аспекте. Так Яма - это энергетическое взаимодействие с реальностью, а Нияма - с самим собой.Т.е. это те принципы которые позволяют не уснуть и постоянно развиваться. Шаткармы - это тоже энергетические процедуры работы с сознанием. Например, когда мы чистим язык от налета,мы очищаем и массируем вкусовые рецепторы, которые в свою очередь воздействуют на разные области головного мозга. Т.е. мы массажируем мозг.Когда по почистили весь язык мы сбалансировали состояние нашего сознания.Асана - это тоже тренажер для мозгов. Отстройкой асан занимается наше сознание и тело должно рассматриваться как тренажер для него. Мы располагаем наше тело в пространстве, мозг отдает команду, нервные каналы проводят сигнал, части тела исполняют, мозг ориентирует тело в пространстве.Если асана не получается, на одном из участков происходит сбой. В пранаяме мы учимся владеть энергией напрямую и этим тренеруем подсознание. Органы восприятия - это тоже тренажер для сознания.Пратьяхара - это степень свободы, когды ты отключаешься от органов восприятия и можешь реагировать или не реагировать на поступающие от них сигналы. Дхарана - это сосредоточение, способность удерживать заданное направление внимания в состоянии «отключки» от сигналов. Дхьяна . Толик просил не путать ее с медитацией. Дхьяна- это состояние недвойственности, когда мы принимаем все что есть, не деля на хорошее и плохое. Самадхи . Просветление. Описывать бесполезно J .

Йога с точки зрения Толика делится на Хатха и Раджа йогу. Есть более простые техники, которые работают в основном с телом и сознанием. Работать с сознанием легче, чем с подсознанием. Кроме того, если раньше йога была уделом избранных то сейчас техники йоги доступны всем. Эти техники - Хатха-йога. Впрочем, Толя заметил, что для тех, кто хочет - всегда есть возможности идти дальше.

К Хатха йоге по Толику относится Яма, Нияма, Шаткармы, Асаны, простейшие Пранаямы (Шванаямы, от слова Шва - собака, капалабхати, например).

Мы все занимаемся хатха йогой.Самое важное состояние, к которому мы должны стремиться - это внутренняя целостность. Найти внутренний центр, почувствовать его и усилить - это цель занятий хатха-йогой. Главный ключ к этому - бандхи.

Тело должно использоваться как инструмент для работы с сознанием. Об инструменте надо заботиться и использовать правильные принципы работы с позвоночником и суставами

Отсутствие внутренней целостности выражается во внешнем напряжении. Соответственно, если мы расслабляемся, мы достигаем этого состояния. Однако с практикой мы видим, что суставы хронически перенапряжены. И мы просто не знаем как и куда направить сигнал чтобы их расслабить.

Тело - это вода. Но многие люди похожи на стаканы с водой в которые добавили лед. Йога помогает растопить этот лед.

Если мы уходим в наклон вперед, тянутся мышцы задней поверхности бедра. Мы думаем, что они плохо растянуты. А на деле нам нужно всего лишь их расслабить и мы уйдем в наклон. Если же мы силовым образом их будем пытаться растянуть, насилуя свой организм, мы их наоборот будем напрягать. Главное - понять, как, куда, какой мышце дать команду.Есть определенные приемы для этого. Так, чтобы расслабить трицепс,нужно привести в тонус бицепс.Аналогично можно действовать и в наклоне(хотя по моему опыту в наклон уходишь глубже, если расслабляешь пресс - И.С.)

С мышцами дело обстоит проще, с суставами - сложнее. Сустав похож на клубок ниток для вязания, в которой добавили несколько спиц.Вокруг сустава очень много мышц, часть из них напряжена, а часть - расслаблена. Необходимо добиться состояния полусжатой пружины, состояния «собранности» сустава.Мы можем управлять суставом только в состоянии его собранности.

Каждая практика строилась примерно следующим образом.

Пранаяма. Капалабхати. Толя просил представить, что в нос попала соринка и мы акцентированным выдохом стремимся ее вытолкнуть. Если мы располагаем голову чуть-чуть по-другому мы прочищаем мозг (выпрямить и чуть оттянуть голову назад - капалабхати начинает бить прямо в мозг,это очень чувствуется)

Бхастрика. Используем диафрагму. Толя очень долго объяснял что значит работать диафрагмой. Детальнее опишу позже, в разделе работы с дыханием.

Еще один важный аспект - подтянутый живот. Живот - это центр тела, хара. Внутри - паучок, который тянет за нитки, привязанные к внешней стенке живота. Подтянутость должна быть поперечной, по диаметру живота. Но это не напряжение мышц пресса и Толик нам это демонстрировал.

Асаны стоя - это наиболее естественное положение, оно намного естественней, чем перевернутые. Мы сперва работаем с ногами, потому что без них невозможна работа с корпусом.

Обязательна мулабандха. Как будто хочешь в туалет по большому, но нельзя. Бандхи помогают собрать тело в единое целое.

У Толи мне понравилась комбинация асан и виньяс.Виньясы были типичные такие аштанга-виньясовские. Но у него в каждой виньясе были достаточно длительные удержания. В асанах - тоже.В целом практика произвела странное впечатление, такое ощущение что это была замедленная аштанга-виньяса с отстройкой асан по Айенгару.Грузит, кстати, довольно сильно. У меня после семинара болели мышцы передней поверхности бедра.

Физиология дыхания. Чуть выше я уже говорил что Толя уделял большое внимание работе с диафрагмой.Что же такое диафрагма по Толику? Это колба, в ней мембрана.Она цельная. Когда мы делаем вдох - диафрагма опускается вниз. Во время вдоха - диафрагма поднимается вверх (она расслабляется)

Полное йоговское дыхание - нижнее, среднее, верхнее - оторвано от реальности. Подобное описание вызвано тем, что люди пытались описать то, что происходит при таком дыхании частями.

Нужно учиться раскрывать заднюю часть диафрагмы и ее использовать.Для этого представим что у нас есть жабры и мы дышим почками (вдох в область почек). Раскрытая диафрагма предохраняет от излома поясницу во многих асанах. Делали упражнение в парах на это. Один человек накладывал руки на область почек другого, и надо было почувствовать, как расширяется это место, и то, что ты задействуешь заднюю часть диафрагмы при дыхании.

Понравилась мысль про баланс в теле человека. Человек как зебра. У каждого человека что-то перенапряжено, что-то перераслабленно. Это Ха и Тха. Мы стремимся объединить эти два состояния в хатха йоге

Как следствие, в асанах существует два подхода. Один внешний, другой внутренний. Внешний подход представляет собой нарушение принципов Ахимсы. Я хочу - делаю - телу нужно выжить.Как следствие оно приспосабливается. Однако в ситуации выживания тело использует только сильные стороны.В этом нет йоги. Любое состояние преодоления и войны с самим собой - это не йога. Растяжка - это не цель йоги.Шпагат не важен как самоцель. Например, стоя в мостике, мы не дрожим, держась только за сильные стороны, а спокойно улыбаемся, понимая, что нужно, например, сильнее толкнуться ногами от пола, в результате мы делаем мулабандху и концентрируемся на этом, а не на удержании формы через боль. Ищем форму внутри, а не снаружи.

Особо хочется выделить то что говорил Толик про асаны, их отстройку асан и внутреннюю работу в них.

Во многих асанах по задней поверхности отдаем вес в пол, по передней - вытягиваемся вверх.

В асанах которые освоены внутренняя работа происходит осознанно. В незнакомых - приходится работать, т.к. такие асаны не являются устойчивыми.

Мы быстро устаем, потому что у нас много неосознанных и ненужных напряжений.Нужна внутренняя целостность на фоне минимальных напряжений.Поэтому в асанах у нас задача - найти те части тела которые не участвуют в выполнении асаны и научиться давать им команду, привлекая к выполнению асан.

Есть два способа понять, какие мышцы не работают.

  1. Почувствовать где есть пустые места. Основная работа в асанах - заполняем пустоты.
  2. Экстремальные состояния, в которых мы пытаемся себя спасти. Мышцы работают на пределе своих возможностей и мы понимаем что нужно сделать чтобы облегчить им жизнь

На что Толик обращал внимание при отстройке асан.

Умение отдавать вес тела в сердца стоп. Много напряжения в теле присутствует неосознанно.Импульс веса застревает там где есть напряжение. Чем больше мы отдаем вес, тем больше вытягиваемся. В йоге используются очень разные точки опоры - мы должны использовать все, чтобы правильно отстроить асану. В определенный момент можно растянуть внимание по всему телу.

Целостность тела. Бандхи. Они позволяют включать в работу те участки тела, которые не участвуют. Мы подтягиваем бандхи (не напрягаем их!) , это позволяет собрать все тело.

Постепенно мы приходим к состоянию, когда мы не зависим от точек опоры и можем работать от центра тела. Внешний и внутренний аспект работы. Внешний - точка опоры, внутренний -хара.

Как иллюстрацию к правильной работе с опорой и распределением веса на нее приведу, уттанасану. Вес нужно переносить в сердца стоп, тогда у тела появляется способность уйти в наклон глубже.Самая большая ошибка - вес в пятках. В качестве теста, что такое вес в сердцах стоп, Толя попросил перенести вес в пятки и подпрыгнуть из этого положения.В результате этого можно получить сотрясение мозга)) А потом попросил подпрыгнуть когда вес тела перенесен в сердцах стоп. Разница действительно чувствуется.

Таким образом, алгоритм действия в этой асане таков:

  1. Вес в сердца стоп
  2. Складываемся в тазобедренных
  3. Толкам пол вниз, за счет этого выталкиваем таз вверх

Понравилось его объяснение бакасаны. Сперва встать на мысочки ног и нагнуться вниз, опуская корпус между ног. Руки в стороны. Это такой тестна равновесие:)Опустить руки вниз,перенести вес в сердца ладоней.Таз выше. Поставить коленки на локти (они уже близко и ставятся сами) и поднять таз как можно выше вверх.Смотреть вперед. Взгляд вперед - главный тест для определения, правильно вы делаете эту асану или нет. Скажу честно, что я чуть не перешел в стойку на руках и это было впервые, до этого я не чувствовал бакасану так тонко и не заходил в ней так далеко.

Толик хорошо объяснил навасану и ее правильное выполнение. Я наконец-то понял почему у меня в ней грузятся передние мышцы бедер, а не пресс. Пресс напрягается, но чтобы держать конструкции в положении асаны долго, пресс тянет за собой мышцы бедер. Видимо, у меня пресс довольно сильный и нагрузка больше ощущается мышцами бедер

Последовательность в последний день несколько удивила. Сперва вирабхадрасана, без прогиба. Потом хануманасана - с естественным прогибом. Только после этого переходим к прогибам назад.Зачем делать хануманасану как подготовку к прогибам, если я могу так же прогнуться в вирабхадрасане, я не понял. И хотя Толя объяснял, что в хануманасане есть естественный прогиб назад,я не думаю чтоэто весомый аргумент.Надо будет попробовать сделать комплекс с хануманасанойи без нее.

Толик говорил что это очень важно когда мы можем захватываться за самих себя, делать «кольцо», используя собственное тело в качестве опоры.

В заключение приведу очень характерное рассуждение Толика о том, как люди делают асаны. По классификации Толика, есть два (как всегда у Толи :) ) типа людей. Одни делают асаны благодаря умному телу. Т.е. тело само знает где ему напрячься, а где расслабиться для того чтобы сделать асану. Как правило такие хорошие, умные тела имеют спортсмены или люди так или иначе работающие со своим телом.Ко второму типу относятся те, кто делает асаны через мозг. Стремится понять какая мышца не участвует и командой мозга ее напрячь или расслабить. И с его точки зрения именно это йога, а не бездумное выполнение асан.На вопрос, к какой категории он относит себя, Толя ответил, что сперва принадлежал к первой, теперь старается принадлежать ко второй.

В блокноте остались еще интересные мысли Толика, которые хочется оставить на память.

Какую бы асану мы не делали, мы делаем ее всем телом. Это не значит что все тело должно быть напряжено, это значит что все тело должно быть собрано.

Обычный человек - это бетонный мешок с овсяной кашей внутри. Очень смачно сказал:)

Ключи к овладению сложными асанами нужно искать в простых

В йоге нет силовых асан, есть балансовые.

Ишвара йога ставит акцент на ощущение целостности внутреннего пространства –отстройке симметрии тела, работе из центра, работе с равновесием и позвоночником, расслаблению даже в самых сложных позах. Этот стиль помогает достичь особого состояния, когда йогин обретает возможность почувствовать самую тонкую свою составляющую – искру Божию.

Ишвара йога – это одна из самых молодых школ. По словам ее основателя, она появилась всего пять лет назад, однако уже обрела не только своих верных адептов, но и уважение известных мастеров с мировым именем.

В каждом человеке есть частица Божественного, духовное начало. Данное направление рассматривает , как способ почувствовать эту Божью искру внутри себя и позволить ей проявиться, поэтому практика будет интересна людям, которые пребывают в поиске самих себя, своего «внутреннего учителя» и желают обрести спокойствие в душе.

Ишвара йога не имеет выраженной терапевтической направленности. Стройное, пластичное и здоровое тело является лишь приятным бонусом занятий, поэтому ученикам, которые ждут от практики скорейшего визуального эффекта, стоит обратить внимание на фитнес-ориентированные стили, как, например, .

История направления

Основателем направления является Анатолий Зенченко, официальный представитель International Yoga Federation "World Union of Yoga" в Украине, один из самых знаменитых инструкторов йоги в постсоветском пространстве.

Анатолий рассказывает, что свое первое занятие йогой посетил в четырнадцать лет, после четырех лет обучения боевым искусствам. В советское время не было не то, что специализированных школ или студий, - на практику был установлен строгий запрет. Именно поэтому у мастера не было учителя, который мог бы со вниманием ввести в практику и помочь наставлениями. Он собирал знания по крупицам, занимался каждый день по четыре часа и добился значительных успехов – в конце девяностых годов Анатолий Зенченко начал преподавать. Большое влияние на его развитие оказал Андрей Сидерский, являющийся автором методической системы освоения гимнастики йогов – .

В 2005 году основатель стиля отправился в Индию и долгое время путешествовал по стране, обучаясь у мастеров «настоящей» йоге.

Практикуя, учитель всегда отталкивался от своих внутренних ощущений, а не от внешней формы, методика преподавания Ишвара йоги также пришла к нему во время личной практики. По словам йогина, «учитель» всегда был внутри него.

Анатолий Зенченко в соавторстве с С. Сидорцовым и М. Ясочкой издал книгу под названием «Йога восьми кругов (сетевой тренинг)», в настоящий момент он продолжает преподавать в Киеве, выпускает видео-уроки, проводит семинары не только в Украине, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других городах нашей страны.

Особенности стиля

«Ишвара» переводится с санскрита как «Внутренний учитель, Дух». Это форма Бога, которая не имеет внешнего проявления. Она отражает духовное начало каждого человека, а школа Ишвара йоги дает ответы на вопрос, как пробудить в себе это начало.

В основе методики лежат авторские разработки, которые позволяют практикующему в процессе занятий научиться управлять своим телом, обрести внутреннюю гармонию с ним и соединиться со своим духовным началом, прочувствовать самую тонкую составляющую своего «Я».

Основной принцип данного стиля – целостность внутреннего пространства. Дело в том, что целостная структура может сама трансформировать поврежденные или слабые части. Кроме того, только ощутив все свои системы, как одно целое, человек получает возможность адекватно оценить отдельные «части».

Таким образом, внутренняя целостность является конечною целью занятий. Каким образом можно понять, что ученик ее достиг? Анатолий Зенченко уверен, что, поскольку мы работаем с телом, главным ее критерием является комфортное пребывание в асанах - у практикующего ничего не болит в позе, не тянет, он не чувствует болевых ощущений.

Основой внутренней целостности является позвоночник, однако не стоит забывать о ногах, потому что пока человек не начнет ощущать связь корпуса с нижней частью тела, он не сможет обрести легкость и гибкость.


Основной критерий успешности практики - комфортное пребывание в асане

Ишвара йога предлагает комплексный подход: это и (работа с суставами, позвоночником и глубинной мускулатурой), и очистительные процедуры (), и дыхательные техники (Пранаяма).

Практика асан имеет некоторые особенности. Каждая поза отстраивается от макушки к стопе и от стопы к макушке, при этом особое внимание уделяется сохранению состояния расслабленности даже в сложных положениях.

Основные элементы занятия – активизация «Сердец стоп», работа с весом тела, центром тяжести и равновесием, использование , развитие качества «Стхира» (устойчивое спокойствие), а также отстройка симметрии корпуса.

Как проходит занятие?

Базовый уровень Ишвара йоги включает в себя освоение основных асан, на «фундаменте» которых и будет строиться дальнейшая практика, которая развивается от простого к сложному.

В этом стиле нет строго заданных последовательностей, есть только принципы их построения, которым обучается ученик, и его насущные потребности, в зависимости от которых корректируется программа.

Новички в первую очередь осваивают асаны в положении стоя. Это связано с тем, что при отсутствии в повседневной жизни физических нагрузок, поясничный отдел постепенно закрепощается, что может стать причиной травм. А данные позы помогают расслабить корпус и вернуть позвоночнику подвижность, направляя вес тела в ноги.

Эффект

Ишвара йога, помимо терапевтического эффекта, который мы можем наблюдать при занятиях любым другим стилем, учит слушать и слышать себя, гармонично проявлять себя в окружающем мире и обращать внимание на все, что происходит вокруг.

Она не останавливается на способах внешней отстройки асан, а идет дальше, раскрывая принципы плодотворного взаимодействия разных частей тела, как единого целого.

Регулярная практика учит самостоятельности и позволяет услышать голос своего «внутреннего учителя», она дарит ощущение устойчивого покоя в душе и умиротворенности.

Анатолий Зенченко – один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА, президент Международной Ассоциации Йоги, официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине.

23 июля в рамках VI Международного Фестиваля Йоги и Здоровья FREE SPIRIT Анатолий проведет два класса: открытый мастер-класс для всех уровней подготовки «Ишвара йога как ключ к внутренней целостности» и закрытый семинар для опытных практиков и инструкторов йоги «Ишвара йога: уникальные принципы работы с телом на примере сложных асан (балансы на руках, глубокие прогибы и наклоны, скручивания».

– Анатолий, как начался ваш путь в йоге?

– Мне с раннего детства было интересно все необычное, все волшебное и загадочное и, наверное, в более взрослом возрасте это необычное, волшебное и загадочное я нашел в йоге и поэтому начал этим заниматься. Еще в раннем детстве мне нравилось изображать Кощея Бессмертного, делая вакуумное втягивание живота, и думаю я всегда был предрасположен к чему-то такому. Одна из моих любимых игр в возрасте примерно 6-7 лет – я любил задерживать дыхание и считать, как много шагов я могу пройти на одной задержке дыхания. Интересная игра, попробуйте. Вам понравится.

– Кого вы считаете своими учителями?

– Я не могу назвать ни одного человека, про которого я мог бы сказать: это мой учитель в йоге, в плане работы с телом. Поскольку я много кого знаю, много у кого учился, но никого из этих людей не могу назвать своим учителем в полноценном смысле этого слова – что я взял у него что-то и это дальше несу. Потому направление и называется Ишвара Йога. Поскольку все то, что я знаю, все то, что я делаю, как я это объясняю это то знание, которое пришло ко мне изнутри в результате моей собственной практики.

Если говорить о людях, которые оказали влияние на мою практику, в положительном смысле этого слова, то, наверное, я могу вспомнить Шандара Ремота. Он мало что объяснял (наверное, не очень хотел), но много показывал. Мне этого было достаточно. Я много с кем знаком. Я лично знаком с Дэвидом Свенсоном и с другими известными преподавателями йоги в Англии, поскольку я там какое-то время был и преподавал. Я знаю очень многих людей в Европе и в Индии, но никого не могу считать своим учителем в плане работы с телом. А если говорить об учителе в смысле гуру, о чем-то большем, то да, он у меня есть. Но пусть это останется моей маленькой тайной.

– За все время практики какое самое интересное открытие вы для себя совершили?

– Я до сих пор продолжаю совершать это открытие. Я до сих пор открываю себя самого для себя самого. Я постоянно открываю себя, продолжаю это делать и мне это нравится. То есть я открываю себя самого, постигаю сам себя при помощи практики. Мне это интересно.

– Какие сложности вы встретили и преодолели в процессе многолетней практики?

– Сложности?.. Наверное, у всех были какие-то травмы. У меня они тоже были. Я начал свой путь в йогу из карате. На тот момент, когда я начал заниматься йогой, у меня уже были травмы, и благодаря тому, что я пытался восстановить себя при помощи йоги, я многое понял. Следующая сложность – это ситуация, что у тебя так много работы, что не хватает времени на свою личную практику. Но это тоже временные трудности, которые преодолимы. Сейчас у меня есть время на личную практику. Я этому рад, доволен и счастлив.

– На что по вашему мнению в первую очередь должен обращать внимание в практике йог?

– Самое важное – научиться чувствовать себя. Чувствовать себя, понимать себя, принимать себя. Не побоюсь даже этого слова – любить себя.

– Что именно для вас означает понятие «Ишвара»?

– Для меня это непроявленное внешнее духовное начало. То, что заставляет нас двигаться вперед и развиваться. То, что не дает нам уснуть на диване. Это то, что заставляет людей каждый раз вставать или садиться на коврик и делать невозможные для себя раньше вещи. Это наше внутреннее духовное начало. Наш внутренний учитель.

– В чем отличие метода Ишвара Йога от других направлений и школ?

– Заходим издалека и пытаемся понять, что вся современная йога, я ее называю йога с маленькой буквы, почти никакого отношения к классической Йоге не имеет. Все то, что мы видим – это авторские методики, сформировавшиеся где-то там с середины 20-го века. Ишвара йога – это такая же авторская методика, как и все остальные. У нее есть две отличительные особенности. Первое – это уникальные внутренние принципы работы с телом. Это ключи, позволяющие правильно и без травм сделать любую асану. Они уникальны, поскольку их всего десять, и они в равной степени подходят к практике любой асаны. Не важно это наклон или прогиб, вы стоите на ногах или на руках. Подытожу – это внутренние принципы работы с телом. Понимание того, как правильно делается любая асана, любая. Это глубокое понимание внутренней работы. Второй аспект – это методология. Это принципы построения занятий. Принципы построения тренировочной программы, которая может быть растянута в года. Мы четко понимаем, как начинать с самого простого, подходить к обучению комплексно, делать акценты на нужные нам аспекты, учитывая наши особенности по здоровью, телосложению, психоэмоциональному состоянию. Все это базируется на подробной классификации асан.

Преподаватель Ишвара Йоги – это программист, который пишет тренировочные программы под поставленные ему задачи. В зависимости от того, что нужно сделать, преподаватель Ишвара Йоги может составлять нужную последовательность. Одну последовательность сегодня, на сейчас, или тренировочные программы, которые будут работать долгое время.

Возвращаясь еще раз к началу – два аспекта, две отличительные особенности. Это внутренние принципы работы с телом, глубокое понимание внутренней работы в асане, точная отстройка любой асаны, что позволяет освоить ее быстро и без травм. И второй аспект – это методология, которая базируется на классификации асан. Четкое понимание того, как строится обучающий процесс или как создать и построить одно занятие, учитывая все особенности группы или данного человека.

– Какую ежедневную практику на двадцать минут вы можете порекомендовать, чтобы человек мог поддерживать себя в тонусе?

– Я знаю, что самая популярная книга по йоге это «5 минут йоги не вставая с постели» и спасибо, что вы спрашиваете, что человек может сделать за 20 минут. Обычно спрашивают за 2-3 минуты. Для того, чтобы практика была полноценной, нужно заниматься хотя бы час в день. Час. И если мы имеем хотя бы час в день, то я бы особое внимание уделил работе с животом. Это вакуумное втягивание, агнисара, дхаути, наули и практики пранаям. А какие делать асаны – это зависит от каждого конкретного человека. То, что нужно одному, совершенно не нужно другому. И вот это уже вопрос методологии – как построить очень короткую последовательность для каждого из вас так, чтобы она работала идеально. Ишвара Йога дает ответ на эти вопросы. Просто ответ не может быть один для всех.

– Что бы вы могли пожелать людям, практикующим йогу?

– Смелости и отваги. Ведь надо быть достаточно смелым, чтобы каждый день на коврике разворачиваться лицом к самому себе и пытаться почувствовать те части себя самого, которые вы еще не знаете и очень плохо ощущаете. То есть вы пытаетесь почувствовать те кусочки себя самого, которые вам не совсем нравятся – и только благодаря этому они становятся лучше, лучше и лучше. Я о ваших кусочках. О вас в целом.

О йоге с большой и маленькой буквы

Всю известную нам йогу можно разделить на две категории: Йога с большой буквы и йога - с маленькой.

Йога с большой буквы существовала испокон веков. Согласно преданию она берет свое начало от Адинатха - Шивы. Техники Йоги в первую очередь направлены на работу с сознанием, а знания о ней передаются ученикам от гуру в устной форме. Получая посвящение в традицию, ученик дает несколько обетов. В разных традициях и в разные времена обеты могли отличаться, но неизменно присутствовал обет не разглашать секретов практики никому и никогда. Поэтому о Йоге знают мало, она никогда не была чем-то модным или популярным. Кроме того, предлагаемые традицией техники сложны до невыполнимости, поэтому мало у кого возникает мотивация их постигать.

Йога с маленькой буквы - это как раз то, что представлено в массовом варианте и можно купить за деньги: комплексы движений, асан, простейшие дыхательные упражнения и рекомендации по питанию. Полезны ли они? Да. Работают ли они? Работают. Но эти техники не воздействуют на сознание напрямую и не меняют его качества. Поэтому не нужно питать иллюзий, что если вы еще несколько секунд постоите в бакасане, то у вас откроются все чакры и вы полетите домой в позе лотоса.

К сожалению, сейчас нередко происходит подмена понятий, когда йогу с маленькой буквы пытаются выдать за Йогу с большой буквы. Но необходимо понимать, что все виды йоги, основанные на практике асан, по сути своей являются авторскими методиками, не имеющими никакого отношения к древней традиции. И к ним неприменимо расхожее словосочетание «классическая йога», которым без зазрения совести пользуются представители некоторых направлений.

Нужно ли вам заниматься йогой? Если вы хотите подружиться с собственным телом и научиться лучше понимать себя, то йога для вас.

О занятиях йогой

Нужно ли вам заниматься йогой? Если вы хотите подружиться с собственным телом и научиться лучше понимать себя, то йога для вас. Вся наша жизнь в основном состоит из типовых ситуаций, в которых мы используем готовые поведенческие шаблоны. Но чтобы развиваться, необходимо выйти за рамки привычного. И йога дает нам такую возможность. Занимаясь практикой асан, мы принимаем различные положения тела, многие из которых, особенно на первоначальном этапе, становятся настоящим испытанием. Чтобы не сломаться и не страдать от боли, нам поневоле приходится прислушиваться к себе и искать единственно верное решение, позволяющее вернуться из дискомфортного состояния в зону комфорта. Освоив одно положение, мы переходим к другому и решаем новую задачу. Так постепенно мы учимся слушать и осознавать свое тело и настраивать гармоничное взаимодействие всех его частей друг с другом. А в результате - становимся более здоровыми и счастливыми.

Освоив одно положение, мы переходим к другому и решаем новую задачу. Так постепенно мы учимся слушать и осознавать свое тело и настраивать гармоничное взаимодействие всех его частей друг с другом. А в результате - становимся более здоровыми и счастливыми»

Досье

Анатолий ЗЕНЧЕНКО, автор методики ишвара-йоги, основатель Школы йоги в Киеве, президент Международной ассоциации йоги, Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» на Украине, ведущий международных семинаров, мастер-классов по теории и практике хатха-йоги, которые проходят во многих городах России и Европы.

Достижения: четвертое место на чемпионате мира по артистик-йоге (2001), серебряный призер чемпионата Европы по артистик-йоге (2001), бронзовый призер интерконтинентального чемпионата по олимпик-йоге (2001), чемпион мира по артистик-йоге (2002), бронзовый призер Кубка мира по олимпик-йоге (2002), чемпион мира по артистик-йоге (2003).

Текст: Татьяна Бушмакина.
Фото: Игорь Мазутский.