Терапия на лошадях для детей. Иппотерапия — верховая езда как современный метод социальной реабилитации детей

Многие животные благотворн6о воздействуют на физическое и психическое здоровье человека. Так, «собачники» и «кошатники» прекрасно знают, что общение с пушистыми любимцами может избавить и от плохого настроения, и от .

Иппотерапия – это особенный вид реабилитации и лечения многих заболеваний, который заключается в общении с лошадьми. Официальная медицина часто называет иппотерапию лечебной верховой ездой. Данный метод одобрен далеко не во всех государствах, но в РФ признан как действенная терапия множества болезней.

В чем сила коней и лошадей?

Лечебный эффект общения с лошадью замечателен своим двойным действием: на психоэмоциональную сферу и на костно-мышечную систему.

Поэтому иппотерапия как метод лечения используется и неврологами, и психологами, и специалистами, которые лечат самые разные патологии органов и систем (от воспалительных заболеваний мочеполовой сферы до ).

Во время езды верхом тело наездника испытывает необычайную физическую нагрузку: в работу включаются мышцы, бездействующие в обычном состоянии. Также иппотерапия способствует укреплению чувства равновесия пациентов.

И, кроме того, необходимость каждую секунду во время езды верхом контролировать все движения и положение тела требует серьезной активной работы множества мозговых центров.

Поэтому у проходящего курс реабилитации человека нормализуется работа нервной системы, проходят симптомы невротических расстройств. Все вышеперечисленные эффекты делают иппотерапию разновидностью лечебной физкультуры.

Следует отметить еще один положительный «физический» эффект иппотерапии: в процессе верховой езды движения лошади массируют ноги и таз сидящего на ней человека. Эффект усиливается тепловым воздействием, потому как температура тела лошади – около 38 градусов.

Иппотерапия – это не только езда на лошади, но и уход за ней, общение с этим величественным животным. Эта часть курса помогает снять присутствующий в жизни каждого из нас стресс, привести в норму психические процессы, снизить возможные последствия перенапряжения и хронической усталости.

А еще общаться с лошадью очень приятно, ведь даже в целом равнодушные к братьям нашим меньшим люди не могут не восхититься красотой, силой и грацией лошади.

Что особенно важно для детей инвалидов – так это воспитательный эффект иппотерапии. Ухаживая за лошадью, человек учится быть внимательным, чутким, заботливым, вырабатывает желание и способность прислушиваться к мнению и потребностям близких.

Еще один замечательный эффект от таких занятий – укрепление уверенности в себе. Обычно не только неуверенные, стеснительные, но и достаточно открытые люди впервые садятся на лошадь с опаской. Она ведь такая большая и сильная… А вдруг не станет слушаться?

Поэтому неумелые наездники так испуганны и растерянны. Но через несколько занятий лошадь привыкает к новому седоку – и начинает его слушать, понимать… Это поистине невероятное ощущение!

Работая вместе с таким сильным и красивым зверем, как лошадь, управляя им, человек чувствует себя сильнее, ощущает себя воином, покорителем природы – и в то же время неотъемлемой ее частью.

Все это вместе способно кого угодно излечить от неуверенности и растерянности. Выработанная уверенность в своих силах начинает автоматически проявляться в обычной жизни: человеку становится проще принимать решения, не боясь неудач и смотря с надеждой в будущее.

Для больных, которым чрезвычайно тяжело общаться с людьми, иппотерапия – практически единственная возможность социального самовыражения. Для таких людей лошадь может стать настоящим другом, который всегда выслушает, и – кажется – все понимает. Они могут делиться с лошадьми своими проблемами, планами, идеями.

Лечебный эффект иппотерапии:

  • преодоление вынужденной гиподинамии;
  • развитие силы мышц;
  • восстановление либо улучшение функционирования самых разных систем и органов;
  • социальная адаптация людей с ограниченными физическими возможностями.

Формы проведения занятий лечебной верховой ездой

Иппотерапию можно проводить и в группах, и индивидуально. Для инструктора по лечебной верховой езде обязательно наличие высшего медицинского, психологического либо педагогического образований, прохождение специальных курсов по подготовке инструкторов иппотерапии и, конечно, умение ездить верхом.

Первые пробные занятия длятся совсем недолго – минут десять – пятнадцать. Постепенно продолжительность занятий увеличивается до одного часа.

Периодичность занятий – два – три раза в неделю; курс занимает от полутора месяцев и дольше (все зависит от эффекта терапии и желаний самого пациента). Исцеление от тяжелых форм хронических заболеваний иногда требует не месяцев, а лет регулярной реабилитации.

Чем же иппотерапия отличается от обычных занятий верховой ездой? Езду верхом лечебной делает соблюдение ряда требований:

Иногда пациенты либо их родные боятся, что лошадь, зверь априори свободолюбивый и непредсказуемый, может намеренно либо случайно нанести больному вред.

Это практически невозможно, потому как лошади, работающие с больными людьми проходят строжайший отбор и даже курс обучения.

Поэтому лошадь на занятиях иппотерапией – это, можно сказать, второй инструктор, так же сильно, как и первый, заинтересованный в выздоровлении пациента.

Первый критерий отбора лошадей для реабилитации – по характеру. Животные должны быть спокойными, непугливыми и очень дружелюбными к человеку.

Кроме того, копытные должны быть физически сильными, чтобы для них не составляло труда нести сразу двоих – пациента и инструктора.

Отобранные по этим критериям лошади проходят обучение от года до трех лет – и только после этого допускаются к работе с больными. И, что совершенно естественно, все лошади, занятые в курсах иппотерапии, проходят регулярный осмотр у квалифицированного ветеринара.

Иппотерапия для детей инвалидов с ДЦП:

Кому помогут величественные животные

Показания для назначения иппотерапии:

Существующие противопоказания:

  • тяжелые стадии остеопороза;
  • острая и хроническая формы остеомиелита;
  • гемофилия;
  • тяжелые патологии почек;
  • аллергия на шерсть лошадей.

Слово маме детей с синдромом Дауна

Мы очень хотели детей, но все никак не получалось… бились-боролись-старались четырнадцать лет… И вот у нас родились близняшки Саша и Лиза! Обе – с синдромом Дауна. Долгожданное счастье родительства резко превратилось в кромешный пахнущий лекарствами ад…

Доченьки родились совсем слабенькими… Доктора, больницы, лекарства, массажи, лечебная физкультура, занятия с разными специалистами отодвинули не то, чтобы на второй, а на десятый план всю остальную жизнь. Мы очень горевали, но не прекращали надеяться. И вот начали появляться результаты: дети научились держать головки, смеяться, целоваться! Но девочки никак не «хотели» становиться на ножки…

Лизочка пошла в два с половиной года, а вот Саша перешагнула трехлетие, так и не встав на ножки. И тогда мы записались на занятия иппотерапией. Сначала малышки очень боялись больших фыркающих, машущих гривами и хвостами зверей. Но понемногу привыкли. Сначала Саша ездила на лошади вместе с мамой, а потом согласилась проехаться сама. Это было невероятное счастье! Ребенок был в восторге, а родители не могли сдержать слез! Саша начала ходить примерно через месяц занятий с лошадками.

Алина, 34

Иппотерапия – не просто действенный, а уникально эффективный метод исцеления от целого ряда тяжелых хворей. Занятия с лошадью – это и единение с природой, от которой современные люди так безжалостно оторваны урбанистической действительностью, и оздоровление тела, восстановление его силы и естественной гибкости, и исцеление, пробуждение души.

Понятно, что лошади – это не панацея, занятия иппотерапией обязательно нужно совмещать с выполнением других рекомендаций лечащего врача. И, тем не менее, этот метод лечения помог уже многим людям: как серьезно больным, так и практически здоровым – улучшить свою жизнь, обрести исцеление и душевный покой.

В одной из предыдущих статей мы говорили об эффективности , сегодня продолжим развивать тему лечения с помощью животных и рассмотрим так называемую иппотерапию – когда в роли доктора выступает лошадь. Тем более что показаний к подобному лечению более чем достаточно.

Иппотерапия полезна в первую очередь детям с ДЦП, а также ее рекомендуют при травмах позвоночника, атрофии мышц, вегетососудистой дистонии и даже синдроме Дауна.

Чем полезна иппотерапия

Лечебное действие при катании на лошадях основано на естественном массаже тела, который получает ребенок. Во время верховой езды работают все группы мышц: как больные, так и здоровые. Причем сама тренировка происходит на рефлекторном уровне, поскольку малыш инстинктивно пытается удержаться в седле.

Специалисты установили, что всего за минуту езды на лошади всаднику передается до 100 естественных колебаний и толчков, что заставляет вестибулярный аппарат работать очень интенсивно. Усиливает пользу такого массажа и то, что мышцы согреваются от тела животного. Все это нормализует кровообращение, повышает мышечный тонус и уменьшает жировые отложения.

Иппотерапия, при регулярном ее применении, помогает ребенку не только в лечении болезней и укреплению организма, но и делает его более уверенным в себе в повседневной жизни. Еще ряд советов по этой тем можете прочесть в статье: .

Обратите внимание, что иппотерапия – это не только катание на лошади, но и нахождение в конюшне. Многие скажут, что нечего ребенку там делать, но это неправильно. Дело в том, что для многих вредных микроорганизмов, включая даже такие опасные, как туберкулезная палочка, контакт с испарениями лошадиного пота и выдыхаемым конем воздухом губителен.

Кстати, после того, как это открытие было совершено, на западе его стали использовать как альтернативу соляным шахтах для лечения заболеваний верхних дыхательных путей.

Как видите, иппотерапия для детей очень и очень полезна. Даже абсолютно здоровым деткам катание на лошадях принесет немало пользы, поэтому, если такая возможность у вас есть, устраивайте периодически конные прогулки за горо

Поговорим об иппотерапии и узнаем, правда ли, что дети с ДЦП после нее даже излечиваются?

Иппотерапия (верховая езда) в реабилитации детей с ДЦП занимает особое место. Она сегодня считается наиболее перспективным методом лечения, в результате которого в буквальном смысле встают на ноги. Иппотерапия — многофункциональный метод реабилитации, она используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции.

Механизм физической реабилитации при иппотерапии такой . При верховой езде в работу включаются практически все группы мышц. Ребенок рефлекторно старается сохранить равновесие на спине лошади, и при этом в работу включаются не только здоровые, но и пораженные мышцы. Фактически происходит напряжение мышц без влияния коры головного мозга, без волевого усилия. Сделать это в условиях обычных занятий на тренажерах очень трудно, ведь ребенок с ДЦП просто не знает, как можно напрягать определенные группы мышц, поскольку заболевание у него возникло еще во внутриутробном периоде или во время родов и опыта движения в этих группах мышц у него нет.

Оказывается, конь при движении посылает наезднику более ста двигательных импульсов в минуту, и они вызывают в человеческом организме ответную реакцию: происходит естественный массаж позвоночника, рук, ног. Массаж сочетается с естественным теплом лошади. Преимущество иппотерапии заключается в возможности многократного повторения всех этих движений, при этом удается избежать монотонности, как при занятиях на тренажере. Повторяющиеся колебательные движения тела носят характер растягиваний, сжиманий, вращений отдельных частей тела. Лошадь помогает больному ребенку осознать движение, регулировать мышечный тонус и приобрести необходимые двигательные навыки.

К терапевтической миссии лошадь готовят несколько лет . Во время сеанса она делает несколько медленных кругов. В это время малыша могут вытягивать вдоль лошадиной спины, положить животом поперек крупа, перекатывать через спину или усадить верхом — все по показаниям. Кроме квалифицированного сотрудника центра, во всех упражнениях, как правило, участвуют родители ребенка.

Езда верхом благотворно влияет также на нервную систему: требует большой концентрации внимания, целенаправленных движений при управлении лошадью, развивает способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных действий.

Лошади обладают очень сильным биополем и способны «заряжать» человека позитивной энергией, причем это происходит не только во время верховой езды, но даже если просто постоять рядом с лошадью, погладить или почистить ее.

Иппотерапия потому и помогает, считают специалисты, что лечебные комплексы подкрепляются мощным энергетическим полем лошади и сопровождаются эмоциональным всплеском со стороны ребенка.

Исследования показывают, что у детей, больных ДЦП, которые проходят курс иппотерапии, значительно улучшается эмоциональное и физическое состояния, осанка, расширяются возможности в разведении и отведении ног в стороны, что способствует улучшению походки ребенка.

Процесс реабилитации больных ДЦП носит длительный характер, он требует настойчивости и целеустремленности не только от родителей, но и от самих детей. Минимальный курс печения при помощи иппотерапии длится год: 1-3 занятия в неделю по 20-30 минут. Он должен быть согласован с врачами-специалистами (невропатологом, реабилитологом), которые .

Видео про иппотерапию

Иппотерапия – лечебная верховая езда практикуется во многих странах как эффективно доказавший себя метод в терапии расстройств различного спектра. Лошадь издревле считается целительным животным, из исторических источников известно, что воины, проводившие много времени в седле, очень быстро шли на поправку после травм и ранений.

Что такое иппотерапия?

Иппотерапия (др.греч. ἵππος – лошадь) – коррекционно-реабилитационный метод, относящийся к анималотерапии и основанный на лечебной верховой езде включающей в себя специально подобранные упражнения. Является вспомогательным методом к традиционным видам лечения. Что лечит иппотерапия:

  • неврологические нарушения;
  • расстройства аутистического спектра;
  • артриты различной этиологии;
  • рассеянный склероз;
  • нарушения слуха и зрения;
  • поведенческие расстройства;
  • (реабилитация).

Иппотерапия для детей

Иппотерапия – верховая езда с целью улучшения физического и эмоционального состояния у детей с различными нарушениями дает ряд положительных терапевтических эффектов. Лошадь – уникальное животное, обладающее особенной положительной энергетикой, при взаимодействии с которой у детей лучше проходит процессы реабилитация. Выполняя упражнения верхом на лошади, формируются необходимые двигательные навыки.

Иппотерапия для детей с ДЦП

Сегодня, иппотерапия для детей инвалидов становится очень актуальной и востребованной. Детский церебральный паралич характеризуется множественной симптоматикой и регистрируется у 2 новорожденных из 1000. Иппотерапия при ДЦП способствует:

  • устранению негативного влияния гиподинамии;
  • восстановлению двигательных функций;
  • улучшению физических и психических показателей здоровья.

Эффективность лечебной верховой езды при ДЦП обусловлена факторами:

  1. Включение в работу всего мышечного корсета без волевого участия и мозговой активности (на обычных тренажерах этого сложно достигнуть, потому что ребенок с ДЦП не понимает какие мышцы надо напрягать).
  2. Массаж с тепловым эффектом. Во время движения, от лошади к человеку проходит до 100 двигательных импульсов, которые способствуют сжиманию, растягиванию, вращению определенных частей тела. Ребенок начинает осознавать движение.
  3. Происходит созревание психических процессов.

Иппотерапия для детей с аутизмом

Расстройства аутистического спектра у современных детей – это сегодняшняя реальность, с каждым годом процент таких ребятишек увеличивается. сложно поддается лечению, но родители посвятившие много внимания развитию своего ребенка видят значительные улучшения состояния. Иппотерапия при аутизме выстраивается следующим образом:

  1. Подготовительная часть. Цель - сформировать у ребенка с аутизмом способности терпеливого ожидания без истерики. Ребенок надевает шлем и готовит лакомство для животного, затем идет к монтуару.
  2. Посадка на лошадь. Задачами этапа являются: преодоление себя в необходимости взаимодействия с иппотерапевтом и лошадью – это очень нелегко дается аутисту, привыкшему быть в своей «скорлупке». Развивается координация.
  3. Индивидуальный подбор упражнений.
  4. Спешивание и выражение благодарности лошади.

Иппотерапия для детей с ЗПР

Многообразие нарушений при ЗПР в целом подводят к большой актуальной на сегодняшний день проблеме готовности ребенка к школе. Иппотерапия для инвалидов и детей с задержкой психического развития (ЗПР) оказывает многофакторное воздействие, в отличие от других корректирующих методов. Результаты иппотерапии при ЗПР:

  • стабилизируется эмоциональное состояние;
  • формируется готовность к учебной деятельности;
  • овладевая навыками езды, ребенок учится быть самостоятельным и успешным;
  • повышается ;
  • формируется концентрация, усидчивость;
  • развиваются аналитические способности;
  • развитая моторика оказывает положительное влияние на развитие мозговых структур.

Иппотерапия для взрослых

Занятия иппотерапией не имеет возрастных ограничений, только противопоказания, связанные с тяжелыми заболеваниями. Взрослые медленнее достигают результатов, чем дети, и реабилитация может быть растянута во времени, но это не повод для отчаяния и если есть твердое желание улучшить свое самочувствие, то важны постоянность и системный подход. Есть случаи, когда люди, пришедшие заниматься лечебной верховой ездой после 50, достигали значительных результатов и участвовали в параолимпийских выездках.


Иппотерапия – лечение

Иппотерапия при ДЦП и других серьезных недугах строится на специально разработанных комплексах упражнений, доказавших свою эффективность в течение многих лет. Лечебная верховая езда – это всегда индивидуальный подход к пациенту. Лечение осуществляется во время упражнений, и сложившегося эмоционального контакта: человек – лошадь, приводящего в состояние равновесия нервную систему.

Иппотерапия – упражнения

Все занятия с лошадьми проводятся под присмотром иппотерапевта и усложняются постепенно. Для людей с ограничениями по здоровью важно использовать седло для иппотерапии, которое специально разработано с учетом рекомендаций врачей. Иппотерапия – упражнения на лошади для начинающих:

  1. Исходная позиция №1 – сесть верхом на лошадь, лицом к ее голове, руки свободно опущены вдоль туловища. Инструктор ведет лошадь, которая сначала идет медленными короткими шагами, перемежая длинными и совершая остановки. Задача – научиться удерживать равновесие, сохраняя спину прямой.
  2. Исходная позиция №2 – сесть верхом, лицом к хвосту лошади. Цель – удержание равновесия, лошадь идет перемежающими шагами (короткие, длинные).
  3. Исходная позиция №3 – сесть боком, лицо при этом повернуто вправо или влево (сторону поворота определяет иппотерапевт исходя из особенностей пациента). Инструктор ведет лошадь, совершаются те же маневры, что и в предыдущих двух позициях.

Иппотерапия – коррекция осанки:

  • сидя верхом на стоящей лошади, совершаются поочередные наклоны правой и левой руки к противоположной ноге;
  • наклоны туловища вперед и назад;
  • эти же упражнения проделать на движущейся лошади.

Иппотерапия – противопоказания

Польза от занятий с лошадьми многогранна и обладает мощным терапевтическим эффектом. Вред иппотерапии обнаруживается в тех случаях, когда существовали противопоказания, и не было согласованности с врачом на проведение занятий. Иппотерапия строго противопоказана в следующих случаях:

  • тяжелые врожденные и приобретенные деформации позвоночника;
  • острые психические состояния;
  • ожирение 3 степени;
  • мышечная дистрофия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли различного генеза;
  • синдром Дауна с врожденными аномалиями шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • миопия (высокая степень);
  • глаукома;
  • любые воспалительные заболевания в остром периоде;
  • желчнокаменная болезнь;
  • множественные камни в почках;
  • послеоперационный период.

Иппотерапия – книги

Из приведенной ниже литературы можно увидеть, что иппотерапия обладает широкими возможностями и будет полезна к прочтению родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кто не равнодушен к конному спорту. Список книг:

  1. «Знакомьтесь - Иппотерапия » Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д. Уебб. Брошюра-руководство для иппотерапевтов с описанием методик по работе с детьми инвалидами.
  2. «Иппотерапия. Лечебная верховая езда » Д.М. Цверава. В книге рассмотрены методы иппотерапии по улучшению состояния при заболеваниях: ДЦП, аутизм, нарушение осанки, остеохондрозе, синдроме гиперактивности с дефицитом внимания.
  3. «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике » Хрестоматия. Общение с лошадьми открывает новые возможности у взрослых и детей с ограниченными возможностями, снимает тревожность, агрессию, лечит депрессию. Иппотерапия – методики, разработанные немецкими специалистами на протяжении нескольких лет и показавшие результативность, с ними можно ознакомиться на страницах хрестоматии.
  4. «Профилактика и лечение сколиоза конным спортом » Д.М. Цверава. В этой книге автор рассматривает занятия с лошадьми не как форму лечебной физкультуры, но как полноценный спорт.
  5. «Руководство по верховой езде » Дж. Бикнел, Х.Хенн, Дж. Вебб. Социальная реабилитация, наравне с медицинской, важна для детей с ограниченными возможностями. Брошюра содержит полезные материалы по иппотерапии.

Иппотерапия - лечебная гимнастика на лошади (hippos по-гречески «лошадь») - давно известная эффективная терапевтическая помощь для больных с различными заболеваниями, в том числе для детей с ДЦП.

Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения па лошади для реабилитации детей были предприняты в начале 50-х гг. XX в. в Германии, странах Скандинавии, а затем в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польше и Франции.

Иппотерапия успешна при различных заболеваниях и в любом возрасте, так как она решает лечебно-профилактические, психолого-педагогические и медико-социальные проблемы реабилитации.

Основы оздоровительного воздействия верховой езды заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовать и систематизировать свои движения.

Еще Гиппократ отмечал общеукрепляющий эффект занятий верховой ездой. В 1751 г. Дели Дидро в трактате «О верховой езде и ее значении для сохранения здоровья» писал: «В каждую эпоху считалось признанным, что физические упражнения являются наиболее надежным и эффективным способом поддержания здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их при первых же проявлениях». Французский врач Перрон в конце XIX столетия одним из первых дал научное объяснение воздействия иппотерапии на организм. Он утверждал, что благоприятное влияние верховой езды заключается в активизации двигательных, дыхательных функций, кровообращения и других органов и систем. В 1953 г. в Норвегии был открыт первый специальный центр верховой езды для детей-инвалидов. В 1991 г. па VII Международном конгрессе в Дании была учреждена Международная федерация верховой езды для инвалидов (FRDY).

Число реабилитационных центров с лечебной верховой ездой увеличивается с каждым годом (например, в США их более 1000, в Великобритании около 700, во Франции более 300, в Польше более 60).

В нашей стране иппотерапия стала применяться в конце 80-х гг. XX в. в Грузии, где готовят кадры но лечебной верховой езде в Тбилисской медицинской академии последипломного образования (профессор Д.М, Цверава). В 1991 г. в Москве па базе цент-

рального Московского ипподрома открыт первый и стране центр иппотерапии для детей-инвалидов. В 1999 г. в Москве была учреждена Национальная федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Первые российские конноспортивные соревнования для инвалидов по программе Специальной олимпиады были проведены в Москве в 1996 г.

О влиянии лечебной верховой езды на организм ребенка с ДЦП говорится в работах Д.М. Цверавы, А.И. Денисенкова ссоавт. (2002).

Основные преимущества иппотерапии

  1. При верховой езде включаются в работу практически все группы мышц, при этом происходит регулирование мышечного тонуса. При правильной посадке на лошади расслабляются наиболее спастичные мышцы бедер и голени.
  2. Сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, ребенок старается сохранить равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и проблемные мышцы.
  3. Ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают расслабление спастичных мышц, расслаблению мышц бедер и ягодиц способствует также тепловой эффект от спины лошади, температура ее тела 37,5°С.
  4. Верховая езда уменьшает амплитуду и количество гиперки-незов, улучшает координацию движений.
  5. Движение спины лошади происходит во всех трех плоскостях - фронтальной, сагиттальной и горизонтальной. Трехмерное Движение спины лошади, идущей шагом, соответствует движению человека при ходьбе, что формирует нормальные сенсомоторные стереотипы, т.е. у всадника возникает ощущение нормального прямохождения.
  6. Верховая езда развивает ориентацию и ощущение своего тела в пространстве.
  7. Верховая езда самым естественным образом влияет на оба полушария, так как происходит трехмерное движение лошади и всадника с постоянным пересечением средней линии тела.
  8. Ни один из спортивных снарядов не дает такой сильной мотивации, как лечебная верховая езда, при которой подавляется чувство страха, происходит максимальная мобилизация волевой сферы, у ребенка появляется уверенность, самоутверждение, а занятия воспринимаются как развлечение, игра, удовольствие.
  9. Верховая езда помогает освоению сложных точных движений, воздействуя на разные части тела и улучшая зрительно-моторную и слухомоторную координацию, вестибулярный аппарат, формируя схему собственного тела.
  10. Лечебная верховая езда расширяет представления ребенка о животных, окружающей природе и его месте в окружающем мире, повышает специальную адаптацию ребенка.
  11. Верховая езда дает эмоциональный подъем, радость от общения с лошадью, повышает настроение, активизирует познавательную сферу и психику ребенка.

Задачи иппотерапии при детском церебральном параличе

  • коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата;
  • увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей;
  • нормализация мышечного тонуса и иозотонических реакций;
  • нормализация силы мышц;
  • развитие мышеч но-суставного чувства и мышечно-сенсорной координации;
  • формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, равновесия и ориентировки в пространстве;
  • формирование опороспособности нижних конечностей;
  • развитие манипулятивной функции рук;
  • улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
  • нормализация вегетативных функций;
  • повышение адаптации организма к физическим нагрузкам;
  • абилитация организма ребенка, формирование необходимых двигательных навыков;
  • развитие речи, мышления, памяти, внимания;
  • снижение реактивности и тревожности;
  • стабилизация эмоциональной сферы;
  • воспитание самостоятельности, независимости, социальная и бытовая реабилитация.

Противопоказания к занятиям иппотерапией

  • врожденная ломкость костей;
  • гемофилия;
  • острые инфекционные заболевания;
  • эписиндром органического генеза;
  • хронические заболевания почек, мочекаменная болезнь, цистит, геморрой;
  • острые травмы шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • соматические заболевания в остром периоде, при тяжелой степени заболевания или в стадии декомпенсации;
  • туберкулез;
  • психические нарушения тяжелой степени;
  • менструации у девочек;
  • паховые грыжи.

При занятиях верховой ездой необходим постоянный врачебный контроль для регулирования нагрузки и рационального сочетания лечебной верховой езды с другими методами комплексной реабилитации.

Взаимодействие и взаимовлияние всадника и лошади вносит в процесс реабилитации свои сложности и особенности, поэтому важен оптимальный подбор пары «пациент - лошадь». Кроме того, необходимы четко согласованные и экономные действия лошади и всадника. Каждый момент их взаимодействия - это балансирование в движении, так как баланс возможен только в движении.

Двигательное поведение ребенка на лошади

Двигательное поведение ребенка на лошади необходимо развивать с туловища, а затем переходить на конечности, так как важно создать стабильную опору для движений рук и ног. В двигательном развитии ребенка первого года жизни также вначале происходят подъем и удержание головы, повороты, а затем опора на плечи, локти и кисти. И только овладев перечисленными навыками ребенок начинает осваивать хватательные движения пальцами. Вначале его движения размашисты, с большими физическими затратами, затем они оптимизируются и становятся экономными, с минимальной затратой сил. Таким образом, вначале происходит освоение движения, а затем формируется координация.

Красивое экономное движение на лошади всегда происходит в трех плоскостях, так как если бы оно происходило только в одной плоскости, мы передвигались бы как роботы.

Мышцы рук и ног состоят преимущественно из динамических волокон, а мышцы туловища - из статических, обеспечивающих стабильное положение всего тела при движении. Не сокращение, а медленное, контролируемое расслабление является самым сложным и наиболее оптимальным способом тренировки мускулатуры и сохранности суставов. Если мышцы работают ритмично, четко взаимодействуя со своими мышцами-партнерами (синерги-стами), они постоянно получают новый приток кислорода и молочная кислота в них не накапливается. Мышцы функционируют продолжительно, если не подвергаются длительному напряжению. При этом движение происходит не в одном суставе, а образуются мышечные цепочки во всем теле. При посадке на лошади большинство суставов находятся в среднефизиологическом положении, обеспечивая наиболее оптимальное воздействие на мышцы, что особенно важно для коррекции двигательных нарушений у детей с церебральным параличом.

Несбалансированный всадник похож на плохо упакованный и плохо зашнурованный рюкзак, поэтому чем спокойнее и увереннее посадка, тем быстрее лошадь отреагирует на изменение положения тела всадника. При правильной посадке даже высокий и грузный ребенок покажется лошади более легким, чем неправильно сидящий худой. При лечебной верховой езде грудная клетка является наиболее стабильной частью туловища, голова -наиболее подвижной, а таз контролирует движения, поступающие от лошади снизу, передавая их позвоночнику в координированной форме.

Плечевой пояс, как коромысло, должен ровно лежать на грудной клетке. Положение плечевого пояса относительно грудной клетки зависит от положения грудного отдела позвоночника. Если не работают нижние стабилизаторы лопаток, компенсаторно происходит перенапряжение мышц шейно-затылочной области. При напряжении затылочных мышц при ДЦП плечевой пояс как бы повисает на них, вместо того чтобы лежать на грудной клетке. Из-за этого еще больше сокращаются и без того напряженные большая и малая грудные мышцы. Руки всадника должны быть «мягкими» и двигаться независимо от стабильного туловища. Ноги должны быть центром равновесия и раскрепощенности. Двигательные импульсы от ног передаются через таз к позвоночнику.

Кроме того, ребенок должен так распределить свой вес, чтобы рационально согласовывать движения своего тела с движениями лошади, не отставая и не опережая.

Верховая езда - это «игра в равновесие», поскольку лошадь реагирует даже на минимальное изменение распределения веса всадника, чтобы найти общее с ним равновесие. Сохранение правильной осанки при лечебной верховой езде является не статической неподвижностью, а тончайшей формой балансирования вокруг оси равновесия. Все это очень важно для коррекции двигательных нарушений при ДЦП.

Потеря баланса может происходить во всех направлениях -вперед, назад, в сторону. Потеря всадником равновесия выводит из баланса и саму лошадь - это нервирует и пугает ее, приводит к сбою ритма, потере раскрепощенности.

В движении лошади выделяют шаг, рысь и галоп. Шаг лошади подобен человеческому шагу, поэтому ребенку через лошадь передается стереотип человеческой ходьбы. Рысь - более быстрое непрерывное движение лошади, а галоп - это прыжок, подскок.

Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия четырех участников лечебного процесса: всадника, инструктора, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, т.е. страхует пациента, дает задания, следит за их выполнением, руководит действиями коновода. Коновод отвечает за поведение лошади. Степень участия всадника в верховой езде зависит от тяжести патологии, от аллюра лошади, ее характера и выездки.

Лечебная верховая езда несомненно оказывает огромное психофизическое влияние на организм ребенка, страдающего ДЦП.

Три группы детей с ДЦП

По степени выраженности двигательных расстройств при ДЦП пациенты распределяются на три группы:

  1. К первой группе относятся дети с незначительно выраженными двигательными нарушениями в верхних конечностях, передвигающиеся самостоятельно без помощи специальных приспособлений;
  2. Ко второй группе относятся дети с преобладанием двигательных расстройств в нижних конечностях, передвигающиеся самостоятельно при помощи специальных приспособлений;
  3. К третьей группе относятся дети, практически не способные передвигаться самостоятельно.

В зависимости от тяжести двигательных нарушений выделяют следующие особенности проведения занятий но иппотерапии (Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И., 2005).

Для детей первой группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь, самостоятельное спешивание;
  • упражнения на стоящей и идущей лошади, применение элементов манежной езды шагом;
  • при легкой степени двигательных расстройств возможно включение в занятие более быстрого аллюра движения лошади -рыси.

Для детей второй группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь;
  • упражнения на стоящей лошади;
  • езда шагом, упражнения на идущей лошади: остановка, повороты, перемены направления, езда с седлом и без седла.

Для детей третьей группы:

  • знакомство с лошадью;
  • посадка на лошадь;
  • езда на лошади без седла, с помощью специального седла при постоянной помощи методиста;
  • упражнения на стоящей и идущей лошади.

Четыре этапа иппотерапии при ДЦП

А.И. Денисенков, Н.С. Роберт, И.Л. Шпицберг (2002) выделяют четыре этапа ишютерапии при ДЦГТ.

  • На первом, адаптационном, этапе происходит знакомство ребенка с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. Идет подготовка к решению основных кор-рекционных задач.
  • На втором этапе происходит создание общего функционального базиса занятия. У пациента формируется равновесие и посадка, выполняются дыхательные упражнения.
  • Третий этап реабилитационного курса включает собственно реабилитационные мероприятия, основными задачами которых являются снижение спастичности, увеличение силы паретичных мышц, объема пассивных и активных движений, формирование двигательных навыков.
  • На четвертом, заключительном, этапе реабилитационного курса происходит закрепление результатов.

При организации занятий иппотерапией используются: упражнения вдоль и поперек лошади в положении как на спине, так и на животе; движения в различных суставах верхних и нижних конечностей; наклоны и повороты туловища; дыхательные упражнения; посадка спиной вперед; упражнения с закрытыми глазами; езда с применением средств управления лошадью; освоение элементов манежной езды шагом; задания для тренировки легкой моторики: элементы подвижных игр - кольцеброс, метание мяча на точность.

Курс иппотерапии состоит из 10 занятий 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия от 15 до 45 минут в зависимости от тяжести двигательных нарушений, возраста, правильности выполнения упражнений и пр.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / Под ред. С. П. Евсеева, С. Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с. Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 5. Методы физической реабилитации больных ДЦП. - С. 271-278.