Самурайские мечи. Японское оружие и его виды

Географическое положение Японии делает ее конечным пунктом, «накопителем» культурных импульсов материкового Востока. Культурные явления, идущие из Индии, Китая, Кореи, достигая Японии, утрачивают экспансивность и начинают совершенствоваться, обретая завершенность. Япония склонна не столько продуцировать новое, сколько бережно культивировать и рафинировать уже существующее. Это относится даже к таким культурным феноменам, как чайная церемония, дзен, «сады камней», этикетность поведения и ритуализация всех сторон жизни (восходящая к конфуцианским добродетелям).

Естественно, предельная ритуализация не могла миновать меч – символ правящего сословия.

Для многих любителей Востока словосочетание «японский меч» означает катану, и даже современное кэндо многие связывают именно с этим оружием. Между тем это и неполно, и неверно. Оружие кэндо – синай, прямая бамбуковая имитация меча, сама форма которого, в сочетании со спортивными тактическими задачами, диктует жесткую прямолинейную технику, построенную на рубящих ударах. Изогнутая и достаточно массивная катана лучше приспособлена для более пластичных (хотя и не менее мощных) рубяще-режущих движений. И дело не только в том, что бамбуковой заготовке трудно придать изогнутую форму. Сам иероглиф, читающийся в сочетании «кэндо» как кэн, в качестве самостоятельного слова имеет чтение «цуруги», а вовсе не «катана». А ведь цуруги – тоже «японский меч», причем исконный.

Первые достоверные упоминания об изогнутом мече не старше 8-9 веков, а старейший известный меч датирован 1159 годом. До того японские воины использовали цуруги – прямой меч с двусторонней заточкой. Подобные мечи обнаруживаются в гробницах древнеяпонских родовых вождей и напоминают старинные китайские, от которых, скорее всего, они и произошли. Цуруги имел клинок длиной около 70 см. Судя по относительно короткой рукояти, это одноручный меч. Цуруги действительно ближайший родственник цзяня – классического оружия китайских аристократов. Цзянь также являлся символом императорской власти и священной особы императора.

Безусловно, это обстоятельство повлияло и на отношение к мечу японцев. В 7 веке там «по государственному заказу» записывался и унифицировался свод синтоистских мифов «Кодзики» («Записки о деяниях древности»). В основу ее положена мифология земель Ямато – центра японской государственности, откуда происходил императорский род. Стремясь не уступать великому китайскому государству, правители Японии китаизировали характер, отношения и статус божеств. По аналогии с китайским культом предков, в котором особое значение для всей страны играл культ божественных предков императора, главенство в пантеоне было отдано солнечной богине Аматэрасу и ее потомкам, основателям японской императорской фамилии. Отправляя своего внука Ниниги на землю, богиня вручила ему 3 священных предмета: зеркало, яшмовую подвеску и меч – будущие императорские регалии. Так и в Японии меч стал сакральным предметом, связанным с императорской властью.

В 7-8 веках применялись и мечи корейского образца корай-цуруги: прямые, но более длинные и тяжелые, двуручные, с односторонней заточкой.

Примерно тогда же появился и изогнутый меч. Это могло диктоваться развитием технологии и потребностями военного дела. Воинскому сословию нужно было оружие не для утонченного фехтования, а для массового боя в доспехах. Гораздо более мощный изогнутый меч равно позволял и колоть, и рубить, был гораздо удобнее в конном бою. В оппозицию заимствованному из Китая прямому мечу, он был назван «нихон-то» – «японский меч».

Но насколько японским был в действительности этот прообраз катаны? В ранних хрониках такой меч называется «корейским». Изогнутые мечи действительно были распространены в Корее, а мастера и приемы металлообработки отличались высочайшим для того времени уровнем. Кстати, изогнутый меч за века своего существования заметно эволюционировал, менялось месторасположение изгиба, его кривизна и т. д.

Конечно, к мечу относились с высочайшим почтением. Но подобное отношение к «благородному» оружию вообще свойственно средневековому обществу, где война – обязанность и право высших слоев. Поэтому вызывает сомнения, например, что каждый клинок изготавливался в течение долгих лет, причем весь процесс его создания был опутан возвышенными ритуалами. Да, ритуальная сторона сопровождала эту деятельность, как и любую другую (так, гадания и ритуалы сопровождали выбор дня начала путешествия, важных мероприятий и даже мытья волос). Изготовление меча сопровождалось ритуалами очищения, но едва ли каждый клинок изготовлялся в течение многих лет, как нередко пишут популярные статьи и издания.

Часто читаешь о многолетнем выдерживании заготовок в земле; о едва ли не многомесячном процессе полировки. Что изготовлением клинков занимались сами самураи, потому, якобы, что этого священного предмета не должны были касаться руки простолюдина. Но вспомним, что в эпоху феодальных войн, десятилетиями длящихся военных конфликтов, меч – это прежде всего оружие. Оно активно использовалось в бою, а значит щербилось, тупилось и ломалось. По-настоящему сакральный предмет нельзя подставлять под удары другого меча (столь же сакрального), рубить им по стальному доспеху...

Основную часть своей истории японский меч – продукт массового производства. Статус священных могли приобретать избранные экземпляры клинков, обладающие теми или иными выдающимися свойствами или биографией. И такой меч вряд ли активно использовался в военных действиях, служа скорее статусным оружием. Подавляющее же большинство мечей отличались хотя и высокими, но заурядными качествами. Попадались и откровенно скверные.

Мечи требовались в большом количестве, и на изготовление клинка никак нельзя было тратить несколько месяцев. Делали их обычные ремесленники, хотя и выделяемые из общей массы мастеровых в силу особой сложности и престижности их работы. Да, встречались и великие мастера – как и в любой профессии, их были единицы. Возможно, самураям и не возбранялось заниматься этим не низким ремеслом, но если кто-нибудь из них и изготавливал мечи или их части, то занимался этим «для души».

Собственно, долгое время «символом» самурая был не меч, а лук. С конца периода Ямато (ок. 300-710 гг.) с распространением конницы лук становится неотъемлемой принадлежностью родовитого воина, и даже величина армии исчисляется по числу луков. Искусство стрельбы из лука – одна из важнейших воинских дисциплин, обязательная часть «образования» благородного юноши, а соревнования в стрельбе – излюбленное развлечение и воинского сословия, и придворной аристократии. Даже в 17 веке среди более чем двух десятков воинских искусств первое место отводилось стрельбе из лука.

А как же культ меча? В том или ином виде он действительно существовал, проявляясь почтением к оружию – как к своему, так и к чужому. Но ведь для средневекового сознания вообще характерна этикетность и ритуализация действительности, тем более в столь важной ее части, составляющей основу существования верхушки общества. Многочисленные тексты, посвященные средневековой Японии, пестрят описаниями ритуалов, окружавших обращение с мечом.

Войти в чужой дом с оружием мог только «старший по званию», все остальные передавали меч слуге, бережно возлагавшему его на особую подставку. Взять чужой меч без спросу, задеть его в толпе даже случайно – смертельное оскорбление. Частично обнажить оружие – вызов, и т.д. Существовало множество детально разработанных правил. Но едва ли стоит усматривать в этом проявление загадочной японской души. Подобный «культ» оружия существовал у многих народов – например, в средневековой Европе. Едва ли можно представить немца или француза, без разрешения хватающего, а тем более пинающего чужой меч. А жест руки, опускающейся на эфес или частично обнажающей клинок, безусловно, воспринимался как угроза.

Культ меча в том виде, как мы привыкли о нем слышать, возник гораздо позже наступления расцвета самурайской культуры – в 17 веке. С установлением твердой власти и прекращением междоусобиц меч почти перестает использоваться в военных действиях и превращается в поединочное оружие, символ и предмет сословной гордости. Здесь развиваются и окончательно оформляются многочисленные ритуалы, окружавшие «душу самурая» – его меч. Самураи того времени стали уделять значительно большее внимание отделке меча – более раннее, боевое оружие имело гораздо более скромный вид. Начиная с 17 века возникает множество школ боевых искусств, а прикладное кэн-дзюцу (искусство меча) начинает постепенно превращаться в кэн-до – путь меча.

Перевод Елена Семашко

Самураи – легендарные воины и, возможно, самый известный класс людей в древней Японии. Они были благородными бойцами и боролись со злом (и друг с другом) при помощи мечей и ужасающего внешнего вида, следовали строгим моральным правилам, которые управляли всех их жизнью.

Это была та информация, которой владеют многие, однако на самом деле, есть много того, чего мы не знаем о самураях…

10. Женщина-самурай

Хотя «самураи» - это понятие, обозначающее мужчину, японский социальный класс «буши» (сословие самураев) тем не менее, предоставляет свидетельства, что существовали женщины, получившие ту же подготовку в искусстве боя и стратегии. Этих женщин называли «онна-бугейша», и известно, что они участвовали в поединках наряду с соперниками-мужчинами.

Так как исторические документы предоставляют относительно мало информации об этих воинах-женщинах (традиционная роль женщины этого сословия была поддерживать домашний уют), мы можем предположить, что их было очень мало. Тем не менее, недавние исследования свидетельствуют о том, что японки участвовали в битвах гораздо чаще, чем об этом пишут историки. Когда провели тест ДНК человеческих останков на месте битвы СенбонМатсубару 1580 года, 35 из 105 тел были женскими. Подобные исследования в других местах показали тот же результат.

9. Доспехи

Самое странное, что известно о самураях, это, пожалуй, их необычные, богато украшенные доспехи. Но каждая их частичка имела свою функцию. Доспеха самурая, в отличие от доспехов европейца, всегда создавались для мобильности. Хорошие доспехи должны были быть прочными, но достаточно гибкими, чтобы тот, кто их носит, мог свободно двигаться на поле боя. Доспехи делали из лакированных пластин из металла или кожи, связанных вместе кожаным или шелковым шнурком. Руки защищали прямоугольные накладки на плечи и легкие армированные рукава. Правая рука часто была без этого рукава, чтобы не ограничивать в движении.

Самая странная часть доспехов, шлем кабуто, также служил своей цели. Задняя часть была сделана из металлических пластин, а передняя, что защищала лицо и лоб, завязывалась сзади снизу и сверху шлема. Самая интересная часть шлема- защита шеи. Она защищала воина от стрел и мечей со всех сторон. На некоторых шлемах также наносили орнамент или дополнительные украшения, например, нарисованные усы, демонические маски, которые с одной стороны были средством защиты, с другой - отпугивали врага. Внутри шлема находилась кожаная кепка, которая обеспечивала удобство.

Хотя многое в самураях изменялось с годами, их доспехи всегда оставались неизменными. Они были настолько хорошо и эффективно сделаны, что армия США взяла их за образец при создании современных бронежилетов.

8. Гомосексуализм

Немногие знают, что самураи были не очень целомудрены, когда дело касалось половых отношений. Они не только признавали существование однополых связей, но и поощряли это. В основном это были отношения между опытным самураем и его молодым учеником. Это называли «вакашудо» (путь молодых), и, по сведениям, это практиковалось всеми самураями. Фактически, вакашудо было настолько распространено, что было странно, если кто-то этим не занимался.

Хотя вакашудо – неотъемлемая часть жизни самурая, история об этом умалчивает. Также в популярных воплощениях самурая в кино, представленные Акирой Куросава и актером ТошироМифине, не говорится об этом ни слова.

7. Западные самураи

Те, кто смотрел фильм «Последний самурай» знают, что при определенных обстоятельствах даже не японцы могли стать самураями. Особой чести удостаивались только могущественные лидеры, например, даимиос (территориальные лорды) или шоган (военачальник).

В истории есть сведения о четырех людях с запада, которые удостоились чести назваться самураем: искатель приключений Вилиам Адамс, его коллега ДжанДжостенванЛоденстейн, офицер морского флота Юджин Колаш, и торговец оружием Эдвард Шнел.

6. Цифры

Многие думают, что самураи были либо боевой элитой (как Спецназ в России) или небольшой кастой дворянского сословия. Изначально слово «самурай» означало «тот, кто служит для дворян». Со временем, понятие расширилось и стало означать класс буши, а именно воинов среднего и высшего сословий.

Это значит, что в Японии было гораздо больше самураев, чем мы думали. В лучшие времена 10 процентов населения Японии были самураями. Из-за большой численности и долгого влияния, говорят, в крови каждого японца течет кровь его предков самураев.

5. Мода

Самураи были иконами стиля своего времени, и их стиль одежды очень сильно повлиял на моду того времени. Хотя, за исключением нескольких официальных церемоний, самураи не стремились поразить своим одеянием. Хотя их доспехи были совершенными, каждая их часть имела свою функцию.

Самураи одевались для скорости, путешествий и свободы движений. Их обычная одежда состояла из широких штанов хакама и кимоно, или хататаре, запахивающийся жилет с заостренными плечами. Таким образом, руки оставались свободны, а жилет можно было быстро снять при неожиданной атаке. Кимоно обычно делали из шелка из-за его прохлады, мягкости и красивого внешнего вида. Из обуви носили деревянные сабо или сандалии.

Самой отличительной чертой «моды» самураев была их прическа. Все люди высшего сословия, кроме буддистских монахов (они брили головы), носили пучок на голове сотни лет. Возможно, сочетание пучка и бритой головы было необходимостью: так было удобнее носить шлем.

4. Оружие

Так как самураи были солдатами, они пользовались различным оружием. Традиционный меч «чокуто» был меньше и тоньше мечей средневековых рыцарей.

С развитием технологии изготовления мечей, самураи переключились на изогнутые мечи, из которых потом получился катана. Катана – самый известный тип меча в мире и, конечно, самый известный тип самурайского оружия. Бушидо (кодекс самурая) гласил, что душа самурая находится вего катана.

Некоторые самураи не использовали другого оружия, но другие были более практичны. В распоряжении самураев было различное оружие. Многие использовали длинный лук юми. На поле бои широко использовались копья. После распространения пороха в 16 веке, вместо лука уже использовали огнестрельное оружие и пушки. На дальние расстояния брали танегашима, ружье с кремневым замком.

3. Образование

Так как самураи были благородным сословием своего времени, они были больше, чем только воины. Большинство самураев были образованы. Когда только немногие европейцы могли читать, грамотность среди самураев была на высоком уровне. Также они изучали математику.

Бушадо гласил, что самурай должен совершенствоваться во всем, даже если это не относится к искусству боя. Поэтому самураи участвовали в разных культурных и актерских представлениях. Поэзия, сады камней, монохромный рисунок, чайная церемония – все это было частью самурайской культуры. Также они изучали каллиграфию, литературу и икебана.

2. Физические характеристики

Доспехи и оружие делали самураев гигантами, такими же их изображали на полотнах. Но это далеко от правды. На самом деле самураи были небольшого роста (от 160 до 165 см) и довольно худые. Для сравнения, европейские рыцари были ростом 180-185.

Более того, самурай не обязательно был чистейшим представителем расы. По сравнению с обычным японцем, часто у самураев было больше волос на теле и их кожа была светлее. Даже их профиль был более европейским. Это дает право полагать, что предками самураев была этническая группа Аину, которые ранее в истории были объектом дискриминации.

1. Харакири

Самое страшное, что мы знаем о самураях, это харакири (или сеппуку). Самурай должен совершить это самоубийство, если он не последовал кодексу самурая или чтобы его не взяли в плен враги. Сеппуку мог быть совершен как по своей воле, так и в виде наказания. В любом случае, это был достойный способ умереть.

Многие знают о сеппуку, совершенных на поле боя. Воины вонзали себе в живот клинок и двигали им вправо и влево. В этом случае другой человек, обычно это был друг самурая, отрубал ему голову, иначе смерть была бы очень мучительной.

Но традиционный сеппуку – это долгий ритуал, который начинается церемониальным омовением. Затем самурай одевался в белое, ему подавали его любимое блюдо. После окончания трапезы на его пустую тарелку клали кинжал. Далее он писал традиционное стихотворение танка, где говорил свои последние слова. После этого он брал кинжал, оборачивал его тканью, чтобы не поранить руку, и выполнял обряд. Также его помощник лишал его жизни отрубанием головы. Но это должно было быть сделано так, чтобы голова самурая не упала, а, держась на небольшом куске плоти, опустилась ему на грудь.

Copyright сайт © - Елена Семашко

А теперь чем славятся японцы? Хорошей электроникой, извращениями... Но больше электроникой. И для того, чтобы обслуживать такую технику иногда требуются профессионалы. Что такое снпч для принтера? Система Непрерывной Подачи Чернил. Да, её изобрели японцы и она позволяет увеличить срок службы вашему цветному струйному принтеру и превратить его в маленькую фотостудию

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Японских самураев был меч. Но только ли мечами они дрались? Наверное, будет интересно познакомиться с их арсеналом в деталях, чтобы лучше представлять себе традиции древнего японского военного искусства.

Начнем со сравнения арсенала японского самурая с арсеналом средневекового рыцаря из Западной Европы. Разница и в количестве, и качестве их образцов сразу же бросится в глаза. Арсенал самурая прежде всего окажется намного богаче. Кроме того, многие образцы оружия окажутся практически несопоставимыми с европейскими. Кроме того, то, что мы считаем истиной, на самом деле очень часто всего лишь очередной миф. Например, о том, что меч это «душа самурая», наслышаны все, поскольку писали об этом не один раз. Однако был ли он у них главным оружием и если «да», то всегда ли так было? Вот меч у рыцаря - да, действительно, символом рыцарства являлся всегда, но с мечом самурая все далеко не так однозначно.


Во-первых, это не меч, а сабля. Мы просто по традиции называем самурайский клинок мечом. А во-вторых, главным его оружием он был далеко не всегда! И вот тут лучше всего будет вспомнить… легендарных мушкетеров Александра Дюма! Называли их так потому, что главным их оружием являлся тяжелый фитильный мушкет. Однако герои романа пользуются им разве что во время обороны бастиона Сен-Жерве. В остальных главах романа они обходятся шпагами. Это и понятно. Ведь именно меч, а затем и его облегченная версия - шпага являлись в Европе символами рыцарства и принадлежности к дворянскому сословию. Причем собственно шпагу в Европе мог носить даже крестьянин. Купил - и носи! Но вот чтобы ей владеть, нужно было долго учиться! А позволить себе это могли только дворяне, но никак не крестьяне. Зато воевали мушкетеры отнюдь не шпагами, и точно также обстояло дело и с японскими самураями. Меч среди них стал особенно популярен в годы… мира, то есть в эпоху Эдо, после 1600 года, когда из боевого оружия он превратился в символ самурайского сословия. Воевать самураям стало не с кем, работать было ниже их достоинства, вот они и занялись тем, что начали оттачивать своё фехтовальное искусство, открывать фехтовальные школы - одним словом культивировать искусство древности и всячески его пропагандировать. В реальном же бою самураи мечами, конечно, тоже пользовались, но вначале делали это только в крайнем случае, а до того использовали лук!

Подобно французским дворянам самураи и в дни мира и в дни войны не расставались со своими мечами и даже косо брошенный взгляд рассматривали как оскорбление! Ксилография Утагава Кунисада (1786 - 1865).

В древних японских стихах говорилось: «Лук и стрелы! Лишь они счастья всей страны оплот!» И эти строки наглядно показывают, насколько важно для японцев было именно кюдо - искусство стрельбы из лука. Лишь знатный воин в древней Японии мог стать лучником. Его так и звали юми-тори - «держатель лука». Лук - юми и стрела я - были у японцев священными оружием, а выражение «юмия-но мити» («путь лука и стрел») было синонимом слова «бусидо» и означало то же самое - «путь самурая». Даже сугубо мирное выражение «семья самурая» и то в буквальном смысле при переводе его с японского языка означает «семья лука и стрел», а китайцы в своих хрониках называли японцев «Большой лук».


Фрагмент свитка "Хэйдзи-но Ран" изображает всадника в белом о-ёрой, вооруженного луком и мечом. Свиток создан в начале XIV в.

В «Хэйкэ моногатари» («Сказание о Хэйкэ»), известных японских военных хрониках XIV в., например, сообщается как в 1185 году, во время битвы у Ясима, полководец Минамото-но Куро Ёсицунэ (1159 - 1189) отчаянно сражался, чтобы вернуть лук, который он случакйно уронил в воду. Воины противника пытались вышибить его из седла, его собственные воины молили забыть о такой мелочи, но он бесстрашно бился с первыми, а на вторых не обращал внимания. Лук он достал, но его ветераны начали открыто возмущаться подобным безрассудством: «Это было ужасно, господин. Ваш лук может стоить тысячу, десять тысяч золотых, но разве он стоит того, чтобы подвергать риску вашу жизнь?»

На что Ёсицунэ ответил так: «Дело не в том, что я не хотел расставаться со своим луком. Если бы у меня был лук, подобный луку моего дяди Тамэтомо, который могли натянуть только два, а то и три человека, я, быть может, даже намеренно оставил бы его врагу. Но мой лук плохой. Если бы враги узнали, что это я владел им, они бы смеялись надо мной: «Посмотрите, и это лук полководца Минамото Куро Ёсицунэ!» Я не хотел бы этого. Поэтому я рисковал жизнью, чтобы вернуть его».

В «Хоган моногатари» («Сказание об эпохе Хоган»), где рассказывается о военных действиях 1156 года, о Тамэтомо (1149 - 1170), дяде Ёсицунэ, сказано как о лучнике настолько сильном, что враги, взяв его в плен, выбили ему долотом руки из суставов, чтобы лишить возможности стрелять из лука в будущем. Звание «лучника» было почетным титулом для любого отличившегося самурая даже тогда, когда на смену луку пришли меч и копье. Например, военачальник Имагава Ёсимото (1519 - 1560) удостоился прозвища «Первого лучника Восточного моря».

Свои луки японцы выделывали из бамбука, при этом отличие от луков у других народов, тоже применявших для этого бамбук, они были очень большого размера и при этом еще и асимметричными, так как считалось, что с таким воину будет более удобно прицеливаться и стрелять. Причем особенно удобен такой лук был для стрельбы с коня. Длиной юми обычно превосходит английские «длинные луки», так как достигает нередко 2,5 метра длины. Известны случаи, что были луки и еще длиннее. Так, у легендарного лучника Минамото (1139 - 1170) лук имел длину 280 см. Иногда луки делали настолько сильными, что одним человеку не мог их натянуть. Например, юми, предназначающиеся для морских сражений, должны были натягивать сразу семь человек. Современный японский лук, как и в древние времена, делают, из бамбука, древесины разных и волокон ротанговой пальмы. Обычная дистанция прицельного выстрела составляет 60 метров, ну в руках мастера такое оружие способно послать стрелу и на 120 метров. На некоторых луках (на одном из концов) японцы укрепляли наконечники, словно у копий, что позволяло этому виду оружия, которое называлось юми-яри («лук-копье») совмещать в себе функции лука и копья.


Родовая стрела и футляр для нее.

Древки стрел выделывались из полированного бамбука или ивы, а оперение - из перьев. Наконечник ядзири нередко представлял собой настоящее произведение искусства. Делали их специальные кузнецы, причем нередко свои наконечники они подписывали. Формы их могли быть различными, например, очень популярными были раздвоенные луновидные наконечники. У каждого самурая в колчане была особая «родовую стрелу», на которой было написано его имя. По ней узнавали убитого на поле боя так же, как в Европе это делали по гербу на щите, а победитель забирал её в качестве трофея. Цуру - тетива лука - делалась из растительных волокон и натиралась воском. Каждый лучник имел при себе еще и запасную тетиву - гэн, которую клали в колчан или наматывали на специальное кольцо-катушку цурумаки, висевшую на поясе.


Катакура Кадэтуне - самурай в черном доспехе о-ёрой и с таким же черным луком с характерной оплеткой. На поясе катушка для запасной тетивы. Заспинный флаг сасимоно изображает буддийский колокол. Городской музей Сэндай.

Многое кюдо, по европейским понятиям, лежит за рамками разумного понимания действительности и недоступно для человека с западной ментальности. Так, например, до сих считается, что стрелок в этом наполовину мистическом искусстве играет лишь только роль посредника, а сам выстрел осуществляется как бы и без его прямого участия. При этом сам выстрел разделяли на четыре стадии: приветствие, подготовка к прицеливанию, прицеливание и пуск стрелы (причем последний мог быть произведен стоя, сидя, с колена). Самурай мог стрелять, даже сидя верхом на коне, причем не из стационарного положения, а на всем скаку, как и древние скифы, монголы и североамериканские индейцы!


Родовая стрела (слева) и две гарды цуба справа.

По правилам воин буси получал стрелу и лук от своего оруженосца, вставал с места и, принимал соответствующую позу, демонстрирующую его достоинство и полный самоконтроль. Дышать при этом требовалось определенным образом, чем достигалось «спокойствия духа и тела» (додзикури) и готовность к выстрелу (югумаэ). Затем стрелок становился к цели левым плечом, с луком в левой руке. Ноги полагалось расставить на длину стрелы, после чего стрелу клали на тетиву и удерживали ее пальцами. Тем временем, расслабив мускулы на руках и на груди, самурай поднимал лук над головой, и натягивал тетиву. Дышать в этот момент нужно было животом, что позволяло мускулатуре расслабиться. Затем производился сам выстрел - ханарэ. Все свои физические и душевные силы самурай должен был сконцентрировать на «великой цели», стремлении к одной цели - соединиться с божеством, но отнюдь не на желании попасть в цель и не на самой мишени. Произведя выстрел, стрелок затем опускал лук и спокойно шел на свое место.


Перчатки для стрельбы из лука.

Со временем юми превратился из оружия благородного всадника в оружие простого пехотинца, но и тогда он не потерял уважения к себе. Даже появление огнестрельного оружия не умалило его значения, так как лук был более скорострельным и надежным, чем примитивные, заряжающиеся с дула аркебузы. Японцы знали арбалеты, в том числе и китайские, многозарядные докю, но большого распространения они в их стране не получили.

Кстати, лошадей и всадников специально обучали умению переплывать реки с бурным течением, причем они при этом должны были стрелять из лука! Поэтому лук покрывали лаком (обычно черным) и к тому же окрашивали. Короткие луки, аналогичные монгольским, японцам также были хорошо известны, и они их использовали, но затруднялось это тем, что буддисты в Японии испытывали отвращение к таким вещам, как копыта, жилы и рога убитых животных и не могли их касаться, а без этого изготовить короткий, но достаточно мощный лук просто невозможно.

А вот в Западной Европе феодалы лук за боевое оружие не признавали. Уже древние греки считали лук оружием труса, а римляне называли его «коварным и ребячливым». Карл Великий требовал от своих воинов носить лук, издавал соответствующие капитулярии (указы), однако мало в этом преуспел! Спортивный снаряд для тренировки мышц - да, охотничье оружие - добывать себе пропитание в лесу, сочетая приятное времяпрепровождение с полезным делом - да, но воевать с луком в руках против других таких же рыцарей, как и он сам - да Боже упаси! Причем луки и арбалеты в европейских армиях использовали, но… набирали для этого простолюдинов: в Англии - йоменов-крестьян, во Франции - генуэзских арбалетчиков, а в Византии и государствах крестоносцев в Палестине - мусульман-туркопулов. То есть в Европе главным оружием рыцаря изначально был обоюдоострый меч, а лук считался оружием недостойным благородного воина. Более того, лучникам-всадникам в европейских армиях запрещалось стрелять с коня. С благородного животного, каким считался конь, нужно было сначала сойти, а уж после этого браться за лук! В Японии же было наоборот - именно лук с самого начала оружием являлся благородных воинов, а меч служил для самозащиты в ближнем бою. И только когда войны в Японии прекратились, а стрельба из лука по большому счету потеряла всякий смысл, на первое место в арсенале самурая как раз и вышел меч, по сути дела, ставший к этому времени аналогом европейской шпаги. Конечно не по своим боевым характеристикам, а по той роли, которую он играл в тогдашнем японском обществе.

И с копьями дело обстояло примерно также! Ну зачем воину копье, когда к его услугам мощный и дальнобойный лук?! Зато когда копья в Японии стали популярным оружием их типов стало так много, что просто поражает. Хотя в отличие от западноевропейских рыцарей, использовавших копья с самого начала своей , в Японии они получили только в середине XIV века, когда пехотинцы начали применять их против всадников-самураев.


Сэндзаки Ягоро Нориясу - один из 47 верных ронинов, бегущий с копьем в руке. Ксилография Утагава Куниёси (1798 - 1861)

Длина копья японского пехотинца яри могла быть от 1,5 до 6,5 м. Обычно это было копье с обоюдоострым наконечником хо, однако известны копья и сразу с несколькими остриями, с крючьями и лунообразными клинками, прикрепленными к наконечнику и отведенными от него в стороны.


Редчайшее копье курадаси яри кузнеца Мумэи. Эпоха Эдо, примерно 1670 г. Рядом с ним футляр соответствующей формы.

Пользуясь копьем яри, самурай наносил удар правой рукой, стараясь проткнуть доспехи противника, а левой просто удерживал его древко. Поэтому оно всегда покрывали лаком, и гладкая поверхность позволяла его легко вращать в ладонях. Затем, когда появились длинные яри, ставшие оружием против конницы, их стали использовать скорее уже как ударное оружие. Такими копьями обычно были вооружены пешие воины асигару, напоминавшие древнюю македонскую фалангу с длинными пиками, уставленными одна к одной.


Наконечник копья яри и футляр к нему.


Ну а если наконечник копья ломался, то его не выбрасывали, а превращали вот в такой изящный кинжал танто-яри.

Формы наконечников различались, как и их длина, из которых самые длинные достигали 1 м. В середине периода Сэнгоку древко яри удлинилось до 4 м, но всадникам было удобнее управляться копьями с короткими древками, а самые длинные яри так и остались оружием пехотинцев асигару. Другим интересным видом древкового оружия типа боевых вил была сасумата содзе гарама или футомата-яри с металлическим наконечником наподобие рогатки, заточенной изнутри. Она часто использовалась самураями-полицейскими для того, чтобы задерживать злоумышленников, вооруженных мечом.


Сасумата содзе гарама

Придумали в Японии и нечто, напоминающее садовый трезубый рыхлитель и называвшийся кумадэ («медвежья лапа»). На его изображениях можно часто увидеть цепь, обмотанную вокруг древка, которая должно быть прикреплялась к запястью или к доспехам, чтобы оно не потерялось в бою. Использовалась эта оружейная диковинка при штурме замков, во время абордажа, а вот в полевом бою с ее помощью можно было зацепить вражеского воина за рога-кувагата на шлеме или за шнуры на доспехах и стащить с коня или со стены. Другой вариант «медвежьей лапы» и вовсе представлял собой палицу с растопыренными пальцами руки, причем целиком и полностью изготовленной из металла!


Булава кумадэ представляет собой яркое слияние двух стилей китайского и японского островного оружия.

Полицейские применяли также и содэ-гарами («запутанный рукав»), оружие с расходящимися в стороны от древка крюками, которым они зацеплялись за рукава преступника, чтобы тот не мог воспользоваться своим оружием. Способ работы с ним прост до гениальности. Достаточно приблизиться к противнику и с силой ткнуть него наконечником содэ-гарами (при этом будут ли причинены ему увечья или нет, значения не имеет!), чтобы его крючья с загнутыми, словно рыболовные крючки концами, впились ему тело.


Наконечник содэ-гарами.

Именно таким вот образом и пленили убийц, грабителей и буйных гуляк во времена Эдо. Ну, а в бою содэ-гарами старались зацепить противника за шнуровку на доспехах и стянуть с коня на землю. Так что наличие на японских доспехах большого количества шнуров представляло «палку о двух концах». В определенных случаях для их обладателя оно было просто смертельно опасно! На флоте тоже применяли нечто, ему подобное, - абордажный крюк ути-каги.

Все прошлое древней и феодальной Японии - это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.
Виды японского холодного оружия
В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.
Период Лука

Лук (юми) - старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы - как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.
Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри - из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы - примерно 60 метров, для профессионала - вдвое дальше.

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов. В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок. Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу - верховая стрельба с лошади.
Эра Копья
В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.


Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча
С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения "победы любой ценой" ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу - искусство владения мечом. Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться "душой самурая". Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным "щитом" во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Дайсё - большой и маленький меч

Известно, что самурай носил два меча - длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. "больший и меньший") и состояла из Дайто ("большего меча"), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето ("меньшего меча"), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу - кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) - 95-120 см, короткий - Сето (Вакадзаси) - 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси - на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3-х см, толщина спинки - 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она "цуба".

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке - Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них - Ко-катана (кокатана) - вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта - кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана - это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:


    Тати - меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.


    Танто - малый самурайский меч.


    Козука - японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.


    Та-чи - однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.


Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати - "полевой меч" с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было - поражение конных войск.

Нодати

Метательные звёзды

Сюрикены использовались для отвлечения противника

Проблема метательных звёзд в том, что они имеют очень мало общего с ниндзя. Более известные как сюрикены, они предстают в двух основных формах: в форме звезды, и прямой. В то время как они летят во врага, у самурая появляется время, чтобы достать свой меч и убить противника. Они являются одной из форм оружия отвлечения. Сюрикенами пользовались самураи каждой самурайской школы, давшие им различные названия в зависимости от их формы. Их связь с ниндзя не прослеживалась до 20-го века, поэтому называть их «звёздами смерти ниндзя» неправильно.

Кастет с шипами

Такие «кастеты» использовались во время ближнего боя

Самураи использовали для нападения шипы, чтобы наносить увечья противнику. Пример на картинке показывает, что шип может перемещаться из скрытой позиции против запястья, тем самым нанося смертельные раны врагу. В дополнение к этому, есть кольца с шипами, используемые для нанесения ударов и захватов при попытке захвата противника. Так называемые «кастеты», являющиеся куском железа, зажатым в руках, использовались для поражения тела или защиты от других видов оружия.

Цепи в умелых руках были грозным оружием

У самураев были цепи и веса разных длин и стилей. Их главным образом можно было разделить на два основных типа: цепи с меньшими весами на обоих концах и цепи с увесистым грузом на одном конце. Первый в основном используется, чтобы захватить и удерживать людей. Второй тип может легко убить человека, если цель была достигнута. Версию этого оружия можно увидеть в фильме «Убить Билла», где Чёрная мамба (героиня Умы Турман) дерётся с японской школьницей. Это оружие используется для удара, сдерживания и удушения противника.

Металлическая дубинка

Дубинка является одним из старинных видов оружия в Японии

В древней Японии оружием было всё: от простых деревянных дубинок до металлических мечей. Самураям часто приходилось оставлять свои мечи с сопровождающим или в специальной комнате на вечере. Хозяин мог даже попросить убрать их короткие мечи. В этой ситуации самурай мог взять для защиты дубинку, а имея на ней тяжёлый металлический «вентилятор», он смело мог отражать любое внезапное нападение. Кроме того, так называемая «полиция»(некоторые самураи и военные) использовала дубинки, чтобы ловить преступников.

Трость с железным крюком

Такие трости использовались не только огнеборцами

Так как дома и крупные здания в Японии были сделаны из дерева, огонь постоянно угрожал городам и населённым пунктам. Чтобы противостоять этому, были созданы команды пожарных. Часть их работы заключалась в разрушении здания вокруг пожара так, чтобы он не распространялся. Такую работу выполняли абсолютно все — от самураев до простолюдинов. Одним из основных инструментов был тяжёлым железный башмак в форме клюва. Люди разбивали ими стены и препятствия, снося участки зданий, чтобы огонь не распространялся. Тем не менее, некоторые из этих банд сформировали плохую репутацию, и этот инструмент стал ассоциироваться как разрушительное оружие.

Серп с цепью

Серп с цепью использовался как многофункциональное оружие

Серп представляет собой изогнутое лезвие, используемое для резки растений и травы; он был распространён во всём средневековом мире. Воины Японии прикрепили цепь к валу серпа, превратив его в грозное оружие. Цепь могла держать противника на расстоянии или его опутывать, в то время как серпом можно было резать врага. Ниндзя тоже использовали серпы, но не для боевых действий. С их помощью они прорывались через заборы и барьеры, а в некоторых кланах были раскладные версии, которые можно было носить в рукавах кимоно.

«Быстрая» верёвка

Такая верёвка использовалась для поимки преступников

Если предполагаемый оппонент самурая или полицейского должен был быть живым, «быстрая» верёвка — то, что нужно. Она состоит из острого железного крючка на конце разворачивающейся с большой скоростью длинной и тонкой верёвки. Крючок можно было воткнуть в ухо, щёку или руку противника. После того как враг пойман, для связывания цели использовалась более надёжная верёвка. В Японии существовала сложная система традиций о том, как связать заключённого в зависимости от его социального статуса. Считалось, что самураев сразу связывали верёвкой. Это не так. На самом деле, в начале ареста использовалась «быстрая» верёвка, и только после того, как оппонент уже ничему не угрожал, его связывали согласно статусу.

Боевой ухват

С таким оружием можно было держать врага на расстоянии

Если подойти к цели было слишком опасно или она очень далеко, то задержание проводилось с помощью боевого ухвата. Это набор из трёх длинных шестов с различными насадками. Наконечником старались поймать противника за ногу, шею или сустав, или зацепить часть одежды, чтобы задержать его, пока остальные не поймают и свяжут. На древке делались шипы, чтобы противник не мог ухватиться за него. Такие эффективные инструменты использовались для поимки особо опасных самураев, воров или преступников.

Личный нож с шипом

Нож с шипом использовался не только в бою

Вы когда-нибудь видели, что на некоторых самурайских мечах есть тонкий шип на одной стороне ножен и маленьким ножом на другой, мягко скользящим в нужном положении с помощью рукояти? Существуют различные теории для их использования, но школа самураев под названием Натори-рю говорит нам, что шип использовался для прокалывания уха обезглавленного противника, чтобы можно было прикрепить записку с именем жертвы. Шип также используется, чтобы затолкнуть язык обратно в рот, поскольку это считается неприличным. Нож для самурая был персонализированным оружием и часто использовался в качестве доказательства. Если самурай проник вглубь вражеской территории, он мог оставить его спрятанным, чтобы доказать, что он был там, когда союзники возьмут вражеские земли, или если самураю необходимо отправить важное сообщение, он может послать личный нож в качестве доказательства справедливости. Этот набор был чем-то вроде швейцарского армейского ножа времён самураев.

Только настоящим воинам разрешалось их носить

Многие знают, что ношение двух мечей (более короткий меч называется вакидзаси, а более длинный меч называется катана) является символом самураев, и только воинам было разрешено нести эти мечи. Тем не менее, до конца 16-го века мечами мог обладать почти любой человек. Победа в бою могла означать продвижение в самураи. Тем не менее с объединением Японии в 16-м веке произошло угнетение крестьян и затвердевание системы класса. Правительство самураев издало указ «Охота за мечами», лишивший простой народ своего оружия. Издав данный указ, правительство пыталось предотвратить возможные восстания. Только в период Эдо — последний век самураев — меч действительно стал их символом. До этого им были в первую очередь копье и лук. Итак, мы рассказали вам о видах самурайского оружия. Теперь вы знаете, что самураи орудовали не только своими катанами. Каждым из приведённых в списке оружий они владели в совершенстве, что делало их крайне опасными противниками.

О японских мечах сложено немало легенд, зачастую не оправданных. Наверное, немало людей на вопрос о том, как называется японский меч, ответят — Катана. От части это правильно, но только отчасти. Классификация японских мечей дело непростое. Наиболее проста классификация, на мой взгляд, по длине.

Известно, что самурай носил два меча — длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из Дайто («большего меча»), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето («меньшего меча»), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу — кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) — 95-120 см, короткий — Сето (Вакадзаси) — 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба».

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них — Ко-катана (кокатана) — вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта — кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана — это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

    Тати — меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

    Танто — малый самурайский меч.

    Козука — японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.

    Та-чи — однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было — поражение конных войск.

Нодати

Катана — самый крепкий меч в мире

Технология производства катана очень сложна — специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана — самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи — часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский — на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука . А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Тати — меч по длине равный Катана

Японский длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи — клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия — какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три — тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др. Но, настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии — это уже не катана!

Составные части катаны:

  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) - Фути (Fuchi),
  • Шнур - Ито (Ito),
  • Лезвие - Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти - Касира (Kashira),
  • Вход в ножны - Коигути (Koiguchi),
  • Оконечность ножен - Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок - Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти - Мэкуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой - Мэнуки (Menuki),
  • Хвостовик - Накаго,
  • Завязки - Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку - Самэ (Same),
  • Ножны - Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) - Сэппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча - Тэцу,
  • Клинок - Тосин,
  • Гарда - Цуба (Tsuba),
  • Рукоять - Цука (Tsuka),
  • Оплетка - Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах - Хабаки.

Японский короткий меч вакидзаси. Клинок и меч в ножнах.

Вакидзаси - короткий традиционный японский меч.

В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка - от 30 см до 61 см. Общая длина 50-80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А так же когда самурай одевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. «Танто» должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, «вакидзаси» — от 41 до 60 см, «катана» — от 61 до 75 см, «тати» — от 75 до 90 см. «Одати» от 3-х сяку 90,9 см. Самый большой сохранившийся до наших дней одати имеет длину 3 м 77 см.