Традиционное японское оружие. Самурайские мечи

Самураи были легендарными воинами, и, пожалуй, это наиболее знаменитый класс Японии. Они были благородными бойцами, сражающимся против зла (и друг против друга) с помощью мечей и в устрашающей броне, и следовали строгому моральному кодексу, который управлял всей их жизнью.

На самом же деле, популярные легенды рассказывают о самураях далеко не всё. Например:

1. Женщины-самураи

Слово «самурай» традиционно применяется только по отношению к мужчинам. Японский класс буси, к которому они принадлежали, делал возможным учить боевым искусствам и женщин - такие женщины назвались онна-бугэйся и участвовали в войнах наряду с мужчинами. Их оружием, как правило, была нагината - копьё выше человеческого роста с лезвием, напоминающим длинный кривой меч. Это оружие по сравнению с остальным было относительно лёгким и вполне эффективным.

Исторические тексты заставляют предположить, что женщин-воительниц среди всех женщин Японии дворянского происхождения было мало - традиционно японские дворянки довольствовались ролью домохозяек. Тем не менее, последние исследования доказывают, что женщины участвовали в боевых действиях гораздо чаще, чем написано в учебниках по истории. Например, был проведён анализ ДНК останков участников одного крупного сражения, и оказалось, что 35 из 105-ти принадлежали женщинам.

2. Броня

Самым необычным атрибутом самураев является, пожалуй, их странная, но красивая и богато изукрашенная броня. В отличие от доспехов европейских рыцарей, самурайская броня предназначалась в основном для мобильности.

Хорошая броня должна была быть прочной, но при этом достаточно гибкой, чтобы позволить владельцу свободно двигаться на поле боя. Она представляла собой пластины из кожи или металла, покрытые лаком, тщательно подогнанные друг к другу с помощью кожаных или шёлковых шнурков. Руки были защищены массивными прямоугольными щитками, а на месте локтевого сгиба оставался просвет. Правую руку часто оставляли без защиты для обеспечения максимальной свободы движений.

Самая странная часть брони - это шлем кабуто: чаша делалась из скованных вместе металлических пластин, в то время как лицо и лоб защищались доспехами, привязываемыми по кругу за головой и под шлемом. Самой популярной конструкцией был шлем, похожий на знаменитый шлем Дарта Вейдера - такой головной убор мог защитить владельца от мечей и стрел со всех сторон.

Также на многих шлемах были украшения и присоединяемые отдельно части, в том числе усатые демонические маски менгу, одновременно защищающие лицо и устрашающие врага. Для обеспечения мягкости в качестве подшлемника использовался кожаный платок.

Хотя самурайская броня с течением времени претерпела значительные изменения, внешний вид для неопытного наблюдателя в целом оставался одинаковым. На самом деле, броня самураев была настолько эффективна, что армия США переняла у них конструкцию своих бронежилетов.

3. Гомосексуализм

Самураи были незакомплексованными людьми, когда дело доходило до сексуальных отношений. Как и многие другие культуры воинов, например, спартанцев, самураи не только считали однополые отношения нормальными, но и активно поощряли их. Сексуальные отношения возникали, как правило, между молодыми учениками и учителем, который их тренировал - эта практика была известна как вакасюдо («путь молодёжи») и практиковалась почти всеми представителями класса буси.

Хотя вакасюдо считалась одним из основополагающих аспектов пути самурая, история сохранила об этом мало сведений - например, в массовой поп-культуре этот факт почти никогда не афишируется.

4. Западные самураи

Читатели, которые видели фильм «Последний самурай», знают, что при особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Это была особая честь, включающая в себя получение самурайского оружия и нового японского имени. Оказать её могли только особые лидеры вроде даймё (лордов-землевладельцев) или сёгуна (военачальника).

Известны четверо западных мужчин, получивших звание самурая: авантюрист Уильям Адамс, его напарник Ян Йостен ван Лоденстейн, офицер ВМС Евгений Колач и торговец оружием Эдвард Шнелл. Адамс был самым состоятельным и влиятельным человеком из всех четверых - он стал советником самого сёгуна.

5. Количество

Многие думают, что самураи были немногочисленными элитными войсками вроде современного российского спецназа или же небольшой, строго определённой дворянской кастой. Тем не менее, фактически весь социальный класс буси состоял из самураев. Первоначально слово «самурай» означало «те, кто часто посещает дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с представителями класса буси среднего и высшего уровня, в частности, с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

6. Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.

Костюм должен был обеспечивать скорость и свободу передвижения. Обычный наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ - двуполого жилета, набрасываемого на плечи. Обычной частью костюма было оружие, а хитатарэ мог быть мгновенно сброшен в случае нападения. Кимоно были сделаны из шёлка, что обеспечивало как красивый внешний вид, так и прохладу. В качестве обуви использовались деревянные башмаки или сандалии.

Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости - с выбритым лбом было удобнее носить шлем.

7. Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Первоначально оружием служил меч под названием тёкуто - тонкая уменьшенная версия прямых мечей, позже использовавшихся средневековыми европейскими рыцарями. По мере совершенствования оружейного дела самураи постепенно перешли на изогнутые мечи, которые в конечном итоге превратились в катаны. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев.

Кодекс самураев бусидо диктовал, что душа самурая заключена в его катане, и это возводило её в ранг самого важного оружия. Обычно катаны использовались в паре с дайсё, укороченной копией основного меча, бывшей символом статуса - дайсё имели право носить исключительно самураи.

Однако мечи были не единственным оружием. Не менее часто использовались юми или луки, поскольку, в конечном счёте, личная храбрость на поле боя стала цениться меньше, чем тактика и планирование. Когда в XVI-м веке появился порох, самураи отказались от луков в пользу огнестрельного оружия и пушек. Предпочтение отдавалось танэгасима - кремневым ружьям, популярным среди самураев эпохи Эдо и их слуг.

8. Образование

Члены класса самураев были гораздо большим, чем простые воины - большинство из них получали блестящее образование. В то время читать могли очень немногие европейцы, а вот уровень грамотности среди самураев был чрезвычайно высок, также они обучались и математике.

Бусидо диктовал, что самурай должен стремиться к самосовершенствованию множеством способов, в том числе не связанных с боевыми искусствами. Вот почему самураи оказали немалое влияние на культуру: они писали стихи, картины монохромными чернилами и были специалистами в чайной церемонии - всё это было обычными аспектами их культуры. Также они изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

9. Физические характеристики

Внушительная броня и оружие часто заставляют самураев казаться гигантами, и именно так они изображаются в современной поп-культуре. Однако это далеко от истины: большинство самураев были низкорослыми - так, самураи XVI-го века имели хрупкое тонкое тело и рост от 160-ти до 165-ти см. Для сравнения - рост европейских рыцарей того же периода варьировался от 180-ти до 196-ти см.

Более того, благородные самураи, возможно, не были настолько чистокровными, как им хотелось бы. По сравнению со среднестатистическими японцами, их кожа была заметно светлее, а на теле было больше волос. Их профиль, а именно форма носа, также заметно напоминали европейские. По иронии судьбы, это может означать, что самураи на самом деле произошли от этнический группы айна, считавшейся низшими японцами, часто становящимися объектами дискриминации.

10. Самоубийство

Одной из самых пугающих вещей, известных о Пути самурая, является сэппуку - ритуал, также известный как харакири. Самурай должен был покончить с собой, если был не в состоянии следовать бусидо или попал в плен. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

Большинству людей известно о «полевой» версии харакири - быстром и грязном деле. Нужно было пронзить себе желудок коротким лезвием и сдвинуть его слева направо - по сути, самурай потрошил сам себя. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Однако полный ритуал сэппуку - процесс гораздо более длительный и сложный. Начинался он с торжественного купания, затем самурай облачался в белые одежды и принимал любимую пищу, по окончании трапезы ему нужно было положить лезвие на пустую тарелку. После этого он писал песнь смерти - фактически, свои последние слова. Когда стихотворение было написано, самураю нужно было схватить лезвие, обернув предварительно руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть себе живот.

Разумеется, при заключительной части ритуала должен был присутствовать друг с мечом, который при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску плоти в области шеи, чтобы голова упала вперёд и осталась в объятиях мёртвого самурая. А если бы голова откатилась в сторону случайных зрителей, это могло бы означать вечный позор.

Стоит только взять в руки хорошую книгу, так сразу ищешь в окружающем мире что-то схожее. К сожалению, после книги «Сёгун», очень трудно найти в ближайшем окружении настоящего самурая. Меча-то не найдешь нормального. Редакция мужского журнала «Репутация в жизни», соединив свои знания с книгой, составила список 10-ти самых известных самурайских фактов, из которых собирается образ настоящего японского воина.

Количество

Многие думают, что самураи – это некие рыцари или элитные войска. Тем не менее, практически весь состав японского войска состоял из самураев. Изначально, термин «самурай» означал «те, кто часто посещают дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

Физические характеристики

Если вспомнить фильмы о самураях, то там они изображаются просто гигантами. Понятно, броня делает их массивнее и страшнее. Однако, все довольно скромно. Самураи 16 века имели хрупкое тонкое тело. Рост от 160 до 165 см. Европейский рыцарь в среднем был от 180 см и выше.

Броня

Самурай в боевых латах – похож на страшного робота. Но в отличие от европейских доспехов, самурайская броня была более мобильной. Она была прочной, но при этом гибкой, чтобы воин свободно двигался во время битвы.

Броня состояла из кожаных и металлических пластин, покрытых лаком. Пластины хорошо подогнаны друг к другу кожаными или шёлковыми шнурками. Руки защищали большие прямоугольные щитки, а на локте оставался просвет. Правая рука часто оставалась не защищенной для более свободного движения. Кто не знал, армия США переняла у японцев конструкцию брони для своих бронежилетов.

Дошли до самой странной части – шлем кабуто. Чашу шлема делали из скованных вместе металлических пластин, а лицо и лоб защищали доспехи, привязанные по кругу за головой и под шлемом. Шлем Дарта Вейдера – самая популярная реконструкция. Кроме того, шлемы украшали усатыми демоническими масками менгу, которые ещё и защищали лицо и пугали малодушного врага.

Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев. Кодекс самураев бусидо говорил, что душа самурая заключена в его катане, и это делало её самым важным оружием. Обычно, катану носили со вторым мечом, дайсё – укороченной копией основного меча. Но дайсё больше служил для статуса, ведь его могли носить только самураи.

Часто использовали луки – юми. Когда же в 16 веке в Японии появился порох, самураи пересмотрели пункты о чести в бусидо и стали применять огнестрельное оружие в бою.

Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Но в «домашней» обстановке, сами самураи одевались неброско. Хотя, даже повседневная одежда была очень сложной.

Одежда всегда должна была обеспечивать скорость передвижения. Наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ – двуполый жилет на плечах. Стандартной частью гардероба было оружие. Кимоно делали из шелка, который закупали в Китае. К слову, до прихода европейцев, которые выступили в качестве посредников между двух враждующих стран, шелк стоил очень дорого. Как и любой импортный товар. На ноги надевали деревянные башмака или сандалии.

Самая популярная прическа – пучок. Только буддийские монахи брили головы. Остальные сословия носили пучок, а лоб и темя выбривали. Возможно, это привычка возникла из-за необходимости носить шлем.

Образование

Класс самураев умел не только воевать. Большинство были блестяще образованы. В Европе 16 века грамотных можно было уместить в современную среднюю школу. А уровень грамотности японцев был очень высок.

Бусидо диктовал самураю необходимость постоянно самосовершенствоваться. Они знали математику, писали стихи и картины, были специалистами в чайной церемонии. Изучали литературу, каллиграфию и флористику.

Гомосексуализм

У самураев законом и моралью не запрещалось иметь однополые сексуальные отношения. Как и другие культуры воинов, типа спартанцев, самураи считали однополые отношения нормальными. Такие связи часто возникали между молодыми учениками и учителем. Но в современном мире, подобные факты и традиции не афишируются.

Правда, европейцу 16 века было дико слышать о подобных традициях. Когда главному герою книги «Сёгун» предложили такое, ну, вдруг, понравится, он очень разозлился и заботы не оценил.

Самоубийство

Самой пугающей вещью, является сэппуку - ритуал, также известный как харакири. Если попал в плен или не смог выполнить приказ, или просто попал в немилость у своего начальника, самурай должен был покончить с собой. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

По телевизору показывают обычную, «полевую версию». Нужно пронзить живот коротким мечом и сдвинуть его слева направо. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Но полный ритуал намного длиннее и сложнее. Начинали с купания. Потом самурай одевался во все белое и кушал любимую пищу. Потом он писал стихи – песнь смерти, последние слова. Их часто использовали как эпитафию.

При сэппуку нужно схватить лезвие, обернув руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть живот. Друг, который ждет с мечом, при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску кожи впереди в области шеи. Важно, чтобы голова упала вперед и осталась в руках мертвого самурая. Если голова откатилась в сторону – вечный позор каждому.

Западные самураи

При особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Таким стал и главный герой Джон Блэксорн или Анджин-сан. Было большой честью получить данный титул, оружие и нового японского имени. Кроме того, самурай наделялся денежным содержанием.

Женщины-самураи

Ну и напоследок. Оказывается, самураи – это не только про мужчин. Традиции позволяли учить боевым искусствам и женщин – их называли онна-бугейся («Онна» — женщина, яп.). Таковой была и главная героиня романа Марико-сан. Они принимали участие в войнах вместе с мужчинами. Они так же носили мечи. В бою вооружали их копьями нагината – выше человеческого роста с лезвием в виде блинного кривого меча. Оружие было довольно легким и эффективным. Хотя женщин-самураев было мало. Большинство женщин выбирало роль домохозяек. Кроме того, нужно было иметь дворянское происхождение.

В Японии было придумано немало боевых искусств. Многие из них требуют обращения с холодным оружием. На ум сразу же приходят самураи - воины, которые сражались преимущественно именно таким способом. И сегодня фехтование японским мечом довольно популярно, особенно в стране, где это искусство и появилось.

А вот на вопрос: «Как называется японский меч?» — однозначного ответа быть не может. Однако если задать его незнающему человеку, то в большинстве случаев ответ будет: «Катана». Это не совсем верно - японский меч не может ограничиваться одним названием. Необходимо понимать, что существует большое количество представителей этого холодного вида оружия. Виды японских мечей можно долго перечислять, их насчитываются десятки, далее будут приведены самые известные из них.

Изготовление

Традиция искусства фехтования уходит в далёкое прошлое, во времена самураев. Опасное оружие - японский меч. Изготовление его — это целая наука, которая передаётся от мастера к мастеру. Конечно, полностью рассказать о том, как создаётся настоящее произведение в руках кузнецов, практически невозможно, каждый использует различную технику и особые дополнения и хитрости. Однако в целом все придерживаются следующего.

Обязательным является использование многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Это придаёт мечу особую пластичность и одновременно прочность. Рафинированная сталь очищается под большими температурами, железо становится чистым.

Сори

Абсолютно у всех японских мечей есть характерный изгиб, который называется сори. Он может быть выполнен в различных вариантах. Вековая эволюция этого вида холодного оружия, а вместе с тем и экипировки самураев, позволили найти практически идеальный вариант.

Меч — продолжение руки, а у фехтовальщика она почти всегда немного согнута, поэтому есть изгиб и у оружия. Всё просто, но одновременно и мудро. Сори появляется отчасти благодаря особой обработке, в которой используются огромные температуры. Закалка не равномерная, а зональная, некоторые части меча подвергаются гораздо большему воздействию. Кстати, в Европе мастера использовали как раз этот способ. После всех процедур японский меч имеет разную твёрдость, лезвие — 60 единиц по Роквеллу, а обратная сторона — всего 40 единиц. Так как называется японский меч?

Боккэн

Для начала стоит обозначить самый простой из всех японских мечей. Боккэн — это деревянное оружие, его используют на тренировках, так как нанести серьёзные увечья им затруднительно, лишь мастера искусства способны им убить. Для примера можно обозначить айкидо. Меч создают из различных видов дерева: дуб, бук и граб. Они произрастают в Японии и обладают достаточной прочностью, поэтому выбор понятен. Для сохранности и внешнего вида часто применяется смола или лак. Длина боккэна составляет около 1 м, рукоятки — 25 см, клинка — 75 см.

Оружие должно быть достаточно крепким, поэтому изготовление также требует мастерства. Боккэн выдерживает сильные удары с таким же мечом и с дзё, деревянным шестом. Самым опасным является кончик, который может серьёзно навредить.

Как уже упоминалось, профессионал способен нанести смертельный удар, используя японский деревянный меч. Для примера достаточно взять фехтовальщика Миямото Мусаси, который часто использовал деревянный меч в поединках, чаще всего бой заканчивался смертью противника. Поэтому в Японии с огромным уважением относятся не только к настоящим клинкам, но и к боккэнам. Например, при входе в самолёт он обязательно сдаётся в багаж. А если не использовать чехол, то это приравнивается к ношению холодного оружия. Опасен этот японский меч. Название можно отнести ко всем мечам, выполненным из дерева.

Интересно, что существует три разновидности деревянного меча: мужской, женский и тренировочный. Однако не стоит думать, что лишь представительницы прекрасного пола используют второй. Женский самый популярный, так как обладает особой изогнутостью и лёгкостью. Мужской — толстым лезвием и прямотой. Тренировочный же имитирует стальной клинок, лезвие имеет особо большое утолщение, подразумевая вес железного. Какие же есть ещё виды японских мечей?

Дайсё

Дословно название переводится «большой-малый». Это основное оружие самураев. Длинный меч называется дайто. Его длина составляет порядка 66 см. Короткий японский меч (кинжал) — сёто (33-66 см), служащий второстепенным оружием самурая. Но ошибочно полагать, что это названия определённых мечей. На протяжении истории связка изменялась, использовались различные виды. Например, до раннего периода Муромати как длинный меч использовался тати. Затем его вытеснила катана, которая носилась в ножнах, закреплённых с помощью ленты. Если с тати использовали кинжал (короткий меч) танто, то с ней обычно брали вакидзаси - японские мечи, фото которых можно увидеть ниже.

В Европе и в России считается, что катана — длинный меч, но это не совсем так. Он действительно длительное время является таковым, однако применение его — дело вкуса. Интересно, что в Японии строго соблюдалось использование дайсё только самураями. Военные лидеры и сёгуны свято почитали это правило и издавали соответствующие указы. Сами самураи с особым трепетом относились к оружию, его держали подле себя даже во время сна. Длинный меч снимался при входе в дом, а короткий всегда был при себе.

Другие классы общества не имели права использовать дайсё, однако могли брать их по отдельности. Связка из мечей являлась главной частью костюма самурая. Именно она являлась подтверждением сословной принадлежности. Воинов с малых лет приучали бережно относиться к оружию их мастера.

Катана

И наконец, пожалуй, самый популярный из представляющих лучшие японские мечи. Катана на современном языке обозначает абсолютно любого представителя этого вида оружия. Как уже упоминалось выше, его использовали самураи как длинный меч, чаще всего она идёт в паре с вакадзи. Оружие всегда носят в ножнах, дабы избежать случайных ранений другим и себе. Интересно, что угол, под которым обычно располагается катана на поясе, позволяет скрыть её истинную длину от остальных. Хитрый и простой способ появился ещё в периоде Сэнгоку. В те времена оружие перестало быть необходимостью, его больше использовали ради традиции.

Изготовление

Как и любой японский меч, катана обладает сложной конструкцией. Процесс изготовления может занимать несколько месяцев, однако выходит настоящее произведение искусства. Вначале куски стали, сложенные вместе, заливаются раствором из глины и воды, а также посыпаются золой. Это необходимо для того, чтобы шлак, который образуется в процессе плавки, впитывался. После того как сталь раскалена, куски соединяют.

После начинается самый сложный процесс — ковка. Куски многократно расплющиваются и складываются, тем самым давая углероду равномерно распределиться по заготовке. Если сложить 10 раз, то получится 1024 слоя. И это не предел. Зачем же это нужно? Для того, чтобы твёрдость клинка была одинаковой. Если же будут значительные перепады, то в условиях больших нагрузок велика вероятность обламывания. Ковка длится несколько дней, за это время слои достигают воистину большого количества. Структура клинка создаётся благодаря композиции полос металла. Это и есть первоначальный его вид, впоследствии он станет частью меча.

Во избежание окисления наносится тот же слой глины. Затем начинается закалка. Меч разогревается до определённой температуры, которая зависит от вида металла. После этого происходит мгновенное охлаждение. Режущая кромка становится твёрдой. Затем производят заключительные работы: заточка, полировка. Мастер тщательно работает над клинком много времени. В конце, когда края стали плоскими, он работает маленькими камнями, которые удерживаются одним или двумя пальцами, некоторые используют дощечки. Сегодня стала популярна гравировка, которая обычно передаёт сцены с буддийской тематикой. Производятся работы над рукояткой, занимающие ещё несколько дней, и катана готова. Опасен этот японский меч. Название можно отнести к большому количеству представителей, которые отличаются друг от друга.

Вид

Настоящие японские мечи должны обладать не только острым лезвием и прочностью, но ещё и долговечностью. Они не должны ломаться при сильных ударах, а также долгое время обходится без заточки. Углерод даёт твёрдость, однако при этом меч теряет в эластичности, а значит, становится хрупким. Кузнецы в Японии изобретали различные формы, которые бы смогли обеспечить и эластичность, и стойкость.

В конечном счёте было решено, что многослойность решает проблему. Традиционная техника подразумевает изготовление сердцевины клинка из низкоуглеродной стали. Остальные слои обладают упругостью. Различные комбинации и способы помогают создать такой японский меч. Боевой клинок должен быть удобен определённому воину. Также кузнец может изменить вид стали, который сильно влияет на весь меч. В общем, катаны могут сильно отличаться друг от друга из-за вышеописанных причин.

Конструкции клинков из-за сложности в изготовлении стоят по-разному. Например, самый дешёвый подразумевает использование одного сорта стали. Обычно используется для создания танто. А вот сосю китаэ — наиболее сложная конструкция, она имеет семь слоёв стали. Образцовая работа, созданная с её применением, является произведением искусства. Одним из первых сосю китаэ начал использовать кузнец Масамунэ.

В доме и на улице

Как известно, в Японии существует огромное количество традиций, многие из которых непосредственно касаются холодного оружия. Например, входя в дом, воин никогда не снимал короткий японский самурайский меч. Вакадзи оставался в ножнах как напоминание о боевой готовности гостя. С катаной (длинным мечом) было по-другому. Его самурай держал в левой руке, если опасался за собственную жизнь. В знак доверия он мог переложить его в правую. Когда воин садился, он также не расставался с мечами.

На улице самурай носил катану в ножнах, которые называются сая. Монтаж для меча назывался косираэ. Если была необходимость, то воин вообще не расставался с катаной. Однако в мирное время длинный меч оставлялся дома. Там он хранился в специальном монтаже сирасая, который создавался из необработанной древесины магнолии. Она была способна защитить клинок от коррозии.

Если сравнивать катану с российскими аналогами, то она более всего напоминает шашку. Однако благодаря длинной рукоятке первая может быть использована двумя руками, что и является отличительной особенностью. Полезным свойством катаны можно назвать то, что с её помощью также легко наносить колющие удары, так как изгиб клинка небольшой, а лезвие острое.

Ношение

Катану всегда носили слева от корпуса в ножнах. Пояс оби надёжно закрепляет меч и не даёт ему выпасть. В обществе всегда лезвие должно быть выше рукоятки. Это традиция, а не военная необходимость. А вот в вооружённых конфликтах самурай держал катану в левой руке, то есть в состоянии боевой готовности. В знак доверия, как уже упоминалось, оружие переходило в правую руку. Японский меч катана вытеснил тати уже к концу XIV века.

Обычно все выбирали украшенную декоративными элементами рукоятку, а некрасивую и необработанную никто не выбирал. Однако в конце XIX века в Японии было запрещено ношение мечей, всех, кроме деревянного. А необработанная рукоятки стала набирать популярность, так как в ножнах лезвия видно не было, и меч можно было принять за боккэн. В России катана характеризуется как двуручная сабля с клинком более 60 см.

Однако не только катана использовалась самураями. Существуют менее известные и популярные виды японских мечей. О них написано далее.

Викадзаси

Это короткий японский меч. Традиционный вид холодного оружия был довольно популярен среди самураев. Часто его носили в паре как раз с катаной. Длина клинка фактически делала его не мечом, а скорее, кинжалом, она составляет порядка 30-60 см. Весь же вакидзаси был около 50-80 см, в зависимости от предыдущего показателя. Малая кривизна делала его похожим на катану. Заточка была односторонняя, как и у большинства японских мечей. Выпуклость сечения гораздо больше, чем у катаны, поэтому мягкие объекты резались резче. Отличительной особенностью является рукоять квадратного сечения.

Вакидзаси был очень популярен, многие школы по фехтованию учили своих воспитанников использовать его и катану одновременно. Меч называли хранителем своей чести и относились к нему с особым уважением.

Однако главным преимуществом катаны являлось свободное ношение вакидзаси абсолютно всем. Если лишь самураи имели право использовать длинный меч, то короткий часто брали с собой ремесленники, рабочие, купцы и другие. Благодаря немалой длине вакидзаси его часто использовали как полноценное оружие.

Тати

Длинный японский меч, который вытеснила катана, в своё время был довольно популярным. Фундаментальные отличия между ними можно было обозначить ещё на этапе создания клинка - использовалась различная конструкция. Катана обладает гораздо лучшими показателями, однако и тати заслуживает внимания. Носить длинный меч было принято лезвием вниз, на поясе его закрепляла специальная перевязка. Ножны чаще всего обматывались во избежание повреждений. Если катана была частью гражданской одежды, то тати — исключительно военной. В паре с ним шёл меч танто. Также тати часто использовался в качестве парадного оружия на различных мероприятиях и на дворах сёгунов и императоров (первых ещё можно назвать князьями).

Если сравнивать с той же катаной, то у тати клинок более изогнут, а также длиннее, около 75 см. Катана же прямая и относительно недлинная. Рукоятка тати, как и сам меч, довольно сильно изогнута, что и является главной отличительной стороной.

Тати имел и второе название — дайто. В Европе его обычно произносят «дайкатана». Ошибка из-за неправильного прочтения иероглифов.

Танто

В паре с тати шёл короткий меч, который также можно было отнести к кинжалам. Танто — словосочетание, поэтому в Японии его не считают ножом. Также есть и другая причина. Танто использовался как оружие. Однако нож кодзука носился в одних с ним ножнах. Длина лезвия в пределах 15-30 см. Чаще всего клинок был односторонним, однако иногда создавались обоюдоострые, но как исключение.

Интересно, что вакидзаси, катана и танто являются одними и теми же мечами, только отличающимися по длине. Существовала разновидность ёрои-доси, которая имела трёхгранный клинок. Он был нужен для прокалывания доспехов. Танто не был запрещён для использования обычными людьми, поэтому не только самураи носили его, но и доктора, торговцы и другие. По идее, танто, как и любой короткий меч, — кинжал. Ещё одной разновидностью была кайкэн, который отличался меньшей длиной. Его чаще всего носили дамы из высшего света в поясе оби и использовали для самозащиты. Танто не исчез, он остался в традиционных свадебных церемониях царских особ. А некоторые самураи носили его вместо вакидзаси в связке с катаной.

Одати

Кроме вышеперечисленных видов длинного меча, существовали менее известные и распространённые. Одним из таких является одати. Часто термин путают с нодати, о котором написано ниже, но это два разных меча.

Дословно одати переводится как "большой меч". Действительно, длина его лезвия превосходит 90,9 см. Однако точного определения не существует, что наблюдается и с остальными видами. Фактически каждый превосходящий указанную выше величину меч может называть одати. Длина составляет порядка 1,6 м, хотя часто превосходит её, рукоять японского меча была немалой.

Мечи не используются с войны 1615 г Осака-Нацуно-Дзин. После неё был издан специальный закон, запрещающий использование холодного оружия определённой длины. К сожалению, сегодня сохранилось мизерное количество одати. Причина этому - то, что владельцы обрезали собственное холодное оружие, дабы соответствовать нормам. После запрета мечи использовались в качестве дара, так как были довольно ценными. Это и стало их назначением. Дороговизна объяснялась тем, что изготовление было чрезвычайно сложным.

Нодати

Дословно название обозначает полевой меч. Нодати, как и одати, обладал огромной длиной. Из-за неё создание было затруднительно. Меч носили за спиной, так как только этот способ был возможен. Распространение нодати не получил как раз благодаря сложности изготовления. Кроме того, при битве он также требовал мастерства. Сложная техника владения обуславливалась большими размерами и огромным весом. Выхватить из-за спины меч в пылу сражения было практически невозможно. Но где же тогда его использовали?

Пожалуй, самым лучшим применением была борьба со всадниками. Большая длина и острый конец позволял использовать нодати как копьё, причём поражающее и человека, и лошадь. Также довольно действенным меч был при нанесении урона нескольким целям сразу. Но для ближнего боя нодати совершенно непригоден. Самураи в случае необходимости отбрасывали меч и брали в руки более удобную катану или тати.

Кодати

Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.

Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.

В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.

Георгий Введенский

Когда говорят о Японии, слово «самурай» употребляют как имя нарицательное для обозначения воина. Действительно – это военно-феодальное сословие, служилое сословие, как сказали бы на Руси, на протяжении столетий являлось лицом страны.

Культура самураев составляла огромную часть общенациональной культуры Японии, а для тех немногих европейцев, которые посетили это закрытое государство, именно она была единственной заслуживающей внимания и описания. Квинтэссенцией духовной жизни самурая на протяжении всей истории японского дворянства был МЕЧ. Он же был единственным средством существования. Не даром 35–й закон Токугава Йэясу гласил: «Меч это душа самурая. Тот, кто потеряет меч, тот потеряет честь и подлежит строжайшему штрафу». Не даром именно в японских монастырях столь богатые собрания мечей. Особенно много рассказывают о храме Ицуку–Шима, как о всемирно известном кладе мечей. Это было первое, с чем расставался самурай, отрекаясь от светской жизни. Ни в одной стране мира культ меча не был возведен на такую высоту как в Японии, где он стал, в полном смысле слова, предметом религиозного поклонения.

Даже появление меча легенды связывают с божествами синтоистского пантеона. Согласно традиции Синто, Сусано убил восьмиглавого дракона. Когда он отрубил хвост, из него выпал клинок меча, который он поднес в знак своей победы богине солнца Аматерасу. После божественных героев ни один смертный не мог смотреть на сияние клинка и десятый тенно (император) приказал изготовить его копию, а настоящий меч спрятал в ларь, освященный самой Аматерасу. Вынимали его для похода на северные острова. Там он спас жизнь принцу и, благодаря необычности способа спасения, заслужил необычное для меча название. Когда принц попал в засаду, он скосил траву вокруг себя и, оставаясь в скошенном кругу, поджег высокую сухую траву. В огне погибли враги, которые уже ликовали уверенные в победе, а меч назвали кусанаги – косящий траву. Только в Японии существует периодизация истории мечей.

1. Древний период – до 900 года нашей эры.

Это период, когда мечи появились в стране. Вероятнее всего, что они пришли из Китая. Некоторые мечи были прямые и обоюдоострые, некоторые имели долы и расширение боевого конца на манер елмани. Даже термины кэн и цуруги обозначающие эти типы мечей происходят, по утверждению филологов, от китайских слов. Особенно прославился в этот период мастер Амакуни из Ямато, живший в VIII веке.

2. Период «старых мечей» кто – с 900 г по 1530 г. (некоторые исследователи верхней границей считают 1573 год – до конца асикага – героического периода).

В боевых порядках войск в этот период меч не употреблялся, армия была вооружена копьями, луками и стрелами. Меч был личным оборонительным оружием.

Именно в этот период, с приходом к власти семьи Фудзивара, развивается новый класс – самураи. Распространение искусства изготовления мечей связано и с появлением служилого сословия в обществе и с раздробленностью страны, и с постоянными войнами, которые были результатом межклановой борьбы за власть. Этот период знаменуется появлением ряда школ ковки мечей. Самый древний центр находился в провинции Бицен, где и произошло становление этой самой ранней школы (ныне южная часть префектуры Окаяма). Ответвлениями этой школы считаются: ветвь Фукиона – недалеко от столицы сёгуна в Камакуре, ветвь Осафуни – там же, ветвь Юдзи – там же, ветвь Омия – там же.

Мастера этой школы создали новую традицию ковки мечей СОСЮ. Для их работ характерна тщательность отделки клинков. Клинкам мастера Мурамаца приписывалась особая кровожадность, считалось, что нанесенные ими раны не заживают. Его клинками можно было разрубить лист бумаги, плавающий на поверхности воды. Йэясу Токугава запретил изготовление клинков такой остроты.

Школа Ямасира тоже имела семь ветвей, пять ветвей имела школа Ямато, три ветви – школа Сагами, две – школа Мино. Такие мастера как Цинсоку из Бицен (мастер императора Гейцей – IХ в.), Огара Санемори (середина IX в.), Мунесика из Киото (Х в.), Иосимицу, Куниюки, Кунитоси (XIII в.), Масамуне, Каниюдзи Оканемицу (XIV в.) составили славу этого периода. Император Го–Тоба (1183–1189 гг.) был столь большим любителем мечей, что держал при дворе двенадцать самых знаменитых мастеров для того, чтобы каждый месяц те создавали для него новый меч.

3. Период «новых мечей». 1530 (1573) – 1867 гг.

В этот период завершилась долгая гражданская война. Одо Набунаги и Тойотоми Хидаёси привели страну к миру. Мечи утратили своё боевое значение и превратились в элемент костюма, но элемент одухотворенный и весьма почитаемый. Это время характеризуется высочайшим художественным уровнем декорирования оружия. Господствующими мотивами являются драконы, цветы, пейзажи. По праву его называют периодом кузнецов Эдо (Токио) – столицы сёгунов Токугава. В эти же годы прославились кузнецы Фудзивара–Удзифуса (рубеж XV–XVI веков) и Уметада Миодзу, вызванный в 1546 году в Киото. Достигли известности мастера Канесада и Канисене. В XVI веке центром производства стал город Оссафуна провинции Бицен, где работали такие знаменитости как Гарумицу, Сукезада, Киомицу и другие.

4. Период «новейших мечей» от 1868 года до наших дней.

Этот период был весьма неблагоприятен для сохранения искусства их изготовления. В настоящее время, под руководством общества по сохранению искусства ковки мечей при национальном музее в Токио, продолжается изучение традиций ковки и даже происходит техническое усовершенствование процесса их изготовления. В 1968 году мы узнали имя, тогда 24–летнего, мастера школы Сосю Такедзи Ямамуро. В 1977 году Икешвальбе и Карпинский сообщили имя еще одного здравствующего мастера – Миягути Цунетоси. Сейчас, как рассказывают очевидцы, мастеров уже много, но, увы, в России мы имеем пока еще очень незначительные возможности для контактов с ними.


Прямые мечи периода «старых мечей»

Изготовление меча в Японии никогда не было ремеслом. Клинки не выковывались впрок на продажу. Только заказ самурая мог быть импульсом для создания меча. Кузнецы были знаменитые и весьма уважаемые люди. Император Го–Тоба (1183–1189) заявил, что создание мечей – ремесло достойное того, чтобы им занимались принцы. Из источников VIII века известно, что один синтоистский священник работал чистильщиком мечей. Все этапы изготовления мечей происходят в необыкновенной чистоте. Это было высшим повелением и относилось и к рабочему месту и к мастеру. Прежде чем приступить к началу работ, кузнец – КАДЗИ – проводил ритуальное омовение тела, одевался в белые одежды, прятал волосы под шапочку в виде кораблика.

В каждой кузнице определенное место занимал молитвенный ларец, перед которым кадзи концентрировал все свое внимание на предстоящей работе. После этого готовилась руда и песок, содержащий кварц. Работа начиналась с получения стали из железистого песка, которая затем соединялась с мягким сварочным железом. Пласт мягкого железа обкладывали кусками сырой стали. Раскалялось всё на сосновых углях, сваривалось, выковывалось и охлаждалось. Получившиеся куски проковывали вдоль и поперек.

Чтобы оградить заготовку от нежелательных воздействий в период между сварками и ковкой мастер окутывал будущий меч сырой глиной, перемешанной с соломенным пеплом. Ни один волосок не должен попасть на металл – мастер постоянно чистит и молот и наковальню. При каждой проковке изменяется количество углерода в стали, уменьшается количество шлаков и прочих загрязнений содержащихся в ней. Поэтому процесс ковки повторяли 15–20 раз и, в конце концов, получали стержень, состоящий из многих слоёв стали. Часто мастера сваривали от двух до четырех стержней и проковка продолжалась.

При многослойной проковке металла на поверхности появлялся различный узор. Ввиду того, что этот узор напоминает древесные годичные кольца, существует еще одна классификация клинков по различным видам древесины. Эта классификация именуется МОКУ–МЭ – текстура древесины.

Прежде чем придать клинку окончательную форму, кузнец перед последней проковкой вкладывал во внутрь стержень более мягкого железа, чем достигал сочетания твердости и пластичности. Современные исследования показали, что эти качества достигались еще и благодаря тому, что руда содержала окись молибдена.

Далее скоблением и шлифованием создавалась форма клинка. Одновременно намечалась форма черена для эфеса мекуча–ана и начиналась особая часть работы закаливание клинка. Снова совершались обряды, выбеливались стены кузницы, после чего приступали к работе. Клинок обмазывался глиной, смешанной с речным песком и древесной угольной пудрой. Тонкой бамбуковой палочкой мастер снимал слой обмазки с лезвия. После того, как оставшаяся смесь засыхала, начиналось закаливание. Мастер держал клинок очищенным лезвием вниз к огню, а мехами огонь сосновых дров доводили до необходимой температуры. Свежевыбеленные стены кузницы позволяли мастеру чётко видеть степень нагрева по цвету раскаленного металла.

В те времена опыт мастера был единственным залогом успеха. Даже в трактатах об изготовлении мечей описание процесса закалки можно назвать скорее лирическим произведением, нежели техническим пособием: «Надо согревать сталь до тех пор, пока она не станет цвета луны, когда она готовится в июньские или июльские вечера совершить свое путешествие по небу».

Раскалённый клинок быстро охлаждался в воде, температура которой должна соответствовать февральской или августовской. По краю глиняной обмазки появляется линия закала. Мастер придирчиво осматривает свое творение и лишь после набивает на черене свое имя, имя заказчика, название местности или храма где меч был освящен. Только тогда клинок передается точильщику – катана–тоги. С помощью различных точильных камней меч не только точили, но и полировали, придавая клинкам изумительной красоты матовость. Эта работа продолжалась от 15 до 20 дней. Точильщик держал клинок куском ткани и водил им по закрепленному над чаном с водой камню. После этого, клинок натирался мельчайшим каменным песком, отчего получал лучистый блеск.

Совершенно особенным у японского меча был эфес. Рукоять обтягивалась галюшой – кожей акулы или ската, выделанной по особой технологии, а ножны делались из ценных пород дерева, например, магнолии и покрывались цветным или черным лаком. И рукоять, и ножны украшались бронзовыми накладками о которых речь пойдет чуть позже.

Меч сопровождал самурая в течение всей его сознательной жизни. Он являлся неотъемлемой частью культуры воинского сословия Японии. Первая часть статьи была посвящена истории возникновения японского меча и особенностях изготовления клинка. Сегодня — продолжение рассказа…

Мечи не были одинаковы. Форма, декор, размеры и способы ношения варьировались в зависимости от назначения меча. Немаловажным было и положение, которое занимал владелец оружия. Сословие воинов – БУКЕ – в XVII в. вместе с семьями насчитывало около двух миллионов человек. Сюда входят все – от сёгуна, до простого война – асигару. В самурайстве, существовала сложная иерархическая градация, основу которой составляли степень близости к дому Токугава и материальное положение.

Высшую группу составляли даймё (большое имя) – самые крупные землевладельцы. Они делились на несколько категорий. Первыми в этом ряду стояли три ветви рода Токугава именуемые по их княжествам: Кии, Овари, Мито. За ними три более отдаленные родственные ветви Токугава – Таясу, Хитоцубаси и Симидзу, которые не имели замков в своих владениях, жили в Эдо и занимали высшие посты в государственном аппарате. Далее располагались семьи наиболее преданные дому Токугава – их было 176 и замыкали эту высшую группу еще 86 семей.

Ниже по иерархической лестнице располагались мелкопоместные самураи – сёмё (малое имя), которые являлись вассалами сёгуна и именовались хатамото и гокэнины. Это был средний слой самурайства, составлявший в некотором смысле его становой хребет. На ступень ниже стояли байсин – вассалы вассалов и замыкали сословие рядовые войны. Одинокие самураи – ронины – лишившиеся своего господина не имели право на место в феодальной организации и становились, по сути, изгоями, оставаясь при этом самураями.

«Меж цветов красуется сакура, меж людей самураи» – так гласит японская пословица. Для простолюдина самурай был символом духовного и физического совершенства. На протяжении тринадцати веков существования этого воинского сословия самурай должен был быть воплощением конфуцианских добродетелей, наделенный, тем не менее, свирепостью Нио – стражей ворот буддийских храмов. Жизнь самурая подчинена была лишь закону гири – закону чести. Душой его был меч, а постоянными занятиями – война, изящная словесность и живопись. О таких самураях слагали легенды и песни.

Виды декора клинка самурайского меча

Фуси – нижнее кольцо рукояти возле цубы. Фуси были одними из наиболее украшаемых элементов меча

Катанакакэ. Подставка для мечей

Менуки. Менуки – это маленькие декоративные головки клинышков, закрепляющих рукоять. Они располагаясь под оплеткой рукояти с обеих сторон

Козуки. Ножи, носившиеся вместе с мечом

Необходимо напомнить о том, что крестьяне и купцы имели право, особенно во время различных церемоний (свадьба, похороны, и т. п.), носить один малый меч. Нищие, ростовщики, лавочники и представители других непрестижных профессий не имели права осквернять меч своим прикосновением.

Самураи кроме малого меча – вакидзаси – в паре с ним должны были носить средний меч, именуемый катана. Вместе они так и назывались дзайсё (пара) и носились за поясом. Приходя в гости и, тем более, при дворе Императора все эти мечи необходимо снимать. Исключение составляет большой боевой меч – тати, носимый у бедра на кожаных тесёмках, прикреплённых к поясу. Уважение к боевому мечу давало право не снимать его даже в присутствии Тэнно, что позволило называть его придворным мечом и обусловило его роскошное убранство. Длина клинка такого боевого оружия доходила до 120 см. Позже появляются различия даже среди тати: меч для собраний во время отдыха при дворе – ходзе-но-тати, меч для празднеств – гидзе-но-тати и другие.

Вместе с тати на поясе носился кинжал – танто, который раньше прятали в складках одежды, а после окончания гражданской войны стали носить открыто. Кинжал кайкэ – чуть короче танто. Его носили женщины из самурайских семей. Каждая девочка получала кинжал по достижении совершеннолетия.

Ножи изготавливались по особой технологии. Полоса металла для клинка свёртывалась вдоль и проковывалась. Если разрезать клинок, то виден свёрнутый в виде рулета металл, на который отдельно наварено лезвие из более твёрдого сплава. Согнуть такой нож практически невозможно.

Нож хранился в деревянном футляре. Перед тем как надеть нож его вынимали из футляра, присоединяли рукоять и помещали в деревянные ножны. Прежде чем соединять рукоять с клинком, на хвостовик надевали овальную металлическую пластину, которая служила крестовиной. Для фиксирования рукояти в хвостовике клинка делалось два отверстия, сквозь которые продевались костяные заглушки.

Длина ножа не превышает 210 мм. Особенно много говорят в Европе о ножах для харакири – ритуального самоубийства самурая. От обычных он отличается особо тщательной отделкой. Рукоять и ножны делаются из вишнёвого дерева, и он чуть длиннее прочих ножей – около 300 мм.

Но вернёмся к мечам. Существовал ещё один тип меча – тидзакатана – чуть длиннее вакидзаси и чуть короче катана. Им самурай должен был заменять дзайсё, когда приближался к даймё или сёгуну. Любопытно отметить, что дети носили деревянные мечи в соответствии с мечами положенными их родителям. Настоящую пару они получали по достижении совершеннолетия.

Вакидзаси по длине составляет нечто среднее между одним и двумя сяку, танто – меньше одного сяку, более двух сяку – катана и тати (сяку=30,3 см).

В доме каждого самурая напротив входа есть ниша, чуть приподнятая над уровнем пола. Это токонота – место для хранения мечей, что-то вроде красного угла в русском доме. В этой нише располагается какэ – подставка для хранения дзайсё или тати. При посещении дома гостем мечи убирали. Оставлять их на месте считалось весьма недружественным жестом. Гость тоже снимал свои мечи, но вакидзаси мог положить рядом с собой.

Восхищаться красотой меча гостя было обязательной частью ритуала гостеприимства. Хороший хозяин должен был расхваливать эфес, ножны и лезвие у эфеса чуть-чуть вытащив его из ножен. Выдергивать меч из ножен целиком – признак невоспитанности и даже открытой враждебности. Лишь после долгих уговоров хозяина клинка его друг имеет право, рассыпаясь в тысячах извинений, осмотреть весь клинок.

Положение меча тоже было весьма красноречиво. Положить его перед собой и толкнуть так, чтобы меч развернулся рукоятью к собеседнику, означало начало вражды. Ударить ножнами своего меча по ножнам другого являлось серьезным нарушением правил этикета, поворот ножен удобный для выхватывания меча был равносилен вызову. Войти в дом друга с мечом – означало разрыв всяческих отношений и т. д. и т. п.

Эти неписаные традиции ещё раз подчеркивают, насколько культ меча пронизывал весь жизненный уклад самурайского сословия. Даже в таком чисто лирическом произведении, каким является Ямато-моноготари (в 22 эпизоде) герой Рё-сёсё готов порвать со своей возлюбленной лишь потому, что она долго не присылала обещанную кожу для тесёмок, крепящих меч:

«От ненадёжной возлюбленной,
Которой я доверял,
Кожи крашеной
Глубины цвета
Не видя, порву с ней»

Его пассия «поражённая этим стихотворением» сразу прислала кожу. Разумеется, омонимы придают этой танке и другой смысл, но то, что даже любовные сюжеты не обходятся без меча и связанных с ним аксессуаров, говорит само за себя.

Изумителен декор японских мечей. Здесь мастера в большинстве случаев обходились без драгоценных металлов, достигая при этом фантастического эффекта. Наиболее часто использовали три сплава: меди с золотом – сакуду, меди с серебром (30-50%) – сибуити и меди с оловом и графитом – сэнтоку. Различная окраска медным сплавам придавалась травлением. Количество технических находок и разных маленьких хитростей, к которым прибегали мастера для украшения мечей, невообразимо.

Наряду с этим использовались и техники традиционно применявшиеся европейскими кузнецами. Это оброн – резьба по металлу, таушировка – вковывание узора из одного металла в другой, чернение, воронение и т. п. Фантазия мастера особенно разыгрывалась при создании менук, цуб, кадзир и фуси.

Менуки – это маленькие декоративные головки клинышков, закрепляющих рукоять. Располагаясь под оплеткой рукояти с обеих сторон, они предназначались для обеспечения надёжного хвата меча и препятствовали его выбиванию из рук самурая. Менуки – это маленькое чудо, на котором оттачивалась фантазия мастера.

Цуба – фигурный щиток – гарда, защищающий руку бойца. Особо украшаемыми были кадзира – головка рукояти и фуси – нижнее кольцо рукояти возле цубы. Естественно, что все детали одного меча выполнялись в одном стиле. В той же манере выполнялся и козуки – небольшой кинжал носимый на самом мече. Именно прекрасное оформление привлекло поначалу европейских собирателей, которые, не интересуясь качеством клинка, приобретали цубы и менуки, разрушая целостное произведение – МЕЧ.

О цубах нужно сказать несколько слов особо. Единственное в своем роде искусство украшения цубы оттачивалось веками. Поэтому именно она и стала предметом коллекционирования в первую очередь. В наши дни коллекции цуб хранятся во многих музеях мира и, конечно же, в нашей стране. Такими собраниями располагает Государственный Эрмитаж, Исторический музей, Музей искусства народов востока в Москве и ряд других.

Дзайсё (пара). В XVI веке мечи катана и вакидзаси стали носить заткнутыми за пояс, клинками вниз. С XVII века эти два меча стали называться единым понятием дайто-сёто или дзайсё (большой и малый мечи)
Тати. Тати — большой меч, длина которого приближается к 1,5-2 м. Имеет характерного вида крепления
Цуба – фигурный щиток – гарда, защищающий руку бойца. Искусство украшения цубы оттачивалось веками

В XV в. возникают целые династии мастеров цубако и множество школ, которые отличаются использованием различных приемов изготовления и декора цуб. Наверно самым известным мастером является Умэтадза Миёдзю (1558-1573). Он создал новую технику – нуномэдзоган – когда металлическая поверхность цубы покрывалась мельчайшей штриховкой и в неё втиралось золото или серебро, что придавало металлу сходство с фактурой ткани.

Уже в XVI столетии происходит полное отделение цубако от оружейников, что даёт огромный толчок развитию изготовления цуб, как самостоятельному виду искусства. Однако в 1877 году императорским эдиктом, запрещавшим ношение мечей, оно было практически уничтожено.

Начавшееся еще в XVIII веке и получившее дальнейшее развитие в XX в. коллекционирование цуб, как уже было замечено, уничтожало целостность произведения – меча. Именно целостность и стремление к совершенству характерно для произведений японского искусства. А меч – это именно произведение искусства, доказывающий не только физическое, но и духовное совершенство своего владельца.

Перевод Елена Семашко

Самураи – легендарные воины и, возможно, самый известный класс людей в древней Японии. Они были благородными бойцами и боролись со злом (и друг с другом) при помощи мечей и ужасающего внешнего вида, следовали строгим моральным правилам, которые управляли всех их жизнью.

Это была та информация, которой владеют многие, однако на самом деле, есть много того, чего мы не знаем о самураях…

10. Женщина-самурай

Хотя «самураи» - это понятие, обозначающее мужчину, японский социальный класс «буши» (сословие самураев) тем не менее, предоставляет свидетельства, что существовали женщины, получившие ту же подготовку в искусстве боя и стратегии. Этих женщин называли «онна-бугейша», и известно, что они участвовали в поединках наряду с соперниками-мужчинами.

Так как исторические документы предоставляют относительно мало информации об этих воинах-женщинах (традиционная роль женщины этого сословия была поддерживать домашний уют), мы можем предположить, что их было очень мало. Тем не менее, недавние исследования свидетельствуют о том, что японки участвовали в битвах гораздо чаще, чем об этом пишут историки. Когда провели тест ДНК человеческих останков на месте битвы СенбонМатсубару 1580 года, 35 из 105 тел были женскими. Подобные исследования в других местах показали тот же результат.

9. Доспехи

Самое странное, что известно о самураях, это, пожалуй, их необычные, богато украшенные доспехи. Но каждая их частичка имела свою функцию. Доспеха самурая, в отличие от доспехов европейца, всегда создавались для мобильности. Хорошие доспехи должны были быть прочными, но достаточно гибкими, чтобы тот, кто их носит, мог свободно двигаться на поле боя. Доспехи делали из лакированных пластин из металла или кожи, связанных вместе кожаным или шелковым шнурком. Руки защищали прямоугольные накладки на плечи и легкие армированные рукава. Правая рука часто была без этого рукава, чтобы не ограничивать в движении.

Самая странная часть доспехов, шлем кабуто, также служил своей цели. Задняя часть была сделана из металлических пластин, а передняя, что защищала лицо и лоб, завязывалась сзади снизу и сверху шлема. Самая интересная часть шлема- защита шеи. Она защищала воина от стрел и мечей со всех сторон. На некоторых шлемах также наносили орнамент или дополнительные украшения, например, нарисованные усы, демонические маски, которые с одной стороны были средством защиты, с другой - отпугивали врага. Внутри шлема находилась кожаная кепка, которая обеспечивала удобство.

Хотя многое в самураях изменялось с годами, их доспехи всегда оставались неизменными. Они были настолько хорошо и эффективно сделаны, что армия США взяла их за образец при создании современных бронежилетов.

8. Гомосексуализм

Немногие знают, что самураи были не очень целомудрены, когда дело касалось половых отношений. Они не только признавали существование однополых связей, но и поощряли это. В основном это были отношения между опытным самураем и его молодым учеником. Это называли «вакашудо» (путь молодых), и, по сведениям, это практиковалось всеми самураями. Фактически, вакашудо было настолько распространено, что было странно, если кто-то этим не занимался.

Хотя вакашудо – неотъемлемая часть жизни самурая, история об этом умалчивает. Также в популярных воплощениях самурая в кино, представленные Акирой Куросава и актером ТошироМифине, не говорится об этом ни слова.

7. Западные самураи

Те, кто смотрел фильм «Последний самурай» знают, что при определенных обстоятельствах даже не японцы могли стать самураями. Особой чести удостаивались только могущественные лидеры, например, даимиос (территориальные лорды) или шоган (военачальник).

В истории есть сведения о четырех людях с запада, которые удостоились чести назваться самураем: искатель приключений Вилиам Адамс, его коллега ДжанДжостенванЛоденстейн, офицер морского флота Юджин Колаш, и торговец оружием Эдвард Шнел.

6. Цифры

Многие думают, что самураи были либо боевой элитой (как Спецназ в России) или небольшой кастой дворянского сословия. Изначально слово «самурай» означало «тот, кто служит для дворян». Со временем, понятие расширилось и стало означать класс буши, а именно воинов среднего и высшего сословий.

Это значит, что в Японии было гораздо больше самураев, чем мы думали. В лучшие времена 10 процентов населения Японии были самураями. Из-за большой численности и долгого влияния, говорят, в крови каждого японца течет кровь его предков самураев.

5. Мода

Самураи были иконами стиля своего времени, и их стиль одежды очень сильно повлиял на моду того времени. Хотя, за исключением нескольких официальных церемоний, самураи не стремились поразить своим одеянием. Хотя их доспехи были совершенными, каждая их часть имела свою функцию.

Самураи одевались для скорости, путешествий и свободы движений. Их обычная одежда состояла из широких штанов хакама и кимоно, или хататаре, запахивающийся жилет с заостренными плечами. Таким образом, руки оставались свободны, а жилет можно было быстро снять при неожиданной атаке. Кимоно обычно делали из шелка из-за его прохлады, мягкости и красивого внешнего вида. Из обуви носили деревянные сабо или сандалии.

Самой отличительной чертой «моды» самураев была их прическа. Все люди высшего сословия, кроме буддистских монахов (они брили головы), носили пучок на голове сотни лет. Возможно, сочетание пучка и бритой головы было необходимостью: так было удобнее носить шлем.

4. Оружие

Так как самураи были солдатами, они пользовались различным оружием. Традиционный меч «чокуто» был меньше и тоньше мечей средневековых рыцарей.

С развитием технологии изготовления мечей, самураи переключились на изогнутые мечи, из которых потом получился катана. Катана – самый известный тип меча в мире и, конечно, самый известный тип самурайского оружия. Бушидо (кодекс самурая) гласил, что душа самурая находится вего катана.

Некоторые самураи не использовали другого оружия, но другие были более практичны. В распоряжении самураев было различное оружие. Многие использовали длинный лук юми. На поле бои широко использовались копья. После распространения пороха в 16 веке, вместо лука уже использовали огнестрельное оружие и пушки. На дальние расстояния брали танегашима, ружье с кремневым замком.

3. Образование

Так как самураи были благородным сословием своего времени, они были больше, чем только воины. Большинство самураев были образованы. Когда только немногие европейцы могли читать, грамотность среди самураев была на высоком уровне. Также они изучали математику.

Бушадо гласил, что самурай должен совершенствоваться во всем, даже если это не относится к искусству боя. Поэтому самураи участвовали в разных культурных и актерских представлениях. Поэзия, сады камней, монохромный рисунок, чайная церемония – все это было частью самурайской культуры. Также они изучали каллиграфию, литературу и икебана.

2. Физические характеристики

Доспехи и оружие делали самураев гигантами, такими же их изображали на полотнах. Но это далеко от правды. На самом деле самураи были небольшого роста (от 160 до 165 см) и довольно худые. Для сравнения, европейские рыцари были ростом 180-185.

Более того, самурай не обязательно был чистейшим представителем расы. По сравнению с обычным японцем, часто у самураев было больше волос на теле и их кожа была светлее. Даже их профиль был более европейским. Это дает право полагать, что предками самураев была этническая группа Аину, которые ранее в истории были объектом дискриминации.

1. Харакири

Самое страшное, что мы знаем о самураях, это харакири (или сеппуку). Самурай должен совершить это самоубийство, если он не последовал кодексу самурая или чтобы его не взяли в плен враги. Сеппуку мог быть совершен как по своей воле, так и в виде наказания. В любом случае, это был достойный способ умереть.

Многие знают о сеппуку, совершенных на поле боя. Воины вонзали себе в живот клинок и двигали им вправо и влево. В этом случае другой человек, обычно это был друг самурая, отрубал ему голову, иначе смерть была бы очень мучительной.

Но традиционный сеппуку – это долгий ритуал, который начинается церемониальным омовением. Затем самурай одевался в белое, ему подавали его любимое блюдо. После окончания трапезы на его пустую тарелку клали кинжал. Далее он писал традиционное стихотворение танка, где говорил свои последние слова. После этого он брал кинжал, оборачивал его тканью, чтобы не поранить руку, и выполнял обряд. Также его помощник лишал его жизни отрубанием головы. Но это должно было быть сделано так, чтобы голова самурая не упала, а, держась на небольшом куске плоти, опустилась ему на грудь.

Copyright сайт © - Елена Семашко

А теперь чем славятся японцы? Хорошей электроникой, извращениями... Но больше электроникой. И для того, чтобы обслуживать такую технику иногда требуются профессионалы. Что такое снпч для принтера? Система Непрерывной Подачи Чернил. Да, её изобрели японцы и она позволяет увеличить срок службы вашему цветному струйному принтеру и превратить его в маленькую фотостудию

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?