Преподавание йоги. Тренер по йоге должен отличаться от тренера фитнес-направлений

Для того, чтобы стать инструктором йоги, необходимо, в первую очередь, ваше желание и намерение учить, передавать знания и опыт людям и помогать им. Во-вторых, – опыт самостоятельной личной практики не менее года. И, в-третьих, – записаться сейчас на курсы в Школу инструкторов йоги Федерации йоги России!

На данный момент есть следующие ближайшие группы курса Инструкторов хатха-йоги, куда вы можете записаться:

Даты Занятия
6 апреля – 2 июня 2019 г.
курс выходного дня, группа №135
суббота, воскресенье
с 10:00 до 17:00
3 – 26 июня 2019 г.
очный курс, группа №139
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 17:00
1 – 24 июля 2019 г.
очный курс, группа №140
с понедельника по пятницу
с 10:00 до 17:00

Обучение и на очном, и на курсе выходного дня (заочном) проводится по единой программе подготовки инструкторов хатха-йоги и тем же педагогическим составом. Программа обучения и на очном, и на курсе выходного дня одинакова, разница лишь в графике занятий (по будням, либо по выходным), что сделано специально для удобства поступающих.

Сертификаты и дипломы

При успешном окончании обучения выпускники курса инструкторов хатха-йоги получают:

  • Сертификат Инструктора хатха-йоги, подтверждающий квалификацию,
  • Удостоверение Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Школа инструкторов йоги» о прохождении курса «Теория и практика хатха-йоги», дающее право преподавать йогу,
  • Карточка инструктора ,
  • Ваше имя вносится в Общероссийский реестр преподавателей йоги.

Дополнительно по желанию выпускники могут получить Сертификат Международного Альянса Йоги (Индия) и Сертификат Альянса йоги США с регистрацией в Реестрах этих международных организаций.

Программа курса

Обучение на инструктора хатха-йоги проходит по специально разработанной программе YTTC-200 (Yoga Teacher Training Course, 200 часов), зарегистрированной в Международном Альянсе йоги (Yoga Alliance International Worldwide, Индия), Международной Федерации йоги (International Yoga Federation), Европейском союзе йоги (European Union of Yoga Association) и в Альянсе йоги США (Yoga Alliance USA).

Обучение в Школе инструкторов йоги Федерации йоги России не только соответствует всем российским и международным стандартам, но и дает возможность выпускникам Школы без дополнительных экзаменов получить дипломы и попасть в реестры самых крупных международных организаций йоги – Международного Альянса йоги и Альянса йоги США.

  1. Йога – определение самой дисциплины. История и основы философии. Немного о разных стилях и основных современных школах хатха-йоги.
  2. Основные трактаты по йоге (Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Йога-сутры Патанджали, Шандилья-панишада), Восьмиступенчатая йога согласно Йога-Сутрам Патанджали и семиступенчая йога согласно Гхеранда-Самхите.
  3. Этические и моральные принципы йоги : Яма и Нияма. Универсальный кодекс нравственных законов и ежедневных предписаний Йоги. Кармическое значение этих законов.
  4. История йоги России . Первые печатные издания, школы, основатели. Дореволюционный период, первые упоминания о йоге: Рерихи, Смирнов Б.Л., Ефремов И.А., Зубков А.Н. и другие.
  5. Гуны : Раджас Тамас и Саттва Мантры. Санскрит. Названия асан. Дословные значения терминов йоги.
  6. Варианты Сурья намаскар (простые и усложненные по разным стилям (школам) йоги. Асаны стоя, их детальная отстройка и проработка: а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  7. Разминочные техники. Вьяяма, как разминочные серии упражнений и самодостаточная практика. Что такое вьяяма и её разновидности. Основные задачи предварительных практик. Сочетание движения, дыхания и внимания (тристана). Специализированные вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов, техники, способствующие быстрому освоению таких асан, как поза лотоса, шпагаты, мосты и пр.
  8. Асаны на спине, перевернутые, на животе, их детальная отстройка и проработка : а) упрощенные варианты; б) с использованием вспомогательных приспособлений; в) отстройка с использованием стены; г) «окончательный» вариант выполнения.
  9. Брюшные манипуляции – уддияна-бандха, агнисара-дхаути, наули. Подробный разбор техники выполнения. Практики, улучшающие состояние пищеварительной системы и системы кровообращения: эффект, польза, противопоказания, последовательность освоения, диетические рекомендации.
  10. Базовые типы дыхания : а) полное йогическое дыхание; б) дыхание уджайи; Виды пранаям. Подробное изучение каждой пранаямы по отдельности с учетом ее влияния на физиологию: – Капалабхати – Бхастрика (упрощенная форма) – Вилома-пранаяма – Сурья-бхедана – Нади-шодхана – Анулома-вилома – Брамари-пранаяма– Брахма-мудра и прана-мудра пранаяма. Кумбхаки – принципы, виды.
  11. Бандхи . Мула-бандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха, набхо-бандха, Маха-бандха. Практика бандх, пранаям, кумбхак отдельно и внутри асан.
  12. Шаткармы – общее название очистительных практик для тела , применяемых в хатха-йоге. Классификация и их описание в древних йогических текстах Хатха Йога Прадипика и Гхеранда-самхита.
  13. Теория объяснения виньяс. Группы Виньяс. Иерархия уровней сложности Виньяс. Практика хатха, с использованием виньяс.
  14. Пратьяхара и Дхарана. Методы контроля и управления вниманием. Контроль над чувствами, регулирование и отвлечение органов чувств, направление внимания вовнутрь.
  15. Дхьяна (медитация) и Самадхи (осознание). Иерархия самоконтроля (самьямы), самоосознания и изменённых состояний сознания. Связь духовного роста с кармой. Современное понимание йогических техник.
  16. Техники осознанного расслабления. Шавасана. Универсальные методы контроля оболочек. Примеры схем расслабления. Йога-нидра. Теория и практика.
  17. Понимание значения и функций позвоночника. Направления подвижности позвоночника. Наклоны, скрутки, повороты, прогибы и вытяжение. Учитель. Общность и различие между начинающими и опытными практикующими, йога-инструкторами, учителями, мастерами-йоги.
  18. Психология отношений: Инструктор и практикующий. Применение знаний о структуре человеческого существа для построения индивидуальных тренировочных программ, гармонично дополняющих и компенсирующих повседневные социальные действия.
  19. Асаны на баланс – удержание тела в заданном положении. Развитие ощущения устойчивой опоры в положениях на баланс. Способы адаптации тела к нагрузке на мышцы при отработке балансовых поз. Разные типы опоры тела в балансах: опоры на ноги, голову, руки, предплечья. Прогибы назад с разными точками опоры.
  20. Движения, голос инструктора (сценическое мастерство). Контроль мышления и искусство энергетического влияния на учеников тончайшими оттенками речи. Подбор музыки, атрибутики, одежды для практики и т.д. Связь практики йоги с обычной жизнью и наоборот. Использование принципов йоги для внутреннего мира и внешнего практикующего. Важность внутренней практики для инструктора. Инструктор как пример для подражания. Сознание в тренировочном зале и осознанность жизни. Основные принципы травмобезопасности в практике асан.
  21. Шесть причин, разрушающих йогу, и шесть причин, способствующих успеху в практике. Порядок составления тренировочной последовательности. Мотивация и задачи практики. Последовательности практик в развитии формы и содержания техники йога-асан. Принципы построения тренировочных последовательностей. Правая и левая сторона, балансировка времени пребывания на основе ощущения наполненности. Принцип построения тренировок утренней и вечерней.
  22. Анатомия: Общий план строения организма. Анатомия костной системы, Теоретическая анатомия мышечной системы. Функциональная анатомия мышечной системы. Теоретическая и функциональная анатомия. Общая динамическая анатомия (циклические, ациклические, вращательные движения). Смещаемость органов и механизм дыхания.
  23. Физиология: Понятие физиологии человека. Основные физиологические процессы. Физиология дыхания. Питание, вегетарианство, работа нервной системы и стресс. Биомеханика. Предклиническая диагностика.
  24. Педагогика: Принципы работы с группой. Основные особенности в проведении индивидуальных занятий.

Преподаватели курса

Данный сертификационный курс проводят опытные преподаватели, мастера йоги с многолетним опытом преподавания и практики.

– президент Федерации йоги России, руководитель и старший преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и медитации Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги RYT-500 и ERYT-200 в Альянсе йоги США. Занимается различными восточными практиками более 30 лет, медитативными практиками более 19 лет (с 1994 года адепт школы Сато). Мастер боевых искусств, кобудо и йоги. Образование: высшее (МГИМО, Восточный факультет). Специальное: педагогическое (РГУФК), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-1000). Член IYAT (Международная Ассоциация Йога Терапевтов), Yoga Hand Healing (YTTC-200). Специализация: transformational yoga, раджа-йога, медитативные практики, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 20 лет, преподавательский стаж – более 12 лет. Образование – высшее МГГУ (Московский Государственный Горный Университет), кандидат наук, доцент. Специальное образование: курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500). Неоднократный чемпион России и призер международных соревнований в различных категориях йога-спорта. Специализация: построение динамических комплексов, травмобезопасность в йоге, вьяямы, дыхательные практики. Изучаемые стили и направления: классическая хатха-йога, аштанга-виньяса йога, универсальная йога, йогатерапия.

– старший преподаватель и руководитель курса Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной федерации йоги. Личный стаж занятий – более 30 лет, преподавательский стаж – более 20 лет. Образование – высшее педагогическое МГПИ (Московский Государственный Педагогический институт). Специальное образование: РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», Международный Альянс йоги (YTTC-500), персональные семинары Б.К.С. Айенгара, Ф. Бириа и Е. Рушпол. Специализация: отстройка асан, порядок составления тренировочных последовательностей и занятий в целом, педагогика и риторика. Изучаемые стили и направления: хатха-йога Б.К.С. Айенгара, комфортная (универсальная) йога Евы Рушпол. Профессиональный преподаватель и методист йоги.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: Воронежский государственный университет, Школа развития осознанности и интуиции, Московская государственная академия физической культуры и спорта «Теория и практика хатха йоги», Школа инструкторов йоги. Личный стаж в йоге и медитативных практиках – более 20 лет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга виньяса йога, с 2002 года практикует випассану в традиции Махаси Саядо и Гоенке. Много путешествует по Непалу и Индии по монастырям и местам паломничества.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги Международного Альянса йоги и Международной Федерации йоги. Личный стаж занятий – более 15 лет, преподавательский стаж – более 11 лет. Образование – высшее педагогическое МаГУ (Магнитогорский государственный университет). Специальное образование: Международный Альянс йоги (YTTC-500), курс Киевской школы йоги «Корректный подход к позвоночнику», практический курс в Культурном центре посольства Индии (Москва), РГУФК «Оздоровительная физическая культура с использованием систем йоги», МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», персональные семинары российских и зарубежных преподавателей йоги. Специализация: анатомия позвоночника и травмобезопасность в йоге, йога-нидра, виньяса-йога. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, аштанга-виньяса йога, пауэр-йога, универсальная йога, йога КПП (травмобезопасная йога), йога для женщин, йога для детей, йога для пожилых людей. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в йога-студиях Москвы, так и персональным тренером.

Мира (Анастасия) – преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный мастер йоги и йогатерапии Международного Альянса Йоги, RYT-200 Альянса йоги США. Образование: высшее ГУУ (Государственный Университет Управления, University of Wolverhampton, Великобритания, Институт психоанализа). Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха йоги», «Детская йога», «Перинатальная йога», Международный Альянс йоги (YTTC-500), Healing Hand Center (YTTC-200), «Acient Thai massage foundation» (YTTC-200), практика йогатерапии в Vinieyoga Healing Centre. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, йогатерапия, transformational yoga, оздоровительные энергетические практики.

– преподаватель Школы инструкторов йоги, сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Образование: высшее педагогическое, к.п.н., доцент. Личный стаж занятий – более 9 лет, преподавательский стаж – более 6 лет. Изучаемые стили и специализация: хатха-йога, санскрит, философия йоги. Имеет персональную группу по хатха-йоге, проводит персональные занятия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 16 лет, преподавательский стаж – более 9 лет. Образование высшее (Томский политехнический институт – инженер-математик, инженер-социолог). Специальное образование: ряд тренингов хатха-йоги в традиции Дхирендры Брахмачари (Бал Мукунд Сингх), аштанга-виньяса йога (Паттабхи Джойс), йога-нидра (Сатьянанда Сарасвати), крия-йога (Ш.Ш. Шарма), специальный курс «Теория и практика классической хатха йоги» в ГБУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта. Профессиональный преподаватель йоги, работающий в различных клубах и студиях Москвы, ведущий индивидуальные и групповые занятия, семинары и зарубежные ретриты. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога-нидра, йогатерапия.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, занимается йогой самостоятельно. Образование – высшее. Доцент кафедры анатомии и биологической антропологии РГУФКа. Кандидат в мастера спорта по плаванию. Автор более 20-ти научных статей, учебных программ и пособий по анатомии, биологии и спортивной морфологии.

– преподаватель Школы инструкторов йоги по направлению «Педагогика». Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий более 10 лет, преподавательский – более 6 лет. Образование: высшее, МТУСИ (Московский Технический Университет Связи и Информатики). В прошлом – бизнес-тренер, автор двух книг по административному менеджменту. Специальное образование: Школа инструкторов йоги «Теория и практика хатха-йоги» и «Йогатерапия: опорно-двигательный аппарат». Изучаемые стили и направления: хатха-йога, виньяса-флоу, пауэр-йога, йога для старшего возраста, йогатерапия позвоночника.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России. Сертифицированный преподаватель Международного Альянса йоги. Личный стаж занятий – более 7 лет, преподавательский стаж – более 4 лет. Образование: высшее (Омский Государственный Политехнический Университет). Специальное образование: Школа инструкторов йоги, семинары по йоге 23 и хатха-йоге, специалист по правильному питанию (аюрведа) – Новосибирский Государственный Университет. Изучаемые стили и направления: хатха-йога, йога 23, стретчинг, пауэр-йога.

– преподаватель Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, личный стаж занятий – более 12 лет, преподавательский стаж – более 6 лет, опыт работы с детьми с 1991 года. Образование: высшее (Самарский педагогический институт, факультет физического воспитания, Самарский педагогический университет – факультет психологии). Специальное образование: Школа инструкторов йоги (хатха-йога), МГАФК «Теория и практика хатха-йоги», сертифицированный преподаватель йоги Международного Альянса йоги (YTTC-200). Специализация: йога для детей, детский психолог, хатха-йога, пилатес. Профессиональный преподаватель хатха-йоги и пилатеса, работает как в клубах и студиях Москвы, так и персональным тренером.

Отзывы о курсе

Очень хочется оставить свой отзыв. Очень благодарна Сергею Репину за создание удивительной Школы инструкторов йоги, обучаясь в которой словно из гусенички плавно превращаешься в красивую, легкую, добрую, радостную бабочку с правильными, грамотными представлениями о йоге и пилатесе. И желаю школе непрерывного развития и процветания. Спасибо всем преподавателям, они словно видят учеников насквозь…
Ольге Полушиной спасибо за появившийся интерес к учению Айенгара и фразу «Я буду мстить за носки», после которой я сняла тапочки для занятия йогой, в которых занималась всегда, и по дороге домой выбросила их в мусорный бак, – уверена, с интересным выражением лица. И после этого события личная практика изменилась.
Светлане Артисевич спасибо за волшебную, божественную практику и медитацию, дающую уверенность в своих силах и радость от всего происходящего вокруг.
Николаю – за правильный для меня настрой к йоге, важные и твердые слова касательно травмобезопасности и морально-этических принципов практикующих йогу. Если вы несколько лет делаете асаны с неправильной отстройкой это приведет вас к инвалидности. Это понимание останется со мной навсегда.
Мире спасибо за пример доброго и бережного отношения к каждому ученику. Ирочке спасибо за знания по Пилатес и ответственность. Спасибо всем преподавателям, которых я не указала, за знания и личный опыт, которым не все равно, что останется с нами внутри на долгие годы.

~ Ксения Александрова, июнь 2017

Спасибо Вам огромное за преподавательский курс Хатха-йоги!
За учителей, которые нам давали отличные знания, за то, что вы создали Федерацию йоги России, где дают истинные знания!
Я бы вообще в вашей Федерации жить осталась…)), приятно находиться с единомышленниками…, но пока буду просто приезжать на занятия))

~ Карина Касимова

Опыт получен колоссальный, необыкновенный, несравнимый! Многое за эти 3 недели было пережито, передумано и прочувствовано. Самое главное – это свершилось задуманное: правильное направление Пути задано, даны инструменты в помощь для движения вперёд, появилась вера в себя и свои силы Большое Вам Спасибо за это!

~ Яна Лехтсаар

Одна из целей, по которой я к вам пришла, была узнать, насколько йога – это мое, мой путь и моя философия, так как начинала заниматься я через “физкультуру” мне надо было знать, что дальше. И уже после первого занятия я поняла, что да, я делаю шаги в том направлении, которые мне близки, все на курсе – и ученики, и преподаватели – были “моими” людьми, и мое видение и мои движения в йоге, все совпадало с тем, чему нас учили.

Страха, испуга и прочего ни в процессе обучения, ни теперь, после, я не испытала, наоборот, вы и ваши лекции дали мне большую уверенность в себе и поддержку. Теперь я точно знаю, что это часть моей жизни, мой мир. Я никогда не хотела учить йоге, я хотела делиться тем, что йога для меня. Теперь мне делать это еще проще. Моя йога – это мое творчество) курс инструктора – мое вдохновение продолжать и углублять свои знания и навыки, читать нужные книги, думать и делать выводы.
Огромное спасибо вам за то, что вы делаете, мягко наставляете нас, не требуете, даете поддержку.
В моих планах – освоение пранаямы Вот что стало для меня интересным, хоть и сложным уроком. Буду дальше расти и развиваться. Пробовать, находить свое и делиться тем, что знаю, чувствую и могу дать с теми, кто приходит ко мне на “мою” йогу.

~ Всего Вам наилучшего в вашем добром деле.
Виктория Тарабукина

Всем огромное спасибо!!! ВЫ ПРОСТО СУПЕР!!! Эти два месяца я как будто оказалась в другом мире, полным добра и любви!!! Хотя… вначале было тяжело… Казалось, что происходит полная “чистка” организма и сознания, а как известно, такое перестроение проходит нелегко. Зато потом, стало легко, и я с нетерпением ждала каждых выходных, чтобы очутиться на наших занятиях))))) Я очень Вам всем благодарна))))) и нашим учителям и нашей группе))) Вы все стали родными))) Вы все несете свет и тепло, как наше солнце!!! Еще раз говорю все огромное СПАСИБО!!! Удачи, любви и успехов в нашем общем деле))))))))

~ С уважением,
Юлия Зимкина

«Собраться вместе – начало, остаться вместе – прогресс, работать вместе – успех!» Каждый на курсе пытался: и собраться, и оставаться, и работать. Это относится и к преподавателям, и к студентам курса. И хочу с полной ответственностью заявить – у нас это получилось!!! Спасибо всем, кто был с нами все это время.
Ом Тат Сат!

~ Андрей Дроздов

Здравствуй, Школа инструкторов йоги во всем ее составе!

Я от души хочу поблагодарить Сергея Репина и за организацию Федерации йоги и за организацию обучения, за то, что нашли и заинтересовали таких замечательных преподавателей – я, честное слово, и не ожидала, что они окажутся настолько замечательными, – и еще очень хочу поблагодарить самих преподавателей Школы инструкторов за то влияние, которое оказали на меня и которое стало и для меня самой неожиданностью. Я шла на обучение с совсем другими мыслями – и не подозревала, что оно начнет для меня новый виток в жизни, новый поворот. Учеба в Школе начала во мне внутренний процесс трансформации, который, я уверена, приведет к хорошим изменениям. Я хочу поблагодарить и за долготерпение к моей “придирчивости” :)) которая была по большей части просто тягой к новым знаниям – я очень соскучилась по учебе, давно уже закончила университет и просто рада была вновь окунуться в образовательный процесс, именно в плотное взаимодействие “преподаватель – ученик”. :))

Спасибо, Сергей, Ольга, Николай, Камилла, Людмила, Светлана, Павел, Дмитрий и все-все остальные! Я буду следить за новостями Федерации и, надеюсь, еще не раз увижусь с вами в будущем.

~ С уважением,
Евгения Шафранова

Огромное спасибо за все что вы сделали, за эту замечательную школу, где чувствуешь себя как дома, благодаря уютной и дружеской атмосфере, за прекрасный преподавательский состав, в котором каждый преподаватель открывает что-то новое, бесценное, дарит кусочек своей души! Я очень рада, что судьба привела меня к вам, и я надеюсь еще не раз вернуться в это прекрасное место.
P.S. И отдельное спасибо Вам, Сергей, за вашу заботу и доброту, за ваш позитив и откровение, от Вас исходит светлая и мощная энергетика и это чувствуется, спасибо что вы есть!!!

~ С уважением,
Гидревич Оксана

Вот и пролетели два чудесных месяца познавательнейшего курса обучения “Инструкторов Хатха-йоги”. Для себя я его обозначила как этап расширения границ своего сознания! Так интересно и так увлекательно мне еще не было ни на одном обучении, семинаре, мастер-классе, наверное, потому что каждое слово и каждое движение преподавателей курса (огромное им за это спасибо) были наполнены знаниями и направлены на раскрытие потенциала ученика, – как оказалось, он, т.е. потенциал, у меня тоже имеется) Еще раз убеждаюсь, что любовь к своему делу творит чудеса! А благодаря такому профессиональному подходу преподавателей с первых же дней в нашей группе воцарилось единение, которое помогло мне за эти два месяца не только понять суть йоги и освоить некоторые, казавшиеся ранее невозможными, асаны, но и подружиться и перенять опыт моих теперь уже коллег и друзей! Подводя итог вышесказанному, хочу выразить искреннюю благодарность и восхищение счастливым людям – нашим преподавателям Федерации йоги России, которые творят поистине важное для всего человечества дело! Дай Бог вам здоровья и неиссякаемого желания передавать знания таким же интересующимся и жаждущим знаний людям, как на нашем курсе!

Подробную информацию о стоимости и порядке поступления на курсы Школы инструкторов Федерации йоги России читайте на странице: .

Зарегистрируйтесь на курс

Присылайте вашу заявку и вопросы, заполнив форму ниже, либо отправив письмо на

Самое счастливое для вас время - часы, проведённые в йога-студии. Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные. Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу. Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу». Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах. Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать - и делать это регулярно. Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать. В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать. В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы. Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать - и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит. Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят. Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя - это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте. Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие - даже если вы официально ещё не инструктор. А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз. Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка. Это нужно чётко понимать - особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы. Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах - не лучшая идея. Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику. Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели - те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики. Также важно выяснить, есть ли у вас время. Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения. У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги - ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная. Задавайте вопросы. Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя - гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны. Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии. Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту». Лучшие программы - те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию - без этого вы просто не сможете преподавать. Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент. Тичерз-тренинг длиной в месяц - опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь. Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении. Йога - мощная техника. Йога в группе, целый день, день за днём - мощная вдвойне. Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием. Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать. Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.

Приглашаем принять участие в !

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – , харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Что делать человеку, желающему стать преподавателем йоги? Где получить образование и чему учиться? Как долго длится обучение, и что в результате? Прежде чем перейти к подробностям, необходимо ответить на один важный вопрос:

Зачем вы хотите стать йога-тичером?

Уж точно не с целью заработать много денег-) Миллионов преподаватели йоги не получают. Например, средняя ставка в Питере – 120 руб. за человека (то есть, если к вам на занятие пришло 5 человек, вы получите 600 руб.). Можно давать частные уроки (от 1000 до 3000 за занятие) и проводить семинары (за недельный выездной семинар обычно просят порядка 10 000 руб. с участника). Конечно, известные преподаватели зарабатывают больше, но известность тоже нужно заработать. Звезды йоги часто открывают собственные клубы. Нередко инструкторы совмещают преподавание с основной профессией. Однако супер-мега-тичеры все же отдаются практике целиком.
Как скажется эта работа на качестве вашей собственной практики – тоже большой вопрос. Многие инструкторы со временем практикуют все меньше и меньше, потому как у них просто не остается моральных сил. Да и йога превращается из чуда в работу и перестает приносить удовольствие. Можно ли назвать настоящим йога-тичером человека, который не практикует сам?.. Хотя так происходит не со всеми, и часто преподавание является прекрасным стимулом для повышения собственного уровня.
Иногда инструкторами становятся просто потому, что йога – это прекрасно, и благодаря ей люди могут почувствовать себя хоть немного счастливее. Так что очень здорово дарить йогу как можно большему количеству существ. Что ж, это – замечательная мотивация настоящих боддхисатв, и как раз и таких и получаются самые лучшие преподаватели.
А еще бывает, что вместе с интенсивной практикой происходит полный развал социальных программ, и нет больше сил ходить в офис, привычные вещи и деятельность начинают казаться бессмысленными, и тут уж ничего больше не остается, кроме как совместить практику и работу. При этом никто не гарантирует, что вы на этом поприще преуспеете. В общем, прежде чем приступить к делу, хорошо разобраться в собственных мотивах и представлениях, дабы избежать разочарований.

Чему учиться?

Хороший преподаватель йоги должен как минимум обладать начальными познаниями в области анатомии, физиологии, травмобезопасности и психологии; знать историю и философию йоги, классические тексты, разбираться в направлениях и школах. Кроме того, понадобятся знания в области аюрведы и биомеханики. Нужно научиться практике асан «в потоке» и статике, базовым пранаямам и шаткармам. Потребуется освоить методики построения индивидуальных и групповых тренировочных последовательностей, научиться видеть и поправлять видеть ошибки учеников. Как правило, все эти вещи входят в учебный курс.
И еще, совершенно необходимое качество — способность к эмпатии. Если преподаватель не «чувствует» учеников, их состояние и настроение, преподавать будет сложно. Так что если вы — социопат, лучше оставайтесь студентом-)

Где учиться?

Мы собрали коллекцию наиболее популярных предложений на 2011-2012 г.г., и с удовольствием ею делимся.

Город Стоимость Сертификаты и дипломы Даты и продолжительность Преподаватели
Москва и Турция (Чирали)

Московский Аштанга Йога Центра совместно с Агапкин Йога Стейшн (www.yoga108.su)

Основной курс – 64000 Экспресс-курс – 50 000Экзамены — 2500 Диплом о повышении квалификации с присвоением специальности «преподаватель физической культуры» со специализацией «хатха йога» на основе государственной лицензии Института Традиционных Систем Оздоровления и подтверждающий сертификат Аштанга Йога Центра–Agapkin Yoga Station. Основной курс – с 1 октября 2011 г. по 20 мая 2012 г. (530 академических часов, включая часы самостоятельной практики, подготовки рефератов и время на написание дипломной работы). Экспресс-курс — с 03 по 16 октября 2011 г. В Турции (Чирали), продолжение — с 11 по 30 мая 2012 г. в Подмосковье. Руководители курса – основатель и ведущий преподаватель Аштанга Йога Центра,– Михаил Константинов, и основатель и ведущий преподаватель Agapkin Yoga Station, Сергей Агапкин.
Санкт-Петербург

Аштанга йога центр, экспресс-курс (yoga108.ru)

Экспресс-курс – 40 000Экзамены — 2000 Сертификат Аштанга Йога Центра 1 часть – с 1 по 15 июня 2012 г.2 часть – с 15 по 30 октября 2012 г. Экзамены по теории и практике 31 октября 2012 г. 208 часов Никитин Александр,Воробьева Мария,Карманова Екатерина,Журавлев Илья, Баранов Михаил, Шипкова Тамара, Константинов Михаил, Фролов Артём
Турция (Чирали) Стоимость Курса 41 тыс. руб.Стоимость экзаменов 2 тыс. руб. Сертификат Центра Йога108, в котором указано соответствие программы курса стандартам International Yoga Federation и American Yoga Alliance (E-RYT 200). Возможно получение “Свидетельства о повышении квалификации” государственного образца со специализацией “Преподаватель лечебной физической культуры с применением методов хатха-йоги”. 1 часть: 1 октября – 15 октября 2012 г. 208 часов 2 часть: 10 мая – 26 мая 2013 г. (включая два дня экзаменов) 140 часов Михаил Баранов, Илья Журавлев, Мария Воробьева, Евгений Бутов, Лилиан Мутовина, Мадаван Мунусами Андреем Головинов Лейлой Гаджинская и Максимом Корнилов
Москва

Курсы преподавателей при Федерации йоги России (сайт)

36 000 руб. + членские взносы в Федерацию Сертификат «Федерации йоги России» (признается документом международного образца и дает возможность выпускникам Школы инструкторов ФЙР получить Диплом Международной федерации йоги и Сертификат Международного альянса йоги без дополнительных экзаменов). Зима 2012: Заочное отделение:с 21-го января по 11 марта Очное отделение: с 23-го января по 16 февраля Весна 2012: Заочное отделение: с 17-го марта по 13 мая Очное отделение: с 26-го марта по 18 апреля Преподаватели ФРЙ и Московской государственной академии физической культуры
Киев, Карпаты, ГОА

Обучающие курсы преподавателей хатха-йоги по методике КПП Анатолия Пахомова (www.ukryoga.com)

От 600 до 1200$ Сертификат преподавателя КПП В Киеве, март-апрель 2012 в виде курсов выходного дня. (600 USD)в Карпатах, 1-14 августа 2012 в виде выездного семинара (600 USD) в Индии (ГОА) 7-20 февраля 2013 (в минигруппе) (1200 USD) Руководитель курса – Анатолий Пахомов
Москва 54 000 Сертификат Аштанга йога центра Длительность курса — 9 месяцев с октября по май, 300 часов.Начало курса 15 октября 2011 г. Денис Заенчковский,Сергей Кулыгин,Екатерина Сивакова,Дмитрий Беляев, Александр Братецкий, Леонид Ланин, Ольга Самсонова, Mатхура Мандала Дас (Михаил Мезенцев), Гаури (Юлия Кравченко)
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровск, Самара, Новосибирск, Новокузнецк и др.

Ассоциация и Некоммерческое Партнерство “Содействие развитию Йоги Айенгара в России”

От 18000 за год. Официальный сертификат (выдает Комитет по Сертификации), Один курс – не менее трех лет. Список официальных учительских курсов на 2011-2012 г.г.: 1. Екатеринбург — курс Егора Ротова 2. С-Петербург — курс Сергея Михайлова 3. С-Петербург — курс Егора Ротова с участием Елены Ульмасбаевой и Ольги Ильинской 4. Хабаровск — курс Сергея Угрюмова 5. Самара — курс Марии Шифферс и Ольги Ильинской 6. Новосибирск — курс Егора Ротова 7. Новокузнецк — курс Сергея Михайлова 8. Москва — курс Марии Шифферс и Ольги Ильинской 9. Москва — курс Елены Ульмасбаевой 10. Москва – курс Инны Машьяновой 11. Москва – курс Галины Ожигановой 12. Екатеринбург – курс Ольги Звонцовой
Москва

Центр йоги «Прана», Экспресс-курс для преподавателей Хатха-йоги (pranayoga.ru)

45000-55000 Сертификат Первая часть курса пройдет в июне 2012 (предположительно с 11 по 24), вторая в сентябре 2012 (предположительно с 6-го) Курс длится 200 астрономических часов. Демин Дмитрий,Буланова Ольга,Зайцев Владимир,Галаев Михаил и др.
Москва

Федерация йоги (http://kundalini.ru)

45 000 Сертификат Федерации йоги Программа курсарассчитана на девять месяцев обучения. Начало занятий -сентябрь 2012 г.

В целом предложения схожи по своему наполнению и продолжительности, за исключением курсов йоги Айенгара. Здесь к инструкторам предъявляют, пожалуй, самые высокие требования: для поступления на курс обязательна рекомендация преподавателя, который обучал вас не менее двух лет, обучение длится три года.

Осторожно, подделка!

Существует несколько центров, например, школа «Крылья совершенства», «Открытый университет йоги» и некоторые другие, которые нам не понравились. Отличаются они тем, что предлагают научиться «работе с энергией», основам медитации, чтению прошлых жизней, «йоге секса» и прочим не очень понятным вещам. На наш взгляд, голова хорошего йога-тичера не должна быть забита «нью-эйджем», и тем более не следует забивать им головы своих учеников. Внутренние практики – дело сугубо индивидуальное. Йога-тичер и духовный учитель – понятия отнюдь не равнозначные. Так что если ваш инструктор пытается стать вашим гуру – найдите другого.
Если по окончании курсов вам будут предлагать «диплом государственного образца» – это обман, потому как такого не существует в природе. Максимум, на что можно рассчитывать в плане «официальных» документов – это диплом (свидетельство) о повышении квалификации. Вы получите сертификат того центра, где будете обучаться, и, возможно, после прохождения курсов вам предложат работу в этом же клубе. Некоторые центры предлагают за дополнительные деньги (но без экзаменов) получить сертификат IYA (internationalyogaalliance).

Как выбрать?

Программы преподавательских курсов более-менее унифицированы, и чаще всего соответствуют международным стандартам InternationalYogaFederation (http://www.internationalyogafederation.net). Выбор курсов определяется преимущественно преподавательским составом и местом. Если есть инструкторы и клуб, которому вы доверяете, то лучше всего получать образование именно там.

Кстати говоря, не обязательно учиться ради того, чтобы стать инструктором. После прохождения курсов вы получите много полезных знаний, которые пригодятся для собственных занятий. Как минимум, будете лучше понимать, что вы с собой делаете на тренировке-)) Хорошей практики!

Сегодня йога студии можно найти в любом крупном городе России. Кто-то практикует йогу в отдельных помещениях, кто-то в парках или даже на крышах зданий, а кто-то регулярно выбирается на йога-ретриты в разных точках мира. Некоторые решают подойти к занятиям йогой с противоположной стороны и стать инструктором. Но для того, чтобы сменить профессию и стать инструктором йоги, потребуются "второе образование" и большие инвестиции в себя. В этой профессиональной сфере не существует определенного рейтинга, как в академической системе, и нет, например, такого понятия, как “Йельский университет йоги”, поэтому новичку на первых порах может быть сложно. Виталия Летницкая, преподаватель йоги в “Спортивной секции" в Москве, помогла 4doctors разобраться в этом вопросе и рассказала, как стать инструктором по йоге, какие сертификаты требуются и какие школы по подготовке инструкторов йоги существуют.

С чего все началось?

Я решила поехать в Индию в школуRishikesh Yog Peeth на программу подготовки инструкторов по йоге по совету своей знакомой. На тот момент она только неделю как вернулась с подобной программы. Я тогда работала редактором издания в Сайгоне и уже планировала уходить с работы. Мне показалось это гармоничным транзитом для меня и с точки зрения географического перемещения из Вьетнама в Россию через Индию, и с точки зрения морального состояния. В первую очередь мне хотелось просто остаться на полтора месяца в Индии и пожить в каком-то новом режиме. Кроме того, это казалось достаточно логичным решением, потому что на тот момент я занималась йогой уже около четырех лет.

Какие есть школы по подготовке инструкторов?

Школы бывают разные, а в разных школах разные требования. В некоторых на момент подачи заявки оговаривается обязательный уровень личной практики для всех участников курса. Та школа, в которой училась я, не требовала определенного количества лет личной практики: среди шестидесяти участников были люди, которые до этого занимались йогой всего пару раз в жизни, а были и те, кто занимается уже более 6-7 лет. В школе не делают акцента только на практику и не ставят задачу стоять по окончании курса на голове. Здесь совершенно другой интерес. Во-первых, объясняют, что такое йога и чем она отличается от просто физической нагрузки или фитнеса. Что касается практической части, тебе рассказывают про анатомию йоги, как анатомически правильно выстраивать позы, как помогать выполнять асаны тем, у кого есть определенные физические ограничения или травмы. Разумеется, полутора месяцев недостаточно, чтобы стать сведущим в каком-либо деле. Но за это время закладываются азы, и впоследствии ты продолжаешь учиться, практикуя самостоятельно и уже выступая инструктором. Любой преподаватель йоги скажет, что он всегда остается учеником.

Йога – это целая система знаний. Это не только практическая часть: асаны составляют только одну восьмую часть пути. Йога подразумевает под собой и дыхательные практики (пранаямы), и определенное отношение к себе и к окружающим (ямы и ниямы), и заботу о чистоте собственного тела, в том числе очистительные практики глаз, носа, дыхательной, пищеварительной систем. В целом, это не просто прыжки на коврике и попытки загнуть себя в дугу. Практике должны предшествовать определенная осознанность и подготовка, не только моральная, но и физическая.

Школа Rishikesh Yog Peeth находится в городе Ришикеш на севере Индии, у истоков реки Ганг и прямо у подножия Гималаев. Там находится много школ - этот район считается колыбелью йоги. Школа сертифицированная и относится к Yoga Alliance . Преподавательские курсы (YTTC) стоят по-разному, в зависимости от школы и от страны. Обучение в моей школе стоило 1400 долларов США. В стоимость входил шестинедельный курс, а также проживание, трехразовое питание и дополнительные экскурсии. Занятия проходили пять дней в неделю, с понедельника по субботу. Каждый день начинался в 6 утра. После утренних процедур у нас было первое практическое занятие, с 7 до 9 утра, потом мы шли на завтрак. Естественно, все в школе было только вегетарианское и только индийское. После завтрака у нас были занятия по философии йоги, обед, затем лекция по анатомии и время для личной практики или библиотеки. Заканчивался день двухчасовым практическим занятием и ужином. В 10 вечера закрывались ворота, и никто не мог покидать территорию.

Для получения сертификата преподавателя надо было обязательно посещать все занятия, а в конце курса подготовить рабочую тетрадь с детальным описанием минимум тридцати асан: выполнение, пошаговое объяснение, противопоказания и показания к выполнению, компенсирующие асаны и подготовительные вариации. Частично это задание выполнялось по следам практических занятий, частично – при помощи книг из библиотеки и с учетом личной практики. Ведь учить можно только тому, что умеешь сам. Помимо этого, нужно было подготовить практический урок на полтора часа в паре с кем-то из студентов в качестве выпускного экзамена.


Какие бывают сертификаты?

Существует и система сертифицирования. Есть курс на 200 часов, который заканчивала я, а есть курс на 500 часов. Можно проходить их по этапам: сначала 200, а потом 300, а можно и сразу все 500. После окончания обучения надо подать заявку в Yoga Alliance , чтобы попасть в базу преподавателей и стать частью "йога-кооператива". При устройстве на работу часто требуют не только сертификаты, но и определенное количество часов преподавательской практики.

Есть разные направления йоги. Я заканчивала курс по хатха-йоге - это классический вариант. Есть аштанга-виньяса-йога, айенгара-йога, кундалини-йога, есть перинатальная йога или йога для детей – для каждой получают отдельный сертификат, потому что у каждого направления свои особенности преподавания. Но даже инструкторы с большим преподавательским стажем продолжают бывать на выездных семинарах и воркшопах, знакомиться с новыми техниками, принимать участие в ретритах. Так они могут уделять внимание определенным аспектам йоги, детокс-практикам или диетам. Можно сделать вывод, что получение первго сертификата - это только начало пути.

Когда Вы провели свое первое занятие?

Это произошло, когда я работала волонтером на ферме в штате Вашингтон, США. Во время утренней практики ко мне часто присоединялись хозяйка фермы и некоторые волонтеры. Полчаса-час каждое утро кто-то занимался вместе со мной, и я подстраивала занятие под уровень того, кто ко мне присоединялся. Иногда это были дети, несколько раз даже хозяин фермы Авель. Это была особая ситуация: у Авеля в связи с осложнением после операции ампутированы обе ноги ниже колена. И хоть он очень мобильный и во многом самостоятелен, мне нужно было учитывать его особенность, когда он присоединялся к практике.


Как понять, что преподаватель йоги достаточно компетентен?

Во-первых, надо обращать внимание, насколько преподаватель соизмеряет возможности и уровень группы с тем материалом, который он дает. Хорошо, когда преподаватель предлагает несколько вариаций, от самой базовой до более сложной, но важно, чтобы были учтены возможности всего класса. Также важно, чтобы преподаватель четко давал понять, что даже простая асана при правильном выполнении является полезной. Ведь йога – это не соревнование, кто дальше загнет ногу, это возможность прислушаться к своему телу. Во-вторых, стоит обратить внимание, ходит ли преподаватель по рядам и корректирует ли выполнение учениками той или иной асаны. Мне кажется странным, когда преподаватель в течение всего занятия выполняет асаны, просто называя их на санскрите или другом языке, но при этом не проговаривает, как анатомически правильно должна выстраиваться поза, и не корректирует учеников. В-третьих, преподаватель должен напоминать о важности синхронизирования движения и дыхания. Ведь каждое занятие – это исследование себя и своего тела. Задача инструктора не дать ученикам забыть, зачем они приходят на йогу и что эта практика может им дать.

Источник фотографий: Виталия Летницкая

Говорят, что йога-инструкторами не становятся, а должно просто очень повезти с кармой.

А если серьезно, то самый популярный вариат - это такие специальные курсы для "преподавателей йоги", обычно это 200-600 часов. Международный стандарт - минимум 200 (RYT-200, с разбивкой по дисциплинам ). Остальное - вариации, допольнения, расширенные программы и, конечно, улучшения. В последнее время очень популярны курсы в 500 часов.

Чаще всего эти курсы организуют различные студии йоги, федерации, основатели собственного авторского стиля, различные институты йоги (чтобы было кого нанять в команду и позвать на замены, а также удовлетворить спрос и предложить что-то интресное для "продвинутых" любителей йоги, а также, основываясь на опыте других преподавателей, рассказать как не навредить человеку, давая празный совет на тему йоги).

Где-то требуется до зачисления на курс прозаниматься именно в данном стиле несколько лет и получить рекомендацию преподавателя, где-то достаточно уметь делать кое-какие асаны, где-то достаточно оплатить сам курс - и пожалуйста. По окончанию курса где-то экзаменов нет и даже к посещению отнесутся нестрого, но где-то надо сдавать и практику, и письменную работу писать, и на вопросы отвечать, и презентацию занятия делать.

В некоторых школах сертификат инструктора может быть выдан и безвозмездно просто по сумме занятий в данном стиле и/или рекомендации.

Некоторые фитнес-центры могут организовать "ускоренные" 10-60 часов курсы для своих трененров, чтобы и йога заодно была в расписании. Но, имхо, это самый "слабый" вариант.

Кроме того, стоит упомятнуть, что есть также преподаватели (но их все меньше и меньше), кто как бы сделал себя сам, или обучался у кого-то в индивидуальном порядке и получил благословение/разрешение напреподавание йоги в таком-то стиле.

Многие инструктора имеют довольно длинную и красивую историю о том, как, где и у кого они учились йоге, коллекцию сертификатов, дипломов, благословлений, а также большинство постоянно продолжает повышать свою квалификацию и совершенствует свою личную практику.

Часто для того, чтобы работать инструктором, кроме бумажки с надписью "интруктор по йоге", рекомендуется иметь действиельный сертификат о пройденных курсах Первой помощи и профессиональную страховку. Нужно вам это или нет - вопрос индидуальный, некоторые принципиально работают и без этого, в некоторых местах - наличие оных является обазятельным требованием для сотрудничества с вами. Мое мнение, что если вы собираетсь быть инструктором для двух-трех друзей или друзей друзей по случаю, то страховка вам не нужна. Если работа инструктором - это работа фул-тайм с очень разными людьми и в большом количестве, то лучше иметь.

Теперь о главном. Как же СТАТЬ интсруктором? Ведь наличие красочных сертификатов, еще каких-то бумажек, ряда посещенных семинаров, честно протоптанного коврика для йоги, стопки прочитанных книг, журналов и гигабайтов интренета - не гарантия чего-либо.

Кстати, популярное мнение, что стоит написать на заборе слово "йога" и тут же жаждущие прибегут со своими ковриками записывать на занятия - это прекрасные фантазии и воспоминания о том, когда слово йога на каждом заборе написано не было.

Есть вариант "парт-тайм" работы йога-инструктором, точнее хобби-работа. Вы жаждите творить великое и светлое дело интрукирования других в области йоги, вы консультируете друзей и друзей друзей, начинающих свой путь в йоге, пытаетесь для них иногда преподавать. А также вам начинают доверять заменить вашего преподавателя. Потом знакомых преподавателей становится все больше. Они вас тоже могут попросить заменить. Или позвать работать вместе и вести занятия регулярно. В конце концов вы ведете несколько занятий в неделю, после работы или в выходной день. И все бы хорошо, но клиентов становися больше, и вы задумываетсь о работе "фул-тайм" йога-интсруктором, хотя имеете полное право остановиться на данном этапе.

Есть вариант "фул-тайм" (да-да, прежде всего почитайте сколько вам нужно вести занятий в неделю, сколько денежных единиц вы готовы запросить за час работы, и сколько и где желающих будет именно столько вам уплотить, чтобы вы себя в итоге хорошо чувствовали и были довольны своей судьбой). И, так, вы работаете "на себя", а по сути ведете занятия в разных студиях, центрах, ведете корпоративные занятия в офисах больших и не очень больших фирм, в остальное время ведете прайветы для тех, кто скорее заинтресован в йога-терапии, выступаете на благотворительных фестивалях, организуете семинары, посылаете заявки на конференции. Вместо хобби и свободного времени у вас SEO-оптимизация сайта, печать визиток, размещение рекламы, написание статей про йогу, а лучше видео, изучение на практике налогового учета, хозяйственного учета, бухгатерского учета, чудеса менеджмента и внимательности при заключении контрактов.