Что такое спорт в паркуре. Паркур – преодоление дистанций в каменных джунглях

Паркур (франц. Parkour) — это искусство органичного перемещения и преодоления различных препятствий искусственного происхождения, обычно в городской черте.

Трейсеры – люди, постоянно занимающиеся паркуром, трактуют его гораздо шире, как стиль и даже жизненную философию.

Экстремальное увлечение — паркур. Прыжок через препятствие.

История зарождения паркура очень интересна и берёт своё начало от «натурального метода» разработанного Жоржем Эмбером в начале 20-го века. Будучи в экспедиции в Африке, он был настолько впечатлён движениями туземцев во время охоты, что вернувшись во Францию, разработал свою методику тренировки солдат. Методика состояла из нескольких дисциплин и базировалась на 3 принципах: высокая мораль, воля и сила.

Методику Эмбера развил Раймонд Бель, которых сначала был на военной службе, а после её окончания стал работать в пожарной охране. Надо сказать, что «натуральный метод» не раз помогал Белю спасать людей из огня.

Дальнейшее развитие этот метод получил благодаря сыну Раймонда Беля. Для Давида отец всегда был примером и источником для подражания. Именно, благодаря сыну Раймонда Беля, мы услышали о команде «Ямакаси», которую Давид и собрал. В числе членов команды был Себастьян Фукан.

Давид Бель и Себастьян Фукан, после отделения от «Ямакаси», сами стали развивать и популяризировать паркур. Ими создавались и тренировались первые команды рейсеров, преподавались не только методы и приёмы паркура, но большая роль отводилась разъяснению философии и принципов. Правда, вскоре они расстались. Себастьян был сторонник платных уроков, а Давид считал это противоречащим самой идее паркура.

Расставшись, Себастьян Фука сделал паркур источником доходов. В конце концов, он пришёл к своему видению паркура и сформировал собственное направление, получившее название флоран.

Философия паркура

Самое примечательное в том, что Давид Бель углубил философию паркура. Он предлагает рассматривать окружающий нас мир как обычную тренировочную площадку и в повседневной жизни, обходить жизненные преграды, не создавая для себя границ, подобно преодолению препятствий на тренировках. Давид Бель говорит: «нет границ, есть лишь препятствия». Любые реальные проблемы нужно мысленно трансформировать в препятствия и находить пути их преодоления. Также философия традиционного паркура против любой «показухи», а также против превращения его в любого вида соревнования.

В этом коренное отличие паркура от флорана . Если паркур пропагандирует рационально, прагматическое преодоление препятствий, то флоран ставит зрелищность во главу угла. Красивое преодоление препятствий, даже в ущерб рациональности, в этом и состоит главное отличие этих двух направлений.

В настоящее время число поклонников паркура неуклонно растёт, что нашло своё отражение и в кинематографе.

Паркур в кинематографе

Первым известным фильмом, благодаря которому весь мир узнал о том, что такое паркур и кто такие трейсеры, стал, конечно же, . Кстати сам Давид Бель отказался принять участие в съёмках, считая, что зрители могут связать паркур с одним из инструментов воровства.

Следом вышел фильм «Тринадцатый район» и продолжение — «13-й район: Ультиматум». В 2007 году сняли российский фильм «Дерзкие дни». Всё чаще кинематограф использует элементы паркура в сценах показывающих преследования и погони.

Не отстают от кинематографа и разработчики компьютерных игр. Вышли игры про паркур «Free Running», а также «Mirror’s Edge».

Вот такова история появления очень красивого направления людей — паркура

В заключении ролик о паркуре. В нём Вы встретитесь с основателем паркура Девидом Белем.

Как и в любой дисциплине, у истоков ПК стояли люди, которые сформировали его, задали философскую и идеологическую основу и оказали значительное влияние на развитие ПК и вышедших из него движений. О некоторых из них здесь и пойдёт речь.

Давид Белль (David Belle)

Давид Белль родился 29-ого апреля 1973 года в округе Seine - Maritime, в городке под названием Фекам (Fecamp), что в Нормандии. Он был родом из небогатой семьи, которая жила сначала в пригороде Парижа, Фекаме, а позже перебралась в городок Ле-Сабль-д"Олон (Sables d"Olonne), где Давид провел первые четырнадцать лет своей жизни. Воспитываемый дедом, Гильбертом Киттеном - бывшим старшим сержантом, некогда служившим в пожарных войсках Парижа, Давид был впечатлен рассказами о героизме, и с раннего возраста в нем проснулся интерес ко всему, что подразумевало под собой движение и активность.

Его отец, Раймонд Белль, служивший некогда солдатом во французской армии (в городе Далат, во Вьетнаме), также работал в пожарных войсках Парижа и был выдающимся спортсменом. Его даже часто называли "силой природы". Раймонд был очень высококвалифицированным спасателем, он был известен в кругах людей своей профессии. Что и говорить, он имел большое влияние на жизнь Давида. Для получения дополнительной информации о Раймонде Белле и Парижских пожарных войсках, см. французскую статью "La fabuleuse histoire des pompiers" (написана военачальником Деру, хранителем парижского музея, посвященного пожарным) изданную журналом "Editions Tallandier".

Будучи окруженным такой семьей спортивных героев, было естественно, что Давид стал искусным во многих спортивных дисциплинах, где было необходимо двигаться, таких, как легкая атлетика, гимнастика, скалолазание и боевые искусства.

На пути самопознания, молодой Давид оставил школу в 15 лет, чтобы полностью посвятить себя спорту. Но не любому виду спорта. Белль считал, что спорт должен быть в первую очередь полезен для жизни. Сила и ловкость, развиваемые через спорт должны также находить применение в жизни, именно так отец Давида всегда говорил ему.

Впоследствии, частично чтобы походить на своего отца и частично повинуясь духу юного искателя приключений, Давид часто воображал, где бы он смог использовать свои физические способности, чтобы избежать трудных ситуаций; где бы он мог проявить силу и храбрость. Как добраться к месту, чтобы спасти человека? Как перемещаться, чтобы не быть пойманным в ловушку? Воображая себя в таких ситуациях, этот бесстрашный мальчик, в конце концов, стал более ловким.

Бег, прыжки, карабкание на различные возвышенностии, вис, сохранение равновесия, постоянное преодоление себя, развитие уверенности в себе, способность преодолевать препятствия, чтобы продвигаться дальше в этом искусстве... Давид был буквально одержим всем этим. Он хотел освободиться от всех препятствий, ограничений и страхов, и быть в состоянии пройти везде, где бы он только не захотел пройти; это искусство давало очень много как духовному, так и физическому развитию.

В 15 лет, Давид переехал в пригород Парижа, маленький городок Лисс, что находится рядом с Эври. В это же время он встречает молодых людей, которые впоследствии следуют за ним ("Ямакаси", с которыми Давид был нераздельно связан на протяжении 8 лет). Будучи в постоянном поиске приключений, но зная при этом о сопровождающих опасностях, Давид получил сертификат Оказания Первой Помощи во время своей национальной службы. Было бы естественно, если бы он впоследствии присоединился к пожарной команде и получил сертификат UFOLEP о его незаурядных гимнастических способностях, но, к сожалению, Давид повредил запястье и был временно освобожден от службы, но назад уже не вернулся.

Природа жизни пожарных была известна ему еще с детства, его старший брат, как и его дед и отец, тоже собирался вступить в бригаду пожарных. Даже на данном этапе жизни, в Давиде чувствовался дух независимости, и после восстановления от травмы, он хотел присоединяться к полку французской Морской пехоты в городе Vannes. В это время о нем начали узнавать, и он стал рекордсменом и чемпионом полка по подъему на канате (так же, как и его отец), получил свидетельство о чести за его гимнастическую ловкость, и был первым в чемпионате по преодолению полосы препятствий в городе Эсон (Essonne).

Несмотря на все это, Давид чувствовал себя несколько ограниченным регламентированной жизнью в среде вооруженных сил. Его любовь к приключениям и желание свободы были слишком сильны: спорт и паркур ("полоса препятствий") - это то, что он по-настоящему любил. Нет смысла говорить, что те должности, которые он занимал (складской рабочий, охранник или продавец мебели) не удовлетворяли его. Он решил уехать в Индию, чтобы получить черный пояс.

Для Давида всегда была важна подлинность, или du vrai ("правда"), как он сам любит говорить, но все же он пытался найти свой путь в этой жизни. Каждый смог бы понять его переживания в то время. Как был он смог жить для своей страсти к дисциплине, которая еще находилась в стадии разработки, дисциплине, частично практикующейся солдатами как "parcours du combattant" (военный курс по преодолению препятствий) и пожарными как "parcours SP" (курс по преодолению препятствий для пожарников)?

В конце концов, его искусство образовалось из нескольких дисциплин.

Дисциплин, которыми занимался его отец, будучи еще молодым солдатом во Вьетнаме: гимнастика, преодоление страха опасности, концентрация; идея о перемещение в любое место без физического ограничения, чувство свободы и жизни - вот некоторые из основных компонентов "Паркура".

В Паркуре нет ни официальных клубов, ни соревнований. Он не регулируется стандартами и не связан с деньгами, главное - это желание заниматься паркуром, без формальных правил, но с духом честности и сдержанности... и большой и длительной работы над собой.

Давид Белль снял несколько видео-роликов (в музыкальном оформлении) показывающих, на что он был способен. Именно эти ролики и были первыми снятыми на видео роликами про паркур. Кажется, что их можно было использовать в разных областях: как в музыкальных клипах, так и в рекламе, боевиках, различных шоу и так далее. Если бы он продолжал снимать, то, возможно, мог бы продвинуться намного глубже в мир шоу бизнеса, где у него появилось бы сразу много перспектив, и где его творческий потенциал мог бы быть полностью удовлетворен. Было необходимо подождать немного для того, чтобы достичь поставленных целей.

Первый ролик Давида Белля был показан в мае 1997 году команде телеканала Stade2 (Francis Marroto, Pierre Sleed and Pierre Salviac). Они были настолько впечатлены видео, что решили снять о Давиде небольшой видеофрагмент через неделю. Все остальное, как они говорят, дело истории.

Цель была проста: посредством паркура, силы воли и усилия, добиться своей цели. Давид должен был быть связан с различными группами: "The speed - air men", "Catmen", "La Reluve" и особенно с "Les traceurs"; слово "traceur" с тех пор использовалось, для обозначения последователей искусства Давида Белля - для обозначения тех, кто занимается паркуром.

Тем временем, голубой экран снова влек Давида, но как бы кинематограф отнесся к его искусству - паркуру? Давид встретился с Хьюбертом Коунде (актером, сыгравшим главную роль в фильме "La haine" режиссера М. Kasowitch). Хьюберт приобщил Давида к искусству театра, и помог ему сделать первые шаги в мире кинематографа. Давиду нужно было еще много работать над собой, и он продолжал обучаться и самосовершенствоваться и вовремя открыл для себя мир актерского искусства. Сначала он снимался в некоторых промоушенах (Tina Turner , Iam and Menelik и др.). Позже, он появился в некоторых телевизионных фильмах и короткометражках, типа фильма режиссера Hugues de Logardi e res " Les gens du voyages " и фильма режиссера Igor Pejic " Un monde meilleur ".

Это было незадолго до того, как Давид появился в других фильмах, например, в фильме режиссера Franck Nicotra "L" Engrenages" и фильме Brian de Palma "Femme Fatale" ("Роковая женщина"). Также он снялся вместе с Jean Reno (Жан Рено) в фильме "Les rivi e res pourpres 2" ("Багровые реки-2").

После того, как Давид снялся в рекламе для канала BBC, в рекламе Nissan и Nike, у него наконец-то появился шанс проявить себя: сыграть вместе со Сьерилем Раффаели во французском боевике "Banlieue 13" ("13-ый Район"). Скоро на экранах появится продолжение фильма.

Паркур живет и бурно развивается. В настоящее время Давид Белль проводит свое мировое турне с ассоциацией, которую он создал - PAWA (PArkour Worldwide Association) и командой трейсеров, которую он сформировал. И это - только начало.

Раймонд Бэлль (Raymond Belle)

Отец Давида Белля


Раймонд Белль, отец Давида Белля, родился 3-ьего октября 1939 во Вьетнаме, который тогда называли Индокитаем. Его детство было трагично: отец был жестоко убит в дни, когда страна фактически разваливалась, а в 1954 году, во время распада Вьетнама, Раймонда разлучили и с матерью. Однако, французская Армия должна была стать спасительницей Раймонда. Его приняли на службу в Далате, где он и получил военное образование, которое влияло на его характер на протяжении всей жизни.

После поражения Dien Well Phu в 1958 году, Раймонд отправился во Францию и закончил свое военное обучение. Он не присоединился к полку и, не смотря на то, что уже сталкивался с убийством людей на войне, наоборот, решил спасать жизни. В 19 летнем возрасте, благодаря своей исключительной физической форме и огромному желанию помогать людям, Раймонд начинает служить в пожарных войсках Парижа, в собственном пожарном полку французской столицы.

Раймонду, с его блестящими спортивными способностями, не потребовалось много времени для того, чтобы отличиться. Его навыки пригодились ему как нельзя кстати: он стал чемпионом полка по подъему на канате. Как высококвалифицированный атлет, Раймонд присоединился к элитной команде в своем полку, состоявшей из самых ловких пожарных. Эта команда элитных пожарных участвовала только в самых опасных и сложных спасательных миссиях. Вскоре после вступления туда, в 1962 году, Раймонд был отмечен полковым приказом за храбрость, проявленную во время тушения сильнейшего пожара.

И это было только начало.

У него также была ключевая роль в самой первой вертолетной операции Парижских пожарных, которая проходила 19-ого января 1969 года в соборе Notre-Dam. Во время этой операции, Раймонд при чрезвычайных обстоятельствах, на высоте более чем 90 метров над землей, снял Вьетнамский флаг, который был установлен наверху шпиля собора. Его много раз хвалили за его невозмутимость, храбрость и дух самопожертвования.

Сержант Белль был одной из ведущих фигур своего времени и, безусловно, образцом для подражания для многих молодых людей. Многочисленные спасательные операции, медали и подвиги дали Раймонду заслуженную репутацию того человека, который может поистине называться исключительным пожарным.

Вознагражденный за свою храбрость в 1969 году бронзовой медалью чести, Сержант Белль оставил пожарную команду в 1975 году.

Раймонд Белль умер в декабре 1999, но память о нем и его храбрости живет и по сей день. Товарищи Раймонда никогда не забудут ни его обаяния, ни его замечательных человеческих качеств. Он навсегда останется воплощением идеала пожарных Парижа.

Биография позаимствована у журнала Парижских пожарных "Allo Dix-Huit"

Себастьян Фукан (Sebastien Foucan)

Себастьян Фука (англ. Sebastien Foucan) - один из основателей движения паркур, именуемый иногда как freerun. Фука вместе с Девидом Белем дали жизнь паркуру, когда были еще совсем юными и в последствии стали самыми известными трейсерами в мире. Он известен как представитель движения во всем мире. Известны его взгляды на философию паркура, где он подчеркивает изучение не только основ безопасности, но и поддержание положительного понимания в обществе в отношении данного предмета.

Он переехал в Великобританию после съемок в документальном фильме Jump London в 2003 году, а затем и следующего фильма Jump Britain компании BBC.

Так же он снимался в роли террориста Mollaka в 21-м фильме о Джеймс Бонде и клипе Мадонны на песню "Jump".

Философия Себастьяна Фука

Паркур - детская игра, ставшая искусством, искусством жизни, искусством перемещения. Постыдно думать, что когда мы вырастаем, мы должны прекратить играть. Брюс Ли говорил: "Играйте, но играйте серьезно". Мы можем говорить об искусстве прыжков, искусстве преодоления препятствий, искусстве перемещения, но определение не столь важно. Я предпочитаю не давать паркуру других имен. Возможно, заявлять, что это - искусство мы не имеем права, это подвластно лишь наблюдателю. В любом случае, по моему мнению, на данном этапе мы пока не достигли такого уровня и нам ещё предстоит многое для этого сделать. На сегодняшний день я передаю свой опыт последователям. Передавать опыт - давать стилю возможность развиваться. Они также полезны мне, как и я им. Ведь, нам для роста важна индивидуальность и возможность её развития. Каждый вступает со своими собственными целямми и желаниями. Всё просто. Мотивациями при вступлении в паркур служат любовь к искусству, требовательность и уважение.

Возникновение техники

Мы глубоко уважаем городские конструкции и городскую среду жизни. Всё это и есть объекты нашей деятельности. Многие люди до сих пор не признают и вызывают полицию как только видят нас. У таких людей замкнутое представление действительности, они не дают ничему двигаться вперед, прячутся когда необходимо действовать. Они появляются только затем, чтобы жаловаться. В любом случае, у них, как правило, не бывает много времени, чтобы высказаться, т.к. мы к тому моменту уже очень далеко.

В нашу ассоциацию поступали предложения о создании объектов, приспособленных к паркуру. Вроде, создадим совершенный для этих целей город город! Но, что любим, по существу, этот - свободная практика. Ниукого не будет возможности замкнуть нас в пределах назначенной территории как хотелось сделать это со скейтбордингом. Кроме того, мы видим, что из этого ничего не вышло Разогрев тела перед паркуром - малоэффективная вещь. Она не должна быть насилием для тела. Например, растяжка очень важна для нас. Мы делаем упражнения на растяжку, чтобы сделать свое тело более гибким. Мы также тренируем баланс, тем более, что это можно делать в любую погоду. Мастерство должно быть отработано до мелочей. Наши движения не должны быть сковаными внешними факторами. Важно иметь отличную технику, чтобы внедрять в стиль что-то новое, воображать, создавать собственный способ передвижения. В своих тренировках мы ставим для себя определенные требования. Например, не повторять упражнение сразу, если мы не смогли его сделать с первого подхода. Эт делается для этого, чтообы не создавать опасных ситуаций и давать себе шанс преуспеть в следующий раз, когда твое тело быдет готово. Тадрина - единственная девушка в команде очень способна, т.к. она подходит к перемещения с разных сторон. Я имею ввиду, что она можт сделать трюк, о котором мы даже и не думали. Cat jump был придуман именно так, в ситуации, когда кто-то не мог просто преодолеть препятствие, что стал использовать выход силой засчет рук. Важно, чтобы каждый мыслил по-своему, чтобы сделать шаг дальше, например, перейти от прыжков с высоты (depth jump) к прыжкам на точность приземления (accuracy jump), которые требуют ловкости и чувства равновесия.

Ответвление

Эти самые "ответвление" мы можем соотнести с жесткой частью Кунг-Фу или ломанием предметов в боевых искусствах. Существует жесткое ответвление и в сущности паркура. Это - важная часть, но не обязательная. Каждый может прыгнуть с большой высоты, но не каждый может мягко приземлиться. Кто-то будет пересиливать себя и прыгать, приземляясь жестко, а кто-то, поработав над техникой, не почувствует шока при столкновении с землей. Здесь уже вмешиваются другие измерения: техническая часть (работа над качеством движений, воображения) и чувство (осознание текучести движений, плавного перехода между ними).

Сегодня трэйсеры стали использовать средства защиты, как этот делают, например, скейтбордисты. обычно, мы предпочитаем не использовать никакой защиты и не использовать маты для облегчения стадии приземления. Всё потому, что у нас нет мы не представляем паркур рискованным, т.к. работаем над тем,чтобы развить свои физические возможности и через самоуверенность психологически отойти от чувства опасения за свою жизнь. В то же время, в наши дни, защита не закрепощает движения. Кто-то будет принимать возможность падения, но все равно прыгать, а кто-то будет уверен в себе после работы над техникой. Всё дело в практике.

Стремление

Наше учение привязано к двум основополагающим аспектам: первое - поиск пластики тела, максимально приближенной к присущей кошкам, а второе - внутрення борьба, духовный и психологический настрой во имя того, чтообы збежать опасения и страха. Духовная работа очень важна. Мы в постоянном поиске. В отличии от других видов спорта, например, атлетики, которой я занимаюяь, где физическая подготовка и мышечная масса важны, в паркуре при всё при этоом важны, прежде всего, чувства, эмоции. Тело должно прогрессировать плавно. Смысл в том, чтобы всегда работать над качеством, а не над силой. Для достижения цели нужно работать, а после мы открываем для себя, что человеческое создание способно на уникальные вещи. Цель нашего поиска - найти применение телу и преодолеть страхи.

Прыжки, которые мы показываем - это минимум. Всегда должен быть большой запас между тем, что мы показываем и тем, что мы можем. В паркуре мы никогда не находимся за гранью, не приближаем тело к грани его реальных возможностей.

Если ты подавишь свои сомнения, то вещи откроются для тебя в другом свете. Двигайся, будь как вода. Будь гладким, как зеркало. Отвечай как эхо.

Каждый человек прогрессирует в своем собственном ритме и с присущей ему скоростью. Прогресс постепенен, наверное и потому, что мы не принуждаем ни к чему. Каждый может найти что-нибудь, что мы можем привнести в стиль, открыть для себя новые прыжки, трюки. Мне нравится оказываться в новых местах, ранее мной неизведанных. Большинство наших трюков были рождены во время обсуждения. Это наблюдение, взаимодействие с остальными - вот, что дает нам возможность открыть чтот-то новое. Ничего схожего с соперничеством. Мы подталкиваем друг друга на лучшие свершения, помогаем друг другу развиваться, но не даем убить себя. Внимание, уделяемое ощущениям наиболее важно. Это одна из основных мотиваций. Все ощущения и эмоций связаны с чувством свободы. Когда я вижу трэйсеров, я вижу сияющие лица. Они нашли тоо, что оживляет их. Я могг бы даже сказать, что паркур действует подобно индивидуального источнику вдохновения и процветания.

В любом виде спорта мы можем представить себе судей, который отмечают сильнейшего. Даже в скейтбординге присутствует элемент судейства, правда, там оценивается отношение, подход, стиль. Хорооший трэйсер определяется по его философии, здесь вмешивается уже духовное развитие. Всё, что относится к развитию духа, интересует нас, а также виды, где этоот аспект важен, например, боевые искусства. В этоом смысле мы чувствуем близость к философии восточных единоборств, философии самураев. Наше искусства вполне могло бы зародиться в Азии. У нас есть табу, в особенности на то, что касается смерти. По учению самураев мы должны принимать возможность смерти с целюь преуспеть в суровом испытании. мы должны быть способны вступить в бой, не боясь, не колебаясь в ожидании более легкого времени. Философия и дух паркура в том, чтобы продолжать даже в ситуациях, когда ты уже обессилен. В то же время, мы не собираемся открывать академии и ввожить дипломы, удостоверящие вашу образованность в паркуре, но при этом стараемся развивать искусство безпрепятственно, никогда не переставая практиковать наш стиль. "Иметь желание пересилить себя", " Подойти к границе своего сознания", "Любить то, что ты делаешь в том виде как это у тебя получается", "Существовать и развиваться" - вот мысли, вдохновляющие нас. Лично меня вдохновляли и фильмы, например, с участием Брюса Ли, затем книги, "l"hagakure" (книга самураев) или рассказывающие о восточнй медицине. Паркур - очень глубокий по смыслу и идеологии стиль.

Уверен, что мы имеем что-то общее с философией Брюса Ли, который был как мастер, так и философ и основатель, который стремился иследовать в себе средства защиты и самообороны. Мы можем говорить, что паркур и есть одно из таких средств - средство спасения. Если ты сталкиваешься с человекком, у которого в руках оружие, даже будучи более сильным, ты не в силах бороться. занимаясь паркуром, ты получаешь возможность и навыки спасения из таких ситуаций. Убегать - не позор. Ведь, ты действовал, а не проявлял пассивность.

По крайней мере, рисковать следует разумно, например, не делать это в ситуацих, когда риск идет лишь ради того, чтобы удивить кого-то. Используейте свое умение во благо себя и других. Основная опасность всегда кроется в ввыполнении трюка с целью поразить окружающих. Да, именно здесь и кроется опасность. В реальности, на протяжении всего прыжка ты один. Не следует представлять перед собой публику, а, тем более, работать на нее.

Становление

Наше будущее неразрывно связано со словами "мягкий, "цепкий, "текучий". наиболее понятная метафора в этом случае это - вода. В паркуре необходимо мечтать. Т.к. мы - основатели стиля, мы всегда в поиске, путешествуем ради новых открытий, встречаемся и расходимся. Мы стремимся достичь того, чтобы люди воспринимали паркур как единое искусство, к которорму не следует подходить как к шоу. Этоо не прорфессия или сфера деятелньости по сравнению с другими видами. Мы хотим сохранить свои стремления и свою философию. Этот одна из причин почему мы не любим светиться в СМИ если они не отражают всю смысловую часть стиля, его идеологию, не передают историю вцелом. некторые люди говорят нам, что "если вы не будете появляться в СМИ, вы не станете известны, а если так, то ваше ваше искусство не будет передано никому", а мы отвечаем "это не проблема, ведь, искусство, которое живет у нас внутри, будет передано в любом случае". Ведь, это настолько велико, что не может быть сдержанно в себе. Ты можешь всегда удивляться "чего я добиваюсь?? правильно ли я выбрал путь??", но ты должен всегда быть способен оставаться искренним в том, что ты делаешь.

В конце концов, есть пути, трюки. Это то, что интересно мне. Если в каждом городе будут трэйсеры - люди, почувствующие это ощущение.

Ален Робер (Alain Robert)


В детстве, героями Алана были Bonatti, RВbuffat, Desmaison - одни из самых знаменитых скалолазов всех времён, на чьих лирических и эпических приключениях он вырос. В результате, он захотел стать лучшим скалолазом, хотя родители и не одобряли его его выбора. В тайне от родителей он стал изучать основы скалолазания под видом бойскаутства. Он научился передвигаться и обращаться с верёвками, чтобы стать скалолазом как его герои. Когда ему было 12 лет, он залез на 8й этаж, чтобы попасть домой, т.к. забыл дома ключи. Его способности росли. Ален обычно тренировался на утёсах в округе Valence - его родного города на юге Франции. Со временем он стал лучшим скалолазом. Им двигали разумный риск и желание справиться со своим страхом. В последствии, Алан решил лазить самостоятельно, без страховочных верёвок, что означало - если ты сорвёшься, то погибнешь. Он самостоятельно поднимался на самые опасные стороны утёса. Сперва он лез со страховкой, проверял маршруты и зацепы. И, через несколько попыток… Готов, пошёл! У него было два несчестных случая в 1982 году. Самым серьёзным из них было 15-метровое падение, когда при спуске его верёвка оборвалась. Он пролежал в коме 5 дней с многочисленными переломами черепа, носа, запястьев, локтей таза и пяток. Диагноз был нешуточный: "Этот парень больше никогда не сможет лазить снова". По сведениям Французской Национальной Организации Здравоохраниения, из-за головокружений, вызванных травмой внутреннего уха, инвалидами оставались 60% пострадавших. Год спустя, Алан Роберт возобновил тренировки на скалах, и вскоре достиг своего лучшего уровня, даже лучшего чем у него был. В 1991, Patrick Edlinger вручил ему награду за его выступление на Janssens Festival. Два года спустя, Juan Antonio Samaranche дал ему награду МОК (Международного Олимпийского Комитета) за его выступление. Он также упоминается в качестве мирового рекордсмена за наиболее экстримальные одиночное восхождение в ущелье Verdon (юг Франции). Крупнейший спонсор, специализирующийся на экстримальном спорте предложил снять про него документальный фильм. Для этого ему предложили подниматься на небоскрёбы. В 1994, Алан Роберт залез на самый высокий небоскрёб в Чикаго. Так родился "городской скалолаз" - Алан сделал то, что считалось невозможным. Также он понял, что так он может зарабатывать себе на проживаение, и стал искать небоскрёбы своей мечты. Он много раз попадал в тюрьму, так как часто совершал восхождения без соответствующего разрешения, но это его волновало мало, он считал что лучше попастиь в тюрьму, чем в госпиталь. Он любил встречаться с разными людьми, будь то президенты или заключённые, короли или люди трущоб. Алан Роберт известен своими смелыми подъёмами, но публика редко знает о том, что после подъёмов он собирал деньги для милосердия. В 1997 году он без спросу поднялся на всемирно известный небоскрёб в Куала-Лумпуре. Воздействие СМИ было настолько большим, что Фонд Sabah попросил, чтобы он поднялся на его здание в Борнео. С разрешением правительства, его восхождение собрало толпу около 15000 человек, в результате чего смогли собрать более чем 150000$. В Париже, ассоциация ADT Quart Monde попросило его, спуском по верёвке, рекламировать открытие пустых квартир столицы бомжам. Это был реальный случай, с присутствием госпожи Bernadette Chirac и госпожи Genevieve de Gaulle. Через восемь лет, Ален Роберт поднялся на более чем 70 небоскребов и памятников во всем мире. Пока что, самый большой успех - это восхождение на Национальный Банк Абу-Даби в присуствии более чем 100 000 зрителей!

На вопрос «Кто придумал паркур?» обычно отвечают — Давид Белль (David Belle). Но Давида можно скорее назвать основателем паркура как философии и вида спорта, а вот сама идея принадлежит другому французу.

Рождением паркура можно считать начало XX века, автором дисциплины стал Жорж Эбер, после написания книги «Естественные методы физкультуры». Книга была принята на вооружение французской армии, а разработанная Эбером система физической подготовки получила название «боевой паркур» или «натуральный метод». Само слово «паркур» в переводе означает полоса препятствий, а понятие этой дисциплины изначально имело только материальную составляющую, и предполагало максимально рациональное преодоление любых препятствий с минимальным приложением усилий.

Свое развитие паркур начал благодаря одному из солдат французской армии, человеку с непростой судьбой, сироте Раймону Беллю. В совершенстве освоив техники в армии, после службы он стал пожарным, где навыки рационального преодоления городских препятствий пригодились и были оценены и коллегами, и спасенными. Раймона не раз награждали медалями за спасение при пожаре. В 1973 году Раймон стал отцом будущей мировой знаменитости – Давида Белля, который и считается основателем философии и направления паркура.

Искатель приключений

Давид был влюблен в спорт с детства. Но спорт ради спорта его не интересовал – ему важно было делать что-то полезное для жизни и найти ответы:

  • Как быстрее добраться на другой конец города, чтобы спасти человека?
  • Как применить паркур и фриран?
  • Как перепрыгнуть с крыши на крышу, спасаясь от злодеев?
  • Как освободиться от любых препятствий?

Вскоре вокруг Давида образовалась первая команда трейсеров (фр. traceur - прокладывающий путь), которую интересовал не только физический аспект, но и философский. Команда из восьми человек оказалась живым организмом.

Задачи трейсеров — преодоление препятствий (заборы, стены, деревья, перила, скамейки, крыши и прочее). Трейсер должен обладать навыками легкоатлета, гимнаста, акробата, скалолаза, спринтера, прыгуна…

Профессиональные трейсеры способны за считанные секунды преодолеть препятствия, в два раза превышающие их собственный рост.

Очень много паркур почерпнул в философии восточных боевых искусств, его основатели зачитывались «Книгой самураев», «Хагакурэ бусидо». Даже название себе выбрали в восточном стиле – «Ямакаси», что означает на японском молодежном сленге «хулиган». Но хулиганством плотно занялись скорее, последователи «Ямакаси», нежели они сами.

Расцвет и распад

В 1997 году по миру прогремел ряд видеороликов, снятых по инициативе Давида Белля о паркуре. Эти ролики стали решающими в судьбе новой экстремальной дисциплины – паркур стал популярен. Молодежь стремилась узнать все о паркуре, массово сбивалась в команды, калечилась, но не бросала свою свободолюбивую мечту.

Ребят стали приглашать в кино и на телевидение. Так со временем появились фильмы «Роковая женщина», ставший культовым «13-й район», «Багровые реки-2». Но вместе с очередным актом признания пришел и раскол «Ямакаси»: в 1998 году команду пригласили стать постановщиками трюков в новом мюзикле, ставшем впоследствии легендарным — «Notre Dame de Paris». Большинство трейсеров с удовольствием согласились поработать на сцене, но Давид и его верный друг и первый последоавтель Себастьян Фукан неожиданно отказались. Они не захотели ограничить свою свободу двухлетним контрактом с создателями мюзикла. Команда распалась, но шествие паркура по миру это остановить уже не могло.

Оставшись без команды, Белль не опустил руки и создал всемирную ассоциацию — PAWA (Parkour Worldwide Association) и отправился с ней в мировое турне. Через несколько лет он вышел из ассоциации, заявив, что не может контролировать такое количество представительств и нести за них ответственность.

Фукан основывает свое направлние – фриран. Основные отличаи: если паркур предполагает максимально рациональное передвижение и преодоление препятствий, то фриран интересует эстетичность и замысловатость прыжков и других элементов, даже если это значительно снизит эффективность. К тому же, друзья разошлись в финансовых вопросах: Белль был против превращения паркура в бизнес: не желал брать деньги за уроки.

Философия паркура

Полагается, что основной принцип паркура – быть сильным физически, чтобы можно было быть полезным для других. Слишком много последователей этой дисциплины уже давно об этом забыли, и в массовой культуре паркур зачастую стоит в одном ряду с хулиганскими увлечениями вроде граффити. К тому же, большинство последователей паркура и фрирана – школьники и студенты, и высокий травматизм дисциплины никак не радует родителей юных экстремалов.

Но, несмотря на это, паркур продолжает оставаться одним из самых популярных увлечений молодежи в мире.

Паркур – это искусство передвижения в пространстве с использованием только собственного тела, когда окружающие предметы (скамейки, бордюры, деревья, лестницы) воспринимаются не как преграды, а как препятствия, которые нужно суметь обойти или преодолеть. В основе лежит стремление к обходу ограничений, неподчинение им.

Паркур считается экстремальным видом спорта. Он довольно опасен, особенно для тех, кто ещё только учится. Часто приводит к переломам и серьёзным травмам, однако многие паркурщики считают, что всё упирается в качество предварительной подготовки. К тому же некоторые используют специальную защиту.

Подготовка

Паркур требует отличного владения собственным телом. Чтобы двигаться в пространстве совершенно свободно, нужно быть в неплохой физической форме. Этому помогает скалолазание. Многие спортсмены также занимаются разными единоборствами, где ставка тоже делается на преодоление себя, умение справляться с собственными слабостями, бросать себе вызов. Акробатика, тяжёлая атлетика часто идут параллельно паркуру.

Немаловажным является и умение быстро ориентироваться в пространстве, запоминать пройдённый путь, а также искать новый. Паркурщиков учат вычленять ключевые моменты, на которых можно остановиться.

Философия паркура и мнение его создателя

У паркура есть основатель – Давид Белль. Он считает, что речь идёт о чём-то большем, не просто о движении, а о стремлении преодолевать преграды, решать стоящие перед тобой задачи. По его мнению, мир можно превратить в своего рода тренировочную площадку, научиться переключать восприятие таким образом, чтобы стоящие перед тобой задачи начали восприниматься точно так же, как ты видишь физические предметы при занятии паркуром.

То есть вместо непреодолимых преград – то, что можно обойти, с чем вполне реально справиться. Паркур при этом построен на рациональности, что резко отличает его от фрирана, где большое внимание уделяется зрелищности, умению произвести впечатление. В последнем случае говорится о важности научиться красиво двигаться, владеть своим телом для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.

Отличие от фрирана

Фриран больше подходит для рекламы. Его последователи вместе с основателем течения Себастьяном Фуканом намного чаще паркурщиков принимали участие в разных съёмных телевизионных шоу, клипах, в постановке трюков и прочего. В результате о фриране знают гораздо больше, хотя некоторые и путают его с паркуром. В целом в этом нет ничего удивительного, потому что подготовка у спортсменов часто идентична в своей основе. Расхождения начинаются на стадии освоения дополнительных элементов. Паркурщики делают ставку на эффективность и выносливость, а те, кто занимаются фрираном, на зрелищность.

Развитие паркура

Исторически паркур пошёл от военной дисциплины, которая прижилась в армии, была опробована в двух мировых войнах, помогла многим выжить. Потом один из военнослужащих начал практиковать её в мирное время, став пожарником. Это был отец основателя Давида Белля, Раймонд. Который за свою храбрость и героическое спасение нескольких человек из огня в критической ситуации получил множество наград.

Давид, искренне восхищавший отцом, решил развивать его способности. Вместе с Себастьяном Фуканом он начал первые тренировки. Но через какое-то время их пути разошлись, поскольку Давид воспринимал своё искусство вне коммерции. Фукан ничего плохого не видел в том, чтобы сделать из него бизнес, он стал брать деньги за обучение паркуру.

В современном мире

Паркур постепенно получает всё больше признания. В Великобритании, к примеру, в некоторых школах это искусство стали включать в программы. В северной столице России основали Академию паркура. Многие представители силовых ведомств говорят о желательности такой подготовки для личного состава, особенно для оперативников, потому что владение подобными навыками позволяет эффективнее преследовать преступников.

В кино

О паркуре широкая публика узнала после выхода фильма «Ямакаси: Новые самураи», где рассказывалось о новой криминальной группировке, владевшей уникальными навыками перемещения в пространстве. Кстати, Белль отказался сниматься в этом проекте, он отнёсся к нему достаточно негативно, говорил о том, что паркур не должен вызывать у людей ассоциации с воровством и миром криминала. После вышли ещё 2 картины «13 район» и «13 район: Ультиматум», сценарии к которым написал Люк Бессон, где Белль уже снялся.

В одном из фильмов, посвящённых приключениям Джеймса Бонда сцена погони в самом начале включает в себя элементы паркура. Это же искусство в сочетании с боевыми приёмами стал использовать в своих картинах Джеки Чан.

Игровая индустрия

«Mirror’s Edge» – одна из игр, где действие посвящёно паркуру. Она получила высокие оценки со стороны опытных трейсеров. Отличается удивительным реализмом и неплохо передаёт движения. Характерный стиль перемещения игрока в пространстве можно узнать в знаменитой серии «Assassin’s Creed».

Что же такое паркур?

Паркур можно назвать дисциплиной или искусством. Внешне он представляет собой способ перемещения в пространстве, который включает в себя прыжки, подтягивание, вис, кувырки, разумеется, бег и многое другое. Подразумевает также навыки уклонения и сохранения баланса. Очень важно уметь группироваться и правильно падать, что даёт возможность избежать серьёзных травм.

Паркур нельзя назвать традиционным видом спорта. Здесь отсутствует состязательность, результат не имеет значения. Важен сам процесс, умение владеть собственным телом. И это – ещё один элемент, резко отличающий его от всего остального.

Рождением паркура можно считать начало 20-го века, когда была написана книга "Естественные методы физкультуры" Жоржем Ибером. Эта книга спустя некоторое время была взята за основу подготовки французских солдат. Эта система подготовки получила название "боевой паркур".

Последующее развитие паркура относится к французу Раймону Беллю, жизнь которого была тяжела, но он справился и нашел свой путь. С раннего возраста он остался без родителей, был в армии, где получил необходимые навыки. После армии он работал пожарным, где его умения были оценены. Он быстрее всех преодолевал препятствия, что позволяло проявлять себя при спасении людей из огня. За это он многократно был награжден медалями.

В 1973 году родился Давид Белль - младший сын Раймона. Он постоянно восхищался успехами своего отца, подражал ему. Его стремление к спорту заставило бросить школу и полностью погрузиться в спорт. Он переехал в Париж, где стал развивать свои таланты. Там же он познакомился со своими будущими последователями, которые организовали знаменитую команду "Ямакаси".

Как и отец, Давид прошел все тяготы и лишения воинской службы, где он был одним из лучших, для него не было никаких препятствий, которые бы ограничивали его движение. Он воспитал в себе философию свободы, которая, сказать по правде, помешала ему продолжить свою карьеру в военном деле. Он хотел быть свободным философом.

Именно Давиду Беллю пришла в голову мысль немного видоизменить написание слова паркур , чтобы придать дисциплине что-то новое, агрессивное, свободное.

В 1997 году по инициативе Белля были сняты несколько видеороликов про паркур, которые быстро распространились среди населения. Все были просто шокированы увиденным. Это и дало решающей толчок в популяризации этой свободной дисциплины. Белля начали приглашать на телевидение, в кино ("Роковая женщина", "13-ый район", "Багровые реки - 2"). Популярность паркура постоянно росла, привлекая все новых и новых поклонников.

Также Белль основал "Всемирную ассоциацию паркура" (PAWA), которая объединила всех любителей паркура.

Видео

Приезд Давида Белля в Москву в 2010 году.

Легенды тоже ошибаются.

Интервью с Беллем.