Борьба джиткундо создатель брюс ли. Джит кун до брюса ли

Джит Кун До (дословно - "путь опережающего кулака") был задуман Брюсом Ли в 1967 году. В отличае от многих других боевых искусств в Джит Кун До (ДКД) не существует ни строго определенного свода правил, свойственных только этому стилю, ни набора технических приемов, которые были бы характерны только для ДКД. Он - независим, он - свободен. Вобрав в себя дух всех боевых искусств, этот стиль не стал пленником ни одного из них. Тем, кто понимает сущность ДКД, он дарит силу освобождения, становясь зеркалом их самопознания.

Многие пытались описать ДКД как оригинальный стиль с помощью привычных терминов: его называли и "кун-фу Брюса Ли", и "каратэ Брюса Ли", и "кикбоксинг БрюсаЛи", и "система уличного боя Брюса Ли"... Попытки свести ДКД к "боевому искусству Брюса Ли" показывают полное непонимание сущности этого стиля и того, чем руководствовался его создатель. Концепция ДКД просто не может ревлизоваться в рамках одной системы. Чтобы понять это, изучающий боевые искусства должен суметь подняться над однозначностью "за" и "пртив", осознав, что на самом деле на определенном уровне они не отличимы друг от друга. Понимание ДКД - интуитивное постижение этого единства. Брюс Ли говорил, что знанаие в воинских искусствах, в конечном счете, означает самопознание.

Джит Кун До - это не новый стиль кун-фу или каратэ и не видоизмененный старый, получивший новое имя. Брюс Ли не изобретал и не составлял нового стиля. Свою задачу он видел в том, чтобы освободить своих последователей от слепой зависимости от любого стиля, любых образцов или систем.

Джит Кун До - всего лишь зеркало, которое отражает изучающих его, - вот ключ к правильному подходу к обучению ДКД, но, как заметил Ли, "создавать метод борьбы - все равно что налить фунт воды в упаковочную бумагу и попытаться лепить из этого". В сущности, многие воспринимают ДКД как составной стиль военного искусства из-за его многоплановоси и эффективности. В какой-то момент схватка мастеров ДКД может напоминать тай-боксинг или винь-чун, борьбу или каратэ. Некоторые боевые приемы вызывают в памяти филиппинские эскрима и кали, а на ближней дистанции ДКД походит на северный китайский кун-фу или сават.

Джит Кун До - это стиль и "не стиль". Можно сказать, что он настолько же отстранен от существующих боевых систем, насколько внутренне связан с ними. Так как ДКД не синтезирует все используемые методы и приемы в единый стиль, некоторые считают, что он нейтрален, "аморфен". Опять-таки, относительно ДКД это и верно, и неверно.

Хороший практикующий боец ДКД руководствуется в бою только подсказкой собственной интуиции. Согласно концепции Ли, боевой стиль не должен быть подобен науке, чьи принципы и законы не могут быть нарушены нигде и никогда. Всегда существуют различия между личностями бойцов, уровнями их физической и духовной подготовки, тренированности, способности ориентироваться в окружающей обстановке, их симпатиях и антипатиях. По Брюсу, как правда - "дорога без направления", так и ДКД - не организация и не общество, в которое можно вступить. "Либо вы понимаете, либо нет - и это все", - говорил он.

Когда Брюс преподавал китайскую систему кун-фу (это было вскоре после его приезда в США), он применял общепринятые системы. Ли говорил, что тот, для кого важно количество учеников, мог бы пойти по пути создания школы или организации, но лично для себя он не видит в этом необходимости. В таких школах со все возрастающим количеством студентов были бы установлены жестко закркпленные своды обязательных правил, заменяющих индивидуальную работу со студентами. В результате большинство учащихся были бы загнаны в рамки строго определенной системы и уровень их мастерства слишком зависел бы от систематических тренировок.

Именно поэтому Ли считал целесообразным одновременное обучение немногих студентов. Такой метод требовал бы постоянного наблюдения за каждым студентом со стороны преподавателя, дабы не утратить связь "учитель - ученик". Как Ли часто говорил, "хороший учитель - словно стрелка, указывающая истину. Зная слабые места студента, учитель побуждает его к внешнему и внутреннему самоисследованию, чтобы в конце концов ученик мог достигнуть внутреннего совершенства".

Боевые искусства (впрочем, как и сама жизнь) существуют в потоке, в движении, постоянно изменяясь. Быть в русле этих изменений очень важно. И, в конечном счете, боец ДКД, говорящий, что ДКД - всего лишь боевое искусство, на самом деле не чувствует его внутренней сути. Он все еще боится войти в него, слиться с ним, пытаясь держаться за вызубренные образцы и приемы, он пленник собственной ограниченности. Такой человек не в состоянии осознать тот простой факт, что истина существует вне всех представлений или образцов. Поиск истины не может закончиться. "Джит Кун До - только имя, всего лишь лодка, на которой можно переплыть реку. На другом берегу она бесполезна, и не стоит нести ее дальше на собственной спине", - говорил Брюс.

В 1981 году ДКД преподавался только в трех местах: в филиппинской академии Кали в Торрансе, Калифорния, в Шарлотте, Северная Каролина (где Ларри Хартселл обучал нескольких избранных) и в Сиэтле, Вашингтон, под руководством Таки Кимуры. Наиболее полно ДКД изучается в Торрансе, в школе, которой руководим я и Ричард Бустилло. Преподавание ведется исходя из того,что изучающий ДКД должен получить опыт других боевых искусств. Например, в классах 1 и 2 фаз в Филиппинской Академии Кали, студенты изучают западный бокс и кик-боксинг Брюса Ли - юнь-фан.

Я глубоко убежден, что студенты должны не только усвоить технику, но и получить разнообразный опыт. Иными словами, боец каратэ, который никогда не боксировал, должен провести спарринг с боксером. Что он получит от этого опыта - зависит только от него. Согласно представлениям Брюса Ли, преподаватель не дает готовой истины, он только дает направление к истине, которую каждый студент должен найти сам.


Вот главная идея, которую Ли хотел передать своим ученикам: превыше всего то, что каждый ученик должен найти свой собственный путь к истине. Он никогда не стеснялся говорить: "Ваша истина - не моя истина, моя истина - не ваша".

У Брюса не было "общей методики", только ряд руководящих принципов, помогающих вести ученика к мастерству. Используя тренировочное снаряжение и систематический подход, ученик мог разрабатывать скорость, силу, координацию, синхронизацию, выносливость, работу ногами, отрабатывать дистанцию.

Но Джит Кун До не был для Брюса самоцелью. Это просто побочный результат его собственных занятий боевыми искусствами, его собственное средство для самораскрытия. ДКД был основой для роста его личного мастерства, его личным постижением внутренней свободы, позволяющим действовать единственным образом целесообразно и эффективно не только в бою, но и в жизни. Мы берем у жизни то, что полезно, отбрасываем бесполезное, формируя и обогащая свой неповторимый жизненный опыт. Брюс Ли всегда настраивал своих последователей на изучение дзю-до, дзю-дзюцу, айкидо, западного бокса, он советовал им исследовать китайские системы саморазвития, подобные винь-чуну, добавить к своему опыту элементы кали, эскрима, арнис, характерные особенности пенчак силат, тайского бокса, савата. Он хотел, чтобы ученик сам постигал преимущества и недостатки каждого метода.

Никакое искусство не может быть выше или ниже любого другого. Вот объективный опыт Джит Кун До: быть свободным от привязанностей, быть свободным в бою, чтобы использовать "отсутствие стиля" как стиль, "отсутствие пути" как путь, чтобы единственным ограничением стало отсутсвие любых ограничений. Не стиль, и не "не стиль" - это и есть Джит Кун До.

Говоря с точки зрения Дзэн, "в весеннем пейзаже не может быть что-то лучше или хуже. Одни цветущие ветви вырастают длинне, другие - короче".

Представляем перевод из книги Пола Боумана (Paul Bowman) «За Брюсом Ли: преследуя дракона в кино, философии и популярной культуре» (2013).

Джит Кун До - одновременно и боевое искусство, и набор принципов, которые разработал Брюс Ли. Это результат его оценки различных стилей боевых единоборств (с которыми он познакомился в США), собственных исследований, экспериментов и инноваций.

Джит Кун До считается главным предшественником таких стилей как «американское фристайл карате», «абсолютный бойцовский чемпионат» (UFC) и «смешанных единоборств» (MMA).

Существует огромное количество текстов написанных о Джит Кун До разной (действительно, очень разной) степени достоверности и точности. Относительно надёжными источниками можно считать тексты по истории, развитию стиля, его философии и концепций, написанные первым поколением учеников Брюса Ли и Таку Кимура (Taku Kimura). К сожалению, другие содержательные работы, такие как неоднократно издававшиеся книги Джона Литтла (John Litte), как правило, склонны к агиографии или героизации Брюса Ли.

Нас, однако, должна интересовать, прежде всего, техника Джит Кун До, поскольку сам Брюс Ли считал своей главной задачей именно разработку практически полезной и эффективной техники боя и тренировок. По мнению Ли, формы и реализация Джит Кун До будут для каждого человека своими, но теоретические принципы, на которых основаны тренировки и техники боя, будут неизменными.

Термин "Джит Кун До" впервые появляется в записках Брюса Ли в 1967 году, однако Иносанто, друг и ученик Брюса Ли, утверждает, что Брюс принял решение называть этим термином тот стиль боевых искусств, которые они практиковали, лишь в 1968 году. По словам Иносанто, Брюса вдохновила техника европейского фехтования «контратака на сближение» (stop hit), которую он считал «высочайшим и самым экономным движением перехвата». Брюс настолько высоко оценивал эту технику, поскольку она сочетает в одном экономном движении блок-перехват / нейтрализацию (jeet) и атаку (kune). Иносанто поясняет, что «контратака на сближение с противником» - это движение, которое не «распадается» на блок и удар, а оба действия выполняются в одно движение. То есть атаку останавливают не с помощью блока, а с помощью блока, который одновременно является ударом, движение «разработано для того чтобы нанести удар посреди атаки противника». По словам Иносанто, Ли переложил эту технику на китайские термины «джит» и «кун», добавив к ним суффикс «до» для определения боевого искусства или пути боевого искусства. Таким образом, буквальное значение «Джит Кун До» - это «путь контратаки» или «перехвати-ударь-путь» [в русских переводах принято говорить о «Пути опережающего кулака»].

До этого «крещения» (то есть прежде чем начать использовать имя «Джит Кун До» для обозначения техники и своего боевого искусства), Ли практиковал смешение различных техник, которые он назвал Джун Фан Кунг Фу (Jun Fan Gung Fu). Этот стиль не был основан на одном определённом стиле или боевой системы: он включал в себя техники, позаимствованные из разных стилей. Среди них Иносанто называет Танланцюань (стиль Богомола) Севера и Юга Китая, Цайлифо, Коготь Орла, Хунгар, тайский бокс, классический западный бокс, дюздо, джиу-джитсу, а также «несколько стилей северокитайского кунг-фу». Тем не менее, Иносанто признает, что "очевидно", основой стиля был Вин Чун, все остальные техники добавлялись к этому «ядру».

Джун Фан, а затем Джит Кун До позаимствовали напрямую из Вин Чуна «принцип центральной линии», дающий преимущество актакующему по центральной линии, принцип одновременной атаки и нападения, прямые удары, подавляющее движение на противника, а также технику «липких рук» (китайское chi sau) для развития чувств. Однако Ли модифицировал стойки и движения Вин Чун (они, в основном более компактные и рассчитаны на ближнюю дистанцию), с тем чтобы добавиться полной «текучести» в бою и одновременно экономичности движений при бое на любой дистанции. Для этого Ли экспериментировал с техниками, стойками и позициями ног из европейского фехтования, в котором боец в прямом смысле слова «выставляет вперёд» свою самую сильную руку и ногу. Ли предложил чтобы для правши основная стойка была правосторонняя, а не левосторонняя (как в традиционном боксе), самое сильное оружие (правая рука) должна быть впереди не просто для того чтобы нанести джеб, но чтобы отправить противника в нокаут.

Памятник Брюсу Ли в Гонконге

Брюс также не устраивало то, что в большинстве боевых единоборств любая последовательность действий требует более одного движения, поэтому он разработал стойку, из которой можно было нанести любой удар передней ногой без какой либо дополнительной подготовки. Так появилась знаменитая стойка Брюса Ли, запечатлённая на многочисленных плакатах, а также в статуе на Галерее Звёзд в Гонконге: большая часть веса тела приходится на заднюю ногу, передняя нога слегка приподнята и готова нанести любой удар; задняя рука находится преимущественно в оборонительном положении (высоко поднята и достаточно близко к лицу и голове), а ведущая рука расслаблена и находится ниже, чтобы нанести один из множества возможных молниеносных ударов - типичный для Брюса удар пальцами в глаза.

Если, разрабатывая Джит Кун До, «стиль без стиля» Ли пришёл к этой вполне определённой стойки, но налицо парадокс. Ведь сам Ли постоянно говорил о том чтобы выйти за рамки единого стиля и его ограничений Он говорил о том, что не изобрёл «новый стиль», сочетающий в себе черты других стилей или модифицирующий их, а разработал «метод» или «концепцию». «Я хочу освободить своих последователей от привязанности к стилям, техникам и формам», - писал он.

Иносанто отмечает, что впоследствии Ли "стал жалеть о том, что вообще придумал термин Джит Кун До, поскольку он чувствовал, что это тоже ограничение. Ведь в соответствии с его концепцией, «если вы понимаете основы боя, для вас нет такого понятия как стиль».

Иносанто, которому сам Ли дал право преподавать стиль, ещё больше усложнил парадокс, добавив к стилю слово «концепция». Иносанто всегда говорит и пишет только о «концепции Джит Кун До». Он обращает внимание на то, что в отличие от названий других стилей - с их традиционными формами, принципами тренировок, приёмами, ката и так далее - Джит Кун До был разработан как направляющий принцип, а не фиксированная форма. Занимая позицию, которая подразумевает возможность развития стиля, Иносанто, наряду с Ричардом Бустилло (Richard Bustillo) и Ларри Хартселлом (Larry Hartsell), противопоставляет себя другим ученикам Брюса Ли, таким как Таку Кимура (Taku Kimura), Джеймс Ли (James Lee), Джерри Потит (Jerry Poteet) и , которые пытаются сохранить «изначальную форму» Джит Кун До. Можно сказать, что последователи «концепции Джит Кун До» следуют духу инновации, в то время как последователи «изначальной формы» пытаются сохранять стиль таким, каким создал его Брюс Ли.

Брюс Ли – величайший мастер боевых искусств, актер, философ, сценарист – многогранная выдающаяся личность, для которого не было предела совершенству. Spike TV – американский кабельный канал показал увлекательный документальный фильм «Я Брюс Ли» об этом исключительном человеке.

Статья, представляющая советы от великого Мастера по достижению успехов в тренировках, будет полезна всем, кто решил что-то изменить в своей жизни, кто не рассматривает действительность как данность, кто настроен стать более дисциплинированным и открытым. Семь уроков Брюса Ли расскажут, как стать чище и свободнее, как полюбить жизнь.

В век интернета и новейших технологий на нас обрушивается огромное количество информации о различных технологиях по совершенствованию и развитию человека, его физической формы. В статьях о тренировочных программах, системах питания, различных тренингах и тестах много противоречивой и неоднозначной информации, в которой трудно найти что-то полезное для себя. Однако для тех, кто разбирается в вопросах, которые касаются совершенствования тела человека, все чаще встает вопрос, как увеличить эффект от упражнений и тренировок. Несмотря на огромный выбор предлагаемых программ и методик, часто противоречащих друг другу, каждый старается подобрать для себя оптимальный вариант, опираясь на собственные ощущения, знания и доступную информацию.

Наличие огромного количества методик и программ по этой теме, приводит к тому, что человек теряет уверенность в своих силах, становится уязвимым и нерешительным, снижается его самооценка. Трудно реально оценить события и поступки, если ты не уверен в себе и в своих возможностях. Познакомившись с некоторыми технологиями тренировок, оценив их действенность и полезность на своем опыте, хочется доказать всем вокруг, что твой путь – самый верный. Мнения, не совпадающие с нашей точкой зрения на выбранную программу тренировок, желание людей идти другим путем – все это вызывает непонимание и неуверенность.

Не отсутствие технических знаний о тренировочных курсах по совершенствованию тела приводит к сомнениям, а неумение философски подойти к пониманию обыденного, изменить отношение к событиям и к самому себе.

Семь уроков от Брюса Ли пригодятся каждому, кто хочет приблизиться к совершенству. Они применимы в любой сфере нашей жизни, так как речь идет не просто о физических тренировках и фитнесе, а о связи философских соображений Брюса Ли с современными тренировками и боевыми искусствами.

Проблемы, которыми занимался Брюс Ли, существовавшие 30-40 лет назад, актуальны и сейчас. Современная индустрия фитнеса и бодибилдинга сталкивается с теми же трудностями, что и тогда. Брюс Ли был великим мастером боевых искусств, и ему удалось создать свою собственную философскую систему, результаты которой трудно переоценить.

Это программа на все времена, и чтобы лучше понять ее смысл в применении к современным программам по совершенствованию тела человека, необходимо термины, которые использовал Брюс Ли, заменять выражениями, применимыми в современном фитнесе.

Например, битва – это тренировка, инструктор – тренер, стиль борьбы – это стиль тренировки, противник – это клиент, боевые искусства – это фитнес тренировки, Джит Кун До – смешанная тренировка и т.д. Если пользоваться современными терминами при ознакомлении с рекомендациями от Брюса Ли, можно постичь всю правоту и глубину его суждений, заключенных в семи уроках по совершенствованию физической формы человека.

Урок №1. Нет совершенных стилей и систем. Стиль «отсутствие стиля» — путь к достижению высоких результатов.

«Чтобы привлечь больше последователей, обычно принимаются определенные стандарты проведения тренировок, которые должны неукоснительно выполняться. Однако совсем не обязательно создавать большое разветвленное сообщество последователей, с усердием следующих правилам установленной системы. При такой организации занятий, можно стать заложником систематизированных тренировок и неукоснительных правил. Очень часто стандартные классические методы замедляют, сдерживают развитие в спорте. Те, кто занимается по таким четко определенным программам, практикуя однообразные упражнения, лишают себя движения вперед, часто оказываясь в тупике».

«Каждый стиль имеет свою собственную идею, поэтому применение определенного стиля часто разделяет людей. Однажды принятое направление в тренировках потом сложно изменить и принять что-то новое. Поэтому, если у вас нет стиля, значит, вы свободны в своем выборе, и можете сами решать, как выразить себя более полно. Стиль – это остановка, кристаллизация, а человек должен меняться и расти постоянно».

«Нельзя отрицать, что существуют стили тренировок, которые могут претендовать на признание, в некоторых из них есть полнота, здравый смысл и идея».

«Рассуждать кто лучше, а кто хуже, кто ошибается, а кто нет – не стоит».

«Самый высокий стиль техники – отсутствие техники. В тренировках не может существовать единственный метод. Однако должно быть глубокое понимание того, что и для чего делается».

Урок №2. Джит Кун До или смешанная тренировка – не специальный стиль, а самостоятельная теория тренировки.

«Джит Кун До – это не «новый стиль», подчиняющийся определенным стандартам, имеющий кардинальные отличия от другого метода тренировок. Нет. Для тех кто пользуется философией Джит Кун До есть надежда освободиться от подражания какому либо образцу и шаблону. Необходимо не забывать, что Джит Кун До – это не организация с вступающими в нее членами, а особый мир со свободным сознанием, мир, который можно сравнить с зеркалом, в котором отражаемся мы сами».

«Если занимающийся Джит Кун До спортсмен утверждает, что то, чем он увлечен и есть истинное Джит Кун До, он не до конца понимает концепцию этой философии. Его сознание до сих пор не освободилось от шаблонов и рамок. Он ограничен в выборе, и скорее всего еще не понял простого факта, что для истины не существует никаких стандартов и границ. Шаблоны, накопленные знания, признанные образцы не являются исключительной истиной в последней инстанции».

«Джит Кун До — это просто название. Назначение этой теории можно сравнить с лодкой, переправляющей человека на другой берег реки. Очутившись на другой стороне, оставьте лодку, она уже выполнила свое назначение, не тащите ее с собой, идите дальше налегке, стремясь только вперед».

Урок № 3. Только чуткий, наблюдательный человек может стать лучшим тренером, который считается с индивидуальностью спортсмена.

«Одно из основных правил хорошего тренера – постоянно меняться и приспосабливаться к индивидуальным качествам спортсмена. Знающий тренер не будет останавливаться на стандартной программе тренировок».

«Не стоит навязывать ученику программу, которая нравится тренеру. Настоящий учитель всегда направит ученика на путь познания самого себя, укажет на недостатки и слабые места».

«Можно очень скоро потерять свободу самовыражения, если заниматься по раз и навсегда принятым правилам тренировки. Этот путь ведет к остановке в развитии, к снижению результатов. Необходимо осознавать, что бой (тренировка) должен меняться в зависимости от ситуации, не привязываясь к личным вкусам и предпочтениям. Если этого нет, то очень скоро для спортсмена наступит разочарование в выбранной программе тренировки, вследствие чего результаты занятий будут неэффективными».

«Происходящее вокруг станет понятным, смысл вещей раскроется сам собой, если человек обладает внутренней гибкостью».

«Во время боя необходимо следовать правилу: ваши действия в бою должны стать тенью движений соперника. В то же время, ответ на выпады противника не должен быть шаблонным, заготовленным. Техника вашего боя создается как следствие техники соперника, каждое движение – это результат его движения. Поэтому нужна светлая голова, быстрая реакция и хорошая физическая форма».

Урок № 4. Правильный путь — всегда самый прямой и простой.

«В Джит Кун До высшей степенью совершенства является стремление к самому простому. Через понимание этой мысли приходит ясность о том, что необходимо больше тратить, а не хранить».

«Скульптор, создавая свой шедевр, отсекает от глыбы все лишнее. И только тогда, когда мастер убрал весь лишний материал, взору открывается произведение искусства. Так и в Джит Кун До идея состоит в том, чтобы отсечь все ненужное, несущественное».

«Самый правильный путь – простой путь. Нет никакой гарантии, что традиционные классические методы тренировки приведут к победному результату. Верный путь к успеху – эффективность».

Урок № 5. Напряженные тренировки не могут гарантировать спортивные успехи.

« Научиться , стоя на берегу – невозможно».

«Стоит помнить, что даже самые изнурительные тренировки и упражнения не смогут принести успеха. Конечная цель каждого, кто занимается борьбой – это реальная схватка, а тренировочный процесс – это лишь подготовка к спаррингу».

Урок № 6. Несложно научиться правильно двигаться, но не стоит ограничивать себя жесткими рамками.

«К каждому необходимо найти индивидуальный подход, только так можно научить человека действовать правильно. Это означает, что самой продуктивной будет та техника тренировок, к которому имеется склонность. Нужно выявить конкретные способности каждого и продолжать развивать их в заданном направлении».

«Большинство тренировочных программ есть не что иное как однообразное повторение определенных движений. В конце концов, при таком подходе быстро теряется индивидуальность человека».

Урок №7. Оставайтесь собой. Не стоит превращать обучение в подражание.

«Вам дана жизнь не для того чтобы оправдать чьи-то надежды и мечты, так же как и я здесь не затем, чтобы гарантировать исполнение ваших ожиданий».

«Запас знаний, накопленный в боевых искусствах (тренировках) в действительности означает самопознание».

Заключение.

Философия Брюса Ли, оставленная нам в наследство, помогает по-новому посмотреть на этот мир. Она учит ценить самое главное, не замечая мелкого вокруг. Открывший ее для себя, со временем начинает понимать важность многих вещей. Такой человек не станет вступать в напрасные споры о пользе конкретных тренировочных программ, он научится чувствовать сам, какой путь сможет принести пользу именно ему. Философия Брюса Ли – спокойное восприятие мира, понимание того, зачем мы здесь, кто мы и что делаем на этой земле.

Поединок Брюса ли с Чаком Норрисом

Брюс Ли (27 ноября 1940, Сан-Франциско - 20 июля 1973, Гонконг) - мастер восточных единоборств, американский и гонконгский киноактёр, а также кинорежиссёр, продюсер и сценарист.

Сниматься в кино начал с детства, всего снялся в 36 фильмах. Невысокого роста и не обладая атлетизмом от природы, впоследствии сумел добиться необыкновенной скорости движений и развить феноменальную координацию, стал прекрасно владеть своим телом.

Именно он популяризовал восточные боевые искусства в западных странах во второй половине XX века. Стал легендой в области боевых искусств и вызвал множество подражателей в кино и на телевидении. О жизни и творчестве Брюса Ли в мире было снято около 30 фильмов, что претендует на абсолютный рекорд.

Книги (7)

Боевая школа Брюса Ли. Книга 1. Приемы самообороны

Боевая школа Брюса Ли. Книга 2. Основной курс тренировок

Брюс Ли начал обучение боевым искусствам с Вин Чунь. Может быть, потому, что в своих тренировках он почти дошел до фанатизма, он смог превратиться в философа, мастера своего дела и новатора. Ли выработал свою концепцию боевых искусств, Джит Кун До, или `Путь Опережающего Кулака`.

В этой книге серии, подготовленной его другом и учеником М.Уехарой, используются фотографии из личного альбома Ли.

Боевая школа Брюса Ли. Книга 3. Совершенствование техники

Брюс Ли начал обучение боевым искусствам с Вин Чунь. Может быть, потому, что в своих тренировках он почти дошел до фанатизма, он смог превратиться в философа, мастера своего дела и новатора. Ли выработал свою концепцию боевых искусств, Джит Кун До, или `Путь Опережающего Кулака`.

В этой книге серии, подготовленной его другом и учеником М.Уехарой, используются фотографии из личного альбома Ли.

Боевая школа Брюса Ли. Книга 4. Освоение приемов для мастера

Брюс Ли начал обучение боевым искусствам с Вин Чунь. Может быть, потому, что в своих тренировках он почти дошел до фанатизма, он смог превратиться в философа, мастера своего дела и новатора. Ли выработал свою концепцию боевых искусств, Джит Кун До, или `Путь Опережающего Кулака`.

В этой книге серии, подготовленной его другом и учеником М.Уехарой, используются фотографии из личного альбома Ли.

Методика борьбы. Высшая техника

Это пособие не связано с методикой тренировок какого-либо определенного вида борьбы, хотя Брюс Ли создал свой стиль кунг-фу, который получил название Jeet Kune Do. Упражнения, которые описаны в нем, полезны для любого спортсмена, но особенно для тех, кто занимается восточными единоборствами.

Хотя данное руководство никак не может заменить настоящего, живого учителя и наделить вас искусством, которым владел Брюс Ли, но оно поможет вам усовершенствовать и повысить ваше искусство борьбы.

Путь опережающего кулака

Эта книга наиболее полное собрание творческого наследия легендарного мастера боевых искусств Брюса Ли. Созданный им стиль - Джит Кун До, Путь опережающего кулака, сам Брюс Ли называл - стиль без стиля. Он вобрал в себя все лучшее из разных видов и стилей единоборств.

Книга выходила общим тиражом свыше 750 000 экземпляров на 9 языках, в США вышло 50 тиражей! Она адресована всем поклонникам единоборств, стремящихся к реальному прогрессу.

Комментарии читателей

артур / 11.11.2018 Брюс ли легенда на шего времини я всю жизнь занемаюсь по его методу

Монгол / 23.02.2018 Непревзойденный атлет по сей день!

ник / 12.09.2017 в китае его уважают как актера кто мало занимался для того он бог

Эдуард / 18.07.2017 Брюс Ли разработал свою систему и назвал её Джит Кун До, н всегда работал на опережение противника, и наносил короткие удары, в физике её называют реактивной силой, стойику и движение в стойке "повзаимствовал" с фихтования, .

Виктор / 15.04.2017 Брюс Ли это тот человек который не нуждается в каких-либо похвалах он уважение к себе доказал всему Миру и не важно какого он вероисповидания главное то что он был Великим

Алекс / 30.03.2017 Ребята, говоря про "философию Брюса Ли", мы говорим про философию Д.Кришнамурти. Его любимого мыслителя. А вот мастерство Брюса, это конечно супер!

Бугимен / 23.03.2017 Кто интересовался биографией Ип Мана, тот знает, что Мастер давал кликухи своим ученикам. Этот получил от Ип Мана кликуху "выскочка", поэтому мне нечего о нем сказать, ибо Ип Ман все и так о нем сказал.

Игорь / 9.03.2017 Дагестанец, гугли - ДИМ МАК.. Исскуство отсроченной смерти.. Смерть может наступить через 2 недели, а может на утро. В зависимости от того какая ставится задача - так наноситься и удар.. Один пропущенный удар от монаха вполне мог стоить ему жизни.. Даже если человек просто занимается ушу - он мог такой удар нанести непреднамерянно.. Шанс мизерный, но он есть..

Игорь / 9.03.2017 эдильханов муса.господа это легенда и это не надо доказывать очень жаль что он не мусульманин
---
только муслим способен везде прилипить свою религию.. не о чем думать больше людям..

кащей77 / 6.03.2017 Брюс был хорошим спортсменом.Все равно его можно считать мастером у-шу!Его фильмы сильно отличались того времени,он в кино показал реализм у-шу.Его метод борьбы реально применимы на практике.Брюс занимался боксом и выступал на соревнованиях и ему не было страшно выходить на ринг кто бросал ему вызов.Его скорость и сила потрясающее.Вечная память ему!

санек / 8.04.2016 Король кунг фу и всех боевых исскуств

/ 26.02.2016 эдильханов муса.господа это легенда и это не надо доказывать очень жаль что он не мусульманин

Сам Брюс не называл Джит Кун-До «стилем» боевых единоборств, предпочитая называть его «методом», так как, согласно его философии, метод Джит Кун-До может быть использован в любом виде единоборств.

Как написано в книге жены Брюса, Линды Ли «Мужчина, которого знала только я», данный метод первоначально предназначался для успешной самозащиты в уличной драке. В техниках боя Джит Кун-До обхватываются многие стили восточных единоборств, такие как Кунг-фу , Тай чи , Джиу-джитсу , а так же английский и филиппинский боксы, с обобщением использования их техник, но со своей собственной философией.

Например, используя в Джит Кун-До элементы единоборства Кунг-фу , Брюс Ли убрал все классические «твёрдые» защитные стойки, классические же последовательности ответов и контратак , но сохранил тем не менее все ударные техники , блоки и перехваты, с упрощением их использования.

В книге Линды Ли процитирована фраза Брюса:

«Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому, в методе Джит Кун-До, я старался отразить принцип „выживания наиболее приспособленного“. Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели».

История Джит Кун-До

В настоящее время Джит Кун-До в мире известно, в основном, благодаря одному из последователей Брюса Ли - Дэну Иносанто, который применил эту концепцию для усовершенствования филипинской школы единоборств Кали . Кали представляет собой бой с использованием одной или двух деревянных палок, ножа либо другого подручного предмета.

Наряду с Джит Кун-До Дэна Иносанто, который зарезервировал за собой это название для своей школы, существуют также другие школы Джит Кун-До, не использующие филипинские техники, а предпочитающие практику Кунг-фу , Карате и других восточных стилей. Такие школы называются школами Джун Фан Джит Кун-До (Джун Фан - китайское имя Брюса Ли), в основе большинства из них лежит практика Вин Чун Кунг-Фу, вида восточных единоборств, которым Брюс Ли овладел одним из первых и, по его собственному признанию, которому он был обязан своей превосходной физической формой.

Согласно методике, принятой институтом Кунг-фу (г. Загреб , Югославия) в программу обучения стилю «Джит Кун-До» входит десять учебных технических комплексов (форм) и десять боевых, а также различные тесты на скорость, форму, частоту и силу ударов, разбивание предметов, контактные спарринги с одним и несколькими противниками. В учебных технических комплексах заложены базовые защитные и атакующие технические действия, основные принципы передвижений, подчеркивающие духовную и техническую подготовленность экзаменуемого на соответствующую квалификационную степень. Собирательным (по отношению к другим направлениям боевых искусств) формам, даны названия животных: Журавль, Обезьяна, Змея, Тигр, Дракон, Леопард, Олень, Орел, Богомол и Медведь. Технические действия, их взаимосвязь в учебной форме напоминают движения перечисленных животных.

Философия Джит Кун-До

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано - оно должно быть найдено в сердце каждого человека. Реальная помощь, которую предлагает Брюс Ли, - это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, лишь обманывает себя. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, т.е. умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

  • Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.
  • Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .
  • Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего настаника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит», который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту, он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

  • Брюс Ли решил создать Джит Кун-До после профессионального овладения Кунг-фу , Джиу-джитсу и боксом , совмещая в нём по чуть-чуть из каждого перечисленных стилей, что перевоплотилось в невероятное чудо боевых искусств.
  • В стиле Джит Кун-До почти нет прямолинейных ударов. Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенным нападением является такое, когда соединяются воедино стратегия, скорость, тайминг, обманные движения и точный расчет. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Джиткундо
  • Джиу-Джитсу

Смотреть что такое "Джит Кун До" в других словарях:

    Джит Кун-До - Эмблема Джит Кун До. Джит Кун До (截拳道, Jeet Kun Do, джиткхюндоу на кантонском наречии, Цзе цюань дао на путунхуа) стиль восточных боевых искусств, созданный Брюсом Ли. В переводе с китайского означает «путь опережающего кулака». По сей день этот … Википедия

    Джиткундо - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Ли, Брюс - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ли (фамилия). Брюс Ли англ. Bruce Lee кит. 李振藩и кит. 李小龍 … Википедия