Ортодоксальные философские системы: «Санкхья», «Ньяя», «Йога», «Миманса», «Вайшешика», «Веданта.

Слово "санкхья" означает "число". Это система, дающая аналитическое перечисление принципов Вселенной. Поэтому такое название полностью адекватно. Обозначение санкхья применяется также к философскому исследованию.

Благодаря проникновению в эту систему философии, можно найти средства избавления от трех видов страданий - адхьятмик (от лихорадки и других болезней), адхидайвик (от грозы, холода, жары, дождя и т.д.) и адхибхаутик (от животных, скорпионов и т.п.), а также от болезни перерождений. Страдание - это затруднение. Оно становится на пути практики йоги и достижения освобождения. Капила Муни дает знание о двадцати пяти принципах, разрушающих страдание. Согласно философии санкхьи, тот, кто знает двадцать пять принципов, достигает освобождения. Окончательное избавление от трех видов страданий - цель жизни.

Систему санкхьи называют ниришвара (без Правителя) санкхья. Она атеистична. Санкхьясы не признают Ишвару, или Бога. Творение, рожденное Пракрити, обладает своим собственным существованием, независимым от любых связей с конкретным Пурушей, с которым оно объединено. Поэтому санкхьясы говорят, что нет необходимости в разумном Творце мира и даже в какой бы то ни было высшей силе. Это ошибка. Пракрити всегда находится под контролем Господа. Она ничего не может делать сама по себе. Господь бросает взгляд на Пракрити, и только тогда она приходит в движение и начинает творить. Пракрити лишена разума. Только разумный Творец может иметь осмысленный план Вселенной. Пракрити - только помощница (сакахари). Такова теория Веданты.

Санкхья принимает теорию эволюции и инволюции. Причина и следствие - это неразвитое и развитое состояние одной и той же субстанции. Такой вещи, как всеобщее разрушение, не существует. В разрушении следствие соединяется с причиной, и это все.

Санкхья описывает четыре категории в отношении их продуктивной способности: (1) продуктивное (пракрити); (2) продуктивное и продуцированное (пракрити викрити), (3) продуцированное (анубхайярупа). Эта классификация включает в себя все двадцать пять принципов, или таттв. Пракрити, природа, или прадхана (глава) чисто продуктивна. Она - корень всего. Она не произведена. Это созидающая сила, производитель. Семь принципов, интеллект (буддхи), эгоизм и пять таттв, или тонких рудиментов и т.д., продуцированы и продуктивны. Разум продуктивен, когда из него выведено эго. Он продуктивен сам по себе, когда выведен из Пракрити. Эгоизм продуцирован, произошедший от интеллекта, и продуктивен как источник пяти тонких рудиментов или танматр. Тонкие рудименты произошли от эгоизма. В этом отношении они продуцированы. Они дают начало пяти элементам, в этом отношении они продуктивны. Продуцированных - шестнадцать. Это десять органов, ум и пять элементов. Они непродуктивны, поскольку ни один из них не способен дать рождение субстанции, существенно отличной от них самих. Пуруша, или дух, или душа, ни продуцирован, ни продуктивен. Он лишен атрибутов.

Пракрити и Пуруша являются безначальными (анади). Они бесконечны (ананта). Неспособность различить их - причина рождения и смерти. Различение между Пракрити и Пурушей приносит освобождение (мукти). И Пуруша, и Пракрити являются реальными (cam). Термин "санкья" означает "вичара" (размышление). Пуруша является непривязанным. Он сознателен, вездесущ, вечен. Пракрити действует и наслаждается. Пракрити предназначена для наслаждения Пуруши. Души бесчисленны, санкхьясы не верят в Ишвару (Повелителя).

Термин "Пракрити" указывает на то, что первично, что сотворено. Это слово произошло от "пра" и "кри", "делать". Это напоминает ведантистскую майю. Это единый корень Вселенной. Это просто мертвая материя, которая, благодаря гунам, обладает определенным потенциалом. Она лишена разума. Это бусы из трех нитей. Три нити - это гуны.

Пракрити не имеет причины, но является причиной всех следствий. Ее называют прадханой, или главой, поскольку все следствия основаны на ней, она - корень Вселенной и всех объектов. Пракрити независима и беспричинна, тогда как продукты причинны и зависимы. Это основа всего объективного существования. Посредничество осуществляет эгоизм или представление о себе как о деятеле, является продуктом Пракрити, но не Пуруша, или душа, всегда остающаяся безмолвным свидетелем.

Согласно философии санкхья, природа состоит из трех гун, или сил, названных саттва (чистота, свет, гармония), раджас (страсть, активность, движение) и тамас (инертность, темнота, бездействие). Саттва - это равновесие. Где доминирует саттва, там мир и спокойствие. Раджас - это активность, выражаемая как симпатии и антипатии, любовь, ненависть или привязанность.

В каждом человеке присутствуют три гуны. Иногда в нем доминирует саттва, тогда он уравновешен и спокоен. Он размышляет и медитирует. Иногда в нем доминирует раджас, и он совершает различную мирскую деятельность. Он страстен и активен. Иногда доминирует тамас, тогда он становится ленивым, вялым, бездеятельным и безответственным. Тамас порождает иллюзию. Опять же, в разных людях доминирует в основном одна из гун. Саттвичный человек добродетелен. Он ведет чистую и благочестивую жизнь. Раджасичный человек страстен и активен. Тамасич-ный человек вял и неактивен.

Когда доминирует саттва, она одолевает раджас и тамас. Когда доминирует раджас, он побеждает саттву и тамас. Когда доминирует тамас, он побеждает раджас и саттву.

Три гуны всегда нераздельны. Они поддерживают одна другую. Они смешаны между собой. Они непосредственно связаны как пламя, масло и фитиль в лампе. Они формируют саму субстанцию Пракрити. Все объекты состоят из трех гун. Гуны воздействуют друг на друга. Затем существует эволюция, или проявление. Разрушение - это лишь непроявленность. Гуны - это объекты. Пуруша - это свидетель, субъект. Пракрити развивается под влиянием Пуруши. Махат, или великий (интеллект), причина всего мира - это первый продукт эволюции Пракрити. Эго (ахамкара) возникает вслед за разумом. Посредничество осуществляет эго. Это принцип, порождающий индивидуальность. Ум рожден эго. Он выполняет указанля воли через органы действия (кама-индрии). Он рефлексирует и сомневается (санкалъпа-викалъпа). Сведения, поступающие через чувства, он синтезирует в результате восприятия. Ум принимает участие и в восприятии, и в действии. В системе санкхья не существует отдельной прана таттвы. Система Веданты отделяет прана таттву. Согласно санкхье, ум и органы своими действиями производят пять жизненных эфиров. Прана - это модификация чувств. В их отсутствии она не существует.

В мудреце или святом много саттвы; в солдате, политике и бизнесмене много раджаса. Разум, интеллект или буддхи - это наиболее важный из всех продуктов Пракрити. Чувства представляют интеллекту их объекты. Интеллект показывает их Пуруше. Интеллект проводит различие между Пракрити и Пурушей. Интеллект - это премьер-министр Пуруши. Он приносит Пуруше осуществление всего, что должно быть пережито. Он представляется разумным из-за отражения Пуруши, который очень близок к нему, хотя на самом деле лишен сознания.

Пракрити - это корень Вселенной. Из Пракрити эманирует буддхи, или махат. Из буддхи исходит ахамкара, или принцип эгоизма. Из эгоизма рождаются десять чувств, ум, пять тонких танматр звука, вкуса, запаха, цвета и осязания. Из этих танматр происходят пять грубых элементов - земля, вода, огонь, воздух и эфир.

Интеллект, ум и эгоизм - стражники. Пять чувств восприятия, (гьяна индрии) - это врата. Интеллект - это инструмент или орган, являющийся посредником между чувствами и душой. Некий объект возбуждает чувства. Ум вводит впечатления чувств в восприятие. Эгоизм обращается к "Я". Интеллект формирует концепцию. Он обращает восприятие в концепцию и представляет ее Пуруше. Так возникает знание об объекте.

ПУРУША. Пуруша, или душа, пребывает вне Пракрити. Он вечно отделен от нее. Пуруша не имеет атрибутов, и он вездесущ. Он - не деятель. Он свидетель. Пуруша подобен бесцветному кристаллу. Кажется, что он светится разными цветами, появляющимися перед ним. Он нематериален. Он не является результатом комбинации. Следовательно, он - бессмертен.

Бесчисленность пуруш (душ)

Пракрити и ее продукты являются объектами наслаждения. Должен существовать наслаждающийся, представляющий разумный принцип. Этот разумный наслаждающийся есть Пуруша, или душа.

Пуруша, или душа - свидетель (сакши), отшельник (кайвальлм), зритель (драшта), очевидец (мадхьястха), пассивный и беспристрастный (удасина).

Различные души фундаментально тождественны по природе. Знающий - это Пуруша. Познаваемое - Пракрити. Знающий является субъектом, или безмолвным свидетелем. Познаваемое - это зримый объект. Для Пуруши не существует движения. Когда он достигает освобождения, то никуда не следует. Существует множество Пуруш. Если бы Пуруши были едины, тогда вместе с освобождением одного наступило бы освобождение всех. Освобождение -это не погружение в Абсолют, но изоляция от Пракрити.

ДЖИВА. Джива - это "Я" в соединении с чувствами. Она ограничена телом. Она наделена эгоизмом. Отражение Пуруши в интеллекте возникает как эго, или эмпирическая душа. Она связана с неведением и кармой. Она зависима от наслаждения и страдания, действия и его плодов, и вращается в цикле рождений и смертей.

Джива должна осознавать совершенство Пуруши. Она должна подняться до статуса Пуруши. Она должна осознать подлинную природу высшего Пуруши. Свобода, или совершенство - это возвращение в свое подлинное "Я". Это устранение иллюзии, скрывающей вашу подлинную природу.

Действия Пракрити направлены единственно на благо души и для ее удовлетворения. Мать Пракрити держит на руках душу и показывает ей всю вселенскую пьесу, побуждает ее наслаждаться всем, что может дать мир и, наконец, помогает ей освободиться. Система санкхьи направлена на то, чтобы освободить Пурушу, или душу, из оков, в которые она попала, соединясь с Пракрити. Это достигается благодаря усвоению гъяны, или правильного знания о двадцати четырех составных принципах творения, и правильному различению между ними и душой. Существует три праманы, или средства для получения правильного представления о существовании вещей - пратьякша, или восприятие чувствами, анумана (вывод, заключение) и апта вачана (авторитетное свидетельство).

Когда благодаря разрушению последствий добродетели, порока и т.д. происходит отделение души от тела, и Пракрити почтительно перестает действовать, тогда приходит окончательное и абсолютное освобождение, или высшее блаженство.

Когда исчезают плоды действий и тело - грубое и тонкое -распадается, тогда природы индивидуальной души больше не существует. Душа достигает состояния, называемого кайвалья (независимость). Она свободна от трех типов страдания.

Когда человек обретает совершенное знание, добродетель и порок лишаются причинной энергии, но тело продолжает некоторое время существовать из-за предыдущих импульсов, так же, как по инерции продолжает вертеться гончарный круг, когда горшечник уже закончил работу.

Душа на самом деле не ограничена, не освобождена и не переселяется, но ограничение, освобождение и переселение имеет отношение только к природе различных существ.

Как танцовщица, показав себя со сцены зрителям, заканчивает танцевать, так и природа перестает функционировать после того, как проявит себя Пуруше, или душе. Нет никого скромнее Пракрити, когда она сознает, что на нее смотрит Пуруша. Она уже не выставляет себя на обозрение Пуруши, или души.

Отношение души с природой-Пракрити подобно дружбе хромого со слепым. Путники бросили в лесу хромого и слепого. Те согласились поделить между собой обязанности передвижения и наблюдения. Хромой взобрался на плечи слепому и указывал ему дорогу. Слепой смог пройти свой маршрут благодаря указаниям своего друга. Душа подобна хромому человеку. Душа обладает способностью видеть, но не передвигаться. Пракрити подобна слепому человеку. Достигнув назначенного места, слепой и хромой расстаются. Так же и Пракрити, вызвавшая освобождение души, перестает действовать. Душа обретает кайвалъю, или высшее блаженство. Поэтому после осуществления их задач связь между ними прекращается. Душа обретает освобождение благодаря знанию Пракрити.

Если бы страдание было естественным для Пуруши, если бы Пуруша не был естественно свободен от действий гун, тогда невозможно было бы освобождение от перерождений.

Линга деха, или тонкое тело, которое переселяется из одного плотного тела в другое в течение последовательных рождений, состоит из интеллекта, эгоизма, ума, пяти органов познания, пяти органов действия и пяти танматр. Впечатление о действиях, совершенных в различных рождениях, сохраняется в тонком теле. Соединение тонкого тела с плотным физическим телом представляет рождение, отделение тонкого от плотного физического тела является смертью. Это тонкое тело разрушается благодаря знанию о Пуруше.

Ограниченность относится к Пракрити, но ее приписывают Пуруше. Пуруша вечно свободен. Соединение Пуруши с Пракрити, вызванное неразличением - это рабство. Неспособность отличить Пурушу от Пракрити - это причина перерождений или рабства; отделение Пуруши от Пракрити через рождение - это освобождение.

Санкхья и йога. Борис Леонидович Смирнов

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Санкхья и йога. Борис Леонидович Смирнов. Часть I. САНКХЬЯ ВВЕДЕНИЕ Переводом "Мокшадхармы" закончена работа над основными философскими текстами "Махабхараты". Дейссен их насчитывает четыре: "Книга Санатсуджаты" (из V книги "Махабхараты"), "Бхагавадгита" (из VI книги), "Мокшадхарма" (из XII книги) и "Анугита" (из XIV книги); сюда же с полным правом можно причислить "Беседу брамина и охотника", входящую в состав "Беседы Маркандеи" (из III книги). Вивекананда даже называет этот текст "Упанишадой". "Махабхарата", соблюдая традиции Упанишад, нередко повествует, как человек низшей варны поучает брамина, например, в Чханд. уп. V, 11 и сл. рассказывается, как царь Ашвапати поучает браминов; в "Мокшадхарме" простой купец Туладхара наставляет великого подвижника Джаджали. Наставления, получаемые браминами от простых людей, касаются серьёзнейших философских и этических вопросов, а потому такие тексты следует рассматривать как философские в широком смысле слова. Они отражают важный процесс, происходивший в тогдашнем обществе: идеологическую борьбу более низких варн с браминами, претендовавшими на безусловный авторитет в духовных вопросах. "Мокшадхарма" в отличие от других философских текстов поэмы не раз и очень остро затрагивает социальные проблемы, чётко выявляя противоречия взаимоотношений богатых и бедных: так, главы 176, 177, 178 и 268 (о допустимости смертной казни) свидетельствуют о начале пробуждения общественного сознания. Тематика "Махабхараты" в целом, и даже одной только "Мокшадхармы", слишком обширна для простой вводной статьи. Приходится ограничить изложение вопросами Санкхьи и Йоги. В предыдущих выпусках теория Санкхьи и практика Йоги излагались, так сказать, "статично", в известной абстракции, но теперь мы можем проследить диалектику развития данных течений, историческое их становление и наметить их место в довольно сложном комплексе философских систем или "воззрений" (даршан) Древней Индии. Индийская философская традиция учит, что Истина одна, но рассматривать её можно с разных сторон, под разным углом зрения, что и создаёт иллюзию множественности теорий. В Индии насчитывается шесть правоверных философских "точек зрения" (даршан), в число которых входят Санкхья и Йога, хотя первая считается атеистическим учением. Включение Санкхьи в число правоверных воззрений было возможно потому, что "правоверность" в Древней Индии определялась не столько с точки зрения верований, убеждений, сколько с точки зрения социальной, политической: от правоверного требовалось точное соблюдение правил общественных взаимоотношений, законов варн, ведических обрядов. Правоверность это скорее сila, поведение, нежели сraddha, что означает благочестие, почитание предков жертвами и лишь потом "вера". По философским взглядам Санкхья и буддизм часто весьма близки друг к другу, иногда гораздо ближе, нежели "безбожная Санкхья" и "безусловный монизм" (анирбхедаадвайта), и всё же оба эти течения причислены к шести правоверным учениям, тогда как буддизм считается ересью и в шесть правоверных "взглядов" не включён, хотя исторически он относится к VI в. до н. э. и мог бы быть включён в "даршаны". Радхакришнан даже хочет видеть причину возникновения даршан в реакции на "иконоборческий пыл материалистов, скептиков и некоторых буддистов" (Радхакришнан, Индийская философия, II, 13). Нужно сказать, что такое высказывание весьма мало убедительно, да и сам Радхакришнан несколькими строками ниже даёт иное, гораздо более реалистичное определение: "Принадлежность системы к астике или к настике зависит не от её положительного или отрицательного отношения к природе высшего духа, а от признания или непризнания авторитета Вед" (Там же). Разгадка немудрёной зашифровки этого высказывания облегчается ещё и тем, что автор подчёркнуто называет шесть ортодоксальных систем "брахманическими". Ортодоксальность или неортодоксальность учения определялась не по содержанию его (здесь легко соединялось, казалось бы, самое несовместимое), а по отношению к Ведам, то есть к тем, кто сделал этот памятник прочным инструментом для эксплуатации. Недостаточно ясный учёт этого социального момента может повести по ложному следу и запутать в дебрях метафизики. Нужно помнить, что выделение шести даршан, как "ортодоксальных", освящено очень древней традицией. Основные течения индийской философии возникли в "эпический" период, то есть в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Все они так или иначе исходили из Упанишад и развивались параллельно, каждое со своими особенностями, иногда столь несущественными, что практически получалась своего рода амальгама. Системы ньяя и вайшешика настолько мало отличаются друг от друга, что их раздельность воспринимается как нечто искусственное. Подобным образом слиты и обе системы мимансы, если вообще можно принять раннюю мимансу за философскую систему. ше, нежели ньяя и вайшешика. О слиянии Санкхьи и Йоги уже говорилось, и к этому положению ещё не раз придётся возвращаться. Поэтому трудно сказать с достаточной достоверностью, которая из систем старше, которая моложе, и среди специалистов существуют немалые разногласия по этому вопросу. Однако большинство индийских и европейских исследователей считает, что наиболее древними течениями являются Санкхья и Йога, истоки которых прослеживаются вплоть до древних Упанишад (Чхандогья, Брихадараньяка). Учение только этих двух систем излагают в достаточно развёрнутом виде средние Упанишады (Шветашватара и Майтраяна). О других системах лишь вскользь упоминают некоторые поздние Упанишады. Так, Мандукья-карика (II, 20т о ньяе и мимансе (Атма-упанишада, 2). Согласно индийской традиции, воззрения различных школ излагаются не в историческом порядке, а по их смысловой ценности; изложение идёт от систем менее ценных, по мнению автора, к системам более ценным; разумеется, изложение завершается воззрением самого автора.. лософском смысле "принятия" и "бытия", хотя слово nфsti и переводится подстрочно через nihilist. При характеристике воззрений эти термины обычно принимаются в узкорелигио Такое искусственное деление на основании одного чисто внешнего признака приводит к тому, что и в той, и в другой группе оказываются системы, весьма несходные по своему внутреннему содержанию, своей сущности. В группу "неправоверных" систем входят чисто атеистические, но идеалистические системы: буддизм, джайнизм и наряду с ними реалистическая и пантеистическая система панчаратринов, то есть бхагаватов или сатватов, шиваитский тантризм и шактизм с их безудержной мистикой; это скорее вероучения, нежели философские системы. В группу "правоверных" попала формалистическая ньяя, скорее система логики, нежели мировоззрение; будучи гносеологией, ньяя не ставит перед собой метафизических задач. Брамин был обязан изучать логику, так как эта наука входила в число шести расчленений Вед, наряду с грамматикой, законоучением, астрономо-астрологией и пр. Ньяю принимали все системы, она не вызывала дискуссий по существу. С ньяей тесно связана вайшешика, признающая реальность вещей (viсeыa); она часто называется системой "наивного реализма". По существу вайшешика есть метафизика ньяи, подобно тому, как Йога есть практика Санкхьи. Как соединяют в одно целое ньяю и вайшешику, так соединяют в одно целое Санкхью и Йогу. Ранняя миманса ("памятка") собственно также не мировоззрение, не философская система, а краткая памятка, сводка ритуалистических наставлений, рассыпанных в Брахманах, мнемонический конспект ритуалов. "Последующая Памятка" (уттара миманса) есть сводка основных философских положений Упанишад. Раннюю и Последующую мимансу соединяют в одно, как две части конспекта "конца Вед", Веданты. Такие мнемонические конспекты называются "сутрами", нитями, ведущими память куда следует. системы, существующей в развёрнутом виде. Язык сутр непонятен, так как состоит из отдельных фраз, и нередко фразы обрываются, оставаясь незаконченными. Без авторитетных толкований сутры недоступны для понимания, а темнота их языка допускала множество толкований, иногда совершенно противоположных. В Древней Индии не полагалось, чтобы мыслитель излагал своё учение от своего имени: он излагал его как полученное откровение или как своё понимание древних, авторитетных памятников. Хорошим примером этого являются толкования Шанкары на "Бхагавадгиту" (их много цитируется во 2-м выпуске этой серии); написаны они приблизительно через тысячу лет после создания поэмы. Из толкований "Бхагавадгиты" и сутр Бадараяны возникли целые философские школы ведантистов, группирующиеся вокруг двух великих столпов индийской философии: Шри Ша и; в начале Пранагнихотра уп. сказано, что без Санкхьи и Йоги нет спасенья; Шулика-упанишада и Йога-сутры обосновывают праксис Йоги на теории Санкхьи. Современные исследователи также признают единство Санкхьи и Йоги (ср. Бхагаван Кумара Шастри, L. c. , стр. 37), однако такая близость не есть полное неразличимое тождество (Дальман). Несомненно, что Йога хотя и связана с теорией Санкхьи, всё же она, как праксис, принимается и другими философскими системами Индии. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ "ПРАВОВЕРНЫХ" И "НЕПРАВОВЕРНЫХ" ШКОЛ ИНДИИ. ОБЩНОСТЬ ЦЕЛИ "Противоречивым словом ты как бы вводишь в заблуждение моё сознание (буддхи); скажи мне достоверно одно то, чем я достигну блага" ("Бхагавадгита", III, 2). Эти слова Арджуны можно поставить эпиграфом ко всей индийской философии, которую можно было бы назвать прагматизмом, если бы этот термин не получил отрицательного значения, как обозначение плоско-утилитарной направленности. Все философские школы Индии равнодушны к так называемому "чистому", или "отвлечённому", познанию; такое знание не считается настоящим и не ценится: ценно только знание, ведущее ко благу. Эти школы, за исключением чарваков, наивных реалистов и гедонистов, под "благом" понимали освобождение. Отсюда вырисовываются три момента, характерных для индийских философских школ: имманентный пессимизм, особенно школы Санкхьи; учение о перевоплощениях; учение об освобождении. ИНДИЙСКИЙ ПЕССИМИЗМ Постоянные толки европейских специалистов об индийском пессимизме вызывают раздражение пандитов. Радхакришнан пишет: "Основными обвинениями, выдвигаемыми против индийской философии, являются обвинения в пессимизме, догматизме, равнодушии к этике и в консерватизме. Почти каждый критик индийской философии и культуры надоедливо толкует о её пессимизме" (Индийская философия, I, 36), но тут же сам признаёт безусловно пессимистическое отношение всех индийских философских систем к проявленному миру. Автор считает, что философию порождает неудовлетворённость человека окружающей жизнью. Но, даже принимая это положение, нередко высказываемое и другими мыслителями (Эпикуром, Диогеном, стоиками, Шопенгауэром, Гартманом, Новалисом и др.), всё же приходится признать, что индийская философия занимает особое место среди других пессимистических течений: она не только не стремится разрешить вопрос в плане проявленного вообще, но продумывает задачу до конца и принимает крайний имманентный пессимизм как непременное условие для движения вперёд. Разница между философским и религиозным пессимизмом состоит в том, что религиозный пессимизм разрешает противоречие обещанием благ и радостей в потустороннем мире, а философский пессимизм отказывается принять такое разрешение вопроса и, по выражению Ф. М. Достоевского, "почтительнейше возвращает билет на право входа в рай". лько ведёт к освобождению. Нужно подчеркнуть, что под "проявленным миром" индийская философия разумеет не только земной мир, но и "блаженную страну богов". Вся индийская философия, за исключением школы чарваков, по своим взглядам, близким к эпикурейцам, видит спасение, благо в освобождении от всего проявленного. Но это "освобождение" разные философские школы понимали по-разному. Наиболее пессимистическими учениями являются Санкхья и весьма близкий к ней буддизм. ЗНАНИЕ И ПРИЧИННОСТЬ Деятельность органов чувств, любое соприкосновение с проявленным есть источник страдания; горе само по себе есть страдание, а радость, в конце концов, приводит к страданию, хотя бы уже потому, что она не вечна. Поэтому влечение чувств к предметам чувств, отождествление себя с ними, желание насладиться плодами своих дел нужно рассматривать не просто как отсутствие истинного знания (avidya), а как ложное знание, заблуждение (moha). Различают два источника заблуждения: обман чувств и ложное умозаключение. В

ЙОГА И САНКХЬЯ

Нелегко определить настоящее отношение между двумя философскими системами – йогой и санкхьей, но Бхагавадгита (V, 4) утверждает, что только дети и неученые люди различают санкхью и йогу как веру (знание) и дела. Мы видим, что и у санкхьи и у йоги были свои особые сутры, приписываемые разным авторам, Капиле и Патанджали, что о них говорят как о двух древних системах (Мбх., XII, 104, 67); но мы находим также и такую философскую систему, которую называли санкхья-йога (Швет.-уп., II, 13), и притом это не была двандва, то есть санкхья и йога, а одна система, представляющая и йогу и санкхью вместе как единое или, может быть, как йогу, принадлежащую к санкхье. Так, опять-таки в Бхагавадгите (V, 5) мы читаем: «Кто понимает санкхью и йогу как единое, понимает правильно. Йога в смысле аскетических упражнений и созерцания, несомненно, могла существовать в Индии в очень древние времена. Она и называлась пуратана (старой – Бхагавадгита, IV, 3), и вероятно, что автор Бхагавадгиты и имел в виду именно это, заставляя Бхагавата говорить Арджуне (IV, I):

«Я объявил эту непогибающую йогу Вивасвату, Вивасват рассказал ее Ману, а Ману – Икшваку. Таким образом узнали ее царственные мудрецы, получив ее от предания: но эта йога утрачена теперь после продолжительного времени».

Подобная же устная традиция, идущая от Праджапати к Ману, и от Ману к людям (по словам Шанкары, к Икшваку), упоминается еще в Чхандогья-упанишаде (III, 11; VIII, 15).

То же можно сказать и о других философских системах, и у нас не остается никаких сомнений в том, что три пары, санкхья и йога, ньяя и вайшешика, и даже пурва-миманса и уттара-миманса были амальгамациями систем, первоначально совершенно независимых, или в том, что они дифференцировались из прежних систем. Санкхья и йога могли легко составлять одну охватывающую систему, так как их несогласие относительно существования Ишвары (Господа) было далеко не столь существенно, как кажется нам. Те, которым был нужен такой Ишвара, могли считать его и высочайшим Пурушей, а те, которые пошли дальше и не находили это необходимым, совсем не желали ссориться с людьми, нуждавшимися в Ишваре, да и не считали это нужным. В ньяе и вайшешике очевидны следы их общего происхождения, а две мимансы по их характеру гораздо более далекие друг от друга, чем другие системы, санкционируют, по крайней мере своим названием, предположение об их прежнем единстве. Но печальное отсутствие исторических памятников не позволяет идти дальше простых догадок. Хотя имена Капилы, Вьясы и Готамы могут казаться нам более древними, чем имена Патанджали, Джаймини и Канады, мы в таких вопросах не имеем права руководствоваться простыми впечатлениями. Часто цитируемое место из сутр веданты (II, 1, 13): «Этена логах пра-тьюктах» (этим опровергается йога); доказывает, конечно, только существование системы йоги во времена Бадарая-ны, но не более того; оно не может доказывать, что сутры йоги, в том виде, как мы их знаем, существовали раньше составления сутр веданты.

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

Карма-йога Деятельность в преданном служении; деятельность в соответствии с правилами и предписаниями

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

САНКХЬЯ-СУТРЫ Санкхья-сутры, как мы знаем их, очень скупы на ссылки. Они, очевидно, ссылаются на вайшешику и ньяю, когда исследуют шесть категорий первой (V, 85) и шестнадцать Падартх второй (V, 86). Когда в них говорится об ану (атомах), мы знаем, что имеется в виду философия

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

САНКХЬЯ-КАРИКИ Если мы и должны принять такую очень недавнюю дату наших сутр Капилы, мы можем, к счастью, принять более раннюю и гораздо более определенную дату другого произведения, бывшего, по-видимому, в течение целых столетий признанным авторитетом для последователей

Из книги Индийская философия (Том 1) автора Радхакришнан Сарвепалли

САНКХЬЯ ВРАЖДЕБНА ЖРЕЧЕСТВУ Есть в сутрах Капилы только одно место, в котором проглядывает решительно враждебное отношение к брахманам, и это место, по-видимому, полно значения. В числе различного рода уз, которые связывают, но не должны связывать человека, есть узы,

Из книги Основы пневматологии автора Шмаков Владимир

ВЕДАНТА И САНКХЬЯ Мы этим заканчиваем наш отчет о философии санкхьи. С первого взгляда никакие две философские системы не были столь отличными одна от другой и исходящими от столь различных точек зрения, как веданта и санкхья. Ведантист школы Шанкары смотрел на мир –

Из книги Энциклопедия йоги автора Ферштайн Георг

САНКХЬЯ, АВИВЕКА Санкхья занимает, по-видимому, совершенно иное положение по отношению к мировой проблеме. Это отношение к миру и дает ключ к пониманию всякой философии. Если веданту мы назвали монизмом, то санкхья была положительно дуализмом. Она признавала всю

Из книги Огненный Подвиг. часть II автора Уранов Николай Александрович

ИДЕАЛИЗМ ЛИ САНКХЬЯ? Есть и еще один вопрос, решение которого не легко. Спрашивается, понимали ли индусы тот факт, что мы сознаем только наши ощущения и что все, называемое нами телом или внешним объективным миром, есть только результат неизбежного вывода нашего ума –

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

ЙОГА И САНКХЬЯ О СПХОТЕ Философия йоги принимала теорию спхоты; предполагают даже, что она первая выработала ее, потому что, согласно комментарию, возражения Капилы по поводу спхоты были направлены, скорее, против философов йоги, чем против мимансы. Рассуждения Капилы

Из книги Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ автора Аникеева Елена Николаевна

Йога Один из выводов, сделанных выше состоял в том, что хорошие философские ответы имеет смысл искать в достаточно молодых Восточных системах. С одной стороны испытываешь определенное разочарование, когда приходишь к логическому выводу, что Даосизм, Буддизм, Йога, Веды

Из книги автора

XXII. БУДДИЗМ И СИСТЕМА САНКХЬЯ Некоторые мыслители придерживаются того мнения, что буддизм и джайнизм в равной мере основаны на теории санкхья. Бюрнуф думает, что буддизм только выполняет принципы санкхьи. Согласно Веберу, не лишено вероятности, что Капила системы санкхья

Из книги автора

Из книги автора

II. РАДЖА-ЙОГА - БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ЙОГА ДУХОВНЫХ ЦАРЕЙ Понятие раджа-йога, означающее «царственная йога», - сравнительно поздно возникшее словосочетание, которое вошло в обиход в шестнадцатом веке н. э. Оно относится конкретно к системе йоги Патанджали, созданной во втором

Из книги автора

АГНИ ЙОГА "Йога, как высшая связь с космическими достижениями существовала во все века".ЙОГА ЕСТЬ СПОСОБ СВЯЗИ С ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МУДРОСТЬЮ, КОСМИЧЕСКИМ РАЗУМОМ или ИЕРАРХИЕЙ СВЕТА. Эта связь осуществлялась во все времена существования человечества. Человечество

Из книги автора

Из книги автора

1. Санкхья и ишвара-вада Вначале будет рассмотрен текст «Бхагавадгиты», потому что в нем, как и во многих других произведениях эпоса, представлены основные идеи философии санкхья, поскольку этот памятник имеет прямое отношение к древнему этапу развития системы санкхья.

Из книги автора

2. Йога – «сешвара-санкхья» В отношении сешвара-санкхьи, или йоги, многие исследователи, в частности С. Н. Дасгупта, Г. Якоби и др., считают эту систему органично теистической, иными словами, что идея Бога здесь органично сочетается с другими принципами системы. Автор

Семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6

Длительность: 00:31:08 | качество: mp3 32kB/s 7 Mb | прослушано: 133 | скачано: 322 | избрано: 12

Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать »

00:00:00 Следующая из шести филосовских школ – это санкхья. Санкхья была сформулирована Капилой муни, но санкхья, которую мы будем обсуждать сейчас была представлена самозванцем Капилой. Господь Капила – сын Девахути, дал на самом деле изначальную философию санкхьи. А этот самозванец Капила появился в другой момент. Санкхья означает «считать». Санкхья – это философия подсчёта или аналитического изучения материального существования. В основном санкхья анализирует разные материальные элементы и пытается придти к конечному заключению, путём анализирования разных материальных элементов. Этот Капила муни, у него был ученик, его имя Асури. И у изначального Капилы также был ученик по имени Асури. Поэтому очень легко сбиться с толку или перепутать эти две личности.

00:01:25 Самозванец Капила он также брал санкхью из Упанишад. Использовал философию санкхьи, которая описывается в Упанишадах и использовал подобный аналитический путь, который использовал Господь Капила. Но главная разница – это заключение, к которому они пришли. Капиладева – сын Девахути анализировал различные материальные элементы. Сказал, что 24 элемента существует, 23 – это душа и, 24 – это Сверхдуша. И конечное заключение таково, что, хоть он и Господь, является источником всего, но когда самозванец Капила анализирует материальные элементы, он приходит к заключению, что материальная энергия – источник всего.

00:02:19 Итак, философская система должна отвечать на вопрос – что же является причиной всего в конечном счёте ? Итак, самозванец Капила после анализа материальных элементов пришёл к заключению, что материальная энергия – Пракрити является источником всего. Поэтому его философия называется – атеистической санкхьей, но Господь Капила дал теистическую санкхью. Мы будем обсуждать эту атеистическую санкхью. Посмотрим, как она представлена. Главная книга, которую он написал была «Санкхья Сутра», там где он представил всю свою философию. Главный ученик этой линии был Ишвара-Кришна. Ишвара-Кришна написал комментарии на «Санкхья сутру» - «Санкхья аид». Он объясняет изначальные идеи философии санкхьи, даёт детальные объяснения Санкхья сутры. Какова же главная идея этой атеистической санкхьи? Санкхья принимает два вида реальности. Для них существует два вида реальности – Пракрита и Пуруша. Пракрити – означает «материальная энергия или материальный мир». Они также говорят о Пуруше, которая различается отличием от материальной энергии. Он духовен. Пуруша – он духовность, но этот Пуруша – это не тот изначальный Пуруша, о котором говорят Упанишады и Веды.

00:04:23 Существует изначальный Пуруша – Верховный Господь, Верховный Наслаждающийся. На самом деле Он и есть единственный Пуруша. Пуруша – означает «наслаждающийся», но иногда живые существа дживы, так как они экспансии этого изначального Пуруши, они также Сат Чит Ананда. Когда они приходят в этот материальный мир, они также пытаются наслаждаться, поэтому дживы также называются Пуруша. Когда Капила муни говорил: «Пуруша» он имел в виду дживу, джив – духовных душ, души. Поэтому в соответствии с его философией есть две реальности – Пракрити и Пуруша – то есть материальная природа и душа. И эта философия кажется теистической. Но позже мы увидим, как он объясняет различные концепции. Не смотря на то что он рассматривает душу, это, эта тема считается вайшнавами атеистической.

00:05:37 Итак, санкхья – атеистическая санкхья известная, известна как Сат-Кария-Вада . Сат-Кария-Вада, что означает – нету начала, без начала. Сат – это «вечно», материальная энергия она вечна – Сат, не существует начала, Каринам – означает «трансформация», материальная энергия Пракрити, есть Пуруша – они вечны. И материальная энергия, она постоянно трансформируется. Существует трансформация материальной энергии, она называется Каринама. Также философия санкхьи известна как Сат-Крийа. Сат-Крийа – значает «всё в своём положении». Даже [неразборчиво], как оно пришло ко существованию, проявилось. Позже мы увидим, как они объясняют это всё. Они говорят, что всё что существует, у него есть определённое изначальное положение в котором он существовал до появления. И когда мы, если мы вспомним предыдущую философскую школу, мы увидим линию эволюции, ньяя, вайшешика и санкхья. Между этими философиями, если мы рассматриваем философию [неразборчиво], они постепенно прогрессируют, то есть прогресс двигается в сторону возрастания, эволюции.

00:07:30 Если мы сравним философскую школу санкхьи с ньяей и вайшешикой прогресс таков: санкхья, прогресс таков, что философия санкхьи Капила муни говорил, что в начале не просто атом существовал, так как ньяя и вайшешика объясняет, они говорят, что источником всего является атом. В соответствии с атеистической философией Капилы, Пракрити и материальная энергия являются источником всего, не просто атом. И одна санкхья является прогрессом, потому что атом происходит из материальной энергии. Поэтому это является небольшим прогрессом в философской мысле. И также одна из главных концепций этой школы, что причина-эффект и причина. Причина или контакт неразличны. Они заявляют, что следствие и причина существуют вместе. Следствие существует в причине. Они дают пример такой, пример приводится, что когда мы разбиваем горчичное зерно, если мы раздавливаем горчичное зерно, происходит масло. Если масло исходит из семечка – это значит, что масло уже было там, итак, причина – это семечка и следствие масло, поэтому они называют, что следствие всегда находится уже в причине, также как огонь и дрова.

00:09:26 Как огонь уже находится в дереве, и как только, так сказать, благоприятная обстановка создаётся, как приходит, то огонь разгорается, то есть потенциально огонь уже находится в дереве, внутри дерева, поэтому они говорят, что следствие существует в неправильном состоянии, это существует в источнике. И различные пути на них, создают, дают различный эффект. Например, из молока мы получаем йогурт. Йогурт – это следствие, такова их концепция причины и следствия. Также они говорят о различном опыте в потенциальной мере. Они говорят, что существует три типа, три типа опыта – удовольствие, боль и нейтральное чувство. То есть иногда мы чувствуем удовольствие, иногда боль, иногда просто нейтральное состояние. [неразборчиво] они заявляют, что все эти чувства,которые мы имеем они не реальны. Вот и что тогда [неразборчиво]? То что вам доставляет удовольствие, для другого может быть боль. Например, шугар – сахар, многие люди любят сахар, но если у кого-то желтуха, то он ест сахар, для него он становится горьким, то есть сахар не доставляет ему удовольствия.

00:11:26 И поэтому в то время сладости ему не нравятся. Поэтому некоторые люди вообще относятся нейтрально к сладостям, они могут и не есть. Поэтому они говорят, что все эти чувства, они не реальны, всё это иллюзия. И всё зависит от трёх гун материальной природы. Они говорят, что три гуны или три качества, иногда они руководят всем. Всё происходит из Пракрити. И практически состоит из этих трёх гун природы. И эти три гуны проявляются из практики, они проявляются из Пракрити и поэтому они дальше руководят, дальше они руководят всем материальным миром. И также они говорят, там раджас – энергия, которая даём ему настроение, саттва – создаёт и тамас – разрушает. Таким образом действуют три гуны материальной природы. Далее. Итак, мы будем, сейчас проанализируем главную идею. Она такова, что Пракрити постоянно трансформирует мир. Когда они отвечают на вопрос, когда они отвечают на вопрос: «Как же этот мир появился?» - это один из вопросов на которые должна отвечать философия. Откуда происходит этот мир?

00:13:14 Они используют концепцию, которая называется Сварупа Паринама. Что означает Сварупа? Паринама – означает «трансформация», Сварупа – означает «собственная природа». То есть конституционально, трансформация, то есть материальная природа трансформирует мир, создавая при этом различные объекты. И если мы сравним философию маявади например, они говорят: «У них концепция Брахма Паринама» - то есть Брахман или Бог трансформирует эту материальную энергию. И вайшнавы, Чайтанья Махапрабху дали совершенную концепцию – этот, все эти вещи, которые мы рассмотрели, они полностью не отвечают на вопрос. Там есть какая-то частичная истина, то что материальная энергия не трансформируется, и мир, построенный из материальных элементов, и концепция вайшнавов – это Шакти Паринама – это то что означает, означает, что энергия Господа трансформирует весь мир. Весь этот мир построен с помощью энергии Верховного Господа. Это называется Шакти Паринама. Энергии Господа – Шакти трансформируют этот мир. Не то что Бог Сам трансформирует этот мир – это философская шутка маявади, потому что Бог не изменяет.

00:15:11 Если Бог трансформируется в мир и какие-то изменения в нём происходят, то это не так. Вайшнавская концепция Махапрабху объясняет, что Бог не изменяет, Его энергия трансформирует мир. Итак, они объясняют, что материальная энергия источник всего, но она не имеет разума, она мертва. Живое существо имеет разум, но не действует. Всё производится с помощью гун, которые происходят из Пракрити. Материальная энергия – источник всего, но у неё нет разума и у дживы есть разум, и когда она происходит, приходит в соприкосновение с материальной энергией. И на самом из-за гун, под воздействием гун всё происходит. Они не объясняют этого, как Бог. Что же такое Бог и какова Его функция они объясняют. Они не касаются Бога. Что это за Бог? Душа существует. Она духовна. Но какова функция души? Куда же душа идёт не объясняется. Как мы уже объясняли, санкхья находится на платформе Пранумана.

00:17:00 И она провозглашает освобождение Мукти. В заключении этой философии – то что мы оставляем этот материальный мир и наслаждаемся освобождением Мукти. Наслаждаемся бхукти. Бхукти – это означает «наслаждение». Итак – это основное объяснение санкхьи.
[Аудитория] А как же так получается, что души, они обладают сознанием, и они не действуют? А материальная природа не обладает сознанием, она мертва практически, но она действует.
[Айравата дас] Это как-то противоречиво, в соответствии с Упанишадами, с Ведами, то что источник жизни – это душа, потому что она обладает сознанием, а материальная энергия, она мертва, она не может действовать, а они говорят совсем наоборот. То есть это не соответствует с Ведами. Нет. Мы можем видеть, что это не Ведическое объяснение, то есть они берут что-то из Вед, но конечное заключение изменено. И чтобы заполнить это пространство, как эта энергия, у которой нет разума, сознания, как она производит действие, они говорят, что гуны природы действуют. Душа она имеет разум, она не действует. Это в Бхагавад Гите также объясняется, что душа не действует.

00:18:55 И Бхагавад Гита говорит, что действуют гуны. Но если мы спросим, откуда же материальная энергия исходит. Какова же причина материальной энергии? Они пытаются избежать ответа, они объясняют это примером, концепция причины и следствия. То есть причина и следствие они существуют вместе. Следствие постоянно в причине находится. Они вместе. Каков же источник материальной энергии? Материальной энергии, потому что причина и следствие всегда вместе. Они пытаются не сближаться, спекулируя таким образом размышлять и [неразборчиво]. И они приводят пример. Например, семечко или масло, огонь или дерево. Масло постоянно находится в семечке, поэтому когда масло исходит из семечки – это значит, что следствие существовало уже в причине. Поэтому материальная энергия уже Сварупа Прамана. То есть это трансформация материальной энергии, то есть она разрушается, потом опять создаётся, опять разрушается, опять создаётся. Что же такое Бог? Что такое Бог? Нет ответа. Бог, нет необходимости в Боге, итак – это реверсная философия -, нету места для Бога.

Разбор философии йоги Патанджали

00:20:37 Итак, мы продвигаемся дальше. К следующей философской школе. Следующая система философии – это йога. Йога описана Патанджали муни. Патанджали был очень великим йогом. Он был очень выдающимся йоги. И он обладал всеми мистическими силами – ашта-сиддхи. И проявлял различные мистические силы. Он был очень знаменитый, выдающийся. Аштанга-йога основывается на йога Сутре. Он написал книгу «Йога-Сутра». Эта йога-Сутра очень интересна она. Вьясадева дал комментарии на эту книгу. И один из учеников Патанджали Вачаспати. Вьясадева написал комментарии на йога Сутру также. И Вачаспати написал комментарии на комментарии Вьясадева. Это очень интересная история. Когда Патанджали написал свою Йога Сутру, он анализировал различные философии и он доказал, что они все атеистичны. Он показывал ошибки ньяи, вайшешики и санкхьи. И он говорил: «Но мы, наша философия теистическая, там присутствует Бог». И Вьсадева тогда сказал: «Хорошо, если ты, если ваша философия теистическая, я напишу комментарии на эту Йога Сутру».

00:22:35 И он написал комментарии на Йога Сутру и доказал, что Йога Сутра также атеистична. Так сказать, это не настоящий теизм. Вачаспати написал, он был последователем Патанджали и он написал комментарии на комментарии Вьясадева. И опять он доказал снова, что Йога Сутра теистическая, является теистическим учением. Итак, это главный бизнес Муни, то есть отрицать другую философию и установить свою философию. Конечно, если мы понимаем Вьясадева, как конечный авторитет. Сейчас мы рассмотрим, насколько теистична философия Патанджали йога? Йога Сутра разделена на четыре главы. Он приводит интересные вещи в этой книге, потому что он берёт всё это из Упанишад в основном. Йога Сутра состоит из четырёх глав: первая часть – это Самадхи, которая объясняет природу, также Читта Вритти – разделение ума и Бхувата, вибрация ума, деятельность ума, как действует принцип. Эти вещи на самом деле очень полезны. Это очень интересно, как он объясняет все эти вещи, как ум действует, как он возбуждается, как его умиротворить с помощью медитации. И также в Самадхи Пада – он объясняет различные методы йоги.

00:24:41 И в конце концов книга подходит к Аштанга йоге. Вторая глава называется Садхана Пада. Там он объясняет Крийя йогу, как совершать Крийя йогу, то есть практическую йогу. Крийя – означает «практический аспект». Он объясняет Клешас, Клеши – то есть страдания. Есть разные страдания. Хала – результат и дальше он объясняет причину страданий. И как остановить, избавиться от страданий и средства, как избавиться от страданий. Итак, объясняется, как живое существо страдает от разных кродх. И он показывает, что ум – главный источник страданий. Это на самом деле так. И так как можно избавиться от этих страданий и освободиться. Третья глава называется Вибхути Пада. Там он анализирует различные сиддхи или совершенства. Бхути – означает «совершенства». Он объясняет разные Ашта-сиддхи, разные виды сиддх. Как можно ходить по воде, проходить через стены. Брать объекты на большом расстоянии, левитировать, летать в воздухе. Потому что он был знатоком всех этих вещей. Четвёртая глава – Кайвалья Пада. Кайвалья означает «конечное освобождение». Кайвалья Пада объясняет освобождение и как достичь освобождения. Что же это означает освобождение, что оно означает?

00:26:48 Итак, когда мы читаем Бхагавад Гиту, когда мы делаем наши первые шаги к Ведическому знанию, мы читаем Бхагавад Гиту. И мы, скажем, найдём очень важный момент – дискуссию о йоге и санкхье. Но это изначальная философия йоги и санкхьи. Кришна говорит, когда Он объясняет Арджуне: «Результат йоги и санкхьи один и тот же. И только пандит [неразборчиво] ребёнку будет думать, что санкхья и йога приводят к разному результату». Он объясняет, что санкхья и йога в конце концов дают тот же самый результат. На самом деле йога и санкхья, которые Кришна объясняет в Бхагавад Гите – это не та санкхья, самозванца Капилы, и это не та йога Патанджали, а изначальная санкхья, которая объясняется в Шримад Бхагаватам Капила дэвой сыном Девахути. И изначальная йога. Это санкхья, которая объясняется в Ведах, означает метафизическое понимание структуры вселенной, с помощью изучения Упанишад. Изначальная санкхья, с помощью изучения Упанишад, мы понимаем структуру вселенной. Изначальная йога – означает медитация, с помощью которой мы можем понять абсолютную истину. Таков результат изначальной санкхьи и йоги.

00:28:39 Оно приводит, оно приводит к тому, как [неразборчиво]. Кришна говорит, что результат санкхьи и йоги – один и тот же – это означает, что с помощью аналитического изучения элементов вселенной, изучая один за другим материальные элементы, мы приходит к заключению, что источник всего – это Сверхдуша. Бхагава Кришна – Он источник и с помощью йоги, медитируя, в конце концов реализуя Сверхдушу в сердце, мы сможем увидеть прекрасную личность Параматмы в сердце. Поэтому эти две системы дают нам тот же самый результат – сознание Параматмы и Верховной личности Бога. Мы должны понять, что эта санкхья изначальная – она не является той же самой, которую дал нам самозванец Капила.

00:29:49 Но на самом деле – этот самозванец Капила, некоторые последователи этого самозванца Капилы, говорят, что это как раз и есть тот Капила, который был предсказан в Шастрах. Даже его ученик был, имя его ученика было таково же, такое же как у его ученика настоящего Капилы. Таков же прогресс от санкхьи к йоге. Прогресс таков, что самозванец Капила дал философию санкхьи, где он описал, то есть он не описал никакого Бога. А в Патанджали он говорит о Боге. В философии Патанджали он говорит о Боге. Мы рассмотрим концепцию Бога позже. И также другое преимущество или прогресс – это ньяя, вайшешика, санкхья, объясняют источник всего и вселенскую жизнь освобождения, а не философскую, видать столько много учителей, но они не дают практические руководства. Какова же практика? Но Патанджали говорит: «Я вам скажу, что вы должны делать». Итак, все три предыдущие философии говорят только философию.

Санкхья отрицает существование бога как творца мира. Классическая санкхья дуалистична. У мироздания два независимых источника: пракрити (природа, натура, материя) и пуруша (мировой дух, неизменный и самодостаточный). Бога как создателя нет: «Мир не создавался, следовательно, не было его создателя…» (Санкхья-карика, IV). Материя - это непроявленное. Она должна подвергнуться воздействию Пуруши, который сам будучи бездействующим, побуждает пракрити к действию. В результате этого из пракрити выявляется то, что в ней было скрыто изначально. Особое внимание при этом санкхья уделяет разработке теории развивающейся материи, чье развитие порождает разнообразие живой и неживой природы.

Йога очень близка санкхье по теоретическим рассуждениям, но постулирует наличие верховного божества Ишвары, понимая его как личное божество. Школа йоги подробно разрабатывает конкретные правила психического и физического тренинга, которые должны привести к совершенству и обретению покоя. Йога направлена на то, чтобы освободить нас от господства тела как проявления пракрити и растворить наш личный страдающий дух как проявление пуруши в самом пуруше путем йогической практики. Человеку следует освободиться от пяти видов страдания - авидья (незнание), асмита (страдание от отождествления «я» с разумом), рага (страдание от стремления к телесным наслаждениям), двеша (страдание из-за страха физической боли), абхинивеша (страдание из-за страха смерти). На освобождение направлены различные ступени йоги - джняна-йога (освобождение через знание), бхакти-йога (освобождение через любовь к богу), карма-йога (освобождение через бескорыстную деятельность), раджа-йога (освобождение через последовательность нравственных, физических, психических упражнений). Раджа-йога - это йога самоуглубления и «растворение» себя в боге. Путь освобождения в раджа-йоге состоит из двух этапов. Первый из них (хатха-йога) есть во-первых, воздержание от причинения зла живому, воздержание от лжи и неискренности, воздержание от воровства, воздержание от принятия даров, воздержание от чувственных наслаждений (яма); во-вторых, приобретение хороших привычек, система очищения тела омовением водой, а души - размышлениями о боге и положительными эмоциями (дружелюбие), привыкание к телесным страданиям (нияма); в-третьих, улучшение состояния тела статичными позами (80 поз), в которых надо находиться как можно дольше и уметь выходить (асана); в-четвертых, регулирование дыхания (пранаяма). На втором этапе происходит отключение чувств от внешних предметов (пратьяхара); приобретается умение сосредоточиться на каком-либо предмете (дхарана); правильное равномерное течение мысли вокруг того предмета, на котором сосредоточено внимание (дхьяна); и, наконец, происходит поглощение ума (читта) предметом сосредоточения (самадхи) как конечная ступень йогической практики.

Вайшешика подробно разрабатывала диалектику бытия и небытия. Её основатель- мудрец Улука. В качестве реальности в школе принималось как бытие, так и небытие. Бытие характеризовалось шестью важнейшими категориями - дравья (вещь, вещество, индивидуальность), гунна (качество), карма (субстанция в ее динамике), саманья (общность, общее), вишеша (особенное), самавая (присущее). Небытие понималось как отсутствие чего-либо в другом (относительное небытие; отсутствие луны на небе днем) и как отличие одного от другого (абсолютное небытие, инобытие; день не есть ночь).

Ньяя в основном занималась рассмотрением гносеологических и логических проблем, принимая ту метафизику, которую разрабатывала вайшешика. Ньяя признает существование бога как устроителя мироздания, имеющего своей целью благо всех существ. Он и поддерживает мир своей волей, и разрушает его. К разрушению мира ведет искажение нравственно-этического порядка мироздания.

Миманса представляет собой основанное на «Ведах» размышление над своим «я», трансцендентным знанием и Брахманом как высшей духовной реальностью. Не отвергая богов индийского пантеона, миманса отвергает бога-творца. Мироздание реально и вечно. Оно управляется безличным законом кармы, а не личностным божеством. Кроме тел в мироздании существуют и индивидуальные души, хотя всеобщей мировой души нет. Индивидуальная душа вечна, она одухотворяет материю. Душа не умирает со смертью тела, а продолжает свое существование по закону кармы, т.е. страдает. Важной составляющей мимансы являются ритуальные действия, цель которых - освобождение души от страдания.

Парная с мимансой веданта, которую называют высшей мимансой (утрата-мимансой), также рассматривает Брахмана единственной подлинной сущностью. Существующий мир со всем многообразием вещей и животных производен от Брахмана. Абсолют открывается только тем, кто соблюдает ритуал, освобождается от мнимых радостей жизни. Видимый мир - продукт силы Брахмана. Эта сила - майя. Она иллюзорна, а, значит, иллюзорно и творение. Мир - это игра (лила) божества. Только на высшей ступени познания мы видим, что мир - это брахман. Он носитель трех атрибутов - бытия, сознания, блаженства. Человек также иллюзорен. Следовательно, иллюзорно чувственное познание, ум, логика. Лишь осознав иллюзорность всего видимого, своего «я», мира в целом, можно слиться с Брахманом.