Купол парашюта имеет прямоугольную или эллиптическую форму. «Крыло» парашюта состоит из двух оболочек, нервюр (которые представляют собой вертикальные силовые элементы, определяющие профиль крыла) и лонжеронов (продольные силовые элементы, обеспечивающие продольную прочность).
Оболочками называют основные несущие поверхности купола, которые изготавливаются из ткани с низкой или нулевой воздухопроницаемостью. Низкая воздухопроницаемость в данном случае будет гарантировать стабильное раскрытие купола (подходит для планирования на низких скоростях), в то время как нулевая воздухопроницаемость дает возможность максимально возможной скорости и аэродинамического качества, однако превращает раскрытие парашюта в менее предсказуемый процесс. Оболочки сшиваются в задней части купола, а в передней части между ними оставляется сопло, куда поступает воздух. Посередине верхней оболочки находится крепление для стренги вытяжного парашюта.
Нервюры представляют собой вертикальные перемычки между оболочками. Нервюры могут различаться между собой: на прямоугольных куполах они одинаковые, на эллиптических - несколько нервюр по краям меньше по размеру, чем центральные. Силовые нервюры делят купол на секции, в промежуточные поддерживают форму. Для того чтобы после раскрытия купол сохранял более правильный купол (приближенный к чертежам), на некоторых парашютах используют косые нервюры.
Часть купола между двумя силовыми нервюрами называется секцией, внутри которой имеется также одна (или две) промежуточных нервюры. Стандартные парашюты с небольшим удлинение имеют семь секций, с большим удлинением - девять секций. Некоторые модели могут состоять из одиннадцати секций. Классический семисекционный купол отличается толстым профилем и большими открытыми соплами. Купол с косыми нервюрами имеет самый тонкий профиль и очень небольшие сопла (самая совершенная аэродинамика).
Соплом называют отверстие в передней части купола, куда поступает воздух внутрь. На низких скоростях используют парашюты с большими соплами (так как в купол поступает относительно немного воздуха). Если парашют скоростной, то сопла могут быть небольшими. Для того, чтобы поддерживать давление в скоростных куполах на низких скоростях используются так называемые воздушные клапаны, которые впускают воздух внутрь и ограничивают его выход. Минус куполов с подобными клапанами, это то, что они не сдуваются после приземления (это может быть опасным при сильных порывах ветра). Также клапаны несколько увеличивают укладочный объем.
Парашют типа «крыло» имеет стропы, равномерно распределенные по всей площади купола (а не только по контуру, как это в круглых парашютах). Стандартные парашюты имеют четыре ряда строп (на эллиптических куполах крайние нервюры имеют только три ряда строп). Для управления парашютом используются специально предназначенные для этого стропы (на конце подобной стропы прикреплена бобышка, за которую удобно браться рукой).
Также парашют имеет уши (вертикальные косынки, которые уменьшают перетекание воздуха с нижней оболочки на верхнюю) и слайдер (устройство рифления, которые замедляет раскрытие купола).
Другие статьи раздела:
− Ранец:
Размещается на спине, служит для
размещения основного и запасного парашютов. Прикреплён к подвесной системе.
− Подвесная система:
Надевается на парашютиста, состоит из плечевых обхватов, грудной перемычки и ножных обхватов.
− Основной парашют:
Располагается в нижней части ранца, присоединяется к подвесной системе с помощью четырёх свободных концов и кольцевого замкового устройства (КЗУ), находящегося на плечевых обхватах.
− Парашют запасной (ПЗ):
Располагается в верхней части ранца, присоединен к подвесной системе.
− Вытяжной парашют
(ВП):
маленький вытяжной парашютик, предназначен для расчековки ранца и раскрытия парашюта. Находится в кармане, под ранцем или на ножном обхвате.
− Втулка ВП или звено раскрытия ОП:
Прикреплена к вершине ВП. Предназначена для ввода в действие вытяжного парашюта.
− Кольцевое замковое устройство (КЗУ):
система из трех колец, служит для крепления основного парашюта к подвесной системе.
− Подушка отцепки основного парашюта:
Красного цвета, располагается на подвесной системе справа, служит для открытия КЗУ и отцепки основного парашюта.
− Кольцо запасного парашюта:
Металлическое кольцо или подушка яркого цвета, располагается на подвесной системе слева. Предназначено для открытия ПЗ.
− Система Транзит:
Расположена на свободном конце основного парашюта. Соединяет свободный конец со шпилькой запасного парашюта. После отцепки КЗУ принудительно вводит в действие ПЗ, используя площадь основного парашюта.
Никогда не полагайтесь на транзит при отказе и отцепке основного парашюта! Всегда дёргайте кольцо ПЗ самостоятельно!
− CYPRES:
Прибор для автоматического ввода в действие ПЗ. Самостоятельно открывает ПЗ на высоте 225 м при скорости снижения свыше 13 м/с (для студенческих систем).
− Клеванты строп управления:
Расположены на задних свободных концах на основном и на запасном парашютах.
− Высотомер:
Надевается на запястье как часы или закрепляется на грудной перемычке. Служит для определения высоты.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
− Радио:
Используется для связи инструктора со студентом для помощи при управлении парашютом.
Никогда не надейтесь на радио. Будьте всегда готовы принимать самостоятельные решения!
− Указатель направления ветра (колдун):
Он же конус. Указатель направления ветра (тонким концом показывает, куда дует ветер). Указатель направления ветра (колдун) установлен на площадке приземления.
− Стрелка:
Большая надувная стрелка яркого цвета в районе площадки приземления. Указывает направление приземления. Следует помнить, что указатель направления ветра (колдун) и стрелка направлены в противоположные стороны. Приземляться нужно по стрелке и навстречу указатель направления ветра (колдуну).
− Комбинезон:
спецодежда парашютиста. К рукавам и штанинам пришиты специальные захваты, для удобства работы группы парашютистов в воздухе.
− Дополнительный груз:
Он же балласт или просто "жилетка". Представляет собой жилетку с зашитыми внутрь грузами, как правило, свинцовой дробью. Служит для утяжеления легких парашютистов, что необходимо для обеспечения одинаковой скорости падения группы.
− Шлем:
Жесткийпластиковый шлем, оберегает голову студента от нежелательных ударов.
− Очки:
Пластиковые мягкие очки. Служат для защиты глаз от плотного потока воздуха.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТКРЫТИЯ ОСНОВНОГО ПАРАШЮТА
− Парашютист вытаскивает правой рукой и выбрасывает в поток «вытяжной парашют».
− «Вытяжной парашют» подхватывается потоком и расчековывает ранец.
− Клапаны ранца раскрываются, вытяжной парашют вытягивает из контейнера камеру основного парашюта, стропы выходят из резиновых сот, камера расчековывается, основной парашют выходит из камеры и начинает наполняться.
− Поток воздуха попадает в слайдер, слайдер удерживает купол от резкого раскрытия и постепенно сползает вниз по стропам
− После полного раскрытия парашютист расчековывает стропы управления, осматривает парашют по схеме (НАПОЛНЕН, УСТОЙЧИВ, УПРАВЛЯЕМ) и начинает управляемое снижение.
КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ПАРАШЮТА ТИПА "КРЫЛО"
Парашют типа "крыло" представляет собой сшитые вместе два полотнища, разделенные вертикальными перегородками, нервюрами, на сопла. Пара сопел образует секцию. Купола бывают 7-ми, 9-ти и 11-ти секционные. Студенческие и большинство спортивных парашютов девятисекционные. 7-ми и 11-ти секционные купола имеют специальное назначение, их мы здесь рассматривать не будем.
Каждая нервюра пришита к верхней и нижней оболочкам. Часть нервюр усилены и несут нагрузку. При наполнении воздухом сопла образуют полужесткое крыло с верхней и нижней поверхностями и аэродинамическим профилем. Стропы и нервюры сохраняют профиль купола в процессе полета парашюта. Крайнее правое и левое сопло имеют стабилизаторы, "уши".
Купол имеет четыре ряда строп и стропы управления, прикреплённые к задней кромке (к хвосту). Все стропы разделены на четыре группы, каждая группа строп продета в одно из колец слайдера. Группы строп крепятся к свободным концам подвесной системы, которых также четыре.
Слайдер
представляет собой прямоугольник из ткани с четырьмя кольцами по углам. Он служит для упорядочивания и торможения раскрытия. При раскрытии поток воздуха прижимает слайдер к нижней оболочке купола, в то же время воздух, попадая в сопла, начинает наполнение парашюта. Далее по мере наполнения купола поток воздуха ослабевает и слайдер сползает по стропам вниз. Таким образом, обеспечивается наиболее мягкое раскрытие без рывков и чрезмерных перегрузок.
На концах строп управления находятся петли, клеванты. При укладке купола клеванты зачековывают на задних свободных концах. Там же они находятся после раскрытия парашюта. После расчековки строп управления, нельзя выпускать клеванты из рук.
Парашют типа крыло, полностью оправдывая свое название, работает по тем же принципам, что и крылья самолета, т.е. использует набегающий поток воздуха для создания подъемной силы. Соответственно, подчиняется тем же законам аэродинамики, что и обычные крылья.
Как же работает крыло, откуда берется подъемная сила?
Профиль крыла образован двумя поверхностями: верхней и нижней. Верхняя поверхность более выгнута, нижняя – менее. При движении, крыло разрезает воздух, и поток, огибающий крыло сверху, проходит более длинный путь, чем нижний. Поэтому воздух, находящийся над крылом, становится более разрежённым, а воздух под крылом остается той же плотности. Возникает разница давлений, которая и толкает крыло вверх. Чем быстрее крыло двигается вперед, тем сильнее становится поток, увеличивается разница давлений и, соответственно, возрастает подъемная сила.
В зависимости от того, как, под каким углом и с какой скоростью воздушный поток обтекает поверхность крыла, различают множество режимов работы крыла: планирование, парашютирование, свал и другие.
Рис.4. Устройство парашюта типа крыло
О режимах работы парашюта речь пойдет ниже, а сейчас стоит запомнить главное отличие купола типа крыло от обычного, круглого парашюта. Это значительная горизонтальная скорость. Если круглый парашют работает, грубо говоря, как парус и просто замедляет падение, то парашют типа крыло способен преодолевать довольно большие расстояния и дает широкую свободу маневра.
Горизонтальной и вертикальной скоростью парашюта типа крыло можно управлять, натягивая или отпуская стропы управления. Чем сильнее натянуты стропы управления, тем медленнее парашют летит вперед. Вертикальная и горизонтальная скорости крыла обратно пропорциональны. Иными словами, чем медленнее крыло летит вперед, тем быстрее оно летит вниз и наоборот. Это основной принцип, который следует запомнить в первую очередь. Разумеется, все несколько сложнее, и в седьмом разделе книги мы еще раз затронем эту тему.
Если натягивать только одну стропу управления, то парашют будет разворачиваться в соответствующую сторону. Чем сильнее натянута стропа, тем быстрее происходит разворот. Быстрый разворот означает также потерю горизонтальной скорости и, соответственно, потерю высоты. Не стоит энергично разворачивать купол низко над землей.
Горизонтальная скорость всегда измеряется относительно воздуха, из-за того, что ветер изменяет горизонтальную скорость парашюта относительно земли. Чтобы лучше понять это, можно сравнить парашют с лодкой, плывущей в реке с сильным течением. Если плыть против течения, то скорость лодки относительно берега будет медленной, если плыть по течению, то быстрой. Также и парашют, летящий против ветра, будет двигаться относительно земли медленнее, чем парашют, летящий по ветру, хотя относительно воздуха их скорость будет одинакова.
Чтобы внести ясность, о какой горизонтальной скорости идет речь, различают воздушную скорость и путевую.
Воздушная - это скорость относительно воздуха, путевая - относительно земли.
Свободно летящий купол студенческого парашюта развивает воздушную скорость 8-9,5 метров в секунду и скорость снижения около 2,5 метра в секунду. Таким образом, даже при полностью отпущенных стропах управления, если приземляться против ветра, скорость будет безопасной. При полностью натянутых стропах управления купол практически не летит вперед, и падает со скоростью 7 метров в секунду.
СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР
Страхующий прибор (AAD Automatic Activation Device) - это устройство, единственной задачей которого является спасение жизни парашютиста. Приборы бывают разной конструкции и отличаются алгоритмом работы, но основной принцип у всех одинаков: принудительное открытие запасного парашюта на заданной высоте.
Наиболее известны приборы CYPRES, ASTRA, VIGIL. Однако наиболее распространенным на сегодняшний день является CYPRES. Именно CYPRES используется в студенческих системах в нашем клубе, поэтому именно о нем и пойдет речь далее.
СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР CYPRES ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
"CYPRES" ("Сайпрес"), название прибора является аббревиатурой слов "Кибернетическая Система Раскрытия Парашюта" (Cybernetic Parachute Release System). Несмотря на кажущуюся простоту, прибор является сложным и полностью автономным электронным устройством. Существуют три версии прибора, "Студент", "Эксперт" и "Тандем", как нетрудно догадаться, для студентов, опытных парашютистов и тандемов соответственно. Они различаются только программой, алгоритмом работы и цветом кнопки включения: желтый, красный и синий соответственно.
Обращаться с CYPRES очень просто - достаточно включить его один раз утром, прибор настроится и будет в течение всего дня работать самостоятельно.
При включении прибор протестирует сам себя, измерит атмосферное давление и перейдет в режим нормальной работы. После этого о нем, в принципе, можно и забыть, хотя, разумеется, проверять его состояние визуально перед каждым прыжком не будет лишним, а для студентов такая проверка обязательна.
Только превышение скорости 13 м/с (25 м/с для версии
"Эксперт") на высоте ниже 225 метров приведет к тому, что CYPRES вступит в работу. В этой ситуации CYPRES раскроет запасной парашют приблизительно за 4,5 секунды до падения на землю.
КОМПОНЕНТЫ ПРИБОРА
«CYPRES» состоит из самостоятельно тестирующегося микропроцессорного прибора, контрольной панели, при помощи которой производится управление, и пиропатрона.
ПРИНЦИП РАБОТЫ CYPRES
При включении прибор проходит процедуру самотестирования и измеряет атмосферное давление. Пока CYPRES включен, он постоянно следит за изменениями давления и, если это необходимо, автоматически вводит поправки в соответствии с изменением погоды. Очень тонкая регулировка помогает определению точной высоты работы прибора и активации пиропатрона в случае наступления соответствующих условий.
Прибор содержит специально запрограммированный микропроцессор, который способен в режиме реального времени вычислять высоту и скорость снижения парашютиста на основании изменения атмосферного давления. Постоянно отслеживая эти данные, процессор формирует определенные значения, на основании которых автоматика принимает решения. Если определено, что парашютист находится в опасной ситуации (быстро снижается на малой высоте), то прибор подаст импульс в пиропатрон.
Пиропатрон является полностью независимым от конструкции ранца, так как он не выдергивает шпильку запасного парашюта, а просто перерезает петлю зачековки отсека внутри ранца ПЗ с помощью резака, который приводится в действие пороховым зарядом.
Система открытия CYPRES имеет следующие преимущества:
- Ранец ПЗ может быть открыт двумя различными способами. Один способ используется парашютистом - выдергивание кольца ПЗ, второй способ - когда CYPRES перерезает петлю зачековки ПЗ.
- Единственными механическими частями в приборе является болт-резак в пиропатроне и кнопка управления. Все остальные части прибора являются электронными.
- Весь прибор находится внутри ранца ПЗ, что практически устраняет возможность механических повреждений и загрязнений.
ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ
CYPRES работает от батареи, которая рассчитана на его работу в течение 2-х лет. После включения прибора, он производит самостоятельное тестирование, во время которого показывает цифры с 9999, быстро уменьшающиеся до 0. Этот отсчет прерывается примерно на три секунды в диапазоне от 6900 до 5700. Это и есть напряжение батареи. Например, если остановка произошла на 6300, то это значит, что действительное напряжение батареи равно 6,3 вольта.
Если батарея неисправна или ее напряжение ниже необходимого, CYPRES определит это самостоятельно. Тогда, в конце проверки CYPRES остановится, покажет на дисплее код ошибки 8999 или 8998 и не перейдет в рабочий режим. Это показывает, что данная батарея не пригодна для дальнейшего использования.
CYPRES "СТУДЕНТ"
У версии CYPRES "Студент" кнопка включения контрольной панели желтого цвета с надписью "Student". Его пиропатрон срабатывает в случае, если скорость снижения превысит 13 м/с. Высота срабатывания различная. В случае скорости снижения равной скорости свободного падения, высота срабатывания приблизительно 225 м. Однако, если скорость снижения меньше скорости свободного падения, но все еще больше 13 м/с (такое может произойти при частично открытом куполе), тогда CYPRES "Студент" включит пиропатрон, когда высота снизится до 305 м. над уровнем земли. В этом случае у студента будет немного больше времени, чтобы приготовиться к приземлению.
Если вы не прыгнули и снижаетесь в летательном аппарате, обязательно выключите CYPRES "Студент"! Берегите труд укладчиков.
Помните, что можно превысить скорость 13 м/с. и под полностью наполненным куполом. Не стоит закладывать резкие виражи на высоте ниже 300 метров.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ CYPRES
Кнопка на контрольной панели должна нажиматься только пальцем. Во избежание повреждений кнопки, не используйте, пожалуйста, для нажатий острые предметы. Нажатие должно быть коротким и производиться в центр кнопки (похожее на "клик").
Кнопка контрольной панели является для пользователя единственным способом управления прибором. Используя ее можно выполнять следующие четыре операции:
− Включение
− Выключение
− Увеличение высоты коррекции
− Уменьшение высоты коррекции
ВКЛЮЧЕНИЕ CYPRES
CYPRES, включается короткими нажатиями на кнопку четыре раза. Первым нажатием кнопки начинается процедура включения. Примерно через секунду загорится красная лампочка. Как только это произойдет, нужно немедленно нажать кнопку еще раз. Эту последовательность - немедленное нажатие кнопки после того, как загорелась красная лампочка - придется повторить еще два раза. После четвертого, общего по счету, нажатия Сайпрес переходит в рабочий режим.
Если Вы не нажали кнопку сразу после того, как загорелась красная лампочка или сделали это слишком рано, CYPRES будет игнорировать дальнейшие попытки включения. Придется дождаться, когда он выключится и попробовать снова - это очень легко, если удалось сделать хотя бы один раз.
Такая процедура включения путем четырех нажатий была разработана для того, чтобы предотвратить случайное включение.
После того как выполнена процедура включения, CYPRES переходит в режим самостоятельного тестирования. Сначала на дисплее появляется число 9999, которое затем начинает быстро уменьшаться до 0. Общее время тестирования занимает около 29 секунд и будет прервано три раза. Первая 3х секундная пауза будет сделана в интервале между числами 6900 и 5700. Число, которое будет на дисплее во время этой паузы, показывает напряжение батареи (например, 6300 значит, что напряжение составляет 6,3 вольта). Вторая и третья паузы произойдут на числах 5000 и 100. Эти остановки выполняются исключительно по техническим причинам и для пользователя ничего не значат.
Во время самостоятельного тестирования CYPRES несколько раз замеряет атмосферное давление. Если прибор обнаружит, что результаты измерений сильно отличаются друг от друга, он решит, что возникла какая-то проблема и не перейдет в рабочий режим. В этом случае самостоятельное тестирование прерывается, и на дисплее появляется число 100.
При возникновении любых функциональных неисправностей CYPRES также прерывает самостоятельное тестирование и в течение 2-х секунд показывает на дисплее номер, являющийся кодом ошибки, после чего выключается.
После того, как самостоятельное тестирование завершено, или после того, как прибор был выключен вручную, он будет игнорировать любые попытки его включения или выключения в течение 1 секунды.
После того, как CYPRES включен, он находится в рабочем состоянии в течение 14 часов. По истечении этого времени он самостоятельно выключается. Кроме того, Вы можете выключить его сами в любое время.
Процедура выключения полностью идентична процедуре включения, производится четырьмя нажатиями кнопки, для предотвращения случайного выключения.
ВВЕДЕНИЕ
Парашюты, родившиеся как аттракцион, со временем стали средством спасения летчиков и сегодня получили достаточно широкое распространение. Это и спасательное средство, и, если так можно выразиться, вид военной техники; парашютом увлекаются любители пощекотать свои нервы, парашютный спорт весьма популярен и имеет множество направлений.
Некоторые черты объединяют парашюты всех поколений, хотя многие образцы современной парашютной техники совершенно не похожи на их прародителей. Совершенствование парашюта послужило причиной возникновения новых самостоятельных занятий. Так, работы по улучшению аэродинамики планирующих парашютов привели к появлению парапланеризма, а благодаря «скрещиванию» современного парашюта-«крыло» с воздушным змеем (и отчасти - парусом) возник кайтинг.
Сейчас парашютные прыжки - очень доступное занятие. По всему миру расположено множество аэроклубов, где практически любой желающий может совершить ознакомительные прыжки - как с небольшой высоты (самостоятельно, с десантным или тренировочным парашютом), так и со значительной (в сопровождении инструкторов), испытав ни с чем не сравнимые ощущения свободного падения. Пройдя курсы обучения, можно заняться парашютным спортом.
Для тех, кто задумывается о совершении первого прыжка, книга расскажет о том, как устроен парашют, чем занимаются спортсмены-парашютисты в небе и опасно ли прыгать.
Прошедшим обучение данное издание может помочь с выбором пути дальнейшего совершенствования, сориентироваться в парашютном снаряжении, углубить знания парашютной техники и правил безопасности.
Данную книгу нельзя рассматривать как самоучитель по применению парашюта. Все виды парашютных прыжков совершаются только под руководством опытных инструкторов в спортивных или военных организациях. Освоение методов управления парашютом необходимо выполнять только под контролем штатных инструкторов авиационных организаций.
УСТРОЙСТВО ПАРАШЮТА
Все парашюты (за исключением вытяжных и стабилизирующих) имеют общие элементы: купол, стропы, подвесную систему, ранец (контейнер). Эти элементы могут достаточно сильно отличаться в разных моделях, но все равно они имеют общие черты и сходные принципы конструкции и исполнения. В этом разделе мы рассмотрим общие принципы устройства ранцевого парашюта и его частей.
КУПОЛ
Все купола сшиты из ткани и имеют стропы, связывающие их с подвесной системой. Конфигурация наполненного воздухом купола зависит от расположения мест крепления строп, их длины, а также от того, как он скроен и сшит.
Ткань, из которой шьется купол парашюта, должна быть тонкой, легкой и прочной, иметь определенные характеристики воздухопроницаемости. Первые парашюты шили из парашютного шелка, хлопчатобумажного перкаля. Ткань современных куполов - синтетическая. Это различные виды капрона - каркасный, каландрированный (со специальной пропиткой). Технологии изготовления качественной парашютной ткани (например, американские ткани Р-111 и 2Р-0) запатентованы, такие материалы достаточно дороги. В местах, где купол испытывает наибольшие нагрузки, его усиливают силовыми лентами, имеющими прочность на порядок выше, чем остальная ткань. Для привязывания строп на купол пришивают петли из тех же силовых лент (рис. 1).
Современные скоростные «крылья» делают из ткани с нулевой воздухопроницаемостью (ZP), купола круглых парашютов всегда пропускают воздух. Это связано с особенностями наполнения купола. Например, Д-1-5У с 82-метровым перкалевым куполом, хорошо пропускающим воздух, нормально работает на принудительное раскрытие. А более плотный капроновый купол Т-4 в тех же условиях выворачивается, для нормальной работы ему необходима минимум пятисекунд-ная задержка раскрытия.
В отличие от круглых куполов, «крыло» имеет вытянутую форму - прямоугольную или эллиптическую, которая по конструкции принципиально мало отличается от жесткого крыла самолета. Обычно крыло не
Рис. 14. Конструкция крыла: 1- верхняя оболочка; 2 - нижняя оболочка; 3 - нервюра; 4 - лонжероны, стрингеры: h - высота профиля; l" - размах, d - хорда
является монолитным, а состоит из двух оболочек, нервюр (вертикальных силовых элементов) и лонжеронов (продольных силовых элементов). Роль оболочек очевидна. Форма нервюр определяет профиль крыла, лонжероны (или стрингеры) обеспечивают продольную прочность (рис. 14).
Составные части купола-«крыло»: две оболочки, нервюры, «уши», стропы, слайдер.
Оболочки - основные несущие поверхности купола. Они изготавливаются из ткани с низкой или нулевой воздухопроницаемостью. В качестве лонжеронов выступают силовые ленты. Материал оболочки влияет на некоторые характеристики купола: ткань с нулевой воздухопроницаемостью (ZP-0) позволяет достигать максимально возможных летных характеристик (скорость, аэродинамическое качество), ткань с низкой воздухопроницаемостью типа F-111 дает более стабильное и предсказуемое раскрытие парашюта, позволяет использовать купол большой площади при небольшой массе парашютиста и лучше подходит для планирования на низких скоростях (например, при работе на точность приземления). В задней части купола оболочки сшиты друг с другом, в передней части между ними есть промежуток (сопло), через который при планировании внутрь купола поступает воздух. На основных куполах-«крыло» посередине верхней оболочки имеется крепление для стренги вытяжного парашюта.
Нервюры - это вертикальные (иногда - наклонные) перемычки между оболочками. От формы нервюр зависит профиль крыла и его форма (рис. 15). На прямоугольных куполах все нервюры одинаковые, на эллиптических - одна или несколько нервюр по краям имеют меньшие размеры, чем центральная. Нервюры делятся на силовые и промежуточные. К силовым нервюрам крепятся стропы,
Рис. 15. Нервюра парашюта типа «крыло»
промежуточные всего лишь поддерживают форму профиля. Силовые нервюры делят купол на секции. При некоторых режимах в разные секции купола поступает разное количество воздуха, и, чтобы обеспечить равномерное распределение давления воздуха внутри купола, нервюры шьют из менее плотной, чем на оболочках, ткани" либо в них делают конструктивные отверстия.
Так как купол изготовлен из мягкого материала, в наполненном состоянии под напором воздуха его форма не может строго соответствовать чертежам, искажения неизбежны. Можно только попытаться сделать их не очень значительными. Для того чтобы купол сохранял более правильный профиль, на тонкопрофильных скоростных моделях парашютов используют косые (диагональные) нервюры. Чаще всего они представляют собой треугольные косынки, соединяющие верхнюю оболочку с нижней частью силовых нервюр, в местах крепления строп. Дополнительные косые нервюры, а также большее количество промежуточных нервюр, как несложно догадаться, увеличивают укладочный объем купола, то есть его размеры в уложенном виде.
Секция - части купола между двумя силовыми нервюрами. На большинстве куполов секция имеет одну промежуточную нервюру. На куполах с косыми нервюрами структура секции чаще всего содержит две промежуточные и две косые нервюры. Количество секцийзависит от удлинения купола. Современные парашюты с относительно небольшим удлинением делают семисекционными, с большим - девятисекционными. Существуют отдельные экземпляры, имеющие одиннадцать секций. Некоторые старые образцы куполов имели 5 секций, из-за низкого аэродинамического качества в настоящее время такие модели не изготавливаются. Косонервюрники, секции которых отличаются от обычных, называют 21- или 27-секционными, в таком обозначении секцией считают часть купола между двумя соседними вертикальными нервюрами, не различая силовые и промежуточные.
На рис. 16 показаны варианты структуры секций. В левом столбце изображена общая схема данного класса куполов, в среднем - поперечный разрез, показывающий расположение нервюр, в правом - вид купола спереди с учетом формы сопел, частично прикрытых тканью верхней оболочки. Классический семисекци-онный купол имеет толстый профиль и большие, открытые сопла (рис. 16, схема а). У скоростного купола Icarus Safire (рис. 16, схема б) более тонкий профиль, его сопла частично прикрыты для улучшения аэродинамики, оставшейся площади отверстий достаточно для забора необходимого количества воздуха. У эллиптических скоростных куполов высшего класса Icarus Crossfire и Atair Competition Cobalt (рис. 16, схемы в, г, рис. 17) та же структура секций, но их сопла сильно закрыты для уменьшения лобового сопротивления. Еще более тонкий профиль и особую структуру секций имеют косонервюрники. В традиционном определении Icarus Extreme FX (рис. 16, схема д) можно назвать семисекционным, но, так как каждая секция его делится на три части, его принято называть 21-секционным. Аналогично 9-секционный Atair Onyx (рис. 16, схема ё) называют 36-секционным. Купола с косыми нервюрами имеют самую совершенную аэродинамику, тонкий и правильный профиль, очень небольшие сопла.
Сопло - отверстие в передней части секции для по-ступания воздуха внутрь купола (рис. 18). На низких скоростях планирования при небольшом встречном напоре в купол поступает относительно немного воздуха, и парашюты, предназначенные для работы в таких режимах (например, классические), имеют большие открытые сопла. На больших скоростях для поддержания высокого давления вполне достаточно небольших отверстий, при этом желательно улучшить обтекаемость передней части купола, поэтому на скоростных куполах сопла, как правило, частично закрывают тканью верхней оболочки или дополнительными косынками из того же материала, что и оболочки (рис. 16, схемы в-е)
Рис. 16. Структура секций различных куполов: и - Parafoil (классический); б - Safire (скоростной); в - Crossfire (эллипс пысшсго класса); г - Competition Cobalt (свуперский эллипс); д - Extreme FX (21-секционный косонервюрник); е - Опух (36-секционный косонервюрник)
Рис. 17. Competition Cobalt
Рис. 18. Нервюры разных куполов:
и - классический (точностной) купол; б - скоростной тонкопрофильный купол; в - параплан (приведен для сравнения). Размерными линиями показаны размеры и расположение сопел
Для поддержания давления в скоростном куполе на низких скоростях были придуманы воздушные клапаны: (airlocks) (рис. 19). Они впускают воздух внутрь и ограничивают его выход наружу. Купол с клапанами труднее ввести в свал, он сохраняет устойчивость на низких скоростях и менее восприимчив к турбулентности встречного воздуха. Правда, такой купол сложнее укладывать и он не сдувается после приземления, что может вызвать проблемы при сильном ветре. К тому же если купол отцепили в воздухе, он не складывается, как другие купола, и может улететь далеко. Наличие клапанов несколько увеличивает укладочный объем. И настоящее время отношение к такой доработке неоднозначно и существует лишь несколько моделей куполов с клапанами.
Рис. 19. Схема купола с клапанами (airlocks)
Стропы. Для поддержания необходимого профиля парашюту-«крыло» недостаточно строп только по контуру купола, как на круглых парашютах, поэтому его стропы равномерно распределены по всей площади купола. На рис. 20 приведена схема одного из вариантов крепления строп. Стропы на данной схеме прикреплены в местах пересечения линий, кроме задней кромки. К задней кромке крепятся только лучи строп управления, они показаны на схеме. К середине задней кромки строп не прикрепляют. Цифрами на схеме обозначены ряды строп. Первый ряд расположен на передней кромке купола, остальные ряды равномерно распределены от «носа» до «хвоста». Большинство современных парашютов имеют четыре ряда строп. На эллиптических куполах боковые секции короче центральной, поэтому одна-две крайние нервюры, как правило, имеют только три ряда строп. По иностранной классификации 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ряды строп обозначают соответственно: каскад А, В, С, D.
Рис. 20. Схема расположения строп на куполе (один из вариантов). 11ифрами обозначены ряды строп, жирными точками (а) - места крепления строп; б - лучи стропы управления; в - стропа управления
Парашют-«крыло» двигается, вниз за счет силы тяжести. Сопротивление воздуха обеспечивает ему постоянную скорость снижения. За счет того, что купол наклонен к горизонту и отклоняет встречный воздух, возникает движение купола по горизонтали. Наклон купола обеспечивается разницей длин строп разных рядов: стропы первого ряда самые короткие, каждый последующий ряд длиннее предыдущего (рис. 21).