Спортивные парашюты названия. Устройство парашютной системы

Планирующая оболочковая парашютная система ПО-17 состоит из основного и запасного парашютов, смонтированных на одной подвеске и укладывающихся в один ранец.

Работа основного парашюта. Основной парашют вводится в действие путем выдергивания звена ручного раскрытия, расположенного (с левой стороны) на подвесной системе, или парашютным полуавтоматом.

При прыжках из вертолета раскрытие клапанов ранца основного парашюта производится только после 5 секунд свободного падения парашютиста.

При выдергивании звена ручного раскрытия шпилька выходит из шнурового кольца и освобождает клапаны ранца.

Схема работы показана на рис. 1:

Рис. 1. Схема работы основного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

А - вытяжной парашют под действием пружинного механизма отходит от ранца и попадает в воздушный поток;

Б - под действием силы сопротивления вытяжного парашюта происходит вытягивание чехла с уложенным в него основным парашютом, затем строп из резиновых петель и сот;

В - после выхода всех строп происходит сход чехла и парашют попадает в воздушный поток;

Г - под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления устройства рифления, парашют наполняется, а устройство рифления опускается вниз;

Д - набегающий поток наполняет внутреннюю полость купола, и купол принимает крыловидную форму. Система начинает планирующий спуск в режиме торможения. Одновременно взявшись за звенья управления, парашютист натягивает стропы управления, при этом развязывается узел фиксации строп управления, и система планирует в режиме максимальной скорости.

После выхода купола из чехла под действием сил набегающего потока его поверхность стремится расправиться, но этому противодействуют силы натяжения

строп, силы сопротивления устройства рифления набегающему потоку, силы трения колец устройства рифления о стропы купола. В результате взаимодействия этих сил процесс наполнения купола замедляется и этим снижается динамическая нагрузка на парашютиста в момент наполнения купола.

После наполнения купола парашютист убирает звено ручного раскрытия в карман, расположенный на подвесной системе с левой стороны.

Работа запасного парашюта. Запасной парашют вводится в действие в случае отказа основного. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полном отсоединении купола основного парашюта. Для этого парашютист выдергивает за < подушечку> звено отсоединения, расположенное с правой стороны подвесной системы. При его выдергивании из конусов одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы подвесной системы с отказавшим основным куполом.

Для введения в действие запасного парашюта необходимо выдернуть звено ручного раскрытия, расположенное на правой стороне подвесной системы. При этом две шпильки выходят из петель и клапаны ранца расходятся, под действием пружинного механизма и воздушного потока вытяжной парашют отходит от ранца, вытягивая купол из ранца и стропы из сот на дне ранца.

После выхода строп из сот ранца происходит расчековка пучка строп, уложенного в три резиновые петли. Под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления колец системы рифления, двигающихся по стропам вниз к кольцам подвесной системы, купол наполняется и система начинает планирующий спуск в режиме максимальной скорости.

При задержке процесса разрифления парашютист воздействует на систему рифления втягиванием строп управления.

Схема работы запасного парашюта показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема работы запасного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

После раскрытия запасного парашюта возможно нерасхождение ворсовой «молнии» на внутренних предохранителях, образующих карман. Для расчековки кармана необходимо рукой раздернуть ворсовую «молнию».

Управление основным парашютом.

Парашютист управляет основным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на задней кромке купола, вторые выведены на задние свободные концы подвесной системы и заканчиваются звеньями управления для удобства их захвата руками.

Управление запасным парашютом.

Парашютист управляет запасным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на стропах 1Л и 1П, а вторые выведены на подвесную систему и заканчиваются кольцами управления.

Запасной парашют обеспечивает при снижении парашютиста горизонтальное перемещение вперед и развороты купола в любую сторону с помощью втягивания одной из строп управления.

Устройство и работа составных частей парашютной системы

Парашюты вытяжные

Парашюты вытяжные (два) площадью 0,6 м² каждый, предназначены: один для вытягивания купола основного парашюта из ранца, а другой - для вытягивания купола запасного парашюта из ранца и натяжения системы рифления парашюта в момент его наполнения.

Вытяжной парашют (рис. 3).

Рис. 3. Парашют вытяжной:

1 - накладка; 2 - основа купола; 3 - перо; 4 - конус; 5 - пружина; 6 - уздечка

Состоит из основы купола, конуса с перьями и пружины.

Основа купола шестигранной формы изготовлена из ткани арт. 56005крКП.

Для усиления основы купола на нее нашит каркас из ленты ЛТКР-13- 70, по нижней кромке нашита лента ЛТКП-15- 185.

Конус изготовлен из ткани арт. 56005крКП, перья - из ткани арт. 56267крП.

По бокам перья подогнуты и в подгибку пропущены стропы, концы которых пристрачиваются к основе купола. Стропы изготовлены из шнура ШКП-60 .

Коуш купола образован стропами, которые проходят внутри шнура ШТКП-15- 550, и служит для подсоединения к системе рифления.

Внутрь конуса парашюта вставлена пружина конической формы, которая вводит парашют в действие. Пружина сверху закрывается круглой накладкой из ткани арт. 56260крПЛ.

Парашют основной

Рис. 4. Купол основного парашюта:

1 - полотнище верхнее; 2 - нервюры; 3 - полотнище нижнее; 4 - стропы; 5 - свободные концы подвесной системы; 6 - звено управления; 7 - устройство рифления; 8 - стропы управления; 9 - стропы дополнительные; 10 - звено

Парашют основной (площадь 22 м²). Предназначен для управляемого снижения парашютиста (рис. 4).

Купол парашюта с двойной оболочкой имеет в плане форму прямоугольника, состоит из нижнего и верхнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами. Верхнее полотнище купола изготовлено из ткани арт. 52188, нижнее полотнище и боковые нервюры - из ткани арт. 56005крКП, остальные нервюры изготовлены из ткани арт. 56011АП.

На нервюрах, усиленных лентой ЛТКП-15-185, имеется 26 петель, к которым присоединяются стропы. Другие концы этих строп привязываются к свободным концам подвесной системы. Стропы изготовлены из шпура ШТсвм-3- 200.

К дополнительным стропам, расположенным на задней кромке парашюта, присоединены две стропы управления из шпура ШКПкр-190 . Каждая из двух строп управления монтируется на одном из задних свободных концов подвесной системы. Для удобства действий парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены звенья управления. На каждой стропе управления имеется метка, до которой укорачивают стропу при укладке.

На верхней оболочке купола имеется звено с петлей для подсоединения вытяжного парашюта. Для снижения динамических нагрузок в момент наполнения купола на стропах парашюта смонтировано устройство рифления.

У нижней кромки правой боковой нервюры между стропами 4П и 5П нанесена заводская маркировка.

Звено управления (рис. 5). Предназначено для удобства управления стропами, состоит из большой петли с кольцом. Звено изготовлено из ленты ЛТКкрП 40-700 .

Рис. 5. Звено управления:

1 - петля большая; 2 - петля малая с кольцом; 3 - застежка текстильная

Большая петля предназначена для захвата рукой, малая - для крепления строп управления. Для подсоединения звена управления к подвесной системе имеется текстильная застежка.

Устройство рифления предназначено для снижения динамических нагрузок при наполнении купола, состоит из полотнища с лентами, к которым прикреплены четыре кольца. В верхней части полотнища нашиты два кармана (рис. 6).

Рис. 6. Устройство рифления.

1 - полотнище; 2 - кольцо; 3 - карманы

Полотнище и карманы изготовлены из ткани арт. 56005крКП. Между кольцами на полотнище сделано прямоугольное отверстие, зашитое тканью арт.56011АП.

Запасной парашют

Рис. 7. Вид раскрытого купола запасного парашюта системы ПО-17:

1 - парашют вытяжной; 2 - купол; 3 - подвесная система; 4 - ранец; 5 - звено ручного раскрытия

Запасной парашют (рис. 7) предназначен для безопасного управляемого снижения и приземления парашютиста в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Площадь купола парашюта 27 м², в плане он имеет форму двух треугольников, соединенных вместе по одной из боковых сторон; каждый треугольник состоит из двух полотнищ и пяти клиньев прямого кроя (рис. 8).

Рис. 8. Устройство запасного парашюта системы ПО-17:

1 - полотнище; 2 - ленты усилительные; 3 - кольцо; 4 - стропы; 5 - лента подвесной системы; 6 - стропа управления; 7 - лента рифления; 8, 9 - карманы; 10 - ленты укладки; а - отверстия

Клинья полотнищ треугольника сострачиваются швом «взамок». Купол изготовлен из ткани арт. 56005крКП и усилен лентой ЛТКП-13- 70, нижняя кромка купола усилена лентой ЛТКП-15-185.

По шву соединения двух треугольников нашита лента ЛТКП-40- 150, на которой поставлены 5 люверсов с пришивной шайбой для крепления двойных строп купола 2, 3, 4, 5, 6.

Устройство рифления купола состоит из двух колец, скользящих по стропам купола и соединенных между собой одним концом ленты рифления. Второй конец ленты рифления проходит через люверс купола к вытяжному парашюту. Лента рифления изготовлена из ленты ЛТКП-26- 600.

По нижней кромке купола пришито по шесть строп (1П,2П, ЗП,4П, 5П, 6П и 1Л, 2Л, ЗЛ, 4Л, 5Л, 6Л). В месте соединения двух треугольников - по семь двойных строп (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), В месте пришивки первых строп имеются две стропы 1А, каждая из которых длиннее стропы 1 на 400 мм.

Для укладки строп 1А на усилительной ленте (с внутренней стороны купола на расстоянии 60 мм от нижней кромки) имеется карман из ленты ЛТКП-40-150 и петля из шнура с резиновой петлей. Стропы 1, 1А, 1П, 1Л, 2П, ЗЛ, ЗП изготовлены из шнура ШТсвм-4- 450, остальные стропы - из шнура ШТсвм-3-200; концы строп привязываются к пряжкам-полукольцам ленты подвесной системы.

Для улучшения наполнения купола на задней его кромке имеются четыре кармана.

Для облегчения укладки парашютной системы к стропам у нижней кромки пришиты опознавательные муфты, в месте сшивки полотнищ на усилительные ленты строп 6П, 6Л, 5П, 5Л, 4П, 4Л, ЗП, ЗЛ, 2П, 2Л нашиты ленты укладки.

На нижней кромке парашюта в месте сшивки треугольников слева от строп указаны их порядковые номера.

К стропам 1П и 1Л на расстоянии 650 мм от нижней кромки парашюта присоединены стропы управления из шнура ШТсвм-4-450. Каждая из них монтируется на одной из лент подвесной системы.

Для удобства работы парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены кольца управления с текстильной застежкой.

Текстильной застежкой кольца крепятся на лентах подвесной системы. На стропах 1 и 2 на расстоянии 120 мм от пряжек-полуколец каждой пары нашиваются ограничители из шнура ШТсвм-4-450, предназначенные для ограничения хода колец системы рифления.

На куполе у нижней кромки с правой стороны между стропами 1 и 1П нанесена заводская маркировка.

Подвесная система (рис. 9) является соединительным звеном между парашютами (основным и запасным) и парашютистом.

Рис. 9. Подвесная система:

1 - кольца; 2 - свободные концы основного парашюта; 3 - свободные концы запасного парашюта; 4 - кольцо большое; 5 - кольцо малое; 6 - конус с пластиной; 7 - карман для звена ручного раскрытия основного парашюта; 8, 16 - соты резиновые; 9 - лента с пряжкой с перемычкой; 10 - подтяг ранца; 11 - пряжка; 12 - пряжка с перемычкой; 13 - обхват ножной; 14 - предохранитель; 15 - карман для звена ручного раскрытия запасного парашюта; 17 - грудная перемычка; 18 - карман троса; 19, 22 - текстильные застежки; 20, 21 - шлевки; 23 - кольцо; 24 - кольцо управления; 25 - перемычка

Изготовлена из ленты ЛТКОкр-44- 1600 и состоит из следующих частей:

  • двух лямок (левой и правой);
  • двух пар свободных концов;
  • двух ножных обхватов;
  • двух колец управления;
  • предохранителей;
  • двух лент подтяга.

Левая и правая лямки с ножными обхватами и лентами подтяга являются силовыми элементами подвесной системы.

К правой лямке примонтирована лента грудной перемычки, к левой лямке - лента с пряжкой и перемычкой.

Каждая лямка в нижней части имеет пряжки, к которым подсоединяются ножные обхваты и ленты подтяга, а в верхней части образует ленты для подсоединения к ранцу и свободные концы с пряжками-полукольцами для монтажа строп запасного парашюта. На задних сторонах свободных концов имеются кольца, через которые проходят стропы управления запасного парашюта и расположена текстильная застежка для крепления двух колец управления парашютом.

Пряжки-полукольца соединены между собой перемычкой.

На левой лямке (на уровне груди) находится карман для звена ручного раскрытия основного парашюта, на правой - карман для звена ручного раскрытия запасного парашюта.

Оба кармана образованы (между лентами передней лямки) поперечной строчкой лент и скрепками.

Для исключения выпадания конусов колец звеньев ручного раскрытия в карманы вшиты соты.

В подвесной системе имеются две пары свободных, концов для подсоединения к ним основного купола. В верхней части свободных концов имеются четыре кольца для подсоединения строп купола и строп управлений основного парашюта. На задних свободных концах имеются текстильные застежки для фиксации звена управления основного парашюта.

В нижней части свободные концы заканчиваются пряжками, которыми они подсоединяются к правой и левой лямкам подвесной системы, и карманами, в которые укладываются концы троса звена отсоединения.

На каждой лямкё имеется конус с пластиной, большое и малое кольца, которые при подсоединении к пряжкам свободных концов основного парашюта и зачековки на трос звена отсоединения образуют кольцевые замковые устройства (КЗУ).

Ножные обхваты имеют пряжки с перемычкой, которые служат для их замыкания.

Ленты подтяга, подсоединенные к пряжкам левой и правой лямок, предназначены для подтягивания ранца к телу парашютиста.

На правой и левой лямках имеются шлевки для крепления шлангов парашютной системы.

Для правильного присоединения свободных концов к подвесной системе передний свободный конец отмечен буквой «Л». Длина свободных концов 550 мм.

На подвесной системе имеются предохранители под ножные обхваты, предназначенные для смягчения удара при наполнении купола парашюта.

Ранец.

Предназначен для укладки в него запасного, основного (в чехле), вытяжных парашютов, свободных концов подвесной системы, монтажа парашютного полуавтомата.

Рис. 10. Ранец системы ПО-17 (внешний вид):

1 - воротник; 2, 14 - шланги гибкие; 3 - клапан левый; 4 - клапан боковой; 5 - предохранитель; 6 - люверсы с пришивной шайбой; 7 - кармана прибора; 8 - основа ранца; 9 - нижний клапан основы ранца; 10 - клапан промежуточный; 11 - кольцо шнуровое; 12 - пряжка с перемычкой; 13 - клапан правый; 15 - ручка; 16 - дно накладное

Рис. 11. Ранец системы ПО-17 (внутренний вид):

1 - шлевка; 2 - предохранитель правый; 3 - предохранитель; 4 - клапан верхний; 5 - предохранитель нижний; 6 - петли резиновые; 7 - клапан средний; 8 - петля; 9 - клапан; 10 - сота; 11 - предохранитель левый; 12 - предохранитель верхний

Ранец (рис. 10 и 11) изготовлен из ткани арт. 56260крПЛ и состоит из двух отсеков.

В верхний отсек укладывается запасной парашют, в нижний - основной.

Верхний отсек имеет клапаны: левые, правые, боковые, верхний, средний клапан основы ранца.

Средний клапан служит нижним клапаном для верхнего отсека и верхним клапаном для нижнего отсека. По периметру верхнего отсека с внутренней стороны нашиты верхний и нижний предохранители, которые предотвращают сдувание запасного парашюта потоком воздуха.

Для удержания клапанов в закрытом положении на них имеется замыкающее устройство, состоящее из четырех люверсов с пришивной шайбой и двух петель, пропущенных через блочки и расположенных на среднем клапане.

Замыкающее устройство прикрывается предохранителем и застегивается текстильной застежкой.

К правому боковому клапану пришита шлевка для прохождения через нее гибкого шланга.

К основе ранца у верхнего клапана пришит воротник, на который монтируются гибкие шланги, левый и правый предохранители, перекрывающие карман звена ручного раскрытия основного парашюта, звено отсоединения; клапаны, отделяющие свободные концы запасного парашюта от свободных концов основного парашюта; шлевки для прохождения гибких шлангов.

На дне верхнего отсека имеются две пары резиновых петель для укладки в них строп запасного парашюта.

Нижний отсек образуют четыре клапана: два боковых, нижний (основы ранца) и средний.

На левом боковом клапане (с внешней стороны) имеется карман для прибора, клапан для прикрытия шланга прибора; шлевка, через которую пропущен гибкий шланг; пластина для крепления шланга парашютного полуавтомата; клапан, который закрывает замыкающее устройство. Клапаны застегиваются на текстильную застежку.

С внутренней стороны среднего клапана имеется клапан с резиновой сотой, с помощью которой зачековывается промежуточный клапан нижнего клапана основы ранца и тем самым основной парашют, уложенный в чехол, отделяется от вытяжного.

Для удержания клапанов нижнего отсека в закрытом положении на них имеется замыкающее устройство, состоящее из трех люверсов с пришивной шайбой и шнурового кольца.

На дно ранца с внешней стороны (для придания ему жесткости) нашиты ленты ЛТКПкр-40- 700, а по нижнему обрезу - лента ЛТКОкр-44-1600, которая заканчивается пряжками с перемычкой для подтяга ранца к телу парашютиста. Дно ранца закрывается накладным дном, под которым имеется прокладка из пенополиуретана.

К верхней части ранца пришиты плечевые обхваты из ленты ЛТКОкр-44-1600 (они соединяются с подвесной системой), ручка для переноски парашютной системы и карман для хранения ленты затяжки.

Шланг гибкий предназначен для придания нужной направленности тросу звена ручного раскрытия в момент выдергивания шпилек и для предохранения троса от случайного зацепления (рис. 12).

Рис. 12. Шланг гибкий:

1 - рукав гибкий; 2 - колпачок

Шланг изготовлен из металлического гибкого рукава. Концы шланга заправлены в колпачки.

Гибкий шланг основного парашюта прикреплен одним концом к левому клапану нижнего отсека ранца, другим - к подвесной системе.

Гибкий шланг запасного парашюта одним концом пропущен через шлевку правого бокового клапана ранца, другим прикреплен к подвесной системе.

Длина гибкого шланга для обоих парашютов одинаковая - 650 мм.

Звено ручного раскрытия основного парашюта

Звено ручного раскрытия основного парашюта (рис. 13) состоит из вытяжного кольца, троса, шпильки и ограничителя.

Рис. 13. Звено ручного раскрытия основного парашюта системы ПО-17:

1 - шпилька; 2 - трос; 3 - кольцо; 4 - ограничитель; 5 - скоба

На одном конце троса закреплена шпилька, на другом - ограничитель.

Шпилька звена ручного раскрытия предназначена для замыкания шнурового кольца, проходящего через люверсы клапанов.

Длина троса звена ручного раскрытия от ограничителя до конца шпильки 900 мм, длина шпильки - 38 мм.

Трос звена ручного раскрытия проходит внутри полого вытяжного кольца. Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм. К нему приварена скоба, которая вкладывается в карман, расположенный на левой лямке подвесной системы. Для удобства захватывания рукой кольцо по отношению к скобе согнуто под углом 135°.

Звено ручного раскрытия запасного парашюта

Звено ручного раскрытия запасного парашюта состоит из вытяжного кольца, троса и шпилек. На одном конце троса закреплен ограничитель, на другом - две шпильки (рис. 14).

Рис. 14. Звено ручного раскрытия, запасного парашюта системы ПО-17:

1 - кольцо; 2 - трос; 3 - шпильки; 4 - скоба; 5 - ограничитель

Шпильки длиной 32 мм расположены одна от другой на расстоянии 90 мм.

Длина троса звена ручного раскрытия от ограничителя до конца последней шпильки 842 мм.

Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм. К нему приварена скоба, которая вкладывается в карман, расположенный на правой лямке подвесной системы.

Чехол основного парашюта

Чехол основного парашюта (рис. 15) имеет клапан, люверсы с пришивной шайбой, карман, соты и петли.

Люверсы с пришивной шайбой на клапане и соты служат для замыкания в чехле уложенного купола, петли - для укладки строп. Через люверс (с пришивной шайбой) в верхней части чехла проходит звено к вытяжному парашюту.

Карман служит для удобства укладки

Рис. 15. Чехол основного парашюта системы ПО-17:

1 - клапан; 2 - люверс с пришивной шайбой; 3 - петля; 4 - сота; 5 - карман.

3вено отсоединения

Предназначено для отсоединения свободных концов основного парашюта при его отказе. Звено состоит (рис. 16) из основы звена и троса.

Рис. 16. Звено отсоединения основного купола системы ПО-17:

1 - основа звена; 2 - застежка текстильная; 3 - блочек; 4 - трос

Основа звена изготовлена из ткани арт. 56260крПЛ, вкладки - из ленты ЛТКОкр-44-1600 и прокладки - из пенополиуретана. Основа звена имеет форму «подушечки», удобную для захвата рукой. Через блочек, установленный на основе звена, пропущен трос, образующий петлю и два конца длиной 260 и 1060 мм для замыкания кольцевого замкового устройства на подвесной системе. Петля троса закреплена втулкой, а концы троса опаяны.

Звено удерживается на подвесной системе с помощью текстильной застежки между правой лямкой и предохранителем.

На основу звена отсоединения с лицевой стороны нанесен знак «Б», обозначающий принадлежность звена отсоединения парашютной системе ПО-17.

Звено вытяжное предназначено для включения парашютного полуавтомата (рис. 17), изготовлено из ленты ЛТКЛ-15- 900. Длина вытяжного звена 3000 мм.

На одном конце звена имеется карабин, на другом - петля для присоединения фала гибкой шпильки парашютного полуавтомата

Рис. 17. Звено вытяжное:

1 - лента; 2 - петля; 3 - муфта сигнальная; 4 - карабин

Изготовляется из шнура ШКП-200 в два сложения.

На концах фала имеются петли (рис. 18). Длина фала 130 мм.

Нить контровочная для парашютного полуавтомата ППК-У- 240АД из хлопчатобумажной пряжи 15,4 текс. Х6ХЗ.

Рис. 18. Фал гибкой шпильки

Шланг для обеспечения направленного движения троса звена отсоединения и для предохранения троса от случайного зацепления.

Изготовлен из металлической оболочки, концы которой опаяны, а торцы отшлифованы. Шланг прикреплен одним концом к правой лямке подвесной системы (пропущен через воротник), другим - к левой.

Длина шланга 750 мм.

Серьга для выдергивания шпильки звена ручного раскрытия ранца основного парашюта прибором ППК-У-240АД (рис. 19).

Изготовлена из металла Д16Т и крепится к петле прибора.

Рис. 19. Серьга.

Полуавтомат ППК-У-240АД. Длина шланга 240 мм, троса - 397 мм, петли - 19 мм, фала - 130 мм.

Сумка переносная прямоугольной формы из ткани арт. 56039ПЛ или ткани арт. 56260крПЛ.

Размеры сумки 260X590X600 мм.

Ранец: Размещается на спине, служит для
размещения основного и запасного парашютов. Прикреплён к подвесной системе.
Подвесная система: Надевается на парашютиста, состоит из плечевых обхватов, грудной перемычки и ножных обхватов.
Основной парашют: Располагается в нижней части ранца, присоединяется к подвесной системе с помощью четырёх свободных концов и кольцевого замкового устройства (КЗУ), находящегося на плечевых обхватах.
Парашют запасной (ПЗ): Располагается в верхней части ранца, присоединен к подвесной системе.
Вытяжной парашют (ВП): маленький вытяжной парашютик, предназначен для расчековки ранца и раскрытия парашюта. Находится в кармане, под ранцем или на ножном обхвате.
Втулка ВП или звено раскрытия ОП: Прикреплена к вершине ВП. Предназначена для ввода в действие вытяжного парашюта.
Кольцевое замковое устройство (КЗУ): система из трех колец, служит для крепления основного парашюта к подвесной системе.
Подушка отцепки основного парашюта: Красного цвета, располагается на подвесной системе справа, служит для открытия КЗУ и отцепки основного парашюта.
Кольцо запасного парашюта: Металлическое кольцо или подушка яркого цвета, располагается на подвесной системе слева. Предназначено для открытия ПЗ.
Система Транзит: Расположена на свободном конце основного парашюта. Соединяет свободный конец со шпилькой запасного парашюта. После отцепки КЗУ принудительно вводит в действие ПЗ, используя площадь основного парашюта.
Никогда не полагайтесь на транзит при отказе и отцепке основного парашюта! Всегда дёргайте кольцо ПЗ самостоятельно!
CYPRES: Прибор для автоматического ввода в действие ПЗ. Самостоятельно открывает ПЗ на высоте 225 м при скорости снижения свыше 13 м/с (для студенческих систем).
Клеванты строп управления: Расположены на задних свободных концах на основном и на запасном парашютах.
Высотомер: Надевается на запястье как часы или закрепляется на грудной перемычке. Служит для определения высоты.

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Радио: Используется для связи инструктора со студентом для помощи при управлении парашютом.
Никогда не надейтесь на радио. Будьте всегда готовы принимать самостоятельные решения!
Указатель направления ветра (колдун): Он же конус. Указатель направления ветра (тонким концом показывает, куда дует ветер). Указатель направления ветра (колдун) установлен на площадке приземления.
Стрелка: Большая надувная стрелка яркого цвета в районе площадки приземления. Указывает направление приземления. Следует помнить, что указатель направления ветра (колдун) и стрелка направлены в противоположные стороны. Приземляться нужно по стрелке и навстречу указатель направления ветра (колдуну).
Комбинезон: спецодежда парашютиста. К рукавам и штанинам пришиты специальные захваты, для удобства работы группы парашютистов в воздухе.
Дополнительный груз: Он же балласт или просто "жилетка". Представляет собой жилетку с зашитыми внутрь грузами, как правило, свинцовой дробью. Служит для утяжеления легких парашютистов, что необходимо для обеспечения одинаковой скорости падения группы.
Шлем: Жесткийпластиковый шлем, оберегает голову студента от нежелательных ударов.
Очки: Пластиковые мягкие очки. Служат для защиты глаз от плотного потока воздуха.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТКРЫТИЯ ОСНОВНОГО ПАРАШЮТА

− Парашютист вытаскивает правой рукой и выбрасывает в поток «вытяжной парашют».
− «Вытяжной парашют» подхватывается потоком и расчековывает ранец.
− Клапаны ранца раскрываются, вытяжной парашют вытягивает из контейнера камеру основного парашюта, стропы выходят из резиновых сот, камера расчековывается, основной парашют выходит из камеры и начинает наполняться.
− Поток воздуха попадает в слайдер, слайдер удерживает купол от резкого раскрытия и постепенно сползает вниз по стропам
− После полного раскрытия парашютист расчековывает стропы управления, осматривает парашют по схеме (НАПОЛНЕН, УСТОЙЧИВ, УПРАВЛЯЕМ) и начинает управляемое снижение.

КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ПАРАШЮТА ТИПА "КРЫЛО"

Парашют типа "крыло" представляет собой сшитые вместе два полотнища, разделенные вертикальными перегородками, нервюрами, на сопла. Пара сопел образует секцию. Купола бывают 7-ми, 9-ти и 11-ти секционные. Студенческие и большинство спортивных парашютов девятисекционные. 7-ми и 11-ти секционные купола имеют специальное назначение, их мы здесь рассматривать не будем.
Каждая нервюра пришита к верхней и нижней оболочкам. Часть нервюр усилены и несут нагрузку. При наполнении воздухом сопла образуют полужесткое крыло с верхней и нижней поверхностями и аэродинамическим профилем. Стропы и нервюры сохраняют профиль купола в процессе полета парашюта. Крайнее правое и левое сопло имеют стабилизаторы, "уши".
Купол имеет четыре ряда строп и стропы управления, прикреплённые к задней кромке (к хвосту). Все стропы разделены на четыре группы, каждая группа строп продета в одно из колец слайдера. Группы строп крепятся к свободным концам подвесной системы, которых также четыре.


Слайдер представляет собой прямоугольник из ткани с четырьмя кольцами по углам. Он служит для упорядочивания и торможения раскрытия. При раскрытии поток воздуха прижимает слайдер к нижней оболочке купола, в то же время воздух, попадая в сопла, начинает наполнение парашюта. Далее по мере наполнения купола поток воздуха ослабевает и слайдер сползает по стропам вниз. Таким образом, обеспечивается наиболее мягкое раскрытие без рывков и чрезмерных перегрузок.
На концах строп управления находятся петли, клеванты. При укладке купола клеванты зачековывают на задних свободных концах. Там же они находятся после раскрытия парашюта. После расчековки строп управления, нельзя выпускать клеванты из рук.
Парашют типа крыло, полностью оправдывая свое название, работает по тем же принципам, что и крылья самолета, т.е. использует набегающий поток воздуха для создания подъемной силы. Соответственно, подчиняется тем же законам аэродинамики, что и обычные крылья.

Как же работает крыло, откуда берется подъемная сила?
Профиль крыла образован двумя поверхностями: верхней и нижней. Верхняя поверхность более выгнута, нижняя – менее. При движении, крыло разрезает воздух, и поток, огибающий крыло сверху, проходит более длинный путь, чем нижний. Поэтому воздух, находящийся над крылом, становится более разрежённым, а воздух под крылом остается той же плотности. Возникает разница давлений, которая и толкает крыло вверх. Чем быстрее крыло двигается вперед, тем сильнее становится поток, увеличивается разница давлений и, соответственно, возрастает подъемная сила.
В зависимости от того, как, под каким углом и с какой скоростью воздушный поток обтекает поверхность крыла, различают множество режимов работы крыла: планирование, парашютирование, свал и другие.


Рис.4. Устройство парашюта типа крыло О режимах работы парашюта речь пойдет ниже, а сейчас стоит запомнить главное отличие купола типа крыло от обычного, круглого парашюта. Это значительная горизонтальная скорость. Если круглый парашют работает, грубо говоря, как парус и просто замедляет падение, то парашют типа крыло способен преодолевать довольно большие расстояния и дает широкую свободу маневра.
Горизонтальной и вертикальной скоростью парашюта типа крыло можно управлять, натягивая или отпуская стропы управления. Чем сильнее натянуты стропы управления, тем медленнее парашют летит вперед. Вертикальная и горизонтальная скорости крыла обратно пропорциональны. Иными словами, чем медленнее крыло летит вперед, тем быстрее оно летит вниз и наоборот. Это основной принцип, который следует запомнить в первую очередь. Разумеется, все несколько сложнее, и в седьмом разделе книги мы еще раз затронем эту тему.
Если натягивать только одну стропу управления, то парашют будет разворачиваться в соответствующую сторону. Чем сильнее натянута стропа, тем быстрее происходит разворот. Быстрый разворот означает также потерю горизонтальной скорости и, соответственно, потерю высоты. Не стоит энергично разворачивать купол низко над землей.
Горизонтальная скорость всегда измеряется относительно воздуха, из-за того, что ветер изменяет горизонтальную скорость парашюта относительно земли. Чтобы лучше понять это, можно сравнить парашют с лодкой, плывущей в реке с сильным течением. Если плыть против течения, то скорость лодки относительно берега будет медленной, если плыть по течению, то быстрой. Также и парашют, летящий против ветра, будет двигаться относительно земли медленнее, чем парашют, летящий по ветру, хотя относительно воздуха их скорость будет одинакова.
Чтобы внести ясность, о какой горизонтальной скорости идет речь, различают воздушную скорость и путевую.
Воздушная - это скорость относительно воздуха, путевая - относительно земли.
Свободно летящий купол студенческого парашюта развивает воздушную скорость 8-9,5 метров в секунду и скорость снижения около 2,5 метра в секунду. Таким образом, даже при полностью отпущенных стропах управления, если приземляться против ветра, скорость будет безопасной. При полностью натянутых стропах управления купол практически не летит вперед, и падает со скоростью 7 метров в секунду.

СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР

Страхующий прибор (AAD Automatic Activation Device) - это устройство, единственной задачей которого является спасение жизни парашютиста. Приборы бывают разной конструкции и отличаются алгоритмом работы, но основной принцип у всех одинаков: принудительное открытие запасного парашюта на заданной высоте.
Наиболее известны приборы CYPRES, ASTRA, VIGIL. Однако наиболее распространенным на сегодняшний день является CYPRES. Именно CYPRES используется в студенческих системах в нашем клубе, поэтому именно о нем и пойдет речь далее.

СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР CYPRES ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

"CYPRES" ("Сайпрес"), название прибора является аббревиатурой слов "Кибернетическая Система Раскрытия Парашюта" (Cybernetic Parachute Release System). Несмотря на кажущуюся простоту, прибор является сложным и полностью автономным электронным устройством. Существуют три версии прибора, "Студент", "Эксперт" и "Тандем", как нетрудно догадаться, для студентов, опытных парашютистов и тандемов соответственно. Они различаются только программой, алгоритмом работы и цветом кнопки включения: желтый, красный и синий соответственно.
Обращаться с CYPRES очень просто - достаточно включить его один раз утром, прибор настроится и будет в течение всего дня работать самостоятельно.
При включении прибор протестирует сам себя, измерит атмосферное давление и перейдет в режим нормальной работы. После этого о нем, в принципе, можно и забыть, хотя, разумеется, проверять его состояние визуально перед каждым прыжком не будет лишним, а для студентов такая проверка обязательна.
Только превышение скорости 13 м/с (25 м/с для версии
"Эксперт") на высоте ниже 225 метров приведет к тому, что CYPRES вступит в работу. В этой ситуации CYPRES раскроет запасной парашют приблизительно за 4,5 секунды до падения на землю.

КОМПОНЕНТЫ ПРИБОРА

«CYPRES» состоит из самостоятельно тестирующегося микропроцессорного прибора, контрольной панели, при помощи которой производится управление, и пиропатрона.

ПРИНЦИП РАБОТЫ CYPRES

При включении прибор проходит процедуру самотестирования и измеряет атмосферное давление. Пока CYPRES включен, он постоянно следит за изменениями давления и, если это необходимо, автоматически вводит поправки в соответствии с изменением погоды. Очень тонкая регулировка помогает определению точной высоты работы прибора и активации пиропатрона в случае наступления соответствующих условий.
Прибор содержит специально запрограммированный микропроцессор, который способен в режиме реального времени вычислять высоту и скорость снижения парашютиста на основании изменения атмосферного давления. Постоянно отслеживая эти данные, процессор формирует определенные значения, на основании которых автоматика принимает решения. Если определено, что парашютист находится в опасной ситуации (быстро снижается на малой высоте), то прибор подаст импульс в пиропатрон.
Пиропатрон является полностью независимым от конструкции ранца, так как он не выдергивает шпильку запасного парашюта, а просто перерезает петлю зачековки отсека внутри ранца ПЗ с помощью резака, который приводится в действие пороховым зарядом.
Система открытия CYPRES имеет следующие преимущества:

  • Ранец ПЗ может быть открыт двумя различными способами. Один способ используется парашютистом - выдергивание кольца ПЗ, второй способ - когда CYPRES перерезает петлю зачековки ПЗ.
  • Единственными механическими частями в приборе является болт-резак в пиропатроне и кнопка управления. Все остальные части прибора являются электронными.
  • Весь прибор находится внутри ранца ПЗ, что практически устраняет возможность механических повреждений и загрязнений.

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ

CYPRES работает от батареи, которая рассчитана на его работу в течение 2-х лет. После включения прибора, он производит самостоятельное тестирование, во время которого показывает цифры с 9999, быстро уменьшающиеся до 0. Этот отсчет прерывается примерно на три секунды в диапазоне от 6900 до 5700. Это и есть напряжение батареи. Например, если остановка произошла на 6300, то это значит, что действительное напряжение батареи равно 6,3 вольта.
Если батарея неисправна или ее напряжение ниже необходимого, CYPRES определит это самостоятельно. Тогда, в конце проверки CYPRES остановится, покажет на дисплее код ошибки 8999 или 8998 и не перейдет в рабочий режим. Это показывает, что данная батарея не пригодна для дальнейшего использования.

CYPRES "СТУДЕНТ"

У версии CYPRES "Студент" кнопка включения контрольной панели желтого цвета с надписью "Student". Его пиропатрон срабатывает в случае, если скорость снижения превысит 13 м/с. Высота срабатывания различная. В случае скорости снижения равной скорости свободного падения, высота срабатывания приблизительно 225 м. Однако, если скорость снижения меньше скорости свободного падения, но все еще больше 13 м/с (такое может произойти при частично открытом куполе), тогда CYPRES "Студент" включит пиропатрон, когда высота снизится до 305 м. над уровнем земли. В этом случае у студента будет немного больше времени, чтобы приготовиться к приземлению.
Если вы не прыгнули и снижаетесь в летательном аппарате, обязательно выключите CYPRES "Студент"! Берегите труд укладчиков.
Помните, что можно превысить скорость 13 м/с. и под полностью наполненным куполом. Не стоит закладывать резкие виражи на высоте ниже 300 метров.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ CYPRES


Кнопка на контрольной панели должна нажиматься только пальцем. Во избежание повреждений кнопки, не используйте, пожалуйста, для нажатий острые предметы. Нажатие должно быть коротким и производиться в центр кнопки (похожее на "клик").
Кнопка контрольной панели является для пользователя единственным способом управления прибором. Используя ее можно выполнять следующие четыре операции:
− Включение
− Выключение
− Увеличение высоты коррекции
− Уменьшение высоты коррекции

ВКЛЮЧЕНИЕ CYPRES

CYPRES, включается короткими нажатиями на кнопку четыре раза. Первым нажатием кнопки начинается процедура включения. Примерно через секунду загорится красная лампочка. Как только это произойдет, нужно немедленно нажать кнопку еще раз. Эту последовательность - немедленное нажатие кнопки после того, как загорелась красная лампочка - придется повторить еще два раза. После четвертого, общего по счету, нажатия Сайпрес переходит в рабочий режим.


Если Вы не нажали кнопку сразу после того, как загорелась красная лампочка или сделали это слишком рано, CYPRES будет игнорировать дальнейшие попытки включения. Придется дождаться, когда он выключится и попробовать снова - это очень легко, если удалось сделать хотя бы один раз.
Такая процедура включения путем четырех нажатий была разработана для того, чтобы предотвратить случайное включение.
После того как выполнена процедура включения, CYPRES переходит в режим самостоятельного тестирования. Сначала на дисплее появляется число 9999, которое затем начинает быстро уменьшаться до 0. Общее время тестирования занимает около 29 секунд и будет прервано три раза. Первая 3х секундная пауза будет сделана в интервале между числами 6900 и 5700. Число, которое будет на дисплее во время этой паузы, показывает напряжение батареи (например, 6300 значит, что напряжение составляет 6,3 вольта). Вторая и третья паузы произойдут на числах 5000 и 100. Эти остановки выполняются исключительно по техническим причинам и для пользователя ничего не значат.
Во время самостоятельного тестирования CYPRES несколько раз замеряет атмосферное давление. Если прибор обнаружит, что результаты измерений сильно отличаются друг от друга, он решит, что возникла какая-то проблема и не перейдет в рабочий режим. В этом случае самостоятельное тестирование прерывается, и на дисплее появляется число 100.
При возникновении любых функциональных неисправностей CYPRES также прерывает самостоятельное тестирование и в течение 2-х секунд показывает на дисплее номер, являющийся кодом ошибки, после чего выключается.
После того, как самостоятельное тестирование завершено, или после того, как прибор был выключен вручную, он будет игнорировать любые попытки его включения или выключения в течение 1 секунды.
После того, как CYPRES включен, он находится в рабочем состоянии в течение 14 часов. По истечении этого времени он самостоятельно выключается. Кроме того, Вы можете выключить его сами в любое время.
Процедура выключения полностью идентична процедуре включения, производится четырьмя нажатиями кнопки, для предотвращения случайного выключения.

Альтиметр — см. высотомер парашютный .

Анероид — герметично запаянная емкость, предназначенная для определения атмосферного давления путем сравнения его с давлением газа внутри емкости.

Аэродром — (от греч. aer — воздух и dromos — бег, место для бега) Земельный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлет, посадку, размещение и обслуживание самолетов, вертолетов и планеров. Не путать с аэропортом.

База — 1. формация из одного или нескольких парашютистов (возможно с открытыми парашютами), решивших никуда не перемещаться и ждать остальных. 2. Положение в пространстве, с которого парашютист должен начать атаку цели при работе на точность.

Бобышка — элемент в виде мячика, подушки или короткой трубки. Закрепляется на мягкой медузе, дроге и т. п. для удобства в качестве захвата.

Веревка — сленг. 1. прыжок на . 2. Вытяжной фал , стягивающий чехол с парашюта.

Вертолет Ми-8 — разновидность ЛА. Не путать с самотлетом Ан-2 .

Вертушка — сленг. Вертолет Ми-8 .

Вингсьют — специальный костюм, улучшающий качество планирования парашютиста, еще не раскрывшего парашют.

Выпускающий — лицо, ответственное за строгое выполнение установленного порядка при исполнении покидания ЛА парашютистами (в т. ч. пристрелкой). Общается с окружающими, как правило, общедоступными знаками и жестами. Поглядывает на парашютистов сверху.

Высота отделения — показания высотомера парашютного в момент отделения .

Высотомер парашютный — прибор, предназначенный для измерения парашютистом высоты во время свободного падения и при спуске под парашютом.

Вытяжное кольцо — кольцо, вытягиваемое (отсюда название) парашютистом из подвесной системы с целью раскрытия парашюта.

Вытяжной парашют — см. парашют вытяжной .

Вязанка — запутывание двух и более парашютов при работе на купольную акробатику , а также сбивание в кучу формации групповых акробатов.

Газырь — текстильный карман с резинкой. Предназначен для укладки в него пучка строп .

Грудная перемычка — часть подвесной системы , предназначенная для удержания парашютиста в подвесной системе.

Групповая акробатика — направление парашютного спорта. Заключается в скоростном построении (перестроении) фигур группой парашютистов в свободном падении .

Давить подушку — (разг.) кратковременно гасить скорость парашюта типа крыло путем вытягивания строп управления и изменения тем самым траектории его полета. Эффект возможен только за счет запаса скорости парашюта типа крыло .

Дрог — небольшой парашют, используется при тандем -прыжке для стабилизации падения. Выполняет также функции вытяжного парашюта .

Дуб — ласк. сленг. название среди спортсменов парашюта Д-1-5У (см. также тормозной парашют ).

Дуга — вид отказа . Обычно является следствием зацепления вытяжного парашюта или строп за какую-либо деталь матчасти или конечность парашютиста.

Зависание за летательным аппаратом — вид особого случая , при котором парашютист, попытавшийся отделиться от самолета или вертолета, зацепляется несработавшей штатным образом парашютной системой за него и летит, таким образом, привязанный снаружи.

Зависание на стреньге или медузе — разновидность отказа парашютной системы, когда по какой-то причине вытяжной парашют не смог открыть контейнер основного парашюта.

Задержка — время свободного падения в секундах, начиная с момента отделения и заканчивая раскрытием одного из парашютов (или попыткой).

Закрутка — явление закручивания пучка строп парашюта после его раскрытия, в результате которого парашют может не работать должным образом.

Запаска — парашют, предназначенный для эксплуатации в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Затенение — 1. зона турбулентного потока позади быстро движущегося тела. 2. Ситуация, когда вытяжной парашют попадает в турбулентную зону и не может ее самостоятельно покинуть.

Затяжка — капроновая тесьма с заостренными краями, применяемая для зачековки клапанов ранца .

Захват — 1. намеренное удержание спортсменом-парашютистом ногой или рукой купола или части тела другого спортсмена-парашютиста при выполнении групповой или купольной акробатики . 2. Приспособление на объекте, за которое можно схватиться и держаться руками или ногами.

Зацеп — непреднамеренная и нежелательная фиксация снаряжения парашютистов.

Зачековывать — фиксировать что-либо специальным приспособлением. Например, фиксировать стянутые клапана ранца с помощью шпильки (либо металлического троса), вставляемой в металлический конус (либо мягкую петлю) поверх надетого на него люверса.

Зона ожидания — область пространства, в которой парашютист под куполом должен находиться до осуществления захода на посадку.

Инструктор — должность в штатном расписании аэроклуба.

Камера — мешковидный рукавообразный текстильный объект. Предназначен для укладки в него купола и части строп . На некоторых парашютах может отсутствовать. В камере имеется два отверстия: большое — для укладки через него купола внутрь, и маленькое с противоположной стороны, в которое продевается стреньга (здесь же она может крепиться к камере).

Карабин — металлическое изделие, предназначенное для разъемного соединения двух объектов между собой. В парашютном спорте — то, что находится на одном из концов фала , которым он пристегивается к тросу в ЛА. Все остальное называется «карабинчики».

Клапан — деталь ранца парашюта. Используется для фиксации парашюта в уложенном виде и придания ранцу определенной формы.

Классика — направление парашютного спорта. Включает в себя индивидуальную акробатику и работу на точность приземления .

Клевант — пластиковый или эбонитовый цилиндр со скругленными концами и поперечным сквозным отверстием в середине. Красного цвета. Закреплен на концах строп управления для их фиксации в верхнем положении и удобства управления. В настоящее время вместо клевантов широкое распространение получили мягкие петли. Не путать с бобышкой .

Клеванта — см. клевант (самка).

Колдун — сленг. конус ветровой .

Комплекс — определенный набор фигур, необходимых для построения в той или иной дисциплине.

Контровка — фиксация взаимного положения контрольных точек взаимодействующих деталей парашюта с помощью специальных нитей (шнуров) определенной прочности.

Конус ветровой — устройство в виде матерчатого сужающегося рукава яркой расцветки, шарнирно установленного на шесте. Служит для определения силы и направления ветра у земли (син. ветроуказатель, колдун).

Конус возможностей купола — область в пространстве, находясь в которой парашютист имеет возможность прийти в цель. Параметры ~ зависят от направления и силы ветра, качества парашюта.

Красная стропа стропа , с которой начинается налистывание парашюта. Не путать с красной строкой.

Кроки — план аэродрома с указанием характерных ориентиров.

Крыло — разновидность парашютов. Купол такого парашюта состоит из двух оболочек и нервюр, имеет профиль и аэродинамические свойства крыла, как у самолета.

Крючок укладочный — вспомогательное приспособление для укладки в виде большого металлического крючка с пластиковой ручкой.

Купол — (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка) — деталь парашюта полусферической формы или в форме крыла. Именно она замедляет его снижение (круглый купол) или же обеспечивает его планирование (парашют типа крыло ). Выполнена из ткани и силовых лент. Крепится к подвесной системе стропами , к камере и вытяжному парашюту стреньгой .

Купольная акробатика — направление парашютного спорта. Построение фигур группой парашютистов под раскрытыми куполами .

Купольное пилотирование — направление парашютного спорта. Полет вдоль поверхности на высокой скорости, получаемой специальной методикой разгона купола. CP бывает на скорость, точность и дальность.

Летательный аппарат — средство для доставки парашютистов на высоту.

Летчик — лицо, управляющее движениями (в т. ч. кренами) летательного аппарата . Общается знаками с выпускающим . Покидает летательный аппарат крайним, как правило на высоте приземления.

Матчасть — материальная часть, совокупность техники, оборудования, инструментов, применяемая при парашютных прыжках.

Медуза — сленг. вытяжной парашют .

Медуза жесткая медуза с пружинным каркасом. Применяется на запасных парашютах или основных парашютах, вводимых в действие с помощью вытяжного кольца или релиза.

Медуза мягкая — система из текстиля без каркаса и пружины. Выполняет функцию вытяжного парашюта . Прикрепляется к вершине основного парашюта при помощи стреньги . Существует коллапсируемая разновидность.

Медуза мягкая коллапсируемая вытяжной парашют , после выполнения своей функции стягивающийся по оси для уменьшения сопротивления. Применяется на скоростных куполах .

Мешок — сленг. купол .

Мясо — специально подготовленный спортсмен-парашютист (реже — перворазник ) средних размеров, прыгающий с нейтральным куполом и предназначенный для уточнения точки выброски . Покидает ЛА после пристрелки .

Наземная подготовка — тренировка физических способностей и навыков парашютиста на земле, изучение им теоретических вопросов и составление плана прыжка .

Наполнение парашюта — наполнение купола парашюта потоком воздуха и принятие им нормальной для парашютирования формы.

Нейтральный купол купол , не имеющий собственной горизонтальной скорости.

Несход чехла / невыход купола из камеры — отказ, при котором чехол по какой-либо причине не сходит с купола и не дает ему наполниться.

Ножные обхваты — очень важная часть подвесной системы . Регулировка длины ножных обхватов, а также их положение на теле парашютиста к моменту отделения требует особого внимания.

Обрыв строп — неисправность парашюта, требующая ремонта или списания.

Обрывная стропа — специальное приспособление, применяемое для упорядочивания процесса раскрытия при принудительном стягивании чехла (см. раскрытие принудительное ).

Особые случаи — название самого занятного раздела скучного инструктажа.

Отделение — покидание летательного аппарата в соответствии с указаниями выпускающего .

Отделение на мотор — правильное отделение от ЛА лицом на мотор, т. е. вперед.

Отказ особый случай , при котором парашютная система не работает должным образом.

Отказ полный отказ , при котором купол парашюта находится в чехле или камере .

Отказ частичный отказ , при котором купол парашюта полностью или частично вышел из чехла или камеры и уменьшает скорость снижения парашютиста.

Открываться — раскрывать основной парашют произвольно.

Отмашка — характерный взмах руками, означающий окончание работы либо предупреждающий окружающих о предстоящем раскрытии парашюта парашютистом, выполняющим отмашку.

Отцепка — 1. отсоединение подвесной системы с парашютистом от свободных концов основного парашюта. 2. Не всегда необходимое, но более чем достаточное условие для применения запаски .

Паникер — человек с ТЗК на КДП, сообщающий РП на СКП о ЧП. Также в формации тот, кто следит за высотой за всех.

Парашют — (франц. parachute, от греч. para — против и франц. chute — падение) устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолета и др. Состоит из купола , строп и укладочного контейнера (ранца ).

Парашют вытяжной — небольшой парашют, предназначенный для вытягивания (отсюда название) парашюта с чехлом (если есть), расчековки и выхода из резиновых сот (газырей ) строп и стягивания чехла. Обеспечивает раскрытие парашюта. Син. медуза .

Парашют стабилизирующий — небольшого размера парашют, предназначенный для предотвращения БП объекта (обычно начинающего парашютиста ). Раскрывается сразу после отделения . Фиксирует начинающего парашютиста в вертикальном положении и замедляет его вращение, то есть стабилизирует (отсюда название). Выполняет также функцию парашюта вытяжного . Не путать с парашютом вытяжным .

Парашютирование — процесс снижения парашютиста с момента полного раскрытия основного (запасного) купола до момента приземления .

Парашютист — живое существо, прыгающее с парашютом.

Парашютный полуавтомат — см. страхующий прибор .

Парашютный спорт — вид авиационного спорта, прыжки с парашютом на точность приземления , затяжные , с выполнением комплекса акробатических фигур, комбинированные и др. В парашютной комиссии, основанной в 1950 при ФАИ, около 60 стран (1982), СССР — с 1950; чемпионы мира — с 1951.

Перворазник — человек, совершающий (или планирующий совершить) первый в своей жизни прыжок с парашютом.

Перекаты — 1. устройства на свободных концах парашюта Д-6, позволяющие ему перестать быть нейтральным . 2. Действия, выполняемые парашютистом, приземляющимся с увеличенной горизонтальной скоростью. Он принимает при этом скругленную форму и катится по земле, радостно повизгивая и пытаясь остановиться.

Переносная сумка — приспособление для удобного перемещения в направлении укладочной использованного парашюта. Изготовлена, как правило, из авизента.

Переукладка — роспуск парашюта и повторная укладка . Связана с завершением срока переукладки или с выявлением ошибок, допущенных при укладке .

Перехлест отказ парашюта, связанный чаще всего с плохим качеством налистывания купола . Одна или несколько строп (или стреньг ) захватывают часть купола и мешают его нормальной работе.

План прыжка — алгоритм действий парашютиста во время отделения , свободного падения , парашютирования , приземления . Детализирован в нужных местах в зависимости от подготовки парашютиста и того, каким видом парашютного спорт а он занимается. Составляется на земле после анализа погодных условий и обстоятельств прыжка (тип ЛА, высота отделения , с кем, кто еще может быт в воздухе и пр.)

Планирование — 1. составление плана прыжка . Часть наземной подготовки . 2. Поступательное движение объекта вниз и вперед, вызванное отклонением части набегающего потока наклонной поверхностью объекта.

Погода — условие наличия (отсутствия) хорошего настроения.

Подвесная система — изделие из силовых лент и пряжек, соединенных особым образом. Предназначена для надежного удержания в себе парашютиста .

Приземление — окончание процесса парашютирования (или свободного падения ) путем столкновения с поверхностью планеты либо твердых объектов на ней расположенных (искл.: приземление на воду. См. особые случаи ).

Принудительная расчековка ранца фал отделения расчековывает ранец основного парашюта, освобождая пружинный вытяжной парашют . Далее процесс раскрытия протекает как при ручном раскрытии парашюта.

Принудительное раскрытие — см. принудительное стягивание чехла .

Принудительное стягивание чехла — способ раскрытия парашюта, при котором фал , пристегнутый за трос в ЛА, после отделения сначала расчековывает ранец , затем вытягивает оттуда чехол (камеру ) с куполом и стропами , затем стропы выходят из сот , вытягиваются на всю длину, фал стягивает чехол (камеру ) с купола , купол наполняется свежим воздухом и процесс раскрытия завершается.

Пристрелка — специально подготовленный, абсолютно хладнокровный парашютист-профессионал малых размеров, единственной обязанностью которого является оказание помощи выпускающему в определении точки выброски . Прыгает всегда первым. Отделяется с руки. Требует помощи в возврате с площадки приземления, так как лишен возможности самостоятельно передвигаться по твердой поверхности. См. также мясо .

Прогрессирующая закрутка — вид отказа . Закрутка , сопровождающаяся вращением системы купол-парашютист и дальнейшим закручиванием строп парашюта типа крыло . Требует отцепки .

Прыжок затяжной — прыжок с задержкой раскрытия ранца парашюта. Сопровождается свободным падением .

Разбежка — удаление спортсменов-парашютистов на безопасное расстояние после занятия групповой акробатикой для обеспечения безопасного раскрытия парашютов.

Рамка укладочная — П-образный предмет из прутка 8 мм, предназначенный для придания жесткости чехлу парашюта на время укладки строп в резиновые соты .

Ранец — тканевая емкость, предназначенная для укладки в нее основного, запасного и вытяжного парашюта , свободных концов подвесной системы , монтажа страхующего прибора . Является единственной частью парашюта, не несущей нагрузки.

Раскрытие по прибору — расчековка ранца и наполнение парашюта в результате срабатывания страхующего прибора .

Раскрытие принудительное — раскрытие парашюта путем применения специальных приспособлений, действие которых не зависит от воли, желаний и эмоционального состояния парашютиста.

Раскрытие ручное — раскрытие парашюта путем ввода в действие вытяжного парашюта непосредственно руками или при помощи вытяжного кольца .

Расчет прыжка — расчет точки выброски и базовой точки при планировании (или парашютировании) под куполом, проводимый для приземления парашютиста или пристрелки в нужном месте.

Риггер — мастер, обслуживающий парашютные системы.

Рыжая — сленг. чекующий шнур. Жесткая стропа , применяемая для предотвращения раскрытия запасного парашюта страхующим прибором в случае нормальной работы основного парашюта.

Сайпрес — электронно-пиротехнический страхующий прибор на батарейках. Раскрывает запасной парашют при помощи петарды. Син. кипрус, сникерс.

Сальто — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в вертикальной плоскости.

Самолет Ан-2 — разновидность летательного аппарата . Не путать с вертолетом Ми-8 .

Свободное падение — особое эмоциональное состояние парашютиста .

Свободный конец — элемент подвесной системы в виде короткой капроновой ленты, соединяющей стропы с подвесной системой. К ~ могут крепиться различные приспособления для управления куполом . Не путать!

Свуп — см. Купольное пилотирование

Силовая лента — высокопрочная капроновая лента (некоторые утверждают, что она изготовлена из нервущейся ткани). Используется для усиления конструкции купола , ранца и пр.

Скайбол (от англ. sky — «небо» и ball — «мяч») — мячик для занятия фрифлаем . Для предотвращения вращения к скайболу приделывают стабилизирующую ленту. Скайбол можно использовать в качестве «базы» и для игры в сифака в небе.

Скайсерф (от англ. sky — «небо» и surf — «прибой») — доска для скайсерфинга .

Скайсерфинг — дисциплина парашютного спорта , в которой спортсмен-парашютист выполняет акробатические фигуры, будучи приделанным обеими ногами к скайсерфу . В настоящее время не практикуется.

Скоростной купол — купол, имеющий в наполненном состоянии повышенную вертикальную (более 6 м/с) или горизонтальную (более 10 м/с) скорость.

Слайдер устройство рифления на парашютах типа крыло в виде прямоугольника с кольцами по углам.

Сота — резиновая петля, пришитая к текстильному корпусу, предназначенная для укладки в нее пучка строп . См. также газырь .

Спираль — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в горизонтальной плоскости.

Спортсмен-парашютист парашютист , выполнляющий прыжки по спортивной программе, ставящий своей целью достижение высоких спортивных результатов, участие в региональных и мировых соревнованиях, установление рекордов.

Способ раскрытия парашюта — совокупность действий, предпринятых парашютистом и окружающими его объектами для введения парашюта в действие. Т. о. существует бесконечное число способов раскрытия, и порой даже сидя в ЛА, парашютист еще не знает, каким именно способом это произойдет, а если и знает, то может ошибаться. Несмотря на многочисленность, ~ делят на основные группы: принудительное стягивание чехла , принудительная расчековка ранца , раскрытие ручное . Можно добавить сюда еще одну большую группу (неофициальную) — раскрытие по прибору .

Срок переукладки — период времени, в течение которого парашют может находиться в уложенном состоянии. После истечения этого времени парашют считается не годным для прыжков и требует переукладки .

Стабилизация — состояние начинающего парашютиста в падении с раскрытым стабилизирующим парашютом.

Створ — вертикальная плоскость в пространстве, проходящая через цель и параллельная направлению ветра.

Створная полоса — проекция КВК на поверхность площадки приземления.

Страхующий прибор — полуавтоматический прибор, предназначенный для раскрытия ранца парашюта или введения в действие других устройств через заданный промежуток времени или на заданной высоте.

Стренга — высокопрочная веревка, связывающая вытяжной парашют с куполом и камерой (если есть).

Стропа — веревка, соединяющая купол парашюта со свободными концами подвесной системы .

Тандем — 1. разновидность парашютных прыжков, при которой пассажир и инструктор прыгают с одним на двоих парашютом. 2. Парашютная система типа крыло большого размера с подвевсной системой , рассчитанной на парашютиста (тандем-мастера) и человека (начинающего парашютиста ).

Тормозной парашют — 1. парашют, предназначенный для торможения объекта до скорости, допустимой для введения в действие основного парашюта, тормозного парашюта следующего уровня или иных тормозящих систем. 2. Просто очень медлительный во всех отношениях парашют (см. Дуб ).

Точка выброски — точка на земле, над которой производится отделение парашютистов от летательного аппарата .

Точность приземления — дисциплина парашютного спорта . Целью работы на точность приземления является касание ногой парашютиста площадки приземления с как можно меньшим отклонением от заданной мишени диаметром 3 см.

Траверс — плоскость в пространстве, проходящая через цель и перпендикулярная створу .

Трекинг (тречка) — планирование парашютиста в свободном падении, без вингсьюта .

Трексьют — младший брат вингсьюта — специальный костюм, улучшающий качество тречки .

Уздечка — силовой элемент в виде петли или сшитых крест-накрест силовых лент , предназначенный для соединения полюсной части купола основного парашюта, камеры и чехла с другими частями парашютной системы.

Укладка — процесс, состоящий из большого числа последовательных действий, направленных на превращение распущенного парашюта в уложенный и готовый к роспуску. Производится по строгому алгоритму укладчиком.

Укладочная — помещение, предназначенное для укладки парашютов.

Укладчик — человек специально обученный для укладки парашютов для начинающих парашютистов , либо других парашютистов , не обученных этому.

Устройство рифления — конструктивное приспособление, предназначенное для снижения динамических нагрузок в процессе раскрытия парашюта (соты , газыри , камеры , чехлы, слайдеры , ленты рифления и др.)

Фал — та же веревка , но по научному и в смысле предмета. Те, кто еще более продвинут, называют веревку Static Line, что тоже самое, но по-буржуйски.

Формация — стая (часто рекордная) парашютистов в свободном падении или под куполами.

Фрифлай (от англ. free — «свободный(ая)» и fly — «муха») — направление парашютного спорта , в котором спортсмены-парашютисты выполняют свободное падение каким угодно образом за исключением классического положения «пузофлай».

Шланги гибкие — гибкие шланги. Ни с чем не спутаешь.

Шпилька — металлический стержень, применяемый обычно для зачековки клапанов ранца . Вставляется в металлический конус или мягкую петлю.

Шпилька гибкая — шпилька, свитая из проволоки, применяемая в качестве блокирующего приспособления в ППК-У.

Электроноль — электрическое устройство, используемое для точного определения результатов работы на точность приземления .

Наиболее часто встречающиеся в парашютной терминологии сокращения

АПА — аэродромного питания автомобиль
БП — беспорядочное падение
ВЛК — врачебно-летная комиссия
ВПП — взлетно-посадочная полоса
ГСМ — горюче-смазочные материалы
Д — десантный
КВК — конус возможностей купола
КДП — контрольно-диспетчерский пункт
КЗУ — кольцевое замковое устройство
ЛА — летательный аппарат
ЛТП — лечебно-тренировочный прыжок
МКС — многокупольная система
ОП — основной парашют
ОСК — отцепка свободных концов
ОСКД — ОСК с доработкой
ПВ — парашют водолаза
ПДП — парашютно-десантная подготовка
ПДС — парашютно-десантная служба
ПЗ — парашют запасной
ПЛП — парашют летчика-планериста
ПО — планирующая оболочка
ППК-У — полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный (см. страхующий прибор )
ПСН — парашют специального назначения
ПТЛ — парашют тренировочный летчика
ПС — парашютная служба
РП — руководитель полетов, руководитель прыжков
РПП — руководство по парашютной подготовке
СКП — стационарный командный пункт
ТЗК — труба зенитная командирская
ТНК — траектория нейтрального купола
УТ — учебно-тренировочный
ФАИ — Международная Авиационная Федерация
ЧП — чрезвычайное происшествие
ШВП — шаровой вытяжной парашют
GPS — джипиэска (global positioning system)

В отличие от круглых куполов, «крыло» имеет вы­тянутую форму - прямоугольную или эллиптическую, которая по конструкции принципиально мало отли­чается от жесткого крыла самолета. Обычно крыло не

Рис. 14. Конструкция крыла: 1- верхняя оболочка; 2 - нижняя оболочка; 3 - нервюра; 4 - лонже­роны, стрингеры: h - высота профиля; l" - размах, d - хорда

является монолитным, а состоит из двух оболочек, не­рвюр (вертикальных силовых элементов) и лонжеро­нов (продольных силовых элементов). Роль оболочек очевидна. Форма нервюр определяет профиль крыла, лонжероны (или стрингеры) обеспечивают продоль­ную прочность (рис. 14).

Составные части купола-«крыло»: две оболочки, нервюры, «уши», стропы, слайдер.

Оболочки - основные несущие поверхности купо­ла. Они изготавливаются из ткани с низкой или нуле­вой воздухопроницаемостью. В качестве лонжеронов выступают силовые ленты. Материал оболочки влияет на некоторые характеристики купола: ткань с нулевой воздухопроницаемостью (ZP-0) позволяет достигать максимально возможных летных характеристик (ско­рость, аэродинамическое качество), ткань с низкой воз­духопроницаемостью типа F-111 дает более стабильное и предсказуемое раскрытие парашюта, позволяет ис­пользовать купол большой площади при небольшой массе парашютиста и лучше подходит для планирова­ния на низких скоростях (например, при работе на точ­ность приземления). В задней части купола оболочки сшиты друг с другом, в передней части между ними есть промежуток (сопло), через который при планировании внутрь купола поступает воздух. На основных куполах-«крыло» посередине верхней оболочки имеется креп­ление для стренги вытяжного парашюта.

Нервюры - это вертикальные (иногда - наклон­ные) перемычки между оболочками. От формы нер­вюр зависит профиль крыла и его форма (рис. 15). На прямоугольных куполах все нервюры одинаковые, на эллиптических - одна или несколько нервюр по краям имеют меньшие размеры, чем центральная. Нервюры делятся на силовые и промежуточные. К си­ловым нервюрам крепятся стропы,


Рис. 15. Нервюра парашюта типа «крыло»

промежуточные всего лишь поддерживают форму профиля. Силовые нервюры делят купол на секции. При некоторых ре­жимах в разные секции купола поступает разное ко­личество воздуха, и, чтобы обеспечить равномерное распределение давления воздуха внутри купола, нервю­ры шьют из менее плотной, чем на оболочках, ткани" либо в них делают конструктивные отверстия.

Так как купол изготовлен из мягкого материала, в наполненном состоянии под напором воздуха его форма не может строго соответствовать чертежам, ис­кажения неизбежны. Можно только попытаться сде­лать их не очень значительными. Для того чтобы купол сохранял более правильный профиль, на тонкопро­фильных скоростных моделях парашютов используют косые (диагональные) нервюры. Чаще всего они пред­ставляют собой треугольные косынки, соединяющие верхнюю оболочку с нижней частью силовых нервюр, в местах крепления строп. Дополнительные косые нер­вюры, а также большее количество промежуточных нервюр, как несложно догадаться, увеличивают укла­дочный объем купола, то есть его размеры в уложен­ном виде.


Секция - части купола между двумя силовыми нер­вюрами. На большинстве куполов секция имеет одну промежуточную нервюру. На куполах с косыми нервю­рами структура секции чаще всего содержит две про­межуточные и две косые нервюры. Количество секцийзависит от удлинения купола. Современные парашю­ты с относительно небольшим удлинением делают семисекционными, с большим - девятисекционными. Существуют отдельные экземпляры, имеющие один­надцать секций. Некоторые старые образцы куполов имели 5 секций, из-за низкого аэродинамического ка­чества в настоящее время такие модели не изготавлива­ются. Косонервюрники, секции которых отличаются от обычных, называют 21- или 27-секционными, в таком обозначении секцией считают часть купола между дву­мя соседними вертикальными нервюрами, не разли­чая силовые и промежуточные.

На рис. 16 показаны варианты структуры секций. В левом столбце изображена общая схема данного клас­са куполов, в среднем - поперечный разрез, показы­вающий расположение нервюр, в правом - вид купола спереди с учетом формы сопел, частично прикрытых тканью верхней оболочки. Классический семисекци-онный купол имеет толстый профиль и большие, от­крытые сопла (рис. 16, схема а). У скоростного купола Icarus Safire (рис. 16, схема б) более тонкий профиль, его сопла частично прикрыты для улучшения аэроди­намики, оставшейся площади отверстий достаточно для забора необходимого количества воздуха. У эллип­тических скоростных куполов высшего класса Icarus Crossfire и Atair Competition Cobalt (рис. 16, схемы в, г, рис. 17) та же структура секций, но их сопла сильно закрыты для уменьшения лобового сопротивления. Еще более тонкий профиль и особую структуру сек­ций имеют косонервюрники. В традиционном опре­делении Icarus Extreme FX (рис. 16, схема д) можно назвать семисекционным, но, так как каждая секция его делится на три части, его принято называть 21-сек­ционным. Аналогично 9-секционный Atair Onyx (рис. 16, схема ё) называют 36-секционным. Купола с косыми нервюрами имеют самую совершенную аэро­динамику, тонкий и правильный профиль, очень не­большие сопла.

Сопло - отверстие в передней части секции для по-ступания воздуха внутрь купола (рис. 18). На низких скоростях планирования при небольшом встречном на­поре в купол поступает относительно немного воздуха, и парашюты, предназначенные для работы в таких ре­жимах (например, классические), имеют большие от­крытые сопла. На больших скоростях для поддержания высокого давления вполне достаточно небольших от­верстий, при этом желательно улучшить обтекаемость передней части купола, поэтому на скоростных купо­лах сопла, как правило, частично закрывают тканью верхней оболочки или дополнительными косынками из того же материала, что и оболочки (рис. 16, схемы в-е)

Рис. 16. Структура секций различных куполов: и - Parafoil (классический); б - Safire (скоростной); в - Crossfire (эллипс пысшсго класса); г - Competition Cobalt (свуперский эллипс); д - Extreme FX (21-секционный косонервюрник); е - Опух (36-секционный косонервюрник)

Рис. 17. Competition Cobalt

Рис. 18. Нервюры разных куполов:

и - классический (точностной) купол; б - скоростной тонкопрофильный купол; в - параплан (приведен для сравнения). Размерными линиями показаны размеры и расположение сопел

Для поддержания давления в скоростном куполе на низких скоростях были придуманы воздушные клапа­ны: (airlocks) (рис. 19). Они впускают воздух внутрь и ограничивают его выход наружу. Купол с клапанами труднее ввести в свал, он сохраняет устойчивость на низких скоростях и менее восприимчив к турбулент­ности встречного воздуха. Правда, такой купол слож­нее укладывать и он не сдувается после приземления, что может вызвать проблемы при сильном ветре. К тому же если купол отцепили в воздухе, он не складывается, как другие купола, и может улететь далеко. Наличие клапанов несколько увеличивает укладочный объем. И настоящее время отношение к такой доработке не­однозначно и существует лишь несколько моделей ку­полов с клапанами.

Рис. 19. Схема купола с клапанами (airlocks)

Стропы. Для поддержания необходимого профиля парашюту-«крыло» недостаточно строп только по кон­туру купола, как на круглых парашютах, поэтому его стропы равномерно распределены по всей площади купола. На рис. 20 приведена схема одного из вариан­тов крепления строп. Стропы на данной схеме при­креплены в местах пересечения линий, кроме задней кромки. К задней кромке крепятся только лучи строп управления, они показаны на схеме. К середине зад­ней кромки строп не прикрепляют. Цифрами на схеме обозначены ряды строп. Первый ряд расположен на передней кромке купола, остальные ряды равномерно распределены от «носа» до «хвоста». Большинство современных парашютов имеют четыре ряда строп. На эллиптических куполах боковые секции короче центральной, поэтому одна-две крайние нервюры, как правило, имеют только три ряда строп. По иностран­ной классификации 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ряды строп обо­значают соответственно: каскад А, В, С, D.

Рис. 20. Схема расположения строп на куполе (один из вариантов). 11ифрами обозначены ряды строп, жирными точками (а) - места креп­ления строп; б - лучи стропы управления; в - стропа управления

Парашют-«крыло» двигается, вниз за счет силы тя­жести. Сопротивление воздуха обеспечивает ему по­стоянную скорость снижения. За счет того, что купол наклонен к горизонту и отклоняет встречный воздух, возникает движение купола по горизонтали. Наклон купола обеспечивается разницей длин строп разных рядов: стропы первого ряда самые короткие, каждый последующий ряд длиннее предыдущего (рис. 21).