Полное раскрытие темы победа и поражение. Согласны ли вы с тем, что победа над слабым подобна поражению

Предлагаем коллекцию тезисов, которые можно использовать в качестве вступлений и заключений к сочинению о победе и поражении .

Обратите внимание, что ни один из предложенных абзацев не может подойти к любой формулировке темы. Универсальных вступлений вообще не существует. Думайте при выборе подходящего вступления.

1) Всякий, кто вступает в борьбу, понимает, что может как победить в ней, так и проиграть. Но не станут ли завтра те действия, которые привели нас к победе, причиной поражения? Нередко мы понимаем, что сегодняшняя победа - только отсрочка завтрашнего поражения. Значит ли это, что бороться вообще не стоит? В конце концов, нас всех ждет поражение – смерть. И каждый день нашей жизни – лишь временная победа, которая только отодвигает наше поражение. Но знание этого ведь не заставляет нас немедленно покончить с собой!

2) Если победа всегда лучше поражения, то этого нельзя сказать о победителе и побежденном. Обычно, конечно, победителям завидуют, восхищаются ими, им пытаются подражать. Но нередко встречается и обратное, когда восхищаются вовсе не победителем, а потерпевшим поражение. Часто бывает так, что проигравший в гораздо большей степени достоин уважения и восхищения, чем тот, кто победил их. Даже победители порой превозносят поверженного противника! Думается, мы найдем немало примеров этому в истории и литературе.

3) Наверное, у каждого из нас найдутся недостатки, от которых мы хотели бы избавиться, и слабости, которые мы бы желали преодолеть. Но чаще всего мы вынуждены бороться с ними не потому, что они мешают нам, а потому, что они мешают другим – друзьям, любимым, коллегам по работе, просто тем, кто нас окружает. Таким образом, те, кто заинтересован в преодолении наших недостатков, вольно или невольно, помогают нам достигнуть победы в борьбе с ними. Но гораздо больше мы ценим те победы над собой, которых мы достигли сами, без внешнего принуждения и помощи.

4) «Пиррова победа» - это победа, достигнутая неоправданно дорогой ценой. Но что это значит? Каждая победа имеет свою цену. Часто, ввязываясь в борьбу, люди не могут этой цены предугадать. И все-таки, даже дорого заплатив за победу, мы не жалеем об этом, если достигнутая нами победа окончательна, тогда как цена поражения однозначно бы гораздо выше. Так, советский народ дорого заплатил за победу над Гитлером, но поражение вообще привело бы его к гибели. Но что делать, когда борьба еще не закончена, а за сегодняшнюю победу уже заплачена такая цена, которая завтра почти наверняка приведет к поражению?

5) «Победителей не судят». Так сказала Екатерина Вторая, когда еще молодой Суворов одержал победу, нарушив приказ командующего. Действительно, часто победа (и не только военная), одержанная вопреки каким-то правилам, оправдывает их нарушение. Но не так обстоит дело в истории человеческих обществ, когда люди разных взглядов вступают в борьбу друг с другом. Нередко, избегнув суда при жизни, победители в такой борьбе попадают на суд потомков, в глазах которых их победы выглядят далеко не так радужно, а то и вовсе расцениваются как преступления.

6) Если бы отдельные люди и целые народы, вступали в сражение друг с другом, только тщательно взвесив свои силы и подсчитав шансы на успех, то человеческая история была бы гораздо менее жестокой. Но она была бы и гораздо менее драматичной и яркой: ведь тот, кто посчитал бы себя слабейшим, просто бы сдавался сильнейшему. К счастью (или к несчастью), мы руководствуемся не только разумом, но и чувствами, и желаниями, которые придают нам сил и потому часто решают исход борьбы в пользу более слабого. Одним из таких чувств является отчаянная жажда победы.

Одним из главных романов в теме "Победа и поражение" на итоговом сочинении большинство педагогов и не педагогов предлагают сделать "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. И это очень достойный выбор. Во-первых, Преступление и наказание поистине гениальный роман гениального писателя. Во-вторых, у Федора Михайловича скоро юбилей, возможно будет напечатано несколько новых работ по роману, с ними можно будет ознакомиться. Да и вообще прочитать хороший роман (пусть сложный, пусть занудный) весьма полезно для последующей жизни. Кстати, если очень лень читать Преступление и наказание, можно кино посмотреть. В СССР умели экранизировать классику близко к тексту. Я говорю о кулиджановском фильме 1969 года, хотя есть еще сериал 2007 года. можно напрячься, посмотреть обе версии и выделить то, чем они похожи и различаются.

Для итогового сочинения очень важно привести правильные тезисы и аргументы. Для начала вспомним. что это такое, потому что я, например, уже не смогу точно сформулировать
Те́зис - кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
Аргуме́нт (до́вод) - логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения - тезиса.

Тезисами сочинения о победе и поражении Раскольникова может выступать его теория. Студент Раскольников считал, что люди делятся на две категории: "Люди низшие" и "Собственно люди". Собственно люди могут делать с людьми низшими все, что угодно, потому что жизнь низшего человека не представляет никакой ценности. И, разумеется, Родион Романыч хотел бы видеть себя человеком из разряда Людей. Чтоб доказать свою значимость себе он убивает старуху. Причем первоначально Раскольников действует вполне рационально: один способ переноски топора вызывает восхищение. Однако преступление для Раскольникова не проходит гладко: и денег много он не добыл, и не потратил их так, как хотел. Более того - наш герой начинает задумываться о смысле убийства. А значит - сомневаться в своей сверхчеловечности.

В общем, тезис о том, что Раскольников - человек "право имеющий" никакими аргументами не подкрепляется. Поэтому сам Раскольников терпит поражение и признается в совершенном преступлении.
Отступление для пущей понятности: Теорию сверхчеловека разработал Ницше,
причем позже того, как эту же теорию развенчал Достоевский в
Преступлении и наказании. Во как бывает у этих философов. И да,
Достоевский это вполне себе философ, просто при этом гениальный
писатель.

И вот здесь - внимание - можно говорить уже о победе Родиона Раскольникова. Победе над собой. Победе над стереотипами. Победа и поражение в Преступлении и наказании близки и перетекают одно в другое.

Здесь же, в теме Победы и Поражения можно вспомнить о православном убеждении Федора нашего Михайловича и выдать на-гора тезис о том, что с помощью христианского смирения и происходит в нашей жизни главная победа - над собой. Стоит тут вспомнить и таинство покаяния, к которому близко признание Раскольникова в преступлении.

Это лишь немногие тезисы и аргументы к сочинению по теме Победа и поражение. Можно еще подумать и напридумывать стопицот штук. Удачи, юные мои друзья!

Эти два морально-этических понятия полярны по своей сути. Многие, услышав слово победа, сразу представляют успех в великих сражениях, в войне. Однако преодоление себя, победа человека над самим собой, над своими слабостями, над страхом перед тяжёлыми испытаниями, внезапно обрушившимися на него, на мой взгляд, самое важное значение этого слова. Всегда ли такая победа даёт исключительно положительный результат?

Военная проза шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века дала немало примеров, где величие подвига сопровождалось и горечью поражений.

Герой повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...", Федот Васков, молодой комендант тихого разъезда в советской глубинке, был недоволен поведением солдат, поэтому ему выслали новых бойцов: девушек-добровольцев, многие из которых только закончили школу. Находясь в самовольной отлучке, одна из бойцов взвода, командир отделения Рита Осянина, обнаруживает в лесу двоих немцев-диверсантов.

Вернувшись в расположение взвода, она докладывает об этом старшине Васкову, и тот принимает решение остановить вражескую группу.

Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват диверсантов, возможной целью которых являются Кировская железная дорога и Беломорский канал. Маленькие, хрупкие девушки-зенитчицы проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Когда команда притворялась лесорубами, Женя Комелькова бросилась в ледяную воду и беззаботно купалась, изображая беспечность, чтобы отвлечь немцев, усыпить их бдительность. А ведь это могло стоить ей жизни! Этот поступок-огромная личная победа для неё.

Позже Женя убивает прикладом фрица, который набросился с ножом на Федота Евграфовича. Любое убийство противно, а женщине-вдвойне, тем не менее, она не растерялась. В конце повести Женя принимает героическую смерть, уводя немцев от старшины и тяжело раненой боевой подруги, Риты Осяниной. Рита, понимая что рана слишком серьёзна, собралась с силами и совершила самоубийство.Это далеко не поражение, это-её маленькая победа. Она не хотела стать обузой для Федота, который итак был морально подавлен.

Все героини погибли в неравной схватке с врагом, защищая свою Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца.

Федот Евграфыч, несмотря на то, что он выжил, самая трагическая фигура повести.

Он, прежде всего, комендант, а значит, строго дисциплинирован, собран, безукоризненно выполняет приказы руководства. Как старший по званию, он даёт девушкам указания, что они должны сделать, и требует их выполнения. С другой стороны Федот понимает, что перед ним неопытные бойцы, женщины, и старается как может, чтобы уберечь их. Ведь женщина - это хранительница очага, продолжательница рода, которая является символом жизни, тепла и уюта. Война забрала всех...Девушки погибли одна за другой. Васков не сумел уберечь девочек, из-за чего он корит себя, не может себе этого простить. Морально подавленный, уставший, он смог собраться с силами, добрался до места отдыха немцев и несмотря на то, что хотел расправиться с ними на месте, оставляет фрицев в живых и берёт их в плен, чтобы впоследствии получить ценные сведения от пленённых диверсантов. Диверсантам не удалось подорвать Кировскую железную дорогу и дойти до Беломорского канала. Это победа, не только для Васкова, но и для его Родины.

В то же время великий подвиг обернулся для него мучительным поражением, девушки-погибли...

Похожим трагическим финалом сопровождаются заключительные страницы романа Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и Дети". Делая вскрытие тифозного трупа, герой романа Базаров порезался, и через рану заразился тифом. С течением времени ему становилось всё хуже и хуже, он постепенно угасал. Поведение Базарова перед смертью отражает перемены, которые произошли внутри него.Он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно. Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь к нему. Он впервые начинает задумываться о существовании бога, хотя раньше категорически отрицал его. Герой понимал, что скоро умрёт, в то же время он сожалеет, что так рано уходит из жизни. Базарову было важно встретиться с Одинцовой, он окончательно принял собственную любовь к ней. Всё это говорит о том, что принципы отрицания всего, по которым жил герой, разрушены и он признал этот факт. Это победа Базарова над самим собой, ведь именно глубокая приверженность к нигилизму, из-за которого он отрицал общечеловеческие ценности, необходимые для полноценной жизни, погубила его. В то же время столь позднее осознание действительности является поражением героя, он уже обречён, и скоро уйдёт из жизни.

В заключение хочется сказать, что в жизни любого человека победы и поражения играют серьёзную роль, так как трудно пройти жизненный путь без побед и поражений.Победить самого себя-значит побороть себя, свои сомнения и страхи, преодолеть неуверенность, которые мешают в достижении какой-либо цели, признать свои ошибки. А это даётся человеку нелегко, поэтому на это способны только стойкие, смелые личности. Победа над собой не всегда даёт положительный результат в силу различных жизненных обстоятельств, таких как смерть и война.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва)

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение. Тематическое направление «Победа и поражение» В сочинениях по данному направлению можно порассуждать о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском и психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных.

6 слайд

Описание слайда:

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие- душевная подлость» Л.Н Толстой

7 слайд

Описание слайда:

Победа и поражение. Афоризмы по теме Нужно уметь проигрывать. Иначе нельзя было бы жить. э. М. Ремарк Успех-это всегда чьё-то поражение. Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя Эрнест Хемингуэй

8 слайд

Описание слайда:

Примерные темы сочинений Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Самая главная победа-победа над самим собой. Победы можно быстро добиться, самое трудное-её закрепить. Победа над страхом придаёт человеку силы. Чтобы выиграть «войну», иногда нужно проиграть «бой». Поражение помогает понять себя.

9 слайд

Описание слайда:

Как написать вступление по теме? Вступление первое. Победа и поражение…В человеческой жизни они всегда существуют рядом. Каждый из нас стремится добиться определённого успеха, одержать победу и закрепить её. Жизненный путь любого человека очень труден. Это, как правило, путь побед и поражений. Человек стремится к тому, чтобы меньше допускать ошибок, которые приводят его к полному поражению. В жизни мы тяжело переживаем любое поражение. Это достаётся очень трудно, так как человек находится в сложном положении. Но бывает и другая ситуация, когда человек одерживает победу, которая потом оказывается полным поражением. Бывает и третья ситуация, когда человек одерживает не одну победу и умеет всегда закрепить этот успех. Почему же так происходит в жизни?

10 слайд

Описание слайда:

Переход от вступления к основной части сочинения Эти и другие вопросы, связанные с проблемой победы и поражения, всегда были интересны мировой литературе. Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» мы видим, какой трудный жизненный путь проходят его любимые герои-это путь путь исканий, путь побед и поражений. Анализируем страницы романа с точки зрения того, какие победы одерживали в жизни князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, через какие неудачи и поражения они прошли.

11 слайд

Описание слайда:

Второй аргумент к основной части сочинения А в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом, попавшим в плен к немцам. Да, плен –это страшное поражение. Но мы убеждаемся в том, что автор рассказа, показывая такую сложную жизненную ситуацию, подчёркивает, что поражение оказывается высокой нравственной победой русского человека. В сцене допроса поражение Андрея Соколова становится его нравственной победой, когда комендант лагеря военнопленных под Дрезденом Мюллер восхищается достоинством, мужеством и стойкостью пленного и высоко оценивает его за это- сохраняет жизнь, называет его настоящим русским солдатом.

12 слайд

Описание слайда:

Заключение к сочинению Итак, какой же вывод можно сделать? К чему привели меня рассуждения по книгам Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова? Перечитывая и вспоминая страницы этих произведений, прихожу к выводу о том, что в жизни любого человека проблема победы и поражения играет серьёзную роль, так как трудно пройти жизненный путь без побед и поражений. И то, как человек переносит победу и поражение, полностью зависит от него самого, от его характера. Это очень важно в жизни каждого из нас. Так пусть же в нашей реальной жизни будет больше таких людей, которые одерживают победы, чем терпят поражение.

13 слайд

Описание слайда:

Чацкий. Кто он? Победитель или побеждённый? В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим, что Чацкого мало кто понимает в доме Фамусова. Герой со своими взглядами оказался совсем не ко двору. Московский свет выносит Александру Чацкому свой приговор: сумасшествие. А когда герой произносит свою главную речь, его никто не хочет слушать. Что это? Поражение Чацкого? Писатель И.А. Гончаров в очерке «Мильон терзаний» утверждал, что Чацкий-победитель. Почему к такому выводу пришёл автор очерка? С Гончаровым трудно не согласиться: ведь Чацкий встряхнул застойное московское общество, разрушил надежды Софьи, пошатнул положение Молчалина. А это и есть настоящая победа!

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери» Личность австрийского композитора Моцарта итальянец Сальери воспринимает как какое-то чудо, которое опровергает всю его жизнь как человека и композитора. Сальери мучается и терзается, так как безумно завидует великому Моцарту. Итальянец-сухой человек, эгоистичный, рассудочный, страшно завистливый. Он отравил австрийского гения. Фактическая победа достаётся Сальери. Но чего же добился итальянский композитор? Ведь он понимает и осознаёт превосходство Моцарта над собой, чувствует великую силу его таланта и великую силу его музыки. Убив Моцарта, Сальери не смог освободиться от той страшной зависти, которая является источником его настоящей нравственной пытки. Он утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, его душу сжигает зависть и гордыня. А жизнь в таком психологическом состоянии- пытка, это и есть настоящее поражение.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Теория Раскольникова и её крах Читая роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание», мы узнаём, что мысль о спасении мира заставила Раскольникова создать собственную теорию. В качестве жертвы он выбирает старуху-процентщицу. Идея не даёт герою покоя. Всё, что происходит вокруг, подталкивает Раскольникова к убийству старухи. Благородное преступление оборачивается кровавым убийством. Убийство-страшное преступление, его невозможно рассчитать. Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую смиренную Лизавету. Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшно терзается. Антигуманные мысли и дела никогда не могут служить во благо человечеству. Счастье невозможно построить на крови, жестокости и насилии. Поэтому эта теория потерпела крах. Это полное поражение Раскольникова. Он приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». И, читая страницы романа, мы чётко осознаём и понимаем, что только через гуманное начало человечество может подняться и возвыситься, что другой дороги нет и быть не может.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Поражение и победа старого рыбака Сантьяго Старый рыбак Сантьяго-герой повести американского писателя, лауреата Нобелевской премии Эрнеста Хемингуэя. Сантьяго прожил очень трудную жизнь, у него не было семьи. У кубинского старика есть верный друг-мальчик Манолино. Восемьдесят четыре дня старик возвращался ни с чем. А на восемьдесят пятый день все его усилия были вознаграждены. Рыба тянула старика с лодкой вперёд. Впервые ему пришлось сражаться с такой огромной рыбой. Обессиленный Сантьяго побеждает. Когда рыбак мужественно охранял рыбу от акул, которые наскакивали целыми стаями, он потерял гарпун. Старик притянул к берегу лишь огромный скелет. «Они одолели меня, Манолин»,- сказал рыбак мальчику.

21 слайд

Описание слайда:

Что же показал Эрнест Хемингуэй? О чём заставляет задуматься его повесть «Старик и море»? Чем всё закончилось? Победой или поражением? Безусловно, победой! Это была не просто победа, а победа человеческого духа, выносливости и мужества. Находясь в открытом море, Сантьяго разговаривал сам с собой и говорил: «Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя». Как здорово сказано! Повесть американского писателя о человеке, который не сдаётся. Поединок старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, оказал на писателя огромное впечатление. И он решил рассказать о достоинстве человека, о горе и счастье победителя. Тема победы и поражения в повести обретает особую роль. Старик побеждает не только рыбу, но собственную слабость, усталость и старость.

Примерные тезисы сочинения

Победа и поражение.

Именно такой будет одна из тем сочинений по литературе на ЕГЭ — 2017.Согласитесь, что тема очень широкая. Человек побеждает сам себя, ставя цели и преодолевая их. И народ побеждает противника в войнах и сражениях. Поражения одних делают сильнее, заставляя идти вперёд, а других они просто могут сломить.

По данному направлению можно ожидать самые различные формулировки тем. Попытаюсь высказать свои предположения, какими могут быть общие тезисы сочинений.

Размышления по теме: «Победа и поражение»

  • Победа. Каждому человеку свойственно желание испытать это опьяняющее чувство. Ещё ребёнком мы чувствовали себя победителем, когда получали первые пятёрки. Становясь старше, ощущали радость и удовлетворение от достижения поставленной цели, победы над своими слабостями — ленью, пессимизмом, может, даже равнодушием. Победа придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Всё вокруг кажется таким прекрасным.
  • Победить может каждый. Нужны сила воли, стремление к успеху, желание стать яркой, интересной личностью.
  • Конечно, своеобразную победу испытывает и карьерист, получив очередное продвижение по службе, и эгоист, добившийся каких-то благ, принеся боль окружающим. А уж какую «победу» испытывает жадный до денег человек, когда слышит звон монет и шелест купюр! Что ж, каждый сам решает для себя, к чему он стремится, какие цели ставит, поэтому и «победы» могут быть совсем разными.
  • Человек живёт среди людей, поэтому мнение окружающих для него не бывает безразличным, как бы ни хотели некоторые это скрыть. Победа, оценённая людьми, приятнее во много раз. Каждый хочет, чтобы его радость раздели окружающие.
  • Победа над собой — это становится для некоторых способом выживания. Люди с ограниченными физическими возможностями каждый день совершают усилия над собой, стремятся добиться результатов ценой неимоверных усилий. Они — пример для остальных. Выступления спортсменов на паралимпийских играх поражают тем, как велика воля к победе у этих людей, как сильны они духом, как оптимистичны, несмотря ни на что.
  • Цена победы, какова она? Верно ли то, что «победителей не судят»? Над этим тоже можно поразмышлять. Если победа досталась нечестным путём, то грош ей цена. Победа и ложь, жесткость, бессердечность — понятия, исключающие друг друга. Только честная игра, игра по правилам нравственности, порядочности, только такая приносит истинную победу.
  • Одержать победу нелегко. Многое необходимо сделать, чтобы добиться её. А если вдруг поражение? Что тогда? Важно понимать, что в жизни много сложностей, преград на пути. Уметь преодолевать их, стремиться к победе даже после поражения — вот что отличает сильную личность. Страшно не упасть, а не встать потом, чтобы достойно идти дальше. Падать и вставать, ошибаться и учиться на своих ошибках, отступать и идти дальше — только так нужно стремиться жить на этой земле. Главное — идти вперёд, к своей цели, и тогда победа обязательно станет наградой.
  • Победа народа в годы войны — это признак сплочённости нации, единства людей, имеющих общую судьбу, традиции, историю, единую родину.
  • Сколько великих испытаний пришлось испытать нашему народу, с какими только врагами не пришлось бороться. Миллионы людей погибли в годы Великой Отечественной войны, отдав свои жизни за Победу. Её ждали, о ней мечтали, её приближали.
  • Что давало силы выстоять? Конечно, любовь. Любовь к родине, близким и любимым людям.
  • Первые месяцы войны — череда сплошных поражений. Как тяжело было осознавать, что враг продвигается по родной земле всё дальше, подходит к Москве. Поражения не делали людей беспомощными, растерянными. Наоборот, они сплачивали народ, помогали понять, как важно собрать все силы для отпора врагу.
  • А как все вместе радовались первым победам, первому салюту, первым сводкам о разгроме врага! Победа стала единой для всех, каждый внёс в неё свою долю.
  • Человек рождён побеждать! Даже сам факт его появления на свет — это уже победа. Нужно стремиться быть победителем, нужным человеком для своей страны, народа, близких и любимых людей.